Крылатые выражения Крылова – фразы из басен с объяснением

И. А. Крылов: крылатые выражения и пословицы из басен

В течение вот уже более двухсот лет живут герои басен И. А. Крылова. Их знают практически все жители России. Люди не только перечитывают произведения великого баснописца, но и в обиходной речи используют многочисленные крылатые выражения из басен Крылова. Нет, наверное, такой жизненной ситуации, в которой бы не была уместна одна из этих фраз. Ко многим явлениям часто невозможно подобрать лучшую характеристику, чем ту, что дают его герои.

  1. Басни как пьесы
  2. Сатирические фразы
  3. Житейская мудрость

Басни как пьесы

Многие слова и выражения Ивана Андреевича Крылова стали крылатыми неслучайно. Писатель сочинял свои басни в такой манере, которая больше всего способствовала запоминанию фраз, использованию их потом в речи. Да и сам жанр благоприятствовал этому.

Жанр басни предполагает речь афористичную, наполненную житейской мудростью. Словарь жанра должен включать только простые слова, а мудрость должна быть очевидной. Разновидностью стиля может быть басня, высмеивающая порок. В таком случае используются слова меткие, хлесткие.

В обоих случаях слова быстро запоминаются, и смысл басни бывает легко восстановить по одному-двум крылатым словам. Когда случается дать оценку характерной жизненной ситуации, вспоминается подходящий афоризм из басен-притч. А с помощью словечка из басни-комедии бывает полезно посмеяться над каким-либо собственным недостатком.

Оба типа произведений присутствуют у Крылова. Но его манера отличается особенностью: его басни можно назвать пьесами, так как они очень похожи на маленькие сценические постановки. В них преобладают диалоги, тогда как слова автора лишь кратко комментируют происходящее. Как на сцене или на экране: действия и слова героев и голос за кадром.

Благодаря такой манере, образы героев становятся наглядными, произносимые ими слова и краткие замечания автора откладываются в памяти. А действие в целом приобретает завершенность и лаконичность.

Достоинства крыловской манеры можно проверить. Для этого достаточно разыграть какую-нибудь его басню в виде сценки. И взрослые, и дети сразу заметят: постановка не потребует лишнего реквизита, кроме масок, а роли будут почти целиком состоять из фразеологизмов.

Сатирические фразы

Произведения, построенные на высмеивании пороков, являются характерными для И. А. Крылова. Это связано с тем, что он с самого начала писательской деятельности творил в жанре сатиры. Он изображал человеческие недостатки, с которыми сталкивался в литературной среде, а также отрицательные черты, присущие всем людям.

Невозможно выписать все сатирические фразы писателя. Он постоянно возвращался к этому жанру, а некоторые произведения, изданные в ранние годы, даже не включал в собрания своих сочинений.

Вот некоторые сатирические крылатые выражения из басен и их значения:

  • Например, люди взялись за дело, в котором не разбираются. С помощью каких-то ухищрений они пытаются получить результат, но ничего не получается. В таком случае приводят фразу из «Квартета»: «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь».
  • Когда кто-то льстит другому, чтобы поживиться за его счет, такого льстеца пародируют словами лисицы к вороне: «Голубушка, как хороша!».
  • Из этой же басни «Ворона и лисица» цитируют слова автора про доверчивость вороны, когда имеют в виду человека, поверившего льстецу: «Ворона каркнула во всё воронье горло».
  • Фразу из «Осла и соловья» вспоминают, когда о выдающихся людях начинает судить человек, который не может подняться над своим невысоким уровнем. В этой басне осел, не разбирающийся в пении, советует соловью поучиться пению у петуха: «А жаль, что незнаком ты с нашим петухом».
  • Пословица «Услужливый дурак опаснее врага» значит, что даже доброе намерение может привести к беде, если осуществляется без ума. В басне «Пустынник и медведь», где звучат эти слова, услуга глупого медведя привела к гибели пустынника.
  • «А филосо́ф без огурцов». Так говорят о человеке, который вместо того, чтобы делать дело, бесконечно рассуждает о том, с какой стороны приступить к делу («Огородник и философ»).

Сатирические произведения Крылова актуальны, как будто автор написал их в настоящее время. В некоторых произведениях встречаются детали (бытовые, профессиональные, языковые), которых нет в современной жизни. Поэтому и сатирическая острота́, казалось бы, должна сейчас уже не восприниматься.

Но видимо, автор во всех комических произведениях говорит о явлениях, у которых меняются лишь названия, а суть остается. Он показывает вечные человеческие недостатки: глупость, легковерие льстецам, стремление к легкой наживе, и другие. Поэтому читатель любой эпохи без лишних объяснений уясняет нравственный урок, содержащийся в каждой сатирической басне.

Житейская мудрость

В другой половине своих произведений баснописец ставит целью показать благородные стороны человеческого характера. Здесь и сюжет, и слова героев, и авторские замечания, — всё стремится показать истину, научить мудрости.

Построение таких басен особое. Если в них есть герой неразумный или демонстрирующий какой-то другой недостаток, то обязательно ему противопоставлен мудрец или вообще положительный герой. Он-то и произносит запоминающуюся фразу, ставшую поговоркой. Если в притче изображаются эпизоды из жизни, то часто сравнивается худшая ситуация с лучшей. Тогда крылатую фразу можно прочитать в словах автора.

Сами крылатые выражения чаще всего имеют вид кратких поучений, чеканных моральных норм, умещающихся в одном предложении или в одной стихотворной строке. Зачастую эти фразы сформулированы настолько лаконично и однозначно, что не требуют пояснения смысла.

Вот несколько цитат из таких притч:

  • В «Коте и поваре» автор советует: «Речей не тратить по-пустому, где нужно власть употребить».
  • «А вору дай хоть миллион — он воровать не перестанет» — замечает писатель в «Крестьянине и лисице».
  • «Лучше верного держаться, чем за обманчивой надеждою гоняться» — говорит автор, рассказав историю пастуха, попавшего в передрягу, зато приобретшего жизненный опыт («Пастух и море»).
  • «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет» — это знает каждый из басни «Лебедь, щука и рак».
  • Медведь из «Зеркала и обезьяны» говорит фразу, которую напоминают всем, кто ищет причину неудач не в себе самом, а в окружающих: «Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»
  • «Ты сер, а я, приятель, сед» — вслед за героем басни «Волк на псарне» говорят люди, обращаясь к тому, кто хочет их обмануть.
Читайте также:
Евгений Онегин цитаты о любви главных героев романа А.С. Пушкина

Мудрость крылатых фраз из басен Крылова и его сатира не зря перешли в речевой обиход. Причина устойчивости этих выражений — в укорененности их в народной мудрости. Что хорошо, а что плохо, люди знали всегда; гениальные же писатели облекали это знание в поэтические образы. Их герои воспроизводят народную мудрость в форме лаконичных фраз, и в форме таких образных выражений и поговорок знание добра и зла возвращается к народу.

Источник вдохновения творчества И. А. Крылова — в русском национальном духе, как указывал литературный критик В. Г. Белинский. В свою очередь, творчество баснописца стало, по выражению Н. В. Гоголя, «достоянием народным».

2216. Крылатые выражения из басен Крылова и их значение Русский язык

Сочинение — Крылатые выражения из басен Крылова. Русский язык и литература

Басни Ивана Андреевича напоминают нам детство, когда мы любили слушать интересные истории, но мало кто задумывался о посыле этих басен.

«У сильного всегда бессильный виноват». Такова первая строчка «Волка и ягненка». Сюжет басни хрестоматийный и неоригинальный, к нему обращалось множество писателей в разное время, но И.А.Крылов покорил сердца народа с первой фразы. Писатель использовал необычный прием, поместив мораль в начало басни, а не в конец. В том, что это удачное решение, сомневаться не приходится.

«Услужливый дурак опаснее врага». Ещё одно меткое изречение, которое затрагивает необычную тему. Если вопрос сильных и слабых стоял всегда и имеет множество вариаций и в фольклорной, и в авторской литературе, то этот афоризм, возможно, уникален, но по ходу событий писатель умело иллюстрирует мысль. Именно поэтому она нашла отклик и стала крылатой.

«А воз и ныне там». Это цитата из басни «Лебедь, щука и рак», которую знает наизусть, наверное, каждый, кто учился в российской школе. Афоризм распространен еще сильнее. Ведь так знакомы и жизненны ситуации, в которой сложно договориться людям, взявшимся за общее дело. Если в коллективе сразу несколько инициативных и деятельных членов, очень часто их потенциал расходуется на ссоры, а не на работу, забытую и отложенную в сторону. Это произведение И.А.Крылова одно и самых коротких, но оно определённо заслуживает места в числе лучших за прославленный афоризм.

«Слона-то я и не приметил». Эта цитата позабавит любого ребенка, а взрослый не останется равнодушным к самой басне «Любопытный», основанной на реальном случае из жизни писателя. В этом произведении мало привычной для жанра морали, но оно влюбляет в себя легкой и светлой иронией.

«Где силой взять нельзя, там надо полукавить». Что этой фразой в басне «Три мужика» хотел сказать Крылов? Лгуны и льстецы легко улаживают все вопросы, даже те, которые силой решить сложно. В чём смысл? Надо уметь «вертеться», иногда приукрашивать и преувеличивать что-то, быть более хитрыми, тогда можно, не тратя лишних усилий добиться желаемого.

«А где пастух дурак, там и собаки дуры», — отрывок из басни «Волк и Волчонок». Ничего не знающих человек ничему не может научить других, а если и сможет, то за качество знаний не отвечает. В современном мире такая ситуация встречается довольно часто. На примере животных, Иван Андреевич рассказывает о людях.

«Из басни сей нам видеть можно, что как бывает жить ни тошно, а умирать ещё тошней», — в басне «Крестьянин и смерть» Крылов говорит о том, что люди жалуются на свои проблемы, на всё плохое, но они живут, когда коса смерти нависнет на ними, им будет не до этого, будет не на что жаловаться, уже не будет ничего. Жаловаться умеют все, но когда человек на смертном одре, он будет молить о пощаде, согласен будет смириться со всем и довольствоваться жизнью, какой бы она не была, ведь жить лучше, чем гнить в могиле.

«Невежда так же в ослепленье бранит науки и ученье и все учёные труды, не чувствуя, что он вкушает их плоды», — известная фраза из басни «Свинья под дубом». Часто люди выражают своё недовольство по отношению к технологиям, другим людям, будем говорить честно, эти создания вечно всем недовольны. Но обоснованы ли такие замечания? В большинстве случаев, нет. Сетуя на что-либо, человек пользуется благами, хотя сам не способен ни на что. Но так устроены люди, им просто необходимо найти того, на кого можно обратить своё недовольство.

«А ларчик просто открывался», — со школьной парты нам знакома басня «Ларчик». Часто ответ лежит на поверхности, но люди начинают искать подвох, сложные решения, когда всё куда проще.

Басни Крылова помогают нам посмотреть на себя со стороны и помнить, что « Pulvis et umbra sumus». Иван Андреевич высмеивает людей на примере животных, показывает нашу истинную сущность без прикрас и аффектаций.

Басни И.А.Крылова – это интересные и поучительные истории, прочно вошедшие в народную культуру. Многие строки из них хороши сами по себе. Они получили заслуженное место в русской речи. Некоторые люди даже не знают, откуда взялись их любимые «поговорки». Это печально, но куда важнее то, что афоризмы живы. Они активно используются, и интерес к басням не падает по сей день.

Для большинства русских людей слово «басня» ассоциируется в первую очередь с именем И.А.Крылова. В коротких стихотворных произведениях писатель мастерски умещает мудрые мысли, которые даже в наше время могут по достоинству оценить и взрослые, и дети. Часть строк прижилась в народе настолько, что изречения из басен перешли в разряд афоризмов. Практически в каждой басне есть хоть одна фраза, ставшая крылатой, но некоторые особенно популярны.

Читайте также:
Лилечка, Маяковский: читать онлайн бесплатно

«Афоризмы и крылатые выражения, вышедшие из басен И.А. Крылова»

Одной из актуальных проблем современности становится поиск ответов на вопросы, которые ставит сама жизнь. Как не следует поступать, кто заслуживает доверия, кого стоит пожалеть. Умный совет, по-житейски нехитрое наставление, мудрое, похожее на пословицу поучение при образном и ярком поэтическом языке – вот секрет долголетия крыловских басен.

Крыловские персонажи по-прежнему узнаваемы. Достаточно включить телевизор или полистать газету и обязательно попадутся и «моська», лающая на слона, и «Васька», который «слушает да ест».

Скачать:

Вложение Размер
научный проект 49.05 КБ

Предварительный просмотр:

Городское научное соревнование «Юниор – 2014»

«Афоризмы и крылатые выражения,

вышедшие из басен И.А. Крылова»

Седиков Фёдор Анатольевич ,

Обучающийся 5 «В» класса

учитель русского языка и литературы

Кемерово 2014 год

Глава 1.В мастерской баснописца

§1.Из истории жанра басни

§2. Чем отличаются крылатые выражения от афоризмов и почему их используют в речи?

§3.Своеобразие афоризмы и крылатые выражения, вышедших из басен И.А.Крылова

Глава 2. Афоризмы и крылатые выражения, вышедшие из басен И.А. Крылова

§1.Классификация афоризмов и крылатых выражений

§2.Афоризмы в речи современного школьника

Список использованной литературы

Одной из актуальных проблем современности становится поиск ответов на вопросы, которые ставит сама жизнь. Как не следует поступать, кто заслуживает доверия, кого стоит пожалеть. Умный совет, по-житейски нехитрое наставление, мудрое, похожее на пословицу поучение при образном и ярком поэтическом языке – вот секрет долголетия крыловских басен.

Крыловские персонажи по-прежнему узнаваемы. Достаточно включить телевизор или полистать газету и обязательно попадутся и «моська», лающая на слона, и «Васька», который «слушает да ест».

Творчество И. А. Крылова неоднократно становились объектом исследования как литературоведов, так и лингвистов. А. А. Потебня, Н. А. Добролюбов, В. Г. Белинский, Н. Л. Степанов, В.В. Виноградов, и многие другие посвящали свои труды творчеству баснописца.

Объектом исследования являются басни И.А.Крылова.

Предмет исследования составляют афоризмы и крылатые выражения,

вышедшие из басен И.А. Крылова.

Цель данной работы состоит в выявление особенностей афоризмов и крылатых выражений из басен И.А.Крылова.

В соответствии с поставленной целью выдвигаются следующие задачи :

  1. Сформировать фактологическую базу исследования;
  2. На основе обзора представленных по данной теме работ определить понятия «афоризм» и «крылатое выражение»;
  3. Создать классификацию афоризмов из басен Крылова;
  4. Выявить насколько афоризмы распространены в школе.

Цель и задачи настоящей работы определили выбор методов анализа : метод научного описания, метод комплексного анализа афоризмов и крылатых выражений, количественный прием статистического метода.

Источником материала исследования является басни И.А. Крылова.

Фактологическую базу исследования составляют около 100 басен, содержащих в себе афоризмы и крылатые выражения.

Теоретической базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных исследователей творческого наследия И. А. Крылова (В. А. Архипов, В. И. Коровин, Н. Л. Степанов и др.), жанра басни и басенного образа (Аристотель, В. Г. Белинский, Л. С. Выготский, А. А. Потебня, Б. В. Томашевский и др.).

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что и сегодня знают и используют в своей речи крылатые выражения и афоризмы из басен И.А.Крылова, чтобы сделать свою речь яркой и образной.

Практическая ценность данной работы заключается не только в акцентуализации внимания на проблеме изучения языка басен, но и в возможности применения выводов и материалов исследования в быту. Жизнь обязывает нас уметь общаться и грамотно выходить из разных ситуаций.

Структура работы определяется ее исследовательскими задачами. Работа состоит из Введения, двух Глав, Заключения, Списка использованной литературы.

Во Введении обосновывается актуальность выбора темы исследования, определяются его объект, предмет, цель и конкретные задачи, теоретическая и практическая значимость, перечисляются методы анализа.

В теоретической части дается характеристика основных понятий, используемых в исследовании.

Практическая часть строится на описание хода проведенного исследования и обсуждение полученных результатов.

В Заключении подводятся итоги проделанной работы.

Глава 1.В мастерской баснописца

§1.Из истории жанра басни

Ба́сня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей.

Басня — один из древнейших литературных жанров. В Древней Греции был знаменит Эзоп (VI—V века до нашей эры), писавший басни в прозе. В Риме — Федр (I век нашей эры). В Индии сборник басен «Панчатантра» относится к III веку. Виднейшим баснописцем нового времени был французский поэт Жан Лафонтен (XVII век).

В России развитие жанра басни относится к середине XVIII — началу XIX веков и связано с именами А. П. Сумарокова, И. И. Хемницера, А. Е. Измайлова, И. И. Дмитриева, хотя первые опыты стихотворных басен были ещё в XVII веке у Симеона Полоцкого и в первой половине XVIII века у А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского. В русской поэзии вырабатывается басенный вольный стих, передающий интонации непринуждённого и лукавого сказа.

Басни И. А. Крылова с их реалистической живостью, здравомысленным юмором и превосходным языком знаменовали расцвет этого жанра в России.

Позаимствовав сюжеты у предшественников (Эзопа, Лафонтена, Сумарокова), Крылов наполнил басни новым содержанием; главным стало создание обобщенного образа человеческого характера. Мораль его басен заключает в себе яркие, точные образные выводы, ставшие широко известными афоризмами.

§2. Чем отличаются крылатые выражения от афоризмов и почему их используют в речи?

Отличительная особенность басен Крылова – яркость, афористичность языка.

А что значит афористичность языка? Близость лексического строя к ярким, запоминающимся оборотам, – афоризмам.

Словарь иностранных слов дает такое определение афоризма: «Афори́зм (греч. αφορισμός, «определение») — оригинальная законченная мысль, изречённая или записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми.

Характерные особенности афоризмов: лаконичность и отточенность, оригинальная формулировка мысли, авторство.

Художественные приемы афоризмов: антитеза (противопоставление), гипербола (преувеличение), параллелизм (прием поэтической речи, состоящий в сопоставлении двух явлений путем параллельного их изображения).

Велика роль афоризмов в жизни человека. Они объединяют людей всех эпох и народов, выражают общечеловеческие ценности, охватывают все стороны жизни человека.

Чем же отличаются афоризмы от крылатых выражений?

Название слова «крылатое» исходит от Гомера, который в своих поэмах «Илиада» и «Одиссея» называл так слова, срывающиеся с уст говорящего и «перелетающие» непосредственно к слушателю. Применение в качестве литературного термина это слово получило только в конце XIX в. после выхода в свет книги немецкого ученого Г. Бюхмана «Крылатые слова» (1864). В русском языке этот термин стал применяться после издания в 1890 г. книги С. В. Максимова «Крылатые слова», содержащей его собственные несколько расширенные толкования этих слов.

Крылатое слово часто понимается как какой-то сборный термин, объединяющий меткие выражения, литературные цитаты, изречения исторических лиц, распространенные афоризмы. Однако если обратиться к сборникам крылатых слов, то можно обнаружить, что крылатое слово, в отличие от афоризмов, не имеет завершенного умозаключения. Это скорее понятие, а не суждение. Афоризм всегда эквивалентен предложениям, крылатое слово часто эквивалентно словам: «кот наплакал» — мало; «у черта на куличках» — далеко. Основные свойства крылатых, или «летучих», слов — меткость и краткость, благодаря которым они легко.

Крылатое слово, в отличие от афоризма, как бы не имеет своего самостоятельного значения, оно всегда ассоциируется с той ситуацией, в которой оно возникло, — иначе оно не понятно. «Васька слушает, да ест» (Крылов). О чем может говорить эта фраза? Кот ест и что-то слушает — и только. Вся соль здесь в том, что повар читает нотацию коту, вместо того чтоб его прогнать, подобно людям, применяющим уговоры вместо наказания.

Таким образом, крылатое слово следует считать самостоятельным литературным термином, не имеющим отношения к афоризму. От афоризма он отличается отсутствием смыслового умозаключения тем, что имеет многозначность использования и нередко переносный смысл.

§3.Своеобразие афоризмы и крылатые выражения, вышедших из басен И.А.Крылова

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Анализируя афоризмы Крылова, стоит обратить внимание на то, что они выросли на русской национальной почве народной лексики. Баснописец смело использует просторечные слова и конструкции: «рыло», «мужик», «навоз», «скотина», «увидь», «то к темю их прижмет», «в ушах у гостя затрещало». В.Г.Белинский отмечал: «Эти идиомы, эти русицизмы, составляющие народную физиономию языка; его оригинальные средства и самобытное, самородное богатство уловлены Крыловым с невыразимой верностью» [2].

И.А.Крылов одним из первых в русской литературе проник в самую душу народного языка со всеми его оттенками и богатствами. Он стал писать не для немногих, а для всего народа, не выдумывая новых слов, не калеча и не уродуя языка, не манерничая и не подлаживаясь под простонародную речь. Он хорошо знал, как бесконечно богат и красочен родной язык.

В.Виноградов отмечал три основных процесса стилистических перемещений в работе И. А. Крылова над языком басен [4].

Во-первых, Крылов открывает дорогу в литературу для различных оттенков простонародной речи: “Барыш большой на всем он слупит, || Забыл совсем, что есть наклад” (“Фортуна в гостях”)

Во-вторых, Крылов свободно вводит в строй литературного произведения, не только в диалогах, но и в авторском повествовании, черты синтаксиса устной разговорной речи с типичными для нее эллипсисами, подразумеваниями и идиоматическим своеобразием. Послушать-кажется, одна у них душа, А только кинь им кость – так что твои собаки (Собачья дружба).

В-третьих, Крылов смело и искусно смешивает архаические и традиционно-книжные формы литературного выражения с просторечными словами и формами: Младая лань, своих лишась любезных чад, Еще сосцы млеком имея отягчении, Нашла в лесу двух малых волченят. И стала выполнять долг матери священный, Своим питая их млеком [4].

Крылов не только умело использует в своих баснях народные пословицы и поговорки, многие его строки сами становятся народной мудростью, благодаря использованию живого разговорного языка. Например: “А Васька слушает, да ест”; “А ларчик просто открывался”; “Слона-то я и не приметил”; “Соседушка, я сыт по горло”, – отпирается Фока. Мы живо представляем себе людей среднего сословия, их настроения и чувства.

Глава 2. Афоризмы и крылатые выражения, вышедшие из басен И.А. Крылова

§1.Классификация афоризмов и крылатых выражений

Чтобы доказать, что Крылов является мастером афоризма, необходимо выделить из текстов басен разные виды афоризмов. Затем систематизировать и классифицировать их.

1. По месту расположения в басне афоризмы могут находиться

1.1) в самом заглавии : демьянова уха, Тишкин кафтан;

1.2) в начале басни: Мартышка к старости слаба глазами стала, У сильного всегда бессильный виноват; Из дальних странствий возвратясь; Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет.

1.3) в дидактическом выводе: А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь; Беда, коль пироги начнет печи сапожник, А сапоги тачать пирожник; Пой лучше хорошо щегленком, Чем дурно соловьем; Что сходит с рук ворам, За то воришек бьют; Избави, бог, и нас от этаких судей .

  1. По синтаксической принадлежности афоризмы могут быть представлены

2.1) словосочетанием : зелен виноград; медвежья услуга; рыльце в пуху; огурец с гору.

2. 2) простым предложением : А Васька слушает да ест; Наши предки Рим спасли; От радости в зобу дыханье сперло; Слона-то я и не приметил; А ларчик просто открывался.

2.3) сложным предложением : Кукушка хвалит петуха За то, что хвалит он Кукушку; Лебедь рвется в облака, Рак тащится назад; Хоть видит око, да зуб неймет.

3. Афоризмы, перешедшие в разряд поговорок:

Полают да отстанут.

– В семье не без урода.

4. По идейно-тематическому содержанию:

5. Человеческие пороки и афоризмы:

5.1) Человек не на своем месте:

А вы, друзья, как ни садитесь…

Беда, коль пироги начнет

Если голова пуста, то голове

Ума не придадут места.

Кукушка хвалит петуха

За то, что хвалит он Кукушку.

От радости в зобу дыханье сперло…

5.3) О труде: А я, родясь труды для общей пользы несть,

Не отличать ищу свои работы,

Но утешаюсь тем, на наши смотря соты,

Что в них и моего хоть капля меду есть.

Без труда не выловишь рыбку из пруда.

5.4) О хвастовстве: Над хвастунами хоть смеются,

А часто в дележе им доли достаются.

5.5) О глупости: Кто знатен и силен, Да не умен, Так худо, ежели и с добрым сердцем он.

5.6) О жадности: Мне за песни и за сон, Не надобен и миллион. Почти у всех во всем один расчет: Кого кто лучше проведет, И кто кого хитрей обманет.

5.7) О социальной несправедливости.

5.8) Деспотизма и произвола власти, пародии государственных институтов:

Что пользы нет большой тому знать птичий быт.

Кого зверьми владеть поставила природа…

У сильного всегда бессильный виноват…

– А вы друзья как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь».

  1. История отечества в афоризмах И.А.Крылова.

Во многих своих баснях Крылов выражает народные взгляды на Отечественную войну 1812 года: «Ворона и Курица», «Обоз», «Щука и кот».

§2.Афоризмы в речи современного школьника

В ходе проведенной исследовательской работы были отобраны наиболее яркие афоризмы из басен Крылова ( см . приложение 1 ).

Для того, чтобы выяснить уровень распространенности афоризмов в нашей школе был разработан опросник ( см. приложение 2 ), а так же определены группы, участвующие в опросе. Это учащиеся 5, 8 и 11класса

Для обработки данных была составлена сводная ведомость.

Анализируя анкетные данные можно сделать соответствующие выводы. Ученики 5 и 11 классов в 70% знают, что такое «афоризмы», но не могут закончить предложенные им афоризмы и не могут предложить свои варианты ответов. В то время как учащиеся 8 класса в 100% не знают определения «афоризма», хотя прекрасно заканчивают предложенные начала афоризмов, но предложить свои не могут. О неосведомленности об афоризмах учеников 5 класса можно предположить, что они еще мало изучали творчество И.А.Крылова и недостаточно опытны в жизни, чтобы знать и использовать афоризмы.

Большинство опрошенных знают «крылатые» выражения великого баснописца, хотя многих смущает само слово «афоризм», ведь не каждый взрослый человек знает и помнит, что это такое, но в повседневной жизни все равно мы часто слышим знакомые нам слова великого баснописца

Знакомство с баснями Крылова настолько увлекло меня, что и мне захотелось оказаться в роли баснописца. Вот, что из этого получилось.

“Как я сочинял басню”

Открываю я дневник

И читаю в тот же миг –

Я скорей на стул сажусь,

По интернету пробегусь.

Подкачал меня «инет».

Тут мама подскочила,

“GOOGLE” в клик открыла,

Стала там читать

И басни подбирать,

Но басни ни одной

И крикнула “Родной!”

Тут папа подскочил

И ссылку получил:

Там басня про “Квартет”

Морали лучше нет:

“А вы друзья как не садитесь

Всё в баснописцы не годитесь!”

Проведённое нами исследование позволяет сделать следующие выводы.

Афоризм отличается от крылатого выражения законченностью мысли, крылатое выражение не имеет такой завершенности умозаключения. Крылатое выражение имеет многозначность использования и нередко переносный смысл. Афоризмы имеют преимущественно прямой смысл.

Употребление в речи крылатых выражений позволяет метко и кратко выразить свою мысль, дать оценку явлению или предмету.

Знание крылатых слов обогащает нашу речь, делает ее выразительной, красноречивой.

Почему же мы редко используем афоризмы? Почему обедняем свою речь? Наверное, так действует на нас закон экономии речевых усилий.

Времена меняются, а взаимоотношения людей, их пороки и недостатки всё те же: жадность, зависть, лень, невежество, угодничество. И ёмкие афоризмы великого баснописца не устарели до сих пор.

Список использованной литературы

  1. Алпатова Л.А. Уроки И.А.Крылова: скрытый смысл басен Крылова / Л.А. Алпатова //Литература в школе, 2008. №12.
  2. Белинский В.Г. Малышева К.М. О Крылове: сборник статей и высказываний. – М, 1944.
  3. Большая литературная энциклопедия. М., 2003
  4. Виноградов, В.В. Язык и стиль басен Крылова / В.В.Виноградов // Языковая природа афоризма. – Могилев, 2001
  5. Горбачев, А.Ю. Натура и культура в баснях И.А.Крылова А.Ю.Горбачев Русский язык и литература. – 2004, – №4
  6. Кимягарова Р.С. словарь языка басен Крылова.-М., 2006.
  7. По басням Крылова: К урокам словесности // русский язык в школе. -1993.
  8. Степанов Н.Л. Мастерство Крылова Баснописца, / Н.Л. Степанов // М.- 1956
  9. Эзоп. Лафонтен. Крылов. Полное собрание басен в одном томе.-М., 2011.-С.765-1161.

Афоризмы и крылатые выражения из басен И.А.Крылова:

Открытое мероприятие по теме «Крылатые выражения в баснях Крылова И.А.»

Значение крылатые выражений и пословиц

На протяжении всей жизни человек рано или поздно обращается к поучительным произведениям Ивана Андреевича Крылова. С помощью увлекательных сюжетов с участием животных писатель раскрывает истинные черты людей или общества в целом, указывая на достоинства, высмеивая недостатки. Его помощниками становятся такие фразы, которые прочитав или услышав хотя бы раз забыть невозможно.

Одним из устойчивых сочетаний, которое встречается в басне «Лебедь, рак и щука» является — «Да только воз и ныне там». Это предложение подводит итог отношениям трех героев, которые тянули воз по своему желанию в разные стороны. На примере подобного эпизода автор указывает на важнейшее отрицательное качество – отсутствие взаимопонимания. Поэтому дело, которое могло стать выигрышным, получилось проигрышным. Их разобщенность ни привела ни к какому результату.

Басня «Стрекоза и муравей» содержит фразу – «Как под каждым ей листком был готов и стол, и дом», которая характеризует людей, на которых намекает автор, как стремящихся к легкой наживе. Им свойственен такой стиль жизни, при котором они не прикладывают усилий для создания уюта, заработка денег и т.д. Однако в бездействии ждут самое лучшее. Подобное ожидание приводит к разорению или отсутствию исполнения желаний. Здесь же встречается фраза «Лето красное пропела», которая подчеркивает упущенное время, когда можно было создать все условия для дальнейшей жизни, но этого не было сделано.

«А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь» — известная фраза из басни «Квартет, которая содержит важную мысль о том, что, если нет таланта, умения выполнять что-либо, то ничто не поможет. Фраза является характеристикой тех людей, которые без навыков берутся за непосильное для себя дело.

«Зеркало и обезьяна» раскрывает истину о том, что в отражении обезьяна видела именно свой образ. Выражение «не лучше ль на себя оборотиться?» говорит об умении анализировать свои поступки. Только после этого можно с критикой относиться к окружающим, когда будешь уверен, что поступаешь правильно.

Таким образом, каждая фраза из приведенных выше и других басен И. А. Крылова, ставшая со временем устойчивым выражением, а также пословицы имеют глубокое содержание. Они переносят признаки и действия с животных на людей, доказывая поступками и диалогами житейскую мудрость, опыт, указывая на ошибки, которых необходимо избегать в будущем.

Пословицы из басен Крылова


Из всех русских басен самые известные — те, что написал Иван Андреевич Крылов. А сколько мудрости заключено в них! Многие меткие выражения из басен Крылова прочно вошли в разговорную речь и стали пословицами.

В школах часто дают задания подобрать пословицы из басен или припомнить, из какой басни та или иная пословица. Здорово помогает в выполнении этого задания «Словарик школьника. Пословицы, поговорки и крылатые выражения» (автор О. Д. Ушакова). Там мы находим целый раздел, посвященный этой теме.

Но полезнее всего для умственного развития взять сборник басен Крылова и поискать крылатые выражения самостоятельно. Те фразы, что покажутся вам известными, меткими, активно употребляемыми нами в речи, и есть пословицы или крылатые выражения.

Спорный момент: следует считать выражения из басен Крылова пословицами или крылатыми выражениями. Меткие фразы Крылова со временем обрели пословичную мудрость. Они образные, меткие, ритмичные по форме, прочно вошли в обиходную речь и имеют назидательное содержание. А эти черты, если обратиться к толковым словарям, присущи пословицам.

Итак, пословицы из басен Крылова можно припомнить следующие:

Волк и Ягнёнок

  • У сильного всегда бессильный виноват.
  • Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.

Орёл и Куры

  • Орлам случается и ниже кур спускаться, Но курам никогда до облак не подняться!

Щука и Кот

  • Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, А сапоги тачать пирожник…

Петух и Жемчужное Зерно

  • Навозну кучу разрывая, Петух нашёл Жемчужное Зерно…
  • Невежи судят точно так: В чём толку не поймут, то всё у них пустяк.

Обоз

  • Всё кажется в другом ошибкой нам; А примешься за дело сам, Так напроказишь вдвое хуже.

Слон на воеводстве

  • Кто знатен и силён, Да не умён, Так худо, ежели и с добрым сердцем он.

Пушки и Паруса

  • Держава всякая сильна, Когда устроены в ней все премудро части…

Заяц на ловле

  • Над хвастунами хоть смеются, А часто в дележе им доли достаются.

Скупой и Курица

  • Скупой теряет всё, желая всё достать.

Волк и Журавль

  • Что волки жадны, всякий знает: Волк, евши, никогда Костей не разбирает.

Обезьяна

  • Как хочешь ты трудись, Но приобресть не льстись Ни благодарности, ни славы, Коль нет в твоих трудах ни пользы, ни забавы.
  • Мартышка вздумала трудиться: Нашла чурбан — и ну над ним возиться!
  • Трудишься много ты, да пользы в этом нет.

Гуси

  • Да наши предки Рим спасли!
  • Оставьте предков вы в покое: Им поделом была и честь; А вы, друзья, лишь годны на жаркое.

Слон и Моська

  • По улицам Слона водили, Как видно, напоказ. Известно, что Слоны в диковинку у нас…
  • Ай, Моська! знать, она сильна, Что лает на Слона!

Лев и Комар

  • Бессильному не смейся И слабого обидеть не моги! Мстят сильно иногда бессильные враги: Так слишком на свою ты силу не надейся!

Прохожие и Собаки

  • Завистники, на что ни взглянут, Подымут вечно лай; А ты себе своей дорогою ступай: Полают да отстанут.

Пустынник и Медведь

  • Хотя услуга нам при нужде дорога, Но за неё не всяк умеет взяться: Не дай бог с дураком связаться! Услужливый дурак опаснее врага.

Бумажный Змей

  • Напрасно о себе ты много так мечтаешь! Хоть высоко, но ты на привязи летаешь.

Зеркало и Обезьяна

  • Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

Волк и Волчонок

  • …Сперва мне ведать надо, Каков пастух у стада?…
  • А где пастух дурак, там и собаки дуры.

Волк и Лисица

  • Охотно мы дарим, Что нам не надобно самим.

Квартет

  • Проказница-Мартышка, Осёл, Козёл Да косолапый Мишка Затеяли сыграть Квартет.
  • Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.
  • А вы, друзья, как ни садитесь, Всё в музыканты не годитесь.

Волк и Пастухи

  • Какой бы шум вы все здесь подняли, друзья, Когда бы это сделал я!

Скворец

  • У всякого талант есть свой; Но часто, на успех прельщался чужой, Хватается за то иной, В чём он совсем не годен.
  • Берись за то, к чему ты сроден, Коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец.
  • Пой лучше хорошо щеглёнком, Чем дурно соловьём.

Две Бочки

  • Но как та Бочка ни громка, А польза в ней не […] велика.
  • Кто про свои дела кричит всем без умолку, В том, верно, мало толку…
  • Великий человек лишь громок на делах, И думает свою он крепку думу Без шуму.

Любопытный

  • Слона-то я и не приметил.

Лебедь, Щука и Рак

  • Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт, И выйдет из него не дело, только мука.
  • Да только воз и ныне там.

Мышь и Крыса

  • Коль до когтей у них дойдёт, То, верно, льву не быть живому: Сильнее кошки зверя нет!
  • Когда боится трус кого, То думает, что на того Весь свет глядит его глазами.

Гребень

  • Поколе совесть в нас чиста, То правда нам мила и правда нам свята… Её и слушают и принимают; Но только стал кривить душей, То правду дале от ушей…

Чиж и Голубь

  • Вперёд чужой беде не смейся, Голубок.

Туча

  • Когда бы на поля свой дождь ты пролила, Ты б область целую от голода спасла; А в море без тебя, мой друг, воды довольно.

Осёл и Соловей

  • Избави бог и нас от этаких судей.
  • А жаль, что незнаком Ты с нашим Петухом: Ещё б ты боле навострился, Когда бы у него немножко поучился.

Лисица и Осёл

  • А мне чего робеть? И я его лягнул: Пускай ослиные копыта знает.
  • Так души низкие, будь знатен, силен ты, Не смеют на тебя поднять они и взгляды: Но упади лишь с высоты — От первых жди от них обиды и досады.

Собачья дружба

  • Послушать — кажется, одна у них душа, — А только кинь им кость, так что твои собаки!

Крестьянин и Змея

  • Когда почтен быть хочешь у людей, С разбором заводи знакомства и друзей!

Лисица и Виноград

  • Хоть видит око, Да зуб неймёт.

Мельник

  • Беда б не велика сначала, Когда бы руки приложить…

Две Собаки

  • Как счастье многие находят Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!

Кукушка и Петух

  • За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку.

Пруд и Река

  • Так дарование без пользы свету вянет, Слабея всякий день, Когда им овладеет лень…

Охотник

  • Как часто говорят в делах: ещё успею, Но надобно признаться в том, Что это говорят, спросяся не с умом, А с леностью своею.

Стрекоза и Муравей

  • Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши!

Свинья под Дубом

  • Невежда так же в ослепенье Бранит науки и ученье И все учёные труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Волк и Кукушка

  • Чем нравом кто дурней, Тем более кричит и ропщет на людей. Не видит добрых он, куда ни обернётся, А первый сам ни с кем не уживётся.

Волк на псарне

  • С волками иначе не делать мировой, Как снявши шкуру с них долой.

Пчела и Мухи

  • Кто с пользою отечеству трудится, Тот с ним легко не разлучится; А кто полезным быть способности лишён, Чужая сторона тому всегда приятна: Не бывши гражданин, там мене презрен он, И никому его там праздность не досадна.

Муха и Пчела

  • …Уж как тебе не лень С утра до вечера трудиться целый день! На месте бы твоём я в сутки захирела.
  • Коль выгонят в окно, так я влечу в другое.

О баснях И.А. Крылова

Крылов Иван Анндреевич — известный русский поэт-баснописец. В его коротких сатирических произведениях отразились не только многие события общественной жизни XIX века, но и стремление поэта сделать людей чище, добрее, честнее. Кажется, именно этого добивался И. А. Крылов, в баснях которого мы можем увидеть не только свои недостатки, но и пути их исправления. Сила художественного обобщения, которого достигает Крылов в своих баснях, подводит читателя к определённому выводу, что всё зло таится прежде всего в самом общественном строе, при котором Овцы всегда оказываются жертвами Львов, Волков и Медведей. Многие люди, прочитав басни И. А. Крылова, смогут увидеть свои недостатки со стороны, а это уже первый щаг к их исправлению.

Почему басни Крылова актуальны сегодня?

Популярные басни Крылова, такие как «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и очки», «Слон и Моська», изучают еще в начальной школе. Они легки в восприятии и помогают детям усвоить важные жизненные уроки. Быть трудолюбивым, добрым, отзывчивым, ответственным, вежливым – именно этому учат первые басни Крылова. Взрослым эти произведения будут также полезны, ведь никогда не поздно пересмотреть свои жизненные ценности. В чем же актуальность басен Крылова? В том, что автор в небольших историях, главными героями которых являются животные, растения или вымышленные персонажи, высмеивает все возможные человеческие пороки. А они, к сожалению, вечны. Вечна жадность, злость, невежество, глупость, высокомерие, самолюбование. Об этом можно было говорить и в XIX веке, и в XI, и в начале времен. Да и сегодня басни Крылова не теряют своей актуальности. Читать все басни Крылова. Список произведений

Сатирические фразы

Произведения, построенные на высмеивании пороков, являются характерными для И. А. Крылова. Это связано с тем, что он с самого начала писательской деятельности творил в жанре сатиры. Он изображал человеческие недостатки, с которыми сталкивался в литературной среде, а также отрицательные черты, присущие всем людям.

Невозможно выписать все сатирические фразы писателя. Он постоянно возвращался к этому жанру, а некоторые произведения, изданные в ранние годы, даже не включал в собрания своих сочинений.

Вот некоторые сатирические крылатые выражения из басен и их значения:

  • Например, люди взялись за дело, в котором не разбираются. С помощью каких-то ухищрений они пытаются получить результат, но ничего не получается. В таком случае приводят фразу из «Квартета»: «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь».
  • Когда кто-то льстит другому, чтобы поживиться за его счет, такого льстеца пародируют словами лисицы к вороне: «Голубушка, как хороша!».
  • Из этой же басни «Ворона и лисица» цитируют слова автора про доверчивость вороны, когда имеют в виду человека, поверившего льстецу: «Ворона каркнула во всё воронье горло».
  • Фразу из «Осла и соловья» вспоминают, когда о выдающихся людях начинает судить человек, который не может подняться над своим невысоким уровнем. В этой басне осел, не разбирающийся в пении, советует соловью поучиться пению у петуха: «А жаль, что незнаком ты с нашим петухом».
  • Пословица «Услужливый дурак опаснее врага» значит, что даже доброе намерение может привести к беде, если осуществляется без ума. В басне «Пустынник и медведь», где звучат эти слова, услуга глупого медведя привела к гибели пустынника.
  • «А филосо́ф без огурцов». Так говорят о человеке, который вместо того, чтобы делать дело, бесконечно рассуждает о том, с какой стороны приступить к делу («Огородник и философ»).

Сатирические произведения Крылова актуальны, как будто автор написал их в настоящее время. В некоторых произведениях встречаются детали (бытовые, профессиональные, языковые), которых нет в современной жизни. Поэтому и сатирическая острота́, казалось бы, должна сейчас уже не восприниматься.

Но видимо, автор во всех комических произведениях говорит о явлениях, у которых меняются лишь названия, а суть остается. Он показывает вечные человеческие недостатки: глупость, легковерие льстецам, стремление к легкой наживе, и другие. Поэтому читатель любой эпохи без лишних объяснений уясняет нравственный урок, содержащийся в каждой сатирической басне.

Басни как пьесы

Многие слова и выражения Ивана Андреевича Крылова стали крылатыми неслучайно. Писатель сочинял свои басни в такой манере, которая больше всего способствовала запоминанию фраз, использованию их потом в речи. Да и сам жанр благоприятствовал этому.

Жанр басни предполагает речь афористичную, наполненную житейской мудростью. Словарь жанра должен включать только простые слова, а мудрость должна быть очевидной. Разновидностью стиля может быть басня, высмеивающая порок. В таком случае используются слова меткие, хлесткие.

В обоих случаях слова быстро запоминаются, и смысл басни бывает легко восстановить по одному-двум крылатым словам. Когда случается дать оценку характерной жизненной ситуации, вспоминается подходящий афоризм из басен-притч. А с помощью словечка из басни-комедии бывает полезно посмеяться над каким-либо собственным недостатком.

Оба типа произведений присутствуют у Крылова. Но его манера отличается особенностью: его басни можно назвать пьесами, так как они очень похожи на маленькие сценические постановки. В них преобладают диалоги, тогда как слова автора лишь кратко комментируют происходящее. Как на сцене или на экране: действия и слова героев и голос за кадром.

Благодаря такой манере, образы героев становятся наглядными, произносимые ими слова и краткие замечания автора откладываются в памяти. А действие в целом приобретает завершенность и лаконичность.

Достоинства крыловской манеры можно проверить. Для этого достаточно разыграть какую-нибудь его басню в виде сценки. И взрослые, и дети сразу заметят: постановка не потребует лишнего реквизита, кроме масок, а роли будут почти целиком состоять из фразеологизмов.

Сказки. Рассказы. Стихи

Басни Крылова — крылатые выражения и пословицы из басен

1. А Васька слушает да ест. /«Кот и повар»/

2. А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь. /«Квартет»/

3. А где пастух дурак, там и собаки дуры. /«Волк и Волчонок»/

4. А дуги гнут с терпеньем и не вдруг. /«Трудолюбивый медведь»/

5. А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом. /«Осёл и Соловей»/

6. А ларчик просто открывался. /«Ларчик»/

7. А он – дивит
Свой только муравейник. /«Муравей»/

8. А он украдкою кивает на Петра. /«Зеркало и Обезьяна»/

9. Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник. /«Щука и Кот»/

10. Берись за то, к чему ты сроден
Коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец. /«Скворец»/

11. Ведь я не здешнего прихода. /«Прихожанин»/

12. Великий зверь на малые дела. /«Воспитание Льва»/

13. Ворона каркнула во всё воронье горло. /«Ворона и Лисица»/

14. Вперёд чужой беде не смейся, Голубок! /«Чиж и Голубь»/

15. Да только воз и ныне там. /«Лебедь, Щука и Рак»/

16. Если голова пуста,
То голове ума не придадут места. /«Парнас»/

17. Запели молодые: кто в лес, кто по дрова. /«Музыканты»/

18. За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку. /«Кукушка и Петух»/

19. Избави Бог и нас от этих судей! /«Осёл и Соловей»/

20. И из гостей домой
Пришла свинья – свиньёй. /«Свинья»/

21. И сделалась моя Матрёна
Ни пава, ни ворона. /«Ворона»/

22. И Щуку бросили — в реку! /«Щука»/

23. Как белка в колесе. /«Белка»/

24. Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом. /«Стрекоза и Муравей»/

25. Как счастье многие находят
Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят. /«Две собаки»/

26. Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт. /«Лебедь, Щука и Рак»/

27. Кого нам хвалит враг, в том, верно, проку нет. /«Лев и Барс»/

28. Полают да отстанут. /«Прохожие и собаки»/

29. Попался, как ворона в суп! /«Ворона и Курица»/

30. Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела./ «Стрекоза и муравей»/

31. Прощай, хозяйские горшки! /«Обоз»/

32. Рыльце у тебя в пуху. /«Лисица и Сурок»/

33. С разбором выбирай друзей. /«Роща и Огонь»/

34. Сильнее кошки зверя нет! /«Мышь и Крыса»/

35. Слона – то я и не приметил. /«Любопытный»/

36. Скупой теряет всё, желая всё достать. /«Скупой и Курица»/

37. Спой, светик, не стыдись! /«Ворона и Лисица»/

38. Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. /«Волк и Ягнёнок»/

39. Ты всё пела? Это дело:
Так поди же, попляши! /«Стрекоза и Муравей»/

40. Ты сер, а я, приятель, сед. /«Волк на псарне»/

41. Коль выгонят в окно, так я влечу в
другое. /«Муха и Пчела»/

42. Крестьянин ахнуть не успел,
Как на него медведь насел. /«Крестьянин и Работник»/

43. Кто посмирней, так тот и виноват. /«Мор зверей»/

44. Кто про свои дела кричит всем без умолку,
В том, верно, мало толку. /«Две бочки»/

45. Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. /«Лебедь, Щука и Рак»/

46. Мартышка к старости слаба глазами стала. /«Мартышка и очки»/

47. Молчи! Всё знаю я сама;
Да эта крыса мне кума. /«Совет мышей»/

48. Мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем. /«Квартет»/

49. Навозну кучу разрывая,
Петух нашёл жемчужное зерно. /«Петух и Жемчужное зерно»/

50. Наделала Синица славы,
А моря не зажгла. /«Синица»/

51. Не презирай совета ничьего,
Но прежде рассмотри его. /«Орёл и Крот»/

52. Не плюй в колодец – пригодится
Воды напиться. /«Лев и Мышь»/

53. Но умысел другой тут был. /«Музыканты»/

54. Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись. /«Лебедь, Щука и Рак»/

55. Одни поддельные цветы
Дождя боятся. /«Цветы»/

56. Они немножечко дерут:
Зато уж в рот хмельного не берут. /«Музыканты»/

57. Он порча, он чума, он язва здешних мест! /«Кот и Повар»/

58. Орлам случается и ниже кур спускаться;
Но курам никогда до облак не подняться! /«Орёл и Куры»/

59. Осёл мой глупостью в пословицу вошёл,
И на Осле уж возят воду. /«Осёл»/

60. Отколе, умная, бредёшь ты, голова? /«Лисица и Осёл»/

61. От радости в зобу дыханье спёрло. /«Ворона и Лисица»/

62. Охотно мы дарим,
Что нам не надобно самим. /«Волк и Лисица»/

63. По мне уж лучше пей,
Да дело разумей. /«Музыканты»/

64. У сильного всегда бессильный виноват. /«Волк и Ягнёнок»/

65. Услужливый дурак опаснее врага. /«Пустынник и Медведь»/

66. Хоть видит око, да зуб неймёт. /«Лисица и Виноград»/

67. Хоть ты и в новой коже,
Да сердце у тебя всё то же. /«Крестьянин и Змея»/

68. Худые песни Соловью
В гостях у Кошки. /«Кошка и Соловей»/

69. Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? /«Зеркало и обезьяна»/

70. Чтоб там речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить. /«Кот и Повар»/

71. Что от ворон она отстала,
А к павам не пристала. /«Ворона»/

72. Что сходит с рук ворам, за то воришек
бьют. /«Воронёнок»/

73. Я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки. /«Слон и Моська»/

О баснях И.А. Крылова

Крылов Иван Анндреевич — известный русский поэт-баснописец. В его коротких сатирических произведениях отразились не только многие события общественной жизни XIX века, но и стремление поэта сделать людей чище, добрее, честнее. Кажется, именно этого добивался И. А. Крылов, в баснях которого мы можем увидеть не только свои недостатки, но и пути их исправления.
Сила художественного обобщения, которого достигает Крылов в своих баснях, подводит читателя к определённому выводу, что всё зло таится прежде всего в самом общественном строе, при котором Овцы всегда оказываются жертвами Львов, Волков и Медведей.
Многие люди, прочитав басни И. А. Крылова, смогут увидеть свои недостатки со стороны, а это уже первый щаг к их исправлению.

Почему басни Крылова актуальны сегодня?

Популярные басни Крылова, такие как «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и очки», «Слон и Моська», изучают еще в начальной школе. Они легки в восприятии и помогают детям усвоить важные жизненные уроки. Быть трудолюбивым, добрым, отзывчивым, ответственным, вежливым – именно этому учат первые басни Крылова. Взрослым эти произведения будут также полезны, ведь никогда не поздно пересмотреть свои жизненные ценности.
В чем же актуальность басен Крылова? В том, что автор в небольших историях, главными героями которых являются животные, растения или вымышленные персонажи, высмеивает все возможные человеческие пороки. А они, к сожалению, вечны. Вечна жадность, злость, невежество, глупость, высокомерие, самолюбование. Об этом можно было говорить и в XIX веке, и в XI, и в начале времен. Да и сегодня басни Крылова не теряют своей актуальности.

Крылатые выражения Крылова – фразы из басен с объяснением

Валерий Мокиенко, Константин Сидоренко

Крылатые выражения, литературные образы и цитаты из басен Ивана Андреевича Крылова

ПРЕДИСЛОВИЕ

В словаре рассматриваются цитаты, крылатые слова и литературные образы из басен И.А. Крылова в художественных, публицистических, учебных, научно-популярных и научных текстах, литературной критике, мемуарах, письмах, ресурсах Интернета. Нижняя временная граница сформировавшейся базы данных была ориентирована на первое десятилетие XIX в., те годы, когда началось басенное творчество И.А. Крылова. Со временем стали привлекаться новейшие источники.

Значительная часть басенного корпуса И.А. Крылова отразилась в предлагаемом издании (более 130 басен, вошедших в девять книг, и большая часть басен, не вошедших в «канон»): это около 500 словарных статей.

Представленный материал не всегда позволял воплощать жесткие словарные принципы обработки в силу своего разнообразия, структурно-семантической нечеткости, проблемности выделения. Традиционные определения часто не могли быть полезны и возможны, поэтому и подход к описанию слова И.А. Крылова оказался разноплановым. Афоризм, развернутое басенное высказывание, цитата в живой речи может «рассыпаться», ее фрагмент получал самостоятельность, что в известной мере способствовало увеличению количества словарных статей.

В некоторых случаях после заголовка, по усмотрению авторов-составителей, давались фрагмент басни или краткая аннотация с элементами пересказа. Этот прием позволяет оживить содержание басни и стимулировать обращение читателя к первоисточнику.

Перед толкованием, которое нередко имеет комментирующий характер, в ряде статей курсивом дается информация о событийной основе басни, ее текстологических особенностях, вводится этимологическая или историко-лингвистическая справка.

Графические обозначения, используемые в словаре:

* – изменение исходного выражения;

> – трансформация исходного выражения.

Контекст и комментарии выделяются курсивом.

Инотекстовые вкрапления, на которые авторы-составители хотят обратить внимание читателя, выделяются прописными буквами, однако, если сохраняется авторская стихотворная форма, этого не делается. Когда названия басен совпадают, указываются книга и номер басни.

Словарь снабжен вспомогательным аппаратом, который включает Алфавитный указатель басен и восходящих к ним словарных статей, Список основной научной и справочной литературы.

Текст басен И.А. Крылова сверен по изданиям:

Крылов И. А. Басни / изд. подгот. А.П. Могилянский. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1956. 635 с. (Лит. памятники / АН СССР; Отд-ние лит. и яз.).

Крылов И. А. Басни // Крылов И.А. Сочинения: в 2 т. / сост., подгот. текста, коммент. С.А. Фомичева. М., 1984. Т. 2: Комедии. Басни. С. 457–657.

Использование других изданий оговаривалось особо.

А ВАСЬКА СЛУШАЕТ, ДА ЕСТ

♦ Кто-либо не обращает внимания на доводы, уговоры.

Автор сатиры имел цель самую благонамеренную: представить всю гнусность картежного ремесла, всю пагубу молодых людей, предающихся страсти к картам. Успеет ли он устранить первых, остановить последних? Не думаем! Недаром сказал И.А. Крылов, описывая вора Ваську, который «СЛУШАЕТ, ДА ЕСТ» (Северная пчела. 1828. 1 марта).

Спроектированное архитектором Чечулиным громоздкое, многоэтажное здание гостиницы неизбежно будет главенствовать над Кремлем Ну вот, получилось, как и во многих подобных случаях, по Ивану Андреевичу Крылову: «А ВАСЬКА СЛУШАЕТ, ДА ЕСТ». Сколько спорили, писали, шумели, организовывали «круглые столы», разводили дискуссии, высказывали единодушное мнение, а Зарядья между тем нет… (В.А. Солоухин. Знаменский собор в Москве. ).

А ВЕДЬ, ПРИЗНАЙСЯ, ЕСТЬ

ИЗ КУМУШЕК МОИХ ТАКИХ КРИВЛЯК ПЯТЬ-ШЕСТЬ:

Я ДАЖЕ ИХ МОГУ ПО ПАЛЬЦАМ ПЕРЕЧЕСТЬ

(«Зеркало и Обезьяна»)

♦ В утверждении, что быть юмористом небезопасно.

[О жертвах расправы] В Киеве избили артистов из украинского Comedy club. В результате драки Владимиру Журавлеву разорвали рот, а его напарнику едва не выбили глаз. Избитые артисты теперь временно без работы. *А ВЕДЬ, ПРИЗНАТЬСЯ, ЕСТЬ ИЗ ЮМОРИСТОВ КАНДИДАТОВ НА ТАКОЕ ЖЕ ПЯТЬ-ШЕСТЬ. Я ДАЖЕ ИХ МОГУ ПО ПАЛЬЦАМ ПЕРЕЧЕСТЬ… (Юмористу разорвали рот. Интересное начинание, между прочим… . – http:// zubkoff.livej ournal).

А ВОРУ ДАЙ ХОТЬ МИЛЛИОН – ОН ВОРОВАТЬ

См. ВОРУ ДАЙ ХОТЬ МИЛЛИОН

А ВЫ, ДРУЗЬЯ, КАК НИ САДИТЕСЬ,

ВСЕ В МУЗЫКАНТЫ НЕ ГОДИТЕСЬ

♦ Внешние изменения не приводят к изменению сути; о безуспешных попытках изменить положение вещей. Иностранные газеты до того рукоплещут тому, что лица, съезжающиеся теперь в Комитет министров, будут теперь съезжаться в Совет, что ультракатолический журнал в Париже получил нахлобучку В чем же будет состоять единство этих господ, взятых больше случаем, произволом .

*Нет, господа… как ни садитесь, / Вы в музыканты не годитесь (А.И. Герцен. «Квартет» Крылова. ).

Все мне хочется устроить свою внешнюю жизнь, я и так и этак, и вся эта возня с собственной особой кончится тем, что какой-нибудь строгий Икс скажет ЖАК ВЫ НИ САДИТЕСЬ, А ВСЕ В МУЗЫКАНТЫ НЕ ГОДИТЕСЬ! (А.П. Чехов – А.С. Суворину. 8 дек. 1892 г.).

…Прошел нелепый слух о преобразовании искусства и литературы в том смысле, что все учреждения отменяются и создается одно с цитатой из Крылова: «КАК НИ САДИТЕСЬ, ВСЕ В МУЗЫКАНТЫ и пр…» [так в источнике] (М.М. Пришвин. Дневники. 7 сент. 1950 г.).

Но в статьях на тему «структуры власти» сквозит полная беспомощность Отсюда во всех вариантах – *«КАК НИ САДИМСЯ – НЕ ГОДИМСЯ»… (Вечерний Петербург. 1992. 27 июля).

А ВЫ, ДРУЗЬЯ, ЛИШЬ ГОДНЫ НА ЖАРКОЕ

«Предлинной хворостиной / Мужик Гусей гнал в город продавать». Гуси жалуются на несправедливость: «…Мы свой знатный род ведем от тех Гусей, / Которым некогда был должен Рим спасеньем…».

♦ О заслугах предков и правах потомков.

В XIX в. девушки из «мещанской» половины [Смольного института] писали «дворянкам» в записочках, что им не мешало бы выучить басню Крылова «Гуси» о том, что «НАШИ ПРЕДКИ РИМ СПАСЛИ», «А ВЫ, ДРУЗЬЯ, ЛИШЬ ГОДНЫ НА ЖАРКОЕ» (Ю. Лотман. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства. XVIII – начало XIX века. ).

А ГДЕ ПАСТУХ ДУРАК, ТАМ И СОБАКИ ДУРЫ

(«Волк и Волчонок»)

Слова Волка, который начал Волчонка «приучать отцовским промыслом питаться».

♦ У плохого руководителя плохие помощники.

ГДЕ ПАСТУХ ДУРАК, ТАМ И СОБАКИ ДУРЫ – типичная ситуация. Другими словами, плохой руководитель, как правило, окружает себя такими же помощниками, и вместе они способны разрушить любую самую эффективную структуру (Apr. и факты. 2009. 4 марта).

Крылов Иван Андреевич Цитаты и Афоризмы

Иван Андреевич Крылов
Род деятельности:
переводчик, поэт
Дата рождения:
13.02.1769
Дата смерти:
21.11.1844
Ива;н Андре;евич Крыло;в — русский поэт, баснописец, переводчик, сотрудник Императорской Публичной библиотеки, Статский Советник, Действительный член Императорской Российской академии, ординарный академик Императорской Академии наук по Отделению Русского языка и словесности.
И. А. Крылов более всего известен как автор басен. Сюжеты ряда басен Крылова восходят к басням Лафонтена, хотя немало и оригинальных сюжетов. Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми.
******************************************
Когда из Греции вон выгнали богов
И по мирянам их делить поместья стали,
Кому-то и Парнас тогда отмежевали;
Хозяин новый стал пасти на нём Ослов.
***
Над смертью издали шути как хочешь смело:
Но смерть вблизи — совсем другое дело.
***
Как счастье многие находят
Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!
***
Как ни приманчива свобода,
Но для народа
Не меньше гибельна она,
Когда разумная ей мера не дана.
***
Убил — и к добыче скорей.
Что ж он завоевал? — Воз целый пузырей!
Как много из пустого
На свете делают преступного и злого.
***
Так часто человек в расчетах слеп и глуп.
За счастьем, кажется, ты по пятам несешься:
А как на деле с ним сочтешься —
Попался, как ворона в суп!
***
Лучше верного держаться,
Чем за обманчивой надеждою гоняться.
***

Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю.
***
Он, кажется, из кожи рвется,
Да только все вперед не подается,
Как белка в колесе.
***
Важнейшая наука для царей:
Знать свойство своего народа
И выгоды земли своей.
***
Кто виноват из них, кто прав,— судить не нам,
Да только воз и ныне там.
***
«Беда, коль пироги начнет печи сапожник, А сапоги тачать пирожник.»
***
«Чем нравом кто дурней, Тем более кричит и ропщет на людей, Не видит добрых он, куда ни обернется, А первый сам ни с кем не уживется.»
***
«Орлам случается и ниже кур спускаться, Но курам никогда до облаков не подняться!»
***
«Завистники на что ни взглянут, Поднимут вечно лай; А ты себе своей дорогою ступай: Полают да отстанут.»
***
«И у людей в чинах С плутами та ж беда: пока чин мал и беден, То плут не так еще приметен; Но важный чин на плуте, как звонок: Звук от него и громок и далёк.»
***
«А я скажу, не с тем, чтоб за Осла вступаться; Он, точно, виноват (с ним сделан и расчет), Но, кажется, не прав и тот, Кто поручил Ослу стеречь свой огород.»
***
«Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок.»
***
«У всякого талант есть свой; Но часто, на успех прельщаяся чужой, Хватается за то иной, В чём он совсем не годен. А мой совет такой: Берись за то, к чему ты сроден, Коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец.»
***
А дело в том, Что идол был пустой и саживались в нём Жрецы вещать мирянам. И так, Пока был умный жрец, кумир не путал врак; А как засел в него дурак, То идол стал болван болваном.
***
«Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица, При красоте такой и петь ты мастерица, — Ведь ты б у нас была царь-птица!»
***
«Услужливый дурак опаснее врага.»
***
«Крестьянин говорит: “Такого-то числа, Поутру, у меня двух кур не досчитались: От них лишь косточки да пёрышки остались; А на дворе одна Овца была”. Овца же говорит: она всю ночь спала, И всех соседей в том в свидетели звала, Что никогда за ней не знали никакого Ни воровства, Ни плутовства; А сверх того она совсем не ест мясного. »
***
«Не презирай совета ничьего, Но прежде рассмотри его.»
***
«Случается нередко нам И труд и мудрость видеть там, Где стоит только догадаться За дело просто взяться.»
***
«Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»
***
«Великий человек лишь громок на делах, И думает свою он крепко думу Без шуму.»
***
«Как ни полезна вещь, — цены не зная ей, Невежда про нее свой толк все к худу клонит.»
***
«Кого нам хвалит враг, в том, верно, проку нет.»
***
«На языке легка и ласка, и услуга; Но в нужде лишь узнать прямого можно друга.»
***
«Невежи судят точно так: В чем толку не поймут, то все у них пустяк.»
***
«Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши!»
***
«Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.»
***
«Пой лучше хорошо щеглёнком, Чем дурно соловьем.»
***
Кто самолюбием чрез меру поражен, Тот мил себе и в том, чем он другим смешон; И часто тем ему случается хвалиться, Чего бы должен он стыдиться.»
***
«Многие, хоть стыдно в том признаться, С умом людей бояться И терпят при себе охотней дураков.»
***
«Если голова пуста, То голове ума не придадут места.»
***
«Как бывает жить ни тошно, умирать ещё тошней.»
***
«Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт, И выйдет из него не дело, только мука.»
***
«В породе и в чинах высокость хороша; Но что в ней прибыли, когда низка душа?»
***
«А вы, друзья, как ни садитесь, Всё в музыканты не годитесь.»
***
«А я скажу: по мне уж лучше пей. Да дело разумей.»
***
Иван Андреевич Крылов
«Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела; Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза.»
***
«Мартышка, в Зеркале увидя образ свой. Тихохонько Медведя толк ногой: “Смотри-ка”, говорит: “кум милый мой! Что; это там за рожа?»
***
«Невежда так же в ослепленье Бранит науку и ученье И все учёные труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды.»
***
«Что сходит с рук ворам, За то воришек бьют.»
***
«Где силой взять нельзя, Там надобна ухватка.»
***
«У сильного всегда бессильный виноват.»
***
«Хоть видит око, да зуб неймет.»
***
«Осёл был самых честных правил: Ни с хищностью, ни с кражей незнаком, Не поживился он хозяйским ни листком И птицам, грех сказать, чтобы давал потачку. »
***
«Как в людях многие имеют слабость ту же: Всё кажется в другом ошибкой нам; А примешься за дело сам, Так напроказишь вдвое хуже.»
***
«За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку.»
***
«Кто Обезьян видал, те знают, Как жадно всё они перенимают.»
***
«Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идёт Вперед И лаю твоего совсем не примечает. Ай, Моська! знать, она сильна, Что лает на Слона!»
***

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: