«Нет, я не Байрон, я другой» ️ анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Нет, я не Байрон, я другой…» по плану

1. История создания

История создания стихотворения тесно связана с творчеством английского поэта Д.Г. Байрона. Именно его труды определили выбор литературного направления М. Ю. Лермонтова. Этого курса он придерживался всегда.

Стихотворение «Нет, я не Байрон, я другой» датировано 1832 годом. Юному поэту не было и восемнадцати лет.

Источник вдохновения Лермонтов видел не только в творчестве, но и в судьбе Байрона. Поэт заметил биографические параллели и схожесть характеров. Это были две закрытые личности, которых общество отказывалось понимать.

Смерть матери, разлука с отцом, рухнувшая надежда стать филологом – все эти трагические события подтолкнули Лермонтова излить свои чувства в стихотворении.

Первая публикация стихотворения была в 1845 году в журнал «Библиотека для чтения».

2. Литературное направление

Литературное произведение относится к романтизму, равно как и всё творчество поэта.

3. Род

По родовой принадлежности это лирика.

4. Жанр

По жанру стихотворение восходит к элегии с философскими мотивами. Размышления овеяны ореолом грусти.

5. Проблематика

Поэт, сравнивая себя с Байроном, осознает свое одиночество и пытается показать то, насколько глубоко это чувство и почему он чувствует себя одиноким. В тоже время поэт говорит, что он совсем другой, а не такой, каким его видят другие.

Непонятый окружающими, поэт приходит к выводу, что родился не в то время. Сердца людей очерствели и одеты в броню. Очень сложно достать до самого сердца.

Литературные труды Лермонтова никого не впечатляют и никто ими не проникается. Для этого нужно много трудиться. Именно это вызывает беспокойство.

6. Тематика

Главная тема произведения – это сопоставление Байрона и Лермонтова, сравнение судеб двух поэтов. В то же время, Лермонтов стремится показать всем свою индивидуальность.

Аналогия личностей проводится лишь раз в строчке «Как он, гонимый миром странник».

Основная мысль – раскрыть душу и мысли странника.

Тема одиночества также прослеживается в стихотворении. Поэт называет себя «гонимым странником» и испытывает отторжение от общества. Русскую душу поэта никому не понять. Оттого чувство печали никак не может уняться.

7. Идея

Поэт стремился показать всем, что он не Байрон, он другой. Творческое кредо Лермонтова индивидуально. У каждого литературного деятеля есть своя визитная карточка: особенности, думы, мысли. Он вовсе не стремится, как Байрон получить признание высшего света.

Лермонтов делится тем, что у него на душе, и ищет свой путь на литературном поприще.

8. Пафос

Лермонтов осознает неизбежность своей преждевременной смерти. Слова о короткой жизни окажутся пророческими.

Лермонтов передает грусть и тревожность лирического героя, гонимого миром.

Одиночество будет бесконечным. Герой смиряет себя с мыслью о том, что он всегда будет одинок. Вместе с тем, поэта огорчает человеческий произвол и гордыня. Всё это отдаляет человека от Бога и искусства.

9. Система образов

В центре внимания – лирический герой, эмоциональное состояние которого передают два образа: океан и толпа.

Душа – океан бушующих страстей. Когда корабль тонет во время шторма, груз уходит на дно океана. Также и в душе героя переживания лежат мертвым и не подъемным грузом:

В душе моей как в океане,
Надежд разбитых груз лежит.

Романтический символ бездонной стихии, хранящей очень глубоко тайны, не может смириться с действительностью.

Образ толпы появляется в последней строчке стихотворения и передает одинокое состояние поэта, разлад с обществом. Размышления поэта, по его мнению, никому не понятны.

Сильной эмоциональной нагрузки образ толпы не несет. Поэтому описание скудное. Главная цель — показать поэта в лучшем свете на её фоне.

10. Центральные персонажи

Центральных персонажей здесь два: Байрон и Лермонтов.

Поэт находится в некой постоянной конфронтации с высшим светом. Он видит себя изгоем, скитальцем. Нередко одинокий и разочарованный герой бросает вызов укоренившимся порядкам.

Байрон тоже странник со своим внутренним конфликтом и окружающей действительностью. Что отличает двух персонажей? Байрон – английский поэт, а Лермонтов – поэт с русской душой.

Чужая душа, как говорится, потёмки. А русская душа загадочна. Она неоднозначна, чувственна и эмоциональна.

11. Лирический герой

Стихотворное изложение ведется от первого лица. Логично заключить, что лирический герой – это сам Лермонтов. Поэт-одиночка уверен в своей скорой смерти. И даже смерть для него – это выход, избавление от дел, к которым не лежит душа.

Лирический герой занят самокритикой и самокопанием. Быть занятым в трудах не значительных – это не его мечта. Он хочет добиться всего и сразу.

Такой образ мыслей свойственен юности и раннему творчеству. Позднее, при создании образа Печорина, Лермонтов отойдет от этой линии. Его мировоззрение поменяется, и он с сожалением покажет, к чему может привести подобный инфантильный настрой через призму жизни персонажа произведения «Герой нашего времени».

12. Сюжет

Сначала поэт делает отсылку на личность Байрона. У обоих конфликт с окружающим миром. Поэт называет их гонимыми ветром странниками. Общность заключается в избранничестве и своей исключительности.

Далее, Лермонтов сравнивает душу лирического героя с океаном. Внутренние переживания бушуют как волны океана и поглощают самого поэта. Надежды рухнули, и ничего не приносит ему радость.

С чем связаны были его надежды? В первую очередь, это личные переживания. Муки души. Во-вторых, это судьба литературы в России: байронизм в России основывался на идеях декабристов, а конце 20-х годов эти идеи сошли на нет.

Читайте также:
Добро и зло в романе Война и мир - проблема раскрытия темы

Революцонно-демократические идеи еще не зародились. По этой причине Лермонтов не может найти себе места. В период затишья будущее поэта кажется ему туманным.

В конце стихотворения поэт говорит о толпе «кто толпе мои расскажет думы?». Он выражает сомнения и неуверенность в своем предназначении и смысле жизни.

13. Композиция

Композиция стихотворения состоит из двух частей.

Первая часть сосредоточена на доказательствах того, что между Лермонтовым и Байроном есть существенные различия.

Вторая часть по объёму меньше и состоит из четырех строчек.
Ритмически вторая часть отличается от первой. Здесь кроются мотивы, то есть, почему было написано это стихотворение. Он говорит о том, что у него не получится дожить до своего успеха и признания:

Я раньше начал, кончу раньше,
Мой ум немного совершит.

14. Художественное своеобразие произведения

Все произведение построено на антитезе, осознанном отделении, которое усиливает мотив одиночества.

С первых строк поэт сравнивает себя с Байроном, отмечая, что они оба «гонимые странники». И эта схожесть отделяет Лермонтова от общества.

А в следующих строках поэт отделяется и от своего соратника, отмечая, что в отличие от него обладает «русскою душой».

В следующих строках поэт говорит о своей ранней кончине, об отделении от всего мира. Лермонтов заканчивает стихотворение утверждением, что никто не в силах понять его и избавить от одиночества.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано в одну строфу, состоящую из 12 строк.

Размер стихотворения – четырехстопный ямб. Имеется как женская, так и мужская рифма.

В первых четырех строках поэт использовал кольцевую рифмовку (АББА). С 5 строки по 12 — перекрестная рифма (ВГВГ).

16. Средства художественной выразительности

В тексте стихотворения преобладают метафоры: «гонимый миром странник», «мой ум немного совершит», «в душе моей… надежд разбитых груз лежит», «океан угрюмый».

Дополняют картину эпитеты: «русская душа», «неведомый избранник», «разбитые надежды». Понятие русской души включает национальное определение, самопознание, исторический фон.

Смысловую и эмоциональную нагрузку несёт интонация в вопросительных и восклицательных предложениях: «Кто может, океан угрюмый, твои изведать тайны?», «Кто толпе мои расскажет думы?»

Стоит отметить экспрессивный синтаксис и пунктуацию в стихотворении. Например, тире выполняет выделительную функцию. Появляется треугольник «Я — или бог — или никто!», в котором слышна вершина мотива одиночества.

Светские, увеселительные мероприятия для поэта пустышка и фальшь. Единомышленников нет и среди близких друзей. Понять его идеи могут только двое: сам поэт и Бог.

Структура стихотворения построена на антитезе, он противопоставляет себя обществу, природе, Байрону. Этот художественный приём позволяет создать контраст, выделить мысли лирического героя.

Сравнение «в душе моей, как в океане» показывает насколько трагичен настрой поэта и как глубоки его думы. Наряду с этим поэт сомневается в своих силах и возможностях.

17. Значение

Это стихотворение не просто крик души обычного человека. Здесь Лермонтов раскрывает роль и назначение поэта, совсем юного. Уже в 17 лет он понимает, чему хочет посвятить жизнь. Осознавая предел своих возможностей, поэт не кичится своим талантом.

18. Актуальность

Стихотворение остается актуальным по сей день. Во все времена были свободолюбивые мыслители, поэты и другие деятели искусства, которые остаются верны своим представлениям.

Исследуя лирику М. Ю. Лермонтова можно предположить, что поэт был сверхчувствительной личностью. Лермонтов не был пророком как таковым, но был всегда на шаг вперёд своего времени.

Он искренне не принимал политический строй того времени с его самодержавно-крепостнической действительностью. Поэта не пугают гонения, он остаётся верен своему признанию до конца жизни. Лермонтов прекрасно понимает свою ответственность за свою деятельность не столько перед властью и народом, сколько перед Богом.

19. Мое отношение

Это стихотворение не может оставить равнодушным. Оно оставляет неизгладимый след, и положительные эмоции с некой долей грусти.

Лермонтов, не стесняясь читателя, раскрывает перед ним свою душу, показывает свой внутренний мир, потенциал и желание стать великим как его кумир. Его мечта стать Байроном с русской душой.

20. Чему учит

Стихотворение учит сопереживать тем, кто чувствует себя одиноким, уделять им больше внимания. Ведь так часто кажется, что у них все хорошо. Однако, это всего лишь маска, за которой скрываются очень сильные эмоции.

Анализ стихотворения «Нет, я не Байрон, я другой» (М.Ю. Лермонтов)

Лирика М. Ю. Лермонтова обогащена историческими, социальными и культурными подробностями из жизни наших предков. Поэт тонко чувствовал свою эпоху, поэтому смог изобразить ее точно и красиво в небольших, но насыщенных произведениях. Чтобы разобраться во всем, что написал этот автор, будучи одним из самых образованных людей своего времени, Многомудрый Литрекон советует Вам обратиться к анализу его творчества.

История создания

Стихотворение «Нет, я не Байрон, я другой» поэт написал в 1832 году, будучи ещё семнадцатилетним мальчишкой. Уже в столь раннем возрасте он прекрасно видел свой жизненный путь: «Я раньше начал, кончу ране».

Как многие современники, Лермонтов восхищался творчеством английского литератора Байрона. Это один из основоположников романтизма, его Чайльд-Гарольд станет русским Печориным, а все потому, что Михаил Юрьевич имел схожее мировоззрение со своим коллегой по цеху. Он тоже был романтиком, но поздним, ведь до северных стран это направление дошло гораздо позднее. В этом стихотворении русский поэт сопоставляет себя и зарубежного автора, подмечая сходство, однако обозначая и различие. Видимо, этими строками он отвечал на обвинения в позерстве и подражательстве Байрону, который к тому времени уже был известен на весь мир. «Разочаровываться в жизни» стало уже слишком модно, и юный, но запальчивый Лермонтов спешит уверить, что для него упаднические настроения и томные взгляды – не способ привлечь внимание дам, а нечто большее, то есть состояние «русской души». Его последующая судьба стала ярким доказательством того, что он не солгал.

Читайте также:
Стихи про октябрь 🍁 короткие четверостишия для детей, красивые стихотворения русских поэтов про осень

Жанр, направление, размер

Как во многих стихотворениях поэта, в этом произведении нельзя однозначно определить жанр. Его можно отнести к элегии: оно содержит философские мотивы, рассуждение над своей жизнью.

Стихотворение написано привычным для Лермонтова размером: четырехстопный ямб. Размышления о собственной судьбе, о своем поколении, чувство совершенного одиночества – все это позволяют отнести произведение к философской лирике.

Направление – романтизм, ведь перед нами классический букет того периода: разбитые надежды (в 17 лет!), мысли о смерти и бренности бытия, противопоставление себя, непонятого, но гордого, презренной толпе. Все черты романтизма в сборе, и осталось только махнуть на прощание белым парусом.

Образы и символы

В центре стихотворения — внутренний мир лирического героя. Различные образы передают его эмоциональное состояние. Так, океан символизирует душу. Как и создание природы, она непостоянна, бездонна, наполнена тайнами, которые в 19 веке выглядели непостижимыми. В душе всегда что-то бурлит, она не может оставаться смиренной, как стихия в расцвете буйства.

Образ толпы появляется в предпоследней строке – герой противопоставляет себя ей, подчеркивая свое одиночество, разлад с обществом. Он считает, что его «думы» никто не в силах понять, кроме него и бога. Именно оторванность от презренных мещан позволяет ему сравнивать себя с известным эпатажным поэтом, так что толпа добавлена для контраста и не описана подробно. Целью было выгодно показать себя на фоне нее.

Герой сравнивает, но в тоже время противопоставляет себя Байрону. В первой строке он сразу проводит черту между ними: «Нет, я не Байрон, я другой». Герой еще никому не известен, он понимает, что не успеет многого добиться. Однако затем он указывает на сходства между ними: «как он, гонимый миром странник». Их роднит отчужденность от общества, угрюмость, одиночество.

Образ лирического героя – типичный для романтизма шаблон. Он, гордый одиночка и непременно скиталец, верит в свою раннюю смерть, как избавление от дел, которыми он вовсе не спешит себя занять. К чему, ведь все равно не успеет совершить многое? Это оторванный от реальности человек, который занимается только самокопанием. Его не устраивает презренное мелкое дело, он хочет всего и сразу, поэтому равнодушно отмахивается от труда в самом начале жизни. Сейчас автору близко это мировоззрение, но в зрелые годы он эволюционирует и с горьким раскаянием изобразит никчемного и инфантильного Григория Печорина, которого этот образ мыслей доведет до логического конца.

Темы и настроение

В стихотворении поднимается несколько тем, характерных для творчества М.Ю. Лермонтова.

  1. Лирический герой рассуждает над своим будущим. Он предопределил творческий и жизненный путь в строках: «Я раньше начал, кончу ране,/Мой ум немного совершит». Он противопоставляет себя тем самым знаменитому Байрону, который уже достиг высоких вершин. Тема судьбы занимала умы многих поэтом-романтиков, поэтому здесь мы видим это невеселое пророчество, которое человек не собирается опровергать. В рамках «пассивного романтизма» принято было не бороться со злым роком, ибо жалким людям нечего и пытаться одолеть его.
  2. Тема одиночества также неотъемлема от творчества Лермонтова. Лирический герой называет себя «гонимым странником». Он чувствует себя лишним в обществе, не может найти родную душу, которая поняла бы его тайные думы.
  3. М.Ю. Лермонтов затрагивает в стихотворении тему поэта и толпы. Лирический герой считает себя одиноким – никто не способен понять его. «Приличьем стянутые маски» равнодушны ко всему, что происходит вокруг, потому поэту тяжело жить и творить в таком обществе.
  4. Также интересна тема самопознания. Лирический герой находит, что люди не знают друг друга, что душа – океан, скрытый от глаз. Даже сам он не знает, что творится в его внутреннем мире. Человек в его представлении – слепец, которому не дано увидеть даже себя.
  5. Стихотворение проникнуто разочарованием, тоской. Даже в такой молодой душе уже лежит «груз несбывшихся надежд». Лирическому герою грустно оттого, что он одинок в этом мире, его мысли и идеи чужды окружающим, он всегда будет для них странным и угрюмым.

Основная идея

Лирический герой размышляет над предопределением. Он считает свой жизненный путь самобытным, не похожим на чей-либо, несмотря на некоторые сходства с судьбой английского поэта Байрона. Называя себе «неведомым избранником», он чувствует свою особую цель. Поэт предсказывает себе недолгую творческую деятельность, томительное одиночество, непонимание со стороны общества. Смысл стихотворения – демонстрация творческого кредо, некая визитная карточка, где ясно видны особенности и основные мысли поэта-романтика.

М. Ю. Лермонтов понимал, что он не первый в очереди на разочарование в жизни, поэтому нужно заявить о себе, предугадав упреки и насмешки. Так, он указывает на новаторский русский колорит своих произведений и на то, что не успеет даже насладиться лаврами успеха – дни его сочтены. То есть он пишет не ради моды и признания света, не подражает Байрону во всем, а пытается обрести собственный путь в литературе, выражая то, что есть в его душе, даже если это уже было выражено кем-то до него. Таковая главная мысль автора.

Читайте также:
Неточка Незванова краткое содержание, основная тема и идея

Средства художественной выразительности

Эмоциональное состояние лирического героя помогают передать многие средства художественной выразительности.

Так, метафора «гонимый миром странник» подчеркивает отчужденность героя от окружающего мира, его обособленность. Он одинок в этом обществе, вынужден всё время скитаться в поиске счастья. С помощью метафоры герой описывает свое душевное состояние: «океан угрюмый». Он сравнивает себя с тоскующей природой, глубокой и таинственной. Под фразой «мой ум немного совершит» он имеет в виду быстротечность и несовершенство своего творчества.

В стихотворении часто встречается такой троп, как сравнение. Лирический герой указывает на сходство с Байроном: он так же страдает от людского неприятия.

Также автор использует риторический вопрос. Лирический герой обращается к себе самому:

Кто может, океан угрюмый,
Твои изведать тайны? Кто
Толпе мои расскажет думы?

Однако сам же понимает, что такого человека не найдёт. Придется самому заняться хоть этим делом.

Анализ стихотворения «Нет, я не Байрон, я другой» Лермонтова

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 53.

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 53.

М. Ю. Лермонтов – представитель романтизма. Он увлекался творчеством английского романтика Дж. Байрона. Это отобразилось в стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой», в котором Лермонтов сравнвает свою судьбу с жизнью Байрона. Изучают произведение в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Нет, я не Байрон, я другой» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Нет, я не Байрон, я другой.

История создания – произведение поэт написал накануне своего 18-летия в 1832 году, впервые оно было опубликовано в журнале «Библиотека для чтения» за 1845 г.

Тема стихотворения – внутренний мир романтического героя.

Композиция – Стихотворение написано в форме монолога лирического героя, который можно разделить на части: сравнение с Байроном, рассказ лирического героя о своей душе. Произведение не делится на строфы.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, в стихотворении использована перекрёстная АВАВ и кольцевая АВВА рифмовка.

Метафоры«гонимый миром странник», «мой ум немного совершит», «в душе моей… надежд разбитых груз лежит», «океан угрюмый».

Эпитеты«неведомый избранник», «русская душа».

Сравнения«в душе моей, как в океане».

История создания

М. Ю. Лермонтов написал анализируемое стихотворение в 1832 г. незадолго до того, как ему исполнилось 18 лет. Уже тогда молодой человек знал, что посвятит свою жизнь литературе. Ранние стихотворения Михаил Юрьевич создавал в духе романтизма. Не удивительно, что молодой поэт сравнивал себя с Байроном.

Творчеством английского поэта-романтика Лермонтов увлекался с детства. Он перечитывал не только произведения Байрона, но и его биографию. В юношеском возрасте Михаил Юрьевич заметил, что у него с его кумиром много общего и в судьбе, и в характере. Байрона считали угрюмым и обидчивым человеком, с которым очень трудно найти общий язык. Лермонтов тоже чувствовал, что его не понимают окружающие, поэтому часто замыкался в себе.

До момента написания стихотворения русский поэт успел пережить смерть матери, разлуку с отцом. Его мечта стать филологом тоже была разбита. Намеки на эти события находим в его творении.

Стихотворение «Нет, я не Байрон, я другой» можно считать пророческим, ведь в нём поэт предсказал, что жизнь его будет недолгой. Впервые произведение было опубликовано в журнале «Библиотека для чтения» за 1845 г.

Анализируемое стихотворение программное, в нём отобразились особенности романтизма. В его строках поэт рассказывает о душе лирического героя. В центре произведения лирический герой, который пытается познать самого себя и предсказать будущее. Лирическое «Я» полностью сливается с автором.

В первых строках герой уверенно заявляет, что он не Байрон. Тем не менее, он пишет, что считает себя избранным. Лирический герой не отрицает некоторую схожесть с английским поэтом, считая, что оба они странники «гонимые миром». Эта метафора намекает не только на отчужденность от толпы, неспособной понять мятежную душу, но и на скитания Лермонтова, связанные со службой. Лирический герой называет себя странником. Такое восприятие одинокой бунтарской души характерно для романтизма.

Герой рассказывает, что он обратился к творчеству раньше Байрона, поэтому считает закономерным «кончить ране» . Он позволяет себе приоткрыть занавес своей души. Читатель может видеть, что в ней «надежд разбитых груз лежит» . Лирический герой тщательно скрывает свои мысли от толпы, осознавая, что найдёт в ней только непонимание и осуждение. Его думы известны пока только ему самому и Богу.

Композиция

Стихотворение написано в форме монолога лирического героя, который можно разделить на части: сравнение с Байроном, рассказ лирического героя о своей душе. Тем не менее, мысли плавно перетекают из одной в другую, поэтому формально произведение не делится на строфы.
Стихи написаны четырёхстопным ямбом. Автор использовал кольцевую АВВА перекрёстную АВАВ рифмовку . В тексте представлены и мужские, и женские рифмы.

Жанр – элегия, так как в стихотворении преобладают философские мотивы. Рассуждая о своей судьбе, лирический герой не скрывает грусти.

Средства выразительности

Раздумья о своей судьбе и о судьбе Байрона М. Лермонтов воспроизвел при помощи художественных средств. Тропы позволили автору раскрыть тему выразительно и оригинально.

Читайте также:
Родион Раскольников и Соня Мармеладова - история взаимоотношений

В тексте преобладают метафоры: «гонимый миром странник», «мой ум немного совершит», «в душе моей… надежд разбитых груз лежит», «океан угрюмый» . Дополняется монолог эпитетами – «неведомый избранник», «русская душа» и сравнением – «в душе моей, как в океане» .

Важную роль в произведении играет интонация. При помощи вопросительных и восклицательного предложений поэт расставляет смысловые акценты.

Мятежный дух лирического героя передается посредством аллитерации «р»: «как он, гонимый миром странник, но только с русскою душой» .

Анализ стихотворения «Нет, я не Байрон, я другой» (М.Ю. Лермонтов)

Анализ стихотворения «Нет, я не Байрон, я другой», которое написал Михаил Юрьевич Лермонтов, позволяет познакомиться с ранним творчеством поэта. Команда Литеровед.ру собрала весь необходимый материал, при помощи которого вам будет значительно проще изучить анализируемое произведением.

  1. История создания
  2. Жанр, размер
  3. Образы и символы
  4. Темы, проблемы
  5. Средства художественной выразительности
  6. Основная мысль

История создания

Стихотворение «Нет, я не Байрон, я другой» Михаил Юрьевич пишет в 1832 году. Эти стоки написаны тогда еще юным семнадцатилетним поэтом. Несмотря на юный возраст, поэт уже определился со своим предназначением.

Михаил Юрьевич очень любил творчество Байрона, которым мог зачитываться часами. Лермонтов полностью разделял взгляды основоположника романтизма. В душе Михаил Юрьевич был таким точно романтиком.

В анализируемом стихотворении Лермонтов проводит сравнительный анализ своего творчества с творчеством Байрона. Он отмечает значительное сходство, но так же тонко подмечает и отличия. Этим стихотворением Михаил Юрьевич расставлял все точки, показывая то, что он не является подражателем и не пытается выбиться за счет популярного поэта.

В то время было модным разочарование в жизни, на что молодой Лермонтов ответил, что он не пытается обратить на себя внимание благодаря упадническому настроению. Для него подобное состояние является состоянием русской души. Дальнейшее его творчество лишь подтверждает его слова.

Жанр, размер

Что касается жанра произведения, то здесь нельзя ответить однозначно. Ближе всего данное произведение к элегии, поскольку в нем присутствуют философские мотивы, а так же рассуждения на тему собственной жизни.

Для написания автор использует четырехстопный ямб. Автор уделяет большое внимание собственным размышлениям о своей жизни, поколении, одиночестве – все это указывает на философскую лирику.

Направление произведения – романтизм. На него указывает речь о разбитых надеждах, рассуждения о смерти, а так же противопоставления поэта толпе.

Образы и символы

Главным образом стихотворения является внутренний мир лирического героя, а благодаря другим образам, автор лишь дополняет картину. Таким образам он показывает читателю свое эмоциональное состояние.

Символом души выступает океан, который, как и человеческая душа, хранит в себе огромное количество непостижимых тайн.

В стихотворении автор использует и образ толпы, которой себя противопоставляет. Он не скрывает своего одиночества, поскольку не может найти общий язык с обществом. Он уверен в том, что его мысли совершенно непонятны людям, а познать и в состоянии лишь он сам и Бог.

На примере толпы, которая в данном произведении выступает лишь дополнением для придания контраста, поэт сравнивает себя с Байроном.

Но автор четко дает понять, что с Байроном они различны. Первая строка стихотворения четко говорит об этом:

Нет, я не Байрон, я другой,
Ещё неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.

Михаил Юрьевич еще не успел обрести известность, и не уверен, что ему хватит для этого времени. Но он находит и сходство – их объединяет одиночество, отдаленность от людей.

Лирического героя поэт показывает гордым и одиноким. Он уверен в своей ранней смерти, но это совершенно его не печалит. Ему безразлично окружение, а главный интерес вызывает лишь собственное самопознание. Главной целью своей жизни он видит лишь великие дела, поэтому не пытается тратить время на мелочи.

Темы, проблемы

В стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой» Михаил Юрьевич поднимает несколько тем, которые и дальше встречаются в его творчестве.

Лирический герой начинает размышлять по поводу своего будущего. Он уверен в том, что столь быстрое начало творческой карьеры, так же быстро закончится, так и не успев достигнуть желаемой вершины. Таким образом, он пытается противопоставить себя уже сформировавшегося, знаменитого поэта, который добился очень многого.

В стихотворении поднимается тема судьбы, которая встречается в творчестве многих поэтов. Поэт смирился с тем, что уготовила ему судьба, поэтому не собирается с этим бороться. Он, молча и спокойно, принимает свою участь.

Тема одиночества проходит через все творчество поэта. Лирического героя он изображает странником, который гоним отовсюду. Ему нет места в обществе, поскольку он себя там чувствует лишним и непонятым. Он тщетно пытается найти того самого человека, который способен понять его.

Затрагивается в произведении тема поэта и толпы, которая так же очень волновала авторов того периода. Лирический герой страдает от непонимания, из-за которого вынужден коротать одинокое существование. Народу не интересно то, что происходит вокруг них, и это мешает поэту полноценно развиваться, существовать и творить.

Интересной темой выступает тема самопознания. Автор тонко подмечает то, что люди совершенно не знают того, что творится в душе друг у друга. Душа – это неизведанный океан, который бережно хранит свои тайны. Более того, он подмечает, что не знает самого себя. Его душа – загадка для всех, и в первую очередь для него самого.

Читайте также:
Загадки про весну - для дошкольников, школьников 2, 3, 4 класса

Что же касается настроения стихотворения, то это разочарование и тоска. Лирического героя огорчает то, что окружение не в силах понять и услышать его. Он одинок в своих мыслях и творчестве. Толпа всегда будет считать его странным чудаком, чьи мысли ей не суждено понять.

Средства художественной выразительности

Михаил Юрьевич использует различные тропы для передачи своего эмоционального состояния. В тексте используются метафоры, которые подчеркивают отчужденность лирического героя. Он в гордом одиночестве продолжает искать свое счастье.

Использует автор и сравнения, благодаря которым он показывает свою схожесть с великим поэтом.

Встречается и риторический вопрос, который он задает самому себе.

Основная мысль

Главной мыслью стихотворения является размышления автора над собственной ролью в жизни. Для него его жизненный путь – это уникальная, ни на что не похожая дорога. Да, отдаленно его творческий и жизненный путь очень похож на великого Байрона, но автор тут же показывает их кардинальные различия. Он знает, что на него возложена некая особенная миссия. В то же время Лермонтов уверен в том, что его жизнь будет очень короткой, и воплотить в реальность все мечты ему просто не хватит времени.

Автор отмечает так же и то, что общество не в состоянии его понять и услышать. Поэтому он смело подчеркивает свою уникальность, которая в дальнейшем становится его визитной карточкой. Пусть он останется непонятым толпой, но он продолжит свой творческий путь. Его главная задача творить, невзирая на то, что народ его не может и не хочет понять.

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Анализ стихотворения «Нет, я не Байрон, я другой» Лермонтова

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Нет, я не Байрон, я другой.
История создания – произведение поэт написал накануне своего 18-летия в 1832 году, впервые оно было опубликовано в журнале «Библиотека для чтения» за 1845 г.

Тема стихотворения – внутренний мир романтического героя.

Композиция – Стихотворение написано в форме монолога лирического героя, который можно разделить на части: сравнение с Байроном, рассказ лирического героя о своей душе. Произведение не делится на строфы.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, в стихотворении использована перекрёстная АВАВ и кольцевая АВВА рифмовка.

Метафоры – «гонимый миром странник», «мой ум немного совершит», «в душе моей… надежд разбитых груз лежит», «океан угрюмый».

Эпитеты – «неведомый избранник», «русская душа».

Сравнения – «в душе моей, как в океане».

Жанр, направление, размер

Как во многих стихотворениях поэта, в этом произведении нельзя однозначно определить жанр. Его можно отнести к элегии: оно содержит философские мотивы, рассуждение над своей жизнью.

Стихотворение написано привычным для Лермонтова размером: четырехстопный ямб. Размышления о собственной судьбе, о своем поколении, чувство совершенного одиночества – все это позволяют отнести произведение к философской лирике.

Направление – романтизм, ведь перед нами классический букет того периода: разбитые надежды (в 17 лет!), мысли о смерти и бренности бытия, противопоставление себя, непонятого, но гордого, презренной толпе. Все черты романтизма в сборе, и осталось только махнуть на прощание белым парусом.

История создания

М. Ю. Лермонтов написал анализируемое стихотворение в 1832 г. незадолго до того, как ему исполнилось 18 лет. Уже тогда молодой человек знал, что посвятит свою жизнь литературе. Ранние стихотворения Михаил Юрьевич создавал в духе романтизма. Не удивительно, что молодой поэт сравнивал себя с Байроном.

Творчеством английского поэта-романтика Лермонтов увлекался с детства. Он перечитывал не только произведения Байрона, но и его биографию. В юношеском возрасте Михаил Юрьевич заметил, что у него с его кумиром много общего и в судьбе, и в характере. Байрона считали угрюмым и обидчивым человеком, с которым очень трудно найти общий язык. Лермонтов тоже чувствовал, что его не понимают окружающие, поэтому часто замыкался в себе.

До момента написания стихотворения русский поэт успел пережить смерть матери, разлуку с отцом. Его мечта стать филологом тоже была разбита. Намеки на эти события находим в его творении.

Стихотворение «Нет, я не Байрон, я другой» можно считать пророческим, ведь в нём поэт предсказал, что жизнь его будет недолгой. Впервые произведение было опубликовано в журнале «Библиотека для чтения» за 1845 г.

Кто такой Байрон?

Джордж Гордон Байрон – английский поэт-романтик. Рано остался без отца. Из-за бедности и недостатков внешности испытывал душевные страдания, избегал общения с людьми. Прожил всего 36 лет, полных приключений и авантюрных похождений. Байрон писал в жанре романтической поэзии. Стал родоначальником целого литературного направления, получившего название байронизма. В поэме «Чайльд-Гарольд», завоевавшей популярность во всей Европе, в том числе и в России, он изобразил себя, таким как видел себя сам.

Читайте также:
Манилов характеристика героя Мертвых душ: цели, поведение, речь


Делакруа. Иллюстрация к одной из восточных поэм Байрона.

Байрон много путешествовал по южной Европе и Азии. Был в Испании, Италии, Португалии, Албании, Греции, Турции. Переплыл пролив Дарданеллы. Участвовал в греческом освободительном движении. Все эти обстоятельства возвышали Байрона в глазах романтически настроенной молодежи. Мода на байронизм продержалась всю первую половину XIX века. Этим направлением в литературе был увлечен и Лермонтов.

Анализируемое стихотворение программное, в нём отобразились особенности романтизма. В его строках поэт рассказывает о душе лирического героя. В центре произведения лирический герой, который пытается познать самого себя и предсказать будущее. Лирическое «Я» полностью сливается с автором.

В первых строках герой уверенно заявляет, что он не Байрон. Тем не менее, он пишет, что считает себя избранным. Лирический герой не отрицает некоторую схожесть с английским поэтом, считая, что оба они странники «гонимые миром». Эта метафора намекает не только на отчужденность от толпы, неспособной понять мятежную душу, но и на скитания Лермонтова, связанные со службой. Лирический герой называет себя странником. Такое восприятие одинокой бунтарской души характерно для романтизма.

Герой рассказывает, что он обратился к творчеству раньше Байрона, поэтому считает закономерным «кончить ране». Он позволяет себе приоткрыть занавес своей души. Читатель может видеть, что в ней «надежд разбитых груз лежит». Лирический герой тщательно скрывает свои мысли от толпы, осознавая, что найдёт в ней только непонимание и осуждение. Его думы известны пока только ему самому и Богу.

Сходства и различия в судьбах и характерах Байрона и Лермонтова

В судьбах Лермонтова и Байрона читатели и те, кто знали Лермонтова, находили много общего:

  • трудное детство, (Байрон рано остался без отца, Лермонтов – без матери);
  • недостатки внешности: Байрон хромал, был полным, Лермонтов – с детства был болезненным, низкорослым (всего 158 см), и, по мнению ровесников, некрасивым. Эти обстоятельства заставляли русского поэта замыкаться в себе;
  • оторванность от родных мест (Байрон из-за долгов был вынужден уехать из Англии, Лермонтова несколько раз ссылали на Кавказ);
  • замкнутость характера;
  • Оба принадлежали к дворянским, хоть и обедневшим фамилиям.

В отличие от Байрона Лермонтов не тяготился недостатком средств. Бабушка выделяла достаточно средств на содержание внука, кроме этого, он получал за службу. В отличие от Байрона, Лермонтов никогда не был игроком и мотом. Байрон уехал из Англии по своей воле. Лермонтова на Кавказ ссылали. Да и внешне высокий блондин Байрон существенно отличался от низкорослого шатена Лермонтова.

Байрон был женат и развелся, у него было немало романов, Лермонтов никогда не был женат, и в Донжуанских похождениях не был замечен.

Средства выразительности

Раздумья о своей судьбе и о судьбе Байрона М. Лермонтов воспроизвел при помощи художественных средств. Тропы позволили автору раскрыть тему выразительно и оригинально.

В тексте преобладают метафоры: «гонимый миром странник», «мой ум немного совершит», «в душе моей… надежд разбитых груз лежит», «океан угрюмый». Дополняется монолог эпитетами – «неведомый избранник», «русская душа» и сравнением – «в душе моей, как в океане».

Важную роль в произведении играет интонация. При помощи вопросительных и восклицательного предложений поэт расставляет смысловые акценты.

Мятежный дух лирического героя передается посредством аллитерации «р»: «как он, гонимый миром странник, но только с русскою душой».

Темы и настроение

В стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой» Михаил Лермонтов затрагивает множество тем, которые коснулись его самого. В произведении представлены:

  • Тема судьбы. Лирический герой в лице самого поэта предсказывает свой творческий и жизненный путь в строках произведения. Он противопоставляет себя Байрону, так как тот уже смог добиться многого в жизни. Строка из стихотворения является подтверждением этому: «Я раньше начал, кончу ране». Тема судьбы затрагивалась во многих произведениях представителей романтизма, поэтому в творчестве Лермонтова можно наблюдать пророчество, которое он не собирается опровергать. Поэт принял для себя решение, что лучше ничего не пытаться исправить, а плыть по течению.
  • Тема одиночества. Она является неотъемлемой для всего творчества поэта. Лермонтов чувствовал себя ненужным в обществе, не мог найти того человека, с которым мог бы разделить свои мысль и быть понятым.
  • Тема поэта и толпы. Михаил Юрьевич чувствует себя одиноким в окружении людей. Он считал, что из-за масок приличия, которые все натянули на лица, писатель не может раскрыть свой талант и полностью отдаться творческому процессу.
  • Тема самопознания. Лирический герой повествует о том, что люди неспособны увидеть внутренний мир других. Поэт даже не знает, что творится у него самого в глубине души. Он сравнивает человека со слепцом, не видящим даже себя.
  • Разочарование и тоска. В таком юном возрасте Лермонтов уже несёт на себе груз «несбывшихся надежд». Поэт считает себя никому не нужным, а его произведения так до конца и не будут поняты обществом.

Тест по стихотворению

  1. Вопрос 1 из 8

Укажите год создания стихотворения М. Лермонтова «Нет, я не Байрон, я другой»:

Начать тест(новая вкладка)

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

Основная идея

Лирический герой размышляет над своим предопределением. Он считает себя самобытным, хоть и видит некие сходства и различия с Байроном.

Лермонтов чувствует особое предназначение в жизни. В стихотворении автор предсказывает свою недолгую творческую карьеру, непонимание со стороны общества и одиночество. Смысл произведения заключается в том, что оно является некой визитной карточкой писателя, в которой отображены его чувства и мысли.

Читайте также:
Стихи про маму трогательные до слез, четверостишья от дочери

Лермонтов понимал, что существует ещё множество писателей, которые разочаровались в своей жизни, поэтому он решил заявить о себе. Поэт подмечает собственные новаторские идеи, которые могли бы принести ему славу, но он не сможет ей насладиться. Михаил Юрьевич пытается донести, что в творчестве он излагает свои мысли, а не подражает Байрону и не пишет только ради популярности.

Поэт выражает своё душевное состояние при помощи поэзии, даже если кто-то это уже до него делал.

Лирический герой

Стихотворное изложение ведется от первого лица. Логично заключить, что лирический герой – это сам Лермонтов. Поэт-одиночка уверен в своей скорой смерти. И даже смерть для него – это выход, избавление от дел, к которым не лежит душа.

Лирический герой занят самокритикой и самокопанием. Быть занятым в трудах не значительных – это не его мечта. Он хочет добиться всего и сразу.

Такой образ мыслей свойственен юности и раннему творчеству. Позднее, при создании образа Печорина, Лермонтов отойдет от этой линии. Его мировоззрение поменяется, и он с сожалением покажет, к чему может привести подобный инфантильный настрой через призму жизни персонажа произведения «Герой нашего времени».

Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Нет, я не Байрон, я другой»

Дж. Гордон Байрон — один из самых знаменательных поэтов Великобритании. При жизни он не был понят и принят своими современниками, лишь сейчас, с расстояния в несколько веков, перед нами раскрываются все краски его творчества.

Байрон был человеком скрытным, одновременно заносчивым и тихим, немного угрюмым и несколько меланхоличным. Неудивительно, что Лермонтов в самом начале своего творческого пути невольно сравнивал себя с ним. В возрасте 18 лет, когда к нему пришло осознание того, что жизнь свою он хочет связать с искусством, с литературой, он написал стихотворение, в котором не только противопоставил личности Байрона личность свою, но и сравнил судьбу английского поэта с возможным развитием своего собственного жизненного пути.

Так же, как и Байрон, Лермонтов был весьма скромны человеком, с изрядной толикой самоедства. Он никогда не считал себя поэтом особого таланта, не любил славу, а лестные отзывы воспринимал как сигнал для того, чтобы писать еще лучше. В том возрасте, Лермонтов считал себя «еще неведомым избранником», которому только предстоит выбрать свою судьбу. Сравнив себя и Байрона, Лермонтов находит много общего, и, в тоже время, отказывается подражать ему. Да, у обоих поэтов сложная судьба, но Лермонтов «другой», он начал раньше, позже и закончит. Этими строками он предрекает себе скорый конец, смиряется с тем, что его жизнь как поэта будет весьма скоротечной.

Рассматривая перспективы своего творчества, Лермонтов пессимистично и иронично о. Он видит, что в те смутные времена, творчеством и стихами вряд ли можно будет как-то повлиять на умы людей, изменить жизнь к лучшему. Эта ноша тяжким грузом легла на плечи поэта, этот лейтмотив разочарования, собственного бессилия проходит сквозь все его дальнейшее творчество.

Отрицая попытки подражать Байрону в его мрачной, ироничной и циничной манере, Лермонтов дает понять, что готов встретиться с недопониманием, тоской и людской злобой. При этом, он хочет сохранить в своей душе веру в лучшее, веру в людей и в бога. Уже тогда, в столь юном возрасте, Лермонтов понимает, что выбранный им путь сулит лишь одиночество и душевные муки. Но он не в силах, не в праве изменить это.

Обрекая себя на отрешенность от общества, он словно добровольно соглашается на сделку с некими высшими силами. Можно ли назвать это пассивностью, можно ли обвинить Лермонтова в пессимизме? Нет, конечно. Не нам судить, сквозь пелену времен. Но если взглянуть под правильным углом, то станет ясно. Выбор Лермонтова — это самый настоящий стоицизм. Это проявление веры в некие высшие идеалы. Это отказ от жизни по уже проложенному пути.

Рекомендуется к прочтению:

Композиция

Композиция стихотворения состоит из двух частей.

Первая часть сосредоточена на доказательствах того, что между Лермонтовым и Байроном есть существенные различия.

Вторая часть по объёму меньше и состоит из четырех строчек. Ритмически вторая часть отличается от первой. Здесь кроются мотивы, то есть, почему было написано это стихотворение. Он говорит о том, что у него не получится дожить до своего успеха и признания:

Я раньше начал, кончу раньше, Мой ум немного совершит.

Актуальность

Стихотворение остается актуальным по сей день. Во все времена были свободолюбивые мыслители, поэты и другие деятели искусства, которые остаются верны своим представлениям.

Исследуя лирику М. Ю. Лермонтова можно предположить, что поэт был сверхчувствительной личностью. Лермонтов не был пророком как таковым, но был всегда на шаг вперёд своего времени.

Он искренне не принимал политический строй того времени с его самодержавно-крепостнической действительностью. Поэта не пугают гонения, он остаётся верен своему признанию до конца жизни. Лермонтов прекрасно понимает свою ответственность за свою деятельность не столько перед властью и народом, сколько перед Богом.

Пафос

Лермонтов осознает неизбежность своей преждевременной смерти. Слова о короткой жизни окажутся пророческими.

Лермонтов передает грусть и тревожность лирического героя, гонимого миром.

Одиночество будет бесконечным. Герой смиряет себя с мыслью о том, что он всегда будет одинок. Вместе с тем, поэта огорчает человеческий произвол и гордыня. Всё это отдаляет человека от Бога и искусства.

Читайте также:
«Мы теперь уходим понемногу»️ анализ стихотворения С.А. Есенина

Сюжет

Сначала поэт делает отсылку на личность Байрона. У обоих конфликт с окружающим миром. Поэт называет их гонимыми ветром странниками. Общность заключается в избранничестве и своей исключительности.

Далее, Лермонтов сравнивает душу лирического героя с океаном. Внутренние переживания бушуют как волны океана и поглощают самого поэта. Надежды рухнули, и ничего не приносит ему радость.

С чем связаны были его надежды? В первую очередь, это личные переживания. Муки души. Во-вторых, это судьба литературы в России: байронизм в России основывался на идеях декабристов, а конце 20-х годов эти идеи сошли на нет.

Революцонно-демократические идеи еще не зародились. По этой причине Лермонтов не может найти себе места. В период затишья будущее поэта кажется ему туманным.

В конце стихотворения поэт говорит о толпе «кто толпе мои расскажет думы?». Он выражает сомнения и неуверенность в своем предназначении и смысле жизни.

Проблематика

Поэт, сравнивая себя с Байроном, осознает свое одиночество и пытается показать то, насколько глубоко это чувство и почему он чувствует себя одиноким. В тоже время поэт говорит, что он совсем другой, а не такой, каким его видят другие.

Непонятый окружающими, поэт приходит к выводу, что родился не в то время. Сердца людей очерствели и одеты в броню. Очень сложно достать до самого сердца.

Литературные труды Лермонтова никого не впечатляют и никто ими не проникается. Для этого нужно много трудиться. Именно это вызывает беспокойство.

Второй период творчества

М.Ю. Лермонтов. Автопортрет

Для поэта это были годы становления и углубления его поэзии. Он писал мало. Лермонтов определяет главные темы современности, их место в собственном творчестве. Восстание декабристов разделило историю страны на «до» и «после». Лермонтов взрослел уже в николаевской России, когда проводились репрессии против мятежников 1825 г. Николай I стремился сделать всё, чтобы не допустить нового восстания. Наступила эпоха разобщения людей, а Лермонтов в своём творчестве создаёт философскую концепцию одиночества. Эта тема существовала и в первом периоде его творчества, но тогда она раскрывалась им в традиционном романическом стиле, в подражании Байрону. Ещё в 1830 г. он написал стихотворение «Стансы», в котором выражена мысль о том, что одиночество – единственно возможное состояние его души. И выбрано оно им добровольно.

М. Лермонтов «Стансы» (отрывок)

Я к одиночеству привык, Я б не умел ужиться с другом, – Я б с ним препровожденный миг Почел потерянным досугом.

Мне скучно в день, мне скучно в ночь, Надежды нету в утешенье, Она навек умчалась прочь, Как жизни каждое мгновенье.

На светлый запад удалюсь – Вид моря грусть мою рассеет. Ни с кем в отчизне не прощусь – Никто о мне не пожалеет.

Быть может, будет мне о ком Тогда вздохнуть, – и провиденье Заплотит мне спокойным днем За долгое мое мученье. 1830

Отныне лирическим героем Лермонтова становится вечный странник и скиталец.

М. Лермонтов

Никто моим словам не внемлет… я один. День гаснет… красными рисуясь полосами, На запад уклонились тучи и камин Трещит передо мной. – Я полон весь мечтами, О будущем… и дни мои толпой Однообразною проходят предо мной, И тщетно я ищу смущенными очами Меж них хоть день один, отмеченный судьбой! 1836

Стихотворение и анализ «Нет, я не Байрон, я другой…»

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

Я раньше начал, кончу ране,

Мой ум немного совершит;

В душе моей, как в океане,

Надежд разбитых груз лежит.

Кто может, океан угрюмый,

Твои изведать тайны? Кто

Толпе мои расскажет думы?

Я — или бог — или никто!

Краткое содержание

П. Заболотский. Портрет М.Ю. Лермонтова в штатском платье. 1840

В начале произведения автор делает отсылку к личности Байрона. У них много общего: оба пребывают в затяжном конфликте с окружающим обществом. Лермонтов даёт меткое определение, именуя Байрона и себя «странниками», гонимыми ветром судьбы. Затем автор проводит сравнение эмоций романтического героя с океанской стихией, говоря о том, что душевные переживания бушуют, подобно океанским волнам, поглощая в своей пучине поэта. У лирического героя рухнули надежды на счастье: больше ничто не способно доставить ему удовольствие.

Надежды героя, прежде всего, связаны с его личными терзаниями души. Также его беспокоит судьба русской литературы: ведь, направление «байронизм», популярное среди отечественных литераторов и основанное на идеях декабристов, к окончанию двадцатых годов стало невостребованным.

Тогда ещё не успели сформироваться революционно-демократические идеалы и стремления. Поэт не способен отыскать своё место в жизни: будущая судьба представляется ему туманной. В завершении произведения Лермонтов размышляет о толпе, сожалея о том, что некому будет передать молодому поколению его мысли. Он высказывает сомнение относительно своего жизненного предназначения, как поэта.

История создания

История появления на свет этих стихотворных строк напрямую связана с творчеством великого английского поэта Байрона, чьи произведения во многом определили выбор вектора литературного направления Лермонтова. Стихотворные строки датируются 1832 г. К моменту написания произведения Лермонтов ещё не достиг восемнадцатилетнего возраста. Живительный «родник» своего вдохновения юный автор видел не только в стихах Байрона, но и в его трагической судьбе.

Читайте также:
Внесценические персонажи Горе от ума - образы, их роль

Лермонтов не уставал проводить биографические параллели между собой и любимым поэтом, отмечая сходство общих черт характера. Лермонтов и Байрон являлись двумя сложными гениальными личностями, которых людская толпа не желала принимать и понимать. Ранняя кончина матери, вынужденное расставание с отцом, мучительный поиск себя – всё это способствовало тому, что Лермонтов взялся за перо, чтобы излить свои переживания в этих стихах. Первые читатели смогли познакомиться с произведением в 1845 году на страницах «Библиотеки для чтения».

Жанр, направление, размер

Стихотворение относится к жанру элегии: в нём преобладают глубокие философские мотивы. Повествуя о своей жизни, лирический герой не скрывает эмоций грусти и печали. Произведение соответствует чертам литературного направления «романтизм», точно так же, как и всё творчество Лермонтова.

Поэтический размер – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой. В стихотворном тексте представлены женские и мужские рифмы.

Композиция

Композиционное «здание» произведения состоит из двух частей:

  1. Первая часть – повествование сосредоточено на доказательстве того, что между Лермонтовым и Байроном имеются очевидные различия.
  2. Вторая часть является меньшей по объёму: включает в себя всего лишь четыре строки. С ритмической точки зрения эта часть весьма отличается от первой. В ней повествуется о мотивах, объясняющих: зачем и с какой целью автор написал данное произведение. Лирический герой заявляет, что ему так и не удастся увидеть собственный творческий успех, ощутить общественное признание.
Образы и символы

В стихотворении представлена следующая семантически значимая образная палитра:

  • образ лирического героя – центральный. Поэтический мир романтического героя находится в эпицентре повествования. Посредством разнообразных образов передаётся состояние его души. Мы воспринимаем героя, как горделивого одиночку и пилигрима, верящего в свою раннюю кончину. Такой романтический герой представляет собою привычный романтический шаблон. Его не интересуют недостойные мелкие дела, он желает всего и сразу;
  • образ толпы – данный образ появляется лишь в предпоследней строке. Лирический герой противопоставляет себя людской толпе, подчёркивая этим собственную избранность и одиночество. Герой уверен: его «думы» никто не в силах понять, за исключением Бога. Максимальная оторванность от презренной толпы позволяет герою проводить параллель между собой и великим эпатажным Байроном;
  • образ Байрона – лирический герой, сравнивая себя с Байроном, одновременно противопоставляет ему себя. В первой строчке он проводит разделительную черту между ними, заявляя: «Нет, я не Байрон, я другой». Герой ещё никому не известен, но уже понимает, что не сможет многого добиться. Однако, он указывает на сходство с английским поэтом, заявляя о себе: «… как он, гонимый миром странник». С Байроном героя роднит одиночество и отчуждённость от общества.
Темы и настроение

В произведении Лермонтов поднимает сразу несколько важных тем:

  1. Тема будущего – романтический герой размышляет о будущем, предопределяя свой жизненный и творческий путь. Он противопоставляет себя великому Байрону, успевшему достичь мирового общественного признания.
  2. Тема судьбы – данная тема всегда интересовала поэтов-романтиков. В данном случае перед нами открывается печальное пророчество, которое человек не готов опровергнуть. Последователи направления «пассивный романтизм» не боролись со злым роком, так как считали, что жалким людям его не победить.
  3. Тема одиночества – данная тема неотъемлема для всего творчества Лермонтова. Автор именует себя «странником», ощущая одиночество среди людей.
  4. Тема поэта и толпы – лирический герой ощущает себя в полном одиночестве, ведь никто не способен его понять.

Настроение произведения преисполнено тревожностью и тоской лирического героя, не понятого и гонимого миром.

Основная идея

Основной смысл стихотворения – демонстрация творческого кредо, своеобразная «визитная карточка» с указанием основных мыслей, чувств и особенностей поэта-романтика. Лермонтов стремится показать читателям, что он вовсе не Байрон. Творческое кредо автора индивидуально. Лермонтов говорит о том, что у каждого литературного творца имеется своя «визитная карточка». Поэтому он вовсе не желает, подобно Байрону, получить признание высшего света.

Средства выразительности

Лермонтов использует следующие средства выразительности:

  • метафоры – «океан угрюмый», «гонимый миром странник»;
  • эпитеты – «русская душа», «разбитые надежды»;
  • сравнение – «в душе моей, как в океане»;
  • экспрессивный синтаксис – «Я – или бог – или никто!».

Анализ стихотворения М. Лермонтова «Нет, я не Байрон, я другой»

Михаил Юрьевич Лермонтов был представителем романтизма. Его привлекало творчество Джорджа Байрона, так как поэт видел сходство с ним и его мировоззрением. Стихотворение можно считать ответом на те возгласы критиков, которые сравнивали русского поэта и зарубежного представителя романтизма. Возражение на обвинения Михаил Лермонтов высказал в своём произведении «Нет, я не Байрон, я другой». Анализ стихотворения поможет кратко понять основную мысль, которую хотел донести автор, и подготовиться к сочинению по литературе в 10 классе.

  1. История создания
  2. Темы и настроение
  3. Основная идея
  4. Композиция, жанр и направление
  5. Средства художественной выразительности

История создания

Своё стихотворение Лермонтов написал в 1832 году, незадолго до своего восемнадцатилетия, точная дата неизвестна. Уже к тому времени он понимал, что дальнейшую жизнь свяжет с поэзией. Раннее творчество было написано в жанре романтизма, которому автор не изменял до конца. Из-за этого Михаил Юрьевич сам начал сравнивать себя с великим Байроном.

Творчеством английского поэта Лермонтов увлекался с самого детства. Его привлекало не только прочтение его произведений, но и изучение биографии. В какой-то момент русский поэт понял, что у него много общего с Байроном как в судьбе, так и в мировоззрении. Зарубежного писателя не понимали современники, считали его творчество слишком угрюмым. Так же и Михаил Юрьевич иногда замечал, что его никто не понимает, из-за чего он часто любил оставаться в одиночестве и замыкался в себе. Именно эти черты роднят Лермонтова с Байроном.

Читайте также:
Cочинение на тему героизм к ОГЭ/ЕГЭ по русскому

До написания стихотворения поэт пережил множество потрясений в свой жизни: смерть матери, разлуку с отцом, рухнули мечты о становлении филологом. Упоминания об этом можно проследить в строках его произведения.

Впервые стихотворение предстало перед публикой в 1845 году в журнале «Библиотека для чтения». Удивительно то, что оно стало пророческим для поэта, так как он предсказал свою недолгую жизнь.

Темы и настроение

В стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой» Михаил Лермонтов затрагивает множество тем, которые коснулись его самого. В произведении представлены:

  • Тема судьбы. Лирический герой в лице самого поэта предсказывает свой творческий и жизненный путь в строках произведения. Он противопоставляет себя Байрону, так как тот уже смог добиться многого в жизни. Строка из стихотворения является подтверждением этому: «Я раньше начал, кончу ране». Тема судьбы затрагивалась во многих произведениях представителей романтизма, поэтому в творчестве Лермонтова можно наблюдать пророчество, которое он не собирается опровергать. Поэт принял для себя решение, что лучше ничего не пытаться исправить, а плыть по течению.
  • Тема одиночества. Она является неотъемлемой для всего творчества поэта. Лермонтов чувствовал себя ненужным в обществе, не мог найти того человека, с которым мог бы разделить свои мысль и быть понятым.
  • Тема поэта и толпы. Михаил Юрьевич чувствует себя одиноким в окружении людей. Он считал, что из-за масок приличия, которые все натянули на лица, писатель не может раскрыть свой талант и полностью отдаться творческому процессу.
  • Тема самопознания. Лирический герой повествует о том, что люди неспособны увидеть внутренний мир других. Поэт даже не знает, что творится у него самого в глубине души. Он сравнивает человека со слепцом, не видящим даже себя.
  • Разочарование и тоска. В таком юном возрасте Лермонтов уже несёт на себе груз «несбывшихся надежд». Поэт считает себя никому не нужным, а его произведения так до конца и не будут поняты обществом.

Основная идея

Лирический герой размышляет над своим предопределением. Он считает себя самобытным, хоть и видит некие сходства и различия с Байроном.

Лермонтов чувствует особое предназначение в жизни. В стихотворении автор предсказывает свою недолгую творческую карьеру, непонимание со стороны общества и одиночество. Смысл произведения заключается в том, что оно является некой визитной карточкой писателя, в которой отображены его чувства и мысли.

Лермонтов понимал, что существует ещё множество писателей, которые разочаровались в своей жизни, поэтому он решил заявить о себе. Поэт подмечает собственные новаторские идеи, которые могли бы принести ему славу, но он не сможет ей насладиться. Михаил Юрьевич пытается донести, что в творчестве он излагает свои мысли, а не подражает Байрону и не пишет только ради популярности.

Поэт выражает своё душевное состояние при помощи поэзии, даже если кто-то это уже до него делал.

Композиция, жанр и направление

Стих написан в форме монолога Лермонтова. Композиция делится на 2 смысловые части:

  • Сравнение поэта с Байроном.
  • Повествование автора о своей душе.

Однако произведение не делится на строфы, так как одна мысль плавно перетекает в другую.

В большинстве стихотворений поэта нельзя точно выделить какой-то определённый жанр. Это произведение не стало исключением. Его можно отнести к элегии, так как Лермонтов рассуждает на философские темы и о своём жизненном пути.

Размер стихотворения — четырёхстопный ямб. Произведение можно отнести к философской лирике, так как в нём сдержатся размышления поэта о своём поколении, о непонимании со стороны общества и об одиночестве.

Направление — романтизм, так как стихотворение содержит весь соответствующий ему набор: разбитые надежды, бренность бытия, противопоставление себя обществу.

Средства художественной выразительности

В своём стихотворении Лермонтов использовал большое количество троп, которые помогли красочно описать переживания поэта и его мысли. В произведении содержатся такие средства выразительности:

  • Метафоры — «гонимый миром странник», «мой ум немного совершит».
  • Эпитеты — «неведомый избранник», «русская душа».
  • Сравнение —»в душе моей, как в океане».
  • Важную роль в стихотворении играет интонация, при помощи которой поэт выделяет ключевые моменты. Чтобы понять это в полной мере, следует прослушать аудиоформат произведения.
  • Мятежный дух писателя выражается при помощи аллитерации: «как он, гонимый миром странник, но только с русскою душой».

Анализ произведения Лермонтова «Нет, я не Байрон, я другой» поможет читателю понять основной смысл стихотворения. Поэт хотел показать всему миру, что его строки особенные, он не пытается кому-то подражать.

Хоть Михаилу Юрьевичу и было на тот момент 17 лет, но он уже потерял все надежды в этой жизни.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: