Гласные звуки – признаки, группы, правило произношения

Гласные звуки в русском языке

Гласные зву­ки — это зву­ки, кото­рые состо­ят толь­ко из голоса.

Знания о глас­ных зву­ках ребя­та полу­ча­ют в 1 и 2 клас­се школы.

Что такое гласные звуки?

Наша речь состо­ит из слов. Каждое сло­во в свою оче­редь скла­ды­ва­ет­ся из зву­ков. Для того что­бы появил­ся звук, мы исполь­зу­ем раз­лич­ные орга­ны: лёг­кие, дыха­тель­ное гор­ло, гор­тань, рот, язык, нос и губы. С помо­щью орга­нов речи чело­век может про­из­но­сить зву­ки, кото­рые сли­ва­ют­ся в слово.

Звуки в сло­ве неоди­на­ко­вые. Одни зву­ки про­из­но­сят­ся голо­сом, а дру­гие состо­ят из шума и голо­са. Когда мы начи­на­ем гово­рить, то выды­ха­ем воз­дух из лёг­ких, кото­рый устрем­ля­ет­ся по дыха­тель­но­му гор­лу в гор­тань. В гор­та­ни нахо­дят­ся голо­со­вые связ­ки. Если струя воз­ду­ха сво­бод­но про­хо­дит через них и далее не встре­ча­ет ника­ких пре­пят­ствий на сво­ём пути, то в ито­ге обра­зу­ет­ся голо­со­вой звук, состо­я­щий из тона. Если же при выдо­хе воз­дух про­би­ра­ет­ся через раз­ные пре­гра­ды, то полу­ча­ет­ся харак­тер­ный шум, типич­ный для соглас­ных звуков.

Термин «глас­ный» свя­зан по смыс­лу со сло­вом «голос».

Достаточно поме­нять поло­же­ние губ, как полу­чим с помо­щью голо­са раз­ные глас­ные зву­ки. Убедимся в этом, если про­из­не­сём сле­ду­ю­щие слова:

  • дом
  • стул
  • шар
  • рык
  • тир
  • поэ­ма

Чтобы обра­зо­вать глас­ный звук [о], доста­точ­но округ­лить губы, а вытя­нув их тру­боч­кой, полу­чим звук [у]. Гласный звук [а] про­из­но­сит­ся с широ­ко откры­тым ртом. Звук [и] тре­бу­ет рас­тя­нуть губы в улыбке.

Итак, в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют шесть глас­ных зву­ков. Эти зву­ки на пись­ме обо­зна­ча­ют­ся соот­вет­ству­ю­щи­ми буквами:

От соглас­ных зву­ков глас­ные отли­ча­ют­ся тем, что их мож­но про­из­но­сить доста­точ­но дол­го или пропеть:

Гласные звуки и слог

Важным при­зна­ком глас­но­го зву­ка явля­ет­ся его спо­соб­ность обра­зо­вать слог. В оди­ноч­ку или вме­сте с одним или несколь­ки­ми соглас­ны­ми глас­ный звук состав­ля­ет слог. Послушаем, как про­из­но­сит­ся сло­во «ого­род»:

Мы про­из­но­сим его, не сра­зу выды­хая всю струю воз­ду­ха, а выпус­кая её по неболь­шим пор­ци­ям, тре­мя точ­ка­ми. Гласный звук явля­ет­ся глав­ным в каж­дом зву­ко­вом отрез­ке сло­ва, кото­рый назы­ва­ет­ся слогом.

Посчитаем коли­че­ство глас­ных и сло­гов в сло­ве «ого­род». Три глас­ных зву­ка обра­зу­ют такое же коли­че­ство слогов.

Убедимся в этом, если про­из­не­сём и раз­де­лим на сло­ги сло­ва в соот­вет­ствии с коли­че­ством гласных:

  • ко-ра
  • са-ра-фан
  • со-ба-ка
  • у-чи-тель-ни-ца

Итак, глас­ные зву­ки мож­но отли­чить от соглас­ных по трём глав­ным признакам:

  1. состо­ят из голоса;
  2. при их обра­зо­ва­нии воз­дух сво­бод­но про­хо­дит через орга­ны речи;
  3. обра­зу­ют слог.

Ударные и безударные гласные

Гласные в сло­ве про­из­но­сят­ся по-разному. Только один глас­ный все­гда выде­ля­ет­ся голо­сом и зву­чит доль­ше, чем осталь­ные глас­ные зву­ки, напри­мер в слове:

Во вто­ром сло­ге глас­ный звук, обо­зна­чен­ный бук­вой «а», зву­чит с осо­бой силой и длительностью.

Он нахо­дит­ся в силь­ной пози­ции и зву­чит ясно и чёт­ко. Этот глас­ный звук явля­ет­ся ударным.

Понаблюдаем:

  • ми́р-ный
  • го́-род
  • у-лы́-бка
  • ри-су́-нок

В рус­ском язы­ке силь­ной пози­ци­ей для глас­ных явля­ет­ся пози­ция под ударением.

Остальные глас­ные зву­ки нахо­дят­ся без уда­ре­ния в сла­бой пози­ции. Они зву­чат менее чёт­ко и под­вер­га­ют­ся изме­не­ни­ям при про­из­но­ше­нии. Такие зву­ки в сла­бой пози­ции назы­ва­ют­ся без­удар­ны­ми глас­ны­ми. Чтобы пра­виль­но напи­сать сло­во с без­удар­ной глас­ной, к нему потре­бу­ет­ся про­ве­роч­ное слово.

Читайте также:
Падежи русского языка, таблица с вопросами дательного, винительного, именительного, творительного, предложного, родительного падежей, памятка с примерами

Видеоурок «Гласные звуки и буквы. 1 класс»

Русский язык. 2 класс

Конспект урока

Русский язык. 2класс

Урок 43. Как определить гласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1) Определение гласного звука;

2) Буквы, обозначающие гласные звуки.

Глоссарий по теме:

Гласный звук – это звук, который состоит только из голоса; при его произнесении воздух проходит через рот свободно, без преград; этот звук образует слог.

Буква – графический знак звука.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 89-90.

2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения

  1. Если тянется, поёт,

Воздух без преград идёт.

Цветом выделяют красным,

Значит, звук зовётся гласным.

2. Слово «гласный» образовано от устаревшего слова глас, что значит голос. Гласный звук состоит из голоса.

3. В русском языке 10 гласных букв, а гласных звуков только 6. Возникает вопрос: «Как это может быть?» Среди гласных есть особые буквы: е, ё,ю, я.

4. Эти особые буквы могут обозначать один звук или два звука. Например:

буква я обозначает один звук [а] в слове мяч и звуки [й’а] в словах якорь, моя, воробья;

буква ё обозначает один звук [о] в слове мёд и звуки [й’о] в словах ёжик, поёт, льёт;

буква е обозначает один звук [э] в слове лес и звуки [й’э] в словах ель, поесть, пьеса;

буква ю обозначает один звук [у] в слове люк и звуки [й’у] в словах юбка, пою, пьют.

Буквы е, ё, ю, я

1. Обозначают мягкость согласного звука и один гласный звук, если стоят после согласной буквы.

2. Обозначают два звука, если стоят:

– после гласной буквы;

5. Гласные буквы можно разбить на две группы: буквы, указывающие на твёрдость согласного звука и буквы, указывающие на мягкость согласного звука.

6. Гласные образуют слог. Например, в слове осень два слога: первый слог «о», второй – «сень».

7. Подведём итог – проверьте, все ли сведения о гласных звуках и буквах правильно запомнились.

Если утверждение, по вашему мнению, верное – отвечайте «да».

Если утверждение, по вашему мнению, неверное – отвечайте «нет».

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Группы букв.

Разделите буквы гласных звуков на две группы

Подсказка: Помните, что есть 4 особые буквы гласных звуков.

Задание. Гласные в слове.

Читайте также:
«В то время как» где ставить запятые, правила пунктуации

Вставьте на место гласных звуков буквы, их обозначающие:

КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

Гласные звуки – это звуки речи, образуемые свободным проходом воздушной струи через голосовые связки, состоящие главным образом из голоса (голосового тона) при почти полном отсутствии шума.

В русском языке гласные классифицируются по трём признакам:

1) по ряду (место образования);

2) по подъему (способ образования);

3) по наличию или отсутствию лабиализации.

При классификации гласных по ряду учитывается различие между гласными, вызываемое движением языка в горизонтальном направлении.

При этом гласные делятся на три группы:

1) гласные переднего ряда, при артикуляции которых язык сильно продвинут вперед: [и], [э];

2) гласные среднего ряда, при артикуляции которых язык немного отодвигается назад: [ы], [а];

3) гласные заднего ряда, при произнесении которых язык сильно отодвинут назад: [у], [о].

При классификации гласных по подъему языка учитывается различие между гласными, вызываемое движением языка в вертикальном направлении. При этом гласные делятся на три группы:

1) гласные верхнего подъёма, при произношении которых язык сильно поднят вверх, т.е. занимает самое высокое положение: [и], [ы], [у];

2) гласные среднего подъёма, при произношении которых язык занимает более низкое положение: [э], [о];

3) гласные нижнего подъёма, при произношении которых язык занимает самое низкое положение: [а].

По широте раствора рта (что связано со степенью подъема спинки языка) гласные разделяются на:

1) широкие, т.е. акустически наиболее звучные: [а];

2) средние, т.е. акустически средней звучности: [э], [о];

3) узкие, т.е. акустически наименее звучные: [и], [ы], [у].

Третьим признаком классификации является наличие или отсутствие лабиализации, т.е. вытягивания или округления губ.

При этом гласные делятся на:

1) гласные лабиализованные (огубленные): [у], [о];

2) гласные нелабиализованные (неогубленные): [а], [э], [и], [ы].

Классификация гласных может быть представлена в таблицах.

Простейшая таблица артикуляции гласных звуков

Ряд Подъем Передний Средний Задний
Верхний и ы у
Средний э о
Нижний а

Деление на три ряда и три подъёма не отражает всего богатства гласных звуков.

Есть так называемые редуцированные гласные звуки: [Λ], [и э ], [ы э ], [ъ], [ь].

[Λ] – редуцированный гласный [а], [о] в первом предударном слоге и абсолютном начале слова; этот звук называют «а – узкое»;

[и э ] – звук, средний между [и] и [э]; это звук, произносящийся с несколько большей открытостью рта и чуть более низким подъемом языка, чем звук [и]; звук называют «[и] открытый» или «[и] с призвуком [э]», или «[и], склонный к [э]»;

[ы э ] – звук, средний между [ы] и [э]; звук называется «[ы] с призвуком [э]», или «[ы], склонный к [э]»;

[ъ], [ь] – редуцированные гласные [а], [о], [э] во всех безударных слогах, кроме первого предударного; [ъ] – звук, средний между [ы] и [а];

Оттенки звуков можно рассматривать как особые звуки. Тогда и таблица гласных должна быть более детальна.

Таблица артикуляции гласных звуков

Какие звуки относятся к гласным – как их правильно классифицировать и характеризовать

Разбираемся с гласными звуками в русском – всё просто только на первый взгляд.

Читайте также:
Балашиха ударение на какой слог ставится и почему

А, О, У, Э, И, Ы – вот шесть гласных. Запомните их.

Общий признак всех гласных – когда мы произносим их, воздух проходит через ротовую полость, не встречая на пути преград. Нет преград (зубов, сомкнутых губ, языка и нёба) – нет шума, только голос. Отсюда название – гласные.

Букв, которые обозначают гласные, в алфавите русского языка 10 – на 4 больше, чем самих звуков. Связано это с тем, что четыре буквы из 10 обозначают два звука сразу – выступают символами йотированных гласных.

Йотированные названы так потому, что перед собственно гласным в них произносится Й, точнее – [j]: jэ – е, jо – ё, jу – ю, jа – я.

У нас скоро выйдет статья про йотированные гласные – прочитайте ее, потому что этот коварный j сильно осложняет морфемный разбор слов и их фонетический анализ.

Если вы до сих пор не записались на курсы по русскому языку – пора это сделать. Сейчас как раз действуют скидки, можно купить безлимитные абонементы на несколько месяцев.

Виды гласных (как учат в школе)

В школе эти звуки делятся на две большие группы:

  1. Ударные – на них в слове падает ударение, поэтому определить ударный звук легко уже по произношению: сАбля, подУшка, птИца – А, У, И в этих словах ударные.
  2. Безударные – все остальные гласные слова, ударение на них не падает. Например, в слове коробка первый О и последний А безударные.

Когда мы ставим ударение на гласный, мы произносим его долго. Дольше, чем все прочие звуки. Поэтому ударные слышатся очень отчетливо и не вызывают трудностей в написании. Кроме случаев, когда они находятся после шипящих и ц.

А вот с безударными все сложнее. Из-за того, что на них не падает ударение, мы их сокращаем и даже изменяем. И не можем потом понять, какую же букву надо писать. Возникает орфограмма.

Читайте отдельную статью про безударные гласные, там все подробно описано, даны советы, как легко и быстро разобраться во всех орфографических правилах.

Скоро я выложу подборку самых лучших курсов по подготовке к ЕГЭ и подготовке к ОГЭ. Среди них будут платные и бесплатные программы, обзоры скидок и специальных предложений. Подписывайтесь на обновления – я отправлю вам письмо на почту, как только статья выйдет.

Вузовская классификация – для участников олимпиад и будущих лингвистов

В вузе гласные классифицируются иначе: по рядам, подъему, лабиализации. Вузовскую классификацию надо знать, если вы хотите участвовать в олимпиадах по русскому, стать в будущем лингвистом/филологом или если вам надо с нуля выучить английский или другой иностранный язык.

Гласные могут относиться к переднему, среднему или заднему ряду. Это зависит от положения языка. Когда мы произносим И или Э, язык чуть выдвинут вперед – они относятся к переднему ряду. Когда произносим А или Ы – язык находится примерно в середине ротовой полости – А и Ы относятся к среднему ряду. Чтобы произнести О и У мы “задвигаем” язык к гортани, поэтому они относятся к заднему ряду.

Читайте также:
Как пишется сокращенно по правилам русского и почему

Однако при произнесении гласных мы не только “выдвигаем” и “задвигаем” язык, мы еще поднимаем его или опускаем. Сильнее всего язык поднят, когда произносятся У, И, Ы – они относятся к верхнему подъему. Чтобы произнести О, Э нужно чуть опустить язык – они среднего подъема. А вот при произнесении А язык и челюсть вообще в самом низу – это гласный нижнего подъема.

Когда мы произносим О и У – наши губы напрягаются. Причем в случае с У – сильнее, мы даже вытягиваем их в трубочку. О и У из-за этого относятся к лабиализованным звукам – таким, в образовании которых задействованы губы. Когда произносятся А, И, Э, Ы – губы почти не задействованы, поэтому эти звуки – нелабиализованные.

Вот таблица, которую я очень хорошо помню с практикумов по фонетике на первом курсе филологического факультета:

Однако в лингвистике кроме переднего, среднего и заднего рядов выделяются еще первый и второй ряд.

Гласные первого ряда указывают на твердость предшествующего согласного, так же, как твердый знак. К ним относятся: А, У, О, Ы, Э. Когда мы видим буквосочетания с ними, мы понимаем, что читать надо без мягкости: кРЫСА, СОВОк, СЭКОНОмить.

Звуки второго ряда: Е, Ё, Ю, Я, И. Они указывают на мягкость предшествующего согласного: НЕбо, ТЁтя, НЯНЯ, НИть, НЮНИ.

Попробуйте произносить разные звуки и понаблюдайте за артикуляцией. Пригодится, когда будете работать над произношением слов в иностранных языках.

Внимание. Все сказанное выше относится к гласным под ударением. О безударных, их произношении и типах будет сказано в отдельной статье.

Вам нужен сборник, в котором была бы вся теория по русскому – для подготовки к ЕГЭ, ГИА или просто для систематизации знаний? Я нашел в интернете вот эти четыре пособия, на мой взгляд – идеальные варианты. Весь материал есть, много таблиц, главное выделено подчеркнутым/полужирным – воспринимается очень легко.

  1. Е. С. Симакова. Русский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ.
  2. Гераськина В. И. Сборник учебно-справочных материалов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (г. Саранск).
  3. Чмирь О. Б. МАТЕРИАЛЫ К ЕГЭ—2019. Справочный материал по русскому языку (г. Алдан).
  4. Нестерова С. Л. Справочник для подготовки к ГИА по русскому языку (п. Советский Выборгского района Ленинградской области).

Пригодится и ученикам, и учителям. Напишите свой электронный адрес здесь, я вышлю вам все 4 пособия одним архивом сразу же. Файлы проверены, вирусов нет.

Письма иногда уходят в спам – проверьте. Если письмо вообще не пришло – напишите комментарий, разберусь.

Как заработать, если знаешь русский

Если у вас все ок с орфографией и пунктуацией (или в целом ок, несмотря на небольшие недочеты) – вы можете зарабатывать в интернете на текстах.

Читайте также:
Построена как пишется - разбор правила орфографии

Поначалу доходы будут маленькие – 40-60 руб. за страницу, но постепенно вы найдете свою нишу, выйдете на заработки минимум в 200-400 руб. за страницу. Это действительно так, потому что я сам этот путь прошел, от текстовых бирж, где платят копейки, до индивидуального сотрудничества с веб-мастерами.

Если вы не знаете, с чего начать – приходите на курс “Копирайтинг с нуля”, который мы создали с Василием Блиновым. Мы расскажем простыми словами, что такое в принципе копирайтинг, как правильно писать статьи в интернет, как делать оптимизацию, проводить семантический анализ текстов.

Курс включает пять практик – вы будете писать статьи на сайты vsvoemdome.ru и iklife.ru. Мы оплачиваем каждую практику. Ученики, которые полностью проходят курс, окупают половину его стоимости и имеют в портфолио 5 текстов, опубликованных на блогах-тысячниках.

Заключение

  1. Общее количество гласных — 6: А, О, У, Э, И, Ы.
  2. Букв, которые обозначают гласные, 10: А, О, У, Э, И, Ы + Е, Ё, Ю, Я.
  3. Ударный гласный – звук в слове, на который падает ударение.
  4. Безударные гласные – все остальные гласные в слове, на которые ударение не падает.
  5. Гласные верхнего подъема: И, Ы, У; среднего: Э, О; нижнего: А.
  6. Гласные переднего ряда: И, Э; среднего: Ы, А; заднего: У, О.

Все выучили? Если есть вопросы – задавайте в комментариях.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА
материал по логопедии на тему

На основе классификации составляются профили звуков русского языка.

Скачать:

Вложение Размер
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА 21.69 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

Звук с акустической точки зрения – колебания частиц воздуха. Источник – колебание звуковых связок. С точки зрения артикуляции выделяют гласные и согласные звуки речи.

Артикуляция – совокупность действий органов произношения в момент звука.

По артикуляторным признакам все звуки речи делятся две групппы:

  • гласные;
  • согласные.

Основным критерием этого деления является наличие или отсутствие преграды в ротовой полости при их произнесении.

В русском языке 42 звука речи: 6 гласных, 36 согласных звуков

КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Все гласные русского языка характеризуются наличием голоса (фонацией), их артикуляция обусловлена вибрацией голосовых связок и свободным проходом выдыхаемого воздуха через ротовую полость.

Тональные звуки – образующиеся голосом при почти полном отсутствии шума, что обеспечивает хорошую слышимость звука: гласные а, э, и, о, у, ы.
Различаются гласные по следующим признакам:

1. При образовании гласных к небу поднимается не весь язык, а его передняя, средняя или задняя часть. За счет этого меняется объем и форма ротовой полости.

По ряду (положению языка в горизонтальной плоскости):

  • гласные переднего ряда: [и] [э];
  • гласные среднего ряда: [ы] [а];
  • гласные заднего ряда: [у] [о];

2. По степени подъёма языка к нёбу (его положению в вертикальной плоскости): верхний, средний и нижний подъём:

  • гласные верхнего подъема: [и], [ы], [у];
  • гласные среднего подъема: [э], [о];
  • гласные нижнего подъема: [а];

3. По наличию или отсутствию лабиализации , т.е. степени участия губ: огубленные (лабиализованные) и неогубленные (нелабилизованные) гласные:

  • гласные лабиализованные: [у], [о];
  • гласные нелабиализованные: [и], [ы], [э], [а].

КЛАССИФИКАЦИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Артикуляция согласных звуков связана с наличием какой-либо шумообразующей преграды для выходящей из легких струи воздуха. Согласные русского языка различаются по следующим признакам:

1. Классификация согласных звуков по способу образования:

  • щелевые (фрикативные) [ф], [ф’], [в], [в’], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж],[щ], [ j ], [ х ], [х’];
  • смычно-взрывные [п], [п’], [б], [б’], [т], [т’], [д], [д’], [к], [к’], [г], [г’];
  • смычно-щелевые (аффрикаты) [ц], [ч];
  • смычно-проходные [м], [м’], [н], [н’], [л], [л’];
  • дрожащие (вибранты) [р], [p’]

Щелевые звуки – препятствие для воздушной струи в виде щели между органами артикуляции.

Смычно-взрывные – органы артикуляции образуют смычку, которая потом с шумом взрывается.

Смычно-щелевые – смычка не взрывается, а медленно переходит в щель.

Смычно-проходные – органы артикуляции образуют смычку, но для воздушной струи остается проход в другом месте.

Дрожащие – вибрирует поднятый кончик языка.

2.Классификация согласных звуков по месту образования :

  • губно-губные [п], [п’], [б], [б’], [м], [м’];
  • губно-зубные [ф], [ф’], [в], [в’];
  • переднеязычные (образуемые передней частью спинки языка, при разном положении кончика языка), кончик языка вверху – [т], [д], [н], [л], [л’], [р], [p’J, [ш], [ж], [щ], [ч]; кончик языка внизу – [т’], [д’], [н’], [с], [с’], [з], [з’], [ц];
  • среднеязычные [j];
  • заднеязычные [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’]

3. Классификация согласных звуков по степени напряжения средней части спинки языка:

мягкие: [j], [щ], [ч]- всегда мягкие; [т’], [д’], [н’], [б’], [в’], [г’], [с’], [р’] и др.;

твердые: [ш], [ж], [ц] – всегда твердые; [т], [д], [н], [б], [в], [г], [с], [р] и др

4. По положению мягкого неба (месту резонирования) согласные звуки делятся на:

  • носовые согласные <мягкое нёбо опущено, воздух проходит через нос>: [м] [мь] [н] [нь];
  • ротовые согласные <мягкое нёбо поднято>: все остальные согласные звуки.

По акустическим признакам выделяют:

Для определения и различения звуков речи опираются не только на их артикуляционные, но и на акустические признаки. Без опоры на эти признаки невозможно проводить работу по противопоставлению звуков на слух, необходимую для успешного усвоения детьми правильного звукопроизношения.

5. Наличие или отсутствие вибрации голосовых связок

Сонорные (звучные) – их качество определяется характером звучания голоса, который играет главную роль в их образовании, а шум участвует в минимальной степени: согласные м, м’, н, н’, л, л’, р, р’, j.

Шумные – их качество определяется характером шума – акустического эффекта от трения воздуха при сближенных или взрыве при сомкнутых органах речи:

  • звонкие шумные длительные в, в’, з, з’, ж;
  • звонкие шумные мгновенные б, б’, д, д’, г, г’;
  • глухие шумные длительные ф, ф’, с, с’, ш, х, х’;
  • глухие шумные мгновенные п, п’, т, т’, к, к’.

По производимому звуками акустическому впечатлению выделяют следующие подгруппы звуков :
свистящие с, с’, з, з’, ц;
шипящие ш, ж, ч, щ;
твердые п, в, ш, ж, ц и др.;
мягкие п’, в’, ч, щ и др.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация “Звуки русского языка”

Консультация для родителей «Звуки русского языка. Дифференциация понятий «звук» – «буква». Звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные».

Какими бывают звуки русского языка?

Консультация для родителей, которая подразумевает обучение различения звуков русского языка. В помощь родителям, которые давно забыли на какие группы делятся звуки и чтобы помочь своему ребёнку .

Профили звуков русского языка в таблице 1 часть. Логопедия.

Знание профилей звуков является необходимым условием в работе учителя-логопеда. Для того,чтобы научить правильно и красиво говорить, для начала, нужно знать положение органов артикуляции. Профили.

Классификация звуков русского языка.

Классификация звуков русского языка.

Классификация звуков русского языка с учетом анатомо-физиологических особенностей их образования

Классификация звуков русского языка с учётом анатомо-физиологических особенностей их образования В образовании звуков основное участие принимают артикуляционный аппарат (активными орган.

Классификация звуков русского языка с учётом анатомо-физиологических особенностей их образования

В образовании звуков основное участие принимают артикуляционный аппарат (активными органами которого являются язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо; пассивными органами – зубы, верхняя челюсть.

Гласные звуки

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 136.

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 136.

Как известно, существует устная и письменная речь: письменную речь мы пишем и читаем, а устную произносим и слышим. Звучащие слова состоят из звуков речи, которые принято делить на гласные и согласные.

Гласные звуки

Гласные звуки отличаются от согласных тем, что они произносятся исключительно с помощью голоса, тогда как при произношении согласных возникают различные шумы.

Школьникам достаточно помнить основных 6 гласных звуков: [а], [э], [о], [и], [у], [ы]. Для обозначения их в русском языке существует 10 букв: а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я. Функция гласных звуков – сделать речь звучной и плавной. Именно гласные можно петь.

Еще одна важная функция — гласные звуки бывают слогообразующими, то есть главными звуками в слоге.

Образование гласных звуков

При произнесении гласных звуков выдыхаемый воздух проходит через речевой аппарат, не встречая преград. Однако это не значит, что рот и губы никак не участвуют в процессе произношения. В зависимости от того, какой звук мы хотим произнести, мы создаем во рту резонаторную полость различной формы, приподнимая язык, сдвигая его к зубам, открывая рот более или менее широко и складывая губы определенным образом. Например, произнося звук [у], мы вытягиваем трубочкой вперед губы, от их формы гласный звук приобретает специфическое звучание.

Ученые разработали обширную классификацию гласных звуков. В нее входят такие понятия, как ряд, подъем, лабиализация. Однако принципы классификации, принятой у лингвистов, не годятся для средней школы: они требуют детального знакомства с процессом артикуляции. Поэтому в школе рассматривают гласные звуки только с точки зрения их ударности.

Ударение

Выполняя фонетический разбор, ученик должен определить ударный или безударный гласный в этом слове.

Гласные звуки в русском языке могут произноситься более сильно, громко и ясно. Тогда мы говорим, что такой звук ударный. Под ударением – сильная позиция для гласного звука, поэтому безударные гласные мы проверяем именно ударением.

Большинство слов в русском языке имеют одно ударение. Однако существуют безударные слова. В основном это односложные предлоги, союзы и частицы. Бывает, что предлог «перетягивает» на себя ударение с существительного, например «пО лесу».

Встречаются и слова с двумя ударениями. Это длинные сложные слова, которые трудно произнести на одном дыхании, например «сельскохозяйственный», «паровозоремонтный» и т. д.

Безударная позиция

Гласный звук звучит кратко, слабо, он сам на себя не похож. Безударные гласные часто можно спутать с другими. Например, первый гласный звук в слове «рябина» звучит настолько неясно, что трудно определить, надо ли писать «е», «и» или «я».

Ученые заметили, что в абсолютном начале слова безударный гласный звучит более ясно, чем в середине слова. Но все равно его лучше проверить.

Произношение гласных звуков

В разных областях нашей страны люди, для которых русский язык родной, часто несколько по-разному произносят гласные в одних и тех же словах. Например, в некоторых областях «окают» — произносят звук, близкий к «о», в безударной позиции там, где он пишется. Однако такое произношение не считается нормативным.

Актеры Малого театра во время спектакля используют произношение, которое считалось нормативным около века назад; за счет этого их речь очень разборчива, прекрасно понятна даже на задних рядах.

Фонетический разбор гласного звука

При фонетическим разборе в большинстве случаев достаточно указать, является ли гласный звук ударным или безударным.

Гласный звук не может иметь никаких других характеристик, он не бывает ни звонким, ни мягким, ни парным или непарным. Иногда просят еще писать «йотированный» про звуки, обозначаемые буквами Е, Ё, Ю, Я.

Необходимо помнить, что звуков «е», «ё», «ю», «я» в русском языке не существует. Эти буквы обозначают

  • два звука [йа], [йэ], [йо], [йу] в абсолютном начале слова, после гласной или после твердого и мягкого знака;
  • один звук [э] [о] [у] [а] после согласной.

Как правильно пишутся слова «во-первых», «во-вторых», «в-третьих»

Любое слово из «во-первых», «во-вторых», «в-третьих», а также последующих по значению («в-четвёртых», «в-пятых», и т.д.) правильно пишется через дефис. Существуют сходные по написанию (но не по смыслу!) выражения «во первых»…, пишущиеся раздельно, но к настоящему времени они практически вышли из употребления в живой речи, см. в конце. Писать слитно («вопервых»…) – совершенно неверно!

Значение, место в речи

Слова «во-первых», «во-вторых», «в-третьих» являются вводными, см. далее. Обозначают точный однозначно упорядоченный (абсолютный) перечень и/или порядок следования единичных субъектов высказывания (предметов, явлений, мыслей, и др.):

  • «Так, что у нас с дачей? Во-первых, рассада – вон, растёт. Во-вторых – огород перекопать – в субботу едем на дачу, решено. В-третьих – заправка почвы. Компост наш вряд ли дозрел. Значит, завтра надо удобрений докупить. И в-последних, как у нас с бензином?»

Примечание: в этом высказывании слова «так», «вон», «решено», «вряд ли», «значит» тоже вводные.

Грамматика

Грамматический состав рассматриваемых нами слов таков:

  • «Во-первых»: приставка «во-», корень «-перв-», суффикс «-ых». Постановка ударения и разделение для переноса во-пе́рвых. Приставка от корня не отрывается, см., где дефис жирный, а где обычный! Синонимы «в первую голову», «в первую очередь», «прежде всего», «первое», «перво-наперво», «первым делом», «сначала». Прямые антонимы (завершающие перечень) «в-последних» (см. выше), «и, наконец»; косвенный – «наконец». Распространённая грубая ошибка – слитное написание с переносом ударения на суффикс: «вопервы́х» – так неправильно!
  • «Во-вторых»: приставка «во-», корень «-втор-», суффикс «-ых». Постановка ударения во-вторы́х. Из строки в строку не переносится. Синонимы «второе», «затем» (если спереди уже упомянуто «во-первых»). Точных антонимов нет.
  • «В-третьих»: приставка «в-», корень «-треть-», суффикс «-их». Постановка ударения и разделение для переноса в-тре́тьих. Из строки в строку не переносится. Синонимы «третье», «потом» (если вначале уже упомянуто «во-первых»). Точных антонимов нет.

Примечание: «далее» после «во-первых» синонимом к «во-вторых» и «в-третьих» не является, поскольку делает перечень не абсолютным.

Что это такое?

Вводные слова довольно-таки смутная и спорная составляющая русского языка. «Слово» здесь не слово, как таковое, а высказывание. Сравните: «Дайте же ему слово!» В качестве вводных могут употребляться слова, в ином контексте являющиеся самостоятельными частями речи («будет», «вряд ли», «да», «наконец», «нет», «пожалуй», «положим», «стоит» ниже). Вводными словами могут быть и достаточно пространные выражения, также см. ниже. Общие свойства вводных слов:

  1. Частями речи вводные слова не являются!
  2. Сами по себе специфически вводные слова ничего не значат: «ладно», «ну», «спасибо», «так вот», и др.
  3. Слово – часть речи, употреблённое как вводное, становится неизменяемым и также ничего самим собой не выражающим.
  4. Вводное слово обязательно должно сочетаться с фразой, выражающей общий смысл предложения.
  5. Отдельные вводные слова на письме всегда выделяются запятыми, поскольку не являются членами предложения (не имеют синтаксической связи с остальными составляющими его словами), все примеры ниже.
  6. Заведомо (до высказывания основной мысли) задают предложению эмоциональную окраску: «Спасибо, меня так тронуло ваше радушие!»; «Нет, это вы чересчур на радостях!»
  7. Выражают отношения (связь) между субъектами высказывания или отношение его автора к чему-либо (утвердительное (в случае «во-первых»…), предположительное (сомнительное), сравнительное (то же), согласительное (примирительное, уступительное), отрицательное (противительное), разделительное и др.): «Положим, это вы скромничаете».
  8. Вводные слова не обязательно располагаются в начале предложения, могут находиться в его середине или конце: «Не умаляйтесь, однако! Теперь, значит, очередь за нами» – если вводное слово стоит в середине фразы, оно отделяется запятыми с обеих сторон.
  9. Вводное слово, входящее в состав обособленного оборота, отделяется запятыми вместе с ним: «Да уж, погуляли знатно!»
  10. Два и более вводных слова или содержащих их оборота, стоящие друг за другом, разделяются запятыми: «Ладно, будетвам, не стоит! Долг гостеприимства, и ничего более!» Тут первая фраза – одно большое вводное слово. Поскольку вводные слова не имеют смысла без завершающего мысль высказывания, обе фразы составляют одно предложение.
  11. Чтобы акцентировать (усилить) эмоциональное значение вводных слов, последняя из отделяющих их запятых может быть заменена тире: «Ну, что ж – счастливо оставаться! И ждём вас у себя в следующие выходные!»

Примечание: слова фразы, выражающие общий смысл предложения и поэтому имеющие между собой синтаксическую связь (изменяющиеся во взаимосвязи), называются сочинительными.

Откуда дефис?

Правильное написание вводных слов «во-первых», «во-вторых», «в третьих», и т.д. – через дефис. Обоснование: наличие в языке частей речи, также прямо указующих на порядок следования:

  • Порядковые числительные «первый», «второй», и т.д. Однако их употребление не делает перечень/порядок абсолютным: «в первых рядах»; «в первый после следующего год».
  • Прилагательные «предыдущий», «следующий», «последующий» вообще не предполагают точного следования и, кроме того, могут относиться к нескольким субъектам: «в последующие годы…», и т.п.

Вводные слова, указывающие на абсолютную упорядоченность, потому и пишутся через дефис, чтобы никоим образом не спутать их с частями речи, допускающими некоторый беспорядок.

А без дефиса?

Пишущееся раздельно словосочетание «во первых» это поэтический архаизм. Поэтика ради звучности и ритма допускает замену предлога «в» на «во». К примеру:

  • «Во первых порах осени нагрянут холода,
  • К ленивому хозяину придет на двор беда».

Не Пушкин и даже не Клюев, но правилам стихосложения соответствует. В старинных изданиях позабытых ныне литераторов можно наткнуться и на то же самое в прозе:

  • «Во первых годах юности слыл он отпетым баламутом, но к поступлению в университет малость остепенился».

Однако в живом русском языке подобные словарные конструкции давно вышли из употребления, поскольку их очень легко перепутать с вводными словами, наделёнными совершенно иными свойствами.

В заключение

Напоследок дадим ещё одно правило употребления вводных слов, обозначающих полную упорядоченность – если сложносочинённое предложение с «во-первых», «во-вторых», «в-третьих» и т.д. представляет собой перечень высказываний касательно одного субъекта, то его (перечня) члены отделяются друг от друга точками с запятыми:

  • «Во-первых, мы уяснили себе, что значат предметы нашего внимания; во-вторых, определили их грамматически; и в-третьих – разобрались, отчего они пишутся именно так, а не иначе».

Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: