Защита Отечества – читать онлайн о главной обязанности каждого гражданина

Защита Отечества – долг и обязанность гражданина России

Конституция Российской Федерации устанавливает, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (далее – граждане); гражданин несет военную службу в соответствии с федеральным законом и имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой в установленных федеральным законом случаях (статья 59).

Основными формами реализации конституционной обязанности по защите Отечества являются призыв на военную службу и прохождение военной службы по призыву в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», а также прохождение альтернативной гражданской службы вместо военной службы по призыву в порядке, установленном Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».

Конституционный долг по защите Отечества граждане вправе исполнять путем добровольного поступления на военную службу. При этом такие граждане проходят военную службу в добровольном порядке (по контракту) в соответствии с положениями Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и других нормативных правовых актов.

Уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы влечет уголовную ответственность по ч. 1 ст. 328 УК РФ.

Ответственность за преступление, предусмотренное частью 1 статьи 328 УК РФ, наступает независимо от способа его совершения, а также от того, уклонялся ли призывник только от очередного призыва на военную службу или имел цель совсем избежать несения военной службы по призыву.

Уклонение от призыва на военную службу может быть совершено путем неявки без уважительных причин по повесткам военного комиссариата на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или в военный комиссариат (военный комиссариат субъекта Российской Федерации) для отправки к месту прохождения военной службы. При этом уголовная ответственность наступает в случае, если призывник, таким образом, намерен избежать возложения на него обязанности нести военную службу по призыву. Об этом могут свидетельствовать, в частности, неоднократные неявки без уважительных причин по повесткам военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в период очередного призыва либо в течение нескольких призывов подряд, неявка в военный комиссариат по истечении действия уважительной причины.

Самовольное оставление призывником сборного пункта до отправки его к месту прохождения военной службы в целях уклонения от призыва на военную службу подлежит квалификации по части 1 статьи 328 УК РФ.

Как уклонение от призыва на военную службу следует квалифицировать получение призывником обманным путем освобождения от военной службы в результате симуляции болезни, причинения себе какого-либо повреждения (членовредительство), подлога документов или иного обмана.

Исчерпывающий перечень оснований для освобождения гражданина призывного возраста от военной службы установлен положениями ст. 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

В случае уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лиц, освобожденных от военной службы предусмотрена уголовная ответственность по ч. 2 ст. 328 УК РФ.

Межрайонной прокуратурой на постоянной основе осуществляется надзор за соблюдением федерального законодательства отделом Военного комиссариата г. Москвы по Преображенскому району.

За истекший период 2015 года межрайонной прокуратурой выявлено 13 нарушений закона, внесено 9 представлений об устранении миграционного законодательства, по результатам рассмотрения которых 9 лиц привлечено к административной ответственности.

9 декабря 2015-го в ходе совместного совещания помощником межрайонного прокурора сотрудникам отдела Военного комиссариата г. Москвы по Преображенскому району прочитана лекция на тему «Противодействие коррупции.

Межрайонный прокурор В.Ю. Штыров

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Обязанности россиян согласно Конституции РФ. Справка

Конституционные обязанности человека и гражданина – выраженные в конституционно-правовых нормах притязания конкретного государства к поведению любых лиц, находящихся на его территории, либо к поведению граждан данного государства независимо от места их нахождения.

Конституционные обязанности закреплены в главе 2 Конституции Российской Федерации – “Права и свободы человека и гражданина”.
В части 2 статьи 6 установлен принцип равенства обязанностей: “Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ”.

К конституционным обязанностям человека и гражданина относятся:
1. Соблюдение Конституции РФ и законов РФ (статья 15, часть 2).
2. Уважение прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3).
3. Забота о детях и нетрудоспособных родителях (статья 38, части 2, 3).
4. Получение основного общего образования (статья 43, часть 4).
5. Забота о памятниках истории и культуры (статья 44, часть 3).
6. Уплата налогов и сборов (статья 57).
7. Охрана природы и окружающей среды (статья 58).
8. Защита Отечества (статья 59).

Соблюдение Конституции РФ и законов РФ

Согласно части 2 статьи 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Это самая главная обязанность, лежащая на гражданах. Ее не следует ограничивать только Конституцией РФ и собственно законодательными актами. В ней заложено более широкое содержание, которое можно определить, как законопослушание. А это значит, что граждане обязаны также соблюдать законы и подзаконные акты субъектов Федерации, акты местного самоуправления. По существу, речь идет о соблюдении действующего российского законодательства, которое включает акты не только высшей юридической силы.

Читайте также:
Альтернативная гражданская служба в РФ - специфика и условия

Уважение прав и свобод других лиц

Согласно части 3 статьи 17 Конституции РФ, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Забота о детях и нетрудоспособных родителях

В частях 2 и 3 статьи 38 Конституции РФ закреплены две конституционные обязанности граждан:
1. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
2. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях

Исполнение данных обязанностей регулируется Семейным кодексом РФ (главы 12–17).

Получение основного общего образования

Согласно части 4 статьи 43 Конституции РФ, каждый гражданин обязан получить основное общее образование, а родителей или лица, их заменяющие, обязаны обеспечить получение детьми этого образования.

Эта конституционная обязанность конкретизирована в статье 63 Семейного кодекса РФ.

Забота о памятниках истории и культуры

Согласно части 3 статьи 44 Конституции РФ, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Уплата налогов и сборов

Согласно статье 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы сочетается с определенными правами налогоплательщиков, установленными законом (знакомиться с материалами проверок, обжаловать решения налоговых инспекций и др.). Конституция добавляет к этому, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Охрана природы и окружающей среды

Согласно статье 58 Конституции РФ, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Обязанность конкретизирована ФЗ РФ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”.

Защита Отечества

Согласно статье 59 Конституции РФ, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Исполнение этой обязанности регулируется ФЗ РФ от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”.

Обязанность не является обязательной для всех граждан РФ

На военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва. Предусматривается возможность поступления мужчин и женщин на военную службу по контракту. За уклонение от призыва на военную службу установлена уголовная ответственность.

Указом Президента РФ от 25 января 1996 года отдельным представителям талантливой молодежи (до 500 человек ежегодно) предоставляется право на отсрочку от призыва на военную службу.

Граждане, убеждениям которых или их вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской.

Порядок прохождения альтернативной службы устанавливается в соответствии с ФЗ РФ от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ “Об альтернативной гражданской службе”.

Обязанность по защите Отечества не распространяется на граждан, если воинские формирования Вооруженных Сил РФ, в которых они несут службу, направляются за пределы территории РФ для участия в миротворческой деятельности.

Воинская обязанность

Статья 59 Конституции РФ провозглашает:

«1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.».

Защита Отечества – это как правовое, так и нравственное требование, моральный долг, всеобщая обязанность. Она направлена на защиту страны, ее населения, материальных и духовных ценностей. Защита Отечества выражается в обеспечении обороны страны и безопасности государства, в воинской обязанности граждан.

В целях обороны, защиты отечества создаются Вооруженные Силы и устанавливается воинская обязанность граждан. Она является конкретным проявлением конституционного долга и обязанностью по защите Отечества.

Основными актами, регулирующими конституционные положения о воинской обязанности граждан является Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 31.05.1996 №61-ФЗ «Об обороне», Федеральный закон от 26.02.1997 №31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», Федеральный закон от 28.03.1998 №53-Ф «О воинской обязанности и военной службе».

Воинская обязанность граждан Российской Федерации включает в себя воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Основной формой осуществления воинской обязанности является прохождение военной службы.

Военная служба – особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – другие войска), в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее – воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее – органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами – в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.

Читайте также:
Человек в экономических отношениях - роль, функции, оценка труда

Прохождение военной службы гражданами Российской Федерации осуществляется:

в добровольном порядке (по контракту);

прохождение альтернативной гражданской службы.

Призыву на военную службу подлежат граждане Российской Федерации мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

Срок военной службы по призыву составляет 12 месяцев.

Статья 23 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает случаи освобождения от призыва на военную службу.

От призыва на военную службу освобождаются граждане:

признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;

проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации;

проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;

прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

Право на освобождение от призыва на военную службу имеют граждане:

имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень;

являющиеся сыновьями (родными братьями): военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов, граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.

Не подлежат призыву на военную службу граждане:

отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;

имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;

в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

Военная служба по контракту это вид военной службы, когда между гражданином (иностранным гражданином) заключается контракт о прохождении военной службы и от имени Российской Федерации – Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы.

Прохождение военной службы по контракту вправе заключать:

военнослужащие, у которых заканчивается предыдущий контракт о прохождении военной службы;

военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и получившие до призыва на военную службу высшее образование, а также военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и прослужившие не менее трех месяцев; граждане, пребывающие в запасе;

граждане мужского пола, не пребывающие в запасе и получившие высшее образование;

граждане женского пола, не пребывающие в запасе;

другие граждане в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать:

граждане в возрасте от 18 до 40 лет;

иностранные граждане в возрасте от 18 до 30 лет.

Альтернативная гражданская служба представляет особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу в случаях, если:

несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» срок альтернативной гражданской службы превышает 1,75 раз установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы по призыву.

Граждане проходят альтернативную гражданскую службу индивидуально, а также в составе групп или формирований:

в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;

в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

Оплата их труда производится организацией, в которой они проходят альтернативную гражданскую службу, в соответствии с действующей в организации системой оплаты труда.

Несоблюдение конституционной обязанности нести военную службу, уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы предусматривает возможность привлечения таких граждан к уголовной ответственности.

Так статья 328 Уголовного кодекса РФ предусматривает при уклонении от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы – штраф в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет; уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лиц, освобожденных от военной службы, штраф в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.

Читайте также:
Познавательная деятельность определение, основные цели, формы

Дата публикации: 12.01.2015 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

ТЕМА. Защита Отечества – долг и обязанность гражданина Российской Федерации.

Современная Россия – это динамично развивающаяся страна, имеющая все исторические предпосылки, природный, промышленный и человеческий потенциалы для успешного решения задач развития страны. Претворить в жизнь эту цель возможно через реализацию одной из главных обязанностей гражданина нашей страны – обязанности по защите Отечества, а в мирное время – через служение Отечеству на основе осознанного долга перед ним.

1. Взаимосвязь понятия «защита Отечества» с понятиями «гражданин», «менталитет», «долг», «обязанность».

Географическое положение нашей страны вынуждало власть всегда быть во всеоружии. В свою очередь разноплеменные народы, населявшие Русь, во время опасности всегда объединялись для отпора врагу. Частота вражеских набегов и нападений на наши земли обусловила то, что защита Отечества стала не только неотъемлемой функцией граждан страны, но и одной из главных обязанностей.
На протяжении всей истории Древней Руси, позже России, летописи и хроники пестрят многочисленными примерами доблести, чести, самопожертвования во имя защиты Отечества. Во многих источниках Древней Руси сохранились сведения о героях, прославивших себя на боевом поприще. Если изначально защита Отечества рассматривалась с позиции службы князю в том или ином владении (с учетом того, что воины могли переходить от одного князя к другому), то впоследствии это понятие стало трактоваться шире, именно как служба всему Отечеству, что отражалось в таких лозунгах, как «За матушку Русь», «На благо Отечества».
Постепенно служение Отчеству переросло в священный долг. Долг человека, гражданина как святость в первую очередь, а уже только потом как обязанность.
Такие гражданские качества, как долг, закладывались веками и формировали менталитет народа.

Менталитет – (от позднелатинского mentalis – «умственный») – это образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе. Менталитет российского народа складывался сотни лет: это результат синтеза многочисленных культур различных народов, населявших территорию страны, обычаи и традиции, постоянное ожидание опасности, частые вооруженные конфликты с кочевыми племенами, коллективное, общинное начало во всем без исключения, самопожертвование. Однако дать четкое определение российскому менталитету довольно трудно.

Выражение «гражданин своей страны» звучит гордо, но зачастую не совсем понятно для некоторых людей. Само понятие «гражданин» пришло к нам из Древней Греции. Оно возникло в тесной связи с понятиями «город», «горожанин». Первыми гражданами были свободные и равноправные жители независимых городов-общин в Древней Греции и Древнем Риме. Они имели гражданские права и обязанности, в том числе служили в войске, участвовали в народных собраниях, имели имущественные и личные права.
В современной жизни слово «гражданин» имеет два основных значения:
1. Гражданин – это лицо, которое принадлежит к постоянным жителям данного государства, имеет все права, гарантируемые Конституцией этой страны, исполняет все установленные законами обязанности.
2. Гражданин – это человек, который знает свои права и обязанности и участвует в больших и малых делах своей страны. Это человек, который понимает свой гражданский долг, у которого есть гражданская ответственность, гражданская совесть, гражданская гордость.

В этом высоком значении понятие «гражданин» вошло и в российскую культуру, стало выражением служения родному народу, чувства готовности идти на жертвы во имя Родины.

Статья 6 Конституции РФ гласит:
«1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его».

Зачастую обывателям тяжело воспринимать понятие «гражданин» как возвышенное, священное. В связи с этим обществу, власти, субъектам воспитания необходимо наполнять этот термин соответствующим содержанием с помощью искусства, литературных произведений, кинематографа, примеров из истории, то есть всего того, что является неотъемлемой составляющей патриотического воспитания.

Статья 59 Конституции РФ гласит:
«1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой».

В отношении защиты государства в Конституции приводятся такие категории, как «долг и обязанность». Главный закон страны не рассматривает защиту Отечества как «заслуженную честь» или «заслуженное право». Поэтому понимание защиты Отечества как долга и обязанности гражданина Российской Федерации необходимо дополнять самое главное – обоюдной заботой государства о гражданине, а гражданина – о государстве.

Читайте также:
Фашизм и нацизм - определение и значение терминов, в чем разница

Понятия «долг» и «обязанность» очень схожи между собой, эти слова в значительной степени являются синонимами. Но отличия есть и они носят внутренний, психологический аспект. Долг – это то, что человек берет на себя добровольно, а обязанность – это то, что налагается извне (родителями, начальником, традициями, законодательством и другими регулирующими атрибутами человеческого общества). Таким образом, долг – это больше моральное понятие, а обязанность – правовое.

Таким образом, защита Отечества как долг и обязанность граждан РФ вбирает в себя и учитывает все изменения в ходе исторических событий страны. В результате осознание человеком своего долга перед Родиной даже при некоторых пробелах или недоработках в аспекте воспитания отражается в дальнейшем как на жизни страны, так и судьбе самого гражданина.

Порядок выполнения долга гражданина РФ по защите Отечества регулируется целой системой законодательных актов, основные из них:

– Конституция Российской Федерации,

– Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» (с последующими изменениями),

– Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (с последующими изменениями),

– Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с последующими изменениями),

– Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» (с последующими изменениями),

– Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», (с последующими изменениями)

Россия была первым государством в мире, которое ввело институт альтернативной службы. Освобождение от воинской обязанности по религиозным убеждениям стало практиковаться в нашей стране еще в XVIII веке.«Альтернативная гражданская служба – особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву». Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе», статья 1, часть 1, извлечение

Принципы альтернативной гражданской службы:

– На альтернативную гражданскую службу могут быть направлены только те граждане, которые признаны годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями;

– Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территории субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают. Однако это правило не жесткое. Место прохождения службы определяет Федеральная служба по труду и занятости, руководствуясь ежегодно утверждаемыми перечнями профессий и ситуацией на рынке труда;

– Граждане могут проходить АГС исключительно на государственных предприятиях;

– Граждане, избравшие АГС, не вправе по собственной инициативе расторгнуть трудовой договор, участвовать в забастовках, подрабатывать по совместительству в других организациях;

– Представители коренных малочисленных народов направляются для прохождения АГС в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов;

– Срок альтернативной гражданской службы превышает срок службы по призыву.

2. Мировоззренческие, нравственные и духовные основы служения Отечеству.

Как было отмечено выше, служение Отечеству имеет исторический, культурологический, воспитательный, философский фундамент. Таким образом, гражданин страны в своих патриотических чувствах, действиях, помыслах должен сознательно подходить к службе своему Отечеству через мировоззренческие, духовные и нравственные основы миропонимания.

Мировоззрение – это система взглядов человека на объективный мир и его (человека) место в нем, отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Мировоззрение есть общее понимание мира, общества, определяющее социально-политическую, философскую, религиозную, нравственную, эстетическую, научно-теоретическую ориентацию человека. Мировоззренческая составляющая присутствует во всех сферах жизни без исключения. Мировоззрение – это общественно-исторический феномен, возникший вместе с появлением человеческого самосознания и до сих пор проходящий метаморфозы изменения.

Наравне с мировоззрением фундаментом осознания своего долга перед Родиной является и нравственность. Нравственность – русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним. Нравственность – это принятие на себя ответственности за свои поступки. Поскольку нравственность, как следует из определения, основана на свободной воле, нравственным может быть только свободное существо. В отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом нравственность – это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести.

Нравственные ценности – это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм.

Нравственные регуляторы в обществе и в армии – это правила поведения, ориентированного на указанные ценности. Каждый индивид выбирает те нравственные регуляторы, которые наиболее подходят для него.

Духовная свобода гражданина России выражается в свободе нравственного выбора между правдой и ложью, добром и злом, верностью Родине и предательством, служением и уклонением от службы. Нравственный выбор для солдата не перестает существовать как в мирное, так и военное время. Все выдающиеся полководцы отмечали, что воинское служение и исполнение воинского долга возможны исключительно на высокой духовно-нравственной платформе. Без нравственных основ армия превращается в сборище вооруженных людей, способных на самые страшные преступления и злодеяния.
В любой социальной сфере нравственные качества и ценности имеют превалирующее значение, особенно в армии. Так, выдающийся военный теоретик российской императорской армии М.Д. Скобелев отмечал: «. Известно, что на войне нравственный элемент относится к физическому как 3:1. Это отражается на духе части. ».

Читайте также:
Научно-техническая революция (НТР) понятие и значение, составные части и признаки, основные направления, результаты и достижения, последствия, плюсы и минусы НТР

Высокий нравственный уровень мировоззрения строится с помощью общества, семьи, Церкви, образования. Каждая социальная сфера вносит свой неоценимый вклад в формирование нравственности человека. Высокая нравственность является ступенью к становлению и росту духовности человека. Синтез нравственности и мировоззрения приводит к созданию определенного уровня духовности.
В императорской российской армии духовность означала больше религиозную направленность, чем светскую, после революции 1917 года духовность начала рассматриваться с позиции морали, нравственности, долга.

Известный философ Н. Бердяев считал, что с духовностью связано глубинное «Я» человека. Именно духовность, по его убеждению, есть сила, образующая и поддерживающая личность в человеке. «Без духовности нельзя нести жертвы и совершать подвиги», – писал Н. Бердяев.

Долг перед Родиной, предками, страной, семьей является стержнем духовности. Первостепенный долг гражданина, мужчины – служить Родине, пройти службу в вооруженных силах, этим будет исполнен долг перед родными и страной в целом.

Такие категории, как мировоззрение, долг, духовность, отражаются в становлении сознания человека. Они приобретаются, накапливаются, наполняются личностным содержанием в течение развития, образования, самопознания личности и, конечно же, воспитания.

Для успешного становления вышеуказанных категорий необходимо создать ряд условий:
– предпосылки формирования патриотических чувств;
– заинтересованность государства в поддержании определенного уровня мировоззрения, нравственности, духовности граждан;
– развитие воспитания с культурологическим оттенком;
– опора на исторические факты и историю Отечества в целом (сохранение языка, обычаев, традиций);
– теоретическая, материальная и организационная помощь государства в дальнейшем развитии и упрочении мировоззрения, нравственности и духовности в сознании граждан.

Если шкала ценностей в сознании человека выстроена верно, если гражданин осознанно ставит наверху пирамиды ценностей защиту Отечества и долг перед Отечеством, то наверняка можно говорить о создании реальных условий для воспитания и становления человека как гражданина своей страны, о неоценимом вкладе страны в построение личности человека.

Контрольные вопросы: 1. Каково принципиальное различие между нравственно-правовыми категориями «долг и «обязанность»? 2. Как Вы прокомментируете (объясните) смысл высказывания генерала Скобелева М.Д. о том, «что на войне нравственный элемент относится к физическому как 3:1…».

Защита Отечества

Урок 14. Обществознание 7 класс ФГОС

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока “Защита Отечества”

Конституция Российской Федерации гласит: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации».

Почему защита Отечества в основном законе нашей страны названа долгом и обязанностью?

Почему слова «обязанность» и «долг» стоят в Конституции вместе?

Дело в том, что защита Отечества – это не только обязанность гражданина, которая закреплена законом, но и важное нравственное требование и патриотический долг каждого жителя нашей страны.

Осознание своего долга проявляется в поступках человека. Взять бы хотя бы подвиг крестьянина Ивана Сусанина. Который за отказ указать верную дорогу, польскому отряду был подвергнут жестоким пыткам и убит. Правда и сами поляки так и не смогли найти правильную дорогу и сгинули в костромских лесах.

Как вы думаете слабовольный и немужественный человек смог бы пойти на верную смерть ради Отечества?

Маковский К. Е. Иван Сусанин. 1914 год

Мы можем с вами говорить о том, что защита Отечества включает в себя защиту независимости страны, её населения, территории, духовных и материальных ценностей, это оборона нашей страны в случае нападения на неё или объявления войны.

В истории России есть огромное количество примеров, когда чувство долга и патриотизм заставляли людей вставать на защиту Отечества.

Например, в середине тринадцатого века маленький город Козельск с населением всего в десять тысяч человек в течение семи недель держал осаду против огромной татаро-монгольской армии во главе с ханом Батыем.

Батый был взбешён тем, какое сопротивление оказывают его войскам жители города. Желая оправдать перед подданными свою военную неудачу и

Диорама «Оборона Козельска 1238 г.»

огромные потери, хан наделил Козельск мистической силой. Батый запретил называть город Козельском, а повелел звать его «Злым градом». Когда город пал, завоеватели не пощадили никого, включая грудных младенцев. Благодаря подвигу жителей Козельска армия монголов была обескровлена настолько, что не смогла дальше продолжить свой поход.

Читайте также:
Глобальные проблемы современности и пути их решения

Как и многие другие страны, Россия знала немало войн. Много раз нашей стране приходилось отстаивать свою территорию. Но всего две войны вошли в русскую историю под названием Отечественных.

Первая Отечественная война началась 24 июня 1812 года. Император Франции Наполеон Бонапарт, уже к тому моменту успевший завоевать половину Европы, объявил войну России. На защиту Отечества поднялось население всей страны, от мала до велика.

Например, в бою под белорусской деревней Салтановкой, прикрывая отход русской армии, генерал Николай Николаевич Раевский показал пример героизма, ошеломив неприятеля.

Самокиш Н. С. «Подвиг солдат Раевского под Салтановкой», 1912 год

В тот момент, когда французы практически сломили сопротивление основных русских сил, Раевский вместе с сыновьями, которым было – шестнадцать и четырнадцать лет, лично повёл своих солдат в штыковую атаку и смог отбить наступление неприятеля. Подвиг Раевского и его сыновей, вышедших перед строем в решительный момент боя, стал легендарным.

Ульянов Н. «Лористон в ставке Кутузова», 1945 год

Но не только части регулярной русской армии сражались с французами. Французский генерал, адъютант Наполеона граф Жак де Лористон во время встречи с главнокомандующим русской армии генерал-фельдмаршалом Михаилом Илларионовичем Кутузовым жаловался ему, что против французской армии ведётся война «не по правилам», так как «русские крестьяне без командира постоянно нападают на французских солдат и офицеров». Дело в том, что французская армия столкнулась с массовым сопротивлением простых людей на занятых ею территориях: там действовало немало партизанских отрядов, которые были стихийно созданы крестьянами.

Прянишников И. М. «Эпизод из войны 1812 года», 1874 год

Героические действия крестьян нашли отражение в картине русского художника Иллариона Михайловича Прянишникова: «Эпизод из войны 1812 года». Сюжет картины таков: группа пленных французов под присмотром партизан движется по заснеженному полю. Изображённые художником образы партизан, вооружённых топорами и вилами, выглядят особенно выразительно. Эта картина – собирательный образ борьбы русского народа в Отечественной войне 1812 года.

Кстати, отвечая генералу де Лористону на то, что русские «воюют не по правилам», Кутузов ответил, что для русского народа эта война – то же самое, что нашествие татар.

В манифесте об окончании Отечественной войны император Александр Первый отмечал: «Какой пример храбрости, мужества, благочестия, терпения и твёрдости показала Россия! Войско, вельможи, дворянство, духовенство, купечество, народ, словом, все Государственные чины и состояния, не щадя имуществ своих, ни жизни, составили единую душу, столько же пылающую любовью к Отечеству, сколько любовью к Богу».

Вторая Отечественная война, к названию которой был добавлен эпитет «Великая», началась 22 июня 1941 года и продолжалась долгих и тяжёлых тысячу четыреста восемнадцать дней. Несмотря на тяжести военного времени, всё население страны встало на защиту своей Родины.

Кто-то вступил в армию или народное ополчение и ушёл на фронт, кто-то сражался в партизанских отрядах, оказывая сопротивление врагу на оккупированной немцами территории.

Свою Родину защищали и люди вполне себе гражданских специальностей, работая в госпитале, изобретая новую военную технику или трудясь на оборонном предприятии.

Уже в самом начале войны немцы поняли, что Россия – это не Европа. Немецкий генерал Гюнтер Блюментритт, в своих мемуарах писал: «Поведение русских даже в первом бою разительно отличалось от поведения поляков и союзников, потерпевших поражение на Западном фронте. Даже оказавшись в кольце окружения, русские стойко оборонялись». Борьба велась за каждый клочок родной земли, за каждый дом, улицу, деревню или город.

Победа досталась нашему народу дорогой ценой. Общие людские потери СССР в ходе войны составили более двадцати шести миллионов человек. В их числе убитые в бою и умершие от ран военнослужащие и партизаны, погибшие от бомбёжек и артобстрелов, умершие от голода и болезней мирные советские граждане, замученные в концлагерях и расстрелянные карателями советские военнопленные.

Оккупанты полностью или частично разрушили и сожгли тысячу семьсот десять городов и поселков, семьдесят тысяч сёл и деревень. В целом сумма ущерба, нанесённого Советскому Союзу, составила шестьсот семьдесят девять миллиардов советских рублей.

Великая Отечественная война ещё раз подтвердила, что главным творцом победы и решающей силой истории в любой войне, а тем более Отечественной является народ. Великая Отечественная война убедительно показала, что сила народа в его духовной сплочённости, его единении и в справедливости тех целей, во имя которых народ ведёт свою вооружённую борьбу.

И действительно, героизм советских граждан носил массовый характер.

За совершённые подвиги во время Великой Отечественной войны орденами и медалями были награждены семь миллионов человек. Среди них более одиннадцати тысяч фронтовиков, партизан, медицинских работников и тружеников тыла были удостоены высокого звания Героя Советского Союза.

Лучшие советские асы – трижды Герои Советского Союза Иван Кожедуб и Александр Покрышкин.

Девяносто восемь человек были удостоены этого звания дважды, а лётчики Иван Никитович Кожедуб и Александр Иванович Покрышкин стали трижды Героями Советского Союза.

Также двенадцать городов и одна крепость Советского Союза за отвагу и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной, получили высокое звание Город-Герой.

Читайте также:
Виды деятельности человека, классификация основных видов деятельности

А начиная с 2007 года за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества сорока пяти городам Российской Федерации присвоено звание «Город воинской славы».

Несмотря на то, что мы живём сейчас с вами в мирное время, каждый из нас должен быть готов к защите нашего Отечества. Ведь долг и обязанность защищать Родину распространяются на любого гражданина России.

История учит нас: чтобы победа над врагом была достигнута без больших потерь, к защите Отечества нужно готовиться заранее. В соответствии с Федеральным законом установлена воинская обязанность граждан России. Она означает обязанность граждан нести военную службу в Вооружённых силах Российской Федерации и защищать Отечество. Но об этом мы поговорим свами на следующем уроке.

А теперь давайте попробуем с вами ответить на несколько вопросов.

1. Почему слова «долг» и «обязанность» стоят в Конституции рядом?

Обществознание 7 класс учебник Боголюбов параграф 4

Параграф 4. Защита Отечества

Страница 31

Кого называют патриотом? Каковы главные обязанности гражданина Российской Федерации?

Патриот – это человек, который любит и ценит свою Родину.

Главные обязанности гражданина Российской Федерации заключаются в том, чтобы:

  • защищать Отечество;
  • беречь природу;
  • платить налоги;
  • заботиться о детях и родителях;
  • сохранять культурное наследие страны.

Обсудим вместе

В Конституции записано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации».

Почему защита Отечества названа в Основном законе нашей страны и долгом, и обязанностью? Почему слово «долг» и «обязанность» стоят в Конституции рядом?

Защита Отечества – это не только обязанность гражданина, но и его долг. Долг является нравственным требованием, которое способны выполнить только люди с отважным характером и силой воли. «Долг» и «обязанность» стоят в Конституции рядом, потому что являются похожими по смыслу словами. Долг подразумевает вольное решение человека, а обязанность – неоспоримый закон, требующий исполнения.

Страница 32

Как ты думаешь, способна ли нынешняя молодежь повторить подвиг предков?

На мой взгляд, нынешняя молодежь способна повторить подвиг предков. В школах и дома нам рассказывают о том, что нужно ценить и беречь свою Родину. После разговора с одноклассниками, я понял(а), что в нашем классе большинство является патриотами, способными постоять за Отечество.

Тебе уже известно об одном из полей боевой славы – Куликовом. Узнай, с какими событиями связаны Бородинское поле и Прохоровское поле. Подготовь сообщение об изображенных на фотографиях монументах.

Бородинское поле связано со сражением между армией русских и французских войск, которое происходило в 1812 году.

Прохоровское поле в настоящее время является музеем-заповедником. Этот памятник посвящен подвигу, совершенному во времена Великой Отечественной войны. На рубеже 1943 года на территории Прохоровского поля произошло одно из самых крупных танковых сражений за всю историю.

«Памятник на Бородинском поле»:

Монумент был установлен в 1839 году, позднее он разрушался и восстанавливался. Высота памятника достигает 27,5 метров. На стенках сооружения можно прочитать информацию о составе русской и французской армии.

На гранях можно увидеть текста о вступлении французских войск в Москву, и русских солдат – в Париж. В 1932 году памятник подвергся разрушению, а затем был воссоздан в 1987 году в прежней форме.

«Памятник на Прохоровском поле»:

Звонница является основным памятником мемориального комплекса, расположенного на Прохоровском поле. Монумент был возведен в память о павших солдатах во время крупнейшего танкового сражения.

Открытие памятника была приурочено к 50-летию победы над немецко-фашистскими захватчиками. Звонница высотой в 59 метров напоминает людям о подвиге героев.

Страница 35

О чем говорит тот факт, что И. Н. Кожедуб добивался отправки на фронт? Ведь он в авиаполку готовил летчиков и тем самым помогал фронту, не подвергая себя опасности. Какие качества этого человека проявились в боях?

Тот факт, что Иван Никитович Кожедуб добивался отправки на фронт, говорит о том, что он был настоящим патриотом. Он мечтал защищать свое Отечество и считал это своим нравственным долгом. Летчик был готов отдать свою жизнь за Родину, что говорит о нем, как о смелом, мужественном и сильном человеке с твердым характером.

Страница 37

Задание 1. Объясни смысл положения о том, что защита Отечества — это долг и обязанность гражданина.

Каждый человек должен беречь и защищать свою Родину. В случае войны люди должны отстаивать интересы страны и всеми силами пытаться сохранить ее независимость, а так же культурное, историческое, природное, материальное и духовное наследие.

Отечество – это не просто государство с законами и аппаратом управления, в первую очередь, это люди. Защищая Родину, люди защищают друг друга, своих близких, родных и друзей, а вместе с тем и выполняют свой священный долг.

Задание 2. Что такое военная служба?

Военная служба – это профессиональная военная подготовка граждан в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации. После ее прохождения граждане становятся готовыми к бою, и в случае войны смогут отстоять Отечество перед врагом.

Читайте также:
СМИ определение и расшифровка, виды, функции, признаки, законы и книги о СМИ, роль в жизни общества и политики, средства массовой информации в России и мире

Задание 3. Сравни военную службу по призыву и военную службу по контракту. В чём различие между ними?

Военная служба по призыву и служба по контракту принципиально отличаются друг от друга. Военная служба по призыву подразумевает обязательное прохождение военной подготовки всем гражданам мужского пола по достижении 18 лет.

Военная служба по контракту – это добровольное решение, которое самостоятельно принимается человеком. Кроме того, те, кто служат по призыву, должны оставаться на службе 12 месяцев. Контрактники, в свою очередь, служат такое количество времени, которое указано в их контракте.

Задание 4. Каковы основные обязанности военнослужащего?

  • быть верным военной присяге;
  • служить своему народу;
  • дорожить честью и славой защитников;
  • улучшать воинское мастерство;
  • хранить военную и государственную тайну;
  • быть готовым к применению вооружения и военной техники;
  • быть бдительным и дисциплинированным.

Задание 5. Как готовить себя к выполнению воинского долга?

Подготовка к военной службе включает в себя физическую и умственную подготовку. Юноша должен прилежно учиться, заниматься спортом и воспитывать в себе силу воли и твердый характер. В таком случае он сможет успешно пройти службу в рядах Вооруженных Сил России.

Страница 38

Задание 1. Прочитай высказывания великого русского полководца А. В. Суворова. Какие из них можно отнести к воинской службе в наши дни?

«Всякий воин должен понимать свой манёвр».

«Где пройдёт олень, там пройдёт и солдат».

«Дисциплина — мать победы».

«Солдат — не разбойник».

«Солдату надлежит быть здорову, храбру, твёрду, решиму, правдиву, благочестиву».

«Послушание, обучение, дисциплина, чистота, здоровье, бодрость, смелость, храбрость — победа».

К воинской службе в наши дни можно отнести все высказывания русского полководца. Они говорят о твердости характера и дисциплине, без которой не может обойтись ни один солдат.

Задание 2. За героизм на фронтах Великой Отечественной войны более 7 млн. человек были награждены боевыми орденами и медалями. Какой вывод можно сделать из этих данных?

Из этих данных можно сделать вывод о том, что свыше 7 миллионов человек проявило отвагу во время боевых сражений. Они не побоялись рискнуть своей жизнью и встали на защиту Отечества, чтобы исполнить свою обязанность и священный долг. Только благодаря смелости, храбрости и сплоченности русские войска смогли одержать победу над фашистами.

Задание 3. Посмотрите семейный архив. Есть ли в нем фотографии людей в военной форме, письма твоего деда или прадеда, ордена и медали? Расспроси о них своих родителей, других родственников. Подготовь сообщение об участии своих предков в защите Отечества. Если дома есть реликвии Великой Отечественной войны, других войн, это честь и гордость твоего рода. Их надо беречь и помнить о них.

В нашем семейном архиве есть фотографии людей в военной форме. Мой прадед в годы Великой Отечественной войны защищал Родину. Впоследствии он был награжден орденами и медалями за отвагу.

По рассказам бабушки, я узнал(а) о том, что война настигла их в то время, когда она была ребенком. Ее отец, мой прадедушка, сразу изъявил желание пойти на фронт и защищать Отечество. Он всегда отличался мужественным, смелым и отважным характером, а так же любил свою Родину всей душой.

Он помогал русскому народу в танковых войсках, участвуя в обороне Москвы и других городов. Я считаю, что мой прадед был настоящим патриотом, и горжусь его поступками.

Задание 4. Вместе с одноклассниками узнайте, где в вашем городе или селе похоронены участники боев. Возложите цветы к памятникам. Если необходимо, сделайте уборку на территории захоронения.

Варианты ответов для Москвы и Санкт-Петербурга.

  • Мемориально-парковый комплекс героев Первой мировой войны на ул. Новопесчаная;
  • Братская могила на Ходынском поле Ваганьковского кладбища;
  • Мемориал погибшим воинам в 1941-1945.

Санкт Петербург:

  • Пискаревское мемориальное кладбище;
  • «Братское кладбище — Остров декабристов»;
  • Мемориальный комплекс «Синявинские высоты».

Не забудь посетить мемориалы и братские захоронения 9 мая и возложить цветы к могилам павших солдат. Подвиг героев не должен быть забытым.

Задание 5. Подготовь сообщение о подвигах российских солдат и офицеров в наши дни.

Солдаты и офицеры продолжают защищать Отечество и совершать подвиги в наши дни. Мне запомнилась история о Сергее Бурнаеве, который служил командиром в специальном подразделении МВД. В 2002 году он был направлен вместе с сослуживцами в город Аргун. Там офицеры обнаружили нелегальный склад с большим количеством оружия.

От склада шло несколько ветвей тоннелей, по которым транспортировались боеприпасы. Преступники находились в подземном лазе, поэтому офицерам нужно было проникнуть в один из тоннелей. Сергей Бурнаев проявил смелость и отвагу и отправился на захват преступников первым. По командиру незамедлительно был открыт огонь, но он смог противостоять вражеской атаке.

Позднее им была обнаружена граната с сорванной чекой. Он, недолго думая, накрыл снаряд своим телом и пожертвовал собственной жизнью ради жизни других. Его товарищи остались в живых, а Сергей получил звание Героя Российской Федерации посмертно.

Читайте также:
Основы конституционного строя РФ кратко смысл каждого принципа

Задание 6. Среди защитников Отчества не только мужчины, но и женщины. Какую роль в защите Отечества они сыграли в прошлом, какова она в настоящее время?

Женщины играли особую роль во времена войны. Они работали на заводах, фабриках и производствах по созданию еды, теплой одежды, обуви и боеприпасов. Многие женщины занимали должность лечащих врачей и медсестер в военных госпиталях и помогали солдатам излечиваться от ранений. Часть девушек служила в разведке радистками.

В настоящее время роль женщин в защите Отечества не изменилась. Они имеют право служить в армии, работать по любой профессии и по-своему приносить пользу Родине.

ЕГЭ. Человек. Тема 6. Деятельность

Человек, человеческое общество не могут существовать без деятельности. Именно она формирует человека как личность, способствует тому, что он удовлетворяет свои потребности. Что такое деятельность, какие виды деятельности существуют? Рассмотрим это.

Что такое деятельность?

Деятельность – процесс активного преобразования человеком действительности и познание мира, включая общество и самого себя, с целью удовлетворения своих потребностей.

Структура деятельности

  • Субъекты деятельности, то есть кто совершает деятельность ( человек, группы людей, государственные органы, организации)
  • Объекты – на кого или на что направлена деятельность (природа, природные материалы, предметы, явления и процессы в обществе, люди, группы, общество в целом, сферы общественной жизни, внутреннее состояние человека.)
  • Мотив деятельности, то есть что побуждает человека совершать действия (потребности, интересы, убеждения, идеалы, эмоции, влечения, социальные установки).
  • Цель деятельности – наличие осознанного образа результата деятельности, на достижение которого она направлена.
  • Средства — то есть методы, способы, предметы, которые используются для достижения цели.
  • Процесс деятельности действия, поступки, направленные на достижение результата.
  • Итог деятельности – результат, продукт деятельности, ради которого она совершалась.

Таким образом, структура деятельности такова:

Объект-субъект-мотив – цель — средства- процесс( действия) – результат

Вся деятельность человека — это череда постоянных действий.

Действие – это процесс, который направлен на то, чтобы добиться желаемого результата.

По мотивам действия бывают ( по Веберу М):

  • Целенаправленные, имеющие чётко продуманную и рационально поставленную цель.
  • Ценностно- рациональные, характеризуются тем, что человек верит в ценность, нужность своей деятельности.
  • Аффективные – обусловлены эмоциональным состоянием человека, когда чувства преобладают над разумом.
  • Традиционные – в их основе лежат длительные привычки.

Виды деятельности

1.Материальная (практическая):

  • Материально-производственная (преобразование природы, создание материальных благ)
  • Социально-преобразовательная (деятельность по преобразованию общества)

2.Духовная

  • Познавательная (познание мира, общества, человека)
  • Ценностно-ориентировочная (формирование мировоззрения, отношение людей к явлениям, происходящим в окружающем мире, идеалы, ценности, смысл жизни)
  • Прогностическая (предвидение, планирование будущего)

Формы деятельности

Труд – это вид деятельности, который направлен на создание материальных и духовных продуктов, для удовлетворения определённых потребностей человека и общества.

Характерные черты труда как вида деятельности

  • Целесообразность ( нужность, необходимость)
  • Наличие целей, направленных на достижение определённого результата.
  • Наличие знаний, умений, навыков, позволяющих выполнить те или иные действия.
  • Полезность (то есть результаты деятельности действительно должны удовлетворять потребности)
  • Развитие личности (труд преобразовывает и самого человека, формирует нравственные качества личности)
  • Нацеленность на результат и получение его.
  • Преобразование мира, общества и самого человека.

Виды труда

  • Физический – характеризуется тем, что происходит нагрузка на организм человека, на его опорно-двигательный аппарат .

Физический труд бывает: ручной, механизированный, труд на конвейерном производстве, автоматизированный.

  • Умственный– связан с обработкой, усвоением информации, требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления.
  • Смешанный– труд, требующий сочетания и физических, и умственных усилий.
  1. Игра

Игра — это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат.

Игра для ребёнка — это один из способов познания мира; игра для взрослых- это и отдых, развлечение, и в то же время деловые игры помогают смоделировать тип поведения в той или иной ситуации, например, при приёме на работу.

Характерные черты игры как вида деятельности

  • Условная ситуация
  • Наличие определённых правил для той или иной игры
  • Использование предметов, замещающих реальные (например, для ребёнка кукла — это её дочка)
  • Своеобразные цели (удовлетворение потребности в отдыхе, общении, формирование определённых навыков деловой беседы и другие)
  • Игра способствует развитию нравственных качеств личности, формированию определённых умений и навыков.
  1. Учение (учёба)

Учение — вид деятельности, в результате которой человек познаёт мир, общество, самого себя, приобретает знания, умения, навыки, которые необходимы ему для успешной жизнедеятельности.

Виды учения

  • Организованное (оно осуществляется в учебных учреждениях: школе, вузе и др.)
  • Неорганизованное (оно осуществляется как побочный результат основного вида деятельности)
  • Самообразование (самостоятельное приобретение человеком знаний и учений, в основе которого лежит личный интерес).

Характерные черты учения как вида деятельности

  • Способствует развитию личности, формированию его мировоззрения.
  • В основе учения — освоение опыта предыдущих поколений.
  • Формирует профессиональные знания и умения, позволяющие успешно выполнять деятельность.
  • Способствует усвоению ценностей и норм национальной и мировой культуры.
Читайте также:
Фонд социального страхования Российской Федерации, положение, организация

Человеческая деятельность имеет особенности:

  • Целенаправленный, осознанный характер, то есть она всегда имеет цель и направлена на достижение результата.
  • Плановый характер деятельности, то есть представляет и з себя определённую структуру.
  • Систематичность, то есть деятельность – это длительный, ежедневный процесс.
  • Продуктивность – направленность деятельности на получение результата.
  • Преобразующий характер — деятельность изменяет окружающий мир, общество и человека.
  • Общественный характер, то есть деятельность является результатом многовекового труда человечества, это продукт истории.

Следует отметить, что деятельность может носить творческий характер.

Что такое творчество?

Творчество — это любая деятельность человека (духовная или материальная), в результате которой появляется что-то качественно новое, раньше не существовавшее и имеющее ценность для всего общества. Основной критерий творческой деятельности — уникальность её результата.

Механизм творческой деятельности:

  • Комбинирование уже имеющихся способов и методов деятельности в другом варианте.
  • Наличие воображения, то есть способность человека создавать чувственные и мыслительные образы в своём сознании.
  • Фантазия, способная создавать яркие, необычные образы.
  • Интуиция— знание, предвидение ,появление которого невозможно объяснить.

Отличие деятельности человека от активности животного

Черты деятельности человека Черты активности животного
Наличие цели, осознанных мотивов, использование необходимых средств и методов, рациональный их выбор для достижения цели. В основе активности животного лежат потребности, основанные на инстинктах, нет поставленной цели, нет выбора средств и методов, только использование природного материала, все действия запрограммированы природой, животные не создают, не производят нового, только пользуется то, что дала природа.
Деятельность характеризуется систематичностью, набором специальных операций. Только движения, отсутствие действий. Нет систематической деятельности.
Деятельность человека носит продуктивный характер, человек не только использует, что создаёт природа, но и сам творит, преобразует мир, общество и самого себя. Активность животных всегда носит потребительский характер, они ничего нового не создают, не меняют вокруг себя и в себе самих.
Деятельность человека — результат развития общества, усвоения опыта предшествующих поколений. Активность животных — это результат их биологической эволюции.
Человек приобщается к деятельности в результате социализации, с рождения способность к ней человеку не дана. Активность животных предопределена генетически, заложена в них от природы.

Общение

В науке нет единого мнения по поводу того, является ли общение отдельной формой деятельности или сопутствует остальным видам. Но в любом случае, общение — это тоже деятельность, которая позволяет человеку стать личностью, помогает в освоении знаний, умений, навыков, облегчает любые виды деятельности.

Общение – это особая форма взаимодействия людей, установления между ними отношений, контактов, связей.

Важным средством общения является язык, речь (вербальное общение), хотя большое место занимают жесты, мимика, поза (невербальное общение).

Функции общения

  • Социализирующая — формирование личностных качеств.
  • Трансляционная — в процессе общения человек получает информацию, происходит передаются знаний и опыт из поколения в поколение
  • Эмоциональная — через общение можно понять чувства, эмоции человека, его отношение к собеседнику.
  • Идентификационная — причисление человека к той или иной группе людей, отождествление с ними или, наоборот, противопоставление)
  • Интегративная, то есть общение объединяет людей.

Виды общения

  • Между двумя реальными субъектами (человек-человек, человек — группа)
  • Между реальным субъектом и иллюзорным (человек – животное, человек разговаривает с животным, думая, что оно понимает смысл его слов)
  • Между реальным и воображаемым партнёром (внутренний диалог человека с кем-либо, например, с начальником)
  • Между двумя воображаемыми героями ( например, беседа литературных героев, она лишь воображается читателем в процессе чтения книги)

Следует отличать общение от коммуникации.

Коммуникация – это многозначное слово. Оно образовано от лат. «делаю общим, связываю, общаюсь). Поэтому в некоторых ситуациях коммуникация — это синим слова «общения»(например, в школе развивают коммуникативные умения и навыки школьников).

Однако в курсе «Обществознания» смысл слова несколько иной — передача информации в одностороннем порядке, без обратной связи (например, СМИ). Поэтому при ответе на вопросы ЕГЭ это имейте в виду: при общении возможна сразу обратная связь, обмен эмоциями, оценка информации, а при коммуникации, то есть получении информации, например, в период просмотра телепередачи «Сегодня», зритель только воспринимает информацию, но в данную мину не имеет возможности высказать мнение, например, диктору. Поэтому обратной связи при коммуникации нет.

Такова тема «Деятельность». Как видим, она объёмная, много терминологии, часто на ЕГЭ бывают вопросы, связанные с данной темой.

Закончить лекцию я хочу словами великого русского писателя Л.Н.Толстого: « Чтобы добиться цели, надо хотя бы идти». Так что идите к своей цели, действуйте, используйте все возможные средства и методы, но добейтесь своей цели — сдайте успешно ЕГЭ. Этого я всем вам искренне желаю!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: