Звуковая схема слова – как составить, схема разбора и анализ, примеры

Что такое звуковой анализ слова? Печатная консультация для родителей.

Ольга Гордеева
Что такое звуковой анализ слова? Печатная консультация для родителей.

ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?

Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный – Исогласный, звонкий – глухой, мягкий твердый)

Звуковая схема слова – это последовательность квадратиков – символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове.

КАК ВЫПОЛНЯТЬ С РЕБЕНКОМ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?

Звуковой анализ выполняется путем последовательного выделения голосом звуков в слове и их характеристики.

Сделаем звуковой анализ слова ДОМ:

1. Выделим голосом первый звук:

ддд-ом – первый звук Д – он согласный, звонкий, твердый – обозначим его синим квадратиком с колокольчиком.

2. Выделим голосом второй звук :

д – ооо – м – второй звук О – он

гласный – обозначим его красным квадратиком.

3. Выделим голосом третий звук:

до –ммм – третий звук М – он согласный, звонкий, твердый – обозначим его синим квадратиком с колокольчиком.

В слове ДОМ 3 звука, 2 согласных и 1 гласный.

Согласные звуки Д и М.

Гласный звук О.

Назовем звуки по порядку: Д О М.

Напишем слово буквами:ДОМ

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА КИТ

1. Выделим голосом первый звук:

кькькь – ит – первый звук Кь – согласный, глухой, мягкий, обозначим зеленым квадратиком.

2. Выделим голосом второй звук – кииит, второй звук И, Обозначим его красным квадратиком.

3. Выделим голосом третий звук – киттт,третий звук Т, он согласный, глухой твердый, обозначим его синим квадратиком.

В слове кит 3 звука: 2 согласных и 1 гласный. Согласные Кь и Т. Гласный И. Назовем звуки по порядку Кь, И, Т.

ПОДСКАЗКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Буквы, обозначающие звонкие звуки:

М, Б, Г, Д, Н, В, Ж, Л, Р, З, Й.

Буквы, обозначающие глухие звуки:

П, К, Х, Т, Ф, Ш, С, Ч, Щ, Ц.

Звонкий или глухой звук дети определя-ют положив руку на горло. Если во время произнесения звука «горло звенит»звук звонкий. Если «не звенит» – глухой

Буквы, обозначающие всегда твердые звуки: Ш, Ж, Ц.

Буквы, обозначающие всегда мягкие звуки: Щ, Ч, Й.

Остальные буквы могут обозначать два звука твердый и мягкий: Т и Ть, П и Пь, К и Кь, Д и Дь и т. д.

Мягкость и твердость звуков дети

определяют на слух:

МЕЛЬ – звук ль мягкий.

МЕЛ – звук л твердый.

КОТ – звук К твердый.

КИТ – звук Кь мягкий.

Родителимогут проконтролировать следующим образом:

Если на письме после согласной буквы пишутся А, О, У, Ы, Э – то она обозначает твердый звук.

Если на письме после согласной буквы пишутся буквы Е, Ё, Ю, Я – то она обозначает мягкий звук.

Звуков Е,Ё,Ю,Я – не бывает, это гласные буквы, обозначающие мягкость согласного на письме.

Звонкие согласные звуки на конце словв речи оглушаются и заменяются парным глухим : Д – Т, Г – К, Б – П, Ж – Ш, В – Ф, З – С.

Пишем ЛЁД – говорим [ЛЁТ]

Пишем НОЖ – говорим [НОШ]

Пишем СНЕГ – говорим[ СНЕК]

Буквы Е, Ё, Ю, Я, стоящие в слове после согласной обозначают соответственно звуки Э, О, У, А.

Все это необходимо учитывать при выполнении звукового анализа слова.

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Читайте также:
Как пишется чувство - значение, состав слова и его правописание

Семинар-практикум для родителей Тема: «Звуко-буквенный анализ слова» Семинар-практикум для родителей Тема: «Звуко-буквенный анализ слова» Цель: уточнение представлений родителей о процессе обучения грамоте.

Русский язык

План урока:

Фонетический разбор – что это такое?

Слово «фонетика» пришло в русскую речь из греческого языка. В переводе означает «звук».

Что изучает фонетика

Наука «фонетика» изучает звуковой состав языка, историю происхождения разных звуков, а также характеристику каждого звука.

Фонетика подробно рассматривает, какие органы речи человека участвуют в образовании того или иного звука: губы, язык, зубы, нёбо.

Так, например, мы уже знаем, что звуки делятся на гласные и согласные. В образовании гласных принимает участие голос, согласных – голос и шум или только шум.Всего в русском языке 6 гласных и 36 согласных. Согласные звуки делятся на две группы.

1 группа «Твёрдые и мягкие согласные»

2 группа «Звонкие и глухие согласные»

Звуки, соединяясь друг с другом, образуют слоги и слова. С помощью звуков мы различаем слова в речи. Можно поменять всего лишь один звук в слове, и его значение полностью меняется:

  • кот (животное) –код (шифр);
  • мак (цветок)– маг (волшебник);
  • порт (место для стоянки морского транспорта)– корт (площадка для игры в теннис).

Фонетика рассматривает также, в какой позиции находятся звуки: сильной или слабой. Позиция для звука считается сильной, если он произносится отчётливо.

Сильная позиция для гласного – нахождение звука под ударением:варе́нье, го́сти, ноя́брь. Все безударные звуки в этих и других словах занимают слабую позицию.

Для согласного звука позиция является сильной, если рядом расположены гласные звуки: молоточки, вьюга, нога, дороги. Каждый согласный произносится чётко, не возникает сомнений в написании.

Согласный находится в слабой позиции, если:

Проверяют правописание, изменяя слово, чтобы после слабой согласной стоял гласный звук: молоток – молотки, друг – у друга, бязь – из бязи, ошибка – ошибочка, ложка – ложечки. Если такой способ не подходит, то написание слова запоминаем и проверяем в орфографическом словаре.

Звуки на письме отображаются в виде букв.

Порядок фонетического разбора слова

Слово часто произносится совсем не так, как пишется. Например: пишем «молоко», «шоколад», а произносим «малако», «шакалат». Фонетический разбор слова, по-другому, звуковой анализ, помогает понять, разницу между звуками, которые мы произносим, и буквами, которые пишем. Звуковую запись слова делают с помощью транскрипции.

Послушаем академика Звуковеда, как правильно выполнить эту работу.

Примеры от академика Звуковеда:

Важно правильно записывать слово в транскрипции:

  • гласные и согласные в сильной позиции пишутся так, как слышатся;
  • обязательно ставится ударение;
  • звуки в слабой позиции записываются, как произносятся;
  • мягкость согласных обозначается знаком в виде запятой справа над буквой.

Цветовая схема слова

Ребята, а вы знаете, что звуки имеют свой цвет? Наш гость сказочный художник Карандаш расскажет об этом подробнее.

Теперь слово можно записать в виде цветных квадратиков:

Ребята, согласные звуки произносятся слитно вместе с гласными, которые стоят за ними: каша, Буратино. Это явление носит название слияние звуков. Давайте узнаем, как Карандаш предлагает обозначать слияние согласного с гласным в цветовой схеме.

Чёрная чёрточка сверху – знак ударения. Он ставится над гласной в сильной позиции. В цветовой схеме используют ещё один знак (прямая вертикальная чёрная черта): разделение слова на слоги.

А вот как записываются в цветовой схеме йотированные буквы, которые дают два звука:

Звук [й’] согласный и мягкий. Поэтому в схеме обозначается зелёным цветом. Он сливается с гласной [о], в схеме слова эти звуки делят один прямоугольник на две части.

Читайте также:
Деепричастие - правописание части речи, на какие вопросы отвечает

Число букв и звуков в словах

Ребята, используя цветовую схему слова, вам не составит труда дать характеристику каждому звуку, подсчитать количество букв и звуков.

Вы уже знаете из предыдущих уроков, что в словах может наблюдаться несовпадение количества звуков и букв. Рассмотрим, в каких случаях это происходит.

  • Если в слове имеется мягкий знак Ь: мышь, пальчик. Запишем транскрипции слов, подсчитаем количество букв и звуков в словах: [мыш] (4 буквы, 3 звука), [пал’ч’ик] (7 букв, 6 звуков). Звуков меньше, чем букв.
  • Если в слове имеются йотированные буквы, которые образуются двумя звуками: согласным [й]и гласными:[а], [у], [о][э]. Пример:ёлка [й’олка] (4 буквы, 5 звуков), юг [й’ук] (2 буквы, 3 звука), ягода [й’агада] (5 букв, 6 звуков). В этих примерах звуков больше, чем букв.

Кроме Ь, не имеет звука буква Ъ. Но твёрдый знак не изменяет количество звуков в словах. За ним следуют йотированные гласные, у которых 2 звука, поэтому число букв и звуков в словах с Ъ может совпадать: подъезд [падй’эст] (7 букв, 7 звуков), отъезд [атй’эст] (6 букв, 6 звуков).

Ребята, друг Карандаша, сказочный изобретатель Самоделкин предлагает потренироваться в выполнении заданий, связанных с темой нашего урока.

Практические упражнения

Задание 1.

Соотнесите слово хозяйка со схемами, сделайте правильный выбор.

Задание 2.

Запишите транскрипцию отгадки и составьте цветовую схему слова. Сколько букв в слове? Сколько звуков? Сколько слогов?

Задание 3.

Рассмотрите цветовую схему. Подберите слова, которые этой схеме соответствуют.

Список слов: метель, бочка, шофёр, стол, тюлень, ведро, кресло, капель. Сколько слов подходит для данной схемы?

Задание 4.

Соедините стрелкой цветовые схемы с подходящими по звуковому составу словами.

Правильные ответы:

Задание 1. Схема под цифрой 3.

Задание 2. Сорока. [сарока], 6 букв, 6 звуков, 3 слога.

Задание 3. Метель, тюлень, капель.

Ребята, наш урок закончился. Волшебные человечки Карандаш и Самоделкин прощаются с вами. Вам осталось сделать самопроверку знаний – пройти тестирование.

Звуко-буквенный (фонетический) разбор слова

Звуко-буквенный раз­бор сло­ва — это харак­те­ри­сти­ка зву­ко­во­го и бук­вен­но­го соста­ва сло­ва. Чтобы его выпол­нить, пишет­ся тран­скрип­ция — точ­ная запись зву­ко­во­го соста­ва слова.

Звуко-буквенный раз­бор сло­ва необ­хо­дим для осо­знан­но­го овла­де­ния рус­ским язы­ком, гра­мот­но­го напи­са­ния слов, осо­бен­но в тех слу­ча­ях, когда в сло­вах есть без­удар­ные глас­ные, непро­из­но­си­мые соглас­ные, бук­вы, обо­зна­ча­ю­щие два зву­ка, бук­вы, не обо­зна­ча­ю­щие зву­ков и пр.

Фонетический раз­бор выпол­ня­ет­ся в несколь­ко эта­пов. Звуко-буквенный раз­бор пред­по­ла­га­ет деле­ние сло­ва на сло­ги в соот­вет­ствии с коли­че­ством глас­ных зву­ков, поста­нов­ку уда­ре­ния, запись зву­ча­ния сло­ва. Затем про­во­дит­ся фоне­ти­че­ский ана­лиз каж­до­го зву­ка. Фонетический раз­бор завер­ша­ет­ся под­сче­том коли­че­ства букв и звуков.

Буквы и звуки

Чтобы пра­виль­но выпол­нить звуко-буквенный раз­бор сло­ва, научим­ся раз­ли­чать, что на бума­ге мы видим бук­вы, а когда про­из­но­сим сло­во, то слы­шим зву­ки. Буквы — это гра­фи­че­ские зна­ки, с помо­щью кото­рых мож­но обо­зна­чить зву­ки речи.

В рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют глас­ные и соглас­ные звуки.

Гласные буквы и звуки

Гласные зву­ки обра­зу­ют­ся при сво­бод­ном про­хож­де­нии воз­ду­ха изо рта. Они состо­ят толь­ко из голо­са. В рус­ском язы­ке имеются

Гласные зву­ки [а], [о], [у], [э], [ы] зву­чат после твер­дых соглас­ных зву­ков, а бук­вы «и», «е», «ё», «ю», «я» и «ь» обо­зна­ча­ют, что преды­ду­щий соглас­ный звук явля­ет­ся мяг­ким. Эта фоне­ти­че­ская мяг­кость обо­зна­ча­ет­ся спе­ци­аль­ным знач­ком — апо­стро­фом:

  • лён [л’ о н]
  • редис [р’ и д’ и с]
  • соль [с о л’]
Читайте также:
Почему то как пишется - слитно, раздельно или через дефис?

Для выпол­не­ния звуко-буквенного раз­бо­ра сле­ду­ет поста­вить в сло­ве ударение.

Под уда­ре­ни­ем глас­ные зву­ки зву­чат отчет­ли­во, а без уда­ре­ния они искажаются:

до́мик [д о м’ и к], окно́ [а к н о]

  • после соглас­ных бук­вы «е», «я» без уда­ре­ния соот­вет­ству­ет зву­ку [и]

cте­на́ [с т’ и н а] , ряби́на [р’ и б’ и н а]

Каждый глас­ный звук в оди­ноч­ку или в соче­та­нии с одним или с несколь­ки­ми соглас­ны­ми соглас­ны­ми обра­зу­ет фоне­ти­че­ский слог:

  • бо-ло-то
  • кра-со-та
  • у-ди-ви-тель-ный
  • ли-ни-я

Согласные буквы и звуки

В рус­ской речи зву­чат 36 соглас­ных зву­ков. При их про­из­но­ше­нии выды­ха­е­мый воз­дух трет­ся об губы, язык и щеки, в резуль­та­те чего воз­ни­ка­ет шум.

Всегда звон­кие соглас­ные [л], [м], [н], [р] про­из­но­сят­ся с уча­сти­ем голо­са и мини­маль­ным шумом.

Если соглас­ные зву­ки про­из­но­сят­ся с бо́льшей долей голо­са и шума, то обра­зу­ют­ся звон­кие согласные:

Каждому звон­ко­му соглас­но­му соот­вет­ству­ет пар­ный глу­хой соглас­ный, кото­рый про­из­но­сит­ся с боль­шей долей шума, чем голоса:

  • [б] — [п];
  • [в] — [ф];
  • [г] — [ к];
  • [д] — [т];
  • [ж] — [ш];
  • [з] — [с].

Буквы «х», «ц», «ч», «щ» обо­зна­ча­ют глу­хие соглас­ные [х], [ц], [ч’], [щ’], у кото­рых нет пар­ных звон­ких согласных.

Согласные зву­ки быва­ют твер­дые и мягкие:

Выполняя звуко-буквенный ана­лиз, учи­ты­ва­ем, что бук­вы «й», «ч» и «щ» обо­зна­ча­ют все­гда мяг­кие зву­ки [й’], [ч’], [щ’],

Как научиться делать звуко-буквенный разбор

Для того, что­бы научить­ся делать звуко-буквенный раз­бор сло­ва, важ­но пони­мать, что часто орфо­гра­фи­че­ская запись сло­ва и его зву­ча­ние не сов­па­да­ют. В сло­ве может быть:

  • оди­на­ко­вое коли­че­ство звуков;
  • зву­ков боль­ше, чем букв;
  • букв боль­ше, чем звуков.

Примеры

  • не́бо [н’ э б а] — 4 бук­вы, 4 звука
  • ярлы́к [й ‘а р л ы к] — 5 букв, 6 звуков
  • купа́ть [к у п а т’] — 6 букв, 5 звуков

При запи­си зву­ко­во­го соста­ва сло­ва сле­ду­ет учи­ты­вать, что бук­вы «е», «ё», «ю», «я» могут обо­зна­чать два зву­ка в сле­ду­ю­щих пози­ци­ях в слове:

1. в нача­ле слова:

  • е́ дкий [ й’ э т к’и й’]
  • ё мкий [ й’ о м к’ и й’]
  • ю́ ный [ й’ у н ы й’]
  • я́ сли [ й’ а с’ л’ и]

2. после дру­гих глас­ных звуков:

  • по е зди́ть [п а й’ э з’ д’ и т’]
  • по ё м [п а й’ о м]
  • ка ю́ та [к а й’ у т а]
  • ма я́ к [м а й’ а к]

3. после раз­де­ли­тель­ных «ь» и «ъ»:

  • жюль е́ н [ж у л’ й’ э’ н]
  • въ е́ хать [в й ‘э х а т’]
  • курь ё з [к у р’ й’ о с]
  • отъ ё м [а т й’ о м]
  • рь я́ ный [р’ й’ а н ы й’]
  • изъ я́ н [и з’ й’ а н]
  • вь ю́ нок [в’ й’ у н о к]
  • предъ ю биле́йный [п р’ и д й’ у б’ и л’ э й’ н ы й’]

Как видим, в таких сло­вах все­гда боль­ше зву­ков, чем букв.

После соглас­ных зву­ков бук­вы «е», «ё», «ю», «я» обо­зна­ча­ют их мягкость:

  • с е л [с’ э л]
  • н ё с [н’ о с]
  • л ю к [л’ у к]
  • п я ть [п’ а т’]

Записывая зву­ча­ние сло­ва, сле­ду­ет учи­ты­вать, что в рус­ском язы­ке про­ис­хо­дит фоне­ти­че­ский про­цесс оглу­ше­ния звон­ких соглас­ных, нахо­дя­щих­ся перед глу­хим соглас­ным и в кон­це сло­ва, и, наобо­рот, озвон­че­ния глу­хих соглас­ных перед звон­ким соглас­ным, кро­ме «л», «м», «н», «р», «в», «й»

  • ло́жка [ло ш к а], ви́тязь [в’ и т’a с’ ], о́тблеск [о д б л’ и с к];
  • сма́зка [с м а с к а], дробь [д р о п’ ], сдви́нуть [ з д в’ и н у т’];
  • все [ ф с’ э], пруд [п р у т ], вокза́л [в а г з а л].
Читайте также:
Диктанты по русскому языку для 3 класса 4 четверти

В сло­вах с бук­во­со­че­та­ни­ем «зж» слы­шит­ся длин­ный мяг­кий звук [ж’]:

  • брю зж а́ть [б р’ у ж’ а т’]
  • мо зж ечо́к [м а ж’ и ч’ о к]

В кон­це гла­го­лов бук­во­со­че­та­ния -тся и -ться зву­чат как [ца]:

  • бои́тся [б а и ц а];
  • стели́ться [с’ т’ и л и ц а].

В сло­вах, в кото­рых есть «ь», кото­рый обо­зна­ча­ет мяг­кость преды­ду­ще­го соглас­но­го зву­ка или явля­ет­ся мор­фо­ло­ги­че­ским зна­ком, ука­зы­ва­ю­щим на при­над­леж­ность сло­ва к жен­ско­му роду, букв насчи­ты­ва­ем боль­ше, а зву­ков меньше:

  • знать [з н а т’] — 5 букв, 4 звука;
  • речь [р ‘э ч’] — 4 бук­вы, 3 звука.

Мягкие соглас­ные зву­ки могут смяг­чать преды­ду­щий соглас­ный звук.

Послушаем, как зву­чат слова:

  • све́чка [ с’ в’ э ч’ к а]
  • гво́зди [г во з’ д’ и]
  • жизнь [ж ы з’ н’]
  • зо́нтик [з о н’ т’ и к]

Образец фонетического разбора

Источник изоб­ра­же­ния: fedsp.com

Пример звуко-буквенного разбора

Чтобы выпол­нить звуко-буквенный раз­бор, запи­шем сло­во и поста­вим в нем уда­ре­ние. Разделим его на фоне­ти­че­ские сло­ги. Учитывая все фоне­ти­че­ские изме­не­ния в сло­ве, запи­шем по вер­ти­ка­ли бук­вы и соот­вет­ству­ю­щие им зву­ки сло­ва в квад­рат­ных скоб­ках. Дадим фоне­ти­че­скую харак­те­ри­сти­ку каж­до­му звуку.

Например, выпол­ним фоне­ти­че­ский раз­бор сло­ва «ёлоч­ный»:

ёлоч­ный [й’ о л а ч’ н ы й’]

ё-ло-чный — 3 сло­га. Первый слог ударный.

  • бук­ва «ё» — [й’] — соглас­ный, звон­кий непар­ный, мяг­кий непарный;
  • [о] — глас­ный ударный;
  • бук­ва «л» — [л] — соглас­ный звон­кий непар­ный, твер­дый парный;
  • бук­ва «о» — [а] — глас­ный безударный;
  • бук­ва «ч» — [ч’] — соглас­ный, глу­хой непар­ный, мяг­кий непарный;
  • бук­ва «н»- [н] — соглас­ный звон­кий непар­ный, твер­дый парный;
  • бук­ва «ы» — [ы] — глас­ный безударный;
  • бук­ва «й» — [й’] — соглас­ный, звон­кий непар­ный, мяг­кий непарный.

В сло­ве «ёлоч­ный» 7 букв, 8 звуков.

Видеоурок «Фонетический разбор слов»

Для закреп­ле­ния мате­ри­а­ла посмот­ри­те видео по теме урока.

Звуковой анализ слов для дошкольников

Обучение детей грамоте – это неизбежный процесс и в какой-то мере проблема, которая встает перед каждым родителем. При этом нет единого мнения касаемо того, когда именно следует начинать это обучение. Если по различным рекомендациям, касающимся дошкольной педагогики, разброс составляет недели или месяцы, то в вопросе освоения грамоты нет такого единства мнений.

Одни считают, что начинать нужно как можно раньше. Другие уверены в том, что освоение грамоты следует отложить до самой школы.

Кто-то считает, что обучение надо начинать тогда, когда ребенок сам проявил интерес к буквам. Другие полагают, что начинать нужно после того, как ребенок научился выговаривать все звуки. А кто-то вообще думает, что этот вопрос лучше доверить профессионалам.

Знакомство со звуковым анализом слова

Грамота – это достаточно сложный в освоении предмет для дошкольников. В обучении важно понимать, что в чтении и письме есть как бы 2 стороны – теоретическая и практическая.

Задачей школы является введение в теорию чтения и письма, чтобы ребенок мог освоить основные законы письменной речи и употреблять осознанно. Что же касается практического освоения письма и чтения, то это несколько иная задача, решать которую лучше всего до периода школьного обучения.

Читайте также:
Глагольные словосочетания - формы главного слова, правило составления

При обучении письму и чтению базовым процессом является звуковой анализ устной речи, который предполагает определение звуков в слове по порядку и их характеристики (гласный – согласный, звонкий – глухой, мягкий – твердый), установление их количества и последовательности в слове.

Обучение звуковому анализу слова предполагает:

  • определение количества звуков в слове;
  • фонетическую характеристику звуков (умение разделять звуки на мягкие и твердые, глухие и звонкие, гласные и согласные);
  • определение места звука в слове.

В старшей группе детского сада уже можно начинать знакомство со звуковым анализом слова. Этот процесс важен еще и потому, что в процессе изучения идет развитие фонематического слуха. Этот навык очень важен для развития устной и письменной речи, потому что ребенок не будет делать ошибки в словах (к примеру, дом – том). Соответственно, когда дети научатся четко различать слова на слух, они смогут правильно их написать, т.е. эти процессы взаимосвязаны.

Основные задачи ознакомления детей со звуковой стороной слова

В дошкольный период времени происходит интенсивное умственное развитие ребенка. Он постепенно знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка.

Основная цель педагогов в этот период – знакомство дошкольников со словом, его смысловой (слово обозначает определенное явление, предмет) и фонетической или звуковой стороной.

Детям, у которых диагностировано фонетико-фонематическое недоразвитие речи, очень трудно дается звуковое различие слова на слух. Обследование звукового состава для них сложно потому, что у них нарушено фонематическое восприятие. Поэтому при разработке методики коррекционного обучения этих детей большое значение придается соблюдению основных дидактических принципов (доступность материала, его наглядность, индивидуальный подход к каждому ребенку и т.д.).

Освоение звукового анализа и синтеза для детей дошкольного возраста – это достаточно длительный процесс. В этом помогают фронтальные, индивидуальные и подгрупповые занятия. Большое значение в этом процессе имеют игры, в которых сложное зачастую становится понятным и доступным. Но игра не возникает сама по себе, поэтому педагог должен открыть для ребенка мир игры, сделав ее интересной. Только при таких обстоятельствах дети начинают следовать правилам игры, у них появляется мотивация в достижении результата.

Основная задача – сделать слово, которое ребенок воспринимает как неразрывно звучащий комплекс, объектом особого внимания, наблюдения и изучения.

Важно уделять внимание следующих моментам:

  • Развитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха.
  • Регулировка силы голоса.
  • Умение различать звуки на слух, называть слова с определенным звуком, а также определять место звука в слове.
  • Правильность постановки ударения в слове.
  • Обучение умению делить двух- и трехсложные слова на слоги.
  • Обучение преобразованию слов, состоящих из 1-2 частей, в двух- и трехсложные слова.
  • Определение последовательного звучания слогов в слове.
  • Важно уделять внимание правильной дикции.
  • Ребенок должен уметь составлять схемы слов и предложений.
  • Уметь различать мягкие и твердые звуки, гласные и согласные и т.д.

Памятка и план фонетического разбора
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Последовательность устного и письменного звуко-буквенного анализа слова

Скачать:

Вложение Размер
zvuko-bukv._analiz.docx 19.62 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка фонетического разбора слова.

Для того чтобы написать слово, ребёнок должен проделать несколько операций: разложить слово на звуки, установить их порядок, соотнести каждый звук с буквой. Для чтения, наоборот, соотнести каждую букву со звуком, который он обозначает. Кроме того, нужно уметь различать гласные и согласные звуки, твёрдость-мягкость согласных.
Поэтому на своих уроках, с самых первых дней обучения первоклассников, в виде небольших обучающих моментов, я включаю игры, помогающие освоить звуко-буквенный анализ, развить фонематические представления, зрительное внимание и мелкую моторику.

Это необходимо для того, чтобы ученики в начальной школе для фонетического разбора слова знали:

Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.

Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме.

Звуки мы произносим и слышим, буквы – видим и пишем. Читая слова, мы видим буквы, а произносим звуки.

Звуки бывают гласные и согласные .

Гласных звуков — 6 [а], [о], [э], [и], [ы], [у].

Гласные буквы Я, Е, Ё, Ю могут обозначать:

я — [а], е — [э], ё — [о], ю — [у]:

если стоят после согласных (например: мяч — [м’ач], белка — [б’элка], лён — [л’он], люк — [л’ук]);

я — [й’а], е — [й’э], ё — [й’о], ю — [й’у]:

  • если стоят в начале слова (яма — [й’ама], енот [й’энот], ёлка [й’олка], юла — [й’ула]);
  • после гласной (баян — [бай’ан], веер — [вей’ер], чаёк (от чай) — [чай’ок], июль — [ий’ул’],
  • а также после Ъ и Ь (съел — [сй’эл], гроздья — [грозд’й’а], варенье — [варен’й’э], льёт (дождик) — [л’й’от], вьюга — [в’й’уга]).

Согласных звуков гораздо больше .

Согласные звуки в русском языке делятся:

  • на звонкие и глухие,
  • твердые и мягкие.

Имеют пару по звонкости и глухости [б]- [п], [в]- [ф], [г]- [к], [д]- [т], [ж]- [ш], [з]- [с]. Не имеют пары по глухости [й], [л], [м], [н], [р], они всегда звонкие. Не имеют пару по звонкости [х], [ц], [ч], [щ], они всегда глухие.

Твердые согласные звуки имеют пары по мягкости [б]- [б’], [в]- [в’], [г]- [г’]. Не имеют пары по мягкости [ж], [ш], [ц], они всегда твердые.
Не имеют пары по твердости [ч’], [щ’], [й’], они всегда мягкие.

Слова делятся на слоги: сколько в слове гласных, столько и слогов.

звуко-буквенного (фонетического) анализа слова.

1. Напиши слово, прочитай его и произнеси.

2. Раздели слово на слоги и подсчитай их количество.

3. Укажи возможность переноса слова.

4. Определи ударный слог, обозначь его.

5. Выпиши все буквы слова в столбик.

6. Рядом с каждой буквой запиши в квадратных скобках соответствующий ей звук.

7. Определи и укажи характеристику гласных звуков по порядку:

  • ударные,
  • безударные.

8. Определи и укажи характеристику согласных звуков по порядку:

  • звонкие-глухие,
  • парные-непарные,
  • твердые-мягкие,
  • сонорные.

9. Подведи черту. Посчитай количество букв и звуков, запиши цифрами.

Я´ корь – яǀкорь – якорь – 2 слога

Я [й’] – согл., зв., мягк.

[ а´ ] – гласн., ударн.

К [к] – согл., тверд., глух., парн.

О [a] – гласн., безударн.

Р [р’] – согл., зв., мягк., непарн., сонорн.

Вар е´ нье – ваǀреǀнье – ва-ре-нье – 3 слога

В [в] – согл., зв., тверд., парн.

А [a] – гласн., безударн.

Р [p’] – согл., зв., мягк., непарн., сонорн.

Е [ э´ ] – гласн., ударн.

Н [н’] – согл., зв., мягк., непарн., сонорн.

Е [й’] – согл., зв., мягк., непарн., сонорн.

[э] – гласн., безударн.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для выполнения разборов по русскому языку в начальной школе. Ученики могут пользоваться этой памяткой при выполнении заданий как дома, так и на уроках. В памятке представлены разные виды разбо.

Данная памятка поможет быстро и чётко справляться со звукобуквенным разбором слова на уроках русского языка как в начальной школе так и при переходе в среднее звено.

Данный материал поможет при выполнении домашних заданий, выделению орфограмм и выполнению различных разборов (фонетический, разбор слова по составу, разбор предложения по членам предложения).

Морфологический разбор слов и порядок разбора предложения.

Памятка-тренинг для разбора слов по составу со 2 класса. Учащиеся используют алгоритм разбора слов, суффиксы, приставки, т.о. приобретают навык поиска информации и разбора слов.

Памятка для фонетического разбора помогает систематизировать знания о буквах и звуках русского языка.

Памятка содержит алгоритм звуко-буквенного разбора.

Фонетический разбор слова – как правильно его делать, о чем надо помнить и каких ошибок избегать

Следуйте моей инструкции и пользуйтесь лайфхаками.

Сегодня мы с вами будем говорить про фонетический разбор. Он сложный потому, что в нем куча всяких нюансов. В этой статье я постараюсь дать вам пошаговый план разбора и рассказать о лайфхаках, которые помогут всегда получать за этот разбор только пятерки.

Ставим ударение

Его надо поставить правильно. То есть, не катАлог, а каталОг, не звОнит, а звонИт. Если затрудняетесь – гуглите или смотрите в орфоэпический словарь. Если вы у доски – ну… пусть небо поможет вам.

Ударение ставится просто черточкой над ударной буквой. Никаких дополнительных комментариев и пояснений давать не надо.

Делим на слоги

Запомните, фонетический слог – это НЕ слог для переноса. В нем легко может быть одна буква. Сколько в слове гласных, столько должно быть отмечено слогов. Например, в слове «аэроплан» слоги будут такие: а-э-ро-план.

Видите, в двух слогах всего по одной букве. При переносе, конечно, вы так делить не будете, но вам этот перенос сейчас вообще без разницы. Вам надо слоги правильно выделить и всё.

Выписываем в столбик все буквы

Каждую букву надо писать с новой строки. Потому что рядом со всеми этими буквами вы будете писать потом характеристику их звуков.

Если буква обозначает два звука, надо сразу оставить место для характеристики этих двух звуков. Например:

Вот видите, тут ё обозначает два звука, это прямо слышится: «йолка», поэтому я букву «ё» напишу как бы между двух строк, а на этих строках у меня будут её звуки – согласный «й» и гласный «о».

Определяем, сколько звуков обозначает каждая буква

Тут вам надо запомнить, что е, ё, ю, я всегда включают в себя два звука в трех случаях:

  1. Когда с них начинается слово: яблоко, ягода.
  2. Когда перед ними находится какой-нибудь гласный: сияние, терпение.
  3. Если перед ними есть мягкий или твердый знак: вьюн, въезд.

Давайте подробнее разберем каждую букву.

Я – «й» + «а». Не «аблоко», «агода», а «йаблоко», «йагода».

Ё – «й» + «о». Мы не говорим «вёт», «пёт», мы говорим «вьйот», «пьйот».

Е – «й» + «э». Не «эхать» и не «вьэхать», а «йэхать», «вьйэхать».

Ю – «й» + «у». Не «ула» и не «вьуга», а «йула», «вьйуга».

Не забывайте еще про букву «и». Она тоже может обозначать два звука, но только тогда, когда находится после Ь или Ъ. Мы никогда не говорим «вороби», мы говорим «воробьйи».

Если анализируемая вами буковка обозначает два звука – надо от нее провести две линии и написать на отдельных строках каждый звук.

Бывает и другая ситуация. Когда несколько букв «сливаются» в один звук. В этом случае от них ставятся две черточки к одному звуку. Например, «тьс» всегда сливается в «ц», а удвоенные согласные – в один долгий согласный звук.

Характеризуем звуки

Теперь надо каждому звуку дать характеристику. Сначала надо понять, гласный он у вас или согласный. Тут, по идее, легко. Если вы произносите этот звук и он ни на что не натыкается – он гласный. Все гласные можно произнести «на одном дыхании», просто меняя положение губ. Смотрите: «аоуыиэ». Вот я за один раз их все произнес. И преград для воздуха никаких не было.

Когда вы поняли, какой перед вами звук, надо написать через черточку, гласный он или согласный.

Как дать правильную характеристику гласным

У них только один признак – наличие или отсутствие ударения. Если на звук падает ударение – значит, он ударный. Если нет – безударный.

С гласными вообще все просто, главное – не напутать с ударением и поставить его в слове правильно.

Обратите внимание, когда звук ударный, вы значок ударения тоже должны в нем поставить. Выглядеть это всё будет примерно так.

Все, переходим к согласным.

Как дать правильную характеристику согласным

У них признаков побольше, давайте разбирать каждый по отдельности.

По твердости/мягкости

Надо указать, твердые они или мягкие. Анализируемые вами звуки будут мягкими только в двух случаях:

  1. Перед и, я, ю, ё, е. Возьмем для примера слово «пилюля» (тут все три согласных мягкие), небо (мягкий «н»).
  2. Перед Ь: зять (мягкий «т»), моль (мягкий «л»).

Обратите внимание, есть согласные звуки в нашем прекрасном русском языке, которые абсолютно всегда твердые. Это «ж», «ш» и «ц». И есть такие, которые всегда мягкие: «ч», «щ», «й». Этих три, и этих три. Так и запоминайте.

Еще вот хорошая картинка, сохраните ее прямо сейчас себе на телефон, чтобы не потерять.

Парные по твердости/мягкости

Подумайте, есть ли у вашего согласного пара по твердости мягкости. Если она есть – произнесите все слово еще раз и вдумайтесь, какой звук он в нем обозначает. Если взять «сено», то там «н» будет твердым, а если «в сене» – мягким.

То есть парные могут легко быть как твердыми, так и мягкими.

Лайфхак. Если у звука нет пары по твердости/мягкости – он всегда либо твердый, либо мягкий.

Вот прямо вглядитесь в эти два списка и запомните их. Пусть они у вас в мозгу отпечатаются, чтобы вы их никогда больше не путали.

По звонкости/глухости

Если вы произносите согласный с голосом, то он звонкий. Если просто делаете шум, без голоса – он глухой. Например: «Здорово!» – тут все согласные звонкие. А вот в слове «шастать» все согласные глухие.

Вот вам хорошая картинка для запоминания:

Среди звонких согласных выделяется отдельная группа – сонорные. Произнесите их все несколько раз вот в таком порядке и прямо вот запомните этот порядок: «рлмнй», «рлмнй», «рлмнй».

Про каждый из этих звуков надо говорить: «звонкий, сонорный».

Парные по звонкости/глухости

Пары по звонкости и глухости нет у сонорных звуков. Они всегда произносятся с голосом. Еще есть четыре звука, которые произносятся без голоса (они глухие) и пары у них тоже нет. Это «х», «ц», «ч», «ш».

Посмотрите еще раз на картинку выше, там все парные по звонкости/глухости написаны друг под другом.

Считаем буквы и звуки

Когда вы проанализировали каждый звук, надо «отчеркнуть» весь разбор и написать, сколько у вас букв и сколько звуков.

В учебниках русского чаще всего даются для разбора такие слова, в которых это количество разное. Так что будьте настороже, внимательно смотрите, какие у вас буквы и какие от них протянуты стрелочки к звукам.

Важные правила, о которых дети всегда забывают

Разберем несколько самых важных моментов, о которых дети очень часто забывают.

Безударные гласные

В безударном положении гласный «о» обозначает (абсолютно всегда) звук «а». Мы не говорим «мОлОко», как бабушка в деревне. Мы говорим «малако».

Гласный «е» («э») в безударном положении обозначает звук «и». Мы говорим не «хлебать», а «хлИбать», не «деревянный», а «диривянный».

Оглушение

Вот разбираете вы слово «раб». У него на конце звук «б», который произносится вроде бы звонко. Но. Если у этого согласного есть пара по звонкости/глухости, то он обязательно будет глухим. Мы не говорим «раб», мы говорим «рап». Не «плод», а «плот», не «раз», а «рас».

Если пары нет – тогда будет то, что есть. Например, сонорный «р» так и будет «р»: «пар», «жар», «угар».

Ассимиляция по звонкости и глухости

Это когда глухой согласный перед любым звонким становится звонким, а звонкий перед глухим – глухим. В школе эти процессы иногда называют оглушением (это в корне неверно) и озвончением.

  1. Кадка – [катка].
  2. Просьба – [проз’ба].

Смягчение

Если у согласного есть пара по твердости и мягкости, то перед «е», «ё», «ю», «я», «и» он всегда будет мягким. И мягкость вам надо будет показать апострофом.

Смотрите: «мерили» – [м’ер’ил’и].

Но если у согласного пары по мягкости нет, то он будет твердым. Тут сразу важный момент, гласный после него тоже будет другой. Смотрите:

  1. Парашют – [парашут].
  2. Жили – [жыли].
  3. Шире – [шыр’и].
  4. Вожжи – [вожы]. Над «ж» тут надо еще нарисовать черточку сверху, чтобы показать, что он долгий.

Перед мягким знаком происходит то же самое. Согласные, которые могут быть мягкими, будут мягкими, а всегда твердые так и будут всегда твердыми. Сравните:

  1. Тишь – [т’иш].
  2. Молчишь – [малч’иш].
  3. Тень – [т’эн’] – «н» может быть мягким, поэтому он перед мягким знаком и будет мягким.
  4. Встань – [фстан’].

Как разбирать и не ошибаться

Первая рекомендация. Надо очень внимательно произносить каждое слово. Прямо вот произносить и наблюдать за каждым звуком.

Вторая. Надо разбирать как можно больше. Когда я пришел в вуз, там весь первый семестр шла фонетика и мы занимались только тем, что транскрибировали слова. Ошибались, конечно, путались, но потом освоились и начали транскрибировать правильно.

Третья. Гуглите. Гуглите все слова, которые вы разбираете. Лучше так: разобрать самому, а потом погуглить и проверить себя. Школьникам лень это делать, конечно, но надо заставить себя это делать.

Полезные материалы по теме

Направляю вас на статьи, связанные с фонетикой. Я старался их писать понятным языком, давать максимум примеров.

Еще советую посмотреть три моих подборки с курсами подготовки к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. Там очень хорошие программы, которые часто стоят дешевле, чем репетиторство. Я надеюсь, они будут вам полезны.

Кроме платных материалов в этих статьях я даю ссылки на бесплатные электронные пособия по подготовке к экзаменам. Их составляли учителя из обычных школ, пособия очень хорошие, скачивайте их и используйте.

По поводу учебников – рекомендую вам вот эту книгу: «Русский язык. Теория. 5-9 класс». Отличная вещь. В ней собрана вся теория по русскому языку, которую вы должны знать.

У меня есть курс по копирайтингу, я там даже взрослым дядям и тетям рекомендую эту книгу. Если им надо подтянуть русский.

Заключение

В этой статье я попытался объяснить вам, как делать фонетический разбор слова. Чтобы закрепить знания, посмотрите два вот этих ролика. Они от разных авторов, там объясняются правила разбора и приводятся примеры.


Уважаемые читатели, была ли эта статья для вас полезна? Стало ли вам теперь более понятно, как надо делать фонетический, или звуко-буквенный разбор слова? Напишите, пожалуйста, в комментариях, чем мне нужно дополнить статью, какие недостатки в ней надо исправить.

Ударение в словах «банты», «бантов»

Ударение в сло­вах «бан­ты», «бан­тов» пра­виль­но сле­ду­ет поста­вить на глас­ный «а» пер­во­го сло­га — бАнты, бАнтов.

В про­из­но­ше­нии слов «бан­ты», «бан­тов» часто сомне­ва­ют­ся, как пра­виль­но сказать:

  • завя­жем бАнты или бантЫ;
  • мно­го бАнтов или бантОв?

Чтобы узнать это, вос­поль­зу­ем­ся орфо­эпи­че­ской нор­мой рус­ско­го лите­ра­тур­но­го языка.

На какой слог ударение в словах «банты», «бантов»?

Чтобы выбрать, куда сле­ду­ет поста­вить уда­ре­ние в рас­смат­ри­ва­е­мых сло­вах, раз­де­лим их на фоне­ти­че­ские сло­ги. В каж­дом сло­ве име­ет­ся столь­ко сло­гов, сколь­ко в них глас­ных звуков:

Два глас­ных зву­ка орга­ни­зу­ют два сло­га. Первый слог закры­ва­ет сонор­ный соглас­ный, обо­зна­чен­ный бук­вой «н».

Это дву­слож­ные сло­ва явля­ет­ся фор­ма­ми мно­же­ствен­но­го чис­ла неоду­шев­лен­но­го суще­стви­тель­но­го «бант». Понаблюдаем за его изме­не­ни­ем по паде­жам и чис­лам (скло­не­ни­ем) и за пра­виль­ной поста­нов­кой уда­ре­ния в фор­мах един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го числа:

  • и. п. (что?) бант, ба́нты
  • р. п. лен­та (чего?) ба́нта, ба́нтов
  • д. п. дотро­нусь (к чему?) к ба́нту, к ба́нтам
  • в. п. завя­жу (что?) бант, ба́нты
  • т. п. любу­юсь (чем?) ба́нтом, ба́нтами
  • п. п. рас­ска­жу (о чём?) о ба́нте, о ба́нтах.

Как видим, у это­го сло­ва во всех его грам­ма­ти­че­ских фор­мах про­яв­ля­ет­ся завид­ное посто­ян­ство поста­нов­ки уда­ре­ния на глас­ный пер­во­го фоне­ти­че­ско­го сло­га. В рус­ском язы­ке это суще­стви­тель­ное отно­сит­ся к лек­се­мам с фик­си­ро­ван­ным уда­ре­ни­ем. Ударение не пере­хо­дит с глас­но­го осно­вы на глас­ные окон­ча­ний, как и в подоб­ных словах:

  • торт — вкус то́рта, с то́ртом, то́рты, то́ртами;
  • лифт — перед ли́фтом, на ли́фте, ли́фты, к ли́фтам;
  • кран — без кра́на, с кра́ном, кра́ны, к кра́нам.

Произношение слов «бантЫ», «бантОв» с удар­ны­ми глас­ны­ми окон­ча­ний явля­ет­ся ошибочным.

В про­из­но­ше­нии сло­во­форм ана­ли­зи­ру­е­мо­го суще­стви­тель­но­го оттал­ки­ва­ем­ся от поста­нов­ки уда­ре­ния в одно­слож­ном сло­ве «бант»:

бант — ба́нты, ба́нтов.

Предлагаем шут­ли­вые сти­хи Ирины Агеевой для проч­но­го запо­ми­на­ния, на какой слог поста­вить пра­виль­но ударение:

Девочки наде­ли ба́нты
И игра­ют друж­но в фа́нты.

Если есть в тебе тала́нты,
Повяжи на празд­ник ба́нты.
Без талан­тов если ты,
Повяжи себе банты́.

Аналогично поста­вим уда­ре­ние на глас­ный пер­во­го сло­га при про­из­но­ше­нии форм мно­же­ствен­но­го чис­ла суще­стви­тель­ных «скла­ды», «шар­фы», «лиф­ты».

Упражняемся в пра­виль­ной поста­нов­ке уда­ре­ния в фор­мах суще­стви­тель­но­го «бант».

Примеры из художественной литературы

Ленточные ба́нты и цве­точ­ные буке­ты пор­ха­ли там и там по пла­тьям в самом кар­тин­ном бес­по­ряд­ке, хотя над этим бес­по­ряд­ком тру­ди­лась мно­го поря­доч­ная голо­ва (Н. В. Гоголь. Мертвые души).

В воро­та вошла скром­ная груп­па про­во­жа­ю­щих, на них были белые ба́нты, пото­му что покой­ник был молод (Чарльз Диккенс. Приключения Оливера Твиста).

Из неё тор­ча­ли изряд­но отто­пы­рен­ные, точ­но узла­ми или ба́нтами завя­зан­ные, втрое и вчет­ве­ро срос­ши­е­ся оре­хи, спе­лые, гото­вые выва­лить­ся из гра­нок, но ещё дер­жав­ши­е­ся в них (Борис Пастернак. Доктор Живаго).

Музыканты тоже гото­ви­лись к встре­че; все запа­са­лись у куп­цов лен­та­ми и ба́нтами для шпаг; хозяй­ки заку­па­ли хлеб, мясо и пря­но­сти (Александр Дюма. Виконт де Бражелон или Десять лет спустя).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: