Жорж Бизе биография французского композитора, родители, жизнь

Жорж Бизе

Фото Все

Видео Все

Жорж Бизе Кармен – абсолютный слух

Жорж Бизе. Биография

Партитуры не горят. Жорж Бизе

Жорж Бизе — биография

Жорж Бизе – известный композитор, представитель периода романтизма. Писал романсы, оркестровые и фортепианные пьесы, оперы. Мировую славу принесла композитору опера «Кармен».

Жорж Бизе был настолько разносторонне обдарован, что мог начинать свою творческую биографию с написания большой оперы, но предпочел начинать с маленьких пьес, одноактной оперы и музыке к драме «Арлезианка». Как многие гении, он не получил достойной оценки при жизни, хотя его произведения живут уже более века, и поставлены на многих мировых сценах.

Детство

Талантливый композитор родился в Париже 25 октября 1838 года. Родители назвали мальчика именами прославленных императоров — Александр Сезар Леопольд, а имя Жорж он получил во время обряда крещения. Его отца звали Адольф Арман Бизе, он преподавал пение. Мама – Анна Леопольдина Эмэ (в девичестве Дельсарт), пианистка.

В их доме, расположенном на улице Тур д”Овень ни дня не проходило без музыки, которая мальчику очень нравилась. Вместо того, чтобы бегать по улице с ровесниками, Бизе занимался освоением нотной грамоты. Первые уроки игры на фортепиано он получил от матери.

Жорж Бизе в юности

В шестилетнем возрасте Жоржа отправили в школу. Больше всего ему нравилось читать, но по настоянию матери, которая сумела рассмотреть у сына музыкальные способности, много часов проводил за роялем. Эти систематические занятия пошли ему на пользу – 9 октября 1848 года он стал вольнослушателем Парижской музыкальной консерватории. Его учителем стал лучший из фортепианных педагогов 19-го века – Антуан Мармонтель. На тот момент Жоржу не было и десяти лет.

Жорж Бизе имел музыкальный слух и просто феноменальную память, благодаря этому удостоился первой премии на конкурсе сольфеджио.

Победитель мог бесплатно заниматься композицией вместе с прославленным преподавателем тех лет – Пьером Циммерманом. Теперь Жорж загорелся мечтой, ему очень хотелось заняться написанием музыки для театральных постановок.

После окончания класса фортепиано, Жорж начал брать уроки композиции у Фроманталя Галеви, служившего художественным руководителем «Театра Итальен» в Париже. Начинающему композитору очень нравилось писать музыку, поэтому он пробует себя в самых разных жанрах.

Одновременно с этим, Бизе освоил орган под руководством профессора Франсуа Бенуа. Его снова берут на конкурс, где мастерство его исполнения было отмечено сразу второй, а потом и первой премией Консерватории.

Музыка

Творческая биография Бизе началась еще во время обучения в консерватории. Он стал автором «Симфонии до мажор», которую нашли в архиве консерватории в Париже только в 1933-м, и комической оперы «Дом доктора».

Впервые имя композитора публика услышала после творческого конкурса, который инициировал Жак Оффенбах, хозяин театра «Буфф-Паризьен». Условием соревнования было написание комедии, в которой задействованы четыре героя. Победитель должен был получить золотую медаль и 1200 франков. Жорж представил на суд жюри оперетту под названием «Доктор Миракль», и разделил победу с другим участником – Шарлем Лекоком.

Академия изящных искусств ежегодно проводила конкурс композиторов, и в 1857-м Бизе участвовал в нем с кантатой «Кловис и Клотильда». Он получил Римскую премию, выиграл грант, и отправился стажироваться в Риме. Жорж был настолько очарован местными красотами, что под их влиянием полюбил оперу, был очарован музыкой Моцарта и полотнами Рафаэля. Согласно условиям гранта, Бизе должен был написать в Риме кантату, однако у него получилась ода-симфония «Васко да Гамма» и комическая опера «Дон Прокопио».

Осенью 1860-го композитор вынужденно прервал свою стажировку за границей, так как у него серьезно заболела мать. На протяжении последующих трех лет композитору пришлось туго, он буквально выживал благодаря написанию развлекательных мелодий по заказу кафе-концертов. Кроме этого он занимался перекладыванием оркестровых партитур для фортепиано, давал уроки в частном порядке.

Как Римскому лауреату, Жоржу нужно было представить комедию для труппы театра «Опера-Комик», однако он не выполнил это условие из личных причин. В 1861-м не стало его мамы, а спустя шесть месяцев отправился на небеса его любимый педагог Фроманталь Галеви. Справиться с потерей Жоржу удалось только к 1863-му, он наконец-то смог взять себя в руки и написать романтическую оперу «Искатели жемчуга». Потом увлекшись сюжетом Вальтера Скотта создал еще одну оперу под названием «Пертская красавица».

Творческий расцвет Бизе-композитора пришелся на 70-е годы. Театр «Опера Комик представил его оперу «Джамиле», которая очень понравилась не только зрителям, но и критикам. Они были в восторге от тонкости стиля и изящества арабских мотивов, использованных в этом произведении. В 1872 году Бизе стал автором музыки к драме «Арлезианка», Альфонса Доде. Эта постановка успехом не пользовалась, поэтому автор переписал ее, и получилась оркестровая сюита.

Мировую популярность принесла Бизе опера «Кармен», которую, к сожалению, не оценили при его жизни. Премьера ее состоялась в 1875 году, однако пресса вылила на нее столько негатива, что ее записали в аморальные и скандальные. Однако это не помешало поставить ее 45 раз только в первый год после создания. Зрителей становилось все больше, хотя поначалу они ходили просто полюбопытствовать, особенно после того, как стало известно о смерти ее автора.

К сожалению, композитору не удалось насладиться славой при жизни. Его творение начали хвалить только спустя год после премьерного показа. Положительную оценку опера получила от Иоганнеса Брамса, Рихарда Вагнера, Петра Чайковского, который смотрел «Кармен» неоднократно. Именно он написал, что Бизе был вынужден творить в соответствии с реалиями того времени, но им двигало истинное вдохновение. Русский композитор похвалил Жоржа за невероятный сюжет его произведения, говорил, что последняя сцена вообще не играется без слез на глазах.

Читайте также:
Лев Давидович Троцкий (Лейба Давидович Бронштейн) биография

Зрителям очень понравилась героиня, которая ассоциируется с хабанерой, сегидильей и поло. А куплеты, которые исполняет тореадор, тронули сердца присутствующих на спектакле зрителей.

Личная жизнь

Первый раз Жорж серьезно влюбился в итальянку по имени Джузеппа. Отношения закончились очень быстро, Бизе отбыл из Италии, а возлюбленная отказалась с ним ехать.

Графиня де Шабрийан

Сильной страстью Бизе воспылал к Мадам Могадор, которую знали под именем графини Шабрийан, оперной певицы Лионель и писательницы Селесты Венар. Жорж был намного моложе ее, к тому же за мадам тянулась скандальная слава. Никакого счастья в личной жизни с этой дамой композитор не испытал, у нее случались перепады настроения, непристойные выходки, которые доставляли Бизе одни страдания. После того, как их отношения закончились, Жорж долго преодолевал депрессию.

По-настоящему счастливым композитора сделала дочь его преподавателя Галеви, Женевьева. Родственники девушки никак не хотели давать согласие на свадьбу, и влюбленным пришлось отстаивать свое право на счастье. Упорная борьба дала свои результаты, венчание состоялось 3 июня 1869 года. Молодожены переехали в Барбизон, где селились все творческие люди того времени.

Жорж Бизе с женой Женевьевой и родителями

После начала Франко-прусской войны в 1870-м, Бизе призвали в Национальную гвардию, но от прохождения службы скоро освободили, так как он был Римским стипендиатом. Вместе с молодой женой он уехал из Барбизона и поселился в Париже, оказывая посильную помощь его защитникам.

В этом браке 10 июля 1871-го родился мальчик, получивший имя Жак. Есть информация, что у Бизе было два сына, второго родила ему служанка Мария Рейтер. Его назвали Жаном. Композитор любил супругу и сына, однако особого счастья в личной жизни не испытывал. Женевьева видела в нем неудачника, и вскоре стала любовницей соседа-пианиста Эли-Мириама Делаборда. Жоржу было хорошо известно об этих отношениях, и это доставляло ему невыносимые страдания.

Смерть

Смерть композитора исследователи считают неразгаданной загадкой. Она настигла его в Буживале, куда Жорж с семьей и служанкой уехал на лето. Местом их проживания стал двухэтажный дом, который «дожил» до наших дней.

Композитор был болен, но все равно отправился прогуляться к реке вместе с соседом Делабордом и женой. Бизе был большим любителем плавания, поэтому не отказал себе в удовольствии нырнуть в холодную воду. Дело было 29 мая 1875 года, а буквально на следующий день его свалил жестокий приступ ревматической болезни, сопровождавшийся сильной болью и лихорадкой. Кроме этого руки и ноги композитора перестали его слушаться. Еще через день композитора начали мучить сильные боли в области сердца, и пришедший доктор диагностировал у него сердечный приступ. С приходом врача боль отпустила, но не вскоре снова возобновилась.

Весь следующий день композитор метался в бреду, вечером случился еще один приступ. Жорж Бизе умер 3 июня 1875 года, рядом с ним находился Делаборд. Смерть наступила вследствие сердечного осложнения, вызванного острым ревматизмом суставов.

После оповещения о трагедии, первым, кто прибыл в Бужеваль был друг Бизе – Антони де Шудан, который и выдвинул новую версию причины смерти композитора. Он отметил, что на шее его друга явно видна резаная рана, и что нанести ее мог только тот, кто последним видел его живым. Это был Делаборд, любовник Женевьевы, добивавшийся ее руки. А живой муж был помехой на его пути. Пожениться им так и не удалось.

Исследователи считают, что Бизе сам наложил на себя руки. Он сам резанул себя по шее, надеясь, что перережет артерию.

Эти основания были не беспочвенными. В последние месяцы великий музыкант не мог преодолеть депрессию, его угнетали болезни и творческие неудачи. Перед тем, как уехать на летний отдых, Бизе привел в порядок свои бумаги, распорядился имуществом и наследием. Доктор, которому пришлось констатировать смерть, мог не назвать истинную причину, так как об этом попросили родные.

Документальных подтверждений ни одной из версий нет. Возможно, какие-то доказательства были в дневнике Людовика Галеви, родного дяди Женевьевы, но он уничтожил свои записи. Вдова композитора потребовала, чтобы все друзья и знакомые, получавшие от него письма на протяжении последних пяти лет, избавились от них.

Могила и памятник Жоржу Бизе

Местом упокоения Бизе стало кладбище Пер Лашез. Во время прощальной церемонии звучали отрывки из его произведений. В 1876 году на могиле композитора появился памятник, автором которого стал Поль Дюбуа. На постаменте была одна лаконичная фраза: «Жоржу Бизе, его семья и друзья».

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Жорж Бизе

Биография

Жорж Бизе – великий французский композитор, пианист-виртуоз эпохи романтизма. Его произведения, не всегда по достоинству оцененные современниками, пережили создателя. Опера «Кармен», шедевр музыкального искусства, более 100 лет собирает публику в лучших театрах мира.

Читайте также:
Юрий Владимирович Долгорукий (1090-1157) краткая биография, интересные факты, внешняя и внутренняя политика основателя Москвы, основные достижения великого князя

Детство и юность

Жорж Бизе родился 25 октября 1838 года в Париже. Мало кто знает, что настоящее имя композитора – Александр Сезар Леопольд, в честь великих императоров, а Жорж получено при крещении.

Портрет Жоржа Бизе

Мать Жоржа, Эме, была пианисткой, а ее брат Франсуа Дельсарт – певцом и преподавателем вокала. Отец Адольф-Аман какое-то время занимался изготовлением париков, а затем стал учителем пения, несмотря на отсутствие специального образования.

В доме на улице Тур д’Овернь постоянно звучала музыка, завораживая ребенка. Вместо того, чтобы играть со сверстниками, маленький Жорж с увлечением осваивал нотную грамоту, мама учила сына играть на фортепиано.

Жорж Бизе в молодости

В 6 лет Бизе пошел в школу и полюбил чтение, но Эме, видя поразительные способности мальчика к музыке, заставляла его часами сидеть за роялем. Благодаря этому накануне 10-го дня рождения, 9 октября 1848 года, Жорж поступил в Парижскую музыкальную консерваторию вольнослушателем в класс Антуана Мармонтеля, знаменитого фортепианного педагога 2-й половины 19 века.

Будущий композитор обладал абсолютным слухом и феноменальной памятью, он получил первую премию на конкурсе сольфеджио, что дало право на бесплатные уроки по композиции у знаменитого преподавателя того времени Пьера Циммермана. Инструмент отодвинулся на второй план, появилась мечта сочинять музыку для театра.

Жорж Бизе

Окончив класс фортепиано, Бизе начал изучать композицию у Фроманталя Галеви, преподавателя, художественного руководителя парижского «Театра Итальен». Сочинение музыки захватило студента консерватории, в это время он написал много произведений в разных жанрах.

Параллельно с композицией Жорж начал играть на органе в классе профессора Франсуа Бенуа и вскоре завоевал вторую, а затем и первую премию Консерватории за исполнительское мастерство.

Музыка

В годы учебы Бизе создал первые музыкальные произведения: «Симфонию до мажор», неизвестную до 1933 года, найденную в архивах Парижской консерватории, и комическую оперу «Дом доктора».

Композитор Жорж Бизе

Знакомство публики с начинающим композитором состоялось после творческого соревнования, объявленного Жаком Оффенбахом, владельцем театра «Буфф-Паризьен» на Монмартре. Нужно было написать музыкальный комедийный спектакль с участием 4 персонажей. Награда – золотая медаль и 1200 франков. Бизе представил жюри оперетту «Доктор Миракль» и разделил премию с Шарлем Лекоком.

В 1857 году для ежегодного конкурса Академии изящных искусств начинающий композитор сочинил кантату «Кловис и Клотильда», стал лауреатом Римской премии, получил грант и поехал на стажировку в Рим. Бизе очаровала красота Италии, он увлекся оперой, влюбился в музыку Моцарта и картины Рафаэля. В Риме композитор должен был по условиям гранта создать кантату, но вместо этого сочинил комическую оперу «Дон Прокопио» и оду-симфонию «Васко да Гамма».

Жорж Бизе

Осенью 1960 года зарубежная стажировка Бизе вынужденно прервалась из-за болезни матери, и он вернуться в Париж. Следующие 3 года стали трудными в творческой биографии композитора. Жорж вынужден был зарабатывать на жизнь созданием развлекательной музыки для кафе-концертов, перекладывать оркестровые партитуры известных произведений для фортепиано, давать частные уроки.

Как Римский лауреат, Бизе должен был написать комическое произведение для театра «Опера-Комик», но это было невозможно по личным причинам. В 1961 году умерла мама, а через полгода скончался учитель Фроманталь Галеви. В 1863 году композитор, преодолев переживания, создал лирическую оперу «Искатели жемчуга», а затем оперу «Пертская красавица» на сюжет Вальтера Скотта.

Дмитрий Хворостовский и Кастроново исполняют дуэт из оперы «Искатели жемчуга»

В 70-х годах начался расцвет творчества Бизе. В театре «Опера Комик» прошла премьера «Джамиле», критики и зрители оценили тонкий стиль и изящество арабских мотивов произведения. В 1872-м композитор сочинил музыку к драме Альфонса Доде «Арлезианка». Постановка не имела успеха и была переделана автором в оркестровую сюиту.

Вершиной творчества Бизе стала опера «Кармен», не оцененная при жизни автора. Премьера 1875 года провалилась и вызвала негативную реакцию прессы, постановку назвали скандальной и аморальной. Несмотря на это, спектакль в течение первого года показали 45 раз. Зрители ходили на него из любопытства, возросшего вдвое после смерти композитора.

Увертюра к опере Жоржа Бизе «Кармен»

Бизе не дожил до признания его творения. Первые положительные отзывы появились через год после премьеры. «Кармен» оценили Рихард Вагнер, Иоганнес Брамс. Петр Ильич Чайковский, не один раз в течение года смотревший постановку, писал:

«Бизе — художник, отдающий дань веку и современности, но согретый истинным вдохновением. И что за чудный сюжет оперы! Я не могу без слез играть последнюю сцену!».

Зрители полюбили героиню, музыкальный портрет которой соткан из звуков хабанеры, поло, сегидильи. Куплеты тореадора растопили сердца публики.

Личная жизнь

Первой любовью Бизе была итальянка Джузеппа. Этим отношениям не суждено было быть долгими, так как композитор покинул Италию, а девушка за ним не последовала.

Мадам Селеста Могадор, графиня де Шабрийан

Интересным фактом в биографии автора «Кармен» было страстное увлечение Мадам Могадор, известной как графиня де Шабрийан, оперная певица мадам Лионель, писательница Селеста Венар. Дама была гораздо старше Жоржа, пользовалась скандальной известностью. Композитор не был с ней счастлив, страдал от перепадов настроения и непристойных выходок. После разрыва долго прибывал в депрессии.

Счастье Бизе обрел с дочерью своего учителя Фроманталя Галеви, Женевьевой. Браку предшествовала упорная борьба с родственниками избранницы, которые были против свадьбы. Молодые отстояли свою любовь и обвенчались 3 июня 1869 года, поселились в популярном у творческих людей месте Барбизон.

Читайте также:
Сообщение про Гиппократа биография, заслуги и вклад философа в науку и медицину, интересные факты о достижениях ученого, основные положения учения

Женевьева Галеви, жена Жоржа Бизе

В 1870 году началась Франко-прусская война, композитора призвали в ряды Национальной гвардии, но быстро освободили от службы как Римского стипендиата. Он забрал молодую жену из Барбизона и вернулся в Париж, где как мог помогал защитникам города.

10 июля 1871 года Женевьева родила сына, мальчика назвали Жак. По слухам, у композитора было двое детей, 2-й мальчик Жан – от служанки Марии Рейтер. Жорж любил сына и жену, но не мог быть вполне счастлив в личной жизни. Женевьева считала супруга неудачником и завела роман с пианистом и соседом Эли-Мириамом Делабордом. Бизе знал об этом и сильно переживал.

Смерть

Смерть Бизе до сих пор остается загадкой для исследователей. Известно, что это произошло в Буживале, куда семья композитора в сопровождении служанки Марии Рейтер с сыном отправилась на лето. Они поселились в двухэтажном доме, сохранившемся до сих пор, его фото есть в Интернете.

Дом Жоржа Бизе в Буживале

Бизе болел, но это не помешало ему 29 мая 1875 года отправиться на прогулку к реке в компании жены и соседа Делаборда. Жорж любил плавать. Он искупался в холодной воде. 30 мая композитора свалил приступ ревматизма с лихорадкой и нестерпимыми болями, отказали руки и ноги. Через день случился сердечный приступ. Когда пришел врач, Бизе стало легче, но ненадолго.

Следующий день больной провел в бреду, а к вечеру приступ повторился. Композитор скончался 3 июня 1875 года. Последним, кто видел композитора живым, был Делаборд. Врач констатировал причину смерти: сердечное осложнение острого суставного ревматизма.

Памятник Жоржу Бизе

Сенсационной стала версия, озвученная другом композитора Антони де Шуданом, который первым приехал в Бужеваль, узнав о трагедии. Он сказал, что на шее Бизе была резаная рана, которую мог нанести последний, кто видел Жоржа живым, а именно Делаборд. У соседа были причины для убийства, он ухаживал за Женевьевой, а муж стоял на пути к счастью. Впоследствии Делаборд хотел жениться на вдове композитора, но свадьба не состоялась.

Еще одной возможной причиной смерти создателя «Кармен» исследователи считают самоубийство. По их мнению, рану композитор нанес себе сам, пытаясь перерезать трахею или артерию. Основания для такого предположения были. Последнее время Жорж был в депрессии из-за творческих неудач и болезней. Перед отъездом в Бужеваль он навел порядок в бумагах, сделал важные распоряжения. Врач, констатировавший смерть, мог скрыть факт суицида по просьбе родных.

Могила Жоржа Бизе

Документы, подтверждающие какую-либо из версий, не сохранились. Дядя Женевьевы, Людовик Галеви, вел дневник, который мог бы пролить свет на тайну смерти композитора, но строки, написанные после печального события, были уничтожены. Кроме того, вдова Бизе потребовала от друзей и знакомых избавиться от писем Жоржа за последние 5 лет.

Композитора похоронили на кладбище Пер Лашез. На церемонии исполнили отрывки из произведений покойного. Спустя год на могиле установили памятник работы Поля Дюбуа с надписью на постаменте:

Произведения

  • 1858-1859 – «Дон Прокопио»
  • 1862-1863 – «Искатели жемчуга»
  • 1862-1865 – «Иван IV»
  • 1866 – «Пертская красавица»
  • 1873-1874 – «Кармен»
  • 1855-1857 – «Элоиза де Монфор»
  • 1855-1857 – «Возвращение Виргинии»
  • 1857 – «Кловис и Клотильда»
  • 1857 – «Доктор Миракль»
  • 1859 – «Улисс и Цирцея»
  • 1859-1860 – «Васко да Гама»

Произведения для оркестра

  • 1866-1868 – «Рим» («Воспоминания о Риме»)
  • 1873 – Увертюра «Родина»

Биография Жоржа Бизе

Жена – Женевьева Галеви
Сын – Жак Бизе

Александр Сезар Леопольд Бизе (1838-1875) – французский композитор, его творчество относится к периоду романтизма, писал пьесы для фортепиано, романсы, произведения для оркестров и оперы. Мировую славу завоевал благодаря своей самой известной опере «Кармен».

Детство

25 октября 1838 года в семье парижанина, учителя пения, родился сын, которому дали имя Александр Сезар Леопольд Бизе. Во время крещения его нарекли Жорж, под этим именем он и получил дальнейшую известность.

Семья, где родился мальчик, была музыкальной. Помимо того, что папа преподавал в школе пение, мама тоже имела отношение к музыке, она профессионально играла на фортепиано. Также преподавателем пения был дядя Жоржа по материнской линии.

Маленький Жорж любил заниматься музыкой с родителями. Но в то же время ему, ребёнку, так хотелось побегать на улице и поиграть с детьми. Однако родители решили по-другому, уличных развлечений они не приветствовали, так что в возрасте четырёх лет Жорж уже прекрасно разбирался в нотах и играл на фортепиано.

Консерватория

Мальчику ещё не исполнилось и десяти лет, как он был принят в Парижскую консерваторию. Родители приняли решение отдать его туда на учёбу, так как был явно заметен его музыкальный талант. Закончилось детство Жоржа Бизе, которое практически и не начиналось.

По утрам в консерваторию Жоржа непременно отводила мать. После учёбы она ждала его, и дальше каждый день повторялся по одному тому же сценарию: дома его кормили, закрывали в комнате, где он должен был заниматься игрой на фортепиано. И мальчик играл на инструменте, пока не засыпал за ним от усталости.

Читайте также:
Рональд Уилсон Рейган биография, реформы политики, карьера

Юный Жорж пытался сопротивляться матери, ему так сильно нравилась литература, что хотелось постоянно заниматься ею и читать много книг. Но как только мать заставала его с очередной книжкой в руках, то монотонно твердила: «Ты не зря вырос в музыкальной семье, ты станешь музыкантом, а не литератором. Причём выдающимся!»

В учёбе Жорж сложностей не испытывал, он схватывал всё буквально на лету. За время обучения проявил себя блестящим учеником по классу фортепиано у педагога Мармонтеля А. Ф, по классу композиции у преподавателей Ш. Гуно, П. Циммермана, Ж. Ф. Ф. Галеви.

В консерватории Бизе учился девять лет и в 1857 году успешно её окончил. За годы учёбы юноша начал пробовать себя в качестве композитора, он создал немало музыкальных произведений, среди них есть одна симфония, которую Жорж написал в семнадцать лет, она до сих пор с успехом исполняется музыкантами всего мира.

В последний год обучения Жорж участвовал в конкурсе, в котором надо было написать оперетту на один акт, он сочинил кантату для легендарного древнего сюжета и получил премию. Несколько премий за время учёбы Бизе также получал за игру на фортепиано и органе.

На последнем выпускном курсе Жорж написал оперетту «Доктор Миракль». А при выпуске из Парижской консерватории он получил свою самую ценную награду, Римскую премию, за кантату «Кловис и Клотильда». Она дала Бизе большие возможности – четыре года проживать в Италии и получать государственную стипендию.

Италия

В 1857 году, окончив консерваторию, Бизе уехал в Италию, где прожил до 1860 года. Он изучал местный быт, путешествовал, восторгался красотой природы и изобразительным искусством, а также много времени уделял своему образованию.

Долгое время Жорж не мог определиться с дальнейшей жизненной стезёй, никак не находилась своя тема в музыке. Со временем Бизе решил связать будущее творчество с театром. Ему были очень интересны премьеры опер и музыкальные парижские театры. В какой-то степени это было меркантильно, ведь тогда в театральном музыкальном мире легче всего было добиться успеха.

Годы, проведённые в Италии, Жорж потом считал самыми беззаботными в своей жизни. Он понемногу сочинял, за это время им были написаны несколько пьес для оркестров (они потом стали частью симфонической сюиты «Воспоминания о Риме») и симфония-кантата «Васко да Гама».

Но время получения итальянской государственной стипендии подошло к концу, Жоржу необходимо было возвращаться в Париж.

Возвращение в Париж

По приезде в родной город для Бизе начались не самые лучшие времена, добиться признания в Париже оказалось не просто. Он встретился с Антуаном Шуданом, который владел самым известным парижским издательством. Антуан удивлённо смотрел на Жоржа: неужели перед ним тот самый молодой гений, который получил престижную Римскую премию? Рискованно было связываться с начинающим композитором, но Шудан видел, что молодому человеку очень нужны деньги и он готов браться за любую работу. Антуан предложил Бизе перекладывать оперы известных сочинителей для фортепиано.

Сутками напролёт Жоржу приходилось работать с чужими музыкальными произведениями, ещё он давал частные уроки и писал на заказ музыку лёгкого жанра. Деньги ему исправно платили, но их постоянно не хватало. Вскоре умерла его мама, и у композитора ко всем прочим проблемам добавилось нервное перенапряжение, начался резкий упадок сил.

Он мог прекрасно зарабатывать на жизнь в качестве пианиста, как советовали ему друзья, но Жорж не искал лёгкого жизненного пути, всё-таки он полностью погрузился в сочинение музыки.

Творческий путь

Его по-прежнему манил музыкальный театр, но всё, что писал Бизе, не находило одобрения. Никто не оценил комическую оперу «Дон Прокопио». Но Жорж продолжал жить в нужде, работать и ждать.

В 1863 году он сочинил оперу «Искатели жемчуга», состоялась её премьера, восемнадцать раз произведение ставили на сцене, но потом убрали из репертуара. Снова вернулись бессонные ночи в работе над чужими партитурами, ставшие нелюбимыми уроки музыки, нищета. Работа ради небольших денег, которых хватало лишь на то, чтобы не умереть с голоду, отнимала всё время Бизе, творчеством заниматься было некогда. Единственное, что спасало Жоржа, – это прогулки по вечернему Парижу и посещение театра, в этом он находил отдушину, казалось бы, из безвыходной ситуации.

Следующая опера «Пертская красавица» была поставлена в 1867 году, но также не имела успеха. В 1868 году у Бизе начался творческий кризис, добавились проблемы со здоровьем. От затяжной депрессии Жоржа спасла женитьба в 1869 году, но уже через год он записался в Национальную гвардию для участия во Франко-прусской войне, что оставило свой след и на семейной жизни, и на здоровье, и на творчестве композитора.

С 1870 года Бизе вернулся к сочинительству, одно за другим выходили его музыкальные произведения:

  • сюита для фортепиано «Детские игры»;
  • романтическая одноактная опера «Джамиле»;
  • музыка к пьесе «Арлезианка».

Однако все эти сочинения тогда не имели успеха, несмотря на то, что в будущем стали частью золотого фонда мировых симфонических произведений.

В 1874-1875 годах Жорж работал над оперой к новелле П. Мериме «Кармен». Её премьера состоялась 3 марта 1875 года. Удивительно, но опера, признанная вершиной французского реализма, обошедшая все мировые оперные сцены, ставшая самым популярным и любимым произведением в истории музыки, в день своей премьеры потерпела фиаско.

Читайте также:
Уинстон Черчилль биография, факты о политической деятельности

Провал своего любимого детища привёл к трагическому концу композитора. Жорж Бизе умер, а через четыре месяца в Венской опере состоялся феерический успех «Кармен». Он так и не узнал, что это произведение спустя год поставили на всех крупнейших сценах Европы, признали вершиной его творчества, что «Кармен» стала самой популярной оперой в истории и в мире.

Личная жизнь

Первой любовью Жоржа была девушка по имени Джузеппа, с ней он познакомился в Италии. Молодой человек был близоруким и слегка полноватым, а его кудри настолько туго переплетались на голове, что их невозможно было расчесать, поэтому сам композитор считал себя не слишком привлекательным для представительниц противоположного пола. Во время разговора с женщинами он краснел, быстро говорил, сбивался, у него потели ладони, и он очень стеснялся всего этого.

Жорж был опьянён тем, что Джузеппа обратила на него внимание. Но отец прислал письмо, где сообщил о болезни матери. Бизе надо было возвращаться в Париж, он звал с собой юную невесту, но Джузеппа не могла так просто всё бросить и уехать в другую страну. Жорж пообещал девушке, что напишет пару комических опер, заработает много денег, вернётся к ней и они станут жить как короли. Этого не произошло, композитор сам еле выживал, ему остались только воспоминания о первой юношеской любви.

Жоржу было уже 28 лет, когда в его жизни появилась опытная женщина, научившая его настоящей любви. Он познакомился с ней в поезде, это была Могадор (оперная дива Лионель, графиня де Шабрийан, писательница Селеста Винар). Это к 42 годам женщина стала писательницей, а юность её прошла в притонах. После бурной молодости она долгое время танцевала на сцене, а потом стала писать свои романы о жизни. При этом книжки её в парижских магазинах не задерживались, о Могадор не упоминали в обществе вслух, но об этой женщине в Париже знали все.

Вся горесть Жоржа утонула в страсти этой женщины. Он был с нею счастлив, но недолго. Тяжело было выдерживать её перепады настроения, когда Могадор была в гневе, то просыпались все её самые худшие и негативные качества. А у Бизе была слишком ранимая душа и тонкий вкус, чтобы всё это вынести. К тому же Могадор старела, у неё появились проблемы с финансами, а помочь деньгами Жорж не мог, поэтому его любовь стала не нужна этой женщине. Но расстаться с ней он никак не мог. Однажды во время скандала Могадор вылила на Жоржа ушат ледяной воды и выгнала на улицу.

Последствием этого стал гнойный тонзиллит, который обнаружили у него медики. С учётом того, что Жорж с детства страдал ангиной и простудами, здоровье его ухудшилось ещё больше. Композитор слёг, не мог говорить, но такие физические страдания были ничтожны по сравнению с душевными. Разрыв с Могадор, нищенское существование, провал в творчестве – Бизе подошёл к состоянию глубочайшей депрессии.

Вернуться снова к жизни ему помогла первая и единственная супруга. Немного поправившись после тяжёлой болезни, Бизе стал понемногу прогуливаться вечерами по Парижу. Однажды, гуляя около дома своего учителя, Жорж вдруг очень сильно захотел к нему зайти. Здесь произошло знакомство Бизе с дочкой учителя Женевьевой Галеви. Между молодыми людьми завязался роман, который не был стремительным. Отношения их развивались медленно, но уже тогда Жоржу показалось, что и в его жизни снова засветило солнце.

Женевьева и Жорж поженились в 1869 году, в 1871 у них родился единственный ребёнок – мальчик Жак. Жена окружила Бизе теплотой и заботой, хлопотала по дому, а композитор снова смог творить.

Но и эта идиллия продолжалась недолго. Вскоре Женевьеве надоели неудачи мужа. Вернувшись однажды домой раньше обычного (из-за отмены урока по причине болезни ученика), Жорж застал в гостиной жену с другим мужчиной. А когда состоялась провальная премьера оперы «Кармен», Женевьева встала и вышла из зала раньше времени. Композитор был настолько подавлен, что кинулся в холодную Сену.

Смерть

Жорж с детства страдал пороком сердца, постоянно простывал. В зрелом возрасте его здоровье только ухудшалось, добавлялись физические и душевные недуги.

После премьеры «Кармен», когда он бросился в реку, начался конец великого композитора. На следующее утро он проснулся в лихорадке. Почти четыре месяца длилась тяжёлая болезнь, Жорж оглох, у него отнялись руки и ноги, иногда к нему возвращалось сознание, но почти всё время он находился в бреду. После сердечного приступа 3 июня 1875 года композитора не стало.

Он так и не узнал, что большинство его произведений потом стали золотым фондом мировой классики, он даже ни разу не ощутил, что такое овации благодарного слушателя, композитор так и не понял подлинной ценности своих сочинений.

Такой ранний уход композитора, в самом начале своего творческого расцвета, будет признан потом невосполнимой потерей для классической музыки мира.

Жорж Бизе биография французского композитора, родители, жизнь, интересные факты из творчества, список самых популярных музыкальных произведений

Жорж Бизе — известный французский композитор периода романтизма. Биография, представленная ниже, содержит все необходимые сведения, рассказывает о жизни и творческом пути автора оперы «Кармен».

Читайте также:
Михалков биография, семья, факты, произведения и стихи для детей

Портрет Жоржа Бизе так же прекрасен, как и его музыка. На сделанных в те времена фотографиях можно увидеть статного темноволосого мужчину с задумчивым умным взглядом. Он мог бы с легкостью стать героем-любовником одного из многочисленных любовных романов 19-го века.

Но любовные игры не для него, вместо этого Бизе выбирает трудный путь по ступеням творчества и добивается всемирного признания.

Детство композитора

Великий композитор родился 25 октября 1838 года в самом романтичном городе Франции — Париже.

Ему посчастливилось родиться в семье учителя пения, и с самых малых лет он вместе со своими родителями занимался музыкой. Вместо того чтобы веселиться с ребятами на улице и целыми днями гонять мяч, Бизе предпочитал изучать нотную грамоту и вместе с матерью играть на фортепиано.

В десять лет мальчик уже поступил в Парижскую консерваторию и занимался музыкой под наставничеством таких преподавателей, как Гуно и Циммерман.

Обучение в консерватории

Бизе начал пробовать себя в качестве композитора будучи еще совсем мальчишкой. Учась в консерватории, он умудрился заслужить похвалу за прекрасную игру на фортепиано от самого Ференца Листа.

Творческий путь Жоржа Бизе

В 1857 г. он удостоился Римской премии за свою кантату «Кловис и Клотильда». Получение премии позволило ему проживать в Риме три года, которые он благополучно посвятил написанию музыки и своему дальнейшему образованию.

Многие композиторы в своих докладах отмечали замечательный дар Бизе с легкостью читать с листа даже самые трудные произведения и высказывали свои сожаления, что он, выбрав направление композиторства, отказывается от дачи концертов, тем самым не давая людям насладиться его феноменальной игрой.

Знаменитые музыкальные произведения

Бизе — автор одного из лучших произведений — оперы «Дон Прокопио», которая была обязательна для получения Римской премии.

По возвращении из Рима, Бизе полностью посвятил себя искусству, и через некоторое время на свет появился еще один шедевр под названием «Искатели жемчуга».

У Бизе есть множество известных на весь мир произведений. Но пожалуй самой популярной из них является горячо всеми любимая «Кармен».

Личная жизнь композитора

Из сообщений его близких стало известно, что его первой любовью была итальянская девушка. Но, к сожалению, этому союзу не суждено было случиться, так как Бизе в скором времени уехал из Италии, а девушка не посмела ринуться за ним, покинув свою родину.

Еще одним увлечением композитора была Модам Могадор, которая была намного старше Жоржа.

Самой последней его любовью стала Женевьева Алеви, родственница создателя музыкального жанра «оперетты» Людовика Галеви. Её родственники которой были настроены против подобного союза.

Но любовь молодых в этот раз была сильнее и после нескольких лет брака у Женевьевы и Бизе рождается сын, их первенец, Жак, ставший впоследствии другом французского писателя Марселя Пруста.

Последние годы жизни и смерть

Смерть композитора по сей день покрыта тайной. Говорят, что он вместе со своей семьей поселился на лето в Буживале. И после очередного купания в реке его свалил приступ ревматизма.

Жутчайшая лихорадка, ужасные боли, у композитора отказали руки и ноги. Затем у Бизе случился сердечный приступ, а через несколько дней он скоропостижно скончался. Последним человеком, видевшим его перед смертью, оказался сосед.

Некоторые говорят, что на шее композитора была обнаружена ножевая рана, нанесенная ему его соседом. Кто-то считает, что это было самоубийство. Истина так и неизвестна, а документов, которые могли бы подтвердить диагноз, зафиксированный врачом, так и не нашли.

Интересные факты из жизни Жоржа Бизе

Пожалуй одной из самых выдающихся особенностей композитора, при помощи которой он и получил свою известность, была его феноменальная память и на редкость идеальный слух. Благодаря им он с легкостью мог сыграть любое, даже самое сложное произведение. Эту особенность еще в самом детстве случайно заметила мать Бизе и направила ее в нужное русло.

Да, Жоржу Бизе посчастливилось обладать на редкость удивительным слухом и гениальной памятью, такой дар дается не всем. Можно даже сказать, что он был особенным, своего рода гением музыкального искусства.

Его мать рассказывала, что когда Жоржу исполнилось шесть лет, он сильно увлекся литературой и чуть даже не забросил музыку, но она вовремя смекнула и усадила своего сына обратно за фортепиано. Кто знает, может вместо гениального композитора мир приобрел бы потрясающего ученого или писателя?

Каждый рождается с определенным талантом, но не каждому удается его разглядеть. Можно сказать, что родившись в семье музыкантов, судьба Бизе уже была предрешена свыше.

Бизе, Жорж

Алекса́ндр Сеза́р Леопо́льд Бизе́ (фр. Alexandre-César-Léopold Bizet , при крещении получил имя Жорж, фр. Georges ; 1838—1875) — французский композитор периода романтизма, автор оркестровых произведений, романсов, фортепианных пьес, а также опер, самой известной из которых стала «Кармен».

Содержание

Биография

Бизе родился 25 октября 1838 года в Париже в семье учителя пения. Он был зарегистрирован под именем Александр-Сезар-Леопольд Бизе, но при крещении получил имя Жорж, под которым и был известен в дальнейшем. Бизе можно назвать вундеркиндом: поступил в Парижскую консерваторию за две недели до того, как ему исполнилось десять лет.

В 1857 году он разделил с Шарлем Лекоком премию на конкурсе, организованном Жаком Оффенбахом, за оперетту «Чудесный доктор» и получил Римскую премию, что позволило ему прожить в Риме в течение трёх лет, сочиняя музыку и занимаясь своим образованием. Отчётным произведением (написание которого было обязательным для всех лауреатов Римской премии) стала опера «Дон Прокопио». За исключением проведённого в Риме периода, Бизе прожил всю свою жизнь в Париже.

Читайте также:
Чернышевский - биография, родина, факты, произведения

После пребывания в Риме он вернулся в Париж, где посвятил себя написанию музыки. В 1863 году он написал оперу «Искатели жемчуга». В этот же период он написал «Пертскую красавицу», музыку к пьесе Альфонса Доде «Арлезианка» и произведение для фортепиано «Детские игры». Также он написал романтическую оперу «Джамиле», обычно рассматриваемую, как предшественницу «Кармен». Сам Бизе забыл о ней, и о симфонии не вспоминали до 1835 года, когда она была обнаружена в библиотеке консерватории. При первом же представлении эта работа получила похвалы раннего романтического периода. Симфония замечательна своим стилистическим сходством с музыкой Франца Шуберта, которая в тот период почти не была известна в Париже, за исключением, быть может, нескольких песен. В 1874—1875 годах композитор работал над «Кармен». Премьера оперы состоялась в парижском театре «Опера-Комик» 3 марта 1875 года и закончилась провалом. Свою Вторую симфонию, «Рим», Бизе не завершил.

3 июня 1869 года Бизе женился на младшей дочери своего покойного учителя Жака Фроменталя Галеви — Женевьев Галеви (1849—1926), которая приходилась кузиной либреттисту Бизе Людовику Галеви. Их сын — Жак Бизе (1872—1922, покончил жизнь самоубийством), названный в честь деда, был близким другом, одноклассником и конфидантом Марселя Пруста, а сама Женевьев послужила одним из прототипом куртизанки Одетты де Креси и герцогини Орианы де Германт в многотомном романе Пруста «В поисках утраченного времени».

Умер Жорж Бизе 3 июня 1875 года от сердечного приступа.

Сочинения (полный список)

Оперы

  • «Анастасия и Дмитрий»
  • «Дон Прокопио» (опера-буффа, на итальянском языке, 1858—1859, поставлена 1906, Монте-Карло), существует также в оркестровке Леонида Фейгина
  • «Любовь-художница» (фр.L’Amour peintre , либретто Бизе, по Ж. Б. Мольеру, 1860, не окончена, не опубликована)
  • «Гузла Эмира» (комическая опера, 1861—62)
  • «Искатели жемчуга» (фр.Les Pecheurs de perles , 1862—63, поставлена 1863, «Театр лирик», Париж)
  • «Иван Грозный» (фр.Ivan le Terrible , 1865, поставлена, 1946, Замок Мюринген, Вюртемберг)
  • «Никола Фламель» (1866?, фрагменты)
  • «Пертская красавица» (фр.La Jolie fille du Perth , 1866, поставлена 1867, «Театр лирик», Париж)
  • «Кубок Фульского короля» (фр.La Coupe du roi de Thule , 1868, фрагменты)
  • «Кларисса Гарлоу» (комическая опера, 1870—71, фрагменты)
  • «Каландарь» (комическая опера, 1870), Гризельда (комическая опера, 1870—71, не окончена)
  • «Джамиле» (комическая опера, 1871, поставлена 1872, театр «Опера комик», Париж)
  • «Дон Родриго» (1873, не окончена)
  • «Кармен» (драматическая опера, 1873—74, поставлена 1875, театр «Опера комик», Париж; речитативы написаны Э. Гиро, после смерти Бизе, для постановки в Вене, 1875)

Оперетты

  • Анастасия и Дмитрий
  • Мальбрук в поход собрался (Malbrough s’en va-t-en guerre, 1867, театр «Атеней», Париж; Бизе принадлежит 1-е действие, другие 3 действия — И. Э. Легуи, Э. Жонасу, Л. Делибу)
  • Соль-си-ре-пиф-пан (1872, театр «Шато-д’о», Па)
  • Ангел и Товия (L’Ange et Tobia, около 1855-57)
  • Элоиза де Монфор (1855-57)
  • Очарованный рыцарь (Le Chevalier enchanté, 1855-57)
  • Эрминия (1855—1857)
  • Возвращение Виргинии (Le Retour de Virginie, около 1855—1857)
  • Давид (1856)
  • Кловис и Клотильда (1857)
  • Доктор Миракль (1857)
  • Песня веку (Carmen seculaire, по Горацию, 1860)
  • Женитьба Прометея (Les Noces de Promethee, 1867)

Оды-симфонии

  • Улисс и Цирцея (по Гомеру, 1859)
  • Васко да Гама (1859-60)

Оратории

  • Женевьева Парижская (1874—1875)

Произведения для хора и оркестра (или фортепиано)

  • Хор студентов (Choeur d’etudiants, мужской хор, до 1855)
  • Вальс (C-dur, 1855)
  • Те Deum (для солистов, хора и оркестра, 1858)
  • Залив Байя (Le Golfe de Bahia, для сопрано или тенора, хора и фортепиано, около 1865; музыка использована в опере «Иван Грозный», имеется переработка для фортепиано)
  • Ave Maria (для хора и оркестра, слова Ш. Гранмужена, после 1867)
  • Песня прялки (La Chanson du Rouet, для солиста, хора и фортепиано, после 1867) и др.

Для хора без сопровождения

  • Святой Иоанн из Патмоса (Saint-Jean de Pathmos, для мужского хора, слова В. Гюго, 1866)

Произведения для оркестра

  • Симфонии (№ 1, C-dur, Юношеская, 1855, партитура опубликована и исполнена 1935; № 2, 1859, уничтожена Бизе),
  • Рим (C-dur, 1871, первоначально — Воспоминания о Риме, 1866-68, исполнена 1869)
  • Увертюры, в том числе Родина (Patrie, 1873, исполнена 1874)
  • Сюиты, в том числе Маленькая сюита (Petite suite, из фортепианных дуэтов Игры детей, 1871, исполнена 1872), сюиты из Арлезианки (№ 1, 1872; № 2, составил Э. Гиро, 1885)

Произведения для фортепиано в 2 руки

  • Большой концертный вальс (E-dur, 1854)
  • Фантастическая охота (Chasse fantastique, 1865)
  • Рейнские песни (Chant du Rhin, цикл из 6 песен, 1865)
  • Концертные хроматические вариации (кармен.

Фортепианные дуэты

  • Игры детей (Jeux d’enfants, 12 пьес для 2 фортепиано, 1871)

Произведения для голоса и фортепиано

  • В том числе циклы песен Листки из альбома (Feuilles d’album, 6 песен, 1866)
  • Пиренейские песни (Chants dee Pyrenees, 6 народных песен, 1867)

Музыка к драматическому спектаклю

  • Арлезианка (драма А. Доде, 1872, театр «Водевиль», Париж)

Литература

Stefan, Paul. Georges Bizet. Leben, Umwelt und Werk des Komponisten der Carmen. — Zürich: Atlantis, 1952.

Жорж Бизе

Французский композитор периода романтизма, автор оркестровых произведений, романсов, фортепианных пьес и опер

Читайте также:
Байрон - биография, титул, характеристика , интересные факты

УЗНАЙТЕ БОЛЬШЕ
Иоганн Себастьян Бах
Фредерик Шопен

Жорж Бизе — биография

Ж орж Бизе — прославленный французский композитор эпохи позднего романтизма. Даже по меркам своего времени, богатого на таланты, музыкант был невероятно одаренным.

Творческую деятельность начал с ранних лет. Много и кропотливо учился под руководством самых известных и талантливых людей своего времени. Осваивал нотную грамоту и игру на фортепиано, а чуть позже — мастерство композиции.

Будучи талантливым молодым человеком, Бизе мог начать свой творческий путь с крупных произведений. Но он принял другое решение и начал развиваться постепенно, совершенствуя свои умения на малых музыкальных формах.

Несмотря на природную одаренность, путь композитора нельзя назвать простым и безоблачным. В истории музыканта было немало периодов, когда он едва сводил концы с концами. Был на грани голода и чтобы хоть как-то заработать писал мелодии под заказ.

Еще одним сложным моментом, который омрачал творческую карьеру, стали личные проблемы. Жорж Бизе увлекался разными женщинами, даже бывал в браке. Но счастья так и не нашел, что отражалось на его музыкальной деятельности.

Депрессии, в которые впадал маэстро, вызывали массу проблем и надолго выбивали творческого человека из колеи.

Детство и юность

Будущий композитор Жорж Бизе, в будущем известный как автор оперы «Кармен», родился 25-го октября 1838 года в городе Париже. Изначально молодому человеку дали имя Александр Сезар Леопольд. А Жоржем его назвали при крещении.

Мальчик происходил из семьи профессиональных музыкантов. Отца звали Адольф Арман Бизе. Мужчина занимался пением, в свободное время преподавал вокальное мастерство.

Матерью будущего талантливого композитора была Анна Леопольдина Эмэ. Женщина профессионально играла на фортепиано, была довольно известной личностью.

Не удивительно, какие таланты и возможности получил молодой человек. Жорж Бизе очень любил музыку. В доме семьи она играла постоянно. Все детство будущего композитора прошло в учебе, освоении нотной грамоты. Причем мальчика никто заниматься не заставлял. Рвение и тягу к знаниям проявлял он сам.

Жорж Бизе в детстве

Другим увлечением Бизе стало чтение. Мальчик любил классическую литературу, много и охотно с ней знакомился. Однако на это времени оставалось куда меньше.

Сделать первые шаги в музыке Молодому Жоржу активно помогала мать, давая ему уроки игры на фортепиано. А после того как Бизе исполнилось 6 и он отправился в школу — настояла на более плотных занятиях. Молодой человек много часов подряд проводил за клавишами.

Не удивительно, что мальчик к своим юным годам уже был довольно искусен в игре. Очень скоро он стал слушателем парижской консерватории. Это было в 1848-м году.

Жорж Бизе в молодости

На молодого человека обратили внимание видные преподаватели того времени. В тот период Бизе учился у одного из лучших педагогов по фортепианному мастерству того времени. Мужчину звали Антуан Мармонтель.

Талант мальчика получал признание уже в те годы. Молодой человек обладал отличным, очень тонким музыкальным слухом, имел хорошую память. Несколько раз становился победителем конкурсов по сольфеджио.

Едва Жоржу Бизе исполнилось 10 лет, он начал заниматься композицией с другим прославленным педагогом. Его новым наставником стал Пьер Циммерман. Также молодой человек брал уроки и у другого известного музыканта, Шарля Гуно.

Примерно с того момента молодой человек начал интересоваться композицией больше, чем исполнительством. После окончания фортепианного отделения Бизе учился у Фроманталя Галеви. Получил хорошую подготовку.

Жорж Бизе в юности

А став более уверенным в себе, молодой музыкант начал делать первые самостоятельные шаги.

Он пробовал свои силы в малых формах. Параллельно Бизе, чтобы расширить кругозор, освоил орган под руководством другого маститого музыканта по имени Франсуа Бенуа. С этого момента дела у начинающего композитора пошли в гору.

Творчество

Творческая биография Жоржа Бизе началась в 40-е годы 19-го века. Как раз в тот момент молодой человек еще учился в консерватории. Нарабатывал опыт и оттачивал свои навыки.

Пробой пера музыканта стала «Симфония до-мажор». Это произведение было неизвестно многие годы. Только к середине прошлого века его нашли в архивах парижской консерватории.

На профессиональном поприще молодой человек развивался постепенно. Впервые имя начинающего композитора столица услышала после победы в творческом конкурсе. Его организовал Жак Оффенбах, руководитель театра Буфф-Паризьен. Условием было написать небольшую комедию на 4 героя.

Бизе представил на суд оперетту «Доктор Миракль». Жюри по достоинству оценило труд молодого человека. Первое место досталось сразу двум конкурсантам: Жоржу Бизе и Шарлю Лекоку.

Через некоторое время, в 57-м мужчина принимал участие в другом конкурсе. Специально для него Бизе написал произведение «Кловис и Клотильда». Кантата заняла первое место. Композитор получил возможность посетить Рим. В течение трех ближайших лет он изучал музыкальное искусство Италии, занимался образованием.

По условиям полученного гранта, Бизе должен был написать еще одну кантату. Однако под влиянием римского колорита и музыкальной традиции Бизе подготовил сразу два крупных произведения. Оперу «Дон Прокопио» и симфонию «Васко де Гама».

В 1860 году мужчина отправился домой, в Париж. Причиной тому стала болезнь матери. С этого момента в жизни Бизе начался трудный период. Он едва сводил концы с концами. Чтобы не умереть с голоду, писал музыку под заказ. Также перекладывал партитуры, давал частные уроки игры на фортепиано.

Читайте также:
Фет А. - биография, творчество, факты, детство, где учился

В 1861 году мать композитора скончалась. А через полгода из жизни ушел и преподаватель Бизе, Фроманталь Галеви, с которым мужчина поддерживал близкие отношения.

Личные потери и трагедии надолго выбили музыканта из колеи. В себя Жорж пришел только через полтора года, в 1863-м. После тяжелой депрессии он написал новое произведение — «Искатели жемчуга».

Романтическую оперу встретили тепло. Следом за ней под впечатлением от работы Вальтера Скотта на свет появилась другая опера — «Пертская красавица».

В последующие годы Жорж Бизе находился в состоянии творческого спада. Дела пошли в гору только к 70-м годам. Именно на этот период приходится расцвет его карьеры. Крупным успехом пользовалась опера «Джамиле».

Слушайте Djamileh — Risako Kurosawa на Яндекс.Музыке

Публика приняла новое произведение с восторгом, отмечая тонкость и изящество приемов и решений. Хорошие отзывы давали не только простые зрители, но и профессиональные критики.

Следующий успех ждал мужчину в 1872-м. Жорж Бизе выступил автором музыки к «Арлезианке». Постановка Альфонса Доде, однако, была принята более чем скромно. Потому Бизе пришлось переписать произведение и придать ему формат сюиты. Именно в таком виде оно и приобрело известность.

Без преувеличения произведением всей жизни Бизе можно назвать оперу «Кармен». Она вышла в свет в 1875-м году. Интересно, что сразу после создания она не получила должного признания.

Из-за особенностей мотивов, а также тематики, ее быстро записали в аморальные. На произведение автора вылили немало грязи. Однако негатив не остановил зрителей.

Оперу только в первый год поставили больше 40 раз. Немалую роль в привлечении такого внимания сыграла шумиха, которую подняли вокруг произведения. К тому же, ее автор скончался, не прошло и года после выхода крупнейшей работы в свет. Что только повышало градус интереса.

Ситуация стала исправляться лишь в 1876-м. Спустя год после смерти композитора. Его работу оценили по достоинству как зрители, так и представители профессионального сообщества.

Об опере тепло высказались Петр Чайковский, Рихард Вагнер, Иоганнес Брамс. Все как один отмечали необычный ходы, а также сюжет произведения.

Портрет Жоржа Бизе

К несчастью, славой Ж. Бизе при жизни насладиться так и не смог. С годами интерес к его творчеству стал только расти. Сейчас же маэстро считается одним из крупнейших классиков мировой музыки. Находится в ряду с мэтрами со всего света.

Личная жизнь

Несмотря на все таланты, французский композитор был глубоко несчастлив в личной жизни.

Первой избранницей мужчины стала итальянка по имени Джузеппа. Кем она была — точно не известно. Можно сказать лишь то, что Бизе познакомился с ней, пока учился и работал в Риме.

Отношения продлились совсем не долго. После известия о болезни матери, композитор отправился во Францию. Ехать с ним женщина не захотела.

Следующей избранницей Бизе выступила мадам Могадор. Ее знали под несколькими именами: Салеста Венар, Лионель или графиня Шабрийан.

Она была старше музыканта, к тому же отличалась дурной репутацией. Частенько выкидывала непристойности, устраивала Бизе скандалы из-за взбалмошного характера и резких перепадов настроения.

Мадам Селеста Могадор, графиня де Шабрийан

Этот роман был для музыканта настоящей мукой. Однако он питал к капризной женщине нездоровую страсть и долгое время не мог разорвать эти отношения. После же окончания романа, композитор Бизе впал в глубокую депрессию, из которой долго выбирался.

В 1869-м году мужчина сочетался браком с Женевьевой Галеви, дочерью своего старого преподавателя. Поначалу отношения складывались почти идеально. И это несмотря на то, что право на брак супруги отстаивали перед родственниками жены, которые никак не хотели давать на него согласие. Однако идиллия продлилась совсем недолго.

Женевьев Галеви

В 1871-м году на свет появился единственный сын Бизе, которого назвали Жак. Уже к тому моменту супруга композитора полностью охладела к своему мужу. Из-за частых творческих кризисов и недостаточного по мнению женщины признания Бизе, она открыто считала его неудачником.

Спустя совсем немного времени после заключения брака, Женевьева закрутила роман с соседом. Ее любовником стал пианист Эли Мириам Делаборд. Сам Бизе хорошо знал об этих отношениях на стороне, что приносило ему немало страданий.

Эли Мириам Делаборд

Есть информация о том, что композитор был отцом еще одного мальчика, которого он зачал от Марии Рейтер, служанки. Однако подтверждения этому так и не нашлось.

Смерть композитора

Почему Бизе умер — остается загадкой до сих пор. Кончина настигла музыканта в пригороде Парижа, Буживале, где он с семьей остановился на лето.

29-го мая 1875 года мужчина, будучи на прогулке, решил поплавать в холодной воде. На следующий день композитора свалил страшный приступ ревматоидной болезни. Он страдал сильными болями в суставах.

Очень скоро начались проблемы с движениями. Бизе не мог нормально контролировать руки и ноги. Еще через некоторое время начались боли в груди. Прибывший врач диагностировал сердечный приступ.

Постепенно состояние мужчины стало стабилизироваться. Однако не прошло и суток, как оно вновь ухудшилось. Так продолжалось до 3-го июня, когда мужчина скончался.

Официальной причиной смерти автора оперы «Кармен» считают сердечную недостаточность на фоне острого ревматоидного артрита. Однако эта версия вызывает много вопросов.

Читайте также:
Горбачев биография президента СССР, реформы, итоги правления

Прибывший на место друг композитора Бизе, Антони де Шудан заметил на шее музыканта резаную рану. На момент гибели мужчины, рядом с ним находился Делаборд. Это и натолкнуло Шудана на мысль о причастности любовника жены Бизе к смерти композитора. Тем более, что у того был мотив. Он долгое время добивался руки и сердце Женевьевы, а живой муж той был для него ненужным препятствием.

Была версия и о самоубийстве Бизе, который пытался перерезать себе горло. Под этим представлением также была рациональная почва. Поскольку Бизе перед отъездом в пригород Париже привел в порядок бумаги и имущественные дела. К тому же, находился в сильной депрессии.

Как бы то ни было, точная причина смерти не известна до сих пор. Свет на произошедшее могли пролить записи родного дяди Женевьевы, Людовика Галеви. Но свой дневник он сжег.

Подозрительным был и тот факт, что жена Бизе, потребовала уничтожить все письма, которые друзья ее дяди получили за несколько лет. Загадка кончины известного музыканта остается нераскрытой до сих пор.

Последним пристанищем именитого композитора стало кладбище Пер-Лашез в Париже.

Могила Жоржа Бизе на кладбище Пер Лашез

Жорж Бизе

Алекса́ндр Сеза́р Леопо́льд Бизе́ (при крещении получил имя Жорж; 1838-1875) — французский композитор периода романтизма, автор оркестровых произведений, романсов, фортепианных пьес, а также опер, самой известной из которых стала “Кармен”.

Биография

25 октября 1838

3 июня 1875 (36 лет)

Родился в Париже 25 октября 1838 в музыкальной семье: его отец и дядя по материнской линии преподавали пение. В девятилетнем возрасте поступил в Парижскую консерваторию. Блестяще учился по классу фортепиано у А.Ф.Мармонтеля и по классу композиции у П.Циммермана, Ж.Ф.Ф.Галеви и Ш.Гуно; был удостоен многих наград. В 1857 ему присудили престижную Римскую премию; к тому времени он завершил симфонию до мажор, а одноактная оперетта Бизе “Доктор Миракль” (Le Docteur Miracle) была отмечена первой премией на конкурсе, учрежденном Ж.Оффенбахом. Около трех лет Бизе провел в Риме, где красота природы и изобразительное искусство подействовали на него сильней, чем итальянская музыка. В комической опере “Дон Прокопио” (Don Procopio), написанной в тот период, он во многом подражает Доницетти; однако из композиторов-современников наибольшее влияние на него долгое время оказывал Гуно, а из предшественников – Моцарт и Россини. На редкость одаренный пианист, Бизе заслужил признание самого Листа, который слушал его игру в мае 1861 – через несколько месяцев после возвращения Бизе из Рима в Париж. По обыкновению, Бизе немедленно приступал к сочинению оперы, если либретто ему нравилось, но вскоре охладевал и оставлял работу незаконченной (один из его биографов насчитал около 20 таких бесплодных попыток). Первой завершенной и поставленной оперой композитора были “Искатели жемчуга” (Les Pecheurs de perles, 1863); несмотря на очевидное влияние Гуно и Дж.Мейербера, обаяние лиризма и экзотический восточный колорит обеспечили ей почетное место во французском оперном репертуаре. Обладая выдающимся талантом, Бизе едва сводил концы с концами и вынужден был подрабатывать в музыкальных издательствах. Поденщина отнимала у него много времени, подрывала здоровье и отвлекала от серьезного творчества. Следующая законченная опера – “Пертская красавица” (La jolie fille de Perth) – была написана в 1866 и поставлена в конце 1867. Слабое либретто и вынужденные уступки композитора примадонне, бесспорно, сказались на качестве партитуры, но все же в ней немало замечательного материала, который Бизе позднее использовал в других сочинениях. Разностороннее дарование Бизе позволяло ему приступить к созданию большой оперы, однако первыми сочинениями, в которых обнаружились его творческие возможности (не считая ранней симфонии), стали пьесы для фортепианного дуэта “Детские игры” (Jeux d’enfants, 1871), одноактная опера “Джамиле” (Djamileh, 1872) и музыка к драме А.Доде “Арлезианка” (L’Arlsienne, 1872).

Женитьба Бизе в 1869 на Женевьеве Галеви, дочери его старого учителя, упорядочила его быт и привела в равновесие чувства; в испытаниях, выпавших на его долю во время франко-прусской войны (Бизе служил в национальной гвардии) и в дни Парижской коммуны, его личность обрела подлинную глубину. В цикле “Детские игры” Бизе проявил себя как мастер остроумной и лирической миниатюры; в “Джамиле” он продолжал совершенствовать свое оригинальное оркестровое письмо, дар воссоздания местного колорита и изображения поэтических характеров, очевидный уже в “Искателях жемчуга”. Музыка к “Арлезианке” свидетельствует о дальнейшем творческом росте композитора: в нескольких танцах, интермеццо и “мелодрамах” он сумел передать не только атмосферу Прованса, но и лирико-трагическую стихию драмы Доде. Превосходное либретто, выбранное Бизе для следующей оперы, впервые соответствовало уникальности его таланта: это была инсценировка новеллы Проспера Мериме “Кармен” (Carmen), сделанная А.Мельяком и Л.Галеви. Бизе начал работу в 1872, но премьера в парижской “Опера комик” состоялась лишь 3 марта 1875. Впечатляющий успех в Венской опере (октябрь 1875) позволил представить подлинную ценность произведения. Умер Бизе 3 июня 1875.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: