Медный всадник – анализ поэмы Пушкина, история создания

Краткий анализ произведения «Медный всадник» по плану

1. История создания

Поэма (или, как обозначил её А. С. Пушкин «петербургская повесть») «Медный всадник» была написана «второй болдинской осенью» 1833 года.

Известны даты начала и окончания работы над произведением: 6 и 31 октября соответственно.

Написанная в столь краткий срок, поэма стала завершением давнего пушкинского замысла о конфликте маленького человека с великой силой государства и истории, которым нет дела до частных житейских подробностей.

2. Литературное направление

Произведение написано в реалистической манере. Оно отражает конфликт человека и общества и освещает реальные события: произошедшее в 1824 году наводнение в Петербурге.

В то же время сюжет «Медного всадника» включает в себя элементы фантастики.

3. Род

«Медный всадник» представляет собой произведение эпического рода.

В нём присутствует повествовательность, масштаб изображаемых событий позволяет окинуть взглядом несколько исторических эпох (время правления Петра I и первую четверть 19 века), прослеживается несколько сюжетных линий, связанных воедино авторских замыслом.

4. Жанр

Автор обозначил жанр произведения термином «петербургская повесть», который вошёл в литературоведческий обиход с лёгкой руки Пушкина.

Работать в этом жанре впоследствии продолжили Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, А. Белый и другие.

Повесть традиционно считается прозаическим жанром, но после создания романа в стихах «Евгений Онегин» Пушкину нетрудно написать и повесть в стихах. Язык поэзии для него универсален. Именно поэтому «Медный всадник» часто сравнивают с «Евгением Онегиным».

Говоря чисто формально, «Медный всадник» следует назвать поэмой, но для нас равно важны оба определения.

5. Проблематика

Проблематика произведения уходит корнями в вопрос о роли личности в истории.

Неоднозначное отношение современников Пушкина к фигуре Петра I породило две противоположных версии петербургского мифа.

Одни считали, что просвещённый монарх облагодетельствовал Россию, прорубив «окно в Европу» и создав из ничего русский образ европейского рая; другие прямо называли императора «антихристом», заставившего великую державу свернуть с предначертанного ей самобытного пути.

Оценка деятельности Петра сливается с проблемой «маленького человека», оказывающегося бессильным перед лицом взбунтовавшейся природной стихии.

Виновник наводнения – Пётр, ведь это он заставил Неву покориться человеку, войти в узкое каменное русло. Месть природы оказалась страшной: наводнение унесло сотни человеческих жизней. В масштабах же истории эта потеря невелика, и взирающий с постамента Император не жалеет о деле своих рук.

6. Тематика

Помимо проблемы «маленького человека» и «роли личности в истории» в «Медном всаднике» звучат следующие темы:

  • Петербург как город-призрак;
  • неотвратимость судьбы;
  • сумасшествие как итог утраченных надежд;
  • равнодушие великих людей к частным человеческим судьбам;
  • тема божественного возмездия.

7. Идея

Идея произведения – в несогласованности человеческого и государственного начал. В каждом из этих двух измерений действуют особые законы, примирить которые вряд ли возможно.

Ход истории напоминает буйное движение стихии. Оказываясь в историческом водовороте, человек лишается права на счастье и становится жертвой обстоятельств.

8. Пафос

Пафос поэмы состоит в поэтике контрастов.

Грандиозная фигура «Медного всадника», взирающего с постамента в призрачную даль, и силуэт бедного чиновника Евгения, мечтающего о скромном домике и семейном счастье, несоизмеримы.

9. Система образов

Образы закона, рассудка, логоса, государственной власти сосредоточены в метафорах и эпитетах, связанных с камнем (гранитные берега Невы, постамент, громады Петербургских зданий, само имя «Пётр» (в переводе с греч. «камень»).

Им противопоставлены образы простых людей (Евгений, Параша), чья жизнь близка к природе и биологическому циклу (создание семьи, рождение детей).

Так намечено противопоставление природы и цивилизации, естественной жизни и искусственно сконструированной задумки гениального разума.

10. Центральные персонажи

Центральные персонажи поэмы – петербургский чиновник Евгений, его возлюбленная Параша, статуя императора Петра I, олицетворяющая сам дух реформаторской эпохи, неизбежность перемен в частной жизни под влиянием жизни общественной.

11. Лирический герой

Лирический герой в произведении отсутствует.

В эпических произведениях (к которым принадлежит поэма «Медный всадник») его место занимает повествователь. Он знакомит читателя с краткой историей жизни Петра I, эпизодами строительства Петербурга, вслед за чем рисует страшную картину наводнения, случившегося на Неве в 1824 году.

12. Сюжет

Сюжет поэмы описывает судьбу ничем не примечательного молодого человека Евгения, жизнь которого только начинается. Он мечтает жениться на своей возлюбленной и мирно прожить свой век на окраине Петербурга.

Эти планы в одночасье разрушает свирепая стихия. После страшного наводнения, которое на несколько дней разлучает влюблённых, молодой человек бежит к тому месту, где стоял домик Параши, и обнаруживает, что его возлюбленная погибла.

От горя Евгений теряет разум. Он бесцельно скитается по улицам города, силясь найти виновника страшной трагедии.

Проходя мимо статуи Петра I, основателя страшного города на Неве, герой с упрёком говорит ей: «Ужо тебе!» и потрясает кулаками. Каменный Пётр соскакивает с постамента и мчится вдогонку за Евгением. Напуганный грозным видением и обессиленный всеми приключившимися с ним бедствиями, герой погибает.

Трагедия «маленького человека» остаётся никем не замеченной. Нева величественно течёт в своём русле, а Петербург продолжает жить по-прежнему.

13. Композиция

Нестандартная композиция поэмы расставляет своеобразные смысловые акценты. Структуру произведения можно описать как линейную, если учесть, что её целостность нарушается историческими вставками.

Два потока времени (прошлое и настоящее) объединяются в ходе развития сюжета.

Объёмный пролог поэмы описывает славные деяния Петра Первого, одним из которых стало строительство Петербурга.

Основная часть начинается с описания наводнения.

Ложной кульминацией становится момент осознания того, что Параша погибла.

Ложная развязка – сумасшествие Евгения.

На самом деле, кульминационным моментом является обращение главного героя к статуе Медного всадника, а развязкой – погоня статуи за дерзким обидчиком.

Эпилог поэмы не выделен графически. Последние четыре четверостишия, описывающие гибель Евгения, — это и есть эпилог.

14. Размер, рифма, строфика

Произведение написано четырёхстопным ямбом.

В нём встречается как параллельная (ААВВ), так и перекрёстная рифмовка (АВАВ).

Мужские и женские рифмы чередуются.

Чеканный ритм помогает отобразить рельефность сюжета, он соответствует теме имперского Петербурга с его грандиозной размеренностью.

15. Художественное своеобразие произведения

Звукопись стихотворения музыкально «аранжирует» темы Петра и Евгения.

Там, где речь идёт об императоре, звучание строки протяжно, величественно, напевно, сопровождается ассонансами с «о», «а», «э», аллитерациями с «р», «л, «в», «н».

Описывая скромного Евгения, Пушкин пользуется шипящими и свистящими звуками, ассонансами с «и», «ы», «у», которые сжимают и упрощают изображаемую картинку.

Синтаксис поэмы насыщен обращениями, риторическими вопросами, фрагментами диалога и внутренними монологами.

В нём встречаются как простые, так и сложные предложения, помогающие передать сложный философский и социальный подтекст произведения.

Лексика первой части поэмы – высокая, книжная. По строю пролог напоминает торжественную оду, деяния Петра преподносятся как венец государственного устройства.

Читайте также:
Цитаты Стародума - герой Недоросли о воспитании и образовании

Во второй части язык и стиль повествования меняются. Ускоряется ритм повествования, а на язык повествователя как будто падает отсвет безумия: просторечные слова и книжная лексика смешиваются в единый стихийный поток, речь Евгения вообще становится неким набором междометий.

Так происходит движение от космоса к хаосу, от упорядоченности – к разрушению.

16. Средства художественной выразительности

В тексте поэмы немало ярких эпитетов: «Нева недвижная, немая», «на берегах пустынных волн», «задумчивых ночей», «прозрачный шорох», «блеск безлунный».

Сравнения передают динамику происходящего: «Нева металась, как больной в своей постеле беспокойной», «Нева, …, как зверь, остервенясь, на город кинулась», «всплыл Петрополь, как тритон, по пояс в воду погружён», «злые волны, как воры, лезут в окна».

Разнообразят образный ряд яркие метафоры: «Дворец казался островом печальным».

Олицетворения приближают читателя к изображаемым картинам: «Сердито бился дождь в окно», «Нева обратно шла, гневна, бурлива».

17. Значение произведения

В поэме «Медный всадник» Пушкин впервые призвал читателя обратиться к истории частной человеческой жизни, чтобы понять её божественную ценность.

В противовес прагматичному подходу, оценивающему каждое действие сточки зрения пользы, поэт предлагает иной взгляд на природу вещей.

Главная ценность мира – человеческая жизнь, свободное право «маленького человека» творить свою личную историю, какой бы ничтожной она ни казалась с исторической высоты.

Все люди одинаково беспомощны перед лицом грандиозной стихии, существует высший суд, для которого важна не успешность замысла, а его созидательная сила, обращённая к человеку.

18. Актуальность

Проблема «маленького человека», стиснутого обстоятельствами общественной жизни, неисчерпаема. Чем прагматичней и динамичней мир, тем больше «бедных безумцев» он порождает.

Мир техники и пользы не создан для человека. Человеческая душа в нём мгновенно изнашивается, наступает выгорание, душевное онемение, нравственное вырождение.

С тех пор, как прошло грозное наводнение, описанное Пушкиным, миновало почти 200 лет, но мир продолжают потрясать глобальные катастрофы, в которых человек беспомощен, словно щепка, гонимая быстрым течением.

Таким образом, поэма «Медный всадник» не теряет свою актуальность.

19. Моё отношение

Сюжет поэмы глубоко потряс меня. Я сострадаю бедному Евгению и сожалею о том, как трагически сложилась его судьба.

Пушкин ярко показывает контраст простых человеческих желаний и железной воли устроителей общественной жизни.

С трагедии безумного Евгения в русской литературе началась череда больших и малых бедствий, выпадающих на долю тех, кто не вписывается в механическое вращение технологического колеса.

Почти все произведения, написанные в 19 и 20 веках, так или иначе, затрагивают эту тему. Пушкину удалось услышать и написать грозную увертюру к симфонии «железного века».

20. Чему учит

Поэма «Медный всадник» учит нас пониманию того, что история не существует в отрыве от человека. Каким бы грандиозным и значительным ни казалось то или иное событие, у всего есть обратная сторона.

Великолепие Петербурга держится «на костях» его строителей, победа в Великой Отечественной войне – на пролитой крови наших прадедов и трагедии русского сиротства. Жертвами прогресса становятся обычные люди, которые принимают на себя основной удар.

Те, кто стоит у власти, не должны забывать о нуждах простого народа, ведь каждый человек — создание Бога, заслуживающее счастья, свободы и любви.

Анализ «Медный всадник» Пушкин

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 2158.

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 2158.

Поэма А. С. Пушкина «Медный всадник» соединила в себе как историческую, так и социальную проблематику. Это размышление автора о Петре Великом как о реформаторе, собрание различных мнений и оценок о его действиях. Это поэма – одно из его совершенных сочинений, имеющих философский смысл. Предлагаем для ознакомления краткий анализ поэмы, материал может быть использован для работы на уроках литературы в 7 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Медный всадник.

Год написания – 1833 г.

История создания – В период своей «золотой осени», когда Пушкин был вынужден находиться в Болдинском имении, у поэта был творческий подъём. В то «золотое» время автором было создано множество шедевров, произведших большое впечатление как на публику, так и на критиков. Одним из таких произведений болдинского периода стала поэма «Медный всадник».

Тема – Правление Петра Первого, отношение общества к его реформам – главная тема «Медного всадника»

Композиция – Произведение состоит из большого вступления, его можно рассматривать как отдельное стихотворение, и двух частей, в которых идёт речь о главном герое, разрушительном наводнении 1824 года и о встрече героя с Медным всадником.

Жанр – Жанр «Медного всадника» часто определяют как поэму. Сам же Пушкин предпослал произведению подзаголовок “Петербургская повесть”.

Направление – Историческая поэма, описывающая действительные события, направление – реализм.

История создания

В самом начале истории создания поэмы писатель находился в Болдинском поместье. Он много размышлял об истории российского государства, о его правителях и самодержавной власти. В то время общество разделялось на два типа людей: одни полностью поддерживали политику Петра Великого, относились к нему с обожанием, а другой тип людей находил в великом императоре сходство с нечистой силой, считали его исчадием ада и соответственно к нему относились.

Писатель прислушивался к разным мнениям о правлении Петра, итогом его размышлений и сбора различной информации стала поэма «Медный всадник», завершившая его болдинский период творчества, год написания поэмы – 1833.

для самых рациональных –

для самых нетерпеливых –

для самых компанейских –

для самых занятых –

для самых крутых –

В «Медном всаднике» отображена одна из главных тем – власть и маленький человек. Автор размышляет об управлении государством, о столкновении маленького человека с огромной махиной.

Сам смысл названия – «Медный всадник» – заключает в себе основную мысль поэтического произведения. Памятник Петру выполнен из бронзы, но автор предпочёл другой эпитет, более тяжеловесный и мрачный. Так посредством выразительных художественных средств, поэт обрисовывает мощную государственную машину, для которой безразличны проблемы маленьких людей, страдающих от власти самодержавного правления.

В данной поэме, конфликт маленького человека с властью не имеет своего продолжения, человек настолько мелок для государства: «лес рубят – щепки летят».

По-разному можно судить о роли одной личности в судьбе государства. В своём вступлении к поэме автор дает характеристику Петра Первого как человека поразительного ума, дальновидного и решительного. Находясь у власти, Пётр смотрел далеко вперёд, он думал о будущем России, о её мощи и несокрушимости. О действиях Петра Великого можно судить по-разному, обвиняя его в деспотизме и тирании по отношению к простому народу. Нельзя оправдать действия правителя, строившего власть на костях людей.

Читайте также:
Литературные загадки для малышей и школьников с ответами

Композиция

Гениальная идея Пушкина в особенностях композиции поэмы служит доказательством творческого мастерства поэта. Большое вступление, посвященное Петру Первому и возведённому им городу, может читаться как самостоятельное произведение.

Язык поэмы вобрал в себя всё жанровое своеобразие, подчёркивая отношение автора к описываемым им событиям. В описании Петра и Петербурга язык пафосный, величавый, полностью гармонирующий с обликом императора, великого и могущественного.

Совершенно другим языком идёт повествование о простом Евгении. Повествовательная речь о герое идёт простым языком, отражает суть «маленького человека».

Величайший гений Пушкина отчетливо виден в этой поэме, она вся написана одним стихотворным размером, но в разных местах произведение звучит совершенно по-разному. Две части поэмы, следующие за вступлением, также могут считаться отдельным произведением. В этих частях рассказывается об обычном человеке, потерявшем любимую девушку в результате наводнения.

Евгений винит в этом Петра (памятник), подразумевая в нём самого императора – самодержца. Человек, мечтающий о простом человеческом счастье, потерял смысл жизни, лишившись самого дорогого – потерял любимую девушку, своё будущее. Евгению кажется, что Медный всадник гонится за ним. Евгений понимает, что самодержец жесток и безжалостен. Раздавленный горем, молодой человек сходит с ума, а потом и умирает, оставшись без смысла жизни.

Можно прийти к выводу, что таким образом автор продолжает тему «маленького человека», развитую им в русской литературе. Этим он доказывает, насколько деспотично правление по отношению к простому народу.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Медного всадника».

Произведение «Медный всадник» относят к жанру стихотворной поэмы реалистического направления. Сам же Пушкин определил жанр как повесть, предпослав произведению подзаголовок “Петербургская повесть”.

Поэма масштабна по своему глубокому содержанию, она включает в себя и историческую, и философскую проблематику. В поэме нет эпилога, и противоречия маленького человека и целого государства остаются открытыми.

Смысл произведения Медный всадник Пушкина и его названия

История создания поэмы «Медный всадник»

Поэма была написана во вторую Болдинскую осень (поэт провел в селе Болдино почти три месяца перед своей свадьбой), год написания – 1833 г.

В основе сюжета лежит реальная историческая основа – события одного из самых сильных наводнений в Петербурге 7 ноября 1824 г, повлекшие страшные разрушения и человеческие жертвы.

В названии упоминается известный памятник Петру I работы скульптора Фальконе, сделанный из бронзы. Пушкин заменил в названии этот благородный металл на более низменную медь, как бы утяжелив образ властителя.

Николай I, определивший для себя роль «личного цензора» Пушкина, разрешил лишь частичную публикацию текста. Поэма полностью опубликована только после смерти поэта в 1937 г.

Цитаты


(Памятник императору Петру I «Медный всадник», Санкт-Петербург. Автор снимка: Ли)

Люблю твой строгий, стройный вид…»

И во всю ночь безумец бедный, куда стопы не обращал,

За ним повсюду Всадник Медный с тяжелым топотом скакал».

Подробнее: А.С. Пушкин «Медный всадник»: цитаты героев и автора поэмы

Главные герои и их характеристика

Хотя поэма названа «Медный всадник», главным героем является простой петербуржец с именем для автора привычным, уже данным ранее герою «Евгения Онегина».

Примечательно, что в отличие от родовитого дворянина Онегина, у героя поэмы нет фамилии, то есть у истории нет рода. Евгений из поэмы «Медного всадник» человек, потерявший дворянство. Петровские реформы изменили отношение к этому сословию, приветствуя дворянство, состоящее на государственной службе, чиновников. Оттого и живет герой «в Коломне», служит где-то.

Согласно его возможностям, его мечты определены житейскими нуждами, он не мечтает о военных подвигах или служении в сфере науки или искусства. Предел его мечтаний хорошее место с достойным доходом, женитьба на любимой девушке, дети и внуки. Но и таким незатейливым мечтам не суждено сбыться. Потрясенный стихией наводнения, поняв, что домик Параши и ее матери снесен, а они погибли, он превращается в странное существо с помутненным рассудком.

Евгений становится бездомным, скитается бесцельно по улицам Петербурга, который поворачивается к нему самыми своими жестокими сторонами. Через год, очутившись опять на площади у памятника, он видит причину своих несчастий в фигуре всадника на «бронзовом коне», в его воспаленном сознании вспыхивает бунт, он грозится создателю гибельного города, не обеспечившему защиту от стихии для жителей бедных окраин.

Петр I, воплощенный в образе Медного всадника, является символом государственной власти. Это реальная историческая личность, император-труженик, реформатор, но в то же время – это жестокий деспот и тиран, готовый принести в жертву человеческие жизни ради осуществления своих идей.

В начале, хоть и не названный по имени, предстает в облике государственного деятеля, обдумывающего создание стратегически важного для обороноспособности страны и торговли города. В столкновении с «маленьким» человеком – он «кумир», бездушный идол и истукан. Также двойственен город, созданный Петром I. Северная столица – это не только «полночных стран краса и диво», но и ветхие домишки на берегу, не защищенные гранитными набережными.

Основная тема

Основная тема поэмы «Медный всадник» — взаимоотношение простого человека и власти. Автор использует прием символического противопоставления царя (преобразователя России и основателя города на Неве) и памятника ему (олицетворения жестокой силы, самодержавия). Пушкин подчеркивает, что власть не может быть справедливой, даже если страной руководит выдающаяся личность. Великие деяния Петра шли во благо государству, однако были жестокими по отношению как к народу в общем, так и к отдельно взятой личности.

Поэт признает величие царя, и не отрицает, что все его деяния были во благо. Однако он отстаивает право каждого отдельного человека на счастье. Не случайно он вводит в поэму Евгения, показывая его поражение при столкновении с неограниченной властью. Автор сочувствует Евгению. Однако вместе с тем он подчеркивает, что бунт одиночки против общепринятой системы безнадежен, обречен на провал.

Анализ стихотворения

Для выражения основной мысли в поэме использована антитеза. Автор создал противоречивый образ Петра-самодержца. Его государственное служение Отечеству противопоставляется тирании и бесчеловечности. Евгений, хотя и «маленький» человек, но с большой и ранимой душой, ему небезразлична смерть других людей.

«Стройный и строгий» Петербург в первой части противопоставлен страшным картинам разрушения после наводнения. Это произведение можно назвать и героической поэмой о созидательном подвижничестве Петра I, и трагической повестью о судьбе бедного петербургского чиновника.

Читайте также:
Как писать итоговое сочинение по литературе - план, правила

Второстепенные персонажи

Перевозчик

Параша

По сути поэма – это размышления автора о роли Петра I в истории России, о последствиях его реформ, начинаний. Разносторонние мнения содержит в себе философия поэмы: сочетается образ Петра, которого боготворили и воспевали, и правителя, которому приписывали родство с сатаной, безумного тёмного человека. Такая характеристика героя неоднозначна, но обе версии имеют право на жизнь – ведь период правления Петра самый благотворный и самый странный за всю историю. В поэме затронута тема столкновения маленького человека и безграничной власти, масштабных изменений, которые не щадят ничего на своём пути. Равнодушие толпы и государства к судьбе отдельного человека – ещё одна проблема, затронутая в поэме Пушкина. В произведении много картин из жизни города: они величественны и прекрасны, убоги и страшны, печальны и безрадостны. Это произведение считается одним из самых глубоких и самых сильных в творчестве писателя. Неудивительно, что цензура запретила публикацию “Медного всадника”, смелое и по-философски тонкое, оно вышло в свет значительно позже. Сложное при первичном прочтении произведение, без определённых знаний об истории России, может показаться непонятным для учащихся. Данная статья может быть полезна для читательского дневника или при подготовке к уроку литературы.

Жанр и направление

Сначала было разрешено опубликовать лишь фрагмент, который представляет собой гимн Петербургу, по жанру напоминающий оду. Пушкин назвал текст «отрывком из поэмы».

В то же время в подзаголовке всего произведения определятся иной жанр «петербургская повесть». Но нельзя это лиро-эпическое произведение определить, как просто поэму или повесть.

Вступление начинается с весьма прозаического описания убогого пейзажа северной природы. Далее рассказывается о думах лирического героя, в которых звучит высокий стиль оды. Затем следует описание Петербурга спустя век, с громадными дворцами, множеством судов на пристанях, гранитными набережными, красивыми мостами, и авторское признание в любви к творению Петра I.

Но в завершении одический стиль переходит в прозаический, автор подготавливает читателя к основной эпической части: «Печален будет мой рассказ». Соединение различных жанров, высокого и низкого стиля, определило жанровое своеобразие произведения.

Контрастный Петербург

Северная столица возникла благодаря волевому решению царя Петра Великого после победы над шведами. Ее основание было призвано утвердить эту победу, показать силу и мощь России, а также открыть пути свободного культурного и торгового обмена с европейскими странами. Город, в котором ощущалось величие человеческого духа, явленного в строгом и стройном архитектурном облике, говорящей символике скульптур и монументов, предстает перед нами в повести «Медный Всадник». История создания Петербурга зиждется, однако, не только на величии. Построенный на «топи блат», в которую легли кости тысяч безвестных строителей, город охвачен зловещей и загадочной атмосферой. Гнетущая нищета, высокая смертность, первенство по болезням и числу самоубийств – такова другая сторона пышной венценосной столицы во времена, о которых писал Александр Пушкин. Два лика города, проступающих один сквозь другой, усиливают мифологическую составляющую поэмы. «Прозрачный сумрак» бледного городского освещения рождает у обитателей ощущение, что они живут в неком таинственно-символическом месте, в котором могут оживать и со зловещей решимостью двигаться памятники и статуи. И с этим тоже в немалой степени сопряжена история создания «Медного Всадника». Пушкина, как поэта, не могла не занимать подобная трансформация, ставшая кульминацией в сюжете. В художественном пространстве повести ожил гулко скачущий по пустынной мостовой холодный бронзовый памятник, преследующий обезумевшего от горя после потери возлюбленной и краха всех надежд Евгения.

Стихотворный размер и композиция

Написана поэма четырехстопным ямбом. Композиционно состоит из экспозиции, в которой повествуется о великих думах Петра и его творении, здесь же первое знакомство с главным персонажем.

Завязкой сюжета станет описание наводнения. Далее сюжет разделяется на две линии. Первая сюжетная линия (Евгений и Петр I) вмещает в себя все события поэмы, вторая (Евгений и его невеста) носит локальный характер.

В первой линии кульминацией стала сцена угрозы Евгения Петру, развязкой – смерть героя, во второй линии кульминацию и развязку – известие о смерти невесты и сумасшествие героя называют ложными.

Характерно отсутствие эпилога, в котором, вернувшись к описанию величественного замысла Петра и его воплощению, можно было бы найти оправдание гибели героев.

Иные действующие лица

Кроме двух главных персонажей, Петра и Евгения, на неравном противопоставлении которых держится сюжетная канва, в тексте присутствуют и другие действующие лица. Задача их — более дательное раскрытие авторского замысла.

Обязательно нужно упомянуть возлюбленную Евгения — девушку Парашу. Она описана очень кратко, является читателю только в мыслях Евгения и в его описании. Пушкин выбрал такое изображение девушки неслучайно, ведь таких, как она, очень много. Индивидуальных черт Параше не нужно — это типичный персонаж своего времени, невинное дитя деяний великого человека. Бедная девушка вместе с мамой жила у самого взморья, вот почему ее бедный домик оказался уничтожен водой, а сама она погибла.

Наконец, еще один герой поэмы — река Нева. Гордая и могущественная, она была покорена императором ради осуществления его честолюбивых планов. Но разгневанная река не готова смириться со своим унижением, наводнениями она напоминает человеку, что нельзя безнаказанно вмешиваться в жизнь природы.

Вот какие особенности образа Невы можно выделить при анализе текста:

  1. Появляется в первых частях, когда еще не было наводнения.
  2. Эволюционирует. В начале поэмы Нева предстает свободной, на ее глади одиноко плывет небольшой челн. Позднее она предстает одетой в гранит, покоренной.
  3. Весной, в период таяния льдов, река обретает свободу. Осенью поэт метко сравнивает ее с больным, который в бреду творит страшные вещи.

Сложный и противоречивый образ, где переплелись природные мотивы и ощущение неизбежности происходящих перемен, помогает Пушкину подчеркнуть неоднозначность своего отношения к героям и событиям. С одной стороны, он понимает, что без Петра Россия никогда не обрела бы знакомый ему облик, но с другой — искренне сочувствует маленьким людям, которых могли звать Евгением, Парашей или любым другим именем. Они оказались заложниками славы великого императора.

Сюжет произведения

Сюжет поэмы весьма незатейлив. Евгений, мелкий чиновник, молодой дворянин из знатного, но обедневшего рода, размышляя о своей нужде, мечтает создать семью, строит планы будущей жизни. В сладких грезах засыпает.

В это время начинает бушевать стихия, Петербург зачинает затоплять. Пытаясь спастись от наводнения, он забирается на мраморную скульптуру льва. С отчаянием он думает о любимой девушке. Когда вода спала, он, наняв лодку, спешит к дому невесты и ее матери.

Узнав о гибели Параши, он теряет рассудок. Год Евгений бродяжничает по улицам, обезумев от горя. Случайно оказавшись на Петровской площади, он грозит памятнику Петру I, считая его виновником разрушений и гибели людей.

Читайте также:
Андрей Болконский - характеристика образа кратко, жизненный путь

Ему кажется, что памятник, сойдя с постамента, преследует его. Евгений в ужасе пытается убежать, после его находят мертвым. Захоронят Евгения на островке возле ветхого домишки, у которого лежало его тело.

Терзания главного героя

Итак, Евгений пришел домой. Снял шинель, лег, однако заснуть не смог. Главный герой «Медного всадника» пребывает в раздумьях. Что же его тревожит? Прежде всего то, что он беден, а посему вынужден тяжелым трудом добывать себе хотя бы относительную независимость. У него нет ни денег, ни таланта. А ведь есть праздные счастливцы, которые живут легко и непринужденно! Увы, Евгений не один из них.

Герой «Медного всадника» влюблен в некую Парашу, которая живет на другом берегу Невы. И в этот день он расстроен еще и тем, что сняли мосты. Это значит, что Евгений не увидит любимую еще два-три дня. Он сердечно вздыхает и грезит наяву.

Смысл поэмы

Отвечая на вопрос, о чем поэма, какова основная мыль произведения, можно сказать, что образ медного всадника олицетворяет бесчеловечность государственной власти, с презрением и безразличием относящейся к нуждам и проблемам «маленького» человека.

Поэма собрала множество отзывов критиков как при жизни писателя, так и после. До сих пор произведение изучается в школе в старших классах, поражая школьников своей глубиной и трагичностью.

Белинский отмечал, что в поэме отражена «горестная участь личности» простого человека, в то же время Пушкин тот, кто написал «апофеоз» Петра Великого.

Образ Евгения

Описывая главного персонажа, Пушкин уделяет большее внимание внутреннему мира героя, создавая его психологический портрет. Этот молодой, на первый взгляд, ничем не примечательный человек обладает очень хорошими душевными качествами. Он принадлежит разорившемуся дворянскому роду. Его мечты ограничиваются грезами о простой семейной жизни с любимой девушкой. Евгений готов трудиться всю жизнь, тем самым обеспечивая свою семью.

Гибель возлюбленной лишает его смысла в жизни. Его рассудок не может справиться с такой трагедией. Он превращается в больного, вызывающего сострадание оборванца.

Судьба героя — это судьба «маленького человека» в истории. Автор показал его беспомощную попытку противостояния государственному устройству в образе памятника. В результате герой терпит поражение. Пушкин подчеркивает безысходность положения простого человека перед властью.

Почему бронзовый всадник оказался в устах поэта медным?

Дело, конечно, не только в том, что литераторы 19 века не видели существенной смысловой разницы между бронзой и медью. Глубоко символично то, что это именно медный Всадник. История написания поэмы в данном случае смыкается с библейской аллегорией. Не случайно поэт именует изваяние Петра «истуканом» и «кумиром» — точно такими же словами говорят авторы Библии, повествуя о золотых тельцах, которым вместо Живого Бога поклонялись иудеи. Здесь истукан даже не золотой, а всего лишь медный – так автор снижает блеск и величие образа, сверкающего внешней ослепительной роскошью, но таящей внутри отнюдь не драгоценное содержание. Вот какими подтекстами дышит история создания «Медного Всадника».

Пушкина невозможно заподозрить в безоговорочной симпатии к державной идее. Неоднозначно, однако, его отношение и к выдуманной идиллии, сконструированной в мечтаниях Евгения. Надежды и планы «маленького человека» далеки от глубоких духовных исканий, и в этом Пушкин видит их ограниченность.

Анализ поэмы Пушкина «Медный всадник»

Автор: Guru · Опубликовано 16.08.2017 · Обновлено 08.10.2017

Поэма «Медный всадник» А.С. Пушкина – одно из самых совершенных творений поэта. По своему слогу она напоминает «Евгения Онегина», а по содержанию приближена одновременно к истории и мифологии. Данное произведение отражает размышления А.С. Пушкина о Петре Первом и вобрало в себя различные мнения о реформаторе.

История создания

Поэма стала завершающим произведением из написанных в период Болдинской осени. В конце 1833 года «Медный всадник» был дописан.

Во времена Пушкина существовало два типа людей – одни боготворили Петра Первого, другие же приписывали ему родство с сатаной. На этой почве рождались мифы: в первом случае — реформатора называли Отцом отечества, рассказывали о небывалом уме, создании города-рая (Петербург), во втором – пророчили крушение города на Неве, обвиняли Петра Великого в связях с темными силами, называли антихристом.

Автор собрал различные видения личности правителя-реформатора, чтобы наиболее полно оценить Петровское время.

Суть поэмы

Начинается поэма с описания Петербурга, А.С. Пушкин подчеркивает уникальность места для строительства. В городе живет Евгений – самый обычный служащий, беден, не жаждет разбогатеть, ему важнее оставаться честным и счастливым семьянином. Финансовое благополучие требуется лишь для надобности обеспечивать свою возлюбленную Парашу. Герой грезит женитьбой и детишками, мечтает рука об руку встретить старость с любимой девушкой. Но мечтам его не суждено сбыться. В произведении описано наводнение 1824 года. Страшная пора, когда люди гибли вод слоями воды, когда Нева бушевала и поглощала город своими волнами. В таком наводнении и погибает Параша. Евгений же проявляет мужество во время бедствия, не думает о себе, пытается разглядеть дом любимой вдалеке и бежит к нему. Когда буря стихает, герой спешит к знакомым воротам: вот ива, но калитки нет и дома тоже. Эта картина сломала молодого человека, он обреченно волочется по улицам северной столицы, ведет жизнь странника и каждый день переживает вновь события той роковой ночи. В одно из таких помутнений он набредает на дом, в котором раньше жил и видит статую Петра Первого на коне – Медного всадника. Он ненавидит реформатора за то, что тот построил город на воде, которая погубила его возлюбленную. Но внезапно всадник оживает и озлобленно несется на обидчика. Позднее бродяга умрет.

В поэме сталкиваются интересы государства и обычного человека. С одной стороны, Петроград называли северным Римом, с другой, его основание на Неве было опасно для жителей, и наводнение 1824 года подтверждает это. Злобные речи Евгения в адрес правителя-реформатора интерпретируют по-разному: первое — это мятеж против самодержавия; второе — это восстание христианства против язычества; третье — это жалкий ропот маленького человека, чье мнение не ставится в ряд с силой, необходимой для изменений государственного масштаба (то есть для достижения грандиозных целей всегда приходится чем-то жертвовать, и механизм коллективной воли не остановит беда одного человека).

Жанр, размер стиха и композиция

Жанр «Медного всадника» — поэма, написанная, как «Евгений Онегин», четырехстопным ямбом. Композиция довольна странна. Имеет непомерно большое вступление, которое вообще можно рассматривать как отдельное самостоятельное произведение. Далее 2 части, в которых рассказывается о главном герое, наводнении и столкновении с Медным всадником. Эпилога в поэме нет, точнее, он не выделен самим поэтом отдельно — последние 18 строк об острове на взморье и смерти Евгения.

Читайте также:
Стихи на Рождество короткие четверостишия для детей, красивые и трогательные стихотворения известных поэтов про Рождество Христово, поздравления

Несмотря на нестандартную структуру, произведение воспринимается как целостное. Данный эффект создают композиционные параллелизмы. Петр Первый жил на 100 лет раньше, чем главный герой, но это не мешает создать ощущение присутствия правителя-реформатора. Его личность выражена через монумент Медного всадника; но и сама персона Петра появляется в начале поэмы, во вступлении, когда речь ведется о военной и экономической значимости Петербурга. А.С. Пушкин так же несет мысль о бессмертии реформатора, поскольку даже после его гибели появлялись нововведения и долго время имели силу старые, то есть, он запустил ту тяжелую и неповоротливую машину изменений в России.

Итак, фигура правителя появляется на протяжении всей поэмы, то в качестве собственной персоны, то в образе памятника, его оживляет помутившийся ум Евгения. Временной промежуток повествования между вступлением и первой частью равен 100 годам, но, несмотря на такой резкий прыжок, читателю он не чувствуется, поскольку А.С. Пушкин связал события 1824 года с так называемым «виновником» наводнения, ведь именно Петр построил город на Неве. Интересно заметить, что данная книга по построению композиции совершенно не свойственна для пушкинского стиля, это эксперимент.

Характеристика главных героев

  1. Евгений – о нем нам известно немного; жил в Коломне, там же служил. Был беден, но не имел пагубной склонности к деньгам. Несмотря на совершенную обычность героя, а он легко бы затерялся среди тысячи таких же серых жителей Петербурга, он имеет высокую и светлую мечту, которая полностью отвечает идеалам многих людей – женитьба на любимой девушке. Он – как любил сам Пушкин называть своих персонажей – «герой французского романа». Но мечтам его не суждено сбыться, Параша погибает при наводнении 1824 года, а Евгений сходит с ума. Поэт нарисовал нам слабого и ничтожного молодого человека, чье лицо мгновенно теряется на фоне фигуры Петра Первого, но даже этот обыватель имеет свою цель, которая по силе и благородству соизмерима или даже превосходит личность Медного всадника.
  2. Петр Первый – во вступлении его фигура представлена, как портрет Творца, Пушкин признает в правителе невероятный ум, но подчеркивает деспотизм. Сначала поэт показывает, что хоть император и выше Евгения, но он не выше Бога и стихий, которые ему не подвластны, но сила России пройдет сквозь все невзгоды и останется невредимой и непоколебимой. Автор не раз замечал, что реформатор был слишком самовластен, не обращал внимания не беды обычных людей, которые становились жертвами его глобальных преобразований. Наверное, мнения на эту тему всегда буду разниться: с одной стороны, тирания — плохое качество, которого не должно быть у правителя, но с другой – а возможны были бы такие обширные изменения, если бы Петр был мягче? Каждый сам отвечает для себя на этот вопрос.

Тематика

Столкновение власти и обычного человека — главная тема поэмы «Медный всадник». В этом произведении А.С. Пушкин размышляет над ролью личности в судьбе целого государства.

Медный всадник олицетворяет Петра Первого, чье правление было приближено к деспотизму и тирании. Его рукой были введены реформы, полностью меняющие ход обычный русской жизни. Но когда рубят лес, неизбежно летят щепки. Может ли маленький человек найти свое счастье, когда такой вот лесоруб не считается с его интересами? Поэма отвечает – нет. Столкновение интересов власти и людей в таком случае неизбежно, конечно, последние остаются в проигрыше. А.С. Пушкин размышляет о строении государства в петровские времена и о судьбе отдельного взятого героя в нем – Евгения, приходя к выводу, что империя жестока к людям в любом случае, а стоит ли ее величие таких жертв – вопрос открытый.

Также творец обращается к теме трагической потери близкого человека. Евгений не выдерживает одиночества и горя утраты и не находит, за что же зацепиться в жизни, если нет любви.

Проблематика

  • В поэме «Медный всадник» А.С. Пушкин поднимает проблему личности и государства. Выходцем из народа является Евгений. Он самый обыкновенный мелкий чиновник, живет впроголодь. Душа его полна высоких чувств к Параше, о женитьбе с которой он грезит. Лицом государства становится монумент Медного всадника. В забвении разума молодой человек набредает на дом, в котором жил до гибели возлюбленной и до своего сумасшествия. Взгляд его натыкается на памятник, а больной ум оживляет статую. Вот оно, неизбежное столкновение личности и государства. Но всадник озлобленно гонится за Евгением, преследует. Как посмел герой роптать на императора?! Реформатор думал более масштабно, рассматривая планы на будущее в полнометражном измерении, как с высоты птичьего полета он смотрел на свои творения, не вглядываясь в людей, которых захлестывали его нововведения. Народ подчас страдал от решений Петра, так же, как сейчас подчас страдает от правящей руки. Монарх воздвиг прекрасный город, который во время наводнения 1824 года стал кладбищем для многих жителей. Но он не считается с мнением обыкновенных людей, создается ощущение, что своими мыслями он ушел далеко вперед своего времени, и даже через сто лет не все смогли постичь его замысел. Таким образом, личность никак не защищена от произвола вышестоящих особ, ее права грубо и безнаказанно попираются.
  • Проблема одиночества тоже беспокоила автора. Герой не вынес и дня жизни без второй половины. Пушкин размышляет, как же мы все-таки уязвимы и ранимы, как разум не крепок и подвержен страданию.
  • Проблема равнодушия. Горожанам никто не помог эвакуироваться, последствий бури тоже никто не исправлял, а компенсации семьям погибших и социальная поддержка пострадавших и не снились чиновникам. Государственный аппарат проявил удивительное безразличие к судьбам подданных.

Государство в образе Медного всадника

Впервые с образом Петра Первого мы сталкиваемся в поэме «Медный всадник» во вступлении. Здесь правитель изображается как Творец, покоривший стихию и построивший город на воде.

Реформы императора были губительны для обычного народа, поскольку ориентировались только на знать. Да и ей пришлось несладко: вспомним, как Петр насильно стриг бороды боярам. Но главной жертвой амбиций монарха стал обыкновенный рабочий люд: именно он сотнями жизней выстилал дорогу северной столице. Город на костях – вот оно – олицетворение государственной машины. В нововведениях было комфортно жить самому Петру и его приближенным, потому что видели они только одну сторону новых дел – прогрессивную и приносящую пользу, а то, что губительное действие и «побочные эффекты» данных изменений ложились на плечи «маленьких» людей никого не волновало. На утопающий в Неве Питер элита смотрела с «высоких балконов» и не чувствовала на себе все горести водного основания города. Петр отлично отражает в себе безапелляционную абсолютистскую государственную систему – реформам быть, а народ «как-нибудь проживет».

Читайте также:
Невский проспект - краткое содержание, история создания, анализ

Если вначале мы видим Творца, то уже ближе к середине поэмы поэт пропагандирует мысль, что Петр Первый — не Бог и совладать со стихиями полностью не в его силах. В конце произведения мы лицезреем лишь каменное подобие бывшего нашумевшего в России правителя. Спустя года Медный всадник стал только поводом для необоснованного переживания и страха, но это лишь мимолетное чувство сумасшедшего.

Образ Петра Первого до сих пор вызывает противоречивые эмоции у современников. Нельзя не признавать его заслуг перед Россией, ума и силы, но и закрывать глаза на страдания народа, на плечи которого ложились вся последствия реформ — так же невозможно. Как относиться к нему, решайте сами, а А.С. Пушкин в своей поэме «Медный всадник» показал разностороннюю и многогранную личность императора, которая описана также в сочинении «Образ Медного всадника».

В чем смысл поэмы?

Пушкин создал многогранное и неоднозначное произведение, которое необходимо оценить с точки зрения идейно-тематического содержания. Смысл поэмы «Медный всадник» заключается в противостоянии Евгения и Медного всадника, личности и государства, которое критика расшифровывает по-разному. Итак, первый смысл – противостояние язычества и христианства. Петру часто присуждали звание антихриста, а Евгений выступает против подобных дум. Еще одна мысль: герой – обыватель, а реформатор – гений, они живут в разных мирах и не понимают друг друга. Автор, тем не менее, признает, что для гармоничного существования цивилизации нужны оба типа. Третий смысл – в лице главного героя олицетворялся мятеж против самодержавия и деспотизма, который пропагандировал поэт, ведь принадлежал к декабристам. Ту же беспомощность восстания он аллегорически пересказал в поэме. И еще одна трактовка идеи – жалкая и обреченная на неудачу попытка «маленького» человека изменить и повернуть в другую сторону ход государственной машины.

Маленький человек

Образ маленького человека в поэме представлен в лице Евгения. А.С. Пушкин даже не дает фамилию своему герою. Мечты и стремления его заключены вокруг семьи и семейного счастья, он не стремится что-либо изменить в своем бедном положении, не тоскует о прошлом и ничем не отличается от обычных мелких чиновников Петербурга. Злобный шепот на Петра заключен только в рамках собственных душевных терзаний, не является конструктивной и глубокой критикой. Он считает реформатора виновником смерти Параши, не более. Больное мышление оживляет самодержавца, герой в ужасе убегает от всадника. Подробнее мы написали об этом в сочинении об образе маленького человека в поэме «Медный всадник».

Анализ поэмы «Медный всадник» Пушкина

В поэме «Медный всадник» отражены размышления автора на тему исторического персонажа – о противоречивой личности Петра Великого, о неоднозначности его поступков. Предлагаем для ознакомления краткий и полный анализ поэмы Пушкина «Медный всадник». Поэту удалось создать красивейшее стихотворное описание масштабных планов Петра, бурлящих вод Невы, раскрыть большую человеческую трагедию «маленького» человека.

Год написания и публикации — Написанная в 1833 году, поэма вышла в печать лишь в 1837 году, уже после смерти великого поэта.
История создания — Работу над «Медным всадником» Пушкин начинает в поместье Болдино. Он размышляет о судьбе России, об ее правителях, самодержавии. Поэта интересует личность Петра Великого, по поводу которого мнения людей диаметрально разделились. Одни обожествляли царя и его деяния, а другие сравнивали его нечистой силой. Итогом размышлений Пушкина и стала данная поэма.
Жанр — Историческая поэма, стихотворная повесть.
Направление — Реализм.
Основная идея — Пушкин показывает столкновение двух сил, находящихся на противоположных полюсах – могущественного правителя, защищенного неограниченной самодержавной властью, и беззащитного маленького человека с его повседневными обыденными потребностями.
Тема — Самодержавная власть Петра I.
Проблема — Конфликт между государственной властью, которая руководствуется исторической необходимостью, и потребностями маленького человека.
Композиция — Композиция поэмы состоит из двух частей и включает в себя довольно большое вступление, которое можно рассматривать, как отдельную часть произведения. В первой и второй частях рассказывается о главном герое, сокрушительном наводнении, и о ненависти героя к Медному всаднику – памятнику Петру I.

  1. п.1. Тематика и проблематика
  2. п.2. Идея и пафос
  3. п.3. Основные герои (их место в образной системе)
  4. п.4. Литературные приёмы
  5. п.5. Конфликт произведения

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема: Правление Петра I – выдающегося самодержца России.

Проблема: Самодержавная власть руководствуется исторической необходимостью, а не интересами человека.

Ненависть главного героя к царю проявляется не сразу. Когда сознание у безумного Евгения проясняется, то он, как бы, видит основного виновника своей трагедии – царя, заложившего город в неудачном месте. Петр I руководствовался политической необходимостью – укреплением границ России со шведами, не подумав о последствиях своего замысла для народа. Сложно сказать, действительно ли наводнение – следствие недальновидности Петра или нет, но здесь важен смысл. Авторитарное правительство во главу угла ставит свои интересы, удовлетворяет собственные амбиции, а не потребности народа в защите и безопасности. Нередко диктаторы разжигают войны, принося, тем самым, много бед и страданий. На поле битвы погибают лучшие сыны отечества.

2. Тема: Петр I – особенности его личности.

Проблема: Противоречивость человеческой природы на примере личности Петра I.

В произведении на примере Петра I, показано, насколько противоречив человек. Когда мы видим конкретную историческую личность со всеми его достижениями, преобразованиями, реформами и открытым проявлением негативных качеств характера, то сложно определиться в своем отношении к нему. Скорее всего, Пушкин не мог собрать образ Петра воедино, почему и написал «Медного всадника».

3. Тема: Взаимоотношение государственной власти и отдельного маленького человека.

Проблема: Очень часто народ недоволен правительством, обвиняет его в собственной несостоятельности. Для авторитарных правителей важны достижения в целом, они не учитывают нужды народа. История рассказывает о том, что за строительство Петербурга подневольный люд заплатил своим здоровьем, а иногда и жизнью. Самодержавная власть особо не обращала внимания на подобные «мелочи». С другой стороны, бедняки исторически привыкли к тому, что их жизнью управлял господин, и так существует до сих пор. Человек может изменить свою ситуацию, но он ничего не делает, обвиняя правительство во всех своих нерешенных проблемах.

Читайте также:
Антитеза - определение, значение слова, виды, роль в русском языке

4. Тема: Любовь.

Проблема: Потеря любимого человека может обернуться серьезной болезнью, пожизненной трагедией для другой половины.

Главный герой Евгений – мелкий служащий, бедный молодой человек, не имеющий собственного угла. Уже в этом описании чувствуется, что его жизнь бедна событиями, и то, что он чувствует себя неудачником. Конфликт усугубляется, когда Евгений теряет в наводнение свой единственный луч света – возлюбленную Парашу. У него нет больше ничего, что ему дорого – несчастный сходит с ума. Так человек реагирует на трагедию, когда он недоволен собой, и у него немного собственных интересов, целей, друзей, материальных благ.

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

Пафос поэмы передан в восхищении автором деяниями Петра I. На месте будущей столицы вначале был пустырь, болота, непроходимые леса, чернели чухонские избы. Благодаря царю на этом же месте появился город, сверкающий своей красотой.

Пушкин прославляет великого преобразователя, реформатора, строителя, создавшего для России просто сказочный город-столицу. Строки, описывающие достижения Петра I, читаешь с большим воодушевлением. Лишь в конце пафос сменяет мрачное настроение – Пушкин пишет, что рассказ его будет печален.

п.3. Основные герои (их место в образной системе)

В поэме ощущается сильное противоборство образов Евгения и царя, символически представленного Медным всадником. Конфликт образов показан обоюдный. Главный герой обвиняет царя в произошедшей трагедии, а царь преследует его за «преступные» мысли.

п.4. Литературные приёмы

С большой теплотой и любовью описывает Пушкин строительство города, его величие. Поэт использует яркие эпитеты, метафоры, в результате чего из-под его пера выходят красивейшие строки. Благодаря его литературным приемам, появляется чувство гордости за решение, которое принимает Петр I, за воплощение его великого замысла. Из описания видно, как Пушкин восхищается Петербургом, верит в будущее России.

Красиво, сильно, эмоционально описан момент наводнения – взбунтовавшаяся стихия, сметающая все на своем пути.

Большую роль в поэме играют такие символы, как Медный всадник. Сам памятник – это символ самодержавной власти, всадник – правитель, а конь – народ России, пришпоренный умелым седоком.

Символичен тот момент, что безумный Евгений бунтует, но бунт его больше не в словах, а в его состоянии, умело переданным Пушкиным. Евгений говорит царю всего два слова, но всадник начинает преследовать его. Этот момент тоже символичен. Он показывает, что любой народный бунт жестоко карается авторитарной властью.

п.5. Конфликт произведения

Основной конфликт произведения – противостояние интересов властей и предпочтений маленького человека, стремящегося к максимальной безопасности для себя и своих близких.

Здесь сталкиваются два полюса – сила и слабость. Решения конфликта я не вижу. Можно только сказать, что он стал проявленным в момент озарения Евгения-безумца.

История создания и анализ поэмы «Медный всадник» Пушкина А.С.

С самого момента основания города Санкт-Петербурга его реальная история интерпретировалась и описывалась различными авторами. Город описан в произведениях литературы и искусства с точки зрения реальной истории. Очень тонко история города описана у Пушкина, в ней он описал и историю создания города, и его великих создателей. История поэмы «Медный всадник» Пушкина сама по себе отличается оригинальностью. Но всему великому предстоит пройти сложный путь – это мы можем наблюдать как в самой поэме, так и на примере ее истории.

Реальное наводнение

Историческая основа произведения – наводнение в Петербурге, которое случилось осенью 1824 года. В это время Пушкина в городе не было. В произведении наводнение описано со слов очевидцев. Реальное историческое событие стало не только трагедией в обычной жизни. Оно послужило основой для создания художественного образа и получило вековую память в лице читателей произведения гениального автора. Наводнение унесло жизни множества людей, стало настоящей трагедией для города. После него были приняты меры, безопасность города была поднята на более высокий уровень. Тем не менее, трагедия успела случиться, унеся с собой жизни многих жителей город. Перед стихией оказался бессилен не только простой человек, но и цари, сам город, вся система.

О чем поэма , жанр, идея и главный смысл

Автор рассказывает здесь о бедном жителе Петербурга Евгении. Этот персонаж описан поэтом неумным, ничем не выделяющимся от других таких же представителей низкого сословия. Он любил дочку вдовы, которая жила на взморье. Но произошедшее наводнение привело к гибели вдовы с дочерью. И даже дом этих женщин снесло водой. Евгений сошел с ума от горя. Безумец гулял по городу по ночам. И однажды во время прогулки он увидел памятник Петру I. Безумный бедняк прошептал злобные пожелания в отношении человека,которого он считал виновным в своих бедах. Когда бедный безумец отошел от своих мыслей, он вдруг решил, что памятник обижен на него и хочет его наказать. Больное воображение подкидывало одно видение за другим. И в конце концов Евгений умер. Основной идеей поэмы является мысль о том, что человек, который попал в тяжелую ситуацию, вызванную стихией, может лишиться ума. Но эта идея не единственная . Поэт имел и вторую точку зрения относительно основной идеи произведения.

Автор подводит в мысли, что государство не может стать великим, оно ради этого попирает простого человека.

Как была написана поэма

История создания «Медного всадника» не проста. Не смотря на то что поэма была написана в короткий срок – меньше чем за месяц, в октябре 1833 года, Пушкин вложил в нее много сил. Каждый стих Пушкин переписывал по несколько раз. В итоге ему удалось совместить в короткой поэме множество образов, символов, значений. Произведение было написано в Болдино, после путешествия Пушкина на Урал по местам, которые связаны с пугачевским бунтом. Возможно, образ ожившего памятника Пушкину пришел после того, как Александр I запланировал вывезти памятник из города. Но одному из майоров приснился сон, как Медный всадник скачет по городу, подъезжает к императору и говорит о том, что нынешний правитель довел жизнь в стране до трагедий, но пока памятник на месте- он следит за городом и ничего ему не будет страшно. Это остановило Александра, а поверье о хранителе города Медном всаднике живет до сих пор.

Описание памятника

Памятник на Сенатской площади в Санкт-Петербурге изображает Петра I, сидящего на вздыбленном коне. Он стоит на вершине постамента-скалы, а у ног лошади лежит поверженная змея. Все это символизирует преодоленные императором трудности и враждебные силы.

Змея служит одной из точек опор для императорского скакуна, что является довольно оригинальным решением для придания скульптуре устойчивости.

Взгляд Петра направлен вперед. По словам автора скульптуры «он простирает свою благодетельную десницу» на все территории, где проезжает. При этом у самодержца нет в руках символов государственной власти и он одет не в военные доспехи, а в простую одежду. В скульптуре Петр I предстает не полководцем, а законодателем, просветителем, созидателем и благодетелем.

Читайте также:
Агафья Пшеницына характеристика героини в романе И.А. Гончарова "Обломов", описание внешности, характера и качеств, отношения с Обломовым, роль в жизни Обломова, судьба, образование, воспитание

Однако намек на государственность и победы самодержца в памятнике все же есть. Голову Петра I украшает лавровый венок, а на поясе висит меч.

На постаменте есть надпись на русском и латинском языках — «Екатерина II Петру I Лета 1782». Она увековечивает имя императрицы и подчеркивает ее приверженность петровским реформам.

Памятник Медный всадник окружен невысоким забором, вдоль которого высажены кустарники и цветы.

Цензура и публикация

Когда Пушкин вернулся из Болдино, он передал свою поэму на цензуру. Вернули ему произведением с большим количеством правок. Александр Сергеевич верил, что рукопись читал сам Николай, но позже выяснилось, что вычиткой занимались служащие политической полиции. Запрещена поэма не была, но Пушкин воспринял это как запрет. Автор пытался переписать забракованные фразы и места. Но это было выше его сил и он бросил эту затею. При жизни Пушкина поэма не была опубликована, вышло лишь вступление в журнале «Библиотека для чтения».

Данная статья поможет грамотно написать сочинение на тему «История поэмы «Медный всадник» Пушкина», указать связь с реальными событиями, историю написания и публикации произведения.

Отрывок, характеризующий Медный всадник (поэма)

Однажды вечером, когда старая графиня, вздыхая и крехтя, в ночном чепце и кофточке, без накладных буклей, и с одним бедным пучком волос, выступавшим из под белого, коленкорового чепчика, клала на коврике земные поклоны вечерней молитвы, ее дверь скрипнула, и в туфлях на босу ногу, тоже в кофточке и в папильотках, вбежала Наташа. Графиня оглянулась и нахмурилась. Она дочитывала свою последнюю молитву: «Неужели мне одр сей гроб будет?» Молитвенное настроение ее было уничтожено. Наташа, красная, оживленная, увидав мать на молитве, вдруг остановилась на своем бегу, присела и невольно высунула язык, грозясь самой себе. Заметив, что мать продолжала молитву, она на цыпочках подбежала к кровати, быстро скользнув одной маленькой ножкой о другую, скинула туфли и прыгнула на тот одр, за который графиня боялась, как бы он не был ее гробом. Одр этот был высокий, перинный, с пятью всё уменьшающимися подушками. Наташа вскочила, утонула в перине, перевалилась к стенке и начала возиться под одеялом, укладываясь, подгибая коленки к подбородку, брыкая ногами и чуть слышно смеясь, то закрываясь с головой, то взглядывая на мать. Графиня кончила молитву и с строгим лицом подошла к постели; но, увидав, что Наташа закрыта с головой, улыбнулась своей доброй, слабой улыбкой. – Ну, ну, ну, – сказала мать. – Мама, можно поговорить, да? – сказала Hаташa. – Ну, в душку один раз, ну еще, и будет. – И она обхватила шею матери и поцеловала ее под подбородок. В обращении своем с матерью Наташа выказывала внешнюю грубость манеры, но так была чутка и ловка, что как бы она ни обхватила руками мать, она всегда умела это сделать так, чтобы матери не было ни больно, ни неприятно, ни неловко. – Ну, об чем же нынче? – сказала мать, устроившись на подушках и подождав, пока Наташа, также перекатившись раза два через себя, не легла с ней рядом под одним одеялом, выпростав руки и приняв серьезное выражение. Эти ночные посещения Наташи, совершавшиеся до возвращения графа из клуба, были одним из любимейших наслаждений матери и дочери. – Об чем же нынче? А мне нужно тебе сказать… Наташа закрыла рукою рот матери. – О Борисе… Я знаю, – сказала она серьезно, – я затем и пришла. Не говорите, я знаю. Нет, скажите! – Она отпустила руку. – Скажите, мама. Он мил? – Наташа, тебе 16 лет, в твои года я была замужем. Ты говоришь, что Боря мил. Он очень мил, и я его люблю как сына, но что же ты хочешь?… Что ты думаешь? Ты ему совсем вскружила голову, я это вижу… Говоря это, графиня оглянулась на дочь. Наташа лежала, прямо и неподвижно глядя вперед себя на одного из сфинксов красного дерева, вырезанных на углах кровати, так что графиня видела только в профиль лицо дочери. Лицо это поразило графиню своей особенностью серьезного и сосредоточенного выражения. Наташа слушала и соображала. – Ну так что ж? – сказала она. – Ты ему вскружила совсем голову, зачем? Что ты хочешь от него? Ты знаешь, что тебе нельзя выйти за него замуж. – Отчего? – не переменяя положения, сказала Наташа. – Оттого, что он молод, оттого, что он беден, оттого, что он родня… оттого, что ты и сама не любишь его. – А почему вы знаете? – Я знаю. Это не хорошо, мой дружок. – А если я хочу… – сказала Наташа. – Перестань говорить глупости, – сказала графиня. – А если я хочу… – Наташа, я серьезно… Наташа не дала ей договорить, притянула к себе большую руку графини и поцеловала ее сверху, потом в ладонь, потом опять повернула и стала целовать ее в косточку верхнего сустава пальца, потом в промежуток, потом опять в косточку, шопотом приговаривая: «январь, февраль, март, апрель, май». – Говорите, мама, что же вы молчите? Говорите, – сказала она, оглядываясь на мать, которая нежным взглядом смотрела на дочь и из за этого созерцания, казалось, забыла всё, что она хотела сказать. – Это не годится, душа моя. Не все поймут вашу детскую связь, а видеть его таким близким с тобой может повредить тебе в глазах других молодых людей, которые к нам ездят, и, главное, напрасно мучает его. Он, может быть, нашел себе партию по себе, богатую; а теперь он с ума сходит. – Сходит? – повторила Наташа. – Я тебе про себя скажу. У меня был один cousin… – Знаю – Кирилла Матвеич, да ведь он старик? – Не всегда был старик. Но вот что, Наташа, я поговорю с Борей. Ему не надо так часто ездить… – Отчего же не надо, коли ему хочется? – Оттого, что я знаю, что это ничем не кончится. – Почему вы знаете? Нет, мама, вы не говорите ему. Что за глупости! – говорила Наташа тоном человека, у которого хотят отнять его собственность. – Ну не выйду замуж, так пускай ездит, коли ему весело и мне весело. – Наташа улыбаясь поглядела на мать. – Не замуж, а так , – повторила она. – Как же это, мой друг? – Да так . Ну, очень нужно, что замуж не выйду, а… так . – Так, так, – повторила графиня и, трясясь всем своим телом, засмеялась добрым, неожиданным старушечьим смехом.

Читайте также:
Русская литература второй половины 19 века общая характеристика, обзор писателей, особенности развития, основные проблемы и направления

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Медный всадник»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Медный всадник»
  • для самых компанейских — Главные герои «Медный всадник»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Медный всадник»
  • для самых любопытных — Анализ «Медный всадник» Пушкин
  • для самых крутых — Читать «Медный всадник» полностью

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 11

Краткая история создания «Медного всадника» Александра Пушкина

Творчество Александра Сергеевича Пушкина придётся по душе каждому, не зря про него говорят: «Пушкин – наше всё». Его книги можно найти в библиотеке серьёзного история, на полках юной девушки, ищущей в книгах любовь и романтику, а человек с хорошим чувством юмора всегда по достоинству умеет оценить великого писателя. У Александра Сергеевича найдётся произведение и для любителей мистики – поэма «Медный всадник».

Эта поэма когда-то взбудоражила не только общественность, но и царскую цензуру: в ней обличался царский режим, социальная несправедливость, поднимались гуманистические темы, в неё органично вписывались размышления о вечных конфликтах. В ней отразился образ и облик Петербурга, с его двойственностью красивой северной столицы великой державы и дурной славы города, где царит нищета, голод, болезни и зловещий мрак.

«Медный всадник» стал своеобразным памятником реальной трагедии, потрясшей столицу Российской империи в 1824 году. Речь идёт, конечно, о наводнении в Петербурге, когда Зимний дворец, по словам одного очевидца, «стоял, как скала, среди бурного моря», отважно отражая ревущие волны. Поэтому то, что случилось с домиком бедной Параши, отнюдь не является преувеличением. Сам поэт в это время томился в ссылке в Михайловском, поэтому свидетелем наводнения он не был. Однако, даже находясь вдали от города, он остро переживал это ужасное событие: просил брата помочь деньгами пострадавшим, подчёркивая, при этом, что сделать это нужно анонимно; в письмах к тому же брату признавался, что потоп у него «с ума нейдёт».

Масштабы катастрофы, к которой он, по правде сказать, сначала отнёсся с пренебрежительной усмешкой, по-настоящему поразили Пушкина. Наводнение не исчезает со страниц его писем и в 1830-х годах, когда он пишет жене о его злоключениях в Петербурге. С помощью многочисленных свидетельств и силы собственного воображения, Пушкину удалось восстановиться страшную до мурашек картину.

Оживший памятник Петра I может являться отсылкой к истории про сон одного майора, состоявшего на службе при Александре I. По ходящей в народе легенде, когда в 1812 году он заявил, что хочет вывезти «всадника» из города, приближённые передали императору сон майора: ему привиделось, будто по петербургским улицам скакал «Медный всадник». Затем остановился, приблизился к Александру I и обратился к нему со словами: «Молодой человек! До чего ты довел мою Россию! Но покамест я на месте, моему городу нечего опасаться». Так памятник, а, может, и вся Россия вместе с ним, были спасены.

Любопытна и сама работа над произведением: Пушкину удалось завершить его меньше, чем за месяц. «Медный всадник» стал ещё одним шедевром, написанным в Болдине. Можно подумать, что Александру Сергеевичу написание поэмы далось необыкновенно легко, однако на самом деле это далеко не так. «Медный всадник» был почти буквально выстрадан: по рассказам, Пушкин тщательно оттачивал каждое слово, чтобы довести своё творение до совершенства, ему не раз приходилось переписывать стихи.

«Медный всадник», как и некоторые другие произведения Пушкина, не могли пройти мимо жёсткой и непреклонной цензуры. В своём дневнике поэт сетовал на огромное количество правок, многие из которых казались поистине абсурдными. Рукопись прекрасной поэмы, над которой он столько трудился, была измарана замечаниями цензурщиков, что для Пушкина было равносильно запрету на публикацию.

Таким образом, оригинальный текст поэмы так и не был напечатан при жизни: несмотря на то, что Пушкин пытался исправить произведение, он вскоре оставил эту затею, отложив рукопись в долгий ящик. И всё-таки «Медный всадник» увидит свет, когда его в 1837 году напечатают с правками Жуковского, убрав неугодные цензуре сцены вроде бунта главного героя. Это, конечно, значительно исказило изначальный смысл поэмы, и замысел Пушкина был перекручен. Спустя 67 лет широкая публика получит возможность ознакомиться с настоящим, неисправленным текстом и в полной мере насладиться чтением поэмы.

Интересные факты о памятнике Медный всадник

  • Транспортировка камня–постамента сопровождалась трудностями и непредвиденными обстоятельствами и часто возникали аварийные ситуации. За той операцией следила вся Европа и в честь доставки Гром-камня на Сенатскую площадь была выпущена памятная медаль с надписью «Дерзновению подобно. Генваря, 20, 1770»
  • Фальконе задумал монумент без ограды, хотя ограда всё-таки была установлена, но до наших дней не сохранилась. Сейчас находятся люди, которые оставляют надписи на памятнике и портят постамент и Медный всадник. Возможно, что в скором времени вокруг Медного всадника будет установлено ограждение
  • В 1909 и 1976 годах проводилась реставрация Медного всадника. Последнее обследование, проведенное с помощью гамма лучей, показало, что каркас скульптуры находится в хорошем состоянии. Внутрь памятника была заложены капсула с запиской о проведенной реставрации и газета от 3 сентября 1976 года

Медный всадник в Санкт-Петербурге — главный символ Северной столицы и полюбоваться одной из самых известных достопримечательностей города на Сенатскую площадь приходят молодожены и многочисленные туристы.

«Медный всадник»: краткое содержание и анализ произведения

«Медный всадник» Пушкина: YouTube / MyBook

Осень всегда вдохновляла Александра Сергеевича Пушкина. В 1833 году золотая пора стала для него особенно плодотворной. Результат размышлений поэта во время пребывания в Болдино — произведение «Медный всадник», краткое содержание которого, а также детальный анализ представлены ниже.

«Медный всадник»: краткое содержание

Поэма «Медный всадник», краткое содержание которой известно каждому школьнику, — это не просто вершина стихотворного искусства, но и содержательные размышления о государственности, нравственности и роли правителя в жизни населения.

Читайте также:
Образ Аксиньи в романе Тихий Дон - описание внешности, черты

Несомненно, Александр Сергеевич Пушкин, гений которого известен и за рубежом, умело воплотил в жизнь образ легендарного Петра Первого, отобразил тогдашнее настроение людей:

Вступление

Ищете краткий пересказ? «Медный всадник» начинается с описания экспозиции: на берегу Невы стоит государь Петр Великий и думает о том, какое будущее ждет это место. Тяжелое настроение передают детализированные пейзажи:

  • огромные валуны волн разбиваются о крутые берега;
  • холодный ноябрьский ветер забирается под теплую шинель;
  • взор поражает масштабность просторов, усыпанных редкими деревьями;
  • в другой стороне Невы раскинулись топкие опасные болота, на месте которых скоро возвысятся башни Петербурга.

События, которые далее происходят, связаны с главным героем — Евгением. Мелкого чиновника из обедневшего рода делает главным героем Пушкин. «Медный всадник», краткое содержание которого помогает восстановить сюжет, рассказывает о судьбе маленького человека в большом городе.

Завязка и развитие сюжета

Описывая завязку сюжета «Медный всадник» кратко, отметим, что автор так характеризует Евгения:

  • мрачный и неказистый;
  • мелкий и незначительный;
  • безликий и серый.

Завязка сюжета поэмы, буря: YouTube / MyBook

Александр Сергеевич нарочно не упоминает ни фамилию, ни возраст, ни другие детали жизни главного героя. Евгений — образ собирательный. Он часть толпы, он и есть народ, угнетенный машиной государственности. Произведение «Медный всадник» начинается картиной кручины Евгения, который в непогоду добрался до своего темного жилища в Коломне.

Главный герой влачит свое жалкое существование на посредственной работе, с посредственной платой за труды и в посредственном окружении. Но единственная его радость, отрада в этой душной серости — пылкое чувство к девушке Параше, живущей по ту сторону Невы.

Кульминация

Краткое содержание «Медного всадника» обязательно включает рассказ о непогоде, что пришла в город в ноябре. Нева вышла из берегов и затопила все поселения, что находились неподалеку. Ничто не могло унять стихию, и людям оставалось только прятаться и молить Бога о спасении. Правительство не смогло предотвратить страшную трагедию, заявив: «С Божией стихией царям не совладать».

Катастрофа уносит жизнь возлюбленной Евгения Параши, а также ее старушки-матери. Это приводит героя в шок, делает его жизнь бессмысленной.

Развязка

Поэму «Медный всадник» читать рекомендуем внимательно, ведь каждая деталь, описанная Александром Сергеевичем, играет важную роль и создает особое настроение. После смерти Параши Евгений не мог найти себе места, его существование потеряло всякий смысл.

Только спустя год, кое-как оправившись от горя, главный герой решается выразить всю свою боль, как ему кажется, виновнику трагедии — памятнику Петру Первому. Мужчина сгоряча проклинает и Петра Великого, и созданный им город, который стал трагической точкой на карте его любви. Но, конечно же, статуя беспристрастно направляет взор вдаль, не снисходя к проблеме простого смертного.

Лейтмотив поэмы «Медный всадник» — внутренняя тревога, которая нарастает. Она вынуждает Евгения слышать топот копыт коня Петра: герою кажется, что государь преследует его. В конечном итоге это погубило мелкого чиновника: рыбаки выловили его труп возле пустынного острова и похоронили.

Поэма Пушкина «Медный всадник» — яркий пример трагической судьбы маленького человека, раздавленного безжалостной машиной государства.

«Медный всадник»: анализ произведения

«Медный всадник»: о чем это произведение, каков его жанр и что пытался сказать в повествовании автор? Чтобы найти ответы на эти вопросы, внимательно изучите следующее:

«Медный всадник»: история создания

Поэма «Медный всадник», история создания которой связана с непростыми временами в жизни Пушкина, отразила антигуманную природу российской государственности. Держава переживала внутренний раскол. В России возникли два лагеря: одни всячески превозносили Петра Первого, а другие искренне считали, что в его натуре есть что-то нечистое и бесовское.

История создания поэмы Пушкина: YouTube / MyBook

Охваченный всеобщими настроениями, Александр Сергеевич отбыл в 1833 году в поместье жены Болдино. Произведение «Медный всадник» Пушкин написал в том же сезоне, завершив произведением болдинский период творчества. Поэма — квинтэссенция размышлений автора о политике, самодержавии и государственности в целом.

Тема и конфликт поэмы

«Медный всадник» — поэма, посвященная острой социальной теме отношений маленького человека и государства. Страна представляется читателю огромной безжалостной машиной, не замечающей проблем маленьких людей.

Фундаментальность государства и его масштабы отображены в названии произведения. Хоть статуя изготовлена из бронзы, автор представляет ее из меди — более тяжелого материала. Статуя масштабная и необъятная, а человек возле нее непропорционально мал и жалок.

К сожалению, конфликт человека с властью исчерпывается уже к концу поэмы, поскольку громадная машина перемалывает человека, не заметив потери.

«Медный всадник»: жанр, особенности композиции

«Медный всадник», жанр которого определяют как стихотворная реалистическая поэма, — это работа чрезвычайно глубокая в смысловом аспекте. Тут встречаются:

  • философские размышления автора;
  • исторические зарисовки;
  • великолепные пейзажи;
  • детализированный анализ личности самого Петра Первого.

Важно отметить композицию произведения. Она кардинально отличается от похожих произведений тем, что поэма имеет открытый финал:

  1. Каждый читатель сам делает выводы и рисует тот эпилог, который, на его взгляд, уместен.
  2. Эксперты говорят о масштабе повествования: рассказ о личности Петра Великого, его деяниях и основании города на Неве — произведение в произведении.

Особенности композиции и жанр поэмы Пушкина: YouTube / MyBook

Отметим легкий, незатейливый, простой слог автора в рассказе о жизни маленького чиновника Евгения. Это добавляет атмосферность повествованию. Как только вектор внимания перемещается на личность Петра, то речь становится пафосной, витиеватой и величавой.

Поэма Пушкина «Медный всадник»: главные герои

Вся поэма строится на контрасте двух главных героев:

  • Петра Великого;
  • мелкого чиновника Евгения.

Петр — могущественный, одиозный самодержец, одержимый идеей величия Российской империи. Он мыслит масштабно, амбициозно, смело и порой поступает жестоко. Он идет на риск, пренебрегая нуждами маленьких людей, своего народа. Он делает это для развития России, но не во благо обычных людей.

Личность Евгения — полная противоположность Петру. Он жалкий, ничтожный и серый. Он частичка безликой массы, но при этом герой переживает личную драму. Судьба маленького человека трагична и жестока, а равнодушие государства и окружающих делает картину еще печальнее.

«Медный всадник» — произведение-загадка, над расшифровкой которой трудятся литературоведы десятилетиями. Статья поможет приблизиться к пониманию авторского замысла.

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: