Группы здоровья детей – определение, характеристика

Группы здоровья детей – определение, характеристика

В настоящее время остро стоит вопрос о сохранении здоровья нации. Государство проводит ряд мер по решению этой проблемы. Это прежде всего устранение или снижение уровня неблагоприятных экологических факторов, пропаганда здорового образа жизни и питания среди населения, повышение качества и своевременность оказания квалифицированной медицинской помощи. Особое внимание уделяется вопросам сохранения здоровья детского населения.

Дети и подростки наиболее чувствительны к влиянию неблагоприятных факторов среды в силу возрастных анатомо-физиологических особенностей, а также несовершенства механизмов адаптации. Организм ребенка более чувствителен к повреждающим факторам, и даже минимальные перегрузки способствуют развитию патологического процесса и нарушению здоровья. При этом ребенок самостоятельно не может обеспечить соблюдение здорового образа жизни для укрепления своего здоровья. Многое зависит от родителей, педагогов или воспитателей.

В настоящее время можно говорить о тенденции ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения. Выраженные негативные сдвиги в состоянии здоровья происходят на всех этапах развития ребенка, в том числе и дошкольном. Изучение и оценка состояния здоровья детей относится к числу ключевых вопросов гигиены детей и подростков. В дошкольном возрасте дети наиболее чувствительны к воздействию неблагоприятных влияний. Здоровье детей и подростков находится в прямой зависимости от воздействия целого ряда факторов, так, например, образ жизни детей обуславливает от 3 до 11 % заболеваемости. В настоящее время отмечается тенденция к малоподвижному образу жизни, выбор отдыха и обучения связан преимущественно с использованием компьютерных технологий не только среди взрослых людей, но и среди подрастающего поколения. Кроме того, более 20% отводят на условия и факторы образовательных учреждений, пребывание в которых является неотъемлемым элементом образа жизни организованных детей [2,3.4]. По этой причине необходимо создание и поддержание благоприятной среды воспитания и условий обучения детей и подростков в детских дошкольных и общеобразовательных учреждениях. За последние 5 лет в Пензенской области отмечено увеличение количества детских дошкольных учреждений с 346 до 360. В области построены и введены в эксплуатацию новые детские дошкольные учреждения, а также отмечается рост количества детей, посещающих дошкольные учреждения [5].

Первоначально оценка состояния здоровья детей при профилактических осмотрах осуществлялась исключительно по принципу «здоровый» или «больной», т. е. имеющий хроническое заболевание. Простое разделение детских популяций на «здоровых» и «больных» не позволяло обращать внимание на своевременную коррекцию преморбидных отклонений и, следовательно, не обеспечивало в должной мере профилактического направления осмотров. Для преодоления этих недостатков профессором С. М. Громбахом с соавторами (1982 г.) была разработана «Методика комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков при массовых врачебных осмотрах», действующая до 2004 г. В основу создания методики была положена четкая качественная и количественная комплексная характеристика состояния здоровья. В настоящее время на основании полученных в последние годы данных о состоянии здоровья детей, его особенностях, сведений о течении заболеваний, а также расширившихся диагностических возможностей определили необходимость внесения определенных изменений и дополнений в существующую методику. В соответствии с Приказом МЗ РФ от 30.12.2003 г. № 621 всесторонняя комплексная оценка состояния здоровья, базирующаяся на предложенных М. С. Громбахом 4 критериях и позволяющая отнести каждого ребенка к определенной группе здоровья, обращает внимание уже не только на отсутствие или наличие заболеваний, но и позволяет определить их донозологические и преморбидные формы [1].

По результатам комплексной оценки здоровья детей и подростков, учитывающей наличие или отсутствие у ребенка хронических заболеваний, функциональных отклонений, уровень достигнутого физического и психического развития, а также сопротивляемость организма, ребенка можно отнести к одной из пяти групп здоровья. Распределение детей по группам здоровья очень важно для: характеристики здоровья детской популяции, получения статистических срезов показателей здоровья и численности соответствующих групп здоровья; сравнительного сопоставления групп детей в различных коллективах, образовательных учреждениях, разных территориях, во времени; оценки эффективности профилактической и лечебной работ детских медицинских учреждений на основании перехода детей из одной группы здоровья в другую; выявления и сравнения эффекта факторов риска, влияющих на здоровье детей и подростков; определения потребности в специализированных службах и кадрах.

По данным литературы, при поступлении в детские дошкольные образовательные учреждения около 20% детей имеют хронические заболевания, морфологические или функциональные отклонения. Среди дошкольников, посещающих детские сады в возрасте от 3 до 7 лет, уменьшается количество детей, относящихся к I-й группе здоровья, и увеличивается количество детей III-ей группы здоровья [6]. Особое профилактическое значение имеет выделение II группы здоровья, поскольку функциональные возможности детей и подростков, отнесенных к этой группе, снижены, и при отсутствии медицинского контроля, адекватных коррекционных и лечебно-оздоровительных мероприятий у них существует высокий риск формирования хронической патологии. В дошкольном возрасте отклонения возникают в наибольшем числе систем организма – нервной, дыхательной, мочевыделительной, а также опорно-двигательном аппарате и ЛОР-органах. При оценке индивидуальной динамики, переход ребенка из I-ой группы во II-ю, а затем в III-ю является сигналом ухудшения состояния здоровья ребенка, и требует проведения оздоровительных мероприятий, как со стороны образовательного учреждения, так и со стороны родителей.

Целью нашего исследования стала динамическая оценка групп здоровья детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения в разные периоды, на примере одного из детских садов города Пенза.

Читайте также:
Реферат о закаливании организма основные виды, средства и формы, правила, принципы и методы закаливания, влияние на здоровье человека и значение

Для реализации поставленной цели осуществлен анализ распределения детей по группам здоровья в динамике всего учебного процесса, в одном из детских дошкольных учреждений города Пенза. Оценка проводилась на основе данных ежегодных медицинских осмотров, проводимых поликлиникой на базе дошкольного образовательного учреждения. Данные о группах здоровья получены путем выкопировки из учетных форм медицинской документации. Группа здоровья определялась по «Алгоритму определения групп здоровья детей в возрасте от 3 до 17 лет включительно (по результатам профилактических медицинских осмотров)». Данные оценивались в динамике с 2015 по 2018 годы.

Согласно результатам анализа медицинских карт мальчиков, наибольшее количество детей в разные годы наблюдения были отнесены ко второй группе здоровья (рис.1). Ко второй группе здоровья относят здоровых детей, но имеющих функциональные и некоторые морфологические отклонения. При этом среди выявленных функциональных нарушений, позволяющих отнести их ко II-й группе были выявлены: дизартрия, задержка речевого развития, наличие пупочной грыжи, плоско-вальгусные стопы, нарушение осанки, астигматизм, функциональный систолический шум и сниженный иммунитет (частые простудные заболевания).

Рис.1 Распределение мальчиков по группам здоровья в разные возрастные периоды

2015-2016 учебный год (возраст 3-4 года)

2016-2017 учебный год (возраст 4-5 лет)

2017-2018 учебный год (возраст 5-6 лет)

В динамике трех лет обучения, особое внимание обращает на себя рост процента мальчиков, отнесенных к третьей группе здоровья, т.е. группе с наличием хронических заболеваний. По данным литературы, на сегодняшний день отмечается стойкая тенденция к росту числа хронических заболеваний среди детей и подростков. Наполняемость 3-й группы здоровья возрастает у детей в дошкольном периоде и продолжает прогрессировать в школьном возрасте. По результатам проведенного анализа, среди часто встречающихся патологий были выделены заболевания ЛОР-органов и опорно-двигательного аппарата, фимоз и атопический дерматит. В численном выражении, в динамике трех лет, процент мальчиков, отнесенных к третьей группе вырос с 12,5 % до 29,2 %. Параллельно этому количество мальчиков, составляющих первую группу здоровья заметно снизилось с 41,7 % до 9,2 %, что отражает негативную тенденцию.

По результатам оценки среди девочек, так же, как и среди мальчиков, больший процент детей был отнесен к второй группе здоровья, но в отличии от группы мальчиков, разрыв в количественном отношении с первой группой был выражен не значительно (рис. 2). Данные НИИ гигиены детей и подростков свидетельствуют, что за последние 10 лет во всех возрастных группах произошел стремительный рост числа функциональных нарушений, и наполняемость второй группы здоровья возросла в среднем по России с 20 до 35 %, что нашло подтверждение и в нашем исследовании.

По данным оценки самыми распространенными отклонениями у девочек, позволяющих их отнести к второй группе являлись частые простудные заболевания, нарушение осанки, вальгусная стопа, задержка речевого развития, пупочная грыжа, гиперметропия средней степени, астигматизм, миотонический синдром.

Уже в дошкольном возрасте происходит формирование хронической патологии. В среднем по России отмечается стойкая тенденция к росту числа хронических заболеваний среди детей и подростков. Наполняемость III группы здоровья начинает расти у детей в дошкольном возрасте и становится сильно выраженной в школьном периоде. По результатам проведенного анализа, среди хронических заболеваний у девочек были отмечены: заболевания глаз (гиперметропия высокой степени, косоглазие); заболевания опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, сколиоз 1, 2 степени); заболевания сердечно-сосудистой системы (функциональная кардиопатия); заболевания мочевыделительной системы (пиелоэктазия, нейротизм мочевого пузыря). Аналогично группе мальчиков у девочек также отмечена тенденция к увеличению процента входящих в третью группу в динамике трех лет с 9,7 % до 22,6 %. При этом следует отметить, что в данном детском учреждении, в группе девочек, тенденция к снижению наполняемости I-ой группы здоровья не так выражена, как в группе мальчиков.

Рис. 2. Распределение девочек по группам здоровья в разные возрастные периоды

2015-2016 учебный год (возраст 3-4 года)

2016-2017 учебный год (возраст 4-5 лет)

2017-2018 учебный год (возраст 5-6 лет)

Анализ полученных данных позволяет констатировать наличие различных функциональных отклонений и заболеваний у детей и выделить группы здоровья. По данным проведенного анализа можно сделать вывод, что отмечается тенденция к ухудшению состояния здоровья детей дошкольного возраста в период от 3 до 6 лет. Более выраженная отрицательная динамика, обусловленная появлением хронической патологии, отмечена у мальчиков дошкольного возраста.

Своевременное выявление и оценка показателей здоровья детей позволяет определить основные направления профилактики заболеваний и принять своевременные меры по укреплению их здоровья. Кроме того, незамедлительное выделение в группу риска часто болеющих детей и их оздоровление позволит существенно снизить заболеваемость детского населения в целом.

Что надо знать о профилактических осмотрах несовершеннолетних

С момента рождения и до 18 лет дети ежегодно проходят профилактические медицинские осмотры. Порядок их прохождения в настоящее время регулируется приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 514н от 10.08.2017 года.

Профилактические осмотры детей проводятся в поликлинике по месту прикрепления ребенка бесплатно.

Основная цель: понять, каково состояние ребенка на момент осмотра, диагностировать заболевания в самом начале их развития, установить стадию уже имеющихся хронических болезней, определить факторы риска развития некоторых заболеваний, выявить немедицинское потребление наркотических и психоактивных веществ. По результатам профилактического осмотра вырабатывается тактика наблюдения, исходя из индивидуальных особенностей ребенка, а так же присваивается группа здоровья. Критериями для выбора группы здоровья служат наличие или отсутствие функциональных нарушений, хронических заболеваний, состояние основных систем организма, степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям, уровень достигнутого развития и степень его гармоничности. Группа здоровья – важный показатель, позволяющий сделать выводы о необходимости диспансерного наблюдения, дополнительных обследований, оказании высокотехнологичной медицинской помощи, объеме реабилитационных мероприятий, построить индивидуальный маршрут для детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, группы здоровья нужны для того, чтобы понимать, к какой физкультурной группе относить ребенка.

Читайте также:
Физминутки для начальной школы виды, требования к проведению упражнений для глаз, пальчиков, подвижных, речевых и музыкальных физкультминуток, примеры занятий

I группа здоровья – это здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием.

Во II группу здоровья входят дети, у которых нет хронических заболеваний, но есть некоторые функциональные нарушения. Это дети, которые часто и долго болеют ОРЗ, выздоравливающие после тяжелых и среднетяжелых инфекционных заболеваний. Также во II группу здоровья попадают несовершеннолетние с общей задержкой физического развития при отсутствии заболеваний эндокринной системы (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), с дефицитом или избытком массы тела, с физическими недостатками, последствиями травм или операций с сохранением функций органов и систем организма.

III группу здоровья составляют дети с хроническими заболеваниями (с редкими обострениями). Ребенка относят к III группе, если у него есть физические недостатки, последствия травм и операций, с компенсированными функциями органов и систем, позволяющими работать и учиться.

В IV и V группы здоровья входят дети с хроническими и тяжелыми хроническими заболеваниями, имеющими частые обострения, с выраженными физическими недостатками. Отдельно в V группу здоровья входят дети-инвалиды.

В нашей области дети первой группы здоровья составляют 10%, второй 79%, третьей – 9%, 1,5% — дети четвертой и пятой групп здоровья.

По данным профилактических осмотров в 2018 году в Волгоградской области у каждого 4 ребенка встречается патология пищеварительной системы. На втором месте — болезни костно-мышечной системы, на третьем – болезни органов дыхания. Болезни глаза и придаточного аппарата встречаются у каждого десятого ребенка, причем частота встречаемости растет с возрастом. И замыкают эту «патологическую пятерку» заболевания эндокринной системы с расстройствами питания – у каждого 16-го ребенка.

На основе данных о состоянии здоровья, физического развития происходит определение физкультурных групп, которые отличаются по объему и интенсивности физических нагрузок.

К основной группе для занятий физической культурой относятся дети без нарушений состояния здоровья и физического развития, с нарушением функций некоторых органов без отставания от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности. В основной физкультурной группе разрешаются занятия в полном объеме по учебной программе физического воспитания с использованием профилактических технологий, подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности.

К подготовительной группе относятся несовершеннолетние, имеющие морфофункциональные нарушения или физически слабо подготовленные, входящие в группы риска по возникновению заболеваний (патологических состояний); с хроническими заболеваниями (состояниями) без обострений не менее 3 — 5 лет. В этой группе разрешаются занятия по учебным программам физического воспитания при условии постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований, более осторожного дозирования физической нагрузки и исключения противопоказанных движений. Тестовые испытания, сдача индивидуальных нормативов и участие в массовых физкультурных мероприятиях не разрешаются без дополнительного медицинского осмотра. К участию в спортивных соревнованиях эти обучающиеся не допускаются. Рекомендуются дополнительные занятия для повышения общей физической подготовки в образовательной организации или в домашних условиях.

К специальной подгруппе «А» относятся дети с нарушениями состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния), врожденные пороки развития, деформации без прогрессирования, в стадии компенсации) или временного характера; с нарушениями физического развития, требующими ограничения физических нагрузок. В этой группе разрешаются занятия оздоровительной физической культурой по специальным программам (профилактические и оздоровительные технологии). Учитывается характер и степень выраженности нарушений состояния здоровья, физического развития и уровень функциональных возможностей ребенка, при этом резко ограничивают скоростно-силовые, акробатические упражнения и подвижные игры умеренной интенсивности, рекомендуются прогулки на открытом воздухе. Возможны занятия адаптивной физической культурой.

К специальной подгруппе «Б» относятся дети, имеющие нарушения состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния) в стадии субкомпенсации) и временного характера, без выраженных нарушений самочувствия. Отнесенным к этой группе рекомендуются в обязательном порядке занятия лечебной физкультурой в медицинской организации, а также проведение регулярных самостоятельных занятий в домашних условиях по комплексам, предложенным врачом по лечебной физкультуре медицинской организации.

Осмотры организованных детей проходят по графику, который согласуется руководителями медицинских и образовательных учреждений. Вас обязательно должны оповестить о том, что ребенок будет проходить медицинский осмотр в определенный день.

Перед прохождением профилактического осмотра вы должны обязательно подписать информированное согласие. Подросток, который достиг возраста 15 лет, может проходить профилактический осмотр без получения информированного добровольного согласия от своих родителей или законных представителей.

Профилактический осмотр проходит в два этапа.

На I этапе ваш ребенок проходит обследование и осматривается врачами-специалистами, которые включены непосредственно в Перечень исследований по Приказу № 514н. Общая продолжительность I этапа должна составлять не более 20 рабочих дней.

Читайте также:
Группы здоровья по физкультуре: принципы классификации, специальные занятия, состояние детей

На I этап ребенок направляется в том случае, если у врачей, участвующих в проведении профилактического осмотра, возникает подозрение на наличие у ребенка заболевания (состояния), диагноз которого не может быть установлен при проведении осмотров врачами-специалистами и исследований, включенных в Перечень исследований.

В этом случае врач направляет ребенка на дополнительную консультацию и (или) исследование. Проведение таких дополнительных консультаций (исследований) и будет являться II этапомпрофилактического осмотра. Общая продолжительность профилактического осмотра при назначении дополнительных консультаций, исследований и (или) необходимости получения информации о состоянии здоровья ребенка из других медицинских организаций (I и II этапы) должна составлять не более 45 рабочих дней.

Результаты профилактического осмотра вы можете узнать в детской поликлинике. Подростку, который достиг 15-летнего возраста, результаты могут быть сообщены лично.

Если медосмотр выявляет функциональные отклонения у ребенка, ему назначают реабилитационные мероприятия, чтобы он мог перейти из одной группы здоровья в другую в сторону повышения либо остался в своей группе, но без риска прогрессирования того или иного заболевания.

Важное подспорье в деле укрепления детского здоровья – Волгоградский областной детский санаторий, который круглый год бесплатно принимает детей от 4 до 17 лет. Филиалы санатория находятся в г. Волжском и г. Камышине.

Направление в санаторий можно получить в детской поликлинике по месту жительства.

Профилактические осмотры несовершеннолетних – прекрасная возможность получить дополнительную информацию о здоровье ребенка и вовремя предотвратить возможное развитие различных заболеваний.

Главный внештатный детский специалист

по профилактической медицине

Презентация Что надо знать о профилактических осмотрах несовершеннолетних, автор А.В.Хворостова, главный внештатный детский специалист по профилактической медицине комитета здравоохранения Волгоградской области.

Группа здоровья у детей в таблице

Группа здоровья у детей — это условный показатель физического и психического состояния ребенка. В зависимости от установленной группы, у него будет доступ или ограничение к спортивной и социальной деятельности. Цель такого распределения — сохранить здоровье ребенка и предоставить ему максимально полезную среду для развития.

Если в летнем лагере на длительную утреннюю пробежку выгоняют и крепышей, и ребят с проблемным здоровьем, отдых не только не укрепит, но и подорвет здоровье последних. При поступлении ребенка в садик, школу, институт, в лагеря отдыха и санатории важен такой показатель, как группа здоровья. Группу здоровья присваивает ребенку врачебная комиссия, состоящая из педиатра, психолога, невролога и других узких специалистов на основании обследований и анализов.

По каким критериям оценивают здоровье детей

Чтобы комплексно оценить здоровье ребенка, врачи учитывают:

  • наличие у него хронических заболеваний, фазу и течение патологии, наличие или отсутствие функциональных нарушений;
  • способность организма сопротивляться неблагоприятным внешним воздействиям;
  • уровень функционального состояния организма;
  • степень развития ребенка, гармоничность его развития.

Группы здоровья у детей: описание, таблицы

Группу здоровья назначают по наибольшей проблеме (наиболее тяжелому заболеванию). Здоровых и практически здоровых деток относят к первой и второй группам.

Физ. группа у детей, таблица (первая, вторая группы)
Группа здоровья Функциональные отклонения органов, систем Степень развития, гармоничность развития Острые заболевания (простуда, ОРЗ) Хронические заболевания, патологии
Первая Без отклонений. Соответствует возрасту. Болезни нечастые (1-2 раза в год), легко протекающие. Нет.
Вторая Незначительные функциональные изменения. Нормальное физическое развитие, допускается избыток массы первой степени, незначительный дефицит массы тела.

Деткам третьей группы нужна консультация врача по занятиям спортом. Для сохранения и поддержания здоровья нужно уделять внимание восстановлению после спортивных занятий. Требуется контроль темпа выполнения занятий. К спортивным мероприятиям таких деток допускают с согласия врача.

Физкультурная группа здоровья у детей, таблица (третья группа)
Группа здоровья Функциональные отклонения органов, систем Степень развития, гармоничность развития Острые заболевания (простуда, ОРЗ) Хронические заболевания, патологии
Третья Есть функциональные отклонения. • Избыток массы тела первой, второй степени;
• дефицит массы тела;
• низкий рост;
• допускается незначительное отставание нервно-психического развития.
ОРЗ продолжительные, период выздоровления и восстановления затяжной (вялость, повышенная возбудимость, нарушается сон, аппетит, долго держится температура в пределах от 37 до 37,9 °C. Хронические заболевания в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями.

Активность детей четвертой и пятой групп значительно ограничивается, спортивные занятия заменяются ЛФК (лечебной физкультурой). Занятия проводят под надзором специалистов по специально разработанным и утвержденным программам.

Группа здоровья у детей, таблица в школе (четвертая и пятая группы)
Группа здоровья Функциональные отклонения органов, систем Степень развития, гармоничность развития Острые заболевания (простуда, ОРЗ) Хронические заболевания, патологии
Четвертая • Функции пораженных органов изменены;
• выраженное проявление заболевания.
• Нормальное физическое развитие;
• дефицит или избыток массы тела 1, 2, 3 степени;
• непропорциональное телосложение;
• низкий рост;
• нервно-психическое развитие нормальное или отстает.
Частые обострения основного хронического заболевания. Есть тяжелые хронические патологии в стадии декомпенсации.
Пятая Выраженные изменения функций пораженных систем, органов. • Дефицит или избыток массы тела 2, 3 степени;
• нервно-психическое развитие значительно отстает от нормального.
Частые обострения основного хронического заболевания. Есть тяжелая хроническая патология или врожденный порок, приводящий к инвалидности.

Есть таблицы, в которых сразу указано, к какой группе здоровья будет относиться ребенок при наличии у него определенных наиболее часто диагностируемых нарушений здоровья и развития.

Группы здоровья детей
статья (физкультура) по теме

Градация детей по состоянию из здоровья

Скачать:

Вложение Размер
gruppy_zdorovya.docx 19.35 КБ

Предварительный просмотр:

Группы здоровья детей.
Для градации здоровья детей используют его качественную характеристику. Детей на основании результатов медицинских осмотров распределяют по 5 группам здоровья:

1 – здоровые, нормально развивающиеся, без функциональных отклонений;

2 – здоровые, при наличии функциональных или небольших морфологических отклонений;

3 – больные в компенсирующем состоянии;

4 – больные в субкомпенсированном состоянии;

5 – больные в декомпенсированном состоянии.

Первая группа – это школьники, у которых отсутствуют хронические заболевания, недолго или редко болевшие за период наблюдения и имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие (здоровые, без отклонений).

Вторую группу составляют дети и подростки, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения, а также часто (4 и более раз в год) или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие. Уточнение состава этой группы особенно важно, так как функциональные отклонения в той или иной мере препятствуют таким детям в осуществлении их социальных функций.

Третья группа объединяет тех, кто имеет хронические заболевания или врожденную патологию в состоянии компенсации с редкими и нетяжело протекающими обострениями хронического заболевания, без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия (больные в состоянии компенсации).

К четвертой группе относятся учащиеся с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным периодом реконвалесценции после острых заболеваний (больные в состоянии субкомпенсации). В пятую группу включаются больные с тяжелыми хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации и со значительно сниженными функциональными возможностями (больные в состоянии декомпенсации). Как правило, такие больные не посещают детские и подростковые учреждения общего профиля и наблюдаются по индивидуальным схемам.

Такой учет позволяет:

1) получить статистические срезы показателей здоровья и численности соответствующих групп здоровья для оценки общей картины здоровья учащихся данного образовательного учреждения, района или города с целью планирования оздоровительной работы;

2) оценить эффективность лечебно-профилактической работы, проводимой в образовательном учреждении;

3) выявить факторы риска, влияющие на коллективное здоровье детей;

4) определить потребность в специализированных мероприятиях и кадрах.

С. М. Громбахом (1981) была предложена еще одна группировка популяции, которая на основании состояния здоровья каждого индивида отражает возможность осуществления им основных присущих ему социальных функций. Она в большей степени учитывает специфику контингента учащихся и также включает 5 групп:

1 – свободное, неограниченное осуществление социальных функций;

2 – частичное, в узком направлении, ограниченное осуществление своих социальных функций;

3 – ограниченное осуществление социальных функций;

4 – резко ограниченное осуществление социальных функций;

5 – невозможность осуществления присущих данному лицу социальных функций.

Особенности работы с детьми группы здоровья.

Согласно нормативным документам Министерства здравоохранения Российской Федерации каждый ребенок на основании результатов медицинских осмотров относится к определенной группе здоровья. В настоящее время выделяют 5 групп здоровья детей:

– здоровые, нормально развивающиеся, без функциональных отклонений; – здоровые, с функциональными или небольшими морфологическими отклонениями; – больные с хроническими заболеваниями, в состоянии компенсации; – больные с хроническими заболеваниями, в состоянии субкомпенсации; – больные с хроническими заболеваниями, в состоянии декомпенсации.

Это дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, не болевшие или редко болевшие за период наблюдения и имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие.

Обучение по обычной программе, физиологический режим дня, рациональное, соответствующее возрасту, питание.

Это дети, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие функциональные отклонения, а также часто (4 раза и более в год) или длительно (более 25 календарных дней по одному заболеванию) болеющие

Индивидуально-групповой подход. После длительной болезни в течение1–2 недель ребенок нуждается в щадящем режиме: постепенное увеличение нагрузки, возможно, более медленный темп работы на уроках, уменьшение времени на приготовление домашних заданий, освобождение от занятий ФВ, замена их на ЛФК, нежелательна (недопустима) сдача зачетов в один день более чем по одному предмету (составление графика отчетов по пропускам). Щадящий режим дня, предусматривающий дневной сон –1–1,5 часа, прогулки на свежем воздухе не менее 2,5–3 часов. Дополнительная витаминизация пищи. Необходим тщательный контроль за появлением признаков утомления и переходом их в переутомление у детей, имеющих функциональные отклонения.

Это дети с хроническими заболеваниями, с редкими не тяжело протекающими обострениями, от момента последнего обострения прошло более 3 месяцев, без нарушения общего состояния и самочувствия.

Индивидуально-групповой подход. Дети могут обучаться по обычной программе, но при появлении признаков утомления работа на уроках проводится в индивидуальном режиме. Дети нуждаются в диетическом питании. Занятия ФВ в специальной группе

Это дети с хроническими заболеваниями, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, затяжным периодом выздоровления после острых заболеваний.

Индивидуальный подход. Дифференцированное обучение, индивидуальная работа на уроках, когда каждый школьник получает свое задание, которое он выполняет независимо от других, темп работы не навязывается. Щадящий режим дня – предусматривающий дневной сон – 1–1,5 часа, прогулки на свежем воздухе не менее 2,5–3 часов. Дети нуждаются в диетическом питании. Дополнительная витаминизация пищи. Занятия ФВ в специальной группе. Организация медикаментозного лечения в школе. Тщательный контроль за появлением признаков утомления и переходом их в переутомление. Возможен дополнительный выходной день или сокращение времени пребывания на уроках

Тяжелобольные дети с хроническими заболеваниями – дети-инвалиды

Обучение на дому.

Обучение и воспитание детей и подростков всегда сопряжены с умственной деятельностью, активацией многих функциональных систем, обеспечивающих интегративную работу головного мозга. При интенсивной или длительной умственной работе у школьников развивается утомление. О начале утомления школьника свидетельствуют следующие признаки: снижение продуктивности труда (увеличивается число ошибок и неправильных ответов, время выполнения заданий); ослабление внутреннего торможения (наблюдается двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания); ухудшение регуляции физиологических функций (нарушаются сердечный ритм, координация движений); появление чувства усталости. Признаки утомления школьника нестойкие и быстро исчезают во время отдыха на перемене или после возвращения из школы. Восстановлению умственной работоспособности учащихся способствуют активный отдых, пребывание на открытом воздухе, а также положительные эмоции. К сожалению, у школьника во время обучения может наблюдаться не только утомление, но и переутомление, особенно при несоответствии учебных нагрузок уровню морфофункционального развития ребенка. Начальными признаками переутомления считаются изменения в поведении школьника, снижение успеваемости, потеря аппетита, наличие некоторых функциональных нервно-психических расстройств (плаксивость, раздражительность и др.).
При переутомлении могут также наблюдаться различные вегетативные расстройства, особенно сердечно-сосудистой системы. Выраженные признаки переутомления: резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности; нервно-психические расстройства (нарушение сна, чувство страха, истеричность); стойкие изменения регуляции вегетативных функций (аритмия, вегетососудистая дистония); снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов и патогенных микроорганизмов. Признаки переутомления не исчезают после кратковременного отдыха и даже ночного сна нормальной продолжительности. Для полного восстановления работоспособности, ликвидации нервно-психических расстройств и нарушений регуляторных процессов в организме школьника необходим более длительный отдых, а в некоторых случаях – комплексное лечение с применением медикаментозных средств, физиотерапевтических процедур и лечебной гимнастики. Дети с выраженными признаками переутомления должны быть направлены к врачу. Санитарные нормы и правила предписывают во всех видах образовательных учреждений организовывать комплексное оздоровление детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, с включением в его структуру психолого-педагогической коррекции. Методы оздоровительных и корригирующих мероприятий включают в себя: оздоровление часто болеющих детей с нарушениями и заболеваниями носоглотки; профилактику возникновения и прогрессирования миопии; коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата; профилактику рецидивов заболеваний органов пищеварения, почек; профилактику ожирения у школьников; профилактику и коррекцию отклонений в нервно-психическом здоровье детей и подростков; методы психокоррекции при различных формах психической дезадаптации детей и подростков.

Группы здоровья у детей: комплексная оценка состояния здоровья

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Комплексную оценку состояния здоровья детей проводят с 3-летнего возраста.

Система комплексной оценки состояния здоровья основана на четырёх притих критериях:

  1. наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний (с учётом клинического варианта и фазы течения патологического процесса);
  2. уровень функционального состояния основных систем организма;
  3. степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;
  4. уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.

Основной метод получения характеристик, позволяющих комплексно оценить состояние здоровья, – профилактический медицинский осмотр.

Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребёнка или подростка с формализацией результата в виде определения группы здоровья происходит с обязательным учётом всех перечисленных критериев.

[1], [2], [3], [4]

Основные группы здоровья детей

В зависимости от состояния здоровья детей можно отнести к следующим группам:

  • 1-я группа здоровья – здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;
  • 2-я группа здоровья – дети, у которых нет хронических заболеваний, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения, реконвалесценты, особенно перенёсшие тяжёлые и средней тяжести инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), дети с дефицитом массы тела (масса менее М-1σ) или избыточной массой тела (масса более М+2σ). Также в данную группу включают детей, часто и/или длительно болеющих острыми респираторными заболеваниями; детей с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранно соответствующих функций;
  • 3-я группа здоровья – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, сохранёнными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания. Так в эту группу относят детей с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, причём степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребёнка, в том числе подросткового возраста;
  • 4-я группа здоровья – дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохранёнными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсации функциональных возможностей, с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но ограниченными функциональными возможностями, возможны осложнения основного заболевания, основное заболевание требует поддерживающей терапии. Также в эту группу относят детей с физическими недостатками, последствиями травм операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что в определённой мере ограничивает возможность обучения или труда ребёнка;
  • 5-я группа здоровья – дети, страдающие тяжёлыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличии осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.

Отнесение больного ребёнка или подростка ко 2-, 3-, 4- или 5-й групп здоровья осуществляет врач с учётом всех приведённых критериев и признаков. Врач-специалист на основании анализа данных, содержащихся в истории развития ребёнка, медицинской карте ребёнка для образовательных учреждений, результатов собственного осмотра, а также инструментальных и лабораторных исследований выносит (по своей специальности) точный клинический диагноз с указанием основного заболевания (функционального нарушения), его стадии, варианта течения, степени сохранности функций, наличия осложнений, сопутствующих заболеваний либо заключение «здоров».

Комплексную оценку состояния здоровья ребёнка на основании заключений специалистов и результатов собственного обследования дает врач-педиатр, возглавляющий работу медицинской бригады, проводящей профилактический осмотр.

Детям с впервые заподозренными в момент осмотра заболеваниями или функциональными нарушениями (а также с подозрением на изменившийся характер течения болезни, уровень функциональных возможностей, (появление осложнений) по результатам профилактического медицинского осмотра комплексную оценку состояния здоровья не дают. В таких случаях необходимо проведение диагностического обследования в полном объёме. После получения результатов обследования выносят уточнённый диагноз и дают комплексную оценку состояния здоровья.

Все дети, независимо от группы здоровья, ежегодно проходят скрининговое исследование, по результатам которого уточняют необходимость дальнейшего педиатрического осмотра.

Дети, отнесённые к 1-й группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в полном объёме в сроки, определённые действующими нормативно-методическими документами.

Контроль состояния здоровья детей, отнесённых ко 2-й группе здоровья, осуществляет врач-педиатр при профилактических медицинских осмотрах и ежегодно.

Дети, отнесённые к 3-4-й группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в соответствующие возрастные периоды. Кроме того, контроль состояния их здоровья и оценку эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий осуществляют на основании результатов диспансерного наблюдения.

Результаты комплексной оценки состояния здоровья в качестве скрининга могут сыграть роль в решении прикладных задач поддержания здоровья детей — отнесение к определённым группам для занятия физической физкультурой, спортивный отбор, решение экспертных вопросов в отношении их профессионального выбора, военной службы и др.

Комплексная оценка состояния здоровья детей до 3 лет жизни происходит в соответствии с приказом М3 СССР № 60 от 19.01.1983 г. и дополнениями 2002-2003 гг. При этом учитывают:

  • особенности онтогенеза (данные генеалогического, биологического.
  • социального анамнеза);
  • физическое развитие;
  • нервно-психическое развитие;
  • уровень резистентности;
  • функциональное состояние организма;
  • аличие или отсутствие хронических заболеваний или врождёнж пороков развития.

Генеалогический метод – сбор родословных, т.е. прослеживание признака или болезни в семье, в роду с указанием типа родственных связей меж членами родословной.

Для скрининговой количественной оценки отягощённости генеалогического анамнеза используют показатель, называемый индексом отягощённости наследственного анамнеза (Jor), который можно рассчитать по формуле Jor = общее число больных родственников (о заболеваниях которых есть сведения, включая пробанда) / общее число родственников (о состоянии здоровья которых есть сведения, включая пробанда).

  • 0-0,2 – отягощённость генеалогического анамнеза низкая;
  • 0.3-0.5 – отягощённость умеренная;
  • 0.6-0.8 – отягощённость выраженная;
  • о 0,9 и выше – отягощённость высокая.

Дети с выраженной и высокой отягощённостью относятся к группе риска по предрасположенности к тем или иным заболеваниям.

Биологический анамнез включает сведения о развитии ребёнка в различные периоды онтогенеза.

  • Антенатальный период (раздельно течение 1-й и 2-й половины беременности):
    • токсикозы 1-й и 2-й половины беременности;
    • угроза выкидыша;
    • экстрагенитальные заболевания у матери;
    • о профессиональные вредности у родителей;
    • отрицательная резус-принадлежность матери с нарастанием титра антител;
    • хирургические вмешательства;
    • вирусные заболевания во время беременности;
    • посещение женщиной школы матерей по психопрофилактике родов.
  • Интранатальный и ранний неонатальный периоды (первая неделя жизни):
    • характер течения родов (длительный безводный период, стремительные роды);
    • пособие в родах;
    • оперативное родоразрешение (кесарево сечение и др.);
    • оценка по шкале Апгар;
    • крик ребёнка;
    • диагноз при рождении и выписке из родильного дома;
    • срок прикладывания к груди и характер лактации у матери;
    • срок вакцинации БЦЖ;
    • время отпадения пуповины;
    • состояние ребёнка при выписке из родильного дома;
    • состояние матери при выписке из родильного дома.
  • Поздний неонатальный период:
    • родовая травма;
    • асфиксия;
    • недоношенность;
    • гемолитическая болезнь новорождённого;
    • острые инфекционные и неинфекционые заболевания;
    • поздний перевод на искусственное вскармливание;
    • пограничные состояния и их длительность.
  • Постнатальный период:
    • повторные острые инфекционные заболевания; наличие рахита;
    • наличие анемии;
    • расстройства питания тканей в виде дистрофии (гипотрофия или паратрофия);
    • наличие диатезов.

Сведения о биологическом анамнезе участковый врач-педиатр получает из выписок родильного дома и других медицинских учреждений, бесед с родителями.

При наличии одного и более факторов риска в каждом из пяти перечисленных периодов онтогенеза следует говорить о высокой отягощённости биологического анамнеза. Наличие факторов риска в 3-4 периодах свидетельствует о выраженной отягощённости (группа высокого риска по биологическому анамнезу); в двух периодах – об умеренной отягощённости (группа риска по биологическому анамнезу); в одном периоде – о низкой отягощенности (группа внимания по биологическому анамнезу). Если факторы риска отсутствуют во всех периодах развития ребёнка, то биологически анамнез считают неотягощённым.

Степени неблагополучия в периодах внутриутробного развития ребёнка можно косвенно судить по уровню его стигматизации. К стигмам дизэмбриогенеза относятся малые аномалии развития соединительной ткани (МАР), не приводящие к органическим или функциональным нарушениям определенного органа. В норме количество стигм составляет 5-7. Превышение порога стигматизации следует расценивать как фактор риска ещё не проявившейся патологии.

  • полнота семьи;
  • возраст родителей;
  • образование и профессия родителей;
  • психологический микроклимат в семье, в том числе в отношении к ребёнку;
  • наличие или отсутствие в семье вредных привычек и асоциальных форм поведения;
  • жилищно-бытовые условия;
  • материальная обеспеченность семьи;
  • санитарно-гигиенические условия воспитания ребёнка.

Данные параметры могут быть использованы для выделения социально неблагополучных семей и детей групп социального риска.

В форме 112/у в случае благополучного анамнеза следует писать кратко «Социальный анамнез благополучный». В случае неблагополучного aнaмнеза следует указать параметры, имеющие отрицательную характеристику. Неблагополучный социальный анамнез негативно сказывается на нервно-психическом развитии ребёнка, в дальнейшем может привести к неправильному формированию личности человека.

Организация групп здоровья

Надо непременно встряхивать себя физически,
чтобы быть здоровым нравственно.

Л.Н. Толстой

Урок физкультуры — это неотъемлемая часть учебного процесса. Физическая нагрузка просто необходима современным детям. Увеличение количества детей с хроническими заболеваниями, избыточная масса тела детей, зависимость от компьютерных игр, как следствие сидячий образ жизни нуждаются в коррекции. В расписании каждого образовательного учреждения предусмотрены 3 урока физического воспитания.

С целью укрепления здоровья, содействие гармоничному развитию и закаливанию организма школьника необходимо обеспечить каждому ученику полноценный, всесторонний двигательный режим. Решение данной задачи зависит от правильности выбора медицинской группы для конкретного ученика, и активного использования всех средств физического воспитания с целью оздоровления молодежи.

Давайте сразу же уясним для себя, что группа здоровья и медицинская группа здоровья для занятий физкультурой — это разные вещи.

В соответствии с Приложением № 2 Приказа МЗ РФ № 1346 н от 21.12.2012 г. оценка здоровья детей производится по следующим критериям:

– степень функционирования основных систем организма;

– отсутствие или наличие хронических заболеваний;

– степень сопротивления неблагоприятным воздействиям;

– степень гармоничности физического развития;

– уровень физического развития.

В соответствии этих критерий 5 групп здоровья:

Группа здоровья

Характеристика

I группа состояния здоровья

здоровые несовершеннолетние, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных нарушений

II группа состояния здоровья

– несовершеннолетние: у которых отсутствуют хронические заболевания (состояния), но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения;
– с общей задержкой физического развития в отсутствие заболеваний эндокринной системы (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), с дефицитом массы тела или избыточной массой тела;
– часто и (или) длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями;
– с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности функций органов и систем организма;

III группа состояния здоровья

– несовершеннолетние: страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма, при отсутствии осложнений основного заболевания (состояния);
– с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации функций органов и систем организма, степень которой не ограничивает возможность обучения или труда

IV группа состояния здоровья

– несовершеннолетние: страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма либо неполной компенсацией функций;
– с хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии ремиссии, с нарушениями функций органов и систем организма, требующими назначения поддерживающего лечения;
– с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией функций органов и систем организма, повлекшими ограничения возможности обучения или труда

V группа состояния здоровья

– несовершеннолетние: страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями (состояниями) с редкими клиническими ремиссиями, частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, выраженной декомпенсацией функций органов и систем организма, наличием осложнений и требующими назначения постоянного лечения;
– с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением функций органов и систем организма и значительным ограничением возможности обучения или труда;
– дети-инвалиды.

На основании результатов профилактического осмотра и данных групп состояния здоровья врач, ответственный за проведение профилактического осмотра, определяет медицинскую группу для занятий физической культурой. Этих групп 3: основная, подготовительная и специальная.

Медицинская (физкультурная) группа

Характеристика

Занятия физкультурой

Основная медицинская группа
(I группа)

это здоровые дети, у которых нет хронических заболеваний, с физическим развитием, что соответствует их возрасту (совпадает с 1-й группой).
– без нарушений состояния здоровья и физического развития;
– с функциональными нарушениями, не повлекшими отставание от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности.
Разрешаются занятия в полном объеме по учебной программе физического воспитания с использованием профилактических технологий, подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности.

занятия проводятся по государственной программе ФВ в полном объеме, предусмотрена сдача определенных нормативов, разрешаются занятия в спортивных секциях и участие в соревнованиях. Итогом успешности освоения программы является определенная соответствующими критериями оценка.

Подготовительная медицинская группа
(II группа)

это дети, у которых нет отклонений в состоянии здоровья (либо есть незначительные отклонения), но с недостаточным физическим развитием (совпадает со 2-й группой).
– имеющие морфофункциональные нарушения или физически слабо подготовленные;
– входящие в группы риска по возникновению заболеваний (патологических состояний);
– с хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии, длящейся не менее 3-5 лет.
Отнесенным к этой группе детям разрешаются занятия по учебным программам физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований, более осторожного дозирования физической нагрузки и исключения противопоказанных движений.
Тестовые испытания, сдача индивидуальных нормативов и участие в массовых физ-культурных мероприятиях не разрешается без дополнительного медицинского осмотра. К участию в спортивных соревнованиях эти обучающиеся не допускаются. Рекомендуются дополнительные занятия для повышения общей физической подготовки в образовательном учреждении или в домашних условиях.

Занятия проводятся по общей программе физического воспитания при условии более постепенного ее прохождения с отсрочкой сдачи контрольных испытаний (нормативов) и норм на срок до одного года. Непосредственно на занятиях школьники данной группы нуждаются в более тщательном контроле со стороны учителя ФК и медицинского работника образовательного учреждения. Помимо обязательных уроков физкультуры для таких школьников рекомендуются занятия в секции общей физической подготовки. Итоговая оценка, в отличие от школьников основной группы, преимущественно определяется учителем физкультуры в соответствии с установленными для данного этапа обучения индивидуальными критериями.

Специальная медицинская группа А
(III группа)

это дети, которые есть отклонения нормального состояния здоровья и имеют ограничения в физической нагрузке (совпадает с 3-й и иногда 4-й группами).
– с нарушениями состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния), врожденные пороки разви-тия, деформации без прогрессирования, в стадии компенсации) или временного характера;
– с нарушениями физического развития, требующими ограничения физических нагрузок.
– разрешаются занятия оздоровительной физической культурой по специальным программам (профилактические и оздоровительные технологии).

Занятия проводятся по особой программе или отдельным видам государственной программы, срок подготовки удлиняется, а нормативы.
Переход из СМГ в подготовительную группу возможен при условии положительной динамики результатов лечения и успехов в занятиях физкультурой.

Специальная медицинская группа Б
(IV группа)

– имеющие нарушения состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния) в стадии субкомпенсации) и временного характера, без выраженных нарушений самочувствия.

– рекомендуются в обязатель-ном порядке занятия лечебной физкультурой в медицинской организации, а также проведение регулярных самостоятель-ных занятий в домашних условиях по комплексам, предложенным врачом по лечебной физкультуре медицинской организации.

– с хроническими заболеваниями. Форма тяжелая. Ремиссии редкие, обострения частые. Наличие осложнений. Функции органов и систем организма не компенсированы. Требуется постоянное лечение.
– с физическими недостатками, возникшими в следствие травм и операций, с нарушенными функциями органов и систем организма. Значительно ограниченные в возможности обучения и труда.
– инвалиды.
– Больные дети, принадлежащие к 5-й группе здоровья, обычно наблюдается в специальных лечебницах.

рекомендованы занятия лечебной физкультурой на базе лечебных учреждений и физкультурных диспансеров, под наблюдением врача ЛФК. А также дополнительные занятия на дому по специально разработанному комплексу упражнений.

По данным медицинского работника школы состояние групп здоровья за последние три года меняется.

Состояние групп здоровья за 3 года

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2019

Закаливание организма: правила, виды. Здоровый образ жизни.

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

Самочувствие человека зависит в основном от его физического

состояния. Ведение здорового образа жизни необходимо для полноценного и гармоничного развития человека. Забота о своем теле включает в себя правила личной гигиены, отказ от употребления наркотиков, алкоголя, сигарет, здоровое и правильное питание, поддержание своего веса в норме. Здоровому человеку важно заниматься постоянными физическими упражнениями и спортом. Отличным способом сохранения и уходом за здоровьем человека является закаливание.

Что такое закаливание?

Закаливание – это система профилактических мероприятий, направленных на сопротивляемость организма неблагоприятным факторам окружающей среды. Оздоровительное закаливание помогает организму повысить адаптацию к условиям внешней среды. То есть закаленный организм даже при значительных колебаниях температуры окружающей среды поддерживает температуру внутренних органов в достаточно узких границах. Например: при резком снижении или повышении температуры внешней среды закаленный организм резко отреагирует сужением или расширением сосудов на угрозу возможного сильного охлаждения либо перегрева, и ограничит или повысит теплоотдачу. Тогда как незакаленный организм не сможет так быстро отреагировать, и получит переохлаждение или перегрев.

Закаливание организма можно разделить на несколько видов в зависимости от проводимых процедур:

Аэротерапия – закаливание воздухом. Данный вид закаливания включает в себя воздушные ванны и долгие прогулки на свежем воздухе. Свежий воздух закаляет организм путем охлаждения кожных рецепторов и нервных окончаний слизистой и тем самым совершенствует терморегуляцию организма. Закаливание воздухом полезно для психоэмоционального состояния человека, повышения иммунитета, насыщения организма кислородом и тем самым способствует нормализации работы большинства органов и систем организма.

Закаливание воздухом является самым простым и доступным методом закаливания. Необходимо больше времени проводить на свежем воздухе вне зависимости от погоды и времени года. Нужно стараться больше времени гулять в парках, лесу, возле водоемов, так как летом воздух в таких местах насыщен полезными активными веществами, которые выделяются растениями. Зимой тоже очень важны прогулки в лесах и парках, так как зимний воздух практически не содержит микробов, более насыщен кислородом и оказывает целебное действие на весь организм.

Гелиотерапия – закаливание солнцем, воздействие на организм солнечным светом и теплом. Закаливание солнцем повышает устойчивость нервной системы, ускоряет обменные процессы организма, повышает сопротивляемость организма, улучшает кровообращение, улучшает работу мышечной системы, имеет тонизирующее воздействие почти на все функции организма.

Закаливание солнцем может не только принести пользу, но и оказать очень большой вред, поэтому к этому виду закаливания нужно относиться очень ответственно и соблюдать все правила закаливания солнцем. Ни в коем случае нельзя допускать ожогов, перегрева и тепловых ударов. Неправильное закаливание солнцем может привести к тяжелым заболеваниям. Закаливание солнцем должно происходить постепенно и учитывать возраст, состояние здоровья человека, климатические условия и другие факторы.

Хождение босиком. Этот вид закаливания полезен и детям и взрослым. На стопах человека находится большое количество биологически активных точек, которые при хождении босиком стимулируются и помогают нормализовать работу многих органов и систем организма. Хождение босиком повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, повышает иммунитет. Этот вид закаливания является хорошей профилактикой очень многих заболеваний.

Закаливание водой. Закаливание водой – это очень полезная для организма человека процедура. При водном закаливании циркуляция крови в организме происходит интенсивней, принося органам и системам организма дополнительный кислород и питательные вещества. Закаливание водой можно разделить на несколько видов:

Обтирание. Обтирание является самой нежной и щадящей из всех закаливающих процедур водой. Обтирание можно применять с самого раннего детского возраста. Обтирание можно проводить губкой, рукой или полотенцем, смоченными в воде. Сначала обтирают верхнюю часть тела, затем растирают ее сухим полотенцем, а потом обтирают нижнюю часть тела и тоже растирают сухим полотенцем.

Обливание. Обливание более эффективная по оказывающему влиянию процедура, чем обтирание. Обливание может быть общим, то есть всего тела и местным – обливание ног. После процедуры обливания необходимо растереть тело сухим полотенцем.

Душ. Закаливание душем еще более эффективная процедура закаливания, чем обтирание и обливание. Вариантов закаливания душем два, это прохладный (холодный) душ и контрастный душ.

Лечебное купание и моржевание. Этот вид закаливания водой с каждым годом становиться все более популярным. Лечебное купание и моржевание прекрасно влияет на все органы и системы организма человека, улучшается работа сердца, легких, совершенствуется система терморегуляции. Этот вид закаливания предполагает строжайшее соблюдение всех правил для данного вида. Начинать моржевание необходимо после консультации с врачом.

1.Начинать закаливающие процедуры необходимо когда человек полностью здоров. Детям и людям, страдающим различными заболеваниями можно начинать закаливание с щадящих процедур и только после консультации с врачом.

2. Необходимо соблюдать принцип постепенности. Это касается как температурного режима, так и временных рамок закаливающих процедур. При закаливании водой нужно начинать процедуры с воды комнатной температуры, постепенно понижая ее на 1-2 градуса. При закаливании солнцем также необходимо соблюдать принцип постепенности и начинать пребывание на солнце с нескольких минут, постепенно увеличивая время нахождения на солнце.

3. Так же очень важно проводить закаливающие процедуры регулярно, без больших промежутков, в любую погоду и время года. Если все-таки так получилось, что Вы на длительное время прерывали закаливание, то возобновлять его необходимо с более щадящих процедур.

4. Сочетайте закаливания с физическими упражнениями. Это гораздо повысит эффективность закаливающих процедур и благотворно повлияет на весь организм.

5. Закаливание должно приносить бодрость и радость. Если вы чувствуете недомогание после закаливающих процедур, то необходимо прекратить закаливание и обратиться к врачу.

6. При закаливании необходимо учитывать индивидуальные особенности человека, состояние здоровья, время года, природно-климатические условия и так далее.

7. Выполняя закаливающие процедуры необходимо проводить самоконтроль. Оценивайте общее самочувствие, пульс, кровяное давление, аппетит и другие показатели в зависимости от индивидуальных особенностей организма.

8. Помните что закаливание это одна из составляющих здорового образа жизни. Не забывайте уделять внимание своему питанию и другим аспектам своей жизни.

4. Влияние закаливания на организм человека

Закаливание организма – это процедуры, задачей которых является укрепление иммунной системы организма и его подготовка к неблагоприятным условиям (жара, холод, сырость).

В результате закаливания организм может научиться лучше предотвращать возникновение заболеваний, а также лучше справляться с нагрузками и неблагоприятными условиями. И речь идёт не только о лучшей переносимости холода или плохой погоды, а ещё и об улучшении физического состояния человека. И всё это – не какая-то мелочь, а довольно серьёзные преимущества, о чём и свидетельствует тот факт, что большинство спортсменов занимаются закаливанием организма.

Однако, прежде чем лезть под холодный душ или бросаться в прорубь, необходимо внимательно изучить правила и рекомендации, поскольку данные процедуры могут быть опасны для здоровья. Особенно в том случае, если человеку противопоказано заниматься данными процедурами. Но даже если со здоровьем всё хорошо, придерживаться правил всё равно нужно, дабы не навредить себе.

5.Закаливание-плюсы и минусы

Закаливание в той или иной форме — несложный способ оздоровления, который используют многие. Но далеко не все продолжают заниматься закаливанием в течение долгого времени, что сводит усилия на нет. Именно поэтому так важно выяснить о плюсах и минусах закаливания, чтобы мотивация заниматься им не исчезла, а выросла.

Закаливание и его плюсы и минусы приковывают к себе пристальное внимание медицины. На сегодня специалисты официально признают положительный эффект закаливания. Помимо профилактики простуд, эти процедуры повышают работоспособность, улучшают кровообращение и стимулируют обмен веществ. Польза закаливания в том, что человек не только привыкает к холоду. Он начинает легче переносить и высокие температуры. Резкие температурные перепады больше не приводят к тому, что вы цепляете все вирусные инфекции. Сделайте эти процедуры привычкой, и высокий иммунитет вам обеспечен. Но и это еще не всё.

Закаливание приводит к высокой стрессоустойчивости, избавляет от лишних килограммов и целлюлита. Процедуры повышают мышечный тонус, да и кожа начинает лучше выглядеть, становится более гладкой. Разумеется, стоит понимать, что закаливание не избавит вас от возрастных морщин и не сотворит чудес, исцеляя, например, от рака крови. Но эффект оздоровления будет, если не лениться и заниматься закаливанием с умом. Одно из главных правил — постепенное увеличение дозировки. Например, если принимать холодный душ, то сначала вода должна быть чуть прохладной, а потом потихоньку понижаться. В случае слишком холодной воды с первых дней закаливания сердечно-сосудистая система отреагирует плохо, и будет вред, а не польза. Другое правило — регулярность. Процедуры должны стать систематическими, будь то контрастный душ, обливания водой и прочее. Если соблюдать режим процедур, организм постепенно привыкнет к нагрузкам. Важно также учитывать индивидуальные особенности — молодому парню подойдут одни нагрузки, пенсионеру нужны иные процедуры и другая их частота.

Упомянув про очевидную пользу, нельзя не сказать и про вред закаливания. К сожалению, оно имеет и свои минусы — экстремальное моржевание и контрастный душ могут навредить людям с повышенной нервной возбудимостью. Такие процедуры — слишком большой раздражитель. Не стоит сочетать эти процедуры с кардио-тренировкой, поскольку оно по сути схоже с интенсивной нагрузкой, считают специалисты. Закаливание противопоказано людям с болезнями почек и сердечно-сосудистой системы. Не рекомендуется увлекаться закаливанием людям при миомах и любых опухолях. И само собой разумеется, если у вас ОРЗ или грипп, процедуры нужно прекратить.

Закаливая детей родителям необходимо быть особо внимательными и придерживаться систематического подхода к процедурам. Маленьким детям закаливание способно и навредить, поэтому важно всё сделать правильно. Зачастую родители резко превышают нагрузку и вместо сияющего здоровьем младенца получают больного ребенка и осложнения в виде заболеваний почек, воспаления лицевого нерва и более серьезных недугов. Но постепенные закаливания безусловно принесут пользу.

Начинать процедуры допустимо с первого года жизни. Закаливание воздухом и прогулки, включающие сон на природе, и воздушные ванны — всё это полезно даже самым маленьким детям. Солнечные ванны тоже полезны, но уже детям постарше, после года. Ультрафиолетовые лучи активизируют нервные импульсы, убивают микробы, улучшают обмен веществ и конечно, поднимают настроение! После пребывания на солнце детишкам рекомендуют поплескаться в воде. Правила закаливания для детей во многом те же, что и у взрослых — постепенность, последовательность, регулярность. Также при закаливании детей нужно быть очень внимательным к своему чаду. Если у ребенка после контрастного душа или обливания плохое настроение, плаксивость или вялость, лучше уменьшить интенсивность воздействия. И обязательно проконсультироваться с педиатром. Экстремальное закаливание, например, моржевание в проруби, не рекомендуется детишкам до десяти лет.

Закаливание организма является довольно эффективным способом улучшения здоровья и предотвращения различных заболеваний. При этом данные процедуры не отнимают много времени и могут осуществляться каждым человеком. Необходимо лишь найти в себе желание и проявить немного упорства.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: