Диоген Синопский биография, образ жизни, интересные факты о вкладах в науку знаменитого древнегреческого философа, основные идеи и труды

Диоген

Диоген Синопский – древнегреческий философ, ученик Антисфена, основателя школы киников. Именно Диоген жил в бочке и ходя днем с лампой искал «честного человека». Будучи киником, он пренебрежительно относился ко всякой культуре и традициям, а также презирал любые формы роскоши.

Биография Диогена наполнена многими афоризмами и интересными фактами из жизни.

Итак, перед вами краткая биография Диогена.

Биография Диогена

Диоген появился на свет около 412 г. до н.э. в городе Синопе. О его детстве и юности историкам почти ничего не известно.

То, что мы знает о биографии мыслителя, поместилось в одну главу книги «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», за авторством его тезки Диогена Лаэртского.

Диоген Синопский рос и воспитывался в семье менялы и ростовщика по имени Гикесий. Со временем главу семейства арестовали за подделывание монет.

Любопытно, что Диогена также хотели посадить за решетку, однако юноше удалось сбежать из Синопа. После долгих дней скитаний он оказался в Дельфах.

Именно там Диоген спросил у оракула, что ему делать дальше и чем заниматься. Ответ оракула, как всегда был весьма абстрактен и звучал следующим образом: «Заняться переоценкой ценностей».

Однако в то время биографии Диоген не обратил внимания на данный ему совет, продолжив свое путешествие.

Философия Диогена

Во время своих странствий Диоген дошел до Афин, где на главной площади города услышал речь философа Антисфена. То, что говорил Антисфен произвело на парня большое впечатление.

Памятник Диогену

В результате, Диоген решил стать последователем учения афинского философа.

Поскольку у него не бело денег, он не мог снять комнату, не говоря уже о покупке дома. После недолгих размышлений, Диоген пошел на радикальные меры.

Отчаянный ученик устроил себе жилье в большой керамической бочке, которую он вкопал неподалеку от городской площади. Именно это породило выражение «бочка Диогена».

Стоит заметить, что Антисфена очень раздражало присутствие настырного незнакомца. Однажды он даже избил его палкой, чтобы тот ушел, однако это не помогло.

Тогда Антисфен не мог и представить, что именно Диоген станет ярчайшим представителем школы киников.

Философия Диогена опиралась на аскетизм. Ему были чужды любые блага, к которым так стремились окружающие его люди.

Мудрец тянулся к единению с природой, игнорируя законы, чиновников и религиозных деятелей. Себя он называл космополитом – гражданином мира.

После смерти Антисфена, отношение афинян к Диогену еще больше ухудшилось и на то были причины. Горожане считали его сумасшедшим.

Александр Македонский перед Диогеном

Диоген мог в публичном месте заниматься онанизмом, нагишом стоять под ливнем и совершать множество других неадекватных поступков.

Тем не менее с каждым днем слава о сумасшедшем философе становилась все больше. В итоге с ним захотел пообщаться сам Александр Македонский.

Плутарх рассказывает, что Александр долго ждал, пока сам Диоген придет к нему выразить свое почтение, но тот спокойно проводил время у себя. Тогда полководец был вынужден самостоятельно посетить философа.

Александр Великий застал Диогена греющимся на солнце. Подойдя к нему он произнес:

– Я великий царь Александр!

– А я, – ответил мудрец, – собака Диоген. Кто бросит кусок – тому виляю, кто не бросит – облаиваю, кто злой человек – кусаю».

– А меня ты боишься?», – спросил Александр.

– А что ты такое, зло или добро? – поинтересовался философ.

– Добро, – сказал тот.

– А кто же боится добра? – заключил Диоген.

Поразившись таким ответам, великий полководец позже якобы сказал следующее:

«Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном».

Диоген с фонарем ищет человека

Философ неоднократно вступал в жаркие споры с Платоном. Однако он конфликтовал и с другими яркими мыслителями, включая Анаксимена Лампсакского и Аристиппа.

Как-то раз горожане увидели днем Диогена, ходящего по городской площади с фонарем в руках. При этом «сумасшедший» философ периодически выкрикивал фразу: «Ищу человека».

Таким способом мужчина показывал свое отношение к обществу. Он часто критиковал афинян, высказывая в их адрес массу негативных отзывов.

Однажды, когда Диоген начал прямо на рынке делиться с прохожими глубокими мыслями, на его речь никто не обращал внимания. Тогда он резко защебетал по-птичьи, после чего вокруг него сразу же собралось много народа.

Мудрец с досадой произнес: «Это уровень вашего развития ведь, когда я говорил умные вещи, меня игнорировали, но когда я закричал как петух, все с интересом стали меня слушать».

Накануне войны греков с македонским царем Филиппом 2, Диоген на судне отправился к побережью Эгины. Однако во время плавания, корабль захватили пираты, которые либо убивали пассажиров, либо брали их в плен.

Став пленником, Диоген вскоре был продан коринфянину Ксеаниду. Хозяин философа поручил ему воспитывать и обучать своих детей. Стоит признать, что учителем философ был хорошим.

Диоген в бочке

Читайте также:
Пастернак биография, список произведений, интересные факты

Диоген делился с детьми не только своими знаниями, но также обучил их верховой езде и метанию дротиков. Кроме этого, он привил им любовь к физическим тренировкам.

Последователи учений Диогена, предлагали мудрецу выкупить его из рабства, но тот отказывался. Он заявлял, что даже при таком положении вещей может быть – «господином своего господина».

Личная жизнь

Диоген негативно относился к семейной жизни и государственному устройству. Он публично говорил, что дети и жены – общие, а между странами не существует границ.

За свою биографию Диоген написал 14 философских трудов и несколько трагедий.

Смерть

Диоген умер 10 июня 323 г. до н.э. в возрасте около 89 лет. По просьбе философа, его похоронил лицом вниз.

На могиле киника установили мраморное надгробие и собаку, которая олицетворяла собой жизнь Диогена.

Диоген

Биография

Античность считается благоприятной почвой для возникновения школ философии – человечество уже сделало культурный скачок и расширило горизонты знаний, что, в свою очередь, породило еще больше вопросов. Тогда было сформулировано учение Сократа, дополненное и переработанное его прославленным учеником Платоном. Это учение стало классическим, поэтому остается актуальным и по сей день.

Античные философы на картине Рафаэля “Афинская школа”

Но были и другие философские школы, например, школа киников, основанная другим учеником Сократа – Антисфеном. Яркий представитель этого течения – Диоген Синопский, прославившийся извечными спорами с Платоном, а также эпатажными (порой даже вульгарными) выходками.

Детство и юность

О жизни Диогена известно мало, да и сохранившаяся информация спорна. То, что известно о биографии философа, поместилось в одну главу книги его тезки, позднеантичного ученого и библиографа Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов».

Портрет Диогена

Согласно книге, древнегреческий философ родился в 412 году до нашей эры, в городе Синопе (отсюда и прозвище), расположенном на берегу Черного моря. О матери Диогена ничего не известно. Отец же мальчика Гикесий работал трапезитом – так в Древней Греции называли менял и ростовщиков.

Детство Диогена прошло во времена неспокойные – в родном городе постоянно вспыхивали конфликты между прогреческими и проперсидскими группировками. Из-за сложной общественной ситуации Гикесий начал подделывать монеты, но трапезита быстро поймали с поличным. Диогену, которого также собирались арестовать и наказать, удалось сбежать из города. Так и началось странствие парня, которое привело его в Дельфы.

Памятник Диогену

В Дельфах уставший и измученный Диоген обратился к местному оракулу с вопросом, что же делать дальше. Ответ, как и ожидалось, был туманен: «Заняться пересмотром ценностей и приоритетов». В тот момент Диоген не понял этих слов, поэтому не придал им значения и отправился скитаться дальше.

Философия

Дорога привела Диогена в Афины, где на городской площади он столкнулся с философом Антисфеном. Неизвестно, как состоялось их знакомство, но Антисфен поразил Диогена до глубины души, а Диоген вызвал у Антисфена чувство неприязни. Тогда Диоген и решил остаться в Афинах, чтобы стать учеником философа.

Портрет Диогена

У Диогена не было денег (по некоторым источникам, их украл его товарищ Манес, вместе с которым Диоген прибыл в Афины), поэтому купить дом или хотя бы арендовать комнату он не мог себе позволить. Но это не стало проблемой для будущего философа: Диоген вкопал рядом с храмом Цибелы (недалеко от Афинской агоры – центральной площади) пифос – большую глиняную бочку, в которой греки хранили продукты, чтобы те не пропали (античная версия холодильника). В бочке (пифосе) Диоген и стал жить, что послужило основой для выражения «бочка Диогена».

Пусть и не сразу, но Диогену удалось стать учеником Антисфена – пожилой философ не смог избавиться от настырного ученика даже с помощью избиения палкой. В результате именно этот ученик прославил кинизм как школу античной философии.

Диоген в бочке

В основе философии Диогена лежали аскетизм, отказ от всех благ сущих, а также подражание природе. Диоген не признавал государств, политиков, религии и священнослужителей (эхо общения с дельфийским оракулом), а себя считал космополитом – гражданином мира.

После смерти учителя дела Диогена стали совсем плохи, горожане считали, что он тронулся умом, о чем свидетельствовали регулярные выходки. Известно, что Диоген прилюдно занимался онанизмом, возглашая, что было бы прекрасно, если и голод можно было бы утолить, погладив живот.

Диоген и Александр Македонский

Во время беседы с Александром Македонским философ назвал себя собакой, однако так Диоген называл себя и раньше. Однажды несколько горожан кинули ему, как собаке, кость и хотели заставить грызть ее. Однако результата они предсказать не могли – подобно собаке, Диоген отомстил задирам и обидчикам, помочившись на них.

Были и менее экстравагантные перформансы. Увидев неумелого лучника, Диоген сел около мишени, сказав, что это самое безопасное место. Голым стоял под дождем. Когда горожане пытались увести Диогена под навес, Платон говорил, что не стоит: лучшая помощь тщеславию Диогена проявится в том, чтобы не трогать его.

Читайте также:
Солженицын - биография, интересные факты, книги и произведения

Обнаженный Диоген

История разногласий между Платоном и Диогеном занимательна, однако Диогену лишь раз удалось действительно красиво обставить оппонента – это случай с платоновским человеком и ощипанной курицей. В остальных же случаях победа оставалась за Платоном. Современные ученые придерживаются мнения, что выходец из Синопа просто завидовал своему более успешному оппоненту.

Также известно и о конфликте с другими философами, в числе которых – Анаксимен Лампсакский и Аристипп. В перерывах между стычками с конкурентами Диоген продолжал чудить и отвечать на вопросы людей. Одно из чудачеств философа дало имя другому крылатому выражению – «фонарь Диогена». Философ ходил днем с фонарем по площади, восклицая: «Ищу человека».

Диоген с фонарем ищет человека

Таким образом он выражал отношение к окружающим людям. О жителях Афин Диоген часто нелестно отзывался. Однажды философ начал читать лекцию на рынке, но его никто не слушал. Тогда он заверещал по-птичьи, и вокруг него сразу же собралась толпа.

«Это уровень вашего развития, – заявил Диоген, – когда я говорил умные вещи, меня игнорировали, но когда я заверещал как петух, все с интересом стали наблюдать».

Когда начался военный конфликт греков с македонским царем Филиппом Вторым, Диоген покинул Афины, отправившись на корабле к берегам Эгины. Однако добраться туда не удалось – судно было захвачено пиратами, а все, кто на нем находились, были либо убиты, либо взяты в плен.

Из плена Диогена отправили на невольничий рынок, где его приобрел коринфянин Ксеанид для того, чтобы философ обучал его детей. Стоит отметить, что учителем Диоген был хорошим – помимо верховой езды, метания дротиков, истории и греческой литературы, философ научил детей Ксеанида питаться и одеваться скромно, а также заниматься физическими упражнениями для поддержания своей физической формы и здоровья.

Диоген Синопский

Ученики и знакомые предлагали философу выкупить его из рабства, но он отказывался, утверждая, что так якобы иллюстрирует тот факт, что даже в рабстве он может быть «господином своего господина». На деле же Диоген радовался крыше над головой и регулярному питанию.

Умер философ 10 июня 323 года, находясь в рабстве у Ксеанида. Похоронили Диогена лицом вниз – как и просил. На его могиле, в Коринфе установлена надгробная плита из паросского мрамора со словами благодарности от учеников и пожеланиями вечной славы. Также из мрамора сделали собаку, символизирующую жизнь Диогена.

Диоген

Собакой представился Диоген Александру Македонскому, когда македонский царь решил познакомиться с прославленным философом-маргиналом. На вопрос Александра: «Почему собака?» Диоген ответил просто: «Кто бросит кусок – тому виляю, кто не бросит – того облаю, а кто обидит – того кусаю». На шутливый вопрос о породе собаки, философ тоже ответил не мудря: «Когда голоден – мальтийской (т.е. ласковый), когда сыт – милосской (т.е. злой)».

Личная жизнь

Диоген отрицал семью и государство, утверждая, что дети и жены – общие, а между странами нет границ. Исходя из этого, сложно установить биологических детей философа.

Сочинения

Согласно Диогену Лаэртскому, после себя философ из Синопа оставил 14 философских трудов и 2 трагедии (в некоторых источниках число трагедий увеличивается вплоть до 7). Большинство из них сохранилось благодаря другим писателям и философам, использующим высказывания и изречения Диогена.

Философ Диоген

К числу сохранившихся сочинений относятся «О богатстве», «О добродетели», «Афинский народ», «Наука нравственности» и «О смерти», а к числу трагедий – «Геракл» и «Елена».

Диоген. Жизнь и смерть самодостаточного философа

Древнегреческий философ Диоген родился в греческой колонии на Чёрном море — Синопе в 412 году до Р.Х., а умер, по свидетельству Диогена Лаэртского , в 323 году до Р.Х. в городе Коринфе в день смерти Александра Великого, скончавшегося в Вавилонии.
Диоген Синопский был самым ярким представителем философской школы циников, которая проповедовала шутки и каламбуры главным движущим стимулом своего учения. Последователи этой школы считали, что человеческое счастье заключается в естественной жизни и что добиться этого можно только самодостаточностью, бережливостью, самосознанием и физическими упражнениями.
Циники являлись последователями древнегреческой философской школы, которую основал Антисфен (в 445-360 или 444-368 до Р.Х.) Эта философская школа находилась в районе Киносаргес в Афинах и происходит от слова кинос — собака. Это была единственная школа в городе, в которую принимали не только афинян, но так же и не граждан Афин. Территория этой школы представляло собой священную рощу Геркулеса, которую последователи этой школы позже переименовали в рощу Циников.
Циники в частности утверждали, что потребности человека не должны отличаться от тех, которые присущи животным. И, как пример приводили потребности собак.
И если Антисфен разработал теорию цинизма, то Диоген не только развил идеи учителя, но и создал идеалы жизни, как он понимал эти идеалы. Этот идеал включал в себя основные элементы философии циников: проповедь безграничной духовной свободы каждого человека, пренебрежение ко всяким обычаям и общепринятым нормам жизни, отказ от богатства и власти, знатности и удовольствий, презрение к славе и успеху.
Девизом циников можно считать слова Диогена: «Ищу человека», которую он бесконечно повторял, проходя с зажженным фонарем сквозь толпу в яркий солнечный день. Демонстрируя этим неверное понимание сущности человеческой личности.
Великий философ утверждал, что человек всегда имеет возможность быть счастливым. Однако большинство людей живёт иллюзиями, понимая под счастьем богатство, славу и сомнительные удовольствия. Свою задачу он видел в развенчивании этих иллюзии. Он утверждал бесполезность математики, физики, музыки, науки вообще. И считал, что человек должен познать прежде всего самого себя, свою собственную неповторимую личность.
В этом смысле циники стали продолжателями учения Сократа, до предела развив его идею об обманчивости представлений обыденного человека о счастье, о добре и зле. Недаром Платон называл Диогена «безумствующим Сократом».
По мнению Диогена, истинное счастье состояло в полной свободе индивида. Свободен же только тот, кто свободен от лишних потребностей. Средство для достижения свободы Диоген обозначал понятием аскисис — упражнений, стараний. Аскисис — это не философское понятие. Это образ жизни, основанный на постоянных тренировках тела и духа для того, чтобы быть готовым ко всяческим жизненным невзгодам, умение властвовать над собственными желаниям, воспитание в себе презрения к наслаждению и удовольствиям.
Сам Диоген предстает перед человечеством примером мудреца-аскета. У него не было собственности. Одно время, подчеркивая своё презрение к людским привычкам, он жил в пифари… Диогена художники изображают сидящим в бочке. Должна вас разочаровать: Диоген никогда в бочках не сиживал. А жил он некоторое время в ;;;;;; (пифари), огромном глиняном сосуде, немного сужающегося кверху. В таких сосудах в Греции держали пшеницу, просо, вино и другие продукты.
Он удивлял людей своими неординарными поступками. Так, увидев однажды, как мальчик на улице пил воду из горсти, Диоген выбросил из своей сумы чашку, промолвив: «Мальчик превзошёл меня простотой привычек». А когда увидел некого мальчика, который, разбив свою плошку, ел чечевичную похлёбку из куска выеденного хлеба, он выбросил так же и миску.
Одно время Диоген снова и снова просил подаяния у статуи, а на вопрос, зачем он это делает, завил: «Чтобы приучить себя к отказам».
Поведение философа было вызывающим, временами даже экстремистским. Например, придя в один роскошный дом, он плюнул в лицо хозяину в ответ на просьбу соблюдать порядок. Когда Диоген брал деньги в долг, то говорил, что хочет лишь взять то, что ему должны. А однажды он стал звать людей, и когда те сбежались, набросился на них с палкой, говоря, что звал людей, а не мерзавцев. Подчеркивая своё отличие от окружающих, и выражая им своё презрение, он неоднократно называл себя «собака Диоген».
Целью жизни Диоген считал достижение состояния самодостаточности, когда человек постигает суетность внешнего мира и становится безразличным ко всему, кроме спокойствия собственной души. В этом смысле характерен эпизод встречи Диогена и Александра Македонского.
Прослышав о Диогене, великий государь пожелал встретиться с ним. Но когда он шагнул к философу и сказал:
— Проси меня, о чём пожелаешь.
Диоген ответил:
— Не заслоняй мне солнце!
В этом ответе как раз и заключена идея самодостаточности, ибо Диогену были безразлично всё, включая и великий дар Александра. И он довольствовался своими собственными представлениями о счастье.
Уже в древности учение циников стали называть кратчайшей дорогой к добродетели. На могиле Диогена был воздвигнут мраморный памятник в виде собаки с надписью: «Даже бронза ветшает со временем, но слава твоя, Диоген, не прейдёт во веки, ибо ты сумел убедить смертных, что жизнь сама по себе достаточна, и указать простейший путь жить».

Читайте также:
Роберт Бёрнс биография, известные стихи, факты, творчество

Торжество победы над самим собой есть венец философии.

Лучший способ мучить своих врагов — всегда находиться в хорошем настроении.

Когда человек молод — очень рано, когда старый — уже поздно.

Истории, связанные с Диогеном:

Однажды Диогена спросили:
— Почему люди охотно подают милостыню калекам и нищим, а мудрецам отказывают?
Философ ответил:
— Потому, что люди боятся стать калеками и нищими, но хорошо знают, что мудрецами им не стать никогда.
Похвала
Как-то на званном обеде всем наскучил своей плохой игрой арфист. Диоген однако, удивил всех, похвалив того:
— Молодец, что, будучи плохим музыкантом, всё же продолжаешь играть, а не идёшь воровать.

Почему Диоген не любит людей

Однажды Диогена спросили, почему он не любит людей – ни плохих, ни хороших. Философ ответил:
— Плохих не люблю за то, что они творят зло, а хороших – за то, что позволяют им это делать.
Польза от вина
Однажды за ужином Диогену предложили кубок дорогого вина. Он тут же вылил его на пол. Возмущённые гости принялись бранить философа. В ответ Диоген поизнёс:
— Если бы я выпил это вино, оно всё равно не досталось бы вам, а меня превратило бы на время в скота. А так — оно и вам не досталось, и мне не причинило никакого вреда.

Продолжи или начни

Всегда довольствуясь малым, Диоген редко просил милостыню. В случае крайней нужды он говорил, обращаясь к прохожим:
— Если ты добр и уже подавал ранее, то дай и мне, а если нет, то начни с меня!

Собирая милостыню, Диоген попросил у одного богача целую драхму. Тот удивился:
— Почему так много? Ведь у других ты просишь меньше.
Философ ответил:
— У других я попрошу ещё и получу. А ты вряд ли найдёшь в себе силы подать вдругорядь.

Самое безопасное место

Как-то на состязании по стрельбе из лука Диоген увидел неумелого стрелка. Вдруг философ уселся у самой мишени и сказал стреляющему:
— Видать, здесь самое безопасное место.

Читайте также:
Мережковский Дмитрий Сергеевич биография, творчество

Один борец из-за постоянных неудач оставил занятия спортом и стал врачевателем. Узнав об этом, Диоген сказал:
— Ты, наверное, решил погубить всех победителей.

Победитель Олимпиады, афинянин Диокрипп, торжественно въезжал в родной город. Увидев в толпе красивую девушку, он оглянулся, не находя сил оторваться о неё взглядом. Диоген, стоящий в толпе горожан, приветствовавшей спортсмена, воскликнул тогда:
— Смотрите: девчонка свернула шею нашему герою!

Вот в чём разница

Диоген спросил у знакомого:
— Скажи, что про меня говорят афиняне?
Тот ответил:
— Говорят, что ты притворяешься дураком.
— Скажи им: я притворяюсь дураком, а они притворяются умными!

Диогену, который достиг преклонных лет, советовали изменить свой образ жизни и доживать свой век спокойно. Философ ответил:
— Если бы вы соревновались в беге на Олимпиаде и, пробежав почти всю дистанцию первым, стали слабеть недалеко от финиша, вы бы сдались? Или постарались бы сохранить первенство?

У Диогена спросили, богат ли один известный ему человек. Он ответил:
— Не знаю, мне известно, что у него много денег.
— Значит, он богат!
— Быть богатым и иметь много денег – не одно и то же, — пояснил Диоген. – По-настоящему богат лишь тот, кто вполне удовлетворён тем, что имеет. Тот же, кто старается иметь больше, чем имеет, — бедняк по сравнению с тем, кто ничего не имеет, но при этом доволен своим положением.

Что быстрее стареет

Диогена спросили, что быстрее всего стареет. Философ ответил:
— Благодарность.

Литература:
Диоген Лаэртский, VI, 69)
Институт Философии Российской Академии Наук ИСТОРИЯ МОРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
Гаспаров М. Л. Занимательная Греция. – М.: НЛО, 1995
Диоген Синопский
Электронная библиотека
Юлиан. К невежественным киникам
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Книга VI. Диоген
«Антология кинизма»; под ред. И.М.Нахова. М.: Наука, 1984.
Диоген Лаэртский. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». М.: Мысль, 1986.
Кисиль В. Я., Рибери В.В. Галерея античных философов; в 2-х томах. М., 2002.ISBN 5-8183-0414-0.
Зайцев А. И.Диоген Синопский// Новая философская энциклопедия / Предс. научно-ред. совета В. С. Степин. — М.: Мысль, 2001. — ISBN 5-244-00961-3.

Диоген Синопский биография, образ жизни, интересные факты о вкладах в науку знаменитого древнегреческого философа, основные идеи и труды

В Античности человечество сделало культурный скачок и расширило горизонты знаний.

Это послужило благоприятной почвой для возникновения школ философии. Тогда было сформулировано учение Сократа, дополненное и переработанное его прославленным учеником Платоном. Это учение стало классическим, оно остается актуальным и в наше время. +Но были и другие философские школы, например, школа киников, основанная другим учеником Сократа — Антисфеном. А ярким представителем этого течения – был Диоген Синопский, он прославился вечными спорами с Платоном, а также эпатажными, а порой и весьма вульгарными выходками. Оказывается, эпатажные люди встречались и в глубокой древности. Среди них попадались и философы, как Диоген Синопский.

Из биографии Диогена:

О жизни Диогена известно немного, да и сохранившаяся информация спорна. То, что известно о биографии философа, поместилось в одну главу книги его тезки, позднеантичного ученого и библиографа Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов».

Согласно этой книге, древнегреческий философ родился в 412 году до нашей эры, в городе Синопе (отсюда и его прозвище), расположенном на берегу Черного моря. О матери Диогена ничего не известно. Отец же мальчика Гикесий работал трапезитом – так в Древней Греции называли менял и ростовщиков.

Детство Диогена проходило во времена неспокойные – в его родном городе постоянно вспыхивали конфликты между прогреческими и проперсидскими группировками. Из-за сложной общественной ситуации Гикесий начал подделывать монеты, но трапезита быстро поймали с поличным. Диогену, которого также собирались арестовать и наказать, удалось сбежать из города. Так и началось странствие Диогена, которое привело его в Дельфы.

Читайте также:
Валентин Распутин биография писателя, интересные факты о творчестве

В Дельфах уставший и измученный Диоген обратился к местному оракулу с вопросом, что же делать дальше. Ответ, как и ожидалось, был туманен: «Заняться пересмотром ценностей и приоритетов». В тот момент Диоген не понял этих слов, поэтому не придал им значения и отправился скитаться дальше.

Затем дорога привела Диогена в Афины, где на городской площади он столкнулся с философом Антисфеном, который поразил Диогена до глубины души. Тогда Диоген и решил остаться в Афинах, чтобы стать учеником философа, хотя Диоген вызвал у Антисфена чувство неприязни.

У Диогена не было денег (по некоторым источникам, их украл его товарищ Манес, вместе с которым Диоген прибыл в Афины). Купить дом или хотя бы арендовать комнату он не мог. Но это не стало проблемой для будущего философа: Диоген вкопал рядом с храмом Цибелы (недалеко от Афинской агоры – центральной площади) пифос – большую глиняную бочку, в которой греки хранили продукты, чтобы те не пропали (античная версия холодильника). В бочке (пифосе) Диоген и стал жить, что послужило основой для выражения «бочка Диогена».

Хотя и не сразу, но Диогену удалось стать учеником Антисфена. Пожилой философ не смог избавиться от настырного ученика даже с помощью избиения палкой. В результате именно этот его ученик прославил кинизм как школу античной философии.

В основе философии Диогена лежали аскетизм, отказ от всех благ сущих, а также подражание природе. Диоген не признавал государств, политиков, религии и священнослужителей (эхо общения с дельфийским оракулом), а себя считал космополитом – гражданином мира.

После смерти учителя дела Диогена стали совсем плохи, горожане считали, что он тронулся умом, о чем свидетельствовали его вульгарные регулярные выходки. Известно, что Диоген прилюдно занимался онанизмом, возглашая, что было бы прекрасно, если и голод можно было бы утолить, погладив живот.

Во время беседы с Александром Македонским философ назвал себя собакой, однако так Диоген называл себя и раньше. Однажды несколько горожан кинули ему, как собаке, кость и хотели заставить грызть ее. Однако результата они предсказать не могли – подобно собаке, Диоген отомстил задирам и обидчикам, помочившись на них.

Были и менее экстравагантные перформансы. Увидев неумелого лучника, Диоген сел около мишени, сказав, что это самое безопасное место. А ещё он голым стоял под дождем. Когда горожане пытались увести Диогена под навес, Платон говорил, что не стоит: лучшая помощь тщеславию Диогена проявится в том, чтобы не трогать его.

История разногласий между Платоном и Диогеном занимательна, однако Диогену лишь раз удалось действительно красиво обставить оппонента – это случай с платоновским человеком и ощипанной курицей. В остальных же случаях победа оставалась за Платоном. Современные ученые придерживаются мнения, что выходец из Синопа просто завидовал своему более успешному оппоненту.

Также известно и о конфликте с другими философами, в числе которых — Анаксимен Лампсакский и Аристипп. В перерывах между стычками с конкурентами Диоген продолжал чудить и отвечать на вопросы людей. Одно из чудачеств философа дало имя другому крылатому выражению – «фонарь Диогена». Философ ходил днем с фонарем по площади, восклицая: «Ищу человека». Таким образом он выражал отношение к окружающим людям. О жителях Афин Диоген часто нелестно отзывался. Однажды философ начал читать лекцию на рынке, но его никто не слушал. Тогда он заверещал по-птичьи, и вокруг него сразу же собралась толпа. «Это уровень вашего развития, — заявил Диоген, — когда я говорил умные вещи, меня игнорировали, но когда я заверещал как петух, все с интересом стали наблюдать».

Когда начался военный конфликт греков с македонским царем Филиппом Вторым, Диоген покинул Афины, отправившись на корабле к берегам Эгины. Однако добраться туда не удалось – судно было захвачено пиратами, а все, кто на нем находились, были либо убиты, либо взяты в плен.

Из плена Диогена отправили на невольничий рынок, где его приобрел коринфянин Ксеанид для того, чтобы философ обучал его детей. Стоит отметить, что учителем Диоген был хорошим – помимо верховой езды, метания дротиков, истории и греческой литературы, философ научил детей Ксеанида питаться и одеваться скромно, а также заниматься физическими упражнениями для поддержания своей физической формы и здоровья.

Ученики и знакомые предлагали философу выкупить его из рабства, но он отказывался, утверждая, что так якобы иллюстрирует тот факт, что даже в рабстве он может быть «господином своего господина». На деле же Диоген радовался крыше над головой и регулярному питанию.

Умер философ 10 июня 323 года, находясь в рабстве у Ксеанида. Похоронили Диогена лицом вниз – как и просил. На его могиле, в Коринфе установлена надгробная плита из паросского мрамора со словами благодарности от учеников и пожеланиями вечной славы. Также из мрамора сделали собаку, символизирующую жизнь Диогена. Собакой представился Диоген Александру Македонскому, когда македонский царь решил познакомиться с прославленным философом-маргиналом. На вопрос Александра: «Почему собака?» Диоген ответил просто: «Кто бросит кусок – тому виляю, кто не бросит – того облаю, а кто обидит – того кусаю». На шутливый вопрос о породе собаки, философ тоже ответил не мудря: «Когда голоден – мальтийской (т.е. ласковый), когда сыт – милосской (т.е. злой)».

Читайте также:
Биография Островского, хронологическая таблица, факты

Диоген отрицал семью и государство, утверждая, что дети и жены — общие, а между странами нет границ. Исходя из этого, сложно установить биологических детей философа.

Согласно книге библиографа Диогена Лаэртского, после себя философ из Синопа оставил 14 философских трудов и 2 трагедии (в некоторых источниках число трагедий увеличивается до 7). Большинство из них сохранилось благодаря другим писателям и философам, использующим высказывания и изречения Диогена. К числу сохранившихся сочинений относятся «О богатстве», «О добродетели», «Афинский народ», «Наука нравственности» и «О смерти», а к числу трагедий – «Геракл» и «Елена».

Интересные факты из жизни Диогена:

*Диоген на самом деле жил не в бочке, как многие считают, а в пифосе — глиняном сосуде для хранения зерна. Деревянная бочка была изобретена римлянами через 5 веков после смерти Диогена.

*Однажды очень богатый человек пригласил Диогена в свой роскошный дом и предупредил его: «Смотри как чисто в моем доме, не вздумай плюнуть куда-нибудь.» Осмотрев жилище и подивившись его красотой, Диоген подошел к хозяину и плюнул ему в лицо, заявив, что это самое грязное место, которое он нашел.

*Диогену часто приходилось попрошайничать, но он не просил милостыню, а требовал: «Дуралеи, подайте философу, ведь он учит вас жить!».

*Когда афиняне были заняты подготовкой к войне с Филиппом Македонским и кругом была суета и волнение, Диоген начал катать по улицам свой пифос. Многие спрашивали его, зачем он это делает, на что Диоген отвечал: «Все заняты делом, и я тоже».

*Когда Александр Македонский покорил Аттику, он решил лично познакомиться с Диогеном и пришел к нему с предложением выполнить любое желание. Диоген попросил его отойти, чтобы не заслонять солнце. На что полководец заметил, что не будь он Александром Великим, стал бы Диогеном.

* По иронии судьбы Александр умер в один день с Диогеном 10 июня 323 года до н. э.

*Однажды, возвращаясь из Олимпии, на вопрос, много ли там народу, Диоген сказал: «Народу полно, а людей нет».

*А в другой раз, выйдя на площадь, он начал кричать: «Эй, люди, люди!», но когда народ сбежался, он начал прогонять их палкой, приговаривая: «Я звал людей, а не мерзавцев».

*Увидев сына проститутки, швырявшего камни в толпу, Диоген сказал: «Берегись попасть в отца!»

*После того, как Платон дал определение человека как животного, ходящего на двух ногах и лишенного шерсти и перьев, Диоген принес к нему в школу ощипанного петуха и отпустил его, торжественно провозгласив: «Теперь ты — человек!» Платону пришлось добавить к определению фразу «… и с плоскими ногтями».

*При жизни Диогена часто называли собакой за его поведение, и это животное стало символом киников — последователей Диогена.

*На могиле Диогена в Коринфе был установлен памятник в виде пса, стоявшего на колонне.

Цитаты и изречения Диогена Синопского:

1.Когда философ Диоген нуждался в деньгах, он не говорил, что одолжит их у друзей; он говорил, что попросит друзей возвратить ему долг.

2.Человеку, спросившему, в какое время следует завтракать, Диоген ответил: «Если ты богат, то когда захочешь, если беден, то когда сможешь.

3. «Бедность сама пролагает путь к философии. То, в чем философия пытается убедить на словах, бедность вынуждает осуществлять на деле».

4.«Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных, гадание и астрология — самым безумным, суеверие и деспотизм — самым несчастным».

5.На вопрос, откуда он, Диоген сказал:» Я — гражданин мира.”

6.Увидев судачивших женщин, Диоген сказал: «Одна гадюка у другой берет яд взаймы».

7.«Обращайся с вельможами, как с огнем: не стой ни очень близко, ни очень далеко от них».

8.На вопрос, в каком возрасте следует жениться, Диоген ответил: «Молодым еще рано, старым уже поздно».

9. «Злословец есть самый лютый из диких зверей».

10. «Поучать старца – что лечить мертвеца».

11. «Если ты подаешь другим, подай и мне, если нет, то начни с меня».

12. «Протягивая руку друзьям, не сжимай пальцы в кулак».

13. «Любовь — дело тех, кому нечего делать».

14. «Философия даёт готовность ко всякому повороту судьбы».

15. «Смерть — не зло, ибо в ней нет бесчестья».

16. «Быть в хорошем настроении — причинять муки своим завистникам».

17. «Сладострастие — занятие людей, ничем другим не занятых».

Читайте также:
Есенин биография, творчество и список произведений, факты

18. «Те, кто содержат животных, должны признать, что скорее они служат животным, чем животные им».

19. «Для того, чтобы жить как следует, надо иметь или разум или петлю».

20. « Льстец — самый опасный из ручных животных».

Диоген Синопский — об авторе

Информация

Биография

Диоген Синопский, также известный как Диоген киник — древнегреческий философ, ученик Антисфена, основателя школы киников.

Из-за большого числа противоречащих друг другу описаний и доксографий фигура Диогена сегодня предстает слишком неоднозначной. Работы, приписываемые Диогену и дошедшие до наших дней, вероятнее всего созданы последователями и принадлежат более позднему времени. Также сохранилась информация о существовании в один период по крайней мере пяти Диогенов. Это значительно усложняет систематическую организацию сведений о Диогене Синопском.

Имя Диогена, из анекдотов и легенд, в которых оно принадлежало амбивалентной фигуре мудреца-фигляра и интегрировало обширный вымысел, зачастую…

Диоген Синопский, также известный как Диоген киник — древнегреческий философ, ученик Антисфена, основателя школы киников.

Из-за большого числа противоречащих друг другу описаний и доксографий фигура Диогена сегодня предстает слишком неоднозначной. Работы, приписываемые Диогену и дошедшие до наших дней, вероятнее всего созданы последователями и принадлежат более позднему времени. Также сохранилась информация о существовании в один период по крайней мере пяти Диогенов. Это значительно усложняет систематическую организацию сведений о Диогене Синопском.

Имя Диогена, из анекдотов и легенд, в которых оно принадлежало амбивалентной фигуре мудреца-фигляра и интегрировало обширный вымысел, зачастую переносилось в критические работы других философов (Аристотель, Диоген Лаэртий и т. д.). На почве анекдотов и притч возникла целая литературная традиция античности, воплощённая в жанрах апофтегм и хрий (Диоген Лаэртий, Метрокл из Маронеи, Дион Хрисостом и др.). Наиболее известна история о том, как Диоген днём с огнём искал Человека (та же история рассказывалась об Эзопе, Гераклите, Демокрите, Архилохе и др.).

Основной источник сведений о Диогене — трактат «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» Диогена Лаэртия. Утверждая у Диогена Синопского бессистемность взглядов и отсутствие учения в целом, Диоген Лаэртий всё же сообщает, ссылаясь на Сотиона, о 14 сочинениях Диогена, среди которых представлены как философские работы («О добродетели», «О добре» и т. д.), так и несколько трагедий. Обратившись, однако, к обширному числу кинических доксографий, можно прийти к заключению о существовании у Диогена вполне сформированной системы взглядов. По этим свидетельствам, он, проповедуя аскетический образ жизни, презирал роскошь, довольствуясь одеждой бродяги, используя для жилья пифос (большой сосуд для вина), а в средствах выражения зачастую был настолько прямолинеен и груб, что снискал себе имена «Собака» и «сумасшедший Сократ».

Не вызывает сомнений, что в своих беседах и повседневной жизни Диоген нередко вёл себя как маргинальный субъект, эпатирующий ту или иную аудиторию не столько с целью оскорбления или унижения её, но сколько из потребности обратить внимание на основания социума, религиозных норм, института брака и т. д. Утверждал примат добродетели перед законами общества; отвергал веру в богов, установленных религиозными институтами. Отвергал цивилизацию, в частности государство, считая его лживым изобретением демагогов. Объявлял культуру насилием над человеческим существом и призывал, чтобы человек вернулся в первобытное состояние; проповедовал общность жён и детей. Себя объявлял гражданином мира; пропагандировал относительность общепринятых норм морали; относительность авторитетов не только среди политиков, но и среди философов. Так, хорошо известны его отношения с Платоном, которого он считал болтуном. В целом Диоген признавал только основанную на подражании природе аскетическую добродетель, находя в ней единственную цель человека.

В позднейшей традиции негативные действия Диогена по отношению к обществу были, более чем вероятно, умышленно гиперболизированы. Поэтому вся история жизни и творчества этого мыслителя предстаёт как миф, созданный множеством историков и философов. Затруднительно обнаружить однозначные сведения даже биографического характера. Благодаря своей оригинальности Диоген является одним из самых ярких представителей античности, а заданная им киническая парадигма позже оказала серьёзное влияние на самые различные философские концепции.

Умер, согласно Диогену Лаэртскому, в один день с Александром Македонским. На его могиле был воздвигнут мраморный памятник в виде собаки, с эпитафией:
Пусть состарится медь под властью времени — всё же
Переживёт века слава твоя, Диоген:
Ты нас учил, как жить, довольствуясь тем, что имеешь,
Ты указал нам путь, легче которого нет.

История и философия Диогена


История и философия Диогена Синопского.

Биография

О биографии Диогена известно лишь благодаря Диогену Лаэртскому в шестой книге его труда «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». Диоген Синопский, так же известный как Диоген киник, родился в 412 году до н.э в Синопе в семье ростовщика по имени Гексий. Напряженная социальная обстановка, вызванная конфликтом персидских и греческих группировок, побудила Гексия заняться чеканкой фальшивых монет. Но, спустя некоторое время Гексия арестовывают, а его сына, Диогена, должна была ожидать та же участь, если бы не его побег в Дельфы.
Уставший от жизни Диоген спросил дельфийского оракула о смысле своего предназначения и получил весьма неоднозначный ответ «переоценка ценностей». Это высказывание Диоген понял значительно позже, и, можно сказать, действительно посвятил ему всю свою жизнь.
Прибыв в Афины, Диоген знакомится со своим будущим учителем Антисфеном, родоначальником кинизма, бывшем учеником Сократа. Несмотря на неприязнь по отношению к Диогену, Антисфен все-таки соглашается взять Диогена в ученики, не подозревая, что именно он прославит его учение.
Сам Диоген, приехав в Афины, совершенно не имел денег, и для того, чтобы выжить обустроился в глиняном пифосе, в последствии интерпретированным в качестве «бочки Диогена», что является грубой исторической ошибкой, так как в Древней Греции не изготавливали бочек. Вдохновленный аскетическими идеями кинизма, Диоген наилучшим образом демонстрировал его прикладное применение своими эпатажными выходками, в числе которых были нескончаемые споры с Платоном, выступления на площадях, прилюдный онанизм, «фонарь Диогена» и многие другие, как бы выразились в наши дни «концептуальные перфомансы».
Довольно популярна история о философской лекции Диогена на центральной площади Афин. Никто, конечно, же не обращал внимание на очередного софиста, сумбурно разбрасывающегося философскими терминами и концепциями. Заметив это, Диоген начал пародировать пение птиц различными эпатирующими способами. После этого, число его слушателей заметно возросло, вокруг собиралась толпа зевак, желавшая посмотреть на умалишенного «певца». «Вот, афиняне, цена вашего ума», — констатировал Диоген. — «Когда я говорил вам умные вещи, никто не обращал на меня внимания, а когда защебетал, как неразумная птица, вы слушаете меня разинув рот».
Именно эта история является ключевой в пути Диогена по переосмыслению ценностей. Философ презирал политику, религию, институты брака и семьи, насмехался над моральными устоями, да и в принципе, на считал афинян за людей. Однажды ясным днем он вышел на площадь с зажженным фонарем в руках и начал громко кричать: «Ищу человека!», тем самым демонстрируя отсутствие в полисе тех самых людей.
Не менее интересны его споры с Платоном, правда, всего лишь один из них увенчался однозначной победой Диогена. Платон утверждал, что человек – это двуногое без перьев, тогда же, Диоген взял петуха, ощипал его и назвал «платоновским человеком», демонстрируя глупость подобных метафор. Диоген отрицал онтологию Платона в отношении существования мира вещей и идей, для него, как для циника, все было значительно проще, лишено пафоса умозрительных философских конструкций: «чашу вижу, а чашности — нет», намекал он на бредовость концепции существования некой абсолютной и вечной идеи о чашке.
Правда, многие современники утверждают, что весь этот эпатаж Диоген нагонял на себя лишь для того, чтобы выделиться на фоне интеллектуально превосходившего его оппонента; быть может и так, а быть может, что Диоген просто остался непонятным.
Вскоре, Диогену пришлось оставить философию и принять участие в вооруженном конфликте с македонским царем Филиппом Вторым. Покинув Афины, Диоген стал участником Херонейской битвы. Но сражение не увенчалось победой, Диоген был захвачен в плен македонянами, а в последствии продан в рабство коринфянину Ксеониду для обучения его детей. Диоген обучал детей своего хозяина, поэзии и древнегреческой истории, но при этом, что не мало важно, он обучал их основам кинизма и аскетизма, поддержанию здоровья своего тела и тому как скромно питаться и довольствовать тем что имеешь.
Многие товарищи Диогена неоднократно предлагали ему заплатить выкуп, но философ всегда отказывался, подкрепляя свое поведение идеей того, что даже будучи рабом, интеллектуально он является «господином своего господина».
Будучи в Коринфе, Диогена потревожили, для того чтобы познакомить с Александром Македонским. Затем, его спросили, рад ли он удостоиться такой чести, на что он ответил: «Да, только ты закрываешь мне солнце», – а Александр в свою очередь сказал: «Если бы я не был Александром, я желал бы быть Диогеном». Существует не менее интересная история о другой беседе Александра и Диогена, произошедшая во время того, как Диоген созерцал груду человеческих костей. Александр попросил пояснить смысл его занятия, и услышал от Диогена философский ответ: «Я ищу кости твоего отца, вот только никак не могу отличить их от рабских».
Умер Диоген-киник 10 июля 323 года до н.э, в один день с Александром Македонским. Был похоронен лицом вниз, согласно своему завещанию, а на могиле был установлен памятник в форме собаки со следующими строками:
Пусть состарится медь под властью времени — всё же
Переживёт века слава твоя, Диоген:
Ты нас научил, как жить, довольствуясь тем, что имеешь,
Ты указал нам путь, легче которого нет.

Читайте также:
Бонапарт биография императора Франции, реформы, факты

Философия кинизма

Кинизм появился еще до Диогена Синопского, но последний стал его ярчайшим представителем. Слово «кинизм» можно перевести на современный лад «цинизм», правда, важно понимать, что древнегреческие киники весьма сильно отличались от современных представителей цинизма.

Основной принцип кинизма – жить подобно собаке, подразумевая в себе следующие качества:
• простоту жизни, следование собственной природе, презрение к условностям
• умение с твердостью отстаивать свой образ жизни, стоять за себя
• верность, храбрость, благодарность

Необходимый аспект греческого кинизма – соблюдение добровольной аскезы. Аскеза является благом, так как учит человека довольствоваться тем, что он имеет, тем, что дала ему природа, так как в противном случае человек впадает в зависимость от материальных благ, а аскеза дает свободу. Сам Диоген прекрасно справлялся с этим принципом: жил в пифосе, практически без одежды, питаясь прямо на улице, что в те времена было крайней степени не прилично.
Аскеза приводит к свободе, которая сама по себе является высшим благом. Свобода проявляется не только в аскезе, но и в принципе в независимости личности от внешнего мира и общества. Сюда же входит и отстраненность от религии и морали, которая делает человека ограниченным, загоняет в жесткие социальные рамки, на деле являющиеся лишь общепринятой фикцией, объективно не существующей. Отказы от жизни в социальные системы приводят к отказу от семьи и государства, подразумевая их навязанными противоестественными ценностями, не необходимыми свободному человеку. Сам Диоген прожил всю жизнь в одиночестве, не имел ни детей, ни семьи, провозглашал себя космополитом, считая, что границы между государствами не более чем человеческая выдумка.
Истинным благом для человека является отучение человека от зла, то есть от устоявшихся норм морали, паразитирующих на человеческом уме.

Можно сказать, что аксиологический идеал киников формируется следующим образом:
• Простота во всех аспектах жизнедеятельности
• Игнорирование всех потребностей, кроме базовых физиологических
• Отрицание условностей и навязанных ценностей
• Тотальная естественность
• Неприкосновенность личной свободы

Диоген Синопский (412-323 до н.э.) — биография, жизнь и вклады древнегреческого философа

В античные времена в Древней Греции развивались различные школы философии, что и позволило человечеству расширить свои знания и сделать огромный культурный скачок. Именно в это время появляется учение Диогена, биография которого насыщена различными событиями и интересными фактами из жизни этого необычного человека. Его теория устройства общества стала классической и актуальна по сей день.

Читайте также:
Зинаида Гиппиус биография, личная жизнь, интересные факты

Детство и юность

На сегодняшний день крайне мало достоверных фактов о жизни Диогена. Многие биографы этого знаменитого философа отмечают, что родился он в небогатой семье в 412 году до нашей эры в городе Синоп, который в настоящее время располагается в Турции. Известно, что отец мальчика работал менялой и ростовщиком. Детство Диогена Синопского прошло в неспокойные времена, в окрестностях его родного города постоянно отмечались конфликты между проперсидскими и прогреческими группировками.

Чтобы хоть как-то прожить в такое неспокойное время, отец будущего философа начинает заниматься подделкой монет. Однако его вскоре поймали с поличным, арест и наказание также грозило Диогену, который был вынужден пуститься в бега. Это было долгое странствие парня, которое в конечном счете привело его в город Дельфы. Тут измученный Диоген обращается к местному известному оракулу, спрашивая у него, что же ему делать дальше. Полученный ответ был достаточно расплывчатым, мудрец посоветовал ему пересмотреть свои приоритеты и ценности.

Жизнь в Афинах

Из города Дельфы Диоген отправился в странствование дальше, а в скором времени дорога привела его в Афины. Тут на городской площади он сталкивается с философом Антисфеном. Это встреча с умнейшим человеком того времени поразила Диогена до глубины души. Однако у Антисфена мысли юноши вызвали исключительное чувство неприязни. Философ, получивший известность за счет своего аскетичного образа жизни, не хотел брать себе в ученики Диогена, который твердо решил остаться в Афинах.

В это время Диоген жил крайне бедно, заработка у него практически не было, поэтому купить дом или хотя бы найти комнату для аренды он позволить себе не мог. Философ оригинальным образом решил эту проблему. Около главного храма, который располагался на центральной площади у афинской агоры, он вкапывает в землю большую глиняную бочку, ставшую для него домом.

В скором времени Диоген смог стать учеником Антисфена, несмотря на то, что этот философ не только отказывался от такой работы, но и пытался даже избить палкой настырного юношу. Спустя много лет именно Диоген прославил школу античной философии кинизма, представителем которой и являлся его учитель. В основе этой теории лежал отказ от благ цивилизации, полный аскетизм и подражание природе.

Известно, что Диоген не признавал политиков, государство, священнослужителей и религий. Он считал себя гражданином мира и космополитом. При этом Диоген утверждал, что нравственные законы должны стать основными в обществе. После смерти своего учителя дела у этого философа пошли совсем плохо. Многие горожане считали его сумасшедшим, тем более что Диоген совершал многие непристойные выходки, которые были в диковинку даже в те времена. Он мог рассказать встречным людям какой-нибудь секрет, выдуманный им буквально минуту назад, обманывая тем граждан и наблюдая за их поведением.

Читайте также:
Джордано Бруно - биография, характеристика, философские идеи

Живо описывается его встреча с Александром Македонским, во время которой философ представился собакой. Такое прозвище закрепилось за ним, а многие жители Афин относились к этому мыслителю как к животному, кидая кости и желая заставить его грызть их. Диоген же мстил своим обидчикам и задирам, он мог, словно собака, помочиться на них. Известно, что в это время ярым критиком этого философа был Платон, который утверждал, что такими своими выходками его оппонент лишь пытается привлечь к себе внимание.

Вражда с Платоном

Чрезвычайно интересна история о вражде с Платоном. Эти два величайших древнегреческих мыслителя жили в одно время, часто пересекались в Афинах, желая в споре красиво и понятно обставить оппонента. Во время многочисленных выступлений Платона перед его учениками на такие диспуты приходил Диоген, который приносил с собой еду, после чего начинал громко её жевать, срывая тем самым занятия.

Платон во время одной из своих лекций характеризовал человека как «ощипанную курицу». Диоген решил высмеять своего оппонента, для чего купил на рынке птицу, и пришёл с ней в философскую школу. Он прилюдно ощипал курицу, и преподнес такое животное Платону, уверяя, что это человек, о котором так много рассказывал этот великий мыслитель.

Таких случаев взаимной вражды известно множество, большинство историков сходятся во мнении, что Диоген всё же завидовал более успешному Платону, который входил в высшее общество, и поэтому он всячески подтрунивал над своим оппонентом.

Отношение к обществу

Диоген крайне критично и скептически относился к афинскому обществу и другим известным мыслителям того времени. Одна из выходок этого философа привела к появлению крылатого выражения «Фонаря Диогена». Таким способом мыслитель выражал свое презрительное отношение к обществу, состав которого был преимущественно из богатых, но малообразованных граждан. Днём он ходил с зажженным фонарем, громко выкрикивая на главной площади города «Ищу человека». Этим философ хотел сказать, что в Афинах не отыскать интересного собеседника.

Важнейшие работы:

  • О богатстве.
  • Афинский народ.
  • Елена.
  • Геракл.
  • О смерти.
  • Наука нравственности.

Во время одного из своих выступлений на рыночной площади жители Афин не слушали мыслителя, но как только он заверещал по-птичьи, сразу же вокруг него собралась огромная толпа. Философ заметил, что подобное является показателем уровня развития общества. Когда говорят умные вещи, люди просто игнорируют их, но стоит человеку заверещать словно петух, как за ним начинают с интересом наблюдать.

Годы в неволе

Когда начался конфликт между Афинами и македонским царем, философ покидает столицу Греции, отправляясь к берегам Эгины. Однако судно, на котором он плыл, оказалось захвачено пиратами, после чего пассажиры были либо убиты, либо попали на невольничий рынок. Тут пленного мыслителя приобрёл коринфянин Ксеанид. Он подыскивал философа для учёбы своих детей, и надо признать, что из Диогена получился великолепный учитель, который смог вести занятия по греческой литературе, древней истории, также он помогал детишкам заниматься физическими упражнениями и поддерживать их здоровье.

Основы учения этого философа:

  • отказ от собственности;
  • аскетичный образ жизни;
  • преобладание морали в поведении.

Знакомые и многие его ученики предлагали выкупить его из рабства, но философ неизменно отказывался от этого. Он уверял, что даже в неволе можно оставаться человеком, радуясь регулярному питанию и крыше над головой.

В одной из своих работ этот мыслитель отмечал, что ранее в Афинах ему часто требовалось думать о пропитании и крове, а, будучи в рабстве на Коринфе, он получил все, что требуется для нормальной жизни.

Смерть философа

Умер Диоген в 323 году до нашей эры в возрасте 89 лет. Он прожил насыщенную и невероятно долгую по тем временам жизнь. Умер этот великий философ и необычный человек в один день с Александром Македонским. Похоронен он, как и завещал, лицом вниз, его ученики и знакомые установили небольшую надгробную плиту с краткими словами благодарности и украсили её мраморной собакой, которая символизирует жизнь этого ученого.

Диоген Синопский внес существенный вклад в развитие философии, им были написаны многочисленные важнейшие труды в словесности и риторике, также он занимался проблемами общества, стараясь создать свод морально-этических законов. Биография этого мыслителя сегодня изучается в школах, поэтому потребуется подготовить различные доклады и рефераты, в которых кратко рассказывается об этом философе, описывается его учение и повествуется об интересных фактах из его жизни.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: