Искусство Древнего Рима кратко об истории государства, основные черты

Культура и искусство Древнего Рима

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 604.

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 604.

Культура Древнего Рима существовала более 12 веков и имела свои уникальные ценности. В искусстве Древнего Рима воспевались почитание богов, любовь к Отечеству, солдатская честь. О Древнем Риме написаны научные работы, в которых анализируются его достижениях.

Культура Древнего Рима

Ученые разделяют историю древнеримской культуры на три периода:

  • Царский(8-6 вв. до н.э.)
  • Республиканский(6-1 вв. до но.э.)
  • Имперский(1 в. до н.э. – 5 в.н.э.)

Царский считается примитивным периодом в плане развития культуры, однако, именно тогда у римлян появился свой алфавит.

Художественная культура римлян была схожа с эллинской, но имела свои характерные особенности. Например, скульптура Древнего Рима приобрела эмоции. На лицах персонажей римские скульпторы стали передавать состояние души. Особенно многочисленны были скульптуры современников – Цезаря, Красса, различных богов, обычных граждан.

Во времена Древнего Рима впервые появляется такое литературное понятие, как «роман». Среди поэтов, сочинявших комедии, наиболее знаменитым был Луцилий, являющийся автором стихотворений на бытовую тематику. Его любимой темой было высмеивание одержимости достижения различных богатств.

которые читают вместе с этой

Римлянин Ливий Андроник, работавший актером трагедии, знал греческий язык. Он перевел «Одиссею» Гомера на латинский язык. Вероятно, под впечатлением от произведения, Вергилий вскоре напишет свою «Энеиду» о троянце Энее, ставшем дальним предком всех римлян.

Необыкновенного развития достигла философия. Были сформированы следующие философские течения: римский стоицизм, задача которого состояла в достижении духовных и нравственных идеалов, и неоплатонизм, сутью которого было развитие высшей духовной точки души человека и достижение экстаза.

В Риме древнегреческим ученым Птолемеем была создана геоцентрическая система мира. Ему же принадлежат многочисленные работы по математике и географии. А римский доктор Гален вплотную подошел к открытию значения нервов для двигательных рефлексов и кровообращения.

Музыка Древнего Рима копировала греческую. Из Эллады приглашались музыканты, актеры и скульпторы. Популярностью пользовались оды Горация и Овидия. Со временем, музыкальные представления приобрели зрелищный характер, сопровождающийся театральными представлениями или гладиаторскими боями.

Сохранилось письмо римского поэта Марциала, в котором он утверждает, что если станет преподавателем музыки, то безбедная старость ему обеспечена. Это говорит о том, что музыканты пользовались большим спросом в Риме.

Изобразительное искусство в Риме носило утилитарный характер. Оно представлялось римлянами как способ заполнить и рационально организовать жизненное пространство. Оно, как и архитектура, выполнялось в виде монументальности и величия.

Подводя итог, отметим, что римскую культуру можно считать преемницей греческой, однако, римляне многое привнесли и доработали в ней. Некоторые считают, что ученик превзошел учителя.

Рис. 2. Строительство римской дороги.

В архитектуре римляне строили свои здания на века. Термы Каракаллы – яркий пример гигантизма в строительстве. Архитекторы использовали такие приемы как использование палестр, перистильных дворов, садов. Бани снабжались сложным техническим оборудованием.

Величественными римскими сооружениями можно считать дороги, которые используются и по сей день, знаменитые оборонительные валы Траяна и Адриана, акведуки и, конечно же, амфитеатр Флавиев (Колизей).

Рис. 3. Колизей.

Что мы узнали?

Говоря кратко о культуре Древнего Рима, отметим, что созданная с милитаристской и величественной направленностью на века, она заложила фундамент всей будущей европейской культуры, оставила свой отпечаток на развитие цивилизации и вызывает восхищение у потомков.

Кратко об искусстве Древнего Рима

Общая характеристика древнеримской культуры

Рим – древний город в Италии, возникший (по античному преданию) в 754 – 753 до н.э. и к середине III в. до н.э. подчинивший себе Апеннинский полуостров; в дальнейшем — крупнейшая рабовладельческая держава в Средиземноморье, включавшая также территорию Западной и Юго-Восточной Европы, Малую Азию, Западное Причерноморье, побережье Северной Африки, Сирию, Палестину и другие районы. Культура Рима (философия, мифология, естественные, исторические и юридические науки, медицина, литература, театр, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство), представляющая собой завершающий этап развития античной культуры, сыграла важную роль в сложении европейской цивилизации. В своём развитии она опиралась на богатейшее художественное наследие Древней Греции , а также на местные древнеримские и этрусские традиции.

Если для древних греков главное значение имели нравственные воспитательные задачи искусства, то для римлян на первый план выступали его утилитарные функции. Для римлянина в гораздо большей степени, чем для грека, искусство являлось одним из средств разумной организации жизни.

Ведущую роль в Риме играла архитектура со свойственными ей инженерно-конструктивными поисками, основанными на ясных практических и рациональных строительных началах. Важное место занимали скульптурный портрет (бюст, статуя), полный пристального внимания к конкретной человеческой личности, и рельеф, посвященный реальным историческим событиям, имеющим значение для римского государства. Античная мифология, составлявшая почву древнегреческого искусства, не сыграла такой же плодотворной роли в искусстве Рима. И хотя художественные формы и образы, созданные греками, широко использовались в искусстве Рима, в римской интерпретации они нередко утрачивали свою художественно-поэтическую сущность.

Реальный элемент преобладал в древнеримском искусстве над вымыслом, а жизненно-повествовательное начало — над отвлечённо философским. Кроме того, в Риме существовало чёткое разграничение между официальным искусством, служившим общественным задачам, и искусством, рассчитанным на интересы частного потребителя. Официальное искусство играло важную роль в римской политической жизни, будучи активной формой утверждения господствующей идеологии.

Читайте также:
Устройство средневекового замка - план строительства крепости феодала

В архитектуре Рима идеологические функции сочетались с задачами организации общественного быта; в строительной практике была разработана гибкая система конструктивных, планировочных и композиционных приёмов, применявшихся для различных по назначению типов построек. Распространяя своё художественное влияние в провинциях империи и зависимых странах, римляне в то же время легко усваивали и претворяли опыт других народов (стран эллинизированного Востока, “варварских” племён и др.). Нередко древнеримское искусство давало новые импульсы местному творчеству, порождая синкретические художественные явления.

Искусство Царского периода

В древний период искусство на территории Рима развивалось в рамках среднеиталийских археологических культур эпохи бронзы (культура Виллановы, 900—500 до н.э.: колодцеобразные могилы, керамические сосуды в виде усеченных конусов с геометрическим узором).

В пору формирования собственно древнеримской художественной культуры (VIII — IV вв. до н.э.) римское зодчество заимствовало у этрусков зачатки регулируемой осевой планировки ансамблей, высокую строительную технику (квадровую каменную кладку, ложные своды, терракотовую облицовку сырцового кирпича и др.) и исходные типы оборонных, гидротехнических, культовых и жилых сооружений. Свойственные этрускам особенности храмовых построек впоследствии стали характерными чертами римской культовой архитектуры (храм Юпитера Капитолийского в Риме, освящён в 509 до н.э.). С искусством этрусков тесно связаны и наиболее ранние произведения древнеримской живописи и декоративно-прикладного искусства.

С началом греческой колонизации в VII — IV вв. до н. э. важную роль стали играть и древнегреческие традиции. Римляне восприняли у греков систему архитектурных ордеров, многие формы скульптуры и др. Вместе с тем на сложение специфически римских черт скульптурного портрета оказали влияние существовавшие у древних римлян изображения предков (в виде восковой маски, снятой с умершего и точно воспроизводившей черты и цвет лица).

Искусство периода Республики

В период так называемых Пунических войн с Карфагеном (264—146 до н.э.) и поздней республики (III в. — первые три четверти I в. до н.э.) специфически римская рациональность и строгость стиля порой сочетались с изысканностью, навеянной искусством Великой Греции (Южная Италия) и захваченных римлянами восточных греческих городов.

По мере формирования композиции римского форума (в Помпеях II в. до н.э., и Риме, II — I вв. до н.э.) складывались важнейшие особенности планировки древнеримских архитектурных комплексов: тяготение к симметричности, осевое построение, акцентировка фасада главного здания и устройство подъёма к нему от торжественного входа. С развитием городов и уплотнением застройки композиция жилища развивалась в глубину, сохраняя осевую симметрию.

Тенденции к слиянию архитектурной композиции с природой нашли выражение в загородных виллах, живописно расположенных на склонах холмов. Великолепие аристократических жилищ с многочисленными помещениями, водоёмами, декоративной скульптурой и росписью (“террасные” дома в Геркулануме) контрастировало с рядовой застройкой городских кварталов многоэтажными домами-инсулами. Со II в, до н.э. применение бетона упростило кладку несущих конструкций и создало возможность для возведения обширных крытых помещений. На протяжении II — 1-й половины I вв. до н.э. складывались и совершенствовались важнейшие типы римских построек: базилики, термы, различные зрелищные сооружения (в том числе обширные амфитеатры, где, в отличие от древнегреческих театров, места для зрителей располагались на вспомогательных конструкциях с галереями и лестницами), акведуки, мосты, склады и др.

В изобразительном искусстве эпохи поздней республики широко распространились портретные статуи (в том числе созданный римлянами тип статуи “тогатус”, изображавший оратора в тоге) и бюсты, отличавшиеся чётко выявленной пластической структурой, суровой простотой и отточенной правдивостью образов (голова бронзовой статуи мужчины — так называемый Брут, 3 в. до н.э.).

Наряду с официальной портретной скульптурой, устанавливавшейся в городах, создавались и портреты по частным заказам, предназначавшиеся для домов и гробниц. В период поздней республики появились рельефы с изображением исторических событий, а иногда и сцен гражданской жизни, украшавшие общественные здания, городские ворота, храмы, алтари и др. Жизненная, а порой и подчёркнутая обыденность обстановки сочетались в них с мифологическими элементами (так называемый Алтарь Домиция Агенобарба, конец II — начало I вв. до н.э.). Развивалось также эллинизирующее направление, приобрело широкий размах копирование греческих статуй.

Важное место занимала и монументально-декоративная живопись, доведённая римлянами до высокого совершенства. Развивалось также искусство мозаики из цветного камня и глиптики (геммы из твёрдых пород полудрагоценных камней).

Искусство периода Империи

Наивысшие достижения древнеримского зодчества относятся к эпохе расцвета Римской империи (20-е гг. I в. до н.э.—II в. н.э.). Постройки этого времени отличаются монументальной пластичностью архитектурных масс, доминирующей ролью арки и производных от неё форм (свода, купола), обширными, динамически соподчинёнными внутренними пространствами, облицовкой бетонных стен камнем и кирпичом с вкраплениями мрамора, широким применением декоративной живописи и скульптуры.

Специфической особенностью зрелой древнеримской архитектуры становится так называемая ордерная аркада (система поярусных ордеров, наложенная на прорезанную арками стену), придававшая сооружениям величавую масштабность и ясно зримую рационально ритмическую упорядоченность. Наиболее классическое воплощение эта система получила в крупнейшем древнеримском амфитеатре — Колизее в Риме.

В эпоху империи архитектура становится средством прославления личности императора и пропаганды могущества римского государства, что заметно уже в постройках времени Августа в Риме (форум Августа, конец I в. до н.э.—начало I в. н.э.). Главными видами мемориальных сооружений становятся арка триумфальная и триумфальная колонна; надгробия превращаются в крупные, а подчас и грандиозные сооружения.

К середине I в. усилилось тяготение к пышной репрезентативности архитектурных композиции (Золотой дом Нерона, 64—69 гг. н.э., не сохранился, дворец Флавиев на Палатине, 92 г. н.э., Рим). При императоре Траяне строился наиболее развитый и сложный из форумов Рима (111—114 гг. н.э., архитектор Аполлодор из Дамаска), при Адриане — исполненное строгой гармонии и величия здание Пантеона, наиболее грандиозное купольное сооружение древнего мира.

Читайте также:
Денежные реформы в России 💰 в хронологическом порядке, таблица, первые бумажные деньги, деноминация, нуллификация, девальвация, введение новых денежных единиц на различных этапах истории

Начиная с эпохи Адриана в зодчестве наметился перелом к изысканности и живописности, а порой и к усложнённости архитектурного образа, отчасти связанный с воздействием искусства эплинистического Востока (вилла Адриана близ Тиволи, 125—135 гг. н.э.).

В официальной скульптуре ранней Империи нарастали идеализирующие тенденции, индивидуальные особенности портретируемых сглаживались. Вместе с тем в произведение вводились светотеневые контрасты, элементы движения, утончённой пластической разработки форм (например, виртуозная передача причёсок в женских портретах эпохи Флавиев, 60—90-е гг. н.э.). Если время Траяна в портретной скульптуре ознаменовалось возвратом к суровому героическому стилю эпохи республики, то в период правления Адриана, когда достигло апогея воздействие греческих традиций, и в эпоху Антонинов усилились поиски эмоциональной утончённости и психологической глубины образов. Но сохранялось и традиционное римское направление в искусстве портрета, лучшим образцам которого наряду с беспристрастной точностью воссоздания облика изображённого свойственна и яркая, проницательная характеристика главных качеств его натуры.

Исторические рельефы императорского Рима, первоначально отмеченные размеренностью композиционного ритма и строгостью пластического языка (алтарь Мира в Риме, XIII — IX до н.э.), позже, не утрачивая органической связи с архитектурой (триумфальной аркой или колонной), приобрели черты живописности и напряженной динамики, которые усилились в рельефах времени Флавиев (рельефы арки Тита в Риме) и особенно Траяна. когда сложился тип многофигурного батального рельефа с последовательно развёртывающимися эпизодами (полоса рельефов, обвивающая колонну Траяна в Риме, ок. 111—114 гг. н.э.)0.

В монументально-декоративной живописи преобладал так называемый третий стиль (лёгкие, графичные узоры и небольшие сюжетные картины, располагавшиеся на фоне обширных свободных пространств). Ему на смену пришёл т.н. четвёртый стиль, или “стиль фантастической архитектуры” (сложные, иллюзорно-пространственные архитектурные композиции). Многоплановость композиционного построения, свободная пластическая лепка фигур, естественно располагающихся в окружающем пространстве или тонко связанных с плоскостью стены (росписи базилики в Геркулануме, 2-я половина I в. н.э., так называемой Виллы Мистерий близ Помпеи, середина I в. до н. э.), сложность и пространственность архитектурных и пейзажных фонов, богатство и изысканность красочных сочетаний свойственны как стенным росписям, так и мозаикам Рима, палитра которых обогащалась смальтой многообразных оттенков; со II в. н.э. распространилась также черно-белая каменная мозаика.

В декоративно-прикладном искусстве эпохи империи выделялись произведения торевтики, “краснолаковая” керамика с рельефным фигурным декором, стекло (расписные и 2-слойные вазы с рельефными изображениями и орнаментами), произведения глиптики (где эффектно сочетались чередующиеся слои полудрагоценных камней), медальерное искусство, мебель из бронзы и дерева и др.

Для зодчества эпохи упадка империи (III—IV вв. н.э.) характерны необычно крупные, порой чрезмерные масштабы сооружений, пышные декоративные эффекты, подчёркнутая роскошь отделки, беспокойная пластика архитектурных форм. Большой изобретательности достигли древне-римские зодчие в оформлении сложного внутреннего пространства таких выдающихся, исполненных величия и парадного великолепия памятники архитектуры, как термы Каракаллы (206—217 гг. н.э.) и базилика Максенция (ок. 315 г. н.э.) в Риме. Строительство развернулось главным образом в провинциях, где возводились форумы, театры, гигантские храмовые (в Баальбеке, Пальмире) и дворцовые (дворец Диоклетиана в Сплите) комплексы.

В позднеримском скульптурном портрете пластические объёмы и внешние черты трактуются всё более условно и схематично, а в конце III — IV вв. застылость черт лица контрастирует с подчёркнутой духовностью, патетичностью взгляда широко открытых глаз. Элементы условности и стилизации в скульптуре порой свидетельствуют об усилении влияния искусства восточных провинций.

Среди художественных изделий III — IV вв. н.э. выделяются портретная миниатюра на золотой фольге, помещённая между двумя слоями стекла, мраморные саркофаги с горельефными многофигурными сюжетными изображениями, в которых с III в. получила распространение христианская тематика. С христианским культом связаны и росписи катакомб, стиль которых эволюционировал ко всё большей плоскостности, условности и графичности. Зарождавшиеся в позднеримском искусстве художественные формы, исполненные напряженностью духовной экспрессии, предвосхищали европейскую культуру эпохи раннего средневековья.

Статья подготовлена с использованием материалов из следующих источников:

  1. История стилей в искусстве и костюме. Сидоренко В. И. Ростов-на-Дону:Феникс, 2004.
  2. Любимов Л. Искусство Древнего мира: Кн. для чтения. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1980.
  3. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона.

Особенности культуры и искусства Древнего Рима

Уделяя значительное внимание материальным ценностям, римляне не придавали значения духовному развитию. Поэтому культура и искусство Древнего Рима ранних периодов были заимствованы у этрусков, после покорения Греции на них имело колоссальное влияние наследие этой страны. И только к концу времен Республики римские шедевры получили особые черты, среди которых роскошь, декоративность и масштабность.

  1. Периоды развития Древнеримского государства
  2. Царский период
  3. Этап республики
  4. Период империи
  5. Архитектурное наследие
  6. Шедевры скульптуры
  7. Изобразительное искусство
  8. Литературные произведения

Периоды развития Древнеримского государства

Уникальность Рима состоит в том, что он сумел пройти путь от небольшого города до великой империи. В становлении его искусства прослеживается та же тенденция: первые памятники культуры этого народа подвержены влиянию завоеванных им территорий, но, просуществовав 12 столетий, римское государство по праву получило название колыбели европейской цивилизации, оставив после себя шедевральные творения в области скульптуры, архитектуры, литературы и живописи. Неоспоримое влияние на черты произведений римского искусства оказывают периоды развития и становления государственного строя. Выделяют 3 основных периода истории Древнего Рима.

Читайте также:
Битва на реке Ирпень - хронология событий и исход читать онлайн

Царский период

Этот этап продлился с 753 до 509 гг. до н. э. Это время основания города на берегу реки Тибр и начала формирования его культуры и искусства. Согласно легенде, Рим был основан братьями Ромулом и Ремом, которых выкормила волчица.

На протяжении этого времени во главе города успели побывать 7 царей, что и объясняет название периода. Правитель здесь был верховным главнокомандующим, судьей и старшим жрецом, разделяя свои полномочия только с сенатом, состоящим из 100 старейшин родов патрициев (потомков градооснователей).

Религиозные взгляды древнеримского народа были подвержены влиянию этрусков и греков. Именно благодаря этим народам у римлян сформировался свой божественный пантеон, а идолам и божествам стали придавать человеческие черты.

Греческая и этрусская цивилизации повлияли не только на религию, но и на прикладное искусство итальянцев. Особенностями культуры Древнего Рима в этот период были:

  • керамические изделия красного или черного окраса в большинстве своем имели изощренную форму, повторяя очертания человека, животных или растений; для их декорирования применяли замысловатые узоры;
  • живопись сводилась к настенной росписи с бытовыми или религиозными сюжетами, такие рисунки украшали собой гробницы и дома;
  • скульптура была представлена преимущественно в малых формах, для изготовления творений применялись дерево, камень, бронза, слоновая кость;
  • архитектура периода царей отличалась практичностью и лаконичностью, возводимые конструкции имели важное военное или культовое значение. Именно в это время началось строительство Форума, где впоследствии проходили все общественно значимые события в государстве;
  • в римской литературе этого времени преобладало устное творчество: мифы, сказки, песни; только после IV в. до н. э. все это стало переноситься на кору деревьев, ткани, шкуры — именно такие материалы использовались для письма.

Этот временной интервал сыграл важную роль в духовном развитии древних римлян. Поскольку, все еще попадая под влияние этрусков и завоеванных греков, жители Рима уже тогда смогли придать своим произведениям уникальность.

Этап республики

После свержения последнего царя Рим стал республикой во главе с двумя консулами. Это главное событие, послужившее настоящим скачком в развитии римской цивилизации. Основными достижениями римлян в 509−27 гг. до н. э. стали:

  • принятие законов в виде 12 таблиц, которые впервые были напечатаны и стали официально регулировать правовые отношения в древнем обществе;
  • появление медных монет, заменивших натуральный обмен;
  • постепенный отказ от этрусских букв в пользу греческих, формирование латинского алфавита;
  • издание календаря, который считается первым литературным творением Древнего Рима;
  • в связи с обогащением римской знати произошел скачок в архитектуре: если раньше римляне преимущественно строили деревянные здания без украшений, то ближе к концу этого периода в Риме стали появляться дома с мраморной облицовкой, декорированные фресками, мозаикой, внутри — скульптурами и картинами;
  • развитие ораторского искусства;
  • становление римской литературы, которое началось с перевода греческих пьес; появление философских, исторических произведений, биографий, поэзии;
  • дальнейшее развитие религии, для которой характерными стали культы богов Аида, Гермеса, Аполлона и других.

Говоря кратко, победы в многочисленных войнах того времени сделали Рим могущественным государством, а его знать — богатой и влиятельной, что нашло свое отражение в искусстве, сделав его роскошным и самобытным.

Период империи

Начало I столетия до н. э. ознаменовалось переходом власти над Римом единственному правителю, которым стал Октавиан Август, племянник Цезаря. Вскоре после начала правления он был возведен в ранг императора. Так началась имперская эпоха Древнего Рима, отличавшаяся расцветом искусства и культуры в государстве. Среди главных направлений, развивающихся в это время, можно выделить следующие:

  1. Поэзия. Именно к периоду становления империи относят прорыв в этом виде искусства. В эти времена творили Вергилий, Овидий, Гораций, Петроний, Апулей.
  2. Наука. Значительных успехов добились и ученые умы Римской империи. Вклад Диониссия Галикарнасского и Тита Ливия в развитие истории, Страбона и Агриппа в становление географии, Птолемея — астрономии, а доктора Галена в прогрессе в анатомии тяжело переоценить.
  3. Архитектура. Благодаря победам в войнах римская империя разрослась до огромных масштабов, что сделало необходимым совершенствование архитектуры. Строились стадионы, форумы, акведуки и дороги, величественные храмы в честь богов Аполлона, Марса, Весты. Именно в этот период были возведены всемирно известные в наше время Пантеон и Колизей.

Начиная с III века Римская империя стала переживать не лучшие времена. Так, произошел раскол на Западную и Восточную части. Это значительно ослабило государство, что не могло не отразиться на культурной жизни населения. Еще одним важным событием этого периода стало укрепление в Риме христианства. Вначале эта вера была запрещена, но вскоре после официального разрешения императором Константином исповедовать ее, христианство стало господствующей религией у римлян. Это привело к разрушению древних храмов и других памятников архитектуры, на смену которых пришли новые, отражающие современные реалии.

476 год стал последним годом существования Римской империи. С ней остановила свое развитие и античная культура.

Архитектурное наследие

Древнеримская архитектура прошла длительный путь от деревянных построек и примитивных храмов до строительства театров, форумов, мостов, арок, акведуков, деления на кварталы, украшения территории. Среди величественных сооружений можно выделить следующие:

Читайте также:
История майских праздников - читать онлайн

  1. Пантеон — храм, посвященные всем богам. Основная идея возведения — единство всех народностей, населявших Рим. Был построен в 117−138 гг. из камня, бетона и кирпича, отличается круглой формой и простотой внешней отделки. Тогда как внутри Пантеон украшен мраморными плитами и многочисленными статуями богов.
  2. Колизей. Театр для гладиаторских боев, каким является этот памятник архитектуры, был возведен в 75−82 гг. Размеры сооружения можно представить, зная тот факт, что на его арене одновременно могли присутствовать до 3 тыс. пар гладиаторов.
  3. Акведук. Эта постройка являлась одновременно водопроводом и произведением искусства с арками и карнизом.
  4. Триумфальные арки, возводимые в честь военных побед.

Одной из заслуг древнеримских архитекторов стало то, что они, используя элементы греческих сооружений, смогли донести их до следующих поколений, не дав тем самым уйти в небытие.

Шедевры скульптуры

Отличительной чертой работ скульпторов Древнего Рима была их реалистичность. Целью творцов было передать индивидуальность каждого образа, а не стремление к идеалу, как у греков. Более того, позднее они перешли к изображению в своих творениях характера человека, а не только его внешности. Среди шедевров римской скульптуры конная статуя Марку Аврелию, статуя императора Августа, портреты императоров и его приближенных, богов и даже простых граждан (портрет юноши, римлянина), рельефные композиции, украшающие стены амфитеатров, арок, храмов.

Изобразительное искусство

Как и другие отрасли культуры, римская живопись берет свои начала из Древней Греции. Представлен этот вид искусства в основном портретами, чем славилась некая Лала (в других источниках Лайя).

Но все же, в те времена живопись была скорее приложением к архитектуре, так как применялась для декорирования стен различных сооружений: склепов, храмов, бытовых построек.

Примечательной является стенная художественная роспись Помпеи. Сюжеты картин в большинстве своем отображали мифы и героический эпос тех времен («Гнев Ахилла», «Освобождение Андромеды», «Воспитание Ахилла»). Часто обыгрывалась любовная тематика, а героями становились юные девы и амуры.

Работали художники водяными красками по мокрой или сухой штукатурке.

Литературные произведения

Литература Древнего Рима развивалась вместе с самим государством. В царский период были изданы законы, положившие начало прозе, позже издавалась религиозная литература, договоры. Уже во времена республики и империи появились гениальные прозаические и поэтические произведения, научные издания. К наиболее значимым памятникам древнеримской литературы можно отнести:

  • произведение о Первой Пунической войне Гнея Невия;
  • сатира Луцилия;
  • трактат «О сельском хозяйстве» Марка Порция Катона Старшего;
  • поэзия Цицерона и Тита Лукреция Кара;
  • мемуары Цезаря «Записки о галльской войне», «Записки о гражданской войне»;
  • «Энеида» Вергилия;
  • «Метаморфозы», «Фасты», «Искусство любви» Публия Овидия Назона;
  • поэма «Сатирикон», автор Петроний Арбитр;
  • научный труд «Естественная история» Плиния Старшего, затронувший все отрасли науки того времени;
  • трактат «О сельском хозяйстве» Луция Юния Модерата Колумеллы;
  • драматургия Сенеки.

Во времена империи также имела место раннехристианская литература. Развивалось в Древнем Риме и книгоиздательство.

Вся информация в реферате говорит о том, что древние римляне были образованным, культурным народом, который сделал огромный вклад в развитие мировой духовности.

Античное искусство: Древний Рим

История искусств #5

Древний Рим — государство древних римлян в VIII в. до н.э. — V в. н.э. Его история берет начало с момента основания Рима в VIII веке до н.э. и длится до падения Римской империи в V веке н.э.

Весьма значительное воздействие на развитие древнеримской цивилизации оказывали культуры древних греков, латинов, этрусков. А для культурной истории Рима большое значение имело завоевание греческих городов Южной Италии, ускорившее приобщение римлян к более высокой греческой культуре.

Пика своего великого могущества Древний Рим добился во II веке н. э., в тот период, когда под его властью были народы Ближнего Востока, Средиземноморья, Европы и Северной Африки.

Древний Рим построил культурную основу для европейской цивилизации, оказав предопределяющее воздействие на средневековую и дальнейшую историю.

Нынешнему миру от Древнего Рима сохранились некоторые архитектурные решения и формы, римское право (крестово-купольная система и т.д.) и большое кол-во других новшеств- к примеру, водяная мельница.

Христианство как вера появилось на территории Древнего Рима.

Официальный язык древнеримского гос-ва был латинский, религия в течение основной части существования была политеистична, неофициальный герб империи был золотой орёл ,после того как было принято христианство появились лабарумы с хризмой.

Римская история делится на три основных периода:

  • Царский (монархия) — середина VIII до н.э. — 510 до н.э.
  • Республиканский — 510–30 до н.э.
  • Императорский — 30 до н.э. — 476 н.э.

История Древнего Рима

Царский период

Рим был основан италийскими племенами у реки Тибр и был вначале маленькой деревушкой. К северу от нее жили племена этрусков. По легенде там жила весталка Рея, которая волею случая родила двух сыновей от бога Марса — Ромула и Рема. По приказу брата и отца Реи дети в корзине были выброшены в реку и прибились к Палатинскому холму, где их вскормила волчица.

Впоследствии на этом холму в 753 году до н.э. Ромул возвел Рим, а волчица стала священным для города животным.

В это время в Риме правили монархи — цари.

В обществе господствовали традиции патриархального строя. Все граждане делились на роды и фамилии. Сформировались основные сословия общества — плебеи и патриции. Со временем к ним прибавились всадники — прослойка римских богачей.

Читайте также:
Империя Карла Великого расцвет и распад государства, особенности правления

Республиканский период

В 509 г. до н. э. римляне сбросили монархическую власть и установили республиканскую форму правления. Каждый год избирали граждан на высшие государственные должности: консулов, преторов, цензоров, эдилов, квесторов.

Этот период был довольно длительным, поэтому его принято разделять на две части: Ранняя Римская Республика и Поздняя Римская Республика.

В первой половине III в. до н. э. Рим подчинил все народы Апеннинского полуострова и стал полновластным хозяином Италии.

Республикой правили два консула из касты патрициев. Такое положение дел не могло длиться долго, поэтому плебеи организовали бунт.

Патрициям от рождения присваивались привилегии высшей касты, а плебеям не разрешалось даже заключать законные браки или носить с собой оружие.

Они требовали отмены долгового процента, права на участие в сенате и прочих привилегий. В связи с тем, что их военная роль в стране возросла, патрициям пришлось пойти на уступки и к концу III века до н.э. у плебеев были те же права и возможности, что и у «высшей касты».

Впоследствие борьбы плебеев за свои права два основных сословия римлян были уравнены в правах и образовали единое гражданское общество. Отныне римляне стали более сплочёнными.

В III в. до н. э. Рим начал борьбу с Карфагеном за господство в Средиземном море. На протяжении III II вв. до н. э. Рим победил и стал сильнейшим государством Средиземноморья. Образовались заморские территории — провинции, которыми управляли проконсулы, преторы, назначенные сенатом.

Превратившись в могущественное рабовладельческое государство, Рим сумел одержать победу над сильными соседями — Македонским и Понтийским царствами, подавил восстание рабов под руководством Спартака, подчинил Галлию силой легионов Юлия Цезаря.

Но в самом Риме к тому времени обозначился кризис республиканского строя.

Рим из небольшого полиса превратился в огромное государство, управлять которым через выборных правителей было невозможно. В I в. до н. э начался период гражданских войн, установилась диктатура Суллы, потом Цезаря, которые постепенно доказали целесообразность единоличной власти.

Императорский период

В 27 г. до н. а Римское государство окончательно превратилось в империю, первым императором которой стал Октавиан Август.

Установление империи положило конец гражданским войнам, укрепило рабовладельческий строй, усилило защиту границ.

Но в III в. н. э. обозначились первые признаки упадка рабовладения. Постепенно на смену эксплуатации рабов пришла эксплуатация зависимых земледельцев, появились первые ростки феодальных отношений. Ослабла государственная власть.

Великая империя разделилась на две части: Западную Римскую империю со столицей в Риме и Восточную Римскую империю (Византию) со столицей в Константинополе.

Борьба с варварами и кризис рабовладения крайне ослабили Западную Римскую империю, прекратившую существование в 476 г. н. э. Год её гибели стал последним годом эпохи Древнего мира.

В середине I в. и. э. на землях римской провинции Иудеи сформировалась христианская религия. Возникнув как религия угнетённых, христианство со временем завладело сознанием различных слоёв населения и распространилось по всей территории империи.

Искусство Древнего Рима

Для культуры Древнего Рима характерно усиление индивидуализма.

Личность всё больше начинает противопоставлять себя государству, переосмысляются и критикуются традиционные античные идеалы, общество становится более открытым внешним влияниям.

Для мировосприятия римлянина раннего периода были характерны:

  • ощущение себя как свободного гражданина, сознательно выбирающего и совершающего свои поступки;
  • чувство коллективизма, принадлежности к гражданской общине, приоритета государственных интересов над личными;
  • консерватизм, следование нравам и обычаям предков (аскетические идеалы бережливости, трудолюбия, патриотизма);
  • стремление к общинной замкнутости и обособленности от внешнего мира.

От греков римляне отличались большей трезвостью и практичностью.

Этруски населяли эти земли с I тысячелетия до н. э. и создали развитую цивилизацию, предшествующую римской.

Именно у этрусков римляне позаимствуют опыт градостроительства, ремесленную технику, технологию изготовления железа, стекла, бетона, тайные науки жрецов и некоторые обычаи, например, отмечать победу триумфом.

Новые тенденции в римском прогрессивном искусстве появляются с возникновением христианства, особенно при императоре Константине, во время правления которого прекращается преследование христианства.

По политическим соображениям он перенес столицу из Рима в Византию в 330 г., основав город Константинополь.

Так, некогда великий город Рим, столица античного мира, превратился всего лишь в провинциальный центр рождающегося мощного государства Византии.

На этом завершается история античного мира, но не исчезает его культура: она органично вплетается в культуру средневековья, которое создаст свой, принципиально иной художественный язык, рожденный принципиально новым мировоззрением и миропониманием.

Римская культура сформировала новую систему мышления, в которой торжествовали и устремленность в сферу духовного начала, и прагматизм, и рациональность, подготовив тем самым почву для формирования и культуры средневековья, и культуры Нового времени.

Архитектура Древнего Рима

Архитектура Древнего Рима как самобытное искусство, сформировались ко времени IV — I вв. до н. э.

Градостроительство и архитектура республиканской эпохи проходят в своем развитии три этапа.

На первом (V в. до н.э.) город застраивается хаотично; преобладают примитивные жилища из сырца и дерева; монументальное строительство ограничивается возведением храмов.

На втором этапе (IV–III вв. до н.э.) город начинает благоустраиваться- мощеные улицы, канализация, водопроводы. Основным типом сооружений становятся инженерные военные и гражданские постройки — оборонительные стены, дороги, грандиозные акведуки, подающие воду на десятки километров, сточные каналы.

Читайте также:
Гражданская война в России - предпосылки, хронология

На третьем этапе (II–I вв. до н.э.) появляются элементы городского планирования: деление на кварталы, оформление центра города, устройство парковых зон на окраинах.

Римские архитекторы творчески перерабатывают греческие архитектурные формы. Они создают новый вид ордера — композитный, соединяющий черты ионийского, дорийского и особенно коринфского стилей, а также ордерную аркаду — совокупность арок, опирающихся на колонны.

Под греческим влиянием начинается строительство театров; но если греческий театр вырубался в скале и был частью окружающего ландшафта, то римский амфитеатр представляет собой самостоятельное сооружение с замкнутым внутренним пространством, в котором зрительские ряды располагаются эллипсом вокруг сцены или арены.

Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости, каналы) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж, применили новые строительные материалы и конструкции.

Триумфальные арки представляют собой постоянное или временное монументальное обрамление проезда (обычно арочное), торжественное сооружение в честь военных побед н других знаменательных событий.

Самым значительным по размерам купольным сооружением античного мира является Пантеон.

Пантеон– это храм во имя всех богов, олицетворявший идею единения многочисленных народов империи.

Главная часть Пантеона представляет собой греческий круглый храм, завершенный куполом диаметром 43,4 м, через отверстия которого свет проникает во внутреннюю часть храма, поражающую величием и простотой отделки.

Термы представляли собой сложное сочетание корпусов и помещений, связанных с отдыхом, спортом и гигиеной.

В них находились помещения для занятий гимнастикой и атлетикой, залы для отдыха, бесед, выступлений, библиотеки, врачебные кабинеты, бани, бассейны, торговые помещения, сады и даже стадион. Термы вмещали в себя около тысячи и более человек.

Среди общественных сооружений Древнего Рима большую группу составляют зрелищные постройки. Из них наиболее известен до наших дней Колизей — амфитеатр, овальная в плане гигантская постройка в виде чаши.

Не меньшее значение в развитии римской культуры имело искусство эллинизма с его архитектурой, тяготевшей к грандиозным масштабам и городским центрам.

Но гуманистическое начало, благородное величие и гармония, составляющие основу греческого искусства, в Риме уступили место тенденциям возвеличить власть императоров, военную мощь империи.

Отсюда масштабные преувеличения, внешние эффекты, ложный пафос громадных сооружений.

Скульптура Древнего Рима

Главным достоинством Древнеримской скульптуры является реалистичность и достоверность образов.

В отличие от греков, римские мастера стремились передать индивидуальные, а не идеально-обобщенные черты своих моделей; их произведениям была свойственна большая прозаичность.

Постепенно от детальной фиксации внешнего облика они переходили к раскрытию внутреннего характера персонажей.

Искусство Древнего Рима. Архитектура. Скульптура.

Развалины Древнего Рима.

В I тысячелетии до н. э. вокруг города Рима возникло государство, которое стало расширять свои владения за счет соседних народов. Эта мировая держава просуществовала около тысячи лет и жила за счет эксплуатации рабского труда и завоеванных стран. Риму принадлежали все прилегающие к Средиземному морю земли как в Европе, так и в Азии и в Африке. Поэтому и искусство, особенно архитектура, было призвано показывать всему миру мощь государственной власти. Бесконечные войны, жажда завоеваний, в которых мужал и рос Рим, требовали напряжения всех сил, поэтому основой римского общества стали твердая дисциплина в войске, твердые законы в государстве и твердая власть в семье. Превыше всего римляне ставили умение властвовать над миром. Вергилий утверждал:

Ты же народами править властительно, римлянин, помни!
Се — твои будут искусства: условья накладывать мира,
Нисповерженных щадить и нисповергать горделивых!
( «Энеида» )

Римляне подчинили себе все Средиземноморье, включая Элладу, но Греция сама полонила Рим, т. к. оказала сильнейшее влияние на всю культуру Рима — в религии и философии, в литературе и искусстве.

Этрусская волчица, которая по легенде выкормила Ромула и Рема (этрусское литье)


Легенда гласит, что узурпатор Амулий захватил трон своего брата, царя Альбы Лонги, Нумитора — деда близнецов Ромула и Рема, а младенцев повелел бросить в Тибр. Отец близнецов Марс спас своих сыновей, и их выкормила посланная богом волчица. Затем мальчиков воспитал пастух Фаустул и его жена Акка Ларенция. Когда братья выросли, они убили Амулия, вернули власть деду и на том месте, где их нашла волчица, основали город. При возведении стен нового города между братьями вспыхнула ссора , и Ромул убил Рема. Город был построен и назван в честь Ромула Римом, а сам Ромул стал первым его царем.

Часть культуры была заимствована римлянами у других народов. Многое — у этрусков, но больше всего — у греков. Римляне заимствовали у этрусков гладиаторские бои, сценические игры, характер жертвоприношений, веру в добрых и злых демонов. Римляне , как и этруски, из искусств предпочитали скульптуру, причем не ваяние, а лепку — из глины, воска, бронзы.

Здание украшенное полуколоннами


Однако, главной предшественницей Римского искусства все-таки была Греция. Даже многие свои верования и мифы римляне взяли у греков. Римляне научились строить из камня арки, простые своды и купола.
Научились строить более разнообразные сооружения, например, круглое здание Пантеон – храм всех богов, оно имело в диаметре более 40 метров. Пантеон был перекрыт гигантским куполом. который на протяжении столетий был образцом для строителей и архитекторов.
У греков римляне переняли умение строить колонны. В честь полководцев римляне строили триумфальные арки.
Особым великолепием отличались здания, предназначенные для развлечения римской знати. Самый большой римский цирк – К о л и з е й , вмещал 50 тысяч зрителей. Это был а м ф и т е а т р – подобным образом и теперь строят цирки и стадионы.
Своеобразными местами отдыха и развлечений были также римские бани, которые назывались т е р м ы. Там были комнаты для мытья, раздевалки, бассейны для плаванья, залы для прогулок, спортивные площадки и даже библиотеки. Просторные залы были перекрыты сводами и куполами, стены облицованы мрамором.
На краю площадей нередко сооружали большие судебные и торговые здания – б а з и л и к и . В Риме были созданы и дворцы правителей, и многоэтажные дома для бедняков. Римляне со средним достатком жили в отдельных домах, который окружал открытый дворик – а т р и у м. посредине атриума был бассейн для дождевой воды. Позади дома был двор с колоннами, садом, фонтаном.

Читайте также:
Внешняя политика СССР в 1964–1985 гг. важные события и основные этапы

Триумфальная арка императора Тита


В 81 г. в честь императора Тита и его победы над Иудеей была возведена однопролетная, шириной 5,33м , Триумфальная арка на священной дороге, ведущей к Капитолийскому холму. Мраморная арка была высотой 20 метров . Над пролетом была высечена надпись, посвященная Титу, арку также украшали рельефы с изображением победного шествия римлян, выполненные в сложных поворотах и движениях.

Пантеон – вид внутри


Пантеон был возведен при императоре Адриане (117-138г.г.). Храм построен из камня, кирпича и бетона. Круглое здание имеет высоту 42,7 м и перекрыто куполом 43,2 м в диаметре. Снаружи здание достаточно скромно, его украшает лишь портик с коринфскими колоннами из красного гранита. Зато интерьер являлся образцом технического совершенства и роскоши. Пол храма выложен мраморными плитами. Стена разделена по высоте на два яруса. В нижнем ярусе имелись глубокие ниши, в них стояли статуи богов. Верхняя часть расчленена пилястрами (прямоугольными выступами) из цветного мрамора. Освещение храма решено отверстием в куполе, «окном» диаметра 9 м, так называемый глаз Пантеона. Пол под этим «глазом» имеет едва заметный скат для стока воды.

Пантеон снаружи


Название здания говорит само за себя – “пантеон”, храм пантеону древнеримских богов. Надо отметить, что здание, которое стоит и поныне, не первый храм на этом месте. При императоре Августе был построен первый храм, но затем он сгорел при пожаре в Древнем Риме. В память о первом строителе, сподвижнике импратора Августа, Марке Агриппе на фасаде высечена надпись «М. Agrippa l f cos tertium fecit».

Колизей снаружи


При императорах Веспасиане и Тите, в 75-82 г.г. был построен огромный амфитеатр для гладиаторских боев -Колизей (от латинского «колоссеум» — колоссальный). В плане он прдставлял собой эллипс, длиной 188 м, шириной 156 м, высотой 50 м. Стена разделена на три яруса. В верхнем натягивали тент от дождя и солнца. В нижних стояли статуи. На арене могли размещаться до 3000 пар гладиаторов. Арену можно было затопить водой и тогда разыгрывали морские бои.

Колизей внутри

Акведук


Римский Акведук представляет собой водопровод, но одновременно функциональное и тщательно продуманное, совершенное искусство. Поверху шел канал, отделенный карнизом, ниже — арки, еще ниже — зрительно обособленные от арок опоры. Длинные непрерывные горизонтали скрывали высоту и подчеркивали бесконечность уходящего вдаль водопровода.

Конная статуя Марку Аврелею в Риме


Скульптура вначале ввозилась из Греции. Затем ее стали копировать с греческой. Однако, была и самостоятельная, римская скульптура. Это были скульптурные портреты и рельефные изображения , памятники императорам, полководцам.

Портрет римлянина

Портрет юноши

Рельефная скульптура

Статуя императора Августа из Прима-Порта.


Период правления Октавиана Августа античные историки называют »золотым веком» Римского государства. Установившийся «римский мир» стимулировал высокий подъем искусства и культуры. Император изображен в спокойной, величественной позе, рука поднята в призывном жесте; он словно появился в одежде полководца перед своими легионами. Август изображен с непокрытой головой и с обнаженными ногами, что является традицией греческого искусства, представляющего богов и героев обнаженными или полуобнаженными. Лицо Августа носит портретные черты, но тем не менее несколько идеализировано. Вся фигура воплощает в себе идею величия и мощи империи.

Колонна Траяна в Риме


До наших дней сохранилась колонна , построенная архитектором Аполлодором в честь императора Траяна. Высота колонны более 30 метров, сложена из 17 барабанов каррарского мрамора. Внутри колонны проходит винтовая лестница. Завершалась колонна бронзовой фигурой Траяна, которую в 16 веке заменили статуей апостола Петра. Колонна облицована плитами паросского мрамора, по которым спиралью в 200 метров тянется барельеф, в исторической последовательности изображающий главные события похода Траяна против даков (101 -107 г.г.) : сооружение моста через Дунай, переправу, битву с даками, их лагерь, осаду крепости, самоубийство вождя даков, шествие пленных, триумфальное возвращение Траяна в Рим.

Фрагмент колонны Траяна


В конце 4-го и в 5-м столетии происходит “великое переселение народов” – на территории Римской империи поселяется многочисленное племя готов, их горячо поддерживают восстающие рабы и порабощенные Римом народы. Разрушительным вихрем проносятся по империи полчища кочевников-гуннов. Вестготы, затем вандалы захватывают и громят сам Рим. Римская империя распадается. А в 476году Риму был нанесен заключительный удар и власть перешла к варварским дружинам. Римская империя пала, но ее культура оставила неизгладимый след в истории человечества.

Читайте также:
Раскулачивание в СССР - почему началось, кто такие кулаки читать онлайн

Культура Древнего Рима кратко. Религия, особенности, достижения.

Богатейшая культура Древнего Рима стала основой для зарождения бесчисленных королевств Европы. В период своего расцвета она добилась впечатляющих достижений в искусстве, науках и многом другом, подарив оставив после себя множество памятников. Однако, одной из особенностей древнеримской культуры является то, что она многое позаимствовала у Древней Греции, от религии до разных направления в искусстве, просто римляне изменили это всё на свой манер. Многие древнегреческие боги в итоге стали древнеримскими – Арес стал Марсом, Зевс – Юпитером, Гермес – Меркурием, и так далее.

Читайте также:
Культура Древнего мира
Культура Древнего Востока
Культура Древнего Египта
Культура Древней Греции
Культура Древнего Китая

Культура и религия Древнего Рима

Культуру Древней Италии и Древнего Рима можно разделить на три основных периода:

  • Культура доримской Италии (3 тыс. — III в. до н.э.);
  • Культура Римской республики (III—I вв. до н.э.);
  • Культура Римской империи (I—V вв. н.э.).

Предшественницей культуры Древнего Рима была культура этрусков, чья страна простиралась от Тирренского моря до Аппенинских гор на востоке, а ее северная граница в VII в. до н.э. доходила до реки По. Этрурия представляла собой союз 12 городов-государств с рабовладельческим строем, основанным на безраздельном господстве аристократии. Расцвет этрусской культуры относится к VI—V вв. до н.э., когда она испытывала сильное воздействие греческой культуры.

Римская религия не была столь возвышенной и одухотворенной, как греческая. Древние римляне чтили богов искренне и глубоко, но при этом были весьма практичными. Они не сочиняли о своих богах поэтических сказаний, а искали у богов помощи в своей повседневной жизни: старательно молились, тщательно соблюдали различные религиозные обряды. Эти обряды совершались по строго установленным правилам, за точностью исполнения которых следили многочисленные жреческие коллегии – понтифики, арвальские братья, салии, весталки. Огромное значение придавалось всевозможным приметам и гаданиям. Ни одно важное дело не начиналось, пока не станет ясно, как отнесутся к нему боги. Различным богам посвящались специальные праздники. Характерной чертой римской религии было обожествление различных добродетелей.

50 интересных фактов о Древнем Риме

Начало восстания Степана Разина 1667-1671 кратко

Особенности культуры Древнего Рима

Важной особенностью культуры Древнего Рима является то, что она складывалась из других культур. В неё вошли этрусские, греческие и римские традиции и черты, свойственные культуре народов, покоренных Римом, иногда стоявших на более высокой ступени развития. Как и греки, римляне не мыслили жизнь вне гражданской общины, служить которой – долг и благо, вне свободы и независимости, вне связи с богами и полубогами. Не имея своей развитой мифологии, римляне почти полностью переняли ее у греков, назвав богов своими именами: Зевса — Юпитером, Афродиту — Венерой, Ареса — Марсом, Диониса — Вакхом и т.д. При этом религия была тесно связана как в дохристианском Риме, так и после провозглашения христианства основной религией.

Другой особенностью был практический характер древнеримской культуры. Он прослеживается во всём – в трезвости мышления, нормативном представлении о целесообразности порядка, скрупулезности римского права (тесно связанного с религией), учитывавшего все жизненные явления, тяготении к точным историческим фактам. Научные и философские идеи, литература и искусство — все переосмысливалось с точки зрения «Рим – центр Мира». Безусловной заслугой древнеримской культуры явилось стремление установить приоритет закона над властью. Только в Риме возникла целостная система государственности и законности – знаменитое римское право. Древнеримская культура отличалась большей прагматичностью и целесообразностью по сравнению с древнегреческой.

Искусство Древнего Рима

Древний Рим! Вначале город-государство на реке Тибр, затем господин всей Италии и, наконец, властелин всего бассейна Средиземного моря и Западной Европы. Росло значение Древнего Рима, менялось его искусство. Древнейшие сооружения римлян не сохранились до наших дней. Мы знаем только, что строителями первых римских храмов были этруски — северные соседи римлян, умелые архитекторы и скульпторы.

Умели этруски делать большие статуи из глины, камня или бронзы. Многому этрусские мастера научились у греков, с которыми они рано завязали торговые отношения. В VI — V вв. до н. э. этруски были гораздо более развитым и культурным народом, чем римляне. Не удивительно, что именно их пригласили римляне для строительства первых своих храмов. Этруски делали и скульптуры для этих храмов, и статуи, украсившие Рим. Лишь одна из них дошла до нас — знаменитая статуя Капитолийской волчицы, кормящей Ромула и Рема (фигурки братьев-близнецов, легендарных основателей Рима, сделаны заново в XVII в. — старые не сохранились). Это творение неизвестного этрусского скульптора украшало некогда площадь города и стало символом Рима.

Но римляне не долго нуждались в помощи пришлых мастеров. Они быстро научились строить храмы, сооружать мосты, дороги, водопроводы.

Они изобрели бетон — смесь гашеной извести, песка и щебня. Жидкую бетонную массу заливали в оболочку из дерева или оклады из кирпича. Бетон, застывая, превращался в твердую монолитную массу.

Таким способом можно было строить огромные здания, простирать над широкими пространствами купола и своды. И если скромные сооружения римлян II — I вв. до н. э. дошли до нас сильно пострадавшими от времени, то перед грандиозными сооружениями первых веков нашей эры время оказалось бессильным.

Читайте также:
Великая депрессия 1929-1933 - определение и роль в истории, причины

Колизей (75 — 80 н. э.), или, как его называли сами римляне, Колоссей (громадный), — гигантский амфитеатр в форме овальной чаши. Некогда на трибунах Колизея располагалось около 50 тыс. зрителей, приходивших сюда смотреть бои гладиаторов. Этот предок наших стадионов имел арену, которую можно было заливать водой и превращать в бассейн.

Служебные помещения располагались под зданием и занимали пять этажей. В жаркие дни над трибунами натягивали огромный, тент, для чего вдоль верхнего края здания были поставлены деревянные мачты. 240 арок тремя ярусами окружали арену Колизея, имеющую форму эллипса, и поднимающиеся уступами в 4 яруса места для зрителей. Каждую арку обрамляли полуколонны, над которыми тянулись антаблементы.

В первом ярусе колонны были тосканские, напоминающие дорические колонны главного храма Афин — Парфенона, во втором ярусе — ионические, в третьем — коринфские (см. ст. «Архитектура»). Но в Греции колонны всегда служили опорой, в Колизее же полуколонны, прилепленные к стене, маскировали толщину стены и были лишь декорацией. Такое чисто декоративное использование колонн и полуколонн характерно для римской архитектуры и отличает ее от греческой.

И другие сооружения Рима поражают своей грандиозностью, искусным исполнением, остроумием инженерного замысла. В ряде стран Европы и Северной Африки еще сохранились римские водопроводы, мосты и дороги, и во многих местах они продолжают служить людям.

В отличие от греков, знавших только стоечно-балочную конструкцию, т. е. колонну, перекрытую балкой, и помещения с плоскими потолками, римляне разработали арочное перекрытие и систему сводов. Римские своды поражают изобретательностью, масштабами, обилием разновидностей. Едва ли не высшим достижением римской конструкторской мысли был сомкнутый феерический свод, называемый обычно купол.

Один из наиболее совершенных образцов римской архитектуры — Пантеон, храм всех богов, построенный в Риме ок. 125 г. н. э. Круглее в плане здание перекрыто грандиозным куполом диаметром более 43 м.

Только в XIX в., с изобретением железобетонных конструкций, люди научились сооружать купола такого размера, а римляне построили купол Пантеона с помощью бетона и кирпичного каркаса. Здание чрезвычайно продумано. Высота его равняется диаметру, купол представляет собой полусферу. В центре купола находится отверстие, через которое проникает поток света, освещающий все внутреннее пространство огромного зала.

Пантеон поражал великолепием своего убранства. Квадратные углубления, необходимые для облегчения массы купола, так называемые кессоны, были заполнены бронзовыми золочеными розетками, стены внутри были выложены цветным мрамором, а колонны наружного портика были выточены из цельных гранитных монолитов.

Обязательной принадлежностью римских городов были общественные бани (римляне называли их термы). Обширные здания включали бассейн с проточной водой, своего рода искусственные озера. В одних помещениях были устроены ванны с теплой или горячей водой, в других — раздевальни, парильни. Большие залы предназначались для занятий гимнастикой. Но в римских термах были созданы условия не только для физических упражнений; в них имелись библиотеки с произведениями греческих и латинских писателей, кулуары и галереи для дружеских бесед и философских споров. Термы, построенные императором Каракаллой в начале III в. н. э. (термы Каракаллы), самые роскошные из многих сотен римских бань, вмещали до 2 тыс. человек одновременно.

Статуя Капитолийской волчицы. Конец VI — начало V в. до н. э. Бронза. Капитолийские музеи. Рим.

Внутри термы были богато украшены. Стены их отделывали цветным мрамором, пол — мозаикой, сводчатые потолки покрывали росписями. Через широкие окна с переплетами из золоченой бронзы, в которые вставляли иногда вместо стекла пластины полупрозрачного камня, лился мягкий рассеянный свет. В залах терм стояли многочисленные мраморные и бронзовые статуи.

Римляне украшали свои дворцы, общественные здания и городские площади статуями, вывезенными из завоеванных ими городов Греции и Малой Азии, или копиями с прославленных греческих оригиналов.

Благодаря этим копиям, сохранившимся в огромном числе, мы можем судить о недошедших до нас греческих скульптурах. Но относились римляне к статуям не так, как греки. Они ценили их не как произведения, воспевающие красоту и совершенство свободного человека, а лишь как красивые вещи, украшавшие их быт.

Различие в содержании и идейной направленности искусства древних греков и римлян заключалось в социально-экономическом и политическом различии их стран. В отличие от маленькой Греции Рим был столицей колоссального государства, покорителем многих стран и народов. Афины в период расцвета были рабовладельческой республикой, Рим во времена своего наивысшего могущества — империей. В Греции человек считался мерой всех вещей, в Риме — песчинкой перед силой и властью государства.


Колизей. 75—80 н. э. Рим.

Характерны для римского искусства и архитектуры триумфальные арки, воздвигавшиеся в память военных побед, важных событий, в честь императоров.

В Риме, недалеко от Колизея, возвышается арка, поставленная в I в. н. э. по случаю завоевания города Иерусалима императором Титом (арка Тита). Она украшена мраморными рельефами, на которых изваяны сцены триумфального шествия императора. Если греческий скульптор в своих рельефах, например во фризе Парфенона, стремился выразить радость, ликование, веселье, передавал ритм праздничной процессии, то римский ваятель подчеркивал лишь торжество победителей, несущих богатые трофеи, захваченные у противника. Греки изображали свободных граждан, римляне — солдат, вымуштрованных, дисциплинированных, приученных к строю. В этих рельефах нет гармонии древнегреческих изображений, зато с особой тщательностью и достоверностью переданы детали различных предметов, вооружение воинов, их одежды и прически.

Читайте также:
Индустриализация в СССР - причины процесса, этапы и особенности


Портрет пекаря и его жены. 1-я половина I в. н. э. Фреска из Помпеи. Национальный музей. Неаполь.


Конная статуя императора Марка Аврелия. Ок. 170 н. э Бронза. Установлена Микеланджело в 1538 г. на площади Капитолия в Риме.


Пантеон. Внутренний вид. Ок. 125 н. э. Рим.


Портрет императора Максимина Фракийца. Ок. 235 н. э. Мрамор. Капитолийские музеи. Рим.

К высшим достижениям искусства Древнего Рима относится скульптурный портрет. Его возникновение связано с религией римлян, у которых был развит культ предков. В каждом доме существовали домашние святилища — ларарии, в которых рядом с изображением богов-покровителей (Лар) стояли скульптурные портреты предков. Начав с изображения умерших, римляне затем перешли к созданию портретов живых людей.

Особенно высокого расцвета портрет достиг в эпоху Римской империи. Римский портрет всегда был удивительно правдивым, часто до жестокости трезвым и беспощадным. Скульпторы прежде всего стремились добиться сходства с оригиналом. Они не приукрашали изображаемых людей, не представляли их более красивыми, чем они были в жизни. Напротив, они смело и выразительно передавали в мраморе или бронзе худые, впалые щеки и морщины стариков, отвислые жировые складки лица, или мешки под глазами, или какую-нибудь бородавку на носу. С удивительной беспристрастностью, словно безжалостным лучом, высвечивали они солдатскую грубость полководца, лисью хитрость банкира, душевную пустоту аристократа, чванливую спесь наместника провинции. А рядом с такими портретами можно видеть изображения мудрых философов и благородных матрон.

Римские скульпторы даже в портретах императоров, изображаемых в виде величественных богов или героев-победителей, или полководцев, обращающихся с речью к войскам, стремились сохранить сходство с оригиналом.

Скульпторы знали множество различных приемов. Первоначально они раскрашивали мраморные портреты, обозначая зрачки, подцвечивая губы и волосы. Позже стали вырезать на месте зрачков углубления, что придавало удивительную живость взгляду, а в бронзовые головы для этой же цели вставляли глаза из цветных камней. Для изображения волос и одежды иногда применяли и цветной мрамор.

Древнеримские художники знали секрет восковых красок, не тускнеющих от времени и не боящихся воды. Ими они создавали живописные портреты, по совершенству и выразительности не уступающие портретам скульптурным. Но особенно любили римляне технику фрески. Стены домов и общественных зданий Рима нередко сплошь покрывались внутри фресками. Иногда это были великолепные орнаменты, составленные из стеблей, цветов, фигурок людей и животных. Иногда орнаменты сочетались с целыми картинами на темы греческих и римских мифов или произведений античных поэтов. Встречаются и живые сценки из жизни римских улиц.

Не менее важную роль, чем фреска, играла в древнеримском искусстве мозаика. Из мелких кубиков, вырезанных из разноцветных камней или отлитых из стеклянной массы, римские мозаичисты выкладывали не только сложные узоры, пестрыми коврами покрывавшие полы богатых домов, но и целые картины, не уступавшие живописным по красочности и совершенству.

Высоко развито было в Древнем Риме и прикладное искусство. Тончайшие украшения и покрытые рельефами сосуды изготовляли из золота и серебра римские чеканщики — торевты.

Из драгоценных металлов чеканщики умели делать и целые статуи. У египтян и сирийцев римляне переняли искусство изготовления стекла — прозрачного и цветного, из которого они делали прекрасные сосуды, переливавшиеся всеми цветами радуги, и нарядные бусы.

Особенно большого мастерства достигли древние римляне в резьбе по твердому камню. Резные камни, называвшиеся геммами, украшали ожерелья, перстни, служили печатями. Различаются геммы двух типов.

Камни с выпуклыми, рельефными изображениями называются камеями. Их часто вырезали из многослойных камней типа оникса, сардоникса или агата, причем старались расположить изображение так, чтобы светлое лицо вырисовывалось на темном, коричневатом или зеленоватом фоне, а волосы, шлем, одежда, сделанные из верхнего слоя камня, были темнее, чем лицо. На одноцветных камнях, вроде красного сердолика, зеленого змеевика, фиолетового аметиста, вырезались углубленные, «обратные» изображения. Такие камни называются инталии. Они служили преимущественно печатями для сургуча или воска, прикладывавшимися к письмам и документам.

Каждый период в истории мировой культуры по-своему ценен. Но особую роль ученые отводят античной культуре, т. е. культура Древней Греции и Древнего Рима. Ибо литература, искусство и философия Древней Греции и Древнего Рима стали отправной точкой в развитии всей последующей европейской цивилизации. Искусство античного мира впервые воспело человека как прекрасное и совершенное явление природы.

«. Без того фундамента, — писал Энгельс, — который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы». Античное искусство надолго сохранило значение образца и во многом осталось непревзойденным и недосягаемым.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: