Роман определение, виды жанра, структура, признаки и особенности, характеристика и классификация, примеры из художественной литературы

Теория. Роман как жанр литературы.

Роман как жанр литературы.

Литературные жанры – это группы произведений, выделяемые в рамках родов литературы (эпоса, лирики, драмы). Каждый из них обладает определенными свойствами, особенностями.

Роман (от фр. roman — произведение, написанное на языке романской группы) – большой эпический жанр, описывающий широкий круг событий и жизненных явлений, показанных в развитии.

Роман – литературный жанр, как правило прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный/нестандартный период его жизни.

Особенности романа как литературного жанра.
  • Наличие нескольких сюжетных линий, переплетающихся между собой.
  • Большое количество героев.
  • Несколько главных героев, хотя может быть и один.
  • Изображение сложных социальных отношений.
  • Большое количество тем, проблем.
  • Изображение длительного периода времени, часто это жизнь нескольких поколений.
  • Большое значение исторического фона, так как характеры героев, их судьбы тесно связаны с эпохой.
Разновидности романа как жанра литературы.
  • Философский – размышления героя над основными вопросами бытия, об отношениях человека с обществом (Б. Пастернак «Доктор Живаго»).
  • Идеологический, социально-психологический — исследование внутреннего мира персонажей, их душевного состояния, изображение влияния социальной действительности на судьбы героев (Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»).
  • Социально-политический – изображение социальных проблем в неразрывной связи с политическими идеями (А.М. Горький «Мать»).
  • Социально-философский – социальные проблемы тесно переплетаются с философскими – о смысле жизни, о пути человека, его предназначении (И.С. Тургенев «Отцы и дети»).
  • Роман- утопия – изображение идеального общественного, это – воплощение мечты автора о справедливом общественном устройстве (Н.Г. Чернышевский. «Что делать?»)
  • Исторический — повествование разворачивается на фоне какого-либо исторического периода, изображается деятельность исторических личностей (А.Н. Толстой «Пётр Первый»)
  • Научно-фантастический – изображение нереальной, выдуманной действительности, но с использованием достижений науки и техники или предполагаемого их развития в будущем; описание вымышленных технологий и научных открытий, контактов с нечеловеческим разумом; действие научной фантастики часто происходит в будущем (А.Р. Беляев «Человек-амфибия»).
  • Детективный – роман, основанный на раскрытии преступлений; описание процесса исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки (А.Н. Толстой «Гиперболоид инженера Гарина»).
  • Сатирический – высмеивание пороков общества, отдельных людей (М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города».
  • Антиутопия – изображение нереальной действительности, но элементы которой возможны в будущем при данном развитии событий в обществе, часто с использованием фантастики; изображение общественного строя или сообщества, представляющегося автору нежелательным, отталкивающим или пугающим. (Е. Замятин «Мы»).
  • Автобиографический – повествование основано на реальных фактах жизни автора (И.С. Шмелёв «Лето Господне»).
  • Приключенческий — повествование о приключениях персонажей (Д. Дефо «Робинзон Крузо»).
  • Семейно-бытовой — изображение семейных взаимоотношений (Л.Н. Толстой «Анна Каренина»).
  • Роман-путешествие – эпическое повествование разворачивается на фоне путешествия героя (Д. Свифт «Путешествие Гулливера»).
  • Рыцарский – жанр средневековой литературы XII — XIV веков; судьба рыцаря, его необыкновенные приключения в сочетании с любовной линией (Р. Серванте «Дин Кихот»).
  • Роман-эпопея– крупное эпическое повествование, где на фоне важнейших исторических событий разворачивается жизнь множества персонажей, подробнее материалЗДЕСЬ. (Л.Н. Толстой «Война и мир»).

Некоторые произведения могут сочетать в себе признаки нескольких видов романов.

Несколько романов, сюжеты которых связаны друг с другом общими событиями или действующими лицами, образуют цикл . Например, «Человеческая комедия» О. Бальзака или «Хождение по мукам» А. Толстого.

Классификация романов

Вы будете перенаправлены на Автор24

Что такое роман? Особенности его классификации

Роман представляет собой литературное произведение, чаще всего прозаическое. Этот жанр впервые появился у германских народов в средние века и впоследствии стал одним из самых популярных эпических жанров. Роман изображает жизнь людей, с ее страстями, борьбой, противоречиями.

Роман — это повествование о жизни главных героев в один из ее сложных, драматических периодов. От повести и новеллы роман отличается своим масштабным объемом. Роман охватывает больше событий и имеет более глубокое содержание, чем повести и новеллы.

Классификация романов — это результат пересечения нескольких исторических факторов, классификация производится сразу по нескольким показателям. Если классифицировать романы по системе рассказывания, то можно выделить следующие классы:

  • отвлечённое рассказывание
  • poмaн-днeвник
  • poмaн – нaйдeннaя pyкoпиcь
  • poмaн – paccкaз гepoя
  • poмaн эпиcтoляpный

Так же можно классифицировать роман по их содержанию:

  • авантюрный роман
  • исторический роман
  • психологический роман
  • пародический и сатирический роман
  • фантастический роман
  • бессюжетный роман
  • рыцарский роман
  • аллегорический роман
  • роман нравов

Исторический роман

Под историческим романом понимают роман, в основе которого стоит исторический сюжет. Этот роман воспроизводит в своем тексте некую историческую эпоху или исторический период. В таком романе исторические факты сочетаются с художественным вымыслом, в нем присутствуют как настоящие исторические лица, так и вымышленные. Повествование в историческом романе ведется на фоне исторических событий.

Читайте также:
Руслан и Людмила - краткое содержание поэмы, история создания

Первые отголоски исторического романа можно услышать еще в произведениях об Александре Македонском и о Троянской войне, которые датируются 1 в. н.э. К первым историческим романам так же относят китайские классические романы XIV века «Троецарствие» Ло Гуаньчжуна и «Речные заводи» Ши Найаня.

Готовые работы на аналогичную тему

Основоположником настоящего исторического романа считается британский писатель Вальтер Скотт. Наиболее известные его исторические романы: «Уэверли, или Шестьдесят лет назад» (1814), «Роб Рой» (1817), «Айвенго» (1819), «Квентин Дорвард» (1823). В своих романах Скотт прибегал как к романистическим, так и к реалистическим приемам изображения.

Свое дальнейшее развитие жанр исторического романа получает в эпоху романтизма, известные авторы исторического романа этого периода: Виктор Гюго, Джеймс Купер, Александр Дюма.

Среди неоромантиков в этом жанре работали Гюстав Флобер, Феликс Дан, Роберт Льюис Стивенсон, Артур Конан Дойл.

В XX веке этот жанр так же не терял своей актуальности.

Исторический роман в России был весьма популярен, известными писателями, работающими в этом жанре были А.С. Пушкин, М.Н. Загоскин, Л.Н. Толстой, Н.В. Гоголь.

Рыцарский роман

Рыцарский роман представляет собой жанр средневековой литературы, этот жанр появился в Англии, Германии и Франции вместе с рыцарством. Этот жанр являлся вершиной средневековой литературы. Рыцарский роман рассказывает о воплощении мечты, о воли к победе, об ощущении силы. Наиболее известными рыцарскими романами являются: «Айвенго» Вальтер Скотта, «История королей Британии» Гальфрида Монмутского, романы о Тристане и Изольде.

Аллегорический роман

Аллегорические романы входят в число средневековых произведений, которые связаны с церковными апологами, а так же с рыцарскими романами средневековья. Наиболее известные аллегорические романы: «Роман о Милосердии», «Турнир Антихрист», «Ивейн», «Роман о Ренаре».

Роман нравов

Роман нравов так же еще называют нравоописательным. Этот роман представляет собой разновидность реалистического романа. Появление этого жанра связано с именами французского писателя Алена-Рене Лесажа и английского писателя Сэмюэла Ричардсона. В романе нравов представлено сатирического описание социума, часто роман нравов идет в совокупности с плутовским сюжетом. Наиболее яркими произведениями этого жанра являются: «Ярмарка тщеславия» Теккерея, романы Ивлина Во, «Российский Жилблаз» Нарежного, «Иван Выжигин» Булгарина, «Монастырка» Погорельского.

Авантюрный роман

Авантюрный роман так же называют приключенческим романом, впервые этот жанр сформировался в середине XIX века на волне романтизма и неоромантизма. Авторы, которые работали в этом жанре хотели убежать из мещанской реальности в мир экзотики и героизма. Отличительные черты авантюрного романа:

  • резкое деление персонажей на героев и злодеев
  • стремительное развитие сюжета
  • острота сюжетного действия
  • мотивы похищений, преследований, тайн и загадок

Основная задача такого вида романа – развлекать читателя, отвлекать его от реальной действительности. Наиболее известные авторы этого жанра: Дж. Кондар, Р. Л. Стивенсон, Р. Сабатини, Р. Киплинг, Дж. Лондон и многие другие.

Психологический роман

Под психологическим романом понимают разновидность романа, в котором автор хотел изобразить внутреннее состояние человеческой души. В классическом виде психологический роман присутствовал в русской и французской литературе XIX века. В XX веке этот жанр стал весьма популярен и в мировой литературе.

Самые популярные психологические романы:

  • «Шагреневая кожа» О. Бальзака
  • «Идиот», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского
  • «Звук и ярость» Фолкнера
  • «Темные аллеи» И. Бунина
  • «Голод» К. Гамсуна

Пародический и сатирический роман

Пародийный или сатирический роман существовали в разные эпохи и имел разные формы. Наиболее яркими примерами этого жанра являются: «Koмичecкий poмaн» Cкappoнa (XVII в.), «Жизнь и приключения Tpиcтpaмa Шeнди» Cтepнa (нaчaлo XIX в.), нeкoтopыe poмaны Лecкoвa.

Повествование в сатирическом романе веселое, задорное и насмешливое, в нем непременно ощущается голос автора. В сатирическом романе нет прямого обличения, в таком романе мы можем видеть как бы два сюжета: комическое развитие событий на первом плане предопределяется некими драматическими или трагическими коллизиями в «подтексте», в сфере подразумеваемого.

Фантастический роман

Отличительной чертой фантастического романа является наличие в нем фантастического допущения, «элемента необычайного», нарушения границ реальности, принятых условностей. Фантастический роман так же отличается остротой фабулы и обилием внелитературной тематики. Такие романы часто развиваются пo типy aвaнтюpнoгo poмaнa. Наиболее яркими произведениями этого жанра являются: «Упыpь» A. К. Toлcтoгo, «Oгнeнный aнгeл» Бpюcoвa, «Mы» Eвг. 3aмятинa, «Baмиpэx», «Kcипexюзы» Poни-cтapшeгo.

Бессюжетный роман

Бессюжетный роман выделяется в отдельную группу. В таком романе крайне ослаблена или же вовсе отсутствует фабула, примером такого романа можно считать различного рода очерки, например, путевые заметки Карамзина, Гончарова.

Читайте также:
Сочинение на тему: «Что значит быть гражданином своей страны?» примеры

В современной литературе подобными романами можно считать романы-автобиографии, романы дневники.

Роман — определение, признаки и значение в литературе

Определение и характеристика

Термин «роман» представляет собой особый литературный жанр, чаще носящий прозаический характер. Этот жанр зародился в средневековье и представлял собой рассказы на народном языке. В настоящее время является одним из самых распространенных видов эпической литературы. В отличие от повести, роман характеризуется более сложным содержанием и широким диапазоном описываемых событий. Они всегда разворачиваются в цельном художественном пространстве, а не в каком-либо одном эпизоде.

Основное место в романе отводится борьбе человека с различными социальными противоречиями, а также стремлению личности к некоему идеалу. Особое место в романе занимает также описание жизни и личности главных действующих лиц в кризисные и достаточно нестандартные периоды их жизни. Необходимо отметить тот факт, что наиболее типичным для романиста является описание в основном бытовых забот главных героев.

Также в литературе существует такое понятие как «романс». В русской литературе к романсу обычно относят лирический характер стихотворения. Отличительными признаками романса являются небольшой объем, а также музыкальное переложение текста. Литературными произведениями, относящимися к этому жанру, считаются различные стихотворения, положенные на музыку.

Признаки романа

Как особому литературному жанру, роману присущи некоторые специфические черты:

  • одним из первых признаков является особенность сюжета в романе. Он характеризуется разветвленностью и множественностью линий. Прежде всего, главным персонажам присущи свои сюжетные линии, причем автор описывает их не кратко, а довольно подробно. В качестве примера выступает роман Ивана Александровича Гончарова, получившего название «Обломов». В художественном произведении подробно описывается история Обломова, Штольца, Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны;
  • персонажи романа отличаются многообразием, прежде всего, по возрастной категории, темпераменту, взглядам и принадлежности к тем или иным социальным группам;
  • тематика и проблематика романа достаточно глобальны;
  • описание обширного исторического периода. В качестве примера выступает роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир», в котором действия разворачиваются в полтора десятилетия;
  • исторический фон характеризуется своей проработанностью, а также соотнесенностью судеб героев с особенностями эпохи.

Композиция и композиционные приемы

Композиция представляет собой совокупность элементов и изобразительных приемов художественного литературного произведения, а также его структуру. Благодаря композиции удается достичь целостности романа в соответствии с авторским замыслом. К элементам композиции следует отнести части и главы, прологи и эпилоги, любовные письма женщины и мужчины, песни, монологи и другие элементы. В качестве примера можно привести роман Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин», в котором Татьяна пишет письмо к Онегину и наоборот.

При создании романа автор исходит из своих принципов и стилей, то есть он самостоятельно осуществляет выбор элементов композиции, а также определяет их взаимодействие и последовательность. Соответственно, для достижения этой цели используются особые композиционные приемы в романе, к которым можно отнести следующие:

  • обратная композиция, при которой действия начинаются с конца событий, а последующие эпизоды в дальнейшем объяснят причины произошедшего, таким образом, восстановив ход событий романа. Этот прием использовал Николай Гаврилович Чернышевский в своем романе «Что делать?»;
  • кольцевая композиция. Суть состоит в использовании повтора строф, когда последняя строфа повторяет первую, или же в применении художественных описаний. Также при этом приеме автор использует описание событий, которые происходят в начале и конце романа в одном и том же месте с одинаковыми персонажами;
  • прием ретроспекции, при котором в произведении происходит возвращение действий в прошлое в тот момент, когда происходило зарождение причин происходящего в настоящий момент повествования. Прием ретроспекции использует в своем романе «Отцы и дети» Тургенев в момент рассказа о Павле Петровиче Кирсанове;
  • прием «рассказ в рассказе», который является составной частью ретроспекции. Этот метод используется, например, в произведении Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», в котором приводится исповедь одного из героев и письмо Пульхерии Александровны. Также это встречается в произведении «Ася» Ивана Сергеевича Тургенева и «Крыжовник» Антона Павловича Чехова;
  • зеркальная композиция, основой которой является использование симметрии образов, эпизодов и различных слов. Этот прием часто встречается у Владимира Владимировича Маяковского в стихотворении «Из улицы в улицу», у Марины Ивановны Цветаевой, а также в поэме Александра Блока «Двенадцать»;
  • прием так называемого композиционного «разрыва», при котором действия литературного произведения обрываются в конце главы на самом интересном месте, при этом новая глава повествует читателю уже о других событиях. Этот прием встречается у Федора Михайловича Достоевского в его произведении «Преступление и наказание», а также у Михаила Афанасьевича Булгакова в романе «Мастер и Маргарита», а также «Белая гвардия». В настоящее время композиционный «разрыв» является излюбленным методом авторов различного рода авантюрных и детективных произведений, где роль интриги бывает достаточно значительной.

Таким образом, композиция является одним из методов реализации авторской идеи, поскольку она служит выражением формы литературного произведения. Именно через композицию происходит выражение сути и содержания романа.

Однако необходимо отметить тот факт, что его своеобразие состоит в отсутствии достаточно жестко определенной композиционной структуры, а также различного рода жанровых ограничений.

Читайте также:
Белая гвардия - краткое содержание романа, история создания

Особенность и художественное своеобразие романа Пушкина «Евгений Онегин»

Знаменитый пушкинский роман в стихах во многих отношениях стал уникальным явлением русской литературы. Его своеобразие проявляется как на уровне формы, так и на уровне содержания.

Прежде всего, это первый русский роман, и при этом – в стихах. Роман с полноценной, пусть и крайне простой, фабулой, с несколькими планами изображения, с пересечением сюжетов социально-бытовой, культурно-исторической и частной человеческой жизни.

Называя своё произведение «собраньем пёстрых глав», автор предчувствует недоумение читателя по поводу обозначения жанра.

Традиционно европейский роман, долгое время служивший литературным каноном, писался в прозе, имел больший объём, более чёткую структурированность.

Пушкин сохраняет романную композицию, плотно перевивая её лентами и цветами лирической образности. «Евгений Онегин» сочетает черты всех трёх родов литературы: эпоса, лирики и драмы.

От эпоса роман берёт сюжетность, протяжённость во времени, обилие действующих лиц.

От лирики – образ лирического «я», присутствие которого наполняет произведение воздухом современности, чувством достоверности происходящего, ироничной оценочностью.

С драмой роман роднит её диалогичность. Эпизоды дуэли с Ленским, объяснений Онегина и Татьяны очень сценичны. Недаром в 19 веке роман был представлен в виде оперы, музыку для которой написал П. И. Чайковский, а в 20-м много раз экранизировался.

Вторая особенность «Евгения Онегина» — полифония.

Роман вобрал в себя приметы целой эпохи, её обычаи, нравы, подробности проведения балов и званых вечеров, описания театров, модных салонов, гастрономических и модных мелочей.

Ножки балерины Истоминой соседствуют здесь с отсылкой к экономической теории Адама Смита, а сонник Мартына Задеки с книжной полки Татьяны – с рецептами деревенских кушаний. Всё это позволило В. Г. Белинскому назвать «Онегина» «энциклопедией русской жизни».

Большинство тем и мотивов, затронутых в Онегине, разошлось по всей последующей литературе.

В условной дружбе Онегина и Ленского предугадывается приятельство тургеневских героев Базарова и Кирсанова из романа «Отцы и дети».

Тему отношений дядюшки и племянника разовьёт в романе «Обыкновенная история» И. А. Гончаров. Пушкинская Татьяна откроет галерею классических женских образов «русских мадонн». Появятся «тургеневские девушки», толстовская княжна Марья, Ольга Ильинская из «Обломова».

Сам Онегин, как известно, даст повод для разговора о так называемых «лишних людях» в литературе. После него появятся Григорий Печорин, Евгений Базаров, Марк Волохов, Родион Раскольников.

Наконец, «Евгений Онегин» — роман неоконченный.

Пушкин мечтал о продолжении своего творения, где был намерен коснуться истории декабристского движения. По разным причинам этот замысел не был реализован, а вот традиция незаконченности как отличительная черта русского романа осталась.

В «Евгении Онегине» всё впервые. Он ярким фейерверком зажёгся на литературном небосклоне, чтобы навсегда задать главный любовный и нравственный сюжет российской культуры: отвержение любви и последующее перерождение через осознание утраченного счастья.

Виды романов

Этот литературный жанр имеет в своем роде множество разновидностей, каждая из которых имеет определенную разницу или отличия. Классификация может быть представлена в следующем виде:

  • исторический. Описание крупных исторических событий, которые имели «переломный» характер в развитии тех или иных временных периодов. Также имеет место характеристика судьбы человека в разные исторические эпохи в соответствии с их особенностями;
  • фантастический. Представляет собой особый литературный жанр, который означает повествование о тех событиях, которые выходят за рамки привычного материального мира;
  • психологический. Специфика этого вида литературных произведений заключается в повествовании особенностей, а также мотивов поведения человека в определенных обстоятельствах. В таких произведениях подробно раскрываются как внутренние свойства, качества, так и этапы становления человеческой натуры, которые индивидуальны у каждого человека. Также имеет место рассмотрение различных психологических типов людей, имеющих различный темперамент.
  • философский. Такие литературные произведения разъясняют читателю систему и принципы философских представлений автора о существующей окружающей действительности и обществе;
  • социальный. Здесь имеют место описания законов организации общества, а также изучение влияния законов на закономерности общественного развития. В произведениях авторы уделяют внимание характеристике отдельных социальных групп, особенностям их функционирования;
  • описание быта. Специфика вида заключается в повествовании о бытовой или повседневной жизни человека с учетом имеющихся у него привычек. Также раскрываются этнографические подробности и моральные нормы, присутствующие в обществе;
  • авантюрный. В таких произведениях центральное место занимают приключения главного героя. При этом второстепенными считаются происхождение и особенности темперамента персонажей, а также исторические события, которые неинтересны автору;
  • утопия. Такие литературные произведения, по мнению автора, представляют читателю как идеальное государственное устройство, так и прекрасное будущее человека. Утопия характеризуется верой автора в непоколебимость и безупречность его идей и взглядов. Жанр относится, скорее, к научной фантастике;
  • антиутопия является противоположностью утопическому жанру. В антиутопии автор рисует общество и окружающую действительность, какими они не должны быть, но могут стать по вине общества;
  • эпопея. Отличительной чертой эпопеи является создание широкого полотна человеческого бытия. В эпопее обычно описывается жизнь не одного человека, а целых семей или даже династий. При этом действия разворачиваются на широком историческом фоне в течение длительного временного аспекта.
Читайте также:
Алеша Попович и Тугарин змей кратко - читать онлайн за 2 минуты

Все эти жанры прижились в русской литературе и широко представлены на протяжении всего девятнадцатого и двадцатого веков. Однако каждая историческая эпоха характеризуется наличием определенного вида литературного жанра. Так, в русской литературе второй половины девятнадцатого века доминирующим жанром являлся реалистический роман, содержание которого носило социально-философский характер или же описание быта. В свою очередь, двадцатый век отличался широким развитием и распространением всех романтических жанров.

Таким образом, роман как литературный жанр занимает весьма важное место в русской классической литературе. Одной из задач является изображение трансформации главного героя в тех или иных обстоятельствах, а также рассказ о событиях в жизни персонажей, описание их судеб. Роман повествует читателю о действиях, а также о переломных моментах в судьбе нации, разворачивавшихся в контексте определенной исторической эпохи.

Важность литературного жанра обуславливается еще и тем, что он способствует воспитанию у отдельного человека и общества в целом определенных нравственных ценностей.

Художественные особенности романа

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Литературные жанры: что это такое и какие бывают

Литературные жанры: Unsplash

Жанр — базовое понятие в литературоведении. Как они различаются и по каким признакам объединяются в группы? Специалисты рассказали, как классифицировать произведения и по каким характерным чертам определить их жанровое направление.

История и классификация литературных жанров

Что такое литературные жанры? Согласно определению Т. Г. Игнатьевой, это признак текста, указывающий на его типовые параметры. То есть каждое литературное произведение обладает набором особых характеристик, который объединяет его с похожими произведениями.

Впервые о литературных жанрах заговорили тысячи лет назад. Античный философ Аристотель в трактате «Поэтика» предложил собственную классификацию. Мыслитель дал перечень жанров, которые объединил в три направления: повествовательное, лирическое и драматическое. Список был закреплен и не подлежал изменениям. Каждому автору следовало определить жанр своего произведения и строго придерживаться предложенных параметров.

Классификация долгое время бралась за основу. В XVIII веке подход изменился. Некоторые жанры стали неактуальными и исчезли, другие, наоборот, появлялись и обретали популярность. Это процесс происходит до сих пор: авторы вольны выбирать форму своего произведения и придумывать новые жанры.

Из-за этой нестатичности, как пишет Е. Е. Баринова, создать единую четкую классификацию крайне непросто. Сегодня в литературоведении жанры объединены в три больших группы.

Литературные жанры: Unsplash

Какие бывают литературные жанры? По форме повествования их делят на три рода:

  1. Эпос, согласно энциклопедии «Литература и язык», описывает внешние по отношению к автору действия людей и события в окружающем мире. Это в основном прозаические тексты.
  2. Лирика — преимущество стихотворные формы. В них акцент смещен на выражение внутренних переживаний и чувств.
  3. Драма — род жанров, в которых события излагаются через слова и действия героев.

Иногда в отдельную группу выделяют лиро-эпические жанры, которые обладают свойствами лирики и эпоса. Какими жанрами представлена каждая группа и в чем их особенность, разберем подробнее.

Эпические жанры

Эпические произведения выполнены преимущественно в прозаической форме. В них изображена объективная действительность: быт, события, природа, характеры. Как писал Аристотель в «Поэтике», эпические жанры отличаются беспристрастностью и объективностью. Автор не излагает собственное отношение к героям и событиям прямо, а транслирует его через особые художественные приемы.

Что входит в эпические жанры литературы? Их традиционно объединяют в подгруппы по объему текста:

  1. Малые эпические формы: рассказ, новелла, очерк, письмо.
  2. Средние: повесть.
  3. Крупные: роман, роман-эпопея.

В эпосе есть фольклорные жанры, многие из них утратили свою актуальность. Это мифы, сказки, легенды, загадки, присказки, былины, летописи.

Самая распространенная форма эпоса — рассказ. Это небольшое по объему произведение с одним главным героем и одной сюжетной линией. Эти характеристики делают рассказ похожим на новеллу, однако в последней присутствует неожиданный финал. Примеры рассказов в литературе:

  • А. Солженицын «Матренин двор»;
  • М. Ауэзов «Серый Лютый»;
  • Б. Канапьянов «За хлебом».
Читайте также:
Вокруг света за 80 дней краткое содержание - читать бесплатно онлайн

Повесть больше по объему и отрезку времени, который охватывает ее сюжет (от нескольких месяцев до десятилетия). В этом жанре созданы «Шинель» Н. Гоголя, «Горький запах полыни» С. Муратбекова и пр.

Роман — более сложное по построению и крупное по размерам произведение. В нем есть более двух сюжетных линий, внушительное количество персонажей, а охватываемый отрезок времени может достигать десятков лет. Основой сюжета является трансформация героя.

Роман, в котором всесторонне показано важное историческое событие или переломный момент в судьбе народа, называется эпопеей («Война и мир» Л. Толстого, «Путь Абая» М. Ауэзова).

Лирические жанры

К лирике относят рифмованные или ритмически организованные тексты без определенного сюжета, которые основаны на внутренних переживаниях автора. Здесь герои и события познаются не через объективные всесторонние описания, а через эмоциональное отношение писателя. При этом читатель должен узнать в произведении себя и проникнуться эмоциями автора.

Какие бывают лирические жанры? Традиционные представители лирики:

  • Ода — хвалебное стихотворение, посвященное выдающемуся человеку или событию.
  • Элегия — стихотворное философское размышление о перипетиях жизни.
  • Эпиграмма — произведение, призванное высмеять человека или событие.
  • Послание — письмо-обращение.
  • Романс — небольшое произведение, пробуждающее чувства и фантазию.

Кроме этих, существуют такие жанры, как сонет, гимн, курьезный стих и пр.

К лирическим формам также можно отнести:

  • поэму — крупное стихотворное произведение с повествовательным характером;
  • балладу — произведение, преимущественно затрагивающее важную драматическую тему, в нем есть мотив метаморфоз или фантастические образы.

Однако неправильно утверждать, что поэма и баллада — исключительно лирические жанры. В зависимости от сюжета и манеры изложения, их можно отнести и к эпосу. Чаще всего к таким жанрам, образованным на стыке двух родов, применяется общая категория «лиро-эпос».

По тематике лирические жанры делятся на группы:

  • Интимная лирика — о любви и личной жизни.
  • Гражданская — о социальных и национальных проблемах.
  • Религиозная — лирика, обращенная к Богу, которая выражает религиозные чувства.
  • Пейзажная — вдохновленная созерцанием природы.
  • Сатирическая — стихотворения, которые посредством сатиры, иронии и гротеска высмеивают недостатки людей и общества в целом.
  • Философская — лирика с размышлениями о жизни и смерти, добре и зле.

Драматические жанры

В эту группу относятся все произведения, предназначенные для постановки на сцене. Отличительная особенность драматических жанров в том, что текст состоит в основном из реплик персонажей, а авторские описания изложены в кратких ремарках. Характеры героев раскрываются через их речь и поступки.

Что относится к драматическим жанрам? Среди них распространены:

  1. Драма — произведение, построенное на конфликте, однако лишенное трагических событий. Его сюжет раскрывает противостояние героя обществу, событиям, самому себе. Так происходит в пьесах «Чайка» А. Чехова и «Шернияз» Ж. Аймауытова.
  2. Трагедия — жанр, похожий на драму, в котором главный герой сталкивается с непреодолимым препятствием и гибнет. Яркий пример — «Гроза» А. Островского, «Гамлет» У. Шекспира, «Енлик-Кебек» М. Ауэзова.
  3. Комедия — произведение, основанное на комической ситуации. Она с юмором изобличает негативные социальные и бытовые явления, ее финал — легкий и смешной. К жанру комедии относится «Ревизор» Н. Гоголя, «Айман-Шолпан» М. Ауэзова.
  4. Трагикомедия — смежный жанр, который в смешной форме изображает печальные события. К ней относится «Буря» У. Шекспира, «Три сестры» А. Чехова.

К менее популярным драматическим жанрам относят:

  • Водевиль — подвид комедийной пьесы с песенными куплетами («Кофейница» И. Крылова).
  • Мелодрама — произведение, ярко раскрывающее внутренний мир героев в эмоциональных обстоятельствах.
  • Мистерия — жанр, основанный на религиозных сюжетах.

Знания о литературных жанрах помогут лучше понять замысел автора и оценить его мастерство. Пользуйтесь подсказками, чтобы легко определять, к каким жанрам относятся произведения.

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Что такое литературный жанр — какие жанры произведений бывают

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Вопрос о жанре как разновидности той или иной сферы искусства достаточно сложен. Этот термин встречается в музыке, живописи, архитектуре, театре, кино, литературе.

Определить жанр произведения – это задача, с которой справится не каждый школьник. Для чего вообще необходимо жанровое деление? Где проходят границы, отделяющие роман от поэмы, а рассказ от повести? Попробуем разобраться вместе.

Жанр в литературе — что это такое

Слово «жанр» происходит от латинского genus (вид, род). Литературоведческие справочники, сообщают, что:

жанр – это исторически сложившаяся разновидность литературных произведений, объединённых определённых набором формальных и содержательных признаков.

Читайте также:
Стрижонок Скрип краткое содержание, герои, отзывы

Из определения видно, что в процессе жанровой эволюции важно выделить три момента:

  1. каждый жанр литературы формируется на протяжении длительного времени (у каждого из них есть своя история);
  2. главной причиной его появления становится потребность оригинальным образом выразить новые идеи (содержательный критерий);
  3. отличить один вид произведения от другого помогают внешние признаки: объём, сюжет, структура, композиция (формальный критерий).

Все жанры литературы можно представить таким образом:

Это три варианта типологии, помогающие отнести произведение к тому или иному жанру.

История появления жанров литературы на Руси

Литература стран Европы формировалась по принципу движения от общего к частному, от анонимного к авторскому. Художественное творчество как за рубежом, так и в России, питалось двумя источниками:

  1. духовной культурой, центром создания которой были монастыри;
  2. народной речью, фольклором.

Если внимательно всмотреться в историю словесности в Древней Руси, можно заметить, как на смену летописям (что это?), патерикам, житиям святых и святоотеческим сочинениям постепенно приходят новые формы повествования.

На рубеже XIV-XV веков появляются такие жанры древнерусской литературы, как слово, хождение (предок романа-путешествия), басня (бытовой «осколок» нравственной притчи), героическая поэма, духовный стих. На материале устных преданий вырастает былина, выделившаяся отдельно в период распада древнего мифа на сказочный эпос и реалистическую воинскую повесть.

Взаимодействуя с зарубежными письменными традициями, русская литература обогащается новыми жанровыми формами: романом, светской философской повестью, авторской сказкой, а в эпоху романтизма (когда это было?) – стихотворением (что это?), лирической поэмой, балладой.

Реалистический канон вызывает к жизни проблемный роман, повесть, рассказ. На рубеже ХIХ-ХХ веков снова становятся популярны жанры с размытыми границами: эссе (что это такое?), очерк, новелла, маленькая поэма, символистская сказка (что это?). Старые формы наполняются оригинальным смыслом, переходят друг в друга, разрушают заданные стандарты.

Мощное влияние на становление жанровой системы оказывает драматическое искусство. Установка на театральность меняет облик таких привычных рядовому читателю жанров, как поэма, повесть, новелла и даже небольшое лирическое стихотворение (в эпоху поэтов-«шестидесятников»).

В современной литературе жанровый канон остаётся открытым. Намечается перспектива взаимодействия не только внутри отдельных жанров, но и внутри различных видов искусства. Каждый год появляется новый жанр в литературе.

Литература по родам и видам

Самая популярная классификация разбивает произведения «по родам» (все ее составляющие показаны в третьей колонке на рисунке, приведенном в начале этой публикации).

Чтобы разобраться в этой жанровой классификации, необходимо запомнить, что литература, как и музыка, стоит на «трёх китах». Эти киты, называемые родами, в свою очередь, делятся на виды. Для наглядности представим эту структуру в виде схемы:

  1. Самым древним «китом» считается эпос. Его прародителем стал миф (что это такое?), который распался на легенду и сказание.
  2. Лирика появилась, когда человечество перешагнуло этап коллективного мышления и обратилось к индивидуальным переживаниям каждого члена сообщества. Природа лирики – личный опыт автора.
  3. Драма старше эпоса и лирики. Её появление связывают с эпохой античности и появлением религиозных культов – мистерий. Драма стала искусством улиц, средством высвобождения коллективной энергии и воздействия на массы людей.

Эпические жанры и примеры таких произведений

Самые крупные эпические формы, известные новому времени – это эпопея и роман-эпопея. Предками эпопеи можно считать сагу, распространённую в прошлом у народов Скандинавии, и сказание (например, индийское «Сказание о Гильгамеше»).

Эпопея – это многотомное повествование о судьбе нескольких поколений героев в исторически сложившихся и закреплённых культурной традицией обстоятельствах.

Обязателен богатый социально-исторический фон, на котором разворачиваются события частной жизни героев. Для эпопеи важны такие признаки, как многокомпонентность сюжета, связь между поколениями, наличие героев и антигероев.

Так как она изображает масштабные события на протяжении веков, в ней редко встречается тщательная психологическая прорисовка, но эпопеи, созданные в последние несколько столетий, сочетают эти установки с достижениями современного искусства. В «Саге о Форсайтах» Дж. Голсуорси не только описана история нескольких поколений семьи Форсайтов, но и даны тонкие яркие образы отдельных персонажей.

В отличие от эпопеи, роман-эпопея охватывает меньший промежуток времени (не более ста лет) и повествует о 2-3 поколениях героев.

В России этот жанр представлен романами «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Тихий Дон» М.А. Шолохова, «Хождение по мукам» А.Н. Толстого.

К средним формам эпоса относятся роман и повесть.

Термин «роман» происходит от слова «Roman» (римский) и напоминает об античном прозаическом повествовании, породившем этот жанр.

Образцом античного романа считается «Сатирикон» Петрония. В средневековой Европе получает распространение плутовской роман. Эпоха сентиментализма дарит миру роман-путешествие. Реалисты развивают жанр и наполняют его классическим содержанием.

Читайте также:
Повесть о Горе Злочастии краткое содержание читать

На рубеже XIX-XX веков появляются следующие виды романов:

  1. философский;
  2. психологический;
  3. социальный;
  4. интеллектуальный;
  5. исторический;
  6. любовный;
  7. детективный;
  8. приключенческий роман.

В школьной программе множество романов. Приводя примеры, назовите книги И.А. Гончарова «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв», произведения И.С. Тургенева «Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Дым», «Новь». Жанр «Преступления и наказания», «Идиота», «Братьев Карамазовых» Ф. М. Достоевского — тоже роман.

Повесть не затрагивает судьбы поколений, но имеет несколько сюжетных линий, развивающихся на фоне одного исторического события.

Повесть – это жанр «Капитанской дочки» А. С. Пушкина и «Шинели» Н.В. Гоголя. В.Г. Белинский говорил о первенстве повествовательной литературы в культуре XIX века.

Малые эпические формы (рассказ, очерк, новелла, эссе) имеют одну сюжетную линию, ограниченное число персонажей и отличаются сжатым объёмом.

Для примера подойдут рассказы А. Гайдара или Ю. Казакова, новеллы Э. По, очерки В.Г. Короленко или эссе В. Вульф. Оговоримся, что очерк иногда «работает» как жанр научного стиля или публицистики, но обладает художественной образностью.

Лирические жанры

Крупные лирические формы представлены поэмой и венком сонетов. Первая более сюжетна, что роднит её с эпосом. Второй статичен. В венке сонетов, состоящем из 15-ти 14-стиший, описывается какая-либо тема и впечатления автора о ней.

В России поэмы имеют социально-исторический характер. «Медный всадник» и «Полтава» А.С. Пушкина, «Мцыри» М.Ю. Лермонтова, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова, «Реквием» А.А. Ахматовой – все эти поэмы лирически описывают русскую жизнь и национальные характеры.

Малые формы лирики многочисленны. Это стихотворение, ода (что это?), канцона, сонет, баллада, эпитафия, басня, мадригал, рондо, триолет. Некоторые формы зародились в средневековой Европе (сонетный жанр лирика в России особенно полюбила), некоторые (например, баллада) стали наследием немецких романтиков.

Традиционно небольшие стихотворные произведения принято делить на 3 вида:

  1. философская лирика;
  2. любовная лирика;
  3. пейзажная лирика.

В последнее время как отдельный подвид также выделилась городская лирика.

Драматические жанры

Драма даёт нам три классических жанра:

  1. комедия;
  2. трагедия;
  3. собственно драма.

Все три разновидности сценического искусства зародились в Древней Греции.

Комедия изначально ассоциировалась с религиозными культами очищения, мистериями, во время которых на улицах разворачивалось карнавальное действо. Шедший по улицам вместе с артистами жертвенный козёл «comos», названный впоследствии «козлом отпущения», символизировал все людские пороки. Их-то и должна, по канону, высмеивать комедия.

Комедия — это жанр «Горя от ума» А.С. Грибоедова и «Недоросля» Д.И. Фонвизина.

В эпоху классицизма сложилось 2 типа комедии: комедия положений и комедия характеров. Первая играла обстоятельствами, выдавала одного героя за другого, имела неожиданную развязку. Вторая сталкивала действующих лиц перед лицом идеи или задачи, порождая театральный конфликт, на котором держалась интрига.

Если во время комедии драматург ожидал целительного смеха толпы, то трагедия ставила своей задачей вызвать слёзы. Она была обязана закончиться гибелью героя. Сопереживая героям, зритель испытывал катарсис или очищение.

В жанре трагедии написаны «Ромео и Джульетта», а также «Гамлет» У. Шекспира.

Собственно драма – это позднейшее изобретение драматургии, снимающее терапевтические задачи и делающее установку на тонкий психологизм, предметность, игру.

Примером классической драмы можно считать пьесы Н.А. Островского и А.П. Чехова.

Определение жанра литературного произведения

Чтобы правильно определить жанр текста, советуем оттолкнуться от авторского обозначения. Иногда оно помогает разгадать смысл произведения.

Как поэма «Евгений Онегин» была названа романом? Для чего Гоголь определил роман «Мёртвые души» как поэму? И почему чеховский «Вишнёвый сад» — комедия? Жанровые обозначения – это подсказки, напоминающие, что в мире искусства есть верные направления, но, к счастью, нет навсегда проторённых дорог.

Чуть выше приведено видео, помогающее определить жанр того или иного литературного произведения.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (4)

Люблю литературу особенно тогда когда не ставят двойки

Люблю повести и романы, лирические и драматические. А почему в списке нет фантастики, разве она не является одним из жанров литературы?

Как говорил мой учитель, в школе вы проходите классику, а в жизни погружаетесь в драму.

К сожалению методы преподавания сейчас чахнут и в том возрасте, когда надо прививать любовь к литературе отворачиваются от нее.

Лишь намного позже, в уже зрелом возрасте многие начинают ценить и любить классику. Жалко конечно.

Правильно. С первого класса долбят теорией: тип текста, жанр, . вместо того чтоб просто читать, а не объяснять непонятное.

Виды жанры литературных произведений

4.Как известно, все литературные произведения в зависимости от характера изображаемого относятся к одному из трёх РОДОВ : эпосу, лирике или драме. Литературный род – это обобщённое название группы произведений в зависимости от характера отображения действительности.

Читайте также:
«Мы теперь уходим понемногу»️ анализ стихотворения С.А. Есенина

ЭПОС (от греч. “повествование”;-) – это обобщённое название произведений, изображающих внешние по отношению к автору события.

ЛИРИКА (от греч. “исполняемое под лиру”;-) – это обобщённое название произведений, в которых нет сюжета, а изображаются чувства, мысли, переживания автора или его лирического героя.

ДРАМА (от греч. “действие”;-) – обобщённое название произведений, предназначенных для постановки на сцене; в драме преобладают диалоги персонажей, авторское начало сведено к минимуму.

Разновидности эпических, лирических и драматических произведений называют видами литературных произведений.

Вид и жанр – понятия в литературоведении очень близкие.

Жанрами называют вариации вида литературного произведения. Например, жанровой разновидностью повести может быть фантастическая или историческая повесть, а жанровой разновидностью комедии – водевиль и т.д. Строго говоря, литературный жанр – это исторически сложившийся тип художественного произведения, содержащий определённые, свойственные данной группе произведений структурные черты и эстетическое качество.

ВИДЫ (ЖАНРЫ) ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

эпопея, роман, повесть, рассказ, сказка, басня, легенда.

ЭПОПЕЯ – крупное художественное произведение, повествующее о значительных исторических событиях. В древности – повествовательная поэма героического содержания. В литературе 19-20 веков появляется жанр роман-эпопея – это произведение, в котором становление характеров главных героев происходит в ходе их участия в исторических событиях.
РОМАН – большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом, в центре которого – судьба личности.
ПОВЕСТЬ – художественное произведение, занимающее серединное положение между романом и рассказом по объему и сложности сюжета. В древности повестью называли всякое повествовательное произведение.
РАССКАЗ – художественное произведение небольшого размера, в основе которого – эпизод, случай из жизни героя.
СКАЗКА – произведение о вымышленных событиях и героях, обычно с участием волшебных, фантастических сил.
БАСНЯ (от «баять» – рассказывать) – это повествовательное произведение в стихотворной форме, небольшого размера, нравоучительного или сатирического характера.

ВИДЫ (ЖАНРЫ) ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

ода, гимн, песня, элегия, сонет, эпиграмма, послание.

ОДА (с греч. «песнь») – хоровая, торжественная песня.
ГИМН (с греч. «хвала») – торжественная песня на стихи программного характера.
ЭПИГРАММА (с греч. «надпись») – короткое сатирическое стихотворение насмешливого характера, возникшее в 3 веке до н. э.
ЭЛЕГИЯ – жанр лирики, посвященный печальным раздумьям или лирическое стихотворение, проникнутое грустью. Белинский назвал элегией «песню грустного содержания». Слово «элегия» переводится как «тростниковая флейта» или «жалобная песня». Элегия возникла в Древней Греции в 7 веке до н. э.
ПОСЛАНИЕ – стихотворное письмо, обращение к конкретному лицу, просьба, пожелание, признание.
СОНЕТ (от провансальского sonette – «песенка») – стихотворение из 14 строк, обладающее определенной системой рифмовки и строгими стилистическими законами. Сонет зародился в Италии в 13 веке (создатель – поэт Якопо да Лентини), в Англии появился в первой половине 16 века (Г. Сарри), а в России – в 18 веке. Основные виды сонета – итальянский (из 2-х катренов и 2-х терцетов) и английский (из 3-х катренов и заключительного двустишия).

ЛИРОЭПИЧЕСКИЕ ВИДЫ (ЖАНРЫ):

ПОЭМА (с греч. poieio – «делаю, творю») – крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом обычно на историческую или легендарную тему.
БАЛЛАДА – сюжетная песня драматического содержания, рассказ в стихах.

ВИДЫ (ЖАНРЫ) ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

трагедия, комедия, драма (в узком смысле).

ТРАГЕДИЯ (с греч. tragos ode – «козлиная песня») – драматическое произведение, изображающее напряженную борьбу сильных характеров и страстей, которое обычно заканчивается гибелью героя.
КОМЕДИЯ (с греч. komos ode – «веселая песня») – драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом, обычно высмеивающее общественные или бытовые пороки.
ДРАМА («действие») – это литературное произведение в форме диалога с серьезным сюжетом, изображающее личность в ее драматических отношениях с обществом. Разновидностями драмы могут быть трагикомедия или мелодрама.
ВОДЕВИЛЬ – жанровая разновидность комедии, это лёгкая комедия с пением куплетов и танцами.
ФАРС – жанровая разновидность комедии, это театральная пьеса лёгкого, игривого характера с внешними комическими эффектами, рассчитанная на грубый вкус.

Что такое род, вид и жанр художественного произведения

История развития жанров и видов литературы начинается, как, по сути, и любые зачатки культурных явлений, еще в Древней Греции. Древнегреческий философ Аристотель в своей «Поэтике» и, частично, в «Риторике», заложил основы современной литературоведческой терминологии, разработал основные понятия. В том числе это и понятие рода литературы.

Древнегреческая традиция вообще хорошо разграничивала искусства. Это отразилось даже на мифологии – у трагедии и комедии не может быть одной музы.

Читайте также:
Сочинение на тему: «Что значит быть гражданином своей страны?» примеры

Аристотель, по различным критериям, выделял драму, эпос и лирику. Откровенно говоря, со времен античности классификация мало изменилась, к ней разве что добавилась лиро-эпика (которая, по сути, просто гибрид эпоса и лирики).

Но род – это понятие очень широкое. Чуть более узкая классификация – это вид, а затем жанр литературы.

Жанров литературы очень много. Некоторые из них ведут историю со времен античности и актуальны до наших дней (например, социальная драма), какие-то жанры были определяющими для своего времени, но забыты в наши дни («твердые» формы стихотворений, например рондо, очень популярные в 15 веке), какие-то жанры появляются стихийно и непредсказуемо (стихотворение Горация «Памятник» породило столько подражаний, что стало твердой стихотворной формой и определяется как отдельный жанр).

Но эти классификации литературы более или менее последовательны и логичны — мы коротко разберем, что такое род, видовые отношения и жанр, и вряд ли у кого-то возникнут дополнительные вопросы. Все-таки теорию рода литературы или теорию жанра разрабатывали многие литературоведы многие столетия. Куда сложнее разобраться, как работает во многом стихийное, иногда противоречащее себе разделение художественной литературы на два типа – на литературу интеллектуальную и литературу развлекательного характера.

Начнем с самого простого.

Что такое род художественной литературы?

Как мы уже упомянули выше, родовые виды художественной литературы определил еще Аристотель – это эпический род, лирический род и драматический род литературы.

Эпическая литература – это литература, в которой события произведения, его наполнение, намного важнее чувств автора и читателя. «Во главе стола» – сюжет, событийное наполнение. Очевидно, что для того, чтобы рассказать о событиях, а не о чувствах, выбирают прозу. Проза более емка, позволяет автору быть более содержательным, меньше зависеть в изложении своих мыслей от формы.

Лирическая литература – это литература, в которой главенствуют чувства и образы. Сюжет играет или вспомогательную роль, или вовсе отсутствует. Часто лирическая литература пишется в рамках стихотворной формы, поскольку, имея основной задачей максимальное эмоциональное воздействие на читателя, поэт выбирает наиболее подходящую для этого форму.

То есть, основное различие можно сформулировать так. Эпос – это когда событие важнее созданного им впечатления, а лирика – это когда впечатление от события важнее его самого.

Драма – это сюжет или чувство в действии. Драму отличить от других родов литературы проще всего – это произведение, предназначенное для постановки. Оно состоит из реплик действующих лиц и небольших авторских ремарок.

Лиро-эпический род литературы – это более позднее нововведение в систему рода. Без выделения его в отдельную ветвь в этой системе было очень сложно классифицировать по родам некоторые жанры, сочетающие в себе черты эпического и лирического. Так, поэма имеет лирическую форму (стихотворную) и эпическое содержание (преобладание сюжета над авторским восприятием).

Это, пожалуй, все, что нужно знать о родах художественной литературы, чтобы без труда определить, к которому из них относится то или иное произведение.

Есть еще одно понятие, стоящее между родом литературы и ее жанром – это вид литературы. Это понятие более узкое, чем род, но более широкое, чем жанр. Рассмотрим более подробно, как разновидности литературы определяются.

Что такое виды художественной литературы?

Каждый из родов литературы включает в себя виды художественных произведений, обладающее общими характеристиками. Процесс выделения общих формальных характеристик очень сложен, учеными-литературоведами предлагается масса вариантов типологизации литературы. Однако чтобы не углубляться в частности, мы просто примем как данное, что художественные произведения одного вида – это произведения, объединенные общей структурной закономерностью, то есть скорее формой, а не идеей.

Самые распространенные виды эпического рода литературы – это рассказ, повесть, роман. Также к этой группе причисляют былины, басни и прочие группы художественных произведений, в основе которых лежит сюжет.

Почему рассказ и роман, например, типологически разные виды эпической литературы? В том, что они относятся к эпосу, мы не сомневаемся, ведь и рассказ и роман построены на сюжете. А почему их разграничивают в разные виды, где эта разница в структуре? Ну, основной критерий здесь – это, конечно, размер. Однако учитывается еще и количество сюжетных линий, героев, охват времени, задействованного в сюжете (один день или десять лет?), количество локаций (мест). В романе всего будет больше, даже если по количеству страниц он не намного больше среднего рассказа.

Таким же образом и былину можно отличить от сказки. В былине будут указаны реальные места (Новгород, Киев), а в сказке традиционные формулы «в некотором царстве…», в былине есть установка на правдивость, хоть сюжет и по-сказочному фантастический, а сказка на правдивость не претендует «сказка ложь, да в ней намек…».

Читайте также:
Белая гвардия - краткое содержание романа, история создания

В основе видового определения лирического произведения лежит, напротив, основная тематика произведения. Так выделяется гражданская, философская, любовная и т.п. лирика.

Драма в плане распределения произведений на виды проще и последовательнее всего. Есть только три вида: комедия (счастливый конец), драма (противоречия есть, но финал относительно счастливый для героя или хотя бы есть возможность все исправить) и трагедия (все умерли, а кто не умер, тот несчастен до скончания дней).

Жанр произведения – это тематические частности, отделяющие одну группу определенного вида литературы от другой, однако эти частности достаточно частотны и значительны, чтобы можно было выделить их в отдельную группу. Почти все виды литературы делятся на жанры.

Что такое жанр художественного произведения?

Произведения одного жанра – это произведения, имеющие одинаковые характеристики формы, содержания или какого-то исторически установившегося признака.

Казалось бы, по общим и отличающимся друг от друга признакам, произведения полностью разбираются на уровне определения рода и вида. Однако даже такая небольшая эпическая форма как рассказ имеет множество жанров, очень непохожих один на другой. Возьмем, например, рассказ детективный и рассказ святочный.

Оба этих произведения будут небольшими по объему, будут охватывать малый отрезок времени, в них будет задействовано всего несколько героев. Но если сравнивать, то детективный рассказ покажется куда ближе к детективному роману, а святочный рассказ к сказке.

Поэтому, чтобы проще было запомнить, что же такое жанр, попросту назовем его «характеристикой». Жанр – это то, чем можно описать произведение того или иного вида.

Например, возьмем роман. Если нам нужно будет дать характеристику роману, то мы скажем, что он исторический («Война и Мир»), психологический («Преступление и наказание»), а может быть легкий любовный роман в мягкой обложке. То есть, по сути, выделим главную его тему. Главная тема — это и есть жанр.

Литература интеллектуальная и развлекательная

Говоря о типах художественной литературы, часто используют именно это разделение, своеобразная типизация «по назначению». Интеллектуальная литература в этой системе призвана, естественно, обучать, развивать и духовно обогащать. Развлекательной литературе отводится роль более прозаическая, развлекательная литература существует, чтобы занять время в поезде, расслабить уставший на работе мозг или развлечь себя хмурым осенним днем.

Но, прежде чем Вы начали делить все, что когда-либо читали на две эти категории, давайте разберемся с терминологией. Очевидно, что, даже говоря об интеллектуальной литературе, авторы классификации имеют в виду только художественную литературу, поскольку у всех других видов литературы (научной, публицистической) цель существования произведения всегда заранее обозначена. Только художественная книга заставляет читателя или критика думать о том, зачем он ее, собственно говоря, читает.

Так вот, художественная литература – это вид искусства. Научный труд может быть очень интеллектуальным, но к искусству он относиться не будет. Публицистическая заметка о росте зерновых на Кубани может быть намного более познавательной, чем любовный лубочный роман, но художественная ценность ее будет как у того же романа, если не меньше. Так что относится к художественной литературе? Примером послужит и апология стоицизма Хемингуэя «Старик и море», и цикл Дарьи Донцовой о незабвенной Виоле Таракановой.

А что такое развлекательная литература? Если с интеллектуальной художественной литературой все более или менее понятно (скорее всего, классика имеется в виду, причем классика девятнадцатого «размышляющего» века), то развлекательная литература – это, видимо, то, что до классики жанра не дотягивает, а читать все равно интересно.

Однако, виды литературной деятельности разнообразны, двумя категориями тут сложно ограничиться. Разве просвещенный читатель 18 века, проповедник рационализма, поверил бы, что классикой 20 века будет сказка, построенная на каком-то фольклоре? Он поверил бы, что такое можно почитать, чтобы посмеяться и расслабиться, но никак чтение сказки размером в несколько томов не было бы критерием образованности. А в наши дни признается ли любитель интеллектуальной художественной литературы, что не читал «Хоббита» или «Властелина колец» профессора Толкина? Так что, любое такое разделение всегда будет носить условный характер.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: