Доктор Живаго – краткое содержание романа, история создания

История романа ” Доктор Живаго”

Б.Пастернак «Доктор Живаго».

История создания и публикация романа. Своеобразие жанра и различные точки зрения на жанр романа.

«ДЖ» – вершинное произведение писателя, по его собственной оценке, подготовленное всем его предшествующим творчеством, интенсивными духовными и художественными поисками. По сути, вся проза и в большей степени поэзия П. с самых первых опытов были подготовкой к итоговому роману, на который автор возлагал особую роль как в собственной судьбе, так и в широком контексте литературы XX в.

П. пишет: «У меня есть сейчас возможность поработать над чем-нибудь своим, не думая о хлебе насущном. Я хочу написать прозу о всей нашей жизни от Блока до нынешней войны». Пастернак говорит, что он начал свое поприще в период распада формы, когда в прозу основалось описательство и мысль. Он же хотел создать роман, который давал бы чувства, диалоги и людей в драматическом воплощении, отражал бы прозу времени.

Первой значительной вехой в движении к большой прозаической форме была повесть – «Детство Люверс» (1921), часть незавершенного романа с предположительным названием «Три имени». Роман в стихах «Спекторский» (1929) и связанная с ним «Повесть» (1929) явились своеобразной дилогией, где П.

С точки зрения воплощения автобиографических мотивов к роману также примыкают очерки «Охранная грамота»(1930) и «Люди и положения» (1957).

Зимой 194546 был начат роман «Д.Ж.». В 1956 роман был закончен. П. предложил рукопись в Гослитиздат, журналы «Знамя» и «Новый мир». П. считал «ДЖ» самым важным и итоговым произведением своего творчества. Он говорил, что создал эпическое полотно, своего рода «Войну и мир» своего столетия. Но «Новый мир» и «Знамя» отвергли роман как антисоветский пасквиль. Романом заинтересовался крупнейший издатель ИталииФильтринелли. Передавая ему свой роман, П. осознавал, что могут быть серьезные последствия, но опубликование романа было целью его жизни. В ноябре 1957 вышел роман в Италии. За 2 года был переведен на 24 языка. 24 августа 1958 в Голландии вышло первое «пиратское» (выпущенное без ведома автора) издание «ДЖ» на русском языке. Мнения о романе были разные (большей частью негативные). Одни говорили, что это уникальное соединение драмы и лирики, «бестселлер в Европе», другие – «в романе неуклюжие переходы, многословные диалоги, читатель постоянно теряет нить разговора, у книги нет конца».

23 октября 1958 Шведская Академия словесности и языкознания объявила о присуждении П. Нобелевской премии по литературе «за значительный вклад в современную лирику и в область великих традиций русских прозаиков». В этот же день П. послал телеграмму Шведской Академии наук: «Бесконечно благодарен, тронут, удивлен, смущен». А.Беляев: «В основе решения о присуждении Б.П. премии лежали не эстетические, а политические соображения».

До смерти Б.П. оставался год и семь месяцев. События помчались с ошеломительной быстротой. 24 окт. у дачи П. прошла демонстрация с лозунгами: «предатель», «отщепенец», «предательство, оплаченное Нобелевской премией». П. был предан «всенародному проклятию», объявлен «Иудой, человеконенавистником, клеветником, озлобленной шавкой» и т.д.

27 окт. На заседании президиума правления Союза писателей СССР П. был исключен из Союза писателей.

П. послал вторую телеграмму секретарю Шведской Академии наук: «В связи со значением, которое придает Вашей награде то обстоятельство, к которому я принадлежу, я должен отказаться от присужденного мне незаслуженного отличия. Прошу Вас не принять с обидой мой добровольный отказ».

С.С.Смирнов обратился с призывом лишить П. советского гражданства. П. обратился с письмом к Хрущеву: «Выезд за пределы моей Родины для меня = смерти, прошу не принимать ко мне этой крайней меры. Положа руку на сердце, я кое-что сделал для советской литературы и могу еще быть ей полезен».

От него потребовали написать обращение к народу, что он горд за время, в котором живет и верит в советское будущее.

Все эти испытания сильно подорвали его здоровье. П. пишет стихотворение «Нобелевская премия»:

Я проспал, как зверь в загоне.

Где-то люди, воля, свет,

А за мною шум погони,

Мне наружу хода нет.

Что же сделал я за пакость,

Я убийца и злодей?

Я весь мир заставил плакать

Над красой земли моей.

Cпустя три десятилетия (1987) секретариат Союза писателей отменил решение об исключении П. из Союза писателей СССР. Через год «Новый мир» с романом «ДЖ» вышел миллионным тиражом.

Варианты заглавия : «Смерти не будет», «Мальчики и девочки», взятое из стихотворения А.Блока «Вербная суббота», «Рыньва», «Опыт русского Фауста», «Из неопубликованных бумаг семьи Живаго», «Нормы русского благородства», «Зимний воздух», «Живые, мертвые и воскресающие», «Свеча горела». В 1948 появилось окончательное название «ДЖ» с подзаголовком «Картины полувекового обихода», позднее снятого.

Роман «ДЖ» – произведение, не поддающееся однозначной оценке.Разноголосье мнений было вызвано особой «протеистической», т.е. множественной и неоднозначной, природой романа, где за внешней простотой и лапидарностью стиля скрывалось весьма значимое для автора содержание, а в конкретных сюжетных ситуациях заложен обобщенный смысл. На эту особенность романа указывают намеки, содержащиеся в самом тексте, где кажется не автор, а «льющаяся речь сама, силою своих законов создает по пути, мимоходом, размер и рифму, и тысячи других форм и образований еще более важных, но до сих пор неузнанных, неучтенных, неназванных». Множественность, «неузнанность» всех форм одновременно предопределила и разнообразие интерпретаций. В жанровом смысле роман был прочитан по-разному, в зависимости от читательской установки и его «жанрового ожидания». В нем увидели прежде всего «поэтический роман»(А.А.Вознесенский), в котором отсутствие эпической объективности с избытком восполнялось интенсивным лирическим началом. В произведении усматривали духовную «автобиографию, в которой удивительным образом отсутствуют внешние факты, совпадающие с реальной жизнью автора», а главный герой предстает в качестве лирического героя П., который в своей прозе остался поэтом – лириком (Д.С.Лихачев), это «лирическая исповедь П.»

Читайте также:
Почему Хлестакова приняли за ревизора в комедии Н.В. Гоголя

Неудовлетворенность таким, несколько суженным толкованием вызвало аргументацию другого прядка. В «ДЖ» был обнаружен роман, продолживший традиции реалистической психологической прозы XIX в., где, по мнению Н.Ивановой, главный персонаж «замыкает собой ряд героев Лермонтова, Тургенева, Толстого и Достоевского». Роман представил обобщенный портрет русской культуры XIX – начала XX в. По мысли И.В.Кондакова, в стиле и образах этого «романа культуры» неуловимо соединялись черты русской классики, сразу «всей русской культуры как целого, органически спаянного, слитного, нерасчлененного на отдельные творческие индивидуальности, стили, речевые особенности или философские концепции единства».

Действительно, роман, хронологически охватывающий почти полвека: с 1903 по 1929, а с эпилогом – до начала 50-х гг. – густо «населен» множеством крупных и эпизодических характеров. Крупным планом даны портреты историка и философа Веденяпина, ученого-химика Громеко, промышленника и мецената Кологривова, беспринципного адвокат Комаровского и многих других. Среди персонажей угадываются порой исторически достоверные личности (Н.Н.Федоров, С.И.Мамонтов и др.). При этом все персонажи так или иначе группируются вокруг главного героя, описываются и оцениваются его глазами, «подчинены» его сознанию. Художественный мир «ДЖ» предстает как единый монолог «автора-героя», объединяющий и растворяющий в себе «голоса» отдельных характеров. Сознание «автора-героя» является самодавлеющим, что вовсе не ограничивает изображения. Ж. для П. это «инструмент»многофацетного зрения, некий «мыслящий глаз», помещенный в мир и фиксирующий его состояние.

В живой ткани философского романа сосуществуют и взаимопереплетаютсяидеи-образы России, Природы, Любви, Творчества, Истории, Веры, Бессмертия, Жертвы. Они «растворены» в тексте, но часто «сгущаются» и предстают, по выражению самого Б.П., в виде смысловых «взрывчатых гнезд». Такие смысловые «сгустки» вложены в уста Веденяпина, Юрия, Лары. Вместе взятые эти идеи-образы объединяются в главное и всеобъемлющее понятие Жизни, являющееся лейтмотивом, подчиняющим себе структуру, стилистику, внутреннюю атмосферу всего романа.

«Доктор Живаго»: краткое содержание и анализ

Борис Пастернак написал книгу, которая стала одним из наиболее известных и популярных произведений советского периода на Западе, — «Доктор Живаго». Краткое содержание позволяет раскрыть основные сюжетные линии и понять авторский замысел. Расскажем о нем подробнее.

«Доктор Живаго»: краткое содержание

Чтобы понять произведение «Доктор Живаго», краткое содержание романа-эпопеи, узнайте самое главное о его структуре и основных событиях:

«Доктор Живаго»: структура произведения

Для читательского дневника необходим пересказ книги «Доктор Живаго» кратко. Для этого важно понимать ее структуру. Произведение состоит из двух книг. Первая книга содержит главы с первой по седьмую, вторая — с восьмой по шестнадцатую. В конце произведения автор поместил стихи, которые написал главный герой.

«Доктор Живаго», краткое содержание по главам которого передать сложно из-за значительного объема произведения, можно представить в виде двух временных линий. Первая начинается в довоенное время и заканчивается событиями Первой мировой войны, которая меняет судьбы героев. Вторая посвящена революционным событиям. Эпилог переносит действие в 1943 год.

В романе несколько персонажей. Они время от времени меняют социальный статус и встречаются друг с другом. Так Пастернак хотел показать, как меняются судьбы людей под влиянием внешних обстоятельств.

«Доктор Живаго»: первая временная линия

Краткое содержание «Доктор Живаго» следует начать с представления героев, которым автор посвятил первую книгу произведения.

Роман начинается с похорон матери Юрия Живаго. Читатель узнает, что мальчик родился в состоятельной семье, но отец оставил его и мать и промотал все состояние. Юрия берет на воспитание дядя, а затем он попадает в семью Громеко, где знакомится с Антониной — дочерью его благодетелей.

Также читатель знакомится с еврейским мальчиком по имени Миша Гордон. Во время путешествия на поезде он был свидетелем самоубийства Андрея Живаго — отца Юрия. Позже в гимназии он встретится и с самим Юрием, который станет его лучшим другом.

Александр Александрович Громеко — врач. Однажды он отправляется на вызов к Амалии Гришар, которая пыталась покончить с собой. Миша и Юра напрашиваются поехать с ним. В доме Гришар происходит знакомство Юрия и Лары — дочери хозяйки. Там же появляется еще один персонаж произведения — адвокат Виктор Комаровский.

От Миши Юрий узнал, что Виктор — это человек, причастный к гибели его отца. С ним Андрей Живаго выпивал перед самоубийством.

Книга «Доктор Живаго», краткое содержание которой содержит лишь наброски сюжетных линий, продолжается рассказом о Ларе Гришар. В 16 лет она выглядела как взрослая женщина и уступила ухаживаниям Комаровского. Впоследствии отношения с адвокатом стали ей в тягость. Судьба сведет Лару и Юрия спустя несколько лет.

Накануне Рождества Юрий и Антонина собирались на елку к Свентицким. Они были близкими друзьями, и Анна Ивановна — мать Тони — благословила их отношения. Юрий смотрел на проталину в окне, и в его воображении родились строки стиха «Свеча горела на столе».

В это самое время Лара в разговоре с другом детства Пашей Антиповым сказала, что единственным средством спасения ее от гибели является их скорое венчание. У Свентицких веселье прервалось, когда Лара стреляла в Комаровского. Пуля убила другого человека. Когда девушку выводили из дома, Юрий вспомнил их первую встречу. Вернувшись домой, герой узнал, что Анна Ивановна умерла.

Читайте также:
Загорецкий Антон Антонович характеристика героя в комедии А.С. Грибоедова

При помощи Комаровского Ларе удалось избежать наказания. Она вышла замуж за Павла, и они перебрались на Урал. У них появилась дочь.

Кадр из сериала «Доктор Живаго»: UGC

«Доктор Живаго»: вторая временная линия

Антонина и Юрий также поженились. Началась война, и Живаго отправили на фронт, как раз когда у него родился сын. Повидать новорожденного ему толком не удалось.

Павел Антипов сомневался в том, что жена его любит. Из-за этого у них были непростые отношения. Павел закончил курсы офицеров и отправился воевать. Лара стала медсестрой. Она отправилась на фронт, чтобы отыскать мужа. Подпоручик Галиуллин, знавший Павла, сказал Ларе, что видел, как ее муж погиб.

Началась революция, армия разваливалась. Живаго вернулся в Москву, чтобы увезти семью на Урал. В пути он слышал о восстаниях, которые жестоко подавлял некто Стрельников, воевавший с белыми. Последних возглавлял Галиуллин.

Семья Живаго осела в Варькине. Юрий принимал пациентов, приводил в порядок дом и работал на огороде. Неожиданную помощь он получил от Евграфа. Сводный брат будет появляться в сложные моменты в судьбе героя и в дальнейшем.

Живаго попал в город Юрятин и в библиотеке встретил Лару. Она рассказала, что грозный красный командир Стрельников — это ее супруг Павел. Когда он брал город, даже не поинтересовался, жива ли его семья.

Между Живаго и Ларой начался роман. Он продолжался два месяца. Юрия мучила совесть, и он собирался признаться Антонине, но по дороге домой вооруженные люди забрали его в партизанский отряд. Два года Живаго лечил больных и раненых, прежде чем сбежать.

Он оказался в Юрятине, когда город взяли красные. Обессиленный, он добрался до дома Ларисы. Герой узнал, что его семья вернулась в Москву. Позже он получил письмо от Антонины, в котором было сказано, что семью профессора Громеко высылают из страны. Женщина призналась, что любит его, но Юрий волен строить жизнь как хочет.

Живаго работал доктором, Лариса преподавала. Однако в них видели социально чуждые элементы. В городе свирепствовала чрезвычайная комиссия.

Вскоре появился Комаровский и предложил увезти их. Бывшего адвоката пригласило правительство Дальневосточной республики. Но Юрий знал о том, что Комаровский виновен в смерти его отца и сыграл злую роль в жизни Ларисы, поэтому отверг предложение.

Они решили перебраться в Варькино. Село выглядело пустым, но появление людей страшило больше, чем воющие волки по ночам. Лара сообщила, что беременна. Когда вновь появился Комаровский, доктор сказал, что Лариса должна уехать с ним. Он остался в одиночестве, пил и писал стихи.

Его одиночество было прервано появлением Стрельникова. Они беседовали всю ночь о детстве, судьбе страны, Ларисе. Утром Живаго отправился за водой, а когда вернулся, увидел, что Павел застрелился.

Долго добирался до Москвы доктор Живаго. Краткий пересказ книги продолжается появлением героя в столице в начале нэпа. Вот как развивались дальнейшие события:

  • Несколько лет герой прожил, издавая небольшие книги. Юрию приглянулась Марина, которая была дочерью дворника. Они стали жить вместе. У пары родилось две дочери. Однажды летом Живаго исчез. Марина получила письмо о том, что ему необходимо побыть в одиночестве.
  • Она не знала, что Юрий встретил Евграфа, который дал ему денег, нашел комнату, в которой когда-то жил Павел Антипов, и искал место работы.
  • По пути в Боткинскую больницу доктору стало плохо. Он упал на мостовой и умер от сердечного приступа.
  • На похороны пришло много людей, в том числе Антонина и Лариса. От Евграфа она узнала, что ее муж Стрельников не был казнен, а застрелился в Варькино. Вскоре сама Лара была арестована и отправлена в лагеря.

В 1943 году друзья доктора Иннокентий Дудоров и Михаил Гордон на фронте встречают прачку Таню. Она рассказывает им свою историю. Оказывается, мать Лариса оставила ее во время бегства с Комаровским сторожихе. Спустя некоторое время сторожиха сошла с ума, а девочка оказалась сиротой.

Генерал-майор Евграф Живаго позаботился о девушке, а заодно издал стихи своего сводного брата. Среди них был и «Свеча горела».

Кадр из сериала «Доктор Живаго»: UGC

«Доктор Живаго»: анализ произведения

«Доктор Живаго», анализ по главам которого проводили множество литературных критиков, стал одним из наиболее значительных произведений в литературе ХХ века. Борис Пастернак стал номинантом Нобелевской премии по литературе.

Вот на что обращают внимание критики, анализируя произведение:

  • Замысел и история создания.

Книгу «Доктор Живаго» Пастернак задумал написать непосредственно во время революционных событий, но приступил к работе только после Второй мировой войны. Работа заняла десятилетие. Автор писал по две–три страницы в день.

В журнале «Знамя» в 1954 году появились десять из 25 стихотворений, завершающих роман. Спустя два года автор отправил рукопись в три советских литературных журнала и получил отказ.

Одновременно он передал копию в итальянское издательство. Под давлением властей Пастернак вынужден был послать телеграмму с требованием остановить издание, но на словах через знакомых передал, что роман должен был напечатан.

Публикация стала мировой сенсацией. К распространению романа приложили усилия эмигрантские организации ЦРУ. В СССР роман появился в самиздате. Роман был номинирован на Нобелевскую премию.

На родине власти организовали травлю писателя — он вынужден был отказаться от награды. К чести Нобелевского комитета он заявил, что отказ автора не отменяет значения произведения. Премию получил в 1989 году сын писателя. На родине книга была издана лишь в 1988 году.

  • Тема и конфликт.
Читайте также:
Понедельник начинается в субботу краткое содержание читать

Центральной темой произведения является судьба личности в эпоху перемен. С ней переплетаются другие темы произведения:

  1. Одиночество. Доктор Живаго страдает от одиночества. Произведение начинается с похорон матери. В дальнейшем, несмотря на присутствие в его жизни других людей, он остается одиноким и умирает одиноким, уйдя из семьи.
  2. Разочарование революцией. Герой демонстрирует, что идеи новой власти ему чужды. Но в большей степени разочарование проявляется в фигуре Павла. Он увлекся идеей, стал верным солдатом революции, но потерял семью и в конечном итоге покончил с собой, осознав, что натворил.
  3. Судьба. Герои произведения постоянно встречаются друг с другом. Создается впечатление, что их связывают невидимые нити.

Оригинальную интерпретацию темы романа предложил писатель Дмитрий Быков. Он считает, что главной темой является судьба России, которую воплощает Лара. Она делает неправильный выбор, поверив Комаровскому, пытается исправить ситуацию, выйдя замуж за Павла.

Первый воплощает капиталистический путь, второй — революционную стихию. В конечном счете, она не в состоянии быть ни с одним, ни с другим. Счастлива Лара может быть с поэтом Живаго. Но ни она, ни он не готовы к такому выбору. Они способны лишь на короткое время побыть вместе.

  • Особенности композиции и жанр.

«Доктор Живаго», сюжет которого представляет собой встречи ограниченного круга героев в различных жизненных обстоятельствах, построен вокруг одной центральной фигуры — Юрия. Он попадает в различные ситуации и притягивает других персонажей романа.

Произведение вызвало резкую критику в советские времена из-за отхода от традиций реализма. Сюжет развивается не линейно, а циклически, постоянно сводя персонажей в различные временные промежутки: война — революция — нэп.

Литературоведы определяют жанр произведения как роман-эпопея.

  • Главный герой.

Юрий Живаго — типичный персонаж русской литературы, который обладает талантом, но не способен приспособиться к внешним обстоятельствам и от этого страдает.

Он рано потерял мать, и детская травма оказала влияние на его последующие отношения с женщинами. Он оставался с теми, кто мог о нем позаботиться. Антонина была ему другом и опекуном, по возвращению в Москву такой женщиной стала Марина. С ними он не мог построить отношения, поскольку была забота, но отсутствовала страсть.

Лишь Лара дала ему страсть, но требовала заботы с его стороны. Юрий оказался неспособен ее предоставить, отослав ее с Комаровским.

Кадр из сериала «Доктор Живаго»: UGC

Одно из наиболее показательных произведений литературы ХХ века написал Борис Пастернак. «Доктор Живаго», краткое содержание которого позволяет познакомиться с идеями автора, представляет собой сложное по композиции произведение. Не удивительно, что оно выдержало множество изданий на различных языках и было экранизировано в разных странах мира.

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

История создания романа Доктора Живаго Пастернака

Борис Пастернак написал великое произведение «Доктор Живаго», оно охватывает временные рамки с 1903 года по 1929 год. Автору в 1958 году вручили Нобелевскую премию за это произведение.

К написанию этого романа Пастернака подтолкнула А. А. Ахматова. Именно эта поэтесса предложила ему написать произведение наподобие «Фауста» Гете. Результат превзошел ожидания. Роман охватил 26 лет жизни советского государства, на которые пришелся НЭП, коллективизация, индустриализация..

Он задумал писать его в 1945 году. Именно в 1946 году у поэта четко сложилось представление о сюжете романа. Поэтому писатель планировал писать этот роман недолго, в течении полугода он хотел его окончить, но процесс создания растянулся на 10 лет. Несколько раз работа останавливалась, из – за тяжелого материального положения и проблем личного характера.

Перед началом написания романа писатель написал стихотворение «Гамлет», которым начиналась последняя глава романа. К августу у автора была готова первая глава.

С названием романа писатель не мог долго определиться. Были варианты такие как «Мальчики и девочки», «Свеча горела», но, в конце концов, роман был назван по имени главного героя произведения «Доктор Живаго».

Работа настолько поглотила автора, что к декабрю он написал еще несколько глав. Первые он переписал начисто и сшил их. Во время написания романа он знакомится с последней своей любовью Ольгой Ивинской. У них тяжелые отношения были. В черты главной героини – Лары Гишар, писатель вложил образ любимой женщины.

В 1947 году автору пришлось сделать перерыв, денег не было, он занимался переводами, что бы обеспечить себя и свою семью. В 1948 году он продолжил писать роман, и летом была готова четвертая глава. И появилось окончательное название романа. Содержание уже имело структуру, все части были озаглавлены. И снова следует перерыв до 1952 года. Осенью этого года он закончил первую книгу романа.

С осени 1954 года до лета 1955 года Пастернак плодотворно работает и заканчивает роман полностью.

В 1955 году он закончил писать роман, но когда в советских издательствах отказали его напечатать, посчитав его антисоветским, он передал рукопись в Италию, где роман и был издан. Советским властям это не понравилось и писателя стали преследовать.

Когда ему присудили Нобелевскую премию, он от неё отказался, что бы ни выслали его из Союза. Но все – равно травля на писателя не прекращалась и в 1960гтду писателя не стало.

2 вариант

Возникновению романа «Доктор Живаго» предшествует долгая вереница событий в жизни писателя и поэта Б. Л. Пастернака. Это произведение является главной работой мастера.

Читайте также:
Монах в новых штанах краткое содержание - читать онлайн за пару минут

Еще до начала работы над романом, писателю пришла в голову мысль соединить два литературных направления в одном произведении. В «Докторе Живаго» мы видим переплетение стихотворной мысли и прозы.

Первые литературные шаги Пастернак начал делать в 1909-1910 гг. В 1918 году печатается отрывок, озаглавленный «Безлюмье». Он интересен общностью взглядов и упоминанием татарских имен – Галиулла и Гимазетдин, которые встречаются и в «Докторе Живаго». Настоящая слава приходит к Пастернаку в конце 20-х годов.

С началом Октябрьской революции в творчестве поэта происходят изменения. Бедственное положение в стране и разочарование отражаются в некоторых его прозаических набросках. В связи с происходящими событиями, он приостанавливает работу. Страну захлестнул террор – аресты, исчезновения коллег и близких, расстрелы. Люди живут надеждой на будущее. За несогласие с властью его отлучают от официальной литературной среды.

В 1936 году он начинает писать вновь. В это время были созданы наброски романа с названиями – «Записки Живульта» и «Когда мальчики выросли». Впоследствии они были найдены почти полностью сгоревшими. Сходство этих черновиков с будущим «Доктором Живаго» неоспоримо. Между ними прослеживается связь в целом ряде мотивов, характеров и имен. Например, схожесть фамилий героев: Живульт и Живаго.

После окончания войны, писатель приходит к решению написания первой книги романа. В начале 1946 г. он публично читает своего «Гамлета» – стихотворение, которое положило начало книги стихов Юрия Живаго.

Летом 1946 г. выходит 1-я глава романа. Первоначально она называлась «Мальчики и девочки», позже название было изменено на «Доктора Живаго». К концу лета готова 2-я глава «Девочка из другого круга». В это время писателя обвиняют в безыдейности. Появляются статьи, в которых его называют антисоветским автором.

Пастернак упорно продолжает работу над третьей частью романа «Елка у Свентицких». Весной 1948 г. выходит четвертая глава.

Писатель продолжает подвергаться нападкам со стороны властей. Обстановка вокруг него начинает все больше накаляться. В 1949 году проходит слух об его аресте. Проявляется интерес к писателю со стороны Запада. Его выдвигают на Нобелевскую премию, но это только усугубляет и без того возросшую опасность.

В конце 1950 г. работа над книгой была приостановлена. Пастернак вынужден заниматься переводческой деятельностью, чтобы заработать себе на жизнь.

Осенью 1952 г. готова 10 глава романа, а чуть позже писателя увозят в больницу с инфарктом. Сказывается огромное напряжение и давление властей. Находясь в санатории, он продолжает писать

10 октября 1955 г. роман был закончен. Впервые, он был напечатан на западе. Позже Пастернаку присудили за него Нобелевскую премию, от которой он отказался. Русским читателям он стал доступен только через 30 лет.

Также читают:

Картинка к сочинению История создания романа Доктора Живаго Пастернака

Популярные сегодня темы

Монарх путешествует по Европе, и приходит в восторг от изобретений иностранных держав. Ему нравятся различные безделушки, сотворённые руками чужеземцев. Российских же мастеров, он и в грош не ставит, уверяя

Каждый человек в своей жизни слышал фразу о том, что он должен быть хорошим собеседником. Что он должен учиться правильно общаться, и поддерживать контакты с окружающими его людьми

Роман «Преступление и наказание» был впервые Федором Михайловичем Достоевским опубликован в 1866 году и сразу вызвал бурное обсуждение у современников писателя. Споры и дискуссии вокруг произведения не утихают до сих пор как среди

Делу – время, потехе – час известная русская поговорка. Она создана, чтобы напоминать человеку, что время быстро уходит и нужно правильно распределять время. Время всегда нужно проводить с пользой

Григорий Печорин – сложный и многогранный персонаж произведения М.Ю.Лермонтова Герой нашего времени. Его нельзя назвать однозначно жестоким и бессердечным человеком, ведь он томился, страдал и даже любил

Краткая история создания романа «Доктор Живаго» Пастернака

Борис Леонидович Пастернак работал над созданием своего прославившегося романа «Доктор Живаго» в течение десяти лет, с 1945 года. До этого наработки романа, судя по сохранившимся данным, должны были привести к созданию книги под названием «Записки Живульта». Начавшаяся Великая Отечественная война заставила писателя пересмотреть планы на это произведение. Теперь перед ним встала задача передать образ России за 45 лет.

Роман, до получения своего окончательного имени, назывался «Мальчики и девочки», «Свеча горела» и, наконец, в 1946 году получил название «Доктор Живаго». В 1948 году Пастернак закончил первую книгу и, собрав отклики знакомых, продолжил работу. В 1954 году в журнале «Знамя» были опубликованы стихи, принадлежащие Юрию Живаго. Несмотря на такую долгую работу и то, что в романе есть части из материала 1910-х годов, окончательная редакция перед публикацией относится уже к 1956 году. В этот год Борис Пастернак отправляет «Доктора Живаго» в литературный журнал «Новый мир», из редакции которого получает ответ: рукопись возвращается, а публикация этого антисоветского романа, абсолютно невозможна.

В 1957 году итальянский издатель Джанджакомо Фельтринелли получает копию романа, которую писатель передал через журналиста Серджо Д’Анджело. Фельтринелли публикует перевод «Доктора Живаго» в Италии, а также способствует переводу работы на 18 других языков. За это Коммунистическая партия Италии исключает издателя из своих рядов. Центральное разведывательное управление США осознает пропагандистскую мощь романа: с его помощью организовывается публикация книги на русском языке, в которую добавлено предисловие от американских издателей с призывом задуматься о действиях советского правительства. Роман раздается русскоязычным посетителям на Всемирной выставке в Брюсселе.

Читайте также:
Андрей Болконский - характеристика образа кратко, жизненный путь

23 октября 1958 года писатель Борис Пастернак был объявлен лауреатом Нобелевской премии по литературе. Нобелевский комитет отдельно отметил достижения писателя как продолжателя традиции русского романа. По мнению некоторых литературоведов, возможность получения Пастернаком этой награды также была сорганизована ЦРУ с целью подорвать престиж Советского Союза. Советская власть во главе с Никитой Хрущевым не могла принять факт победы антисоветского произведения. Угроза ареста, обещание отправить подругу и любовницу Пастернака Ольгу Ивинскую обратно в ГУЛАГ, отказ в возвращении в СССР в случае принятия награды – все это стало причиной того, что Борис Пастернак отказался от получения премии, направив соответствующее письмо в Нобелевский комитет.

Несмотря на отказ писателя от Нобелевской премии, травля Бориса Пастернака набирала обороты. Никита Хрущев осудил роман, сказав о том, что даже «свинья не гадит там, где ест». Доклады компартии, статьи, радиопередачи – Пастернака преследовало общественное осуждение повсюду. Писателя, из-за публикаций романа за границей, обвиняли в предательстве советского народа, называя «литературным Власовым», было даже вынесено предложение лишить Пастернака советского гражданства.

Также его исключили из Союза писателей СССР. Горькая ирония этой травли заключалась в том, что роман, будучи запрещенным в СССР и распространяемый лишь неофициально посредством самиздата, чаще всего, не был прочитан его обвинителями. На фоне этого факта возникло емкое выражение «Не читал, но осуждаю», передающее весь ужасный абсурд сложившейся ситуации. Немногочисленные авторы, сочувствующие Борису Пастернаку, не могли высказать вслух столь непопулярную точку зрения. Среди защитников писателя были, в основном, молодые авторы: Булат Окуджава, Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский. Здоровье Пастернака, болеющего раком легких, было окончательно подорвано этой общественной кампанией, и он умер 30 мая 1960 года.

Уже после смерти Пастернака началась реабилитация «Доктора Живаго». Никита Хрущев, покинув свой пост, впервые прочитал роман и высказал сожаление о том, что способствовал его запрету. В 1988, после долгих лет публикаций в самиздате, «Доктор Живаго» был напечатан в журнале «Новый мир». Наконец, сыну писателя, Евгению Борисовичу Пастернаку, разрешается приехать в Стокгольм, чтобы забрать награду отца за создание одного из лучших романов в истории России.

Анализ «Доктор Живаго» Пастернак

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 261.

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 261.

Начало ХХ столетия стало периодом суровых испытаний для России: Первая Мировая война, революция, гражданская война разрушили миллионы человеческих судеб. Непростые взаимоотношения человека и новой эпохи с пронзительным драматизмом описаны в романе Бориса Леонидовича Пастернака «Доктор Живаго». Анализ произведения по плану позволит лучше подготовиться не только к уроку литературы в 11 классе, но и к ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания – 1945–1955 годы.

История создания – Роман писался в течение десяти лет, и принес писателю Нобелевскую премию в области литературы. Однако судьба произведения была совсем непростой: долгое время оно находилось под запретом на родине, а против Пастернака развернулась настоящая травля.

Тема – В произведении в полной мере раскрыта проблематика многих насущных социальных вопросов, но центральной темой является противопоставление человека и истории.

Композиция – Композиция произведения очень сложна и основана на сплетении судеб главных действующих лиц. Все характеры центральных героев рассмотрены сквозь призму личности Юрия Живаго.

Жанр – Роман.

Направление – Реализм.

История создания

Роман создавался на протяжении целого десятилетия (1945–1955 годы). И это неудивительно, поскольку в произведении описана важнейшая эпоха в истории России и подняты глобальные проблемы общества.

Впервые идея написать столь грандиозный роман посетила Бориса Леонидовича в 17–18 годах, однако на тот момент он ещё не был готов к подобной работе. К реализации своего замысла писатель приступил лишь в 1945 году, потратив на это 10 лет упорного труда.

В 1956 году в Советском Союзе были предприняты попытки публикации романа, однако они не увенчались успехом. Пастернак был подвергнут жесточайшей критике за антисоветское содержание романа, в то время как весь западный мир буквально рукоплескал русскому гению за его блестящее произведение. Мировое признание «Доктора Живаго» привело к тому, что Борису Леонидовичу была присуждена Нобелевская премия, от которой его вынудили отказаться на родине. Впервые роман был опубликован в Советском Союзе только в 1988 году, открыв широкой публике невероятной силы литературный дар Пастернака.

Интересно, что Борис Леонидович далеко не сразу смог определиться с названием своего детища. Один вариант сменялся другим («Смерти не будет», «Свеча горела», «Иннокентий Дудоров», «Мальчики и девочки»), пока наконец он не остановился на окончательной версии – «Доктор Живаго».

Смысл названия романа заключается в сопоставлении главного героя с милосердным и всепрощающим Христом – «Ты есть сын Бога живаго». Писателем неслучайно была выбрана старославянская форма прилагательного «живой» – так в произведении красной нитью проходит тема жертвенности и воскресения.

для самых нетерпеливых –

для самых компанейских –

Проводя анализв произведения «Докторе Живаго», стоит отметить, что автор раскрыл в нём множество важных тем: жизнь и смерть, поиск себя в обновлённом социуме, верность своим идеалам, выбор жизненного пути, судьба русской интеллигенции, честь и долг, любовь и милосердие, стойкость ударам судьбы.

Однако центральной темой романа можно назвать взаимоотношение личности и эпохи. Автор уверен, что человек не должен жертвовать собственной жизнью ради борьбы с внешними обстоятельствами, равно как и не должен приспосабливаться к ним, утрачивая свое истинное «я». Основная мысль, которую Пастернак хочет донести в своем произведении, заключается в способности оставаться самим собой при любых жизненных условиях, какими бы сложными они ни были.

Читайте также:
Сон Петра Гринева анализ эпизода в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Юрий Живаго не стремится к роскоши или удовлетворению собственных амбиций – он просто живёт и стойко переносит все трудности, которые преподносит ему судьба. Никакие внешние обстоятельства не способны сломить его дух, утратить чувство собственного достоинства, изменить тем жизненным принципам, которые были сформированы у него в юные годы.

Не менее важное значение автор придает теме любви, которой пронизан буквально весь роман. Это сильное чувство у Пастернака показано во всех возможных проявлениях – любовь к мужчине или женщине, к своей семье, профессии, родине.

Композиция

Главная особенность композиции романа – нагромождение случайных, но при этом судьбоносных встреч, всевозможных стечений обстоятельств, совпадений, неожиданных поворотов судьбы.

Уже в первых главах автор умело сплетает сложный сюжетный узел, в котором незримыми нитями связываются судьбы главных героев: Юрия Живаго, Лары, Миши Гордона, Комаровского и многих других. Поначалу может показаться, что все сюжетные хитросплетения излишне надуманны и сложны, однако в ходе романа выясняется их истинный смысл и предназначение.

Композиция романа основана на знакомстве действующих персонажей и последующем развитии их отношений, а также на скрещении независимо развивающихся человеческих судеб. Главные герои, словно рентгеном, просвечиваются автором, и все они так или иначе замыкаются на Юрии Живаго.

Интересным композиционным ходом Пастернака можно назвать тетрадь Живаго с его стихами. Она символизирует собой окно в бесконечность бытия. Утратив подлинный интерес к жизни и морально опустившись на самое дно, главный герой умирает, но душа его остается жить в прекрасных стихотворениях.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Доктора Живаго».

Определить жанровую принадлежность романа несложно, поскольку он представляет собой произведение, в котором довольно много героев, несколько сюжетных линий, характер главного героя даётся в развитии. Всё это говорит о том, что перед нами роман.
Данное произведение можно смело назвать автобиографичным, поскольку в нём отражены основные жизненные вехи Пастернака, наделившего главного героя многими личными качествами.

Также роман является философским, так как в нём уделено много внимания размышлениям на серьезные темы. Большой интерес произведение представляет и с исторической точки зрения – в нём подробно, без прикрас описан целый исторический пласт в истории большой страны.

Не стоит отрицать и тот факт, что «Доктор Живаго» – это глубоко лиричный роман в стихах и прозе, в котором много места занимают символы, образы, метафоры.

Произведение относится к направлению реализм, так как в нём воспроизведена историческая эпоха, переломная для России. Но эпоха модернизма наложило свой отпечаток на произведение. Стихи Юрия Живаго демонстрируют новаторство Пастернака.

«Доктор Живаго» — краткое содержание романа Бориса Пастернака

«Доктор Живаго» — роман Бориса Пастернака, в котором рассказывается о судьбах представителей интеллигенции в трудный для России период первой половины XX века. Книга, удостоенная Нобелевской премии, стала причиной жестокой травли автора со стороны властей. Аннотация и краткое содержание «Доктора Живаго» могут быть использованы на уроках литературы и в читательском дневнике.

История создания и публикации

Идея написания масштабного произведения посещала Пастернака во время Октябрьской революции, но тогда он еще не чувствовал себя созревшим для подобной работы. Начав писать роман в год окончания Великой Отечественной войны, автор «Доктора Живаго» сделал финальные правки текста в январе 1956 г., то есть основная работа над книгой заняла целое десятилетие и велась в послевоенный период, когда был жив И. Сталин.

Новое произведение Б. Пастернака получилось совершенно свободным от самоцензуры и не вписывалось в рамки канонов советской литературы. Роман о христианстве и любви на фоне подлинной истории России не соответствовал не только стилю социалистического реализма, но и был далек от так называемого хорошего вкуса модернистов, в том числе и раннего Пастернака. По словам писателя, он стремился сделать роман выражением его взглядов на жизнь человека сквозь призму истории, на искусство, евангелие и многое другое, что дает книге исчерпывающую характеристику.

Борис Пастернак, подобно Чарльзу Диккенсу, описавшему события Великой французской революции и революционного террора, противопоставил им идеи христианского милосердия и способности к самопожертвованию. Тем удивительнее, что автор сначала попытался издать свое произведение в Советском Союзе, разослав текст романа в редакции литературных журналов Москвы и Ленинграда. Получив отказ отовсюду и подвергнувшись жесточайшей критике за антисоветское содержание книги, в мае 1956 г. он передает рукопись итальянскому издателю Джанджакомо Фельтринелли, известному своими коммунистическими взглядами.

Первое издание романа на итальянском языке вышло в ноябре 1957 г. в Милане, второе, пиратское на русском языке, — в 1958 г. в Голландии. В начале 1959 г. Фельтринелли опубликовал русскоязычную версию по тексту, не правленному автором.

В СССР публикация запрещенного ранее произведения состоялась только в 1988 г. в журнале «Новый мир».

Краткий анализ

«Доктор Живаго» — многоплановый роман, проблематика которого касается множества вопросов социального характера, но главной темой книги стало противопоставление человека и эпохальных событий, сопровождающих его на жизненном пути. Произведение имеет сложную композицию, завязанную на переплетении судеб главных героев, а характеры действующих лиц показаны через их восприятие Юрием Живаго.

Смысл названия раскрывается в старославянской форме слова «живой» из цитаты: «Ты есть сын Бога живаго». Таким образом, ведущая роль в произведении отводится проблеме жертвенности, а образ главного героя представлен в свете догматов христианства. Другие важные темы, раскрытые в произведении:

  • вопросы жизни и смерти;
  • поиск себя во вновь образованном обществе;
  • сохранение верности своим идеалам;
  • способность выстоять под ударами судьбы;
  • путь русской интеллигенции;
  • понятие чести, долга, любви и милосердия.
Читайте также:
Хаджи Мурат краткое содержание повести Толстого читать

Основная мысль, которая проходит через всю книгу, — человек должен остаться самим собой при любых условиях. Стилистическую канву романа определить довольно сложно, так как в нем переплетаются следующие жанры:

  • Автобиографический. Текст содержит описание событий, лично пережитых автором.
  • Философский. В книге изложены размышления, касающиеся серьезных тем.
  • Исторический. В романе подробно и реалистично описаны важнейшие события, происходившие на территории огромной страны.
  • Лирический. Содержит множество символов и образов как в прозе, так и в стихах, написанных от лица главного героя.

    Композиция романа построена на множестве как бы случайных встреч, которые оказываются судьбоносными. Сюжет «Доктора Живаго» изобилует:

    • чудесными предзнаменованиями;
    • неожиданными встречами и подслушанными разговорами;
    • многозначительными совпадениями;
    • неожиданными поворотами жизненного пути.

    Судьбы главных персонажей завязываются в сложный узел уже с первых глав книги. Мотивы героев и сюжетные хитросплетения поначалу могут показаться читателю надуманными, но во время чтения выясняется, что все они имеют особый смысл и предназначение. Своеобразие композиции состоит в необычном приеме, который автор использует в этом произведении, — вводит тетрадь стихов Юрия Живаго, символизирующую бесконечность бытия. Душа героя продолжает жить в прекрасных стихотворных строках и после его смерти.

    Пересказ содержания

    Книга начинается со знакомства основных действующих лиц друг с другом и повествует о дальнейшем развитии взаимоотношений между ними. Перипетии их независимо развивающихся судеб завязываются на главном герое романа.

    Действующие лица

    Доктор Юрий Живаго — молодой человек, выросший в семье приемных родителей по фамилии Громеко, куда он попал после скитальческой жизни с дядей. Он счастлив, любим родителями и имеет много друзей. Обладает поэтическим талантом, но, повзрослев, становится врачом. Женится на дочери приемных родителей Тоне, у них рождается двое детей, но возлюбленная у него одна — Лариса Антипова. Всю жизнь Юрий пытается вписаться в стремительно меняющееся общество и понять свое предназначение. Другие персонажи:

  • Александр и Анна Громеко. Хорошие люди, вырастившие Юрия.
  • Николай Веденяпин. Дядя мальчика, приютивший его после смерти матери.
  • Тоня — один из главных женских образов. Жена Юрия, женщина с благородным и терпимым характером, зная о любви мужа к другой, не осуждает его.
  • Лариса Антипова. Смелая женщина с трудной судьбой.
  • Павел Антипов, став комиссаром, сменил фамилию на Стрельников. Муж Ларисы, не обретший с ней семейного счастья.
  • Виктор Комаровский. Влиятельный человек, всю жизнь преследовавший Ларису, связан со смертью отца главного героя.
  • Марина. Гражданская жена Юрия, с которой он живет в Москве.

    Большую роль в жизни Живаго играет его сводный брат Евграф. Он появляется в жизни Юрия лишь время от времени и неизвестно, чем занимается. Евграф является поклонником поэтического таланта Юрия и во многом помогает ему, а после смерти главного героя и его детям, выступая своего рода ангелом-хранителем.

    Довоенные события

    Когда Юра с дядюшкой переехали в Петербург, заботиться о нем стали супруги Громеко. Их дочь Тоня стала мальчику хорошим другом, дом на Сивцевом Вражке посещали интересные люди, а общая атмосфера способствовала развитию Юриных талантов. В гимназии у Живаго появился отличный товарищ — Миша Гордон. Однажды отец семейства, профессор Александр Александрович, сопровождал приглашенного на домашний концерт музыканта в номер, где пыталась покончить жизнь самоубийством Амалия Гишар.

    Громеко взял с собой Юру и Мишу. В гостиничном номере друзья увидели девушку, спавшую в кресле. Из-за ширмы, скрывающей несостоявшуюся самоубийцу, вышел мужчина и разбудил ее. Их перемигивание показалось Юре пугающие волшебным, как будто девушка была марионеткой мужчины-кукловода. Оказалось, что мальчик уже встречал этого человека несколько лет назад. Юра с отцом ехали в поезде, мужчина спаивал старшего Живаго, а позднее тот выбросился на рельсы.

    Встреченная девушка оказалась гимназисткой по имени Лариса. Она выглядела несколько старше своего возраста и приходилась мадам Гишар дочерью. Ларе претило то, что ее все еще считали ребенком, поэтому она соблазнилась ухаживаниями Виктора Комаровского, который был ее маменьке не только советником и другом, но и любовником. Испытывая к Ларисе нездоровое влечение, Комаровский закабалил ее.

    Связь Лары и Комаровского

    Вторая встреча между Юрием и Ларой произошла, когда юноша был студентом-медиком. Живаго и Тоню Громеко уже благословила на брак мать девушки. Юра вовсе не был против, так как считал Тоню близким человеком. Пара ехала в гости на елку, и невеста не мешала Юре любоваться окнами, украшенными морозными узорами и светящимися изнутри. В одном из них была заметна черная проталина, сквозь которую виднелся огонек свечи, смотревший на улицу почти сознательно. Именно в этот момент родились известные строки о сгоревшей на столе свече.

    Живаго даже не мог предположить, что именно за этим окном Лара Гишар разговаривала с Пашей Антиповым. Речь шла о том, что если он действительно любит девушку, как утверждает, то должен тотчас жениться на ней. В гостях, куда приехали Юра с Тоней, позже появилась и Лара. Общество веселилось, а за одним из столиков сидел за картами Комаровский. После полуночи в доме прозвучал выстрел. Это Лара стреляла в Комаровского, но ранила другого человека. Когда Ларису уводили конвоиры, Юра узнал его и снова обратил внимание на мужчину, связанного с гибелью отца.

    Читайте также:
    Образ Софьи Фамусовой в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" характеристика главной героини, воспитание, образование, отношения и любовь, роль Софьи в произведении

    Комаровский помог Ларе избежать суда, но она болела, поэтому к ней никого не пускали. Девушка уже долгое время находилась в затруднительном положении — ее брат наделал долгов и хотел стреляться, кроме того, она помогала деньгами отцу Павла. Лариса не видела выхода, кроме как обратиться за помощью к Комаровскому, но на балу тот игнорировал ее и улыбался другой женщине.

    Военное время

    Когда Лариса поправилась, она вышла замуж за Пашу, и супруги уехали жить на Урал в Юрятин (его прообразом стала Пермь). Лара все рассказала мужу о своем прошлом. В Юрятине Антиповы преподавали в гимназии, женщина чувствовала себя счастливой, жила в заботах о доме и трехлетней Катеньке.

    Поженились и Юра с Тоней, но вскоре грянула война, и доктор Живаго попал на фронт, толком не увидев родившегося сына.

    Павел Антипов не верил в любовь жены. Чтобы разорвать неудавшиеся семейные отношения, он тоже отправился на фронт, а позже попал в плен. Лариса стала сестрой милосердия в надежде найти мужа, на фронте ей встретился знакомый Павла, подпоручик Галиуллин, который якобы видел его гибель.

    Юрий Живаго был впечатлен развалом армии и бесчинствами дезертиров-анархистов, в Москве же его встретила еще большая разруха. Все пережитое изменило отношение доктора к революции.

    Чтобы выжить, он перевозит семью в Варыкино, расположенное неподалеку от Юрятина. По пути супруги узнают о страшном комиссаре Стрельникове, неумолимо преследующем белых.

    Жизнь на Урале

    В Варыкине семья Живаго сажает огород, оживает дом, Юрий иногда принимает больных. Упрочить положение семьи помогает неожиданно появившийся Евграф. В библиотеке Юрятина доктор встречает Ларису Антипову, которая рассказывает, что Стрельников — это Павел Антипов, сменивший фамилию и не поинтересовавшийся, живы ли его жена с дочерью. У Юрия и Лары завязывается роман, но мужчина мучается тем, что обманывает Тоню. Он решает признаться жене и никогда не встречаться с Ларисой.

    Вдруг его остановили вооруженные люди из белогвардейцев и забрали в свой отряд. С этого момента доктор был постоянно загружен работой. Юрий не скрывал, что революционные идеи его не вдохновляют. Два года Живаго был в разлуке с семьей, но в итоге сбежал. Юрятин за это время стал красным, Тоня с детьми уехала в Москву, откуда ее с отцом высылают за границу. В письме жена предлагала Юрию жить по своему разумению, ибо она любит его, а он ее — нет.

    Вырвавшись из плена, доктор появляется в доме Ларисы, болеет, но благодаря заботе женщины быстро поправляется. Юрий начинает работать в губздраве, но в нем видят социально чуждого элемента, а в Юрятине свирепствует чрезвычайка. Вдруг объявляется Комаровский. Он направляется в Дальневосточную Республику и приглашает их с собой, так как и Ларе, и Юрию грозит огромная опасность. Живаго, зная о роли Комаровского в судьбе возлюбленной и смерти своего отца, отказывается от предложения.

    Пара укрывается в Варыкине. В покинутом селе было страшно, а Лара по всем признакам ждала ребенка, поэтому Юрий просит ее уехать вместе со снова прибывшим Комаровским, который к тому же сообщил, что Стрельникова приговорили к расстрелу. Оставшись один, доктор пил и писал лирические стихи. Мысли о любимой переросли в тяжкие думы об истории и человеке, утраченных идеалах революции.

    Однажды вечером в доме у доктора появился живой Стрельников и выяснилось, что Комаровский увез Ларису обманом. Наутро Юрий нашел Павла застрелившимся.

    Последние годы

    В Москву Живаго вернулся в начале нэпа одичавшим и обросшим, в дальнейшем он постепенно угасал, теряя врачебные и писательские навыки. Со временем он сошелся с Мариной — женщиной, помогавшей ему по хозяйству. Как-то летом Юрий вдруг исчез, оставив письмо, что хочет пожить в одиночестве. Ему снова помог брат Евграф, взявшийся неизвестно откуда, но это не помогло — в августе у Юрия Живаго случился сердечный приступ, и он умер. Прощалось с доктором неожиданно много народу, в числе их неведомо как оказалась и Лариса.

    Только в 1943 г. генерал-майор Евграф Живаго выяснил, что родившаяся дочь его брата и Лары была оставлена матерью на железнодорожном разъезде и росла беспризорницей. Евграф Андреевич позаботился о ней, а также собрал все стихи, написанные братом.

    Б. Л. Пастернак «Доктор Живаго»: краткое содержание

    История создания романа

    Борис Пастернак написал роман «Доктор Живаго» в 1945-1955 годах. Впервые роман напечатали заграницей в 1957 году. Советская власть была против его издания в России, и соотечественники Пастернака познакомились с этим эпохальным произведением только в 1988 году. Этому роману присвоили Нобелевскую премию, от которой его автор отказался.

    Краткое содержание романа

    Книга 1

    Часть 1. Пятичасовой скорый

    Повествование начинается с похорон матери 10-летнего Юры Живаго. Маленький герой очень тяжело переживает смерть матери. Отца своего он толком не знает. Ему не говорят, как тот проматывает состояние, как много пьёт, как часто меняет женщин. На воспитание Юру забрал дядя, Николай Веденяпин, расстриженный священник.

    В одной из совместных с дядей поездок Юра знакомится с сыном террориста Дудорова Никой, который из-за своего поведения кажется «странным мальчиком».

    Здесь же читатель знакомится с будущим близким другом Юрия Мишей Гордоном, который в 11-ть лет уже понимает, что евреем в России быть плохо. Миша едет на поезде с отцом. Он фактически становится свидетелем самоубийства Андрея Живаго, который сбрасывается с поезда.

    Читайте также:
    Хаджи Мурат краткое содержание повести Толстого читать

    Часть 2. Девочка из другого круга

    С Урала в Москву перебирается Амалия Гишар с двумя детьми. По совету адвоката покойного супруга, Комаровского, обрусевшая француженка приобретает швейную мастерскую. С адвокатом у вдовы роман. Одновременно Комаровский совращает совсем юную Ларису. Девушка тяжело переживает этот «позорный» для неё факт, а уже не молодой адвокат понимает, что влюбился.

    Лариса знакомится и дружит с Олей Дёминой, которая подрабатывает в швейной мастерской её матери. Девушки вместе посещают гимназию. Оля знакомит подругу с Павлом Антиповым, сыном революционера. Паша влюбляется в девушку без оглядки, Лариса не отвечает ему взаимностью, но пользуется своей властью над молодым человеком.

    Дядя определяет Юру в семью профессора Громеко. Кроме него в ней воспитывается родная дочь Тоня и приёмный сын Миша Гордон. Эти трое становятся близки на всю жизнь.

    Однажды Юра и Миша едут вместе с названным отцом к Амалии Гишар, которая пыталась, к счастью неудачно, отравиться. Здесь Юра впервые видит Ларису. Он сражён её красотой, но ему неприятна форма общения юной девушки и Комаровского. К тому же Миша рассказывает другу, что Комаровский — это тот самый адвокат, который довёл его отца до самоубийства. Однако впечатления от чар Ларисы над Юрой имеют большую власть, чем мысли об отце, которого он толком и не знал.

    Часть 3. Ёлка у Светницких

    Троица друзей заканчивает учёбу. Юра получает диплом врача, Миша — филолога, Тоня — юриста. Юра увлекается написанием стихов. В этой же части молодой доктор Живаго узнаёт, что у него есть брат по отцу —Евграф. В пользу него Юра отказывается от части наследства.

    Анна Ивановна Громеко совсем плоха, её мучают «болезни лёгких». Юра пытается ей помогать. Женщина настаивает, чтобы Тоня и Юра нарядились и отправились на ёлку к Светницким. Провожая их, Анна Ивановна благословляет пару на брак, так как считает, что молодые люди друг другу очень подходят.

    Лариса тем временем рвёт отношения с Комаровским и честно зарабатывает на жизнь, воспитывая младшую дочь Кологривовых. Девушка три года копит деньги и мечтает начать новую жизнь. Но возвращается её брат Родион и требует денег для погашения своих карточных долгов. В случае отказа он обещает застрелиться. Лариса находит для него деньги, а револьвер отбирает.

    Приходит время покинуть дом Кологривовых, но Лариса должна им денег. Копить больше не получается, так как она тайком оплачивает большую часть аренды квартиры своего жениха Павла. Материальные трудности толкают девушку на отчаянный шаг — она решает просить денег у Комаровского. Чтобы с ним встретиться она едет на ёлку к Светлицким. Перед этим девушка просит Павла пообещать, что он в ближайшее время женится на ней. Во время разговора Паша ставит на подоконник горящую свечу, её свет видит Юра, проезжая мимо с Тоней. Он сочиняет знаменитые строки:

    «Свеча горела на столе. Свеча горела…»

    На балу Светницких Юра впервые обращает внимание на Тоню как на женщину. Он понимает, что счастлив рядом с ней. Раздаётся выстрел. Это Лариса пыталась застрелить Комаровского, но попала в другого. Юра оказывает первую помощь раненому. Он поражён, что стрелявшая — эта та самая девушка, от встречи с которой он пребывал в долгом впечатлении. Он вновь поражается её очарованием, но его и Тоню срочно вызывают домой. Умерла Анна Ивановна. Мать Тони хоронят на том же кладбище, где покоится мать Юры.

    Часть 4. Назревшие неизбежности

    Дело о выстреле замяли. Лариса долгое время приходила в себя. Кологривов вручил ей приличную сумму денег, чтобы она решила свои проблемы. Лариса сказала Павлу, что недостойна его, но пара всё равно обвенчалась и переехала на Урал. В первую брачную ночь Лара рассказала Паше об её «позорных» отношениях с Комаровским. Адвокат напрашивался в гости к Ларисе в её новый дом, но она резко ему отказала.

    Юра и Тоня тоже поженились. У них родился сын, Саша. К этому времени доктор Живаго уважаемый врач-диагност. Но идёт война и Юрий отправляется на фронт, где служит вместе со своим другом Мишей Гордоном.

    Лара и Паша преподают в Юрятине. У них растёт дочь Катя. Павел изводит себя мыслями о несовершенстве общества и о том, что Лара его никогда не любила. Он отправляется в военное училище и на фронт, где пропадает без вести. Лара оставляет ребёнка и едет искать мужа. Женщина трудится сестрой милосердия.

    На фронте Юрий получает ранение и попадает в госпиталь, где работает Лара. Живаго узнаёт в ней ту самую девушку, но ей не говорит что видел её в Москве.

    В больничное помещение входят раненные, стуча палками и костылями, волнуясь и наперебой они сообщают о начале революции в Петербурге. Солдаты перешли на сторону восставших.

    Часть 5. Прощанье со старым

    Некоторое время Юрий и Лариса общаются официально, но искры уже не утаить. Даже из дома, от Тони, приходит письмо, содержащее «нотки» недоверия. Юра уже почти решает ехать в Москву, но возникают неотложные дела. Тогда доктор пытается объяснить Ларе, что между ними ничего не может быть, но вместо этого признаётся в любви. После доктор Живаго уезжает в Москву.

    Часть 6. Московское становище

    Дома доктору Живаго одиноко. Жена его простила, но маленький сынишка не признал. Общение с ранее такими близкими друзьями только раздражает. Интеллигенцию Юрий считает пропащей, бессильной. А себя видит «пигмеем» перед лицом «чудовищной машины будущего».

    Читайте также:
    Андрей Болконский - характеристика образа кратко, жизненный путь

    Семья Живаго очень тяжело живёт. Юрий постоянно занят мыслями, где и как добыть самое необходимое, поэтому хватается за любую подработку. На одном вызове по случаю тифа Юра встречает подругу Лары Ольгу, они долго говорят о Ларисе. После этого доктор сам слёг с тифом. Во время его болезни, в дни, когда семья Живаго особо нуждалась, в их жизни появился Евграф. Он с восторгом читает сочинения старшего брата и всем чем может, помогает его семье. Юре он советует перевезти семью на Урал.

    Часть 7. В дороге

    С большим трудом семье Живаго удаётся достать места на поезд до Урала. В дороге Юрия задерживают и приводят на допрос к атаману Стрельникову, о котором ходят легенды как о «беспощадном» и называют «Расстрельниковым». В атамане доктор узнаёт Павла Антипова. Стрельников отпускает доктора, но обещает в следующий раз не пощадить.

    Книга 2

    Часть 8. Приезд

    По приезду Юрию и Тоне выделяют небольшой дом. Семье Живаго приходится много трудиться, чтобы обеспечить себя пропитанием.

    Часть 9. Варыкино

    Семья Живаго живёт скромно и тихо. В своём дневнике Юрий пишет, что его задача «служить, лечить и писать». Вновь появляется Евграф и помогает семье брата. Никто так и не знает, чем занимается этот человек.

    Доктор Живаго пересекается с Ларисой. Между ними возникает тайная любовная связь. Юрий, мучимый угрызениями совести, хочет всё прекратить и повиниться перед женой, но не успевает. Его захватывает партизанский отряд.

    Часть 10. На большой дороге

    Два года Юрий проводит в плену у партизан. Он лечит больных и говорит на философские темы с Ливерием.

    Часть 11. Лесное воинство

    Живаго старается не участвовать в боях. Но к лечению раненых относится серьёзно. На его глазах солдаты-партизаны начинают страдать от душевных расстройств.

    Часть 12. Рябина в сахаре

    Один из партизан приводит свою семью в отряд, опасаясь за их жизни. А через некоторое время он сам убивает и жену и детей, объяснив это тем, что так они умерли лёгкой смертью, а не от пыток. Однополчане не знают, как поступить с несчастным. Он сбегает из отряда. Вскоре, сказав, что идёт на сбор подмёрзшей рябины, от партизан бежит и Живаго.

    Часть 13. Против дома с фигурами

    Доктор Живаго добирается до Юрятина. Его семья переехала назад в Москву. Пока Юрий был в плену, Тоня родила дочь. Живаго остаётся у Ларисы, они живут как семья. Лариса боится ареста. Пара решает перебраться в Варыкино.

    От Тони приходит письмо, в котором она рассказывает о дочери и о том, что знает про отношения Юрия и Лары. Она сообщает, что её с детьми высылают в Париж. О Ларисе не говорит плохо. Обещает воспитывать детей в почтении к отцу.

    Часть 14. Опять в Варыкино

    Живаго с Ларисой живут в Варыкино. Появляется Комаровский и сообщает Ларисе, что её супруга Антипова-Стрельникова поймали и намерены казнить. Её тоже могут арестовать, ей надо бежать. Он предлагает и ей и Юрию уехать вместе с ним на Дальний Восток. Понимая, что без Живаго с ним Лариса не поедет, Комаровский подговаривает Юрия, ради спасения любимой солгать. Юрий делает вид, что согласен ехать, только следом за Ларисой, Комаровским и Катей, чтобы не вызывать лишних подозрений и «привести в порядок дом», а сам остаётся. Лариса уезжает, увозя под сердцем ребёнка Юрия.

    Отпустив любимую ради её спасения, доктор Живаго тихо сходит с ума. Он глубоко несчастен. Постоянно пишет Ларе посвящения.

    В Варыкино объявляется Стрельников. Он и Живаго долго говорят о Ларисе. Утром Антипов-Стрельников стреляет в себя.

    Часть 15. Окончание

    Живаго идёт в Москву пешком. Он плохо выглядит. Его бывший дворник выделяет ему часть комнаты. Юрий сходится с его дочкой Мариной, от связи рождаются две дочери. Живаго общается письмами с Тоней, Дудоровым, Гордоном.

    Однажды доктор Живаго исчезает. Никто не может понять куда. Евграф помог брату с квартирой и устройством на работу. Он в восхищении от его литературного дара. В этот период Юрий очень много пишет.

    Доктор Живаго умирает утром по дороге на работу. Он не дожил и до 40 лет. Гроб с его телом устанавливают на тот стол, где он сочинял. Евграф привозит Ларису попрощаться. Она говорит:

    «Твой уход, мой конец. Загадка жизни, загадка смерти, прелесть гения, прелесть обнажения…это мы понимали»

    После похорон Лариса рассказывает брату Юрия о существовании дочери, которую она родила от Живаго. Лара тщетно пыталась найти дочь, так как чувствовала себя виноватой:

    «Когда я дохожу до этого места своей жизни, у меня шевелятся волосы на голове от ужаса».

    Часть 16. Эпилог

    Евграф берёт на себя заботу о девушке Тане, дочери покойного Живаго. Дудоров и Гордон часто перечитывают записи своего талантливого друга.

    В ней представлены 25 стихотворений Юрия Живаго.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: