Диспраксия у детей – что нужно знать о синдроме неуклюжести

Диспраксия у детей – что нужно знать о синдроме неуклюжести

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая!

Аннотация: Проблема проявляется как нарушение двигательной функции и координации движений у детей с нормальным мышечным тонусом.

Статья:

Диспраксия – это расстройство двигательной функции и координации движений у ребёнка с нормальным мышечным тонусом. Отклонение связано с нарушением тактильных ощущений и планирования движений. Нередко патология проявляется с самого рождения, хотя родители не сразу это замечают. О том, что у малыша имеются проблемы с артикуляционной моторикой, чаще всего сообщает логопед после обследования ребёнка.

Специалистам впервые стало известно о диспраксии в начале прошлого века. Первоначально её называли «синдром неуклюжего ребёнка», «сенсорная интеграция», «нарушение развития координации», «диспраксия развития». Важно не путать её с термином апраксия.

Основные проявления

Различные степени диспраксии диагностируются у 3–6% детей, чаще у мальчиков. Многие малыши в раннем детстве неуклюжи, но ребёнок с диспраксией сохраняет неловкость движений, даже становясь взрослым. Малыши, у которых диагностировали это заболевание, затрудняются выполнять обыденные действия: у них возникают затруднения при разговоре, частые падения и спотыкания при ходьбе, им сложно поймать мяч в игре, держать равновесие при езде на велосипеде, написать или прочитать что-либо и т. д.

Виды деятельности, в которых ребёнок с диспраксией испытывает проблемы:

  • речь – работа мышц артикуляционного аппарата не координируется, нарушено речевое дыхание;
  • письмо, рисование – сложность при удерживании ручки, кисточки, карандаша, медленное письмо, длительное осваивание простых движений;
  • чтение – сложно контролировать движения глаз, удерживать взгляд, что мешает следовать взглядом по строке;
  • выполнение основных движений при беге, ходьбе, прыжках, удерживание равновесия;
  • сложно запомнить и воспроизвести последовательность движений;
  • игры высокой и средней подвижности – дети не могут поймать и бросить мяч, удержать атрибуты для игры, воспользоваться ими.

Хотя современная медицина, и в частности невропатология, постоянно осваивает инновационные методики предупреждения, лечения и профилактики нарушения, диспраксия у детей до сих пор являются недостаточно изученной проблемой.

Причины и симптомы детской диспраксии

Это заболевание может быть как первичным, так и вторичным. В первом случае причины диспраксии не связаны с невропатологическими нарушениями, однако, их непросто определить без применения специальных методик. Во втором случае диспраксия является следствием черепно-мозговой травмы, ДЦП, других патологий нервной системы или входит в симптоматику синдрома Дауна, аутизма, синдрома Вильямса.

Предположительные причины патологии:

  • Генетическая предрасположенность — мутации гена FOXP2.
  • Семейное наследование по прямой линии, от родителей.
  • Патологическое течение беременности – стрессовые ситуации, токсическое влияние лекарств, продуктов жизнедеятельности бактерий при вирусных инфекциях, окружающей среды, кислородное голодание плода.
  • Переношенная или недоношенная беременность.

В основе патологии, по данным медицинских исследований, лежит не повреждение, а недоразвитие связей между нейронами. Вследствие этого нервный импульс, возникающий в коре головного мозга, не находит пути к двигательному аппарату.

Симптомы патологии могут отличаться в зависимости от возраста ребёнка. В первый год жизни диспраксия проявляется в виде нарушений врождённых рефлексов:

  • нарушения сосательного рефлекса;
  • проблемы с фиксацией взгляда;
  • трудности с захватыванием ладонью предметов;
  • нарушения координации движений.

В дошкольном возрасте наблюдается повышенная двигательная активность, плохое внимание, трудности с приёмом пищи и с удерживанием равновесия.

Симптомы нарушения следующие:

  • замедленное формирование умения есть и одеваться;
  • неловкость в движениях;
  • затруднения с определением ведущей руки;
  • частые падения и спотыкания во время ходьбы;
  • неумение ловить и бросать мячик, подпрыгивать, стоять на одной ноге, ездить на велосипеде;
  • трудности с освоением чтения и письма;
  • затруднения с ходьбой по прямой линии;
  • сложности с поиском ответа на простой вопрос, хотя ребёнок его знает;
  • проблемы с долговременной памятью, когда ребёнок забывает изученный накануне учебный материал;
  • неспособность удержать в памяти и выполнить сложную инструкцию;
  • затруднения с определением правой и левой стороны;
  • нарушения сна;
  • чувствительность к прикосновениям.

Иногда патология проявляется лишь в старшем школьном возрасте. Обычно для этого необходим сильный эмоциональный раздражитель – чрезмерная учебная нагрузка, негативное отношение сверстников или учителей.

У детей школьного возраста патология чаще всего проявляется в неспособности к овладению материалом. Особенно тяжело даются диктанты и списывания. Дети страдают от дисграфии, дискалькулии.

Все эти симптомы накладывают отпечаток на психоэмоциональное состояние ребёнка. Он не в состоянии реализовать свой потенциал из-за того, что постоянно является мишенью для насмешек сверстников. Дети становятся тревожными, раздражительными, пассивными. Они отдаляются от сверстников, часто остаются в одиночестве.

Способы самостоятельной диагностики

Очень важно своевременно обратить внимание специалистов на эту проблему, потому что в дошкольном возрасте развитие движений и развитие психики тесно связаны друг с другом. Отставание в какой-то области влечёт за собой искажённое развитие других качеств личности. Важно прийти к порогу школьного обучения с максимальной компенсацией диспраксии.

Существует простой способ первоначальной диагностики диспраксии, который можно провести в домашних условиях — прыжковый тест. Прыгать нужно на двух ногах в сопровождении счёта «один-два-три-четыре», меняя движения ног в определённой последовательности:

  1. один – ноги в стороны;
  2. два – ноги перекрещены (левая нога впереди правой);
  3. три – ноги в стороны;
  4. четыре — ноги перекрещены (правая нога впереди левой).
  • ребёнок не может прыгать по предложенному взрослым образцу;
  • он не в состоянии соблюдать ритм, заданный счётом;
  • перекрещивая ноги, он разворачивает таз.
Читайте также:
Как запомнить формулы - советы для легкого изучения школьниками читать онлайн

Этот метод диагностики достаточно точен, может применяться начиная с 4–5 лет.

Методы лечения

Для коррекции диспраксии применяются современные инновационные методики с использованием кинезиотерапии:

  • метод стабилометрии с биоактивной связью;
  • динамическая коррекция с рефлекторонагрузочными устройствами «Гравистат», «Адели», «Гравитон»;
  • пассивная вестибулярная тренировка с использованием компьютерного стенда;
  • электростимуляция мышц;
  • компьютерный видеоанализ движений;
  • транскраниальная поляризация головного мозга.

Одновременно с подобными методиками применяется фармакологическая терапия церебропротекторами ноотропного действия: Цитофлавин, Актовегин, Кортексин, Лецитин, Глицин, Семакс, Глиатилин.

Высокоэффективны общетерапевтические мероприятия – лечебная физкультура, психолого-логопедическая коррекция. Большое внимание уделяется восстановлению функции равновесия и основных движений, для чего применяются подвижные и пальчиковые игры и элементы спортивных игр.

При лечении вербальной диспраксии логопед выбирает для малыша специальную систему упражнений, одна часть которых направлена на развитие произношения звуков, а вторая — на восстановление артикуляции.

  • Первый вариант предполагает обучение ребёнка точной артикуляции фонем. Большое внимание уделяется звуковым схемам.
  • Суть второго варианта состоит в активной тренировке лицевых мышц, отвечающих за артикуляцию. В начале проведения терапии малыш подражает элементарным движениям губ, языка, описание которых облечено в сказочный сюжет («Сказка о весёлом язычке»). По окончании коррекции он должен самостоятельно воспроизводить последовательность нескольких движений.

Детям с диспраксией рекомендуется участвовать в групповых занятиях гимнастикой. Они прекрасно развивают вестибулярный аппарат, и ребёнок приобретает контроль над своими движениями. Очень полезны игры с музыкальным сопровождением. Играя в них, дети будут чувствовать ритм, что позволяет улучшить контроль над движениями тела и координацию.

Несколько упражнений от логопеда

Игра – ведущая деятельность дошкольников, для детей с диспраксией она особенно важна. Игровая мотивация поможет достичь целей, которые в обычной жизни сложно осуществить. Именно в процессе игры со сверстниками могут проявиться и совершенствоваться многие способности малыша.

Игры для развития координации движений:

  • «Чудесный мешочек» — сначала малыш знакомится с 5–7 предметами, потом достаёт их из небольшого мешочка, предварительно определив на ощупь предмет. Можно устроить соревнование на время между несколькими участниками.
  • «Верёвочка» — нарисовать при помощи скакалки или верёвочки предмет несложной формы (змею, ёлочку, домик, человечка).
  • «Гонки многоножек» — устроить соревнование по бегу между 2–3 участниками, где по столу бегают «двуногие или пятиногие многоножки» (кисти рук).
  • «Прижми палец» — играют 2 человека, сцепившиеся сомкнутыми пальцами правой или левой руки. Большой палец при этом поднят вверх. Задача – прижать палец соперника к кисти, за что присуждается 1 очко. Победителем становится тот, кто получит 10 очков.
  • «Самолётики» — бумажные самолётики соревнуются в дальности полёта.
  • «Ходим в шляпах» — дети соревнуются в продолжительности ходьбы с грузом, положенным на голову (мешочек с песком до 0,5 кг весом, книга, диск от пирамидки). После водружения «шляпы» на голову взрослый проверяет правильность осанки у ребёнка.
  • «Быстрые лошадки» — нужно намотать шнурок, к которому привязана игрушечная лошадка, на палочку. Чья лошадка быстрее «прискачет», тот и победитель гонки.
  • «Горячий мяч» — играют несколько человек, сидящих в кругу. Они передают друг другу мяч, при команде «стоп» тот, кто на этот момент окажется с мячом в руках, выходит из игры.

Очень полезны занятия лепкой, аппликацией, рисованием, моделированием, шитьём, черчением, трудотерапией, включающей в себя работу по дому. Выполнение бытовых дел совместно с родителями вызывает у ребёнка положительные эмоции и позволяет ему улучшать свои двигательные способности.

Если родители заняли правильную позицию по отношению к малышу с диспраксией, тесно взаимодействуют со специалистами и всячески способствуют его развитию, то спустя некоторое время наступит заметное улучшение. К сожалению, в большинстве случаев признаки заболевания окончательно устранить не удастся.

Правильная стратегия родительского поведения:

  • поощрять любые занятия детей, помогающие им освоить нужные навыки;
  • усложнять выполняемые задания;
  • ставить достижимые цели и предлагать пути их достижения;
  • на ранних этапах коррекции не навязывать задания, предложить выполнить то, что хочется ребёнку;
  • поддерживать тесный контакт с педагогами и другими специалистами, работающими с малышом;
  • отмечать любые попытки достижения целей, независимо от результата;
  • соблюдать режим дня и размеренный темп жизни;
  • не торопить малыша при выполнении заданий, запастись терпением.

Теперь, когда вы знаете, что такое диспраксия, запомните — для детей с этим нарушением очень важно организовать комфортный психологический климат. Ни в коем случае нельзя их ругать, особенно по пустякам. Даже если что-то не выходит, их все равно надо поощрять и хвалить за небольшие достижения и делать на этом акцент.

Диспраксия ( Синдром неуклюжести )

Диспраксия − это расстройство моторной сферы, характеризующееся трудностью и неточностью выполнения целенаправленных двигательных актов. Для диспраксии характерны различные виды моторной недостаточности: неуклюжесть, плохая координация, неловкость движений рук, неточность артикуляции, трудности на письме. Расстройство выявляется при нейропсихологическом и логопедическом обследовании ребенка, из методов медицинской диагностики используется ЭЭГ, ВП. Терапия включает физическую реабилитацию (кинезиотерапию, массаж), нейрокоррекцию (сенсорную интеграцию, мозжечковую стимуляцию), логотерапию (речевую гимнастику, логоритмику).

МКБ-10

  • Причины
  • Патогенез
  • Классификация
  • Симптомы диспраксии
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Лечение диспраксии
    • Физическая реабилитация
    • Нейропсихологическая коррекция
    • Логопедические занятия
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Диспраксия (синдром неуклюжести) – трудности с планированием и выполнением точных движений. Обнаруживается примерно у каждого 12-го ребенка в возрасте 5-7 лет (по другим данным, у 2-20% детей в популяции). Среди мальчиков данное состояние регистрируется в 4 раза чаще, чем среди девочек. Диспраксия негативно влияет на повседневную активность ребенка, самообслуживание, школьную успеваемость, поведение, коммуникативную сферу, поэтому требует своевременной целенаправленной коррекции.

Читайте также:
Рисование пальчиками и ладошками - нетрадиционное ИЗО для детей

Причины

Чаще всего диспраксия развивается в отдаленном периоде после перенесенного минимального перинатального повреждения ЦНС. В ее основе лежат функциональные расстройства высших корковых функций, обеспечивающих формирование праксиса. У детей с диспраксией отсутствуют параличи, парезы, мышечные дистонии, различные заболевания, которые могут вызывать двигательную дисфункцию. Причинами последующих локомоторных расстройств в детском возрасте служат:

  • патологии беременности (заболевания будущей матери, токсикозы);
  • аномальное течение родов (затяжные роды, длительный безводный период, экстренное кесарево сечение);
  • патология новорожденного (нерезкая асфиксия, недоношенность, переношенность, затяжная неонатальная желтуха);
  • неблагоприятные социально-педагогические условия (сенсорная депривация, гипоопека).

Также в настоящее время не исключается генетическая природа диспраксии, когда моторная неловкость и неуклюжесть являются семейной чертой. У части детей не удается проследить вероятный этиофактор.

Патогенез

Патогенетическим ядром диспраксии является задержка созревания корковых и субкортикальных структур, обеспечивающих различные виды моторики. В осуществлении двигательного намерения задействована сложная цепочка взаимодействия различных церебральных структур.

Принятие решения о выполнении целенаправленного движения происходит в лимбической коре и таламусе. За формирование плана моторных действий на основе различных сенсорных стимулов ответственны префронтальная, височно-затылочная, теменная ассоциативные зоны, а также базальные ганглии.

На этапе внутреннего программирования движений задействуются моторная и премоторная кора, таламус, мозжечок, базальные ядра. Наконец, в непосредственном исполнении моторного акта участвуют двигательная кора, вестибулярная система, мотонейроны спинного мозга, периферические мышцы (скелетные, артикуляционные, мимические).

При диспраксии имеет место ретардация и функциональная рассогласованность деятельности обозначенных структур, что приводит как к нарушению общей моторики, так и парциальному недоразвитию праксиса (речевого, зрительно-пространственного, конструктивного и пр.).

В рамках патогенетического подхода выделяют первичную диспраксию, обусловленную незрелостью двигательного анализатора и пирамидных путей, и вторичную, связанную с нарушением обработки сенсорных стимулов. Вторичная форма встречается чаще и протекает тяжелее. Распад произвольных движений у взрослых носит название апраксии.

Классификация

В психологии диспраксию классифицируют по нескольким определяющим критериям. У одного ребенка может отмечаться несколько видов диспраксических нарушений, как внутри одной группы, так и в разных:

  • кинетическая (двигательная) – трудности переключения с одного элемента движения на другой; возникает при вовлечении премоторной коры левого полушария;
  • кинестетическая (чувствительная) – затруднения поиска уклада, позы; указывает на поражение нижней теменной коры слева.
  • идеомоторная – невозможно выполнение действий по команде при сохранности спонтанных движений;
  • идеаторная – страдает план реализации действия, серия последовательных движений при выполнении какой-либо сложной операции.

3. По виду деятельности:

  • конструктивная – трудности действий на составление целого из частей (складывание разрезной картинки, собирание конструктора);
  • пространственная – дезорганизация движений в пространстве, несформированность понятий «спереди-сзади», «слева-справа», «вверху-внизу»;
  • графомоторная – трудности при начертании графических символов (цифр, букв);
  • выразительная – неспособность отобразить спектр эмоций с помощью мимической мускулатуры.

4. По локализации:

  • пальцевая – сложности воспроизведения движений пальцев рук;
  • оральная – сложности выполнения движений губами и языком;
  • артикуляционная – трудности воспроизведения укладов органов речи, сопровождающиеся произносительными нарушениями и т. д.

Симптомы диспраксии

Все диспраксические проявления у детей объединяются в 4 группы: проблемы с выполнением движений и удержанием равновесия; сложности с подвижными играми; речевые нарушения; графические трудности.

Дети с диспраксией обычно позднее овладевают различными моторными навыками: с задержкой начинают переворачиваться, сидеть и ползать, ходить. Они медленно учатся самостоятельно пить и кушать, с трудом могут пользоваться столовыми приборами. Отмечается неловкость в выполнении любых точных действий: одевании, застегивании пуговиц, завязывании шнурков, взаимодействии с игрушками. У детей с диспраксией часто «все валится из рук», они имеют плохую двигательную координацию – постоянно спотыкаются «на ровном месте», падают, натыкаются на препятствия (мебель, других людей), «не вписываются» в дверные проемы.

Ребенок с диспраксией проявляет неловкость в различных подвижных играх, особенно с предметами. Ему плохо удается ловить, бросать и пинать мяч, прыгать со скакалкой. Трудности вызывает обучение езде на велосипеде, самокате, катанию на коньках (ребенок долго не может научиться держать равновесие). Как правило, дети не любят играть в конструктор, собирать паззлы, работать с бумагой и ножницами.

Артикуляционная диспраксия проявляется в пропусках, искажениях, заменах сложных звуков более простыми. Отмечаются смазанность и неточности произношения, перестановки и элизии слогов. Ребенок неправильно держит карандаш и ручку, плохо рисует, имеет низкую скорость письма, плохой почерк.

Осложнения

Диспраксия негативно отражается на повседневной бытовой деятельности ребенка. Невладение элементарными навыками самообслуживания формирует неряшливость, неопрятность. Неумение играть в коллективные игры вызывает проблемы с поиском друзей, коммуникацией со сверстниками. Низкая двигательная активность приводит к гиподинамии, нарушению гармоничного развития ребенка.

Часто у детей возникают проблемы с поведением, многие из них имеют синдром дефицита внимания и гиперактивности. Для детей с диспраксией типично нарушение школьной успеваемости, связанное с дисграфией, дислексией.

Диагностика

В международной практике принято использовать диагностическую шкалу DSM-IV, устанавливающую следующие критерии диспраксии:

  1. Выраженное моторное недоразвитие.
  2. Двигательная недостаточность ухудшает повседневную активность и успеваемость.
  3. Координационные нарушения не являются следствием других органических заболеваний.
  4. Моторная неловкость не связана с первазивным расстройством развития.
  5. ЗПР не влияет на тяжесть двигательных нарушений.

В диагностике детей с диспраксией задействуются детские неврологи, нейропсихологии, логопеды. Все необходимые сведения получаются в результате клинической, нейрофизиологической, нейропсихологической, логопедической диагностики.

  • Клинико-анамнестические данные. У большинства детей с диспраксией прослеживается неблагоприятный перинатальный анамнез, задержка моторного и речевого развития. Отмечается истощаемость внимания, трудности засыпания, тревожность. Характерна неуклюжесть, неустойчивость позы.
  • Электрофизиологические исследования. Регистрация ЭЭГ позволяет подтвердить функциональный характер мозговых нарушений. Также исследуются вызванные потенциалы различной модальности (когнитивные, зрительные, соматосенсорные, слуховые), проводится электронейромиография, которые исключают органическую природу двигательных нарушений.
  • Нейропсихологическое обследование. Проводятся тесты и пробы, направленные на определение нарушений различных видов праксиса. Наиболее показательными являются пробы Хеда, Озерецкого, «кулак-ребро-ладонь», графические пробы, прыжковый тест и др.
  • Логопедическое обследование. При диспраксии дети затрудняются в удержании и повторении артикуляционных позиций. Демонстрируют различные виды звукопроизносительных дефектов. Лексическое и грамматическое развитие в пределах возрастной нормы.
Читайте также:
Как написать об отсутствии ребенка в школе - инструкции

Лечение диспраксии

Физическая реабилитация

Дети с диспраксией нуждаются в комплексной коррекции двигательных навыков. Им полезны различные виды физической активности (катание на велосипеде и беговеле, роликах, прыжки на батуте, плавание и пр.), подвижные игры на ловкость, точность движений. Из медицинских методов применяются:

  • кинезиотерапия: занятия на стабилоплатформе и виброплатформе, ЛФК, гидрокинезотерапия;
  • физиотерапия: транскраниальная микрополяризация, электромиостимуляция;
  • массаж: общий оздоровительный, ШВЗ, конечностей, позвоночника.

Нейропсихологическая коррекция

В рамках этого подхода широко применяются методы сенсорной интеграции: тактильная, зрительная, обонятельная и вкусовая стимуляция. На занятиях детские психологи используют суджок-терапию, пальчиковую гимнастику, бизиборды. С младшими детьми проводятся сенсомоторные игры, с более старшими ‒ сеансы песочной терапии, арт-терапии. При диспраксии показаны тренировки на балансировочной доске − мозжечковая стимуляция.

Логопедические занятия

Логопедическая работа строится с учетом выявленных нарушений устной и письменной речи. Вначале проводится уточнение артикуляции проблемных звуков, имеющихся дефектов. В рамках подготовительного этапа осуществляется массаж органов артикуляции, пассивная и активная гимнастика. После выработки необходимых кинестезий переходят к звукопостановке, закреплению звуков. В структуру занятий по коррекции артикуляционной диспраксии включаются элементы фонетической и логопедической ритмики.

Прогноз и профилактика

С помощью целенаправленной психолого-педагогической коррекции большинству детей удается преодолеть диспраксию, улучшить моторную координацию, успешно освоить учебную программу. Вместе с тем, остаточные проявления синдромом неуклюжести могут сохраняться вплоть до взрослого возраста. Профилактика диспраксии начинается еще до рождения ребенка и включает весь комплекс мер по перинатальной охране плода и новорожденного. Коррекцию выявленных диспраксических нарушений целесообразно начинать как можно ранее.

“Неуклюжий ребенок” или синдром диспраксии у детей

Все дети в ходе своего роста и развития проходят через стадию неуклюжести. Если жалобы на трудности координации и нарушения мелкой моторики сохраняются после 7 лет, необходимо выяснить, нет ли у этого ребенка диспраксии.

Диспраксия ( синдром «неуклюжего ребенка» , координационная неловкость, трудности двигательных реакций) – это такое расстройство двигательной системы, когда ребенок с трудом координирует свои действия во время выполнения сложных и целенаправленных движений, но при этом у него нет ни параличей, ни нарушений мышечного тонуса.

От 6 до 20% детей страдают диспраксией. По результатам последних исследований нарушение развития двигательных функций выявляется примерно у 50% детей, имеющих последствия гипоксически-ишемического повреждения головного мозга во время перинатального периода.

До 10% англичан обнаруживают у себя симптомы диспраксии, причем мужчины страдают в 4 раза чаще женщин. Английский актер Дэниель Редклифф в 2008 году признался, что страдает этим нарушением, но болезнь протекает у него в легкой форме, и самая большая трудность для него – это завязать шнурки.

Причины возникновения диспраксии

Причины возникновения диспраксии окончательно неизвестны, но последние нейрофизиологические исследования указывают на то, что болезнь может вызываться недостаточным развитием или незрелостью нейронов головного мозга, а не их повреждением. Особую роль в развитии данного заболевания играет гипоксически-ишемическое повреждение головного мозга в перинатальном периоде.

Нарушение праксиса (способности к выполнению целенаправленных движений) может быть диагностировано только после седьмого года жизни, когда её можно отличить от расстройств координации и двигательных нарушений.

Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом.

Проявления синдрома «неуклюжего ребенка»:

  • Задержки физического развития.
  • Ребенок медленно учится одеваться и самостоятельно есть.
  • Ребенок неаккуратен во время приема пищи, плохо пользуется ножом или вилкой
  • Неловкости в выполнении любых целенаправленных действий
  • Ребенок не может или плохо прыгает, плохо катается на велосипеде, часто падает на ровном месте и спотыкается при ходьбе.
  • Ребенок плохо играет в мяч.
  • Имеются трудности в письме и рисовании.
  • Различные психоэмоциональные и поведенческие комплексы.
  • Нестабильная и вялая осанка.

Дети с таким диагнозом испытывают определенные трудности в социальных отношениях, часто сверстники отказываются контактировать с ними. «Неумелому» ребенку не легко соответствовать здоровым детям в повседневной жизни. Такие дети характеризуются повышенной утомляемостью, ведь энергетические затраты на выполнение обычных ежедневных задач у них значительно выше, чем у здоровых сверстников.

Лечение диспраксии

Лечение диспраксии должно быть комплексным. В зависимости от вида и степени тяжести заболевания, в лечении должны принимать участие неврологи, психологи и логопеды.

  • Поощрять ребенка и помогать ему в приобретении специальных навыков.
  • Хвалить ребенка за любые попытки выполнить действие, не обращая внимание на результат.
  • Обязательно соблюдать режим дня.
  • Ставить перед ребенком ясные и понятные цели.
  • Лучше начинать с тех действий, которые нравятся самому ребенку.
  • Быть терпеливым к своему ребенку.

Игры для развития координационных возможностей у детей с диспраксией:

(развивает мелкую моторику рук, осязание, тактильную чувствительность).

В непрозрачный мешок из ткани складывают до 10 небольших предметов, предварительно показав их ребенку: ручку, пробку от бутылки, блокнотик, пульт и др. Ребенок на ощупь определяет предметы, находящиеся в мешке.

(развивает моторику мелких мышц кисти, устную связную речь, память и воображение).

Читайте также:
Со скольки оставлять ребенка одного дома – пояснение родителям

Во время проговаривания текста: «На двери висит замок.

Кто открыть его бы смог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли!»,
происходят ритмичные быстрые соединения пальцев рук в замок, затем ручки тянуться в разные стороны, кисти рук со сцепленными пальцами двигаются от себя – к себе, основания ладоней постукивают друг о друга, пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны. Повторяется несколько раз.

«Чья лошадка быстрее».

(развивает координацию и быстроту движений крупных и мелких мышечных групп, формирует правильную осанку, тренирует внимание, улучшает зрение и слух, координирует движения туловища и конечностей).

Необходимы палочки длиной 20 см, шнурки или куски веревки, игрушечные лошадки или любые другие игрушки.

Дети сидят на стульях и держат в руках палочки, к которым за шнурки привязаны игрушечные лошадки (или другие игрушки) на расстоянии 15-20 шагов. По сигналу, дети начинают наматывать шнурок на палочку, приближая к себе игрушку.

(развивает внимание, память, приобретаются навыки игры в мяч).

Игроки становятся по кругу. Водящий в центре подкидывает мяч вверх и называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если мяч не пойман, игрок меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.

Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом. Запишитесь на прием по телефону единого контакт-центра в Москве +7 (495) 775 75 66 , воспользуйтесь сервисом онлайн-записи к врачу или обратитесь в регистратуру клиники.

Диспраксия

Диспраксия – это нарушение сферы произвольных движений у детей при отсутствии патологии мышечного тонуса, параличей и прочих отклонений, которое проявляется в трудностях выполнения различных действий (особенно сложных) и проблемах координации. «Синдром детской неуклюжести» имеет 5-6% детей, и чаще всего диспраксией страдают мальчики. Нередко дети с данным нарушением дополнительно имеют сопутствующие расстройства речи, письма, чтения, дефицит внимания, гиперактивность. Их социальная адаптация часто затруднена, хотя интеллект может быть нормальным и даже высоким.

Изначально диагноз «диспраксия» употреблялся только в неврологии. Но чем больше изучалось данное нарушение и проводилось исследований, тем больше было выявлено причин рассматривать диспраксию не только с точки зрения неврологии, но и с точки зрения нейропсихологии и логопедии (если речь идет про артикуляционную диспраксию).

Общие симптомы при диспраксии:

  • отсутствие чувства направления движения;
  • наличие синкинезий (то есть «со-движений», излишних движений). Например, при выполнении письменного задания ребенок открывает рот, высовывает язык. При выполнении пробы на динамический праксис «кулак-ребро-ладонь» одной рукой может начать двигаться вторая рука, которая в норме участвовать не должна;
  • трудности зрительно-моторной координации – ребенку с диспраксией сложно попасть дротиком в цель, ракеткой по мячу, писать точно по клеточкам, то есть совершать сложные движения, включающие синхронизацию зрительной информации и движения;
  • потеря элементов при выполнении серии движений, когда задана четкая последовательность выполнения, например, в танце, в прописях;
  • трудности в различении правой и левой руки, правой и левой стороны относительно своего тела и пространства вокруг себя. Например, ребенок с диспраксией затрудняется выполнить двигательное задание по инструкции «положи правую руку на плечо, а левую на голову», «дотронься языком до носа»;
  • сложности в тонкой моторике;
  • неуклюжесть после достижения возраста двух лет (дети продолжают спотыкаться и падать на ровном месте), повышенная/пониженная двигательная активность, неосторожность;
  • неопрятность (диспраксия затрудняет формирование навыка поддержания опрятности, поскольку ребенок плохо чувствует свое тело и плохо усваивает алгоритмы действий);
  • нежелание осваивать новые двигательные навыки;
  • замедленная автоматизация навыков.

Формирование любого двигательного навыка происходит за счет составляющих его праксисов – адекватно скоординированных действий. На уровне коры больших полушарий праксис (двигательная функция) обеспечивается тремя важными зонами: моторной, премоторной и префронтальной корой. При поражении одной или нескольких зон коры, отвечающих за праксис, возникает расстройство, именуемое апраксией. Этот диагноз ставится человеку, у которого ранее уже были сформированы двигательные навыки, но были нарушены вследствие поражающего фактора, например, инсульта или черепно-мозговой травмы. В отечественной практике детям с нарушением сферы предметных действий также зачастую ставили диагноз «апраксия» (это встречается и сегодня у некоторых нейропсихологов). Но это не корректно, ведь «апраксия» – это нарушение уже сформировавшегося навыка либо полная его потеря, а у детей сфера произвольных движений еще только развивается. Поэтому относительно детей более корректно употреблять термин «диспраксия». При этом речь не об утрате или разрушении имеющегося навыка, а о его несформированности. Такие дети могут двигаться, но в большинстве случаев хорошо заметна общая моторная неловкость, неуклюжесть и неспособность к некоторым предметным действиям. Движения раскоординированы, такому ребенку сложно ездить на велосипеде, ловить и бросать мяч, играть ракеткой в теннис или бадминтон, держать ручку и столовые приборы правильно (часто ребенок с диспраксией имеет захват по типу «кинжал»), застегивать/расстегивать пуговицы и молнию.

Движения автоматизируются с трудом, и то, что у обычного человека не вызывает больших энергозатрат, у ребенка с диспраксией отнимет много сил и времени. В речи у такого ребенка наблюдаются сложности по произнесению звуков. Надо заметить, что часть детей с диагнозом «дизартрия» на самом деле страдает именно от диспраксии, так как в старой классификации в логопедии не было диагноза «артикуляционная диспраксия». Но структура и происхождение дефекта при дизартрии и диспраксии разные, нарушения требуют различного подхода в коррекции, поэтому очень важно правильно поставить диагноз.

Читайте также:
Подготовка рук к письму упражнения для тренирования навыков у дошкольников

В мелкой моторике также заметны проявления этой дисфункции. Отличительной чертой детей с диспраксией является быстрая утомляемость, поскольку простые и привычные, будничные для всех остальных движения вызывают у них чрезмерное напряжение и требуют много усилий.

Многие думают, что ребенок «перерастет» подобные сложности, но это не так. Диспраксия при отсутствии необходимой коррекции остается у человека до конца жизни. Именно поэтому мы часто наблюдаем в жизни взрослых, которые не способны научиться играть в теннис, кататься на велосипеде, плохо владеют собственным телом.

Причины возникновения диспраксии у детей

Если у взрослых нарушение праксиса (апраксия) обусловлено преимущественно корковыми поражениями, то у детей более важную роль играет своевременное созревание (или несозревание) подкорковых структур. Поэтому диспраксия развития носит чаще неспецифический характер (нарушено несколько видов праксиса и общая моторика) и сопровождается нарушениями сенсорного развития и эмоционально-волевыми, поведенческими расстройствами. Среди факторов развития диспраксии выделяют патологию течения беременности и родов и патологию периода новорожденности.

На сегодня выделяют две формы диспраксий с точки зрения этиологии. Первичная форма обусловлена несформированностью собственно двигательного анализатора, то есть тех отделов и зон головного мозга, а также нейронных путей, которые формируют программу действия. Далее мотонейроны передают последовательно сигнал мышцам, а подкорковые отделы мозга автоматизируют типовые программы движений, такие, как «завязать шнурки».

На картинке видно, как движутся сигналы в нейронах от моторной коры больших полушарий вниз, через ствол, вдоль спинного мозга, образуя так называемый пирамидный путь. Это большой пучок нервных клеток, которые делают возможными сознательные произвольные движения.

Другая форма диспраксий – это так называемые вторичные диспраксии. Они обусловлены нарушением обработки и интеграции сенсорной информации у ребенка. Самая первая форма мышления у ребенка – это сенсомоторная. Получение полноценных ощущений возможно лишь в динамике, когда ребенок может повернуть глаза, голову, перевернуться, подтянуться, сесть, взять в руки интересующий предмет, полизать, почувствовать запах. Позже – подползти, подойти, подбежать. Все мелкие и крупные движения помогают людям прочувствовать мир во всей его полноте. Но и сами ощущения от всех органов чувств – вестибулярные, проприоцептивные (мышечные), кинестетические, зрительные, слуховые – дают психике информацию о том, как выстроить схему, программу, последовательность движений, расположить тело в пространстве. Сенсомоторный базис, который постепенно у него накапливается, позволяет сформировать ребенку картину окружающего мира, схему своего собственного тела. И уже на этой основе у него формируется семантическое (смысловое) поле, которое опосредуется знаком (словом), то есть развивается речь и далее вербальный интеллект, высшие формы мышления. Таким образом, при различных формах дизонтогенеза развиваются и дисфункция сенсорной интеграции, и диспраксия как две стороны единого процесса познания мира.

Вторичная диспраксия встречается чаще, чем первичная, и клиническая картина более тяжелая.

Обе группы нарушений праксиса у детей исследовала и описала в своей статье «Проблема постановки диагноза «Диспраксия развития» в детском возрасте» (2011 г.) невролог, доктор медицинских наук Ю. Е. Садовская с соавторами. Она приводит статистику, что при вторичной форме диспраксии намного чаще, чем при первичной, встречаются следующие сопутствующие расстройства: дефицит контроля эмоций и поведения, коммуникативный и сенсорный дефицит. Задержка речевого развития, речевой и когнитивный дефицит встречаются одинаково часто при первичной и вторичной форме диспраксии. Также важно отметить, что при вторичной форме дети чаще стремятся избежать выполнение задания, проявляют негативизм, испытывают психологические трудности, чувствуя себя не такими, как все. То есть социальная адаптация у детей с вторичной диспраксией, как правило, затруднена. Дефект двигательной сферы у них более обширный, затрагивает больше видов произвольных действий (при первичной форме – более «точечный»).

Виды диспраксии

Классифицируют диспраксию либо по структуре (какой именно компонент схемы действия нарушен) и локализации в коре, либо по виду нарушенного праксиса. Праксисы подразделяют по сфере осуществления движений и по органу, который участвует в действии. Например, артикуляторный или оромоторный – это значит праксис, осуществляемый в артикуляторном аппарате. Мануальный праксис – означает, что нарушены действия, осуществляемые рукой. Пространственный – значит связанный с пространственными представлениями. Кинестетический – связанный с недостаточностью интеграции движения и кинестетики. И так далее. Нет единой утвержденной классификации видов праксиса, у разных авторов перечень будет немного разным. Соответственно видам несформированного праксиса подразделяют и диспраксии.

Наиболее часто выделяют следующие виды:

  • моторная (кинетическая) – трудности связаны с выполнением наиболее простых, одношаговых задач и предметных действий (расчесывание, пожимание руки, приветствие и прощание и др.), в том числе подражательных;
  • идеаторная – нарушение составления схемы сложного действия, моторной программы;
  • идеомоторная — трудности вызывает выполнение серии последовательных движений (уборка кровати, чистка зубов, заваривание чая и пр.);
  • артикуляционная (артикуляторная, вербальная) диспраксия – неясная, смазанная речь вследствие затрудненной координации мышц, непосредственно отвечающих за произнесение звуков, и нарушения обработки кинестетической информации от артикуляторного аппарата, вследствие чего затрудняется реализация артикуляционных поз;
  • конструктивная – проявляется сложностями овладения конструктивной деятельности (игры с конструктором, понимание геометрических законов, копирование изображения и пр.);
  • пространственная – трудности овладения понятиями «право-лево», «верх-низ», нарушение ориентации собственного тела в пространстве;
  • выразительная (мимическая) – неспособность выразить эмоциональное состояние через мимику или несоответствие выражения лица окружающей ситуации;
  • кинестетическая – трудности подбора двигательной позы из-за недостаточности сенсорной информации от кинестетического анализатора.

Артикуляционная диспраксия

Вербальная (или артикуляционная) диспраксия является речевым расстройством, а именно нарушением произносительной стороны речи, что связано с недоразвитостью или неправильным формированием артикуляционного праксиса. При такой диспраксии сохранены подвижность и тонус мышц, их сократительные способности.

Читайте также:
Как держать ручку - веселые упражнения для детей

Обычно данная патология включается устаревшими источниками в круг логопедических нарушений – дизартрий.

Основные отличия артикуляторной диспраксии от дизартрии:

  • если слово знакомо или автоматизировано, то оно с большой вероятностью будет произнесено верно; но те же самые звуки в других словах могут произноситься с нарушением (то есть проблема не в произношении звука как такового, а в формировании навыка произнесения);
  • ребенок самостоятельно ищет артикуляционную позу;
  • количество ошибок во многом зависит от окружающей ситуации и эмоционального состояния ребенка (при повторении за знакомым взрослым в спокойном состоянии произношение будет правильно, в испуганном или нервном – вероятны ошибки).

Основные трудности в вербальной диспраксии: искажения звуков (их пропуск или замена другими, перестановка слогов и пр.) и сложности в построении предложений.

Коррекция диспраксии

Самостоятельная диагностика и коррекция данного нарушения не являются эффективными, поэтому при подозрении на диспраксию необходимо обратиться за консультацией к неврологу и нейропсихологу.

Очень часто дети с диспраксией являются клиентами логопеда или дефектолога, поскольку имеют нарушения речи и познавательных способностей. То есть в таких случаях расстройство сферы произвольных действий отдельно не выделяется и идет «фоном» про отношению к речевым и иным диагнозам (СДВГ, РАС, дизартрия, алалия, ЗПМР, ЗПР, ЗРР, ЗПРР). Диагноз «диспраксия» при этом отдельно в заключениях логопеда, дефектолога, невролога может не фигурировать (однако при нейропсихологическом обследовании специалист обязан упомянуть о нем).

Достоверно диагностировать диспраксию можно с 4-х лет. Это нарушение требует длительной коррекции. Полностью избавиться от диспраксии почти невозможно, и фрагментарные последствия будут оставаться и во взрослом возрасте. Но скорректировать диспраксию так, чтобы она не затрудняла повседневную жизнь и не приводила к дальнейшим нарушениям познавательной сферы (например, дискалькулии, дислексии, дисграфии) все же реально.

Коррекционная программа включает комплекс следующих направлений:

  • неврологическая коррекция (с целью помочь мозгу наладить работоспособность, скомпенсировать последствия гипоксически-ишемических повреждений и других нарушений);
  • нейропсихологическая коррекция;
  • психологические методы – направлены на систематизацию и организацию мышления ребенка, а также коррекцию сопутствующих расстройств поведения и эмоционально-волевой сферы; психолог помогает родителям найти контакт с ребенком и сделать семейное воспитание более гармоничным;
  • логопедические – предотвращение задержки речевого развития (ЗРР присутствует в большинстве случаев диспраксии), коррекция артикуляторной диспраксии, помощь в формировании связной речи, программы речевого высказывания, профилактика дислексии, дисграфии, дискалькулии;
  • кинезиотерапия, ЛФК, бассейн, сенсорная интеграция.

Сложность коррекции диспраксии заключается в том, что навык не переносится в другие условия. То есть если ребенок научился играть в большой теннис и отбивать ракеткой мячи, то настольный теннис и бадминдтон все равно вызовут большие затруднения. Поэтому каждый навык должен отрабатываться на большом количестве разнообразного материала и в различных условиях. Коррекция диспраксии обязательно должна быть комплексной. В программу должно включаться воздействие на сенсорику (предпосылку формирования праксиса), занятия по составлению алгоритмов действий и выполнению серий движений, а также отработку имеющихся и новых навыков. Также обязательно должна быть профилактика сопутствующих расстройств.

Если у вашего ребенка поставлен диагноз «диспраксия» и он нуждается в коррекции, или вы только подозреваете наличие данного нарушения и хотели бы провести квалифицированную диагностику, звоните в наш Центр по тел.: (812) 642-47-02 и записывайтесь на прием к специалисту.

Московский психолог рассказал, как помочь ребенку избавиться от синдрома неуклюжести

Что такое детская неуклюжесть, или диспраксия, как она мешает малышам разговаривать и налаживать общение со сверстниками и к чему может привести уже во взрослой жизни, рассказывает заведующий семейного центра «Доверие» Владимир Виноградов-Савченко.

История одной семьи

«Какой ты неуклюжий, чушка-неуклюжка — вот так говорят про моего сына Матвея, ученика начальной школы. Когда смеются над моим ребенком — неприятно, а иногда очень обидно. А каково ему самому? Он даже и не знает: то ли плакать, то ли злиться, а может и броситься на обидчиков с кулаками. », — поделилась москвичка на приеме в центре «Доверие».

Семье предложили помощь психологов. Через несколько месяцев они достигли небольшого, но желаемого результата. Благодаря развитию мелкой моторики (складывание пазла, создание узоров из мозаики, пальчиковая гимнастика) ребенок без посторонней помощи может завязать шнурки, застегнуть одежду, не путая пуговицы. При играх у Матвея перестала непроизвольно двигаться вторая рука, а игры в магнитный дартс и шашки развили у него глазомер и усидчивость.

Ребенок полюбил раскраски, и теперь картинки, которые раньше выглядели как «разноцветная мазня», приобретают формы детского рисунка. Участие в домашнем кукольном театре и работа с марионетками научила Матвея безошибочно различать право-лево, верх-низ. Работа с семьей продолжается: психологи центра проводят семейные консультации для поддержки родителей, Матвей учится аккуратному письму и рисованию.

Почему все валится из рук

Детская неуклюжесть, или диспраксия — это нарушение произвольных движений у детей. При этом у ребенка отсутствуют какие-либо патологии или расстройства мышечного тонуса. Диспраксия также не имеет ничего общего с интеллектуальными нарушениями.

Детской неуклюжестью чаще всего страдают мальчики. Они с трудом читают и пишут, у них появляются проблемы с произношением слов.

Признаки детской неуклюжести:

  • Ребенку трудно определить «право-лево» (сложно выполнить задание: «положи левую руку на правое плечо, а голову поверни вправо»).
  • Они часто что-то нечаянно ломают или разбивают, имеют плохой глазомер.
  • Неопрятность (ребенок плохо чувствует свое тело и не усваивает алгоритмы общепринятых действий: пуговицы не застегиваются, шнурки не завязываются, а молния или тесемки — непреодолимое препятствие).
  • При играх, в которых задействована одна рука (например, камень-ножницы-бумага), непроизвольно двигается вторая рука. Также при выполнении какого-либо задания ребенок может одновременно качать ногой и стучать пальцами по столу.
  • Зачастую такие дети начинают поздно ходить (от 18 мес. и старше), имеют неуверенную походку и спотыкаются на ровном месте, садятся мимо стула.
  • Не хотят осваивать новые двигательные навыки (нет интереса к играм, которые требуют четкой координации движений: дартс, теннис, бадминтон).
  • Испытывают трудности в синхронизации зрительной информации и движения (точно писать по клеточкам, переписывать или перерисовывать что-либо).
Читайте также:
Ребенок ворует деньги или мелочь в магазине - читать онлайн что делать

Если у ребенка встречаются более половины перечисленных черт, вам стоит обратиться к специалистам, которые смогут решить возникшие трудности. Не пускайте ситуацию на самотек. Ведь если неуклюжесть вызывает разочарование у родителей, еще большее разочарование испытывает ребенок. Следствиями неуклюжести могут стать проблемы общения и низкая самооценка. Все это может усугубляться тем, что ребенка за это ругают и упрекают. Из-за насмешек других детей, подрастая, маленькие «неуклюжи» могут стать неуправляемыми и агрессивными взрослыми.

«Для укоров и упреков есть сверстники и „злые дяди и тети“, родители в данном случае должны любить, ценить и уважать, а также, каким бы ни был неуклюжим ваш ребенок, воспитывать в нем уважение к себе», — говорит Виноградов-Савченко.

Родителям: рекомендации от специалиста

  1. Уделяйте ребенку больше времени.
  2. Играйте с ребенком в игры, которые требуют максимальной координации движений. Даже если у него не получается, станьте актером для своего чада, подыграйте ему.
  3. Займитесь рисованием. Чаще используйте раскраски, объясняйте ребенку, что он не должен выходить за нарисованные поля, тогда картинка будет интересней и красивее.
  4. Игру начинайте с мелких предметов. Переходя на более крупные, проговаривайте мелкие детали — это развивает мелкую и крупную моторику.
  5. Проявляйте максимум терпения, будьте толерантны. Старайтесь следовать распорядку дня, составленному совместно с ребенком. Если ребенок мал, то подчинитесь его предпочтениям.

У некоторых детей отдельные проявления неуклюжести пропадают с возрастом, однако для большинства это становится проблемой. Периодические занятия со специалистами могут научить управлять симптомами и улучшать способности по преодолению неуклюжести, которая требует длительной и планомерной коррекции.

На заметку!

Родителям бывает трудно разобраться, что является диагнозом, а что возрастной нормой, поэтому при любых сомнениях лучше обратиться к профессионалам. Психологи и специалисты по работе с семьей столичных семейных центров готовы прийти на помощь в трудную минуту. Для удобства москвичей на портале «Мой семейный центр» создан раздел «Онлайн-консультации», где каждый житель столицы может оставить свое обращение, и с ним свяжутся в течение одного рабочего дня.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Диспраксия: симптомы, диагностика и способы лечения

Каждый ребёнок в раннем детстве проходит этап неловкости и неуклюжести. Но что, если эти двигательные «ошибки» и плохая координация проявляются уж слишком ярко? Или может, давно пришло время их перерасти, а ситуация только усугубляется? Не стоит игнорировать проблему – возможно, ребёнок столкнулся с таким расстройством, как диспраксия и ему требуется помощь. В этой статье мы поговорим о причинах, симптомах и способах коррекции этого состояния.

Что такое диспраксия?

Диспраксия («dys» – нарушение, затруднение; «praxis» – движение) – это довольно распространенное заболевание (до 20% популяции), которое проявляется в нарушении координации целенаправленных двигательных актов. При этом у ребёнка не должно быть проблем с костно-мышечной системой или параличей.

«Неуклюжий» – первая мысль, которая возникает при наблюдении за таким малышом. Он постоянно что-то роняет, куда-то врезается, падает на ровном месте. Не зря второе название диспраксии – «синдром неуклюжего ребёнка». Но относиться к этому расстройству легкомысленно нельзя – без своевременной помощи оно будет значительно мешать взаимодействию с окружающим миром на протяжении всей жизни.

Точная причина диспраксии не выделена. Однако последние исследования позволяют предполагать, что её развитие в первую очередь связано с недоразвитием нейронов – клеток головного мозга. В результате это мешает мозгу обрабатывать информацию и корректно посылать сообщения в разные части тела. Существуют также факторы риска, наличие которых повышает вероятность возникновения расстройства. Среди них недоношенность, низкий вес при рождении, употребление матерью во время беременности алкоголя/наркотиков и другое.

Стоит отметить, что диспраксия не влияет на интеллект, однако практически всегда приводит к трудностям в обучении – затрагивается речевая функция, способность к самоорганизации и обработке информации. Кроме того, такие дети быстро утомляются, так как энергетические затраты на совершение повседневных действий у них намного выше среднего.

Симптомы диспраксии.

Проявления у всех разные. Обычно у детей с диспраксией можно встретить следующее:

– Поздно и тяжелее начинает ползать, сидеть, ходить, разговаривать.
– Бег, прыжки и другая физическая активность даётся труднее, чем остальным детям того же возраста.
– Требуется более длительное время для освоения любого вида деятельности.
– Часто попадает в мелкие неприятности: роняет вещи, падает, ударяется и т.п.
– Плохая осанка.
– Нарушение пространственного восприятия, часто путает право/лево, спереди/сзади и подобное.
– Трудности с визуальным восприятием, что приводит к проблемам с беглым чтением, письмом и способностью копировать что-либо.
– Проблемы со слуховым восприятием, что мешает следовать устным инструкциям или понимать объяснения, легко отвлекает фоновый звук.
– Речевые трудности: различные проблемы с речью и произношением, долго сосредотачивается, чтобы ответить на вопрос, даже если знает ответ.
– Проблемы с самоорганизацией: часто забывает и теряет вещи, плохо следует инструкциям, трудно выполнять многошаговые задания (например, «полоса препятствий»).

Читайте также:
Как научить ребенка ставить ударение в словах - игры и упражнения

В дальнейшем всё это способствует возникновению социальных трудностей: дети не могут нормально контактировать со сверстниками, не вписываются в компании, у них снижается самооценка, возникает тревожность и развиваются психологические проблемы.

Диагностика диспраксии.

Если вы подозреваете, что ребёнок страдает диспраксией, следует немедленно обратиться к специалисту. Помните, что расстройство не всегда протекает в тяжелой яркой форме: часто родители долго списывают происходящее на врожденную неуклюжесть и оставляют малыша без помощи. А это, в свою очередь, приводит к тому, что ребёнок «запускает» развитие и учебу, всё больше уходит в свои психологические проблемы.

Необходима врачебная консультация для исключения других заболеваний, в том числе неврологических.

При проведении диагностики специалист изучает анамнез, оценивает подробности, касающиеся истории развития ребёнка, его интеллектуальные способности, а также двигательные навыки:

– Общие двигательные навыки: насколько хорошо и осознанно ребёнок управляет своим телом, есть ли проблемы с координацией и равновесием.
– Мелкая моторика: хорошо ли ребёнок умеет выполнять мелкие и точные движения вроде завязывания шнурков, письма и так далее.

Специалист должен знать, когда и как были пройдены основные этапы развития, оценит мышечный тонус и баланс, артикуляционный аппарат и мышление.

Лечение диспраксии.

В лечении принимают участие разные специалисты: логопеды, психологи и врачи. Профессиональная помощь всегда адаптируется под индивидуальные потребности. Родители тоже должны участвовать: создавать спокойную обстановку, хвалить и поощрять за успехи, быть терпеливыми. Придётся обучать малыша тем вещам, которые для других являются совершенно естественными. Но переживать не стоит: со временем ребёнок научится контролировать сложные движения, восстановится речь и моторика, появится навык саморегуляции.

Нужно понимать, что диспраксия – это состояние, которое остаётся с человеком пожизненно. Тем не менее, при грамотном подходе можно значительно сгладить проявления: ребёнок будет вести вполне обычный образ жизни и добиваться не меньших успехов, чем другие дети.

Самые оригинальные букеты на 1 сентября своими руками

Анастасия Скореева День Учителя и 1 сентября 15.06.2018

Доброго дня, друзья! Некоторые родители предпочитают подходить к вопросу выбора букета неординарно, самостоятельно изготавливая оригинальные варианты подарочных композиций или обращаясь к услугам специализированных салонов. Другие не прочь преподнести симпатичный букет на 1 сентября из цветов, самостоятельно выращенных на своем дачном участке. Но каждый из них старается, чтобы этот ароматный и радующий глаз символичный подарок в руках их чада выглядел и оригинально, и гармонично.

Уже не за горами День знаний, когда тысячи нарядных первоклашек со всей страны услышат свой первый звонок на торжественной школьной линейке. Неизменным атрибутом этого праздника для каждого маленького школьника является букет цветов, предназначенный для своего будущего учителя, с которым они войдут в учебный год.

  • Букет на 1 сентября для первоклассника: с каким стоит идти на торжественную линейку
    • Оригинальные букеты
      • Букеты из карандашей
      • Подарок мужчине-преподавателю
    • Охапка пряников
    • Букет из конфет
    • Букеты из шаров
    • Бюджетные композиции
    • Идея букета из чая
    • Идея букета из фруктов
    • Идея композиции из игрушек
    • Колокольчик
    • Идеи с подсолнухом
    • Из хризантем
    • Идеи букетов из гладиолусов
    • Идеи букетов из астр
    • Идеи букетов из роз
    • Варианты композиций из гербер
    • Букеты из циний
    • Букеты из георгинов
    • Вариант из лилий

Букет на 1 сентября для первоклассника: с каким стоит идти на торжественную линейку

Есть очень много интересных идей, как сделать тот или иной букет. А вариантов самих букетов неимоверное множество. Предлагаю рассмотреть самые интересные идеи, после которых вы обязательно определитесь, какой именно букет будет у вашего ребенка 1 сентября.

Оригинальные букеты

Иногда на место классики в оформлении букета приходят весьма оригинальные решения. Вот лишь некоторые из них.

  • Как вам идея небольшого скромного цветка в черном горшке, поверхность которого можно использовать в качестве школьной доски? Вместе с малышом на нем можно написать пожелания учителю или добрые слова в адрес педагога.
  • Или можно покрасоваться на школьной линейке с глобусом, да не простым, а объемным, из крупных или мелких цветов.
  • Можно порадовать учителя не только видом красивых цветов, но и вкусностями. На такой случай существуют букеты из конфет, пряников или чая.
  • А еще в декоре подарочных композиций уместно применение различных дополнительных предметов. Так, например, можно создать букет из шаров или игрушек, дополнить дизайн канцелярскими принадлежностями (например, карандашами), или соорудить красивую конструкцию своими руками из картона, цветной бумаги и ленточек.
  • Еще одна из необычных идей – красивая прозрачная банка в качестве вазы, с игрушечными пластмассовыми буквами на дне, дополненная простыми цветами типа астр или ромашек.
  • Для классного руководителя замечательным сентиментальным подарком станет букет в декоративном вазоне из самодельных мини-цветочков с фотографиями всех его учеников, мальчиков и девочек, который будет долго напоминать о любимом классе даже годы спустя.

Букеты из карандашей

Интересные букеты получаются при использовании комбинации цветов с карандашами. Существует несколько вариантов подобного оформления.

  1. В первом случае карандаши или фломастеры используются для изготовления импровизированной яркой вазы (точнее, ее подобия), в которую уже непосредственно и помещаются цветы.
  2. Второй вариант предполагает композицию, сочетающую в себе помимо цветов, те же самые карандаши, а также и другие мелкие канцелярские принадлежности, которые придают букету типично «школьный» характер. Такое оформление из канцтоваров отлично подойдет в качестве подарка не только на 1 сентября, но и на День учителя.
Читайте также:
Гиперактивный ребенок - правила воспитания, советы родителям читать онлайн

Подарок мужчине-преподавателю

Хотя мужчинам-учителям зачастую дарят такие же букеты, как и их коллегам-женщинам, при необходимости вполне возможно ненавязчиво подчеркнуть гендерный характер подарка. Для этого в оформлении «мужского» букета делают акцент на темном оформлении упаковки, а вместо традиционных разновидностей цветов используют злаковые растения.

Охапка пряников

В качестве одной из разновидностей сладких композиций может служить букет из пряников, который очень необычно выглядит и непременно порадует каждого своим вкусом.

Для реализации такой идеи понадобится несколько имбирных пряников, которые можно заказать в кондитерской либо приготовить и расписать самостоятельно. Чтобы сформировать подарок, потребуются шпажки или специальные палочки, воткнутые в каждый пряник. Пучок готовых пряников связывают красивой лентой и декорируют по своему вкусу дополнительными материалами.

Букет из конфет

Подобный сладкий подарок, сделанный своими руками, порадует получателя не только креативным дизайном, но и позволит ему насладиться вкусом такого вычурного десерта. Фантазия при создании букета из конфет ничем не ограничена, поэтому в итоге может получиться настоящий шедевр.

Давайте же скорее оценим самые популярные идеи. Для их воплощения в жизнь лучше всего использовать шоколадные конфеты в яркой обертке из фольги. Также потребуются специальные шпажки и гофрированная бумага для декора. В некоторых случаях не помешают ленты, органза и прочие мелочи для создания различной бутафории.

Давайте подробнее рассмотрим несколько мастер классов по изготовлению конфетных букетиков:

  • Ананас. Для его изготовления необходимо отрезать разрезать на две части пластиковую бутылку, нижнюю часть вставить внутрь верхней, отрезав лишнее от нижней. Получившуюся форму обклеивают ровными рядами из круглых конфет, листики делают из гофрированной бумаги.

  • Тюльпаны из конфет. Каждую конфету оборачивают кусочком ткани размером 10 на 10 см так, чтобы получился бутон. Из фетра вырезают листики. С помощью зеленого узкого скотча готовый бутон и листики приматывают к шпажке, чтобы получился цветок. После того, как наберется необходимое количество, готовые «тюльпаны» собирают в букет и обматывают красивой атласной лентой.

  • Розы, крокусы, маки из конфет. Схема изготовления таких букетов примерно одинакова, разница только в цветовой гамме и форме лепестков, которые будут использованы для работы.

К шпажке или проволоке прикрепляем конфету, желательно – в блестящей обертке из фольги. Из гофрированной бумаги вырезаем заготовки лепестков будущих цветов, придаем им необходимую текстуру. Вокруг конфеты с помощью нитки закрепляем лепестки, чтобы получилась форма желаемого цветка. Шпажку и основание цветка обматываем зеленым скотчем.

Готовые изделия помещаем в плетеную корзинку или небольшой пластиковый горшок для цветов, предварительно положив в него основание из пенопласта. Украшаем стебли и основу остатками гофрированной бумаги.



  • «Рафаэлло». Такой подарок будет уместен не только на первое сентября, но и в любое другое время за пределами школы (особенно для девочки). Их часто выполняют на заказ, но самостоятельно их приготовить выйдет намного дешевле.

Итак, берем каждую из конфеток «Рафаэлло» или «Ферреро Роше», обматываем прозрачной органзой. С помощью ленточек, фиксируем каждую конфету на шпажке или проволочке-стебле, обмотанном фольгой. Скрепляем все стебли вместе прозрачным скотчем, декорируем гофрированной бумагой, а затем обматываем готовый букет органзой с нашитыми бусинками.

В итоге получается чрезвычайно воздушная и романтическая композиция.

Букеты из шаров

Варианты композиций с использованием воздушных шаров, набирающие популярность в последнее время, станут прекрасной альтернативой классическим сюрпризам из цветов. Причем можно заказать как уже готовые композиции, так и сделать индивидуальные букеты по своему вкусу.

Существуют разные варианты использования этих праздничных аксессуаров.

  • В одном случае, миниатюрные воздушные шары служат в качестве дополнительного декора обычных цветочных композиций.
  • В других случаях, цветы изготавливают из специальных шариков для моделирования, (т.н. «колбасок»), формируя полноценные букеты. Обычно большинство клиентов предпочитают покупать уже готовые изделия, ведь для того, чтобы самостоятельно сделать такие цветы, необходимо основательно потренироваться в этом деле.

Такие охапки смотрятся довольно забавно и необычно, поэтому подойдут не только для праздника 1 сентября, но и сгодятся, к примеру, для визита на утренник в детский сад.

Бюджетные композиции

Праздничные букеты не всегда обязаны быть шикарными и дорогостоящими. Дешевые варианты тоже будут уместны, особенно если подойти к этому делу с выдумкой.

Например, удачно подобранная композиция из маленьких полевых цветов, дополненная декоративными аксессуарами, будет смотреться ничуть не хуже экзотических экземпляров, но непременно выделится своей элегантной простотой.

А несколько садовых цветов, заботливо выращенных на даче, ничем не уступят шикарным магазинным цветам, а зачастую и превзойдут их по аромату.

Идея букета из чая

А сейчас я вам расскажу, как оформить еще один необычный подарок. Речь пойдет о букетике, в основу которого ляжет красиво декорированный чай.

Для этой композиции подбираем пакетированный элитный чай, в стильной фольгированной упаковке. Располагаем пакетики на каркасе, который можно купить в подарочном магазине или сделать самим. Из гофрированной бумаги изготавливаем цветы (можно на основе конфет), на длинных стебельках-шпажках.

Заполняем оставшееся место между пакетиками готовыми цветами при помощи органзы и ленточек скрепляем стебли и украшаем композицию.

Идея букета из фруктов

Еще один съедобный вариант подарочной композиции предполагает использование в композиции сезонных даров природы.

Ряд магазинов предлагают уже готовые букеты, как небольшие, так и просто огромные. Основой их служат яблоки, цитрусовые, ягоды. Вся эта красота дополняется цветами, а также минималистическим оформлением букета.

Однако, нет ничего сложного в том, чтобы собрать подобный букет и самим, только в нашем случае основой выступят цветы, а фрукты послужат лишь дополнением. Виноград, яблоки, и прочие фруктовые радости конца августа прекрасно впишутся в компанию цветов.

Читайте также:
Рисование пальчиками и ладошками - нетрадиционное ИЗО для детей

Каркас, гофрированная бумага, декоративная корзинка и ленты помогут воплотить эту красивую задумку в жизнь.

Идея композиции из игрушек

Такой букет делается по тому же принципу, что и композиции из фруктов, конфет и чая, разве что в этом случае используются миниатюрные мягкие игрушки и канцелярские принадлежности, которые располагаются на каркасе и дополняются живыми цветами. Вся композиция украшается лентами, гофрированной бумагой или органзой.

Колокольчик

Тематические варианты изобилуют самыми разнообразными идеями. Предлагаю вам взглянуть на символический букет, который будет органично смотреться в руках любого школьника, особенно того, кто только-только отправляется в 1 класс.

Называется эта идея – «Колокольчик».

Отрезаем от пластиковой бутылки верхнюю треть. Обклеиваем снаружи органзой или красивой бумагой, внутрь вставляем дно – флористическую губку. Из конфет, проволоки и гофрированной бумаги делаем цветы, которыми наполняем наш колокольчик. Декорируем с помощью бумажных деталей и органзы, вуаля – готово!

Идеи с подсолнухом

Подсолнух – довольно оригинальный цветок, если ребенок придет на 1 сентября с букетом из подсолнухов, вместо обычных роз или хризантем, думаю, он очень впечатлит и порадует учителей.

Можно сделать простой букет, состоящий только из подсолнухов, а можно дополнить его разнообразными цветовыми композициями.

Ирисы разбавят желтые краски лучше всего.

Розы придадут букету элегантность.

Солидаго, хризантемы и ромашка добавят летнюю нотку.

Зелень в сочетании с хризантемами и альстромериями придадут букету пикантность.

Прекрасный осенний букет с розами и рябиной запомнится и приятно удивит каждого учителя своей неординарностью.

Из хризантем

Конечно, хризантемы смотрятся не так своеобразно, как подсолнухи, но все зависит от того, как и с чем их преподнести. Давайте рассмотрим несколько идей красивых и недорогих букетов из этих цветов.

Варианты могут быть следующие:

  • Букет из разноцветных хризантем.
  • Очень нежно смотрятся эти цветы в сочетании с розами.
  • Сочетание лилий и хризантем – прекрасный вариант для праздника.
  • Ромашки и хризантемы – просто и со вкусом.

Идеи букетов из гладиолусов

Это необычайно красивые цветы, давайте подробнее рассмотрим, как составить из них самые красивые букеты ко Дню знаний.

Варианты букетов могут быть следующие и сочетаться с такими цветами как:

  • Розы.
  • Лилии.
  • Герберы.
  • Розы + орхидеи идеально сочетаются с гладиолусами.

Идеи букетов из астр

С астрами сочетаются многие цветы. Вот несколько самых удачным вариантов:

  1. Астры + хризантемы .
  2. Розы + гвоздики + астры + хризантемы
  3. Гермини + астры + калина + писташ + танацетум (этот букет довольно сложно найти в готовом виде, зато можно купить его по частям и самому).

Идеи букетов из роз

Розы – это классика, они сочетаются практически со всеми цветами. Ими невозможно испортить букет, наоборот, если добавить их в любой букет – он станет еще красивее.

Идеи букетов с розами могут быть следующие:

  • В тандеме с хризантемами розы восхитительны.
  • Если к указанному выше варианту добавить орхидеи, букет станет еще нежнее.
  • Довольно необычно будет смотреться букет из роз и ромашек.
  • Лилии также прекрасно сочетаются с розами.

Варианты композиций из гербер

Герберы красивы даже в одиночестве, достаточно собрать букет из этих цветов, имеющих разнообразную окраску и он ничем не уступит по красоте даже прекрасным розам.

Можно соединить их с несколькими цветами для разнообразия. Довольно забавно будут смотреться герберы с:

  • Лилиями, розами и хризантемами в одном букете сразу.
  • Орхидеями, тюльпанами и розами.
  • Маргаритками и тюльпанами.

Букеты из циний

Эти дачные цветочки необычайно красивы. Вот несколько удачных сочетаний циний с другими растениями:

  • С бессмертником и аспарагусом.
  • С розами и подсолнухом.
  • C любыми дачными и полевыми цветами.

Букеты из георгинов

У этих цветов шикарный и пышный вид. Композиция из них всегда выглядит презентабельно и ярко. Можно сделать букет исключительно из геогринов, а можно разнообразить его другими цветами.

Итак, георгины отлично сочетаются с:

  • Зеленью (в данном случае это гиперикум, но можно использовать абсолютно любую).
  • Гортензией.
  • Астрами, ромашками и другими дачными цветами.

Вариант из лилий

Эти цветы сочетаются с многими цветовыми композициями. Вот несколько самых популярных букетов с использованием лилий:

  • Розы + лилии (можно добавить диантус).
  • В сочетании из ирисов и лилий получается шикарный букет.
  • Герберы + тюльпаны + лилии.

Вот такие идеи я собрала для вас. Надеюсь, что они пригодятся вам в вашей подготовке к празднику!

До новых встреч, дорогие подписчики. Не забывайте рассказывать о нас друзьям в социальных сетях и подписываться на обновления ресурса. До свидания!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: