Мои университеты краткое содержание, анализ сюжета

«Мои университеты», анализ повести Максима Горького

«Мои университеты» – заключительная часть трилогии Максима Горького о становлении личности молодого Алексея Пешкова. Работа над ней была завершена в 1923 году, когда писатель находился в эмиграции, по одной из версий, из-за обострения идеологический разногласий с новой властью. Жизнь в Берлине и Праге дала возможность Горькому в спокойной обстановке переосмыслить свое отношение к событиям, происходящим на родине, в Советской России. Не случайно одной из ведущих сюжетных линий повести является участие героя в революционной деятельности.

Герой последней повести – повзрослевший юноша, навсегда распрощавшийся с сиротским детством и отрочеством. Очень трогательно выглядит прощание Алеши с бабушкой, которая просит его не быть строгим и заносчивым, как его дед Василий Каширин, вышедший, по словам бабушки, в дураки. Оба прекрасно осознают, что больше им не суждено увидеться, отчего расставание имеет привкус горечи.

На новом месте, в Казани, жизнь не сразу устраивается, так как совесть не позволяет Алеше жить на нищенскую пенсию матери своего товарища. Понимая, что с мечтой о поступлении в Казанский университет придется пока распрощаться, юноша начинает самостоятельную трудовую жизнь.

Вскоре судьба сводит его с революционерами. Конечно, эта часть произведения создавалась исключительно по личным впечатлениям самого автора, имевшего к тому времени за плечами опыт работы в нелегальном марксистском кружке рабочих на бумагоделательной фабрике. Алеша же принимает участие в работе «тайной комнаты», находившейся в булочной, где юноша не только месил тесто, но и разносил хлеб, раздавая его вместе с запрещенной литературой. Прежде слово «запрещенная» манило его своей таинственностью, но позже он испытал сильное разочарование, попытавшись даже свести счеты с жизнью.

Название повести «Мои университеты», конечно, во многом символично. Так и не поступив в вожделенный университет, Алеша получает более важные знания – свой собственный жизненный опыт. Работая в булочной, в купеческой лавке, грузчиком на пристани, он видит, как оживают на его глазах герои прочитанных когда-то книг.

«Университетами» Алексея становится пестрая, многоликая жизнь. В Казани он познал тяжкий труд и увидел страшный мир трущобы Марусовки, здесь же он понял великую силу труда. Ярче всего это проявилось в сцене разгрузки под Казанью, когда на мель села, проломив днище, баржа с персидским товаром. В ту ночь герой не просто восхищался работой артели грузчиков – его душу «озарило желание прожить всю жизнь в этом полубезумном восторге делания». А еще он начал посещать нелегальный народнический кружок. Вопрос, что надо делать, чтобы изменить жизнь народа, становится для Пешкова основным.

Надо отметить, что трилогии о детстве, отрочестве и юности в истории литературы уже были, но в основном воссоздавали историю молодого человека из дворянской, буржуазной или разночинской среды. Автобиографическая же трилогии Горького посвящена истории молодого пролетария – выходца из народа, которому предстояло принять активнейшее участие в борьбе против царской власти и буржуазии.

Вообще, с именем Максима Горького в литературе связывают новую концепцию личности. Человек не просто реагирует на окружающую его жизнь, но также созидает ее, реализует себя не в сфере частной жизни, а на общественном поприще. А еще в реализме нового типа, утверждаемом Горьким, в качестве типичных обстоятельств, оказывающих воздействие на становление личности, проявляется и историческое время, а человеку, герою новой литературы соцреализма, доверено выступать творцом новейшей истории.

Писатель в своем творчестве намечал два возможных типа взаимоотношений с историей: контакт со временем и отчуждение от него. Алеша Пешков на протяжении всего своего личностного становления преодолевает отчуждение и оказывается как будто вровень с ним. Он распахнут навстречу времени, вбирает его в себя. Его судьба поставлена в центр повествования каждой части трилогии, но при этом молодой человек вступает в прямой контакт с эпохой, а это, конечно, возлагает на него огромный груз исторической ответственности.

Еще одной особенностью повести «Мои университеты» является изменение мировосприятия главного героя. Когда он жил в доме Кашириных, то часто сталкивался с проявлением отталкивающего и дрянного. Однако бабушка все же помогла вырасти Алеше настоящим человеком: она воспитала в нем умение не просто уважать – любить людей. Порой в сознании взрослеющего юноши не укладывались противоречия между книжной выдумкой и реальной действительностью. Но он упорно старался переосмыслить сложные жизненные явления и факты, самостоятельно искал выход из самых трудных ситуаций.

Писатель оставляет открытым финал и повести, и всей трилогии: Алексей даже не пробует поступать в университет, а наоборот, вместе с Бариновым отправляется в самую гущу рабочего люда – в рыболовецкую артель у берегов Каспия. В этом и проявляется способность героя принять время, а не отвергнуть его, что для Максима Горького становится важнейшим критерием оценки личности.

Краткое содержание произведения «Мои университеты» Горького

В 1923 году Максим Горький закончил работу над повестью, в которой описал становление личности Алексея Пешкова и взросление героя. Многие эпизоды автор взял из своей жизни, поэтому литературоведы считают произведение автобиографичным. Для лучшей подготовки к уроку литературы стоит прочитать «Мои университеты» в кратком содержании онлайн, а потом изучить оригинал.

  1. Главные и второстепенные герои
  2. Проблематика и жанр
  3. Сжатый пересказ
  4. Знакомство с Гурием и вступление в кружок
  5. Работа у Деренкова и арест Плетнёва
  6. Встреча с Хохлом
  7. Заключительные события

Главные и второстепенные герои

Центральный персонаж произведения — Алёша Пешков. Это настоящее имя писателя. Мальчик был сиротой и воспитывался бабушкой. По мере взросления Алёша научился понимать жизнь и сохранил присущее ему неравнодушие ко всему, что происходит вокруг. Другие персонажи книги:

  • Николай Евреинов. Старший товарищ Алексея, 19-летний гимназист, который советовал Алёше продолжать учиться.
  • Гурий Плетнёв. Гимназист с революционными взглядами, приятель Алексея, бедный юноша.
  • Андрей Деренков. Хозяин булочной, у которого собирались молодые люди с прогрессивными взглядами. Деренков был членом общества «народников».
  • Никифорыч. Городовой, в обязанности которого входило поддержание порядка.
  • Михаил Антонович Ромась по прозвищу Хохол. Наставник и друг главного героя, истинный революционер.
  • Панков. Сельский богач. Алёша и Хохол жили у него в избе в качестве постояльцев.

Заполняя читательский дневник, достаточно кратко обозначить характеристики героев.

Проблематика и жанр

«Мои университеты» Горького — третья повесть трилогии. В двух первых рассказывается о детстве героя, а заключительная повествует о юности. Проблематика произведения строится вокруг взросления Алёши и революционного движения, набирающего обороты. В повести показан контраст между сытой мещанской жизнью и полуголодным существованием рабочих и крестьян.

Читайте также:
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин - образ и характеристика

Анализ произведения показывает: Алексей понимал важность образования, и не его вина, что не удалось поступить в университет. Чтобы бороться за лучшую долю для всего народа, нужны знания, которых у героя не было. Однако встречи и общение с интересными людьми, увлечёнными идеей всеобщего равенства, помогли Пешкову сформировать убеждения и стойкий характер. Жанр «Моих университетов» — автобиографическая повесть. На это указывают такие признаки:

  • повествование ведётся от лица главного героя;
  • автор рассказывает о своей жизни;
  • имена писателя и основного персонажа совпадают;
  • в произведении очень много действующих лиц.

В 1939 году режиссёр Марк Семёнович Донской снял по этой повести фильм с одноимённым названием.

Сжатый пересказ

Когда Алёша Пешков повзрослел, он решил получить образование. К этой мысли его подтолкнул приятель Николай Евреинов. Юноша учился в гимназии, при этом он видел, что Алёша тянется к знаниям и любит читать. Чтобы подготовиться к сдаче экзаменов в университет, нужно было сначала поучиться в гимназии. Курсы проводились осенью и зимой, и Николай предложил мальчику пожить у него.

Единственным родным человеком Алексея была бабушка. Она заменила ему родителей. Когда Алёша решил уехать в город, он очень переживал за женщину. На прощанье бабуля советовала не сердиться на людей, не быть заносчивым и строгим, как покойный дед.

Семья гимназиста состояла из него самого, брата и матери. Весь их доход — «нищенская пенсия». Алёша не хотел объедать семью, приютившую его, поэтому во время обеда отсиживался в подвале и с грустью думал, что учиться у него вряд ли получится. Тогда Пешков понял, что формирование человека происходит, когда он сопротивляется «окружающей среде».

Знакомство с Гурием и вступление в кружок

Недалеко от дома, где жила семья Николая Евреинова, был пустырь. Там Алёша проводил свободное время, играя в городки с учащимися гимназии. Вскоре герой подружился с Гурием Плетнёвым. Это был добрый юноша, обладающий тонким музыкальным слухом. Так Алёша поселился в доме, где жил Гурий. Большое, частично разрушенное здание населяли нищие студенты, проститутки и всевозможные маргинальные личности.

Днём Алексей шёл на пристань, чтобы что-нибудь заработать. Гурий по ночам трудился корректором в местной типографии. Друзья спали по очереди на одной кровати и вместе готовились к обучению. Плетнёв мечтал стать сельским учителем. Утром Алёша приносил горячую воду, и товарищи пили чай. Плетнёв рассказывал, что нового узнал из газет.

Общаться с Евреиновым юноша не переставал, и однажды Николай свёл его с интересным человеком. Этот мужчина предложил стать членом тайного кружка, посвящённого изучению экономики. Собрания проходили в квартире Миловского. Алексей был моложе всех, однако скоро он усвоил основные положения книги Милля с положениями Чернышевского.

Экономическая теория была проста и понятна, поэтому герой удивлялся: зачем писать научные труды о том, что и так известно каждому, кто трудится на благо «чужого дяди»? Судьба юноши сложилась так, что положения экономики были написаны у него «на коже».

Работа у Деренкова и арест Плетнёва

Походив некоторое время на чтения к Миловскому, Алёша познакомился с «народником» Андреем Деренковым. Этот человек был хозяином лавки, в которой продавалась бакалея, а ещё у него была самая большая в городе библиотека запрещённой литературы. Студенты и люди с революционными взглядами часто бывали в гостях у Андрея. Кроме того, владелец лавки активно помогал деньгами согражданам, ведущим борьбу за «счастье народа».

Вскоре «народник» открыл булочную, которая служила прикрытием для других дел. В заведении была потайная комната, куда приходили студенты и взрослые революционеры. Алёша стал работать у Деренкова. Его обязанности заключались в следующем:

  • замесить тесто;
  • испечь булки;
  • разнести продукцию по квартирам;
  • вместе с хлебом раздать запрещённую литературу.

Городовой Никифорыч подозревал, что в булочной происходит что-то противозаконное, но у него не было доказательств. У полиции деятельность булочника тоже вызывала подозрения. Никифорыч иногда вызывал к себе героя и расспрашивал о том, что происходит в заведении, но Алёша ни разу не проговорился.

Чем больше герой наблюдал за людьми, тем сумбурнее становилось у него на душе. Одни говорили, что человеку для счастья нужны только «угол» и «баба». Другие стремились к знаниям и утверждали, что будущее за наукой и прогрессом. Находились и такие, кто считал, что от достижений простому человеку один вред: когда внедряются технологии, многие остаются без работы. В чём состоит правда жизни, герой не мог понять. Городовой всё же выследит и арестовал Плетнёва, а супруга Никифорыча предупредила Алексея, чтобы тот был аккуратнее: за ним тоже вели слежку.

Размышляя о человеческом существовании, герой пришёл к окончательному выводу: оно бессмысленно. Алёша решил, что жить больше незачем, пошёл на рынок и купил револьвер. Юноша рассчитывал, что выстрелит себе в грудь и попадёт в сердце, но вместо этого только повредил лёгкое. На восстановление ушёл месяц. Когда Алёша поправился, то снова стал работать в булочной Деренкова.

Читайте также:
Анатоль Курагин - характеристика князя в романе Война и мир

Встреча с Хохлом

В потайную комнату к Деренкову часто приходил Михаил Антонович Ромась. Алёша сразу заприметил этого мужчину благодаря внешности: посетитель был высок и широк в плечах. Недавно Ромась по прозвищу Хохол приехал из Якутии, где отбывал ссылку. Вернувшись, этот человек начал вести среди населения революционную пропаганду. С этой целью он организовал рыболовецкую артель, которая служила прикрытием, и открыл небольшую лавку.

Между Хохлом и Алёшей завязалась дружба. Михаил проникся симпатией к юноше: он почувствовал, что их взгляды во многом совпадают. Когда у Алёши не получилось совершить самоубийство, он многое переосмыслил, и с тех пор жил с чувством вины. Михаил Антонович отнёсся к пареньку с пониманием, проявив искреннее участие, и Алексею снова захотелось жить в полную силу. Он поверил в себя и в то, что нужен миру.

Хохол и Алексей снимали дом, который принадлежал местному богачу Панкову. Этот человек пошёл против воли отца и взял в жёны сироту-бесприданницу. Алексей с удивлением смотрел на то, как тяжело и безрадостно живётся народу в сельской местности. Люди работали, не жалея себя. От «каторжного» труда многие болели. Алёша не понимал, почему парни относятся к сельским девкам с таким цинизмом и бесстыдством, а сами молодки, казалось, были рады.

Герой видел, что люди относятся друг к другу по-волчьи, живут, словно слепые, на ощупь. Жители села не доверяли соседям и всего боялись. Местные богачи и староста понимали, какими делами занимается Хохол, и не скрывали враждебного отношения. На Михаила совершили несколько нападений, а однажды ему подбросили бревно, начинённое порохом. Ромась воспринимал всё это спокойно, но когда жители устроили в лавке с товаром пожар, он понял, что жить ему здесь не дадут.

Алексей пытался спасти хотя бы ценные книги, поэтому бросился на чердак, где они хранились. Только когда литература оказалась в безопасности, герой подумал о том, что ему самому нужно спасаться. В это время взорвалась бочка, в которой был керосин. Пешков понял, что придётся прыгать в окно, и стал собирать всё мягкое:

  • овчинный тулуп Хохла;
  • связку мочала;
  • тюфяк;
  • подушку.

Алёша остался жив, только вывихнул ногу.

Заключительные события

После пожара Хохол уехал из села, продав Панкову то, что осталось от товара. Когда Михаил и Алексей прощались, мужчина сказал, что не нужно осуждать людей. Самые прочные изменения — те, что происходят медленно. В следующий раз они увиделись только через 15 лет, когда Ромась снова вернулся из Якутии после очередной ссылки.

Оставшись один, Алёша остро ощутил, что к нему тоже относятся враждебно. Другом юноши был Баринов — местный крестьянин. Вот как характеризует его автор:

  • непоседливый бродяга;
  • хвастун;
  • сплетник;
  • лентяй;
  • безалаберный человек.

Баринов бредил Каспием, рассказывал о море и о «сладкой» жизни. Местные слушали его истории с интересом, но к рассказчику относились презрительно. Когда Ромась уехал, Алексей почувствовал себя кутёнком, потерявшим хозяина. Он жил у Баринова в бане, они вместе работали у богатых людей. Однажды вечером крестьянин уговорил Алёшу уехать.

Дорога была трудной, но мужчины всё же добрались до Каспийского моря. Баринова и Пешкова из милости взяли на баржу, им приходилось нести вахту: это была своеобразная оплата. В Симбирске матросы попросили «пассажиров» выйти. Мужчины попили в трактире чай, потом на пассажирском пароходе «зайцами» добрались до Самары. Оттуда, нанявшись на баржу, они почти без приключений доплыли до Каспийского моря, где устроились в артель рыбаков. Алёша Пешков так и не поступил в университет, зато его многому научила взрослая жизнь, ставшая для героя настоящим институтом.

Мои университеты

Поступить в казанский университет меня уговорил сосед по дому, гимназист Н. Евреинов. Он часто видел меня с книгой в руках и был убеждён, что я создан природой для служения науке. В Казань меня провожала бабушка. В последнее время я отдалился от неё, но тогда почувствовал, что вижу её в последний раз.

В «полутатарском городе» Казани я поселился в тесной квартирке Евреиновых. Жили они очень бедно, «и каждый кусок хлеба, падавший на мою долю, ложился камнем на душу мне». Гимназист Евреинов, старший сын в семье, из-за юношеского эгоизма и легкомыслия не замечал, как тяжело его матери на мизерную пенсию прокормить трёх здоровых парней. «Ещё менее чувствовал это его брат, тяжёлый, молчаливый гимназист». Евреинову нравилось учить меня, но серьёзно заняться моим образованием ему было некогда.

Чем тяжелее была моя жизнь, тем яснее я понимал, что «человека создаёт его сопротивление окружающей среде». Прокормиться мне помогли пристани на Волге, где всегда можно было найти копеечную работу. Десятки прочитанных мною бульварных романов и то, что пережил я сам, тянуло меня в окружение грузчиков, босяков и жуликов. Там я познакомился с профессиональным вором Башкиным, очень умным человеком, до дрожи любящим женщин. Ещё один мой знакомец — «тёмный человек» Трусов, торговавший краденным. Иногда они переправлялись через Казанку в луга, пили и беседовали «о сложности жизни, о странной путанице человеческих отношений» и о женщинах. Я прожил с ними несколько таких ночей. Я был обречён идти по одной с ними дороге. Помешали мне прочитанные книги, возбудившие у меня стремление к чему-то более значительному.

Читайте также:
Комедия Недоросль - смысл названия, в чём заключается трагизм

Вскоре я познакомился со студентом Гурием Плетнёвым. Этот смуглый, черноволосый юноша был полон всяческих талантов, которые не трудился развивать. Гурий был беден и жил в весёлой трущобе «Марусовке», полуразрушенном бараке на Рыбнорядской улице, полном воров, проституток и нищих студентов. Переехал в «Марусовку» и я. Плетнёв работал ночным корректором в типографии, и спали мы на одной койке — Гурий днём, а я ночью. Мы ютились в дальнем углу коридора, который снимали у толстомордой сводни Галкиной. Плетнёв расплачивался с ней «весёлыми шутками, игрою на гармонике, трогательными песнями». По вечерам я бродил по коридорам трущобы «присматриваясь, как живут новые для меня люди» и задавая себе неразрешимый вопрос: «Зачем всё это?».

Гурий для этих «будущих и бывших людей» играл роль доброго волшебника, который мог и развеселить, и утешить, и дать добрый совет. Плетнёва уважал даже старший городовой квартала Никифорыч, сухой, высокий и очень хитрый старик, увешанный медалями. Он бдительно следил за нашей трущобой. За зиму в «Марусовке» была арестована группа, пытавшаяся организовать подпольную типографию. Именно тогда состоялось «моё первое участие в делах конспиративных» — я исполнил таинственное поручение Гурия. Вводить меня в курс дел он, однако, отказался, сославшись на мою молодость.

Тем временем Евреинов познакомил меня с «таинственным человеком» — учеником учительского института Миловским. Кружок из нескольких человек собирался у него на дому для чтения книги Джона Стюарта Милля с примечаниями Чернышевского. Моя молодость и необразованность помешали мне понять книгу Милля, и чтение меня не увлекло. Меня тянуло на Волгу, «к музыке трудовой жизни». «Героическую поэзию труда» я понял в день, когда тяжело гружённая баржа наткнулась на камень. Я вошёл в артель грузчиков, разгружавших товары с баржи. «Мы работали с той пьяной радостью, слаще которой только объятие женщины».

Вскоре я познакомился с Андреем Деренковым, владельцем маленькой бакалейной лавки и обладателем лучшей в Казани библиотеки запрещённых книг. Деренков был «народником», и средства от лавки шли на помощь нуждающимся. У него в доме я впервые встретил сестру Деренкова Марию, выздоравливающую после какой-то нервной болезни. Её синие глаза произвели на меня неизгладимое впечатление — «с такой девушкой я не мог, не умел говорить». Кроме Марьи, у сухорукого и кроткого Деренкова было три брата, а хозяйство у них вела «сожительница домохозяина-скопца». Каждый вечер у Андрея собирались студенты, жившие «в настроении забот о русском народе, в непрерывной тревоге о будущем России».

Я понимал задачи, которые пытались решить эти люди и поначалу относился к ним восторженно. Они же относились ко мне покровительственно, считали самородком и смотрели, как на кусок дерева, требующий обработки. Кроме студентов-народовольцев, у Деренкова часто появлялся «большой, широкогрудый человек, с густою окладистой бородищей и по-татарски бритой головою», очень спокойный и молчаливый, по прозвищу Хохол. Он недавно вернулся из десятилетней ссылки.

Осенью мне снова пришлось искать работу. Нашлась она в крендельной пекарне Василия Семёнова. Это был один из самых трудных периодов моей жизни. Из-за тяжёлой и обильной работы я не мог учиться, читать и навещать Деренкова. Меня поддерживало сознание, что я работаю в народе и просвещаю его, однако сослуживцы относились ко мне, как к шуту, рассказывающему интересные сказки. Каждый месяц они всей компанией посещали публичный дом, но я услугами проституток не пользовался, хотя отношения полов меня жутко интересовали. «Девушки» часто жаловались моим товарищам на «чистую публику», и те считали себя лучше «образованных». Мне горько было это слышать.

В эти тяжёлые дни я познакомился с совершенно новой, хотя и враждебной мне идеей. Услышал я её от полузамёрзшего человека, которого подобрал ночью на улице, возвращаясь от Деренкова. Звали его Жорж. Он был гувернёром у сына некой помещицы, влюбился в неё и увёл от мужа. Жорж считал труд и прогресс бесполезными и даже вредными. Всё, что надо человеку для счастья — тёплый угол, кусок хлеба и любимая женщина рядом. Пытаясь осмыслить это, я до утра бродил по городу.

Дохода от лавки Деренкова не хватало на всех страждущих, и он надумал открыть булочную. Я начал работать там помощником пекаря, и заодно следил, чтобы тот не крал. Последнее мне мало удавалось. Пекарь Лутонин любил рассказывать свои сны и щупать коротконогую девицу, навещавшую его каждый день. Ей он и отдавал всё, украденное в булочной. Девица приходилась крестницей старшему городовому Никифорычу. Мария Деренкова жила при булочной. Я прислуживал ей и боялся взглянуть на неё.

Вскоре умерла бабушка. Я узнал об этом через семь недель после её смерти из письма от двоюродного брата. Оказалось, что два моих брата и сестра с детьми сидели на шее у бабушки и питались собранной ею милостыней.

Тем временем и мной, и пекарней заинтересовался Никифорыч. Он приглашал меня на чай и расспрашивал о Плетнёве и других студентах, а его молодая жена строила мне глазки. От Никифорыча я услышал теорию о незримой нити, которая исходит от императора и соединяет всех людей в империи. Император же, как паук, чувствует малейшие колебания этой нити. Теория меня очень впечатлила.

Я очень тяжело работал, и существование моё становилось всё бессмысленней. В то время я был знаком со старым ткачом Никитой Рубцовым, беспокойным и умным человеком с ненасытной жаждой знаний. С людьми он был неласков и ехиден, но ко мне относился отечески. Его друг, чахоточный слесарь Яков Шапошников, знаток Библии, был яростным атеистом. Часто видится с ними я не мог, работа занимала всё моё время, кроме того, мне велели не высовываться: наш пекарь дружил с жандармами, управление которых было через забор от нас. Работа моя тоже теряла смысл: люди не считались с нуждами булочной и забирали все деньги из кассы.

Читайте также:
Стихи на Хэллоуин для детей - читать онлайн подборку веселых стихотворений

От Никифорыча я узнал, что Гурия Плетнёва арестовали и увезли в Петербург. В моей душе возник разлад. Прочитанные мною книги были напитаны гуманизмом, но в окружающей меня жизни я его не находил. Народа, о котором радели мои знакомые студенты, воплощения «мудрости, духовной красоты и добросердечия» на самом деле не существовало, ведь я знал другой народ — вечно пьяный, вороватый и жадный. Не выдержав этих противоречий, я надумал стреляться из купленного на базаре пистолета, но в сердце не попал, только пробил лёгкое, и через месяц, донельзя сконфуженный, снова работал в булочной.

В конце марта в булочную заглянул Хохол и предложил мне работать у него в лавке. Недолго думая, я собрался и переехал в село Красновидово. Оказалось, что настоящее имя Хохла — Михаил Антоныч Ромась. Помещение для лавки и жильё он снимал у богатого мужика Панкова. Сельские богатеи не любили Ромася: он перебивал им торговлю, отдавая мужикам товар по низкой цене. Особенно мешала «мироедам» созданная Хохлом артель садоводов.

В Красновидове я познакомился с Изотом, умным и очень красивым мужчиной, которого любили все женщины села. Ромусь учил его читать, теперь эта обязанность перешла ко мне. Михаил Антоныч был убеждён, что мужика надо не жалеть, как это делают народовольцы, а учить правильно жить. Эта идея примирила меня с самим собою, а долгие беседы с Ромусем «выпрямили» меня.

В Красновидово я познакомился с двумя интересными личностями — Матвеем Бариновым и Кукушкиным. Баринов был неисправимым выдумщиком. В его фантастических историях добро всегда побеждало, а зло исправлялось. Большим фантазёром был и Кукушкин — искусный и универсальный работник. В селе его считали пустобрёхом, пустым человеком и не любили из-за кошек, которых Кукушкин разводил у себя в бане с целью вывести охотничью и охранную породу — кошки душили чужих цыплят и кур. Наш хозяин Панков, сын местного богатея, отделился от отца и женился «по любви». Ко мне он относился неприязненно, да и мне Панков был неприятен.

Поначалу деревня мне не нравилась, а мужиков я не понимал. Раньше мне казалась, что жизнь на земле чище городской, но оказалось, что крестьянский труд очень тяжёл, да и возможностей для развития у городского рабочего гораздо больше. Не нравилось мне и циничное отношение деревенских парней к девушкам. Несколько раз парни пытались меня побить, но безуспешно, и я упорно продолжал гулять по ночам. Жилось мне, однако, хорошо, и постепенно я начал привыкать к деревенской жизни.

Однажды утром, когда кухарка растопила печь, на кухне раздался сильный взрыв. Оказалось, что недоброжелатели Ромуся начинили полено порохом и подложили в нашу поленницу. Ромусь воспринял это происшествие со своей обычной невозмутимостью. Меня изумляло, что Хохол никогда не сердился. Когда его раздражала чья-то глупость или подлость, он прищуривал серые глаза и спокойно говорил что-то простое и безжалостное.

Иногда к нам приезжала Мария Деренкова. Ей нравились ухаживания Ромуся, а я старался пореже с ней встречаться. В июле пропал Изот. О его гибели стало известно, когда Хохол отъезжал по делам в Казань. Выяснилось, что Изота убили, ударив по голове, а его лодку затопили. Тело нашли мальчишки под разбитой баржей.

Вернувшись, Ромусь сообщил мне, что женится на Деренковой. Я решил уйти из Красновидово, но не успел: в тот же вечер нас подожгли. Сгорела изба и склад с товаром. Я, Ромусь и сбежавшиеся мужики пытались потушить пожар, но не смогли. Лето было тёплым, сухим, и огонь пошёл по селу. Сгорело несколько хат в нашем ряду. После на нас накинулись мужики, думая, что Ромусь специально поджёг свой застрахованный товар. Убедившись, что мы пострадали больше всех, а страховки не было, мужики отстали. Изба Панкова всё же была застрахована, поэтому Ромусю пришлось уехать. Перед отъездом в Вятку он продал все спасённые от огня вещи Панкову и предложил мне через некоторое время переехать к нему. Панков, в свою очередь, предложил мне работать в его лавке.

Я был обижен, ожесточён. Мне казалось странным, что мужики, добрые и мудрые по отдельности, звереют, когда собираются «серой тучей». Ромусь просил меня не торопиться осуждать и обещал скорую встречу. Встретились мы только через пятнадцать лет, «после того, как Ромась отбыл по делу „народоправцев“ ещё одну десятигодовую ссылку в Якутской области».

Расставшись с Ромусем, я затосковал. Меня приютил Матей Баринов. Вместе мы искали работу в окрестных сёлах. Баринов тоже заскучал. Ему, великому путешественнику, не сиделось на месте. Он уговорил меня ехать на Каспийское море. Мы устроились работать на баржу, идущую вниз по Волге. Доехали мы только до Симбирска — Баринов сочинил и рассказал матросам историю, «в конце которой Хохол и я, как древние викинги, рубились топорами с толпой мужиков», и нас вежливо высадили на берег. Зайцами мы доехали до Самары, там снова нанялись на баржу и через неделю доплыли до Каспия, где примкнули к артели рыбаков «на калмыцком грязном промысле Кабанкул-бай».

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Читайте также:
Образ Наташи Ростовой - характеристика героини, биография и описание

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Краткое содержание произведения «Мои университеты» Горького

В 1923 году Максим Горький закончил работу над повестью, в которой описал становление личности Алексея Пешкова и взросление героя. Многие эпизоды автор взял из своей жизни, поэтому литературоведы считают произведение автобиографичным. Для лучшей подготовки к уроку литературы стоит прочитать «Мои университеты» в кратком содержании онлайн, а потом изучить оригинал.

Главные и второстепенные герои

Центральный персонаж произведения — Алёша Пешков. Это настоящее имя писателя. Мальчик был сиротой и воспитывался бабушкой. По мере взросления Алёша научился понимать жизнь и сохранил присущее ему неравнодушие ко всему, что происходит вокруг. Другие персонажи книги:

  • Николай Евреинов. Старший товарищ Алексея, 19-летний гимназист, который советовал Алёше продолжать учиться.
  • Гурий Плетнёв. Гимназист с революционными взглядами, приятель Алексея, бедный юноша.
  • Андрей Деренков. Хозяин булочной, у которого собирались молодые люди с прогрессивными взглядами. Деренков был членом общества «народников».
  • Никифорыч. Городовой, в обязанности которого входило поддержание порядка.
  • Михаил Антонович Ромась по прозвищу Хохол. Наставник и друг главного героя, истинный революционер.
  • Панков. Сельский богач. Алёша и Хохол жили у него в избе в качестве постояльцев.

Заполняя читательский дневник, достаточно кратко обозначить характеристики героев.

Алеша отправляется в Красновидово

В 1888 году, в июне, в один из приездов в Казань Ромась предложил Алеше поехать к нему в село для того, чтобы помогать в торговле. Также Михаил Антонович обещал помочь Пешкову учиться. Естественно, Максимыч, как частенько называли теперь Алексея, согласился на это. Он не бросил свои мечты об ученье. К тому же, ему нравился Ромась — его тихое упорство, спокойствие, молчаливость. Алексею было любопытно узнать, о чем же молчит этот богатырь.

Максимыч через несколько дней уже был в Красновидове. Он долго разговаривал с Ромасем в первый вечер по приезде. Беседа Алексею очень понравилась. Затем последовали и другие вечера, когда, закрыв плотно ставни, в комнате зажигали лампу. Михаил Антонович говорил, и крестьяне слушали его внимательно. Алеша устроился на чердаке, прилежно учился, много читал, ходил по селу, беседовал с местными крестьянами.

Проблематика и жанр

«Мои университеты» Горького — третья повесть трилогии. В двух первых рассказывается о детстве героя, а заключительная повествует о юности. Проблематика произведения строится вокруг взросления Алёши и революционного движения, набирающего обороты. В повести показан контраст между сытой мещанской жизнью и полуголодным существованием рабочих и крестьян.

Анализ произведения показывает: Алексей понимал важность образования, и не его вина, что не удалось поступить в университет. Чтобы бороться за лучшую долю для всего народа, нужны знания, которых у героя не было. Однако встречи и общение с интересными людьми, увлечёнными идеей всеобщего равенства, помогли Пешкову сформировать убеждения и стойкий характер. Жанр «Моих университетов» — автобиографическая повесть. На это указывают такие признаки:

  • повествование ведётся от лица главного героя;
  • автор рассказывает о своей жизни;
  • имена писателя и основного персонажа совпадают;
  • в произведении очень много действующих лиц.

В 1939 году режиссёр Марк Семёнович Донской снял по этой повести фильм с одноимённым названием.

Работа в крендельном заведении Семенова

Алеша Пешков вскоре после своего знакомства с Деренковым поступил на работу в крендельное заведение, которым руководил Семенов. Он стал трудиться здесь в должности подручного пекаря. Заведение находилось в подвале. Алеша никогда раньше не работал в столь невыносимых условиях. Приходилось трудиться по 14 часов в день в грязи и одуряющей жаре. Рабочих Семенова соседи по дому именовали «арестантиками». Алексей Пешков не мог смириться с тем, что они переносят столь безропотно издевательства хозяина-самодура. Он читал рабочим тайком от него запрещенные книги. Хотел подарить надежду этим людям на то, что возможна совсем другая жизнь, Алексей Пешков (М. Горький). «Мои университеты», краткое содержание которых в формате одной статьи может быть дано лишь в общих чертах, продолжаются описанием тайной комнаты.

Сжатый пересказ

Когда Алёша Пешков повзрослел, он решил получить образование. К этой мысли его подтолкнул приятель Николай Евреинов. Юноша учился в гимназии, при этом он видел, что Алёша тянется к знаниям и любит читать. Чтобы подготовиться к сдаче экзаменов в университет, нужно было сначала поучиться в гимназии. Курсы проводились осенью и зимой, и Николай предложил мальчику пожить у него.

Единственным родным человеком Алексея была бабушка. Она заменила ему родителей. Когда Алёша решил уехать в город, он очень переживал за женщину. На прощанье бабуля советовала не сердиться на людей, не быть заносчивым и строгим, как покойный дед.

Семья гимназиста состояла из него самого, брата и матери. Весь их доход — «нищенская пенсия». Алёша не хотел объедать семью, приютившую его, поэтому во время обеда отсиживался в подвале и с грустью думал, что учиться у него вряд ли получится. Тогда Пешков понял, что формирование человека происходит, когда он сопротивляется «окружающей среде».

Знакомство с Гурием и вступление в кружок

Недалеко от дома, где жила семья Николая Евреинова, был пустырь. Там Алёша проводил свободное время, играя в городки с учащимися гимназии. Вскоре герой подружился с Гурием Плетнёвым. Это был добрый юноша, обладающий тонким музыкальным слухом. Так Алёша поселился в доме, где жил Гурий. Большое, частично разрушенное здание населяли нищие студенты, проститутки и всевозможные маргинальные личности.

Читайте также:
Характеристика Ноздрева - внешность, образ героя Мертвых душ

Днём Алексей шёл на пристань, чтобы что-нибудь заработать. Гурий по ночам трудился корректором в местной типографии. Друзья спали по очереди на одной кровати и вместе готовились к обучению. Плетнёв мечтал стать сельским учителем. Утром Алёша приносил горячую воду, и товарищи пили чай. Плетнёв рассказывал, что нового узнал из газет.

Общаться с Евреиновым юноша не переставал, и однажды Николай свёл его с интересным человеком. Этот мужчина предложил стать членом тайного кружка, посвящённого изучению экономики. Собрания проходили в квартире Миловского. Алексей был моложе всех, однако скоро он усвоил основные положения книги Милля с положениями Чернышевского.

Экономическая теория была проста и понятна, поэтому герой удивлялся: зачем писать научные труды о том, что и так известно каждому, кто трудится на благо «чужого дяди»? Судьба юноши сложилась так, что положения экономики были написаны у него «на коже».

Работа у Деренкова и арест Плетнёва

Походив некоторое время на чтения к Миловскому, Алёша познакомился с «народником» Андреем Деренковым. Этот человек был хозяином лавки, в которой продавалась бакалея, а ещё у него была самая большая в городе библиотека запрещённой литературы. Студенты и люди с революционными взглядами часто бывали в гостях у Андрея. Кроме того, владелец лавки активно помогал деньгами согражданам, ведущим борьбу за «счастье народа».

Вскоре «народник» открыл булочную, которая служила прикрытием для других дел. В заведении была потайная комната, куда приходили студенты и взрослые революционеры. Алёша стал работать у Деренкова. Его обязанности заключались в следующем:

  • замесить тесто;
  • испечь булки;
  • разнести продукцию по квартирам;
  • вместе с хлебом раздать запрещённую литературу.

Городовой Никифорыч подозревал, что в булочной происходит что-то противозаконное, но у него не было доказательств. У полиции деятельность булочника тоже вызывала подозрения. Никифорыч иногда вызывал к себе героя и расспрашивал о том, что происходит в заведении, но Алёша ни разу не проговорился.

Чем больше герой наблюдал за людьми, тем сумбурнее становилось у него на душе. Одни говорили, что человеку для счастья нужны только «угол» и «баба». Другие стремились к знаниям и утверждали, что будущее за наукой и прогрессом. Находились и такие, кто считал, что от достижений простому человеку один вред: когда внедряются технологии, многие остаются без работы. В чём состоит правда жизни, герой не мог понять. Городовой всё же выследит и арестовал Плетнёва, а супруга Никифорыча предупредила Алексея, чтобы тот был аккуратнее: за ним тоже вели слежку.

Размышляя о человеческом существовании, герой пришёл к окончательному выводу: оно бессмысленно. Алёша решил, что жить больше незачем, пошёл на рынок и купил револьвер. Юноша рассчитывал, что выстрелит себе в грудь и попадёт в сердце, но вместо этого только повредил лёгкое. На восстановление ушёл месяц. Когда Алёша поправился, то снова стал работать в булочной Деренкова.

Встреча с Хохлом

В потайную комнату к Деренкову часто приходил Михаил Антонович Ромась. Алёша сразу заприметил этого мужчину благодаря внешности: посетитель был высок и широк в плечах. Недавно Ромась по прозвищу Хохол приехал из Якутии, где отбывал ссылку. Вернувшись, этот человек начал вести среди населения революционную пропаганду. С этой целью он организовал рыболовецкую артель, которая служила прикрытием, и открыл небольшую лавку.

Между Хохлом и Алёшей завязалась дружба. Михаил проникся симпатией к юноше: он почувствовал, что их взгляды во многом совпадают. Когда у Алёши не получилось совершить самоубийство, он многое переосмыслил, и с тех пор жил с чувством вины. Михаил Антонович отнёсся к пареньку с пониманием, проявив искреннее участие, и Алексею снова захотелось жить в полную силу. Он поверил в себя и в то, что нужен миру.

Хохол и Алексей снимали дом, который принадлежал местному богачу Панкову. Этот человек пошёл против воли отца и взял в жёны сироту-бесприданницу. Алексей с удивлением смотрел на то, как тяжело и безрадостно живётся народу в сельской местности. Люди работали, не жалея себя. От «каторжного» труда многие болели. Алёша не понимал, почему парни относятся к сельским девкам с таким цинизмом и бесстыдством, а сами молодки, казалось, были рады.

Герой видел, что люди относятся друг к другу по-волчьи, живут, словно слепые, на ощупь. Жители села не доверяли соседям и всего боялись. Местные богачи и староста понимали, какими делами занимается Хохол, и не скрывали враждебного отношения. На Михаила совершили несколько нападений, а однажды ему подбросили бревно, начинённое порохом. Ромась воспринимал всё это спокойно, но когда жители устроили в лавке с товаром пожар, он понял, что жить ему здесь не дадут.

Алексей пытался спасти хотя бы ценные книги, поэтому бросился на чердак, где они хранились. Только когда литература оказалась в безопасности, герой подумал о том, что ему самому нужно спасаться. В это время взорвалась бочка, в которой был керосин. Пешков понял, что придётся прыгать в окно, и стал собирать всё мягкое:

  • овчинный тулуп Хохла;
  • связку мочала;
  • тюфяк;
  • подушку.

Алёша остался жив, только вывихнул ногу.

Заключительные события

После пожара Хохол уехал из села, продав Панкову то, что осталось от товара. Когда Михаил и Алексей прощались, мужчина сказал, что не нужно осуждать людей. Самые прочные изменения — те, что происходят медленно. В следующий раз они увиделись только через 15 лет, когда Ромась снова вернулся из Якутии после очередной ссылки.

Оставшись один, Алёша остро ощутил, что к нему тоже относятся враждебно. Другом юноши был Баринов — местный крестьянин. Вот как характеризует его автор:

  • непоседливый бродяга;
  • хвастун;
  • сплетник;
  • лентяй;
  • безалаберный человек.
Читайте также:
Пикник на обочине кратко - читать онлайн содержание произведения

Баринов бредил Каспием, рассказывал о море и о «сладкой» жизни. Местные слушали его истории с интересом, но к рассказчику относились презрительно. Когда Ромась уехал, Алексей почувствовал себя кутёнком, потерявшим хозяина. Он жил у Баринова в бане, они вместе работали у богатых людей. Однажды вечером крестьянин уговорил Алёшу уехать.

Дорога была трудной, но мужчины всё же добрались до Каспийского моря. Баринова и Пешкова из милости взяли на баржу, им приходилось нести вахту: это была своеобразная оплата. В Симбирске матросы попросили «пассажиров» выйти. Мужчины попили в трактире чай, потом на пассажирском пароходе «зайцами» добрались до Самары. Оттуда, нанявшись на баржу, они почти без приключений доплыли до Каспийского моря, где устроились в артель рыбаков. Алёша Пешков так и не поступил в университет, зато его многому научила взрослая жизнь, ставшая для героя настоящим институтом.

Тайная комната в булочной

Алеша из пекарни Семенова вскоре ушел работать к Деренкову, открывшему булочную. Доход с нее предполагалось пустить на революционные цели. Здесь Алексей Пешков сажает в печь хлебы, месит тесто, а утром рано, набив булками корзину, разносит выпечку по квартирам, относит булки в студенческую столовую. Все это описывает Максим Горький («Мои университеты»). Краткое содержание, которое мы составили, должно давать понять читателю, что уже в юности у Горького возник интерес к революционной деятельности. Поэтому отметим, что у него под булками были листовки, брошюры, книги, которые он раздавал незаметно вместе с выпечкой кому следует.

Тайная комната располагалась в булочной. Сюда приходили люди, для которых была лишь предлогом покупка хлеба. Булочная эта вскоре начала вызывать у полиции подозрения. Городовой Никифорыч стал «коршуном кружиться» около Алеши. Он его расспрашивал о посетителях пекарни, а также о книгах, которые читает Алексей, приглашал его к себе.

Самое трудное время

Нищенское существование и поиски работы осенью привели его в пекарню Василия Семёнова. Это был тяжелейший период его жизни. Он не мог продолжать учебу и ходить к Деренкову из-за тяжёлой работы, и это угнетало. Но героя поддерживало чувство, что работа среди людей была направлена на их просвещение, это придавало моральные силы, но коллеги считали его шутом, сочинявшим сказки. Вскоре пришла весть о смерти бабушки. Тяжесть работы и осознание бессмысленности своего существования вгоняли в депрессию.

Новый этап в судьбе свел с такими людьми:

  1. Старый ткач Никита Рубцов, беспокойный и умный человек.
  2. Его друг, чахоточный слесарь Яков Шапошников, яростный атеист.
  3. Пекарь Лутонин.
  4. Мария Деренкова.
  5. Городовой Никифорович.

От городового Алексей узнал об аресте Плетнева. Противоречивые события не укладывались в голове юноши. Книги, прочитанные за это время, призывали к свободе и счастливой жизни, но окружавшая суровая реальность была совершенно иной.

Тяжелая жизнь вокруг и порочное общество толкали на суицид. Попытка закончилась неудачно, восстановившись, он вернулся к прежней жизни.

Краткое содержание Горький Мои университеты

Мечтающий об учебе в университете, о получении высшего образования, Алеша Пешков уезжает в город Казань. Эту идею Алеше подал гимназист Николай Евреинов, который частенько замечал Алешу за чтением книг. Николай решил помочь Алеше, даже позволив для начал жить у него дома.

Приехав в город, Алеша понимает, что обучаться в учебном заведении он не сможет. Николай жил с матерью-вдовой и братом. Жили они скромно, на небольшую пенсию матери. Алексей понимал, что женщине будет тяжело кормить еще одного человека, поэтому уходил их дома перед приемом пищи, сидел в подвале.

Алеша заводит дружбу с Гурием Плетневым, который работал тогда в типографии. Алеша рассказывает ему о своей жизни. Впечатленный этим, Гурий предлагает Леше переехать жить к нему и все-таки начать готовиться к обучению. Юный Алеша принял предложение и начал проживать в громадном доме со студентами. Гурий трудился в ночную смену, поэтому в дневное время суток он спал. Когда Гурий ночами был на работе, Леша спал на его месте. А днем, когда Плетнев отсыпался, Алексей шел работать к Волге, надеясь заработать какие-то деньги.

Каждое утро Алеша шел за горячей водой. Каждое утро за питьем чая Плетнев рассказывал об интересных новостях, вычитанных им из газет. Так и проходили дни Леши в Казани.

Осенью Пешков знакомится с Андреем Степановичем Деренковым – владельцем небольшой лавки бакалеи. К тому же, Деренков имел огромную коллекцию запрещенной революционной литературы, поэтому у него дома собирались революционно-настроенная молодежь.

Алексей вскоре вовсе подружился с Деренковым, помогал ему в работе. Практически каждый вечер в квартире Деренкова был сбор учащихся разных учебных заведений, которые ненавидели богатых мещан, хотели изменений в привычном укладе жизни. Среди них были и бывшие ссыльные революционеры. Эти люди переживали за судьбу России и своего народа. Пешков был с ними полностью солидарен, и ему иногда казалось, что слова и мысли этих людей взяты из его головы.

Спустя время Алеша устраивается на работу в пекарню, хозяином которого был Семенов. Алексею приходилось работать по 14 часов в сутки в грязном помещении подвала, где был невыносимо жарко. Пешкова удивляло то, как работники пекарни могут это терпеть, и тайно знакомил их с запрещенной литературой.

Бакалейная лавка не приносит прибыли Деренкову, поэтому он открывает булочную, куда приглашает на работу и Пешкова. Весь заработок шел на нужды революции. Каждое утро Алексей разносит в университетские столовые хлеб, которые он готовит ночью. Тайно Пешков проносил в эти заведения листовки и нужную литературу, которые раздавал заинтересованным людям.

Читайте также:
Пикник на обочине кратко - читать онлайн содержание произведения

Единомышленники собирались в особо отведенном месте булочной, где читали книги, обсуждали свои идеи и замыслы. Полиция начинает подозревать, что не зря просто так в этом помещении собираются молодые люди, поэтому Пешкова начинают допрашивать, пытаясь вытащить от него информацию о деятельности кружка.

Систематически «тайное помещение» посещал Михаил Антонович Ромась, у которого было прозвище «хохол». Михаил Антонович вернулся из якутской ссылки и начал ловить рыбу, открыл небольшую лавку. Но это все было для «прикрытия». В действительности же среди сельского населения проводилась пропаганда революционных идей.

Как-то в летний период хохол предложил Алексею переехать с ним в сельскую местность. Михаил Антонович обещал помочь Алексею с учебой, а тот в свою очередь продавать его товар. Алексей соглашается и с радостью проводит беседы с домовладельцем, читает много книг, участвует в собраниях сельских крестьян.

Представители мещанства и сельский староста недолюбливали Михаила Антоновича. Из-за этого они как-то подожгли лавочку Михаила Антоновича со всем товаром. Во время пожара Алексей находился в чердачном помещении и сначала он спасал книги от пожара, только после чего выпрыгнул из окна сам.

Это происшествие заставляет Михаила Антоновича принять решение о переезде в другой населенный пункт. Прощаясь с Пешковым, он рекомендует ему быть спокойнее, относится ко всему проще, так как все что не делается – все к лучшему. Оттуда Ромась вновь попадает в заключение и его отправляют в новую ссылку.

В тот период Алексею исполнилось двадцать лет. Он был сильным и крепким молодым человеком. Его лицо украшали голубые глаза и мощные скулы. Потеряв близкого товарища и ощущая «косые взгляды» в селе, Пешков решил покинуть село. Оттуда он отправляется на берег Каспия, где устраивается на рыболовецкий артель.

С детства Алексей не любил когда обижали слабых, он не любил жадных людей, и всегда готовы был к бунту, когда встречался с несправедливостью. Бабушка, которая была для него как мать, учила его помнить только хорошее. Он дал себе слово, что он всегда будет честен и добропорядочен во всем и со всеми.

Мечты Алексея Пешкова о поступлении в университет и получении образования не сбылись, с чем ему пришлось смириться. Зато наполненная интересными людьми и событиями жизнь, стала для Алексея своего рода жизненным университетом.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Горький. Все произведения

  • Бывшие люди
  • В людях
  • Варвары
  • Васса Железнова
  • Воробьишко
  • Встряска
  • Дачники
  • Дед Архип и Лёнька
  • Дело Артамоновых
  • Дети солнца
  • Детство
  • Егор Булычов и другие
  • Жизнь Клима Самгина
  • Коновалов
  • Легенда о Данко
  • Легенда о Ларре
  • Ледоход
  • Макар Чудра
  • Мальва
  • Мать
  • Мещане
  • Мои университеты
  • Мой спутник
  • На дне
  • Несвоевременные мысли
  • Пепе
  • Песня о буревестнике
  • Песня о Соколе
  • Про Иванушку-дурачка
  • Рождение человека
  • Самовар
  • Сказка Случай с Евсейкой
  • Сказки об Италии
  • Старуха Изергиль
  • Страсти-мордасти
  • Супруги Орловы
  • Фома Гордеев
  • Челкаш

Мои университеты. Картинка к рассказу

Сейчас читают

В огромное, старинное Йоркширское поместье мистера Арчибальда Крейвена привозят из Индии десятилетнюю девочку Мэри Леннокс. Она осталась сиротой

Два дня бабушка и дед не знали покоя. На третьи сутки корова Пеструха отелилась. Когда тёлочка немного окрепла, бабушка позвала детей в коровник. Витя принёс с собой кусочек хлеба, посыпанный солью.

Ребята старших классов проходили школьную практику на базе автомобилей. Работники базы шефствовали над школой, где учился Крош. Юноше очень хотелось поездить на машине. Он даже похвастался своими детскими правами

Отрывок из романа начинается с момента, когда Петя Ростов, попадая на поле сражений, пребывая в радостном настроении, просится в отряд к Денисову. Он обещает руководству не принимать участие

Также авто рассказывает о временах при князе Олеге. При Олеге таких боев вообще не было. Битва князя Игоря с половцами проходила долго. При битве гремели копья и шлемы и лошадиные копыта

Краткое содержание «Мои университеты»

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 216.

О произведении

Повесть «Мои университеты» Горького была написана в 1923 году. Это заключительная часть трилогии о взрослении и становлении личности юного Алексея Пешкова. Произведение носит автобиографический характер, и многие эпизоды взяты из жизни самого Максима Горького.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание повести «Мои университеты» на нашем сайте. Пересказ книги будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Главные герои

  • Алексей Пешков – юноша, сирота, воспитанный бабушкой, неравнодушный, думающий молодой человек, который самостоятельно осваивает взрослую жизнь.

Другие персонажи

  • Николай Евреинов – 19-летний молодой человек, гимназист, старший друг Алексея, который посоветовал ему не бросать учебу.
  • Гурий Плетнев – бедный гимназист, друг Алеши, революционно настроенный паренек.
  • Андрей Деренков – владелец булочной, «народник», принимавший у себя студентов и людей с революционными взглядами.
  • Никифорыч – городовой, тщательно следивший за порядком в городе.
  • Михаил Антонович Ромась (Хохол) – революционер, настоящий друг и наставник Алеши.
  • Панков – сельский богач, у которого Ромась и Алеша снимали избу.

для самых крутых –

Краткое содержание

Повзрослевший Алексей Пешков отправился в Казань, чтобы подготовиться к поступлению в университет. Эту мысль ему внушил «гимназист Н. Евреинов, милый юноша» , который видел в Алеше стремление к знаниям. Он сообщил, что нужно пройти «за осень и зиму курс гимназии» , и предложил пожить в его семье.

Провожала Алешу бабушка, прощание с которой оказалось для героя очень непростым: она, по сути, заменила ему мать и была самым близким, самым родным человеком. В Казани Алеша остановился в семье Николя Евреинова. «Мать и два сына – жили на нищенскую пенсию» , и Алеша, чтобы не объедать несчастную вдову, уходил из дома на время обеда. Он отсиживался в подвале, с грустью понимая, что университет – это всего лишь пустая фантазия. Уже тогда юноша впервые осознал, что «человека создает его сопротивление окружающей среде» .

Читайте также:
Стихи на Рождество короткие четверостишия для детей, красивые и трогательные стихотворения известных поэтов про Рождество Христово, поздравления

Алеша проводил свободное время на пустыре, где гимназисты играли в городки. Он подружился с одним из них – Гурием Плетневым, бедным юношей, наделенным «тонким слухом и великолепным чутьем музыки» . Узнав о проблемах Алеши, Гурий предложил ему поселиться у него, чтобы вместе «готовиться в сельские учителя» .

Гурий жил в большом полуразрушенном доме, населенном «голодными студентами, проститутками и какими-то призраками людей, изживших себя» . Гурий по ночам работал корректором в типографии, а днем Алеша пытался что-то заработать на пристани.

Евреинов познакомил Алешу «с одним таинственным человеком» , который предложил ему вступить в его тайный кружок. Для этого герой должен был ознакомиться с трудами «Джон Стюарта Милля с примечаниями Чернышевского» , однако ему было очень скучно читать подобную литературу. Куда больше влекло юношу на Волгу, где он чувствовал себя свободным и счастливым.

Спустя время Алеша познакомился с Андреем Деренковым, владельцем бакалейной лавки. Он «обладал лучшей в городе библиотекой запрещенных и редких книг» , и к нему часто наведывались студенты и революционно настроенные люди. Деренков был «народником», и все вырученные с торговли деньги отдавал «на помощь людям, которые верят: “счастье народа прежде всего”».

Когда Деренков открыл булочную, Алеша стал у него работать. Он месил тесто, пек хлеб, который затем разносил по квартирам. Вместе с булками Алеша разносил студентам запрещенную литературу, но чаще всего люди наведывались в тайную комнатку в булочной. Это вызывало подозрения у полиции, и городовой Никифорыч часто вызывал к себе Алешку, чтобы выведать, что на самом деле творится у Деренкова.

Алексей пытался отыскать правду жизни, стремился лучше понять, как устроено мироздание. Он поражался тому, как многие из его окружения считали, что «ничего не надо, никуда все это: академии, науки, аэропланы, – лишнее! Надобно только угол тихий и – бабу» .

Никифорычу все-таки удалось выследить Гурия Плетнева и арестовать его. Жена городового предупредила Алешу, чтобы тот был очень осторожен, поскольку Никифорыч вел слежку и за ним.

Осознавая всю бессмысленность своего существования, Алексей решил покончить жизнь самоубийством. На рынке он купил револьвер с четырьмя патронами и «выстрелил себе в грудь, рассчитывая попасть в сердце, но только пробил легкое» . Спустя месяц он вернулся к работе в булочной.

Среди посетителей тайной комнаты Деренкова особенно выделялся крупный широкогрудый мужчина. Это был Михаил Антонович Ромась по прозвищу Хохол. Он только что вернулся из Якутии, где находился в ссылке. Ромась открыл лавочку и организовал рыболовецкую артель, чтобы неприметно вести революционную пропаганду среди местных жителей. Мужчина пригласил к себе Алешу в качестве помощника и как-то быстро привязался к пареньку. Он много рассказывал о своей жизни, своих взглядах. После неудачной попытки самоубийства Алеша «чувствовал себя ничтожным, виноватым пред кем-то» , но благодаря Ромасю, его искреннему участию, он будто выпрямился, поверил в себя, свои силы.

Ромась и Алеша арендовали небольшую избу у Панкова – местного богача, который против воли отца женился по любви на бедной сироте. Алеша впервые увидел, как живут люди в селе, и жизнь эта оказалась безрадостной. Мужики пребывали «в непрерывном, каторжном труде» , от тяжелой жизни женщины часто жаловались на здоровье, а парни откровенно цинично относились к девкам, которые и рады были такому отношению. Было заметно, что «все люди села живут ощупью, как слепые, все чего-то боятся, не верят друг другу, что-то волчье есть в них» .

Староста и местные богатеи враждебно относились к Хохлу. Они не раз пытались на него напасть, и даже подкинули полено с порохом. Ромась спокойно отреагировал на эту подлость, но вскоре ненависть местных жителей перешла все границы, когда они отважились поджечь лавку с товаром. Алеша бросился спасать книги, лежавшие на чердаке. Когда драгоценные книги оказались в безопасности, неожиданно взорвалась бочка с керосином, преградив Алексею путь к отступлению. Поначалу он растерялся, но затем схватил «тюфяк, подушку, связку мочала, окутал голову овчинным тулупом Ромася и выпрыгнул в окно» . Алеше очень повезло: он остался цел, только ногу вывихнул.

Ромась понял, что в селе не будет у него спокойной жизни. Он продал остаток товара Панкову и подался в Вятку. На прощание Ромась посоветовал юноше не торопиться никого осуждать и напомнил, что «все проходит, все изменяется к лучшему. Медленно? Зато – прочно!». Встретиться им довелось лишь спустя пятнадцать лет, когда Ромась вернулся после очередной ссылки в Якутию.

Лишившись верного друга, Алексей чувствовал себя потерянным. Он по-прежнему ощущал на себе враждебность крестьян, и осенью решил уехать из села. Вместе с крестьянином Бариновым Алексей отправился на Каспийское море. Пережив немало приключений в дороге, они добрались до берегов Каспия, где устроились на работу в небольшую рыболовецкую артель на калмыцком промысле Кабанкул-бай.

Заключение

Мечта героя о получении образования так и не сбывается, и его университетом становится реальная взрослая жизнь. Однако юноша не унывает, и становится способным «учеником».

После ознакомления с кратким пересказом книги «Мои университеты» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Сочинение Анализ рассказа Мои университеты Горького

Максим Горький стал примером для многих детей и подростков Советского союза. Он был не только писателем, который посвятил свои произведения истории собственной жизни, но и наставником. В более зрелом возрасте Горький посещал детские дома, школы, пансионаты для проверки условий проживания детей, он был настоящим наставником детской души.

Читайте также:
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин - образ и характеристика

«Мои Университеты» входят в знаменитую трилогию о жизни писателя и является заключительной его частью. Его герой – Алексей Пешков, который прошел через все возможные тяготы жизни и вот повзрослел и стал юношей. В рассказе множество трогательных моментов, где парень прощается с детством и отрочеством. Особую горечь придает прощание Алеши с бабушкой, которая наставляет его. Оба героя понимают, что больше им не увидеться от этого и становится очень грустно.

По воле судьбы в городе Казань юноша начинает трудиться, вместо поступления в университет. Алеша работает по ночам в пекарне, откуда разносит хлеб вместе с запрещенной литературой. Таинственность литературы его так манило и так горько было то разочарование, которое он испытал.

Название «Мои университеты» не случайно. Не поступив в государственный университет, Алексей получает более важные знания умения и навыки, которые он накапливает и открывает сам. Сама жизнь стала его университетом. Казань показала ему тяжелый труд, ужас трущобной жизни и познал, что великую силу заключает в себе труд. После посещения клуба народников, вопрос о том, как сделать жизнь народа лучше становится основным на данный момент жизни.

Лев Толстой уже писал подобную трилогию о своем детстве, отрочестве и юности, но Горький решил это сделать как пример выхода обычного мальчика из нарда, где он может принимать активное участие по борьбе за лучшую судьбу народа. Максим Горький смог доказать. Что личность может не просто жить своей жизнью, но может и менять судьбу других.

Одной из главных изменений в герое являет собой изменение мировоззрения. Бабушка приложила много сил, чтобы Алексей вырос настоящим человеком. В итоге молодой человек умеет принимать важные решения и искать выход из любой самой сложной ситуации.

Горький хотел, чтобы «Мои университеты» послужили примером каждому молодому человеку в любом поколении. Он считал, что только на личном примере можно доказать людям, что в жизни возможно многгое, нужно только прикладывать множество усилий и труда.

Сочинение 2

Автобиографическое произведение Горького, написанное в эмиграции в двадцатые годы, повествует о молодости писателя. Испытывая в тот момент определенную неприязнь к советской системе, литератор хотел осмыслить свое революционное прошлое.

Главный герой не может поступить в Казанский университет из-за материальных затруднений и попадает в рабочие. Не имея специальности, он вынужден заниматься неквалифицированным трудом, и работает грузчиком, в лавке и в булочной. Несбывшиеся мечты о высшем образовании и необходимость выполнять непрестижную работу способствуют формированию у молодого человека радикальных взглядов.

Корнем подобных воззрений явно являлось недовольство своими социальным положением. Однако революционный писатель, несмотря на свои разногласия с коммунистами, ведет повествование в русле их взглядов. Он воспевает трудового человека и восхищается романтикой физического труда. Сложно сказать насколько описание радости при разгрузке баржи соответствует его реальным воспоминанием, и в какой степени Горький излагает свои взгляды. Однако это произведение насыщено идеологией, что свойственно для классика «пролетарской» литературы.

Горький описывает разных людей, встретившихся с героем. Это не только пролетарии, но и преступники, которых автор тоже описывает с известной долей симпатии. В трущобе, где живет Алексей, он встречается и со студентами. Один из них Гурий Плетнев вовлекает в революционный кружок народников, члены которого пытались создать подпольную типографию. Люди описаны писателем очень колоритно и правдоподобно. Главный герой, несмотря на занятие физическим трудом, предстает скорее в роли типичного интеллигента. Он тянется к знаниям, пытается разобраться в себе. Из-за безуспешности этих попыток он пытается покончить с собой, но неудачно.
Этот эпизод также показателен, так как стреляться в то время и в той среде было модно.

В целом можно заключить, что книга, несмотря на идеологические штампы, достоверно описывает социальную среду и внутренний мир главного героя, его становление, как революционера. Образ Алексея Пешкова выведен живым и не шаблонным.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Мои университеты

Популярные сегодня темы

Каждый человек время от времени ловит себя на внутреннем диалоге. Почему же это так необходимо и влияет на наше развитие? Разговор с собой с одной стороны может показаться весьма странным, но он необходим абсолютно каждому

Мои дедушка и бабушка живут в деревне. Это мамины родители. Они уже оба на пенсии, не работают и отдыхают. Я люблю бывать у них в гостях. Они не строгие, не ругаются и разрешают всё.

Часто встречаются ситуации, когда люди абсолютно не понимают друг друга. В чем заключаются причины сложившейся обстановки? Постараемся подробнее проанализировать данную тему. Каждый человек смотрит на мир

Гордей Торцов – один из центральных героев пьесы Александра Николаевича Островского «Бедность не порок». Он является братом Любима Торцова и имеет говорящее имя.

Главным героем произведения является молодой девятнадцатилетний лейтенант. Юноша прибывает в Брестскую крепость для того, чтобы пройти весь путь наравне с рядовыми солдатами

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: