Диктанты по русскому языку для 5 класса 3 четверти

Диктанты 5 класс 3 четверть

Поверочные и контрольные диктанты по русскому языку 5 класс 3 четверть (контрольные работы с грамматическим заданием – школа России)

Жила белка в лесу, ни о чём не тужила. Никто её не беспокоил. Спала на ветке большой ели. Не заботилась она ни о ком, только о себе. Прошло время, и у неё появились бельчата. Теперь белка от них не уходила. Наступила зима. В лесу начались обвалы. Однажды тяжёлый ком снега обрушился с вершины дерева на крышу жилища белочки. Она выскочила, а её беспомощные детки оказались в ловушке. К кому обратиться за помощью? А вдруг кто-нибудь спасёт бельчат. Белка быстро принялась раскапывать снег. Круглое гнездо из мягкого мха осталось целым. Лесная жительница была счастлива. Ничто больше не огорчит её! 98 слов / с грамматическим заданием

Все еще из распахнутой сини неба улыбалось солнце. Природа пробуждалась от зимнего сна. Снег в лесу присел и почернел. Сначала на снегу выступила облетевшая коричневая хвоя. Потом появилось много сухих сучьев, и зажелтели прошлогодние палые листья, проступили проталины. Грачи давно расхаживали по двору и начали вить гнезда в роще. Скворцы и жаворонки тоже располагались на новых квартирах. Отец с восхищением рассказывал, что видел прилетающих лебедей. Прекрасные белые птицы летели высоко, и отец едва мог рассмотреть их ранний прилет. Река разлилась, а вода еще прибывала. Над озером беспрестанно проносились большие стаи перелетной птицы. Они тоже возвратились из мест зимнего пребывания. 102 слова / с грамматическим заданием

Я бывал здесь каждый день. Я садился на еловый пенёк и смотрел на белое чудо. И от сердца отходили мелкие невзгоды. Жизнь казалась чистой и прозрачной, как лесной ручеёк. Мне не верилось, что поляна с белыми ромашками останется целой рядом с городом. Но проходил день за днём, а цветы жили своей жизнью. Над ними ласково гудели шмели. В такт слабым порывам ветра ромашки задумчиво и нежно покачивали головками. Я не был на поляне дня три. И вот прикатил на велосипеде к своим ромашкам. Поляну было не узнать! Чернело пятно костра, валялись банки, осколки бутылок. От былого ромашкового чуда ничего не осталось. 100 слов / с грамматическим заданием

На старой Смоленской дороге стоит кряжистая берёза. Вместо вершины чернеют ожогами острые пики, а ствол весь в бугристых шрамах. Коснулся я морщинистой коры и ощутил под руками холод металла. Всю эту сторону иссекли пули и осколки снарядов. В лихую военную годину тут шёл жестокий бой. И берёза приняла на себя огневой шквал неприятеля. Многим отважным нашим бойцам она спасла жизнь, заслонила их собою от смертельных пуль. Берёза молчаливо и тяжко болела. Дни её колебались на зыбкой грани между жизнью и смертью. Но она выжила, снова зазеленела. Теперь возле неё толпится, обступает со всех сторон шумливая рать березняка. 97 слов / с грамматическим заданием

На лугу пасётся чёрненький бычок. Он тянется влажными губами к Алёшиной ладошечке, подёргивает холкой, сгоняет злую мошкару. — Алёша, я нашла водомерку, — кричит Наташа и разглядывает кого-то в травке. К узкому брюшку тесно прижались прозрачные крылышки. Осенью водомерки вылезают на бережок и прячутся в укромном местечке: под корой пней, во мху, в листочках. Они впадают в оцепенение и спокойно переносят стужу и бескормицу. Почему насекомое не тонет? На его ножках никаких лыж нет. Водомерка такая лёгкая, что не может прорвать плёнку воды. Чтобы ноги у неё не смачивались водой, они покрыты особым веществом. 92 слова / с грамматическим заданием

Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. Его семья жила в усадьбе около деревни. Здесь от деревни к деревне тянутся леса, поля и огороды, сады с чудесными растениями. Берега рек заросли плакучей ивой. Ещё мальчиком научился он всматриваться и вслушиваться в природу. Его чуткое ухо слышало шорох листьев и шёпот ветра, а зоркий глаз видел каждый росточек и травинку. С ружьём и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, в Карелии. Он открывал в природе много тайн и дарил их своим читателям. А вы, ребята, читали его книги? 91 слово / с грамматическим заданием

Диктанты 5 класс

Диктант для 5 класса – это вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.

  • 1 четверть
  • 2 четверть
  • 3 четверть
  • Итоговые диктанты
  • Проверочные диктанты
5 класс 1 четверть

Много забот летом у белок. Нужно выкормить маленьких бельчат, собрать и спрятать в дуплах запасы орехов, насушить грибов. В голодные годы в лесу бывает мало орехов и шишек. Тогда белки пускаются в далекие и опасные путешествия. Смело переплывают они широкие реки, перебегают поля, забегают в селения и города. Никому в лесу не делают вреда миролюбивые веселые белки. С вершины на вершину друг за дружкой гоняются они по деревьям. Весело, радостно играют у старой сосны проказницы белки. (По И. Соколову – Микитову)

✒️ Грамматическое задание

  1. Озаглавьте текст;
  2. Выпишите из текста по одному словосочетанию «сущ. + прил.» и «гл. + сущ.»;
  3. В слове «забегают» графически объясните орфограмму в корне, подберите проверочное слово;
  4. Подчеркните грамматическую основу в 5 – ом предложении («Смело переплывают…»);
  5. Произведите морфемный разбор слова «маленьких»;
2 вариант

Пришла осенняя пора. Стоит ненастная погода. Вчера подул резкий холодный ветер. Он срывает с деревьев листья и разносит их по рощам, по дорогам. Улетают последние птицы. Вчера улетели грачи. Перед отлетом они долго с криком кружатся над рощей. На рассвете грачи посидели на березах, поднялись и пропали.

А у нас появляются зимние гости. Вот на берёзе сидят чижи и щеглы. Птички клюют вкусные семена берёзы и ольхи. Красногрудые снегири устроились на рябине и клюют ягоды. Зимние гости будут всюду искать себе пищу.

✒️ Грамматическое задание

  1. Озаглавьте текст;
  2. Обозначьте части речи:
    1 вариант — в 4 предложении 2 абзаца
    2 вариант — в 3 предложении 2 абзаца;
  3. Произведите морфемный разбор слов:
    1 вариант — холодный
    2 вариант — разносит;
  4. Обозначьте склонение и падеж всех существительных:
    1 вариант — в 8 предложении 1 абзаца
    2 вариант — в 7 предложении 1 абзаца.
5 класс 2 четверть

Жара заставила зайти нас в рощу. Я бросился под высокий куст орешника. Над ним молодой клен красиво раскинул свои легкие ветки. Иван сел на толстый конец упавшей березы, а я глядел на него. Листья слабо колебались в вышине, их зеленоватые тени тихо скользили взад и вперед по телу Ивана, по его маленькому лицу. Он не поднимал головы и долго молчал. Я лег на спину и начал любоваться мирной игрой листьев на далеком светлом небе.

✒️ Грамматическое задание

  1. Выполните синтаксический разбор 2 предложения;
  2. Составьте схему 4 предложения;
  3. Выделите орфограммы в словах: раскинул, глядел, не поднимал, любоваться;
  4. Выполните морфемный разбор слов: мирной, орешника.
Зимой

Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в белую шубку. Загораются и блестят разноцветные искорки инея. Вода темнеет среди прибрежных зарослей.

Читайте также:
Ежонок или еженок - как правильно пишется слово

Как прекрасна берёзовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревья, что ты их не узнаешь. Ёлочка становится похожей на причудливую снежную бабу. Всюду виднеются следы лесных зверей.

В зимние дни дома не сидится. Дети и взрослые выходят на прогулку. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.

«Здравствуй, зима!» — радостно говорят люди. (93 слова.)

✒️ Грамматическое задание

  1. Подчеркните в тексте основы сложного предложения: Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в белую шубку.;
  2. Составьте схему предложения: «Здравствуй, зима!» — радостно говорят люди;
  3. Синтаксический разбор предложения: Загораются и блестят разноцветные искорки инея.
5 класс 3 четверть

Темнеет, хмурится небо. Набежала мрачная туча. Затих старый бор, приготовился к бою. Сильный порыв ветра закружил пыль по дороге и умчался.

Ударили по листьям первые крупные капли дождя. И вдруг на землю обрушилась стена воды. Сверкает молния. Гремит гром.

Быстро проходит летняя гроза. Светлеет, яснеет туманная даль. Над полем, над лесом, над водной гладью плывет легкий пар. Уже и солнце яркое выглянуло. Но дождь еще не прошел. Это падают с деревьев капли и сверкают на солнце.

✒️ Грамматическое задание

  1. Выполните морфемный разбор слова «туманная»;
  2. Обозначьте орфограммы в словах «д.. ждя», «со…нца»;
  3. Выделите орфограммы в словах: раскинул, глядел, не поднимал, любоваться;
  4. В предложении «Набежала мрачная туча» укажите все части речи, определите род всех существительных.
Белка

Жила белка в лесу, ни о чём не тужила. 4 Никто её не беспокоил. Спала на ветке большой ели. Не заботилась она ни о ком, только о себе. 4 Прошло время, и у неё появились бельчата. Теперь белка от них не уходила.

Наступила зима. В лесу начались обвалы. Однажды тяжёлый ком снега обрушился с вершины дерева на крышу жилища белочки. Она выскочила, а её беспомощные детки оказались в ловушке. К кому обратиться за помощью? А вдруг кто-нибудь спасёт бельчат.

Белка быстро принялась раскапывать снег. Круглое гнездо из мягкого мха осталось целым. Лесная жительница была счастлива. Ничто больше не огорчит её! По В. Бианки. (98 слов)

✒️ Грамматическое задание

  1. Выполните морфологический разбор:
    1 вариант — ни о чём ;
    2 вариант — кто-нибудь ;
  2. Выпишите 3 местоимения с разными орфограммами:
    1 вариант — из 1 абзаца;
    2 вариант — из 2 абзаца ;
  3. Выпишите из текста 5 местоимений разных разрядов и укажите их разряд;
  4. Сделайте полный синтаксический разбор предложения:
    1 вариант — Жила белка в лесу, ни о чём не тужила.
    2 вариант — Не заботилась она ни о ком, только о себе.
Итоговые диктанты за 5 класс
Грабеж среди белого дня

Во дворе стоит глубокая миска с мутной водой. В нее хозяйка бросает корки хлеба для кур.

Щенок Фунтик подошел к миске и вытащил из воды съедобную корку. Молодой жирный петух сердито посмотрел на Фунтика. Петух не мог поверить в этот грабеж. Его глаза наливаются кровью. Петух разъярился. Он растопырил лапы, бросился на Фунтика и клюнул его в голову. Раздался крепкий стук, и щенок с ужасным воплем бросился под дом.

Петух захлопал крыльями, клюнул корку и отбросил ее. Ему не нравился запах корки.

✒️ Грамматическое задание

  1. Выполнить морфемный разбор слов:
    1 вариант — выпускает,
    2 вариант — просидела;
  2. Выделите грамматическую основу
    1 вариант — в 1 предложении 2 абзаца,
    2 вариант — в 6 предложении 2 абзаца, над всеми словами укажите части речи;
  3. Выпишите из текста сложное предложение, начертите его схему.
Весна

Небо над головой весеннее. В полях бегут шумные и говорливые ручейки.

Над влажной землёй кружатся3, взлетают высоко в небо жаворонки. «Река! Проснись!» – журчат весёлые ручейки. Тонкие веточки кустов у берега низко наклоняются к реке и шепчут: «Поиграй с нами, река».

Идёт весна по полям, гонит тучи с весеннего неба, тёплым ветром дышит на реку, солнечными лучами согревает3 землю. Тихий шорох и легкий звенящий шум проносится над рекой. Это ломается лёд. Солнце забирается в трещины, в них вспыхивают голубые, зелёные, жёлтые огоньки. И вот уже нет на реке прочного панциря изо льда. Льдины плывут, расходятся, сближаются и со звоном разбиваются. По В.Бианки. (99 слов)

✒️ Грамматическое задание

  1. Выполните морфологический разбор:
    1 вариант — кружатся;
    2 вариант — согревает;
  2. Морфемный разбор слов:
    1 вариант — забирается, проснись, гонит;
    2 вариант — расходятся, поиграй, бегут (2 вариант);
  3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения:
    1 вариант — В полях бегут шумные и говорливые ручейки.

2 вариант — Над влажной землёй кружатся, взлетают высоко в небо жаворонки.

Проверочные диктанты для 5 класса

Мы долго бродили по лесу. День кончался, и приближались сумерки. Далекое солнце уходило за горизонт и бросало на землю свои последние лучи. Лесные поляны наливались густой темнотой, и она ползла от земли к верхушкам деревьев: елей, сосен.

Но вот замолкли птицы, только иногда раздается одинокий голосок птички. Скоро с большим трудом мы стали замечать очертания веток, потому что лучи вечернего солнца едва освещали лес. Когда солнце скрылось за верхушками деревьев, след знакомой тропинки стал пропадать.

Вот над елочкой появилась первая звездочка. Ночь вступала в свои права. «Пора возвращаться домой», — решили мы. (91 слово)

В зрелом возрасте много раз наблюдал я восход солнца. Я встречал его в лесу, когда перед рассветом проходит над макушками ветер, когда четко обозначаются на фоне неба черные вершины деревьев. На траве лежит роса. Множеством блесток сверкает растянутая в лесу паутина. Пахнет смолою росистым утром. Сквозь лесную чащобу стараешься проложить тропинку к реке.

Видел я восход солнца над родными полями, над густыми зарослями кустов возле речки. В прозрачном зеркале воды отражаются побледневшие звезды, тонкий серп месяца. Под пение бесчисленных птиц и шепот камышей поднимается солнце. Прохладная роса на лугах сияет алмазной россыпью. Располагаешься на берегу и ждешь рождения нового дня. (100 слов)

Мы на Памире. Над розоватыми облаками возвышаются скалистые хребты. В долинах расположились села, где растут сады, люди сеют ячмень, пшеницу.

По берегам рек встречаются развалины старинных крепостей. Сейчас их стены и бойницы заросли густой растительностью. В глубоких трещинах вьют гнезда черные галки, в щелках камней ютятся змеи. Вот одна из них сверкнула на солнце и исчезла среди камней.

Приближаемся к подножию и располагаемся здесь на отдых. С наслаждением вдыхаем аромат цветущих растений. Вдруг замечаем на скалах рисунки. Это художник много веков назад нарисовал животных, людей, написал цифры. Наскальная живопись рассказывает о древнем Памире. Мы долго рассматривали эти удивительные рисунки. (102 слова)

У нас часто леса гибнут от безжалостного обращения с ними. Люди бессознательно бросают спичку, и от ее огня погибают большие участки леса. Много леса вырубают. Срубить дерево легко, а чтобы вырастить его, надо десятки лет. За посадками молодых деревьев следит лесовод. Он устанавливает места, которые пострадали от пожара, намечает, где надо расчистить лес от бурелома, отводит участки для работы лесорубов, участвует в борьбе с вредителями леса. Гусеницы иногда съедают подрастающие побеги, объедают листья. Зайцы, мыши обгрызают корни молодых деревьев. Но есть у леса и друзья — птицы. Они прекрасные помощники лесоводов.

Берегите, ребята, лес! Это наше богатство. (98 слов)

Лунной ночью светло в березовом лесу. Свет луны отражается на сугробах, и лес становится похожим на огромный зал с белыми колоннами. Полна тайн тишина ясной зимней ночи.

В берлоге дремлет медведь, но чутко прислушивается он к жизни зимнего леса. Снежинки еле слышно шуршат о кору старых осин, скользят по стройным вершинам, цепляются за хвою.

Наступает ночь. Полная тишина. И вдруг хрустнул снежный наст, затрещал сушняк. Медведь взъерошился, навострил уши, сверкнул глазами. Да это лоси! Успокоился лежебока, положил голову на передние лапы, зажмурился.

Разгуляется непогодушка, хлопьями повалит снег, и завоет ветер в вершинах. Убаюкает медведя колыбельная песнь вьюги. Сладко дремлется ему в берлоге. Март — последний месяц спячки лесного хозяина. (108 слов)

В апреле последний снег тает на полях, звенят по оврагам веселые ручьи, ломают зимний лед реки. Весною пахнет пробудившаяся от зимнего сна земля. Надуваются в лесу у деревьев смолистые душистые почки.

Уже прилетели белоносые грачи. Греются на солнышке скворцы. С песнями поднимаются в синюю небесную даль голосистые жаворонки.

Наступает особенный час в русской природе. До самого неба распахнутся невидимые голубые ворота, и покажутся косяки перелетных птиц. От теплого юга до холодных морей будут слышны их веселые голоса.

Разнообразны и лесные звуки. Вот со стройной березки упала прозрачная капля, и послышался тонкий, хрустальный звон. Чуткому уху охотника уже чудится шепот проснувшейся земли. (101 слово)

Темнеет, хмурится небо. Набегают мрачные грозовые тучи. Затихает старый бор, готовится к бою. Сильный порыв ветра вырывается из-за вершин деревьев, кружится пылью по дороге и мчится вперёд.

Ударили по листьям первые крупные капли дождя, и вскоре на землю обрушилась стена воды. Сверкнула молния, прокатился по небу гром.

Быстро проходит летняя гроза. Но вот светлеет туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем, над лесом, над водной гладью плывёт лёгкий пар. Уже и солнце горячее выглянуло, а дождь ещё не прошёл. Это капают с деревьев и блестят на солнце дождинки.

Утренний ветерок пробежал по лесу. Туман пришёл в движение, и показался противоположный берег реки с зарослями густого кустарника. Вдруг послышался шорох гальки. Я оглянулся и рассмотрел две тени. Я предполагал увидеть людей, но это оказались лоси. Они приближались к реке. Я залюбовался животными. Лоси жадно пили воду. Вдруг самка почуяла опасность и стала смотреть в мою сторону. Вода стекала у неё с губ, и от этого расходились круги по спокойной поверхности реки. Лосиха встрепенулась, издала хриплый крик и бросилась к лесу. В это мгновение взошло солнце. Сквозь клубы тумана стали проявляться очертания гор, растущих на том берегу деревьев.

Молодые осинки и стройные берёзки спускаются по косогору к широкой луговине. Среди деревьев идёт полная талой воды дорожка. Рядом вьётся сухая пешеходная тропка, и по ней мы углубляемся в лес. Вот где чувствуется настоящая весна! Ветки осин кажутся пушистыми от длинных серёжек. Вершины молодых берёз стали совсем шоколадного цвета. Посмотришь на берёзовую веточку, а она вся в крупных почках. Пройдёт день, другой, почки начнут лопаться, и из них покажутся зелёные язычки молодых листьев. Это самое хорошее время в лесу. Он ещё не зеленеет, стоит прозрачный и такой радостный. А как чудесно пахнет прошлогодними прелыми листьями и горьковатой свежестью почек!

День кончается. Солнце уже опускается к горизонту, и далеко разливаются его косые лучи. Приближаются сумерки. Мы бродим по лесу. Кажется, что лесные поляны налились густой темнотой. Она словно выползает из-под земли, ложится у наших ног, расстилается внизу по ветвям, взбирается к верхушкам деревьев. Птицы постепенно замолкают. Скоро уже становится трудно различать очертания веток. След знакомой тропинки стал пропадать, но сквозь просеку ещё видны лучи солнца. Высоко над ёлкой заблестели звёзды. Время от времени раздаётся одинокий голосок птички. Кажется, что она удивляется наступлению таинственной тишины. Ночь прикоснулась к земле и растеклась по ней темнотой.

Со времен глубокой древности лебедь служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. В одной легенде говорится о лебединой песне, которую эта птица поет якобы перед своей гибелью.

Однако лебедь не относится к певчим птицам. Гогот или гулкие трубные звуки можно услышать весной. В это время лебеди возвращаются с зимовки и пролетают парами в поднебесье.

Лебедь неповторимо изящен в каждом своем движении: при плавании, при купании, при подъеме на крылья.

Гнездятся лебеди по глухим озерам, в камышах. Это чуткие и осторожные птицы. Заботы о воспитании лебедят делят между собой мать и отец. В неволе белый лебедь быстро становится ручным. Он мирно живет в зоосадах рядом с черным лебедем — гостем из Австралии.

диктанты за 3 четверть
учебно-методический материал по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Контрольные диктанты за 3 четверть

Скачать:

Вложение Размер
3_chetvert_5_i_9_klass.docx 13.76 КБ
3_chetvert_7_8_9.docx 14.88 КБ
3_chetvert_8_i_9_kl._2016-2017.docx 14.04 КБ
3-ya_chetvert_6_7_8.docx 17.47 КБ

Предварительный просмотр:

по русскому языку

за III четверть 2016 – 2017 уч.г.

В глухих сосновых лесах живут, зимуют, кормятся смолистою хвоей молоденьких сосен глухари.

Глухарь – самая большая, редкостная птица в наших лесах.

Летом глухари скрываются вместе с лосями в глубоких чащобах, в моховых тёмных болотах. За это некоторые деревенские охотники называют глухарей “мошниками”.

Не всякому удаётся увидеть в лесу глухарей, услышать весною их удивительную песню. Только самые терпеливые и умелые охотники знают, где живут, скрываются и поют глухари.

Хорошие, умные охотники берегут редкостных лесных птиц. Они не стреляют, не губят их. Охотники подкрадываются к глухарям и любуются силой и красотой птиц.

1. Произвести синтаксический разбор последнего предложения текста.

2. Произвести морфологический разбор слова:

3. Выписать из 1-го предложения текста все имена прилагательные , указать их род, число, падеж .

3. Выполнить морфемный разбор слов:

охотники, сосновых, называют.

по русскому языку

за III четверть 2016 – 2017 уч.г.

Стало быстро темнеть, пришли тучи летние, грянул первый гром. Лягушки в лужах заволновались так сильно, что от них заколыхалась вода, что крики их заглушили раскаты стихающего грома.

После проливного тёплого дождя Петя занялся рыбой: он поставил в торфяном пруду сети на карасей.

Там на берегу, около сетей, нависая над самой водой, стояло десять маленьких берёзок, веточки их были ещё без листочков, совсем тоненькие.

Солнце садилось пухлое, и, когда село, началась живая ночь: пели все соловьи, все лягушки орали. Но так часто на свете бывает, что, когда всем хорошо, бедному человеку приходит в голову бедная мысль и не даёт ему радоваться. Пете тоже не спалось, и вот пришло ему в голову, что явились воры и унесли сети. Вот почему Петя на рассвете бежит к своим сетям и уже издали видит, что там, где он сети поставил, теперь стоят люди – точно воры.

В ужасной злобе бежит он туда и вдруг останавливается, улыбается, ему стыдно: это не люди – это за ночь берёзы оделись в зелень и как будто люди стоят.

1. Произвести синтаксический разбор 1-го предложения из 1-го абзаца.

2. Построить схему предложения из 2-го абзаца.

3. Указать вид подчинения в СПП из 1-го абзаца.

3. Выполнить морфемный разбор слов:

листочков, поставил, проливного, нависая, издали.

Предварительный просмотр:

по русскому языку

за III четверть 2015 – 2016 уч.г.

Вместо того чтобы сидеть на скучном уроке по арифметике, нам выпала удача копать картошку на школьном участке. Главное развлечение наше состояло в том, чтобы на гибкий прут насадить тяжёлый шарик и бросить дальше.

Я наклонился, чтобы слепить шарик потяжелее, но вдруг почувствовал сильный удар между лопаток. Это Витька Агафонов вместо того, чтобы бросить свой комок земли в небо, подкрался ко мне сзади и ударил меня комком, насаженным на прут.

Я никогда не плакал от физической боли. От неё можно кричать, орать, кататься по траве, но не плакать. Зато легко навёртывались слёзы на мои глаза от несправедливости.

Ни один человек не заметил происшествия. Все по-прежнему собирали картошку. Небо по-прежнему было голубое, а солнышко красное. Но я уже не видел ни картошки, ни солнца, ни неба. На душе черно от обиды, а в голове зародилась мысль отомстить Витьке.

1. Произвести синтаксический разбор 3-го предложения из 4-го абзаца.

2. Выполнить морфологический разбор предлога из 1-го абзаца.

3. Выполнить морфологический разбор союза из 2-го абзаца.

4. Произвести морфемный разбор слов: плакал, скучном, сзади.

по русскому языку

за III четверть 2015 – 2016 уч.г.

Время и люди немного оставили от некогда раскинувшейся здесь просторной хуторской усадьбы. Кое-где останки её выглядывали на поверхность камнем фундамента, осевшим от времени. Ольшаник, потеснив хуторское поле, подступил к самому двору. От колодца ничего не осталось. Вода, оказавшись без надобности, иссякла. На месте стоявшей здесь хаты тянулась к свету дикая груша. С дороги ничего не указывало на бывшую усадьбу. Только одинокая липа, пристроясь возле бывших ворот, одиноко и уродливо удерживала ещё несколько мощных сучьев.

Прилетая из леса, птицы почему-то никогда не садились на её ветви. Вороны, возможно, помнили что-то, чуя в изуродованном дереве дух несчастья, знак давней беды. И только тоненькая молодая рябинка, выбросив на свет считанные листочки, казалась гостьей из иного мира посреди заросшего травой подворья. Всё, кроме времени, принадлежало здесь прошлому. И только человеческая память, превращая прошлое в нынешнее, связывает настоящее с будущим.

1. Произвести синтаксический разбор 1- го предложения из 3-го абзаца.

2. Выписать из текста диктанта предложение с обособленным уточняющим членом предложения.

3. Выполнить морфемный разбор слов:

прилетая, хуторское, уродливо, подступил.

по русскому языку

за III четверть 2015 – 2016 уч.г.

Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере; мы пили чай ночью, дожидаясь далёкого и нерешительного рассвета, и за чаем дед рассказал мне историю о зайце.

В августе дед пошёл охотиться на северный берег озера. Но вдруг затревожился: с юга, со стороны лопухов, сильно тянуло гарью. Поднялся ветер, дым густел, его уже несло белой пеленой по лесу, затягивало кусты, стало трудно дышать.

Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идёт прямо на него. Ветер перешёл в ураганный, огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня. Дед был прав: во время урагана огонь шёл со скоростью тридцати километров в час.

Вскоре дед увидел зайца. Как старый лесной житель, дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идёт огонь, и всегда спасаются. Гибнут они только в тех редких случаях, когда огонь их окружает.

Дед побежал за зайцем – заяц вывел его из огня.

1. Произвести синтаксический разбор 3-го предложения из 2-го абзаца.

2. Построить схему последнего предложения из 3-го абзаца.

3. Выполнить морфемный разбор слов:

рассвета, тянуло, ураганный, дожидаясь, сильно.

Предварительный просмотр:

по русскому языку

за III четверть 2016 – 2017 уч.г.

Далеко-далеко, в северной части Уральских гор, в непроходимой лесной глуши спряталась одна деревушка. В ней всего одиннадцать домов, даже десять, потому что одна избушка стоит совсем отдельно, у самого леса.

Кругом деревни, нависая зубчатыми краями, стеной поднимается вечнозелёный хвойный лес. Из-за верхушек елей и пихт можно разглядеть только несколько гор, которые точно нарочно обошли деревушку со всех сторон громадными синевато-серыми валами.

Избы в этой деревне выстроены без всякого плана, как кто хотел. Две старые хатки стоят высоко, над самой речкой, и смотрят с берега в тёмную воду. Остальные избы разбрелись по деревушке, как овцы. Здесь даже улицы нет, а между домишками, извиваясь, колесит узкая тропа. Да жителям и улицы, пожалуй, не нужно, потому что ездить по ней не на чем: нет здесь ни у кого ни одной телеги. Летом эта деревушка бывает окружена непроходимыми болотами, топями и лесными трущобами. Пройти можно только пешком по отдельным местам, узким тропам, да и то не всегда.

1. Произвести синтаксический разбор 2- го предложения из 2-го абзаца.

2. Выписать из 1-го абзаца пример несогласованных определений.

3. Обозначить в 1-м абзаце обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

4. Выполнить морфемный разбор слов:

деревушка, непроходимой, выстроены, высоко, спряталась.

по русскому языку

за III четверть 2016 – 2017 уч.г.

Стало быстро темнеть, пришли тучи летние, грянул первый гром. Лягушки в лужах заволновались так сильно, что от них заколыхалась вода, что крики их заглушили раскаты стихающего грома.

После проливного тёплого дождя Петя занялся рыбой: он поставил в торфяном пруду сети на карасей.

Там на берегу, около сетей, нависая над самой водой, стояло десять маленьких берёзок, веточки их были ещё без листочков, совсем тоненькие.

Солнце садилось пухлое, и, когда село, началась живая ночь: пели все соловьи, все лягушки орали. Но так часто на свете бывает, что, когда всем хорошо, бедному человеку приходит в голову бедная мысль и не даёт ему радоваться. Пете тоже не спалось, и вот пришло ему в голову, что явились воры и унесли сети. Вот почему Петя на рассвете бежит к своим сетям и уже издали видит, что там, где он сети поставил, теперь стоят люди – точно воры.

В ужасной злобе бежит он туда и вдруг останавливается, улыбается, ему стыдно: это не люди – это за ночь берёзы оделись в зелень и как будто люди стоят.

1. Произвести синтаксический разбор 1-го предложения из 1-го абзаца.

2. Построить схему предложения из 2-го абзаца.

3. Указать вид подчинения в СПП из 1-го абзаца.

3. Выполнить морфемный разбор слов:

листочков, поставил, проливного, нависая, издали.

Предварительный просмотр:

по русскому языку

за III четверть 2012 – 2013 уч.г.

Полотна Поленова хорошо известны, особенно картина «Московский дворик». В ней как будто выливается чувство радости художника от летнего утра, светлого, погожего, от красоты белокаменной архитектуры и куполов церквей, сияющих в лучах солнца, от ощущения простоты и безмятежности обыденной жизни, сливающейся с окружающим пейзажем.

В картине нашли отражение детские воспоминания художника. Нетрудно ощутить аромат непосредственности, по-детски наивного восприятия мира, его поэзии, загадочности. Оно передано во всём: и в сосредоточенной позе девочки на переднем плане, и в увлечённости детворы, играющей с котёнком, и в свисающих через забор ветвях деревьев, уходящих в глубь таинственного сада соседней усадьбы.

Проделав круг по центральной части полотна, взгляд зрителя устремляется в глубину двора и за его пределы, где розовеет небо от восходящего солнца. Здесь, на заднем плане картины, снова повторяется уже знакомый ритм: усадебный дом, сарай и церковь с колокольней. Это сходство заставляет предположить, что та же атмосфера покоя и умиротворённости царит в соседнем дворе.

I вариант II вариант

  1. Произвести синтаксический разбор

1-го предложения 2-го предл. из 2-го абзаца

  1. Произвести морфемный разбор слов:

Восходящего, проделав, выливается. Сияющих, повторяется, передана.

  1. Выполнить фонетический разбор слов:

по русскому языку

за III четверть 2012 – 2013 уч.г.

Однажды в летнюю ночь я сидел в моей комнате за письменным столом. Ночь была такая тихая, только с реки доносились до меня какие-то далёкие лёгкие звуки. В полной ночной тишине под полом вдруг послышались какие-то тихие голоса. Они были похожи на шёпот птенцов, которые пробудились в гнезде. Но какие птенцы могли быть в подполье? Я долго не мог понять, кто разговаривает у меня под полом. Потом я догадался, что это ежи.

Ежи – смирные и кроткие звери. Разговаривать, конечно, они не умеют. Это я слышал их возню. Они никому не причиняют вреда и никого не боятся. Днём они спят, а ночью выходят на охоту. Они уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами и мышами.

На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги покрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят всю зиму.

I вариант II вариант

  1. Произвести синтаксический разбор

4-го предл. из 2-го абзаца 6-го предл. из 2-го абзаца

  1. Выполнить морфологический разбор слова:
  1. Произвести морфемный разбор слов:

Послышались, письменным, охоту. Доносились, маленькие, вреда.

по русскому языку

за III четверть 2012 – 2013 уч.г.

В течение многих веков, тысячелетий меняется форма и высота земной поверхности. Там, где раньше шумело море, впоследствии образовалась суша. С реками и озёрами происходит то же самое, что и с морями. Горы также не остаются неизменными. Особенно сильно разрушаются породы, состоящие из нескольких составных частей. Так как эти части расширяются и сжимаются по-разному, между ними образуются трещины. В них попадает вода. При замерзании она увеличивается в объёме и с громадной силой разрывает самые твёрдые камни.

Растения и животные тоже играют большую роль в разрушении горных пород. Корни растений выделяют кислоту, которая разъедает камень. Если в трещину породы попадёт семя, то оно разрастётся и, постепенно утолщаясь, будет раздвигать её. Вследствие этого происходит выветривание. Самые прочные породы тоже разрушаются.

I вариант II вариант

  1. Произвести синтаксический разбор

4-го предложения последнего предложения

  1. Выполнить морфологический разбор

одного предлога (по выбору); одного предлога (по выбору);

одного союза (по выбору). одного союза (по выбору).

  1. Произвести морфемный разбор слов:

Выделяют, состоящие, земной Разрывает, утолщаясь, горных

Контрольные диктанты, 5 класс

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в начальных классах».

Пришёл сентябрь. После знойного лета наступила золотая осень. По опушкам лесов ещё растут подосиновики, душистые рыжики. На большом старом пне жмутся друг к дружке опёнки.

По высокому синему небу бегут облака. Уже улетели ласточки, стрижи. К дальнему пути готовятся дикие гуси, покидают родные болота журавли.

Вот вышел из леса старый лось, поднял голову и заревел. Ранним утром далеко слышно грозный рёв могучего богатыря. Прошли лоси, нашумели, испугали зайца. Страшно ему в осенние прозрачные дни. Кругом всё жёлтое, золотое, а он в белой шубке.

Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи».

Погода стала меняться. Из-за далёкого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдёт», – проговорила Нина.

Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками, когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»

Но вот ветер утих, появилось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце.

Грамматические задания:

Выполнить синтаксический разбор второго предложения первого абзаца..

Выполнить пунктуационный разбор последнего предложения первого абзаца.

Контрольный диктант по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи».

Стоял жаркий июльский день. Косыми жаркими лучами солнце жгло сухую землю. Густая пыль поднималась по дороге и наполняла воздух. Облака объединялись в большую тучу. Прогремел дальний гром.

И вот облака уже закрыли солнце. Оно выглянуло в последний раз и исчезло. В природе всё резко изменилось.

Налетел вихрь, задрожала осиновая роща.

От порывов сильного ветра молодые осинки гнутся к земле. Пучки сухой травы летят через дорогу. У речки глухо шумит густой камыш. Сверкнула молния, и раздался оглушительный удар грома. Упала первая крупная капля дождя. Хлынул ливень.

Грамматические задания:

Выполнить синтаксический разбор 4-го предложения 3-го абзаца. (У речки…)

Выполнить фонетический разбор слова ливень.

Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи».

Темнеет, хмурится небо. Набегают мрачные грозовые тучи. Затихает старый бор, готовится к бою. Сильный порыв ветра вырывается из-за вершин деревьев, кружится пылью по дороге и мчится вперёд.

Ударили по листьям первые крупные капли дождя, и вскоре на землю обрушилась стена воды. Сверкнула молния, прокатился по небу гром.

Быстро проходит летняя гроза. Но вот светлеет туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем, над лесом, над водной гладью плывёт лёгкий пар. Уже и солнце горячее выглянуло, а дождь ещё не прошёл. Это капают с деревьев и блестят на солнце дождинки.

Грамматические задания:

Объяснить безударную гласную в корнях глаголов первого абзаца.

Выполнить морфемный разбор слов сильный, обрушилась.

Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

О Михаиле Пришвине.

Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. Его семья жила в усадьбе около деревни. Здесь от деревни к деревне тянутся леса, поля и огороды, сады с чудесными растениями. Берега рек заросли плакучей ивой.

Ещё мальчиком научился он всматриваться и вслушиваться в природу. Его чуткое ухо слышало шорох листьев и шёпот ветра, а зоркий глаз видел каждый росточек и травинку.

С ружьём и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, в Карелии. Он открыл в природе много тайн и подарил их своим читателям.

А вы, ребята, читали его книги?

Грамматические задания:

Выполнить морфемный разбор слов детство, записной.

Выполнить морфологический разбор существительного Пришвина из первого предложения.

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

Как хорош лес осенью! С синего неба посылает солнце прощальные лучи. Воздух свеж. Жёлтые, оранжевые, багровые листья тихо падают с деревьев и ложатся на землю. Тишину леса не нарушает пение птиц, они уже улетели в дальние тёплые страны.

Прекрасен лес в зимний морозный день, когда серебристый иней сверкает на ветках деревьев. Рыхлый снег покрыл все тропинки в лесу. Не пройдёшь!

Красив лес и летом. Зелёным ковром покрывают землю травы и мхи, чуть видны из высокой травы цветы. А как прохладно в летнюю жару среди густых чащ! Хорошо лечь под белоствольную берёзку и долго глядеть сквозь ветви в прозрачное небо.

Грамматические задания:

Выполнить морфологический разбор прилагательного зелёным из 2-го предложения последнего абзаца.

Выполнить фонетический разбор слова листья.

Контрольный диктант по теме «Глагол». (I)

Молодые осинки и стройные берёзки спускаются по косогору к широкой луговине. Среди деревьев идёт полная талой воды дорожка. Рядом вьётся сухая пешеходная тропка, и по ней мы углубляемся в лес.

Вот где чувствуется настоящая весна! Ветки осин кажутся пушистыми от длинных серёжек. Вершины молодых берёз стали совсем шоколадного цвета. Посмотришь на берёзовую веточку, а она вся в крупных почках. Пройдёт день, другой, почки начнут лопаться, и из них покажутся зелёные язычки молодых листьев.

Это самое хорошее время в лесу. Он ещё не зеленеет, стоит прозрачный и такой радостный. А как чудесно пахнет прошлогодними прелыми листьями и горьковатой свежестью почек!

Грамматические задания:

Выполнить морфемный разбор глаголов посмотришь, лопаться, покажутся.

Выполнить синтаксический разбор первого предложения.

Контрольный диктант по теме «Глагол». (II)

День кончается. Солнце уже опускается к горизонту, и далеко разливаются его косые лучи. Приближаются сумерки. Мы бродим по лесу. Кажется, что лесные поляны налились густой темнотой. Она словно выползает из-под земли, ложится у наших ног, расстилается внизу по ветвям, взбирается к верхушкам деревьев.

Птицы постепенно замолкают. Скоро уже становится трудно различать очертания веток. След знакомой тропинки стал пропадать, но сквозь просеку ещё видны лучи солнца. Высоко над ёлкой заблестели звёзды. Время от времени раздаётся одинокий голосок птички. Кажется, что она удивляется наступлению таинственной тишины. Ночь прикоснулась к земле и растеклась по ней темнотой.

Грамматические задания:

1. Выполнить морфемный разбор глаголов выползает, растеклась.

2. Выполнить морфологический разбор глагола прикоснулась (из последнего предложения).

3. Выполнить синтаксический разбор последнего предложения.

Контрольная работа по теме «Лексика. Культура речи».

В каких высказываниях раскрывается лексическое значение слова ударник:

А) значение затвора стрелкового оружия или орудия;

Б) имя существительное мужского рода в единственном числе, именительном падеже;

В) музыкант, играющий на ударных инструментах.

Однозначным является слово:

Многозначным является слово:

Слово чистое в предложении В чистом поле серебрится снег волнистый и рябой имеет значение:

А) освобождённое от грязи;

Б) честное, правильное;

Слово великий может сочетаться со словом:

Слово глубокий (-ая, -ое) употреблено в прямом значении в словосочетании:

А) глубокая река;

Б) глубокое чувство;

В) глубокая рана.

Слово лететь употреблено в переносном значении в предложении:

Омонимы употреблены в паре сочетаний:

А) строительный (кран) – водопроводный (кран);

Б) заставить (кого-либо заниматься делом) – заставить (комнату мебелью);

В) лечу (болезнь) – лечу (в Москву).

Синонимы представлены в паре слов:

А) далёкий – дальний;

Б) безветренный – покорный;

В) светиться – гореть.

Слово безмятежный (-ая, -ое) является синонимом к выделенному в словосочетании слову:

А) безоблачная жизнь;

Б) безоблачное небо;

В) безоблачное счастье.

Антонимы выделены в паре словосочетаний:

А) мощная армия – слабая армия;

Б) большое чувство – слабое чувство;

В) тучный человек – полный человек.

Слово пустой является антонимом к выделенному слову в словосочетании:

Б) полный человек;

В) полный чайник.

Выделенные в словосочетаниях русая коса – песчаная коса слова являются:

Выделенные в словосочетаниях медленный темп – быстрый темп слова являются:

Диктанты по русскому языку для 5 класса 3 четверти

Предлагаем подборку контрольных диктантов с грамматическим заданием для 5 класса на целый учебный год по четвертям. Для каждой четверти на выбор учителя по два диктанта с грамматическим заданием, рассчитанным на два варианта.

Многие тексты адаптированы для обучающихся 5 класса. Выверено количество слов (от 90 до 100). В самом конце материала в качестве образца представлена таблица для анализа проведённого диктанта.

5 класс
Контрольный диктант по итогам 1 четверти
Светлячки

Мы уложили в тележку удочки, рыбу, запрягли лошадь и поехали домой. 4

На западе уже догорала заря. В полях громко кричали перепела. Я задремал. А перед глазами всё рябила вода и поплавки на ней. 4 Вдруг мама осторожно коснулась моего плеча и сказала: “Смотри, Юра!”

Крохотные голубые огоньки светились в ночной траве. Папа разъяснил, что это светлячки. Он остановил лошадь. Мы с мамой слезли с повозки и принялись искать этих светящихся жучков.

Над головой сплетались тёмные ветви деревьев, и в их просветах сверкали далёкие голубые звёзды. (По Г. Скребицкому.)

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения:

Мы уложили в тележку удочки, рыбу, запрягли лошадь и поехали домой. 4 (1 вариант); А перед глазами всё рябила вода и поплавки на ней. 4 (2 вариант).

2. Выпишите из текста слова с чередующимися гласными а-о и обозначьте орфограмму.

3. Выполните фонетический разбор слов: лошадь (1 вариант), всё (2 вариант).

Отдых в деревне

Этим летом мы с товарищем гостили у моей бабушки в деревне. Деревня расположилась на берегу узкой, но глубокой речки.

По утрам мы бегали по росе купаться. Разбежишься и ныряешь с берега в воду. 4 Во все стороны расходятся круги, летят брызги. Утки отплывают в камыш и прячутся. 4 Здесь они ждут, когда мы перестанем плескаться, возиться в воде.

Если на небе нет туч, мы ложимся на песок и с наслаждением загораем на солнце. После купания залезаем в густые заросли малины. Они растут у самой воды.

Осенью мы расскажем ребятам о нашем беззаботном отдыхе. (91 слово.)

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения: Утки отплывают в камыш и прячутся. 4 (1 вариант); Разбежишься и ныряешь с берега в воду. 4 (2 вариант).

2. Выпишите из текста слова с чередующимися гласными а-о и обозначьте орфограмму.

3. Выполните фонетический разбор слов: здесь (1 вариант), солнце (2 вариант).

Заблудился

Вечерняя заря догорала. Начал расстилаться туман. Я решил вернуться домой. Быстрыми шагами миновал я заросли кустов. У ног моих простиралась равнина, а дальше стеной возвышался мрачный лес. Я осмотрел окрестность и спустился с холма. Высокая трава на дне долины белела ровной скатертью. Куда я зашёл? Как найти дорогу?

Я выбрался на опушку и пошёл через поле. 4 Трудно было пробираться по узкой тропинке. Кругом росла высокая рожь. Ночная птица промчалась и коснулась меня крылом. 4

Но вот на вечернем небе стали зажигаться звёзды. Заблестел серп молодого месяца. Теперь я узнал дорогу и предполагал, что скоро буду дома. (По И. С. Тургеневу.)

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения: Я выбрался на опушку и пошёл через поле. 4 (1 вариант); Ночная птица промчалась и коснулась меня крылом. 4 (2 вариант).

2. Выпишите из текста слова с чередующимися гласными и обозначьте орфограмму: а-о (1 вариант); е-и (2 вариант).

3. Выполните фонетический разбор слов: заря (1 вариант), рожь (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам II четверти

Дедушка Мороз

По древним поверьям, Мороз выгоняет на поля злых духов. Налетают они на белый свет, бегают по полям и дуют в кулак. От этого поднимается ветер с метелью, а на деревья садится иней. Громко топают босыми ногами по мёрзлой земле злые духи, и треск несётся вокруг. От этой беготни умирает жито, убиваются лён, овёс и травы.

Тут и нужно произнести заклятие Мороза. Для этого варят большую миску киселя. Старший в семействе зачерпнёт ложку, влезет на печь и говорит громко: “Дедушка Мороз! Не бей наш овёс!” Отведает дедушка Мороз вкусного киселя, укроет посевы снежным одеялом и сохранит их до весны. (По Л. Яхнину.)

Грамматическое задание

1 вариант 2 вариант сложнее
1. Подчеркните в тексте основы сложного предложения: От этого поднимается ветер с метелью, а на деревья садится иней. 1. Подчеркните в тексте основы сложного предложения: От этой беготни умирает жито, убиваются лён, овёс и травы.
2. Составьте схему предложения: По древним поверьям, Мороз выгоняет на поля злых духов. 2. Составьте схему предложения: Старший в семействе зачерпнёт ложку, влезет на печь и говорит громко: “Дедушка Мороз! Не бей наш овёс!”
3. Синтаксический разбор предложения: Налетают они на белый свет, бегают по полям и дуют в кулак. 3. Синтаксический разбор предложения: Отведает дедушка Мороз вкусного киселя, укроет посевы снежным одеялом и сохранит их до весны.

Зимой

Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в белую шубку. Загораются и блестят разноцветные искорки инея. Вода темнеет среди прибрежных зарослей.

Как прекрасна берёзовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревья, что ты их не узнаешь. Ёлочка становится похожей на причудливую снежную бабу. Всюду виднеются следы лесных зверей.

В зимние дни дома не сидится. Дети и взрослые выходят на прогулку. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.

«Здравствуй, зима!» — радостно говорят люди. (93 слова.)

Грамматическое задание

1 вариант 2 вариант сложнее
1. Подчеркните в тексте основы сложного предложения: Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в белую шубку. 1. Подчеркните в тексте основы сложного предложения: Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются.
2. Составьте схему предложения: «Здравствуй, зима!» — радостно говорят люди. 2. Составьте схему предложения: В ельнике снег так засыпал деревья, что ты их не узнаешь.
3. Синтаксический разбор предложения: Загораются и блестят разноцветные искорки инея. 3. Синтаксический разбор предложения: Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.

Контрольный диктант по итогам III четверти

Белка

Жила белка в лесу, ни о чём не тужила. 4 Никто её не беспокоил. Спала на ветке большой ели. Не заботилась она ни о ком, только о себе. 4 Прошло время, и у неё появились бельчата. Теперь белка от них не уходила.

Наступила зима. В лесу начались обвалы. Однажды тяжёлый ком снега обрушился с вершины дерева на крышу жилища белочки. Она выскочила, а её беспомощные детки оказались в ловушке. К кому обратиться за помощью? А вдруг кто-нибудь спасёт бельчат.

Белка быстро принялась раскапывать снег. Круглое гнездо из мягкого мха осталось целым. Лесная жительница была счастлива. Ничто больше не огорчит её! (По В. Бианки.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор: ни о чём (1 вариант); кто-нибудь (2 вариант).

2. Выпишите 3 местоимения с разными орфограммами:

из 1 абзаца (1 вариант); из 2 абзаца (2 вариант).

3. Выпишите из текста 5 местоимений разных разрядов и укажите их разряд.

4. Сделайте полный синтаксический разбор предложения:

Жила белка в лесу, ни о чём не тужила. (1 вариант);

Не заботилась она ни о ком, только о себе. (2 вариант).

О Михаиле Пришвине

Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. 4 Его семья жила в усадьбе около деревни. Здесь от деревни к деревне тянутся леса, поля и огороды, сады с чудесными растениями. Берега рек заросли плакучей ивой.

Ещё мальчиком научился он всматриваться и вслушиваться в природу. Его чуткое ухо слышало шорох листьев и шёпот ветра, а зоркий глаз видел каждый росточек и травинку.

С ружьём и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, в Карелии. 4 Он открывал в природе много тайн и дарил их своим читателям.

А вы, ребята, читали его книги? (91 слово.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор: (с) ружьем (1 вариант); сады (2 вариант).

2. Выпишите 3 существительных с разными орфограммами: из 1 абзаца (1 вариант); из 2-3 абзаца (2 вариант).

3. Сделайте морфологический разбор существительных: юность, растениями, книжкой (1 вариант); листьев, росточек, травинку (2 вариант).

4. Сделайте полный синтаксический разбор предложения: Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. (1 вариант);

С ружьём и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, в Карелии. (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам учебного года

ЦИРК

Если бы вы жили в маленьком городке далеко от столицы, ваше сердце тоже билось бы сильнее в этот день. В город вошёл походный цирк. Уже больше недели пестрели 3 афиши.

И вот медленно движутся повозки с разным скарбом: тюками, ящиками, бочками, клетками. Ведут слона. В клетках тяжело дышат львы, вертятся и кричат дикими голосами разноцветные попугаи.

Цирк остановился на выгоне, где пасутся коровы. Они мычат от страха и сбиваются в кучу.

К вечеру поставят палатки для утреннего выступления. Но уже сейчас толпы зевак торопятся 3 к цирку. Солдаты покрикивают на назойливых мальчишек: “Проходи! Не задерживайся!” (93 слова.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор: пестрели (1 вариант); торопятся (2 вариант).

2. Морфемный разбор слов: билось, движутся, проходи (1 вариант); пасутся, поставят, не задерживайся (2 вариант).

3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения:

Они мычат от страха и сбиваются в кучу. 4 (1 вариант);

И вот медленно движутся повозки с разным скарбом: тюками, ящиками, бочками, клетками. 4 (2 вариант).

ВЕСНА

Небо над головой весеннее. В полях бегут шумные и говорливые ручейки.

Над влажной землёй кружатся 3 , взлетают высоко в небо жаворонки. «Река! Проснись!» – журчат весёлые ручейки. Тонкие веточки кустов у берега низко наклоняются к реке и шепчут: «Поиграй с нами, река».

Идёт весна по полям, гонит тучи с весеннего неба, тёплым ветром дышит на реку, солнечными лучами согревает 3 землю. Тихий шорох и легкий звенящий шум проносится над рекой. Это ломается лёд. Солнце забирается в трещины, в них вспыхивают голубые, зелёные, жёлтые огоньки. И вот уже нет на реке прочного панциря изо льда. Льдины плывут, расходятся, сближаются и со звоном разбиваются. (По В. Бианки.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор: кружатся (1 вариант); согревает (2 вариант).

2. Морфемный разбор слов: забирается, проснись, гонит (1 вариант); расходятся, поиграй, бегут (2 вариант).

3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения:

В полях бегут шумные и говорливые ручейки. (1 вариант);

Над влажной землёй кружатся, взлетают высоко в небо жаворонки. (2 вариант).

В САМОЛЁТЕ

Самолёт набирает 3 высоту. Моторы его натужно гудят, обшивка трещит от встречного ветра. Самолёт часто проваливается 3 в воздушные ямы, но упрямо лезет наверх. Нужно подняться над тучей и там переждать грозу.

Все пассажиры молчат, многие задёргивают шторы, чтобы не видеть страшной чёрной тучи. Только мальчик смотрит в окно. Ему нравится эта дикая, волшебная красота, над которой они летят.

Вдруг самолёт клюнул носом и стремительно несётся к земле. Лётчик бросает машину вниз, потому что только на предельной скорости можно проскочить через грозу. Это продолжается минут пять, затем рядом появляется земля, и самолёт катит по твёрдой бетонной дорожке. (95 слов.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор: набирает (1 вариант); проваливается (2 вариант).

2. Морфемный разбор слов: трещит, переждать, нравится (1 вариант); катит, проскочить, продолжается (2 вариант).

3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения:

Самолёт часто проваливается 3 в воздушные ямы, но упрямо лезет наверх. 4 (1 вариант).

Вдруг самолёт клюнул носом и стремительно несётся к земле. 4 (2 вариант).

Диктанты по русскому языку для 5 класса

Сборник диктантов для учеников 5 класса с заданиями разной сложности. Данный раздел содержит тексты диктантов . К каждому диктанту разработаны задания, которые рекомендуется выполнить после написания диктанта.

Темы диктантов для 5 класса:

Диктант Буря (66 слов)

День был сум..р..ч..ный день был п..хож.. на веч..р. Буря, с..жра.
Автор: Новиков-Прибой А.

Диктант На рыбалку (119 слов)

Ранним летним утром мы отправляемся на рыбалку. Заря едва.

Диктант ‘Чудесный день Ю. Олеша (35 слов)

На этот раз день был чудесный: солнце только то и делало, что.
Автор: Олеша Ю. К.

Диктант (102 слова)

Расщедрилась природа и подарила теплые денечки. Но осень.

Диктант (104 слова) По И. Соколову-Микитову

Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и.
Автор: Соколов-Микитов И.

Диктант (93 слова)

Морфемный разбор слов расстилается, приближаются.

Диктант (96 слов) Д. 3уев

Октябрь. Играют краски листопада, и насквозь просвечивается.
Автор: Зуев Д.

Диктант (По А. Куприну) (115 слов)

Найдите существительные, которые не имеют формы.
Автор: Куприн А. И.

Диктант «Мышонок Пик» В. В. Бианки

Сонливая вялость все чаще охватывала Пика. Теперь он не.
Автор: Бианки В.

Диктант «Цветы запоздалые», А. П. Чехов (114 слов)

День ясный, прозрачный, слегка морозный, один из тех.
Автор: Чехов А.П.

Диктант Абрикос (А. Смирнов) (124 слова)

Абрикос родом из жарких и безводных гор. Поэтому он хорошо.
Автор: Смирнов А.

Диктант Август (90 слов)

Август – это самый лучший месяц лета. В это время ещё можно.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Балаган Г. Кочетков (46 слов)

Балаган наш размалёван во все цвета радуги. Но длинный этот.
Автор: Кочетков Г.

Диктант Белки (Из энциклопедии) (120 слов)

Идешь по лесной тропинке, любуешься деревьями. Вдруг.

Диктант Белкина сушильня В. Бианки (49 слов)

Белка отвела под кладовую одно из своих круглых гнёзд на.
Автор: Бианки В.

Диктант Боярский сын В. Возовиков (41 слово)

Через полмесяца из Переславля-Рязанского с двумя отроками.
Автор: Возовиков В.

Диктант В графском саду Вс. Соловьёв (44 слова)

В саду этом среди беседок, киосков и всяких живописных.
Автор: Соловьёв Вс.

Диктант В каюте Ю. Клименченко (54 слова)

Капитан открывает скрытую портьерой дверь. Мы оказываемся.
Автор: Клименченко Ю.

Диктант Весенний ливень (149 слов)

В этот день ничто не предвещало грозы. Яркие лучи солнца.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Весна в тайге (107 слов)

Хорошо в тайге ранней весной! Рядом с узкой извилистой.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Весна пришла в лес (127 слов)

Наступила самая шумная и радостная пора. Весна – это время.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Вечер, Артюхова Н. (57 слов)

Т..мно было и поз..но. б..л..шо.. обл..к., от..двинул..с.. . Выгл..нул.
Автор: Артюхова Н.

Диктант Глухари по И. Соколову-Микитову (90 слов)

В глухих сосновых лесах живут, зимуют, кормятся смолистою.
Автор: Соколов-Микитов И.

Диктант Дорога к Байкалу Н. Печерский (62 слова)

Дорога была пустынной. Вокруг — ни кустика, ни дерева.
Автор: Печерский Н.

Диктант Древняя охота В. Песков (60 слов)

Видел охоту с ловчими птицами. Нападающий сокол. Жертва —.
Автор: Песков В.

Диктант Дыхание моря (154 слова)

Зеленоватый сумрачный воздух, наполненный солнечным дымом.

Диктант Жар-птица Народные русские сказки (59 слов)

Вдруг зашумел лес, поднялись волны на море — летит.
Автор: Народные русские сказки

Диктант Зима в Михайловском С. Гейченко (46 слов)

Зима на пушкинской земле бывает капризная — «то как зверь.
Автор: Гейченко С.

Диктант Зимний вечер Вс. Соловьёв. (39 слов)

Зимний морозный вечер уже стоял над Петербургом. В.
Автор: Соловьёв Вс.

Диктант Зимний день (50 слов) (А. Югов.)

П..т..плело. Ст..ял (не) яркий зимний д..нёк. Ш..л тихий и ре..кий.

Диктант Зимняя ночь из журнала (124 слова)

На лес тихо опустилась ночь. По стволам и веткам деревьев.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Зимняя ночь по И. Соколову-Микитову (115 слов)

Наступила ночь в лесу. По стволам и сучьям толстых деревьев.
Автор: Соколов-Микитов И.

Диктант Знойный полдень по С. Аксакову (89 слов)

Пышет знойный полдень. Совершенная тишина. Не колыхнет.
Автор: Аксаков С.

Диктант из журнала (113 слов)

Найдите слова с корнем -раст-, -рос-. Графически объясните.

Диктант Из энциклопедии (120 слов)

Вариант 1 Выпишите слова с чередованием гласных в корне.

Диктант Июль — макушка лета (111 слов)

Ненастье — редкое явление этой чудесной летней поры.

Диктант К наводнению Ю. Герман (65 слов)

Было сыро, холодно, мозгло. Ветер дул с моря. К наводнению.
Автор: Герман Ю.

Диктант Кладовая Пика, В. Бианки, 52 слова

Дни ст..н..вились к..роче, ночи — х..л..днее. На злаках с..зрели.
Автор: Бианки В.

Диктант Колибри по И. Соколову-Микитову (96 слов)

Европа познакомилась с колибри через 60 лет после открытия.

Диктант Кошка-воспитательница (109 слов) По Е. Чарушину

Деревенские ребята принесли с лугов зайчат. Они их на.
Автор: Чарушин Е.

Диктант Крещенские морозы А. Кузнецова (50 слов)

В Ильинском старики не помнили таких суровых крещенских.
Автор: Кузнецова А.

Диктант Купание уток А. Новиков-Прибой (53 слова)

Солнце прощается с лесом, озаряя лишь верхушки его. Снизу.
Автор: Новиков-Прибой А.

Диктант Куцый по В. Чаплиной (110 слов)

Куцый был высокий и тощий лис. Большие, острые уши, чуть.
Автор: Чаплина В.

Диктант Лебедь Из энциклопедии (112 слов)

Со времен глубокой древности лебедь служит символом.

Диктант Летний гром (86 слов)

Ничего не предвещало дождя, но вдруг, на улице потемнело.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Летняя ночь С. Аксаков (57 слов)

Летняя, короткая, чудная ночь обнимала всю природу. Ещё не.
Автор: Аксаков С.

Диктант Лист, Вс. Иванов (45 слов)

Лист был слабо-табачного цвета и только формой напоминал.
Автор: Иванов Вс.

Диктант Лощина Вс. Иванов (38 слов)

Открылась лощина, заросшая дубами. Глубоко внизу, там, где.
Автор: Иванов Вс.

Диктант Любимый фильм В. Железников (71 слово)

Серёжка ждал этого кино целую неделю. И фильм-то был старый.
Автор: Железников В.

Диктант Малая родина по Е. Носову (110 слов)

Вот пишут: «Малая родина…». Но что это такое? Где ее.
Автор: Носов Е.

Диктант Маленькие люди А. Погорельский (59 слов)

Между тем как Алёша с люб..пытств..м всё р..с..матр..вал.
Автор: Погорельский А.

Диктант Маяк С. Диковский (65 слов)

На рассвете мы увидели невысокий деревянный маяк мыса.
Автор: Диковский С.

Диктант Морозная мгла Б. Белов. (33 слова)

Белая мгла висела над крышами. Нагромождения домов и.
Автор: Белов Б.

Диктант На Днепре А. Югов (44 слова)

Недвижим, точно ледяной, лежал Днепр. И под косвенными.
Автор: Югов А.

Диктант На конюшне (49 слов) (В. Бианки.)

Со..нце уже село в д..лёкий лес к..гда Егорка пр..б..жал в.
Автор: Бианки В.

Диктант На краю леса по И. Соколову-Микитову (103 слова)

Вышла на край леса старая лосиха с длинноногим лосенком и.
Автор: Соколов-Микитов И.

Диктант На лесной поляне журнал (117 слов)

Лесную поляну укутал пушистый снежок. Белые хлопья снега.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант На озере А. Чапыгин (48 слов)

Тускло с..яло за дв..рями оз..ро. У бер..га л..жала (полу).

Диктант Неожиданное лето В. Бианки (49 слов)

То холод, ветер ледяной, то вдруг солнышко выглянет, и.
Автор: Бианки В.

Диктант О хитрости И. Гончаров (63 слова)

Хитр..сть — всё р..вно что мелкая м..нета на к..торую (не).
Автор: Гончаров И.

Диктант Овин В. Белов (39 слов)

В овине тепло и уже не дымно. Ровный сплошной жар идёт в.
Автор: Белов В.

Диктант Ожидание зимы 48 слов (М. Волконский)

С п..год..и пр..исх..дило между тем что (то) стран..ое. В самых.

Диктант Осенний лес К. Симонов (48 слов)

После вчерашнего дождя снова стояла сухая ветреная погода.
Автор: Симонов К.

Диктант Осенний наряд А. Новиков-Прибой (51 слово)

Половина сентября, а в лесу no-летнему тепло. Над ветвистыми.
Автор: Новиков-Прибой А.

Диктант Осень в лесу (133 слова)

Как красив осенний лес. Воздух свеж и наполнен ароматами.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Пасха (131 слово)

Пасха, или Воскресение Христово – главный праздник.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Первый сенокос (77 слов)

Пришла пора сенокоса. Я впервые с отцом отправился на луг.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант по А. Волкову (96 слов)

(на выбор учащихся) Определите тему и основную мысль.
Автор: Волков А.

Диктант по А. Куприну (106 слов)

Определите стиль текста и озаглавьте его. Какие правила.
Автор: Куприн А. И.

Диктант по А. Куприну (98 слов)

Какова роль первых предложений каждого абзаца.
Автор: Куприн А. И.

Диктант по А. Тамбиеву (127 слов)

Выпишите слова с орфограммой «Буквы о, е после шипящих в.

Диктант по Г. Скребицкому (122 слова)

Выпишите слова с чередованием гласных в корне и разбе­рите.
Автор: Скребицкий Г.

Диктант по Л. Кудрявцевой (113 слов)

Найдите синонимы слова художник. Являются ли слова молодой.
Автор: Кудрявцева Л.

Диктант по М. Пришвину (97 слов)

1-й вариант: выделите в словах неизменяемые приставки. 2-й.
Автор: Пришвин М. М.

Диктант по Н. Надеждиной (122 слова)

І вариант: определите род и падеж прилагательных.
Автор: Надеждина Н.

Диктант по Н. Сладкову (140 слов)

Выпишите из текста два слова с чередованием гласных в.
Автор: Сладков Н.

Диктант по С. Багрову (98 слов)

(на выбор учащихся) С помощью каких языковых средств.
Автор: Багров С.

Диктант по Ю. Дмитриеву (105 слов)

Что же общего у ядовитого паука тарантула и веселого.
Автор: Дмитриев Ю.

Диктант Поздняя осень (111 слов) + задания

У каждого времени года свое очарование. Живая природа чутко.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Половодье (138 слов)

Наступила весна. Речка избавилась от ледяных оков и.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант После дождя (42 слова) (В. Бианки.)

Тучу пр..н..сло н..ожид..н..о быстро. Разом кон..чился лив..н.. .
Автор: Бианки В.

Диктант Последний звонок Г. Матвеев (73 слова)

Вся школа собралась в зале. Впереди стояли маленькие.
Автор: Матвеев Г.

Диктант Последний снег (48 слов) (Н. Артюхова.)

Сан..ч..ки п..скрип..вая с..ex..ли на м..ст..вую. Вот и сквер.

Диктант Предзакатное солнце (49 слов) (А. Кузнецова.)

(К) веч..ру пр..дз..катное со..нце к..сыми луч..ми поз..лотило.

Диктант Приближение весны А.Перегудов (54 слова)

Приближение весны С каждым днем крепнет весна, — не идёт.
Автор: Перегудов А.

Диктант Пришла зима (96 слов)

В конце ноября морозы все сильнее. Чувствуется приближение.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Прогулка Г.Гребнев. (60 слов)

Юра выл..т..л в солн..ч..ную бе..ветр..н..ую п..году. Его.
Автор: Гребнев. Г.

Диктант Птичка-малиновка (57 слов)

Пр..ех..ла к..р..левна во дв..рец. Выб..ж..ли к ней (на) встречу.

Диктант Птичье царство С. Гейченко (64 слова)

Зимой у птиц всё как было встарь. Для них такая зима — беда.
Автор: Гейченко С.

Диктант Ранняя зима А. Субботин (58 слов)

Снег выпал на сухую землю. Рано разгулялись метели в борах.
Автор: Субботин А.

Диктант Рыбаки (90 слов)

Ранним утром я с друзьями отправился на рыбалку. Солнце.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Рябина (136 слов)

Рябина – настоящая осенняя красавица. С наступлением осени.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Рябина А. Смирнов (114 слов)

Вот что мне довелось наблюдать в Саянских горах. Там рос.
Автор: Смирнов А.

Диктант Сад А. Вересов. (43 слова)

Нет в описях лишь маленькой, тесной клетушки в подвале.
Автор: Вересов А.

Диктант Светлячок Н. Печерский (60 слов)

В комнату вошла на цыпочках тишина. Большая круглая луна.
Автор: Печерский Н.

Диктант Святки (122 слова)

Между Рождеством и праздником Крещения проходит.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Сизиф Вс. Иванов (43 слова)

Спустилась ночь. Сквозь ветви дубов глядели звёзды. Ветви.
Автор: Иванов Вс.

Диктант Синичка необыкновенная по Н. Сладкову (132 слова)

Звонкоголосую и белощекую нашу синицу называют большой или.
Автор: Сладков Н.

Диктант Синяя стрекоза (73 слова)

Р..ка (н..) когда (н..) спит — только з..м..ра..т только.
Автор: Осоргин. М.

Диктант Скворцы по А. Куприну (87слов)

Мы с нетерпением ждали, когда к нам в сад опять прилетят.
Автор: Куприн А. И.

Диктант Скворцы по Куприну (110 слов)

У животных много своей, непонятной людям мудрости. Птицы.
Автор: Куприн А. И.

Диктант Следы на снегу из журнала (115 слов)

Наступила холодная зима. Снег огромным пушистым покрывалом.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Снег и сон В. В. Бианки (102 слова)

Птицы больше не прилетали клевать зерно. Трава плотно легла.
Автор: Бианки В.

Диктант Стрелец-молодец (47 слов)

В некотором царстве, за тридевять земель — тридесятом.

Диктант Таёжный закон Н. Печерский (65 слов)

Каждый, кто переночует в таёжной избушке, обязан на.
Автор: Печерский Н.

Диктант Теплица Вс. Иванов (64 слова)

В т..плиц., пахло з..млёй в..дои всюду в..звышались длин..ые (не).
Автор: Иванов Вс.

Диктант Туман (132 слова) + задания

Догорала вечерняя заря. Последние лучи солнца выхватывали.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Удачный поход (97 слов)

Лето подходит к завершению. В окрестных лесах появляются.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Фонтан А. Ладинский (44 слова)

За розовыми колоннами приятно звенели струи фонтана. Они.
Автор: Ладинский А.

Диктант Холодный вихрь А Грин (50 слов)

Рыбачьи лодки, повытащенные на берег, образовали на белом.
Автор: Грин А.

Диктант Черемуха (А. Смирнов) (111 слов)

Черемуха зацветает раньше других деревьев. На фоне еще.
Автор: Смирнов А.

Диктант Шиповник А. Смирнов (142 слова)

Колючие шипы дикой розы встретишь под Москвой и в Сибири, в.
Автор: Смирнов А.

Диктант Шоколад Н. Печерский (71 слово)

Я внимательно осмотрел буфетную стойку и решил купить.
Автор: Печерский Н.

«Несомненно»: обособляется ли запятыми

Иногда пишущие не знают, что «несомненно» может выступать не только в качестве вводного слова. Именно поэтому обособляют анализируемую лексему в случаях, когда этого делать не нужно. Некоторые вовсе не задумываются о синтаксической функции лексической единицы, никак не выделяя её на письме.

Чтобы выяснить, выделяется слово «несомненно» запятыми или нет, установим его морфологическую принадлежность и роль в предложении. Избежать подобных ошибок также удастся, вспомнив правила пунктуации.

Обособление нужно

Отметим, что «несомненно» является наречием, которое образовалось от прилагательного «несомненный». Отвечает на вопрос «как?». Реже рассматриваемая лексема может употребляться как краткое прилагательное среднего рода единственного числа.

Если в высказывании лексема выступает в роли вводного слова, то запятая ставится всегда. В этой функции она не связана с другими членами синтаксической конструкции, не отвечает на вопросы и легко изымается из контекста без искажения его смысла. С точки зрения семантики, передаёт уверенность говорящего в чём-либо. Заменяется синонимами «разумеется», «конечно».

Рассмотрим подробнее пунктуационное оформление.

С обеих сторон

Обособление необходимо с двух сторон, если перед нами вводная лексема, которая стоит посередине высказывания.

  • Ещё пару минут, и Георгий, несомненно, высказал бы товарищам своё недовольство.
  • Решение матери, несомненно, неправильное, но я не буду спорить с ней ни при каких обстоятельствах.
  • Через много лет Гаврилов, несомненно, пожалеет, что переехал в другую страну.

Если интересующая нас единица разрывает обособленный оборот, то она также выделяется с двух сторон:

  • Возле школы росли величавые кедры, привлекавшие, несомненно, внимание всех прохожих.

С одной стороны

Если с лексемы «несомненно» начинается предложение, то пунктуационный знак после неё обязательно ставится, например:

  • Несомненно, у Виктории Леонидовны были увлечения, но по-настоящему она любила всего раз в жизни.
  • Несомненно, я хочу хорошо сдать выпускные экзамены, но для этого мне потребуется много заниматься.

Отдельно лексема «несомненно» выделяться не должна, если она начинает или заканчивает обособленный оборот. Запятые расставляются только по границам такого оборота:

  • Владислав, несомненно самый умный парень на курсе, был ещё и безумно красив.
  • Коля, ребёнок любимый и долгожданный несомненно, требовал от мамы и папы ещё больше заботы и тепла.

Отдельно нужно сказать о расстановке знаков препинания между вводной лексемой и находящимися рядом сочинительными союзами:

Если слово можно убрать из контекста без изменения смысловой составляющей, то между союзом и «несомненно» знак нужен:

  • Самый любимый и, несомненно, самый близкий для меня – это брат.

Или:

  • Самый любимый и самый близкий для меня – это брат.
  • Произведения русских классиков были и, несомненно, остаются актуальными.

Или:

  • Произведения русских классиков были и остаются актуальными.

Если смысл при изъятии меняется, то союз обособляется вместе с вводной лексемой:

  • Тут футболисты поняли, что забыли спортивную форму, и несомненно, без специальной одежды к участию в соревнованиях ребят не допустят.

В начале предложения эти единицы обычно не разделяются знаком. Однако в зависимости от авторского решения, запятая может быть уместна:

Обособление не нужно

Лексема «несомненно» может быть членом предложения. В таком случае постановка знаков препинания неуместна. В разных контекстах выступает частью составного сказуемого или обстоятельством, присоединяемым к определению.

  • Анна хотела понять, что подтолкнуло Митю к необоснованному и несомненно глупому поступку.
  • Такое отношение несомненно приведёт неопытного педагога к конфликтам.
  • Но одно оставалось несомненно: запах свежеиспечённого хлеба, старый дуб и плохие дороги.

Кроме того, представленное слово «несомненно» используется в роли частицы как ответная реплика со значением «да, конечно». Оформляется как отдельная синтаксическая конструкция:

  • «Вы зайдёте к нам на следующей неделе?» – «Несомненно».
  • «Откроешь мне дверь?» – «Несомненно».
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: