Футуризм – определение, история и причины возникновения

ФУТУРИЗМ

от лат. futurum – будущее.

Направление в авангардном искусстве, возникшее в начале ХХ века и развивающееся в основном в живописи и поэзии, отрицавшее реализм и стремившееся создать собственный динамический стиль, “искусство будущего”.

Для этого течения был характерен культ будущего и полный отказ от культурного наследия прошлого, разрыв с ним.

Первоначально движение зародилось в Италии: 20 февраля 1909 года итальянский поэт Филиппо Маринетти от имени молодых деятелей искусства опубликовал “Манифест футуризма”, в котором излагались основные принципы направления. Называя музеи кладбищами, предлагая отказаться от почитания прошлого, “мертвого” искусства, Маринетти заявлял о готовности художников новой формации создавать совершенно иную художественную реальность. Идеи Маринетти разделяли такие итальянские художники как Д. Балла, Л. Руссоло, К. Карра, У. Боччони и др. Вдохновляясь стремительностью современной жизни, восторгаясь ее скоростью и динамикой, ускорением ее темпа в связи с индустриализацией, футуристы стремились запечатлеть это в своем творчестве, посвящая его гоночному автомобилю, поезду, электричеству. Особенно ярко эта абсолютизация скорости и динамики была выражена в футуристической живописи, для которой было характерно наслоение картин и элементов друг на друга. Стремясь визуально передать одновременность и динамичность впечатлений, художники-футуристы использовали такие приемы как утрированную динамику композиций, мелькающие формы, двоящиеся, напоминающие изображение стадий движения контуры с острыми гранями плоскостей, отмеченных резкими линиями. Кроме того, целью футуристов был синтез звука и изображения: с помощью живописных средств они пытались передать в своих картинах звуки современного города, визуализировать их, в литературе же они пытались воздействовать на читателя не только содержанием книги, но и ее внешней формой.

Идеи итальянского футуризма прижились в России как нигде в мире. Манифест Маринетти был переведен и напечатан в газете “Вечер” уже в марте 1909 года. В 1912 году российские футуристы создали свой собственный манифест “Пощёчина общественному вкусу”, где предлагали “бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода современности”.

В литературе приверженцами футуризма были В. Маяковский, В. Хлебников, А. Крученых, Д. Бурлюк, В. Каменский, Б. Лившиц и др. В 1909 году, практически одновременно с выходом “Манифеста” в Италии, они организовали группу поэтов “будетлян” (термин придуман В. Хлебниковым), этим названием дистанцируясь от итальянского движения и подчеркивая свою самобытность. Первый сборник их стихов “Садок судей” (1910) был отпечатан на обратной стороне обоев, позднее вышли “Пощечина общественному вкусу” (1912), сопровождавшаяся одноименным манифестом, “Дохлая луна” (1913), “Садок судей II” (1913), “Молоко кобылиц” (1914), “Рыкающий парнас” (1914) и др. С 1910 года будетляне входят также в группу “Гилея” – от древнего названия местности в Таврической губернии, где находилось имение Давида Бурлюка, ставшее центром собраний футуристов.

Поэты-футуристы отказывались от всяческих литературных традиций, провозглашая абсолютную свободу поэтического слова, придавая его форме главенство над содержанием. А. Крученых утверждал право поэта использовать не имеющий определенного значения язык – “заумь”. Отрицая поэтику в традиционном понимании, ее музыкальность и символизм, поэты-футуристы рассматривали слово не как способ выражения мысли, чувства или эмоции, а рассматривали его как самоцель. Это привело к активному словотворчеству: более традиционному, со смысловой нагрузкой у Маяковского, и к созданию совершенно оригинального “заумного” языка (стихи А. Крученых, В. Хлебникова и др).

Для обществ российских футуристов было характерно совместное творчество поэтов и художников, “живописцев и речетворцев”, стремившихся к синтезу литературы и изобразительного искусства. Так, к “будетлянам” помимо поэтов относились художники К. Малевич, Н. Кульбин, музыканты М. Матюшин, А. Лурье; в 1913 году общество “Гилея” объединилось с художественным “Союзом молодежи” (М. Ларионов, Н. Гончарова, А. Экстер и др.). Ярчайшим примером синтеза искусств: слова, музыки и формы, стала футуристическая опера “Победа над солнцем”, созданная в 1913 году. Текст для нее написал А. Крученых, музыку – М. Матюшин, а за визуальную часть, декорации и костюмы отвечал К. Малевич.

Русские футуристы также называли себя кубофутуристами, переосмысляя и синтезируя находки кубизма и итальянского футуризма. Практически все члены “Гилеи” относили себя именно к этому направлению. В отличие от поэзии, в живописи сложно выделить футуризм как единую художественную систему. Фактически, этим термином обозначались различные течения русского авангарда. В отдельные периоды жизни “кубофутуристические” работы создавали совершенно разные художники, которых сложно объединить общим знаменателем: К. Малевич (“Уборка ржи”, 1912, “Авиатор”, 1914), Н. Гончарова (“Лучистые линии”, 1910), Д. Бурлюк (“Портрет песнебойца фигуриста Василия Каменского”, 1917), М. Ларионов (“Лучистые линии”, 1911) и др. Объединяло эти работы изображение полуабстрактных композиций, геометрические формы, близкие к “машинной” ритмике, коллажность, сходство всех элементов композиции, состоящих из одних и тех же первоэлементов. Изображение становилось безличным, безоценочным. Наиболее полно это направление в живописи было представлено на “Первой футуристической выставке Трамвай В” и на “Последней футуристической выставке картин 0,10”, прошедших в 1915 и 1916 годах в Петрограде.

Читайте также:
Стихи на новый год смешные: подборка лучших и весёлых стихотворений

В прикладном искусстве русский кубофутуризм нашел свое место в создании декораций и костюмов для театра и кино (спектакль А.Я. Таирова “Саломея” с декорациями А. Экстер, 1917), в проектах праздничного городского оформления (Витебск в 1918-1920 годах).

В русском изобразительном искусстве футуризм и кубофутуризм стали неким переходным этапом к таким направлениям русского авангарда, как супрематизм, конструктивизм и лучизм. В рамках кубофутуризма была впервые разработана эстетика абсурда, впоследствии легшая в основу дадаизма и сюрреализма.

Как самостоятельное направление в изобразительном искусстве и литературе футуризм существовал до начала 1920-х годов, после чего отдельные его деятели продолжили творческие поиски и эксперименты каждый в своем направлении.

Футуризм в русской литературе: история, концепция, представители литературного направления

Говоря о поэзии Серебряного века, нельзя обойти вниманием футуризм. Это направление в русской литературе начала XX века было ярким, и творчество его представителей сказалось на дальнейшем развитии русской словесности. Сегодня я решила напомнить своим читателям историю футуризма и его отличительные черты, имена поэтов-футуристов.

История и определение футуризма, его идейно-художественная концепция

Начало 20 века вошло в историю литературы как Серебряный век в русской поэзии. В этот период зародились, достигли апогея и угасли несколько литературных направлений, которым был характерен поиск нового. Одним из них и был футуризм.

Первым футуристом был итальянский поэт Филиппо Маринетти, опубликовавший 20 февраля 1909 года во французской газете Le Figaro «Манифест футуризма».

Основными принципами футуризма были провозглашены:

  • отрицание преемственности и традиций в искусстве;
  • пренебрежение к старым нормам и морали;
  • бунтарство, революционный настрой, милитаризм;
  • новаторство и экспериментаторство в искусстве, создание неологизмов, поиск новых форм;
  • отрицание прекрасного, нарочитая вульгарность, антиэстетизм;
  • культ скорости и технического прогресса, урбанизм;
  • поэтика алогизма, эпатаж.

В Россию футуризм пришел в 1910—1911 гг., когда сформировались группы поэтов-будетлян и эгофутуристов.

Давид Бурлюк. Коллаж

Первым поэтическим сборником футуристов стал «Садок судей». Этот альманах вышел всего два раза: первый – в апреле 1910 года, второй – в 1913 году. Некоторый литературоведы называют «Судок судей» первым манифестом русских футуристов, хотя программной статьи в нем не было. Зато она была в следующем сборнике поэтов группы «Гилея», называвших себя будетлянами. Называлась она, как и сама книга, «Пощечина общественному вкусу». Было это в 1912 году.

Сочинение это не длинное, поэтому не хочу рвать его на цитаты, а приведу целиком.

«Пощечина общественному вкусу»

Читающим наше Новое Первое Неожиданное.

Только мы — лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.

Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности.

Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней.

Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражение мужественной души сегодняшнего дня? Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с чёрного фрака воина Брюсова? Или на них зори неведомых красот?

Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми.

Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Аверченко, Черным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. – нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным.

С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!

Мы приказываем чтить права поэтов:

  1. На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Слово-новшество).
  2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
  3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы.
  4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.

И если пока еще и в наших строках остались грязные клейма ваших «здравого смысла» и «хорошего вкуса», то все же на них уже трепещут впервые зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова.

Манифестом эгофутуристов можно считать стихотворный сборник Игоря Северянина «Пролог. Эгофутуризм», изданный в 1911 году.

Основными признаками футуризма в русской литературе стали:

  • бунтарство и анархизм;
  • стремление выражать настроение масс и создавать произведения, понятные массам;
  • неприятие рамок и условностей, отказ от культурных традиций, притязания на создание искусства будущего;
  • эпатаж;
  • экспериментаторство в области стихотворной ритмики и рифмы, создание графических и декламационных стихотворений;
  • использование неологизмов;
  • провозглашение «самовитости» слова и попытка создать заумный язык (заумь).

Заумью, например, написано известное стихотворение Алексея Кручёных «Дыр – бул – щыл…».

Только если знать, какие цветовые и эмоциональные значения ассоциируются с теми или иными звуками, можно понять, что это стихотворение передает предгрозовое настроение. Иначе содержание этого произведения понять невозможно, оно кажется бессмысленным.

Основоположником зауми считается Велимир Хлебников.

В некоторых произведениях футуристов можно встретить телеграфность (краткость, отрывочность, пропуск знаков препинаний и предлогов), искажение языка.

Читайте также:
Обыкновенная история краткое содержание читать онлайн

Вот, например, одно из характерных стихотворений Давида Бурлюка «Щастье циника»:

Весеннее шумящее убранство –

Единый миг… затерянный цветах!

Напрасно зришь живое постоянство

Струящихся, скоротекущих снах.

Изменно всё! И вероломны своды

Тебя сокрывшие от хлада бурь!

Везде, во всём – красивость шаткомоды!

Ах, циник, щастлив ты! Иди и каламбурь!

Особенности футуризма в русской литературе, основные течения

Футуристическое направление в русской литературе не было однородным.

Кубофутуристы

Это течение представлено творчеством поэтов, входивших в объединение «Гилея». Название было предложено Бенедиктом Лифшицем. Так в «Истории» Геродота называлась часть Скифии за устьем Днепра, где в начале 20 века находилось имение Чернянка Таврической губернии. С этим местом было многое связано в жизни братьев Бурлюков, которые и выступили инициаторами создания поэтической группы.

В «Гилею» входили Велимир Хлебников, Давид и Николай Бурлюки, Бенедикт Лившиц, Владимир Маяковский, Алексей Кручёных, Василий Каменский, Елена Гуро.

Кубофутуризм был наиболее радикальным (левым) течением в русской литературе. Многие из членов группы «Гилея» были также художниками, тяготевшими к кубизму. Они как бы разбирали объект на элементы, а потом собирали его заново, чтобы отойти от внешнего сходства, вынеся на первый план сходство внутреннее. Если традиционное искусство позволяло показать объект с одной стороны (в одной плоскости), то кубофутуристы стремились передать разные его грани, то есть его трехмерное изображение.

Кубофутуристы отрицали свою связь с итальянским футуризмом, намеренно называя себя будетлянами.

Давид Бурлюк. Женщина в платке

Эгофутуристы

Лидером этого течения был Игорь Северянин. Сначала он совместно с К. Олимповым организовал кружок Ego, а позже (в 1913 году) – «Академию эгопоэзии». В состав этой группы входили также Г. Иванов и С. Петров. Позже на смену этой группы пришла «Интуитивная ассоциация эгофутуристов» (И. Игнатов, П. Широков, В. Гнедов, Д. Крючков), программным манифестом которой стал сборник «Грамата» (именно в таком написании).

Игорь Северянин

Поэтика эгофутуризма основана на самовыражении, демонстративном себялюбии, рафинированности чувств, использование иностранных слов, превозношении собственного «я» и преувеличенном эстетизме.

И. Северянин писал:

«Я, гений Игорь-Северянин,

Своей победой упоен:

Я повсеградно оэкранен!

Я повсесердно утвержден.

Я, – год назад, – сказал: «Я буду!»

Год отсверкал, и вот – я есть!

Среди друзей я зрел Иуду,

Но не его отверг, а – месть.

Нас стало четверо, но сила

Она поддержки не просила

И не мужала от числа. »

«Мезанин поэзии»

В эту группу футуристов, организованную Вадимом Шершеневичем, входили Рюрик Ивнев (М. Ковалёв), Лев Зак (псевдонимы — Хрисанф и Михаил Россиянский), Сергей Третьяков, Константин Большаков, Борис Лавренёв и некоторые другие молодые поэты. Их называют умеренными футуристами. Их поэтику отличает космополитизм.

«Центрифуга»

Наиболее известные участники данной группы футуристов – Борис Пастернак, Николай Асеев и Сергей Бобров. Они не отказывались от литературных традиций, а пытались синтезировать их с экспериментаторством. Причем занимало их больше не словотворчество, а поиск выразительных синтаксических и интонационно-ритмических построений.

Любопытно, что вызов обществу бросали представители разных течений футуризма. Их раздражали пошлость, мещанство, морализм, они бунтовали против них. Сравните стихотворения Игоря Северянина «В блесткой тьме» и Владимира Маяковского «Нате!».

В смокингах, в шик опроборенные, великосветские олухи

В княжьей гостиной наструнились, лица свои оглупив.

Я улыбнулся натянуто, вспомнил сарказмно о порохе:

Скуку взорвал неожиданно неопоэзный мотив.

Каждая строчка – пощечина. Голос мой – сплошь издевательство.

Рифмы слагаются в кукиши. Кажет язык ассонанс.

Я презираю вас пламенно, тусклые ваши сиятельства,

И, презирая, рассчитываю на мировой резонанс!

Блесткая аудитория, блеском ты зло отуманена!

Скрыт от тебя, недостойная, будущего горизонт!

Тусклые ваши сиятельства! Во времена Северянина

Следует знать, что за Пушкиным были и Блок и Бальмонт.

Через час отсюда в чистый переулок

вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,

а я вам открыл столько стихов шкатулок,

я – бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

Где-то недокушанных, недоеденных щей;

вот вы, женщина, на вас белила густо,

вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Все вы на бабочку поэтиного сердца

взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.

Толпа озвереет, будет тереться,

ощетинит ножки стоглавая вошь.

А если сегодня мне, грубому гунну,

кривляться перед вами не захочется – и вот

я захохочу и радостно плюну,

плюну в лицо вам

я – бесценных слов транжир и мот.

Если говорить об отличиях русского футуризма от итальянского, то нужно сказать, что наши будетляне не были женоненавистниками, между тем как презрение к женщинам декларировано Ф.Т. Маринетти в его «Манифесте футуризма», процитированном мною в первом разделе этой статьи.

Кроме того, итальянские футуристы воспевали войну (а позже Маринетти поддержал фашизм), в то время как русские футуристы были не столько милитаристами, сколько революционерами по духу (да и фактически многие из них поддержали революционные преобразования в нашем государстве). В творчестве русских футуристов можно даже найти пацифистские стихотворения.

Читайте также:
Письмо Обломова к Ольге - анализ текста из романа И.А. Гончарова

Давид Бурлюк. Любовь и мир

Значение футуризма в русской литературе

Как литературное направление футуризм в России просуществовал недолго: примерно с 1910 года по 1920 год. Правда, можно считать, что в этом направлении продолжали творить авторы, входящие в объединение ЛЕФ (1922—1929 гг.), руководимое В. Маяковским, но все же произведения членов «Левого фронта искусств» вряд ли можно сопоставить с футуристическими творениями художников и поэтов Серебряного века.

Эксперименты футуристов в сфере словотворчества, поэтического синтаксиса и ритмики стиха раздвинули границы поэтического языка и предвосхитили искания поэтов-авангардистов будущего. Благодаря футуристам расширилась и тематика художественных произведений. Например, в сферу внимания поэтов попали темы технического прогресса и урбанизации.

Футуризм

Футури́зм (лат. futurum — будущее ) — течение авангардного искусства 1910-х — начала 1920-х годов, прежде всего в поэзии и живописи Италии и России. В «Манифесте футуризма», опубликованном в 1909 году итальянским поэтом Филиппо Маринетти подчёркивалось стремление поэтов и живописцев «отразить в своих картинах ускорение темпа жизни и индустриализацию среды как приметы новой эры». Отсюда название течения [1] .

Футуристы «с презрением отвергали прошлое, традиционную культуру во всех её проявлениях и воспевали будущее — наступающую эпоху индустриализма, техники, высоких скоростей и темпов жизни» [2] .

Содержание

  • 1 Возникновение
  • 2 Футуризм в изобразительном искусстве
  • 3 Русский футуризм
  • 4 Футуризм в архитектуре
  • 5 Неофутуризм
  • 6 Музей
  • 7 См. также
  • 8 Примечания
  • 9 Литература
  • 10 Ссылки

Возникновение [ править | править код ]

Автор слова и основоположник направления — итальянский поэт Филиппо Маринетти (поэма «Красный сахар»). Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим. 20 февраля 1909 года в газете «Фигаро» Маринетти опубликовал «Манифест футуризма». Он был написан для молодых итальянских художников. Маринетти писал: «Самые старые среди нас — тридцатилетние, за 10 лет мы должны выполнить свою задачу, пока не придёт новое поколение и не выбросит нас в корзину для мусора…» В манифесте Маринетти провозглашается «телеграфный стиль».

Для футуризма в литературе характерны отказ от традиционной грамматики, право поэта на свою орфографию, словотворчество, скорость, ритм. Живописцы посвящали свои картины поезду, автомобилю, самолётам (см. аэроживопись) — всем сиюминутным достижениям цивилизации, упоённой техническим прогрессом. Мотоцикл был объявлен более совершенным творением, нежели скульптуры Микеланджело. Маринетти говорил: «Жар, исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью».

Футуристы провозгласили пафос разрушения и взрыва. Воспевали войны и революции как омолаживающие силы одряхлевшего мира. Футуризм можно рассматривать и как своеобразный сплав ницшеанства и «Манифеста Коммунистической партии». Динамика движения должна, по их замыслу, прийти на смену статике позирующих скульптур, картин и портретов. Фотоаппарат и кинокамера заменят несовершенство живописи и человеческого глаза.

Футуризм в изобразительном искусстве [ править | править код ]

Основоположниками футуризма в живописи и, отчасти в скульптуре, были итальянские художники Джакомо Балла, Умберто Боччони, Луиджи Руссоло, Карло Карра, Джино Северини.

В 1912 году в Париже состоялась первая выставка художников-футуристов. Живопись футуризма складывалась под влиянием французского фовизма в отношении дерзости цветовых сочетаний и кубизма, у которого футуристы переняли принцип разложения формы на составляющие элементы. Но, в отличие от предыдущих течений французского постимпрессионизма, итальянские футуристы стремились использовать аналитический метод для создания новых форм, целостно выражающих динамику, экспрессию.

Главные художественные принципы — скорость, движение, энергия, которые футуристы пытались передать достаточно простыми приёмами. Для их живописи характерны «энергические композиции», в которых фигуры раздроблены на фрагменты и пересекаются под острыми углами, где преобладают мелькающие формы, зигзаги, спирали, а скорость передаётся путём простого наложения последовательных фаз движения — так называемый «принцип симультанности».

Русский футуризм [ править | править код ]

В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Давид Бурлюк — основатель группы футуристов «Гилея». Ему удаётся сплотить вокруг себя несколько ярких представителей футуристического направления, таких как Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро. В 1912 году был опубликован их первый манифест «Пощёчина общественному вкусу», в котором прозвучал призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с парохода современности».

В дальнейшем из русского футуризма стали появляться иные литературные направления и школы: имажинизм Есенина и Мариенгофа, конструктивизм Сельвинского, Луговского, эго-футуризм Северянина, будетлянство Хлебникова,ОБЭРИУ Хармса, Введенского, Заболоцкого, Олейникова и, наконец, «ничевоки». К неофутуристам критики также причисляют метаметафористов А. Парщикова и К. Кедрова, а также Г. Айги, В. Соснору, А. Горнона, С. Бирюкова, Е. Кацюбу, А. Альчук, Н. Искренко. В изобразительном искусстве следует отметить кубофутуризм — направление, в котором в разное время работали такие художники, как К. Малевич, Д. Бурлюк, Н. Гончарова, О. Розанова, Л. Попова, Н. Удальцова, А. Экстер, А. Богомазов и другие.

Читайте также:
Образ Петербурга в романе Преступление и наказание, описание

Футуризм в архитектуре [ править | править код ]

В архитектуре основоположником футуризма считается Антонио Сант’Элиа. В 1912 году он организовал проектное бюро в Милане и, вдохновленный высотной архитектурой американских небоскрёбов (о которой он знал только из журналов), начал серию знаменитых проектных рисунков «Новый город» (Città Nuova), в которых отразил собственные представления о новом техническом веке. Большая часть этих рисунков была представлена на первой и единственной выставке группы «Новые тенденции» (Nuove Tendenze). Выставка проходила в мае-июне 1914 года в Милане. Знаменитый «Манифест футуристической архитектуры» (Manifesto dell’architettura futurista) был опубликован Сант’Элиа в августе 1914 года. Описанная в манифесте архитектура, представленная в рисунках архитектора, исполнена футуристической экспрессии. Автор представлял себе современный город в виде сложной системы гигантских ступенчатых многоуровневых зданий, террас и туннелей, связанных между собой переходами, галереями и мостами, футуристических заводов и электростанций.

Неофутуризм [ править | править код ]

Неофутуризм — постмодернистское движение в искусстве, дизайне и архитектуре конца XX — начала XXI века, связанный с идеалистической верой в лучшее будущее, в гармонию человека, природы и высоких технологий [3] . Направление появилось и развивалось, начиная с ранних 60-х — конца 70-х годов, благодаря идейному лидеру Холу Фостеру; американскому архитектору Бакминстеру Фуллеру; финно-американскому архитектору и промышленному дизайнеру Ээро Сааринену; английской архитектурной группе «Аркигрэм», датскому архитектору Хенингу Ларсену; чешскому архитектору Яну Каплицкому; шведскому художнику Симону Сталенхагу, итальянскому световому скульптору Марко Ладоле; американскому концептуальному художнику Сиду Мид, американскому театральному сценаристу Грегу Аллену и русскому поэту Андрею Вознесенскому [ источник? ] .

Неофутуризм возобновил своё существование в 2007 году после публикации «Манифеста Неофутуристического Города» [4] , написанного дизайнером Вито Ди Бари (бывшим исполнительным директором ЮНЕСКО) для того, чтобы обрисовать футуристическое видение города Милана во время Всемирной выставки в Милане 2015 года.

Музей [ править | править код ]

В 2006 году в Санкт-Петербурге открылся Музей петербургского авангарда, в доме на улице Профессора Попова, где жил выдающийся деятель русского авангарда, живописец, скрипач и композитор Михаил Матюшин.

Что такое футуризм в литературе?

Футуризм (будущее) – одно из самых популярных литературных направлений в России начала XX века. Это движение в прямом смысле ознаменовало революцию в мировом искусстве: футуристы не признавали классические традиции и старые нормы, в противовес проповедуя нигилистическое отрицание.

Основная черта футуристов – урбанизм и направленность к будущему

Из статьи вы подробнее узнаете об этом явлении в литературе.

История футуризма

Вопреки многим заблуждениям, футуризм зародился не в России, а в Италии. Датой основания направления считается 20 февраля 1909 года, когда итальянский литератор Томмазо Маринетти опубликовал в парижской газете «Фигаро» произведение «Манифест футуризма». В своей работе Маринетти призывал разрушать библиотеки и музеи, бороться против морализма. Причем публицист, будучи последователем идей Бенито Муссолини, видел много общего в фашизме и футуризме.

Произведение Маринетти «Манифест футуризма»

В России это направление зародилось немногим позже, сразу после публикации в 1910 году сборника Гумилева «Садок судей», и очень быстро получило развитие. В немалой степени это направление повлияло на развитие русского языка и принесло много изменений: менялся строй предложения, появлялись новые речевые обороты, корнесловия и многое другое.

Несмотря на антибуржуазную направленность футуризма, советская власть негативно восприняла его представителей, и движение постепенно начало распадаться.

Окончательно футуризм как движение исчез в СССР в конце 1920 годов

Многие писатели эмигрировали из страны – в их числе Илья Зданевич, Игорь Северянин, Давид Бурлюк и другие. Владимир Маяковский застрелился в 1930 году.

Задача и суть этого направления

Как и было сказано, футуризм – полное отрицание рамок, норм и условностей. Футуристы стремились выразить свое мировосприятие и понимание всего происходящего любыми удобными для себя способами, наплевав на опыт предшествующих поколений: «теплота куска железа или дерева отныне более волнует нас, чем улыбка или слеза женщины».

Вы скажете, что любое авангардистское течение было против классицизма? Да, так и есть. Но футуристы делали это крайне радикальным образом, выступая против любых литературных рамок и стремясь к искусству будущего. Сам Маринетти толковал задачу футуризма следующим образом: «ежегодно плевать на алтарь искусства».

Герой в работах футуриста – это житель большого современного города, наполненного различной техникой и постоянным движением. Здесь жизнь постоянно улучшается и достигает все новых этапов развития. Вечный прогресс.

В чем суть футуризма?

Течения русского футуризма

Основной успех футуризма в России был связан с нестабильной общественно-политической ситуацией в стране. Идеями Маринетти вдохновились молодые поэты-авангардисты, которые стали образовывать различные течения:

  1. Кубофутуристы. К популярным авторам-кубофутуристам относились братья Бирлюки, Владимир Маяковский, Бенедикт Лившиц и другие. Именно кубофутуристы добились наибольшего успеха. Сама форма и звучание слова значили для представителей движения больше, чем его содержание. Отсюда следует отказ от предлогов, образование неологизмов и многое другое.
  2. Эгофутуристы. Помимо футуристического стиля письма, эгофутуристам было присуще частое использование новых иностранных слов, себялюбие и рафинированность (очистка) ощущений. Лидером эгофутуристов был Игорь Северянин, но спустя время это место занял Иван Игнатьев. Позже к движению примкнули Петр Ларионов, Георгий Иванов и другие.
  3. «Мезонин поэзии». В 1913 году московские эгофутуристы образовали объединение «Мезонин поэзии». Вдохновителем группы был Вадим Шершеневич. Также из поэтов сюда входили Лев Зак, Борис Лавренев, Сергей Третьяков и другие молодые поэты начала XX века. Движение распалось в конце 1913 года. Участники объединения выпустили несколько альманахов: «Пир во время чумы», «Вернисаж» и некоторые сборники.
  4. «Центрифуга». Это движение образовалось в 1914 году, продолжало свою деятельность до 1922 года. Главная особенность московской футуристической группы была в том, что при написании лирического произведения ее представители могли перенести центр внимания со слова на синтаксис и интонационные структуры – т.е. в своих работах органично совмещали футуризм и опору на опыт и традиции.
Читайте также:
Беззащитное существо краткое содержание читать онлайн

Направления в футуризме

Каждое из этих течений называло себя представителем истинного футуризма и считало свою роль главенствующей – все это приводило к постоянной вражде между группировками. Но даже так порой они сближались, а некоторые и вовсе переходили из одной группы в другую.

Русский и итальянский футуризм: сравнение

Русский футуризм больше литературный, чем итальянский. Нет, это не означает, что в художестве он не получил распространения, ведь было много популярных работ, чего стоит Михаил Ларионов. Но именно в литературе футуризм нашел наиболее широкое распространение.

В идеологии между русскими и итальянскими авангардистами тоже были большие отличия. Так, в Италии воспевали милитаризм, а основателя направления Маринетти часто обвиняли в шовинизме и называли женоненавистником. К тому же, позже он примкнул к числу последователей фашизма.

В России же футуризм носил антибуржуазную направленность, а его представители (например, Маяковский, Хлебников и Кандинский) поддерживали Октябрьскую революцию.

Они стремились развивать литературу в революционном духе

Представителям русского футуризма не нравилось, когда их сравнивали с итальянским направлением и называли это направление детищем Маринетти. Напротив, они считали, что во многом превосходят итальянских авторов и самого основателя футуризма.

Надеемся, эта статья оказалась для вас полезной, и теперь вы больше знаете о футуризме. Это движение оказало огромное влияние на развитие мирового искусства начала XX века, а работами популярных художников и поэтов-футуристов мы наслаждаемся до сих пор.

Дополнительная информация о русском футуризме в литературе в видео:

Что такое Футуризм

Футуризм (от лат. futurum — “будущее”) — это движение в искусстве, которое зародилось в начале 20 века.

Термин появился в 1910 году благодаря итальянскому писателю Филиппо Маринетти (1876–1944). Именно он придумал название этому движению, опубликовав “Манифест футуризма”.

Из манифеста следовало, что футуризм — это движение только вперёд, в будущее. Это полное игнорирование прошлого и прошлых достижений в искусстве.

Футуристы (приверженцы футуризма) воспевают науку: энергию машин, быстрое движение и развитие, технические достижения. Красоту они видят в скорости машин.

Футуризм — это стремительное и энергичное искусство. Оно должно сподвигать, оглушать, восставать. В нём присутствует дух противоречия и постоянный вызов.

Особую популярность футуризм имел в Италии и России. Движение затронуло и литературу, и живопись, и музыку.

Основные характеристики футуризма

  • Футуризм — это бунтарство. Это скорость, энергетика, звуки. В своём манифесте Маринетти писал, что сердца футуристов наполнены огнём, ненавистью и скоростью.
  • Футуризм восхваляет войну, военную мощь и патриотизм. Выступает против морализма и феминизма.
  • Ориентация только на будущее: на дальнейшее развитие, научные и технические достижения. Воспевался человек будущего, то есть тот, кто связан с прогрессом, машинами, индустриями и скоростью: авиаторы, механики, водители.
  • Будущее воспевается, прошлое игнорируется и принижается. По мнению футуристов, музеи и музейные ценности должны быть забыты и уничтожены.
  • Футуристы любили энергию, динамичность и скорость. Для их передачи на картинах они использовали яркие краски, в музыке — шум, а в поэзии — слова-звуки.

Футуризм в литературе

Как итальянскому, так и русскому футуризму были присущи отличительные черты.

Во-первых, поэты-футуристы используют декламационный язык: который протестует, который призывает.

Стихи были похожи на манифесты. Читались произведения торжественно. Фразы будто отстукивали.

Во-вторых, в стихах появляются слова-звуки.

“Нам молодость
Дана была недаром
И не зря была нам дорога:
Мы её схватили за рога
И разожгли отчаянным пожаром.
Нна!
Ххо!
Да!
Наделали делов!”.

Василий Каменский “Гимн 40-летним юношам” (1924 г.)

Поэзия футуристов, как и картины, состояла из фрагментов. Язык ломался. Порядок слов мог быть изменён.

Зачастую опускались глаголы. Таким образом в текст вносился эффект скорости.

Крылышкуя золотописьмом
Тончайших жил,
Кузнечик в кузов пуза уложил
Прибрежных много трав и вер.
“Пинь, пинь, пинь!” — тарарахнул зинзивер.
О, лебедиво!
О, озари!”.

Велимир Хлебников “Кузнечик” (1908–1909 г.)

Читайте также:
Сочинение на тему: «Что такое месть?»️ определение, рассуждения, аргументы из литературных произведений, примеры намеренного причинения зла из жизни

Нередко футуристы использовали грубые выражения, экспериментировали с ритмом, придумывали новые слова. Поэтому литературный футуризм шокировал, вызывал скандал.

“Вам ли, любящим баб да блюда,
жизнь отдавать в угоду?!
Я лучше в баре бл*дям буду
подавать ананасную воду!”.

Владимир Маяковский “Вам!” (1915 г.)

Представители футуризма в литературе

  • итальянский писатель и поэт Филиппо Маринетти (1876–1944),
  • итальянец поэт и художник Луиджи Руссоло (1885–1947),
  • португальский поэт Фернанду Песоа (1888–1935), и др.

Футуризм в России

Серебряный век русской поэзии включает в себя период футуризма. Поэтому среди поэтов этого периода немало футуристов.

В России в 1912 году был издан манифест “Пощёчина общественному вкусу”, который собрал стихи поэтов-футуристов.

Самыми яркими представителями были:

  • Владимир Маяковский (1893–1930),
  • Василий Каменский (1884–1961),
  • Велимир Хлебников (1885–1922),
  • Вадим Шершеневич (1893–1942),
  • Елена Гуро (1877–1913),
  • Игорь Северянин (1887–1941),
  • Алексей Кручёных (1886–1968),
  • Бенедикт Лившиц (1887–1938).

Так как футуризм затронул не только поэзию, но ещё и живопись, многие поэты-футуристы были ещё и художниками.

Футуризм в живописи

В живописи футуризму была присуща симультативность (фр. simul tane— одновременный).

Этот принцип используется в театре. На сцену одновременно выносятся все декорации, и можно увидеть сразу все места, где будет разворачиваться действие спектакля.

Фигуры на картинах футуристов как будто собраны из обломков. Такая фрагментарность создаёт ощущение движения, скорости. Объекты словно то появляются, то исчезают.

Футуризму была присуща динамичность красок. Цвета использовались яркие и выразительные.

Футуристы переняли из кубизма геометрические формы. Но футуризм не обязывал использовать только эти формы.

Представители футуризма в живописи

Среди художников-футуристов можно выделить:

  • Итальянцев: Умберто Боччони (1882–1916), Джино Северени (1883–1966), Джакомо Балла (1871–1958), Карло Карра (1881–1966), Луиджи Руссоло (1885–1947).
  • Русских: братьев Бурлюков (Давида (1882–1967) и Николая (1890–1920)), Михаила Ларионова (1881–1964), Николая Кульбина (1868–1917), Александру Экстер (1882–1949).

Читайте также про Кубизм.

Футуризм в музыке

В музыке футуризм — это прежде всего шум.

Манифест “Искусство шумов” итальянского художника, композитора и поэта-футуриста Луиджи Руссоло (1885–1947) призывал посвящать свою музыку промышленности, машинам, пароходам, поездам.

Так создавались шумовые произведения — какофония звуков, которые обозначали стремительное движение мира вокруг.

Впечатление о футуристической музыке поможет создать видео с записью музыкального произведения Луиджи Руссоло.

Представители музыкального футуризма: Луиджи Руссоло, Артур Лурье (1892–1966), Иван Вышнеградский (1893–1979), Николай Кульбин (1868–1917) и др.

Футуризм – определение, история и причины возникновения

Футуризм (от лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х гг. XX в., прежде всего в Италии и России.

В отличие от акмеизма, футуризм как течение в отечественной поэзии возник отнюдь не в России. Это явление целиком привнесенное с Запада, где оно зародилось и было теоретически обосновано. Родиной нового модернистского движения была Италия, а главным идеологом итальянского и мирового футуризма стал известный литератор Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944), выступивший 20 февраля 1909 года на страницах субботнего номера парижской газеты «Фигаро» с первым «Манифестом футуризма», в котором была заявлена «антикультурная, антиэстетическая и антифилософская» его направленность.

В принципе, любое модернистское течение в искусстве утверждало себя путем отказа от старых норм, канонов, традиций. Однако футуризм отличался в этом плане крайне экстремистской направленностью. Это течение претендовало на построение нового искусства — «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Маринетти провозгласил «всемирно историческую задачу футуризма», которая заключалась в том, чтобы «ежедневно плевать на алтарь искусства».

Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX века. Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением. В этом плане футуризм по своей идеологии был очень близок как правым, так и левым радикалам: анархистам, фашистам, коммунистам, ориентированным на революционное ниспровержение прошлого.

Манифест футуризма состоял из двух частей: текста-вступления и программы, состоявшей из одиннадцати пунктов-тезисов футуристической идеи. Милена Вагнер отмечает, что «в них Маринетти утверждает радикальные изменения в принципе построения литературного текста — «разрушение общепринятого синтаксиса»; «употребление глагола в неопределенном наклонении» с целью передачи смысла непрерывности жизни и упругости интуиции; уничтожение качественных прилагательных, наречий, знаков препинания, опущение союзов, введение в литературу «восприятия по аналогии» и «максимума беспорядка» — словом, все, направленное к лаконичности и увеличению «быстроты стиля», чтобы создать «живой стиль, который создается сам по себе, без бессмысленных пауз, выраженных запятыми и точками». Все это предлагалось как способ сделать литературное произведение средством передачи «жизни материи», средством «схватить все, что есть ускользающего и неуловимого в материи», «чтобы литература непосредственно входила во вселенную и сливалась с нею»…

Читайте также:
«Царевна-лягушка» краткое содержание сказки для, описание главных героев

Слова футуристических произведений полностью освобождались от жестких рамок синтаксических периодов, от пут логических связей. Они свободно располагались в пространстве страницы, отвергая нормативы линейного письма и образуя декоративные арабески или разыгрывая целые драматические сцены, построенные по аналогии между формой буквы и какой-либо фигурой реальности: гор, людей, птиц и т. д. Таким образом, слова превращались в визуальные знаки…«

Заключительный, одиннадцатый пункт «Технического манифеста итальянской литературы» провозглашал один из важнейших постулатов новой поэтической концепции: «уничтожить Я в литературе».

«Человек, совершенно испорченный библиотекой и музеем не представляет больше абсолютно никакого интереса… Нас интересует твердость стальной пластинки сама по себе, то есть непонятный и нечеловеческий союз ее молекул и электронов… Теплота куска железа или дерева отныне более волнует нас, чем улыбка или слеза женщины».

Текст манифеста вызвал бурную реакцию и положил начало новому «жанру», внеся в художественную жизнь возбуждающий элемент — кулачный удар. Теперь поднимающийся на сцену поэт стал всеми возможными способами эпатировать публику: оскорблять, провоцировать, призывать к мятежу и насилию.

Футуристы писали манифесты, проводили вечера, где манифесты эти зачитывались со сцены и лишь затем — публиковались. Вечера эти обычно заканчивались горячими спорами с публикой, переходившими в драки. Так течение получало свою скандальную, однако очень широкую известность.

Учитывая общественно-политическую ситуацию в России, зерна футуризма упали на благодатную почву. Именно эта составляющая нового течения была, прежде всего, с энтузиазмом воспринята русскими кубофутуристами в предреволюционные годы. Для большинства из них «программные опусы» были важнее самого творчества.

Хотя прием эпатажа широко использовался всеми модернистскими школами, для футуристов он был самым главным, поскольку, как любое авангардное явление, футуризм нуждался в повышенном к себе внимании. Равнодушие было для него абсолютно неприемлемым, необходимым условием существования являлась атмосфера литературного скандала. Преднамеренные крайности в поведении футуристов провоцировали агрессивное неприятие и ярко выраженный протест публики. Что, собственно, и требовалось.

Русские авангардисты начала века вошли в историю культуры как новаторы, совершившие переворот в мировом искусстве — как в поэзии, так и в других областях творчества. Кроме того, многие прославились как великие скандалисты. Футуристы, кубофутуристы и эгофутуристы, сциентисты и супрематисты, лучисты и будетляне, всеки и ничевоки поразили воображение публики. «Но в рассуждениях об этих художественных революционерах,- как справедливо отмечено А. Обуховой и Н. Алексеевым,- часто упускают очень важную вещь: многие из них были гениальными деятелями того, что сейчас называют «промоушн» и «паблик рилэйшнз». Они оказались провозвестниками современных «художественных стратегий» — то есть умения не только создавать талантливые произведения, но и находить самые удачные пути для привлечения внимания публики, меценатов и покупателей.

Футуристы, конечно, были радикалами. Но деньги зарабатывать умели. Про привлечение к себе внимания с помощью всевозможных скандалов уже говорилось. Однако эта стратегия прекрасно срабатывала и во вполне материальных целях. Период расцвета авангарда, 1912-1916 годы — это сотни выставок, поэтических чтений, спектаклей, докладов, диспутов. А тогда все эти мероприятия были платными, нужно было купить входной билет. Цены варьировались от 25 копеек до 5 рублей — деньги по тем временам очень немалые. [Учитывая, что разнорабочий зарабатывал тогда 20 рублей в месяц, а на выставки порой приходило несколько тысяч человек.] Кроме того, продавались и картины; в среднем с выставки уходило вещей на 5-6 тысяч царских рублей«.

В прессе футуристов часто обвиняли в корыстолюбии. Например: «Нужно отдать справедливость господам футуристам, кубистам и прочим истам, они умеют устраиваться. Недавно один футурист женился на богатой московской купчихе, взяв в приданое два дома, экипажное заведение и… три трактира. Вообще декаденты всегда как-то „фатально“ попадают в компанию толстосумов и устраивают возле них свое счастье…».

Однако в своей основе русский футуризм был все же течением преимущественно поэтическим: в манифестах футуристов речь шла о реформе слова, поэзии, культуры. А в самом бунтарстве, эпатировании публики, в скандальных выкриках футуристов было больше эстетических эмоций, чем революционных. Почти все они были склонны как к теоретизированию, так и к рекламным и театрально-пропагандистским жестам. Это никак не противоречило их пониманию футуризма как направления в искусстве, формирующего будущего человека,- независимо от того, в каких стилях, жанрах работает его создатель. Проблемы единого стиля не существовало.

«Несмотря на кажущуюся близость русских и европейских футуристов, традиции и менталитет придавали каждому из национальных движений свои особенности. Одной из примет русского футуризма стало восприятие всевозможных стилей и направлений в искусстве. «Всечество» стало одним из важнейших футуристических художественных принципов.

Русский футуризм не вылился в целостную художественную систему; этим термином обозначались самые разные тенденции русского авангарда. Системой был сам авангард. А футуризмом его окрестили в России по аналогии с итальянским». И течение это оказалось значительно более разнородным, чем предшествующие ему символизм и акмеизм.

Читайте также:
Плач Ярославны из Слова о полку Игореве - анализ, жанр, значение

Это понимали и сами футуристы. Один из участников группы «Мезонин поэзии», Сергей Третьяков писал: «В чрезвычайно трудное положение попадают все, желающие определить футуризм (в частности литературный) как школу, как литературное направление, связанное общностью приемов обработки материала, общностью стиля. Им обычно приходится плутать беспомощно между непохожими группировками и останавливаться в недоумении между «песенником-архаиком» Хлебниковым, «трибуном-урбанистом» Маяковским, «эстет-агитатором» Бурлюком, «заумь-рычалой» Крученых. А если сюда прибавить «спеца по комнатному воздухоплаванию на фоккере синтаксиса» Пастернака, то пейзаж будет полон. Еще больше недоумения внесут «отваливающиеся» от футуризма — Северянин, Шершеневич и иные… Все эти разнородные линии уживаются под общей кровлей футуризма, цепко держась друг за друга!

Дело в том, что футуризм никогда не был школой и взаимная сцепка разнороднейших людей в группу держалась, конечно, не фракционной вывеской. Футуризм не был бы самим собою, если бы он наконец успокоился на нескольких найденных шаблонах художественного производства и перестал быть революционным ферментом-бродилом, неустанно побуждающим к изобретательству, к поиску новых и новых форм. Крепкозадый буржуазно-мещанский быт, в который искусство прошлое и современное (символизм) входили, как прочные части, образующие устойчивый вкус безмятежного и беспечального, обеспеченного жития,- был основной твердыней, от которой оттолкнулся футуризм и на которую он обрушился. Удар по эстетическому вкусу был лишь деталью общего намечавшегося удара по быту. Ни одна архи-эпатажная строфа или манифест футуристов не вызвали такого гвалта и визга, как раскрашенные лица, желтая кофта и ассиметрические костюмы. Мозг буржуа мог вынести любую насмешку над Пушкиным, но вынести издевательство над покроем брюк, галстука или цветком в петличке — было свыше его сил…».

Поэзия русского футуризма была теснейшим образом связана с авангардизмом в живописи. Не случайно многие поэты-футуристы были неплохими художниками — В. Хлебников, В. Каменский, Елена Гуро, В. Маяковский, А. Крученых, братья Бурлюки. В то же время многие художники-авангардисты писали стихи и прозу, участвовали в футуристических изданиях не только в качестве оформителей, но и как литераторы. Живопись во многом обогатила футуризм. К. Малевич, П. Филонов, Н. Гончарова, М. Ларионов почти создали то, к чему стремились футуристы.

Впрочем, и футуризм кое в чем обогатил авангардную живопись. По крайней мере, в плане скандальности художники мало в чем уступали своим поэтическим собратьям. В начале нового, XX века все хотели быть новаторами. Особенно художники, рвавшиеся к единственной цели — сказать последнее слово, а еще лучше — стать последним криком современности. И наши отечественные новаторы, как отмечается в уже цитированной статье из газеты «иностранец», стали использовать скандал как полностью осознанный художественный метод. Скандалы они устраивали разные, варьировавшиеся от озорно-театральных выходок до банального хулиганства. Живописец Михаил Ларионов, к примеру, неоднократно подвергался аресту и штрафу за безобразия, творимые во время так называемых «публичных диспутов», где он щедро раздавал оплеухи несогласным с ним оппонентам, кидался в них пюпитром или настольной лампой…

В общем, очень скоро слова «футурист» и «хулиган» для современной умеренной публики стали синонимами. Пресса с восторгом следила за «подвигами» творцов нового искусства. Это способствовало их известности в широких кругах населения, вызывало повышенный интерес, привлекало все большее внимание.

История русского футуризма являла собой сложные взаимоотношения четырех основных группировок, каждая из которых считала себя выразительницей «истинного» футуризма и вела ожесточенную полемику с другими объединениями, оспаривая главенствующую роль в этом литературном течении. Борьба между ними выливалась в потоки взаимной критики, что отнюдь не объединяло отдельных участников движения, а, наоборот, усиливало их вражду и обособленность. Однако время от времени члены разных групп сближались или переходили из одной в другую.

Основные признаки футуризма:

— бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;

— отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее;

— бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;

— поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка;

Футуризм

Футуризм — одно из самых ярких направлений художественного авангарда, официально провозглашённое в 1909 г. итальянским поэтом Филиппо Томмазо Маринетти и прогремевшее в европейском искусстве 1910-х-1920-х годов. Также футуризм — это общее название для разного рода эстетик, связанных с воображением образов будущего: например, ретрофутуризма, монументальной гигантомании или эклектичного будущего, но наша статья не об этом.

Содержание

  • 1 В чём суть
  • 2 Классификация русских футуристов
  • 3 Как это выглядит
  • 4 На что повлиял футуризм
  • 5 Примечания

В чём суть [ править ]

Футуризм являлся частью глобального художественного явления — модернизма (не путать с куда более узким понятием стиля модерн), стремящегося преодолеть реализм и изобрести новые художественные формы. В отличие от своих более умеренных предшественников (например, символистов, в побеге от реальности обращавшихся к мистике, религии и философическому угару), футуристы радикально порывали со всем предшествовавшим искусством, а в качестве источника вдохновения и предмета изображения видели современный город. Соратники Маринетти утверждали, что наиболее адекватен современному миру, преображённому урбанизацией, «телеграфный стиль» в литературе и пёстрый, контрастный, геометрический стиль в живописи (уже вошедший в художественный мэйнстрим благодаря кубистам). Прославление урбанизма сочеталось у итальянских футуристов с агрессивной эпатажной риторикой (например, призывами взорвать музеи) и специфической провокативной моралью, прославлявшей войну и насилие.

Читайте также:
Агафья Пшеницына характеристика героини в романе И.А. Гончарова "Обломов", описание внешности, характера и качеств, отношения с Обломовым, роль в жизни Обломова, судьба, образование, воспитание

В Российской империи футуризм прижился едва ли не лучше, чем в Италии, хотя и был слегка переинтерпретирован — воспевание городских пейзажей и технического прогресса отошло на второй план, несмотря на старания отдельных авторов вроде Ильи Зданевича или Вадима Шершеневича, пытавшихся вернуть футуризм к истокам, а на первый вышло именно художественное новаторство и скандальные выпады. В отличие от итальянского, активно работавшего со всеми формами искусства, русский футуризм был преимущественно литературным течением.

Наиболее известна среди русских футуристов группа «Гилея», представлявшая из себя эдакую чрезвычайно эклектичную банду маргиналов от литературы: экспрессивный и провокационный Владимир Маяковский с фирменной манерой записи текста «столбиком» по несколько слов в строке (знаменитую «лесенку» он изобретёт уже в советские годы), антиэстетичный и нарочито примитивный Давид Бурлюк, основоположник и пропагандист зауми Алексей Кручёных, прославившийся стихотворениями, составленными из бессмысленных звукосочетаний, король авторских неологизмов и поклонник архаики Велимир Хлебников, дошедший до крайности в туманной метафорике поклонник французского символизма Бенедикт Лившиц…

Объединяло этих людей преимущественно одно: неприятие существовавшей до них литературы. В качестве теоретической концепции, позволившей бы примирить столь разные подходы к искусству, «гилейцы» выдумали концепцию «слова как такового», предлагавшую в качестве главного критерия ценности литературы считать фонетическую выразительность и формальную инновативность. Существовали, однако, и другие группы — например, пережившие с 1911 по 1914 г. несколько инкарнаций «эгофутуристы»: эти позаимствовали у символистов высокопарный эзотерический оккультрёп в манифестах («Жизнь — дробь вне Вечности», «Призма стиля — реставрация спектра мысли» и т. п.), а в поэзии сочетавшие высокий штиль с экзотическим лексиконом. Наиболее известным и выдающимся представителем эгофутуриза по праву считается Игорь Северянин, который, впрочем, кинул своих товарищей по направлению ещё в 1912 г., уйдя на вольные хлеба и сотрудничая то с почтенными символистскими мэтрами, то со скандальной «Гилеей».

Классификация русских футуристов [ править ]

  • Кубофутуристы, они же группа «Гилея» [1] , они же — будетляне (калька слова «футурист» на старославянский манер, изобретённая Хлебниковым; впрочем, остальными «гилейцами» практически не употреблялась как самоназвание). В разные годы в группу входили Хлебников, Кручёных, Маяковский [2] , Бурлюк, Василий Каменский, Бенедикт Лившиц и Елена Гуро. Имевшие репутацию самых радикальных реформаторов, они выдали «Пощёчину общественному вкусу», предлагая сбросить классиков с парохода современности, и сочиняли заумь.
  • Эгофутуристы — наиболее известен «Я, гений» Игорь Северянин. Помимо него, был представлен сперва другими членами группы «Ego» (Константином Олимповым, Граалем-Арельским, молодым Георгием Ивановым, который, впрочем, скоро разочаровался в футуризме и перешёл в стан акмеистов), затем — «Интуитивной Ассоциаций Эго-футуризма» (Василиском Гнедовым, Иваном Игнатьевым, Павлом Широковым, Дмитрием Крючковым). Также к эгофутуристам зачастую причисляют московскую поэтическую группу «Мезонин поэзии», некоторые члены которой (в особенности — Вадим Шершеневич и Константин Большаков) и вправду находились под сильным влиянием Северянина и охотно сотрудничали с петербургскими эгофутуристами, участвуя в их альманахах.
  • «Центрифуга» — круг поэтов, собравшийся вокруг Сергея Боброва. Позиционировали себя наследниками эгофутуризма (причём не «северянинской», а «игнатьевской», более радикально-экспериментальной трактовки), выпустили сборник памяти Игнатьева, покончившего с собой в 1914 году, резко нападали на «Гилею». Самыми известными поэтами «Центрифуги» были Борис Пастернак и Николай Асеев, также она приютила в своих альманахах некоторых выходцев из «Мезонина поэзии». С «Центрифугой» в какой-то момент до состояния полной неразличимости слилась группа «Лирень» (выходцем как раз оттуда был Николай Асеев, помимо него, в ней состояли Григорий Петников и Божидар). В предреволюционные годы Хлебников, несколько отойдя от круга «Гилеи», сблизился с «Центрифугой».
  • «41°» — существовавшая в пред- и первые послереволюционные годы в Тифлисе группа под лидерством временно отколовшегося от «Гилеи» Алексея Кручёных. Также в группу входили Илья Зданевич и Игорь Терентьев. Проповедовали наиболее радикальный извод футуризма — чистую заумь, не замутнённую лишним содержанием.
  • …а также десятки других, не столь значительных групп и формаций, и сотни последователей и эпигонов футуризма разного масштаба.

Как это выглядит [ править ]

  • Яркая, агрессивная, контрастная колористика.
  • Изобилие угловатых фигур.
  • Очертания предметов сильно искажены или не угадываются вовсе (если какие-либо предметы вообще задумывались — некоторые из футуристов пропагандировали «беспредметную живопись», т. е., абстракционизм).
  • Если картина имеет сюжет, то это, как правило, городской пейзаж или батальная сцена. Аверсия — Давид Бурлюк, часто изображавший идиллические сельские пейзажи, отчасти — Михаил Ларионов, любивший сюжеты из примитивных культур (хотя и город, и война часто попадали на его полотна).
  • Странный, выходящий за рамки нормального язык — от авторских неологизмов (на этой почве больше всего отметились Хлебников, Северянин и Маяковский, хотя не брезговали подобным и, скажем, Василий Каменский с Алексеем Кручёных) или разговора загадками (особенно отметился Бенедикт Лившиц, описывавший в своих стихах вполне обыденные картины невероятно вычурным и метафоричным языком — итоговый результат напоминает скорее словесную окрошку) до абсолютного отсутствия в тексте знакомых слов (среди русских футуристов отметились Алексей Кручёных, Илья Зданевич и Игорь Терентьев, среди итальянских — сам Филиппо Маринетти со своей заумной поэмой «Zang Tumb Tumb»).
  • Намеренное игнорирование норм грамматики — в некоторых изданиях «Гилеи» ещё до орфографической реформы игнорировался «ер» на концах слов, а Илья Зданевич считается одним из предвестников пресловутого «олбанского» — на нарочито безграмотном русском написана его пьеса «Янко крУль албАнскай» (!), а также ряд других текстов.
  • Изобилие антиэстетизма, провокационных образов и сюжетов: брутального натурализма при изображении войны (причём если, к примеру, у Маяковского это направлено на донесение месседжа «война — это кошмар», то у Маринетти — ровно наоборот), физического разложения, телесных отправлений и прочей грязи, и т. п. Вадим Шершеневич в 1914 г. публикует стихотворение от лица матери, убившей собственного ребёнка, а Кручёных озаглавливает одно из стихотворений «Отрыжка». Характерны названия альманахов и подборок членов «Гилеи» — «Дохлая луна», «Пощёчина общественному вкусу», «Доитель изнурённых жаб».
  • Разного рода формальные эксперименты — Маяковский экспериментировал с тоникой в противовес силлаботонике, Бурлюк создавал стихотворения, в которых принципиально не использовались те или иные буквы, Хлебников и вовсе втопил педаль в пол, например, поэмой-палиндромом или стихотворением, полностью состоящим из однокоренных слов (99 % из которых являются окказионализмами). Также футуристы обожали выдумывать различные новые жанры, почти никогда не имевшие внятных определений, зато имевшие чрезвычайно звучные названия — например, «аэропозия» Маринетти или «сверхповесть» Хлебникова.
Читайте также:
Плач Ярославны из Слова о полку Игореве - анализ, жанр, значение

На что повлиял футуризм [ править ]

Несмотря на устойчивую репутацию бесцельного терроризма от искусства, влиятельность футуризма была очевидна уже в годы его скандальной славы — в яркости экспериментов футуристам не отказывал символист Валерий Брюсов (критикуя при этом эпатаж и крикливую саморекламу), ещё один символист — Фёдор Сологуб — пропагандировал поэзию Игоря Северянина и даже написал предисловие к его дебютному сборнику, определённый талант за футуристами признавал даже их яростный идейный противник — акмеист Николай Гумилёв. В раннесоветские годы футуризм ненадолго стал частью художественного мэйнстрима (в том числе усилиями истового коммуниста Маяковского, отсидевшего некогда в царской тюрьме за участие в деятельности РСДРП), но уже очень скоро вышел из фавора — хотя некоторым футуристам (Маяковскому, Николаю Асееву) и удалось закрепиться в литературном истеблишменте, большинство пропагандистов «самовитого слова» либо существовали на обочине художественной жизни, едва сводя концы с концами (Велимир Хлебников, Алексей Кручёных), либо эмигрировали (Давид Бурлюк, Илья Зданевич), либо и вовсе были репрессированы (Игорь Терентьев, Александр Туфанов). Критиковался футуризм и «слева» — новыми авангардистскими направлениями 1920-х гг., такими, как имажинизм или «ничевокство». Аналогичное наблюдалось и в Европе — дадаисты уже в конце 1920-х насмехались над футуристическими амбициями, а в Италии интерес к формальным извращениям Маринетти угас достаточно быстро, несмотря на близость последнего к Муссолини и попытки встроиться в политическую конъюнктуру.

Тем не менее, можно с уверенностью говорить о том, что футуризм не только спровоцировал дальнейшее развитие авангарда и возникновение дадаизма, сюрреализма и пр., но и своей установкой на переосмысление самих основ художественного произведения оказал ключевое влияние на всё искусство ХХ века. Фактически почти всё визуальное искусство второй половины ХХ — нач. ХХІ в. — от абстрактного экспрессионизма до концептуализма — так или иначе отталкивается от находок авангардистов начала столетия, а многие практики современной поэзии — от «лианозовской» до «языковой» школы — были бы немыслимы без футуристической идеи трансформации языка. В позднесоветские годы к эстетике и поэтике футуристов обратился Егор Летов, щедро сдобрив его психоделией в духе шестидесятых (но куда темнее и острее), да и вообще весь сибирский рок 80-90-х немыслим без футуристических экспериментов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: