Васнецов биография, известные картины с названиями в Третьяковской галерее, творчество, интересные факты из жизни художника

Виктор Михайлович Васнецов – мастер исторической и фольклорной живописи

23 июля 1926 года, ровно 90 лет назад ушел из жизни выдающийся российский живописец – Виктор Михайлович Васнецов. Талантливый художник, иллюстратор, декоратор и архитектор он стал основоположником особого «русского стиля», который был создан на стыке исторического жанра и романтических тенденций, которые были навеяны символизмом и фольклором. Для российской живописи его работы имеют огромное значение. Сегодня имя Васнецова известно практически каждому жителю нашей страны, как и его самая известная картина – «Богатыри».

Виктор Васнецов появился на свет 15 мая 1848 года в русском селе Лопьял Вятской губернии (сегодня Кировская область) в семье православного священника Михаила Васильевича Васнецова. Спустя два года после рождения Виктора его отец получил приход в селе Рябово, находящемся в том же уезде. Именно здесь и прошло детство будущего художника. Семья сельского священника жила, как и остальные крестьяне села, небогато и просто. При этом у Виктора было пять братьев, так как их мать умерла очень рано, все они дружно помогали своему отцу вести хозяйство.

Будучи широко образованным человеком, Михаил Васильевич старался дать сыновьям разностороннее воспитание. Он обучал их арифметике и грамоте, а также пытался развить в них наблюдательность и пытливость ума. Васнецовы любили заниматься резьбой по дереву, рисовать акварелью, читали научные журналы. Обособленный уклад жизни, довольно суровая природа, старинные обычаи и деревенские песни и предания сформировали жизненное и художественное мировоззрение будущего живописца. Виктор и его брат Аполлинарий, который также занимался живописью, в детстве впитали в себя эту сказочную атмосферу «преданий старины глубокой», которая в будущем стала главной темой и особенностью их творчества.

По сложившейся в семье Васнецовых традиции сыновья должны были продолжить дело своих предков, то есть стать священниками. По этой причине в 1858 году Михаил Васильевич отдал своего старшего сына Виктора в духовное училище. В училище будущий знаменитый художник обучался до 1862 года, после чего поступил в Вятскую духовную семинарию. Здесь он помимо Священного Писания изучал и иконопись. Уроки церковной живописи семинарист брал у художника Чернышева, который имел в Вятке (Киров) иконописную мастерскую. Мечтавший о живописи Васнецов, вскоре решил продолжить свое обучение в Петербурге в Академии художеств. С благословения своего отца и ректора он оставил предпоследний курс семинарии и перебрался в Петербург. Чтобы собрать деньги в дорогу он написал и продал две жанровых картины «Жница» и «Молочница».

Далее биография художника развивалась следующим образом. Прибыв в Петербург, он добрался до заветной Академии и сдал вступительные экзамены, ожидая извещения о результатах. Однако извещения он так и не дождался. Это произошло не потому, что он не поступил, а из-за досадной ошибки, по какой-то причине извещение не было ему доставлено. На самом деле Виктор Васнецов поступил сразу, но узнал он об этом только спустя год. Решив, что попробует поступить еще раз, но в следующем году, Васнецов в 1867 году отправился в школу Общества поощрения художников, где совершенствовал свои навыки и мастерство, параллельно с этим, зарабатывая себе на жизнь, выполняя иллюстрации к разным журналам, книгам и давая частные уроки живописи.

В Академии началась его дружба с Репиным, Крамским, Стасовым, Антокольским. А из академических педагогов Васнецов навсегда запомнил П. П. Чистякова, который сразу же почувствовал недюжинный талант юноши и работал с ним, ободряя при неудачах и радуясь победам. «Много тепла и света внесли в мою жизнь беседы с Павлом Петровичем Чистяковым», – говорил впоследствии прославленный художник. Во время учебы судьба заставила Васнецова покинуть академию. В 1870 году скончался отец художника, после чего он вынужден был уехать в Рябово, для того чтобы позаботиться о своих братьях. Назад в столицу он вернулся уже с младшим 16-летним братом Аполлинарием, который в будущем также станет известным художником. В итоге Васнецову пришлось работать еще больше, чтобы обеспечивать и своего брата. С 1871 года из-за недостатка времени и по болезни он стал нерегулярно посещать занятия.

В эти годы он смог выполнить порядка 200 иллюстраций к Народной азбуке, Русской азбуке для детей Водовозова, Солдатской азбуке Столпянского. Также им были проиллюстрированы сказки Жар-птица, Конек-Горбунок и многие другие. Наряду с иллюстрациями работал он и над самостоятельными картинами. Постепенно Васнецов окончательно охладел к учебе в Академии, он забросил занятия и лекции и даже не стал сдавать выпускных экзаменов. Вынужденный зарабатывать себе на жизнь и, поддавшись желанию совершенствоваться в живописи самостоятельно, он в итоге оставил академию, получив канцелярское удостоверение о том, что состоял в числе ее учеников.

Весной 1876 года Васнецов поехал в Париж, куда его давно звали Репин, Крамский и Поленов. Попутно он получил заказ на иллюстрации к книге Водовозовой «Жизнь европейских народов». Во Франции живописец постарался изучить жизнь и быть французов, результатом его наблюдений стала картина «Балаганы в окрестностях Париж» (1877 год). Назад в Россию он вернулся через год, после чего обвенчался с Александрой Владимировной Рязанцевой. При этом свою семью художник строил по подобию семьи своего отца. Без одного году 50 лет прожил Виктор Васнецов в счастливом семейном согласии. При этом о семейной жизни художника известно не так уж много. Сохранившиеся до наших дней портреты позволяют увидеть его жену, одну его дочь Татьяну, а также сыновей Бориса и Владимира.

Читайте также:
Жюль Верн биография, родина, дети, факты о путешествиях

В 1878 году Виктор Васнецов перебрался из Петербурга в Москву. Монументальный город на Неве не производил на художника должного впечатления. В то время как в Москве страсть к старине возникла еще сильнее. После переезда в Москву живописца сразу же приняли в Товарищество передвижных художественных выставок. К этому времени стиль художника существенно изменился, в Москве он сближается с Третьяковым и Мамонтовым, что также повлияло на него. Именно в этом городе художник Васнецов раскрылся по-настоящему. Ему нравилось находиться в Москве, здесь он всегда чувствовал себя легко и мог решать разнообразные творческие работы.

Как позднее вспоминала жена художника, перебравшись жить в Москву, он любил бродить по старинным улочкам столицы. Возвращаясь домой, он часто говорил: «Сколько чудес я сегодня видел». Позднее он вспоминал, что перед собором Василия Блаженного не мог сдержать слез. Пережитое и увиденное вызрело в нем в картину «Царь Иван Васильевич Грозный», которая была задумана на рубеже 1880-х годов, а исполнена окончательно в 1897 году.

В 1878 году Виктор Васнецов написал известную картину «После побоища Игоря Святославовича с половцами», которая стала одной из первых в реализованном им историко-былинном цикле. В этой своей работе художник хотел поэтично и торжественно-печально воспеть героизм русских воинов, как это в свое время сделал создатель «Слова о полку Игореве». Именно поэтому он изобразил не ужасы битвы, а величие смерти за Родину. При этом при жизни художника картина не встретила единодушного одобрения со стороны публики. Данная работа была настолько необычна, что единого мнения о ней на тот период времени и быть не могло. Сразу смогли почувствовать «главное» в данной работе Васнецова лишь Репин и Чистяков.

Несмотря на то, что большинство критиков тех лет не признали картину, Васнецов решил не бросать выбранного пути и к 1882 году создал еще одну работу в этом направлении – картину «Витязь на распутье». В своей работе мастер изобразил сумеречную степь, поле прошедшей давно битвы с разбросанными костями павших. На перекрестке дорог был изображен предостерегающий камень. Остановившийся перед ним витязь был погружен в нелегкие раздумья (идею обозначить на дремучем камне былинную надпись художнику предложил Стасов). В образе витязя, стоящего на распутье дорог, художник, пусть и неприемлемо изобразил самого себя, свои нелегкие раздумья о будущем.

Находясь в столице, Виктор Васнецов познакомился с семьей Саввы Мамонтова, что стало немаловажным событием во всей его жизни. Этот меценат достаточно быстро заказал три картины для установки их в зале заседаний Донецкой железной дороги: «Битву русских со скифами», «Ковер-самолет» и «Три царевны подземного царства». «Первая из заказанных картин должна была изображать далекое прошлое Донецкого края, вторая – сказочный способ превращения и третья – царевен золота, драгоценных камней и каменного угля – символ божества недр пробужденного края» – вспоминал позднее о замысле этих произведений сын Мамонтова. Все три картины были такими же жизнеутверждающими, как и сами сказки.

Но, пожалуй, самым важным произведением в творчестве художника Виктора Михайловича Васнецова стало масштабное полотно под названием «Богатыри» (1881-1898 годы, выставлено в Государственной Третьяковской галерее в Москве). От задумки данного сюжета и появления в форме карандашного эскиза до его законченного воплощения на огромном холсте прошло практически 20 лет. Даже после покупки работы знаменитым меценатом Третьяковым, который поместил картину в публичной галерее, Васнецов продолжал некоторое время вносить в нее свои поправки.

Сегодня известно, что фигуры трех главных былинных защитников Руси – богатырей Ильи Муромца, Алеши Поповича и Добрыни Никитича художник создавал с натурщиков, которые были полностью облачены в настоящую одежду древнерусских витязей, которую удалось позаимствовать из запасников Исторического музея. Некоторые работы Виктор Васнецова, как, например, картина «Богатыри», были высоко оценены уже при его жизни. Одним из высочайших признаний его заслуг стало присвоение в 1912 году ему пожизненного дворянства Российской империи, которое распространялось и на всех его потомков.

Знаменитый художник скончался 23 июля 1926 года на 79-м году жизни. После принятия вечернего чая, он отправился к себе в комнату. Спустя несколько минут родные Васнецова услышали, как что-то упало на пол. Сообщается, что живописец умер от разрыва сердца, смерть была мгновенной и не доставила ему никаких страданий. Говорят, так может уходить лишь душа, которая занята поиском Божественной красоты и правды, обретая покой на небе. Многие современники лишь после смерти художника смогли по достоинству оценить его творческий путь. Похоронен он был в Москве на Лазаревском кладбище, после уничтожения данного кладбища, прах художника был перенесен на Введенское кладбище (ранее Немецкое кладбище и Иноверческое кладбище) столицы в районе Лефортово.

Читайте также:
Микеланджело Буонарроти биография, творчество, фрески, факты

Творчество Васнецова на долгие годы пережило самого художника. Он стал настоящим первооткрывателем чудесного мира народной поэзии, сумел ввести зрителя в царство былин, сказок, исторических преданий. Васнецов сумел найти новые изобразительные средства, которые были равнозначны былинно-сказочным образам и речевым оборотам. Умело вводя в свои работы реальный, однако окрашенный определенным настроением пейзаж (никнущие травы, встающая над полем боя кроваво-красная луна, лесные дебри и т.д.) художник затрагивал глубинные душевные струны, заставляя зрителей сопереживать увиденному изображению. Живопись Виктора Васнецова была отмечена монументально-декоративными чертами, а нередко она даже тяготела к символике, порой, словно, предвосхищая поздние произведения, написанные в стиле модерн.

По материалам из открытых источников

Виктор Васнецов: жизнь и творчество художника

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) – русский художник, прославившийся изображениями исторических, фольклорных сцен.

Родился Васнецов 3 мая 1848 года в небольшом селе Вятской губернии в семье священника. Образование в биографии Васнецова было получено в Вятской духовной семинарии. А вот художественный стиль Васнецова усовершенствовался во время обучения в школе художеств Петербурга. Завершающим моментом обучения было окончание Академии художеств в 1873 году.

По окончании Академии ездил за границу. Выставлять свои работы начал с 1869 года, сначала участвуя в экспозициях Академии, потом – в выставках передвижников.

В 1893 году Васнецов становится действительным членом Академии Художеств. После 1905 года был близок к Союзу русского народа, хотя и не был его членом, участвовал в финансировании и оформлении монархических изданий, в том числе «Книги русской скорби».

В 1912 ему было пожаловано «дворянское Российской Империи достоинство со всем нисходящим потомством».

В 1915 году участвовал в учреждении Общества возрождения художественной Руси, наряду со многими другими художниками своего времени.

Виктор Васнецов скончался 23 июля 1926 года в Москве, похоронен на Лазаревском кладбище, после уничтожения которого прах был перенесён на Введенское кладбище.

Творчество Васнецова

В творчестве Васнецова ярко представлены разные жанры, ставшие этапами очень интересной эволюции: от бытописательства к сказке, от станковой живописи к монументальной, от приземленности передвижников к прообразу стиля модерн.

На раннем этапе в работах Васнецова преобладали бытовые сюжеты, например в картинах «С квартиры на квартиру» (1876), «Военная телеграмма» (1878), «Книжная лавочка» (1876), «Балаганы в Париже» (1877).

Позже главным направлением становится былинно-историческое – «Витязь на распутье» (1882), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Алёнушка» (1881), «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889), «Богатыри» (1881–1898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897).

В конце 1890-х годов все более заметное место в его творчестве занимает религиозная тема (работы во Владимирском соборе в Киеве и в храме Воскресения (храм Спаса-На-Крови) в Санкт-Петербурге, акварельные рисунки и вообще подготовительные оригиналы стенной живописи для собора святого Владимира, росписи храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне.

Васнецов работал в коллективе художников, оформлявших интерьер храма-памятника Александра Невского в Софии.

После 1917 года Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами, создавая полотна «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918); «Кощей Бессмертный» (1917–1926).

Личная жизнь Васнецова

Художник был женат на девушке из купеческой семьи — Александре Рязанцевой. Она стала, пожалуй, самым важным человеком в жизни Васнецова (в биографии художника этому уделяется особое внимание).

Невеста была без приданого, а у Васнецова далеко не всегда были заказы. Однако, несмотря на скромную жизнь, брак художника был очень счастливым, и коллеги любили бывать в гостях у Васнецовых, по-доброму завидуя другу. Супруги прожили вместе сорок девять лет, у них родилось пятеро детей (сыновья Михаил, Борис, Владимир, Алексей и единственная дочь Татьяна). Жили скромно, но весело. Дети унаследовали творческую жилку отца, часто устраивали спектакли, домашнее чтение стихов и прозы. Жена и дети были главным стимулом для художника, чтобы работать больше и все лучше и лучше.

Васнецов очень долго мечтал о собственном доме. В его представлении это должен был быть деревянный терем, как в сказках. И живописцу удалось воплотить его: прямо в центре Москвы он построил деревянный дом, сделанный по образу древнерусского терема.

К сожалению, полностью дом не сохранился, сейчас он частично перестроен. Сегодня в нем находится дом-музей Виктора Васнецова. На втором этаже художник обустроил себе мастерскую. Теперь он был абсолютно счастлив. Сам он любил повторять, что успокоение человек может найти только в семье.

Дом-музей Виктора Васнецова

Интересные факты из жизни художника

О том, какую злую шутку может сыграть с человеком неуверенность в себе, свидетельствует один факт из биографии В.М. Васнецова.

Приехав из далекой Сибири поступать в Санкт-Петербургскую Академию художеств, молодой человек очень волновался. На экзамене он нарисовал все, что было задано, и начал оглядываться по сторонам. К ужасу своему он заметил, что стоящий за соседним мольбертом абитуриент скептически разглядывает его рисунок и даже откровенно усмехается, чуть ли не смеется.

Читайте также:
Вольтер биография, личная жизнь, факты, основные идеи и труды

«Все – провалился!» – решил Васнецов и пришел в такое отчаяние, что даже не стал узнавать результаты экзамена. Проведя несколько дней в чужом городе, будущий художник поступил в Рисовальную школу И.Н. Крамского в надежде еще подучиться и попытать счастья на следующий год.

Каково же было его изумление, когда, снова придя подавать документы в Академию художеств, он выяснил, что поступил еще в первый раз и уже год числится на первом курсе!

Художник Васнецов: картины с названиями

Васнецова считают самым сказочным художником, а его картины часто становятся иллюстрациями к книгам, в том числе учебникам. Чтобы познакомиться с его творчеством, лучше всего отправиться в Третьяковскую галерею в Москве — именно там хранятся наиболее известные полотна художника. Среди наиболее знаменитых полотен В. Васнецова можно назвать следующие:

  • «Витязь на распутье» (1882 г.) — картина хранится в Русском музее.
  • «Богатыри (Три богатыря)» (1898 г.) — картина хранится в Третьяковской галерее.
  • «Аленушка» (1881 г.) — картина хранится в Третьяковской галерее.
  • «Иван-царевич на Сером Волке» (1889 г.) — картина хранится в Третьяковской галерее.
  • «Снегурочка» (1899 г.) — картина хранится в Третьяковской галерее.
  • «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897 г.) — картина хранится в Третьяковской галерее.
  • «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880 г.) — картина хранится в Третьяковской галерее.

«Аленушка» (1881 г.) «Богатыри (Три богатыря)» (1898 г.) «Витязь на распутье» (1882 г.)
«Царь Иван Васильевич Грозный» (1897 г.) «Иван-царевич на Сером Волке» (1889 г.) «Ковёр-самолёт» (1880)
«После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880 г.) «Снегурочка» (1899 г.) «Спящая царевна» (1900—1926)

Архитектурные проекты

Помимо этого, Васнецов занимался созданием архитектурных и скульптурных проектов, таких как церковь Спаса Нерукотворного, избушка на курьих ножках в Абрамцево, а также проекты пристройки главного входного зала к зданию Третьяковской галереи и Святого Александра Невского в Москве.

Список используемой литературы:

  1. Самин Д.К. 100 великих художников / Д.К. Самин. – М.: Вече, 2005. – 480 с.: ил. – (Золотая коллекция «100 великих художников»)
  2. Виктор Васнецов: жизнь и творчество художника [электронный ресурс] // Интересные факты из жизни художника URL: https://allpainters.ru/vasnecov-viktor.html (Дата обращения: 13.06.2021)

Виктор Васнецов: жизнь и творчество художника

Виктор Михайлович Васнецов — сказочник с кистью в руках

Виктор Михайлович Васнецов . Автопортрет , 1873 г.

Чтобы понять и глубже погрузиться в сказочный мир Васнецова, мы решили рассказать вам о его жизненном пути и самых известных картинах.

Детские годы в деревне Рябово

Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 года в Вятском крае в многодетной семье. Детство его прошло в глухой деревне Рябово. Здесь он впитывал в себя издавна заведенные обычаи, устоявшийся патриархальный быт. Как позднее говорил сам Виктор Михайлович Васнецов о своем детстве: «Я жил в селе среди мужиков и баб, любил их попросту, как своих друзей, слушал их песни и сказки, заслушивался еще на посиделках при свете и треске лучины». Отец Виктора, образованный сельский священник, писал пейзажи, водил сыновей по окрестностям села, учил их видеть красоту родной землю. Мотивами первых натурных зарисовок стали именно деревенские пейзажи. Несомненно, детские годы отразились на творчестве великого русского художника, который воспевал Русь и сумел, как никто другой понять и разгадать русский дух.

Образование Виктор получал в Вяземской духовной семинарии, но любовь к рисованию победила. И тогда Виктор Михайлович решает отправиться поступать в Академию художеств в Петербурге.

Академия художеств в Петербурге

Виктор Михайлович Васнецов, С квартиры на квартиру, 1876

Стиль и сюжет этого полотна характерны для раннего творчества Васнецова. На картине раскрывается тема униженных и оскорбленных. Перед нами два пожилых человека, идущих по замерзшей реке Неве. В руках у них два мешка, в которых уместились все их пожитки. Весь облик и поза героев взывает к жалости и состраданию зрителей.

В годы жизни в Петербурге молодой Васнецов создал около двухсот иллюстраций к «Народной азбуке», к «Русской азбуке для детей», иллюстрации к книгам. Он изучал русскую историю и культуру, знакомился с памятниками древнерусской литературы и эпоса. И вот однажды Васнецов все-таки решает оставить учебу в Академии. Причину ухода объяснял так: «Хотелось писать картины на темы из русских былин и сказок, а они, профессора, этого желания не понимали. Вот мы и расстались».

Сказочный мир Васнецова

«Я сказочник, былинник, гусляр живописи»
Виктор Васнецов о себе

1880-е годы стали важным этапом в творчестве художника: он отошел от бытового жанра и писал картины только на фольклорно-эпические темы. Именно они станут главными направлениями и основными сюжетами его будущих картин.

Читайте также:
Тамерлан (1336-1405) - биография, жизнь и завоевания

Виктор Михайлович Васнецов, Витязь на распутье, 1870-1882 гг.

Художник сделал множество набросков к данной картине, начиная с 1870-х годов. В 77 году Васнецов даже пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой» с младшего брата, тоже художника, Аполлинария. В 1882 году специально для коллекции Саввы Мамонтова он создал еще одну версию «Витязя на распутье». Всего же известно более пяти вариантов этого произведения, которые хранятся в музеях и частных собраниях в России. На картине догорает вечерняя заря, предостерегающе стоит на перекрестке камень Вещун. Витязь, остановившийся перед ним, погружен в глубокую думу.

Виктор Михайлович Васнецов, После побоища Игоря Святославича с половцами, 1880 г.

Известность художнику принесла картина «После побоища Игоря Святославича с половцами». Необычен сам замысел — в ней художник хотел в былинно-песенной интонации воспеть героизм русских воинов, как это сделано в поэме «Слова о полку Игореве». Вот почему он изобразил не ужасы битвы, а величие смерти за родную землю. Павшие воины на картине не выглядят побежденными, они будто уснули, а их лица озаряет солнце. Картина была настолько необычна, что не встретила единодушного одобрения, но произвела неизгладимое впечатление на критиков и коллег по кисти.

Виктор Михайлович Васнецов, Три царевны подземного царства, 1881 г.

Это полотно олицетворяет богатство земных недр — золото, медь и уголь. За основу Васнецов взял старинную русскую сказку о том, как крестьянский сын Иван спустился в подземный мир и вывел на землю трех царевен, олицетворяющих богатство русской земли. Поскольку работа предназначалась для главной конторы Донецкой железной дороги (Картину «Три царевны подземного царства» в 1880 году заказал Виктору Васнецову промышленник и меценат Савва Мамонтов. , художник смело меняет сюжет сказки, вводит нового персонажа — угольную Черную царевну. На картине мы видим похищенных девушек. Разные характеры, разные темпераменты. «Золотая» царевна холодна и горда, «Медная» царевна любопытна, а вот «Угольная» царевна не просто грустит, она скорбит по утраченному дому.

Виктор Михайлович Васнецов, Аленушка, 1881 г.

Одним из наиболее романтичных и трогательных творений художника становится полотно «Аленушка», написанное в 1881 году. Образ картины сложился у Виктора Михайловича после встречи с крестьянской девочкой, поразившей его выражением «чисто русской печали». На полотне мы видим сидящую на берегу омута девушку. Она печально склонила голову, и ее грусти искренней и нежной внемлет природа. Васнецов раскрыл тончайшую связь между переживаниями человека и состоянием природы, ту же связь, что веками во всем великолепии передавалась в народной поэзии.

«Думаю, не ошибусь, когда скажу, что сказки стряпухи и повествования бродячих людей заставили меня на всю жизнь полюбить настоящее и прошлое моего народа. Во многом они определили мой путь, дали направление моей будущей деятельности»

В.М. Васнецов о своем творчестве

Виктор Михайлович Васнецов, Иван-Царевич на Сером Волке, 1889 г.

Картина Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке», несомненно, самое волшебное произведение русского изобразительного искусства. В основе сюжета — народная сказка. Царевич с похищенной Еленой Прекрасной убегают от погони на верном Сером Волке.

Мы видим сказочный дремучий лес, расшитые бисером и заморскими жемчугами костюмы главных героев. Золотой кафтан царевича прекрасно гармонирует с голубым шелковым одеянием девушки. Серый Волк не серый, его шерсть золотисто-коричневого цвета, словно повторяет цвет одежды царевича, которому он служит и помогает. Да и сами глаза волка особенные — человеческие. Вся картина наполнена неким загадочным мерцанием, чудом, самой сказкой.

Подробнее читайте об этой картине в нашем отдельном материале.

Виктор Михайлович Васнецов, Богатыри, 1881 1898

Самая крупная и значительная работа Васнецова — это «Богатыри». Полотно писалось около 20 лет (с 1881 — 1898)! На картине изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович — знаменитые герои народных былин.

Богатыри стоят на границе леса, в небе клубятся тяжелые облака. Не дремлет ворог земли русской, ой, не дремлет! Но три монументальные фигуры всем своим видом показывают зрителю: родная сторона под защитой.

Кстати, упряжки коней, одежда, амуниция не вымышленные. Такие образцы художник видел в музеях и читал их описания в исторической литературе. Васнецов мастерски передает состояние природы, которая означает грозящую богатырям опасность. Сам В. М. Васнецов картину так: «Богатыри Добрыня, Илья и Алёшка Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?»

В конце 1890-х годов всё более заметное место в его творчестве занимает религиозная тема: им были выполнены работы во Владимирском соборе в Киеве и в храме Спаса на Крови в Санкт-Петербурге. Но тема русского эпоса не покидала мастера до самой смерти.

Виктор Михайлович Васнецов, Спящая царевна, 1926 г.

Художник писал картину почти 40 лет. Полотно стояло в мастерской Васнецова до самой его смерти, однако он так и не захотел «поставить точку» — на холсте нет ни даты, ни авторской подписи. Широкая публика увидела «Спящую царевну» уже после смерти автора, на выставке в 1927 году. Картина имела огромный успех и ее признали одним из лучших произведений Васнецова, поставив в один ряд со знаменитыми «Богатырями».

Читайте также:
Биография Сталина, факты, как пришел к власти, портрет

Уверенность, непоколебимость и твердость в выборе своего пути и страстная любовь к родине — таков был Виктор Михайлович Васнецов. Мастеру удалось показать людям красоту русского народного эпоса, а на его полотнах словно оживают всем известные герои.

В картинах Васнецова, как и в русском народном творчестве, воплощены правда о народе, любовь к русскому человеку и вера в самые лучшие и высокие его качества. Если хотите — сказочный мир — это мир героев и их подвигов, дающий русскому человеку право на великое будущее. Творчество Васнецова на примере сюжетов из сказок и былин рассказывает о добре и правде, о силе и мужестве. Когда мы смотрим на полотна великого мастера, эти слова перестают быть абстракциями, но ложатся на сердце, как когда-то — сказки и песни.

Мы представили лишь некоторые известные произведения художника. Но если вы хотите познакомиться с его творчеством ближе, обязательно посетите с учениками и детьми виртуальную экскурсию «Русская сказка. От Васнецова до сих пор».

Виктор Васнецов — создатель образа сказочной Руси

Называя его богатырём русской живописи, современники восхищались тем, какой объёмный культурный пласт художник представлял в своём творчестве.

Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 года. Он должен был стать священником, как и его отец. Однако же семинарию Виктор не закончил: на последнем курсе он оставил это учебное заведение и с благословения родителя уехал из родной Вятской губернии в Петербург поступать в Академию художеств. Васнецов был так обескуражен непривычной столичной жизнью, что постеснялся спросить, выдержал ли он вступительные испытания. Лишь через год, подавая документы повторно, он узнал, что уже давно зачислен.

В Петербурге Васнецов познакомился и сблизился с передвижниками. Вместе с ними он начинал писать как реалист. По их же совету Васнецов отправился в Европу, но вернулся раньше срока. За границей он чувствовал себя чужим и растерянным перед совершенно непонятным, незнакомым людом. Художник не чувствовал контекста и потому не мог работать.

Вернувшись, живописец взялся за полотно о витязе на распутье. С этой картины начинается так называемый «Васнецовский стиль», объединивший фольклор, эпос, патриотический пафос и сказочность.

В.М. Васнецов «Витязь на распутье», 1882. Источник: wikipedia.org

Современники были растеряны: это был совершенно не тот реалист Васнецов, которого они знали. От него требовали обличительных картин, с пороками людей, социальными проблемами, морализаторством. Виктор Михайлович в ответ на это представлял своё видение того, что тревожит народ.

В.М. Васнецов «Алёнушка», фрагмент. 1881. Источник: wikipedia.org

Случались и конфузы. В конце 1870-х Васнецов получил заказ от известного мецената Саввы Мамонтова. Картина предназначалась для украшения кабинета в правлении Донецкой железной дороги. По версии живописца, ковёр-самолёт должен был на языке метафоры описать работу железных дорог. Чиновники не совсем поняли задумку Васнецова и разместить полотно в кабинете отказались. Тогда Мамонтов оставил его себе.

В.М. Васнецов «Ковёр-самолёт», 1880. Источник: wikipedia.org

Художник был глубоко верующим человеком, что не мешало ему быть увлечённым коллекционером икон. Более того, он с охотой брался за роспись православных храмов. Так, в конце 1890-х Васнецова пригласили в Киев расписывать Владимирский собор, который строился к празднованию тысячелетия крещения Руси. Виктор Михайлович сомневался, сможет ли выполнить столь ответственный заказ, однако же согласился. Конечно, со своей задачей живописец справился, да так хорошо, что его пригласили расписывать и другие соборы: храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге, собор святого Владимира, храм рождества Иоанна Предтечи на Пресне.

Многих современников Васнецова удивляла его способность работать одновременно над несовместимыми на первый взгляд проектами. К примеру, во время росписи Владимирского собора он параллельно трудился над «Богатырями» и полотном «Иван-Царевич на Сером Волке», книжными иллюстрациями и театральными эскизами.

В.М. Васнецов «Богатыри», 1898. Источник: wikipedia.org

Васнецов был и историческим живописцем, и религиозным, и портретистом, и жанристом, и декоратором, и графиком. Кроме того, он был архитектором — по его проектам построены церковь в Абрамцеве, фасад Третьяковской галереи, Цветковская галерея и его собственный дом с мастерской в Троицком переулке.

Ещё при жизни Васнецова начали называть богатырём русской живописи. В большей степени это связано с тем объёмом культурного пласта, который он поднимал в своём творчестве. Широта тематики и форм воплощения, жанровое разнообразие и мастерство восхищали современников. Несмотря на это, последние годы Васнецов терпел крайнюю нужду, даже не всегда были краски и отопление в мастерской. И всё же художник продолжал работать практически до последнего дня своей жизни. Живописец скончался 23 июля 1926 года в Москве.

Виктор Михайлович Васнецов

Фото Все

Видео Все

Виктор Васнецов / Передвижники / Телеканал Культура

Читайте также:
Пабло Пикассо краткая биография художника, национальность, родина

В музей – без поводка / Виктор Васнецов “Витязь на распутье”

Виктор Васнецов. Pro и contra

Виктор Васнецов — биография

Виктор Васнецов – прославленный русский живописец, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат исторический жанр, романтические тенденции, фольклор и символизм.

Русская публика всегда была непоследовательна по отношению к Виктору Васнецову. Одни считали его малярным мастером, другие профессором живописи. Случались времена, когда художник не мог продать ни одной своей картины, но вскоре все изменилось, и в нем видят непогрешимого гения, не соглашаться с которым даже просто неприлично. Художественная живопись Васнецова очень разнообразна, и если одна ее сторона вызывает справедливый восторг, то другие ее подробности заставляют выразить свое несогласие. Живописец запечатлел на своих картинах чисто русскую красоту, он понял, что нужно искать не передвижническую, академическую, а настоящую, затерявшуюся в тех немногих уголках незатейливой природы, такой близкой, понятной и родной русскому человеку.

Детство и юность

Родился Виктор Васнецов 15 мая 1848 года в небольшой деревушке Лопьял, затерявшейся на просторах Вятской губернии. Отца будущего прославленного художника звали Михаил Васнецов, он был священником местной церкви, сам занимался воспитанием детей, которых в семье родилось шестеро. Он старался привить им не только любовь к религии, мужчине было очень важно, чтобы отпрыски получили разносторонние знания, не исключая и область науки. Однако Виктора наука и религия интересовали мало, ему нравилось слушать поверья, сказания, легенды, которыми так богата вятская земля. Мальчик с большим удовольствием слушал сказки, чем занимался различными науками.

Рисовать Витя начал в раннем детстве, и было видно, что он обладает несомненным талантом. Однако материальное положение семьи Васнецовых не позволяло обучать сына в художественной школе. Вместо того, чтобы учиться любимому делу, Виктор был вынужден в 1858-м начать обучение в Вятском духовном училище. Для него, сына священника, обучение в этом заведении было бесплатным.

После окончания училища Васнецов продолжил свое обучение в духовной семинарии. Однако не доучился полтора года, бросил ее и отправился в 1867 году в петербургскую Рисовальную школу. К слову сказать, отец не оказал никакого давления на сына, наоборот, дал ему свое благословение на занятие любимым делом. Васнецов не только поступил в эту школу, он еще смог достойно выдержать экзамен и стать студентом Академии художеств, однако начал обучение в ней только спустя год. В Рисовальной школе Виктор учился мастерству живописи у Ивана Крамского.

Творчество

Диплом Академии Васнецов получил в 1873-м, но его творческая биография началась гораздо раньше. Свои первые картины начинающий художник выставил в 1869-м, их включили в экспозицию Академии художеств. А после того, как Васнецов стал членом Товарищества передвижных художественных выставок, его полотна участвовали в выставках, которые организовывало это товарищество.

Картина Виктора Васнецова «С квартиры на квартиру»

Творчество прославленного художника можно разделить на два этапа. Вначале ему был близок социально-критический жанр, героями которого стали обедневшие старики на полотне «С квартиры на квартиру», или мещане с картины «Преферанс», жизнь которых проходит весьма скучно. Полотна Васнецова того периода перекликаются с творчеством Достоевского, в них видится та же ирония вперемешку с состраданием.

К концу XIX века творчество художника перешло во второй этап, так как общество стало больше интересоваться «преданьями старины глубокой». Особенностью этого этапа стало сочетание истории и фольклора. Из-под кисти Васнецова выходили полотна, которые не могли не тронуть самые потаенные уголки души каждого русского человека.

В этот период своей творческой биографии живописец создал «Витязя на распутье», «Гусляров», «Ивана-Царевича на Сером Волке», «Алёнушку», «Трех богатырей». Последнее полотно, с изображенными на нем Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем, стало визитной карточкой великого художника Васнецова.

Современники Васнецова, ценители его искусства, считали этот период его творчества началом нового «русского стиля». Художник внес свой весомый вклад и в сценографию, стал автором непревзойденных эскизов декораций и костюмов героев к опере «Снегурочка», написанной Римским-Корсаковым. Отдельно хочется выделить декорации, изображавшие царские палаты Берендея.

Кроме «Снегурочки», Васнецов занимался оформлением сцены театра для постановки драмы «Чародейка» Шпажинского и оперы «Русалка» Даргомыжского. Даже сейчас, в современных театрах, подводные пейзажи «Русалки» изображают с учетом декораций, созданных в свое время Виктором Васнецовым.

В столичном Историческом музее до сих пор сохранился живописный фриз «Каменный век», вызывающий восхищение современных посетителей. Коллеги художника высоко оценили эту работу мастера, датированную 1883-1885-м годами.

«Каменный век»

Спустя некоторое время Васнецова увлекла религиозная тема. Художник расписал петербургский храм Спас-На-Крови. Его кисти принадлежит стенная живопись в Храме Рождества Иоанна Предтечи. Вместе с другими художниками Васнецов разрабатывал проект храма-памятника Александру Невскому в городе Софии.

На протяжении десяти лет художник занимался росписью киевского Владимирского собора. Эта работа потребовала от Васнецова полной отдачи сил. В 1880-1890-м годах художник и его помощники расписали три тысячи квадратных метров стен этого собора. В строгие византийские мотивы живописец сумел добавить поэтичное, лирическое начало, сказочные мотивы, смягчившие восприятие росписи.

Читайте также:
Зощенко Михаил Михайлович биография, личная жизнь, семья, интересные факты

Свой собственный стиль оставил Виктор Васнецов и в архитектуре. «Русским стилем» художник считал не просто наследование старинных мотивов, а заимствование некоторых свойств, используемых древнерусскими зодчими. Именно Васнецов инициировал возведение на территории усадьбы Абрамцево церковь Спаса Нерукотворного. При ее строительстве учитывались псковско-новгородские традиции. Там же возвели и сказочную беседку – «Избушку на курьих ножках».

Собственный дом, в котором жил Васнецов с семьей, он тоже спроектировал сам, правда, ему помогал в этом архитектор Василий Башкиров. Теперь там находится дом-музей Васнецова, а сам столичный переулок носит имя величайшего художника России.

Дом Виктора Васнецова

Первая революция 1905-го и события Кровавого воскресенья нашли отклик в душе истинного гения Васнецова. Он придерживался тех же убеждений, что и ультраконсервативный «Союз русского народа», и это стало причиной, по которой Виктор финансировал и оформлял монархические издания.

Позднее творчество художника наполняет тревога, предчувствие того, что грядут неизбежные перемены. Под этим впечатлением Васнецов пишет своих «Варяг», с пришедшими на Русь Синеусом, Рюриком и Трувором, призванными новгородцами.

«Варяги» Виктора Васнецова

Октябрьская революция 1917-го привела к тому, что Васнецов перестал активно участвовать в художественной жизни. В основном, он иллюстрировал русские сказки – «Царевна-лягушка», «Спящая красавица», «Царевна Несмеяна». Работа над ними длилась практически до самой смерти художника. Однако некоторые критики придерживались мнения, что образы, созданные Васнецовым, уже утратили свою былую силу. В это же время художник трудился и над написанием портретов, которые получили высокую оценку тех же критиков и современников мастера.

Личная жизнь

Виктор Васнецов был женат на Александре Рязанцевой, принадлежавшей к большому купеческому роду в Вятке. Родители дали девушке приличное образование, она училась в вятской гимназии, потом на первых женских врачебных курсах петербургской медико-хирургической академии. Влюбленные сочетались браком в 1878-м, и этот семейный союз длился без малого пятьдесят лет. Виктор обрел счастье в личной жизни, в семье царила любовь и взаимопонимание. Супруга родила художнику пятерых наследников – дочку Татьяну и сыновей Бориса, Алексея, Михаила и Владимира.

Виктор Васнецов с семьей

Младший брат Виктора Васнецова – Аполлинарий, тоже стал известным художником. В деревне Рябово Вятской губернии (нынешняя Кировская область), где Васнецовы проживали на протяжении более двух десятков лет, открыли музей, посвященный памяти двух братьев-живописцев.

Смерть

Виктор Васнецов завершил свой земной путь 23 июля 1926 года, в возрасте 78 лет. Причиной смерти стал инфаркт, настигший великого мастера на рабочем месте, в его столичной мастерской.

Памятник Виктору Васнецову

Местом упокоения художника стало Лазаревское кладбище, а когда его уничтожили, то прах Васнецова перенесли на Введенское кладбище.

Интересные факты

  • В 1912-м Виктор Васнецов и все его «нисходящее потомство» получили «дворянское достоинство Российской империи».
  • Компания «Аэрофлот» назвала один из своих самолетов, а именно «Airbus A320» именем великого художника.
  • К 150-летнему юбилею Васнецова Банк России выпустил в 1998-м году две серебряные монеты достоинством 2 рубля.
  • Полотна живописца, как и его портрет, украшали почтовые марки СССР, а потом и России. В 1998-м свет увидели купон и две марки, на которых изображены картины Васнецова – «Автопортрет», написанный им в 1873 году, «Битва славян с кочевниками» 1881 года и «Иван-Царевич на Сером Волке», датированная 1889 годом.
  • Коллега Васнецова – художник Михаил Нестеров, как-то спросил его, почему он пытается спрятаться от реальной жизни за сказочными, выдуманными сюжетами. На что Васнецов ответил, что после работы над росписью Владимирского собора он не может опуститься до уровня написания каких-то купчих и прочих людей, что после Бога этим не занимаются. Единственное, что можно поставить на одном уровне, это сказка.

Картины

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Васнецов биография, известные картины с названиями в Третьяковской галерее, творчество, интересные факты из жизни художника

Одним из известных русских художников и истинных патриотов своей родины является Виктор Васнецов. В рамках символизма его называют родоначальником «русского стиля», который был присущ искусству многих европейских стран во второй половине 19 века. В своих работах он использовал соединение поэтической атмосферы сказок с историческими мотивами. Каждому любителю изобразительного искусства рекомендуется изучить биографию Васнецова.

Детство будущего живописца

Виктор Михайлович Васнецов появился на свет 15 мая 1848 года в селе Лопьял, которое находилось в Вятской губернии. Отец будущего гения был батюшкой в третьем поколении, а по истечении двух лет после рождения первенца мужчина получил приход в поселке Рябово, находившемся в том же уезде. Именно в этом селе провел свое детство Виктор, а семья будущего художника не могла похвастаться богатством и роскошью. Кроме Виктора, у Михаила Николаевича было еще пять сыновей, а так как жена его скончалась, дети всецело помогали отцу по хозяйству.

Читайте также:
Мусоргский Модест Петрович (1839-1881) биография, личная жизнь

Поскольку отец Михаил отличался образованностью и эрудицией, каждый день он занимался с сыновьями, стараясь разносторонне их воспитать. Благодаря отцу и пытливости своего ума Виктор Васнецов в детстве изучал следующие науки:

  • арифметику;
  • основы письма и грамоты;
  • рисование акварелью;
  • в свободное от учебы время мальчик занимался резьбой по дереву и читал научную литературу.

Из-за сурового климата, народных поверий, обособленного уклада жизни и деревенских песен сурового Вятского края у будущего художника уже в детские годы сформировалась как художественная, так и жизненная позиция.

Вместе со своим братом Аполлинарием, который также занимался живописью, Виктор впитывал уникальную сказочную атмосферу своего поселка, которая в дальнейшем стала «изюминкой» его творчества.

Юношеские годы

В семье Васнецовых существовала традиция, согласно которой все сыновья должны были заниматься продолжением дела своих предков и обрести сан священника. Именно по этой причине отец Виктора в 1858 году принял решение отдать сына в духовное училище, после окончания которого будущий живописец в 1862 году перешел в класс Вятской духовной семинарии.

Кроме того, что Виктор Васнецов усиленно изучал Священное Писание, он также занимался изучением иконописи, а занятия эти проводил знаменитый в то время художник Н. А. Чернышев, у которого в Вятке была собственная иконописная мастерская. Виктор со всей ответственностью относился к получению образования, внимательно слушал своего педагога, а также посещал местные музеи и делал огромное количество набросков.

Несколькими годами позже в усадьбе Чернышева состоялась встреча Васнецова-младшего со ссыльным художником из Польши — Эльвиро Андриолли, который в дальнейшем выступал для юного Виктора в роли наставника и лучшего друга.

Во время дружбы с Эльвиро Васнецов написал несколько первых работ, а также помогал своему наставнику в росписи церкви, которая на тот период строилась в Вятке. Из уст Андриолли юноша узнал о существовании Академии художеств в Петербурге и загорелся целью туда поступить.

Поскольку у семьи и родственников Васнецова отсутствовали какие-либо средства на то, чтобы отправить Виктора на учебу в Петербург, Андриолли поспособствовал тому, чтобы юноша принял участие в лотерее для богатых горожан и продал несколько своих картин. В результате проведенной лотереи Виктор получил некоторую сумму денег, на втором курсе бросил учебу в семинарии и с благословения своего отца уехал в Петербург.

Карьера художника в Петербурге

Учебу в Академии художеств Васнецов-младший окончил в 1873 году, а впервые свою работу отправил на выставку в первой половине 1869 года. Сначала картины живописца включали только в экспозиции Академии, но после того как Виктор вступил в Товарищество, занимающееся передвижными художественными выставками, начинающий художник начал отправлять туда и свои работы.

Творческий путь Васнецова состоит из двух основных этапов, так как изначально в своих работах живописец придерживался только социально-критического жанра. Здесь его герои представлены четой стариков, пребывающих за чертой бедности, которых Виктор изобразил в своей работе под названием «С квартиры на квартиру», а также унылыми мещанами на картине «Преферанс».

Эксперты сравнивают работы живописца в этот период с произведениями Федора Достоевского, ключевыми элементами которых являются сострадание и ирония.

Второй этап творчества Виктора Васнецова датируется второй половиной 19 века, а специалисты связали его с тем, что общество в то время активно интересовалось «преданиями глубокой старины». «Изюминка» работ художника на данном этапе была представлена тем, что в них он совмещал фольклорные мотивы и исторические факты. Живописец занимался созданием волнующих полотен, которые даже на сегодняшний день не оставляют равнодушным каждого любителя живописи. К популярным работам этого периода относятся следующее:

  • «Витязь на распутье»;
  • «Гусляры»;
  • «Аленушка»;
  • «Иван-Царевич на Сером Волке»;
  • «Три богатыря».

    Визитной карточкой Виктора Васнецова является именно последняя работа, на которой изображены русские богатыри, оберегающие границы своей родины, — Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец. Ценители-современники утверждают, что «эпический» период Васнецова выступил в качестве примера «нового русского стиля».

    Помимо работы над картинами, живописец занимался новаторством в сценографии, созданием декораций и эскизов костюмов для постановки «Снегурочка», которую ставил Римский-Корсаков. Немало сил и работы было вложено Виктором Васнецовым в одну только декорацию, изображающую палаты царя Берендея.

    Другие известные работы

    Кроме того, что Васнецов создавал декорации к опере «Снегурочка», он также участвовал в театральном оформлении драмы Виктора Шпажинского под названием «Чародейка», а также рисовал эскизы костюмов для оперы «Русалка» Александра Даргомыжского. Живописный фриз «Каменный век», который был создан Виктором в 1881 году, на сегодняшний день выставляется в Историческом музее Москвы. В 1885 году эта работа получила высокую оценку от коллег Васнецова-младшего.

    В 1887 году известный живописец принимает решение посвятить себя религиозной тематике и участвует в росписи петербургского храма.

    В соавторстве с другими талантливыми мастерами Васнецов работал над созданием настенной живописи для Храма Рождества и интерьера храма-памятника Александра Невского, который находился в Софии.

    Читайте также:
    Исаак Ньютон биография и его открытия, факты, идеи и изобретения

    На протяжении 10 лет своей жизни, в период с 1880 по 1890 года, Виктор Михайлович занимался росписью Владимирского собора, который находится в Киеве. В компании помощников художник расписал более 3500 квадратных метров стен храма, а благодаря строгости и византийским канонам Васнецов-младший придал строению поэтическое и лирическое начало, а также сказочные мотивы.

    Что касается архитектуры, то здесь Виктор также привнес собственное видение, которое представлено исконным «русским стилем». Гений не подражал древним мотивам, он лишь разумно заимствовал уникальные и особое свойства зодчества Древней Руси. Благодаря своему упорству и трудолюбию Васнецов поспособствовал возведению церкви Спаса Нерукотворного в усадьбе Абрамцево и знаменитой сказочной «Избушки на курьих ножках». При описании и постройке зданий соблюдались псковско-новгородские традиции.

    Стоит заметить, что проект для собственного дома живописец также разрабатывал самостоятельно, но при помощи своего друга и одного из лучших архитекторов того времени — Василия Башкирова. На сегодняшний день дом знаменитого художника находится в Москве, на переулке Васнецова, 13, а местные власти приняли решение сделать в этом здании музей жизни художника.

    После того как первая русская революция завершилась в 1905 году, у Васнецова-младшего будто открылось второе дыхание на волне всего происходящего. Благодаря своей жизненной позиции и убеждениям, которые совпадали с постулатами консервативного «Союза русского народа», Васнецов активно начал финансировать и иллюстрировать монархические издания. В более поздних работах художника явно прослеживается тревога и предчувствие перемен, которых не избежать. В этот период живописец работал над полотном «Варяги», на котором изобразил грозных персонажей Синеуса, Рюрика и Трувора, которые по призванию новгородцев пришли на Русь.

    После революции, которая произошла в 1917 году, великий кудесник Васнецов перестал активно участвовать в художественной жизни и решил посвятить себя иллюстрации русских сказок для детей. К известным работам художника относятся:

    • «Царевна-лягушка»;
    • «Царевна Несмеяна»;
    • «Спящая царевна».

    На склоне лет живописец работал так же усердно, но уникальность сюжетов и сила образов были уже не т. е. Перед кончиной Васнецов успел создать еще несколько прекрасных работ, которыми любители творчества продолжают восхищаться по сегодняшний день в Третьяковской галерее.

    Личная жизнь

    Виктор Васнецов был женат на Александре Рязанцевой, которая получила образование в вятской гимназии, а также успешно окончила женские врачебные курсы, проходящие в Академии хирургии в Петербурге. Жена художника происходила из большого вятского рода купцов, а свадьбу молодые сыграли во второй половине 1878 года. На протяжении 50 лет супруги жили душа в душу, вырастили и воспитали пятерых детей — единственную дочь Аполлинарию, а также сыновей Михаила, Владимира, Аполлинария и Виктора.

    Аполлинарий был самым младшим братом в семье Васнецовых, а после окончания гимназии мальчик решил пойти по стопам старшего брата и стать художником. Ему это удалось, и на сегодняшний день в селе Рябово, в доме, где на протяжении 20 лет жила семья священника Васнецова, находится музей сразу двух братьев.

    Интересные факты

    Поскольку художник верил в Бога, он на протяжении всей своей жизни занимался тем, что коллекционировал иконы. Также живописец расписывал православные храмы, а к известным его работам относятся:

  • Киевский собор Святого Владимира;
  • Храм Христова Воскресенья, находящийся в Петербурге.

    Некоторые современные эксперты продолжают удивляться тому факту, что Виктор Михайлович создавал работы, которые кажутся совершенно несовместимыми. Например, в то время как художник и сказочник расписывал Владимирский собор, он также работал над полотном «Богатыри», а также занимался работой «Иван Царевич на Сером Волке», создавал портреты, театральные кадры, летописи и картинки для детских сказок.

    Виктор Михайлович добровольно создал эскиз марки, на которой был изображен собор жертв войны и которую Московское городское общественное управление выпустило в 1914 году. В 1902 году его наградили французским орденом Почетного легиона.

    Одной из известных работ художника является «Ковер-самолет», а заказ на нее сделал Виктору Васнецову меценат Савва Мамонтов. Картина была нужна для того, чтобы украшать рабочий кабинет в управлении железной дороги в Донецке. Наличие быстрого и сказочного средства передвижения в виде ковра-самолета не произвело на правление никакого впечатления, и Мамонтов в результате приобрел картину для себя.

    Потомком Васнецова является его правнук Михаил Викторович, который стал профессором и успешным доктором технических наук. Михаил очень похож на своего прадеда, но в память о нем у него осталась только небольшая авторская литография. Творчество Васнецова никого не оставляет равнодушным, а ознакомиться с краткой информацией о художнике можно в многочисленных энциклопедиях.

    Виктор Михайлович Васнецов — основатель сказочно-былинного жанра

    Виктор Михайлович Васнецов (Viktor Mikhailovich Vasnetsov; родился 15 мая 1848 г. — умер 23 июля 1926 г.) — русский живописец и архитектор XIX-XX веков, который первым возвел сказочный жанр в ранг высокого искусства и стал ярким представителем неорусского стиля. Картины Виктора Васнецова — это мастерски исполненное воплощение фольклорных образов, взятых из преданий, сказок и былин. Творчество художника прошло масштабную эволюцию от академизма и реализма в ранних работах до модерна начала XX века, который виден в поздних произведениях автора.

    Читайте также:
    Дмитрий Донской - биография, в чем заслуга, интересные факты

    Биография Виктора Васнецова

    Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 года в семье потомственных вятских священников и иконописцев. Его род вел родословную с XVII века. Село Лопьял, где появился на свет будущий художник, сейчас относится к Кировской области. Как и четверо его братьев, Виктор получил хорошее домашнее образование, затем обучался в Вятском духовном училище, а после — в семинарии, которую не стал оканчивать. С позволения отца он отправился в Санкт-Петербург поступать в Академию художеств.

    Виктор Васнецов успешно сдал экзамены в Академию, но узнал об этом лишь спустя год. Он сомневался в своих силах и даже не стал узнавать результаты, а вместо этого год занимался у Ивана Крамского в школе общества поощрения художников. В годы учебы в Санкт-Петербурге художник находился под влиянием идей передвижников и писал реалистичные картины на социальную тематику. Исторический жанр, который в будущем станет для мастера главным, в то время не интересовал его, и золотых медалей в Академии он не получал.

    В 1876 году Васнецов отправляется в Париж и остается там на год вместе с передвижниками. Но творчество импрессионистов мало впечатляет художника. Напротив, именно во Франции он особенно сильно чувствует свои корни и приверженность русским традициям. В Париже появляются первые эскизы «Богатырей» и «Жар-Птицы». Вернувшись на родину, Васнецов посвятил себя никому не известному на тот момент историко-былинному жанру.

    В Москве художник знакомится с Павлом Третьяковым и входит в абрамцевский кружок Саввы Мамонтова. По предложению последнего были написаны три картины для главной конторы Донецкой железной дороги, в том числе «Ковер-самолет». Чиновники сочли сказочную тему неподходящей для их серьезной организации, но Мамонтов выкупил все три работы. В Абрамцеве была написана и «Аленушка». Критики поначалу критично отнеслись к таким произведениям — очень уж далеки они были от привычных принципов передвижников-реалистов.

    Важный этап творческой биографии Васнецова — роспись Владимирского собора в Киеве. На эту работу ушло 11 лет, и автор считал ее главной в своей жизни. Всего было расписано более 2 000 квадратных метров. В поиске новых соборных образов художник изучал традиции византийской и древнерусской монументальной живописи. В этот период он многому научил Михаила Врубеля, также принимавшего участие в оформлении собора. В дальнейшем Васнецов расписывал и другие храмы, в том числе в Петербурге и Дармштадте — на родине супруги императора.

    Революцию художник перенес спокойно и при новой власти остался жить в Москве — в построенном по собственному эскизу доме с большой мастерской. Поздние годы были плодотворными: живописец создал многие наиболее известные произведения на сказочные темы. Умер он 23 июля 1926 в возрасте 78 лет. Виктор Васнецов был счастливо женат на девушке из вятского купеческого рода. Она стала одной из первых русских женщин, получивших медицинское образование. В семье родилась дочь и четверо сыновей. Один из них, Андрей, стал известным советским художником.

    Самые известные картины Виктора Васнецова

    Картины Виктора Васнецова развиваются от бытописательства в реалистичном ключе к сказочно-былинному жанру и стилю модерн. Именно работы на фольклорные темы стали визитной карточкой мастера. Вот несколько наиболее знаменитых из них:

    • «Аленушка», 1881. Игорь Грабарь называл эту знакомую всем с детства картину одной из лучших во всей русской живописи.
    • «Иван-царевич на Сером Волке», 1889. В этом произведении явно чувствуется влияние модерна: видна характерная для этого течения высокая детализация, цветочные мотивы, изящество рисунка и приглушенные цвета.
    • «Богатыри», 1898. Настоящий венец творчества Васнецова, над которым автор работал почти двадцать лет.
    • «Сказка о спящей царевне», 1926. В этом произведении соединились все стороны таланта Васнецова: блестящая академичная техника, реализм в изображении лиц и поз, декоративность и обилие деталей от модерна.
    • «Витязь на распутье», 1878. Васнецов написал 3 картины с сюжетом богатыря на распутье, которые отличаются друг от друга композицией. Работа над первой версией была закончена в 1877 году, а самый известный вариант написан в 1878 году и хранится в Серпуховском историко-художественном музее.
    • «Снегурочка», 1899. Снегурочка стала одним из самых любимых персонажей русских рождественских сказок. А Виктор Васнецов был первым художником, запечатлевшим образ красавицы.

    Если вы любите старинные произведения искусства, обратите внимание на аукционы, которые регулярно проходят на сайте Very Important Lot! Это удобная возможность пополнить коллекцию ценным антиквариатом. Также здесь можно купить картины у современных художников.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: