Росла как пишется – разбор слова, объяснение правила

Корни с буквами «а» и «о»

Особенности написания отдельных корней.

Имеются корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся следующие корни с чередующимися гласными с буквами а и о, а также с буквами и и е .

гар – гор. На месте безударного гласного пишется буква о , хотя под ударением – а , напр.: горе́ть, нагоре́ть, угоре́ть, выгора́ть, загоре́лый, погоре́лец, горю́чий ; но: га́рь, зага́р, нага́р, уга́р . Исключения (гар без ударения): вы́гарки, и́згарь, при́гарь, гарево́й (наряду с вариантом га́ревый).

зар – зор. На месте безударного гласного пишется а : заря́, зарни́ца, зарево́й, озари́ть, озаря́ться, озаре́ние, заря́нка (птица), заряни́ца ; под ударением – а и о , ср.: за́рево, лучеза́рный, светоза́рный и зо́ри (мн. ч. слова заря́), зо́рька, зо́ренька, зо́рюшка, зо́ря (военный сигнал, обычно в выражении бить или играть зо́рю).

кас – кос. В этом корне пишется а , если после корня следует а ; в остальных случаях пишется о : ср. касаться, касание, прикасаться, касательство, касательно , но коснуться, прикоснуться, соприкосновение, неприкосновенный (под ударением гласный корня не встречается).

клан – клон. На месте безударного гласного пишется о , напр.: поклони́ться, наклони́ть, преклони́ть, склони́ться, отклоня́ться, преклоня́ться, преклоне́ние, склоне́ние ; под ударением – о и а : ср. покло́н, накло́н, накло́нится, скло́нный, непрекло́нный и кла́няться, раскла́няться, откла́няться .

крап – кроп. Без ударения пишется буква о в словах со значением ‘покрывать каплями, брызгами’: кропи́ть, кропле́ние (от кропить), окропи́ть, окроплённый, окропля́ть ; буква а – в словах со значением ‘покрывать мелкими пятнышками, точками’: краплёный, крапле́ние (от кра́пать в значении ‘покрывать крапинами, наносить крап’), вкрапле́ние . Под ударением – только а: кра́пать, кра́пина, кра́пинка, вкра́пить, вкра́пленный, крап .

лаг – лог – лож. На месте безударного гласного перед г пишется а , перед ж о , напр.: излага́ть, облага́ть, предполага́ть, прилага́ть, разлага́ть, безотлага́тельный, отлага́тельство, влага́лище, прилага́тельное, слага́емое, стихослага́тель , но: заложи́ть, изложи́ть, отложи́ть, положи́ть, предложи́ть, приложи́ть, изложе́ние, положе́ние, предложе́ние, стихосложе́ние, обложно́й, отложно́й . Под ударением всегда о : нало́г, зало́г, подломг, подло́жный, поло́жит, поло́женный . В слове по́лог , где корень −лог в современном языке уже не выделяется, без ударения перед г пишется о .

мак – мок – моч. На месте безударного гласного пишется перед к буква а в словах со значением ‘окунать, погружать в жидкость’: мака́ть, макну́ть, обмакну́ть ; буква о – в словах со значением ‘становиться мокрым’: намока́ть, отмока́ть, обмока́ть, промока́ть (под дождём), в словах, производных от мокрый (напр., мокрова́тый, мокрота́, мокро́та, мокри́ца) (под ударением – в словах мо́крый, мо́кнуть, намо́кнуть, промо́кнуть и т. п.), и в словах со значением ‘осушать чем н. впитывающим влагу’: промока́ть, промо́кнуть, промока́тельный, промока́шка . Перед ч – всегда буква о , напр.: мочи́ть, намочи́, промочу́, вы́моченный (ср. под ударением: мо́чит, смо́ченный) о глаголах на −ивать типа сма́чивать, выма́чивать см. § 34, Примечание 2).

пай – пой (в глаголе паять и однокоренных словах). Без ударения пишется а : пая́ть, запая́ть, распая́ться, пая́льник и т. п. Под ударением – а и о : ср. запа́янный, запа́йка, спа́йка, спа́йный и припо́й, напо́й .

плав – плов. Без ударения пишется а : плаву́чий, плавни́к, поплаво́к, плаву́н (трава; жук; водяной опоссум), плавуне́ц (жук), плаву́нчик (птица), сплавля́ть, сплавно́й, на плаву́, наплавно́й ; но: плове́ц и пловчи́ха с буквой о . Под ударением – только а : пла́вать, лесоспла́в .

Примечание. В слове плыву́н (грунт) пишется буква ы , как и в других словах, производных от глагола плыть – плыву́: наплыва́ть, подплыва́ть, расплыва́ться и т. п.

равн – ровн. Буква а пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ра́вный ‘одинаковый’, напр.: равня́ть (кого что н. с кем чем н.), равня́ться (чему н. или с кем чем н.), приравня́ть, поравнять́ся, сравни́ть (ся), сравне́ние, сравня́ться (в чем н.), сравня́ть (счёт), подравня́ть, выравня́ть (напр., строчки – ‘сделать равными по длине’), уравня́ть, уравне́ние, уравни́ловка, равнопра́вный, равноси́льный, равноце́нный, равнове́сие, равноде́нствие, наравне́, равно́ .

Буква о пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ро́вный ‘гладкий, прямой, без неровностей’, напр.: ровня́ть (грядку, поверхность дороги), заровня́ть, разровня́ть, подровня́ть, выровня́ть (сделать ровным, гладким, прямым).

Читайте также:
Тексты ударение на какой именно слог падает и почему

Однако в словах по́ровну, рове́сник , связанных по значению с ра́вный , пишется буква о ; в слове равни́на , связанном по значению с ро́вный , – буква а . В словах с неясной соотнесенностью пишутся: буква а – в глаголе равня́ться (в шеренге, при построении) и производных от него словах равне́ние, подравня́ться, вы́ровняться (в строю); буква о – в сочетании не ровён час , в слове у́ровень .

разн – розн. В многочисленных сложных словах с первой частью разно (разноро́дный, разносторо́нний, разноголо́сица и т. п.) без ударения пишется буква а , в слове по́рознь – буква о . Под ударением – а (ра́зный, ра́зница, ра́зниться) и о (ро́знь, ро́зниться, разро́зненный).

рос(т) – рас(т) – ращ. На месте безударного гласного пишется:

а) перед с (без последующего т ) – буква о : росла́, росли́, вы́рос, вы́росший, за́росль, по́росль, во́доросль, не́доросль ; исключение – о́трасль и производные от него (отраслево́й, межотраслево́й, многоотраслево́й);

б) перед ст – буква а , напр.: расти́, расту́, расти́ть, подрасти́, вы́расти, вы́растить, вы́расту, выраста́ть, прорасти́ть, произраста́ть, нараста́ть, возрасти́, возраста́ть, во́зраст, расте́ние, расти́тельность, дикорасту́щий ; исключения: росто́к, ростово́й, ростовщи́к, вы́рост, вы́ростной, вы́росток, за́росток, про́рость, подростко́вый (наряду с вариантом подро́стковый);

в) перед щ всегда а , напр.: ращу́, вы́ращу, вы́ращенный, прираща́ть, нараще́ние, сраще́ние .

Под ударением перед с (с последующим т и без него) – только о , напр.: рост, наро́ст, отро́сток, подро́сток, переро́сток; рос, заро́с, подро́сший, ро́слый, дикоро́сы .

скак – скок – скач – скоч. Если корень оканчивается на к , то на месте безударного гласного пишется буква а , напр.: скака́ть, прискака́ть, ускака́ть, скакну́ть, скака́лка, скаку́н, на скаку́, скаково́й , хотя под ударением – о , напр.: скок, наско́к, отско́к, поско́к, соско́к (о глаголах на −ивать типа наска́кивать см. § 34, Примечание 2).

Если корень оканчивается на ч , то пишутся: буква а в формах глагола скака́ ть и производных от него глаголов (напр.: скачу́, скачи́, обскачу́, обскачи́, поскачу́, поскачи́), а также в слове скачо́к (проверкой служат формы тех же глаголов – напр., ска́чет, поска́чем , и производные ска́чка, вска́чь); буква о – в приставочных глаголах на −скочить (напр.: вскочи́ть, вскочу́, вскочи́, вы́скочить, вы́скочу, вы́скочи, соскочи́ть, подскочи́ть) и в слове вы́скочка (проверка – формами тех же глаголов, кроме вы́скочить: вско́чит, соско́чат и т. п.).

Ср.: проскачу́ (сто вёрст), проскачи́ (формы глагола проскака́ть, проска́чет) и проскочу́, проскочи́ (формы глагола проскочи́ть, проско́чит); подскачу́, подскачи́ (формы глагола подскака́ть, подска́чет ‘приблизиться вскачь’) и подскочу́, подскочи́ (формы глагола подскочи́ть, подско́чит ‘быстрым движением приблизиться к кому чему н. или резко подняться’).

Как правильно пишется слово объяснишь?

Правильный вариант написания слова: объяснишь

Правило

Мягкий знак в конце

Начнем с мягкого знака:

  • в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.
Читайте также:
Диктанты по русскому языку для 10 класса 4 четверть

Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь

Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.

Шаг 1. Определяем, куда падает ударение

Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.

  • Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
  • Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.

Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).

После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.

Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов

Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.

Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:

стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.

Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:

носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ

Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):

хотЕТЬ -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ

бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ

чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ

есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят

дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут

Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…

Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно

Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».

Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.

К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.

К глаголам второго спряжения относятся:

  • все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
  • 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
  • 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.
Читайте также:
Читаемый как пишется это слово правильно и почему так?

Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого в 3 лице множественного числа (они что делают?).

  • Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.

стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.

  • Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.

разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.

Морфологический разбор слова объяснишь

1. Часть речи — глагол
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: объяснить (инфинитив);
Постоянные признаки: 2-е спряжение, переходный, совершенный вид;
Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, будущее время, 2-е лицо.
3. Синтаксическая роль: Может быть различным членом предложения, смотрите по контексту.

Примеры использования и цитаты

Впрочем, не советую приходить туда… Может быть, ты мне объяснишь что-нибудь? — Нечего объяснять… — сказал Шустер хриплым, дрожащим голосом. — Сам ты виноват… Геник встал, поставил товарища на ноги и, размахнувшись, ударил…

«Маленький заговор» — Грин Александр

Может быть, ты объяснишь мне. — Ральф вернулся? — Его ждали, но он написал со станции, что встретил знакомого, предлагающего немедленно выгодное дело. — А те? — Они умерли, умерли давно, лет тридцать тому назад. Холодная вода…

«Словоохотливый домовой» — Грин Александр

Не объяснишь ли ты, в чем дело? — Нет, я не знаю.

«Преступление и наказание» — Достоевский Федор

Поиск ответа

Всего найдено: 9

Вопрос № 306571

Здравствуйте! Возник спор с учительницей – у нас в Казахстане творят, что хотят с языком, но правила же общие. Дети получили на словообразовательный разбор слово “объятие” – согласно современным нормам, смотрим, например, словарь Тихонова А.Н., “об” – это часть корня. Учительница считает, что приставка, раз есть “ъ” и приводит в пример слова типа “объявление”, “объем” и “взъерошенный”. Там тоже везде приставки, по ее мнению. Пожалуйста, рассудите наш спор.

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос о морфемном членении приведенных Вами слов непростой. Возможны различные подходы к морфемному членению слова, основанные на разных научных основаниях, предпринятые для разных научных или учебных целей. Есть и языковая интуиция носителя языка, которую обязательно нужно учитывать, чтобы не превратить анализ языкового явления исключительно в формальную процедуру. Морфемный разбор, как и разбор любого другого языкового явления, по большому счету не самоцель. Осознавать, из каких морфем состоит слово, нам нужно для того, чтобы понимать, по каким законам оно образовалось, как пишется, какую стилистическую роль играют отдельные морфемы в тексте и др.

В современном русском языке слово объятия образуется от глагола объять, он, в свою очередь, ни от чего не образуется. На этом основании можно выделять корень объя-.

Однако, если сопоставить слова объять, объятия с разъять, разъём, изъятие, изъять, родство которых носитель русского языка может чувствовать (слова действительно связаны общим происхождением от древнего глагола яти ‘брать’), в которых легко опознаются приставки с характерными для них значениями, то можно выделить общий корень –я-/-ём-. Его значение сформулировать трудно, оно не так легко вычленяется из значения слова, как значение многих других корней. Но в языке есть такие семантически опустошенные корни (напр., в словах об/у/ть, раз/у/ть). Так что выделение приставки об- в слове объятия имеет под собой научные основания. Методически такой анализ слов тем более целесообразен. Отказавшись выделять приставку в словах объем, разъем, объятия , взъерошить и многих других, нам придется усложнять правило употребления разделительных ъ и ь знаков большим списком слов-исключений. Ни методисты, ни лингвисты не идут этим путем, предпочитая чуть более этимологизированный анализ структуры слова, поддерживаемый языковой интуицией (ср. описание орфографии слова объять в информационно-поисковой системе «Орфографическое комментирование русского словаря»).

Читайте также:
Глаголы прошедшего времени - формы и категории в русском языке

Не стоит спорить о структуре подобных слов, гораздо интереснее и полезнее понаблюдать за разными языковыми явлениями и закономерностями. Если ребенок может сам объяснить то, как разделил слово на морфемы, если для его разбора есть лингвистические основания, то такой разбор, конечно, нужно принять. Но при этом важно объяснить, что здесь возможен и другой подход.

Вопрос № 303700

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста,считаются ли в ЕГЭ слова “простирается (поле)” – “распростертые ( объятия )” словами с чередующимся корнем?

Ответ справочной службы русского языка

В этих словах – корень с чередующейся гласной.

Вопрос № 303011

Как правильно: ступай в объятия судьбе или в объятия к судьбе Спасибо заранее.

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 295239

Здравствуйте. Уточните еще раз, пожалуйста. Запятая ставится перед или после союза, когда следом идет – словно либо будто. Например: Я побежала и словно ребенок прыгнула в его объятия . Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Сравнительный оборот выделяется с двух сторон запятыми, союз не включается в состав оборота: Я побежала и, словно ребенок, прыгнула в его объятия . При этом сравнительный оборот можно легко изъять из предложения: Я побежала и прыгнула.

Вопрос № 284145

Добрый вечер! Прошу помочь объяснить школьнику, почему в словах ОБЪЁМ и НЕОБЪЯТНЫЙ в корне слова пишется разделительный твёрдый знак. Опираясь на правило, данное в учебнике, разделительный твёрдый знак пишется только после приставок на согласные, перед буквами Е, Ё, Ю, Я, в остальных случаях перед теми же буквами и перед И пишется разделительный мягкий знак. Но в вышеуказанных словах ОБЪ входит в состав корня, если сверяться с морфолого-орфографическим словарём А.Н.Тихонова, да и школьный словарь М.Т.Баранова даёт такие же сведения. С ув., Elicaveta

Ответ справочной службы русского языка

Разделительный ъ пишется в этих словах потому, что исторически сочетание об(ъ) являлось приставкой. Ср.: обступить, обвести, обкрутить. Однако смысловые связи с однокоренными словами (напр., принять, объятия , неотъемлемый) были утрачены, и произошло сращение приставки с корнем. Процесс переосмысления структуры слова происходит медленно. Найдутся и сейчас люди, которые чувствуют структурные связи между словами объем, необъятный и их далекими родственниками. Кто-то даже может выделить в этих словах приставку об(ъ). Написание слов с ъ закрепилось в ту эпоху, когда приставка об(ъ)- еще хорошо осознавалась носителями языкка.

Вопрос № 269203

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста: как правильно расставить в этом предложении знаки препинания, что-то у меня не получается. “Сейчас руки Шиничи, его тепло, его объятия – были необходимы ей самой” Про запятые понятно, а вот что между ” объятия ” и “были”? Тире поставили, как при перечислении, но тут что-то другое, а вот что.

Ответ справочной службы русского языка

По основному правилу тире не требуется. Его можно поставить только как авторский знак в художественном тексте.

Вопрос № 264053

Скажите, пожалуйста, какой корень в слове ОБЪЯТИЯ ? Сын учится в 5 классе, написал корень ОБЪЯТ, посчитали за ошибку.

Ответ справочной службы русского языка

Морфемный словарь предлагает такой вариант: объя́/ти/е.

Вопрос № 223859

Как правильно: “Родина не встретила его с распростертыми объятия ми” или “Родина не встретила его распростертыми объятия ми” (без “с”?) С уважением, –

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 205687

Можно ли на этом сайте найти значение выражения “Нить Ариадны” или ” Объятия Морфея” или “Муки Тантала”? Если да, покажите, пожалуйста, в каком разделе. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Читайте также:
Как пишется ребенок по правилам русского и почему

Как правильно пишется слово объяснишь?

Правильный вариант написания слова: объяснишь

Правило

Мягкий знак в конце

Начнем с мягкого знака:

  • в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.

Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь

Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.

Шаг 1. Определяем, куда падает ударение

Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.

  • Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
  • Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.

Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).

После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.

Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов

Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.

Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:

стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.

Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:

носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ

Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):

хотЕТЬ -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ

бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ

чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ

есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят

дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут

Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…

Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно

Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».

Читайте также:
Н и "НН" в причастиях, правило написания одной и двух Н

Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.

К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.

К глаголам второго спряжения относятся:

  • все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
  • 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
  • 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.

Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого в 3 лице множественного числа (они что делают?).

  • Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.

стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.

  • Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.

разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.

Морфологический разбор слова объяснишь

1. Часть речи — глагол
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: объяснить (инфинитив);
Постоянные признаки: 2-е спряжение, переходный, совершенный вид;
Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, будущее время, 2-е лицо.
3. Синтаксическая роль: Может быть различным членом предложения, смотрите по контексту.

Примеры использования и цитаты

Впрочем, не советую приходить туда… Может быть, ты мне объяснишь что-нибудь? — Нечего объяснять… — сказал Шустер хриплым, дрожащим голосом. — Сам ты виноват… Геник встал, поставил товарища на ноги и, размахнувшись, ударил…

«Маленький заговор» — Грин Александр

Может быть, ты объяснишь мне. — Ральф вернулся? — Его ждали, но он написал со станции, что встретил знакомого, предлагающего немедленно выгодное дело. — А те? — Они умерли, умерли давно, лет тридцать тому назад. Холодная вода…

«Словоохотливый домовой» — Грин Александр

Не объяснишь ли ты, в чем дело? — Нет, я не знаю.

«Преступление и наказание» — Достоевский Федор

Принципы русской орфографической системы

Принципы русской орфографической системы

Морфологический принцип, сущность которого в следующем: морфема (значимая часть слова: корень, приставка, суффикс, окончание) сохраняет единое буквенное написание, хотя при произношении звуки, входящие в эту морфему, могут видоизменяться. На морфологическом принципе основываются следующие орфографические правила:

  1. написание безударных гласных, проверяемых ударением: (в корнях слов: водный – водаводяной – наводнение; в служебных морфемах: от-мель и от-бой, мудр-ец и стар-ец, на стол-е и на стул-е).
  2. написание звонких и глухих согласных на конце слова (луг– луга, лук– лука) и в корне слова перед согласными (лавка – лавок, сковородка – сковородок);
  3. написание проверяемых непроизносимых согласных (поздний – опоздать, лестный – лесть);
  4. написание приставок на согласный, исключая приставки на з(отдать как отловить, надстроить как надломить и т. д.);
  5. употребление буквы ё после шипящих в ударной позиции в корнях слов, а также в суффиксах глаголов и отглагольных слов (ночёвка – ночевать, шёпот – шептать, размежёвка – размежевать);
  6. написание твердых и мягких согласных в сочетаниях с мягкими согласными, т.е. написание мягкого знака при исконной мягкости и отсутствие его при позиционной мягкости (мостик – мост мягкость звука Н’ перед твёрдым согласным Т не сохранилась. Следовательно, это позиционная мягкость – смягчение твёрдого Н перед мягким Т’ «Ь» в этом случае не пишется; но восьми – восьмой мягкость звука С’ сохранилась, следовательно, это исконная мягкость, обозначаемая на письме Ь.);
  7. написание безударных окончаний имен существительных, которые обычно проверяются по ударяемым окончаниям существительных того же склонения и в той же падежной форме (ср.: в дере׳вне, в па׳рке – в седле׳; в ра׳дости – в степи׳; в не׳бе – в ведре׳ и т. п.). Безударные окончания прилагательных проверяют ударным окончанием вопроса: синюю кофту – какую?; синяя кофта – какая?
  8. написание суффиксов и неизменяемых на письме приставок (отдыхать- отходить — отыграть); также проверяются и суффиксы, например, в суффиксе «ЛИВ» буква «И» пишется как в ударной, так и в безударной позиции (сиротливый, талантливый); правописание постфикса -ся (учиться, учится, мойся)

Фонетический принцип, в соответствии с которым слова или их части пишутся так, как они произносятся. Фонетический принцип (или фонетические написания) заключается в том, что написание передает звучание слова, буквой в данном случае обозначается не фонема, а звук. Фонетические написания близки к фонетический транскрипции (как известно, транскрипция – это передача звучащей речи на письме). В современном письме немало таких написаний, в которых не возникает расхож­дений между звучанием и письмом: луна, шли, стол, туман, крыли, конь
К фонетическим написаниям относятся:

  1. написание приставок, оканчивающихся на з(из-, воз-, вз-, низ-, раз-, роз-, без-, чрез-, через-) с буквой с перед глухими согласными и с буквой з перед всеми другими согласными и перед гласными (издать – исписать, возносить – воспевать, вставать – взбираться, низложить – ниспровергнуть, раздать – распространить, бессловесный – бездорожье, чрезвычайный – чересполосица);
  2. написание буквы ав безударной приставке раз- (рас-), несмотря на то, что под ударением в этой приставке пишется о (разда׳ть – ро́здал, расписа׳ть – роспись, рассказывать – россказни, рассы́пать – россыпь);
  3. написание буквы ы после приставок на согласный (исключая приставки меж-, сверх- и заимствованные приставки) перед начальной буквой и корня (ср.: предыстория – поискать – сверхинтересный). Кроме того, после твердых согласных в сложносокращенных словах сохраняется буква и (мединститут, спортинвентарь);
  4. написание буквы о в суффиксах –онок –онкапосле шипящих (медвежонок, шапчонка и т. п.);
  5. написание буквы ы после ц в окончаниях имен существительных и прилагательных (улицы, огурцы, бледнолицый, Куницын и т. п.);
  6. отсутствие буквы ь в прилагательных с суффиксом –ск-, образованных от существительных, оканчивающихся на ь (мозырский – от Мозырь, зверский – от зверь; ср.: сентябрьский – от сентябрь, декабрьский – от декабрь).
  7. Написание отдельных слов (свадьба – ср.: сват, сватать).
Читайте также:
Старинный как пишется по правилам русского языка и почему

Традиционный (исторический) принцип русской орфографии заключается в том, что то или иное написание обусловлено законами языка на определенном этапе его исторического развития. В современном языке такие написания сохраняются по традиции. Традиционный принцип заключается в том, что он отражает написание фонем в слабых позициях: звуки обозначаются одной из ряда возможных букв.
К традиционным (историческим) написаниям относятся следующие:

  1. безударные гласные, непроверяемые ударением (молоко, сарай);
  2. написание слов (чаще заимствованных) с непроверяемыми безударными гласными а, о, е, и, я (сапоги, лаборатория, панорама, коллектив, обоняние, винегрет, дирижер, дефицит, интеллигент, смятение, месяц, заяц и т. д.);
  3. написание корней с чередующимися гласными а/о, е/и (заря – озарение – зори; загар – загорать – пригарь и др., кроме слов с разным значением, типа макать — вымокнуть, подровнять — выровнять);
  4. написание букв и, е после букв ж, ш и ц (как известно, звуки [ж], [ш] были мягкими до ХІV века, а [ц] – до ХVІ века): шесть, жесть, лыжи, ширина, шиповник, цель, целый, квалификация, цитата, цирк и др.
  5. написание двойных согласных в корнях заимствованных слов (килограмм, коралл, шоссе, барокко, антенна, ассимиляция и др.);
  6. написание буквы г на месте звука [в] в окончаниях –ого, -его родительного падежа прилагательных и причастий (сильного, синего, идущего и др.);
  7. написание буквы ь после твердых шипящих ж, ш в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа в форме изъявительного наклонения (идешь, смотришь, читаешь) и в формах повелительного наклонения (ешь, режь, намажь). Кроме того, по традиции пишется ь после шипящих на конце наречий, за исключением слов уж, замуж, невтерпеж (лишь, напрочь, точь-в-точь, навзничь, настежь и др.);
  8. написание слов с непроверяемыми гласными в сочетаниях оро, оло (молоко, корова);
  9. написание отдельных заимствованных слов (рюкзак, асфальт, вокзал и др.).

Дифференцирующие (смысловой) различающиеся написания объясняют правописание различных по смыслу слов и словоформ, относящихся к омонимам. Именно благодаря наличию дифференцирующих написаний различаются омонимы, омоформы, омофоны. Так, например, написание букв а или о помогает понять, в каком значении употреблены слова кампания «событие, мероприятие» и компания (группа людей). Значение омонимов может различаться написанием одиночной и удвоенной буквы: бал (праздничный вечер) и балл (оценка); написанием прописной и строчной букв: Роман (мужское имя) и роман (литературный жанр), Орел (город) и орел (птица) и т. п.
К числу дифференцирующих относятся следующие написания:

  1. наличие или отсутствие буквы ь у слов с основой на шипящий (наличие ь у слов женского рода: дочь, печь, рожь, мощь; отсутствие ь у слов мужского рода: страж, марш, плащ);
  2. написание букв о или ё для разграничения имен существительных и глагольных словоформ (ожог, поджог – имена существительные и ожёг, поджёг – глаголы в форме прошедшего времени мужского рода);
  3. написание некоторых корней с чередующимися гласными, выбор которых определяется семантикой слова (ср.: макать перо в чернила – вымокнуть под дождем; подровнять (сделать ровным) – выравненный (сделанный равным);
  4. написание приставок пре-, при- также зависит от семантики слова (ср.: предать друга – придать форму, преемник (последователь) – приемник (аппарат));
  5. написание окончаний -ом, -ым в форме творительного падежа единственного числа существительных на -ов, -ин, обозначающих фамилии людей и названия населенных пунктов (ср.: с Сергеем Борисовым – с городом Борисовом);
  6. написание ъ, ь зависит от расположения этих букв в слове (ср.: подъезд, объём, предъюбилейный, необъятный – воробьи, вьюнок, льётся, скамья, на скамье);
  7. некоторые слитные, раздельные или дефисные написания, с помощью которых уточняются лексико-грамматические значения омонимичных слов (ср.: тоже (союз) – то же (местоимение с частицей), оттого – наречие или часть союза, от того – местоимение с предлогом и т. п.).
  8. В соответствии с этим принципом написание отражает стремление разграничить омонимы, передавая полностью их звуковой облик разными графическими способами: ожЕг – ожОг; баЛ – баЛЛ и т.п.
Читайте также:
Ударения слова запишите - примеры и объяснение постановки в разных случаях


Тесты на тему Принципы русской орфографии

Тест на тему Фонетический принцип орфографии
Тест на тему Морфологический принцип орфографии
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. «Орфография в табл.», «Таблицы«, «Орфографический разбор«

© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

Росла как пишется – разбор слова, объяснение правила

  • ЛитРес: Самиздат
  • ЛитРес: Чтец
  • ЛитРес: Черновики
  • Расписание
  • Прошедшие

Как правильно оформить прямую речь

Если прямая речь располагается после слов автора , то выделяется кавычками, а первое слово пишется с заглавной буквы . Авторский текст обосабливается двоеточием. Точка всегда располагается за кавычками, все остальные знаки препинания — перед. Схемы оформления выглядят следующим образом:

Рассмотрим примеры.

Доктор озабоченно повернулся ко мне: «Джим, мальчик мой, что случилось?»

Я показал достопочтенным джентльменам карту и пояснил: «Доктор, сквайр, на „Адмирал Бенбоу“ напали пираты, они искали вот эту карту».

Трелони вскочил, едва не опрокинув кресло, и горячо воскликнул: «Мерзавцы ещё поплатятся за свои злодеяния!»

Если прямая речь начинает предложение, то она отделяется от авторского текста тире. Слова автора пишутся со строчной буквы. Прямая речь выделяется кавычками и предусматривает три знака препинания в конце реплики: вопросительный и восклицательный знак и запятую. Запятая располагается после закрывающих кавычек, все остальные — перед.

Рассмотрим схемы оформления прямой речи:

Рассмотрим варианты оформления прямой речи в тексте.

В случае, если реплика оказывается внутри авторского текста, по правилам оформления прямой речи фраза выделяется кавычками и начинается с заглавной буквы. После первого отрывка авторского текста ставится двоеточие, второй отделяется запятой или тире. Тире ставится в том случае, если попавшая в прямую речь реплика заканчивается восклицанием или вопросом.

Посмотрим на варианты оформления прямой речи в тексте.

Доктор пожал плечами, произнёс: « Ох уж этот сквайр» , и скрылся в дверях своей каюты.

Билли Бонс задумчиво поглядел вслед слепому, затем повернулся ко мне, грубо крикнул: «Мальчишка, принеси мне рому !» — и решительно выскочил из комнаты.

«Джентльмены, отличные новости, — улыбаясь во все 32 зуба, сообщил доктор Ливси. — Сюда направляются пираты!»

«Просыпайтесь, все! — истошным голосом закричал Трелони. — Пираты идут!»
«А где Джим? — сонным голосом поинтересовался Ливси. — Он так пропустит всё веселье».

Прямая речь, разделённая словами автора, использует следующие схемы оформления.

Читайте также:
Глаголы прошедшего времени - формы и категории в русском языке

Предыдущие примеры нужны, когда вам нужно передать одно-единственное высказывание персонажей. Если вам нужно описать беседу двух или более лиц, следует использовать диалог.

В диалоге все реплики начинаются с новой строчки, предваряются знаком тире и не требуют кавычек.

— Итак, Джим, — произнёс доктор Ливси, откидываясь в кресле, — чем мы обязаны столь неожиданному визиту?

— Джентльмены, — собравшись с силами, произнёс я, — я хочу обратиться к вам за помощью. На «Адмирал Бенбоу» напали пираты.

— Пираты! — вскричал Трелони, вскакивая с кресла. — Здесь? В Англии?

— Да, — подтвердил я. — Полагаю, их интересует это. — Я положил на стол карту, позаимствованную из сундука Билли Бонса. — Полагаю, эта карта укажет путь к сокровищам, спрятанным самим капитаном Флинтом.

Доктор Ливси опёрся кулаками об стол, обвёл нас пристальным взглядом и произнёс:

— Господа, полагаю, наш ход действий очевиден. Мы должны сами добраться до острова и найти эти сокровища, чтобы они не попали в руки к пиратам!

— Мне нужно предупредить матушку, — неуверенно сообщил я.

— Полагаю, с этим проблем не будет, я беру тебя под свою ответственность, — заверил меня доктор и повернулся к Трелони. — А что скажете вы, сквайр? — поинтересовался он.

— В Бристоль, друзья! — вскричал Трелони.

В зависимости от объёма используемого фрагмента, цитаты оформляются по правилам прямой или косвенной речи. Первое применимо к полным самостоятельным предложениям, во втором случае следует руководствоваться правилами косвенной речи и огородить цитируемый текст кавычками. Заглавная буква в первом слове фрагмента не нужна, равно как и двоеточие после авторского текста.

Если вы решили опустить часть цитаты, то на месте пропущенного куска нужно поставить многоточие. Если лакуна выпала на начало цитаты, а сам цитируемый фрагмент, в свою очередь, начинает предложение, первое слово пишется с заглавной буквы. В противном случае оно начинается со строчной.

Стихи и эпиграфы выделять кавычками не нужно.

Читайте также:
Читаемый как пишется это слово правильно и почему так?

Категория состояния в русском языке

Категория состо­я­ния — это само­сто­я­тель­ная часть речи, объ­еди­ня­ю­щая без­лич­ные предикаты.

Что такое категория состояния?

Среди частей речи рус­ско­го язы­ка выде­ля­ют осо­бую часть речи, кото­рая, на пер­вый взгляд, похо­жа по внеш­ним при­зна­кам на наре­чие с суф­фик­сом или крат­кую фор­му един­ствен­но­го чис­ла сред­не­го рода при­ла­га­тель­но­го. Понаблюдаем, какой частью речи в зави­си­мо­сти от кон­тек­ста может быть сло­во «хму­ро»:

Из-за густой пеле­ны обла­ков осен­нее небо (како­во?) хму­ро (хму­рый — хму­ро, кратк. ф. при­лаг. сред. рода)

Незнакомец взгля­нул на нас (как?) непри­яз­нен­но и хму­ро (наре­чие).

Сегодня за окном хму­ро и пас­мур­но (кате­го­рия состояния).

В послед­нем пред­ло­же­нии сло­во «хму­ро» обо­зна­ча­ет состо­я­ние при­ро­ды и явля­ет­ся син­так­си­че­ским ядром без­лич­но­го пред­ло­же­ния — ска­зу­е­мым, кото­рое не свя­за­но с под­ле­жа­щим. По этим грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам назо­вем его сло­вом кате­го­рии состояния.

Слова кате­го­рии состо­я­ния могут обо­зна­чать неди­на­ми­че­ское состо­я­ние чело­ве­ка и окру­жа­ю­щей сре­ды, например:

В неболь­шом уют­ном кафе тес­но и наку­ре­но .

Что же такое кате­го­рия состо­я­ния в рус­ском язы­ке? Суммируя наши наблю­де­ния, дадим сле­ду­ю­щее опре­де­ле­ние этой само­сто­я­тель­ной части речи в рус­ском языке.

Грамматические признаки слов категории состояния

  1. неиз­ме­ня­е­мость;
  2. нали­чие ана­ли­ти­че­ских форм вре­ме­ни, созда­ва­е­мых в кон­тек­сте глаголом-связкой;
  3. син­так­си­че­ская роль ска­зу­е­мо­го без­лич­но­го предложения.

Ему необ­хо­ди­мо поду­мать , преж­де чем согла­сить­ся с вашим предложением.

Отличие категории состояния от наречия

Как уже отме­ча­лось, кате­го­рию состо­я­ния мож­но лег­ко спу­тать с наре­чи­ем, обра­зо­ван­ным от каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных с помо­щью суф­фик­са . Но всё же раз­ли­чия меж­ду сло­ва­ми этих двух само­сто­я­тель­ных частей речи имеются.

Слово состо­я­ния

Наречие

Только в кон­тек­сте мож­но отли­чить сло­во кате­го­рии состо­я­ния от омо­ни­мич­но­го наре­чия или фор­мы при­ла­га­тель­но­го, кото­рое име­ет окончание:

  • дедуш­ка хмур и неразговорчив;
  • небо хмур о ;
  • мама хмур а .

Группы слов категории состояния. Примеры

К кате­го­рии состо­я­ния при­над­ле­жат сло­ва раз­ных частей речи, при­чём толь­ко те, кото­рые исполь­зу­ют­ся в роли глав­но­го чле­на (ска­зу­е­мо­го) в одно­со­став­ном без­лич­ном предложении.

Слова кате­го­рии состо­я­ния обра­зу­ют сле­ду­ю­щие группы:

1. сло­ва с суф­фик­сом , соот­но­си­мые с каче­ствен­ны­ми наре­чи­я­ми и крат­ки­ми фор­ма­ми прилагательных:

  • холод­но
  • весе­ло
  • сумрач­но
  • мороз­но
  • тес­но
  • ненаст­но
  • тем­но

2. сло­ва, соот­но­си­мые по грам­ма­ти­че­ской фор­ме с крат­ки­ми стра­да­тель­ны­ми при­ча­сти­я­ми сред­не­го рода:

  • обна­ру­же­но
  • ука­за­но
  • наку­ре­но
  • реше­но
  • выяс­не­но
  • запер­то

3. сло­ва, обо­зна­ча­ю­щие неди­на­ми­че­ское состо­я­ние и соот­но­си­мые с существительными:

  • пора (пора идти спать);
  • неохо­та (неохо­та вста­вать рано);
  • лень (лень соби­рать вещи);
  • грех (грех осуж­дать ближнего);
  • охо­та (охо­та пошалить);
  • досуг, недо­суг (недо­суг посмот­реть фильм)

3. сло­ва, не соот­но­си­мые с дру­ги­ми частя­ми речи:

Семантические разряды слов категории состояния

Слова кате­го­рии состо­я­нии по их зна­че­нию услов­но мож­но раз­де­лить на две боль­шие группы:

1. каче­ствен­ные безлично-предикативные сло­ва, обозначающие

  • физи­че­ское и пси­хи­че­ское состо­я­ние живых существ (боль­но, радост­но, страш­но, душ­но);
  • физи­че­ское состо­я­ние окру­жа­ю­щей сре­ды (пас­мур­но, дожд­ли­во, свет­ло, тем­но);

2. модально-предикативные сло­ва, обо­зна­ча­ю­щие необ­хо­ди­мость, готов­ность, жела­ние, воз­мож­ность выпол­нить дей­ствие (мож­но, нуж­но, лень, охо­та, невоз­мож­но).

Видеоурок «Слова категории состояния. Морфологический разбор категории состояния»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: