Эволюция человека – факторы антропогенеза, особенности

Антропогенез

Эволюционный путь человека
  • Парапитек (греч. para – возле, мимо, вне и πίθηκος – обезьяна)

Парапитеки – род древнейших вымерших обезьян, которые жили 35 млн. лет назад. Предположительно, парапитек – начальная стадия эволюции человекообразных обезьян и человека.

Дриопитеки – род вымерших человекообразных обезьян, которые жили 9-12 млн. лет назад. Вероятнее всего, к дриопитекам относится общий предок человека, гориллы и шимпанзе.

Дриопитеки обитали на деревьях, их пищевой рацион составляли ягоды и фрукты. Вели стадный образ жизни.

От дриопитеков произошли рамапитеки, жившие 8-12 млн. лет назад. Они находятся в промежуточном положении между человекообразными обезьянами и человеком. Сделать вывод о том, возникло ли у них прямохождение, не представляется возможным. Вероятнее всего, некоторую часть жизни они проводили стоя на двух ногах.

Обитали рамапитеки в редких лесах, значительную часть жизни проводили на деревьях.

Жили 2-8 млн. лет назад. Родина – Юго-Восточная Африка. По анатомическому строению были близки к человеку, обладали прямохождением. Объем их головного мозга составлял около 600 см 3 .

Использовали примитивные естественные предметы в качестве орудий труда: камни, палки, кости для охоты, собирательства. Отдельные представители австралопитеков дали начало роду Homo – человек.

Человек умелый существовал 2-3 млн. лет назад. Родина – Южная и Восточная Африка. Объем мозга составлял около 500-800 см 3 . Отсутствует совершенное противопоставление большого пальца руки остальным (противопоставление большого пальца руки характерно для человека).

Человек умелый пользовался более сложными орудиями труда, возможно, использовал огонь. Во время охоты на диких животных объединялись, благодаря чему охота проходила успешнее.

Древнейшие люди существовали 2 млн. лет назад, расцвет их деятельности пришелся на промежуток времени 600-400 тыс. лет назад. Использовали огонь и более современные орудия труда. Жили в пещерах, одевались в шкуры животных.

Наиболее известны среди архантропов: питекантроп – останки найдены на острове Ява в современной Индонезии, и синантроп – “пекинский человек” – останки найдены в Китае. Объем мозга питекантропа – 800-1400 см 3 , 700-1200 см 3 .

Неандертальцы жили 600-40 тыс. лет назад. Их Родина – Европа, Африка, Азия. Жили группами в пещерах. Как средство общения возможно использовали примитивную речь типа лепета. Объем мозга составлял 1400 см 3 .

Использовали огонь и каменные орудия труда. Неандертальцы первыми по-особенному стали относиться к смерти и мертвецам: они хоронили умерших на некотором отдалении от их своих стоянок, о чем свидетельствуют обнаруженные погребальные захоронения.

Появились 40-30 тыс. лет назад. Родина – Европа, Азия, Америка. Внешний облик и физическое развитие почти ничем не отличались от таковых у современного человека. Объем мозга 1600 см 3 .

Кроманьонцы и неандертальцы существовали бок о бок десятки тысяч лет, и это было отнюдь не мирное сосуществование. Между ними шла, как бы мы сейчас сказали, война, которую в итоге выиграли кроманьонцы.

Кроманьонцы использовали более современные орудия труда, носили одежду, делали рисунки на стенах пещер – занимались живописью. В систематике кроманьонцев относят к подвиду человек разумный Homo sapiens.

Отличия человека от человекообразных обезьян

Мы только что изучили эволюционный путь, благодаря которому появился человек. Нельзя не отметить, что на данный момент времени перед теорией эволюции стоит гораздо больше вопросов без ответа, чем тех, на которые ответ уже получен.

Вы убедились, что человек вовсе не произошел от современных обезьян – у нас с ними общий предок, и не более. Наши эволюционные пути рано разделились, и сейчас я приведу вам несколько отличий человека от человекообразных обезьян:

  • Отчетливо выражен подбородочный выступ, что необходимо для развития речи
  • S-образная форма позвоночника, низкий расширенный таз
  • Сводчатая стопа с приведенным большим пальцем

Основные движущие факторы антропогенеза

Каким же образом человек достиг такого высокого уровня развития, который позволяет выделить его из всех животных? Наше мышление и речь позволили эффективно сохранять, передавать и накапливать опыт следующим поколениям.

Мы можем вообразить, создать в своем сознании кристальные озера, бескрайние степи, непроходимые леса – поразительно, но ведь достаточно только одной мысли об этом! Другие животные могут мыслить только теми предметами, которые их окружают, и не в состоянии обобщить понятия: обезьяна никогда не осознает, что вода в бидоне и озере одинакова (опыт Павлова И.П.)

С точки зрения биологии, безусловно, эволюция человека подчиняется тем же законам, что и всего животного мира. Мы появились в результате борьбы за существование, наследственной изменчивости и естественного отбора. Это мнение высказал Чарльз Дарвин в книге “Происхождение человека и половой отбор”, опубликованной в 1871 году.

“Человек – общественное животное”, как говорил Аристотель. Социальные (лат. societas — общество) факторы эволюции человека сыграли важную роль в ходе антропогенеза. Труд, мышление, сознание и речь сделали невероятное – человек научился изготавливать орудия труда и применять одно орудие для изготовления другого (чего не могут животные). Труд способствовал развитию речи – появлению второй сигнальной системы.

Развитие речи уменьшило долю влияния биологических факторов, при этом влияние социальных факторов возросло. Общественный труд способствовал усложнению орудий труда, в результате которого развивалась рука.

Вслед за развитием руки происходило развитие центра речи, который анатомически находится в лобной доле коры больших полушарий, где расположена моторная зона (контроль произвольных движений организма, в том числе и движений руки).

Такая сложная цепь событий, случайностей и невероятных совпадений привела к появлению человека – высшей ступени эволюции.

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Эволюция человека (антропогенез)

Факторы эволюции человека

На ранних этапах эволюции человека главенствовали биологические факторы эволюции – изменчивость, борьба за существование, естественный отбор и т.п.

На поздних этапах эволюции человека главными стали социальные факторы эволюции – общественный образ жизни, использование орудия труда, использование огня, развитие речи.

Этапы эволюции человека

300-30 тыс.
человек разумный (подвид неандертальский)

Это подразделения внутри вида, приспособленные к конкретным условиям. Расы имеются у всех широко распространенных видов. У человека выделяют 3 большие расы (негроиды, европеоиды, монголоиды).

