Психодиагностика понятие, история развития, виды и классификация

Мир психологии

психология для всех и каждого

  • Главная
  • О нас
    • История
    • Команда
  • Новости
    • Сайт
    • Пресса
  • Дети
    • Стихи детей
    • Рассказы детей
    • Рисунки детей
  • Студенты
    • Лекции
      • Позитивная психотерапия
      • Психодиагностика
      • Психология семейных отношений
      • Перинатальная психология
      • Психосоматика
      • Патопсихология
      • Нейропсихология детского возраста
      • Нейропсихология
      • Анатомия и физиология детского организма
    • Рефераты
      • Психология
    • Курсовые
      • Психология
    • Билеты
      • Общая психология
      • Клиническая психология
      • Педагогическая психология
      • Философия
      • Психодиагностика
    • Дипломы
      • Психология
    • Аспирантура
      • Лекции
        • История науки
      • Билеты
        • Общая психология
        • Философия
    • Статьи
  • Взрослые
    • Родителям
      • До рождения
      • Дети от 0 до 1 года
      • Дети от 1 до 3 лет
      • Дети от 3 до 7 лет
      • Дети от 7 до 11 лет
      • Дети от 11 до 14 лет
      • Дети от 14 до 18 лет
      • Для всех
    • Калейдоскоп
  • Ссылки
  • Поиск

История психодиагностики.

Два периода:

1. допсихологическая история – предыстория уходит в глубину веков (люди давно поняли, как важно оценивать особенности людей). Середина третьего тысячелетия до нашей эры в Древнем Вавилоне проводились специальные испытания выпускников школы писарей: нужно было знать 4 арифметических действия, измерение полей, уметь петь, играть на музыкальном инструменте, разбираться в тканях, металлах, растениях.

В Древнем Египте была система испытаний для кандидатов в жрецы – собеседование (биографические данные, умение вести беседу, внешность), проверки умения трудиться, слушать, молчать, испытание огнем, водой, страхом мрачных подземелий.

Пифагор прошел эту систему проверок и стал использовать для отбора людей в свою математическую школу. Также оценивал интеллектуальные способности – давал очень трудные математические задачи: решалась задача – принимал в школу, не сумел решить – оценивалось умение достойно держать себя, дать отпор. Также Пифагор уделял внимание смеху и улыбке.

В Древнем Китае за 2200 лет до нашей эры специальная система проверок чиновников. Оценивалось 6 умений – знать музыку, стрелять из лука, верховая езда, писать, считать, знание ритуалов и обычаев. Очень давно понята необходимость оценивать психологические особенности людей.

2. история психодиагностики как науки. Выделилась из общей психологии на рубеже 19 и 20 веков под воздействием требований практики.

Возникновение подготовлено несколькими источниками.

а) экспериментальная психология – экспериментальный метод лижет в основе большинства психодиагностических методик. Психодиагностика выросла из экспериментальной психологии, которая сама возникла в 50-70 годы, что связано с физиологизацией психологии.

Развитие физиологии органов чувств показало, что психическое включено в работу физиологических систем. Методы психологии заимствованы у других естественных наук.

1878 год – год появления экспериментальной психологии. Вильгельм Вундт основал первую лабораторию экспериментальной психологии в Лейпциге.

Наметил 2 направления: естественнонаучное, культурно-историческое.

Экспериментальные методы можно применять только в рамках естественнонаучного направления, для изучения моторики и сенсорики – низшие уровни психики.

Душу так изучать нельзя, единственный метод – интроспекция. Вунд измерял скорости реакций на разные стимулы.

Позже стали проявляться и другие лаборатории (Голландия, Англия, Франция). Постепенно стали измерять и другие психологические явления.

Фр.Гальтон – создатель ассоциативного эксперимента: изучал особенности мышления. В 1879 году опубликовал результаты. Списки несвязанных слов между собой, слова ассоциации – время их возникновения.

Метод хронометрии для изучения мыслительных процессов.

Первый психологический экспериментальный метод – Г.Эббингауз: изучал законы памяти с помощью бессмысленных слогов (сочетание звуков, не имеющих конкретного значения)

Джеймс Кеттел – изучал законы внимания и навыков чтения с помощью объективных методов фиксации времени.

Во второй половине 19 века стала складываться экспериментальная психология. Стало возможным зарождение знания об индивидуальных различиях людей.

б) дифференциальная психология – исследования индивидуально-психологических различий. Их диагностика невозможна. Описывают их природу.

Толчком для возникновения психодиагностики были требования практики:

1. медицинская практика (исследование и лечение умственной отсталости – дифференцировка уровней отсталости).

Э.Сеген – один из методов диагностики умственной отсталости (тест воспроизведения прежнего порядка на доске).

История психодиагностики – еще и история теоретического обоснования ее методов.

Теоретическим обоснованием тестового метода является бихевиоризм: между организмом и средой есть детерминируемые отношения. В среде есть стимул, на который должен отвечать организм.

Единственное, что поддается объяснению – это поведение. Тестовые методы фиксируют внешнее поведение человека, внешнюю реакцию на стимулы.

История возникновения психодиагностики как науки и ее основных методов исследования (проективные техники, тесты, контент–анализ)

Психодиагностика как область психологической науки и форма психологической практики.

Читайте также:
Характер человека - основные черты, плюсы и минусы разных типов

Понятие «психодиагностика» в зарубежной и отечественной психологии.

Предмет и задачи исследования психологической диагностики, основные сферы ее применения.

Психодиагностическое обследование и дифференциально-диагностическое исследование в психодиагностике.

История возникновения психодиагностики как науки и ее основных методов исследования (проективные техники, тесты, контент–анализ).

Основные этапы развития психодиагностики как науки.

В конце XIX – начале XX века широкую известность приобретают такие науки, как: френология, физиогномика и графология. Френология – наука о связи психики человека и строения поверхности его черепа; физиогномика – учение, ориентированное на определение типа личности человека и его душевных качеств (как врождённых, так и приобретённых), исходя из анализа характерных особенностей лица и выражения. Графоло́гия – направление в прикладной психологии согласно которому, существует устойчивая связь между почерком и индивидуальными особенностями личности. Данные учения нельзя назвать полностью научно-обоснованными, также нельзя сказать что они были построены на достоверных научных данных. Несмотря на это, они заслуживают упоминания, потому как их объединяет поиск средств диагностики индивидуальных особенностей личности. В перечисленных учениях существовали определённые способы диагностики индивидуальных особенностей (например, френология изучала как развитие разных участков мозга влияет на форму черепа, и соответственно на индивидуальные особенности человека).

Становление научной психодиагностики связано в первую очередь с проникновением в психологическую науку эксперимента, идеи измерения. Идея квантификации психологических наблюдений родилась в 30-х гг. XIX столетия.

Квантификация – это сведение качественных характеристик к количественным для следующего этапа — измерения, то есть придания результату численного значения.

Впервые об этом заговорил немецкий исследователь Вольф, который полагал, что можно продолжительностью аргументации, за которой мы в состоянии проследить, измерить величину внимания. Этим же ученым было введено понятие психометрии.

Психометрия (психометрика) — дисциплина, изучающая теорию и методику психологических измерений, включая измерение знаний, способностей, взглядов и качеств личности. Однако психологические замыслы философов, естествоиспытателей и математиков тех лет начали воплощаться в реальность только век спустя.

Реализация идеи измерения психических явлений, начавшись с работ по психофизике Э. Вебера и Г. Фехнера (середина XIX столетия), определила важнейшее направление исследований в экспериментальной психологии того времени. Очень скоро в психологии начинают совершаться попытки говорить на «математическом языке» не только в области ощущений, но и в вопрос измерений более сложных психических функций.

Итак, основным в исследованиях XIX века является то, что психическое становилось особой областью экспериментального исследования, отличной от физиологии.

Французский психиатр Э. Сеген (1812-1880) первый уделил внимание обучению отсталых детей с помощью особых методик, разработал ряд методов обследования и лечения больных. «Доска Сегена» (1831 год) успешно применяется в детской и специальной психодиагностике до настоящего времени.

Френсис Гальтон (1822-1911) в течение 1884-1885 годах провел серию испытаний, в которых посетители лаборатории в возрасте от 5 до 80 лет могли проверить 17 физиологических и психологических показателей. Исследование результатов 9337 человек легло в основу дифференциальной психологии.

Первым исследователем, употребившим в психологической литературе термин «интеллектуальный тест» (1890), был американский психолог Джеймс Кеттелл (1860-1944). Кеттелл предложил в качестве образца 50 тестов, включавших различного рода измерения чувствительности, времени реакции, времени, затрачиваемого на называние цветов, количествозвуков, воспроизводимых после однократного прослушивания. Немецкий психиатр Эмиль Крепелин (1856-1926) разработал на клиническом материале серию испытаний, позволяющих судить о таких процессах, как память, утомление нарушение внимания, по показателям выполнения достаточно простых арифметических действий.

В работах Германа Эббингауза используются тесты на выполнение арифметических действий, непосредственного запоминания, оценки которых дают высокие корреляции с оценками школьной успеваемости.

Новый шаг в развитии тестов был сделан французским врачом и психологом Альфредом Бине (1857-1911), создателем самой популярной для своего времени серии тестов.

Альфред Бине в сотрудничестве с Анри Симоном провел серию экспериментов по изучению внимания, памяти, мышления у детей разного возраста (начиная с трех лет), проведенные на многих испытуемых экспериментальные задания были проверены по статистическим критериям и стали рассматриваться как средство определения интеллектуального уровня.

Первая шкала (серия тестов) Бине-Симона появилась в 1905 г. Она давала возможность разделить испытуемых только на две группы по величине интеллектуального уровня Второй вариант тестовой шкалы Бине был предложен в 1916 г. и имел так много серьезных изменений по сравнению с основным вариантом, что был назван шкалой Стэнфорд-Бине. Основных нововведений было два:

Читайте также:
Эффект Пигмалиона - как проявляется психологический феномен

– введение в качестве показателя по тесту коэффициента интеллектуальности IQ, выводимого из отношения между умственным и хронологическим возрастом;

– применение критерия оценки тестирования, для чего вводится понятие статистической нормы.

Коэффициент интеллектуальности IQ был предложен Вильямом Штерном (1871-1938) – немецкий психолог, профессор Гамбургского университета.

Шкала Стэнфорд-Бине получила популярность во всем мире, она имела несколько редакций. В последней редакции она применяется и в настоящее время. Показатель IQ, получаемый по шкале Стэнфорд-Бине, на долгие годы стал синонимом интеллекта. Вновь создаваемые тесты интеллекта стали проверяться на валидностъ путем сопоставления с результатами шкалы Стэнфорд-Бине.

Следующий этап развития психологического тестирования характеризуется изменением формы проведения тестового испытания – групповое тестирование.

На протяжении первой половины XX века специалистами в области психодиагностики было создано множество разнообразных тестов. При этом разрабатывая методическую сторону тестов, они доводили ее до высокого совершенства. Все тесты тщательным образом стандартизировались на больших выборках; тестологи добивались того, что все они отличались высокой надежностью и хорошей валидностью. Возникло новое направление в тестологии – тестирование специальных способностей, – которое впоследствии выделилось в самостоятельную область. Возник еще один тип тестов, особенно широко применяемых в учебных заведениях – тесты достижений Широкое распространение в психодиагностике получили опросники. Опросники психологи заимствовали из естествознания; опросники использовал Чарльз Дарвин. Первые психодиагностические опросники использовал Ф. Гальтон для оценки познавательной сферы человека. Другим распространенным методом психодиагностики личности являются проективные методики. Их родоначальником традиционно считается метод словесных ассоциаций, возникший на базе ассоциативных теорий. Возникновение метода словесных ассоциаций связано с именем Ф. Гальтона. Позднее эта методика получила развитиев исследованиях Эмиля Крепелина (1892) и К.Г. Юнга (1904-1906).Юнг показал, что бессознательные переживания личности доступны объективной диагностике. Теоретическим истоком проективных методов также является психоанализ.

На основе ассоциативного метода были разработаны методики Чернильных Пятен Г. Роршаха (1921) и «Незаконченных предложений» А. Пейном (1928). Первой методикой, специально создаваемой как проективной, стал Тематический апперцептивный тест (ТАТ) Х. Моргана и Генри Мюррея (1936).

Критические замечания сводятся к указаниям на их недостаточную стандартизацию, пренебрежение нормативными данными, неподатливость традиционным способам определения надежности и валидности, а главное, на большой субъективизм в интерпретации результатов.

В середине тридцатых годов оформляется социометрический метод Дж. Морено. В 40-50-е годы в мировой психодиагностике сформировались основные диагностические подходы и была завершена разработка большинства наиболее известных методик. К новым научным направлениям можно отнести техники семантического шкалирования (Чарльз Осгуд,1952; Джордж Келли, 1956), сочетающие методы стандартизированного опроса и проективных техник.

В России 1910 году А.Н. Бернштейн и его единомышленники организовал в Москве Общество экспериментальной психологии. Ими были созданы первые тесты на русском языке «Экспериментально-психологические схемы» (А.Н. Берштейн) и «Психологические профили» (Г.И. Россолимо). Работы по созданию методов психодиагностики велись также в клинике Психоневрологического института – В.М. Бехтеревым и С.Д. Владычко.

Собственно психодиагностические работы в России начали развиваться в послереволюционный период. Особенно много таких работ появилось в 20-30-е годы в области педологии и психотехники в связи с ростом популярности метода тестов в Советской России и за рубежом. Переводились зарубежные тесты и разрабатывались собственные. Шкала исследования моторики детей Н.И. Озерецкого (1923) используется до сихпор, в том числе и зарубежной психологии (Шкала Линкольна-Озерецкого). Теоретические разработки способствовали развитию тестирования в нашей стране. Идеи Льва Семеновича Выготского о психологическом диагнозе, высказанные в работе «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства» (1936) имеют значение до сих пор.

Объективные ошибки и ряд причин субъективного характера (например, утверждают, что И.В. Сталин был недоволен низким тестовым баллом сына Василия) привели к появлению постановления ЦК ВКП(б) запрет на применение бессмысленных (как там отмечалось) тестов и анкет.

Читайте также:
Виды памяти в психологии и методики ее развития

С конца 60-х годов начинается второй период развития отечественной психодиагностики.

В 90-е годы в связи с развитием практической психологии появились гораздо большие возможности для развития психодиагностики. Основная проблема прикладной психодиагностики, существующая последние два десятилетия, заключается в использовании психологами методик, не соответствующих психометрическим требованиям, взятым из недостоверных источников или устаревших.

6. История отечественной психодиагностики.

7. Основания и критерии классификации психодиагностических методик. Классификация методик, выделенная А.А. Бодалевым и В.В.Столиным.

В классификации методов психологического исследования Б.Г.Ананьева психодиагностические методы относятся к группе эмпирических, наряду с методами наблюдения, эксперимента, моделирования и другими методами психологии, позволяющими получить научную информацию об исследуемом предмете.

Метод — это широкий класс методик и техник, объединенных родством основного технологического приема и общими теоретическими принципами.

Основной особенностью психодиагностического метода является его измерительно-испытательная направленность, за счет которой достигается количественная и качественная оценка изучаемого явления. Это становится возможным благодаря стандартизации инструмента измерения, в основе которой лежит понятие нормы, поскольку индивидуальная оценка, например, успешность выполнения того или иного задания, может быть получена только путем сопоставления с результатами других обследуемых. Стандартизация процедуры обследования не менее существенна для психодиагностического метода — точное соблюдение инструкции, строго определенные способы представления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность обследуемого и др.

Психодиагностическая методика — конкретная, частная процедура или прием, направленные на получение информации о конкретных психологических особенностях (предмет исследования) у конкретного человека или группы (объект исследования) в определенной ситуации (или условиях) для решения определенных задач.

Психодиагностический метод конкретизируется в трех основных диагностических подходах, которые практически охватывают все множество имеющихся диагностических методик.

1. «Объективный» подход — диагностика осуществляется на основе показателей успешности (результативности) и способа (или особенностей) выполнения деятельности. Этот подход представлен, в основном, многочисленными тестами интеллекта, тестами общих и специальных способностей, тестами достижений и ситуативными тестами.

Основным диагностическим показателем в этих тестах является объективный результат или успешность выполнения предлагаемого задания — решил или не решил, сколько и каким способом решил.

2. «Субъективный» подход — диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания особенностей личности, поведения в тех или иных ситуациях. Этот подход представлен многочисленными опросниками (открытыми и закрытыми, однофакторными и многофакторными и др.), анкетами, шкальными техниками, контрольными списками прилагательных и т.п. Эти методы, по сути, являются разновидностями стандартизированного самоотчета личности: клиент сам сообщает информацию о себе по предлагаемой в методике форме.

3. «Проективный» подход — диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральными и неопределенными стимулами, задуманными и предъявляемыми таким образом, чтобы человек мог спроецировать на них свои индивидуальные свойства, стремления, опасения и ожидания.

Большинство проективных методик не подходят под строгое определение психологического теста, основными признаками которого являются стандартизированность, независимость результата от влияния экспериментальной ситуации и личности психолога, а также сопоставимость индивидуальных данных с нормативными, то есть полученными в тех же условиях на достаточно репрезентативной выборке. При проективном тестировании практически невозможно полностью унифицировать и стандартизировать не только анализ и интерпретацию результатов, но даже и саму процедуру исследования. Очевидно, стандартизированная процедура не позволит исследовать индивидуальность как уникальную личность.

Л. Франком, одним из идеологов проективного подхода, предложена классификация проективных методов, которая с некоторыми дополнениями принимается и в настоящее время:

1) Конститутивные методики или методики структурирования: человеку предлагается неоформленный бессмысленный материал, которому он должен придать какой-либо субъективный смысл (например, тест Г.Роршаха);

2) Конструктивные методики или методики конструирования: предполагают создание и интерпретацию целого из оформленных деталей (игрушки, кубики и т.д.) например, тест мира или «песочница»:

3) Интерпретативные методики предполагают истолкование событий или ситуаций, которые допускают различные толкования (например, ТАТ Г.Мюррея);

4) Аддитивные методики или методики дополнения: неоконченные предложения, рассказы, ассоциативный тест К.Юнга;

5) Экспрессивные методики или изучение продуктов изобразительной деятельности: например, многочисленные рисуночные тесты;

6) Импрессивные методики или методики предпочтения: предполагают расположение стимулов в порядке убывания их привлекательности (например, цветовой тест Люшера);

7) Рефрактивные методики или изучение непроизвольных движений, которые вносятся человеком в средства общения (речь, жесты, почерк) и в исполнительскую деятельность (например, тест миокинетической диагностики Е.Мира-и-Лопеса);

Читайте также:
Эмоциональный голод - что это такое и как он связан с перееданием читать онлайн

8) Катартические методики или методики катарсиса: психодрама, проективная игра и т.п.

Отдельную группу составляют диалогические методики, в которых психодиагност вступает в контакт с обследуемым и достигает наилучших диагностических результатов за счет специфических особенностей этого контакта, релевантных (соответствующих) диагностической задаче. Так, доверительный контакт необходим при диагностике семейных затруднений, характера личностного развития ребенка, личностных проблем и во многих других случаях, в которых диагност выступает одновременно или в роли консультанта, или в роли психотерапевта. Ситуация патопсихологического обследования также диктует построение общения по типу экспертизы. Диалогические техники могут быть вербальными (интервью, беседа) и невербальными (например, игра с ребенком, деловая игра взрослых могут выступать как невербальные диагностические процедуры).

Существуют и другие классификации психодиагностических методик, сделанные по иным основаниям.

Методики делятся на две большие группы по степени регламентации: формализованные и малоформализованные методики.

К формализованным методикам относятся тесты, опросники, методики проективной техники, психофизиологические методики.

К малоформализованным диагностическим методикам относятся наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности.

По форме проведения методики делятся на групповые и индивидуальные.

По характеру стимульного материала и в соответствии с ним основной активности испытуемого методики делятся на вербальные и невербальные.

По наличию или отсутствию ограничений во времени работы испытуемого методики делятся на тесты скорости и тесты достижений. В тестах достижений время выполнения тестового задания не ограничивается; в тестах скорости, напротив, время работы обследуемого строго регламентировано.

В заключение рассмотрим предметную классификацию, основанием деления методик на группы в которой является предмет диагностики. В этой классификации выделяются следующие группы методик:

1. Методики диагностики психических процессов:

2. Методики диагностики общих и специальных способностей (и в первую очередь интеллекта), а также методики диагностики уровня психического развития.

3. Методики диагностики особенностей психических состояний:

4. Методики диагностики черт личности:

5. Методики диагностики особенностей индивидуального самосознания.

6. Методики диагностики межперсональных отношений (деловых, семейных).

История развития психодиагностики в мире . В лицах

Даны описанмия основных трудов ведущих зарубежных и отечественных ученых , привнесших огромных вклад в развитии психодиагностики

Скачать:

Вложение Размер
irazvitiya_otechestvennoy_psikhodiagnostiki.ppt 713 КБ
istoriya_razvitiya_zarubezhnoy_psikhodiagnostiki.pptx 275.24 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Развитие зарубежной психодиагностики Основатель и первый президент Американской психологической корпорации, перед которой ставилась цель оказывать психологические услуги в промышленной, научной и общественной сферах. Один из первых специалистов по экспериментальной психологии в Америке. Разработал психофизический метод парных сравнений. Занимался проблемами времени реакции, ассоциаций, внимания, антиципации, тестирования. Кеттел Джеймс Маккин (25.05.1860- 20.01.1944) -американский психолог, один из основателей психологического тестирования. Сочинения . Mental Tests and Measurements. 1890.

Развитие зарубежной психодиагностики Он анализировал биографии выдающихся людей, пытаясь выяснить степень их родства. Он также сравнивал психические особенности монозиготных и дизиготных близнецов, тем самым внеся в психологию новый метод, получивший название «близнецового». Кроме того, проводил опыты по измерению и сравнению функций органов чувств человека. Френсис Гальтон (1822-1911) – американский психолог и антрополог. Сочинения . «Искусство путешествовать», 1855 г. «Наследственный талант и характер», 1865 г. «Наследственный гений», 1869 г.

Развитие зарубежной психодиагностики Развил новый вариант прагматизма-инструментализм в области логики и познания. Дьюи Джон различал виды человеческой деятельности как инструменты, созданные человеком для различения индивидуальных и социальных проблем . Познание трактовал как сложную форму поведения-средство для борьбы за выживание. Истина по Дьюи Джону определяется как практическая эффективность,полезность. В социальной области выступал как защитник и идеолог либерализма «мелиоризма», т.е. постепенного улучшения общества через систему и реформу образования. ДЬЮИ ДЖОН (1859-1952) – американский философ,психолог, педагог. Его работы «Введение в философию воспитания» (1921); «Психологи и педагогика мышления» (1921); «Школа будущего» (1921); «Школа и ребенок» (1929); «Школа и общество».

Развитие зарубежной психодиагностики Первый попытался построить психологию как систематическую науку, которая, по Г., должна базироваться на метафизике, опыте и математике. Подготовил понятие о пороге сознания как такой величине представления, при которой оно перестаёт осознаваться. Выдвинул концепцию четырёх ступеней обучения, которые должны служить принципами построения каждого урока. Гербарт, Хербарт ( Herbart ) Иоганн Фридрих (4.5.1776— 14.8.1841) немецкий философ, психолог и педагог. Соч.: Samtliche Werke , Bd 1—19, Lpz . — Langensalza , 1882—1912; в рус. пер. — Психология, СПБ, 1895; Избр. педагогические сочинения, т. 1, М., 1940.

Развитие зарубежной психодиагностики Выдвинул концепцию стадиального развития психики. Используя метод клинической беседы, выдвинул, опираясь на суждения ребенка, положение о том, что главной отличительной характеристикой его познавательной деятельности является эгоцентризм, в силу которого он смешивает субъективное и объективное, переносит свои внутренние побуждения на реальные связи вещей. Пиаже Жан (1896 – 1980) Швейцарский психолог. Сочинения . «Речь и мышление ребенка», 1923 «Психология интеллекта», 1946.

Развитие зарубежной психодиагностики Основная заслуга – разработка классификации психический заболеваний, являющихся основой для существующей ныне. Крепелин большое внимание уделял исследования больных, разработав ряд приемов и методик их исследования. Крепелин Эмиль (1856-1926) немецкий психиатр. Сочинения . Psychiatrie, Bd. 1-4 (1909-1915)

Развитие зарубежной психодиагностики Основное направление исследований — применение статистики к решению психологических проблем. Инициатор разработки и использования в различных областях психологии факторного анализа . Он автор многих процедур статистической обработки психологических данных и шкал (в том числе — шкалы установок , получившей широкое применение в социальной психологии) . Терстоун Луис Леон (1887-1955). американский психолог. Основные труды: ”The nature of intelligence”, 1924; “Multiple-factor analysis’’, 1947; “Creative talent”1952; “An analitical method for simple structure”?1954; “A method of factoring without communalities”’,1955 .

Развитие зарубежной психодиагностики Начал свои исследования в психофизиологической лаборатории А. Пьерона в Париже. Основные направления работы -сенсорная психофизиология, психометрия и теория и практика когнитивных тестов достижений. Является разработчиком модификации прогрессивных матриц Равенна. ЗОРАН Буяс (р. 1910) югославский психолог

Развитие зарубежной психодиагностики Один из основателей клинико – психологического направления исследований в Великобритании. Известен многочисленными работами в области исследования расстройств личности, ее структура, факторов развития. Ганс внес значительный вклад в разработку психодиагностических методов, поведенческих методов лечения невроза и других расстройств личности, проблем исследования интеллекта. Г. является автором оригинальной модели личности, двухфакторной теории социальных установок личности, трехфакторной теории памяти. Айзенк Ганс Юрген (1916 – 1997). психолог Основные работы : ” Dimention of Personality “(1947); “Dynamic of Anxiety and Hysteria” (1957); “The Biological Basis of Personality ” (1967); “Psychoticism as a dimention of personality “(1976); “The structure and measurement of intelligence “(1979).

Развитие зарубежной психодиагностики Хорни акцентировала значения воздействия окружающей среды на формирование личности . В 1919 году открыла частную практику по психоанализу. В 1931 году начала критиковать отдельные классические положения психоанализа; она подвергла сомнению концепцию в его тогдашней форме и попыталась ввести социологический аспект в психоанализ. Хорни Карен ( 1885-1952) американский психолог Сочинения . «Новые пути психоанализа» , « Невротическая личность нашего времени . Самоанализ»

Краткая история развития психодиагностики.

Вы будете перенаправлены на Автор24

История развития зарубежной психодиагностики

Психодиагностика берет свое начало из экспериментальной психологии.

  1. Э. Сеген. Разработка методов обучения умственно отсталых детей. Главна методика – «Доски Сегена» применяется также и в настоящее время.
  2. Ф. Гальтон. Его исследования легли, главным образом, в основу дифференциальной психологии.
  3. Дж. Кеттелл. Разработал тест интеллекта.
  4. Э. Крепелин. Разработка серии испытаний, которые позволили судить об особенностях когнитивных процессов, а также об аспектах работоспособности.
  5. Г. Эббингауз. Использовал тесты арифметических действий и другие, которые давали высокие корреляции с оценками школьной успеваемости.
  6. А. Бине также изучал способ разграничения детей с нормальными умственными способностями и умственно отсталых детей. А. Бине и А. Симон провели несколько экспериментов по изучению когнитивных процессов детей, начиная с трех лет. В дальнейшем данные экспериментальные задания были стандартизированы. Первая серия тестов Бине-Симона давала возможность различения испытуемых по степени интеллектуального развития. Вторая серия имела несколько значительных изменений:
  • Введение коэффициента интеллектуальности;
  • Введение статистических норм.
  • В. Штерн предложил коэффициент интеллектуальности IQ.

    Далее в психодиагностике появляется групповое тестирование. Оно становится особенно уникальным в США перед первой мировой войной для распределения рекрутов.

    Для тестов также были выведены нормы, они были проверены на валидность и надежность.

    Стандартизация методики – единообразие процедуры проведения методики и оценки полученных в ходе обследования результатов.

    Надежность методики представляет собой стабильность результатов при многократном обследовании.

    Валидность методики – это достоверность измерения определенного психического свойство, которое подвержено измерению.

    В это же время появляются другие тесты – тесты способностей, а также тесты достижений. Такие тесты использовались в консультировании по поводу профотбора. Создавались целые батареи тестов для отбора в различные учебные заведения.

    Кроме того, стали появляться проективные методики, которые базировались на различных ассоциативных теориях.

    Развитие отечественной психодиагностики

    Собственно психодиагностические работы в России начали развиваться в послереволюционный период. Особенно много таких работ появилось в 20-30-е годы в области педологии и психотехники в связи с ростом популярности метода тестов в Советской России и за рубежом. Переводились зарубежные тесты и разрабатывались собственные.

    Это были годы массового применения тестов в народном образовании, профотборе и профориентации, в промышленности и на транспорте. Если в педологии, больше внимания уделялось тестам интеллекта, то в психотехнике – тестам специальных способностей. Использование было интенсивным и неконтролируемым. Массовые тестовые обследования не подкреплялись серьезной проверкой качества инструментария, решения о переводе некоторых учащихся в классы для умственно отсталых детей принимались на основе коротких тестов без учета других факторов, влияющих на результаты проверки. Например, вызывал протест массовый перевод вполне умственно-сохранных, но педагогически запущенных детей (с низким уровнем развития речевого мышления или вербального интеллекта) из нормальных школ в школы для умственно отсталых детей. Возникла необходимость в разработке методов выявления умственной отсталости.

    1. Россолимо Г. И. выявил психологические профили. Кроме того, он разработал краткий метод исследования умственной отсталости. Недостатком этого метода являлось то, что в методике не было проверки особенностей словесно-логического мышления.
    2. Трошин Г. Я. Считал, что наблюдение за детьми должно происходить в естественных условиях.
    3. Лазурский А. Ф. разрабатывал естественный эксперимент.
    4. Выготский Л. С. Ввел понятия зоны актуального и ближайшего развития.

    История психодиагностики тесно переплетается с историей общей психологии, что представлено на рисунке 1.

    Психодиагностика понятие, история развития, виды и классификация

    В отечественной психологии становление психодиагностики начиналось под знаменем материалистических идей. В трудах И. М. Сеченова последовательно развивалось материалистическое понимание психической деятельности. Продолжателем его научных исследований был И. П. Павлов, создавший теорию условных рефлексов и проложивший путь от объективных исследований по физиологии центральной нервной системы к изучению материальных основ психических явлений,
    В, М. Бехтерев стремился обнаружить связь психической деятельности с мозгом, с нервными процессами, социальным бытием человека. Экспериментальная психологическая лаборатория, первая в России, была открыта в 1885 г. при клинике нервных и душевных болезней Харьковского университета. В 1895 г. по инициативе русского психиатра С. С. Корсакова была создана психологическая лаборатория при психиатрической клинике Московского университета. В этих и других лабораториях изучались объективные признаки психических явлений (пульс, артериальное давление, частота дыхания), исследовались скорости протекания психических процессов.
    Таким образом, в конце XIX- начале XXв. основу отечественной психодиагностики составили исследования высшей нервной деятельности (ВНД) физиологов И. М. Сеченова, И. П. Павлова, психиатров В. М. Бехтерева. С. С. Корсакова первых русских психологов-экспериментаторов Н. Н. Ланге. А. Ф. Лазурского и др.
    В истории отечественной психодиагностики сохранилась память о работах многих талантливых ученых-психологов первопроходцев. Например. Г. И, Россолимо. невропатолог и психиатр, является автором методики (диагностической), получившей название «Методика индивидуального психологического профиля». Сущность методики сводилась к определению одиннадцати психических процессов, которые оценивались по 10-балльной шкале на основании ответов обследуемых. В методике выделялись три группы процессов: внимание и воля, точность и прочность восприятия, ассоциативная деятельность. Россолимо стремился к целостной оценке личности. Он искал способ количественного исследования психических процессов в нормальном и патологическом состояниях. Поэтому можно смело причислять Россолимо к первым разработчикам комплексной психодиагностики личности.
    Другой русский психолог и педагог А. П. Болтунов в 1928 г. опубликовал методику «Измерительная шкала ума» — авторскую модификацию шкалы Бине-Симона. Последние годы своей жизни он посвятил вопросам теории и методики педагогической диагностики.
    А. Ф. Лазурский. являясь разработчиком научной характерологии, проводил диагностику в соответствии со своей авторской «Программой исследования личности».
    Исследования русского психолога М. Ю. Сыркина установили линейную форму связи между тестовыми оценками и социальными признаками обследуемых лиц.
    Психодиагностика становится востребованной в жизни общества: в армии, в педагогике, в промышленности. Получает развитие тестирование специальных способностей. Однако к середине 1930-х гг. накапливаются методологические ошибки использования психодиагностического инструментария. В 1936 г. публикуется Постановление ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов». Дальнейшее использование психодиагностики ограничивается решением прикладных задач психофизиологии, психиатрической клиники.
    Общее состояние отечественной психодиагностики в 1920-1930-е гг. позволяет сделать выводы:
    • психодиагностика востребована в различных областях жизни общества: школьном образовании, промышленном производстве, военном деле;
    • психодиагностика интенсивно развивается в рамках психотехники;
    • разрабатываются психометрические основы психодиагностики. Идеологическим отзвуком наступления на психодиагностику и в целом
    на психологию явилась в 1950 г. так называемая «Павловская» сессия двух Академий (педагогических и медицинских наук). Легальное право на существование осталось за дифференциальной психофизиологией. Дифференциальная психофизиология связывала многообразие психических явлений с механизмами условных рефлексов, а происхождение индивидуальных психологических различий — исключительно с типами нервной системы в духе учения И. П. Павлова.
    Отечественная дифференциальная психофизиология, разработанная в трудах Б. М. Теплона, Б. Г. Ананьева, В. С. Мерлина и их учеников на долгие годы оказалась единственной легальной формой существования психодиагностики в России.
    Возрождение психодиагностики как направления начинается с решения (март 1969 г.) Центрального Совета Общества психологов СССР, в котором психодиагностика признается наименее развитой областью психологических знаний.
    В начале 1970-х гг. стартовал новый этап в развитии психологической диагностики в нашей стране, началось ее возрождение. Опыт, накопленный к этому времени за рубежом, показал, что ее применение может принести ощутимо полезные результаты в системе образования, в промышленности, в клинике, других областях общественной жизни. Важную роль в формировании адекватного отношения к психологической диагностике в целом и к диагностическим методикам в частности сыграл симпозиум, проходивший в Таллинне осенью 1974 г. На нем были приняты решения, где указывалось, что необходимо всемерное расширение и углубление исследований, способствующих созданию методологического фундамента и методического арсенала отечественной психологической диагностики. Значительным событием стал выпуск в 1981 г. коллективной монографии «Психологическая диагностика. Проблемы и исследования», написанной сотрудниками Психологического института РАО под редакцией К. М. Гуревича; там впервые в нашей стране были рассмотрены общие вопросы конструирования, проверки, применения диагностических методик.
    В это же время стали появляться адаптированные версии зарубежных методик (Ф. Б. Березин, И. Н. Гильяшева, М. К. Акимова. Е. М. Борисова с соавт.), работы по клинической диагностике (Е. Т. Соколова, Л. Ф. Бурлачук, Л. Н. Собчик). по психометрике (В. С. Аванесов. В. М. Блейхер. В. К. Гайда. А. Г. Шмелев). Стали разрабатываться оригинальные отечественные методики (Л. А. Венгер. А. Е. Личко. Д. Б. Богоявленская. К. М. Гуревич с соавт.).
    Таковы ключевые аспекты истории отечественной и зарубежной психодиагностики.

    ЛЕКЦИЯ № 7. Методы психодиагностики, их классификация

    3. Общие критерии классификации психодиагностических методик. Понятие о научных и практических методиках

    Более развернутую классификацию психодиагностических методик можно предложить, лишь выделив общие критерии, в соответствии с которыми различные методы психодиагностики будут разделены на частные группы. Такими критериями являются следующие:

    1) тип применяемых в методике тестовых задач;

    2) адресат используемого в методике тестового материала;

    3) форма представления тестового материала испытуемым;

    4) характер данных, используемых для выводов о результатах психодиагностики;

    5) наличие в методике тестовых норм.

    6) внутреннее строение методики.

    По типу применяемых тестовых заданий психодиагностические методики делятся на опросные (в них используются вопросы, адресуемые испытуемым), утверждающие (в них употребляются некоторые суждения или утверждения, с которыми испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие), продуктивные (здесь применяется тот или иной вид собственной творческой продукции испытуемого: вербальной, образной, материальной, спонтанно созданной или воспроизведенной по инструкции самим испытуемым), действенные (испытуемый получает задание выполнить некоторый комплекс практических действий, по характеру которых судят о его психологии), физиологические (в данном случае психодиагностика производится на основе анализа непроизвольных физических или физиологических реакций организма человека).

    К примеру, для оценки психологии некоторого человека можно использовать его ответы на прямые или косвенные вопросы, его согласие или несогласие с теми или иными суждениями, результаты его устной, письменной, изобразительной, технической или иной деятельности, его произвольные и непроизвольные действия и реакции в ответ на некоторые стимулы и многое другое. Этой же цели могут служить также электроэнцефалограмма, электрокардиограмма, электромиограмма, кожно-гальваническая реакция (КГР) и другие рефлексы, включая сердечно-сосудистые рефлексы и рефлексы дыхательной системы.

    По адресату тестового материала психодиагностические методики делятся на сознательные, апеллирующие к сознанию испытуемого, и бессознательные, направленные на неосознаваемые реакции человека. Примером методик первого типа могут служить опросники, а примером второго — проективные методики.

    По форме представления тестового материала испытуемым психодиагностические методики делятся на бланковые (представляют собой тестовый материал в письменной или какой-либо иной знаковой форме: в виде рисунка, схемы и т. п.), технические (презентируют испытуемому тестовый материал в аудио-, видео– или киноформе, а также через иные технические устройства и машины), сенсорные (представляют материал в виде физических стимулов, непосредственно адресованных органам чувств).

    По характеру данных, используемых для психодиагностических выводов, методики подразделяются на объективные (используются показатели, не зависящие от сознания и желания испытуемого или экспериментатора) и субъективные (употребляются данные, зависящие от желания и сознания экспериментатора или испытуемого, относящиеся к их внутреннему опыту и зависящие от него). Примером методик объективного типа могут служить тесты, включающие анализ физиологических, рефлексивных показателей или практических результатов деятельности испытуемого, при пользовании которыми субъективизм в оценках сведен к минимуму. С другой стороны, классическим примером методики субъективного типа является такая, которая в основном опирается на интроспекцию и выводы, делаемые на базе интуиции и внутреннего опыта.

    По критерию наличия тестовых норм психодиагностические методики делятся на имеющие подобные нормы и не располагающие ими.

    Наконец, по внутренней структуре психодиагностические методики можно разделить на мономерные и многомерные. Первые характеризуются тем, что в них диагностируется и оценивается единственное качество или свойство, а вторые — тем, что они предназначены для психодиагностики и оценки сразу нескольких однотипных или разнотипных психологических качеств человека. В последнем случае психодиагностическая методика подразделяется, как правило, на несколько частных методик — подшкал, оценивающих отдельные психологические качества. Например, известный тест Спилбергера — Ханина для оценки тревожности — это мономерная методика, а личностный тест Кеттела — многомерная методика.

    Одна и та же психодиагностическая методика одновременно может рассматриваться и квалифицироваться с разных сторон, по различным критериям. Поэтому почти любую методику можно отнести не к одной, а сразу к нескольким классификационным группам. В этой связи выделенные и описанные выше критерии классификации психодиагностических методик следует расценивать не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие друг друга в характеристике разных методик, как возможные аспекты их анализа и разделения на классы.

    В отдельную группу выделяются психодиагностические методики, основанные на качественном и количественном анализе экспериментальных данных. В первом случае диагностируемое свойство описывается в известных научных понятиях, а во втором случае — через относительную степень его развития у данного человека по сравнению с другими людьми. Иногда количественные и качественные характеристики сочетаются в рамках одной и той же методики, так что в итоге изучаемое свойство получает двойную — количественно-качественную характеристику. Например, в тесте Личко, предназначенном для диагностики акцентуаций характера у подростков, каждая из изучаемых черт характера имеет двойную характеристику — и количественную, и качественную одновременно.

    Все методы психодиагностики можно также разделить на научные и практические, хотя такое деление условно: большинство известных психодиагностических методик используется как в практической психодиагностике, так и в научно-исследовательском экспериментировании. Однако между ними все же есть разница, которая заключается в том, что научно-исследовательские методики главным образом ориентированы на выявление и последующее изучение того или иного психологического качества в целях его сугубо научного познания, а практические — на оценку степени его развития и использования в практических целях. Кроме того, научная методика может быть уникальной, трудоемкой, дорогостоящей и применяться только в рамках научного исследования, будучи из-за указанных ее качеств непригодной для широкой практической психодиагностики. Практическая же методика, напротив, должна быть универсальной, простой и относительно дешевой.

    Что такое делинквентное поведение: в чём его причины, и его виды

    Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.

    Человек – самое опасное животное на Земле. Для того, чтобы спокойно сосуществовать, люди вынуждены изобретать очень много правил, традиций, устоев, чтобы они регулировали поведение людей. Без жёсткой системы правил, моральных и нравственных норм, человечество вряд ли смогло бы выжить в хаосе своих инстинктов. А рамки, накладываемые воспитанием и культурой, делают из нас полноценных личностей. Эти рамки состоят из системы поощрений и наказаний.

    Поощряется и одобряется всё хорошее, то, что способствует развитию социума. Даже психиатрия – обслуживает социальный запрос. Если изменятся нормы общественной жизни, изменятся и критерии определения психической нормы/патологии. Система наказаний определяет границы нормального поведения человека. Всё, что выходит за эти границы признаётся обществом как делинквентное поведение.

    Что такое делинквентное поведение?

    Деликнвентное поведение – это антиобщественное противоправное поведение человека. Это поступки, либо их отсутствие, наносящие вред окружающим людям или в целом обществу. Понятие делинквентного поведения может встречаться в социологии, педагогике, криминологии, психологии и социальной педагогике.

    Делинквентное поведение часто путают с девиантным поведением. Но между ними есть существенная разница. Делинквентное поведение – это действия против закона и общества, против людей. Либо бездействие, приносящее вред гражданам. Граница определяется законом и государством.

    Девиантное поведение – это нарушение правил какой-то конкретной социальной группы, это нарушение социальных, морально-нравственных норм, ожиданий общества. Граница регулируется общественным отношением.

    Сам проступок называется деликтом, а тот, кто его совершает – делинквентом.

    В большинстве случаев делинквентным называется поведение подростков. По достижении совершеннолетия человек, нарушающий закон, называется асоциальной личностью. Особой проблемой считается подростковая делинквентность. Подростки с отклоняющимся поведением представляют угрозу для общества. Обычно это группа подростков, ищущие приключений и острых ощущений.

    Виды делинквентного поведения

    Основные виды делинквентного поведения – это административные нарушения, дисциплинарный проступок, преступление.

    Административные правонарушения – это всё, что нарушает спокойствие граждан и общественный порядок. Это нецензурная лексика в общественных местах, оскорбительное отношение к окружающим, нарушение дорожного движения и другие поступки. Например, это группа подростков, употребляющих алкоголь в парке. Нецензурная лексика, демонстративное поведение, а возможно и мелкое хулиганство. Сюда же относится проституция, распространение порнографии и эксгибиционизм.

    К дисциплинарным проступкам относятся нарушения правил поведения в рабочее время. Регулируется трудовым кодексом. Например, прогулы работы без уважительной причины, или нахождение на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения. А так же нарушение правил охраны, любые нарушения рабочей дисциплины и трудового законодательства.

    Giphy

    Это уже относится ко взрослым людям, а не подросткам. Это, например, периодически выпивающий водитель. Именно поэтому в службах такси вводят медицинский осмотр перед началом рабочей смены.

    Преступление – самый опасный вид делинквентного поведения, несущий вред обществу. Это убийство, воровство, мошенничество, терроризм, вандализм и другие. Наказание определяется Уголовным кодексом. Наказание, в зависимости от тяжести преступления, может быть от общественных работ и штрафов до лишения свободы. Уголовная ответственность касается лиц, достигших шестнадцатилетнего возраста, иногда рассматриваются случаи и четырнадцатилетних.

    Само существование Уголовного кодекса говорит о том, что кроме страха наказания делинквентную личность ничего не останавливает. Да и страха наказания бывает недостаточно, иначе тюрьмы были бы без надобности. Но и склонны к делинквентному поведению далеко не все, это определённый тип личности.

    Причины делинквентного поведения

    Для того, чтобы сформировалась деликнвентная личность, необходимо два основных фактора: наследственная предрасположенность и биологическая основа, и среда, в которой формируется будущая личность.

    Наследственная предрасположенность – это какой-нибудь дедушка психопат в родословной, или папа, склонный нарушать общественные нормы и правила. Но здесь важен не только поведенческий компонент, что видел ребёнок, а именно наследуемые черты. Сын мог и не знать бедового папашу, а унаследовать самые яркие его черты.

    Например, это возбудимый тип нервной системы. Это приводит к тому, что ребёнок не способен удержать импульс. Если он злится, он кричит или дерётся. И уже с раннего возраста это становится заметно – воспитатели и учителя с трудом справляются с поведением такого ребёнка.

    А так же это агрессивность, низкий уровень эмпатии – черты, которые могут передаться по наследству. И влиять на них очень трудно, так как они имеют биологическую основу. Низкий уровень эмпатии – это особая структура мозга. У социопата или делинквента даже мозг устроен по-другому.

    Фото автора RODNAE Productions: Pexels

    Так же, отягощающим фактором может быть низкий болевой порог. Человек с такой чувствительностью не способен терпеть боль. Поэтому, в состоянии алкогольного или наркотического похмелья он способен на преступление.

    И всё же, с биологией можно совладать, если ребёнок растёт в благоприятной среде. Если это благополучная семья со здоровыми отношениями в психологическом плане. Это обязательно семья, где не нарушаются границы, где нет эмоционального и других видов насилия, где всегда есть уважение к личности и ребёнка и взрослого. Тогда, благодаря ежедневному труду родителей (или опекунов) из генетически предрасположенного делинквента может вырасти нормально социализированная личность.

    Список вредных советов по воспитанию делинквента:

    • Мало участвовать в воспитании ребёнка, не интересоваться его внутренним миром и переживаниями. Пусть его мысли и чувства останутся без внимания, сам справится.
    • Для лучшего эффекта стоит обесценить чувства, мысли и переживания ребёнка. Пусть чувствует себя плохим, пусть привыкает к ощущению «я плохой, я не такой, как все».

    Фото Adrian RA on Unsplash

    • Научи ребёнка безразличию. Сегодня ты игнорируешь его потребности, а завтра он научится делать тоже самое по отношению к окружающим людям.
    • Будь агрессивна по отношению к ребёнку. Пусть он знает, что уважать можно только силу, а сдерживать себя можно только из страха. Других отношений между людьми нет.
    • Не приучай ребёнка к «хорошему». Ему не обязательно знать о морали и нравственности, зачем ему эти тонкости? В мире с таким багажом не выживешь.
    • Не играй с ребёнком, не проводите вместе время. Пусть привыкает расти, как в поле трава. Самостоятельнее будет. А если у подростка появились новые вещи, так это хорошо, сам придумал где раздобыть. Пусть у него будет своя жизнь, а у тебя – своя.
    • Расшатывай границу между «хочу» и «нельзя». Зачем ребёнку учитывать других людей? Главное то, чего он хочет, потакай каждому капризу. Так он научится игнорировать общественные нормы.
    • Если у ребёнка проблемы в школе, не вставай на его сторону. Будь ещё большей угрозой, чем учителя, пусть учится сам справляться со своими «косяками». А ещё лучше, и с учителями поругайся, пусть боятся беспокоить. А ребёнок увидит – как решаются проблемы во взрослом мире.

    Фото Velizar Ivanov on Unsplash

    • Наказывай ребёнка за проявление слабости. Не надо растить нытика, пусть учится быть сильным. Ну и что, что девочка. А мальчику так вдвойне полезно. Сила – это агрессия.
    • В те моменты, когда ребёнок хочет проявить инициативу, руби на корню, покажи, что он не справится. Там, где он может что-то сделать сам – помоги ему, а лучше, сделай за него. А там, где ему нужна помощь, обвини в беспомощности, застыди посильнее, оставь одного, пусть учится взрослеть, в конце концов.

    Так можно вырастить прекрасного яркого делинквента. А благополучное общество состоит из людей, которые делают его таким.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: