Права человека – определение, механизмы защиты

Права человека: содержание понятия

Именно с возникновением и распространением концепций естественного права связано появление такого научного понятия как «права человека».

Многими правоведами отмечалось, что с каждым годом значение прав и свобод человека и гражданина увеличивается. Если рассматривать дефиницию «современные права» можно прийти к выводу, что она не является бесспорным. Однако мы попробуем определить его общепризнанные составляющие.

Во-первых, права человека являются универсальными и индивидуальными, это означает, что они распространяются в отношении всех людей, независимо от пола, национальной и расовой принадлежности, возраста и т.д., и принадлежат каждому индивиду, вне независимости от его социального положения.

Во-вторых, права человека имеют внутригосударственную природу: государство имеет право закреплять эти права в своем действующем законодательстве, но при этом важно отметить, что они не порождаются и не создаются им. В этом смысле права человека представляются естественными правами, представляющиеся человеку при рождении, которыми обладает личность, вне зависимости от воли государства и нередко вопреки ему[1].

В-третьих, признание прав человека предполагает, что страна обязана отказаться от вторжения в сферу личных свобод и поэтому предоставляет защиту от вмешательства в нее государства. В связи с этим можно отметить, что существует перечень особенностей, которыми обладают отношения между человеком и государством, которые в свою очередь становятся все более значимыми в современном мире для осознания идеи наличия у индивида правосубъектности в рамках международного права:

  • В значительной мере в процессе установления данных отношений участвует не только государство, в лице его представительных органов, но и сама личность. Таким образом эти отношения регулируются путем закрепления некоторых положений как в конституциях, так и в других законах. Участие личности в данном процессе осуществляется лишь благодаря институтам непосредственной и представительной демократии. Осуществляя законодательную деятельность, орган Высшего народного представительства принимает законы и конституцию. Таким образом нормативно правовые акты создаются не конкретным индивидом или обществом, а его представителями[2]. Непосредственная демократия осуществляется через проведение выборов и референдума.
  • Характер данных взаимоотношений можно определить через их взаимные ответственность и обязанности друг перед другом. Главным для нас представляется то, что государство в настоящее время, принимая участие в тех или иных международных договорах по правам человека, несет ответственность не только перед государствами-участниками, но и перед личностью[3].
  • Если же государство и личность будут нести встречные обязанности, то это может поспособствовать развитию социальных, политических и экономических, составляющих жизни государства[4], а так же укреплению государственного суверенитета и осуществлению гарантий прав и свобод человека и гражданина.
  • Двусторонние отношения между государством и личностью, что означает, что они обязаны сотрудничать друг с другом, а также нести равную и общую ответственность[5].

В основу интернационализации прав человека и легли вышеуказанные особенности современных прав личности.

Интересным представляется определение, данное Додоновым В.Н., Пановым В.П., Румянцевым О.Г.: «Права человека — права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как полноценное человеческое существо»[6].

В свою очередь Т. Бекназар-Юзбашев, не раскрыл само понятие прав человека, а отметил, что «возникновение и развитие современного понимания прав человека неразрывно связано со следующим кругом проблем:

  • морально-философское обоснование прав человека (универсальные права человека);
  • их институционная конкретизация в рамках определенного государственно-политического порядка (конституционные или основные права человека);
  • надгосударственная или интернациональная защита свобод личности (международные права человека)[7].

Профессор М.В. Баглай под правами человека понимал исходные, присущие всем людям от рождения права независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет[8].

Чиркин В.Е., раскрывая понятие прав человека пришел к выводу, что это абсолютные, неотчуждаемые, естественные, неограничиваемые права, принадлежащие человеку (в том числе и не гражданину) в силу его рождения как личности[9].

Поскольку по своей природе права человека являются неотчуждаемыми, то государство не имеет право вмешиваться в личную жизнь человека. Такого рода права вытекают, как отмечается во «Всеобщей декларации прав человека», из присущих всем членам человеческой семьи достоинства и свободы[10].

По мнению Б.С. Эбзеева права человека – это такие права, которые принадлежат каждому гражданину в отличие от привилегий, которые распределяются согласно занимаемому индивидом места на социальной лестнице.

Так же существуют иные понятия прав человека.

Права человека являются неотъемлемым элементом каждого человека. Государство не может «даровать» эти права, а может лишь закрепить их во внутреннем законодательстве и всеми возможными способами обеспечить их реализацию. Только в этом случае государство можно назвать правовым. В случае же если государство или не предоставляет своим гражданам их естественные права или препятствует их осуществлению или представляет эти права только определенным группам лиц, тем самым порождая дискриминацию, то его можно охарактеризовать как антидемократическое.

Права человека — есть естественные возможности индивида, которые обеспечивают его личное достоинство и свободу жизнедеятельности во всех аспектах общественной жизни. Помимо термина «права» употребляется еще и термин «свободы»: свобода совести и вероисповедания, свобода мысли и свобода слова, печати, свобода передвижения и т.д. В общем и целом эти понятия можно считать однородными. В науке и законодательных актах используются также такие понятия как «права гражданина» и «права личности».

Права человека вне зависимости от того, закреплены ли они во внутреннем законодательстве или нет не могут быть ограничены внутригосударственными или национальными рамками, поскольку они являются объектом международного права, а так же являются естественными и неотъемлемыми. Если государство закрепляет в своем законодательстве права человека, то они становятся и правами гражданина этой страны.

Права человека и гражданина представляют собой комплекс естественных правомочий, выработанных в процессе развития общества и которые получили отражение во внутригосударственных правовых актах. Государства обязаны закрепить эти права в своих конституциях и иных законах, а так же обеспечить их реализацию и защиту. Таким образом человек становится членом государственно-организованного сообщества

Читайте также:
Дееспособность по ГК РФ - понятие, почему могут ограничить

Под правами личности понимаются полномочия, относящиеся к конкретному человеку в данной ситуации. Объем этих полномочий зависит как от условий проживания, работы, и социально-экономического положения в целом, так и от общественно-политического статуса. Под понятие «личность» подпадают граждане страны, иностранные гражданине, апатриды и беженцы. Права личности характеризуют степень его зрелости, индивидуальные особенности человека, способность руководить своими действиями и осознавать правомерность своих поступков.

В современной юридической литературе, в международных и внутригосударственных актах такие понятия как «права человека», «права личности» и «права гражданина» рассматриваются как однопорядковые. Использование другой терминологии связанно как правило с логическими и стилистическими правилами или в случае необходимости выделить тот или иной аспект проблем прав индивидуума.

Все основные права человека закреплены в международно-правовых актах, поскольку они являются международным стандартом и все современные государства обязаны равняться им. Так, в преамбуле Устава Организации Объединенных Наций закреплено, что народы объединенных наций преисполнены решимости «вновь утвердить веру в основные права человека, в равноправие мужчин и женщин и в равенство больших и малых наций…».

Главной идеей прав человека является то, что интересы личности, в отличии от интересов государства являются абсолютными. Интересы никогда не могут стоять превыше достоинства личности.

Остается не рассмотренным вопрос, касающийся соотношение прав и обязанностей. До этого существовал следующий порядок: вначале обязанности, затем права; то есть обязанностям придавалось большее значение. Но большинство ученых придерживается точки зрения, выраженной в 29 статье Всеобщей декларации: каждый человек имеет обязанности перед обществом, но должен при осуществлении своих прав и свобод подвергаться только таким ограничениям, какие учитывают права и свободы других личностей и отвечают требованиям морали. Это означает, что на первом месте выступают права, поскольку только при их наличии возможно добровольное выполнение обязанностей.

Существует и так называемый демократический подход, согласно которому права конкретной личности обладают приоритетом на правами нации.

Реализация всех прав человека неразрывно связанна с экономическим состоянием страны. Поскольку такое право, как право на жилище не сможет быть реализовано государством, если на его территории не будет построено достаточно жилых помещений для его граждан. Это и касается и права на труд, свободное передвижение, выезд и въезд из страны, отдых и социальное обеспечение и т.п[11].

Для обеспечения всеми государствами основных прав и свобод Генеральной Ассамблеей ООН были провозглашены международные стандарты в этой области.

Если рассматривать отдельно права женщин, особенно в мусульманских странах, то можно будет наблюдать, что их права определены Институтом «Право личного статуса»:

  • Право на собственность (то есть женщина должна иметь возможность совершать все манипуляции со своим имуществом (продавать, дарить, приобретать, закладывать и т.д.) вне зависимости от того, когда она у нее появилась, до замужества или во время замужества).
  • Право на наследование (ни один мужчина семейства не имеет право претендовать на долю в наследстве женщины).
  • Право реализацию в обществе (в Коране не имеется ни одного положения, не дающего право работать женщине, особенно в тех сферах, , которые отвечают женской природе и в которых наиболее остро нуждается государство; помимо этого не наблюдаются и ограничения для проявления своих знаний, способностей и талантов, которыми обладает конкретная женщина).
  • Право на получение образования наравне с мужчинами (Самим Пророком Мухаммедом было сказано, что каждый верующий мусульманин обязан стремиться к получению знаний).
  • Право выйти замуж и выбирать супруга только с согласия женщины.

Рассмотрев существующие в науке определения, можно прийти к выводу, что права человека — это система универсальных, то есть действующих в отношении всех людей, вне зависимости от пола, национальности, вероисповедания, социального положения прав:

  • закрепленных в действующем международном и внутригосударственном законодательстве;
  • гарантируемых, защищаемых и осуществляемых во всех без исключения государствах;
  • обеспечиваемых основными международными принципами и нормами права;
  • предусматривающих международно-правовую ответственность государств за их игнорирование и невыполнение;
  • предполагающих защиту как на внутригосударственном уровне, так и на международном уровне[12].

[1] Данная точка зрения свойственна западным авторам и во многом разделяется российскими международниками. См.: Lauterpaht H. International Law and Human Rights. L., 1950; Бекназар-Юзбашев Т. Права человека и международное право. М, 1996. С – 295

[2] Однако сами эти представители есть личности данного конкретного общества.

[3] Многие авторы считают данное положение одной из особенностей современного международного права в области прав человека. См.: Права человека в истории человечества и в современном мире. М., 1989. С. 147.

[4] См.: Ледях И.П. Социальное государство и права человека (из опыта западных стран) // Социальное государство и защита прав человека. М., 1994. С. 22-23.

[5] См.: Златопольский Д.Л. Государство и личность: основы взаимоотношений // Вестник Московского университета Сер. 11. Право №1. 1193. С. 312

[6] См.: Международное право. Словарь-справочник / Под общей редакцией академика МАИ, д.ю.н. В.Н. Трофимова. М., 1997. С. 234.

[7] См.: Бекназар-Юзбашев Т. Указ.соч. С. 13

[8] См.: Баглай М.В., Лейбо Ю.И., Энтина Л.М. Конституционное право зарубежных стран. М., 2013. С. 120.

[9] См.: Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2014. С. 54.

[10] См.: Шахрай С.М., Клишас А.А. Конституционное право Российской Федерации. М., 2010. С. 135.

[11] См.: Авакьян С.А. Теория государства и права. М.: Юстицинформ, 2015. С. 52

[12] См.: Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 2011. С. 48.

Механизмы защиты прав человека и гражданина: международные и государственные

Право на защиту есть неотъемлемый элемент любого субъективного права гражданина, и оно имеет реальное значение только тогда, когда его может реализовать как сам управомоченный субъект своими действиями, так и с поддержкой государственных или уполномоченных государством органов.

Читайте также:
Можно ли бить детей - российские законы и комментарии к ним

Защита прав человека представляет собой совокупность мер организационно-правового характера, направленных на правовую защиту, устранение препятствий для реализации субъективных гражданских прав, восстановление нарушенных прав, применение мер наказания к лицам, нарушившим права.

Меры для защиты прав поддерживаются законодательно государством и международным сообществом. В понятие защиты прав, свобод и интересов входят разнообразные способы защиты, которые можно подразделить на юрисдикционные и неюрисдикционные.

Юрисдикционная защита прав человека

Юрисдикционными способами защиты прав называются действия государственных органов власти, местного самоуправления, правоохранительных органов, международных органов, чья деятельность направлена на восстановление нарушенных прав.

Международная практика защиты прав

Для защиты прав граждан в международной практике осуществляют деятельность межгосударственные и негосударственные объединения, применяющие доказавшие свою эффективность механизмы правозащиты.

Механизмом защиты прав и свобод человека является целостная, динамическая, законодательно подкрепленная система, определяющая субъекты и объекты защиты, способы их взаимодействия; призванная обеспечить ликвидацию незаконных препятствий для реализации юридически закрепленных прав граждан и предотвратить их нарушение.

Говоря о формировании механизмов защиты международного уровня, прежде всего, нужно упомянуть деятельность Организации Объединенных Наций (ООН), в частности принятие Устава ООН и Всеобщей декларации человека. Результатом функционирования ООН стали не только правовые основы, но и проработка схемы международного сотрудничества по вопросам защиты прав; создана система соответствующих органов, деятельность которых направлена на исполнение принятых международно-правовых актов.

Также крупными межгосударственными объединениями, оказывающими существенное влияние на сферу правозащиты человека на международном уровне, являются Совет Европы и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Деятельность этих объединений, а также многих других межгосударственных организаций, в том числе, основывается на Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Данный документ определяет неотъемлемые права и свободы каждого индивида и накладывает обязательство на страны Совета Европы обеспечивать соблюдение этих прав для каждого, кто находится под их юрисдикцией.

Международным судебным органом является Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Ему подведомственны все вопросы, связанные с толкованием и применением на практике положений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Рассмотрению в Европейском суде подлежат обращения (жалобы), связанные с нарушением положений Конвенции. Судом устанавливается действительность заявленного нарушения и, в случае подтверждения оного, присуждается удовлетворение претензии путем денежной компенсации потерпевшей стороне нанесенного ущерба (материального и морального вреда) и всех издержек.

В настоящее время наблюдается тенденция по развитию неправительственных международных организаций; усиливается их роль, влияние на международные отношения, на разработку эффективных механизмов защиты прав человека. Ключевой характеристикой таких объединений является то, что их деятельность носит некоммерческий и добровольный характер.

Государственная практика защиты прав

Реализация механизмов защиты прав и свобод человека и гражданина все же в первую очередь является ответственностью каждого отдельного государства. Выполнению этой задачи на национальном уровне способствуют принятие необходимых законов, обеспечение гарантии независимости судебных инстанций, поддержка деятельности демократических институтов права.

  1. Зарубежный опыт по защите прав человека включает в себя многолетнее развитие института омбудсмена.

Определение 4

Омбудсменом называется должностное лицо, получившее полномочия осуществлять контроль деятельности министерств, ведомств и иных правительственных учреждений с точки зрения как законности, так и справедливости.

Омбудсмен имеет право инициировать расследование не только на основании обращения гражданина, но и по собственной инициативе. Опыт зарубежной практики был перенят Российской Федерацией, и с 1994 в стране появилась такая должность как Уполномоченный по правам человека. Его правовой статус, порядок назначения на должность, компетенции и пр. закреплены в Конституции РФ (Федеральный Конституционный Закон №1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека Российской Федерации» от 26.02.1997 г.). Уполномоченный по правам человека призван выступать посредником между лицом, права которого были попраны, и должностными лицами, осуществляя защиту прав и законных интересов каждого гражданина.

Уполномоченный по правам человека рассматривает обращения не только граждан Российской Федерации, но и граждан других стран, находящихся на территории России, а также лиц без гражданства. Жалобы, с которыми обращаются граждане к Уполномоченному по правам человека, содержат в себе претензии на определенные действия (или, напротив, бездействие) государственных органов, должностных лиц, государственных служащих. После рассмотрения обращения Уполномоченный имеет возможность дать ход делу, направив его в судебные инстанции, заявляя о необходимости зашиты прав и свобод; в соответствующие государственные органы, ходатайствуя о возбуждении уголовного дела или дисциплинарного/административного производства; в прокуратуру, ходатайствуя о пересмотре судебного решения или постановления и т.д. Как видно, компетенции и возможности Уполномоченного по правам человека достаточно широки, что дает ему возможность эффективной защиты прав каждого индивида.

  1. В число юрисдикционных способов защиты прав человека входит и судебная защита. Собственно, на данный момент она занимает основную долю среди других форм. Судебная форма защиты включает в себя рассмотрение дел, где объектом споров становятся нарушенные права и/или законные интересы, а также возможность их нарушения. С жалобами могут обращаться как физические, так и юридические лица в различные судебные инстанции (мировой суд, федеральный суд и пр.). Право на обращение в суд закреплено законодательством.
  2. Юрисдикционным способом защиты прав является также административная защита. Административный способ защиты находит свое выражение в праве обращаться в государственные органы с жалобами на действия (бездействие) должностных лиц (чиновников).

Неюрисдикционная защита прав человека

Механизм защиты прав человека в РФ включает также гражданское право, закрепленное Конституцией, на самостоятельную защиту своих прав и интересов. Граждане могут организовывать собрания, демонстрации, пикеты. Однако реализация данного права исключает использование оружия, нарушение прав и свобод других граждан, намеренное разжигание национальной, религиозной, расовой ненависти, агитации к насилию и пр.

Читайте также:
Бездействие преступление - виды и наказания по УК РФ

Федеральным законом также установлен порядок организации подобных публичных мероприятий: разрешение органов государственной власти не требуется, но уведомить, согласно документу, орган исполнительной власти или орган местного самоуправления организаторы мероприятия должны: в письменной форме, в установленные сроки (ст.7 ФЗ №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», от 19.06.2004 г.).

Реалии современного мира таковы, что поддержание правопорядка, обеспечение безопасности граждан, защита прав и интересов каждого человека являются ключевыми государственными задачами. При этом очевидно, что для решения этих задач только закрепления прав и обязанностей правовыми нормами недостаточно. Полноценный механизм реализации права на защиту включает в себя не только функционирование органов власти, несущих функцию правозащиты, но и применение таких методик воспитания и образования должностных лиц, которые позволят сформировать профессиональное уважение индивидуальных прав каждого.

Защита прав и свобод человека

Нередки факты нарушений прав и свобод. Причины тому различные: преступность, бюрократизм, коррупция, злоупотребления служебным положением. Каждый человек должен иметь право устранить их допустимыми законом способами, т. е. обеспечить защиту (охрану) прав и свобод человека и гражданина, (ложно рассчитывать на то, что основные права и свободы граждан будут претворяться сами собой. В жизни эти процессы носят зачастую конфликтный характер. В этой связи вопросом первостепенной важности становится необходимость надлежащей охраны прав и свобод граждан. Если говорить обобщенно, то все законодательство в той или иной мере направлено на охрану прав человека. Защита прав и свобод человека — это очень большая проблема.

Гарантии основных прав и свобод — это прежде всего экономические, политические, а также специально-юридические (правовые) средства обеспечения реального претворения их в жизнь. Действие правовых гарантий будет эффективным при условии построения правового государства (ст. 45 — 54 Конституции РФ). Правовые гарантии основных прав и свобод граждан выражаются прежде всего в том, что они закрепляются в конституциях и других правовых актах, отвечающих международно-правовым стандартам. В них четко определяется порядок и правила применения этих прав и обязанностей, устанавливаются меры юридической ответственности за посягательства на них, их ущемление. Государство защищает человека независимо от его гражданства, места жительства, социального, имущественного и должностного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений.

Решать вопрос о том, защищать или не защищать свое право и свободу может только сам обладатель права.

Соблюдение и защита прав и свобод человека — обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ, ст. 2 Конституции РТ), государственная защита прав и свобод гарантируется ( ст. 45 Конституции РФ, ст. 33 Конституции РТ). Защита прав и свобод личности включает целый комплекс средств и мер. Важнейшими из них выступают:

  • 1. Выявление, пресечение и недопущение фактов нарушений прав и свобод личности. Высшие представительные и исполнительные органы РФ и РТ принимают нормативные акты, направленные на упрочение прав и свобод, совершенствование их защиты, повышение ответственности за их соблюдение. Правоохранительные органы занимаются профилактикой правонарушений, раскрывают и расследуют преступления, посягающие на права и свободы граждан.
  • 2. Восстановление нарушенных прав и свобод личности. Оно осуществляется, как правило, путем: отмены неправомерных юридических актов (например, приказа об увольнении лица); возложения обязанности возместить причиненный ущерб (оплатить ремонт поврежденного транспортного средства и т. д.); возврата имущества собственнику (передача похищенной вещи владельцу по решению суда и др.); опровержения сведений, порочащих честь и достоинство.
  • 3. Применение норм юридической ответственности. Это наиболее жесткая реакция государства на факты нарушений прав и свобод личности. Для виновного наступают негативные последствия в виде лишений определенных благ, назначаются, например, меры наказания. Они могут касаться как личности правонарушителя (лишение свободы, увольнение и др.), так и его имущества (конфискация, штраф и др.)

Внутригосударственная защита прав и свобод личности

Общими гарантами прав и свобод человека и гражданина служат высшие и местные органы власти и управления.

Закрепление прав личности и гарантии их защиты в Конституции и других законодательных актах показано на следующей схеме:

Государственные органы общей и специальной компетенции всех уровней:

  • Высшие – Президент, Федеральное Собрание, Правительство, Органы судебной власти
  • Органы субъектов Российской Федерации – Органы местного самоуправления
  • Правоохранительные органы

Гарантом является Президент Российской Федерации (ст. 80 Конституции РФ), Президент Республики Татарстан (ст. 90 Конституции РТ).

Существует и особая должность — Уполномоченный по правам человека, который назначается Государственной Думой (ст. 103 Конституции РФ).

Все государственные органы в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать и охранять права и свободы человека. Вместе с тем существуют специальные органы, для которых деятельность по охране основных прав и свобод граждан является главной целью. К их числу относятся суд, прокуратура, органы охраны общественного порядка, органы предварительного расследования, адвокатура, органы юстиции, арбитраж, нотариат и некоторые другие. Каждый из них действует в пределах своей компетенции, используя свои специфические средства, способы, формы и методы.

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина не исключает и самостоятельных активных действий каждого по защите своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ). Способы защиты различные: самостоятельное отражение преступного посягательства, обращение к средствам массовой информации, в общественные организации и т. д. При этом, однако, нельзя нарушать общественный порядок, вносить дезорганизацию в работу государственных органов, превышать допустимые пределы правозащиты.

Кроме того, защищать права подростков могут органы управления и общественные организации, если это входит в круг их функциональных обязанностей (органы здравоохранения, образования, комиссии по делам несовершеннолетних и некоторые другие). При расторжении брака, когда в семье есть ребенок, эти органы дают заключение о том, кому из родителей передать ребенка на воспитание.

Читайте также:
Дееспособность несовершеннолетних граждан понятие, виды, признаки, частичная или неполная реализация прав и обязанностей, особенности ограничений, примеры

Международная защита прав и свобод личности

Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, каждый человек вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ст. 46 Конституции РФ). Международная защита прав человека исторически сложилась в результате совместных действий государств по предупреждению и устранению нарушений. Усилия государств в этом направлении объединяет ООН.

В качестве органа, координирующего деятельность по вопросам прав человека, в 1946 г. в соответствии с Уставом ООН была создана Комиссия по правам человека. Комиссия готовит рекомендации, разрабатывает документы ООН в области прав человека, рассматривает жалобы о нарушении прав человека и сообщения о таких нарушениях. При необходимости Комиссия имеет право провести с помощью независимых экспертов расследование. Также ежегодно на своих открытых заседаниях она обсуждает факты нарушения прав человека.

В ООН учрежден и другой специальный орган — Комитет по правам человека. Он осуществляет контроль за выполнением государствами, в том числе Россией, своих обязательств по Пакту о гражданских и политических правах (1966 г.), обращает внимание правительств на необходимость обеспечения прав человека.

Как ООН заставляет изменять какое-либо государство свою практику или политику? Эта международная организация не имеет силовых способов, она действует только путем убеждения, концентрации международного общественного мнения, введения экономических санкций. Военное вмешательство — Исключительная мера, принимаемая по решению Совета Безопасности.

Лучшие адвокаты нашего бюро “Сайфутдинов и партнеры” оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.

Если Вам нужна консультация адвоката по вопросам защиты прав и свобод в городах Набережные Челны, Казань, Альметьевск, Нижнекамск, Мензелинск, Елабуга, Бугульма, Заинск, Сарманово, Менделеевск, Чистополь, позвоните нам: 8-917-251-21-84, 8 (8552) 58-04-20, 8-903-318-22-08 или напишите: mail@advokatrt116.ru

Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, семейным, арбитражным, административным делам, жилищным и трудовым спорам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

  1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
  2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
  3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

  1. Все равны перед законом и судом.
  2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
  3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
  1. Каждый имеет право на жизнь.
  2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
  1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
  2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
  1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
  2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
  1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
  2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
  1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
  2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

  1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
  2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
  1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
  2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

  1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
  2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
  3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
  4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
  5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
  1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
  2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
Читайте также:
Права задержанного - что может потребовать человек читать онлайн

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

  1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
  2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
  3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
  4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.
  5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

  1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
  2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
  1. Право частной собственности охраняется законом.
  2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
  3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
  4. Право наследования гарантируется.
  1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
  2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
  3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
  1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
  2. Принудительный труд запрещен.
  3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
  4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
  5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
  1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
  2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
  3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
  1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
  2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
  3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
  1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
  2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
  3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
  1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
  2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
  3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

  1. Каждый имеет право на образование.
  2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
  3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
  4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
  5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
  1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
  2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
  3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
  1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
  2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
  1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
  2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
  3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
  1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
  2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.
  1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
  2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
  1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
  2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
  3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
  1. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.
  2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
  3. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.
  1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.
  2. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.
Читайте также:
Бездействие преступление - виды и наказания по УК РФ

Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

  1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
  2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
  1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
  2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
  3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
  1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.
  2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.
  3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 – 54 Конституции Российской Федерации.

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

  1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
  2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
  3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

  1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.
  2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
  1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
  2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
  3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
  1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
  2. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.

Положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

Национальный механизм защиты прав человека преобладает над конвенционным

15 мая на IX Петербургском международном юридическом форуме обсудили национальные и международные формы судебной защиты прав человека

Дискуссионная сессия «Соотношение национальных и международных форм судебной защиты прав человека» была посвящена развитию национальных средств правовой защиты. Эксперты обсудили определение исчерпаемости национальных средств правовой защиты перед обращением в международные органы, возможность активизации участия высших национальных судов в качестве обязательной инстанции перед использованием наднациональных механизмов защиты прав и в целом перспективы развития сотрудничества между национальными и международными судами.

Читайте также:
Права задержанного - что может потребовать человек читать онлайн

В сессии приняли участие Уполномоченный Российской Федерации при Европейском cуде по правам человека – заместитель министра юстиции РФ Михаил Гальперин, советник Президента РФ, председатель Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Михаил Федотов, судья Конституционного Суда РФ Николай Бондарь, заместитель председателя Верховного Суда РФ, председатель Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ Татьяна Петрова, заведующий кафедрой международного права МГУ имени М.В. Ломоносова Алексей Исполинов, заведующий центром зарубежного законодательства и сравнительного правоведения Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Анатолий Ковлер, председатель Государственного совета Турции Зеррин Гюнгер, министр юстиции Словении Андрея Катич, судья Конституционного Суда Испании Кандидо Конде-Пумпидо, судья Европейского суда по правам человека Юлия Моток, директор дирекции по правам человека Совета Европы Кристоф Пуарель.

Модератором сессии выступил судья ad hoc Европейского суда по правам человека, доцент кафедры коммерческого права Санкт-Петербургского государственного университета Андрей Бушев.

С приветственным словом к участникам обратился Михаил Гальперин. Он отметил безусловную важность темы дискуссионной сессии не только для России, но и для всех государств, входящих в Совет Европы. «Россия имеет свой путь в развитии средств правовой защиты, который, в первую очередь, связан с практикой Европейского суда по правам человека», – сообщил заместитель министра юстиции РФ. При этом он напомнил, что 7 мая 2019 г. Правительство РФ внесло в Государственную Думу законопроект, устанавливающий национальный компенсаторный механизм возмещения вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания в местах лишения свободы. «Надеюсь, что этот законопроект и есть пример того, как мы можем национальной юрисдикцией разгрузить международный суд и взять на себя большую часть дел, которые могут быть разрешены эффективно российской судебной системой», – заявил он.

Уполномоченный РФ при ЕСПЧ также отметил, что вопрос наличия национальных средств правовой защиты тесно связан с территориями с так называемым серым статусом. «Важно, чтобы мы вместе определили, как же сделать так, чтобы права проживающих на этих территориях людей защищались должным образом, без каких-либо “юридических иллюзий”. Необходимо понимать, какие же средства правовой защиты существуют именно на этих территориях, и если они эффективны и соответствуют конвенционным, то было бы разумно отдать защиту прав этим территориям», – заключил Михаил Львович.

По словам судьи Конституционного Суда РФ Николая Бондаря, в механизме защиты прав человека решающая роль принадлежит национальному государству. И в рамках национальных средств защиты прав человека особое место занимает Конституционный Суд. «Признавая те или иные требования закона неконституционными, мы переходим на более высокий уровень стандартов, связанных и с защитой прав человека, и с нормативным содержанием закона, и с правоприменительной практикой. В основе этого должна лежать конституционная максима: несправедливый закон не может иметь конституционного значения. Эта сложная и ответственная задача выполняется Конституционным Судом РФ», – отметил Николай Семёнович.

Говоря об общих подходах в соотношении национальной конституционной и конвенционной юрисдикций, Николай Бондарь упомянул о том, что в практике конституционного правосудия РФ и положения Европейской Конвенции по правам человека, и решения Европейского Суда активно использовались в решениях Конституционного Суда РФ еще до ратификации Конвенции 30 марта 1998 г. «Таким образом, через конституционное правосудие мы стимулировали, а в какой-то степени даже обеспечивали квазипризнание европейской юрисдикции», – добавил судья. Он также указал на ту значительную роль, которую Европейский Суд занимает в конституционном правосудии России, отметив, что на сегодняшний день более 30% постановлений Конституционного Суда содержат отсылки на решения ЕСПЧ и положения Конвенции.

Советник Президента РФ, председатель СПЧ Михаил Федотов в своем выступлении выделил феномен национальных правозащитных учреждений, где сочетаются судебная и внесудебная формы защиты прав человека. В России есть несколько таких учреждений. Это институты Уполномоченного по правам человека, Уполномоченного по правам ребенка, Уполномоченного по защите прав предпринимателей, обладающие определенными процессуальными полномочиями. Они могут участвовать в судебных процессах. СПЧ такими полномочиями не обладает, однако также участвует в судебной защите прав человека. Он дает юридические заключения по конкретным резонансным делам, касающимся именно соблюдения прав человека, которые направляются в Конституционный и Верховный Суды РФ. При этом, по словам Михаила Александровича, очень нередки случаи, когда Конституционный Суд РФ, принимая решения, опирался на юридическую позицию СПЧ.

Председатель Государственного совета Турции Зеррин Гюнгер рассказала о механизмах защиты прав человека в Турции, отметив при этом, что национальная система защиты прав человека должна быть основной, а международная – дополнительной.

Заведующий центром зарубежного законодательства и сравнительного правоведения Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Анатолий Ковлер в своем выступлении уделил внимание существующему в практике соотнесения норм конфликту толкований. По его словам, очень часто возникающие между Конституционным Судом и ЕСПЧ конфликты СМИ подают как «жареные» факты. «Это происходит и на уровне судов интеграционных объединений и не надо делать из этого трагедию, поскольку речь действительно идет о конфликтах толкования, а не о конфликтах юрисдикций. Искусство права как раз в том, чтобы найти в этих мнениях точки соприкосновения», – резюмировал Анатолий Иванович.

По мнению Анатолия Ковлера, «главным критерием исчерпанности внутренних средств правовой защиты являются те средства, которые гражданин вправе использовать самолично, которые не должны ограничиваться дискреционными полномочиями должностного лица».

«Не может быть права без правовой защиты. Именно поэтому Европейская Конвенция придает важность средствам защиты. Конвенция не изобретает новых прав, а расширяет механизмы эффективной судебной защиты прав в первую очередь на национальном уровне, а затем на общеевропейском», – отметил в своем выступлении директор по правам человека Генерального директората по правам человека и верховенству права Совета Европы Кристоф Пуарель.

Читайте также:
Товарищество собственников жилья: как работает, основные понятия

Он также рассказал об успешном сотрудничестве России и Совета Европы в развитии и укреплении национальных средств судебной защиты.

В заключение Кристоф Пуарель добавил, что государствам – участникам Конвенции необходимо в полной мере использовать европейскую программу правового образования Совета Европы, Программу HELP, направленную на укрепление внутренних средств судебной защиты. Она дает судьям, прокурорам, адвокатам надлежащий инструментарий, позволяющий проводить решения, основанные на конвенциях, внутри своего государства.

В рамках дискуссии эксперты пришли к единому мнению, что права и свободы граждан должны обеспечиваться и защищаться на национальном уровне. Тогда как конвенционный механизм защиты должен стать экстраординарным.

Текст: Анна Стороженко
Фото: Сергей Коньков / Фотохост-агентство ТАСС

Механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина

Вы будете перенаправлены на Автор24

Механизм защиты прав человека в РФ

Механизм защиты прав человека – это определенная система факторов и средств, обеспечивающих условия сохранения и уважения прав и свобод человека.

Механизм защиты прав человека имеет следующую структуру:

  • социальные нормы;
  • правовая культура;
  • правомерная деятельность субъектов права;
  • общественное мнение;
  • гласность;
  • гарантии;
  • контроль.

Перед механизмом защиты прав человека стоит ряд задач: содействие в становлении и развитии правовой культуры общества; восстановление, защита и охрана нарушенных прав.

Механизм защиты реализует информационную, компенсационную, воспитательную и охранительную функции. Под динамической стороной механизмов защиты подразумевают разные формы организационной и правовой деятельности правоохранных субъектов (правоохранительная, правоприменительная, правотворческая, контрольно-надзорная).

Главная роль во всей системе прав и свобод принадлежит институту конституционного права. Его нормы закрепляют основы прав и свобод личности. В РФ высшей ценностью являются человек со своими правами и обязанностями, поэтому соблюдение, признание и защита свобод и прав человека – прямая обязанность государства ( Конституция По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Функции Конституции подробнее РФ). Граждане страны имеют право в государственные и судебные органы для защиты правового статуса (лично или через представителя). Данная защита осуществляется на внутригосударственном (административные органы, суд) и международном уровнях.

Механизм защиты прав человека предусматривает недопущение организационными и правовыми средствами и методами нарушений прав, или восстановление уже нарушенных.

Основные виды защиты прав и свобод человека в РФ:

Готовые работы на аналогичную тему

  1. Конституционная защита. Конституция предписывает принципы правового статуса человека и разного рода гарантии, предполагающие, что даже в ситуациях чрезвычайного положения сохраняются следующие права и свободы: свобода совести и вероисповедания, право на охрану достоинства, право на жизнь, неприкосновенность личной жизни, право на жилище, предпринимательскую деятельность, уголовно-процессуальные права и т.д.
  2. Государственная защита. Предусматривает: гарантии и обеспечение государственной защиты прав и свобод; охрану законом прав потерпевших от злоупотреблений властью и преступлений; право на возмещение ущерба государством, которое было причинено незаконными действиями / бездействием органами государственной власти, должностными лицами; гарантии покровительства и защиты граждан, находящихся за пределами РФ. Гарант пав и свобод человека – Президент РФ.
  3. Судебная защита. Каждый гражданин РФ имеет право на судебную защиту собственных прав и свобод. Действия и решения органов власти, должностных лиц, общественных объединений, могут быть обжалованы в судебном порядке. В случае, если средства правовой защиты внутри государства исчерпаны и решение не найдено, гражданин РФ имеет право обратиться в межгосударственные органы по защите прав человека.
  4. Собственная защита. Каждый гражданин и человек имеет право защищать свои свободы и права любыми способами, не запрещенными законом.

Юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина

Всеобщую Декларацию прав человека По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Всеобщая декларация прав человека подробнее , принятая на Генеральной Ассамблее ООН в 1948 году впервые в мировой практике отразила идею о взаимообусловленности и неразрывной связи всей совокупности главных прав и свобод.

В 1966 году были приняты Международные пакты о политических, гражданских, социальных, экономических и культурных правах. Российская Федерация является участником данных пактов.

Международное сотрудничество в сфере защиты правового статуса личности происходит в следующих формах:

  • разработка и создание универсальных единых стандартов, отображающих права и свободы, которые должны соблюдаться;
  • принятие государствами-участниками международных договоренностей на себя определенных обязательств, в частности, придерживаться разработанных универсальных стандартов в границах внутреннего правопорядка;
  • создание определенного механизма, контролирующего соблюдение государствами принятых обязательств.

Европейский Суд По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Обращение в Европейский суд подробнее по правам человека является одной из форм международного механизма защиты прав и свобод человека. Суд был учрежден в 1959 году. Количество судей в нем соответствует числу членов Совета Европы (согласно Европейской Конвенции По данной теме мы уже выполнили реферат Право Европейского Союза подробнее ). Суд имеет право самостоятельно устанавливать правила процедуры и регламент. В юрисдикцию суда входит рассмотрение дел, которые связаны с применением и толкованием Конвенции По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Лицензионный договор подробнее в отношении государств, признавших ее исполнение в своей стране обязательным. В Европейский Суд может обратиться отдельных гражданин страны или все государство. Решение данного Суда обязательно для исполнения всеми государствами.

В России для обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод ее граждан, их уважения и соблюдения государственными органами, должностными лицами, органами местного самоуправления учреждена должность Уполномоченного по правам человека По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Комитет по правам человека подробнее . В функции Уполномоченного входит: совершенствование законодательства РФ о правах и свободах человека; восстановление нарушенных прав; приведение законодательства о правах человека в соответствие с признанными нормами и принципами международного права; правовому просвещению; развитию международного сотрудничества сфере прав человека и т.д.

Читайте также:
Дееспособность по ГК РФ - понятие, почему могут ограничить

Уполномоченного по правам человека назначает на должность (и освобождает от нее) сроком на 5 лет Государственная Дума Федерального Собрания РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Государственная дума подробнее .

Юридические гарантии защиты прав и свобод человека в соответствии с Конституцией РФ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина подробнее :

  • право на получение бесплатной (в случаях, предусмотренных законом) квалифицированной юридической помощи (ст. 48);
  • презумпция невиновности (ст. 49);
  • исключение возможности повторного осуждения за одно преступление;
  • право на пересмотр приговора вышестоящим судом;
  • недопущение возможности использовать доказательства, полученные с нарушением федерального законодательства;
  • право на просьбу о смягчении наказания или о помиловании (ст. 50);
  • обеспечение потерпевшим, которые пострадали от злоупотреблений властью и преступлений доступа к правосудию и компенсации причиненного ущерба (ст. 52, 53);
  • право обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 46).

Гарантии защиты правового статуса личности закреплены в отдельных нормах отраслевого законодательства (гражданского, административного, уголовного и др.).

В Конституции РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее предусмотрена возможность ограничения прав и свобод человека, исходя из существования человека в определенной системе общественных взаимосвязей и взаимообусловленностей. Ограничение прав человека возможно только федеральным законодательством и только в той степени, которая необходима для защиты основ конституционного строя, здоровья, нравственности, обеспечения безопасности государства и обороны страны, прав и интересов других лиц (ст. 55). Запрещено распространение идей и взглядов, направленных на разжигание национальной или расовой ненависти, распространение порнографии, сведений, которые могут нанести ущерб интересам безопасности и обороны государства.

ФЗ может ограничить проживание или въезд в определенных районах страны. Закон защищает права и интересы граждан от посягательств других лиц, злоупотребляющих данными им правами и свободами. В соответствии с Законом По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Закон подробнее отдельным лицам предусмотрено ограничение права выезда за границу, что связано с их осведомлением о государственных секретах.

Статья 61 УК РФ. Обстоятельства, смягчающие наказание

1. Смягчающими обстоятельствами признаются:

а) совершение впервые преступления небольшой или средней тяжести вследствие случайного стечения обстоятельств;

б) несовершеннолетие виновного;

г) наличие малолетних детей у виновного;

д) совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств либо по мотиву сострадания;

е) совершение преступления в результате физического или психического принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

ж) совершение преступления при нарушении условий правомерности необходимой обороны, задержания лица, совершившего преступление, крайней необходимости, обоснованного риска, исполнения приказа или распоряжения;

з) противоправность или аморальность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления;

и) явка с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, изобличению и уголовному преследованию других соучастников преступления, розыску имущества, добытого в результате преступления;

к) оказание медицинской и иной помощи потерпевшему непосредственно после совершения преступления, добровольное возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных в результате преступления, иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.

2. При назначении наказания могут учитываться в качестве смягчающих и обстоятельства, не предусмотренные частью первой настоящей статьи.

3. Если смягчающее обстоятельство предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве признака преступления, оно само по себе не может повторно учитываться при назначении наказания.

Комментарии к ст. 61 УК РФ

1. Перечисленные в ч. 1 ст. 61 обстоятельства признаются смягчающими в силу прямого указания закона, поэтому их наличие обязывает суд смягчить наказание, отметив это в приговоре. Неучтение таких обстоятельств является основанием для отмены приговора (п. 1 ст. 382 УПК РФ). Однако установление смягчающих обстоятельств входит в компетенцию суда. Суд может не признать наличие малолетних детей у виновного, который оставил их после рождения и не принимал участия в их содержании и воспитании; не признать преступление совершенным в силу служебной зависимости; не признать явку с повинной, если лицо заявило о совершенном преступлении только во время задержания, и т.д.

2. Совершение впервые преступления небольшой тяжести вследствие случайного стечения обстоятельств (п. “а” ч. 1 ст. 61) предполагает сочетание трех условий:

1) лицо совершило преступление небольшой тяжести;

2) преступление совершено впервые (ранее лицо не совершало преступлений или же срок давности привлечения к ответственности истек, или судимость за совершенные преступления уже снята или погашена);

3) лицо совершило преступление вследствие случайного стечения обстоятельств (совокупность обстоятельств, которая не характерна ни для предыдущей жизни лица, ни для того окружения, в котором оно обращалось).

3. Несовершеннолетие виновного (п. “б” ч. 1 ст. 61) означает недостижение лицом на момент совершения преступления возраста 18 лет.

4. Смягчающим обстоятельством признается беременность подсудимой независимо от ее срока не только в момент совершения преступления, но и в момент вынесения приговора (п. “в” ч. 1 ст. 61).

5. Наличие малолетних детей у виновного (п. “г” ч. 1 ст. 61) означает, что у подсудимого есть хотя бы один ребенок, которому еще не исполнилось 14 лет. Для учета анализируемого обстоятельства не имеет значения, является ли малолетний ребенок собственным или усыновленным (удочеренным); кем приходится виновный ребенку – матерью или отцом; проживает ли подсудимый вместе с ребенком или отдельно от него. Но если суд установит, что виновный совершил преступление в отношении своего ребенка либо был лишен родительских прав, он может не признать наличия данного обстоятельства с обоснованием своей позиции в приговоре (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.01.2007 N 2 “О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания” ).

БВС РФ. 2007. N 4.

6. Совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств либо по мотиву сострадания (п. “д” ч. 1 ст. 61).

Читайте также:
В каких странах есть казнь в наше время - список с пояснениями

Под тяжелыми жизненными обстоятельствами понимаются события личного, семейного, служебного характера, которые являются негативными для виновного, усложняют ему жизнь, доставляют ему горе, ставят в тупик, поэтому занимают заметное место в причинном комплексе, породившем данное преступление.

Мотив сострадания состоит в стремлении виновного активно сопережить чужие страдания, помочь другому человеку хотя бы путем совершения преступления. Классической иллюстрацией этого обстоятельства служит убийство смертельно больного человека, переносящего невыносимые страдания, по его настоятельной просьбе.

7. Совершение преступления в результате физического или психического принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости (п. “е” ч. 1 ст. 61 УК).

Под физическим или психическим принуждением понимают физическое (не подпадающее под ст. 40 УК) или психическое насилие, применяемое к виновному для того, чтобы он совершил преступление.

Материальная зависимость означает такие отношения, при которых виновный находится на полном или частичном иждивении кого-либо (например, дети – на иждивении родителей, опекаемый – на иждивении опекуна).

Служебная зависимость заключается в подчинении другому лицу, что во многом определяют поведение виновного (например, отношения между начальником и подчиненным).

Иная зависимость может складываться в семейных, в фактических брачных отношениях, в отношениях учителя и ученика, в отношениях внутри религиозной секты и т.д.

8. В пункте “ж” ч. 1 ст. 61 содержится пять самостоятельных обстоятельств, смягчающих наказание, и все они близки к обстоятельствам, исключающим преступность деяния (ст. ст. 37 – 42 УК). Но в данном случае речь идет не о превышении пределов, например, необходимой обороны, а об отсутствии хотя бы одного из ее условий (например, наличность посягательства).

9. Противоправность или аморальность поведения потерпевшего, явившихся поводом для преступления (п. “з” ч. 1 ст. 61). Речь идет о так называемом “виктимном” (провоцирующем) поведении жертвы.

Противоправное поведение потерпевшего заключается в совершении им преступления или любого правонарушения (административного, финансового, таможенного, налогового и т.д.).

Аморальное поведение потерпевшего состоит в нарушении моральных норм и правил поведения в обществе, что спровоцировало совершение преступления.

10. Явка с повинной (п. “и” ч. 1 ст. 61) представляет собой деятельное раскаяние в форме обращения лица, совершившего преступление, с заявлением об этом в правоохранительные органы. Непременным условием явки с повинной является ее добровольный характер (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.01.2007 N 2).

Активное способствование раскрытию и расследованию преступления, изобличению и уголовному преследованию других соучастников преступления и розыску имущества, добытого в результате преступления (тот же пункт ч. 1 ст. 61), состоит в активных действиях виновного, направленных на сотрудничество с правоохранительными органами. Содержание таких действий может быть самым разнообразным: лицо дает правдивые и полные показания, в т.ч. по фактам, ранее неизвестным правоохранительным органам, указывает на место, где хранятся похищенное либо другие предметы или средства преступления, называет лиц, которые могут дать свидетельские показания, и т.д.

11. Все названные в п. “к” ч. 1 ст. 61 смягчающие обстоятельства (их три) относятся к постпреступному поведению виновного и позитивно его характеризуют.

Оказание медицинской и иной помощи потерпевшему непосредственно после содеянного означает, что виновный добровольно совершает активные действия по оказанию помощи (например, перевязывает раны потерпевшему, вызывает ему скорую помощь, дает необходимое лекарство). Иная помощь может заключаться в том, что лицо оплачивает такси для доставления потерпевшего в больницу, вызывает к нему родственников или близких и т.д.

Добровольное возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных в результате преступления, означают, что виновный по собственной инициативе компенсирует причиненный им материальный вред или иные убытки (покупает такую же вещь взамен похищенной или разбитой, ремонтирует поврежденное имущество и т.п.); приносит публичные извинения за нанесенные оскорбления или в иной форме возмещает моральный вред и т.д.

Иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему, могут состоять в любых действиях виновного с целью минимизировать причиненный потерпевшему вред.

12. Пределы смягчения наказания при наличии одного или нескольких обстоятельств, перечисленных в ч. 1 ст. 61, определяются по усмотрению суда в рамках санкции. Однако п. “и” и “к” комментируемой статьи предусматривают особые смягчающие обстоятельства, каждое из которых представляет различные формы деятельного раскаяния и при отсутствии отягчающих обстоятельств обязывает суд смягчить наказание в соответствии со ст. 62 УК.

13. Приведенный в ч. 1 ст. 61 перечень смягчающих обстоятельств является не исчерпывающим, а примерным. Суд при назначении наказания вправе признать смягчающими наказание и другие обстоятельства, не упомянутые в законе. Они могут относиться к обстановке или причинам совершения преступления, к личности виновного, его семейному положению, его прошлым заслугам и т.д.

14. В части 3 ст. 61 установлен запрет двойного учета обстоятельств, смягчающих наказание. Если какое-либо из обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 61, уже учтено в норме Особенной части УК как обязательный или квалифицирующий признак состава преступления, суд не вправе еще раз учитывать его как смягчающее обстоятельство. Например, при назначении наказания за убийство в состоянии аффекта суд не может смягчить виновному наказание на основании п. “з” ч. 1 ст. 61 УК (в связи с противоправным или аморальным поведением потерпевшего, которое послужило поводом к совершению преступления), поскольку это обстоятельство уже учтено законодателем при конструировании ст. 107 УК.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: