Джордано Бруно – биография, характеристика, философские идеи

Джордано Бруно: биография и учение итальянского философа

Джордано Бруно, философия которого до сих пор является предметом научных дискуссий, вошел в историю как мученик, пострадавший ради науки, которого казнили за прогрессивные взгляды. Современные историки сомневаются в том, что мыслителя преследовали за научные теории. Ни Галилей, ни Коперник, исповедовавшие схожие с Бруно взгляды на устройство Вселенной, не закончили жизнь на костре. Расскажем подробнее о жизни и воззрениях философа.

Джордано Бруно: биография философа

Сегодня каждый школьник знает, кто такой Джордано Бруно. Вокруг его личности сложилось множество мифов. Материалы его судебного процесса были частично утрачены, что порождает споры о том, что послужило причиной сурового приговора. Вот основные факты из его биографии:

Внешность и характер Джордано Бруно

Школьные учебники изображают Бруно молодым человеком. Помещенные в них изображения основаны на гравюре 1715 года. Итальянский историк Вирджинио Сильвестрини назвал ее единственным известным портретом мыслителя и предположил, что она основана на некоем раннем оригинале, который был утерян.

Помимо гравюры, дошли несколько противоречивых описаний внешности Джордано Бруно. Так, архиепископ Кентерберийский Джордж Эббот писал о том, что его имя длиннее тела, намекая на миниатюрный рост ученого. Из записей инквизиции 1592 года известно, что у Джордано был средний рост и светло-коричневая борода.

Сохранились данные о том, что современники верили в феноменальную память Бруно. Он якобы знал наизусть более тысячи текстов — от Священного Писания до трудов арабских философов.

Бруно защитил две докторские диссертации, преподавал в восьми европейских университетах и пешком исходил почти всю Европу.

Известно, что Бруно не отличался легким характером. Историк Мордехай Фейнгольд писал, что он был напыщенным и высокомерным, высоко ценил лишь свое мнение и мало проявлял терпения к любому, кто даже слегка был с ним не согласен.

Происхождение и юность Бруно

В 1548 году в городе Нола родился мальчик Филиппо. Его отцом был солдат Джованни Бруно, а матерью — Фраулисса Саволино. В некоторых источниках Бруно называют ноланцем по городу, из которого он родом.

Семья не могла похвастать достатком. Годовой доход Джованни составлял 60 дукатов, что в пять раз меньше дохода чиновника средней руки в те времена. Детство Бруно закончилось в 11 лет. Чтобы дать сыну образование, родители отправили Филиппо в Неаполь. Он посещал монастырскую школу, где обучение было бесплатным.

В 1565 году юноша принял монашеский постриг и получил имя Джордано. Он стал членом доминиканского ордена. Неофициальное название ордена Domini canes, что в переводе с латинского означает ‘Псы Господни’. Доминиканцы взяли на себя борьбу с ересями и стали основой инквизиции Римско-католической церкви. Суровость инквизиции к Бруно можно объяснить и тем, что он нарушил клятву ордена и сам стал еретиком, что стало серьезным ударом для доминиканцев.

В 1752 году Джордано Бруно был рукоположен в священники. Уже тогда он прославился своей мнемонической системой, позволявшей запоминать огромное количество информации, и был приглашен рассказать о ней папе Пию V.

Спустя три года монастырское начальство заподозрило Бруно в чтении запрещенных книг и непочтении к иконам. Кроме того, он высказывался в пользу арианской ереси, представители которой считали, что Бог отец и Бог Сын не одна и та же сущность. Бруно покинул монастырь и начал странствовать.

Европейские путешествия философа

Бруно больше десяти лет странствовал по Европе. Из-за сложного характера нигде не мог найти постоянное место работы.

В 1579 году он работал в Женевском университете, но долго там не продержался. Его изгнали за еретические взгляды. По некоторым данным, в Женеве Бруно перешел из католицизма в кальвинизм. Позже на суде он отрицал этот факт, утверждая, что имел в Женеве полную свободу действий без необходимости переходить в протестантизм.

В начале 1580-х Бруно оказался во Франции. Некоторое время преподавал в Сорбонне, но умудрился нажить себе серьезных врагов в местном ученом сообществе. В Париже Бруно встречался с Генрихом III, который желал освоить мнемоническую систему философа. Когда пребывание Бруно во Франции стало нежелательным, король дал ему рекомендательные письма и отправил в Англию.

В 1583–1585 годах Бруно жил на Туманном Альбионе. Здесь он написал несколько книг и пытался получить должность преподавателя в Оксфорде. Однако испортил отношения с руководством учебного заведения и влиятельным священником Джорджем Эбботом. Впоследствии тот стал архиепископом Кентерберийским. Философа обвинили в плагиате.

В 1585 году философ возвращается в Париж, где пишет 120 тезисов, направленных против аристотелевского естествознания, и конфликтует с математиком Фабрицио Морденте, написав несколько критических брошюр о нем. Покровителем Морденте оказался могущественный герцог Карл I де Гиз, и Бруно вынужден был бежать из страны.

В Германии философ был преподавателем в Виттенбергском университете, но долго не проработал. В 1588 году Бруно оказался в Праге. Он пытался стать преподавателем в местном университете. Здесь он написал трактат о магии. Император Священной Римской империи Рудольф II должности ему не предоставил, но выдал 300 талеров. Некоторое время Джордано поработал в Хельмштедтском университете в Нижней Саксонии, но и оттуда был изгнан.

Возвращение в Италию и арест

В начале 1590-х Джордано Бруно возвращается на родину. В Падуе он безуспешно претендовал на должность преподавателя университета. Интересно, что спустя год ее получил Галилео Галилей.

В 1592 году аристократ Джованни Мочениго пригласил философа приехать в Венецию и обучить мнемоническим техникам. Спустя некоторое время он написал несколько доносов по поводу еретических воззрений Бруно. Местная инквизиция арестовала философа. На первых допросах Джордано объяснял происхождение доносов нежеланием Мочениго платить за обучение. В 1593 году философа отправили в Рим, где семь лет шло следствие.

Читайте также:
Николай Николаевич Миклухо-Маклай краткая биография путешественника

В 1600 году состоялась казнь Бруно. Его сожгли на одной из римских площадей.

Фото: commons.wikimedia.org: UGC

Тайна приговора

Поскольку документы по делу философа не сохранились в полной мере, его приговор интригует ученых несколько столетий. По свидетельствам некоторых источников, Бруно заявлял, что его обвинители боятся выносить приговор. После его смерти по Риму пошли слухи, что философа казнили «за лютеранство». Это бы поставило под сомнение религиозный мир, наставший в Европе лишь в 1598 году, когда по Нантскому эдикту католики и протестанты получили равные права.

Сохранились сведения о том, что философу действительно ставили в вину переход в протестантизм, что он это отрицал. Не соответствуют действительности и заявления о том, что философа казнили за приверженность взглядам Коперника и идею о существовании множества миров. Книги Джордано церковь объявила еретическими лишь спустя три года после его казни. Труды Коперника были запрещены лишь через 16 лет после смерти Бруно. А идею о множественности миров выдвигал святой Фома Аквинский еще в XIII веке.

Главным пунктом обвинения была ересь. Европа только пережила последствия Реформации. Религиозный мир между католиками и протестантами был достигнут, но ненависть и взаимные подозрения лишь возросли. Поэтому взгляды бывшего доминиканца, противоречащие официальной доктрине, воспринимались как предательство.

Итальянский историк Луиджи Фирпо попытался реконструировать пункты обвинений. По его мнению, инквизиция ставила в вину Бруно:

  • критику Католической церкви и отрицание ее догматов;
  • сомнения в учении о Троице, божественной природе Христа и боговоплощении;
  • отрицание учения об Иисусе как Христе-Спасителе и непорочном зачатии Девы Марии;
  • отрицание пресуществления — таинства превращения вина и хлеба в Тело и Кровь Христа и необходимости мессы;
  • занятия магией и гаданием;
  • веру в метемпсихоз — переселение душ и возможность воплощения души человека в теле животного.

Доподлинно не известно, что утверждал Джордано Бруно в действительности, но перечисленных обвинений достаточно для серьезного приговора.

Отношение церкви к Бруно после его смерти

В 1870 году Рим стал частью Королевства Италия. Церковь потеряла власть над столицей. Городской муниципалитет принял решение возвести памятник Джордано Бруно. Его открыли в 1889 году на месте казни мыслителя.

Католическая церковь в ХХ веке выразила сожаление по поводу преследования ученых в прошлом, но Бруно Джордано в их список не попал. До 1948 года его труды входили в Индекс запрещенных книг церкви.

В 1942 году римский кардинал Джованни Меркати нашел несколько документов по судебному процессу над философом, которые ранее считались утраченными. Изучив их, он сделал заявление, что церковь справедливо осудила мыслителя. Кардинал Анджело Содано в 2000 году назвал казнь философа «печальным эпизодом», но подтвердил, что обвинители поступили правильно.

Ученый и академик Владимир Арнольд рассказывал, что на аудиенции у Папы Иоанна Павла II поинтересовался, реабилитировала ли церковь Джордано Бруно. Папа, известный либеральными взглядами, предложил вернуться к разговору о реабилитации, когда ученые найдут инопланетян.

Фото: flickr.com: UGC

Джордано Бруно: философия кратко

Джордано Бруно, книги которого вплоть до середины ХХ века были запрещены Римско-католической церковью, не был ученым по меркам XVI века. Спустя несколько десятилетий после смерти Бруно Ньютон сформулировал главный критерий новоевропейской науки: мысли необходимо подтверждать фактами и вычислениями, тогда открытие будет считаться научным. В период жизни Бруно действовал похожий принцип: в трудах ученого должны быть гипотезы с расчетами. В трудах Джордано Бруно расчетов не было, поэтому современники воспринимали его как философа.

Он формулировал философские идеи и, обладая литературным талантом, придавал им формы художественных образов. Он не был ни физиком, ни астрономом и, как утверждают биографы, был лишь поверхностно знаком с трудами Коперника.

Перу Бруно принадлежит немало произведений. Его интересовали следующие темы:

Искусство памяти

В 1580-х философ написал несколько произведений о том, как запоминать и вспоминать. Его интересовала возможность развития образной памяти. В произведениях «Печать печатей» (1583) и «О сочетании образов, знаков и идей» (1591) он рассказывал об использовании образов и символов для запоминания информации.

Философия

Бруно не просто занимался философией, он пытался упорядочить философские идеи и термины своего времени. В 1598 году он издает прообраз энциклопедического словаря под названием «Свод метафизических терминов».

Философ издал несколько произведений об античных философах. Во время пребывания во Франции он представил произведение «О тенях идей» (1582), в котором изложил собственный взгляд на знаменитую концепцию мира идей Платона. Также его перу принадлежит «Лекция по физике Аристотеля в образах» (1585).

Помимо систематизации философских знаний и анализа античного наследия, Джордано Бруно исследовал ключевые понятия современной ему метафизики. Среди произведений этого направления следует назвать «О причине, начале и едином» (1584), «О монаде, числе и фигуре» (1591).

Магия

Историки предполагают, что одним из пунктов обвинений Бруно на суде было занятие магией. У инквизиции были на то основания. Его перу принадлежат несколько книг, посвященных этой теме. В пражский период философ издал трактат «О естественной магии» (1588), позже произведение о магии медицинской — «Луллиева медицина» (1591).

Также его интересовало прошлое оккультного знания. Этой теме посвящена книга «Каббала Пегаса» (1585).

Полемика и риторика

Непростой характер Бруно толкал его на споры с учеными мужами своего времени. Он издавал полемические произведения против перипатетиков (1586), математиков и философов (1588).

Читайте также:
Карл Линней вклад в биологию кратко, биография, деятельность, труды основоположника системы классификации организмов, интересные факты об ученом

Помимо философских трактатов, Бруно обладал литературным талантом. Его перу принадлежат пьеса «Светильник» (1582) и сборник сонетов под названием «О героическом энтузиазме» (1585).

Фото: picryl.com: UGC

Философия Джордано Бруно — это смесь натурфилософских и мистических учений своего времени.

Вот основные ее положения:

Взгляды на устройство Вселенной

Мыслитель утверждал, что Вселенная бесконечна. Она вечна и состоит из множества миров. Благодаря этому некоторые исследователи считают его предтечей многомировой интерпретации, существующей в квантовой механике ХХ века.

Определение божественной сущности природы

Взгляды Бруно на природу сходны с пантеизмом — учением о тождестве мира и бога. Он утверждал, что природа наделена божественными свойствами. Тем самым стирал границу между Творцом и Творением, характерную для христианского вероучения.

Отношение человека с Богом

Бруно наделял людей божественной природой. Он говорил, что человек есть смертный Бог. Соответственно, Бог — это человек, достигший бессмертия. Он считал, Бог создал мир, правила по которым он развивается и подчинил его управлению человека.

Бруно также считают сторонником герметизма — оккультного учения, сторонники которого верили, что при помощи магии можно очиститься от животной сущности и достичь состояния, которым обладал Адам до грехопадения, то есть избавиться от первородного греха и стать вторым Богом.

Джордано Бруно, биография которого напоминает приключенческий роман, вошел в историю как свободомыслящий человек, пострадавший за свои взгляды.

Он стал символом жертвы ради истины. Не сделав ни одного научного открытия, Бруно прославился как ученый, выступивший против церковного мракобесия. Не все мифы о философе соответствуют действительности, но его роль в мировой истории очевидна.

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Джордано Бруно

Фото Все

Видео Все

Джордано Бруно и Главная Тайна церкви

История жизни Джордано Бруно

За что на самом деле сожгли Джордано Бруно

Джордано Бруно — биография

Джордано Бруно – монах-доминиканец, философ, поэт, выдающийся мыслитель эпохи Возрождения, яркий представитель эзотеризма.

Личность Джордано Бруно очень неоднозначная и противоречивая. Многие не знакомы с его трудами, но всем известно, что он был приговорен к смертной казни через сожжение. Он рьяно отстаивал теорию Коперника, стараясь доказать, что Вселенная не имеет границ, она бесконечна. Он не был ученым, не проводил научных опытов, не делал расчетов и не вел многочасовые наблюдения, его познания базировались на философских размышлениях. Но не это послужило поводом для вынесения смертного приговора, ведь даже Галилей «отделался» арестом за свою гелиоцентрическую картину мира. Скорее всего, церковь приговорила его к смерти совсем по другой причине, если до сих пор его дело не было пересмотрено, и священнослужители поддерживают решение, вынесенное инквизицией более четырех веков назад.

Детство

Родился Филипп Бруно в 1548 году в небольшом городке Нола рядом с Неаполем. Его родителями были наемный солдат Джованни и бедная крестьянка. В 1559-м, когда мальчику исполнилось 11 лет, его отправили на обучение в Неаполь. Среди прочих наук он изучал литературу, диалектику, логику. Спустя четыре года он оказался в монастыре, в котором жил на протяжении десяти лет. Там он сменил свое имя на Джордано и именно под ним вошел в историю.

Во время пребывания в монастыре он заинтересовался трудом Коперника под названием «О вращении небесных сфер», и тщательно его изучил. Теперь он выступает против общепринятых идей, выдвинутых Аристотелем и Птолемеем, утверждая, что они не соответствуют действительности. Свою первую службу Бруно провел в 24 года, как только принял сан священника. Его утверждения были настолько смелыми, что у священнослужителей сложилось мнение о его еретических взглядах.

Молодой монах вынужден спасаться бегством. В 1574 году он покинул Италию, и на протяжении семнадцати лет путешествовал по всей Европе. За это время он успел побывать в Англии, Швейцарии, Германии, Франции. В 1577-м Бруно выступал с лекциями во французской Тулузе, в 1579-м рассказывал парижской публике о философских трудах теолога Луллия, сторонником которых он был.

Джордано Бруно

Однако через 5 лет бывший священник Джордано Бруно оказался вовлеченным в конфликт с приверженцами теории Аристотеля, и это вынудило его уехать из Парижа. Теперь его путь лежал в Лондон, где он много работал и стал автором многочисленных философских трактатов. В 1586-м Бруно переселился в Германию, но его выступления в Марбурге оказались под запретом. Тогда Джордано переезжает в Виттенберг и там занимается преподавательской деятельностью.

Наука

Бруно трудился над созданием философских трактатов, участвовал в диспутах, выступал с лекциями, но каждый раз наталкивался на непонимание и требование прекратить пропаганду своих убеждений. Один из сановников, который спустя много лет станет одним из тех, кто вынес Бруно смертный приговор, говорил, что философ обладает выдающимся умом, начитанностью и незаурядными знаниями.

Джордано был яростным противником церкви, причем, не только католической, но и любой из религий. Он считал их препятствием, которое наука должна преодолеть, если хочет развиваться дальше. В 1584-м Бруно издал свой труд «О бесконечности, вселенной и мирах».

Труд Джордано стал основой в современном материалистическом природоведении, в которое входит и материальное единство мира, пространственная и временная бесконечность Вселенной.

Одновременно с этим Бруно издает работу «Пир на пепле», в которую вошло 5 диалогов, пропагандирующих астрономические теории Коперника. Здесь же представлены идеи и самого Джордано, в которых он утверждает, что Вселенная бесконечна и состоит из множества миров. В этом труде современные исследователи нашли уверенность Бруно в своих сверхчеловеческих способностях.

Читайте также:
Диоген Синопский биография, образ жизни, интересные факты о вкладах в науку знаменитого древнегреческого философа, основные идеи и труды

Где бы ни жил Джордано, он везде пропагандировал учения Коперника о вращении планет вокруг одного светила – Солнца. Но ему было тяжело «достучаться» до умов простых слушателей, если даже такие просвещенные личности как Бэкон и Шекспир не верили его словам. В полном разочаровании философ покидает центральную Европу и уезжает в Прагу. Там он издает еще несколько своих трудов, которые посвящает магии.

Основой философии Джордано Бруно стал неоплатонизм, он верил в единоначалие, в то, что именно с него началась жизнь во Вселенной. Однако под единым началом он имел в виду не только Бога, но и природу, и человека. И именно это церковь ему не простила.

По мнению современных исследователей, идеи Джордано не представляли научного интереса, потому что в основном, они стали продолжением открытий Коперника. Бруно просто расширил учение своего предшественника, но никакой доказательной базы не привел. В основном, открытия Бруно больше походили на психологические и мистические, чем астрономические исследования.

Но нельзя сказать, что Бруно вообще не внес никакого вклада в развитие современной науки. Именно ему принадлежит гипотеза о том, что континенты находятся в движении, что существуют дальние планеты, которые человек не может видеть и многое другое.

Личная жизнь

Джордано Бруно никогда не был женат, и не оставил после себя ни одного наследника. У него отсутствовали даже последователи и ученики. По мнению некоторых биографов, Бруно был гомосексуалистом, и это являлось не редкостью в средневековье, особенно для священнослужителей. Более точные сведения о личной жизни философа отсутствуют.

До наших дней дошли портреты Бруно, где видно, что он имел хрупкое телосложение и задумчивое выражение лица. Он был полностью углублен в свои науки и мистику, которые поглощали его настолько, что отношения с прекрасным полом отошли на второй план.

Смерть

По возвращению на родину, в Италию, Бруно мгновенно оказался в руках инквизиции. Возможно, он и не получил бы смертный приговор, если бы перестал выступать с обличающими речами, в которых открывал правду о монастырских прибылях и недвижимости, и не выдвигал требования конфисковать это имущество. По мнению других исследователей, смертный приговор ему был вынесен исключительно из-за убеждений о строении Вселенной, о ее бесконечности и множестве миров, из которых она состоит. Именно это считали веским основанием для приговора к смерти.

Памятник Джордано Бруно

Но если смотреть объективно, то и Галилей опровергал церковные догмы, но к нему инквизиция применила более мягкое наказание. Современные исследователи считают, что все дело в методах, которые использовали Бруно и Галилей. Последний представлял собой классического ученого, в качестве доказательной базы использовал математические расчеты и теории, а Джордано воспринимали как мыслителя, мистика, который вместо науки пользовался магией.

Ученые, занимавшиеся исследованием биографии Бруно, уверены, что его приговорили к казни не столько из-за научных изысканий, а скорее в результате борьбы за власть. Джордано очень убедительно высказывал свои учения, и в основном призывал отвергать религию как таковую. А такое вольнодумие в те времена не прощалось. Арест философа последовал после доноса Мочениго, который и предъявил ему обвинения в еретических настроениях. Судебное разбирательство длилось на протяжении шести лет, и все это время Бруно не выпускали из римской тюрьмы.

И все же многие исследователи с уверенностью заявляют, что инквизиция предлагала Бруно полностью отречься от своих убеждений, и он мог рассчитывать на помилование. Джордано ответил отказом. Оригинальный текст приговора Бруно до наших дней не дошел, но то, что его виной были не научные труды, а богохульство, известно точно. Церковь не могла допустить угрозу своей власти над людьми, и вынесла смертный приговор еретику. Джордано Бруно сгорел на костре 17 февраля 1600 года в городе Риме, на площади Цветов.

Интересные факты

  • Джордано остался в истории как один из самых неординарных философов. До наших дней дошло больше вымыслов и мифов о нем, чем реальных фактов. Это вызвано тем, что исследователи неоднозначно трактовали его учения и исследования. Его биография содержит некоторые интересные факты, к примеру, то, что Бруно постоянно сомневался в непорочном зачатии Девы Марии, вызывая настоящий ужас у священнослужителей. Именно эти его слова звучали в качестве основного мотива при обвинении на суде.
  • Бруно обладал феноменальной памятью, которая позволила ему долго работать во Франции. Первым ее отметил король Генрих III, который просил Джордано дать ему несколько уроков мнемоники. Такие же уроки он давал и аристократу Мочениго из Венеции, донос которого и стал причиной ареста Бруно.
  • В своем доносе вельможа отметил, что философ относился к Иисусу как к магу, и утверждал, что тот принял случайную смерть не из-за искупления человеческих грехов. Бруно был точно уверен, что душа человека не бессмертна, что она обладает свойством реинкарнации после того, как умерло тело.
  • В приговоре было указано, что он подвергается казни без кровопролития, что означало только одно – сожжение. Все труды Джордано церковь запретила, и только в середине 20-го века этот запрет снят.
  • На месте казни Бруно – площади Цветов, поставили памятник выдающемуся мыслителю. Открытие мемориала было скандальным, собралась настоящая антикатолическая демонстрация. Церковь так и не реабилитировала Джордано Бруно, вместо нее это сделало светское общество. В 1973-м на одной из итальянских киностудий сняли картину, посвященную жизни и деятельности Бруно. Один из лунных кратеров тоже назван его именем.
Читайте также:
Зоя Анатольевна Космодемьянская - подвиг партизанки, биография
Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Биография Джордано Бруно

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 52.

Джордано Бруно (1548 – 1600 гг.) — итальянский монах-доминиканец, поэт, философ, яркий представитель эзотеризма. Подвергнув сомнениям догмы христианской религии, был обвинен в ереси и сожжен на костре. Джордано Бруно, биография которого стала символом свободного полета мысли, был яркой и неоднозначной личностью, отважным ученым, отдавшим жизнь за свои убеждения.

Детство и юность

Филиппо Бруно (настоящее имя философа) родился в 1548 году в небольшом городке Нола неподалеку от Неаполя. Отец его был наемным солдатом, мать — бедной крестьянкой. Но, несмотря на финансовые трудности, семья смогла дать мальчику образование. В возрасте 11 лет Филиппо отвезли в Неаполь, где он изучал диалектику, логику и литературу. Когда юному Бруно исполнилось 15 лет, он поступил в монастырь Святого Доминика, где постригся в монахи и получил новое имя — Джордано.

В 1572 году Джордано стал священником и в одном из провинциальных городов провел свою первую службу. Однако еще во время пребывания в монастыре Бруно увлекся работой Коперника «О вращении небесных тел». Книга глубоко потрясла юношу, который стал открыто выступать против традиционных убеждений Птолемея и Аристотеля. Смелые суждения монаха привели к обвинению в ереси и вынужденному бегству в Швейцарию.

Научная деятельность

Путешествуя по Европе, Джордано Бруно выступал с лекциями, участвовал в диспутах, работал над созданием философских трактатов. Однако неизменно наталкивался на стену непонимания и жесткие требования прекратить распространение своих убеждений. Джордано был ярым противником церкви, которая, по его мнению, не давала развиваться самому важному — науке.

В 1584 году был издан труд Бруно «О бесконечности, вселенной и мирах», который заложил основы материалистического природоведения. Вскоре была опубликована и работа «Пир на пепле», в которой автор пропагандировал астрономические теории Коперника. В этом труде он утверждал, что Вселенная бесконечна и состоит из множества миров, а все планеты вращаются вокруг главного светила — Солнца.

Идеи Бруно настолько не вписывались в привычное представление о мире, что даже такие прогрессивные личности, как Шекспир и Бэкон не верили ученому. Церковь же не простила вольнодумцу его еретические взгляды.

Ученый в основном развивал теории Коперника, однако были у него и собственные интересные гипотезы о постоянном движении континентов, существовании дальних планет, невидимых человеку, и многое другое.

Проявил себя Джордано Бруно и как поэт. Он стал автором сатирической поэмы «Ноев ковчег», комедии «Подсвечник», многочисленных философских сонетов. В своих произведениях он неизменно высмеивал суеверие, педантизм, лицемерие, невежество, которые, по его мнению, принесла с собой католическая церковь.

Личная жизнь

Всю свою жизнь Джордано Бруно оставался одиноким человеком. Он никогда не был женат, у него не было детей. Более того, у философа не было даже учеников и последователей.

Бруно всего себя посвятил служению науке, не считая нужным тратить время и силы на душевные привязанности и заботы о семье.

Смерть

Вернувшись в Венецию в 1591 году, Бруно не перестал всячески обличать религию. В итоге он был арестован, и в 1593 году его отправили в Рим на суд инквизиции. В римских тюрьмах он провел шесть лет, но так и не признал свои убеждения ошибкой.

В феврале 1600 года Бруно был признан инквизиционным трибуналом не раскаявшимся еретиком. Было принято решение предать его «наказанию без пролития крови», что означало требование сжечь живым.

В достаточно краткой биографии Джордано Бруно трагический конец: 17 февраля 1600 года в Риме на площади Цветов он был предан казни через сожжение. Его открытия вписаны в историю эпохи Возрождения и являются обязательными при изучении истории в старших классах.

Другие варианты биографии

Более сжатая для доклада или сообщения в классе

ДЖОРДАНО БРУНО (1548- 1600)

Джордано Бруно – натурфилософ, мистик и поэт, родился в итал. городе Нола в 1548г. (отсюда его прозвище – Ноланец). Бруно высказывал идеи о материальном единстве и бесконечности Вселенной во времени и пространстве. Назначение философии он видел в познании природы, божественной в своей сущности. В этом и многом другом взгляды Бруно противоречили официальному учению католической церкви. Свободомыслие Бруно чаще сталкивалось с неприязнью, чем с пониманием. В 1593г. инквизиция обвинила его в ереси. Отказавшись отречься от своих идей, Бруно был сожжен в 1600г. на Площади Цветов в Риме.

Натурфилософия Джордано Бруно

Джордано Бруно развивал идеи пантеизма, отождествляя Бога и природу. В этом учении Бог не трансцендентен миру (т.е. не находится за его пределами), как в христианской философии, а наоборот, пронизывает всю природу, находится везде и во всем. Сама природа полагается божественной и одухотворенной. «Природа есть Бог в вещах». Бог как единство содержит в себе все вещи и пребывает во Вселенной в целом и во всех ее частях.

В учении Джордано Бруно первоисточником всего существующего в мире является материя, которая «все производит из собственного лона». Материя не противопоставляется формам (в аристотелевском понимании), а как бы содержит их в себе. Она есть «божественное бытие в вещах», т.е. активное, творческое, порождающее начало природы.

Читайте также:
Крылов биография, факты из жизни, детство, творчество, басни

С другой стороны, материальная природа и все в ней является живым и одушевленным. Духовным началом всего существующего у Бруно выступает Мировая душа, которая практически подменяет понятие Бога. Она предстает как всеобщий разум, объединяющий все многообразие вещей в единое гармоничное целое. Мировая душа является внутренней движущей силой природы и каждой вещи в отдельности. Таким образом, принцип самодвижения содержится в самой природе. Важно понимать, что материя и душа согласно учению Бруно не существуют отдельно друг от друга. Они (и все противоположности вообще) совпадают в одной единой бесконечной субстанции. Эта субстанция есть высшее единство, причина и основание всего существующего, которое воплощено в бесконечном многообразии конечных вещей Вселенной.

В конечном итоге, природа у Джордано Бруно – это единая, бесконечная, неподвижная (т.е. не имеет вне себя ничего, к чему она могла бы переместиться) Вселенная, которая является единственным, несотворенным, самостоятельным бытием, сверх которого ничего не существует. Творческая мощь и причина движения принадлежат самой природе.

Космология Джордано Бруно

С натурфилософией Бруно тесно связаны его космологические взгляды, согласно которым Вселенная бесконечна в пространстве и вечна во времени (т.е. никем не сотворена и никогда не погибнет). «Вселенная есть целиком центр. Центр Вселенной повсюду и во всем». Бруно утверждал, что помимо нашей планетной системы, в центре которой находится Солнце, во Вселенной существуют бесчисленные обитаемые миры. Внутренним источником движения всех небесных тел Вселенной Бруно называет Мировую душу, а не божественную волю. «Бесконечные миры …все движутся вследствие внутреннего начала, которое есть их собственная душа, …и вследствие этого напрасно разыскивать их внешний двигатель». Бесконечное многообразие вещей, наполняющих миры, находится в непрерывном движении и изменении (источник которых в них самих), но сама Вселенная всегда неподвижна, неизменна и едина. Бруно так же считал, что земной и небесный миры оба образованы пятью стихиями (эфир, огонь, вода, земля, воздух) и состоят из атомов, а значит, являются физически однородными. Это мнение преодолевало важнейший принцип средневекового мировоззрения, который строго противопоставлял небесный и земной миры. Теория Бруно подрывала основы аристотелевской физики и космологии и открывала путь науке Нового времени.

Джордано Бруно о познании

Познание Бога через познание природы и осуществление жизни в соответствии с этим знанием было для Бруно высшим нравственным назначением человека. Стремление к такому идеалу подлинной мудрости, охватывающее полностью все человеческое существо, он назвал «героическим энтузиазмом». Бруно считал, что путь к истине лежит через познание единства природы, ее законов, гармонии и красоты, а не через отвлеченные рассуждения схоластов. Идея бесконечности Вселенной привела Бруно к идее бесконечности человеческого познания, из чего следовало отрицание какой-либо окончательной, абсолютной истины.

Учение Бруно стало одной из вершин философской мысли Возрождения. Понимание природы как единственного, самостоятельного, материально единого и бесконечного бытия, нравственная сущность познания, безграничность познавательных возможностей человека и относительность любой истины – идеи Бруно, преодолевшие рамки схоластического мировоззрения и оказавшие огромное влияние на становление науки и последующую философскую мысль. Личность Джордано Бруно стала воплощением идеалов эпохи Возрождения, а его жизнь – примером «героического энтузиазма».

Джордано Бруно биография, теории, вклады и работы

Джордано Бруно (1548 – 1600) был итальянским философом, поэтом, математиком, астрономом и монахом шестнадцатого века. Его слава родилась из его мученичества за защиту научных идей; среди прочего, бесконечная вселенная, которая была впереди мысли его современников.

Бруно отверг геоцентризм, идею, которая царила в то время, и поддержал теорию, что каждая звезда была солнцем, окруженным планетами, подобными нашей. Он считал, что такие заявления могут сосуществовать с религиозной доктриной католицизма, которую он практиковал.

В то время, когда он был монахом, он читал труды голландца Эразма Роттердамского. Оттуда возникла большая часть его знаний и его философской концепции, но эти тексты были запрещены церковью в то время, что привело к тому, что Бруно был связан с оккультизмом..

Тем не менее, для разума того времени бесконечная вселенная без центра была дестабилизирующей теорией, поэтому тревоги в церкви проснулись. Джордано Бруно предстал перед судом инквизиции, который обвинил его в нарушении доктрины католицизма.

В конце концов, в процессе против Бруно он был признан виновным в предъявленных ему обвинениях и приговорен к смертной казни на костре как еретик. Таким образом, его легенда родилась как мученик, который терпел страдания, чтобы придерживаться научных принципов.

В дополнение к его идеям о строении и размерах вселенной мысль о бесконечном Боге, а не об антропоморфном, также способствовала роковой судьбе жизни Джордано Бруно..

Он был заинтересован в познании человеческого разума, с особым рвением в памяти. Он выполнил мнемонические исследования и обосновал их, что было одним из его первых сочинений, датированных 1582 годом..

Джордано Бруно также имел обширный список публикаций на различные темы, как поэзии, так и науки.

  • 1 Первые годы
  • 2 Путешествия
    • 2.1 Первый этап
    • 2.2 Женева и Франция
    • 2.3 Англия
  • 3 Последние годы
    • 3.1 Испытание
    • 3.2 Исполнение
  • 4 Теории и философия
    • 4.1 Религия
  • 5 Другие вклады
  • 6 работ
  • 7 ссылок

Первые годы

Филиппо Бруно родился в 1548 году в городе Нола, который тогда был частью Неаполитанского королевства, а теперь и Италии. Он был сыном солдата, который воевал за Испанию по имени Джованни Бруно вместе с Фраулиссой Саволино.

Мальчик получил первые письма в своем родном городе, но в 15 лет он переехал в Неаполь, одно из великих европейских поселений того времени, чтобы затем продолжить свое образование..

Читайте также:
Байрон - биография, титул, характеристика , интересные факты

Бруно изучал богословие у августинцев; Кроме того, он посещал гуманитарные курсы в Estudium Generale, предшественник вуза.

В 17 лет он решил стать доминиканцем в Неаполе. Именно тогда он изменил свое имя на Джордано. Он также назвал себя Il Nolano, со ссылкой на ваш сайт рождения.

В то время Джордано Бруно продолжил обучение, а затем проявил особый интерес к изучению памяти. Это принесло ему некоторую известность и подарило в 1571 году мнемоническую систему Папе Пию V, которому он посвятил свою работу под названием О Ноевом Ковчеге.

Год спустя Бруно был рукоположен в священники и получил степень доктора богословия..

путешествие

Первый этап

В то время как он изучал богословскую доктрину, Джордано Бруно вызвал подозрения у религиозных авторитетов, так как он опасно выступал за интеллектуальную свободу, и это не было хорошо видно в то время. Он был очень вовлечен в изучение классики, как Аристотель.

Кроме того, в его комнате монастыря допускается только в качестве украшения распятие, презирающее любой другой образ. В то время было сказано, что он защищал арианство, которое установило господство Бога-Отца, тем самым отвергая Троицу.

В 1576 году в следственном суде против Джордано Бруно была начата процедура. В феврале он бежал в Рим, не дожидаясь приговора, который получит его обвинение.

Затем была найдена работа Эразма Роттердамского, запрещенная церковью, с записями, сделанными Бруно. Это заставило его снова бежать.

В те годы он путешествовал по северной Италии и начал карьеру философа..

Женева и Франция

Источники отличаются, когда поднимают ответ на вопрос о том, принял ли Джордано Бруно кальвинистскую веру, когда он был в городе Женеве с 1579 года. Один из его биографов, Д.В. Певец, однако, уверяет, что наиболее вероятным является то, что он этого не сделал.

Некоторое время Бруно работал в престижном Женевском университете. Там нолан опубликовал текст против одного из профессоров учреждения. Благодаря этому письму Бруно был отлучен от церкви. И, получив помилование, он решил покинуть Женеву и продолжить путь во Францию..

Он прибыл в Тулузу, город, в котором Бруно вернулся в класс профессором философии. В то время итальянец пытался вернуться в католицизм, но не смог получить отпущение грехов в церкви..

В 1581 году он отправился во французскую столицу, где, несмотря на споры между гугенотами и католиками, ему удалось заручиться поддержкой католиков, которые поддерживали Генриха III. Он обратил внимание суверена, который пригласил его стать частью суда и оказал ему услугу.

Снова он продолжил путь образования, так как преподавал в Парижском университете. Кроме того, в то время Джордано Бруно опубликовал несколько работ.

Англия

В 1583 году Джордано Бруно переехал в город Лондон. Генрих III из Франции рекомендовал его своему послу в Англии Мишелю де Кастельно, который принял итальянца в качестве гостя. Там он часто встречался с личностями двора Изабеллы I.

В Англии Бруно подружился с Филиппом Сиднеем, а также с другими интеллектуалами, связанными с математиком и астрономом Джоном Ди..

Джордано Бруно пытался заполучить кресло в Оксфорде, но его поддержка теорий Коперника не была хорошо принята в учреждении. Тем не менее, в Лондоне Бруно публике большая часть его астрономических работ.

К 1585 году он вернулся в Париж и там высмеял одного из математиков, защищенных тем же кругом католиков, которые оказали ему помощь в его изгнании, поэтому они отозвали его помощь. Из Франции Бруно уехал в Германию, где некоторое время посвятил себя своей интеллектуальной работе.

Последние годы

Джордано Бруно вернулся в Италию по просьбе Джованни Мочениго, важного венецианца, который хотел, чтобы ноланы лично проинструктировали его. Тогда считалось, что суд инквизитора уже смягчен.

Когда он прибыл в Падую, Бруно пытался получить должность профессора в городском университете, но в начале 1592 года ему было отказано в этой должности. После этого Бруно отправился в Венецию, где встретился с Мочениго..

Через несколько месяцев Бруно хотел покинуть город, чтобы отправиться в Германию, где он будет публиковать новые работы. Но этот последний день не мог сбыться, так как Мочениго, узнав о своем желании уйти, предал его и осудил его в Инквизиторском суде Венеции..

Тот же самый, который побудил его вернуться, был тем, кто позже привел к концу одного из великих умов Европы в шестнадцатом веке. Святая Инквизиция задержала Джордано Бруно 22 мая 1592 г..

Пока суд проходил в Венеции, все указывало на то, что Бруно будет успешным в предъявленных ему обвинениях. Именно тогда римские власти потребовали передачи в их юрисдикцию, чтобы продиктовать вердикт.

суждение

Джордано Бруно прибыл в Рим в сентябре 1592 года. Процесс против него занял восемь лет, и все это время его держали в плену. Дело было возбуждено Роберто Белармино, который также участвовал в процессе по делу Галилея.

Спустя время стало известно, что причиной недовольства Джованни Мочениго был отказ Бруно научить его контролировать умы других..

Некоторые обвинения против Джордано Бруно должны были противоречить самой католической церкви и ее служителям. Также к догмам, связанным с Троицей, с Христом и Его воплощением в Иисусе и с девственностью Марии; а также его возражения против таинства массы.

Читайте также:
Вильгельм Рихард Вагнер биография немецкого композитора

Кроме того, его обвиняли в том, что он практиковал колдовство, верил в реинкарнацию духа и утверждал, что существует множество миров.

Бруно была предложена возможность отказаться от своих утверждений, как теологических, так и философских и научных, что противоречило тому, что было установлено религией. Несмотря на это, он отказался это сделать.

20 января 1600 года он был приговорен к смертной казни римским инквизиторским судом, а его произведения были сожжены на общественной площади.

выполнение

Джордано Бруно умер 17 февраля 1600 года в Кампо де Фьори в Риме. Там его приговор был исполнен, его сначала повесили, обнажили и заткнули рот. Наконец он был сожжен на костре.

Теории и философия

Мировоззрение Джордано Бруно было столпом того, что вселенная бесконечна, потому что она пришла от силы Бога. Кроме того, он заверил, что каждая звезда, которую можно наблюдать, была телом, эквивалентным Солнцу, и что все они обладали своими планетными системами, вращающимися вокруг них, подобно нашей..

Таким образом, Бруно был привязан к гелиоцентрическому предложению Николая Коперника. Он защищал эту теорию, когда утверждал, что в воспринимаемом движении есть относительность, поскольку это можно измерить с помощью систем отсчета, а не в абсолютных терминах..

Он использовал пример, чтобы бросить камень в лодку, которая находится в движении. Даже если корабль движется, камень упадет в определенном месте. То есть, хотя Земля всегда движется, она не обязательно будет воспринята людьми.

Во время своего пребывания в Германии Джордано Бруно, среди прочих теорий, подчеркнул, что бытие и материя – это две неделимые вещи, разделяемые всем, что существует в мире..

религия

Что касается религии и философии, Бруно продолжал утверждать, что первое – это метод господства над невежественным, а второе – то, что используют те, кто осуществляет власть над другими..

Он считал, что религия работает для людей как моральное руководство, но ее не следует рассматривать как книгу с научными реалиями с точки зрения астрономии..

Другие вклады

Наибольший вклад, который Джордано Бруно внес в человечество, заключался в защите свободной мысли. Его осуждение церковью за то, что он не отказался от своих идеалов, послужило вдохновением для многих других после него, особенно в области науки..

Говорят, что это был один из столпов научной революции, которая произойдет спустя годы на всем европейском континенте. Его либеральное видение также использовалось как флаг таких движений, как Il Risorgimento, который завершился объединением Италии в нацию.

завод

1582

– Из Умбрии Идеарум

– Candelaio или Candelajo комедия

1583

– Арс напоминание Тригинта Сигилли

– Explicatio triginta sigillorum

1584

– Причины, принцип и т. Д.

– Из вселенной l’infinito et Mondi

– Spaccio of the Beast Trionfante

1585

– Кавалло Пегасео – Асино Чилленико

– От Гли герои Фурори

– Figuratio Aristotelici Physiciauditus

1586

– Диалог дуэта Фабрики Мордентис Салернитани

– Сомни толкования с Инсомниуном.

– Centun et viginti articuli denatura et world перипатетические противоречия

– Animadversiones около Lampaden Lullianan

– Lampas triginta statuarum

1587

– Lulliana комбинаторный делампад

– De progresu et lampade venatoria logicorum

1588

– De specierum scrutinio

– Articuli centum et sexaginta adversus huius tempestatis mathematicos atque Philosophos

– Из барвинка в жанре

1589
1590
1591

– Триплики минимо и менсура

– Номера и цифры монады

– Innumerabilibus, Immenso, и Infigurabili

– Из воображения, синьорум и идеарум композиции

1595

– Summa terminorum metaphisicorum

1612
Дата неизвестна

– Libri Physicorum Aristotelis объяснение

– Магия – Тезисы Максиа

– De rerum принципи и элементы и причины

Жизненная философия Джордано Бруно

Сколько сказано, сколько написано великими умами массивных трудов. Порой не хватает воображения, памяти, чтобы постичь тонкости изложенного. Но не всегда пропагандируемые догмы служили жизненным девизом для самих мыслителей. Как не хватает порой храбрости отстоять свои идеалы, чтобы не прослыть «чудаком» перед соседями, так не хватает силы воли довести начатое до конца и стать примером собственного мировоззрения.

Джордано Бруно является одним из немногих смельчаков, отважившимся отдать за свою идею жизнь. Результатом его подвига стало рождение понятия «Джордано Бруно философия», которое отображает жертвенность личных благ перед светом науки

Путь мыслителя от рождения до смерти

Биография Джордано начинается в 1548 году, когда он родился в итальянском городе Нола. Детские годы мальчик провел за созерцанием природных процессов. Десятилетним юнцом переехал к родственникам, у которых продолжил обучение на пансионной основе.

К пятнадцати годам решил расширить масштабы образования – стал послушником монастыря (тогда наиболее обширные знания можно было получить только в религиозных учреждениях). Здесь расцветает талант юноши, уверенность в себе. Он начинает писать. Первыми произведениями становятся юмористические «Светильник», «Ноев ковчег», высмеивающие неаполитанских общественных деятелей, их образ жизни.

Несоответствие взглядов философа церковным канонам повлекло за собой печальные последствия – Бруно становится «еретиком», подверженным гонениям, преследованию, бегству. Ему приходится скитаться по разным городам Италии.

Но спрятаться на родине у мудреца не получилось, поэтому Джордано отправился в Париж. Франция встретила писателя, научного исследователя радушно, с уважением. Благодаря неординарным идеям, особому опережающему действительность взгляду на вещь философа заметил Генрих III, который тогда был французским правителем. Король дает Бруно звание экстраординарного профессора, позволяет (спонсирует) продолжать ученому свою деятельность. Преследование католической церкви вынуждает беглеца покинуть Францию, перебраться в Англию. Но и там монашеский орден не позволяет философу спокойно жить.

Читайте также:
Галилео Галилей - биография и его открытия, научная деятельность

В конце концов, устав от скитаний, Джордано возвращается на родину. В Италии он издает свои последние произведения. Католическая полиция все же находит еретика, выносит ему вердикт «смертная казнь» и 17 февраля 1600 года на римской площади Цветов состоялось публичное сожжение мыслителя. Он больше не прятался, принял достойно свой конец, до последнего оставался верен своим убеждениям.

Роль материи в познании мира

Являясь человеком эпохи Возрождения, Бруно не мог полностью отказаться от идеи существования единого вселенского божественного начала. Он рассуждал о бесконечности Всевышнего, а также считал, что познавать нужно не Бога, а природу. Философ стал автором выражения «живая материя», согласно которому вся окружающая Вселенная есть одушевленная материя, созданная Творцом. Ее бесконечность определяется бесконечностью Господа.

Джордано считал Бога олицетворением единства Вселенной, называл его «Единым». Так как единственное не предполагает разногласий, то оно отожествляет целостность, как всего мира, так и каждого отдельного предмета. Из этого следует, что отдельная вещь также является единством, целостностью.

Философия нужна для созерцания сути окружающего мира, так считал мыслитель и описывал в своих трудах. Но познать природу способен тот, кто ищет Господа в каждой ее частичке.

Близкой по духу для философа стала концепция Коперника, которая разбивала о камни теорию католичества о неподвижности, конечности мира, нахождении Земли в его центре. Бруно, вдохновленный концепцией, выдвинул новое видение бесконечности Вселенной, ее ограниченности во времени и пространстве. Пантеизм, как единение Бога и мира, у Джордано Бруно получил продолжение в бесконечности космической материи. К тому же религиозной теории замкнутости мира мудрец противопоставил теорию его множественности и однородности, где у каждого есть центр, отдельная история развития, но все они подчиняются одним законам, состоят из подобных элементов, подвержены общему движению.

Философ одним из первых предположил существование разумных существ на других планетах.

Его идеи оставались лишь предположением, пока современная наука, оснащенная гениальными изобретениями, не подтвердила его догадки.

Метафизическая философия

Космология мыслителя опередила свое время. Его по праву можно называть предшественником, а по большому счет даже основателем современных наук (физики, математики, астрологии), философии. Идеи мудреца были необъяснимы, смелы, считались мятежными, но впоследствии оказалось, были настолько точны, что на них стали основываться многие научные деятели.

Метафизика в философии неоспоримо сложна, многозначна. Она является направлением философской мысли, занимающимся развитием технических наук, их взаимосвязи с гуманитарным осознанием. Так как для направления характерна определенная особенность, а именно изучение неизменных вещей, то метафизика Бруно была ориентирована на осмысление мира, материи, космоса, роли божественного начала.

Она стала соединяющим мостом между теориями Николая Кузанского и идеями Спинозы, оказала колоссальное воздействие на развитие классического европейского идеализма.

Понятие натурфилософии

Натурфилософия подразумевает философствование о природе. Во времена Джордано понятие природы и Бога имели тесную связь. Бруно полагает, что именно природа посредством материи олицетворяет Бога в вещах.

По мнению мудреца, материальная природа одушевлена, а духовным первоисточником выступает Мировая душа (аналог Творца). Она выступает двигателем каждой материальной частицы, всеобщим разумом. Материя с душой, являясь антиподами, непостижимо образуют единое целое, объединяясь в бесконечном разнообразии Солнечной системы.

Природа у мыслителя выступает непостижимой самостоятельной Вселенной, единым независимым бытием, подчиняющимся исключительно собственным законам. Творческим потенциалом, источником динамики является сама природа.

Дуалистический взгляд на причины или начала

Философия Возрождения гласит – Бог есть начало мироздания. Джордано Бруно выражал основные идеи о первоначале иначе: изначальная причина и изначальное бытие едины в лице Всевышнего, но различны в природе. Объяснение — первопричиной является универсальный разум, воплощающий задумки природы, а первоначалом есть материя, подчиняющаяся разуму, интерпретированная им.

На момент рождения Солнечной системы мировым интеллекта в качестве первой идеи была выбрана материя не внешняя, а внутренняя. Это сделало ее одухотворенной, способной воспроизводиться в различные формы без помощи разума.

Натурфилософ понимал, что философия природы крайне сложна, непонятна для его современников, поэтому он кратко и доступно изложил ее основы в книге «О причине, начале и едином». Издание повлекло бурную реакцию аудитории – интерес образованного общества, пропагандированное изложение крамолы, так считала инквизиция.

Цикличность и завершенность природы в учении Бруно

Философия цикличности и завершенности природы, в учениях мыслителя отличалась от однобоких толкований данного вопроса остальных деятелей эпохи Возрождения целостностью изложения. Концепция мыслителя заключается в следующем: каждая материя обладает универсальным разумом, который уже определил свое место. Он классифицировался, подчинил себе видоизменение, динамику материи. Это объясняет природную логичность, законченность. По этому принципу каждая частица совершает личный цикл существования, после чего опять становится материей.

Литератор предположил существующий физический кругооборот вещей в природе, который на тот момент узколобой инквизиции казался ересью. Гибель ученого не предотвратила развитие научного общества, потому что произведения мудреца все равно дошли до читателей.

Единство философских понятий

Как невозможно было представить средневековому человеку существование мира без Бога, так же невозможно было осознать современникам «бунтаря» слияние всех понятий в единое целое, но не божественное естество. Джордано Бруно положил жизнь на то, чтобы «просветить» социум новаторскими идеями, глядящими в будущее.

Философия поэта имела отчасти мистический оттенок, потому что только мистика могла объяснить непостижимые предположения, чем направила на себя ненависть религии. Вечный спор науки, философии, религии породили у Джордано философскую мысль о том, что божество является слиянием бытия и формы, материи и разума, данные понятия равны между собой в Творце. Без их единства мир не был бы единым целым, представляющим собой постоянно трансформированную материю, подчиняющуюся общим законам.

Читайте также:
Правление Елизаветы Петровны - биография, факты о царице

Сущность естественного подобия

Теория универсального разума отражает сущность естественного подобия – «чистый разум» (позже определение ввел Гегель) сконцентрирован на создании. Хотя он и не имеет лица, имени, плоти, является абстрактным понятием, в этом заключается сходство интеллекта с божественным началом. Бруно впервые выдвинул подобную теорию, когда философствовал о первопричинах. Многие ученые-схоластики осудили концепцию, так как она заменяла авторитет церковных догматов принципом сомнения, свободой мысли, слова. Вера считалась последней инстанцией, а мыслитель предложил заменить ее научным знанием.

Джордано последовал за философом Кузанским и астрономически направленным Коперником. Развивая их теории, он предполагает, что реально существующие в мире противоположности совпадают, то есть являются неопровержимым тождеством. Данное тождество олицетворяет Бога, материю, которые находится везде и нигде, являясь не обособленной сущностью, а единой общностью.

По мнению Бруно, по-настоящему верующий человек должен познать законы движения, а божья воля заключается в природном законе, благочестии души, красоте вещей. Желание осознать естественное подобие разума (материи) и Бога – высоконравственный удел. Слепая вера нужна для управления глупыми людьми.

Постоянство и изменчивость природы

Учение материалиста основывается на познании природы, а целью выступает установление за выраженной внешне изменчивостью материи постоянства природных законов. Этот процесс не имеет конца, так как в нем проявляет свою сущность цикличность.

Утверждение Джордано об одновременном существовании универсального интеллекта, материи, нахождении их повсюду, но неизвестно где, является стимулом к преображению, умению противоречиво мыслить, искать истину в противоположных вещах, находить постоянство в изменчивости.

Такой реформаторский подход к познанию ознаменовал, отрыв от средневекового мировоззрения, переход к новому этапу развития.

Джордано Бруно

Биография

В феврале 1600 года, на площади Цветов города Рима был приговорен к смерти инквизицией через сожжение итальянский мыслитель Джордано Бруно. Личность Бруно настолько неоднозначна, что о его роли в мировой науке и философии спорят до сих пор. Джордано развил теорию Коперника о строении Вселенной, уверяя, что звезды представляют собой движущиеся небесные тела, а Вселенная бесконечна во времени и пространстве. Но даже Галилея с его гелиоцентрической картиной мира инквизиция наказала лишь арестом. За что же сожгли Бруно?

Портрет Джордано Бруно

Ситуация интересна еще и тем, что за последние несколько десятков лет католическая церковь пересмотрела ряд решений инквизиции касательно ученых и философов, но Джордано Бруно в их число не вошел. Более того, церковь поддерживает решение инквизиции. Так за что же так невзлюбили Джордано служители церкви? Было ли дело в его научных взглядах или причина кроется гораздо глубже?

Детство и юность

Филипп Бруно родился в 1548 году, в городке Нола неподалеку от Неаполя, в семье наемного солдата Джованни и бедной крестьянки. В 1559 году мальчик отправился в Неаполь с целью учиться наукам, в том числе диалектике, литературе и логике. Спустя четыре года Филиппа отправили в монастырь, где он провел 10 лет. Там мальчик получил второе имя, под которым стал известен миру – Джордано.

При монастыре Филипп детально изучил книгу Коперника «О вращении небесных сфер» и выступил против традиционных убеждений Аристотеля и Птолемея, указывая на их несоответствие данным практических наблюдений. В 24 года Джордано стал священником и провел первую службу. Основываясь на смелых высказываниях юного брата Джордано, священнослужители заподозрили его в ереси.

Памятник Джордано Бруно

Это заставило молодого монаха пуститься в бега. Он покинул территорию Италии в 1574 году и 17 лет блуждал по территории Европы. За эти годы Бруно посетил Швейцарию, Англию, Францию, Германию. В 1577 году, приехав в Тулузу (Франция), Бруно читал лекции о науке и философии Аристотеля. Еще через два года Джордано, уже в Париже, рассказывал публике о работах философа, теолога Луллия, мировоззрение которого разделял и он сам.

Но спустя пять лет у бывшего служителя церкви возник конфликт со сторонниками учения Аристотеля и он вынужден покинуть Париж, отправившись в Лондон. В Англии Джордано плодотворно работал и написал ряд философских трактатов. В 1586 году мыслитель уехал в Германию, однако читать лекции в Марбурге ему запретили. Тогда Бруно занялся преподаванием в Виттенберге.

Наука

Джордано Бруно писал философские трактаты, выступал на диспутах, читал лекции, но везде в итоге его вынуждали прекратить пропагандировать свои идеи. Сановник, который позднее участвовал в вынесении смертного приговора мыслителю, писал о том, что Джордано – это выдающийся ум, философ незаурядных знаний и начитанности.

Бруно решительно выступал против католической церкви и вообще против любой существующей на тот момент религии, называя их наиболее серьезным препятствием, которое предстоит преодолеть науке на пути своего развития. В 1584 году вышла в свет его работа «О бесконечности, вселенной и мирах».

Страница из рукописи Джордано Бруно

Эту его работу иногда рассматривают как основу современного материалистического природоведения, включая учение о материальном единстве мира и пространственной и временной бесконечности Вселенной.

В тот же период вышла работа «Пир на пепле», состоящая из пяти диалогов, посвященных пропаганде астрономических теорий Коперника. Наряду с ними автор высказывает свои идеи о бесконечности Вселенной и множественности миров. В этой работе впервые проявляется та вера в себя как сверхчеловека, мессию, которую часто приписывают философу современные исследователи.

Читайте также:
Мусоргский Модест Петрович (1839-1881) биография, личная жизнь

Продвигая идеи Коперника о вращении Земли и других планет по орбитам вокруг Солнца, Бруно не достиг успеха даже у просвещенных умов вроде Бэкона и Шекспира. Разочаровавшись в государствах центральной Европы, Бруно отправился в Прагу. Там вышли в свет еще несколько книг, посвященных магии.

В целом, философия Бруно основывалась на неоплатонизме – он полагал, что есть некое единое начало, давшее продолжение всему во Вселенной. Но не только первоначало называл мыслитель богом, а и природу, и даже человека – этого-то церковь стерпеть и не смогла.

Выступление Джордано Бруно

Сегодня исследователи утверждают, что существенного научного значения идеи Бруно не имели, поскольку лишь продолжали учение Коперника, расширяя его, но не подтверждая доказательной базой. Все основные идеи и открытия Джордано лежали в плоскости мистики или психологии, а вовсе не астрономии.

Однако полностью отрицать значение открытий Бруно для современной науки неверно: философ первым выдвинул гипотезу о движении континентов, наличии далеких планет, невидимых человеку и т.д.

Личная жизнь

О личной жизни Бруно практически ничего не известно. Джордано не был женат, не имел детей, и даже учеников и последователей у мыслителя не было. Некоторые биографы допускают предположение о гомосексуальных наклонностях философа. Впрочем, это не удивительно для нравов средневековья и, в частности, для служителей церкви.

Самое известное изображение Джордано Бруно

На фото сохранившихся портретов Джордано предстает хрупким молодым человеком с задумчивым выражением лица. Эта задумчивость, увлеченность науками и мистикой заменила мужчине прелести светской жизни и плотских утех в объятиях женщин.

Смерть

Вернувшись из странствий по Европе обратно в Италию, Джордано Бруно тут же попал в руки инквизиции. По мнению ряда биографов, философ мог бы избежать смертного приговора, если бы не его выступления против монастырских прибылей и имений и не требования об их конфискации. Другие исследователи считают, что высказывания мыслителя о множественности миров и бесконечности Вселенной стали основной причиной, вызвавшей гнев инквизиции.

Суд над Джордано Бруно

Но ведь и теории Галилея явно противоречили церковным доктринам, почему же к нему инквизиция отнеслась гораздо мягче и терпимей? По мнению исследователей, ответ на этот вопрос кроется в методах, которыми пользовались мыслители. Галилео был классическим ученым, использовавшим математический инструментарий в разработке теорий. А Джордано, скорее, мистик, мыслитель, применявший вместо научных методов магию там, где не хватало аргументов.

Ряд биографов говорит о том, что казнь Джордано Бруно стала результатом не столько борьбы с наукой и просвещением, сколько борьбы за власть. Бруно был невероятно убедителен в своих учениях, а основные идеи его заключались в отвержении религии как таковой, что было довольно опасным вольнодумием в эпоху средневековья. Арестовали Бруно после доноса некоего Мочениго, обвинившего философа в ереси. Судебный процесс длился шесть лет, которые философ провел в заточении в римской тюрьме.

Смерть Джордано Бруно

Ряд исследователей считает, что инквизиция дала возможность бывшему священнику отречься от ереси и остаться в живых, но тот отказался. Текст приговора, который вынесла инквизиция в отношении еретика Джордано, был утерян, известно лишь, что вина заключалась вовсе не в научных теориях, а в богохульстве бывшего служителя церкви. Именно угроза церковной власти стала основной причиной казни непокорного и упрямого философа.

Интересные факты

Личность Джордано Бруно настолько неординарна, что мифов о нем ходит больше, чем фактов реальной биографии. Связано это с неоднозначным отношением исследователей к его теориям и учениям. И действительно, ряд интересных фактов имел место в жизни мыслителя. Так, еще в период жизни при монастыре брат Джордано высказывал сомнения в непорочности зачатия Иисуса Христа Девой Марией, приводя в ужас святых отцов. Этот факт потом часто припоминала инквизиция во время судебного процесса.

Длительная работа во Франции, несмотря на неприятие местными служителями церкви идей философа, объясняется феноменальной памятью. На нее обратил внимание Генрих III и просил научить его мнемонике. С той же просьбой позднее обратился к Бруно аристократ из Венеции, однако позднее именно Мочениго написал донос на своего учителя, обвиняя его в еретических высказываниях.

По словам вельможи, Джордано считал Иисуса магом и утверждал, что смерть его была случайной, а вовсе не искупала грехи человечества, а человеческие души не бессмертны в том смысле, которое вкладывают в это понятие христиане, а подвергаются реинкарнации после смерти физического тела.

Памятник Джордано Бруно

Приговор, вынесенный в итоге философу, звучал как «казнь без пролития крови», что означало смерть на костре. А труды Джордано Бруно значились в списке литературы, запрещенной католической церковью, вплоть до середины ХХ столетия.

Сейчас же на площади Цветов в Риме стоит памятник мыслителю, считавшему себя мучеником. Но даже открытие памятника прошло со скандалом и антикатолической демонстрацией. Еще один интересный факт заключается в том, что, вопреки желанию церкви, спустя столетия светское общество реабилитировало философа: в 1973 году в Италии даже вышел фильм с одноименным названием, и даже кратер на Луне носит имя Джордано Бруно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: