«Аэлита» краткое содержание романа Алексея Николаевича Толстого

«Аэлита» — краткое содержание романа Алексея Николаевича Толстого

В данном произведении Алексея Николаевича Толстого рассказывается о межпланетных путешествиях. Автор очень подробно и красочно описал такое явление. Произведение было опубликовано 1923 году. В те времена оно произвело колоссальное впечатление на читателей и критиков. Алексей Николаевич придумал целую вселенную, которая жила на Марсе. Он полностью описал инфраструктуру данной цивилизации. Алексей Николаевич писал о том, что на Марсе живут атланты. Жители утонувшей в далекие времена Атлантиды.

После того, как затопило Атлантиду они перебрались жить на Марс. Они полностью адаптировались под эту планету и создали свою собственную цивилизацию.

Атлантам далось это не легко. Сначала им было тяжело привыкнуть к новой обстановке, но они не сдались и стали постепенно возводить строение. Они начали строить дома. Потом они построили дворец. У атлантов была монархическая система правления. У них был высший совет, который управлял атлантами. Кроме того, у них был свой язык, на котором они с легкостью говорили. Он был уникальным, не похожий не на один из Языков.

Главной героиней данного произведения является Аэлита, дочь одного из главных членов верховного совета. Она очень добрая и отзывчивая девушка.

В основе сюжета лежит, событие, которое заставило атлантов поволноваться. На Марс прилетели двое ученых с земли. Они сами построили летательный межпланетный аппарат, на котором смогли совершить путешествие. Это были не простые ученые, а очень умные и находчивые люди. Они смогли сами сконструировать, столь сложный, летательный аппарат.

После того, как ученые прилетели на Марс, они встретили расу людей. Атланты встретили их своеобразно. В скором времени ученые устроили революцию в новой Атлантиде. Многие атланты их поддерживали, а некоторые нет. Из-за этого началось противоборство, которое могло перерасти в войну. Один из ученых влюбляется в прекрасную Аэлиту. Юная девушка отвечает ученому взаимностью. Их влюбленность могла бы перерасти в нечто большее, если бы она не погибла.

История создания

Толстой приступил к написанию романа в 1922 году. В это время он находился за границей. Есть предположение, что на новое произведение его вдохновила книга Михаэлиса «Полет на Марс». Сходство произведений минимальное, совпадает только то, что экспедиции находят на красной планете общество, которое превосходит цивилизацию Земли. В то же время оба автора негативно отзываются о существующем человеческом обществе.

А. Толстой открыто критиковал послевоенную разруху и косвенно затрагивал революцию. Первая публикация состоялась в 1922 году, отдельно книга вышла через год.

В 1937 году писатель переработал текст и адаптировал его для детей. Так роман превратился в повесть. Книга популярна и сейчас.

Перелет

Покидают родную планету путешественники под большим наплывом людей. Вскоре они теряют от перегрузок сознание, и в себя приходит, очутившись в открытом космосе.

И вот они уже достигли своей цели, очутившись на равнине оранжево-апельсиновых оттенков. Их окружают живые растения, похожие на кактусы, воздух на планете суше земного. Вскоре состоялся и первый контакт с марсианином, но пришельцев он отругал за то, что они сломали растения, однако оставил им продукты и удалился на летающем аппарате.

Действующие лица

В романе несколько главных героев. Мстислав Лось — инженер и создатель летательного аппарата. Вместе с ним в экспедицию отправляется Алексей Гусев, солдат и авантюрист. Он был сторонником махновского движения, но после разочаровался в нем и примкнул к Красной Армии. Еще один герой — Скайльс. Американский корреспондент не собирается отправляться на Марс, но он предлагает Лосю вознаграждение за путевые заметки.

Также в романе есть и другие герои:

  • Тускуб — правитель и диктатор всех стран и народов Марса;
  • Аэлита — дочь Тускуба;
  • Иха — племянница управляющего дома Тускуба;
  • Гор — предводитель рабочего населения Марса.

На планете живет множество народов. Среди них выделяют метисов — горов. Они потомки аолов (коренных жителей) и людей, которые бежали с Земли после гибели Атлантиды. На Марсе нет расового деления, но развита социальная иерархия.

Появление Аэлиты

Оглядевшись вокруг, земляне заметили взорванные дома. В одном из них ими были обнаружены поющие книги и экран с изображением города, но вскоре он погас – произошло замыкание.

На второй день к ним явились жители на летающих кораблях и забрали с собой, а у летательного «яйца» оставили стражу. Прибыли все в столицу – Соацере. Поселили их в поместье, хозяйка которого — Аэлита. Она учит гостей говорить на марсианском языке, используя туманный шар, имеющий силу отражать прошлое.

Краткое содержание

Роман начинается с того, что корреспондент видит на улице странное объявление. Некий Лось предлагает отправиться в экспедицию на Марс. Скайльс отыскал мастерскую инженера и убедился: предложение было реальным. Корреспондент побоялся лететь, и Лось оказался в сложной ситуации. Он боялся один путешествовать. В итоге его напарником соглашается стать Гусев, которому было скучно жить в мирное время.

Гусев и Лосев благополучно добрались до Марса. Они изучили немного территорию возле места посадки. Через некоторое время они сталкиваются с марсианином, который кидает им мешок с провизией. Ночью за героями прилетает летательный аппарат. Их доставляют в город Соацере — столицу марсианской цивилизации.

Путешественники живут в комфортабельных покоях. Они знакомятся с Аэлитой, которая помогает им выучить местный язык. Также девушка рассказывает об истории планеты. В это время Гусев заводит роман с Ихой. Он случайно узнает о том, что Тускуб планирует убить землян. С помощью специального аппарата Гусев наблюдает за городскими улицами и замечает первые признаки народных волнений.

Тускуб вступает в конфликт с Горой. Правитель решает разрушить город, в то время как Гор выступает против и надеется заполучить помощь землян. Аэлите было велено отравить путешественников, но она не смогла, так как любила Лося. Девушка совершает магический ритуал и становится женой Мстислава.

В это время Гусев радостно возглавляет восстание. Сначала удача оказывается на их стороне, но ночью их атакуют люди Тускуба. Гусев и присоединившийся к нему Лось оказываются в подземных лабиринтах. Чудом им удается выйти к усадьбе Тускуба. Там слуги отводят Лося к Священному порогу, где находится Аэлита.

Утром их обнаруживают люди Тускуба. Они избивают Лося и оставляют его умирать. Гусев спасает своего друга, и они отправляются к своему летательному аппарату. С трудом им удается завести его и подняться в космос. Там они чудом возвращаются на Землю.

Возвращение на родную планету

Космический корабль приземляется у озера Мичиган. На Земле прошло уже четыре года, хотя на Марсе путешественники провели только несколько месяцев. Инженер отдал свой дневник американскому репортёру и тоскует по любимой Аэлите. Гусев планирует собрать отряд солдат для спасения трудового народа Марса. Тем временем Лось строит на заводе новый корабль марсианского типа и живёт в одиночестве.

Однажды к Лосю приезжает Гусев и говорит, что радиостанция поймала неизвестные сигналы. Инженер едет на станцию и слышит далёкий голос Аэлиты, который повторяет: «Где ты?». На этом краткое содержание «Аэлиты» Толстого заканчивается.

Читайте также:
Анна Павловна Шерер - характеристика, описание внешности, атмосфера

Связь с реальным миром

В повести указан адрес дома в Петрограде , в котором жил инженер Лось и близ которого 18 августа 1921 года состоялся запуск его ракеты — Ждановская набережная , 11. Этот дом действительно существует и сохранился до XXI века. Интересно, что это место по нескольким причинам имеет отношения и к реальной истории российской космонавтики. В соседнем доме № 13 в 1920-е годы находилась школа авиационных техников им. Ворошилова, в которой преподавал возможный прототип героя романа Юзеф Доминикович Лось, позднее ставший разработчиком ракетных двигателей. . Позднее, в 1930-х годах, неподалёку расположилась лаборатория ГИРДа , занимавшаяся исследованиями реактивного движения, и её испытательный полигон. . Наконец, рядом находится Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского .

Что же произошло?

Появилось объявление в 4 часа дня и было привлекательно тем, что в нем приглашались желающие отправиться в далекое путешествие на Марс. Это странное объявление притянуло внимание корреспондента из Америки Скайльса, который не сомневался, что это полнейший бред или чистое шарлатанство. Однако Скайльс все же заинтригован и желает посетить этого безумца, ведь адрес его указан.

В это же время заинтересовался необычным приглашением и отставной солдат, который бродит по городу в надежде найти работу. Информация вызывает у него прилив энтузиазма, он считает, что этим предложением стоит воспользоваться.

Корреспондент спешит посетить человека, который так запросто приглашает в далекую экспедицию. Мастерская на Ждановской набережной, где находится этот чудак, оказывается в самой глубине грязного двора. Однако сам герой — талантливый инженер Мстислав Сергеевич Лось. Он молодой, крепкого телосложения, с густыми светлыми волосами, отнюдь не выглядит буйно помешанным. У него умерла жена, и он очень тяжело переносит свою потерю.

Критика и экранизация

Критики достаточно прохладно встретили роман Толстого. Практически единственным литератором, положительно оценившим произведение, был Максим Горький. Несмотря на это, читательский интерес к роману был высок. «Аэлита» была несколько раз экранизирована:

  • в 1924 г. советский режиссёр Яков Протазанов снял немой художественный фильм «Аэлита»;
  • в 1924 г. появился мультфильм «Межпланетная революция»;
  • в 1980 г. вышел на экраны венгерский фильм «Аэлита».

С 1924 по 2010 год роман «Аэлита» был переведён на словацкий, немецкий, украинский, английский, болгарский, эсперанто, испанский и французский языки.

Роман Толстого «Аэлита» — это научно-фантастическое произведение, которое описывает межпланетные полёты в сочетании с социально-политическими проблемами общества, что делает его интересным и в настоящее время.

Биография Толстого Л. Н

В августе 1828 года родился талантливый писатель и к тому же философ Лев Николаевич Толстой. Его родители рано умерли, и почти с самого рождения его воспитывала опекунша из Казани.

В шестнадцать лет Лев Николаевич поступает на филологический факультет казанского университета, позже он перевелся на юридический факультет. Но все же долго он не проучился и вовсе ушел из университета. Начал искать себя, живя в Ясной поляне, которая досталась ему от отца. Немного позже учувствовал в кавказской войне против чеченцев.

В эти годы Лев Николаевич начинает писать свою автобиографическую трилогию «Детство» (1852г.) и «Отрочество» (1852-1854гг.). И именно этот период жизни отразился в большом количестве произведений Толстого, например рассказ «Набег» (1853г.), «Рубка леса» (1855г.), повесть «Казаки» (1852-1863гг.

), в которой молодой дворянин желает жить обычной жизнью, рядом с природой.

После начала Крымской войны, по просьбе Льва Николаевича его переводят в Севастополь. Там он пишет много произведений, которые вскоре сильно впечатлили его читателей. Толстой получил немало наград за храбрость и за защиту Севастополя. В эти же года, а именно 1855-1857 года Лев Николаевич пишет последнюю часть трилогии «Юность».

В 1855 году Лев Николаевич возвращается в Петербург и уходит в отставку, из-за того, что ему не нравилось воевать. Он знакомится с большим количеством писателей. В этот период он много путешествует по Франции, германии, Швейцарии и Италии. Он открывает школы для крестьянских детей в Ясной поляне и в близлежащей местности.

Много путешествует из-за этого события. В год отмены крепостного права, он начинает активно защищать крестьян от помещиков, которые желали отобрать у освободившихся землю. Из-за этого поступило много жалоб, которые требовали уволить Толстого.

Его дом обыскивали, за ним следили, пытались найти на Толстого компромат, но вскоре его жизнь стала очень тихой.

В 1862 году Лев Николаевич женился на Софье Андреевне Берс. Через некоторое время его семья была очень большой, у Толстого было девять детей. Он пишет два своих самый популярных произведения: в 1863-1869 годах «Войну и Мир», а в 1873-1877годах «Анну Каренину», историю о женщине, которая подверглась преступной страсти.

Немного позже он с семьей переезжает на время в Москву, чтобы дать образование детям, но эта поездка дала Толстому немного больше, чем образование детей. Именно в Москве Лев Николаевич изменил свое отношение к труду. Он видел, как борются за кусок хлеба обычные трудяги, и решил быть такими как они.

Толстой отказывается от авторства всех своих написанных произведений и начинает зарабатывать на жизнь руками. Но вскоре нужда в деньгах заставила Толстого вернуть свое авторство. На протяжении долгих лет он снова пишет. В промежутке между 1879 и 1882 гг.

пишет произведение «Исповедь», в 1884 году «В чем моя вера?», а с 1884 по 1886 «Смерть Ивана Ильича». В 1886 году в свет выходит драма «Власть тьмы», и по 1890 год пишется пьеса «Плоды просвещения».

Также в этот период, а именно с 1887 по 1889 год Лев Николаевич творит повесть «Крейцерова соната», и тут же приступает к роману «Воскресение», который заканчивает в 1899 году. В 1890 году Толстой написал произведение «Отец Сергий».

В начале 1900ых написал ряд статей, разоблачающих всю систему государственного управления. Правительство Николая II вынесло постановление, по которому Святейший Синод (высшее церковное учреждение России) отлучило Толстого от церкви, чем вызвало волну возмущения в обществе.

Последнее десятилетие Толстого подарило читателям такие произведения, как повесть «Хаджи-Мурат» (1896-1904 гг.), драму «Живой труп» (1900г.), рассказ «После бала» (1909г., но опубликованный в 1911г.).

Перед своей смертью Лев Николаевич долгое время жил в Крыму. Он очень болел и начал составлять завещание, что стало причиной ссор в его семье из-за дележки наследства.

В 1910 году Толстой тайно покидает Ясную поляну и в пути простужается, и так же будучи в дороге, а именно на станции Астапова, Рязанско-Уральской железной дороги, 20 ноября Лев Николаевич умирает.

Аэлита

Микропересказ : Земляне обнаруживают на Марсе цивилизацию гуманоидов и поддерживают всепланетную революцию. Дочь главы Марса влюбляется в земного инженера, но революция терпит поражение, и влюблённые расстаются

Читайте также:
Хронологическая таблица Маяковского - периоды жизни и творчества

Корреспондент американской газеты замечает на одном из проспектов Петербурга странное объявление, написанное обычным чернильным карандашом. В нём инженер Лось приглашал желающих в экспедицию на Марс. Корреспондент записывает адрес инженера, а объявлением заинтересовывается одетый как солдат, человек с крепким затылком, загорелым, беззаботным лицом, шрамом на виске и ленивыми, серо-карими глазами с искоркой.

Корреспондент отыскивает мастерскую Лося в глубине захламлённого двора. Инженер, крепко сложённый, с густыми снежно-белыми волосами и молодым лицом, демонстрирует американцу летательный аппарат в виде огромного стального яйца и заявляет, что достигнет Марса за девять или десять часов. Лететь на Марс корреспондент не собирается, но предлагает Лосю хорошие деньги за путевые заметки. Инженер соглашается.

Лось не хочет лететь один. Больше всего он боится пролететь мимо Марса и умереть от голода в глубинах космоса. Вечером к Лосю приходит солдат Гусев, читавший объявление, и соглашается лететь. Он женат, но бездетен, всю жизнь занимается войной и революцией. Теперь, в мирное время, Гусев не может сидеть на месте и готов отправиться куда угодно. Уже несколько лет крупные радиостанции принимают непонятные сигналы. Лось уверен, что они идут с Марса, и на планете есть разумная жизнь.

В ночь перед полётом Лось не спит, вспоминает умершую жену, которую очень любил. Покинуть Землю инженер хочет из-за тоски по любимой женщине. Он надеется, что на Марсе ему станет легче. Гусев тоже прощается с женой. Женщина очень любит мужа, но, зная его непоседливый характер, понимает, что долго его возле себя не удержит. И теперь ей приходится смириться.

За отлётом следит большая толпа. Покидая земную атмосферу, путешественники теряют сознание и приходят в себя уже в космосе. С риском миновав Луну, они опускаются на Марс и выходят из аппарата. Воздух планеты оказывается тонким и сухим, в тёмно-синем небе стоит «пылающее, косматое солнце». Аппарат лежит «на оранжево-апельсиновой плоской равнине», поросшей высокими кактусами, которые оказываются живыми растениями. Вскоре выясняется, что кактусы растут рядами — это поле.

Поблуждав по кактусовым плантациям, путешественники возвращаются к аппарату, возле которого видят краснолицего марсианина на летающем устройстве. Накричав на путешественников за сломанные кактусы, марсианин бросает им мешок с провизией и улетает.

Перекусив, приятели снова исследуют окрестности и натыкаются на руины домов. Гусев определяет, что строения взорваны — видимо, здесь была война. В одном из богатых брошенных жилищ Лось находит библиотеку поющих книг, а Гусев — экран, показывающий большой город. Разглядеть город как следует не получается из-за короткого замыкания.

Ночь путешественники проводят возле аппарата-яйца. Утром их будит шум винтов — перед ними опускается летающий корабль, похожий на галеру. С корабля в сопровождении вооружённых ружьями воинов спускается голуболицый марсианин в чёрных одеждах. Оставив охрану вокруг «яйца», он отвозит путешественников за горный хребет, в богатую равнину под названием Азора, усеянную огромными водными хранилищами и каналами. В столице Азоры, огромном городе Соацере, путников встречает изумлённая толпа во главе чернобородым, сутулым марсианином.

Путешественников селят в поместье, окружённое рощей с лазоревой листвой. Несмотря на комфорт и изысканную пищу, Гусев недоволен. Ему нужен «документик о присоединении Марса» к Советской Республике. Лось же считает, что с Марса они должны вывезти мудрость этого мира. На следующий после приезда день путешественники знакомятся с хозяйкой поместья Аэлитой, дочерью чернобородого марсианина. Аэлита — нежная девушка с чуть удлинённым бело-голубым лицом и «огромными зрачками пепельных глаз». Она показывает гостям туманный шар, отражающий воспоминания. С помощью этого шара марсианка учит землян своему языку.

За семь дней путешественники в совершенстве овладевают марсианским языком. Аэлита рассказывает Лосю историю Марса. Двадцать тысячелетий назад планету населяла оранжевая раса Аолов. Однажды в одном из племён появился сын пастуха. Он распространял новое учение и рассказывал о пророчестве. Вскоре пророчество сына пастуха сбылось — на Марс прибыли сыновья неба. Это были Атланты. Они поработили часть марсиан, заставили обрабатывать землю, строить хранилища для воды и рыть каналы. Остальные племена восстали против Атлантов, началась война. Марсиане снова вспомнили учение сына пастуха, ушли в горы, построили Священный Порог, под которым похоронили зло и очистились, пройдя через огонь. Атланты подавили сопротивление, но к Священному Порогу приблизиться не посмели. У детей неба не было женщин. Однажды к Порогу пришёл красивый Атлант и попросил отдать дочерей Аолов в жёны сыновьям Земли. От этого союза произошло голубое племя гор, и Марс начал процветать.

Гусев тем временем заводит роман со служанкой Ихой, смешливой, смугло-синеватой, полненькой девушкой. От неё Гусев узнаёт, что чернобородый марсианин Тускуб — глава Марса. Иха включает экран и показывает Гусеву народное гуляние, на котором толпа вдыхает наркотический дым. Переключив экран, Иха случайно показывает Гусеву заседание правительства. Из выступления Тускуба Гусев понимает, что их хотят убить.

Аэлита рассказывает Лосю историю Атлантиды. Эту страну покоряли тысячи племён и растворялись в ней. После каждой войны Атлантида становилась всё более могущественной и богатой. Наконец наступила эпоха мира, Атланты овладели древней магией. Это Знание раскололось на два пути — белый и чёрный, началась война. В это время был найден способ «мгновенно освобождать жизненную силу, дремлющую в семенах растений». Эта сила уничтожила Атлантиду. Спаслась только верхушка чёрного ордена, улетевшая на Марс в яйцеобразных аппаратах.

Научившись управлять экраном, Гусев исследует Соацеру. Опытным взглядом он замечает в столице первые признаки народных волнений — в Соацере назревала борьба между Тускубом и вождём рабочих, инженером Гором. Чтобы прекратить эту борьбу и предотвратить революцию, Тускуб решает разрушить город — гнездо порока, и дать миру «умереть спокойно и торжественно». Гор против, он надеется на помощь землян. Попытавшись задушить Верховного правителя, инженер скрывается. Гусев решает вмешаться в революцию и зовёт Лося с собой, но тот не хочет улетать, он влюблён в Аэлиту. Гусев улетает один.

Тускуб намерен отравить путешественников. Он даёт дочери яд, чтобы та подлила его в пищу сыновей неба. Аэлита, тоже влюблённая в Лося, решает спасти любимого. На воздушной лодке она отвозит его в горы. По дороге Аэлита показывает Лосю каменный флакон с ядовитым зельем, прикрёплённый цепочкой к кольцу, одетому на палец девушки. Аэлита приводит любимого в храм, устроенный вокруг Священного Порога. Там она совершает древний ритуал и становится женой Лося.

В полночь Лось возвращается в поместье Тускуба. Оно полно трупов. Один из умирающих передаёт инженеру записку от Гусева. Он осаждает Дом Совета и посылает за Лосем корабль. Выбежав из поместья, инженер натыкается на людей Тускуба, которые обстреливают его. Солдаты боятся сына неба. Он подчиняет их себе и отправляется на военной лодке к Гусеву.

Тем временем Гусев возглавляет восстание. Рабочие верят, что сын неба спасёт их, и с радостью ему подчиняются. Помощником Гусева становится инженер Гор. Захватив Арсенал и уничтожив эскадрилью военных кораблей, Гусев отправляется арестовывать Тускуба, но тот вместе с верными инженерами и остатками армии успевает бежать через огромный подземный лабиринт, соединяющий почти все города Марса. Раньше залы лабиринта согревались внутренним жаром планеты, и марсиане проводили в нём зимы. Гор считает, что революцию им не выиграть — Тускуб вернётся и уничтожит их.

Читайте также:
Евгений Онегин - краткое содержание романа, история создания

Ночью армия Тускуба окружает город. Гусев сопротивляется, но Тускуб разрушает Арсенал и уничтожает воздушный флот повстанцев. Несколько кораблей Главы Совета окружают Гусева. Вовремя подоспевший Лось вытаскивает товарища из свалки и уговаривает вернуться на Землю. Гор показывает им вход в лабиринт.

Проблуждав три часа в кромешной тьме и чуть не погибнув в колодце, полном огромных пауков, товарищи выходят на поверхность возле усадьбы Тускуба. Там они встречают слугу Аэлиты, который отвозит их к Священному Порогу. Лось находит любимую и проводит с ней ночь. Он хочет забрать её на Землю, но не успевает — их находит Тускуб с отрядом солдат. Он приказывает схватить Аэлиту, а Лося избить и оставить умирать.

Гусев замечает взлетевший военный корабль, спешит на помощь Лосю и находит его без сознания. Он понимает, что надо бежать, и летит к «яйцу». С трудом отыскав аппарат, Гусев обнаруживает, что марсиане пытаются его разрушить. Разогнав солдат, он запускает двигатель, и аппарат устремляется к Земле.

Гусев не может задать правильный курс, и они долго блуждают в пустоте. Лось приходит в сознание и обнаруживает провалы в памяти. Ему кажется, что Марс и Аэлита — только сон. Вскоре «яйцо» попадает в хвост кометы, которая направляет аппарат к Земле. Аппарат приземляется на берегу озера Мичиган. Для путешественников экспедиция заняла несколько месяцев, а на Земле прошло четыре года.

Лось и Гусев становятся знаменитыми. Инженер продаёт свои заметки американскому корреспонденту, но слава и деньги ему не нужны. Он вспоминает Аэлиту и тоскует по любимой. Проходит полгода. Поездив по миру с рассказами о марсианских приключениях, Гусев возвращается в Россию и основывает «Ограниченное Капиталом Акционерное Общество для Переброски Воинской Части на Планету марс в Целях Спасения Остатков его Трудового Населения». Лось строит на петербургском заводе новый двигатель марсианского типа и живёт в одиночестве. Он вспоминает последние мгновения, проведённые с любимой. Тогда Аэлита успела выпить немного яда, а Лось допил остальное. Теперь ему становится ясно: Аэлита жива.

За Лосем приезжает Гусев. Он сообщает, что уже неделю радиостанции ловят неизвестные сигналы «чрезвычайной силы». Гусев везёт инженера на радиостанцию под Питером, и Лось слышит в слуховом шлеме далёкий голос Аэлиты, повторяющий: «Где ты?».

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Краткое содержание Аэлита Толстого

В данном произведении Алексея Николаевича Толстого рассказывается о межпланетных путешествиях. Автор очень подробно и красочно описал такое явление. Произведение было опубликовано 1923 году. В те времена оно произвело колоссальное впечатление на читателей и критиков. Алексей Николаевич придумал целую вселенную, которая жила на Марсе. Он полностью описал инфраструктуру данной цивилизации. Алексей Николаевич писал о том, что на Марсе живут атланты. Жители утонувшей в далекие времена Атлантиды.

После того, как затопило Атлантиду они перебрались жить на Марс. Они полностью адаптировались под эту планету и создали свою собственную цивилизацию.

Атлантам далось это не легко. Сначала им было тяжело привыкнуть к новой обстановке, но они не сдались и стали постепенно возводить строение. Они начали строить дома. Потом они построили дворец. У атлантов была монархическая система правления. У них был высший совет, который управлял атлантами. Кроме того, у них был свой язык, на котором они с легкостью говорили. Он был уникальным, не похожий не на один из Языков.

Главной героиней данного произведения является Аэлита, дочь одного из главных членов верховного совета. Она очень добрая и отзывчивая девушка.

В основе сюжета лежит, событие, которое заставило атлантов поволноваться. На Марс прилетели двое ученых с земли. Они сами построили летательный межпланетный аппарат, на котором смогли совершить путешествие. Это были не простые ученые, а очень умные и находчивые люди. Они смогли сами сконструировать, столь сложный, летательный аппарат.

После того, как ученые прилетели на Марс, они встретили расу людей. Атланты встретили их своеобразно. В скором времени ученые устроили революцию в новой Атлантиде. Многие атланты их поддерживали, а некоторые нет. Из-за этого началось противоборство, которое могло перерасти в войну. Один из ученых влюбляется в прекрасную Аэлиту. Юная девушка отвечает ученому взаимностью. Их влюбленность могла бы перерасти в нечто большее, если бы она не погибла.

Главная мысль рассказа Аэлита

Данное произведение учит тому, что не стоит вмешиваться в чужие дела. Так как, из-за этого могут последовать серьезные последствия. Алексей Николаевич очень внятно описал в своем произведении, как это происходит. Кроме того, тут стоит задуматься о том, что любовь всегда приходит нежданно. Именно в том месте, где ты её меньше всего ожидаешь.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Толстой Алексей Николаевич. Все произведения

  • Аэлита
  • Водяной
  • Гадюка
  • Гиперболоид инженера Гарина
  • Граф Калиостро
  • Детство Никиты
  • Золотой ключик, или Приключения Буратино
  • Иван да Марья
  • Кикимора
  • Пётр Первый
  • Русалка
  • Русский характер
  • Синица
  • Хождение по мукам

Аэлита. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Зимою, около Крещения, в 1839 году в Петербурге была сильная оттепель, лед на реке таял и был покрыть полыньями. Часовой Постников занимал свой пост, и был часовым в карауле, как вдруг услышал крики

В послевоенное время Федя жил в детском доме. Ему было десять лет, он никогда не улыбался и не играл с детьми. Один раз учительница попросила Федю прочитать строки из книги.

В американском городе будущего жил пожарник Гай Монтэг. Команда, в которой служил тридцатилетний Гай, не тушила пожары. У неё были другие обязанности: пожарные сжигали книги и дома, в которых они хранились.

Жил в деревне богатый крестьянин. После смерти жены он остался с тремя дочками. Две старшие были некрасивыми, вдобавок ещё и ленивыми девушками. Им бы только наряды мерить и перед зеркалом красоваться.

Книга была написана в 1958 году. В книге рассказывается о крепостном мальчике по имени Митя Мышкин. Митя жил в селе под названием Закопонка. Семья Мышкиных жила в доме у богатой барыни.

«Аэлита» — краткое содержание романа Алексея Николаевича Толстого

В данном произведении Алексея Николаевича Толстого рассказывается о межпланетных путешествиях. Автор очень подробно и красочно описал такое явление. Произведение было опубликовано 1923 году. В те времена оно произвело колоссальное впечатление на читателей и критиков. Алексей Николаевич придумал целую вселенную, которая жила на Марсе. Он полностью описал инфраструктуру данной цивилизации. Алексей Николаевич писал о том, что на Марсе живут атланты. Жители утонувшей в далекие времена Атлантиды.

Читайте также:
Загорецкий Антон Антонович характеристика героя в комедии А.С. Грибоедова

После того, как затопило Атлантиду они перебрались жить на Марс. Они полностью адаптировались под эту планету и создали свою собственную цивилизацию.

Атлантам далось это не легко. Сначала им было тяжело привыкнуть к новой обстановке, но они не сдались и стали постепенно возводить строение. Они начали строить дома. Потом они построили дворец. У атлантов была монархическая система правления. У них был высший совет, который управлял атлантами. Кроме того, у них был свой язык, на котором они с легкостью говорили. Он был уникальным, не похожий не на один из Языков.

Главной героиней данного произведения является Аэлита, дочь одного из главных членов верховного совета. Она очень добрая и отзывчивая девушка.

В основе сюжета лежит, событие, которое заставило атлантов поволноваться. На Марс прилетели двое ученых с земли. Они сами построили летательный межпланетный аппарат, на котором смогли совершить путешествие. Это были не простые ученые, а очень умные и находчивые люди. Они смогли сами сконструировать, столь сложный, летательный аппарат.

После того, как ученые прилетели на Марс, они встретили расу людей. Атланты встретили их своеобразно. В скором времени ученые устроили революцию в новой Атлантиде. Многие атланты их поддерживали, а некоторые нет. Из-за этого началось противоборство, которое могло перерасти в войну. Один из ученых влюбляется в прекрасную Аэлиту. Юная девушка отвечает ученому взаимностью. Их влюбленность могла бы перерасти в нечто большее, если бы она не погибла.

Поиск компаньона

Конечно же, в одиночестве Лосю отправляться навстречу опасностям не хочется. Страшнее всего промчаться мимо Марса и погибнуть без пищи в бескрайнем космосе. Но вечером у Лося появляется напарник – солдат с улицы по фамилии Гусев. Он женат, однако детей у него нет. Почти вся его жизнь прошла в борьбе – он побывал на войне и участвовал в революции. А в мирной жизни так и не нашел призвание, потому согласен отправиться на другую планету, тем более что появилась интрига: несколько лет радиостанции всего мира фиксируют из космоса странные сигналы. Инженер не сомневается, что отправляют их с Марса, а значит там есть жизнь.

Последнюю ночь на Земле Лось проводит, вспоминая жену, и очень надеется, что на чужой планете ему не будет так горько. А в это время страдает жена Алексея Гусева, понимая, что никакими уговорами не заставит неугомонного мужа остаться.



Приключения на Марсе

Лось и Гусев при взлёте теряют сознание. В себя они приходят только в космосе. Прилетев на Марс, герои покидают аппарат, вдыхают сухой воздух планеты и видят её тёмно-синее небо. Космический корабль приземлился на равнине, где растут большие кактусы.

Вскоре к ним прилетает красный марсианин. Он недоволен, что главные герои сломали некоторые кактусы, и кричит на них. После этого марсианин бросает им мешок с припасами и улетает.

Поев, путешественники находят руины домов. Гусев говорит, что здесь была война, поскольку здания взорваны. В одном из сооружений Лось находит библиотеку с книгами, которые поют, а Гусев обнаруживает экран, показывающий большой город.

Утром к аппарату путешественников прилетает корабль. Марсианин с голубым лицом в чёрном одеянии отвозит Гусева и Лося на равнину, которая называется Азора. В столице местности — городе Соацере — их поселили в богатом поместье.

Гусев проявляет недовольство, несмотря на комфортные условия и изысканные блюда. Душа Лося тоже полна смятения. Но цели у них разные:

  • солдат хочет получить документ о присоединении Марса к Республике Советов;
  • инженер мечтает привезти на Землю мудрость марсианской цивилизации.

Путешественники знакомятся с Аэлитой, являющейся хозяйкой поместья, и дочерью марсианина Тускуба, встречавшего их в Соацере. С помощью туманного шара женщина учит землян марсианскому языку.

Лось узнаёт от Аэлиты историю Марса, который двадцать тысяч лет назад поработили Атланты, прилетевшие с Земли. Во время восстания марсиане ушли в горы и построили Священный Порог, к которому атланты не могли приблизиться.

У Гусева начинается роман с одной из служанок по имени Иха. Она случайно показывает ему на экране заседание правительства, где марсианин Тускуб (глава планеты) предлагает убить путешественников с Земли.

С помощью экрана Гусев изучает Соацеру и понимает, что назревает борьба между рабочими под предводительством инженера Гора и Тускубом. Гусев хочет вмешаться в противостояние. Лось отказывается ехать с ним, так как влюбился в Аэлиту. Тускуб даёт дочери яд, чтобы отравить сыновей неба. Но девушка тоже влюбилась, поэтому отвозит Лося в храм, где после ритуала они становятся мужем и женой.

Гусев штурмует Дом Совета и просит друга приехать. Получив записку, тот летит к нему на военной лодке.

Солдат возглавляет восстание и хочет арестовать Тускуба, но тот с остатками армии скрывается в подземном лабиринте. Ночью глава планеты покидает его и уничтожает воздушный флот мятежников. Лось успевает вытащить товарища из заварушки и уговаривает лететь обратно на Землю.

Инженер хочет забрать Аэлиту с собой, но их находит Тускуб. Тот забирает дочь и избивает Лося, оставив его умирать.

Гусев спешит на помощь товарищу. Забрав друга в бессознательном состоянии, он садится в свой аппарат и летит домой.

«Аэлита» — краткое содержание романа Алексея Николаевича Толстого

В данном произведении Алексея Николаевича Толстого рассказывается о межпланетных путешествиях. Автор очень подробно и красочно описал такое явление. Произведение было опубликовано 1923 году. В те времена оно произвело колоссальное впечатление на читателей и критиков. Алексей Николаевич придумал целую вселенную, которая жила на Марсе. Он полностью описал инфраструктуру данной цивилизации. Алексей Николаевич писал о том, что на Марсе живут атланты. Жители утонувшей в далекие времена Атлантиды.

После того, как затопило Атлантиду они перебрались жить на Марс. Они полностью адаптировались под эту планету и создали свою собственную цивилизацию.

Атлантам далось это не легко. Сначала им было тяжело привыкнуть к новой обстановке, но они не сдались и стали постепенно возводить строение. Они начали строить дома. Потом они построили дворец. У атлантов была монархическая система правления. У них был высший совет, который управлял атлантами. Кроме того, у них был свой язык, на котором они с легкостью говорили. Он был уникальным, не похожий не на один из Языков.

Главной героиней данного произведения является Аэлита, дочь одного из главных членов верховного совета. Она очень добрая и отзывчивая девушка.

В основе сюжета лежит, событие, которое заставило атлантов поволноваться. На Марс прилетели двое ученых с земли. Они сами построили летательный межпланетный аппарат, на котором смогли совершить путешествие. Это были не простые ученые, а очень умные и находчивые люди. Они смогли сами сконструировать, столь сложный, летательный аппарат.

Читайте также:
«Спящая царевна» краткое содержание сказки В.А. Жуковского, история

После того, как ученые прилетели на Марс, они встретили расу людей. Атланты встретили их своеобразно. В скором времени ученые устроили революцию в новой Атлантиде. Многие атланты их поддерживали, а некоторые нет. Из-за этого началось противоборство, которое могло перерасти в войну. Один из ученых влюбляется в прекрасную Аэлиту. Юная девушка отвечает ученому взаимностью. Их влюбленность могла бы перерасти в нечто большее, если бы она не погибла.

История создания

Толстой приступил к написанию романа в 1922 году. В это время он находился за границей. Есть предположение, что на новое произведение его вдохновила книга Михаэлиса «Полет на Марс». Сходство произведений минимальное, совпадает только то, что экспедиции находят на красной планете общество, которое превосходит цивилизацию Земли. В то же время оба автора негативно отзываются о существующем человеческом обществе.

А. Толстой открыто критиковал послевоенную разруху и косвенно затрагивал революцию. Первая публикация состоялась в 1922 году, отдельно книга вышла через год.

В 1937 году писатель переработал текст и адаптировал его для детей. Так роман превратился в повесть. Книга популярна и сейчас.

Перелет

Покидают родную планету путешественники под большим наплывом людей. Вскоре они теряют от перегрузок сознание, и в себя приходит, очутившись в открытом космосе.

И вот они уже достигли своей цели, очутившись на равнине оранжево-апельсиновых оттенков. Их окружают живые растения, похожие на кактусы, воздух на планете суше земного. Вскоре состоялся и первый контакт с марсианином, но пришельцев он отругал за то, что они сломали растения, однако оставил им продукты и удалился на летающем аппарате.

Действующие лица

В романе несколько главных героев. Мстислав Лось — инженер и создатель летательного аппарата. Вместе с ним в экспедицию отправляется Алексей Гусев, солдат и авантюрист. Он был сторонником махновского движения, но после разочаровался в нем и примкнул к Красной Армии. Еще один герой — Скайльс. Американский корреспондент не собирается отправляться на Марс, но он предлагает Лосю вознаграждение за путевые заметки.

Также в романе есть и другие герои:

  • Тускуб — правитель и диктатор всех стран и народов Марса;
  • Аэлита — дочь Тускуба;
  • Иха — племянница управляющего дома Тускуба;
  • Гор — предводитель рабочего населения Марса.

На планете живет множество народов. Среди них выделяют метисов — горов. Они потомки аолов (коренных жителей) и людей, которые бежали с Земли после гибели Атлантиды. На Марсе нет расового деления, но развита социальная иерархия.

Появление Аэлиты

Оглядевшись вокруг, земляне заметили взорванные дома. В одном из них ими были обнаружены поющие книги и экран с изображением города, но вскоре он погас – произошло замыкание.

На второй день к ним явились жители на летающих кораблях и забрали с собой, а у летательного «яйца» оставили стражу. Прибыли все в столицу – Соацере. Поселили их в поместье, хозяйка которого — Аэлита. Она учит гостей говорить на марсианском языке, используя туманный шар, имеющий силу отражать прошлое.

Краткое содержание

Роман начинается с того, что корреспондент видит на улице странное объявление. Некий Лось предлагает отправиться в экспедицию на Марс. Скайльс отыскал мастерскую инженера и убедился: предложение было реальным. Корреспондент побоялся лететь, и Лось оказался в сложной ситуации. Он боялся один путешествовать. В итоге его напарником соглашается стать Гусев, которому было скучно жить в мирное время.

Гусев и Лосев благополучно добрались до Марса. Они изучили немного территорию возле места посадки. Через некоторое время они сталкиваются с марсианином, который кидает им мешок с провизией. Ночью за героями прилетает летательный аппарат. Их доставляют в город Соацере — столицу марсианской цивилизации.

Путешественники живут в комфортабельных покоях. Они знакомятся с Аэлитой, которая помогает им выучить местный язык. Также девушка рассказывает об истории планеты. В это время Гусев заводит роман с Ихой. Он случайно узнает о том, что Тускуб планирует убить землян. С помощью специального аппарата Гусев наблюдает за городскими улицами и замечает первые признаки народных волнений.

Тускуб вступает в конфликт с Горой. Правитель решает разрушить город, в то время как Гор выступает против и надеется заполучить помощь землян. Аэлите было велено отравить путешественников, но она не смогла, так как любила Лося. Девушка совершает магический ритуал и становится женой Мстислава.

В это время Гусев радостно возглавляет восстание. Сначала удача оказывается на их стороне, но ночью их атакуют люди Тускуба. Гусев и присоединившийся к нему Лось оказываются в подземных лабиринтах. Чудом им удается выйти к усадьбе Тускуба. Там слуги отводят Лося к Священному порогу, где находится Аэлита.

Утром их обнаруживают люди Тускуба. Они избивают Лося и оставляют его умирать. Гусев спасает своего друга, и они отправляются к своему летательному аппарату. С трудом им удается завести его и подняться в космос. Там они чудом возвращаются на Землю.

Возвращение на родную планету

Космический корабль приземляется у озера Мичиган. На Земле прошло уже четыре года, хотя на Марсе путешественники провели только несколько месяцев. Инженер отдал свой дневник американскому репортёру и тоскует по любимой Аэлите. Гусев планирует собрать отряд солдат для спасения трудового народа Марса. Тем временем Лось строит на заводе новый корабль марсианского типа и живёт в одиночестве.

Однажды к Лосю приезжает Гусев и говорит, что радиостанция поймала неизвестные сигналы. Инженер едет на станцию и слышит далёкий голос Аэлиты, который повторяет: «Где ты?». На этом краткое содержание «Аэлиты» Толстого заканчивается.

Связь с реальным миром

В повести указан адрес дома в Петрограде , в котором жил инженер Лось и близ которого 18 августа 1921 года состоялся запуск его ракеты — Ждановская набережная , 11. Этот дом действительно существует и сохранился до XXI века. Интересно, что это место по нескольким причинам имеет отношения и к реальной истории российской космонавтики. В соседнем доме № 13 в 1920-е годы находилась школа авиационных техников им. Ворошилова, в которой преподавал возможный прототип героя романа Юзеф Доминикович Лось, позднее ставший разработчиком ракетных двигателей. . Позднее, в 1930-х годах, неподалёку расположилась лаборатория ГИРДа , занимавшаяся исследованиями реактивного движения, и её испытательный полигон. . Наконец, рядом находится Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского .

Что же произошло?

Появилось объявление в 4 часа дня и было привлекательно тем, что в нем приглашались желающие отправиться в далекое путешествие на Марс. Это странное объявление притянуло внимание корреспондента из Америки Скайльса, который не сомневался, что это полнейший бред или чистое шарлатанство. Однако Скайльс все же заинтригован и желает посетить этого безумца, ведь адрес его указан.

В это же время заинтересовался необычным приглашением и отставной солдат, который бродит по городу в надежде найти работу. Информация вызывает у него прилив энтузиазма, он считает, что этим предложением стоит воспользоваться.

Читайте также:
Остров погибших кораблей краткое содержание читать онлайн

Корреспондент спешит посетить человека, который так запросто приглашает в далекую экспедицию. Мастерская на Ждановской набережной, где находится этот чудак, оказывается в самой глубине грязного двора. Однако сам герой — талантливый инженер Мстислав Сергеевич Лось. Он молодой, крепкого телосложения, с густыми светлыми волосами, отнюдь не выглядит буйно помешанным. У него умерла жена, и он очень тяжело переносит свою потерю.

Биография Толстого Л. Н

В августе 1828 года родился талантливый писатель и к тому же философ Лев Николаевич Толстой. Его родители рано умерли, и почти с самого рождения его воспитывала опекунша из Казани.

В шестнадцать лет Лев Николаевич поступает на филологический факультет казанского университета, позже он перевелся на юридический факультет. Но все же долго он не проучился и вовсе ушел из университета. Начал искать себя, живя в Ясной поляне, которая досталась ему от отца. Немного позже учувствовал в кавказской войне против чеченцев.

В эти годы Лев Николаевич начинает писать свою автобиографическую трилогию «Детство» (1852г.) и «Отрочество» (1852-1854гг.). И именно этот период жизни отразился в большом количестве произведений Толстого, например рассказ «Набег» (1853г.), «Рубка леса» (1855г.), повесть «Казаки» (1852-1863гг.

), в которой молодой дворянин желает жить обычной жизнью, рядом с природой.

После начала Крымской войны, по просьбе Льва Николаевича его переводят в Севастополь. Там он пишет много произведений, которые вскоре сильно впечатлили его читателей. Толстой получил немало наград за храбрость и за защиту Севастополя. В эти же года, а именно 1855-1857 года Лев Николаевич пишет последнюю часть трилогии «Юность».

В 1855 году Лев Николаевич возвращается в Петербург и уходит в отставку, из-за того, что ему не нравилось воевать. Он знакомится с большим количеством писателей. В этот период он много путешествует по Франции, германии, Швейцарии и Италии. Он открывает школы для крестьянских детей в Ясной поляне и в близлежащей местности.

Много путешествует из-за этого события. В год отмены крепостного права, он начинает активно защищать крестьян от помещиков, которые желали отобрать у освободившихся землю. Из-за этого поступило много жалоб, которые требовали уволить Толстого.

Его дом обыскивали, за ним следили, пытались найти на Толстого компромат, но вскоре его жизнь стала очень тихой.

В 1862 году Лев Николаевич женился на Софье Андреевне Берс. Через некоторое время его семья была очень большой, у Толстого было девять детей. Он пишет два своих самый популярных произведения: в 1863-1869 годах «Войну и Мир», а в 1873-1877годах «Анну Каренину», историю о женщине, которая подверглась преступной страсти.

Немного позже он с семьей переезжает на время в Москву, чтобы дать образование детям, но эта поездка дала Толстому немного больше, чем образование детей. Именно в Москве Лев Николаевич изменил свое отношение к труду. Он видел, как борются за кусок хлеба обычные трудяги, и решил быть такими как они.

Толстой отказывается от авторства всех своих написанных произведений и начинает зарабатывать на жизнь руками. Но вскоре нужда в деньгах заставила Толстого вернуть свое авторство. На протяжении долгих лет он снова пишет. В промежутке между 1879 и 1882 гг.

пишет произведение «Исповедь», в 1884 году «В чем моя вера?», а с 1884 по 1886 «Смерть Ивана Ильича». В 1886 году в свет выходит драма «Власть тьмы», и по 1890 год пишется пьеса «Плоды просвещения».

Также в этот период, а именно с 1887 по 1889 год Лев Николаевич творит повесть «Крейцерова соната», и тут же приступает к роману «Воскресение», который заканчивает в 1899 году. В 1890 году Толстой написал произведение «Отец Сергий».

В начале 1900ых написал ряд статей, разоблачающих всю систему государственного управления. Правительство Николая II вынесло постановление, по которому Святейший Синод (высшее церковное учреждение России) отлучило Толстого от церкви, чем вызвало волну возмущения в обществе.

Последнее десятилетие Толстого подарило читателям такие произведения, как повесть «Хаджи-Мурат» (1896-1904 гг.), драму «Живой труп» (1900г.), рассказ «После бала» (1909г., но опубликованный в 1911г.).

Перед своей смертью Лев Николаевич долгое время жил в Крыму. Он очень болел и начал составлять завещание, что стало причиной ссор в его семье из-за дележки наследства.

В 1910 году Толстой тайно покидает Ясную поляну и в пути простужается, и так же будучи в дороге, а именно на станции Астапова, Рязанско-Уральской железной дороги, 20 ноября Лев Николаевич умирает.

Критика и экранизация

Критики достаточно прохладно встретили роман Толстого. Практически единственным литератором, положительно оценившим произведение, был Максим Горький. Несмотря на это, читательский интерес к роману был высок. «Аэлита» была несколько раз экранизирована:

  • в 1924 г. советский режиссёр Яков Протазанов снял немой художественный фильм «Аэлита»;
  • в 1924 г. появился мультфильм «Межпланетная революция»;
  • в 1980 г. вышел на экраны венгерский фильм «Аэлита».

С 1924 по 2010 год роман «Аэлита» был переведён на словацкий, немецкий, украинский, английский, болгарский, эсперанто, испанский и французский языки.

Роман Толстого «Аэлита» — это научно-фантастическое произведение, которое описывает межпланетные полёты в сочетании с социально-политическими проблемами общества, что делает его интересным и в настоящее время.

«Аэлита» — краткое содержание романа Алексея Николаевича Толстого

История создания

Толстой приступил к написанию романа в 1922 году. В это время он находился за границей. Есть предположение, что на новое произведение его вдохновила книга Михаэлиса «Полет на Марс». Сходство произведений минимальное, совпадает только то, что экспедиции находят на красной планете общество, которое превосходит цивилизацию Земли. В то же время оба автора негативно отзываются о существующем человеческом обществе.

А. Толстой открыто критиковал послевоенную разруху и косвенно затрагивал революцию. Первая публикация состоялась в 1922 году, отдельно книга вышла через год.

В 1937 году писатель переработал текст и адаптировал его для детей. Так роман превратился в повесть. Книга популярна и сейчас.

Экранизация

  • В 1924 году советский режиссёр Яков Александрович Протазанов экранизировал роман, сняв немой художественный фильм «Аэлита», считающийся классикой мировой кинофантастики.
  • «Межпланетная революция» (1924) — мультипликационный фильм, использующий отдельные сюжетные мотивы «Аэлиты» А. Н. Толстого.
  • В 1980 году вышел венгерский фильм «Аэлита» режиссёра Андраша Райнаи, экранизация произведения.
  • В 1981 году повесть была частично экранизирована в телеспектакле «Этот фантастический мир» — четвёртый выпуск.

Действующие лица

В романе несколько главных героев. Мстислав Лось — инженер и создатель летательного аппарата. Вместе с ним в экспедицию отправляется Алексей Гусев, солдат и авантюрист. Он был сторонником махновского движения, но после разочаровался в нем и примкнул к Красной Армии. Еще один герой — Скайльс. Американский корреспондент не собирается отправляться на Марс, но он предлагает Лосю вознаграждение за путевые заметки.

Также в романе есть и другие герои:

  • Тускуб — правитель и диктатор всех стран и народов Марса;
  • Аэлита — дочь Тускуба;
  • Иха — племянница управляющего дома Тускуба;
  • Гор — предводитель рабочего населения Марса.

На планете живет множество народов. Среди них выделяют метисов — горов. Они потомки аолов (коренных жителей) и людей, которые бежали с Земли после гибели Атлантиды. На Марсе нет расового деления, но развита социальная иерархия.

Примечания

  1. Книга «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина». Издательство «Правда», 1983. Примечания к роману «Аэлита», стр.377, автор А. Алпатов
  2. [www.ozon.ru/context/detail/id/1509467/ Василий Головачев. Магацитлы]
  3. [www.kulichki.com/zritel/2008/11-2008/nom1679.htm Заневский летописец. Инженер Лось и его Аэлита]
  4. Алина ЛИХАЧЕВА
    Был такой летчик Лось. (Почти фантастические заметки о фантастическом романе) // Техника — молодежи : Научно-популярный журнал. — 1989. — № 10. — С. 40-43.
  5. [www.kulichki.com/zritel/2000/dec2000/nom431.htm Заневский летописец. Ждановка]
Читайте также:
Княжна Элен Курагина - характеристика героини Война и мир, описание

Краткое содержание

Роман начинается с того, что корреспондент видит на улице странное объявление. Некий Лось предлагает отправиться в экспедицию на Марс. Скайльс отыскал мастерскую инженера и убедился: предложение было реальным. Корреспондент побоялся лететь, и Лось оказался в сложной ситуации. Он боялся один путешествовать. В итоге его напарником соглашается стать Гусев, которому было скучно жить в мирное время.

Гусев и Лосев благополучно добрались до Марса. Они изучили немного территорию возле места посадки. Через некоторое время они сталкиваются с марсианином, который кидает им мешок с провизией. Ночью за героями прилетает летательный аппарат. Их доставляют в город Соацере — столицу марсианской цивилизации.

Путешественники живут в комфортабельных покоях. Они знакомятся с Аэлитой, которая помогает им выучить местный язык. Также девушка рассказывает об истории планеты. В это время Гусев заводит роман с Ихой. Он случайно узнает о том, что Тускуб планирует убить землян. С помощью специального аппарата Гусев наблюдает за городскими улицами и замечает первые признаки народных волнений.

Тускуб вступает в конфликт с Горой. Правитель решает разрушить город, в то время как Гор выступает против и надеется заполучить помощь землян. Аэлите было велено отравить путешественников, но она не смогла, так как любила Лося. Девушка совершает магический ритуал и становится женой Мстислава.

В это время Гусев радостно возглавляет восстание. Сначала удача оказывается на их стороне, но ночью их атакуют люди Тускуба. Гусев и присоединившийся к нему Лось оказываются в подземных лабиринтах. Чудом им удается выйти к усадьбе Тускуба. Там слуги отводят Лося к Священному порогу, где находится Аэлита.

Утром их обнаруживают люди Тускуба. Они избивают Лося и оставляют его умирать. Гусев спасает своего друга, и они отправляются к своему летательному аппарату. С трудом им удается завести его и подняться в космос. Там они чудом возвращаются на Землю.

Связь с реальным миром

В повести указан адрес дома в Петрограде, в котором жил инженер Лось и близ которого 18 августа 1921 года состоялся запуск его ракеты — Ждановская набережная, 11. Этот дом действительно существует и сохранился до XXI века. Интересно, что это место по нескольким причинам имеет отношения и к реальной истории российской космонавтики. В соседнем доме № 13 в 1920-е годы находилась школа авиационных техников им. Ворошилова, в которой преподавал возможный прототип героя романа Юзеф Доминикович Лось, позднее ставший разработчиком ракетных двигателей[3][4]. Позднее, в 1930-х годах, неподалёку расположилась лаборатория ГИРДа, занимавшаяся исследованиями реактивного движения, и её испытательный полигон[5]. Наконец, рядом находится Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского.

Отрывок, характеризующий Аэлита (роман)

– У меня нет ни вкуса, ни обоняния, – сказал он, принюхиваясь к стакану. – Этот насморк надоел мне. Они толкуют про медицину. Какая медицина, когда они не могут вылечить насморка? Корвизар дал мне эти пастильки, но они ничего не помогают. Что они могут лечить? Лечить нельзя. Notre corps est une machine a vivre. Il est organise pour cela, c’est sa nature; laissez y la vie a son aise, qu’elle s’y defende elle meme: elle fera plus que si vous la paralysiez en l’encombrant de remedes. Notre corps est comme une montre parfaite qui doit aller un certain temps; l’horloger n’a pas la faculte de l’ouvrir, il ne peut la manier qu’a tatons et les yeux bandes. Notre corps est une machine a vivre, voila tout. [Наше тело есть машина для жизни. Оно для этого устроено. Оставьте в нем жизнь в покое, пускай она сама защищается, она больше сделает одна, чем когда вы ей будете мешать лекарствами. Наше тело подобно часам, которые должны идти известное время; часовщик не может открыть их и только ощупью и с завязанными глазами может управлять ими. Наше тело есть машина для жизни. Вот и все.] – И как будто вступив на путь определений, definitions, которые любил Наполеон, он неожиданно сделал новое определение. – Вы знаете ли, Рапп, что такое военное искусство? – спросил он. – Искусство быть сильнее неприятеля в известный момент. Voila tout. [Вот и все.] Рапп ничего не ответил. – Demainnous allons avoir affaire a Koutouzoff! [Завтра мы будем иметь дело с Кутузовым!] – сказал Наполеон. – Посмотрим! Помните, в Браунау он командовал армией и ни разу в три недели не сел на лошадь, чтобы осмотреть укрепления. Посмотрим! Он поглядел на часы. Было еще только четыре часа. Спать не хотелось, пунш был допит, и делать все таки было нечего. Он встал, прошелся взад и вперед, надел теплый сюртук и шляпу и вышел из палатки. Ночь была темная и сырая; чуть слышная сырость падала сверху. Костры не ярко горели вблизи, во французской гвардии, и далеко сквозь дым блестели по русской линии. Везде было тихо, и ясно слышались шорох и топот начавшегося уже движения французских войск для занятия позиции. Наполеон прошелся перед палаткой, посмотрел на огни, прислушался к топоту и, проходя мимо высокого гвардейца в мохнатой шапке, стоявшего часовым у его палатки и, как черный столб, вытянувшегося при появлении императора, остановился против него. – С которого года в службе? – спросил он с той привычной аффектацией грубой и ласковой воинственности, с которой он всегда обращался с солдатами. Солдат отвечал ему. – Ah! un des vieux! [А! из стариков!] Получили рис в полк? – Получили, ваше величество. Наполеон кивнул головой и отошел от него. В половине шестого Наполеон верхом ехал к деревне Шевардину. Начинало светать, небо расчистило, только одна туча лежала на востоке. Покинутые костры догорали в слабом свете утра. Вправо раздался густой одинокий пушечный выстрел, пронесся и замер среди общей тишины. Прошло несколько минут. Раздался второй, третий выстрел, заколебался воздух; четвертый, пятый раздались близко и торжественно где то справа. Еще не отзвучали первые выстрелы, как раздались еще другие, еще и еще, сливаясь и перебивая один другой. Наполеон подъехал со свитой к Шевардинскому редуту и слез с лошади. Игра началась. Вернувшись от князя Андрея в Горки, Пьер, приказав берейтору приготовить лошадей и рано утром разбудить его, тотчас же заснул за перегородкой, в уголке, который Борис уступил ему. Когда Пьер совсем очнулся на другое утро, в избе уже никого не было. Стекла дребезжали в маленьких окнах. Берейтор стоял, расталкивая его. – Ваше сиятельство, ваше сиятельство, ваше сиятельство… – упорно, не глядя на Пьера и, видимо, потеряв надежду разбудить его, раскачивая его за плечо, приговаривал берейтор. – Что? Началось? Пора? – заговорил Пьер, проснувшись. – Изволите слышать пальбу, – сказал берейтор, отставной солдат, – уже все господа повышли, сами светлейшие давно проехали. Пьер поспешно оделся и выбежал на крыльцо. На дворе было ясно, свежо, росисто и весело. Солнце, только что вырвавшись из за тучи, заслонявшей его, брызнуло до половины переломленными тучей лучами через крыши противоположной улицы, на покрытую росой пыль дороги, на стены домов, на окна забора и на лошадей Пьера, стоявших у избы. Гул пушек яснее слышался на дворе. По улице прорысил адъютант с казаком. – Пора, граф, пора! – прокричал адъютант. Приказав вести за собой лошадь, Пьер пошел по улице к кургану, с которого он вчера смотрел на поле сражения. На кургане этом была толпа военных, и слышался французский говор штабных, и виднелась седая голова Кутузова с его белой с красным околышем фуражкой и седым затылком, утонувшим в плечи. Кутузов смотрел в трубу вперед по большой дороге. Войдя по ступенькам входа на курган, Пьер взглянул впереди себя и замер от восхищенья перед красотою зрелища. Это была та же панорама, которою он любовался вчера с этого кургана; но теперь вся эта местность была покрыта войсками и дымами выстрелов, и косые лучи яркого солнца, поднимавшегося сзади, левее Пьера, кидали на нее в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотым и розовым оттенком свет и темные, длинные тени. Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого то драгоценного желто зеленого камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте, и между ними за Валуевым прорезывалась большая Смоленская дорога, вся покрытая войсками. Ближе блестели золотые поля и перелески. Везде – спереди, справа и слева – виднелись войска. Все это было оживленно, величественно и неожиданно; но то, что более всего поразило Пьера, – это был вид самого поля сражения, Бородина и лощины над Колочею по обеим сторонам ее. Над Колочею, в Бородине и по обеим сторонам его, особенно влево, там, где в болотистых берегах Во йна впадает в Колочу, стоял тот туман, который тает, расплывается и просвечивает при выходе яркого солнца и волшебно окрашивает и очерчивает все виднеющееся сквозь него. К этому туману присоединялся дым выстрелов, и по этому туману и дыму везде блестели молнии утреннего света – то по воде, то по росе, то по штыкам войск, толпившихся по берегам и в Бородине. Сквозь туман этот виднелась белая церковь, кое где крыши изб Бородина, кое где сплошные массы солдат, кое где зеленые ящики, пушки. И все это двигалось или казалось движущимся, потому что туман и дым тянулись по всему этому пространству. Как в этой местности низов около Бородина, покрытых туманом, так и вне его, выше и особенно левее по всей линии, по лесам, по полям, в низах, на вершинах возвышений, зарождались беспрестанно сами собой, из ничего, пушечные, то одинокие, то гуртовые, то редкие, то частые клубы дымов, которые, распухая, разрастаясь, клубясь, сливаясь, виднелись по всему этому пространству. Эти дымы выстрелов и, странно сказать, звуки их производили главную красоту зрелища. Пуфф! – вдруг виднелся круглый, плотный, играющий лиловым, серым и молочно белым цветами дым, и бумм! – раздавался через секунду звук этого дыма. «Пуф пуф» – поднимались два дыма, толкаясь и сливаясь; и «бум бум» – подтверждали звуки то, что видел глаз. Пьер оглядывался на первый дым, который он оставил округлым плотным мячиком, и уже на месте его были шары дыма, тянущегося в сторону, и пуф… (с остановкой) пуф пуф – зарождались еще три, еще четыре, и на каждый, с теми же расстановками, бум… бум бум бум – отвечали красивые, твердые, верные звуки. Казалось то, что дымы эти бежали, то, что они стояли, и мимо них бежали леса, поля и блестящие штыки. С левой стороны, по полям и кустам, беспрестанно зарождались эти большие дымы с своими торжественными отголосками, и ближе еще, по низам и лесам, вспыхивали маленькие, не успевавшие округляться дымки ружей и точно так же давали свои маленькие отголоски. Трах та та тах – трещали ружья хотя и часто, но неправильно и бедно в сравнении с орудийными выстрелами. Пьеру захотелось быть там, где были эти дымы, эти блестящие штыки и пушки, это движение, эти звуки. Он оглянулся на Кутузова и на его свиту, чтобы сверить свое впечатление с другими. Все точно так же, как и он, и, как ему казалось, с тем же чувством смотрели вперед, на поле сражения. На всех лицах светилась теперь та скрытая теплота (chaleur latente) чувства, которое Пьер замечал вчера и которое он понял совершенно после своего разговора с князем Андреем. – Поезжай, голубчик, поезжай, Христос с тобой, – говорил Кутузов, не спуская глаз с поля сражения, генералу, стоявшему подле него. Выслушав приказание, генерал этот прошел мимо Пьера, к сходу с кургана. – К переправе! – холодно и строго сказал генерал в ответ на вопрос одного из штабных, куда он едет. «И я, и я», – подумал Пьер и пошел по направлению за генералом. Генерал садился на лошадь, которую подал ему казак. Пьер подошел к своему берейтору, державшему лошадей. Спросив, которая посмирнее, Пьер взлез на лошадь, схватился за гриву, прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и, чувствуя, что очки его спадают и что он не в силах отвести рук от гривы и поводьев, поскакал за генералом, возбуждая улыбки штабных, с кургана смотревших на него. Генерал, за которым скакал Пьер, спустившись под гору, круто повернул влево, и Пьер, потеряв его из вида, вскакал в ряды пехотных солдат, шедших впереди его. Он пытался выехать из них то вправо, то влево; но везде были солдаты, с одинаково озабоченными лицами, занятыми каким то невидным, но, очевидно, важным делом. Все с одинаково недовольно вопросительным взглядом смотрели на этого толстого человека в белой шляпе, неизвестно для чего топчущего их своею лошадью. – Чего ездит посерёд батальона! – крикнул на него один. Другой толконул прикладом его лошадь, и Пьер, прижавшись к луке и едва удерживая шарахнувшуюся лошадь, выскакал вперед солдат, где было просторнее. Впереди его был мост, а у моста, стреляя, стояли другие солдаты. Пьер подъехал к ним. Сам того не зная, Пьер заехал к мосту через Колочу, который был между Горками и Бородиным и который в первом действии сражения (заняв Бородино) атаковали французы. Пьер видел, что впереди его был мост и что с обеих сторон моста и на лугу, в тех рядах лежащего сена, которые он заметил вчера, в дыму что то делали солдаты; но, несмотря на неумолкающую стрельбу, происходившую в этом месте, он никак не думал, что тут то и было поле сражения. Он не слыхал звуков пуль, визжавших со всех сторон, и снарядов, перелетавших через него, не видал неприятеля, бывшего на той стороне реки, и долго не видал убитых и раненых, хотя многие падали недалеко от него. С улыбкой, не сходившей с его лица, он оглядывался вокруг себя.

Читайте также:
Сочинение Мой лучший друг, как правильно составить характеристику

«Аэлита» — краткое содержание романа Алексея Николаевича Толстого

История создания

Толстой приступил к написанию романа в 1922 году. В это время он находился за границей. Есть предположение, что на новое произведение его вдохновила книга Михаэлиса «Полет на Марс». Сходство произведений минимальное, совпадает только то, что экспедиции находят на красной планете общество, которое превосходит цивилизацию Земли. В то же время оба автора негативно отзываются о существующем человеческом обществе.

А. Толстой открыто критиковал послевоенную разруху и косвенно затрагивал революцию. Первая публикация состоялась в 1922 году, отдельно книга вышла через год.

В 1937 году писатель переработал текст и адаптировал его для детей. Так роман превратился в повесть. Книга популярна и сейчас.

Действующие лица

В романе несколько главных героев. Мстислав Лось — инженер и создатель летательного аппарата. Вместе с ним в экспедицию отправляется Алексей Гусев, солдат и авантюрист. Он был сторонником махновского движения, но после разочаровался в нем и примкнул к Красной Армии. Еще один герой — Скайльс. Американский корреспондент не собирается отправляться на Марс, но он предлагает Лосю вознаграждение за путевые заметки.

Также в романе есть и другие герои:

  • Тускуб — правитель и диктатор всех стран и народов Марса;
  • Аэлита — дочь Тускуба;
  • Иха — племянница управляющего дома Тускуба;
  • Гор — предводитель рабочего населения Марса.

На планете живет множество народов. Среди них выделяют метисов — горов. Они потомки аолов (коренных жителей) и людей, которые бежали с Земли после гибели Атлантиды. На Марсе нет расового деления, но развита социальная иерархия.

Особенности фильма

Фильм «Аэлита» — это первая советская кинофантастика. Фильм смелый уже потому, что создание чего-то принципиально нового всегда требует большого мужества от создателя. Фантастическая комедия на тему освоения Марса — это был очень смелый кинематографический ход опытного на тот момент режиссера, который только-только вернулся из эмиграции.
Фильму предшествовала беспрецедентная и, пожалуй, первая в истории отечественного кинематографа рекламная кампания, которая длилась почти шесть месяцев. Реклама давалась в газетах на первых полосах по принципу постепенного погружения зрителя в атмосферу фильма. Сначала просто загадочные слова: «АНТА… ОДЭЛИ… УТА…» — без всяких пояснений. Затем эти слова дополнялись загадочными информационными слоганами: «С некоторого времени радиостанции всего мира стали получать непонятные сигналы…» И уже перед самой премьерой подключившаяся к рекламе газета «Правда» графически раскрывала секрет, погружая заранее будущих зрителей в а.

Читайте также:
Евгений Онегин - краткое содержание романа, история создания

А погружаться было во что. Хотя весь актерский состав состоял сплошь из дебютантов: впервые снимались Игорь Ильинский (детектив Кравцов), Николай Баталов (солдат Гусев), Николай Церетелли (инженер Лось, вторая роль — инженер Спиридонов), Юлия Солнцева (Аэлита), Константин Эггерт (Тускуб — владыка Марса), Юрий Завадский (Гор — хранитель энергии Марса) и другие. Только Машу — невесту, а потом жену красноармейца Гусева, играла опытная киноактриса Вера Орлова. Но это не помешало режиссеру в прямом смысле слова открыть этих артистов для кинематографа. Пришедшие из разных театральных школ, они вместе составили палитру образов.


Фантастический роман «Аэлита» (1923)


Фантастический роман «Аэлита» (1923)


Фантастический роман «Аэлита» (1923)

Краткое содержание

Роман начинается с того, что корреспондент видит на улице странное объявление. Некий Лось предлагает отправиться в экспедицию на Марс. Скайльс отыскал мастерскую инженера и убедился: предложение было реальным. Корреспондент побоялся лететь, и Лось оказался в сложной ситуации. Он боялся один путешествовать. В итоге его напарником соглашается стать Гусев, которому было скучно жить в мирное время.

Гусев и Лосев благополучно добрались до Марса. Они изучили немного территорию возле места посадки. Через некоторое время они сталкиваются с марсианином, который кидает им мешок с провизией. Ночью за героями прилетает летательный аппарат. Их доставляют в город Соацере — столицу марсианской цивилизации.

Путешественники живут в комфортабельных покоях. Они знакомятся с Аэлитой, которая помогает им выучить местный язык. Также девушка рассказывает об истории планеты. В это время Гусев заводит роман с Ихой. Он случайно узнает о том, что Тускуб планирует убить землян. С помощью специального аппарата Гусев наблюдает за городскими улицами и замечает первые признаки народных волнений.

Тускуб вступает в конфликт с Горой. Правитель решает разрушить город, в то время как Гор выступает против и надеется заполучить помощь землян. Аэлите было велено отравить путешественников, но она не смогла, так как любила Лося. Девушка совершает магический ритуал и становится женой Мстислава.

В это время Гусев радостно возглавляет восстание. Сначала удача оказывается на их стороне, но ночью их атакуют люди Тускуба. Гусев и присоединившийся к нему Лось оказываются в подземных лабиринтах. Чудом им удается выйти к усадьбе Тускуба. Там слуги отводят Лося к Священному порогу, где находится Аэлита.

Утром их обнаруживают люди Тускуба. Они избивают Лося и оставляют его умирать. Гусев спасает своего друга, и они отправляются к своему летательному аппарату. С трудом им удается завести его и подняться в космос. Там они чудом возвращаются на Землю.

Алексей Николаевич Толстой «Аэлита»

Я брался читать без особых надежд. Ну, думал, сейчас будет про то, как наши с маузером наперевес спасают рабочий класс Марса; будет просто, плоско и с кучей лозунгов. Отчасти это было, но только отчасти. Поначалу всё действительно просто. Довольно простой язык, некоторая наивность. Постоянно вспоминался написанный раньше роман Уэллса «Первые люди на Луне», и, по сравнению с ним, начало «Аэлиты» казалось каким-то безатмосферным, наверное, из-за простого стиля изложения. Да и сами первые моменты пребывания героев на Марсе казались будничными, опять же из-за летучести описаний. И революционный пафос сквозил. Гусев представал плоским, как фанера воякой революции, который прилетел на Марс не «цветочки нюхать», а сделать Марс советским, красным, чтоб Европа от этого «взвилась» (ох уж это наше, хоть в обе ноги себе стреляй, но чтоб Западу от этого поплохело – оно и сейчас никуда не делось). И, конечно же, угнетаемые рабочие на Марсе находятся, и «бить буржуев» тут надо. Особенно умилила песня, с которой рабочие идут на верную смерть – жаль, что не «Интернационал». Это всё как-то столь предсказуемо (ибо примета времени) и так наивно, что от этого даже смешно. Впрочем, автор и сам время от времени вставляет забавные моменты, а над Гусевым, кажется, и вовсе потешается.

Читайте также:
Демон ️ анализ поэмы М.Ю. Лермонтова, творческая история создания

Ну и, конечно же, Марс Берроуза вспоминался – но тут скорее общие штампы. Например, принцесса. Попасть в другой мир и не втюхаться там в принцессу или жрицу было быть ножом по горлу развлекательному жанру. Да и герои должны быть героичными как Зевс, а значит, должны опрокидывать лодки марсиан одной левой.

Но это вот одна сторона, так как постепенно возникает мысль, что не всё так просто. Сначала меня зацепили слова о «мертвых семенах жизни», блуждающих по Вселенной. Это что – панспермия вместо материалистической теории эволюции? А впрочем, дальше всё слилось для меня с рассказами Аэлиты, от которых веяло… эзотерикой. Атлантида, тайные знания, ритуалы, волны древних народностей сменяющих друг друга во главе управления миром, даже философия их, уходящая за пределы материального – к энергии вечности и разума. И хотя во всём этом находились исторические параллели (и их интересно было находить; а иногда они были налицо – как в сыне пастуха, например, чувствовалось отголосок библейских историй, в бесстрашных кочевниках явственно угадывались татары, а в сыновьях Аама, ну, сами понимаете…) из истории настоящей, не оккультной, но чем не эзотерика? А плюсуя ко всему «семена жизни» и межзвездных странников из первой истории Аэлиты
Спойлер (раскрытие сюжета)
(кликните по нему, чтобы увидеть) (когда было еще не ясно, что они с Земли), да все эти огромные руины чёрной расы, поющие книги атлантов, культы Чёрной Головы – так и вовсе повеяло чем-то а-ля Лавкрафт, пусть и без чудовищ, но ведь, в конце концов, с некоторым безумием и хаосом рушащегося мира. Безумием и хаосом готовыми повториться и на Марсе.

И герои. Сложность Лося обозначилась сразу – с его воспоминаний бессонной ночью, и там, перед запуском. Нет, этот не фанера ура-ревалюционера – отлетая на Марс, он чувствует себя беглецом, да так оно и есть, это для него бегство от самого себя; это человек с болью в душе. Да и на Марсе ему не до революций – и даже в его романтическом отношении к Аэлите есть какая-то глубина, что-то невысказанное. В нем чувствуется, что создан он рукой действительно большого писателя, а не творца штампованных ура-историй. И даже Гусев в какой-то момент приобретает глубину, когда выдаёт свои мысли о смерти и звездах; и с тех пор он превращается для меня из картонного революционера, которому лишь бы махать шашкой, в человека на самом деле уставшего от войны, а поджигающего «пожар революции», потому что на самом-то деле извоевался, что ничего другого делать в жизни и не умеет, только вот она, кровавая привычка в нём и засела, только в ней он чувствует себя хорошо… И с тех пор уже не смотрится на него как на дурака – жалко его становится. А его речь, до того смешная, вдруг становится для меня по-житейски простой и мудрой. А как вам его «чувство» к марсианке Ихошке – ведь забавно, но на самом деле, при живой-то жене – не очень-то святой образ революционера, примера пионерам. Так вот наши герои вдруг отваливаются от героических икон, от лоснящихся примеров для советской молодёжи.

И во всём этом есть что-то, чего я не ожидал. Ведь роман двадцатых годов, роман, казалось бы, о том, что наши люди полетели на Марс устраивать революцию – ура-ура! – в конце концов, оказывается даже с некоторой крамолой. Про героев я уже сказал. А как вам красная звезда Земли (красная!), которая светит тревожно, зловеще! Да и революция выходит какой-то бессмысленной,

Спойлер (раскрытие сюжета)

(кликните по нему, чтобы увидеть) кровавой, рассыпавшейся, приведшей к ещё большему уничтожению рабочего класса Марса, и как итог – к бегству. И как на этом фоне выглядит Гор, который готовил переворот медленно по-научному, а тут прилетели русские и обернули всё в кровавую кашу (кстати – привет, «Обитаемый остров»), бросили неподготовленных рабочих на верную смерть, а сами бежали потом…
Вот вам революция. И может быть не только с оглядкой на Марс. Не знаю, может я, конечно, всё это додумываю – но уж очень на всё похоже. Похоже на то, что не так уж и лоялен роман к революциям. И что-то не совсем для юношей в нём было, например, намёки на сексуальные оргии атлантов. Да и чувство Лося к Аэлите было прописано довольно глубоко. Но всё это мне нравилось – и его неоднозначность, и его довольно взрослая начинка; и глубина чувств и душевных пластов, пробивающаяся родником сквозь простоту иных описаний – во всём этом чувствовался большой автор, не надменный классик, а человек, умеющий в любой истории найти-таки ту истинную густоту жизни, которая приходиться человеку по сердцу. И, в конце концов, и Марс стал мне в какой-то момент симпатичен – с его диковинными, но западающими в память названиями, с его пустыми каналами, городами – заброшенными и живыми – с его диковинной техникой, с лабиринтами и даже чудовищами (пауками) роящимися в недрах. И всё это при, как мне показалось, не очень-то атмосферном повествовании. Да и моменты боев и столкновений, показаны очень ярко и динамично – даже неожиданно для романа начала двадцатого века.
Однако, беда в том, что для меня, всего этого хорошего было как-то поровну с той наивностью, пафосом и т.д. Вот по ощущениям так было. А, возможно, иначе и нельзя – возможно иначе даже было опасно; но мне жалко, что он не весь состоял из того, что хвалилось мной выше. Оттого и оценка моя такая – как среднее по палате моих ощущений.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: