Шпаргалки по русскому языку. Справочные материалы
В книге обобщён и систематизирован основной теоретический и практический материал по орфографии и пунктуации школьного курса русского языка, а также даны некоторые необходимые сведения по орфоэпии и культуре речи. Цель справочника – оказать помощь в самостоятельной работе по изучению русского языка, в овладении грамотным письмом и в повышении языковой культуры в целом. Пособие адресовано учащимся образовательных учреждений.
Оглавление
- I. Орфография
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Шпаргалки по русскому языку. Справочные материалы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
© Наталья Григорьевна Детюк, 2018
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Перед вами громада — русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его.
Краткие сведения о русской орфографии
Орфография — это раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов. Орфография — это система правил, устанавливающая единообразное написание морфем (корней, приставок, суффиксов и окончаний); слитное, раздельное и дефисное написание слов и их частей; написание заглавной и прописной буквы; правила переноса слов с одной строки на другую. Орфограмма — это такое написание в слове, которое соответствует определённому орфографическому правилу. Орфографическое правило — это инструкция, в которой указываются условия выбора правильных написаний в словах. Условия выбора — это фонетические, словообразовательные, морфологические, синтаксические и смысловые особенности слов, которые и определяют, что следует писать в том или ином случае. В современной русской орфографии выделяют три главных принципа, которыми руководствуются при установлении орфографических норм: морфологический, предполагающий единообразное написание морфем; фонетический принцип, при котором пишущий следует звучанию морфемы в данном слове (предыстория, хотя образовано от слова история); традиционный принцип, согласно которому выбор буквы определяется не каким-то орфографическим правилом, а этимологией и традицией написания, а также семантический принцип, предполагает учёт значения слова или словосочетания; синтаксический (заглавная буква в начале предложения).
Правила переноса основываются на делении слова на слоги с учётом состава слова. Выбор правильного переноса зависит от правильного деления слова на слоги и правильного определения частей слова. В русском языке существуют определённые правила переноса слов:
1. Слова переносятся по слогам (по-ле, кни-га);
2. Одну букву не переносят на следующую строку и не оставляют на предыдущей строке, т.е. нельзя переносить слова, состоящие из одного слога (мрак, полк);
3. Если слово состоит из двух слогов, но один из них гласная, такие слова не переносятся (Оля, моя, осень);
4. Буквы ь, ъ, й не переносятся на следующую строку (паль-то, боль-шой, подъ-езд, край-ний);
5. При переносе слов с удвоенной согласной в середине слова, одна из них остаётся на строке, а другая переносится (Ал-ла, шос-се, мас-са);
6. При переносе нельзя отрывать одну букву от приставки, корня, суффикса (неправильно по-дписали, нужно под-писали, неправильно гру-зчик, нужно груз-чик, неверно гречес-кий, нужно грече-ский);
7. Правила переноса допускают варианты переноса при стечении согласных в корне слова (сест-ра и сес–тра).
Написание заглавных букв
С большой буквы пишется:
1. начало каждого предложения: Наступила золотая осень. Падают с деревьев листья. Птицы улетают в тёплые края;
2. начало каждой стихотворной строки:
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна. (А. Фет);
3. имя собственное (имя, отчество, фамилия человека), а также его уменьшительно-ласкательные формы: Степан, Ольга Владимировна, Исаев, Мишутка, Василёк, — кличка животного: собака Жучка, кот Пушок, медведь Бумба, попугай Кузя;
4. название реки, озера, моря, океана, горы, страны, области, района, города, улицы, части света, планеты, созвездия. Например: река Енисей, озеро Байкал, Красное море, Атлантический океан, гора Эльбрус, страна Россия, Новгородская область, Московский район, город Вологда, улица Некрасова, материк Америка, планета Марс, Млечный путь.
5. Названия журналов, газет, музыкальных произведений, кинофильмов, картин, стихотворений, фабрик, заводов, магазинов, гостиниц, кулинарных и кондитерских изделий, автомобилей, телевизоров, часов, телефонов пишутся с большой буквы и заключаются в кавычки. Например, роман «Три мушкетёра», журнал «Огонёк», газета «Родина», песня «Для тебя», фильм «Дождь», картина «Золотая осень», стихотворение «Бородино», завод «Невский», телевизор «Рубин», торт «Старый замок», салат «Весенний», конфеты «Белочка», часы «Слава», автомобиль «Мерседес».
Правописание гласных букв в разных частях слова
Выбор гласных букв зависит от ударения, особенностей структуры слова и от традиции письма.
Буквы и, у, а после шипящих.
После шипящих ж, ш, ч, щ не пишутся буквы ы, ю, я, а пишутся — и, у, а.
Жи-ши: живот, широкий, жизнь, машина;
Чу-щу: чудо, чужой, щупальца, щука;
Ча-ща: счастье, часы, чаща, щавель. Исключениями являются заимствованные слова и собственные имена: брошюра, жюри, парашют, Жюль.
Правописание безударных гласных в корне слова. Способы проверки
Безударные гласные в корне слова пишутся так, как они произносятся под ударением. Например, слова волы и валы произносятся одинаково, а пишутся по-разному, так как под ударением в первом слове будет о (вол), во втором слове — а (вал).
Правило: Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне слова, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором проверяемая гласная была бы под ударением.
Способы проверки безударных гласных:
1. Измените форму слова:
а) число у существительных —
река (ед. ч.) — реки (мн. ч.); тропа — тропы;
поля (мн. ч.) — поле (ед. ч.); листва — листик;
б) род у глаголов прошедшего времени —
свила (ж.р.) — свил (м.р.); взяла (ж.р.) — взял (м.р.);
в) время глагола —
ходили (П. вр.) — ходит (Н. вр.);
потянул (П. вр.) — потянет (Б. вр.);
написал (П. вр.) — напишет (Б. вр.).
2. Подберите однокоренное слово: единение — единый; ночной — ночка; вблизи — близко; лесной — лес; тяжело — тяжесть; примирение — мир; ковёр — коврик.
Обратите внимание!
а) Нельзя проверять безударную гласную в корне глагола одного вида подбором проверочного слова — глагола другого вида: упросить (совершенный вид) — упрашивать (несовершенный вид), следует проверить словом просит;
б) Нельзя проверять безударную гласную ударением, если есть чередование гласных, которое не зависит от ударения, например, подкопать — подкапывать; колоть — выкалывать.
Соединительные гласные «о» и «е» в сложных словах
В сложных словах после твёрдых согласных пишется соединительная гласная о — самолет, снегопад, вертолёт, пароход, а после мягких согласных, шипящих и ц пишется соединительная е: пылесос, пешеход, птицеферма, овощехранилище.
Чередование гласных в корне слова
При образовании и изменении слов может происходить замена одних звуков другими в одной и той же части слова. Эту замену называют чередованием звуков. Чтобы при письме не делать ошибок в правописании безударных гласных в этих случаях, необходимо знать правила. Правила написания корней с чередованием гласных а — о делятся на две группы:
1) правописание корней зависит от ударения;
2) правописание корней зависит от звука, следующего за корнем.
Правописание корней с чередованием гласных а — о.
1) От места ударения зависит правописание корней
— — гар — (-гор-), — зор — (-зар-), — клон — (-клан-), — твор — (-твар-).
Правило: В корне -гар — (-гор-) под ударением пишется а, без ударения — о, например, загар, угар — загорелый, сгореть.
В корне -зор — (-зар-) под ударением пишется о, без ударения — а: зорька, зори — заря, зарница, озарённый, зарево.
В корнях -клон — (-клан-), — твор — (-твар-) под ударением может быть и а, и о, без ударения — только о!
Кланяться — поклон, наклонение, преклоняться;
тварь — творчество, творение. Исключение: утварь.
2) От звука, следующего за корнем, зависит правописание корней: — кас — (-кос-), — лаг — (-лож-), — раст — (-рос-, — ращ-).
Правило: В корнях -лаг — (-лож-), — кас — (-кос-) пишется буква а, если за корнем следует суффикс — -а-. Например:
— КАС — прикасаться (есть суффикс -а-);
— КОС — прикоснуться (нет суффикса -а-).
Правило: В корне -лаг — (-лож-) безударная а пишется перед буквой г, а безударная буква о — перед буквой ж. Например:
— ЛАГ — располагать, разлагать, излагать;
— ЛОЖ — положить, разложить, изложение, положение.
Правило: В корне -раст — (-рос-, — ращ-) безударная буква а пишется перед буквами ст, щ, буква — о пере с:
— РАСТ — растение, возраст, выращенный, сращение;
— РОС — росли, отросли (волосы), заросли, водоросли.
Исключение! Отрасль. Росток. Ростов. Ростислав.
Правило: В корне — скач — (-скоч-)
Конец ознакомительного фрагмента.
Оглавление
- I. Орфография
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Шпаргалки по русскому языку. Справочные материалы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Смотрите также
Согласование времен в испанском языке. Правила и упражнения
Татьяна Олива Моралес
Слово живое и мертвое
Теория литературы. Проблемы и результаты
С. Н. Зенкин, 2018
Учимся писать сочинение. Методическое руководство для школьников
English for sound operators. Английский язык для звукооператоров. Сборник текстов и упражнений по английскому языку
Ирина Ивановна Борисова
Профессиональный русский язык. Дидактические материалы для самостоятельной работы
The Adjective and the Adverb in the English Language. 300 tests & Grammar
Дополнительное чтение по английскому языку для студентов гуманитарных специальностей
Tales of the unexpected by Roald Dahl. Пособие по домашнему чтению (уровень В2)
Ксения Эдуардовна Болотина
Английский легко и просто: тренажер по говорению «Numbers/Questions». Часть 1
Г. А. Хабибуллина
The Noun and the Article in the English Language. 300 tests & Grammar
Валентин Викторович Матвиенко
Основы древнегреческого языка. Учебное пособие
Слово в современных текстах и словарях
Л. П. Крысин, 2008
Англо-русский словарь военно-технической и сопутствующей лексики и сокращений с комментариями. 2-е издание. Часть I: A – R
Перевод фразеологических единиц с китайского на русский язык: учебное пособие. Теоретический и практический аспекты
Правила орфографии
Проверяемые и не проверяемые ударением безударные гласные в корне слова
Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать такое родственное слово или форму этого же слова, чтобы эта гласная была под ударением.
Правописание чередующихся гласных в корнях слов
Если за корнем следует суффикс -а-, в корнях с чередующимися е(и) пишется и, а в корнях -лож-(-лаг-) и -кос-(-кас-) пишется а.
В корне гор-(гар-) в безударном положении пишется о. Исключения: выгарки, изгарь, пригарь (специальные и диалектные слова).
В корнях клон-(клан-), твор-(твар-) в безударном положении пишется о.
В корне зор- в безударном положении пишется а. Исключение: зоревать.
В корне -рос-(-раст-) перед ст и щ пишется а. Исключения: отрасль, росток, выросток, ростовщик, Ростов, Ростислав, Ростокино.
В корне -скоч-(-скак-) перед ч пишется о, перед к пишется а. Исключения: скачок, скачу.
От значения зависит правописание о и а в корнях -мок-(-мак-) и -ровн-(-равн-):
-мок- — в значении «пропускать жидкость»;
-мак- — в значении «опускать в жидкость»;
-ровн- — в значении «гладкий», «ровный»;
-равн- — в значении «одинаковый, тождественный»
В корне -плав- всегда пишется а: плавать, плавучесть. Исключения: пловец, пловчиха, плывун.
Правописание непроизносимых согласных в корнях слов
Для проверки правописания корней с непроизносимыми согласными (стн, здн, лнц, рдц) нужно подобрать такое родственное слово, чтобы эта согласная стояла перед гласной.
Правописание о(ё) после шипящих в корнях существительных и прилагательных
В корне слова после шипящих пишется ё, если в родственных словах оно чередуется с е; если оно образовано от глагола или страдательного причастия прошедшего времени.
О и Ё в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных
В суффиксах и окончаниях после шипящих под ударением пишется о.
Правописание И-Ы после Ц
В корне после ц пишется и. Исключения: цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыц.
В суффиксах и окончаниях после ц пишется ы (кроме слов на -ция).
Правописание О(Е) после Ц
В суффиксах и окончаниях под ударением пишется о, без ударения – е.
Мягкий знак в формах глаголов
Ь пишется в неопределенной форме глаголов: умываться, в форме повелительного наклонения: поставьте, в форме 2 л. ед.ч.: умываешься.
Правописание Ъ
Разделительный ъ пишется перед корневыми е, ё, ю, я после приставок на согласную и в иноязычных словах после следующих приставок на согласную: аб, ад, диз, ин, интер, кон, контр, об, суб, транс, а также после начального пан.
Правописание Ы-И на стыке приставки и корня
После приставки, оканчивающейся на твёрдую согласную, в корне слова вместо и пиши ы (как слышим, так и пишем). В слове взимать пишется и согласно произношению.
Примечание. Данное правило не распространяется на сложносокращенные слова, например: пединститут, спортинвентарь.
После приставок меж-, сверх- сохраняется и, так как после шипящих и заднеязычных не пишется ы.
Сохраняется и также после иноязычных приставок и частиц (контр-, дез-, транс-, пан-, суб-, пост-, супер-).
Правописание приставок
Правописание приставок пре- и при-
Приставка при- употребляется в значениях:
– «приближение, присоединение, неполнота действия, близость»: пришить, приоткрыть, пришкольный.
– доведение действия до конца: пристукнуть.
– совершение действия в чьих-то интересах: припрятать.
Приставка пре- употребляется в значениях:
– «очень» (высшая степень проявления): пренеприятный.
– «пере-»: преградить.
Правописание приставок раз-(рас-) и других приставок (без-, воз- (вз-), из-, низ-, чрез- (через-) на з-с
В приставках на з-с з пишется перед звонким, а с — перед глухим согласным.
Правописание корня пол- в составе сложного слова
Пол- пишется через дефис перед корневыми гласными, л и прописными буквами. В остальных случаях пол- пишется слитно.
Приставка полу- пишется слитно.
Правописание сложных слов
Сложные слова — это слова, которые образованы с помощью соединения в одном слове двух основ.
Правописание сложных слов с соединительными гласными О и Е
Корни в сложных словах соединяются при помощи соединительной гласной о, если первая основа заканчивается на твердый согласный.
Корни в сложных словах соединяются при помощи соединительной гласной е, если первая основа заканчивается на мягкий согласный, шипящие и ц.
Слитное и дефисное написание сложных существительных
Через дефис пишутся —
– названия сторон света: северо-восток, юго-запад;
– названия сложных механизмов и единиц измерения: дизель-мотор, койко-место. Исключение — трудодень;
– названия некоторых растений: Иван-чай;
– с начальными иноязычными элементами вице-, лейб-, штаб-, экс-.
– образованные из двух слов одной тематической группы (слова-синонимы, антонимы, уточняющие друг друга): горе-злосчастье (синонимы), плащ-палатка (плащ и он же — палатка).
Слитно пишутся сложные слова —
с глаголом на и в первой части: сорвиголова. Исключение — перекати-поле;
с числительным в форме родительного падежа в первой части слова: пятикратный. Но: сороконожка (потому что не в прямом значении счёта). Исключения: 90 (девяностокилограммовый), 100 (стометровка), 1000 (тысячелетний);
названия жителя города: алмаатинец;
сложносокращённые: вещмешок.
Слитное и дефисное написание прилагательных
Через дефис пишутся прилагательные:
образованные от сочинительных словосочетаний: русско-английский словарь (словарь с русскими и английскими словами);
выражающие качество с дополнительным оттенком: светло-зеленый;
образованные от пишущихся через дефис существительных: нью-йоркский;
Остальные сложные прилагательные пишутся слитно.
Правописание суффиксов существительных и прилагательных
Суффиксы существительных
Суффикс -чик пишется в существительных со значением лица после корневых согласных д, т, з, с, ж, если перед ними нет других согласных: перебежчик; алиментщик.
Перед суффиксом -чик конечные согласные основы к, ц, ч заменяются т: раздача – раздатчик.
Перед суффиксом -щик пишется мягкий знак только после л: кровельщик.
Суффикс -ек пишется, если при изменении слова е выпадает: замочек – замочка, но: ключик – ключика.
Суффикс (безударный) -ец- пишется в существительных м.р.: колодец, -иц- — в существительных ж.р.: красавица.
Правописание суффиксов причастий
От основы инфинитива на -еть, -ить, -ти, -чь образуются срадательные причастия прошедшего времени с суффиксом -енн-.
От основы инфинитива на -ать, -ять образуются страдательные причастия прошедшего времени с суффиксом -нн-, при этом глагольные суффиксы –а- и –я- в причастии сохраняются.
(Грамотный человек. Учебное пособие. Л.Д.Беднарская, Л.А.Константинова, Е.П.Щенникова)
Как пишется: построенный или построеный?
Как пишется построенный?
Как правильно построеный?
Как следует правильно писать построенный с одной или двумя “Н”?
Написание страдательного причастия “построенный” (образовано от глагола “построить”) продиктовано разбором по составу (точнее, самим морфемным составом) этого слова:
Как видим, после корня “-стро-” (“-строj-“) находится суффикс “-енн-“, который с двумя “НН“. В слове также есть приставка “ПО-“.
Подобные примеры:
- “Намоченный”, “прочитанный”, “скошенный”, “просмотренный”, “наполненный”, “возведённый”, “выстроенный”, “перестроенный”.
Обратите внимание: все причастия полные, во всех присутствуют приставки.
Если мы примем слово “построенный” за отглагольное прилагательное (такое может быть возможным в некоторых контекстах, хотя это уже отдаёт теоретизированием ситуации), то орфография не изменится. Соответствующее положение о причастиях и прилагательных рассматривается, как правило, в одном и том же параграфе грамматических справочников.
Интересно, что если перед префиксом “по-” появится ещё и приставка либо частица “НЕ-“, она не окажет влияния на написание суффикса:
- “Построенный – (не)построенный”.
Писать “построеный” (с одной “-Н-“) нельзя.
Изменение рода до женского или среднего также ничего не поменяет.
Например:
- “Построенный дом”, “построенная церковь”, “построенное предложение”, “построенный маршрут”.
Слово построенный относится к причастиям.
Если произвести морфемный разбор данного нам страдальческого причастия-мы увидим,что суффиксом слова является “енн”;
Делаем вывод: следовательно “построенный” нужно писать с двумя”Н”.
Добрый день. Давайте разбираться, как правильно пишется данное слово. От глагола “построить” образуется заданное в слове причастие “построенный”, в котором можно выделить суффикс “-нн”, поэтому оно пишется с двумя согласными “н”.
Рядом с новым построенным домом находилась моя дача.
Для начала определим часть речи слова построенный, это причастие. Если быть точнее, страдательное причастие. Начальное слово – строить/ построить. Основа этого слова – построенн. Образование слова приставочно-суффиксальное. Морфемный разбор слова: По- – приставка, -стро- – корень, -енн- – суффикс, -ый – окончание. В данном случае суффикс -енн-, писать построенный нужно с двумя буквами н.
Например, Только что построенная школа. Дом, построенный в прошлом году.
Разница между этими двумя словами и написаниями в том, что:
Можно за раз увидеть сто зараз. Можно и зараз увидеть за сто раз. Но в этих предложениях мы видим не только зараз, но и следующее:
“За раз” – раздельное написание подсказывает нам о том, что сказано “за один раз”. Это и имеется в виду. Вставка слова “один” является вовсе не искусственной. Она как бы дополняет сокращённое высказывание до полного.
“Зараз” – это одна из грамматических форм имени существительного “зараза”: “множество зараз”, “нет этих зараз” и так далее. Пишется слитно.
Как известно, слово “зараза” может появиться в предложении не только в значении “инфекция”, но и как ругательство (“человек, который, подобно инфекции, бесполезен, докучлив и так далее”). В этом смысле множественное число (“заразы”) становится естественным, у него имеется родительный падеж, который мы и не должны путать с “за раз”.
“Не” с прилагательными мы пишем слитно, если к слову можно подобрать синоним без частицы “не”. Слово “нещедрый” можно заменить синонимом без “не” – скупой, поэтому слово “нещедрый” пишем слитно. Пример: “С его стороны – это был нещедрый подарок”.
Правильно будет писаться слово “незадачливый” слитно. Во-первых,потому,что это слово без частицы “не” не употребляется.(нет в русском языке слова “задачливый”). Во-вторых, это слово можно заменить синонимом без частицы “не” – проблемный, бесталанный. Примеры: “Сегодня день выдался какой-то незадачливый”.
Слово “не лежачий” будет писаться раздельно,так как заменить его синонимом с частицей “не” нельзя. Примеры: “Дедушка этот еще не лежачий, он молодец”, “Под не лежачий камень вода как раз и течёт, а вот под лежачий – нет”.
Прежде всего следует определить, к какой части речи относится слово конкретно.
Оно является наречием (отвечает на вопрос как? каким образом?).
В одних случаях НЕ с наречием конкретно пишется слитно, в других – раздельно.
СЛИТНО наречие конкретно пишется с НЕ, если его можно заменить синонимом без НЕ: неконкретно – абстрактно (отвлечённо, обобщённо, расплывчато, приблизительно).
- Манера депутата неконкретно отвечать на неудобные вопросы вызвала глухое раздражение аудитории.
РАЗДЕЛЬНО наречие конкретно с частицей НЕ пишется, если в предложении имеется противопоставление с союзом “а”.
- Журналисты, бравшие интервью у артиста Логинова, с досадой признавались, что тот всегда умудрялся не конкретно, а туманно рассказать о своей личной жизни.
Однако, при наличии другого противительного союза – “но” – НЕ с наречием конкретно пишется слитно.
- Он пописывал статейки, в которых неконкретно, но талантливо высмеивал недостатки местной власти.
(в данном случае наречия “неконкретно” и “талантливо” не противопоставляются друг другу, не являются антонимами).
При наличии слов далеко, вовсе, отнюдь НЕ с наречием конкретно пишется раздельно.
- Он облегчённо вздохнул, поняв, что обидные слова были обращены отнюдь не конкретно к нему.
«О! выщчи ифругкты». Почему правил орфографии так много и точно ли все они нам нужны
«Какая же сложная эта орфография, давно пора упростить», — часто сетуем мы. Или некоторые из нас. Но можно ли взять и сделать все проще? Автор интернет-издания о русском языке и лингвистике «Изборник» Арсений Анисимов объясняет, почему все именно так, и предлагает новый взгляд на правила, которые не хочется учить. На примере книги Михаила Панова «И всё-таки она хорошая. Рассказ о русской орфографии», написанной более 50 лет назад.
С первого по одиннадцатый класс школьники учат или повторяют многочисленные правила русской орфографии. Одна неверно выбранная буква на ЕГЭ может помешать поступить в вуз мечты, а случайная ошибка в резюме — произвести плохое впечатление на работодателя. Михаил Панов пишет: «Кажется, будто орфография всем приносит только неприятности и благодарить её не за что. Дайте нескольким людям тему для рассказа „Орфография подвела!“ — и каждый придумает свой сюжет или вспомнит какой-нибудь особый случай».
Самый простой способ избавиться от ошибок — отменить правила орфографии. И оставить только одно: каждое слово можно записывать любыми способами, лишь бы читалось как произносится. Так, глагол «растёкся» с помощью букв можно изобразить по-разному: «растёкся», или «ростёкся», или «разтёкся» и так далее. Выходит, что писать без правил надо, тоже соблюдая правило, хотя оно единственное и нетрудное.
Михаил Панов предлагает представить город, в котором нет орфографии: «От знакомых нам городов он отличается разве что вывесками. Написано: „ремонд Шлябб“ — и нарисована шляпа с заплатой. Немного дальше — „Овасчи и фруккты“. На рисунке — репа, морковь, яблоки. Недалеко снова такая же вывеска: „О! выщчи ифругкты“, — и повторяется рисунок. Иной читатель, пожалуй, возмутится: зачем же так нелепо писать? Неужели не ясно, что и проще и понятнее „Ремонт шляп“, чем какой-то „ремонд Шлябб“?»
Такие написания выглядят странными только для грамотных людей, которые привыкли к определённому облику слов. Но для жителей вымышленного города вывеска «ремонт шляп» не кажется более правильной, чем «ремонд Шлябб».
В вымышленном городе без орфографии много мелких проблем, которые вместе создают большие неприятности. Например, судебное следствие замедляется. Нужно время, чтобы основательно заключить: двадцать различных буквосочетаний, часто встречающихся в деле, передают не двадцать разных фамилий, а одну и ту же.
«Чтение в этом городе — дело серьёзное и требует полного внимания. Мы с вами каждый день читаем и всюду видим строго единообразные написания. Слово не разгадывается каждый раз заново, а узнаётся как старый знакомый», — замечает Панов. Под буквенной маскировкой слова «Фтторнег» не сразу угадывается знакомое «вторник». Чтобы понять слово, нужно не слишком много усилий, но если так «замаскирован» весь текст, чтение быстро утомит.
Орфография сберегает нашу нервную энергию, позволяет с минимальными усилиями понимать написанное
В городе без орфографии строчку читали бы на полсекунды дольше. А значит, на книгу в 300 страниц тратили бы два-три лишних часа. Читали бы меньше, а утомлялись бы сильнее. Всю работу выполняли бы, мягко говоря, медленнее. Трудно предвидеть во всех деталях, как многообразно отразилось бы на современной стремительной напряжённой жизни отсутствие стандартного письма.
Получается, нам всё-таки нужна орфография. Но можем ли мы упростить её правила? Почему бы просто не писать так, как слышим? Пусть каждая буква обозначает отдельный звук, а мягкий знак — мягкость на конце слова. Но за простой идеей кроется много трудностей.
Например, люди, которые живут в разных регионах России, разговаривают по-разному. В северорусских говорах распространено оканье: в слогах перед ударением там различают звуки [о] и [а]. А в регионах, где акают (например, в Москве или Воронеже), школьников учат проверять эти безударные гласные, чтобы правильно написать слово. В слове «вода» там произносят [а], но пишут «о», потому что есть проверочное «в[ó]дный». Носители северорусских говоров говорят не [вадá], а [водá], и им не нужно дополнительно проверять это слово.
Если бы наша орфография была фонетической, причём основанной на московском варианте русского языка, то жителям севера пришлось бы не ориентироваться на своё произношение, а следить, падает ли ударение на [о]. Это значит, что фонетическая орфография для всех удобна не будет. При этом оканье — далеко не единственное возможное диалектное различие.
Если упростить правописание для одних носителей русского, оно усложнится для других
Но действительно ли орфография упрощается хотя бы для кого-то? Попробуйте затранскрибировать слово «сделавший». Лингвисты могут передавать звуки речи с разной степенью детальности, это зависит от цели транскрибирования. Транскрипция, которая отражает все важные различия между звуками и при этом не детальна излишне, выглядит так: [зьдьэ́лəфшый]. Символ после «л» обозначает звук, похожий на нечто среднее между [а] и [ы]. Он находится после ударного слога, поэтому произносится кратко и нечётко.
Записать слово так, как оно звучит, — непростая задача. Для этого приходится анализировать отдельно каждый звук. С транскрипцией российские школьники знакомятся в пятом-шестом классе. Если бы делать фонетическую запись было просто, пришлось бы тратить на эту тему больше одного урока? Михаил Панов показывает, как выглядел бы текст, если бы мы делали его упрощённую фонетическую запись:
«Писать пришлось бы вот так. Нат каждым словам нужна была бы падумать: каг же ано праизносицца? Кажыцца, так, а можыд быть и эдак; улавить сваё праизнашения — вещ очинь трудная. И зьдесь йищо адна труднасьть: для таво, штобы пиридадь звучания нашый речи, в нашым алфавита нидастатачна букф. Ну, как, например, пиридадь звук [ə]? Нед для ниво асобай буквы. Можна писать букву а (зьдесь я так ы зьделал), но вить можна писать и букву ы, ана таг жа патхадящя и таг жа нипатхадящя для этава звука, каг буква а. Фсё равно: и так ы так нихарашо; пришлозь бы в алфавит ввадить новый буквы, и притом — нимала. Очинь многа звукаф, самых чястых, ни имеют у нас асобых букф для абазначения».
Соседние звуки влияют друг на друга не только внутри одного слова, но и на границах слов. Произнесите без паузы сочетания «с Шурой», «с Дорой», «с Тимой» и «с Димой». Во всех четырёх случаях предлог [с] будет звучать по-разному, поскольку соседствует с разными согласными — первыми звуками имён. Удобство русской орфографии заключается в том, что она почти всегда игнорирует такие позиционные изменения.
Русский и польский лингвист Иван Александрович Бодуэн де Куртене создал особый раздел лингвистики — фонологию. Она изучает, что в звуках речи существенно, а что второстепенно. Бодуэн де Куртене ввёл термин «фонема», который обозначает звук независимо от того, какие влияния он испытывает, какие на него ложатся «отсветы и блики».
Михаил Панов приводит пример: «В слове «головка» такие звуки: [галофка]. А фонемы /головка/. Ведь [а] появилось под влиянием безударного положения. Безударность наложила свою печать на этот звук; чтобы узнать, какая фонема, надо освободить звук от этой печати: поставить в ударное положение. Здесь-то и придется вспомнить «гóловы». Не будь влияния безударного положения, которое ослабляет, искажает облик фонемы, и звучало бы [о]. Звук [ф], а фонема /в/: [ф] появилось под влиянием соседнего звука [к]. Глухой потребовал глухости у соседа. Но без этого соседа было бы [в]: «головок». И вот у нас готовый результат: это слово состоит из фонем /головка/. Так мы и пишем; это потому, что орфография у нас фонемная. И когда мы пишем”с Шурой», «с Дорой», «с Тимой», «с Димой», то мы в предлоге обозначаем именно фонему, т. е. звук, отвлеченный, освобожденный от всяких влияний».
Русская орфография фонемна, и это её главный плюс, считает Панов
От фонемного принципа есть отступления. Например, в приставках на -з/-с мы выбираем согласный в зависимости от следующей буквы. Это правило нельзя назвать полностью звуковым: в слове «безвкусный» пишется «з», но произносится [c], потому что оглушается всё сочетание согласных [сфк].
Нашу орфографию можно улучшить, если изменить то, что отступает от фонемного принципа. Больше всего несистемности вносят традиционные вкрапления, потому что их приходится просто заучивать. Например, правописание наречий «вдребезги», «из-под мышек», «в обрез», «поодиночке» и прочих. В этих словах тяжело найти какие-либо закономерности.
Ещё есть правила, которые запомнить легко, но которые тоже лишают орфографию единообразия. Например, мягкий знак на конце глаголов второго лица настоящего и будущего времени — «делаешь» / «сделаешь». Мы привыкли в этой форме всегда писать «ь», но он ведь не обозначает мягкость. Да и в предложении перепутать этот глагол с другой частью речи трудно.
В этой статье мы затронули только самые главные идеи из рассказа о русской орфографии. «Изборник» и «Мел» советуют прочитать книгу полностью. Из неё вы узнаете, как двигаются глаза при чтении, какие ещё бывают типы орфографии и почему частицы «не» и «ни» обязательно надо различать на письме. Книга Михаила Панова небольшая, сам автор отмечает, что о русской графике можно рассказать в сто раз больше. Но даже этот «минимум» — обещаем! — заставит по-новому посмотреть на скучные правила из школьных учебников.
Как правильно пишется слово построишь?
Правильный вариант написания слова: построишь
Правило
Мягкий знак в конце
Начнем с мягкого знака:
- в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.
Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь
Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.
Шаг 1. Определяем, куда падает ударение
Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.
- Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
- Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.
Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).
После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.
Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов
Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.
Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:
стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.
Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:
носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ
Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):
хотЕТЬ -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ
бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ
чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ
есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят
дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут
Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…
Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно
Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».
Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.
К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.
К глаголам второго спряжения относятся:
- все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
- 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
- 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.
Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого в 3 лице множественного числа (они что делают?).
- Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.
стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.
- Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.
разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.
Морфологический разбор слова построишь
1. Часть речи — глагол
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: построить (инфинитив);
Постоянные признаки: 2-е спряжение, переходный, совершенный вид;
Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, будущее время, 2-е лицо.
3. Синтаксическая роль: Может быть различным членом предложения, смотрите по контексту.
Примеры использования и цитаты
— А я думаю, что продал он душу дьяволу, — заявил Болинас, повар, — иначе так сразу не построишь дворцов. — — Не спросить ли у «Головы с дыркой»? — осведомился Патрик (это было прозвище, которое они дали мне), — у Санди Пруэля…
«Золотая цепь» — Грин Александр
Изволь, например, нам построить Нынешней ночью дворец: чтоб кровля была золотая, Стены из мрамора, окна хрустальные, вкруг регулярный Сад, и в саду пруды с карасями; если построишь Этот дворец, то нашу царскую милость…
«Сказка о царе Берендее» — Жуковский Василий
Там построишь ты дом с прохладными комнатами, с широкими диванами, с чистой водой в фонтанах для омовений, с едой и питьем для странников, с ароматным кофе и благовонным наргиле для усталых. Зови к себе всех, кто идет и…
«Разные произведения (Том 4 ПСС)» — Куприн…
Орфография как система правил русского правописания
Орфография – раздел языкознания, изучающий систему правил единообразного написания слов и их форм, а также сами эти правила. Центральным понятием орфографии является орфограмма.
Содержимое разработки
Орфография как система правил русского правописания
Орфография – раздел языкознания, изучающий систему правил единообразного написания слов и их форм, а также сами эти правила. Центральным понятием орфографии является орфограмма.
Орфограмма – это написание, регулируемое орфографическим правилом или устанавливаемое в словарном порядке, т. е. написание слова, которое выбирается из ряда возможных с точки зрения законов графики.
Орфография состоит из нескольких разделов:
1) написание значимых частей слова (морфем) – корней, приставок, суффиксов, окончаний, то есть обозначение буквами звукового состава слов там, где это не определено графикой;
2) слитное, раздельное и дефисное написания;
3) употребление прописных и строчных букв;
4) правила переноса;
5) правила графических сокращений слов.
Правописание морфем (значимых частей слова) регулируется в русском языке тремя принципами русской орфографии – традиционным, фонетическим, морфологическим (фонематическим, морфематическим).
Традиционный принцип регулирует написание непроверяемых гласных и согласных (собака, аптека), корней с чередованиями (слагать – сложить), дифференцирующих написаний (ожёг – ожог).
Фонетический принцип орфографии заключается в том, что в отдельных группах морфем на письме может отражаться реальное произношение, т. е. позиционные изменения звуков. В русской орфографии этот принцип реализован в трех орфографических правилах – правописание приставок, заканчивающихся на з/с (разбить – распить), правописание гласной в приставке роз/раз/рос/рас (расписние – рспись) и правописание корней, начинающихся на и, после приставок, заканчивающихся на согласный (история – предыстория).
Морфологический (фонематический, морфематический) принцип является ведущим и регулирует более 90 % всех написаний. Его суть состоит в том, что на письме не отражаются фонетически позиционные изменения – редукция гласных, оглушение, озвончение, смягчение согласных. Гласные при этом пишутся так, как под ударением, а согласные – как в сильной позиции, например, в позиции перед гласным. В разных источниках этот основной принцип может иметь разное название – фонематический, морфематический, морфологический.
Орфографических правил, связанных с написанием корней, приставок, суффиксов и окончаний, много. Но главный, ведущий принцип, — один. Рассмотрим примеры.
Почему в слове вода в корне пишется о, а в слове трава — а?
Почему разные окончания в существительном: от деревни и к деревне?
Почему следует писать дуб, но суп? Ведь слышен один и тот же звук [п].
Почему грустный пишется с буквой т, а вкусный — без нее?
Основная единица орфографии – ОРФОГРАММА. Орфограмма – это графема (буква), чьё написание потенциально вариативно и в силу этого должно определяться применением особого правила орфографии. Но понятие орфограммы шире, чем графема, поскольку вариативным в письменной речи может быть не только написание буквы, но и, к примеру, пробела между словами, а также специальных знаков – дефис, ударение, апостроф, другие знаки диакритики (в др.-гр., например, знак придыхания). Причём, если буква может быть вариативна, то орфограмма не должна обладать никакой вариативностью, а только – облигаторностью, иначе утрачивается смысл орфографии.
Основной единицей орфографии является ОРФОГРАММА. Это соответствующее правилам или традиции написание, которое выбирается из ряда возможных. Это может быть не только буква, но дефис, пробел, место переноса, строчная или прописная. Орфограмма содержится не в каждом слове, не на месте каждого пробела, а лишь где возможна вариантность написаний. Так слово ЕЩЁ можно написать 48 вариантами. Уже отсюда видна значимость орфографической регламентации.
Но не каждая вариантность написаний (или соответственно ошибка) связана с орфографией: *БУДУЮЩИЙ – нарушает не орфографическую, а грамматическую (морфологическую) норму; *ПОДДЕРНУТЫЕ вместо ПОДЁРНУТЫЕ – паронимическое нарушение лексической нормы; *ПРОЗДРАВЛЯЮТ – орфоэпия и т.п. Это ошибки не только письменной, но и устной речи (нелитературное произношение), нарушение системы языка, а не нормы. Отсюда центральное понятие орфографии – НОРМА. Конечно, оно шире собственно орфографии и относится ко всему литературному языку. НОРМА – это вырабатываемые в языке при участии образцовой литературы, культуры и авторитетных личностей единые и обязательные для всех принципы произношения, написания, построения фразы. Орфографическая норма есть специфика письменной речи и составляют единство с орфоэпическими, лексическими, стилистическими, грамматическими нормами.
Русская орфография как система правил распадается на 6 разделов: 1) правила передачи звуков и фонем буквами в составе слов и морфем; 2)правила слитных, дефисных и раздельных написаний; 3)правила строчных и прописных букв; 4)правила переноса; 5) правила графического сокращения слов; 6) правила передачи заимствованных наименований ономастики и топонимики.
Изъявительное наклонение глагола
Изъявительное наклонение глагола — это система форм глагола, которая обозначает реальное действие в момент речи, совершения действия после него или до сообщения о нем.
Узнаем, что такое изъявительное наклонение глагола в русском языке, чем оно отличается от повелительного и условного наклонения.
Изъявительное наклонение и время глагола
Бабочка (что делает?) летает над цветущими ромашками.
Пчелы (что сделают?) соберут нектар с луговых цветов.
Дождь (что сделал?) закончился, и (что сделало?) выглянуло умытое солнце.
Как видим, это наклонение глагола тесно связано с категорией времени.
В связи с этим у глаголов изъявительного наклонения различают три формы времени:
- настоящее время (я смеюсь, ты радуешься, он звонит);
- будущее время (я напишу, ты будешь петь, мы отправимся);
- прошедшее время (юноша танцевал, хозяйка угостила).
Наличие времени является главным отличительным свойством глаголов изъявительного наклонения. Ни повелительное, ни условное наклонение не обладают этой грамматической категорией.
Настоящее и будущее время глагола изъявительного наклонения
В настоящем и будущем времени глагол изъявительного наклонения изменяется по лицам и числам.
Формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида, которые обозначают, что действие происходит в момент речи о нем, сейчас или постоянно повторяется. Глаголы в форме настоящего времени отвечают на вопросы что делаю? что делаешь? что делает? и т. д.
Заданный вопрос и личные окончания укажут на форму настоящего времени глагола изъявительного наклонения.
Понаблюдаем, как изменяется глагол несовершенного вида «ехать» в формах настоящего времени:
- 1 лицо я (что делаю?) ед у — мы (что делаем?) ед ем
- 2 лицо ты (что делаешь?) ед ешь — вы (что делаете?) ед ете
- 3 лицо он (что делает?) ед ет — они (что делают?) ед ут .
Окончания слов этой части речи в формах настоящего и будущего времени зависят от принадлежности глагола к I или II спряжению.
Число | Лицо | І спряжение | ІІ спряжение | ||
---|---|---|---|---|---|
Окончания | Примеры | Окончания | Примеры | ||
Ед. | 1 – я 2 – ты 3 – он, она, оно |
-у, -ю -ешь -ет |
хлопочу хлопочешь хлопочет |
-у, -ю -ишь -ит |
медлю медлишь медлит |
Мн. | 1 – мы 2 – вы 3 – они |
-ем -ете -ут, -ют |
хлопочем хлопочете хлопочут |
-им -ите -ат, -ят |
медлим медлите медлят |
Различают простую и сложную форму будущего времени.
У глаголов совершенного вида образуется форма простого будущего времени:
- 1 лицо я (что сделаю?) позавтрака ю — мы (что сделаем?) позавтрака ем
- 2 лицо ты (что сделаешь?) позавтрака ешь — вы (что сделаете?) позавтрака ете
- 3 лицо он (что сделает?) позавтрака ет — они (что сделают?) позавтрака ют
Глаголы несовершенного вида образуют сложную форму будущего времени, которая складывается из вспомогательного глагола «быть» в личных формах и неопределенной формы смыслового глагола.
Посмотрим, как изменить глагол несовершенного вида «скакать» в формах будущего времени:
- 1 лицо я буд у скакать — мы буд ем скакать
- 2 лицо ты буд ешь скакать — вы буд ете скакать
- 3 лицо он буд ет скакать — они буд ут скакать
Прошедшее время глагола
Прошедшее время глагола изъявительного наклонения указывает, что действие совершилось до того, как мы говорим о нем. Глаголы в форме прошедшего времени отвечают на вопросы что делал? что сделал?
Слова этой части речи в прошедшем времени изменяются только по родам и числам:
- отец (что делал?) читал газету;
- девушк а (что делала?) читал а журнал;
- студенчеств о (что делала?) читал о конспекты;
- люд и (что делали?) читал и эту новость.
Характерным признаком глагола в форме прошедшего времени является суффикс -л-, который образует эту форму от основы инфинитива:
- чита ть — чита л ;
- прогуля ть — прогуля л ;
- успе ть — успе л .
Как определить изъявительное наклонение глагола?
Изъявительное наклонение глагола определим пошагово:
- найдем глагол в предложении (слово, обозначающее действие);
- зададим к нему соответствующий вопрос (что делает, что сделает? что будет делать? что сделал?, что делал?);
- определим время глагола (настоящее, будущее или прошедшее) по значению и грамматической форме;
- Сделаем вывод:
Примеры
В речке плеснула хвостом крупная рыба.
Плеснула — это глагол, который обозначает, что действие состоялось. Он имеет форму женского рода прошедшего времени, на что указывает суффикс -л- и окончание -а (плесну л а ). Значит, это глагол изъявительного наклонения.
Алеет — это глагол, который обозначает действие в момент речи о нём. Это глагол в форме настоящего времени имеет окончание -ет (але ет ) 3 лица единственного числа. Значит, слово «алеет» — это глагол изъявительного наклонения.
Слово «позвонишь» обозначает действие, которое предполагается в будущем (завтра). Это глагол совершенного вида имеет форму простого будущего времени с окончанием -ишь 2 лица единственного числа. Это глагол изъявительного наклонения.