Расистская теория (расизм) отвергает единство человеческих рас, т.е. утверждает, что разные расы человека произошли от разных предков. Это неправда, все расы человека легко скрещиваются и дают плодовитое потомство, т.е. относятся к одному виду.

Отличия человека от человекообразных обезьян

1) Речь, подбородочный выступ.
2) Вторая сигнальная система, большой мозг, мозговая часть черепа больше лицевой.
3) Трудовая деятельность (создание и использование орудий труда), большой палец кисти противопоставлен остальным и хорошо развит.

4) Прямохождение: сводчатая стопа, расширенный таз, изгибы в позвоночнике (S-образный позвоночник), грудная клетка расширена в стороны.

Еще можно почитать

Задания части 1

Выберите один, наиболее правильный вариант. В основе расовой теории лежит отрицание
1) сходства человека и антропоидов
2) единства происхождения рас человека
3) принадлежности человека к приматам
4) морфологического единства рас

Выберите один, наиболее правильный вариант. Приспособленность человека к трудовой деятельности проявляется в
1) подвижном соединении костей
2) наличии различных отделов головного мозга
3) наличии пяти пальцев
4) разнообразии функций руки

Выберите один, наиболее правильный вариант. Какая особенность человека сформировалась под влиянием биологических факторов антропогенеза?
1) изготовление орудий труда
2) совместный труд
3) появление диафрагмы
4) сводчатая стопа

БИОЛОГИЧЕСКИЕ – СОЦИАЛЬНЫЕ
1. Установите соответствие между примером и фактором антропогенеза, который его иллюстрирует: 1) биологический, 2) социальный

А) пространственная изоляция
Б) дрейф генов
В) речь
Г) абстрактное мышление
Д) социальная трудовая деятельность
Е) популяционные волны

2. Установите соответствие между примером и фактором антропогенеза, для которого он характерен: 1) биологический, 2) социальный
А) трудовая деятельность
Б) абстрактное мышление
В) изоляция
Г) мутационная изменчивость
Д) популяционные волны
Е) вторая сигнальная система

СОЦИАЛЬНЫЕ
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания социальных факторов антропогенеза. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1) Эволюция человека началась несколько миллионов лет назад и продолжается до сих пор. (2) Благодаря силам естественного отбора человечество приобрело характерные черты, отличающие его от остальных приматов. (3) Важной составляющей в становлении человека как разумного вида была его способность к коллективному труду. (4) Человек слишком слаб, чтобы охотиться на крупную и опасную добычу в одиночку. (5) Совместная охота и способность договориться с помощью речи значительно увеличивали шансы на выживание. (6) Появление и усовершенствование речи также способствовало более эффективной передаче навыков от старшего поколения младшему. (7) Владение различными навыками делало группу более успешной в борьбе за существование.

АВСТРАЛОПИТЕКИ – ДРЕВНЕЙШИЕ – ДРЕВНИЕ
Установите соответствие между характеристиками и древними представителями гоминид: 1) австралопитек, 2) питекантроп, 3) неандерталец. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.

А) использование различных способов добывания огня
Б) обитание исключительно в Африке
В) объём мозга 500–600 см 3
Г) изготовление простых орудий – каменных сколов и отщепов
Д) обитание на территории современной Европы
Е) загонная охота на хищных животных

ДРЕВНЕЙШИЕ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К архантропам (древнейшим людям) относятся

1) гейдельбергский человек
2) человек умелый
3) синантроп
4) питекантроп
5) неандерталец
6) кроманьонец

ДРЕВНЕЙШИЕ – ДРЕВНИЕ
1. Установите соответствие между признаком и ископаемой формой человека: 1) неандерталец, 2) питекантроп.

А) использование скребел и наконечников
Б) появление зачатков речи
В) принадлежит к виду Человек прямоходящий
Г) объем мозга 900-1100 см 3
Д) умел поддерживать огонь

ДРЕВНИЕ
Прочитайте текст. Выберите три верных утверждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1) Неандерталец — древний человек, ископаемые остатки которого были обнаружены в долине Неандерталь в Германии. (2) Жили неандертальцы в пещерах, охота велась коллективно с использованием костяных орудий. (3) Череп неандертальцев имел мощный надглазничный валик, лоб был низким, лицо скуластым. (4) Неандертальцы — самые близкие предки человекообразных обезьян. (5) Немногочисленные ветви неандертальцев сохранились до сегодняшнего дня в Африке

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СТАДИЙ
1. Укажите историческую последовательность основных стадий антропогенеза

1) Человек современного типа
2) Австралопитек
3) Кроманьонец
4) Питекантроп
5) Неандерталец

2. Установите хронологическую последовательность антропогенеза
1) человек умелый
2) человек прямоходящий
3) дриопитек
4) человек разумный

3. Установите последовательность эволюции ископаемых предков современного человека в хронологическом порядке. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) австралопитек африканский
2) человек разумный неандертальский
3) питекантроп
4) дриопитек (кениапитек)
5) человек умелый

4. Установите хронологическую последовательность этапов антропогенеза. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) австралопитек
2) человек умелый
3) человек прямоходящий
4) неандерталец
5) кроманьонец

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ УМЕНИЙ
Установите последовательность совершенствования орудийной деятельности человека на разных этапах антропогенеза. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) производство каменных заготовок для изготовления ножей
2) изготовление орудий из меди-сырца
3) использование рогов, костей, перьев
4) создание «галечных орудий» путём создания сколов на камне
5) изготовление железных наконечников

ЧЕЛОВЕК – ЖИВОТНЫЕ ОТЛИЧИЯ
Выберите три варианта. В чем состоит сходство скелета человека и скелетов млекопитающих животных?

1) позвоночник имеет пять отделов
2) стопа имеет свод
3) мозговой отдел черепа больше лицевого
4) имеются парные суставные конечности
5) в шейном отделе семь позвонков
6) форма позвоночника S-образная

ЧЕЛОВЕК – ЖИВОТНЫЕ ОТЛИЧИЯ
1. Выберите три варианта. Человек в отличие от животных

1) имеет кору больших полушарий
2) образует различные природные популяции
3) обладает второй сигнальной системой
4) может создавать искусственную среду обитания
5) имеет первую сигнальную систему
6) может создавать и использовать орудия труда

2. Выберите три варианта. Человек, в отличие от животных
1) влияет на среду обитания в процессе жизнедеятельности
2) имеет S-образный позвоночник
3) образует различные популяции
4) имеет первую сигнальную систему
5) обладает второй сигнальной системой
6) создает и использует орудия труда

3. Выберите три варианта. У человека в отличие от млекопитающих животных
1) тело расположено вертикально
2) позвоночник не имеет изгибов
3) позвоночник образует четыре плавных изгиба
4) грудная клетка расширена в стороны
5) грудная клетка сжата с боков
6) лицевой отдел черепа преобладает над мозговым

4. Выберите три варианта. Скелет человека в отличие от скелета млекопитающих животных имеет
1) прямой позвоночник без изгибов
2) грудную клетку, сжатую в спинно-брюшном направлении
3) грудную клетку, сжатую с боков
4) позвоночник S-образной формы
5) сводчатую стопу
6) массивный лицевой отдел черепа

ЧЕЛОВЕК – ОБЕЗЬЯНА
Установите соответствие между признаками и представителями класса Млекопитающие, для которых эти признаки характерны: 1) шимпанзе обыкновенный, 2) человек разумный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) преобладание лицевого отдела черепа над мозговым
Б) пояс нижних конечностей в виде чаши
В) сводчатая стопа
Г) наличие подбородочного выступа
Д) развитые надбровные дуги
Е) сжатая с боков грудная клетка

ЧЕЛОВЕК – ОБЕЗЬЯНА СХОДСТВО
Выберите три варианта. Сходство человека и человекообразных обезьян подтверждается

1) одинаковыми группами крови и резус-фактором
2) одинаковым набором хромосом
3) восприимчивостью к сходным болезням
4) равным числом извилин в коре больших полушарий мозга
5) сходными видами паразитов
6) преобладающим развитием мозгового отдела черепа над лицевым

ЧЕЛОВЕК – ОБЕЗЬЯНА ОТЛИЧИЯ
1. Выберите три особенности скелета, свойственные только человеку

1) наличие ключиц
2) наличие подбородочного выступа
3) облегчение массы костей верхних конечностей
4) наличие пятипалых конечностей
5) S-образная форма позвоночного столба
6) сводчатая стопа

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите в ответе цифры под которыми они указаны. У человека, в связи с трудовой деятельностью сформировались следующие видовые особенности:
1) мелкая моторика рук
2) абстрактное мышление и речь
3) чашеобразная форма таза
4) S-образный по форме позвоночник
5) сводчатая стопа
6) значительное увеличение размеров головного мозга

3. Выберите три варианта. Какие особенности сформировались у человека в связи с трудовой деятельностью?
1) сводчатая стопа
2) развитие ключиц в плечевом поясе
3) чашеобразная форма таза
4) усложнение коры больших полушарий головного мозга
5) противопоставление большого пальца руки всем остальным
6) речь и мышление

ПРЯМОХОЖДЕНИЕ
1. Выберите три варианта. В связи с прямохождением у человека

1) освобождаются верхние конечности
2) стопа приобретает сводчатую форму
3) большой палец руки противостоит остальным
4) таз расширяется, его кости срастаются
5) мозговой отдел черепа меньше лицевого
6) уменьшается волосяной покров

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Приспособлениями человека к прямохождению являются следующие признаки:
1) позвоночный столб человека приобрел отчетливо выраженные изгибы в форме лука, два из которых направлены вперед, два других – назад
2) большой палец руки противопоставлен всем остальным
3) развитие коры больших полушарий головного мозга
4) формирование сводчатой конструкции стопы
5) поворот таза и резкое его расширение
6) наличие диафрагмы

3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. У человека в связи с прямохождением
1) позвоночник образует четыре изгиба
2) кости в суставах соединены подвижно
3) пальцы руки соединены с пястью
4) пояс нижних конечностей широкий, имеет вид чаши
5) в стопе хорошо выражен свод
6) большой палец кисти противопоставлен всем остальным

4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. У человека в связи с прямохождением
1) позвоночник имеет S-образную форму
2) грудная клетка сплюснута с боков
3) пояс нижних конечностей чашеобразный
4) масса тел позвонков уменьшается от шейного к поясничному отделу
5) сформировался свод стопы
6) кости верхних конечностей более массивные


Проанализируйте таблицу «Различия в строении человека и человекообразных обезьян». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) преобладает лицевой отдел черепа, имеются сплошные надбровные дуги, отсутствует подбородочный выступ, объем мозга около 700 см3
2) руки длиннее ног, большой палец стопы противопоставлен остальным, имеется свод стопы
3) грудная клетка
4) шейный и поясничный отделы позвоночника
5) преобладает лицевой отдел черепа, имеются надбровные дуги, подбородочный выступ развит слабо, объем мозга около 1100 см3
6) грудной и крестцовый отделы позвоночника
7) ноги длиннее рук, большой палец кисти противопоставлен остальным, стопа сводчатая
8) позвоночник

Биология. 11 класс

§ 53. Факторы эволюции человека. Человеческие расы. Эволюция человека на современном этапе

Биологические и социальные факторы антропогенеза. *Общие закономерности исторического развития живой природы применимы и к эволюции человека.* Как вы уже знаете, во второй половине XIX в. Ч. Дарвин научно обосновал роль таких биологических факторов антропогенеза, как наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. По современным представлениям, к биологическим факторам эволюции человека также относят популяционные волны, поток и дрейф генов, изоляцию.

Похолодание климата, которое привело к вытеснению тропических лесов Африки степями и саваннами, вынудило наших предков осваивать открытые пространства. Переход предшественников человека от древесного образа жизни к наземному способствовал развитию прямохождения. Вертикальное положение тела позволяло получать больше информации. Преимущество в борьбе за существование было у тех особей, которые могли лучше ее анализировать. В связи с этим под действием естественного отбора происходило прогрессивное развитие головного мозга. Передние конечности освободились от функции передвижения. Они стали использоваться для осуществления манипуляций с различными предметами.

Наследственные изменения, связанные с совершенствованием прямохождения, головного мозга, рук, давали преимущества в борьбе за существование и сохранялись естественным отбором. Таким образом, под действием биологических факторов в ходе антропогенеза происходило формирование прежде всего морфологических и физиологических особенностей человека.

Однако объяснить эволюцию человека исключительно биологическими закономерностями невозможно. Человек занимает особое положение в природе, поскольку является одновременно как биологическим, так и социальным существом. *Он становится человеком только тогда, когда живет и развивается в обществе. Так, ребенок, полностью изолированный от других людей, не научится говорить, его мышление не разовьется. Следовательно, очень важную роль в развитии человека играют социальные факторы.*

Значение социальных факторов антропогенеза раскрыл Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». К этим факторам относят труд, речь, мышление и общественный образ жизни.

Для успешного выживания, освоения новых мест обитания, поиска пищи и защиты от хищников предки человека объединялись в группы. Возникла необходимость общения для согласования действий членов таких групп. Вероятно, первой формой общения была жестикуляция. Но постепенно гортань и ротовой аппарат людей в результате наследственной изменчивости и естественного отбора преобразовывались — развивалась речь.

Освобождение рук от функции опоры позволило использовать их для изготовления орудий труда и трудовой деятельности. *Производство орудий труда требует точной координации движений рук. Оно должно опираться на знания о свойствах материалов и способах их обработки.* Применение искусственно созданных орудий для охоты позволило человеку добавить в рацион пищу животного происхождения, более калорийную и содержащую больше белков, чем растительная. Благодаря труду человек стал не только лучше адаптироваться к среде обитания, но и постепенно изменять ее в нужном для себя направлении. С совершенствованием трудовой деятельности и речи связано развитие мышления и головного мозга. Вследствие естественного отбора у людей произошло значительное увеличение его объема и усложнение коры больших полушарий.

С развитием трудовой деятельности происходило укрепление социальных связей. Люди коллективно охотились, защищались от хищников и воспитывали детей. Стадный образ жизни, который был характерен для предшественников человека, благодаря развитию мышления, речи и совместному труду людей, стал общественным образом жизни.

Морфологические и физиологические особенности человека передаются по наследству. Однако очень важную роль в эволюции людей играет передача из поколения в поколение знаний, умений, традиций, которые не наследуются. Их преемственность осуществляется только в обществе благодаря обучению и воспитанию. Такой негенетический способ передачи информации стал возможным в результате развития речи, а впоследствии и письменности.

*Следует также отметить, что важным фактором в эволюции человека стало использование огня. Оно способствовало выживанию в холодном климате и расселению людей, расширению пищевого рациона. Пища, приготовленная на огне, легче пережевывалась и усваивалась. Снизилась нагрузка на жевательный аппарат и пищеварительную систему. Это обусловило относительное уменьшение объема лицевого отдела черепа и укорочение кишечника в ходе естественного отбора.*

На начальных этапах антропогенеза ведущую роль играли биологические факторы, которые способствовали формированию морфофизиологических особенностей человека. Но постепенно их действие ослабевало, так как в результате трудовой деятельности уменьшилась зависимость людей от условий окружающей среды. Человек научился использовать огонь, строить жилища, изготавливать одежду и т. д. Действие социальных факторов, направленное на совершенствование отношений между людьми, наоборот, усиливалось и со временем вышло на первый план.

Биология. 11 класс

Конспект урока

Биология, 11 класс

Урок 12. «Появление человека разумного. Факторы эволюции человека».

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме;

Урок характеризует систематическое положение человека. Выявляются черты строения человеческого тела, обусловленные прямохождением. Проводится сравнительный анализ сходства и различия с приматами. Характеризуются первые этапы антропогенеза.

Глоссарий по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке);

Антропогенез, движущие силы антропогенеза, кроманьонцы, неандертальцы, социальные факторы, биологические факторы, человеческие расы.

Антропогенез— происхождение человека и становление его как вида в процессе формирования общества.

Биологические факторы– наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор, а также мутационный процесс. Морфологические изменения обезьяноподобного предка – антропоморфозы.

Кроманьонцы— общее название ранних представителей современного человека, которые появились значительно позже неандертальцев и некоторое время сосуществовали с ними (40—30 тысяч лет назад). По внешнему облику и физическому развитию фактически ничем не отличались от современного человека.

Неандертальцы – ископаемые древние люди (палеоантропы), создавшие археологические культуры раннего палеолита. Скелетные остатки неандертальцев открыты в Европе, Азии и Африке. Время существования 200-28 тыс. лет назад

Расы – характеризующаяся сходством по комплексу определённых наследственных биологических признаков, имеющих внешнее фенотипическое проявление и сформировавшихся в определенном географическом регионе.

Социальные факторы – ведущую роль- трудовая деятельность, общественный образ жизни, развитие речи и мышления.

Эпика́нтус (от греч.– внутренний угол глаза), «монгольская складка» — особая складка у внутреннего угла в большей или меньшей степени прикрывающая слёзный бугорок. Эпикантус является продолжением складки верхнего века. Один из признаков, характерных для монголоидной расы, редкий у представителей других рас. При антропологических обследованиях определяется не только наличие или отсутствие эпикантуса, но и его развитие.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц);

  1. Учебник «Биология.10-11класс», созданный под редакцией академика Д.К.Беляева и профессора Г.М.Дымшица / авт.-сост. Г.М. Дымшиц и О.В.Саблина. – М.: Просвещение, 2018г., стр. 106-112 Базовый уровень.

Дополнительные источники:

  1. 1.Общая биология 10-11, дидактические материалы/ авт.-сост. С.С. Красновидова, С. А. Павлов, А. Б. Павлов, – М. Просвещение, 2000г., стр.6-42
  2. Общая биология 10-11 классы: подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/ Г. И. Лернер. – М.: Эксмо, 2007.стр 97-105
  3. Биология: общая биология. 10-11 классы: учебник/ А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2018. Стр.152-162
  4. 4. А.Ю. Ионцева, А. В. Торгалов «Биология в схемах и таблицах». .
  5. Е.Н. Демьянков, А.Н. Соболев «Сборник задач и упражнений. Биология 10-11», учебное пособие для общеобразовательных организаций.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии);

  • Образовательный портал для подготовки к экзаменамhttps://bio-ege.sdamgia.ru/?redir=1
  • Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru

Теоретический материал для самостоятельного изучения;

Качественное своеобразие эволюции человека заключается в том, что ее движущими силами были не только биологические, но и социальные факторы, причем именно последние имели решающее значение в процессе становления человека и продолжают играть ведущую роль в развитии современного человеческого общества.

Биологические факторы эволюции человека. Человек, как любой другой биологический вид, появился на Земле в результате взаимосвязанного действия факторов эволюции живого мира. Каким же образом естественный отбор способствовал закреплению тех морфологических особенностей человека, которыми он отличается от ближайших родственников среди животных?

Основными причинами, заставившими некогда древесных животных перейти к жизни на земле, были сокращение площади тропических лесов, соответственное уменьшение кормовой базы и, как следствие, укрупнение размеров тела. Дело в том, что увеличение размеров тела сопровождается возрастанием абсолютных, но снижением относительных (т. е. на единицу массы тела) потребностей в пище. Крупные животные могут позволить себе питание менее калорийной пищей. Сокращение площади тропических лесов усилило конкуренцию между обезьянами. Разные виды по-разному подошли к решению вставших перед ними проблем. Некоторые научились быстро бегать на четырех конечностях и освоили открытую местность (саванну). Примером служат павианы. Гориллам их огромная физическая мощь позволила остаться в лесу, находясь при этом вне конкуренции. Шимпанзе оказались менее специализированными из всех человекообразных обезьян. Они могут ловко лазить по деревьям и довольно быстро бегать по земле. И только гоминиды решили вставшие перед ними проблемы уникальным способом: они освоили передвижение на двух ногах. Почему этот способ передвижения оказался для них выгодным?

Одним из следствий увеличения размеров тела является удлинение продолжительности жизни, что сопровождается удлинением периода беременности и замедлением темпов размножения. У человекообразных обезьян один детеныш рождается раз в 5—6 лет. Его гибель в результате несчастного случая оказывается очень дорогой потерей для популяции. Двуногим человекообразным обезьянам удалось избежать подобной критической ситуации. Гоминиды научились заботиться одновременно о двух, трех, четырех детенышах. Но это потребовало больше времени, сил и внимания, которые самка должна была уделять своему потомству. Она вынуждена была отказаться от многих других форм активности, в том числе и от поиска пищи. Этим занимались самцы и бездетные самки. Освобождение передних конечностей от участия в передвижении позволило приносить больше пищи для самок и детенышей. В сложившейся ситуации передвижение на четырех конечностях стало ненужным. Напротив, прямохождение дало гоминидам ряд преимуществ, самым ценным из которых оказалась спустя 2 млн лет возможность изготовления орудий труда.

Социальные факторы эволюции человека. Создание и использование орудий труда повысило приспособленность древнего человека. С этого момента любые наследственные изменения в его организме, оказывавшиеся полезными в орудийной деятельности, закреплялись естественным отбором. Эволюционным преобразованием подвергались передние конечности. Судя по окаменелостям и орудиям труда, постепенно менялась рабочая позиция руки, способ захвата, положение пальцев, силовое напряжение. В технологии изготовления орудий сокращалось число сильных ударов, увеличивалось количество мелких и точных движений кисти и пальцев, фактор силы стал уступать фактору точности и ловкости.

Следствием использования орудий при разделке туш и приготовления пищи на огне стало уменьшение нагрузки на жевательный аппарат. На черепе человека постепенно исчезли те костные выступы, к которым у обезьян крепятся мощные жевательные мышцы. Череп стал более округлым, челюсти — менее массивными, лицевой отдел — выпрямленным (рис. 1)

Рис. 1. Изменение пропорций черепа в ходе эволюции гоминоидов

Формирование человека неразрывно связано с формированием человеческого общества. Другими словами, антропогенез неотделим от социогенеза. Вместе они составляют единый процесс становления человечества — антропосоциогенез.

Человеческие расы. В современном человечестве выделяют три основные расы: европеоидную, монголоидную и экваториальную (негро-австралоидную). Расы — это большие группы людей, отличающиеся некоторыми внешними признаками, такими, как цвет кожи, глаз и волос, форма волос, черты лица. Формированию расовых признаков способствовало то, что расселение человека по Земле 100—10 тыс. лет назад проходило немногочисленными группами, составлявшими небольшую часть исходной популяции. Это приводило к тому, что вновь образовавшиеся изолированные популяции отличались друг от друга концентрациями тех или иных генов. Так как народонаселение Земли в течение этого периода было очень невелико (не более 3 млн человек 15 тыс. лет назад), вновь образовавшиеся популяции в разных частях света развивались изолированно друг от друга. В разных климатических условиях под действием естественного отбора на основе отличающихся генофондов сформировались характерные внешние черты человеческих рас. Однако это не привело к образованию разных видов, и представителей всех рас относят к одному биологическому виду — человек разумный. По способности к познанию, к трудовой деятельности, творческим способностям все расы одинаковы. В настоящее время расовые признаки не являются приспособительными. Увеличение народонаселения, резкое снижение уровня изоляции популяций, постепенное исчезновение расовых, этнических и религиозных предрассудков приводят к размыванию межрасовых различий. По-видимому, в будущем эти различия должны исчезнуть.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий).

Рудиментарными органами человека являются:

Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные).

Варианты ответов:

1) аппендикс – отросток слепой кишки

2) ушные раковины

3) копчиковые позвонки – остатки скелета хвоста

Суть и основные факторы антропогенеза: биологические и социальные факторы

Суть антропогенеза

Что имеет в виду под факторами антропогенеза?

Под факторами эволюции человека понимают различные внешние воздействия, меняющие направление эволюции вида Homo sapiens.

Старт человеческой эволюции пришелся примерно на 10 млн. лет назад. Эволюция человека продолжается до сих пор, подвергаясь влиянию различных факторов — как биологических, так и социальных.

Человек является биологическим видом и, а он, соответственно, частью биосферы, которая создает вокруг себя искусственную среду (ноосферу).

На человеческое развитие напрямую оказывают влияние 2 типа факторов:

  1. Биологические. Они имеют естественную природу и одинаково влияют на всех живых существ.
  2. Социальные. Эти факторы провоцируются обществом, трудом и определенными нормами социального поведения.

Первоначально эволюция человека подвергалась воздействию только биологических факторов. Но постепенно эволюционный процесс человека как отдельного биологического вида становился сложнее, и к биологическим факторам добавились различные социальные факторы.

По этой причине антропогенез получил название антропосоциогенеза: таким образом подчеркивается значимость социальной эволюции вида Homo sapiens.

Основные факторы антропогенеза

Биологические факторы антропогенеза

Если говорить о биологических факторах эволюции человека, то это различные движущие силы эволюционного процесса:

  • изменчивость. Под ней понимают возможность человека получать индивидуальные признаки в ходе онтогенеза;
  • естественный отбор или вектор эволюционного процесса. За счет него обеспечивается выживаемость самых приспособленных особей, у которых есть преимущества перед другими представителями вида или родственными видами;
  • изоляции и мутации. Мутации дают материал для эволюционного процесса, так как ненаправленно (случайным образом) изменяют генотип особей;
  • борьба за существование или конкуренция (внутривидовая и межвидовая). Благодаря конкуренции проявляются самые яркие преимущества вида в сравнении с прочими особями своего вида или родственных видов.

Победа в борьбе за существование доставалась тем группам древних людей, в которых наблюдалась согласованность действий, передача опыта знаний последующим поколениям. К слову, благодаря передаче информации из поколения в поколение развивался речевой аппарат. Далее естественный отбор и наследственная изменчивость поспособствовали формированию членораздельной речи.

Ранние этапы развития человека связаны с большим влиянием естественного отбора. Сила его действия привела к тому, что люди получили черты, отличающие их от человекообразных обезьян.

В результате естественного отбора человек получил:

  • высокоразвитый головной мозг;
  • хватательную кисть;
  • голую кожу (на некоторых участках волосяной покров сохранился);
  • прямохождение.

Дриопитеки считаются самыми древними представителями человеческого рода. Основной средой их обитания были деревья. Однако, когда леса стали исчезать, они стали выходить на открытую местность — это было заметным эволюционным шагом.

В последующем преимущество было за теми предками человека, которые жили организованными группами, заботились о предках и охраняли потомство. В этом плане большое влияние на развитие человека оказали социальные факторы, а биологические отошли на второй план. Все это привело к тому, что человеческий облик оставался неизменным примерно 40 тысяч лет. Зато активно развивались интеллект, культура и общественные отношения.

Социальные факторы антропогенеза

Социальные факторы эволюции человека отвечали за развитие социальных способностей человека. Большую роль в этом процессе сыграл коллективный труд, а именно охота. Человек был и остается слабее крупных животных, на которых он охотился и охотится (речь идет об охоте в одиночестве). В результате сплочения племени и распределения задач, а также налаживанию отношений, охота стала приносить успех.

Какие факторы эволюции человека относят к социальным?

К социальным факторам эволюции человека относят:

  • Речь и способность общаться, а также передавать информацию в коммуникации;
  • Мышление и развитие логики;
  • Способность применять опыт и обучаться;
  • Творчество и способность к созданию предметов, произведений искусства;
  • Решение нестандартных задач жизнедеятельности;
  • Общественный образ жизни, альтруистические проявления, проявление уважения к авторитетным в социальных группах особям.

Способность к речи — главное преимущество человека перед другими животными. Благодаря появившимся словам люди получили возможность общаться, решать сложные задачи, объяснять свои чувства, эмоции и физическое состояние. За счет этого увеличилась скорость обмена информации и принятия различных решений.

Влияние социальных факторов характерно только для эволюции человека, даже несмотря на то, что для многих животных свойственен социальный образ жизни.

Последние годы биологические факторы эволюции сильно изменились. Естественный отбор стал медленнее, и в основном действует на всех стадиях онтогенеза организма. Также естественным отбором теряется функция видообразования и актуализируется стабилизирующая функция. Изоляция утрачивает свое значение.

Происходит смешивание генофондов представителей различных регионов. На процесс видообразования практически не действуют популяционные волны. Зато частота мутаций увеличилась: это связано с заметным загрязнением природы мутагенами. К слову, ослабление действий отбора может поспособствовать скоплению вредных мутаций, в результате которых жизнеспособность особей может снизиться.

Роль социальных факторов антропогенеза увеличивается. Именно они определяют видообразование, действуя комплексно.

Подводя черту под написанным выше, можно утверждать про равную степень значимости биологических и социальных факторов в человеческой эволюции.

Факторы, влияющие на антропогенез

Вы будете перенаправлены на Автор24

Факторы антропогенеза – это внешние воздействия, которые меняют направления эволюции вида Homo sapiens.

Сущность антропогенеза

Эволюция человека началась более 10 млн. лет назад, она продолжается до сих пор и на ее протекание влияет целый ряд факторов различной природе, биологической и социальной.

Человек — это биологический вид, являющийся элементом биосферы и создающий вокруг себя искусственную среду, которая носит название ноосфера.

В связи с этим развитие человека напрямую зависит от факторов двух типов:

  • биологических (имеющих естественную природу и одинаково действующих на всех живых существ);
  • социальных (провоцируемых обществом, трудом, конкретными нормами социального поведения).

В первую очередь на эволюцию человека действовали только биологические факторы, но по мере усложнения эволюционного процесса развития человека, как отдельного биологического вида значительную роль стали играть многообразные социальные факторы.

Таким образом, чаще всего антропогенез называют антропосоциогенезом, чтобы подчеркнуть значимости социальной эволюции вида Homo sapiens.

Биологические факторы антропогенеза

Что касается биологических факторов, то к ним относят различных движущие силы эволюционного процесса:

  • изменчивость. Ее определяют как возможность человека приобретать индивидуальные признаки в процессе онтогенеза;
  • естественный отбор или вектор эволюционного процесса, который обеспечивает выживание наиболее приспособленных особей, имеющих преимущества по отношению к другим представителями вида или родственных видов;
  • мутации и изоляции. Мутации поставляют материал к эволюционному процессу, видоизменяя генотип особей ненаправленно, случайным образом;
  • борьба за существование или конкуренция между видами или внутри вида, которая обеспечивает проявление наиболее ярким преимуществ вида по отношению к другим особям своего вида или родственных видов.

Готовые работы на аналогичную тему

В борьбе за существование побеждали те группы, в которых древние люди могли согласовывать свои действия, а старики передавали свой опыт и знания молодым. Необходимость в передаче информации совершенствовала речевой аппарат. Наследственная изменчивость и естественный отбор привели к формированию членораздельной речи.

На ранних этапах развития человека значительную роль играл естественный отбор. Благодаря силе его действия все человечество стало приобретать характерные черты, которые отличали его представителей от стандартных человекообразных обезьян.

Естественный отбор позволил человечеству приобрести: высокоразвитый головной мозг, хватательную кисть, голую кожу (с сохранением оволосения на некоторых участках), а также прямохождение.

Считается, что наиболее древними представителями человечества являлись дриопитеки. Они жили на деревьях. Но при исчезновении лесов им пришлось выйти в открытую местность и этот «шаг» способствовал дальнейшей эволюции людей.

В дальнейшем преимущество получали те предки человека, которые проживали в более организованных группах, охраняли свое потомство и заботились о стариках. При этом ведущую роль, безусловно, сыграли социальные факторы, а роль биологических факторов значительно снизилась. В результате этого физический облик человека оставался неизменным на протяжении 40 тысяч лет. Это время также характеризуется интенсивным развитием интеллекта, культуры, общественных отношений.

Социальные факторы антропогенеза

Что касается социальных факторов антропогенеза, то они развивали социальные способности человека. Решающее значение при этом имел коллективный труд, а в частности охота. Человек всегда являлся слабым существом по отношению к крупным животным, чтобы охотиться на них в одиночестве. Поэтому сплочение племени, распределение задач, налаживание отношений способствовали успешной охоте.

Среди социальных факторов антропогенеза можно выделить:

  • речь или способность к общению, передаче информации при коммуникативных контактах;
  • мышление или развитие логики, возможностей применения опыта, способности к обучению;
  • творчество или способность предков человека создавать предметы, различные произведения искусства, решать нестандартные задачи жизнедеятельности;
  • общественный образ жизни и элементарные проявления альтруизма, уважения к тем особям, которые имеют авторитет в социальных группах.

Считается, что одним из главных преимуществ человека по отношению к другим животным является способность к речи. Система слов дает людям возможность общаться, решать сложные задачи жизнедеятельности, объяснять собственные чувства, трактовать эмоции и объяснять собственное физическое состояние. Все это увеличивает скорость обмена информации и принятия решения. Социальные факторы характерны только для эволюции человека несмотря на то, что многие животные ведут социальный образ жизни.

Биологические факторы эволюции в последнее время в современном обществе претерпели колоссальные изменения. Естественный отбор замедлил собственное действие и протекает на всех стадиях онтогенеза организма. При этом естественный отбор теряет ведущую роль видообразования и выполняет только стабилизирующую функцию. Также свое значение теряет изоляция.

Генофонды представителей разных регионов смешиваются. Популяционные волны также фактически не оказывают действия на процесс видообразования. В некоторых районах нашей планеты частота мутаций даже увеличилась из-за загрязнения природы мутагенами. Ослабление действия отбора может привести к накоплению вредных мутаций, ведущих к снижению жизнеспособности особей.

При этом происходит усиление роли социальных факторов антропогенеза, которые берут на себя роль ведущего процесса в видообразовании, оказывающего комплексное воздействие.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что биологические и социальные факторы имеют равную степень значимости по отношению к эволюционному процессу вида Homo sapiens.

Антропогенез

I. Доказательства животного происхождения человека. Место человека в системе животного мира
Проблема антропогенеза – это социально-биологическая проблема. Воссоздать историю возникновения и развития человека – задача чрезвычайно важная. Многие науки (палеоантропонтология, сравнительная анатомия, сравнительная эмбриология, молекулярная биология и генетика) изучают эту проблему, и достижения этих наук дают новые данные, а иногда меняют сложившиеся представления об эволюции человека. Так, открытия, сделанные в 1959-1960 годах в Танзании (находки зинджантропа и Гомо габилис), а затем находки в Эфиопии в 1973-75 годах (австралопитек афарский) сразу изменили представление о возрасте предков человека и восполнили имевшиеся пробелы в ряду предковых форм.
Человек – часть природы, имеет естественное происхождение, вышел из мира животных, прошёл сложный и длительный путь эволюции.
Доказательства животного происхождения человека получены в результате сравнительного изучения строения и развития организма человека и других животных, входящих в одну естественную группу (тип Хордовые). Общий план строения, наличие гомологичных органов, рудиментов и атавизмов – это данные сравнительной анатомии. Сходство эмбриональных стадий, повторение в эмбриогенезе признаков животных предков (рекапитуляция) – это данные сравнительной эмбриологии. Сходство белков-антигенов, наследственного аппарата – это данные молекулярной биологии и генетики. Наибольшее сходство человек имеет с современными человекообразными обезьянами (особенно с шимпанзе): более 350 анатомических и физиологических сходных признаков. Большое сходство хромосомного аппарата и строения ДНК определяет сходство в строении гемоглобина, многих антигенов, ферментов. Например, у человека и человекообразных обезьян имеются группы крови системы АВО и Резус. У шимпанзе и человека 13 пар хромосом практически одинаковы; 3, 14 и Х-хромосомы идентичны по рисунку при дифференциальном окрашивании. Молекулы гемоглобина человека и шимпанзе абсолютно идентичны (у гориллы – отличие по одной аминокислоте в - и  цепях; есть общие болезни и паразиты.
Но кроме сходств есть и принципиальные отличия, которые выделяют человека из животного мира. Различия можно объединить в 2 группы: морфологические и психо-социальные. Совокупность трех отличительных признаков человека называется гоминидной триадой (табл. 7).

Абсолютное прямохождение – это естественное положение тела человека в пространстве. Становление абсолютного прямохождения приводит к постепенному изменению всего скелета человека: позвоночника, грудной клетки, таза, стопы, черепа, а также освобождению верхних конечностей.
Кисть человека становится более гибкой, пластичной, приспособленной к тонким точным манипуляциям, что обусловлено изменением мышечно-связочного аппарата, иннервации, кровоснабжения и т.д.
В процессе антропогенеза наблюдалось прогрессивное увеличение объема головного мозга (от 600 см3 у австралопитеков до 1300 см3-1800 см3 у кроманьонцев). Особенно важным показателем является не столько абсолютная масса мозга, сколько относительная (относительно массы тела). Так, уже у австралопитеков относительная масса мозга больше, чем у современных человекообразных обезьян. Относительная масса головного мозга современного человека-1 : 45, у шимпанзе-1 : 61; у гориллы-1 : 220.
Психосоциальная гоминидная триада формировалась с началом действия социальных факторов: обработки каменнных орудий и их совершенствованием, возникновения сообществ и оседлого образа жизни, совместной охотой, защитой и воспитанием детей. В дальнейшем значение социальной формы движения материи усиливается, что резко ускоряет антропогенез.
Cистематическое положение человека:
тип Хордовые,
подтип Позвоночные,
класс Млекопитающие,
подкласс Плацентарные,
отряд Приматы,
подотряд Узконосые,
семейство Гоминиды,
род Гомо,
вид Гомо сапиенс.

II. Основные этапы антропогенеза
Наиболее древними животными общими предками человека и высших антропоидов являются дриопитеки – ископаемые высшие обезьяны, жившие 14-20 млн. лет тому назад. Дриопитеки разделились на две ветви:
1. понгидная ветвь, которая привела к появлению современных человекообразных обезьян; среда обитания – лес, горы.
2. гоминидная ветвь, которая привела к появлению предковых форм современного человека; среда обитания – открытые пространства, саванны.
Эволюцию человека можно разделить на 4 этапа:
1. Проантропы (предлюди).
2. Архантропы (древнейшие люди).
3. Палеоантропы (древние люди).
4. Неоантропы (люди современного типа).
Проантропы представлены, в основном, большой группой австралопитеков, по меньшей мере, тремя видами: самый древний – афарский австралопитек (возраст 3-4 млн. лет), африканский австралопитек (возраст 2 – 2,5 млн. лет) и массивный австралопитек (2,1-1 млн. лет).
Все находки австралопитеков были сделаны на африканском континенте. Очевидно, австралопитеки жили миллионы лет, развивались в разных направлениях. Считается, что афарский австралопитек являлся общим предком для других форм австралопитековых и для предков человека. Отличительными особенностями австралопитеков являются: двуногая походка, неразвитые клыки, объем мозга около 600 см3. Австралопитеки жили группами, охотились, применяя палки, камни, крупные кости, на животных и себе подобных. Исключительно большое значение, наряду с двуногой походкой, имел и переход австралопитеков к мясной пище.
В 1960 году в Танзании были найдены остатки существа более прогрессивного, чем австралопитеки (объем мозга 680 см3), его возраст – около 2 млн. лет . В этом же слое были найдены галечные орудия, т.е. наш предок начал изготавливать орудия труда, поэтому эта находка получила название Гомо габилис (Человек умелый), а период самых первых галечных орудий называется олдувайская культура (рис.41). Архантропы (группа – человек выпрямленный) представлены находками питекантропа (о. Ява), синантропа (Китай), гейдельбергского человека (Германия) и др. Возраст этих находок от 1 млн. лет до 200 тыс. лет. Наиболее

прогрессивный среди них – синантроп (китайский питекантроп). Архантропы жили в пещерах, использовали огонь, изготавливали каменные орудия охоты и труда более разнообразной формы для различных видов деятельности. Этот период называется периодом ашельской культуры (рис.41). По современным представлениям считается, что у архантропов возникла речь, которая служила им для общения в группе и совместной охоты. Подтверждается это прогрессивным развитием головного мозга и его строением. Объем мозга архантропов – 860-1050 см3.
Палеоантропы по месту первой находки (Германия, долина реки Неандер) названы неандертальцами. Объем мозга в среднем 1350 см3 (такой же как у современного человека). Они представляют чрезвычайно полиморфную группу. Выделяют две основные группы: ранние и поздние неандертальцы. Ранние – жили 200-100 тыс. лет назад и развивались в двух направлениях: одно – путь специализации, усиления физической организации и массивности; этот путь завершился формированием классических (поздних) неандертальцев, которые вымерли 30-40 тыс. лет тому назад; второй путь – путь сапиенизации осуществлялся за счет усиления внутригрупповых связей и привел к формированию неоантропов. Неандертальцы строили жилища, шили одежду из шкур, совершенствовали орудия труда – мустьерская культура (рис.41). Они стали более независимы от условий окружающей среды и смогли расселиться очень широко по разным климатическим зонам. В настоящее время остатки неандертальцев найдены повсюду, кроме Америки и Австралии
Неоантропы – по месту первой находки (Франция, пещера Кроманьон) названы кроманьонцами, возраст 30-40 тыс. лет. По физическому типу не отличались от современного человека.
Таким образом, 30 тыс. лет назад закончилась биологическая эволюция человека, которая проходила в течение 3-4 миллионов лет под влиянием биологических и социальных факторов. Значение социальных факторов усиливалось по мере овладения человеком трудовыми навыками и формирования сообществ. Особенно большое значение имело возникновение речи, которая способствовала укреплению и расширению взаимосвязей, передачи жизненного опыта от поколения к поколению, играла большую роль в воспитании и поведении. Развитие мощной мускулатуры, сила, ловкость перестали играть главенствующую роль в жизни отдельных особей и общества в целом; на первое место выходит интеллект, способность защитить себя от неблагоприятных условий, оказать помощь ближнему, совершенствовать трудовую деятельность и коллективные отношения. Человек перестал непосредственно зависеть от природы, приобретая власть над ней.

III. Расы человека и их видовое единство
Возникновение расовых различий могло произойти тогда, когда существовали три условия:
1.Незавершённость биологической эволюции, когда окружающая среда ещё не утратила формообразующей функции.
2.Широкое расселение человека по планете.
3.Изоляция разных групп.
Такие условия сложились в период существования палеоантропов.

Олдувайская культура
Олдувайская эпоха названа по Олдувайскому ущелью в Африке, где были сделаны важнейшие находки.
Среди орудий выделяют три вида:
– многогранники – грубо оббитые округлые камни с многими гранями. Предполагается, что они были ударными орудиями и служили для обработки растительной и животной пищи;
– различные орудия на отщепах, служившие для разделки туш животных;
– чопперы – характернейшее орудие этой эпохи, имеющее режущие и рубящие функции.

Ашельская культура
Ашельская культура, археологическая культура древнего палеолита; Характеризуется овальными, округлыми, треугольными каменными ручными рубилами, тщательно оббитыми с двух сторон, топоровидными орудиями с прямым лезвием, грубыми рубящими орудиями,
массивными отщепами, а также нуклеусами (ядрищами).
Мустьерская культура
Мустьерская культура, культура верхнего палеолита. Для мустьерской техники обработки камня характерны дисковидные и одноплощадочные нуклеусы, от которых откалывались довольно широкие отщепы, превращаемые с помощью оббивки по краям в различные орудия (скрёбла, остроконечники, свёрла, ножи и т. д.). Появляются орудия из кости и дерева.
Расовые различия, в основном, являются внешними, несущественными. Они формировались как адаптации к окружающим условиям. В биологическом отношении все расы равноценны и составляют единый полиморфный вид. Доказательством видового единства рас является идентичность кариотипа, возможность людей разных рас вступать в брак и давать жизнеспособное потомство (метисация). Различают пять основных рас: негроидная, монголоидная, европеоидная, австралоидная, америнды. Между ними имеются переходные, так называемые, малые расы.

IV. Особенности современного этапа эволюции человека
Основными элементарными факторами эволюции являются: естественный отбор, мутационный процесс, изоляция и волны численности (популяционные волны).
Естественный отбор носит стабилизирующий характер, т.е. отбрасывает то, что резко отличается от морфофункционального статуса современного человека (аномалии развития, нарушение процессов жизнедеятельности).
Изоляция не имеет сколько-нибудь существенного значения. Расширяются процессы миграции. Это приводит ко всё большей степени панмиксии и обогащению генофондов разных человеческих популяций. Формы изоляции, имеющие социальную природу (сословная, религиозная, национальная), не играют существенной роли для человечества в целом.
Популяционные волны в прошлом играли значительную роль (эпидемии холеры, чумы, оспы сокращали численность населения Европы в десятки раз). В настоящее время численность населения не подвержена резким колебаниям. Угрозу может представлять неуправляемый атом или экологическая катастрофа, то есть факторы антропогенной природы.
Спонтанный мутагенез, как объективный процесс, протекает всегда и поставляет новые аллели, обогащая генофонд любых популяций, в том числе и человеческих. В отличие от природных популяций, в популяциях человека антропогенное влияние усиливает мутагенез (к спонтанному мутагенезу прибавляется индуцированный). Однако индуцированные мутации приводят к появлению аллелей, снижающих жизнеспособность организма, развитию наследственной патологии, увеличению генетического и социального груза, эволюционного значения они не имеют.
Таким образом, действенным из элементарных эволюционных факторов является лишь давление мутационного процесса, результаты которого контролируются естественным отбором. В связи с этим, в обозримом будущем не приходиться ожидать существенного изменения морфофизиологического статуса человека, сложившегося уже у неоантропов. Изменения, происходящие в человеческих сообществах, имеют социальную, а не биологическую природу.

Рис. 41. Орудия труда различных археологических периодов

Читайте также:
Аскарида - жизненный цикл, пищеварительная и нервная система
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: