Жанры музыки определение и описание, список направлений вокальной и инструментальной музыки, основные виды, примеры популярных исполнителей

Музыкальные жанры: список, какие бывают современные произведения

Человек с самого своего рождения соприкасается с музыкой: в младенчестве ему поет мать колыбельные, в детском саду и школе – исполнение песен хором и на утренниках.

Первый звонок и выпускной, посвящение в студенты и вальс Мендельсона.

Музыка вечна, она окрыляет человека в радости и помогает пережить моменты, когда тяжело.

В современном мире существуют различные музыкальные жанры:

  • Классический.
  • Ретро.
  • Шансон.
  • Рок.
  • Металл.
  • Джаз.
  • Акапелло и др.

Некоторые люди, предпочитая симфоническую или духовную музыку, слушать ничего не хотят о современной инструментальной или электронной, считая эти виды искусства некоей пародией.

В предложенной статье рассказывается, какие бывают жанры музыки и представляются неизвестные произведения.

Список классических инструментальных жанров с примерами

Каждой эпохе соответствует свой жанр музыки, некоторые из них исчезают бесследно, иные проходят сквозь века, обретая бессмертие.

Определение музыкального жанра включает совокупность определенных свойств и поведений в мире искусства, заложенных в произведении и условий, влияющих на его создание.

В таблице приведен список с примерами основных классических видов музыкальных произведений, относящихся к инструментальному жанру:

Наименование жанра Описание
Концерт Музыкальное произведение, состоящее их трех частей, с сольной партией фортепиано или скрипки, сопровождаемой оркестром
Симфония Произведение, исполняющееся целым оркестром, состоит из трех частей
Соната Исключительно фортепианная музыка
Струнный квартет Чаще исполняется двумя скрипками, виолончелью и альтом. Подразумевается четыре исполнителя
Увертюра Инструментальное произведение, открывающее театральные постановки, кинофильмы и др
Этюд Сложная в исполнении, но маленькая по объёму музыкальная пьеса, предназначенная для тренировочных занятий

Указан лишь небольшой список основных направлений классической музыки, имеющий расширения по каждой из категорий.

Самый популярный жанр современной электронной музыки

В конце восьмидесятых годов прошлого столетия образовалось новое музыкальное направление, прочно вошедшее в современную культуру – электронная музыка.

Ниже приведены основные и самые популярные ее направления:

  • Хаус – образовался путем изменения звучания диско. Отличительная черта – частое повторение ритма бит с чередованием сэмплинга.
  • Соул Фул Хаус – идентичен предыдущему, но с включением вокала.
  • Дип хаус – легкая танцевальная музыка, совмещающая элементы эмбиента и джаза. Исполняется на клавишных инструментах с легким добавлением женского вокала.
  • Гараж хаус – идентичен предыдущему, но вокал выносится на первое место.
  • Нью диско – исполняется синтезатором в ритмичном стиле.

Какие бывают вокальные жанры

Наиболее обширное направление в музыке – вокальный жанр.

Его многообразие включает:

    Камерную музыку – исполняемую малым количеством вокалистов для избранной аудитории. В переводе с латинского – пение в комнате.

Различают разновидности этого направления:

    Народные – песни, сложенные народом и передаваемые из поколения в поколение. Слова со временем меняются, музыка остается прежней.

Подразделяются на трудовые, исполняемые за работой, праздничные – к религиозным или светским праздникам, свадьбе, проводам в армию и др., частушки, колыбельные, лирические.

  • Романсы – лирические песни, исполняемые под гитару.
  • Реквием – траурное пение в Храмах.
  • Баллады – хвалебные песни, повествующие о великих победах.
  • Серенады – признание в любви, исполняемое мужчинами возлюбленным.
  • Кант – многоголосое пение, звучащее переливами.
  • Вокализ – упражнение для тренировки голосовых связок.
    • Рок – обширное направление, включающее металл, панк рок, поп-рок, рок-н-ролл, джаз-фьюжн, готик-рок, хард-рок и др.
    • Поп – популярная музыка: хаус, диско, транс и др.
    • Рэп – тяжело отнести к вокалу, так как его читают, но это направление причисляется вокальным.
    • Джазовая и блюзовая музыка.
  • Духовную – предназначенную для оздоровления души; чаще исполняется на богослужениях:
    • Литургии – повествования основных моментов Священного Писания, исполняются хором.
    • Антифоны – повторяющееся пение с чередованием двух ведущих групп.
    • Рондель, проприум, ординариум – различные по звучанию и предназначению части мессы.
  • Светскую – носящую национальный характер, повествующую о жизни людей и государств:
    • Гильярды – быстрые ритмичные песни.
    • Баллады – повествования победителей.
    • Вильянсико – итальянские поэтические баллады.
  • Классическую – исполняемую в театрализованных представлениях:
    • Опера – сценическое музыкальное произведение, включающее вокальное пение, сценические постановки и музыкальное сопровождение.
    • Оперетта – комическая опера, разбавленная танцевальными сценами и разговорами.
    • Ария – законченный эпизодический отрывок оперы или оперетты.
    • Водевиль – музыкальная веселая пьеса.
    • Интермедия – музыкальное произведение, исполняемое для заполнения паузы.
    • Кантата – торжественное музыкальное произведение.
    • Мюзикл – спектакль, включающий элементы оперетты, оперы, эстрадного пения и сценического танца.
    • Хор – музыкальный ансамбль, состоящий из большого количества исполнителей, чаще выступает в сопровождении оркестра.
    Читайте также:
    Культура Древнего Китая - развитие, интересные факты
  • Шансон и бардовская песня.
  • Достаточно забить в интернет поисковике Яндекс или Гугл название группы, направления или произведения и выбрать желаемое. Узнавайте новую музыку, и жизнь заиграет яркими красками.

    Полезное видео


    Жанры вокальной музыки: список с описанием

    Человеческий голос – музыкальный инструмент, который есть с рождения у каждого из нас. Этот трепетный механизм, нуждающийся в особом уходе и постоянной настройке, способен защекотать все нервные окончания в организме и довести их до предела.

    Прежде чем узнавать, какие музыкальные жанры вокальной музыки существуют, следует разобраться в том, а что же такое вокал вообще.

    Главное

    Вокальная музыка не имеет даты возникновения, она является старейшим из видов искусства. Вокал возник с появлением человека и тихо дремал в ожидании своего часа.

    Голос не нуждается в поддержке извне, он способен творить композиции сам. Но, несмотря на то, что голосовой аппарат есть у всех, создать из него “инструмент” под силу не каждому. Вокалист должен обладать определенными данными, чтобы получилось взять голос под свой контроль:

    • музыкальный слух;
    • чувство ритма.

    К списку следовало бы добавить голосовые данные, однако все рождаются с разными вокальными возможностями, и практика подтверждает, что певец – не тот, кто от природы получил все, а тот, кто из ничего смог развить потрясающий дар, покоряющий людские сердца.

    И это, действительно, так. Люди запоминают простые мелодии, слушают те песни, которые исполняют, прежде всего, с душой. Обычные технические голосовые упражнения не затронут человеческое нутро, и их не станут запевать через столетия.

    Жанры вокальной музыки

    За все время существования людей были исполнены миллионы и миллионы композиций. Будь то простая попевка или ария из оперы. Вокальная музыка переливается своей многогранностью, и разделить ее можно на два направления:

    • камерную;
    • концертную.

    Камерный жанр

    Камерный вокальный жанр (с латинского camera – ‘комната’) – музыка, исполняемая маленьким составом исполнителей, предназначенная для небольшой аудитории:

    • песня;
    • романс;
    • баллада;
    • баркарола;
    • серенада;
    • элегия и другие миниатюрные сочинения.

    Рассмотрим жанры вокальной музыки более подробно.

    Песня

    Песня – наиболее простая и самая распространенная форма, основа всех основ. Она подразделяется на народную и авторскую.

    Первый вид относят к фольклору (устному народному творчеству), в его создание каждый мог внести индивидуальную лепту. Песня лилась из уст в уста, словно ручей, и слагалась на свой лад. До нашего времени дошло достаточное количество народных шедевров, которые являются бессмертными хитами. Одна из самых популярных русских народных песен – это всем известная “Калинка”.

    Название «авторская песня» говорит само за себя. Для ее создания прикладывает силы конкретный композитор и поэт. Как жанр она возникла в середине XX века. Отличительная особенность: автор текста, музыки и исполнитель – это один человек. Приоритет отдан тексту, а не музыкальному гитарному сопровождению.

    Стоит отметить, что песня принадлежит не только к камерному жанру, но и к концертному. Если ранее под ней подразумевалась простота и миниатюрность, то сейчас она является одним из главных номеров крупномасштабных сцен.

    Романс

    Романс – жанр камерной вокальной музыки. В Средневековье термин означал стихотворение на “романском” языке (испанском), которое сочиняли для наложения на музыку. Он представлял собой простую композицию. В романсе, помимо текста, большую роль играет аккомпанемент. Чаще всего вокал сопровождают переливы струн гитары или же поддержка фортепиано. Неоценимый вклад в развитии русского романса, как жанра вокально-инструментального искусства внесли композиторы Гурилев А. Л., Алябьев А. А., Варалмов А. Е.

    В XIX веке в эпоху романтизма романс становится ведущим жанром вокальной музыки, потому как именно он был способен во всех деталях передать внутренние переживания человека, что так характерно было для того художественного направления.

    Баллада

    Баллада – музыкальный жанр, подразумевающий под собой повествование, рассказ в поэтическом виде. Первоначально была одноголосной песней с элементами танца. Как лирический жанр, она стала популярной с XVIII века. Достойные образцы:

    • «Лесной Царь» или «Король эльфов» И. В. Гете в сопровождении музыки, написанной Ф. Шубертом (1815 г.), или версия Карле Леве
    • Р. Шуман (романсы и баллады, опус 49);
    • Ф. Лист;
    • Ф. Брамс;
    • Ф. Мендельсон (для хора “Первая Вальпургиева ночь”).
    Читайте также:
    Художественная культура Японии - своеобразие, особенности

    Не остались в стороне и наши соотечественники:

    • М. П. Мусоргский (“Забытый”);
    • А. Г. Рубинштейн (“Баллада”);
    • П. И. Чайковский (“Корольки”);
    • А. П. Бородин (“Море”);
    • А. Н. Верстовский;
    • А. Е. Варламов – титан вокального жанра.

    Баркарола

    Изначально была “песней на воде”, ее исполняли гондольеры в Венеции. Ее отличает меланхолический характер, минорное настроение и будто покачивающиеся волны ритмический рисунок.

    Вы можете прослушать балладу Шуберта в исполнении Олега Погудина.

    С XVIII века баллада переросла в профессиональный жанр. Позднее даже стала применяться в итальянских и французских оперных номерах. Некоторые композиторы:

    • Ф. П. Шуберт (“Любовное счастье рыбака”);
    • М. И. Глинка (“Уснули голубые”);
    • Ф. Брамс (из опуса 44 для женского хора).

    Серенада

    Любой на вопрос о том, что такое серенада, ответит, что это просто песня под окном. Изначально серенадой признавали песню, которую мужчины исполняли для возлюбленной, как правило, под ее окном и в вечернее либо ночное время. Распространение жанр получил в Средневековье и времена ренессанса. Истоками серенады считают песню трубадуров. Позже под ней стали понимать любую музыкальную композицию, исполненную в чью-то честь. Постепенно серенада стала частью оперы, например, “Дон Жуан” Моцарта, и камерного жанра. Ярчайшее произведение – «Вечерняя серенада» Шуберта.

    Из русских композиторов серенады писали М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, П. И. Чайковский.

    Элегия

    Элегия в переводе с греческого языка – это “траурное пение”. Первоначально являлась поэтично-музыкальным жанром в Древней Греции. Приобрела широкую популярность в эпоху сентиментализма и романтизма. Философские мысли о разочаровании, неудовлетворенности и страданиях в жизни находили свое отражение в этом произведении.

    Г. Перселл – один из ранних представителей этого жанра. В отечественной культуре все те же мастера: Варламов, Глинка, Алябьев, Яковлев, Даргомыжский и др. Для русской элегии специфично исполнение в виде монолога под характерный для романсов аккомпанемент (гитарные переливы или фортепианные звучания).

    Один из ярких примеров – ” Не искушай меня бед нужды” Глинки. Элегия исполнена Олегом Погудиным – известным в нынешнее время камерным певцом.

    Какие жанры относятся к вокальной музыке еще?

    Концертный жанр

    К данному жанру относится музыка, предназначенная, как правило, для одного или нескольких солирующих музыкальных инструментов с оркестром. Зародилась в Италии в XVI-XVII веках, как полифоническое вокальное произведение для церковных хоров. К данному жанру относят:

    • вокализ;
    • кантату;
    • оперу;
    • ораторию;
    • рапсодию;
    • арию;
    • гимн.

    Вокализ

    Вокализ – пение на одном или нескольких гласных звуках. Чаще всего исполняется в качестве отработки вокальной техники.

    Р. М. Глиэр сумел из технического упражнения создать полноценное произведение, написав концерт для голоса с оркестром. На видео его исполняет оперная певица Анна Нетребко.

    Помимо него, вокализ в концертном исполнении писали:

    • С. В. Рахманинов;
    • Ж. М. Равель (в форме хабанеры);
    • Н. К. Метнер – “Соната-вокализ” и “Сюита-вокализ”.

    Кантата

    Кантата – крупномасштабное произведение, в исполнении которого принимает участие не только солист, но и хор с оркестром. Изначально (в первой половине XVII века) ее ставили в противовес сонате – инструментальному жанру. Подразделяется на два вида: духовные (церковные) кантаты и светские.

    Первые русские кантаты появились в XVIII веке благодаря П. А. Скокову. В дальнейшем его дело продолжили Чайковский, Римский-Корсаков, Танеев и др. Одна из знаменитейших кантат – “Александр Невский” С. С. Прокофьева.

    Опера

    Опера является фундаментом вокальной музыки. Она синтезируется с хоровыми, инструментальными, танцевальными и театральными номерами и совмещает все аспекты воедино.

    Считают, что отдаленной предшественницей оперы является трагедия Древней Греции. В ней шло чередование диалогов с пением (сольным и хоровым).

    В 1597 году был написана первая опера “Дафна” итальянским композитором Якопо Пери.

    В XVII веке, несмотря на то, что Италия хотела сделать этот жанр исключительно своим, опера стала популярная и в России. М. И. Глинка считается “отцом русской оперы”. Прорывным являлось сочинение “Руслан и Людмила”.

    В XIX веке своими сочинениями прославились А. Даргомыжский («Русалка», «Каменный гость»), М. Мусоргский («Хованщина», «Борис Годунов»), П. И. Чайковский («Пиковая дама» и «Евгений Онегин»), Н. Римский-Корсаков («Садко», «Снегурочка»).

    Традиции русской оперы в XX веке развивали многие композиторы, в том числе С. Рахманинов, И. Стравинский, Д. Шостакович, С. Прокофьев.

    Читайте также:
    Рыцари история и легенды происхождения, характеристика вооружения

    Оратория

    Оратория – достаточно крупное сочинение, предназначенное для вокалиста, хора и симфонического оркестра. Она занимает промежуточное место между двумя описанными выше жанрами.

    В России к оратории обращались не так часто. Одно из немногих произведений – “Минин и Пожарский” С. Дягтерева.

    Рапсодия

    Рапсодия является необычным жанром, относящимся к вокальной музыке, т. к. ее пишут в свободном стиле. Может состоять из разнохарактерных частей. Жанр возродился в XIX веке под влиянием романтизма, которому был присущ интерес к фольклору. Изначально ее писали для фортепиано и она напоминала фантазию на тему народной музыки. Например, известные девятнадцать Рапсодий венгерского композитора Ф. Листа). Позже она приблизилась к поэмам (И. Брамс), сольным произведениям для фортепиано с оркестром (С. Рахманинов, С. Ляпунов, Д. Гершавин) и кантатам.

    Ария – вокальная песня, входящая в состав крупных жанров (опера, кантата, оратория). Самой известнейшей можно считать арию Кармен (Habanera). Ее узнает практически каждый с первых звуков.

    Арию следует разделить на 2 подвида:

    • ариетта – меньшая по объему и простейшая по структуре;
    • ариозо – сочинение, находящееся между арией и речитативом, больше напоминает на разговорный напев.

    Гимн – торжественная композиция, рассчитанная на массовое восприятие. Большое значение играет в общественной и государственной жизни. Мелодия простая и запоминающаяся на слух. История гимнов берет свое начало в древней Месопотамии и Египте.

    Гимном Российской империи являлся “Боже, царя храни”.

    Жанры инструментальной музыки

    Камерные инструментальные жанры:

    • вариации;
    • сонаты;
    • сюиты;
    • прелюдии;
    • музыкальный момент;
    • ноктюрн.

    • симфония;
    • концерт;
    • увертюра;
    • симфоническая сюита;
    • симфоническая поэма;
    • балет.

    В заключении

    Жанры вокальной и инструментальной музыки весьма многочисленны и разнообразны. Величайшие композиторы мира на протяжении многих веков плели «паутину» из разнохарактерных сочинений, и теперь мы имеем богатейшее культурное наследие.

    А вы уже определили, какой из музыкальных жанров вокальной музыки подходит вам?

    Музыкальные стили и направления

    Авторская песня — жанр песенного творчества, характеризующийся первичностью текста по отношению к музыкальной составляющей. Представляет собой песни, исполняемые автором, аккомпанирующим себе на гитаре.

    Альтернатива. С середины 1980-х гг. развитие направлений, родившихся в русле панка и постпанка, вступило в фазу так называемой альтернативы. В настоящее время под альтернативой понимают главным образом ряд музыкальных стилей, находящихся на стыке хип-хопа, хардкора и других направлений.

    Блюз («blue devils» — «грусть, меланхолия») — первоначально сольная лирическая песня американского черного населения. В дальнейшем сформировался городской, или классический, блюз, в котором утвердились характерные особенности, во многом унаследованные от африканской народной музыки: синкопированные ритмы, импровизационность исполнения, нефиксированые понижения ступеней лада, обычно на 3-й и 7-й ступенях мажора.

    Джаз («jazz») — род профессионального музыкального искусства, сложившийся в южных штатах США на рубеже XIX— XX вв. Важнейшими особенностями являются основополагающая роль ритма, регулярная метрическая пульсация, использование широчайшего спектра тембровых окрасок.

    Кантри («country») — стиль американской музыки, изначально представлявший собой смесь фольклорной музыки Англии, Ирландии и Шотландии. На протяжении всей своей истории кантри испытывал влияние других стилей, в результате чего появляется ряд его разновидностей: кантри-вестерн, кантри-рок и др.

    Кельтика — разновидность современной этнической музыки (в т. ч. электронной), использующей мотивы и мелодии традиционной английской, ирландской и валлийской музыки.

    Классика — термин, не обозначающий определенный стиль или направление. Классическими являются музыкальные произведения, отвечающие самым высоким художественным требованиям и сочетающие глубину и содержательность с совершенством формы. Этот стиль не ограничен никакими временными рамками: к классике могут быть отнесены как произведения, созданные в далеком прошлом, так и современные.

    Латино — музыка исполнителей, в чьем творчестве прослеживаются латиноамериканские и карибские мотивы или используются те или иные формы латиноамериканской музыки — босса, румба, танго, самба и др.

    Металл — музыкальный стиль, образовавшийся в процессе развития хард-рока. В настоящее время объединяет все разновидности тяжелой музыки, различающиеся как по специфике звучания, так и по идеологии. В свете огромного количества разновидностей: power, speed, thrash, black, doom, death и т. д. — рассматривать его следует не только как музыкальное направление, но и как своего рода идеологию.

    Ньюэйдж — термин, фиксирующий единство направлений современной музыки, призванных создавать некое состояние души, позволяющее слушателю погружаться в собственное подсознание. Истоки ньюэйджа можно найти в джазе, арт-роке, акустической камерной академической музыке с минималистским уклоном и, конечно, в электронной музыке.

    Читайте также:
    «Мона Лиза» - описание картины Леонардо да Винчи история создания

    Панк — музыка социального протеста, в частности против коммерциализации рок-музыки. В качестве социального феномена панк традиционно рассматривается как форма выражения недоверия представителей низшего и среднего классов к общественным институтам. Принято считать, что на инструментальной базе панк-рока возникли хардкор, трэш и гранж.

    Популярная музыка — различные стили и жанры преимущественно легкой эстрадной музыки, ориентированной на коммерческий успех. В настоящее время термин «попса» зачастую используется для придания высказыванию негативной оценочности.

    Ритм-н-блюз — одно из направлений рока, представляющее собой сочетание чистого блюза и энергичного джаза. Появился в конце 1940-х гг. в Чикаго и дал жизнь большинству последующих направлений и форм собственно рока. Используются электрогитары, саксофоны и фоновые гармонии для создания более полновесного звука, чем тот, который был характерен для деревенского блюза. Оказал большое влияние на музыкальные направления рок и соул. Классическими исполнителями этого стиля считаются Рей Чарлз, Би Би Кинг, а также Тина Тернер.

    Рок — внутренний протест художника против какого-то одного или нескольких компонентов бытия. С музыкальной точки зрения рок — произведение, в котором присутствует бит. Как правило, инструментарий рока — электрический, однако это не является обязательным условием: рок может быть акустическим, синтезированным и даже чисто вокальным. Большинство существующих на данный момент музыкальных течений в основе своей имеют рок.

    Рокабилли — предтеча рок-н-ролла, ритмический гибрид кантри и блюза. Характеризуется использованием акустических гитар и контрабаса.

    Романс — камерное вокальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением. В романсе мелодия более детализированно, чем в песне, связана со стихотворением, отражая не только общий его характер, но и отдельные поэтические образы, их развитие и смену. Подразделяется на жанровые разновидности: балладу, элегию, баркаролу, романс в танцевальном ритме и др.

    Русский шансон, или блатная песня, — термин, фиксирующий единство произведений различных музыкальных жанров камерной вокальной музыки — от шансона до романса, — на уголовную тематику.

    Рэггей (регги) — термин, используемый для характеристики различных стилей афро-карибской музыки, претерпевшей серьезную трансформацию на Ямайке. Отличается от ска более медленным темпом. Огромное влияние на рэггей оказало религиозно-философское учение растафарианство.

    Рэп — синоним хип-хопа, однако фактически рэп является лишь одной из составляющих хип-хоп культуры. Это ритмическая скороговорка, исполняемая в сопровождении жесткого фанкового ритма — главного стилевого стержня хип-хопа. Современные специалисты подразделяют рэп на множество направлений. Принципами такого разделения выступают: география, идеология, ритмика, мелодика и т. д. Иногда расшифровывают это слово как Rhythmical American Poetry.

    Ска (ska) — национальная форма ямайской музыки, характеризуется синкопированным ритмом (размер 4/4) и несет в себе черты традиционной ямайской музыки мен- то и американского ритм-н-блюза. Элементы ска используются и в рамках других стилей — панк, рок и т. д.

    Соул — направление, сформировавшееся в США в середине 1950-х гг. и представляющее собой светский вариант одной из ветвей негритянской духовной музыки. Также соул определяют как вокальную манеру, родившуюся в результате слияния хоров госпел, блюза и фанка.

    Фолк, или народная музыка, — инструментальное, вокально-инструментальное и музыкально-танцевальное творчество народа. Неотъемлемая часть народного художественного творчества (фольклора), существующего, как правило, в устной форме и передаваемого лишь исполнительскими традициями.

    Хард-рок — жесткий, или тяжелый, рок. Разновидность рок-музыки. Композиции в стиле хард-рок вызывают субъективное ощущение тяжести, достигаемое за счет выдвижения ритм-секции на передний план.

    Хардкор — быстрый панк-рок, спид-металл с элементами дарксайда. Это наиболее жестко, грязно, шумно, тяжело и бескомпромиссно звучащая музыка. В узком значении словом «хардкор» называли жесткое техно на рубеже 1980—1990-х гг. Современный хардкор резко отличается от музыки прошедшего тысячелетия экшеном и сумбурностью исполнения, вводящими слушателя в состояние эйфории.

    Хип-хоп зародился в Америке как музыкальная культура чернокожего населения. Основа хип-хопа — чтение рифмованных текстов под музыку. В основе текстов лежат рассказы о жизни улиц с характерной ненормативной лексикой.

    Шансон — французская песня во всех ее исторических и жанровых разновидностях: рондо, виреле, водевили, романсы, революционные и социальные песни. В России выделяют русский шансон — синоним блатной песни.

    Читайте также:
    Культура ислама кратко об особенностях развития мусульманского искусства

    Электроника — стиль, в котором в инструментарии группы или исполнителя отсутствуют «живые» инструменты, партии которых заменяет синтезатор звука. Объединяет в себе весь огромный мир звука с самыми современными находками в области гармонии и композиции, импровизации и т. д.

    Эмбиент — стиль электронной музыки, характерной чертой которого является использование шумовых эффектов различного характера, а также слабая выраженность либо полное отсутствие ритма.

    Этно — музыка, несущая в себе черты музыкальной традиции какого-либо этноса, что может выражаться как в исполнении традиционных народных песен, так и в использовании народных инструментов, элементов мелодики, композиционного построения, характерного для жанров музыкального фольклора.

    Жанры вокальной и инструментальной музыки: виды жанров

    Жанры вокальной и инструментальной музыки формировались долгое время по мере развития человечества, на них влияли общество и развитие искусства. В нашей статье мы рассмотрим, какие бывают жанры музыки.

    Песня

    Появилась еще в незапамятные времена. Она объединяет литературный текст с довольно простой запоминающейся мелодией. Этот самый древний и первичный жанр, в ходе своей эволюции, широко дифференцировался. Первые песни, созданные народом, передавали все многообразие сельской жизни (календарно-обрядовые, семейно-бытовые, хороводные и плясовые). С течением времени появляются более профессиональные авторские сочинения.

    Вокальные жанры эпохи Возрождения: месса

    Так называется сочинение, написанное для проведения культового ритуала. В основе песнопений лежат тексты, взятые из литургии латинского обряда и положенные на музыку. В этом жанре писали композиторы позднего Возрождения: Лассо, Палестрина. Состоит месса традиционно из пяти частей: Кирие, Кредо, Глория, Агнус Деи и Санктус. Вплоть до девятнадцатого века произведения этого жанра создавались исключительно для мужского хора, партию сопрано исполняли мальчики.

    Мотет

    Появился во Франции в середине семнадцатого века. Многие жанры вокальной музыки этого периода писались в полифоническом стиле. Яркий пример тому – мотет. Он объединял в себе несколько мелодий с различными текстами. Причем нижний голос (тенор) исполнял песнопение на латинском языке, а остальные (motetus, triplum, duplum) – партии на французском. Содержание текстов носило шутливый или любовный характер. Писались мотеты для хора с инструментальным сопровождением и а капелла. К этому жанру обращались Палестрина, Ж. Депре, Г. Дюфаи, а позднее – В. Моцарт, Г. Гендель, А Брукнер, И. Брамс.

    Мадригал

    Этот жанр зародился в Италии в середине шестнадцатого века. В то время мадригалом называлась художественная многоголосная песня без сопровождения. Как правило, она носила светское, в некоторой степени, даже любовное содержание. Отличительной особенностью песнопений данного жанра является искусная фактура.

    Виланелла

    Является предшественницей мадригала. В буквальном смысле название «виланелла» переводится как деревенская песня. Произведения этого жанра, написанные в куплетно-строфической форме, предназначались для исполнения тремя-четырьмя голосами. Склад виланелл, как правило, полифонический, содержание – комическое или пасторальное. Основную мелодию песни (верхний голос), исполнял солист, а остальные партии выполняли роль аккомпанемента. С течением времени эта функция была поручена музыкальным инструментам.

    Романс

    Этот жанр камерной вокальной музыки сформировался во второй половине девятнадцатого века. Романсом называется музыкальное произведение, написанное для голоса с сопровождением (арфа, фортепиано, гитара). При этом задача аккомпанемента заключается в более полном раскрытии содержания сочинения, передающего глубоко лиричные и тонкие переживания автора. К этому жанру обращались такие известные композиторы, как П. Чайковский, М. Мусоргский, А. Алябьев, М. Глинка, С. Рахманинов и др.

    Баллада

    Так называется музыкальное произведение, написанное на легендарный или исторический сюжет. Оно несет в себе повествовательное, эпическое и в то же время лирическое начало. Первые музыкальные баллады появились в Шотландии и Англии. Они исполнялись солистом в сопровождении хора, повествуя о различных исторических, сатирических или драматических событиях. Основоположником этого жанра в вокальном искусстве считается Ф. Шуберт.

    Серенада

    В прежние времена так называлась песня трубадуров. В эпоху ренессанса и средневековья этот жанр приобретает новое значение. Теперь под этим названием подразумеваются любовная песня, которую исполняет кавалер в вечернее время под окном своей возлюбленной. При этом певец сам себе аккомпанирует на гитаре, мандолине или лютне.

    Хоровые жанры вокальной музыки

    Занимают особое место в искусстве. Эти произведения, написанные для хора, отличаются свободой построения и редким обращением к куплетной форме. Для них характерно максимальное соответствие музыкального материала словам. Особым, но более сложным жанром является вокальный цикл. Он образуется несколькими самостоятельными произведениями, объединенными общим художественным смыслом. К вокальным циклам обращались многие композиторы. Среди них Шуман, Глинка, Шостакович, Мусоргский, Шуберт.

    Читайте также:
    Искусство - определение, виды и их характеристика, роль

    Циклические жанры вокальных произведений

    Отличаются более крупными формами. Они состоят из нескольких отдельных самостоятельных частей, раскрывающих общий смысл сочинения. В основе построения музыкальных произведений данной формы лежит принцип контраста, преимущественно темпового. Сюда можно отнести оратории, мессы, сюиты и в некоторой степени оперы.

    Кантата

    Так называется циклическое сложное произведение лирико – эпического или торжественного содержания. Оно отличается небольшим размером и может включать в себя сольно – вокальные номера, хоровые части, ансамбли и оркестровые эпизоды. Разделы кантаты, объединенные общей тематикой, самостоятельны. Поэтому их очень часто исполняют в концертных программах как отдельные номера. Отдельные части этого жанра передают различные образы (лирические, драматические, созерцательные): С. Прокофьев «Александр Невский».

    Оратория

    Композиционно-развернутое произведение большого масштаба, в основе которого лежит ярко выраженный героико-драматический сюжет. Для его прояснения в состав исполнителей часто вводится повествователь или чтец. Данное произведение, как правило, пишется для хора, певцов-солистов и оркестра. В этом жанре работали многие композиторы: И. С. Бах «Страсти по Иоанну», К. Сен-Санс «Самсон и Далила», И. Стравинский «Царь Эдип».

    Сюита для хора

    Это цикл, состоящий из самостоятельных по тематике номеров, связанных общей идеей. При этом каждая отдельная пьесы призвана оттенить или осветить различные грани стержневой идеи. Ярким примером такого цикла является сюита «Пять характерных картинок». В ней музыкальные номера, ярко отличающиеся друг от друга, рисуют колоритные картины определенных образов («Крестьянская пирушка», «Русалки», «Приближение весны»).

    Опера

    Это масштабное драматическое произведение, объединяющее в себе жанры инструментальной и вокальной музыки, а также хореографическое искусство и живопись. Оно написано для исполнения оркестром, хором и солистами. Главенствующая роль здесь отводится отдельным сольным номерам (ариям, ариозо и ариетто), передающим образы и настроение главных действующих лиц.

    Литургические жанры вокальной музыки

    Занимают немалое место в концертной практике. Причем большой популярностью пользуются как православные песнопения («Всенощная» Рахманинова, «Литургия» Гречанинова и Чайковского), так и католические («Реквием» Верди, Моцарта). Во время религиозных обрядов эти сочинения дополняются ритуальными действиями, молитвами и процессиями. А на концертных подмостках они более напоминают кантату или ораторию, состоящую из отдельных частей-ансамблей, хоров, арий. В конце двадцатого века литургические жанры приобретают светские черты. Яркий пример тому – «Реквием» Кабалевского и Бриттена, а также произведение Щедрина «Запечатленный ангел».

    Урок 07-10

    С.В. Рахманинов

    Урок 7. “Песни без слов”. “Мелодией одной звучат печаль и радость. “

    Вы уже познакомились с двумя вокальными жанрами: песней и романсом. В них слово и музыка тесно взаимодействуют между собой. А что произошло бы, если песня осталась без текста? Она стала бы песней без слов, то есть вокализом.

    Вокализ – это концертное произведение для пения с инструментальным сопровождением.

    Какие чувства возникли у вас во время слушания музыки?

    Голос человека использован в этом произведении в качестве солирующего музыкального инструмента, передающего эмоции и настроение. Если бы в “Вокализе” появились слова, может быть, он стал бы более понятен слушателям? А может быть, что-то было бы потеряно?

    Итак, в вокализах используется голос. А может ли быть песня не только без слов, но и без голоса?

    Песни без слов – небольшие инструментальные пьесы лирического характера. Они нередко имеют другие названия: серенада, романс, мелодия, ария, заимствованные у песенных жанров музыки.

    Немецкий композитор Феликс Мендельсон (1809 – 1847) создал цикл пьес для фортепиано,

    который называется “Песни без слов”. Мелодии этих пьес настолько выразительны, что

    внимательному слушателю не нужны слова для того, чтобы понять, о чём поёт музыкальный ирструмент.

    Среди “Песен без слов” есть пьесы, написанные в жанре баркаролы.

    Словом баркарола (итал. barcarola, от barca — лодка) сначала назывались песни итальянских лодочников (гондольеров), главным образом венецианских. Затем так стали называть музыкальные произведения (песни, пьесы для фортепиано и т.п.), связанные с изображением катания на лодке.

    Произведения в жанре баркаролы есть и в музыке русских композиторов.Пьеса “Июнь” из цикла Петра Ильича Чайковского “Времена года” для фортепиано носит название “Баркарола”. Послушайте “Баркаролу” П.И. Чайковского из альбома “Времена года” (исполняет Денис Мацуев).

    Читайте также:
    Последний день Помпеи описание картины Карла Павловича Брюллова

    Что объединяет прослушанные пьесы Ф. Мендельсона и П.И. Чайковского?

    Произведения интонациями и ритмами итальянской баркаролы пронизаны романсы композиторов XIX М.И. Глинки и Ф. Шуберта. В них композиторы передают свои мысли и чувства, навеянные образами природы. Послушайте два романса:

    Романс русского композитора М.И. Глинки “Венецианская ночь” (поёт Эдуад Хиль)

    Романс немецкого композитора Франца Шуберта “Баркарола” (исполняет Большой детский хор)

    Урок 8. “Вторая жизнь песни”

    Иногда песня или другое вокальное произведение получают “вторую жизнь” – интерпретацию в симфонической или джазовой музыке, обретает новые черты в рок-обработке. Наверное, причина в том, что прекрасные мелодии продолжают из года в год вдохновлять музыкантов.

    Так, П.И. Чайковский в финале Концерта № 1 для фортепиано с оркестром обработал мелодию украинской песни-веснянки.

    Н.А. Римский-Корсаков в сцену “Проводы Масленицы” из оперы “Снегурочка” включил народные мелодии.

    Творчество Ф. Шопена пронизано ритмами и интонациями польской народной музыки.

    Л. Бетховен в своих произведениях цитировал мелодии немецких, шотландских и русских песен.

    В сочинениях Э. Грига слышны напевы норвежского музыкального фольклора.

    Современные музыканты часто обращаются к популярным вокальным произведениям, чтобы дать им новую жизнь.

    Послушайте музыку Эдварда Грига сначала в оригинале, затем в джазовой интерпретации

    Урок 9. “Всю жизнь мою несу родину в душе…”

    Колокольный звон можно назвать звучащим символом России. Им встречали победителей и собирали народна церковную службу, оповещали о пожаре, нашествии врагов. Под звуки валдайских колокольчиков мчали тройки путешественников по бескрайним русским дорогам. Колокольный звон поможет вам настроиться на урок – посмотрите и послушайте.

    В.А. Гаврилин

    “Перезвоны” – так назвал свою симфонию-действо для солистов, хора и ударных инструментов композитор Валерий Александрович Гаврилин (1939 – 1999). Произведение написано под впечатлением от рассказов известного писателя, актёра и режиссёра Василия Макаровича Шукшина . “Всю жизнь мою несу Родину в душе” – писал В.М. Шукшин. Любовью к России пропитаны все работы Василия Макаровича – и в литературе, и в кино.В.А. Гаврилин так говорил о симфонии-действе “Перезвоны”: “Всё написанное В. Шукшиным предельно искренне, полно любви к человеку и родной земле. Об этом я приглашаю поразмыслить своих слушателей. “ «Перезвоны» — вершина творчества Гаврилина. Это грандиозная фреска истории человека и его народа, их общей судьбы. Она складывается из самых разных номеров —массовых народных сцен, монологов героя, колоритных зарисовок народной жизни

    Послушайте фрагменты из симфонии-действа “Перезвоны”:

    Обратите внимание на способ исполнения музыки: хор поёт без сопровождения музыкальных инструментов. Такой приём называется ” а капелла ” (“а капелла”). Только в некоторых моментах автор использует звучание ударных инструментов, да звучание гобоя изображает голос деревенской дудочки. В роли инструментов оркестра здесь выступают человеческие голоса. голоса.

    Список музыкальных жанров, направлений и стилей

    Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Его необходимо преобразовать в информационный список или глоссарий или перенести в один из проектов.
    Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии.

    Содержание

    Народная музыка

    Духовная музыка

    • Иудейская духовная музыка
      • Каббалистическая музыка
    • Христианская духовная музыка
      • Апостольская или Армянская духовная музыка
      • Католическая музыка
        • Месса
        • Григорианское пение
      • Православная музыка
      • Афроамериканская духовная музыка
        • Спиричуэлс
        • Госпел
    • Исламская духовная музыка
      • Азан
      • Аль-Куран
      • Зикр

    Индийская классическая музыка

    • Музыка хиндустани
      • Дхрупад (XIV—XVI вв.)
        • Кхаиял (XVII—XVIII вв.)
      • Лёгкие классические вокальные стили индийской музыки (XVIII — нач. XX вв.)
        • Тхумри
        • Дадра
        • Таппа
        • Газал
        • Тарана
      • Современная индийская классическая музыка
    • Музыка карнатака

    Арабская классическая музыка

    • Нуба
      • Каул
      • Газал
      • Тарана
      • Фурудашт
      • Мустазад

    Европейская классическая музыка

    Латиноамериканская музыка

    • Румба
    • Меренге
    • Самба
    • Танго
    • Сон
    • Мамбо
    • Ча-ча-ча
    • Пачанга
    • Босса-нова
    • Сальса
    • Зук
    • Бачата
    • Ламбада
    • Сельский блюз
    • Харп-блюз
    • Техасский блюз
    • Электро-блюз
    • Вест-сайд-блюз
    • Вест-кост-блюз
    • Дельта-блюз
    • Чикагский блюз
    • Свомп-блюз
    • Ритм-энд-блюз
      • Ду-воп
      • Соул
      • Фанк[1]
        • Синт-фанк
        • Скви
      • Современный ритм-н-блюз
      • Нью-джек-свинг

    Кантри

    • Вестерн-свинг
    • Блюграсс
    • Хиллбилли
    • Кантри-н-вестерн
    • Каджун
    • Техана
    • Хонки-тонк
    • Альт-кантри

    Шансон, романс, авторская песня

    • Шансон
      • Русский шансон
    • Романс
      • Цыганский романс
      • Городской романс
      • Жестокий романс
    • Блатная песня
    • Авторская песня

    Электронная музыка

    • Постпанк
      • Холодная волна
      • Готик-рок
    • Новая волна
      • Кантри-панк
      • Neue Deutsche Welle
      • Синтипанк
    • No Wave
      • Нойз-рок
      • Дэнс-рок
    • Стоунер-рок
    • Альтернативный рок
      • Нойз-поп
      • Шугейзинг
      • Гранж
        • Пост-гранж
      • Брит-поп
      • Инди-рок
      • Сэдкор
      • Трип-рок
      • Поп-панк
      • Колледж-рок
      • Мэдчестер
      • Фанк-рок
      • Инди-поп
        • Dunedin Sound
        • Сэдкор
      • Тви-поп
      • Постпанк-ривайвл
    • Пост-рок
    • Пост-хардкор
    • Бард-рок
    Читайте также:
    Славянские праздники - языческие праздники, список зимних, праздников

    Ска, рокстеди, регги

    • Ска
      • Ска-кантри
      • Ска-джаз
    • Рокстеди
    • Регги
      • Рагга
    • Даб

    • Эстрадная музыка
      • Кабаре
      • Менестрель-шоу
      • Мюзик-холл
      • Мюзикл
      • Рэгтайм
      • Лаунж
      • Классический кроссовер
    • Диско
      • Итало-диско
      • Евродиско
      • Хай-энерджи (англ.Hi-NRG )
    • Поп
      • Электро-поп
      • Данс-поп
      • Евродэнс
      • Современный ритм-н-блюз
      • Бабблгам-поп
      • J-pop
      • K-pop
    • Лёгкая музыка

    Рэп (Хип-хоп)

    • Джи-фанк
    • Гангста-рэп[1]
    • Альтернативный рэп
    • Рэпкор
    • Грайм
    • Кранк

    Примечания

    1. 123456789101112131415161718192021 Андрей Горохов. Музпросвет. М.: Ад Маргинем, 2003 г. ISBN 5-93321-059-5
    2. industrial.onego.ru: Music reviews archive
    3. http://rwcdax.here.ru/indrus.htm
    4. allmusic
    5. AllMusic Guide Genre: Ambient. by Sean Cooper
    6. Dalton, Stephen, «Revolution Rock», Vox, June 1993
    7. *Du Noyer, Paul (ed.) (2003). The Illustrated Encyclopedia of Music. Flame Tree. ISBN 1-904041-70-1
    8. *Weinstein, Deena (1991). Heavy Metal: A Cultural Sociology. Lexington. ISBN 0-669-21837-5. Revised edition: (2000). Heavy Metal: The Music and its Culture. Da Capo. ISBN 0-306-80970-2
    9. Jon ParelesHeavy Metal, Weighty Words (eng). New York Times (July 10, 1988). Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012.Проверено 26 ноября 2009.
    10. Genre—Heavy Metal. Allmusic. Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012.Проверено 17 марта 2007.
    11. “visual kei is a branch of Japanese rock (affectionately referred to by fans as J-Rock). … it aims to experiment with various established genres such as rock, punk, metal, goth and glam in an attempt to create a wholly new sound. « For those about to J-Rock by Subha Arulvarathan, the Carillon, March 15, 2006, Issue 20 Volume 48, official student newspaper of the University of Regina.
    12. „Josephine Yun, author of the book Jrock, Ink., explains that visual kei originated in the late 1970s and early 1980s as Japan’s rock scene began cultivating its own identity. ‘It was rock ‘n roll, punk rock, glam and metal with a twist — a twist just as angry and rebellious as what came before it — but a poetic one, artistic, with painstaking attention to detail,’ Yun explains.“ Kabuki Rock, by Bryan Reesman, Grammy.com, The Latin Recording Academy, November 30, 2006
    13. a fleeting genre known to fans as „Visual Kei“ (aka „Visual Rock“). Nonetheless, this fusion of metal, punk and gothic aesthetics ignited at least two generations of followers with its shocking visual appeal» X [Japan]: Reliving the Height of Japan’s Superlative Visual Rock Band, By Minnie Chi, Asia Pacific Arts, bi-weekly web magazine, UCLA Asia Institute
    14. «That’s why Hide and others in the new rock movement are so important: they’re original and they’re selling millions of units. As the guitarist of X-Japan, Hide (real name Matsumoto Hideto) was a pioneering member of a new J-Pop sub-genre called „visual rock.“ Born of a combination of hard rock and metal, visual rock leans toward a more theatrical presentation emphasizing imagery as much as music. One only needs to watch an X-Japan video to recognize its decadent glam influences, as drummer Yoshiki is often decked out in lace stockings and torn black leather vests. However, the band’s androgynous looks can be attributed as much to kayou kyoku (traditional Japanese pop) as to the eccentric costumes of ’70s David Bowie and ’80s hair bands. It is precisely this hodgepodge of international styles that makes visual rock such a noteworthy new genre. Couple that with the high-dollar, idol-influenced publicity that goes behind these bands, and you’ve got a new brand of rock that makes KISS look like shoegazers.» Gibson, Dave Get ready America; Japan’s J-Pop phenomenon has all eyes facing east. Retrieved September 10, 2007;
    15. Garry Sharpe-Young. A-Z of Power Metal. Rockdetector Series. Cherry Red Books, 2003. ISBN 1-901447-13-8, 9781901447132
    16. Garry Sharpe-Young. A-Z of Thrash Metal. Rockdetector Series. Cherry Red Books, 2002. ISBN 1-901447-09-X, 9781901447095
    17. 123 Garry Sharpe-Young. A-Z of Doom, Gothic & Stoner Metal. Rockdetector Series. Cherry Red Books, 2003. ISBN 1-901447-14-6, 9781901447149
    18. Garry Sharpe-Young. A-Z of Death Metal. Rockdetector Series. Cherry Red Books, 2001. ISBN 1-901447-35-9, 9781901447354
    19. Garry Sharpe-Young. A-Z of Black Metal. Rockdetector Series. Cherry Red Books, 2001. ISBN 1-901447-30-8, 9781901447309
    Читайте также:
    Эпоха неолита история развития, общая характеристика, признаки

    Древняя музыка • Средневековье • Ренессанс • Барокко • Классицизм • Романтизм • XX век • Современность

    Этника • Европа • Латинская Америка • Ближний Восток • Африка • Азия • Полинезия

    Глоссарий • Музыковедение • Музыкотерапия • Математика • Политика • Эстетика • Кинематограф

    • Перевести текст с иностранного языка на русский.

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    • Жанр (значения)
    • Жансак, Клод

    Полезное

    Смотреть что такое “Список музыкальных жанров, направлений и стилей” в других словарях:

    Список музыкальных жанров — Список музыкальных жанров, направлений и стилей … Википедия

    Музыка — У этого термина существуют и другие значения, см. Музыка (значения). Скрипичный ключ используется в нотной записи Музыка (греч … Википедия

    Электронная музыка — (от нем. Elektronische Musik, англ. Electronic music, в просторечии также «электроника») широкий музыкальный жанр, обозначающий музыку, созданную с использованием электронных музыкальных инструментов и технологий (чаще всего при помощи… … Википедия

    Готы (субкультура) — У этого термина существуют и другие значения, см. Готы (значения). Готы Девушка, одетая в готическом … Википедия

    BBC — (Британская широковещательная корпорация) BBC это теле , радио , интернетвещание Великобритании и всего мира BBC: телевидение, новости, интернет, радио, фильмы, документальные фильмы Содержание >>>>>>>>>>>> BBC это, определение ВВС это не… … Энциклопедия инвестора

    Кирпичи (рок-группа) — Кырпычы Жанр хард рок, хип хоп, рэпкор, панк рок Годы c 1994 по настоящее время Ст … Википедия

    Импрессионизм (музыка) — Эта статья об импрессионизме в музыке; общая статья об импрессионизме см.: Импрессионизм. Музыкальный импрессионизм (фр. impressionnisme, от фр. impression впечатление) музыкальное направление, аналогичное импрессионизму в… … Википедия

    Рок-музыка — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    Металл (музыкальный жанр) — Класс химических элементов описывается в статье металлы. Метал Направление: Рок Истоки: Хард рок, Прогрессив рок Место и время возникновения: Начало 1970 х … Википедия

    Тяжелый метал — Класс химических элементов описывается в статье металлы. Метал Направление: Рок Истоки: Хард рок, Прогрессив рок Место и время возникновения: Начало 1970 х … Википедия

    Жанры музыкальных произведений

    Жанр (фр. genre) – это общее понятие, которое окружает наиболее существенные свойства и связи явлений мира искусства, совокупность формальных и содержательных особенностей произведения. Все существующие произведения отражают определённые условия, участвуя при этом в создании определения понятия жанра.

    Ариозо — небольшая ария с мелодикой напевно-декламационного или песенного характера.

    Ария — законченный по построению эпизод в опере, оперетте, оратории или кантате, исполняемый певцом-солистом в сопровождении оркестра.

    Баллада — сольные вокальные сочинения, использующие тексты стихотворных произведений и сохраняющие их основные особенности; инструментальные сочинения.

    Балет — вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах.

    Балетмейстер — автор и постановщик балетов, хореографических миниатюр, танцев.

    Блюз — джазовая песня грустного, лирического содержания.

    Былина — русская народная эпическая песня-сказание.

    Водевиль — веселая театральная пьеса с музыкальными номерами. 1) вид комедии положений с песнями-куплетами, романсами, танцами; 2) заключительная куплетная песенка в пьесе-водевиле.

    Гимн — торжественная песня.

    Джаз — разновидность импровизационной, танцевальной музыки.

    Диско — музыкальный стиль с упрощенной мелодикой и жестким ритмом.

    Инвенция — небольшая музыкальная пьеса, в которой существенное значение имеет какая-либо оригинальная находка в области мелодического развития, формообразования.

    Интермедия — небольшая музыкальная пьеса, исполняемая между частями произведения.

    Интермеццо — небольшая пьеса свободной формы, а также самостоятельный эпизод в опере или другом музыкальном произведении.

    Кант — род бытовой многоголосной песни.

    Кантата — крупное вокально-инструментальное произведение торжественного характера, обычно для солистов, хора и оркестра.

    Кантилена — напевная, плавная мелодия.

    камерная музыка — (буквально «комнатная»). камерные произведения – это либо пьесы для солирующих инструментов: песни без слов, вариации, сонаты, сюиты, прелюдии, экспромты, музыкальные моменты, ноктюрны, либо разнообразные инструментальные ансамбли: трио, квартет, квинтет и др., где участвуют соответственно три, четыре, пять инструментов и все партии одинаково важные, требуют от исполнителей и композитора тщательной отделки.

    Читайте также:
    Лунная соната история создания произведения Людвига ван Бетховена

    Каприччо — виртуозная инструментальная пьеса импровизационного склада с неожиданной сменой образов, настроений.

    Концерт — произведение для одного или (реже) нескольких солирующих инструментов и оркестра, а также публичное исполнение музыкальных произведений.

    Мадригал — небольшое музыкально-поэтическое произведение любовно-лирического содержания в xiv—xvi вв.

    Марш — музыкальное произведение с размеренным темпом, четким ритмом, обычно сопровождающее коллективное шествие.

    Мюзикл — музыкальное произведение, сочетающее в себе элементы оперы, оперетты; балета, эстрадной музыки.

    Ноктюрн — в xviii — начале xix в. многочастное инструментальное произведение, большей частью для духовых инструментов, исполнявшееся обычно на открытом воздухе вечером или ночью, с xix в. небольшая лирическая инструментальная пьеса.

    Ода — торжественное музыкальное произведение, посвященное какому-либо значительному событию или лицу.

    Опера — музыкально-драматическое произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки.

    Оперетта — музыкально-сценическое комедийное произведение, включающее вокально-танцевальные сцены, оркестровое сопровождение и разговорные эпизоды.

    Оратория — произведение для солистов, хора и оркестра, предназначенное для концертного исполнения.

    Хаус — это стиль и движение в электронной музыке. хаус является потомком танцевальных стилей ранней эры пост-диско (электро, хай энерджи, соул, фанк и т. п.) основным отличием музыки хаус является повторяемый ритм-бит, обычно в размере 4/4, и семплинг — работа со звуковыми вставками, которые повторяются время от времени в музыке, частично совпадая с её ритмом. одним из самых важных современных подстилей хауса является прогрессив-хаус.

    Хор — произведение для большого певческого коллектива. хоровые сочинения делятся на две большие группы — с инструментальным (или оркестровым) сопровождением или без него (a cappella).

    Песня — стихотворное произведение, предназначенное для пения. ее музыкальная форма обычно куплетная или строфическая.

    Попурри — пьеса, составленная из отрывков нескольких популярных мелодий.

    Пьеса — законченное музыкальное произведение небольшого размера.

    Рапсодия — музыкальное (инструментальное) произведение на темы народных песен и эпических сказаний, как бы воспроизводящее исполнение рапсода.

    Реквием — траурное хоровое произведение (заупокойная месса).

    Романс — лирическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением.

    R&B (Ритм-Н-Блюз, Англ. Rhythm & Blues) – это музыкальный стиль песенно-танцевального жанра. изначально, обобщённое название массовой музыки, основанной на блюзовых и джазовых направлениях 1930—1940-х годов. в настоящее время сокращённая аббревиатура ритм-н-блюза (англ. r&b) используется для обозначениясовременного ритм-н-блюза.

    Рондо — музыкальное произведение, в котором основная часть повторяется несколько раз.

    Серенада — лирическая песня под аккомпанемент лютни, мандолины или гитары, исполняемая в честь возлюбленной.

    Симфония — музыкальное произведение для оркестра, написанное в сонатной циклической форме, высшая форма инструментальной музыки.

    Симфоническая Музыка — в отличие от камерной исполняется в больших помещениях и предназначена для симфонического оркестра. симфонические произведения характеризуются глубиной и многогранностью содержания, нередко грандиозностью масштабов и вместе с тем доступностью музыкального языка.

    Созвучие — сочетание в одновременном звучании нескольких звуков различной высоты.

    Соната — музыкальное произведение из трех или четырех частей различного темпа и характера.

    Сонатина — маленькая соната.

    Сюита — произведение для одного или двух инструментов из нескольких разнородных пьес, связанных общим замыслом.

    Симфоническая Поэма — жанр симфонической музыки, выражающий романтическую идею синтеза искусств. симфоническая поэма представляет собой одночастное оркестровое произведение, допускающее различные источники программы (литература иживопись, реже — философия или история; картины природы).

    Токката — виртуозная музыкальная пьеса для клавишного инструмента в быстром движении и четком темпе.

    Тон — звук определенной высоты.

    Туш — краткое музыкальное приветствие.

    Увертюра — это оркестровая пьеса, призванная служить вступлением к опере, балету, драме. по своей образности и форме многие классические увертюры близки к первым частям симфоний.

    Фантазия — музыкальная пьеса свободной формы.

    Фуга — многоголосное произведение, основанное на многократном повторении одной или нескольких тем.

    Элегия — музыкальная пьеса печального характера.

    Этюд — музыкальное произведение, основанное на виртуозных пассажах.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: