Глагольные словосочетания – формы главного слова, правило составления

Словосочетание

Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Словосочетание более точно, чем слово, называет предмет, признак, явление или действие:

слово словосочетание
стол обеденный стол
письменный стол
лист лавровый лист
лист малины
гулять гулять в парке
гулять с друзьями

Словосочетание состоит из главного слова и зависимого. Зависимое слово уточняет смысл главного. От главного слова к зависимому всегда можно поставить вопрос:

стол (какой?) обеденный,

гулять (с кем?) с друзьями.

Словосочетания прилагательное+существительное и существительное+существительное могут быть синонимичными, например:

золотая монета – монета из золота,

меховой воротник – воротник из меха,

бритвенный станок – станок для бритья.

Не являются словосочетаниями:

    Подлежащее и сказуемое:

Любые слова, стоящие рядом в предложении, но не связанные между собой по смыслу:

сильный дует.

Слово с предлогом:

у окна, возле дома.

Члены предложения, отвечающие на одинаковые вопросы (однородные члены предложения):

(какой?) уставший и (какой?) сонный.

Устойчивые выражения (фразеологизмы):

спустя рукава.

Сложные грамматические формы:

будет играть, менее дорогой.

Обособленные члены в сочетании с определяемым словом:

. ветка, сломанная ветром.

Смысловая и грамматическая связь

Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому:

Смысловая связь Примеры
предмет и его признак засохший цветок
цветок
(какой?) засохший
действие и предмет лететь к солнцу
лететь
(к чему?) к солнцу
действие и его признак заинтересованно разглядывать
разглядывать
(как?) заинтересованно
признак и его степень по-весеннему свежий
свежий
(как?) по-весеннему

Зависимое слово связывается с главным не только по смыслу, но и грамматически. Грамматическая связь слов в словосочетании чаще всего выражается с помощью окончания или с помощью окончания и предлога:

домашние тапочки, тапочки (какие?) домашн ие;

ходить по лезвию, ходить (по чему?) по лезви ю.

Признаки словосочетания

Как и любая единица языка, словосочетания имеют свои признаки:

  1. Состав словосочетания — два и более самостоятельных слова.
  2. Смысловое единство этих слов.
  3. Подчинительная грамматическая связь между компонентами в словосочетании.

Простые и сложные

Все словосочетания состоят из главной и зависимой частей. Например, в словосочетании чистая вода главная часть — вода, зависимая — чистая.

По своему составу словосочетания могут быть простыми и сложными. Простое словосочетание — это словосочетание, состоящее из двух знаменательных слов:

мокрые пятна, всегда весёлый, гулять в саду.

Сложное словосочетание — это словосочетание, состоящее из трёх и более знаменательных слов:

гулять в зимнем саду, стол из красного дерева.

Сложное словосочетание образуется путём распространения компонентов простого словосочетания и, следовательно, может быть разделено на простые:

папин стол из красного дерева – папин стол, стол из дерева, из красного дерева.

Глагольные, именные и наречные

По характеру главного слова словосочетания делятся на глагольные, именные и наречные:

глагольные главным словом является глагол бегать по траве,
листать книгу,
решать задачу
именные главным словом является имя существительное, имя прилагательное, имя числительное или местоимение свежая краска,
очень скучный,
пять уроков,
кто-то знакомый
наречные главным словом является наречие навстречу мечте,
рядом с домом

Типы подчинительной связи в словосочетаниях

Слова в словосочетаниях связаны подчинительной связью. В русском языке существует три основных типа (вида) подчинительной связи слов в словосочетаниях: согласование, управление и примыкание.

Согласование — это тип подчинительной связи, при котором зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное. Например: спелое яблоко — зависимое слово спелое стоит в тех же формах (в единственном числе, среднем роде и именительном падеже), что и главное слово яблоко.

При согласовании с изменением формы главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова. Например:

большая яма (Им. п.), большой ямы (Р. п.), о большой яме (П. п.).

Грамматическая связь при согласовании осуществляется с помощью окончаний. В роли зависимых слов в таких словосочетаниях могут выступать:

  • имена прилагательные: надувной шарик;
  • местоимения-прилагательные: наши друзья;
  • причастия: просмотренный фильм;
  • порядковые числительные: второй год.
Читайте также:
Мате ударение как ставится в слове и почему

Управление — это тип подчинительной связи, при котором главное слово управляет падежной формой зависимого слова. Например:

прочитать книгу (В. п.), журнал (В. п.), страницу (В. п.).

Главное слово прочитать требует поставить зависимые от него слова — книга, журнал, страница, в винительный падеж.

При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется (зависимое слово остаётся в том же падеже). Например:

прочитать книгу (В. п.), прочитал книгу (В. п.), прочитаю книгу (В. п.).

Грамматическая связь при управлении выражается с помощью окончаний или окончаний и предлогов. Например, в словосочетании

гулять по парк у

грамматическая связь передаётся с помощью окончания -у и предлога по.

Примыкание — это тип подчинительной связи, при котором в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова (глаголы неопределённой формы, деепричастия, наречия):

учиться читать, бежать прихрамывая, писать грамотно.

При примыкании связь выражается не формами слов, а порядком слов и интонацией.

Неделимые словосочетания

Неделимые словосочетания — это словосочетания, которые в предложениях выполняют роль одного члена предложения:

сломанный ветром, пара часов, два цветка, брат с сестрой.

Синтаксический разбор словосочетания

Порядок разбора словосочетания:

  1. Назвать главное и зависимое слово. Поставить вопрос от главного слова к зависимому.
  2. Определить, какой частью речи является главное слово.
  3. Определить, какой частью речи выражено зависимое слово.
  4. Назвать средства грамматической связи (выделить окончание у зависимого слова или окончание и предлог).
  5. Определить вид словосочетания по главному слову.
  6. Указать тип подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).

При письменном разборе словосочетания, над главным словом ставится символ – × .

Пример. Образец разбора словосочетания: засохший лист.

Устный разбор.

В словосочетании засохший лист главное слово — лист. Лист (какой?) засохший. Засохший — зависимое слово. Главное слово выражено именем существительным. Зависимое слово выражено именем прилагательным. Зависимое слово связано с главным с помощью окончания -ий. Вид словосочетания по главному слову — именное. Тип подчинительной связи — согласование (зависимое слово согласуется с главным в мужском роде, единственном числе, именительном падеже; при изменении главного слова изменяется и зависимое).

Виды связей в словосочетаниях

О чем эта статья:

Понятие словосочетания

Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.

Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.

В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.

Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:

при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;

при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;

по смыслу: бегает (как?) быстро.

Основные виды словосочетаний

По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.

Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.

Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:

словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;

словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;

комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.

Существует три вида связи между словами в словосочетании:

согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;

управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;

Читайте также:
Дополнение в русском языке - определение, на какие вопросы отвечает

примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.

По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:

синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;

синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.

Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:

Чей?, Какой?, Который? — определительные.

Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.

Кого?, Чего? — объектные.

Подарок (кому?) подруге.

Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.

Гулять (где?) в парке.

Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.

Глагольные словосочетания

Глагольные словосочетания с именем существительным:

беспредложные (читать книгу),

предложные (говорить об искусстве).

Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).

Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).

В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).

Именные словосочетания

Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (письмо родителям);

предложные (прогулка по лесу).

С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).

С наречиями (прогулка верхом).

С инфинитивом (желание учиться).

Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (довольный ответом);

предложные ( способный к музыке).

С наречиями (очень интересный).

С инфинитивом (способный работать).

Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.

Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).

Наречные словосочетания

Словосочетания с наречием (очень удачно).

Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).

К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:

Подлежащее и сказуемое: ветер дует.

Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.

Слова с предлогами: около стола, возле дома.

Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.

Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.

Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.

Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.

Примеры словосочетаний со связью согласования

Существительное + прилагательное:

у соседнего двора,

с веселой песней.

Существительное + причастие:

перед цветущим полем,

Существительное + порядковое числительное:

на седьмое небо,

возле третьего подъезда,

через девятый этаж.

Существительное + местоимение:

Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:

в чистой столовой,

Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):

с чем-то веселым,

над чем-нибудь неясным,

с нашим знакомым,

перед этим зевающим.

Существительное + существительное (приложение):

Примеры словосочетаний со связью управления

Глагол + существительное:

разозлиться на шутку,

вернемся на рассвете,

беседую с другом.

Прилагательное + местоимение:

не согласен ни с кем,

не должен никому,

Прилагательное + существительное:

румяный от мороза,

сладкий на вкус,

злой на соседей,

Существительное + существительное:

радость от встречи,

грудь в медалях.

Наречие + существительное:

впереди у моста.

Числительное + существительное:

Деепричастие + существительное, местоимение:

шагая по тропинке,

Примеры словосочетаний со связью примыкания

Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:

Глагол + наречие:

Глагол + деепричастие:

рисовал стоя у мольберта,

ответил улыбаясь мне.

Существительное + наречие:

Существительное + несклоняемое прилагательное:

Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:

Глагольные словосочетания

Глагольные сло­во­со­че­та­ния состав­ля­ют гла­гол или его фор­мы, свя­зан­ные под­чи­ни­тель­ной свя­зью с зави­си­мым словом.

Понятие о словосочетании

В сло­во­со­че­та­ние объ­еди­ня­ют­ся два сло­ва, одно из кото­рых явля­ет­ся глав­ным, а вто­рое — зави­си­мым. Главное сло­во управ­ля­ет зави­си­мым, тре­бу­ет от него опре­де­лен­ной грам­ма­ти­че­ской фор­мы или соеди­ня­ет­ся с ним по смыслу:

  • писать (что?) пись­мо (сущ. в фор­ме вини­тель­но­го падежа);
  • вос­хи­щать­ся (чем?) музы­кой (сущ. в фор­ме тво­ри­тель­но­го падежа);
  • гото­вый (к чему?) к выступ­ле­нию (сущ. в фор­ме датель­но­го падежа).
Читайте также:
Засветло ударение на какой слог падает и почему

Такая нерав­но­прав­ная син­так­си­че­ская связь меж­ду сло­ва­ми назы­ва­ет­ся под­чи­ни­тель­ной.

Что такое глагольное словосочетание?

В зави­си­мо­сти от того, сло­вом какой части речи явля­ет­ся глав­ная лек­се­ма, раз­ли­ча­ют три типа словосочетаний:

  • имен­ные
  • нареч­ные
  • гла­голь­ные

Стержневым сло­вом в гла­голь­ном сло­во­со­че­та­нии явля­ет­ся гла­гол в раз­лич­ных фор­мах, дее­при­ча­стие или причастие.

Глагол может пред­опре­де­лять выбор фор­мы зави­си­мо­го сло­ва, тре­бо­вать опре­де­лен­но­го кос­вен­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го, место­име­ния, то есть управ­ля­ет ими:

  • радо­вать­ся (чему?) жизни;
  • идти (чем?) лугом;
  • рас­сте­лить (перед кем?) перед ним.

Такая под­чи­ни­тель­ная связь меж­ду гла­го­лом и зави­си­мым сло­вом назы­ва­ет­ся управ­ле­ни­ем.

Глагол и его фор­мы могут соеди­нять­ся с зави­си­мым неиз­ме­ня­е­мым сло­вом толь­ко по смыс­лу, то есть примыкать:

  • ска­кать галопом;
  • инте­ре­со­вать­ся изредка.

Рассмотрим подроб­но, с каки­ми сло­ва­ми соче­та­ют­ся гла­гол и его фор­мы и состав­ля­ют с ними гла­голь­ные словосочетания.

Примеры глагольных словосочетаний

Главное слово — глагол

1. Глагол + суще­стви­тель­ное (с пред­ло­гом и без него)

  • утвер­дить постановление;
  • обсу­дить привилегии;
  • напи­сать записку;
  • сты­дить притворщика;
  • бле­стеть на солнце;
  • при­плыть к берегу;
  • смот­реть­ся в зеркало;
  • при­лечь на диване;
  • зай­ти в дом;
  • остать­ся без поддержки.

2. Глагол + гла­гол (инфи­ни­тив)

  • про­дол­жать переписываться;
  • хочет пого­во­рить;
  • попы­тал­ся заснуть;
  • начать рисо­вать;
  • реши­ла отдохнуть;
  • закон­чить строгать.

3. Глагол + местоимение

  • зай­ду к нему;
  • думаю о чём-то;
  • уви­де­ли кое-что;
  • спро­сим у кого-нибудь;
  • узна­е­те об этом;
  • рас­спро­си­те о ней.

4. Глагол + наречие

  • холод­но простился;
  • спро­си­ла кстати;
  • при­е­дем вовремя;
  • поте­ря­ла в спешке;
  • сде­лать назло;
  • ска­зать сгоряча.

5. Глагол + деепричастие

  • рабо­тать стоя;
  • горел дымясь;
  • гово­рит краснея;
  • дви­га­ет­ся поворачиваясь;
  • раз­го­ва­ри­ва­ешь улыбаясь.

Главное слово — причастие

1. Причастие + существительное

  • леле­е­мый бабушкой;
  • люби­мый детьми;
  • блес­нув­ший в траве;
  • заржа­вев­ший от сырости;
  • под­ве­шен­ный над костром;
  • замо­тан­ный шарфом;
  • про­се­ян­ный сквозь сито;
  • выши­тый нитками;
  • рас­тер­тый в порошок.

2. Причастие + наречие

  • смот­ря­щий вдаль;
  • слад­ко спящий;
  • беле­ю­щий впотьмах;
  • про­смот­рен­ный на ходу;
  • про­чтен­ный бегло;
  • запол­нен­ный быстро;
  • нали­тый доверху;
  • моло­тый вручную.

Главное слово — деепричастие

1. Деепричастие + существительное

  • бле­стя на солнце;
  • вый­дя за дверь;
  • падая хло­пья­ми;
  • рас­сти­ла­ясь ковром;
  • поблед­нев от страха;
  • повер­нув за угол;
  • раз­го­ва­ри­вая по телефону;
  • увлек­шись идеей;
  • про­гу­ли­ва­ясь по берегу.

2. Деепричастие + наречие

  • отве­тив холодно;
  • гля­дя неприязненно;
  • улы­ба­ясь застенчиво;
  • пома­хав приветливо;
  • завер­нув слегка;
  • прой­дя направо;
  • рас­пи­сав поминутно;
  • выучив пра­ви­ло.

Словосочетания глагольные, именные, наречные

Словосочетание – это синтаксическая единица, состоящая из двух и более слов и строящаяся на основе подчинительной связи. Словосочетания связаны между собой по смыслу и грамматически или только по смыслу.

Словосочетание дает более точное название предметам, явлениям, действиям и их признакам.

В зависимости от того, какой частью речи является в составе составе словосочетания главное слово словосочетания бывают:

  • именные
  • глагольные
  • наречные

Глагольные словосочетания

Глагольные словосочетания – это словосочетания, в которых главное слово выражено глаголом., причастием, деепричастием.

1. глагол, причастие, деепричастие + зависимое существительное

Например:

  • построить дачу
  • построивший дачу
  • построив дачу

2. глагол + зависимый инфинитив или деепричастие

Например:

  • предложил приехать
  • пришел помогать
  • собираюсь решить
  • ехать задумавшись

3. глагол + зависимое наречие:

Например:

  • повернём налево
  • положить рядом
  • дышать громко

Именные словосочетания

Именные словосочетания – это словосочетания, в которых главное слово выражено существительным, прилагательным, числительным, местоимением.

Субстантивные словосочетания, где главное словом является имя существительное:

1. существительное + существительное (без предлога и с предлогом)

Например:

  • здание больницы
  • заведующий отделением
  • прыжок в высоту
  • пальто в горох

2. существительное + прилагательное

Например:

  • красное платье
  • быстрый ответ
  • яркий луч
  • правильное направление

3. существительное + местоимение-прилагательное

Например:

  • мой друг
  • любой гражданин
  • иное направление

4. существительное + зависимое порядковое числительное

Например:

  • второй этаж
  • первый ребенок
  • шестой уровень

5. существительное + причастие

Например:

  • отредактированное сообщение
  • объединившиеся люди

6. существительное + наречие

Например:

  • платье на запах
  • еда всухомятку
  • город вечером
  • штаны на вырост

7. существительное + глагол (инфинитив)

Читайте также:
Морфемный разбор слова что такое, примеры как разобрать и выполнить

Например:

  • время выпить
  • желание уехать
  • надежда вылечиться

Адъективные словосочетания, в которых главное слово – имя прилагательное

1. прилагательное + зависимое имя существительное

Например:

  • покорный маме
  • полезный малышу
  • лучший из ответов

2. прилагательное + зависимое местоимение

Например:

  • вредный всем
  • важный для нас
  • старый для меня

3. прилагательное + зависимое наречие

Например:

  • абсолютно прав
  • очень грустный
  • весьма справедливый
  • чуть-чуть белый

4. прилагательное + инфинитив

Например:

  • склонен помогать
  • волен решать
  • готовый уехать

Словосочетания, в которых главное слово – числительное

Например:

  • трое из ларца
  • двое в лодке
  • четверо в комнате
  • третий из соревнующихся

Словосочетания, в которых главное слово – местоимение

Например:

  • любой из нас
  • мы с коллегами
  • они с друзьями

Наречные словосочетания

Наречные словосочетания – это словосочетания, в которых главное слово выражено наречием.

1. наречие + зависимое наречие

Например:

  • крайне смело
  • совершенно неправильно
  • крайне шумно

2. наречие + зависимое существительное

  • быстрее ветра
  • тяжелее камня
  • легче травинки

Словосочетание: определение, строение, примеры

Словосочетания являются одной из часто употребляемых в речи синтаксических конструкций. Они повседневно используются в речи. Сегодня рассмотрим, что же представляют собой словосочетания, какие типы их существуют. Также остановимся на вопросе нахождения сочетаний слов в различных предложениях.

Понятие о словосочетании

Словосочетанием называют неделимую синтаксическую единицу, состоящую из нескольких слов, построенных на подчинении зависимого слова главному. Конструкции отличаются или грамматической, или смысловой связью. Чаще всего словосочетание имеет сразу два типа отношений.

Например: тихая погода, стало холодно, подошёл к сестре .

Словосочетание называет более конкретно и детально явления, предметы. Они понимаются ярче, чем одно слово:

  • мама – любимая мама;
  • лежать – лежать на диване;
  • платье – платье в клетку.

Не относят специалисты к словосочетаниям следующие конструкции, выраженные:

  1. Грамматической основой (подлежащим и сказуемым): мама поёт .
  2. Слова, которые находятся рядом, но не имеют смысловую связь: красивый находится .
  3. Сочетание слова и предлога: рядом с комнатой, у книги .
  4. Членами предложения однородной структуры. Они отвечают на схожие вопросы. Обычно в данную группу выделяют однородные конструкции: (какая?) земляничная и (какая?) сомневающаяся .
  5. Устойчивыми выражениями в виде фразеологических оборотов: спустя рукава .
  6. Сложными грамматическими формами в виде: можно выступать, более благозвучный .
  7. Обособленными членами предложения и определяемыми словами: мальчик, играющий во дворе

Структура словосочетания

В структурном плане словосочетание состоит из одного или нескольких слов. В конструкции одно слово является главным, а другое (или другие) зависит (-ят) от него. Главным называют синтаксическую и смысловую единицу, от которой ставят вопрос к второстепенным. Приведём пример:

  • Лунная ночь. В этом словосочетании главным является существительное ночь . Оно связано с прилагательным лунная по смыслу и грамматически. Оба слова стоят в Именительном падеже единственного числа женского рода, причём выбор формы прилагательного определяется ролью существительного. Кроме того, от слова ночь можно поставить вопрос какая (?) к прилагательному лунная .
  • Ехать далеко. В данной конструкции главным является глагол ехать . К нему относится наречие далеко . Слова связаны грамматически и по смыслу, благодаря чему образуют единую синтаксическую структуру. От ехать можно задать вопрос – куда (?), далеко .
  • Бифштекс с кровью. В данном случае главным структурным центром является существительное бифштекс . Для конкретизации его использовано существительное – с кровью . От главной составляющей конструкции к зависимой можно задать вопрос – какой?

Без сочетаний слов в повседневной жизни сложно обойтись. Они необходимы для акцентирования внимания на множестве деталей или обстоятельств. Рассмотрим это на очередных двух примерах:

Этот праздник — этот интересный праздник.

В первой половине предложения констатируется факт, вторая — показывает, как относится гражданин к явлению, а также в ней можно увидеть оценку речевой ситуации. И ещё.

Первое слово представляет собой только глагол, который говорит, что собирается совершить человек. Во втором случае – указывается конкретная цель, с какой отправляется гражданин в поездку.

Если словосочетание состоит из существительного с прилагательным, его можно заменить синонимичной конструкцией, состоящей из сочетания существительного с существительным.

  • Деревянный пол – пол из дерева;
  • Золотое кольцо – кольцо из золота;
  • Ситцевое платье – платье из ситца.
Читайте также:
Как пишется стеклянный - объяснение правила

Словосочетание и предложение

По строению и грамматическому значению словосочетания отличаются от предложений. В них отсутствует законченная мысль, специальная интонация, сообщающая какие-либо данные.

Посмотрим на следующие варианты:

  • синеющая даль;
  • красивая девочка;
  • едут в машине.

В данных примерах видно, что слова в различных словосочетаниях связаны определённым образом. Они имеют зависимость друг от друга, но отсутствует в конструкциях передача сообщений о чём-либо, выражение просьбы или оформление вопроса, что характерно для предложения.

Для предложения характерно объединение словосочетаний в единое целое. По большей мере они для него представляют собой строительный материал.

Рассмотрим пример: Зелёная трава удивительно хороша сегодня .

Отличается предложение тем, что в нём выражается законченная мысль. Оно является более крупной, чем словосочетание, единицей речи, содержащей в своей структуре подлежащее и сказуемое (иногда что-то одно из этого набора), называемых грамматической основой.

Предложение имеет законченную мысль, в которой происходит развитие действия и название предмета речи. Структурно можно разделить конструкцию на следующие элементы:

  • трава (какая?) зелёная;
  • хороша (когда?) сегодня;
  • хороша (как?) удивительно.

Кроме того, в выражении выделяют грамматический центр в виде подлежащего и сказуемого – трава хороша .

Признаки словосочетания

Словосочетание, как и другие единицы речи, имеет ряд признаков:

  1. По составу . Словосочетание состоит из 2-х или нескольких самостоятельных слов.
  2. По связи . Элементы конструкции связаны с помощью подчинительной грамматической связи.
  3. По смыслу . Словосочетание отличается смысловым единством слов.

Простые и сложные словосочетания

Во всех подобных спецконструкциях выделяют главную и зависимую части: вкусный хлеб – словосочетание состоит из 2-х слов, из которых существительное хлеб является главным, а прилагательное вкусный — зависимым словом.

Часто работают на уроках, особенно в начале изучения, с простыми вариациями, которые имеют два слова: серебряные изделия, всегда грустный, ехать в поезде .

Для сложных вариантов характерно использование сочетаний из 3-5 знаменательных слов: приехать в удивительное место, мебель из дорогого материала.

Образование сложных конструкций происходит за счёт того, что распространяются элементы простой разновидности. Их в случае необходимости можно разделить на несколько простых:

мамина шляпка из итальянской соломки – мамина шляпка , шляпка из соломки , из итальянской соломки.

Типы связи слов в словосочетаниях

Словосочетания по грамматической характеристике распределяются на три группы. Представим сначала их в виде таблицы.

Типы конструкций Примеры Грамматические признаки
Согласование зелёный кустик
красивая девушка
золотое сердце
Главное слово выражается существительным или личным местоимением, которое согласуется с зависимым в роде, числе и падеже.
Управление папин шарф
купить хлеб
уехать из города
Управление главного слова зависящими элементами, ставя их в определённом падеже.
Примыкание шёл подпрыгивая
идти впереди
мог делать
Зависимые слова примыкают к главным особым образом без каких-то грамматических признаков.

Рассмотрим каждый из типов более подробно.

Согласование

Согласованием называется подчинительная связь, при которой главное из слов согласуется с зависимым в роде, числе и падеже.

Например: вкусной грушей – для зависимого слова характерны те же формы, что и для главного. Стоит прилагательное вкусной в форме единственного числа, женского рода, Творительного падежа, что и главное слово – грушей .

Если меняется форма главного слова, это же происходит и с зависимым:

  • быстрый шаг (Им.п.);
  • быстрого шага (Р.п.);
  • быстрому шагу (Д.п.);
  • быстрым шагом (Тв.п);
  • о быстром шаге (П.п.).

Согласование характеризуется специальной грамматической связью, которая выражается окончаниями. Зависимые слова представлены в виде:

  • имён прилагательных : красный нос , чудесное настроение ;
  • местоимений-прилагательных : с моими уроками ;
  • причастий : включённый свет ;
  • порядковых числительных : седьмой класс .

Управление

Управлением называют такую подчинительную связь, при которой главное слово управляет зависимым, ставя его в нужную падежную форму.

съесть ягоду (В.п.), мороженое (В.п.), сыр (В.п.).

Главным словом съесть осуществляется постановка зависимых слов в форму Винительного падежа, оставляя при этом главный компонент в неизменном виде:

Съесть ягоду (В. п.), съесть мороженое (В. п.), съесть сыр (В. п.).

Для управления грамматической связью применяют окончания, а также окончания с предлогами. Рассмотрим пример:

выехать из город а

В словосочетании передача грамматической связи осуществляется посредством окончания а и предлога из .

Примыкание

Примыканием называют подчинительную связь, при которой зависимое слово выражается неизменяемыми словами в виде глаголов, стоящих в неопределённой форме, деепричастий, наречий.

учиться плавать , подойти улыбаясь , написать красиво .

Группы подчинительных словосочетаний

Словосочетания в зависимости от характеристики главной части принято разделять на глагольные, именные и наречные. Это подразделение имеет свои особенности. Рассмотрим каждый вид и приведём соответствующие примеры.

Глагольные

Для этого вида характерно представление главного слова в виде глагола. Зависимый элемент конструкции выражается существительным или местоимением. Например:

  • купить (что?) хлеб ;
  • петь (что?) песню ;
  • загорать (на чём?) на пляже ;
  • повторить (кому?) ему .

Именные

Именные названы так, потому что они выражаются именем – существительным, прилагательным, местоимением, причастием. Приведём примеры подобных конструкций:

  • старое покрытие;
  • очень весёлый;
  • семь дней;
  • кто-то знакомый.

Наречные

Уже по названию можно сказать, что для данного типа характерно применение выражений с главным словом в виде наречия:

  • возле дома;
  • навстречу мечте.

Зависимое слово выражается здесь обычно существительными. Иногда можно увидеть в подобных словосочетаниях прилагательные, местоимения.

Синтаксический разбор словосочетания

Рассмотрим, как синтаксически разбирать словосочетания:

  1. Начинаем работу с определения главного и зависимого слов с последующей постановкой вопроса между ними.
  2. Определяемся, к какой части речи относятся главное и зависимое.
  3. Называем, чем грамматически связаны (с выделением окончания у зависимого слова). Также часто обозначают окончания в словах и отмечают предлоги.
  4. Указание типа подчинительной связи в виде согласования, управления, примыкания.

Существует некоторое отличие устного разбора от письменного. В случае последнего записывают словосочетание, ставя вопрос от главного к зависимому. Указывают также, какое из слов является главным. Затем определяются с типологией сочетания.

Учим ребёнка работать со словосочетаниями

Уже в начальной школе рекомендуют специалисты начинать работу. При регулярности занятий уже через некоторое время ученики смогут определиться с вопросом, как найти любое словосочетание.

Объясняем доступно, что такое словосочетание

Сначала научите детей, что словосочетанием называется специальная конструкция, состоящая из 2 или более слов, которые связаны смыслом и грамматически.

Не забудьте сказать, что конструкция только называет действие или предмет, но не имеет смысловой законченности, что отличает её от предложения.

Ищем слово, от которого надо задавать вопрос

Начинаем с простых двухсловных словосочетаний, сперва ищем от какого к какому слову мы сможем задать вопрос. Серый паук ( паук какой? серый ). Ловит рыбу ( ловит что? рыбу ). Когда разобрались с тем от какого из двух слов в словосочетании мы ставим вопрос, можете объяснить ребёнку, что это и есть то самое главное слово, а чем оно отличается от зависимого? Правильно, тем что вопрос задаём от него, а не к нему.

Учимся выписывать словосочетания

Хорошей тренировкой для ребёнка будет попытка определить словосочетание среди членов предложения. Поэтому после того как вы освоите простые словосочетания, переходим к простым предложениям. Сперва ищем грамматическую основу. На эту тему у нас также есть урок. А от подлежащего и сказуемого уже легко поставить вопросы к другим словам. Именно они и будут словосочетаниями.

Любимая мама поёт песни малышу.

От подлежащего мама можно задать вопрос к прилагательному любимая . От сказуемого – к существительным песни и малышу . Но при этом к ним ставятся разные вопросы: поёт (что?) песни , поёт (кому?) малышу . Вот мы и получили три словосочетания.

Запоминаем, что главные члены предложения словосочетанием не являются

Немаловажным будет уже на этапе ознакомления со словосочетаниями ввести для детей правила, что грамматическая основа не относится к подобным конструкциям. Отработайте тщательно тему. Это снизит множество проблем впоследствии.

Задание. Определяем виды и типы словосочетаний

Ознакомившись с темой и узнав, какие существуют типы конструкций, попробуем определить их самостоятельно. Затем проверьте по ключу, верно или нет всё сделали. Итак, определите, к каким типам относятся словосочетания:

  1. Идти в лес.
  2. Рассмотреть тему.
  3. Интересный рассказ.
  4. Интересно рассказывать.
  5. Думать над темой.
  6. Петь подвывая.
  7. Красочная картина.
  8. Пять уроков.
  9. Сидеть на стуле.
  10. Идти вперёд.

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Русский язык

Словосочетание. Средства грамматической связи слов в словосочетании

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Словосочетание как единица синтаксиса.
  2. Средства связи слов в словосочетании.
  3. Разбор словосочетания.

Словосочетание – это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью.

Подчинительная связь – связь, которая связывает неравноправные компоненты, один из которых является главным, а другой – зависимым; от главного слова к зависимому можно поставить вопрос.

Согласование – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное.

Управление – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже.

Примыкание – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1//Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2016. – С. 61 – 65, 65 – 66.

Дополнительная литература:

1. Бунеев Р. Н., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1/Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – С. 148.

2. Львова С. И., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1/ Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012. – С. 121.

3. Постникова И. И., Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 классов./ Постникова И. И., Подгаецкая И. М. и др. – М.: «Просвещение», 2007. – С. 232 – 248.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Словосочетание – это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью.

Подчинительная связь связывает неравноправные компоненты, один из которых является главным, а другой – зависимым; от главного слова к зависимому задаётся вопрос.

Наслаждаться (чем?) – тишиной.

Функция словосочетания, как и функция слова, состоит в названии предметов (номинативная функция), но словосочетание делает это более детально. Сравните: «стол – деревянный стол, ученический стол, кухонный стол».

От слова словосочетание отличается тем, что состоит из двух и более самостоятельных слов. Значение словосочетаний складывается из значений слов, которые входят в его состав.

От предложения словосочетание отличается тем, что не является самостоятельной единицей общения: мы общаемся не словосочетаниями, а предложениями. Словосочетания являются для предложений «строительным материалом». Кроме того, предложение может состоять из одного слова (Подморозило.), а словосочетание нет.

Как из слов «восхищаться, картина, сидеть, урок» построить словосочетания? Для этого надо связать слова по смыслу и грамматически. Грамматическим средством связи является окончание или окончание и предлог.

Восхищаться (чем?) картиной.

Сидеть (где?) на уроке.

Наречия с главным словом соединяются только по смыслу, так как наречие – неизменяемая часть речи. Бежать (как?) быстро.

Словосочетания образуют только связанные между собой самостоятельные слова.

Рассмотрим предложение. «Первый луч солнца выглянул из-за тучи». В этом предложении выделяются следующие словосочетания: луч (какой?) первый, луч (чего?) солнца, выглянул (откуда?) из-за туч. Грамматическая основа луч выглянул не является словосочетанием. Также не является словосочетанием имя и фамилия (Иванов Саша учится в пятом классе)

Чтобы вычленить словосочетания из предложения надо:

  1. выделить грамматическую основу;
  2. выделить словосочетания, имеющие отношение к подлежащему;
  3. выделить словосочетания, имеющие отношение к сказуемому;
  4. выделить словосочетания группы второстепенных членов.

Модель словосочетания показывает, какое слово является главным, какое – зависимым и какими частями речи они выражены.

Любимый урок – прил. + сущ.

Помощь брату – сущ. + сущ.

Поехать на автобусе – гл. + сущ.

Со строением словосочетаний связано грамматическое значение. Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому. В словосочетаниях могут выражаться следующие основные значения:

  1. определительные: предмет и его признак – «солнечный день, тетрадь в клетку, яйца всмятку»;
  2. объектные: действие и предмет, на который оно направлено – «стремиться к знаниям, защищать Родину; действие и орудие действия – стучать молотком»;
  3. обстоятельственные: действие и место, время, причина совершения действия – «уехать из города, вернуться поздно, отсутствовать по болезни, одеться модно».

Словосочетания могут иметь различную модель, но выражать одинаковые значения, т.е. быть синонимичными. Например, деревянный стол (прил.+ сущ) – стол из дерева (сущ.+ сущ.), мамина книга (прил.+ сущ) – книга мамы (сущ.+ сущ), идти радостно (гл.+ наречие) – идти с радостью (гл. + сущ.). Вместе с моделью словосочетания меняется и тип подчинительной связи: согласование – управление, примыкание – управление.

По тому, какой частью речи выражено главное слово, принято выделять именные, глагольные и наречные словосочетания. Рассмотрим несколько словосочетаний. Пятый класс – главное слово выражено именем существительным, следовательно, это именное словосочетание; высокий дом – именное; бежать быстро – главное слово выражено глаголом, следовательно, это глагольное словосочетание; читать книгу – глагольное; очень холодно – главное слово выражено наречием, следовательно, это наречное словосочетание; необычайно интересно – наречное.

Чтобы выполнить разбор словосочетания, надо

  1. назвать главное и зависимое слово, поставить вопрос;
  2. определить, какими частями речи выражены главное и зависимое слово;
  3. назвать средства грамматической связи (выделить окончание у зависимого слова или окончание и предлог);
  4. определить модель словосочетания;
  5. определить тип связи.

Теоретический материал для углублённого изучения

Виды связи слов в словосочетаниях

Согласование – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное. Например, «в новом доме» (главное и зависимое слово стоят в м.р., ед.ч., П.п.); «деревянного стола» (главное и зависимое слово стоят в м.р., ед.ч., Р.п.).

Управление – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже. Например, «видеть (что?) дом» (В.п.); «сидеть (на чём?) на траве (П.п.)».

Примыкание – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу. Например, «бегать быстро», «учиться отлично».

При определении вида связи в словосочетании удобно пользоваться таблицей, в которой отражены вопросы от главного слова к зависимому и модель словосочетания.

Согласование

Формы связи зависимого слова от главного

Зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное

Зависимое слово ставится при главном в определённом падеже

Зависимое слово связано с главным только по смыслу

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? ЧЕЙ?

Примеры заданий из Тренировочного модуля

  1. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте

Найдите и обозначьте в словосочетании главное и зависимое слово и укажите, какой частью речи является главное слово. Определите тип словосочетания.

Зимний вечер. В словосочетании главное слово вечер выражено _________, от него задаём вопрос «какой»? – зимний, зависимое слово выражено _________. Так как главное выражено __________, то словосочетание __________.

Разбор задания: вспоминаем, на какие вопросы отвечают и что обозначают самостоятельные части речи. Что? – вечер – имя существительное, т. к. обозначает предмет. Вечер какой? зимний – имя прилагательное, т. к. обозначает признак предмета. Главное слово – имя существительное, следовательно, словосочетание именное.

  1. Установление соответствий между элементами двух множеств

Соотнесите словосочетание с типом подчинительной связи.

Выпорхнула из клетки

Разбор задания: вспоминаем:

– при согласовании от главного слова к зависимому задаём вопрос: «какой? какая? какие? чей?»;

– при управлении от главного слова к зависимому задаём «падежные вопросы»;

– при примыкании от главного слова к зависимому задаём вопрос как? Следовательно: вековые дубы соединяем с согласованием; бежать быстро – с примыканием; выпорхнула из клетки – с управлением.

Правописание “невозможно” и “не возможно”: всегда ли слитно, примеры употребления, исключение

Человеку, владеющему хотя бы самым азами грамоты, ошибиться в слове «невозможно» практически невозможно – простите за невольную тавтологию. Однако не возможно ли «те же самые буквы и слоги» писать раздельно: «не возможно», чтобы и это выражение было правильное в общем контексте высказывания?

Да, действительно в качестве наречия (полностью отвечающего на вопрос “как”) – слово пишется всегда слитно –«невозможно».

И лишь с предлогом “ли” образуется словосочетание – “не возможно ли”.

Другой случай – противопоставление с наречием “возможно” и приложенной к нему отрицательной частицей “не” – напр. “это не возможно, а совершенно невыполнимо”.

Подробнее о правилах и употреблении – далее.

Предикатив “невозможно”

Слово «невозможно» – предикативное обстоятельственное наречие меры и степени. Неизменяемое слово. Состоит из приставок «не-воз-», корня «-мож-» и суффиксов «-н-о». Постановка ударения и разбиение переносами не-воз-мо́ж-но. Пишется слитно. Происходит от глагола «мочь» через прилагательное «невозможное».

Предикативные наречия выражают оценку обстоятельств дела и/или придают высказыванию (фразе, предложению, выражению) нужный по контексту эмоциональный оттенок (к примеру: «плохо», «душно», «ярко», «шумно»). В данном случае – его непереносимости и/или неосуществимости:

  • «Невозможно больше выносить эти карантинные ограничения!»

Точными синонимами здесь будут «невыносимо» (сокращённое – «несносно») и «нельзя»:

  • «Да, ты права! Нельзя нормально ни с друзьями пообщаться, ни развлечься. Это действительно невыносимо

Косвенным образом может выражаться запрещение (синонимы «запретно», «недопустимо», «непозволительно»):

  • «Да этот же ваш борщ и в рот брать недопустимо;

или оценка неординарности (исключительности, необычайности); синонимы «неимоверно», «немыслимо»:

  • «Оглядывая с вершины Чегета Приэльбрусье, немыслимо убедить себя, что вот те серебристые ниточки – бурные потоки, а те кучки мелких кубиков – дома многолюдных селений».

От подстановки «невозможно» или «нельзя» вместо выделенных слов смысл этих фраз не изменится: точными (полными) синонимами в любом случае можно заменить косвенные (неполные), а вот наоборот – отнюдь не всегда.

Как из антонимов получаются синонимы

Точных антонимов к «невозможно» немного: «можно» и «возможно». Поскольку исходное слово несёт оттенок ультимативности (категоричности), его антонимы при помощи вопросительной частицы «ли» обращаются в синонимы, если самое высказывание строится как риторический вопрос:

  • «Нет, ты подумай – возможно ли долее сидеть вот так день-деньской, тупо глядя в экран?!»

Примечание: сочетание знаков пунктуации «?!» в конце фразы – признак риторического вопроса.

Возможная ошибка

Предикативные наречия или просто предикативы (хотя предикативами могут быть и выражения) вводными словами (см. ниже) не являются, и поэтому на письме запятыми отделяются никак не обязательно, но только лишь согласно контексту. Написать, к примеру: «Невозможно, так сидеть сиднем!» будет грубой пунктуационной ошибкой.

Раздельное словосочетание “не возможно”

Но когда же написать «не возможно» будет верным? Если вопрос прямой не риторический. Тогда к известной конструкции антоним + «ли» спереди (по тексту) добавляется ещё и отрицательная частица «не»:

  • «Как вы думаете, не возможно ли нам будет переправиться через эту реку на плоту?»

Также аналогичная ситуация и в случае противопоставления с союзом а (что в общем-то встречается редко):

  • “Выяснилось, что это не возможно, а все-таки неосуществимо.”

Однако обратной трансформации «синоним из антонима» -> «снова антоним» тут уже не будет, так как все выражение теряет категоричность.

Вводные слова

Данное понятие вошло в русскую грамматику не столь уж давно, поэтому многие путают вводные слова с предикатом – элементом латинской риторики. Предикат в ней был частью высказывания, долженствующей подготовить слушателя к уразумению формулирующей части – вердикта. Последний, по сути его («ver dixi (dictum)»«так сказал (сказано)») обсуждению не подлежал: древние римляне не знали самокритики. Я, дескать, сказал, и точка!

Высокая латынь, бесспорно, изумительный по выразительности и совершенству грамматики язык. Сравните хотя бы одно и то же у двух великих поэтов – Горация и Пушкина: «Exegi monumentum»«Я памятник себе воздвиг…». Но контекст языка в целом определяется тем, что можно охарактеризовать как мироосознание. И оно с тех пор радикально изменилось: в Древнем Риме за одно лишь сомнение в истинности сенаторского слова недолго было и на крест угодить. В наши дни обсуждение, оспаривание и отрицание суждений сенаторов, если они того заслуживают – непременный и необходимый атрибут демократии.

В современных языках вводное слово никоим образом не римский предикат. Оно, как и наречие-предикатив, задает общий настрой высказывания:

  1. «Спасибо, было очень весело!» – выражает благодарность и удовольствие, т.е. придает выражению эмоциональную окраску.
  2. «Правда, сведения эти я нашёл в интернете, но авторитетные печатные источники их подтверждают» – дает оценку (в данном случае – источнику информации).
  3. «Весна выдалась тёплая и умеренно влажная, значит, огород нужно будет перекопать раньше обычного» – описывает последовательность и связь событий (что из чего вытекает).
  4. «Ну, вы и цену заломили, однако – дает оценку ситуации и выражает отношение к ней.
  5. «Допустим, я приму ваше предложение» – выражает связь мыслей в виде предположения и сомнения.
  6. «Может быть, решимся-таки на генеральную уборку, раз из дому всё равно не выйти?» – означает предложение, подлежащее обсуждению.
  7. «Ладно, давай уж, чего зря диван мять!» – выражает согласие и указывает на намерение говорящего.

Однако вводное слово не является частью речи, и само по себе ничего не значит. Что сие может означать касательно, скажем, «спасибо» или «допустим», которые единственно лишь сами собой могут являться фразами, наделённым ясным законченным смыслом, пусть разбираются высокоучёные филологи. Общие же свойства вводных слов:

  • Выражают отношения (связь) между субъектами высказывания или отношение его автора к чему-либо (утвердительное, предположительное (сомнительное), согласительное (примирительное, уступительное), отрицательное (противительное), разделительное и др.).
  • Не обязательно располагаются в начале предложения, могут находиться в его середине или конце (примеры 3 и 4 выше).
  • Отдельные вводные слова на письме всегда выделяются запятыми, поскольку не являются членами предложения (не имеют синтаксической связи с остальными составляющими его словами).
  • Вводное слово, входящее в состав обособленного оборота, отделяется запятыми вместе с ним (примеры 6 и 7).
  • Два вводных слова, стоящие одно за другим, разделяются запятой (пример 7).
  • В качестве вводных могут употребляться слова, в ином контексте являющиеся самостоятельными частями речи («давай», «допустим», «может», «правда» выше).
  • Слово, выступающее в роли предикатива, становится неизменяемым.

Примечание: слова фразы, выражающие общий смысл предложения и поэтому имеющие между собой синтаксическую связь, называются сочинительными.

Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: