Морфемный разбор слова что такое, примеры как разобрать и выполнить

2.15. Морфемный и словообразовательный разбор слова

Морфемный и словообразовательный разбор слова (то, что условно обозначается цифрой 2 ) – это два взаимосвязанных этапа анализа структуры слова.

А) План морфемного разбора

  1. Выписать слово в той форме, в какой оно представлено в предложении. Определить слово как часть речи (изменяемая или неизменяемая часть речи).
  2. У изменяемого слова выделить окончание и указать его значение. Чтобы определить окончание, необходимо слово просклонять или проспрягать.
  3. Указать основу слова.
  4. Выделить корень слова; подобрать однокоренные слова.
  5. Выделить приставки, суффиксы, постфиксы, соединительные гласные (если они есть); подобрать другие слова с такими же приставками, суффиксами и т.д., но с другим корнем.

Б) План словообразовательного разбора

  1. Поставить слово в начальную форму.
  2. Указать основу слова и определить, является ли оно производным.
  3. Для производного слова подобрать словообразовательную пару (слово, от которого непосредственно образовано разбираемое слово).
  4. Указать основу в производящем слове.
  5. Указать словообразовательные приставки, суффиксы, постфиксы (если они есть).
  6. Указать способ образования слова.

2) Основу разбираемой формы слова можно выделить всегда, окончание (включая нулевое окончание) выделяется только в изменяемых частях речи (нет окончаний у деепричастий, наречий, служебных частей речи и некоторых существительных и прилагательных).

3) Чтобы определить, является ли слово производным, надо обратить внимание на состав его основы (в начальной форме!).

4) Если основа начальной формы слова состоит из одного корня, то оно обычно является непроизводным. Исключения могут составить слова, которые образованы путём: (а) нулевой суффиксации; (б) перехода из одной части речи в другую.

5) Если основа начальной формы слова состоит из корня и приставки, суффикса и т.д., такое слово обычно является производным. Исключения составляют некоторые бесприставочные глаголы.

6) Сложное слово всегда является производным.

Образец морфемного и словообразовательного разбора

В уездном городе N было так много парикмахерских 2 и бюро похоронных процессий, что казалось, жители 2 города рождаются 2 лишь затем, чтобы побриться 2 , остричься, освежить 2 голову 2 вежеталем и сразу же умереть. А на самом деле в уездном 2 городе N люди рождались, брились и умирали довольно редко. Жизнь города N была тишайшей 2 . Весенние вечера были упоительны, грязь под луной сверкала, как антрацит, и вся молодёжь города до такой степени была влюблена 2 в секретаршу месткома 2 коммунальников, что это мешало 2 ей работать (Ильф и Петров).

1) Морфемный разбор:

1. парикмахер-ск –их (имя существительное).
2. Окончание – –их. Оно выражает значения мн.ч., Р.п., ср.: парикмахерск –ая, парикмахерск –ой.
3. Основа формы – парикмахер-ск- .
4. Корень – парикмахер-. Однокоренные слова: парикмахер □ , парикмахер -ш –а.
5. –ск– – суффикс. Это суффикс прилагательного, ср.: матрос- ск –ий, жен- ск –ий.

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – парикмахерская.
2. Основа слова – парикмахерск- . Основа производная.
3–5. парикмахерск –ая (сущ.) ← парикмахерск –ий (прил.).
6. Слово образовано путём перехода из одной части речи в другую (из прилагательного – в существительное – субстантивация).

1) Морфемный разбор:

1. жи-тел –и (имя существительное).
2. Окончание – –и. Оно выражает значения мн.ч., И.п., ср.: житель □ , жител –я.
3. Основа формы – жи-тел- .
4. Корень –жи-. Однокоренные слова: жи –ть, жи -л –ой.
5. –тель – суффикс. Это суффикс существительного, ср.: пис-а- тель □ , вод-и- тель □ .

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – житель.
2. Основа слова – жи-тель . Основа производная.
3–4. жи- тель □ → жи –ть.
5. -тель – словообразовательный суффикс.
6. Суффиксальный способ.

Читайте также:
Как пишется погрустнее по правилам русского языка

1) Морфемный разбор:

1. рожд-а –ют-ся (глагол).
2. Окончание – –ют. Оно выражает значения 3-го л. мн.ч., ср.: рожд-а -ет- ся , рожд-а -ем- ся .
3. Основа формы – рожд-а-…-ся .
4. Корень – рожд-. Однокоренные слова: рожд -а -ть, рожд-ённ -ый.
5. –а– – суффикс. Это суффикс глагола, ср.: пис- а -ть, реш- а -ть.
ся – постфикс возвратного глагола, ср.: мы -ть- ся , куп-а -ть- ся .

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – рождаться.
2. Основа слова – рожд-а-…-ся . Основа производная.
3–4. рожда –ть– ся ← рожда –ть.
5. – ся – словообразовательный постфикс.
6. Постфиксальный способ.

1) Морфемный разбор:

1. по-бри –ть– ся (глагол в неопределённой форме).
2. Окончание – –ть. Оно выражает значение неопределённой формы, ср.: по-бре -ет- ся , по-бре -ем- ся .
3. Основа формы – по-бри-…-ся .
4. Корень – бри-. Однокоренные слова: бри -тв -а, вы- бри -ть.
5. по– – приставка, ср.: по -сл-а –ть, по -сад-и –ть.
ся – постфикс возвратного глагола, ср.: мы -ть- ся , куп-а -ть- ся .

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – побриться.
2. Основа слова – по-бри-…-ся . Основа производная.
3–6. а) по-бри -ть- ся ← по -бри -ть; -ся – словообразовательный постфикс; постфиксальный способ.
б) по-бри -ть- ся ← бри -ть- ся ; по– – словообразовательная приставка; префиксальный способ.

1) Морфемный разбор:

1. о-свеж-и –ть (глагол в неопределённой форме).
2. Окончание – –ть. Оно выражает значение неопределённой формы, ср.: о-свеж -ит, о-свеж -им.
3. Основа формы – о-свеж-и- .
4. Корень – свеж-. Однокоренные слова: свеж -ий, свеж -о.
5. о– – приставка, ср.: о -бел-и -ть, о -светл-и -ть.
и– – суффикс глагола, ср.: о-бел- и -ть, о-светл- и -ть.

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – освежить.
2. Основа слова – о-свеж-и- . Основа производная.
3–4. о -свеж- и –ть ← свеж -ий.
5. о- – словообразовательная приставка; -и – словообразовательный суффикс.
6. Приставочно-суффиксальный способ.

1) Морфемный разбор:

1. голов –у (имя существительное).
2. Окончание – –у. Оно выражает значение ж.р., ед.ч., В.п., ср.: голов –а, голов –ой.
3. Основа формы – голов- .
4. Корень – голов-. Однокоренные слова: голов -н -ой, голов -аст -ый.
5. Приставок и суффиксов нет.

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – голова.
2. Основа слова – голов- . Основа непроизводная (состоит из одного корня).

1) Морфемный разбор:

1. уезд-н –ом (имя прилагательное).
2. Окончание – –ом. Оно выражает значения ед.ч., м.р., П.п. ср.: уезд-н -ый, уезд-н -ого.
3. Основа формы – уезд-н- .
4. Корень – уезд-. Однокоренные слова: уезд □ , по- уезд -н –ый.
5. –н– – суффикс. Это суффикс прилагательного, ср.: волост- н –ой, подъ-езд- н –ый.

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – уездный.
2. Основа слова – уезд-н- . Основа производная.
3–4. уезд-н –ый ← уезд □ .
5. -н- – словообразовательный суффикс.
6. Суффиксальный способ.

(Жизнь)… (была) тишайшей

1) Морфемный разбор:

1. тиш-айш –ей (имя прилагательное).
2. Окончание – –ей. Оно выражает значение ед.ч., ж.р., Т.п., ср.: тиш-айш –ая, тиш-айш –ую.
3. Основа формы – тиш-айш- .
4. Корень – тиш-. Однокоренные слова: тих –о, тиш -ин –а.
5. –айш– – суффикс формы превосходной степени прилагательного, ср.: велик -ий – велич- айш -ый, свеж -ий – свеж- айш -ий.

2) Словообразовательный разбор:

Читайте также:
Подлежащее и сказуемое - способы выражения грамматической основы

1. Начальная форма (положительная степень прилагательного) – тихий.
2. Основа слова – тих- . Основа непроизводная (состоит из одного корня).

1) Морфемный разбор:

1. в-любл-ен –а (краткая форма причастия).
2. Окончание – –а. Оно выражает значение ед.ч., ж.р., ср.: в-любл-ён □ , в-любл-ен –ы.
3. Основа формы – в-любл-ён- .
4. Корень – любл-. Однокоренные слова: люб -и –ть (чередование б/бл), люб -овь □ .
5. в– – приставка, ср.: в -крапл-ённ –ый, в -плет-ённ –ый.
ен – суффикс краткого страдательного причастия прошедшего времени глагола, ср.: в-нес- ен –а, в-плет- ен –а.

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма причастия – влюблённый.
2. Основа причастия – в-любл-ённ- . Основа производная.
3–4. в-любл-ённ –ый ← в-люб-и –ть.
5. -ённ – суффикс причастия.
6. Суффиксальный способ.

(В секретаршу) месткома

1) Морфемный разбор:

1. мест-ком –а (сложносокращенное слово, имя существительное).
2. Окончание – –а. Оно выражает значение м.р., ед.ч., Р.п., ср.: мест-ком □ , мест-ком –ом.
3. Основа формы – мест-ком- .
4. Корни слова: 1) мест-; 2) ком(итет)– – в сокращённом виде. Однокоренные слова: мест -н –ый, мест –о; комитет □ , комитет -ск –ий.
5. Приставок и суффиксов нет.

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – местком.
2. Основа слова – мест-ком- . Основа производная.
3–4. мест-ком □ ← мест -(н) –ый ком (итет) .
5–6. Сложение сокращённых до слогов основ – аббревиация.

Разбор слов по составу

Разбор слова по составу, или морфемный разбор, — выделение частей, из которых слово состоит. Чтобы научиться делать разборы, необходимо обладать знаниями о частях слова и словообразовании, изучение которых входит в школьную программу. При затруднении с разбором прибегают к словарям морфемных разборов, печатным или электронным. Наш сайт содержит словарь морфемных разборов, включающий популярные в школьной программе слова и сложные слова из обихода. На сайте также содержится справочная информация: даются определения частей слов, объясняются способы словообразования, приводятся примеры.

В настоящий момент словарь содержит 100 000 морфемных разборов слов в начальной форме. Знания морфем начальной формы слова (инфинитив, единственное число, мужской род, именительный падеж) в большинстве случаев достаточно для определения морфем слова в разных склонениях, спряжениях, родах и числах. Надеемся, что сайт поможет вам в подготовке домашних заданий.

План разбора

План разбора слова по составу состоит в следующем:

  1. Определяем, к какой части речи относится анализируемое слово.
  2. Выделяем окончание и основу. Для определения окончания слово изменяют, например, по падежам. Изменяемая часть будет являться окончанием, остальная часть слова без окончания — основой. Следует помнить, что всё слово может являться основой и не иметь окончания, например наречие — неизменяемая часть речи.
  3. Определяем, входит ли в основу слова кроме корня также приставка и суффикс. Для этого слово сопоставляется с однокоренными словами.
  4. Убеждаемся, что выделенные приставки и суффиксы имеются в других словах. Для проверки подбираются аналогичные слова и сравниваются с анализируемым.
  5. Обозначем части слова с помощью графических обозначений.

Примеры разборов

Покажем примеры разбора слов разных частей речи с разной комбинацией морфем:

  • метро — неизменяемое существительное, нет окончания
  • лес — существительное с нулевым окончанием
  • при школь н ый — прилагательное со всеми основными морфемами: приставкой, корнем, суффиксом, окончанием
  • лед о кол — существительное с двумя корнями и соединительной гласной
  • по зв а л а — глагол с приставкой, окончанием, словооразующим суффиксом а и формобращующим суффиксом л , который не входит в основу
  • быстр о — наречие с суффиксом, не имеет окончания
Читайте также:
Повествовательное предложение структура и характеристика, виды и формы, интонация и обращение, правила и примеры образования

Подберите нужные слова с необходимыми частями слова через поиск слов по морфемам.

Особенности разборов

Обратите внимание: морфемные разборы одних и тех же слов могут быть сделаны по-разному в разных словарях, разными учителями и филологами, в школе и в университете. Каждый «источник» аргументирует разбор по-своему и считает свой разбор правильным.

Разные учителя придерживаются разных программ определения морфем в словах. Ярким примером служат инфинитивы глаголов. Например в слове жить: в одних школах ть отмечается как суффикс, в других — как окончание, в третьих — как суффикс с последующим нулевым окончанием. Мы выделяем морфемы по первому варианту.

Образовательные программы школы и университета в части разбора слов могут различаться. В университетах учитывают этимологию слов, выделяют нулевой суффикс (Азов, бег), рассматривают словообразования от нулевого корня и другие сложные примеры. Мы используем программу, ориентированную на школу, и деление на морфемы по словарю А.Н. Тихонова.

Заметим, что есть различия в словаре А.Н. Тихонова и словаре Т.Ф. Ефремовой. Так А.Н. Тихонов части некоторых слов «вносит» в один корень, при этом Т.Ф. Ефремова выделяет в словах приставку, суффиксы, учитывая этимологию. Примеры таких слов: благодарность, превосходство, прекрасный. Современные учёные не могут сойтись во мнении единого верного разбора отдельных слов русского языка, поэтому разные варианты считают допустимыми.

При разборе слов следует помнить, что бывают слова, содержащие нулевое окончание (автобус), не имеющие окончания (ателье), имеющие несколько корней (авиапочта) и другие сложные варианты. К сложным вариантам на нашем сайте даны объяснения.

Морфемные словари

Среди печатных изданий словарей морфемных разборов, которые вы найдете в школьной библиотеке, можно выделить следующие:

  • Рацибурская Л.В. Словарь уникальных морфем современного русского языка М.: Флинта: Наука, 2009. — 160 с.
  • Аванесов Р.И., Ожегов С.И. Морфемно-орфографический словарь Около 100 000 слов / А. Н. Тихонов. — М.: АСТ: Астрель, 2002. — 704 с.
  • Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь русского языка, 2002.
  • Кузнецова А. И., Ефремова Т. Ф. Словарь морфем русского языка Ок. 52000 слов. — М.: Рус. яз., 1986. — 1132 с.

В словарях морфемных разборов обычно деление на морфемы делается с помощью слешей: под/вод/н/ый, гор/а и т.д. В словаре Т.Ф. Ефремовой у группы слов с одинаковым корнем исходное слово записано полностью, а в образованных от него словах корневая морфема обозначается через знак V: лес, V-а, V-н-ой и т.д.

Правила проведения морфемного разбора слова

Морфемный разбор слова — что это такое в русском языке

Морфемным разбором в русском языке называется разбор по составу. Этот вид грамматического задания, обозначающийся цифрой 2, широко распространен в русском языке, поскольку является одним из принципов русской орфографии.

Говоря о частях слова, следует отметить, что в лингвистике они называются морфемами. Среди них выделяют:

  • корень — значимая часть, в которой заключено основное лексическое значение, например, «лес»;
  • суффикс — значимая часть, которая находится за корнем и меняет лексическое значение слова, например, «лесок»;
  • приставка — значимая часть, которая всегда находится перед корнем и способна изменить лексическое значение, к примеру, «перелесок»;
  • окончание — изменяемая часть, которая меняет форму слова и объединяет слова в предложения, к примеру, «перелеска»;
  • основа — часть слова без окончания.

Состав у слова может быть совершенно разным. Оно может состоять только из корня или из двух корней и более. Что касается суффиксов и приставок, то их может быть несколько, а может не быть ни одного. Чтобы правильно выполнить разбор, нужно познакомиться с некоторыми принципами выполнения.

Читайте также:
Ударение в словах как правильно ставить, проверка, правила постановки

Правила проведения, основные принципы

Специалистами определен ряд принципов, позволяющих безошибочно выполнить морфемный разбор:

  1. Первым делом нужно определить часть речи, поскольку неизменяемые части речи не имеют окончаний. К тому же за каждой частью речи закреплены свои суффиксы: у существительных, к примеру, это –ИСТ, -К- и другие, у прилагательных –Н-, -АН-, -ЯН- и прочее.
  2. После рекомендуется найти окончание, где это возможно. Для этого нужно изменить форму слова, поставив его во множественное число или изменить, к примеру, прилагательные и существительные по падежам, а глаголы проспрягать: дорога – дороги, зеленому – зеленый, читаешь – читаю. Чтобы не ошибиться в суффиксах и окончаниях глагола, следует помнить, что их изменение должно осуществляться в том времени, в котором находится разбираемый глагол.
  3. Через подбор однокоренных слов находим корень. Подбирая однокоренные слова, следует помнить про корни-омонимы. Так называются те, корни, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение, как, например, ВОДА И ВОДИТЬ.
  4. Находим приставки и суффиксы. Чтобы найти приставку, помним, что ее можно убрать или заменить другой: ЗАХОДИТЬ-ВЫХОДИТЬ. Чтобы правильно определить суффикс, нужно постараться определить его лексическое значение. При затруднении предполагаемый суффикс можно подставить к другому слову: МОТОЦИКЛИСТ — ФУТБОЛИСТ. Оба представленные варианта являются существительными, кроме того, их объединяет суффикс –ИСТ-, который обозначает профессию или род деятельности. Перечень основных морфем всегда представлен в учебнике.

Помочь выполнить морфемный разбор могут знания в области словообразования. При установлении соответствия они позволяют безошибочно осуществлять членение морфем, например в слове «безукоризненность». Суффикс -ОСТЬ- показывает связь существительного с прилагательным «безукоризненный». В представленном прилагательном можно выделить суффикс –ЕНН-, поскольку видно существительное УКОРИЗНА. Это же слово позволяет выделить приставку БЕЗ-. Откинув таким образом известные морфемы, можно увидеть слово УКОР, убрав при этом суффикс -ИЗН-. В оставшемся варианте можно выделить корень -КОР- и приставку У-, поскольку имеется однокоренное слово КОРИТЬ.

Какие способы могут использоваться

В морфемном разборе встречается много двояких моментов, а выбор правильного варианта может быть обусловлен учебной программой и принадлежностью учебного заведения к той или иной лингвистической школе.

Кардинальными считаются различия между школьной программой и вузовской. В школах, например, не делают акцент на этимологии слова, как это происходит в вузах. Если говорить о школьной программе, то ярким примером двоякого отношения к морфемам считается инфинитив. Одни считают, что, например, -ТЬ в инфинитивах является окончанием, а другие утверждают, что это суффикс начальной формы.

Школьная программа базируется преимущественно на учениях в области морфологии А.Н. Тихонова, который, например, в слове «благодарность» предлагает выделять один корень «благодарн». С точки зрения автора слово «дар» утратило актуальность в современном русском языке, по этой причине морфема не считается самостоятельной. С таким подходом к делу не согласна, например, лингвист Т.Ф. Ефремова, которая предлагает даже в слове «прекрасный» выделять корень «крас», поскольку раньше слова КРАСНЫЙ И КРАСИВЫЙ считались однокоренными.

Таким образом, современные учёные-лингвисты не могут найти единый подход к выполнению морфемного разбора, поэтому большинство вариаций являются допустимыми.

План морфемного разбора слова, примеры

Морфемный разбор часто путают со словообразовательным, что проявляется в неправильном оформлении на письме. Во избежание этого следует запомнить, что словообразовательный разбор представляет собой пару вытекающих друг из друга производных и производимых слов, например, лесной — лес. Чтобы словообразовательный разбор представленных слов был полным, нужно в обоих словах выделить основы ЛЕС и суффикс -Н-, после в скобках отмечается способ словообразования. В данном случае он будет суффиксальным.

Читайте также:
Как пишется низкий по правилам русского - объяснение подробно

Письменный морфемный разбор — это выписанное для разбора одно слово. Причем выписывать нужно в той форме, в которой оно представлено в предложении. Дальше работа осуществляется по следующему порядку, который многие принимают за план:

  1. Определить окончание у изменяемых частей речи. У неизменяемых выделяется словообразующий суффикс.
  2. Выделяем основу.
  3. Находим корень.
  4. При наличии выделяем приставки и суффиксы.

Последовательность выполнения разбора устно не отличается от последовательности выполнения письменного, подробная схема которого представлена выше.

Как разобрать слово по составу?

Разобрать сло­во по соста­ву сле­ду­ет, ука­зав сле­ду­ю­щие мор­фе­мы: при­став­ку, корень, суф­фикс, окон­ча­ние, соеди­ни­тель­ную мор­фе­му, постфикс.

Окончание в составе слова

Выполнение раз­бо­ра сло­ва по соста­ву, обыч­но необ­хо­ди­мо начи­нать с выде­ле­ния окон­ча­ния, кото­рое не вхо­дит в его осно­ву. Для это­го опре­де­лим, изме­ня­е­мое ли сло­во перед нами, есть ли у него окон­ча­ние. С этой точ­ки зре­ния важ­но, к какой части речи отно­сит­ся ана­ли­зи­ру­е­мая лексема.

Помним, что у неиз­ме­ня­е­мых частей речи и форм слов нет окон­ча­ния:

1. у нескло­ня­е­мых существительных

  • дра­же, мет­ро, так­си, рагу, каноэ, боа.

2. У нескло­ня­е­мых прилагательных

  • пла­тье миди;
  • юбка гоф­ре;
  • язык хан­ты;
  • вес нет­то;
  • брю­ки хаки.

3. У наре­чий на кон­це вычле­ним толь­ко суффиксы:

  • быстр о
  • неспрост а
  • вру­ко­паш н ую
  • по-поль ск и

4. В мор­фем­ном соста­ве дее­при­ча­стий име­ют­ся фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суффиксы:

  • гулять — гуля я
  • сбе­жать — сбе­жа в
  • открыть — откры вши
  • нести — нёс ши

5. В фор­ме про­стой срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­ных и наре­чий вычле­ним суффиксы:

  • ходить тиш е ;
  • ста­ло радостн ее ;
  • гово­ри­те гро­мч е .

Основа слова

Выделив окон­ча­ние в изме­ня­е­мом сло­ве, кото­рое скло­ня­ет­ся, спря­га­ет­ся или изме­ня­ет­ся по родам и чис­лам, осталь­ную часть лек­се­мы обо­зна­чим как осно­ву сло­ва.

  • созда­ни е
  • кра­сив ый
  • два­дцат ый
  • отправ им

Помним, что в осно­ву сло­ва не вхо­дят фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы при­ча­стий, дее­при­ча­стий, фор­мы про­шед­ше­го вре­ме­ни гла­го­ла, пост­фикс фор­мы пове­ли­тель­но­го накло­не­ния гла­го­ла -те, суф­фик­сы про­стой срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­ных и наречий.

Примеры

  • леле ющ ий ребен­ка
  • выли­ня вш ая рубаш­ка
  • вид им ый изда­ли
  • заду­ма нн ый про­ект
  • рас­тер т ый в порошок
  • гуля я по набережной
  • откры в книгу
  • вычер­ти л а гра­фик
  • нарежь те кусоч­ка­ми
  • шагать весел ее
  • стал слащ е

Приставка в составе слова

Затем выде­лим при­став­ку в сло­ве, если она есть. Чтобы убе­дить­ся, есть ли эта мор­фе­ма в сло­ве, мож­но убрать ее и посмот­реть, суще­ству­ет ли в лек­си­ке рус­ско­го язы­ка такое само­сто­я­тель­ное сло­во, или, вто­рой вари­ант про­вер­ки, — менять пред­по­ла­га­е­мую при­став­ку на другую:

со рвать — рвать; ото рвать, надо рвать, пере рвать, у рвать.

Результативным спо­со­бом опре­де­ле­ния при­став­ки в соста­ве сло­ва явля­ет­ся под­бор лек­сем с такой же приставкой:

со драть, со брать, со вме­стить, со гла­сить­ся.

В мор­фем­ном соста­ве лек­се­мы может быть несколь­ко при­ста­вок, тогда целе­со­об­раз­но соста­вить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепоч­ку и добрать­ся до пер­во­го про­из­во­дя­ще­го слова:

не без ынте­рес­ный — без ынте­рес­ный — интересный.

Суффикс в составе слов

Теперь зай­мем­ся суф­фик­сом сло­ва. Посмотрим, суще­ству­ет ли сло­во без тако­го суффикса:

  • сед ин а — седой,;
  • вклад чик вклад;
  • бодр ость — бодр, бод­рый.

Подберем сло­ва с таким же суф­фик­сом и убе­дим­ся, что такой суф­фикс существует:

бодр ость — нежн ость , весёл ость , рад ость .

И теперь после после­до­ва­тель­но­го вычле­не­ния всех мор­фем оста­лась глав­ная часть сло­ва — корень. Чтобы точ­но опре­де­лить гра­ни­цы кор­ня и убе­дить­ся, пра­виль­но ли мы его выде­ли­ли, зай­мем­ся под­бо­ром род­ствен­ных слов. Как извест­но, общая часть род­ствен­ных слов, в кото­рой заклю­че­но основ­ное лек­си­че­ское зна­че­ние сло­ва, и есть корень.

Читайте также:
Принципы русской орфографии - определение, правила правописания

Бодр ость — бодр ый, бодр о (шагать), бодр ень­кий, бодр ить­ся.

Пример разбора слова по составу

Рассмотрим в каче­стве при­ме­ра мор­фем­ный раз­бор сло­ва «без­ра­дост­ный».

Это изме­ня­е­мое при­ла­га­тель­ное, зна­чит, вычле­ним окон­ча­ние -ый, срав­нив его формы:

  • без­ра­достн ая неделя;
  • без­ра­достн ое настроение;
  • без­ра­достн ые новости.

Определим осно­ву сло­ва — безрадостн-:

Далее ука­жем при­став­ку без-, как и в соста­ве слов:

  • без дом­ный
  • без работ­ный

без­ра­дост­ный ← радост н ый ← рад ость ← рад (нет пол­ной фор­мы прилагательного).

Как видим, в соста­ве при­ла­га­тель­но­го можем выде­лить суф­фик­сы -ость-, -н-.

Оставшаяся часть сло­ва -рад- явля­ет­ся кор­нем, кото­рый про­сле­жи­ва­ет­ся в род­ствен­ных словах:

  • радость
  • радост­ный
  • радо­вать (ся)

Закончим раз­бор по соста­ву ито­го­вой записью:

без рад ост н ый — приставка/корень/суффикс/суффикс/окончание

Видеоурок «Разбор глагола по составу»

Морфемный разбор слов

Разобрать слово по составу или сделать его морфемный анализ означает указать, из каких морфем оно состоит. Под морфемой понимается минимально значимая часть слова.

В русском языке существуют следующие морфемы:

  • корень — самая главная часть слова, несущая его значение. У однокоренных слов — общий корень. Например, слова «лист», «листочек» и «листва» имеют общий корень —«лист». Бывают слова, которые состоят только из корня — «гриб», «метро», «остров». Бывает, что корня два — «теплоход», «водопад». Бывает, что корней три — не стоит пугаться — «водогрязелечебница». Повтори правило, которое касается соединительных гласных, чтобы не делать ошибки при их написании;
  • суффикс — значимая часть слова. Расположена обычно после корня. Используется для образования новых слов. Например, в слове «чайник» «чай» — это корень, «ник» — это суффикс. Суффиксов в слове может не быть. Иногда суффиксов бывает два — например, в слове «подберезовик»;
  • приставка — еще одна значимая часть слова. Расположена перед корнем. Назначение такое же, как и у суффикса — с ее помощью образовываются новые слова. В слове «подходит» «ход» — это корень, «под» — это приставка;
  • Окончание — изменяемая часть слова. Для чего она нужна? Чтобы связывать слова в предложении;
  • Основа — часть слова без окончания.

Каждая часть слова имеет графическое обозначение. Посмотреть, как обозначаются части слова, можно в учебнике по русскому языку, в морфемном словаре или в Интернете.

Правила и исключения при разборе по составу

Разбор слова по составу онлайн несложен, если знать правила, по которым он делается. На начальном этапе можно пользоваться морфемно-орфографическим словарем — он поможет не делать ошибок.

Обязательно в слове должен присутствовать только корень — один или несколько. Слов без корня не бывает. Не бывает слов и без основы. А вот слова без суффиксов, приставок или окончаний очень даже бывают. Этому не стоит удивляться.

Часто бывает, что все слово представляет собой основу. Так бывает, например, у наречий. Они относятся к неизменяемым частям речи. Слово «быстро» не имеет окончания («о» в слове — это суффикс), а потому все слово будет основой.

В проведении морфемного анализа ученику поможет словообразовательный словарь Тихонова. Этот учебник содержит информацию о составе 100 тыс. слов русского языка. Словарем удобно пользоваться, и в период обучения в начальной школе он должен стать твоей настольной книгой.

Тем же, кто обладает навыками работы в сети Интернет, будут полезными ресурсы, на которых можно сделать морфемный разбор слова онлайн. Тренируйся, если занятий в школе на уроках русского языка тебе недостаточно.

Читайте также:
Понимающий ударение - на какой слог правильно ставить читать онлайн

Краткая шпаргалка (план) по морфемному разбору слов

Морфемный разбор состоит из следующих этапов:

  1. Определяем к какой части речи относится слово. Для этого надо задать к нему вопрос. Возьмем для примера слово «поездка». Оно отвечает на вопрос «что?».
  2. Прежде всего надо найти в слове окончание. Для этого его нужно изменить несколько раз. Изменим его несколько раз — «перед поездкой», «в поездке». Видим, что изменяющаяся часть — «а». Это окончание.
  3. Разбор слова по составу продолжается определением корня. Подберем однокоренные слова — «поезд», «переезд». Сравним эти слова — не меняется часть «езд». Это и есть корень.
  4. Выясняем, какая в слове приставка. Для этого анализируем еще раз однокоренные слова — «поезд», «подъезд». Соответственно, в слове «поездка» приставка «по».
  5. Заключительный этап — это выяснение, где же в слове суффикс. Остается буква «к», которая стоит после корня и служит для образования слова. Это и есть суффикс.
  6. Обозначаем все части слова соответствующими символами.

Примеры морфемного разбора

Для примера ниже подобраны слова с наиболее интересными вариантами разбора по составу: кляузничать, поозорничать, срываться, малодушествовать, ссаживаться, спрягаться, склоняться, интернационализироваться, срядиться, скопиться, для выполнения разбора других слов воспользуйтесь формой поиска.

Как разобрать слово по составу – объясняю порядок разбора и комментирую сложные случаи, на которых постоянно ошибаются ученики

Выделить окончание, потом основу, корень, приставку и суффиксы. На деле все сложнее, поэтому давайте разбираться.

Чтобы разобрать слово по составу, надо выделить все морфемы, которые в него входят. В теории это кажется очень простым, но на самом деле при разборе возникает куча трудностей. Я постараюсь описать порядок разбора и параллельно буду давать советы и рекомендации, которые помогут вам не ошибиться.

Вот на этой картинке я показал, как надо выделять каждую морфему: приставку (красным), корень (синим), суффиксы (желтым), окончание (коричневым), постфикс (розовым), основу (фиолетовым).

Запомните это и пойдем дальше – к процессу разбора.

Окончание

Чтобы найти и правильно выделить в слове окончание, попробуйте поизменять его. То, что будет изменяться – и есть окончание. Красивая – красивое – красивые – окончания тут -ая, -ое, -ые.

Теперь пошли лайфхаки.

Если слово никак не изменяется, то окончания у него нет. Депо, кино, ножницы – как не изменяй, всегда депо, кино и ножницы. Пальто, очки – то же самое. У подобных слов вы окончания просто не выделяете.

Если окончания нет, но при изменении вашего слова оно появляется – значит оно нулевое. Чтобы показать нулевое окончание – просто нарисуйте пустой квадрат. Например, в слове «друг» – нулевое окончание. «Сказал» – тоже нулевое. Окончания появятся, если мы будем изменять эти слова: «друга», «сказали».

Идем дальше. Если у вас в окончании есть гласные, которые обозначают два звука, то есть «й» и еще какой-то – поизменяйте слова и послушайте, пропадает ли «й». Например: «вдохновениjэ», «вдоховениjу», «вдохновениjа». Видите, «й» никуда не пропадает. Значит он не в окончании.

В таких случаях надо поделить окончание посередине пунктирной линией и показать, что в нем два звука – «й» (более правильно – «j») и еще какой-то. Затем нужно выделить второй звук в окончание, а первый вообще не трогать.

Наречия – неизменяемые слова. Деепричастия – тоже неизменяемые. Поэтому у них окончаний никогда нет. Деепричастие можно узнать так – к нему одновременно задаются два вопроса: как, что делая. Например: Я ел (как? что делая?) слушая Познера. Слушая – деепричастие.

Вот с наречиями сложнее. Прочитайте мою статью на эту тему, потому что вам надо научиться отличать наречия от прилагательных. Это обязательно надо сделать, иначе будете ошибаться вплоть до ЕГЭ в 11 классе.

Читайте также:
Украинский ударение на какой слог падает - объяснение с примерами

«Ть» у глаголов – всегда окончание. Но есть некоторые школьные программы, например программа Бабайцевой, где это суффикс. Спросите у своего учителя и выделяйте так, как она прикажет.

«Чь» в глаголах – часть корня. Поэтому в словах «беречь», «печь», «мочь», «стеречь» корнем будет все слово.

Как запомнить, что «чь» – часть корня

Не знаю, как помочь Вам это запомнить, но смотрите, тут дело вот в чем. Раньше у этих слов было окончание «ти», а потом оно отпало. Древнерусские формы этих слов: пекти, стерегти, берегти.

То есть окончание тут именно «ти», но у вас его нет, поэтому вы его не выделяете. Вы выделяете все слово как корень.

Надеюсь, кому-то это поможет не ошибиться.

Всё, с окончаниями закончили.

Основа

Сразу подчеркивайте все то, что остается после окончания, как основу.

Важный момент тут вот какой. Постфиксы «ся», «то», «либо», «нибудь» тоже входят в основу, хотя часто стоят после окончания. В этом случае вам надо основу прервать на окончании, а потом продолжить.

Больше с основой слова сложностей никаких не возникает, все просто.

Корень

Вы наверняка помните, что для его выделения надо «подбирать однокоренные слова». В принципе, да. Давайте найдем корень у слова «подводный»: водный, вода – корень «вод».

Тут надо учитывать одну тонкость. Корень должен сразу вызвать у вас в голове образ того, о чем говорится. То есть вы должны по корню легко понять лексическое значение слова.

Вот разбираете вы «квартиру». Что это такое? Это часть многоквартирного дома, где живут люди. Какой тут корень? «Квартир». Вы его произнесли и сразу себе представили, например, однокомнатную квартирку.

А почему корень не «кварт»? Потому что: кварт, кварты, квартов, квартами – что это такое? О чем вы думаете, когда произносите эти слова? Ни о чем. Не о квартире точно. Значит, «кварт» тут никак не может быть корнем. В корне всегда заключено лексическое значение слова, и если оно в голове у вас не всплывает, значит, вы корень нашли неправильно.

Когда выделите корень, попробуйте поизменять его, например, по числам, падежам. И посмотрите, что будет «всплывать» у вас в голове.

Какой корень в слове «богатый»? «Богат» или «бог»? Когда я произношу «богат», у меня ассоциация сразу с богатством, с богатыми, с богачами. Я сразу улавливаю лексическое значение.

А если я начну изменять слово бог? Боги, богам, о богах, с богами – я начинаю думать о Боге – то есть о Творце, Всевышнем. Никакой связи с богатством нет.

Вывод – корень «богат».

По этой же причине в слове «работа» корень «работ», а не «раб». Работа сейчас уже не то же самое, что удел рабов.

Приставка

Это то, что всегда располагается перед корнем. Приставки почти всегда одинарные, но иногда бывают двойные, например: «перезаписать». Тут приставка «пере» и «за», корень – «запис».

Разделительный твердый знак всегда относится к приставке. Например, в слове «въезд» вы должны выделить приставку «въ».

Суффикс

Вот тут сложнее всего. Суффикс находится после корня, но иногда он один, а иногда нет. И дети не знают, как правильно выделять.

Чтобы это сделать, надо запоминать «популярные» суффиксы. Например, суффикс основы инфинитива – тот, который стоит перед окончанием «ть»: «играть» – корень тут «игр», а суффикс – «а». Поэтому в слове «играя» два суффикса – «а» и «я».

«Ений» – суффикс, с помощью которого от глагола образуются существительные. Например: потепление, вдохновение, измерение, оледенение. Обратите внимание, в окончании йотированная буква, поэтому мы ее делим пунктиром, гласный звук убираем в окончание, а «й» оставляем суффиксу.

Читайте также:
Прирученный ударение как правильно поставить?

«Тель» – суффикс, который обозначает человека, выполняющего какую-то профессиональную деятельность: учитель, строитель, потребитель, хранитель и пр. Давайте разберем слово «учитель» – «тель» – суффикс, обозначающий человека по профессии, «и» – глагольный суффикс (потому что в инфинитиве «учить» он стоит перед «ть»), корень «уч».

Постфикс

Он выделяется так же, как суффикс, но, в отличие от суффикса, стоит всегда после окончания. Чаще всего встречаются такие постфиксы как:

  1. «Ся»: подготовиться, записаться, перегреться, выспаться.
  2. «То»: кто-то, что-то, какая-то.
  3. «Либо»: кто-либо, какой-либо, чей-либо.
  4. «Нибудь»: что-нибудь, чей-нибудь, где-нибудь.

Самая важная рекомендация

Гуглите каждое слово. Пишите, например: «намурлыкаться морфемный разбор» – и смотрите, какие морфемы в слове. Это надо делать, потому что морфемику и словообразование дети в школе знают чудовищно плохо. Но если будете постоянно сверяться со справочниками и интернетом – вам будет проще запоминать основные морфемы и разбирать слова правильно.

И еще. Смотрите не только морфемы, но и способы словообразования. Выясняйте, как конкретное слово появилось в языке. Если запомните основные принципы словообразования – меньше будете делать ошибок в морфемном разборе.

Полезные материалы по теме

Пробегитесь еще раз глазами по статье и прочитайте те тексты, на которые я ссылаюсь. Статьи относительно небольшие, я в каждой из них даю советы о правильном выделении морфем.

Подпишитесь на мою рассылку. О русском языке можно писать бесконечно, поэтому в ближайшее время о нем выйдет много новых статей. Я постараюсь сделать их максимально полезными и простыми, чтобы понятно было и школьникам, и родителям, которые учат уроки со своими детьми.

Посмотрите мои подборки с курсами по русскому. Их на данный момент три: для подготовки к ВПР во всех классах, подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Я надеюсь, вы сможете там найти для себя классный курс и будете тратить в разы меньше денег на репетиторов. Еще я там даю несколько бесплатных электронных книг и справочников для скачивания. Я подбирал их лично, они все очень хорошие.

Из учебников я вам очень рекомендую вот этот: «Русский язык. Теория. 5-9 класс». Это учебник Бабайцевой. Он хорош тем, что в нем собрана вся теория русского и все правила, которые изучаются в 5-9 классе. Это самая лучшая книга для подготовки к экзамену.

Материалы там могут немного отличаться от вашего школьного учебника. Например, у вас может быть сказано, что «ть» окончание, а у Бабайцевой – суффикс. У вас причастия могут быть отдельными частями речи, а у Бабайцевой – формами глагола. Но вот эти лингвистические тонкости на экзамены вообще никогда не выносятся, поэтому просто не думайте о них. Книга отличная.

Заключение

Я постарался объяснить вам, как разбирать слова по составу. Это бывает трудно, но надо регулярно практиковаться, чтобы делать меньше ошибок.

Напишите, пожалуйста, в комментарии, понравилась ли вам эта статья. Скажите мне о ее недостатках, чтобы я мог их оперативно подправить.

Я желаю вам удачи, хороших оценок и высоких баллов. Ну и просто счастья по жизни.

«Приедите» или «приедете»: как правильно пишется

Народная мудрость гласит: «Все познается в сравнении». И это действительно так. Существует даже специальная наука – сравнительное языкознание, которая сопоставляет различные слова и делает на основании этого соответствующие выводы.

Давайте сравним «приедите» и «приедете». Правильным написанием является только один вариант – «приедете». И смысл слова вполне ясный – речь идет о езде.

Читайте также:
Диктанты по русскому языку для 4 класса 4 четверти

«Мозг – прекрасный орган. Он начинает работать в тот момент, когда вы просыпаетесь утром, и не останавливается, пока вы не приедете в офис» (Р. Фрост, поэт).

«Если вы приедете к нам на отдых, то мы дадим вам поплавать бесплатно» (реклама в турецком отеле).

«Пожарная? Скорее приезжайте! На меня напал гигантский таракан! Не приедете? Тогда я кот и не могу слезть с дерева» (цитата из телесериала «Альф»).

«Мы к вам приедем» (название книги Дмитрия Лекуха).

А. П. Чехов был большим хлебосолом и любил приглашать к себе в гости весьма оригинальным образом:

«Какие муки мы должны будем придумать для Вас, если Вы к нам не приедете?».

«Если не приедете, то желаю Вам, чтобы у Вас на улице публично развязались тесемки».

«Если она не приедет, то я подожгу ее мельницу».

«Если не приедете, то поступите так гнусно, что никаких мук ада не хватит, чтобы наказать Вас».

Юлия Головина, преподаватель русского языка в онлайн-школе Тетрика:

— Вопрос постановки окончаний в зависимости от спряжения всегда вызывает трудности. Нередко неверно определенное нами спряжение на письме вызывает недовольство или желание у собеседника устроить нам так называемую «грамматическую казнь». Попробуем разобраться с одним из самых трудных случаев: как правильно — «приедете» или «приедите»? Для правильного подбора спряжения запомним достаточно простую схему: ко второму спряжению мы относим глаголы, оканчивающиеся на «-ить» (исключения: «брить», «стелить» и «зиждиться»), а также 11 слов, которые каждый из нас помнит еще со школьной скамьи. Например, один из вариантов запоминания: «Гнать, держать, смотреть и видеть / Дышать, слышать, ненавидеть / И зависеть, и терпеть, / А еще смотреть, вертеть». Определим начальную форму глагола «приедете», поставив вопрос «что делать?». В нашем случае это будет форма «приехать». Оканчивается на «-ать», исключением не является. Очевидно, что правильным вариантом употребления становится глагол «приедете».

Елена Донецкова, старший преподаватель Домашней школы «ИнтернетУрок» по русскому языку; профессиональный стаж 28 лет:

— Сколько ошибок можно сделать в слове? Кто больше? Только чур, делаем ошибки лишь там, где есть орфограммы! Такое задание получали мои ученики для развития так называемой орфографической зоркости. Да, способ работает, он, как ни странно, помогает стать грамотнее.

Сколько ошибок вы можете сделать в слове «приедет»? Я (конечно, исключительно намеренно) могу сделать две. Таким образом, вариантов написания получается целых четыре: «приедет», «преедет», «преедит» и «приедит». Почему верно «приедет»? Во-первых, в этом слове приставка «при-», во-вторых, окончание «-ет». Что значит «приедет»? Это значит, что кто-то станет ближе, а приставка, обозначающая приближение, пишется с буквой [и], как, например, в словах «прибежать», «принести», «приземлиться». Теперь об окончании. Для правильного написания окончания глагола в форме какого-либо лица, если окончание безударное, как в нашем случае, нужно знать спряжение. Ставим этот глагол в неопределенную форму: «приехать». Глагол оканчивается на «-ать», не входит в список исключений (гнать, держать, дышать, слышать), значит, он первого спряжения. То есть в окончании этого глагола в форме третьего лица единственного числа (он или она приедет) может быть только буква [е]. Итак, правильно: «приедет».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: