Защита кандидатской диссертации основные особенности и требования

Как успешно защитить кандидатскую диссертацию: требования, подготовка автореферата, публикации и порядок написания

Защита кандидатской — задача не из простых. Будущий кандидат должен основательно подготовиться к защите и соблюсти все требования. Без учета всех, даже мельчайших нюансов, защититься успешно не получится.

В этой статье я расскажу, что скрывается за подготовкой и каких требований нужно придерживаться.

Как проходит защита кандидатской диссертации в 2021 году

Процесс подготовки и получения

Ученая степень кандидата открывает двери в научный мир. С наличием ученой степени в научном кругу у вас будет авторитет. Вы начнете получать интересные карьерные предложения и сможете претендовать на звание доцента.

Весь процесс от начала подготовки до получения звания доцента схематично можно представить так:

поступление

обучение и подготовка (сдача кандидатского минимума, педагогическая практика, публикация научных статей, выступление на конференциях, проведение исследования, подготовка диссертации)

предзащита (предзащита и внесение правок)

защита (сбор необходимых документов, защита диссертации, подготовка документов в ВАК, решение ВАК и получение диплома)

То есть, это 4 этапа, самый большой из которых занимает обучение и подготовка работы (около 3 лет).

Требования к защите кандидатской диссертации 2021 года

В обновленных требованиях особое внимание уделяется техническому оформлению. Размеру шрифта, отступам, межстрочному интервалу и др. Со всеми требованиями можно ознакомиться в методических рекомендациях, ГОСТе 7.0.11-2011 и иных документах, одобренных вашим вузом.

Основные из них:

  • объем работы — 130-150 листов;
  • нумерация сквозная — включает приложения и библиографию;
  • оформление библиографии в соответствии с требованиями — вначале русскоязычная литература, затем — иностранная;
  • размер шрифта — 14;
  • межстрочный интервал — 1,5;
  • отступы слева — 3,5, с других сторон — 2,5;
  • внутритекстовая ссылка на литературу — в квадратных скобках.

Что касается структуры, то она должна содержать:

  • титульник;
  • оглавление (с указанием глав, параграфов и подразделов);
  • список использованных источников;
  • список сокращений;
  • список приложений (схем, иллюстраций, таблиц и др).

Такие же требования предъявляются и к автореферату. О нем я расскажу чуть подробнее.

Подготовка и печать авторефератов

Автореферат — небольшой пересказ новизны вашего исследования. Обычно он состоит из 20-25 страниц формата А5. Позаботьтесь, чтобы в нем были все пункты, выносимые на защиту работы.

Авторефераты нужно разослать членам диссертационного совета, библиотекам, в профильные вузы и другие подходящие места. Количество экземпляров — на ваше усмотрение. В среднем — 100 штук.

Автореферат оформляется немного по-другому:

  • отступы слева и справа — 2 см, сверху и снизу — 2,5;
  • нумерация снизу по центру;
  • размер шрифта — 14;
  • межстрочный интервал — 1,5.

Список документов

Разберем на примере НИУ ВШЭ. Здесь нужно:

  • заявление в диссовет — 2 шт;
  • выписка из протокола заседания Ученого совета факультета (утверждение темы);
  • заключение кафедры и приложение — 2 шт;
  • заверенный отзыв научного руководителя и скан отзыва;
  • рукопись диссертации — на бумаге и электронном носителе;
  • копия диплома о высшем образовании (2 шт) и копия свидетельства об эквивалентности (2 шт) для получивших образование за рубежом; заверенная копия диплома кандидата наук (2 шт) и копия документа об эквивалентности (2 шт) для тех, кто получил степень в зарубежном вузе;
  • оригинал и копию удостоверения о сдаче кандидатских экзаменов;
  • документы о внедрении результатов исследования;
  • перечень опубликованных работ;
  • копия трудовой книжки.

Защита кандидатской диссертации без аспирантуры

Чтобы стать кандидатом наук необязательно поступать и обучаться в аспирантуре. Можно обойтись и без нее, в случае, если:

  1. У вас есть высшее образование и соответствующий документ.
  2. Вы успешно сдаете кандидатский минимум.
  3. Вы закреплены за организацией с рабочим диссертационным советом, на базе которой и планируете писать работу.

Соблюдение этих 3 условий обязательно.

На подготовку у вас будет всего 3 года, зато кандидатский минимум вы можете сдать экстерном.

Публикации для защиты кандидатской диссертации

Публикации в ваковских изданиях

Одно из условий успешной защиты — наличие публикаций. Это одно из требований высшей аттестационной комиссии (ВАК), которая и решает, выдавать диплом кандидата наук или нет.

Помимо публикаций вы должны позаботиться об участии в научных конференциях по теме исследования.

Четких требований по тому, сколько нужно публикаций, нет. Но опытным путем я выяснил, что минимальное количество публикаций в ваковских изданиях — 4. Опубликовать свои наработки вы можете бесплатно: доплатить придется только за срочность.

Важно подавать статьи на публикацию заранее. На согласование, подготовку к публикации и публикацию уходит от 9 до 12 месяцев. Да-да, вы не одни в очереди, поэтому придется подождать.

Полезно писать статью в тандеме с научным руководителем. Его статус и ученая степень могут существенно ускорить процесс публикации.

Будьте осторожны и тщательно проверяйте ресурсы и издания, в которых планируете публиковаться. Вокруг полно мошенников, предлагающих опубликоваться практически мгновенно, но за деньги (причем, не маленькие). Такие запросы должны вас насторожить.

Публикации в изданиях с РИНЦ

РИНЦ — российский индекс научного цитирования. Советую к нему присмотреться и зарегистрироваться в системе. Зачем это нужно?

В РИНЦ у вас будет своя страница, на которой будут собраны все ваши публикации (научные статьи, монографии и др). Некоторые из них будут в свободном доступе, к другим придется купить доступ. Этот ресурс полезен еще и тем, что здесь можно посмотреть количество цитирований ваших публикаций (есть специальная графа).

Есть возможность совмещать публикацию с регистрацией в РИНЦ и выступление на конференции. Большинство конференций заканчивается выходом различных сборников, которые и регистрируются в РИНЦ. Вот вам и готовое подтверждение публичной презентации наработок.

Порядок написания и защиты кандидатской диссертации

Весь процесс работы над кандидатской укладывается в 3 этапа:

1. Подготовительный. На этом этапе вы пишете заявление, собираете необходимые документы и относите их в диссертационный совет. Он рассмотрит вашу заявку. После утверждения, назначается дата, время защиты, определяются оппоненты. Также готовится проект заключения, вы получаете разрешение на печать и отправку диссертации. За месяц до даты вы должны разослать работу, куда необходимо. У вас еще будет время внести в текст правки и проработать замечания.

Ответы на возможные вопросы стоит подготовить заранее.

2. Этап защиты. Он состоит из:

  • открытия защиты председателем комиссии, при условии, что присутствует не менее половины членов комиссии;
  • представления диссертации, всех участников, а также видео-фиксации процесса. Комиссия может задавать вопросы по содержанию предоставленных документов;
  • вашего слова. Вы говорите об исследовании и его результатах, в том числе, полученным на практике. Отвечаете на вопросы;
  • выступления научного руководителя, который вас характеризует и описывает особенности работы над исследованием (содержание он не затрагивает);
  • зачитывания секретарем отзыва ведущей организации (замечания и недостатки), полученных отзывов на автореферат;
  • дискуссии с оценкой проделанной работы оппонентами;
  • основной дискуссии. В ней участвуют все присутствующие на процессе;
  • тайного голосования членов совета.
Читайте также:
Как написать введение к курсовой работе пример и образец структуры

3. Этап финальной защиты. После успешной защиты вы передаете документы в ВАК, но не позднее месяца после процесса. Под документами имею в виду учетную карту, заключение комиссии, видео- и аудиодокументация процесса защиты, справка о передаче автореферата во ВНТИЦ, справка о выдаче диплома кандидата.

Советы по подготовке речи на защиту

Несколько действенных советов по подготовке грамотной речи:

  • сделайте набросок выступления, пометьте особо важные моменты;
  • запишите ответы на возможные вопросы. Какие могут быть вопросы — обсудите с научным руководителем;
  • отрепетируйте речь с точной фиксацией затраченного времени;
  • продумайте речь. В ней должны быть такие элементы как приветствие, указание темы и актуальности работы, краткий пересказ теоретических моментов и практических выводов.

Не справляетесь самостоятельно? Ищите подходящего эксперта в базе Studently — он поможет.

Сколько стоит защитить кандидатскую

В 2017 году я защитил кандидатскую диссертацию. Готовил ее с 2013 года. Расскажу, сколько это стоило и как можно сэкономить, если делать все самому и честно.

Я учился и защищался в РЭУ им. Г. В. Плеханова . Тема моей диссертации звучит так: «Формирование модели интегрированных маркетинговых коммуникаций для продвижения пивоваренной продукции в РФ ».

Я буду отвлекаться на внутреннюю кухню: без нее нет смысла в голых цифрах. Вышло довольно длинно, но это все равно в 15 раз короче, чем моя диссертация.

О процессе

Чтобы стать кандидатом наук, нужно защитить диссертацию и доказать, что ты состоявшийся ученый. Сделать это можно в процессе обучения в аспирантуре либо прикрепившись к кафедре соискателем.

Я выбрал первый вариант и прошел такой путь:

Условно мой путь можно разделить на четыре этапа:

  1. Поступление — 2 месяца.
  2. Обучение и подготовка диссертации — 3 года.
  3. Предзащита — 6 месяцев.
  4. Защита — 1,5 года.

Если бы я выбрал путь соискателя, мне не нужно было бы ходить на занятия, сдавать зачеты и педагогическую практику.

Поступление

Для поступления в аспирантуру нужно сдать три экзамена: профильный, философию и иностранный язык. Еще нужно сдать реферат о том, чему посвящена диссертация. Подача документов бесплатная. Эти же три экзамена потом входят в кандидатский минимум.

Военнообязанным аспирантура дает отсрочку от армии на 4 года: 3 года на обучение плюс 1 год на защиту. Но это происходит только после официального зачисления. В период между окончанием вуза и поступлением в аспирантуру есть 2—4 недели, когда могут официально призвать на службу. Часто приходится отстаивать свои права в суде и нанимать адвоката по военным делам. Я так судился, но это тема для отдельной статьи.

Исследование перед диссертацией

Чтобы определить нишу для диссертации, я решил изучить научные работы, которые уже написаны по этой теме. Строго говоря, можно было ничего не изучать и просто начать что-то писать. Но тогда велик шанс написать о чем-то, что в российской науке уже давно сделано. Некоторые диссертационные советы и научные руководители на это закрыли бы глаза, но я принципиально не хотел так делать.

Рукописи чужих диссертаций есть в Российской государственной библиотеке, оцифрованные версии — на сайте электронной библиотеки диссертаций. В 2018 году удаленный доступ в РГБ стоит 5000 Р в год .

У сервиса есть ограничения:

  1. Скачивать диссертации нельзя.
  2. Можно просматривать не более 15 диссертаций в месяц и 5 в сутки. Этот список обнуляется — если в апреле нужно вернуться к какой-то работе, которую уже открывали в феврале, ее посчитают во второй раз.
  3. Сами работы в формате изображений, а не текста — скопировать цитату или ссылку не получится, нужно перепечатывать вручную.
  4. Технически доступ возможен с любого компьютера, но по договору можно заходить только из библиотек.

Но все равно это удобно: можно сразу после обращения к списку литературы искать в сети нужные первоисточники, работать с текстами, когда вам удобно, а не когда работает РГБ .

Скорость работы с их стороны удовлетворительная. Каждая страница загружается за 3 секунды, технических сбоев за два года я не обнаружил. На сайте есть пробный доступ на семь дней к первым 10% текстов диссертаций.

стоит удаленный доступ в РГБ на год

Я посчитал, что если буду ездить в РГБ и читать по 4 диссертации в день, то на транспорт и еду потрачу больше, чем на удаленный доступ. Если бы я жил не в Москве, у меня бы не было альтернатив — пришлось бы покупать доступ.

Я заплатил 2000 Р за первый год доступа к РГБ и 5000 Р за второй, потому что РГБ повысила цену. Всего 7000 Р .

Статьи и участие в конференциях

Выдавать ли соискателю диплом кандидата наук, решает Высшая аттестационная комиссия ( ВАК ). Два обязательных требования ВАК для допуска к защите диссертации: наличие публикаций и выступления по теме исследования. Предполагается, что за несколько лет молодой ученый опубликует свои теоретические выводы в научных статьях, а о практических результатах расскажет на конференциях.

я потратил на срочную публикацию двух статей в журналах из списка ВАК

Точных требований по количеству публикаций нет, но негласно нужно опубликовать минимум четыре статьи в изданиях, которые рекомендует ВАК . По закону публикация для соискателя бесплатна, но журналы могут брать плату за срочность. Тогда статья точно появится через 2—3 месяца после согласования с редакцией. Есть и те, кто предлагает публикацию уже через пару недель. На рынке эта услуга стоит от 4000 до 15 000 Р .

Чтобы не платить за срочность, я рекомендую подавать материалы за год до нужной вам даты выхода. После согласования статьи со стороны редакции она попадает в очередь из таких же трудов — в итоге публикация может выйти через 9 или 12 месяцев, это нормально (прямо как в Тинькофф-журнале, хе-хе). О таких вещах лучше узнавать в журнале заранее.

Еще помогает писать статьи в соавторстве с научным руководителем: степень доктора наук и его известность могут ускорить процесс.

Хищнические издания

Российские научные журналы должны очень тщательно относиться к своим материалам: не публиковать чушь, делать нормальную редактуру и в целом способствовать развитию науки. К сожалению, так работают не все.

В России встречается особый вид научных журналов — их называют хищническими. Они промышляют коммерческим изданием научных статей любого качества на любые темы.

Нерадивые или неопытные ученые приносят им свои труды, те без разговоров берут их в печать за деньги. Журнал выходит маленьким тиражом и оседает на полках библиотеки какого-нибудь университета. Никто эти публикации потом не читает, зато у ученого появляется строчка в достижениях: печатался там-то.

Читайте также:
Как зарабатывать на помощи студентам - советы по работе

Иногда эти издания даже попадают в список рекомендованных ВАК , после чего к ним выстраиваются очереди из жаждущих аспирантов, у которых горят дедлайны. Часто такие журналы создаются под какой-нибудь факультет или кафедру, чтобы «качать» рейтинги своих профессоров: чтобы повышать твой индекс цитирования, можно просто организовать собственный журнал, который будет тебя цитировать.

Среди знающих ученых такие издания, конечно, не котируются, и публикация в них — скорее признак халтурной работы, чем повод для уважения. Но есть и другой риск: журнал могут исключить из списка ВАК , а это может поставить под удар всю работу и защиту.

Если вы видите в Яндексе приглашение опубликоваться в журнале типа «Общие вопросы всяких разных наук» за небольшую плату и если у вас взяли статью без вопросов и изменений — это повод задуматься, стоит ли рисковать научной карьерой.

Всего за три года обучения в аспирантуре я опубликовал четыре статьи в журналах из списка ВАК . Две публикации вышли бесплатно, еще две мне надо было выпустить скорее, поэтому я заплатил за срочность. Потратил на обе 11 900 Р .

Помимо публикаций из списка ВАК желательно дополнительно выйти в изданиях, у которых есть российский индекс научного цитирования ( РИНЦ ), и зарегистрироваться в системе Science index в качестве автора. Тогда все ваши научные статьи и монографии будут аккумулироваться на одной странице — вот страница с моими публикациями. Часть из них можно прочитать здесь же, к остальным нужно покупать доступ. Справа от названия статьи — количество цитирований. Этот показатель важен для тех, кто профессионально занимается наукой.

Выход публикаций с регистрацией в РИНЦ можно совмещать с публичными выступлениями. Это выгодно и удобно: после конференций часто выходят сборники тезисов, которые регистрируются на elibrary.ru. В итоге удается выполнить сразу две рекомендации ВАК : и статью выпустить, и документально подтвердить публичную презентацию итогов исследования.

Точных требований к числу выступлений на конференциях нет. Главное, чтобы они имели максимально возможную географию. При этом можно участвовать и заочно. Информация о ближайших конференциях и условиях участия есть в агрегаторах научных мероприятий. На одну статью и выступление можно уложиться в 1000 рублей . Чтобы сэкономить, узнайте в отделе научных кадров своего вуза о готовящихся внутренних конференциях — в них участие обычно бесплатное.

За время обучения я опубликовал семь статей в РИНЦ , шесть из них по итогам выступлений на конференциях в Москве, Тамбове, Омске, Самаре и Махачкале. В сумме потратил 6000 Р . Еще четыре статьи бесплатно вышли в периодических изданиях моего вуза, которые не входят ни в список ВАК , ни в РИНЦ .

Подготовка к защите диссертации

С 01 января 2014 года вступило в силу новое Положение о порядке присуждения ученых степеней, а с 16.03.2014 г. новое Положение о совете по защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. на соискание ученой степени доктора наук

Вступившие в силу:
Положение о присуждении ученых степеней
Положение о совете по защите диссертации.
Прежние требования нормативных документов
Не менее 3 ВАКовских статей по
– экономическим
– юридическим
– социологическим
– политическим
– психологическим
– философским наукам.
Не менее 2 ВАКовских статей
– по техническим
– физико-математическим наукам
Не менее 1 ВАКовской статьи по всем отраслям наук
Решение о приеме или отказе в рассмотрении диссертации размещается на официальном сайте организации, на базе который создан совет. требование отсутствовало
Оппонентами по диссертации не могут быть:
– члены диссертационного совета, в котором планируется защита
– работники организации (в т.ч. совместители), где выполнялась работа или работает научный руководитель диссертанта.
требование отсутствовало
Оригиналы отзывов передаются в диссертационный совет не позднее 15 дней до защиты Оригиналы отзывов передаются в диссертационный совет не позднее 10 дней до защиты
В отзывах, поступивших на диссертацию и автореферат, указывается почтовый адрес и телефон, адрес электронной почты лица, предоставившего отзыв. требование отсутствовало
Сведения об оппонентах, их отзывы на диссертацию, а также отзывы на автореферат размещаются на официальном сайте организации, на базе который создан совет не позднее чем за 10 дней до защиты диссертации. требование отсутствовало
За 2 месяца до защиты текст объявления отправляется в ВАК.
К объявлению прикладывается отзыв научного руководителя, а также указывается адрес электронного размещения диссертации на сайте организации, при которой создан совет.
За 1 месяца до защиты текст объявления отправляется в ВАКОтзыв научного руководителя не требовалось.Указание адреса размещения диссертации не требовалось.
Объявление о защите должно быть доступно для прочтения на сайте организации при которой действует диссовет, в течении 5 месяцев со дня защиты требование отсутствовало
Текст диссертации должен быть размещен на сайте организации, при которой создан диссовет, не менее чем за 2 месяца до защиты. требование отсутствовало
Рукопись диссертации передается в библиотеку организации, при которой создан диссовет, за 2 месяца до защиты. Рукопись диссертации передается в библиотеку организации, при которой создан диссовет за 1 месяц до защиты.
Возможно участие оппонента в заседании диссовета в удаленном интерактивном режиме при условии аудиовизуального контакта с участниками заседания. требование отсутствовало
Сведения о результатах защиты размещаются на официальном сайте организации при которой создан диссовет в течение 10 дней со дня заседания диссовета. требование отсутствовало
В ЦИТИС предается бумажный и электронный вариант диссертации. В ЦИТИС передается бумажный вариант диссертации.
I этап. Предварительное рассмотрение диссертации в Диссертационном cовете.

Документы подаются техническому секретарю диссертационного совета.

Срок представления всех документов не позднее чем за 10 дней до заседания диссовета (в случае не выполнения сроков подачи документов, предварительное рассмотрение диссертации переносится на более поздние сроки)

2. Выписка из протокола заседания Ученого совета факультета об утверждении темы диссертации.

3. Заключение кафедры (научного подразделения) о диссертации (в виде выписки из заседания кафедры)+ приложение в 2х экз. Подписывается зав. кафедрой (зам.зав. кафедрой), утверждается проректором С.Ю.Рощиным, заверяется гербовой печатью (см. на сайте, раздел Шаблоны документов для аспирантов). Срок годности выписки 6 месяцев.

4. Отзыв научного руководителя (консультанта), заверенный по месту его основной работы (бумажный вариант – 2 экз.) + отсканированный вариант

5. Рукопись диссертации на бумажном носителе и электронном носителе.

6. Заверенная в установленном порядке копия диплома о высшем образовании (2 экз.); Для лиц, получивших образование за рубежом, включая граждан государств – участников СНГ – дополнительно копия свидетельства об эквивалентности, выданного Министерством образования Российской Федерации (2 экз.), заверенная копия диплома кандидата наук для соискателя ученой степени доктора наук (для лиц, получивших ученую степень за рубежом, включая граждан государств – участников СНГ – дополнительно копия документа об эквивалентности) (2 экз.).

Читайте также:
Написание дипломных работ на заказ: что для этого нужно

7. Удостоверение о сдаче кандидатских экзаменов (оригинал+копия)

8. Справки о внедрении результатов диссертационного исследования – на бланке организации, выдавшей справку; адресована в диссовет (в левом верхнем углу); подпись руководителя или заместителя руководителя организации, выдавшей справку, заверенная печатью. Диссертанты, использующие материалы диссертации в преподавании, представляют справку с названием курса, подписанную заведующим кафедрой и деканом факультета с печатью.

9. Список опубликованных работ с полным библиографическим описанием, заверенный Ученым секретарем факультета НИУ ВШЭ (или по месту работы соискателя) (1 экз.).
Копии опубликованных работ.

10. Копия трудовой книжки, заверенная по месту работы.

Об оформлении диссертации:

  • титульный лист по форме (см. http://www.hse.ru/data/193/545/1238/tityl.doc)
  • рекомендуемый объем без учета приложений 130-150 л. (нумерация – сквозная, включающая библиографию и приложения)
  • библиография оформляется по ГОСТу (сначала отечественные издания по алфавиту, затем, не прерывая нумерацию – иностранные издания)
  • рекомендуемый шрифт – 14
  • рекомендуемый межстрочный интервал – 1,5
  • левое поле – с учетом необходимости твердого переплета – 3,5 см
  • верхнее, нижнее и правое поля – 2,5 см
  • ссылка на использованную литературу рекомендуется в квадратных скобках; пояснения к тексту на странице – под чертой внизу страницы
  • в автореферате не должно быть цветных рисунков.

Об оформлении автореферата:

  • титульный лист, оборотная сторона по форме
  • левое и правое поле – по 2 см
  • верхнее и нижнее поле – по 2,5 см
  • нумерация страниц – внизу посередине
  • объем – 1 п.л. (24 листа)
  • шрифт – 14
  • интервал – 1,5
II этап. Подготовка к защите:

Подготовка автореферата к печати, его рассылка и размещение на сайте ВШЭ (не менее, чем за месяц до защиты):

1. Автореферат печатается в типографии ВШЭ в течение 1 рабочего дня (Кочновский пр-д. д.З). В типографию аспирантом отвозится распечатанный автореферат и требование на печать (заполняется техническим секретарем диссовета, визируется в Управлении аспирантуры и подписывается проректором Рощиным С.Ю.). Внимание! На автореферате ОБЯЗАТЕЛЬНО должны быть выходные данные типографии ВШЭ

Не позднее чем за 30 дней до защиты

2. Разослать автореферат согласно реестру рассылки .

  • в конвертах А5 (кол-во равное кол-ву адресов в списке рассылки) и конверт А4 (в который вкладываются 9 авторефератов для Российской книжной палаты);
  • указать адреса на конвертах (правый нижний угол) (вв верхнем левом углу – ставится штамп НИУ ВШЭ);
  • конверты принести в отдел документооборота (Мясницкая, 20, ком. 439), проставить штамп ВШЭ, затем отнести на Главпочтамт, в фирму «Транзит» (которая делает рассылку бесплатно), на каждой странице списка рассылки ставится печать. Список рассылки сдается техническому секретарю диссовета.

3. Согласно п. 16. Положения о порядке присуждения ученых степеней, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. № 74 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 г. № 475) объявление о защите диссертации и автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата наук размещаются в сети Интернет Министерством образования и науки Российской Федерации и на сайте организации где выполнена работа, защищается работа.

Для размещения объявления на сайте Минобрнауки: необходимо направить ученому (техническому) секретарю диссертационного совета сведения:

Информация о соискателе

Автореферат в формате PDF.

Для размещения объявления на сайте НИУ ВШЭ необходимо направить техническому секретарю диссертационного совета или куратору факультета (при отсутствии секретаря или куратора Лисицыной Наталье Викторовне : nlisitsyna@hse.ru)

  • текст объявления о защите кандидатской диссертации;
  • автореферат в формате PDF;
  • аннотация с выходными данными:

Название диссертации (желательно не заглавными буквами), Кандидатская (докторская) диссертация, Соискатель, Руководитель, Оппоненты, Кафедра, Дата защиты, Аннотация к автореферату: Научная новизна, Объект исследования, Цель, Предмет, Специальность, Дисс. совет, Ключевые слова: необходимо брать из левого меню раздела “ДИССЕРТАЦИИ”

  • диссертацию.
  • На сайте факультета ответственным за факультетскую страничку размещается объявление о защите.

    4. Сдать в библиотеку (Мясницкая, 20) переплетенный экземпляр диссертации и 2 автореферата с сопроводительным письмом, отметка на письме библиотеки в получении обязательна!

    Не позднее чем за 10 дней до защиты техническому секретарю диссовета сдаются следующие документы:

    5. Заключение (Выписка) из заседания диссовета о предварительном рассмотрении диссертации

    6. Отзывы на диссертацию:

    • ведущей организации (2 экз., не менее, чем за 10 дней до защиты);
    • официальных оппонентов (2 экз., не менее, чем за 10 дней до защиты);
    • отзывы, поступившие на автореферат (2 экз.);

    Оформление отзыва вед. организации печатается на бланке организации (предприятия), подписывается руководителем подразделения с указанием ученой степени, звания, должности и места работы. Утверждается руководителем учреждения. Гербовая печать

    7. Автореферат диссертации (кол-во экз. соответствует количеству членов диссовета + 10 шт)

    8. Диссертация (принести на защиту – 1 экз.)

    9. Справка из библиотеки НИУ ВШЭ

    10. На защите ( согласно Положению о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук ) ведется аудиовидеозапись заседания диссовета, и фиксируется ход заседания с 38 по 41 пункты настоящего положения).

    III этап. После защиты (письма готовит тех. секретарь Диссовета см. сайт Контакты) – не позже, чем через месяц после защиты, подготовленное дело диссертанта должно быть отправлено в ВАК

    1.Сопроводительное письмо в ВАК (на бланке ВШЭ, подписывается председателем/заместителем председателя совета; указывается дата отправки обязательного экземпляра диссертации с двумя экземплярами информационной карты диссертации во ВНТИЦентр, а также дата отправки 1-го экземпляра переплетенной диссертации, автореферата и информационной карты диссертации (ИКД) в Российскую гос. библиотеку). 2 экз.

    2.Сопроводительное письмо в Российскую государственную библиотеку (на бланке ВШЭ, подписывается ученым секретарем диссовета). 2 экз. (РГБ – ул. Воздвиженка, д.1 Пон., Ср., Пт. – С 10.00 до 16.00; Вт., Чт. – с 10.00 до 18.00)

    Тел. 495-695-90-87; 495-695-83-45

    3.Сопроводительное письмо в ЦИТиС (на бланке ВШЭ, подписывается ученым секретарем диссовета). 2 экз. ( Часы работает с 9,30 до 16,00 Перерыв с 12 до 13 Пятница до 15,00

    ул. Пресненский Вал, д. 19

    Станция метро “Белорусская” (кольцевая) или “Улица 1905 года”, далее автобусом № 12 или троллейбусами №18, № 54 до остановки “Большой Тишинский переулок)

    Все сопроводительные письма готовятся техническим секретарем, регистрируются в общем отделе ВШЭ (СДОУ) и подписи заверяются печатью (комн. 439) 1 экз. каждого сопроводительного письма может представлять собой ксерокопию.

    4. Заключение диссовета по вопросу присуждения ученой степени кандидата (доктора) наук (готовится по определенной форме, подписывается ученым секретарем, председателем/зам. председателя совета, проставляется дата защиты, заверяется гербовой печатью; 3 экз.

    5.Стенограмма заседания диссертационного совета (форму уточнить у технического секретаря диссовета, подписывается председателем/зам. председателя совета, ученым секретарем, заверяется гербовой печатью). 2 экз.

    Читайте также:
    Система образования в Великобритании структура системы, высшее образование

    6.Информационная карта диссертации: заполняется спец. бланк ( в электронном виде, заполняет тех.секретар совета на сайте ЦИТиС), подписывает председатель совета и проректор ВШЭ С.Ю.Рощин, гербовая печать ставится на обе подписи; 3 экз.

    7.Опись документов, направляемых в Министерство образования и науки РФ . 1 экз.

    8.Опись документов, остающихся в диссовете. 1экз.

    9. Автореферат диссертации (5 экз. для канд., 7 – для докт. дис.).

    Как быть с диссертациями по праву

    Некоторое время назад в Высшей школе экономики (далее – ВШЭ или Вышка) в связи с ожидаемой реформой обсуждались проекты, касающиеся защиты кандидатских и докторских диссертаций, в том числе по праву. И вот теперь ВШЭ получила право самостоятельно присуждать учёные степени, в связи с чем реформа быстро перешла в практическую плоскость. Поэтому мне бы хотелось вынести на обсуждение ряд своих соображений.

    В последние годы Министерство образования России и ВАК в рамках борьбы с фальшивыми диссертациями шли по пути усиления формальных требований к защитам (увеличение количества и порядка опубликования статей, жёсткие требования по предоставлению информации, фиксации защит и т.д.). Однако стало ясно, что этот путь возникших проблем не решает. По-настоящему творческим людям создаются необоснованные преграды на пути в науку, который, скажу справедливости ради, всегда неформален. В то же время фабрики по защите фальшивых диссертаций продолжают работать, приспособившись к формальным требованиям.

    Очевидно, что система стимулов, которые побуждают к имитации творчества, очень сильна и многоаспектна, поэтому необходим комплекс мер, направленных на их устранение. Многие из мер Вышка самостоятельно реализовать не может, хотя ставить их перед компетентными органами необходимо. Например, очевидно, что рост числа региональных и ведомственных вузов, на которые тратятся значительные бюджетные средства, непропорционален количеству имеющихся в стране творческих людей. Но учёные степени нужны и людям нетворческим, отсюда и запрос на фальшивые диссертации. Сокращая популяцию слабых вузов, мы не только подпитываем сильных, но и ослабляем стимулы к созданию лжеучёных.

    Предоставление госслужащим льгот и привилегий, связанных с наличием у них учёных степеней, и даже такая мелочь как освобождение от соблюдения квалификационных требований при наличии учёной степени (не нужно сдавать экзамены и прочее) тоже создаёт стимулы к необоснованным защитам и даже делает их “рентабельными”. Нужно, чтобы учёная степень требовалась только тем, кто работает в учебных и научных заведениях на соответствующих должностях, – и никому более. В ходе ревизии нашего законодательства следовало бы вычленить и отменить все нормы, дающие кандидатам и докторам наук особый статус вне основной сферы их деятельности.

    Кстати, дифференциация учёных степеней на кандидатские и докторские тоже вносит свою лепту в размножение фиктивных диссертаций. В своё время вторая степень была введена для того, чтобы понизить в статусе представителей дореволюционной профессуры, заставив их ещё раз пройти через горнило защиты, но уже с соблюдением новых требований коммунистической идеологии. Необходимость обнаружить и обосновать во «вторых» докторских диссертациях “фундаментальные новые закономерности” развития природы и общества, по сути, приравнивало диссертации к научным открытиям. А открытия в науке крайне редки, профессоров же нужно гораздо больше. В результате требования к новизне диссертаций постоянно снижались, и сейчас разницу между кандидатскими и докторскими уже трудно уловить.

    “Болонская система”, ещё более усложнив систему научных квалификаций, привела к тому, что для достижения максимального уровня теперь нужно проходить на один этап больше. Что здесь лишнее: магистерская, кандидатская или докторская диссертация? Очевидно, нужно выбрать среди них для упразднения самое бессмысленное, а именно, докторскую диссертацию, на которую учёным приходится тратить время и силы в расцвете научной карьеры, а результат низменно мал, он почти ничего не добавляет к развитию науки. Кандидатские при этом следует переименовать. То, что докторские диссертации не отменяются, связано, на мой взгляд, с приверженностью советским традициям и своего рода “дедовщиной”: мол де, нам пришлось защищаться, вот и вам тоже никуда от этого не уйти.

    Наконец, злую шутку с диссертациями сыграла зацикленность защит на бумажное журнало- и книгоиздание, которая сохраняется и сейчас. А Интернет уже сделал соответствующий бизнес нерентабельным. Причём с падением тиражей журналов и книг до мизерных пределов исчез такой объективный критерий общественного признания новизны научных идей как тираж. Если журнал или книга рассчитаны на широкое распространение, никто не будет выпускать фейковых публикаций: их просто не станут покупать. А напечатать тираж книги размером менее 500 экземпляров хоть и стоит денег, но вполне посильных многим. Сейчас выгоды от защиты могут быть гораздо выше. Да и про тщеславие вкупе с графоманством забывать нельзя.

    То же самое касается и научных журналов, многие из которых вообще существуют номинально, даже если они попали в так называемый ваковский список. Опубликовать в них статьи бесплатно, а тем более, за деньги, очень легко. Составление «чёрных» списков журналов, в которых публикуются за деньги, тоже не решает проблемы. Скоро бумажных журналов с хорошей репутацией, где возможны бесплатные публикации, вообще не останется. То же самое касается издательств, выпускающих книги. Каким же тогда будет критерий попадания журнала (издательства) в «черный» список – плохая репутация или что-то еще? Но эти критерии – чисто оценочные, субъективные, зависящие от людей, которые делают оценку.

    Кстати, наряду с «чёрными списками» журналов и издательств, целесообразно вести и «белые списки», публикации в которых оцениваются выше, чем в остальных. Ведь если тираж теперь ничего не решает, публикация в журнале (издательстве) низкого уровня, не попавшего в «чёрный» список, оценивается одинаково с первоклассной публикацией, что несправедливо. Возможно, в «белом списке» должно быть несколько уровней в зависимости от качества журнала или издательства. Соответственно разными должны быть и «кредиты», которые даются авторам как учёным.

    Варианты с публикацией в журналах, индексируемых Scopus и Web of Science, если и решают проблему научного качества, то лишь частично. Для некоторых сфер, например, для общественных наук, к которым относится и право, такие публикации никогда не смогут заменить книги и статьи, изданные в национальной российской юрисдикции. «Герои Скопуса» в России мало кому известны, а за границей – мало кому нужны. Делать такие публикации ради надбавок к зарплате – не тот путь, который приведёт к повышению уровня науки, да и личной репутации исследователя. Это искусственная активность, порождающая «дутые» результаты успешности вузов.

    В связи с публикациями в Scopus и Web of Science на ум приходит хорошо описанный в литературе «эффект кобры». Когда английские завоеватели поработили Индию, они начали страдать от укусов ядовитых змей, прежде всего кобр. Тогда они начали выплачивать туземцам довольно значительное по меркам последних вознаграждение за каждую убитую кобру. Через некоторое время местные жители стали выращивать кобр и продавать их колониальной администрации… Так произойдёт и с научными публикациями: учёные приспособятся к новым требованиям, связанным в основном с программой «5/100», и начнут делать «фейковые» публикации уже в журналах, входящих в Scopus и Web of Science. Круг замкнётся…

    Читайте также:
    Неявка на экзамен уважительные причины отсутствия студента на сессии

    А значит, нужно искать такие критерии оценки уровня научного исследования, которые будут, с одной стороны, более-менее объективными, а с другой, дифференцированными, причём наблюдаемыми на протяжении длительного времени. Современное информационное общество для этого предоставляет серьезные возможности, почти не используемые вузами и диссертационными советами на практике. Максимум сейчас – учёт индекса цитирования (индекс Хирша и ему подобные), да и то применительно к юристам он пока еще не слишком показателен, тем более что их деятельность всегда, даже в научной сфере, имеет общественный характер.

    Юриспруденция содержит очень мало объективных, проверяемых данных, поэтому в ней «накручивать» индексы довольно просто. Достаточно посмотреть на тех, у кого максимальный индекс цитирования, чтобы обнаружить среди них определенную группу лиц, постоянно публикующих однотипные (как я их называю, перелицованные) статьи и книги в малоизвестных изданиях. Причем эти лица для повышения своих индексов постоянно ссылаются друг на друга. Слова у них всякий раз новые, а идеи – старые. Такова уж особенность юриспруденции, в которой содержательная оценка идей возможна, но почти всегда субъективна.

    К индексу цитирования, на мой взгляд, следует добавить рейтинг юриста в профессиональных сетевых ресурсах Интернета. Это может быть число подписчиков («фолловеров») или лиц с индивидуальным IP -адресом, прочитавших ту или иную публикацию. Разумеется, речь не должна идти о любых публикациях – можно «постить котиков» или тиражировать шутки, и добиться огромной популярности. Однако если, к примеру, вашу статью на zakon . ru прочитали 20 000 раз и она к тому же стала предметом обширной дискуссии сотни участников, то её рейтинг гораздо выше, чем у большинства публикаций в бумажных журналах.

    Конечно, и здесь возможны «накрутки», но ведь нужно определенным образом отбирать профессиональные сетевые ресурсы, и оценивать продвижение публикаций в них с точки зрения их реальной популярности. В этом смысле вполне приемлемы для оценки и персональные сайты юристов, и их личные страницы в обычных социальных сетях типа Фейсбука или Вконтакте. Кстати, обязательный учёт рейтинга юриста в профессиональных сетевых ресурсах заставит авторов «бумажных» публикаций активно размещать их там. Вот здесь-то для них и может настать «момент истины», когда такие публикации, пусть даже они попали в Scopus и Web of Science, окажутся не интересными юридической общественности. Но в этом ничего страшного нет: «всякое право существует для людей» ( omne ius hominium causa constitutum est )!

    Рейтинг юриста в профессиональных сетевых ресурсах Интернета, однако, не должен быть доминирующим. Его задача – дополнять научные публикации, без которых на современном этапе нельзя обойтись. Ведь многие научные темы, особенно по истории и философии права, интересуют лишь узкий круг специалистов. Рассчитывать на то, что они привлекут тысячи пользователей Интернета, часто не приходится. Хотя и тут многое зависит от мастерства учёного. Скажем, статью про английскую Великую хартию вольностей ( Magna Carta ), которой недавно исполнилось 800 лет, можно сделать свежей и актуальной…

    В итоге критерием оценки диссертанта, выходящего на защиту, как, впрочем, в дальнейшем и любого ученого, может стать размер «научных кредитов», им «накопленных». В его состав будут входить «кредиты» за публикации в журналах определённого уровня (из «белого списка ВАК», разделённого на несколько уровней, из Scopus и WoS разных квартилей), «кредиты» за выпуск книг в издательствах с проверенной репутацией, и, наконец, «кредиты», определяемые рейтингом учёного в профессиональных сетевых ресурсах Интернета. Здесь упомянуты три сегмента «кредитов», но их может быть и больше. Накопил определённое количество «кредитов» при наличии их в разных сегментах – можешь быть допущен к защите и т.д. Конечно, такие «кредиты» считать будет непросто, но разве в науке бывает иначе?!

    Предоставление ряду вузов права присваивать собственные учёные степени – важный шаг к разгосударствлению защиты диссертаций, в результате которого станет возможным и рейтингование вузов с точки зрения качества проводимых ими защит. Дипломы диссертантов, как и выпускников, приобретут разный вес. От того, как строго вузы подходят к защите диссертаций, будет серьёзно зависеть уровень их учёных степеней. И сейчас хорошо известны диссертационные советы, где тяжело защититься. Главное – чтобы эта тяжесть была обусловлена «честными» высокими требованиями к претендентам, а не субъективными предпочтениями, «групповщиной» и т.п.

    И здесь тоже могут помочь рейтинги в профессиональных сетевых ресурсах Интернета. Если диссертационный совет устойчиво «выпускает» учёных, которые впоследствии приобретают высокий рейтинг в упомянутых ресурсах, это будет, наряду с мнением юридического сообщества, более-менее чётким критерием оценки его работы. Хотя, конечно, главное не в наличии формальных показателей публикационной активности, а в честности и беспристрастности оценки со стороны самих учёных, с чем в последние годы в нашей стране ситуация обстоит не самым лучшим образом. Этот факт признают многие, однако причитаниями и кликушеством тут не обойтись…

    Из замкнутого круга: «плохие диссертационные советы плодят плохих ученых, которые потом входят в состав этих советов» – можно вырваться, лишь используя объективные критерии оценки, которые невозможно или, по крайней мере, очень трудно фальсифицировать. Причём такие критерии, к сожалению, могут быть только формальными. Нельзя зацикливаться лишь на одном критерии, даже если это публикации в Scopus или WoS . Важно, чтобы результаты оценки учёных формировало всё научное сообщество или даже всё юридическое сообщество, хотя природа оценки последнего будет иной. Лишь совокупность критериев даст реальную картину. И в неё, как в зеркало, можно будет вглядываться всем, кто причастен к науке. Возможно, у них внутри что-то шевельнётся, и это будет импульсом к выздоровлению. Оно нам крайне необходимо…

    Степень в уме

    В связи с пандемией COVID-19 деятельность ВАК, включая его экспертные советы и президиум, была приостановлена. И только недавно с удаленным интерактивным участием вновь заработали экспертные советы, стал собираться президиум. Итоги первого в этом году пленума в интервью “Российской газете” прокомментировал председатель ВАК академик Российской академии образования Владимир Филиппов.

    Владимир Михайлович, перемены и споры о переменах в системе аттестации научных кадров мы наблюдаем уже лет пятнадцать. Какие нововведения предложены сейчас и чем они вызваны?

    Читайте также:
    Как сделать шпаргалку - в ворде маленькими колонками, как правильно делать

    Владимир Филиппов: На пленуме ВАК, который обычно собирается два раза в год, а в этом году состоялся только сейчас, принято несколько принципиальных и давно ожидаемых решений.

    Первое и главное – это новая номенклатура научных специальностей. Раньше было 430, сейчас останется, наверное, 350 специальностей. Большинство из оставшихся получило новое наименование или произошли объединения. Над этим ученые работали последние два года. Предыдущая номенклатура не менялась практически 12 лет, были добавлены только две новые специальности – теология и пластическая хирургия. И это при том, что новые направления в науке рождаются стремительно. Система была не гибкая.

    Второе – дополнение к ныне действующему порядку, когда в диссертационном совете должно быть минимум 19 докторов наук и есть право проводить защиты по трем научным специальностям. Теперь предусмотрена возможность формировать диссертационные советы численностью 11 докторов наук и более, но с правом проведения защит только по одной-двум научным специальностям.

    Третье – возможность защиты не по тексту специально написанной диссертации, а по научному докладу. Были и сохраняются требования к рукописи, которая называется диссертацией. Даже к ее объему: для гуманитариев – один, для естественных наук – другой. Сейчас принято решение создать возможность для активно работающих ученых защищаться по научному докладу, в основе которого – совокупность опубликованных работ.

    Речь только о степени доктора наук или о кандидатских диссертациях тоже?

    Владимир Филиппов: И министерство, и ВАК прислушались к мнению коллег из Российской академии наук. Они предложили начать с докторских – посмотреть, отработать процедуры, учесть возможные риски. А молодые ученые должны учиться писать в строгом научном стиле, и работа над текстом диссертации как раз проявляет и формирует такие навыки. Поэтому пока принято решение, что только на ученую степень доктора наук возможна защита по научному докладу.

    И, наконец, четвертое важное изменение, которое будет вводиться. Это возможность включения в состав диссертационных советов не только докторов наук, но и тех активно работающих ученых, которые имеют степень PhD или же со степенью кандидата наук.

    Эти четыре новации серьезно изменят ландшафт научной аттестации в нашей стране.

    Почему решили изменить (кто-то говорит, снизить) требования к численному и качественному составу диссертационных советов?

    Владимир Филиппов: Тут два момента, их считаю важным развести. Да, требования к количественному составу решено снизить. Это сделано в интересах научного сообщества, научных школ – главным образом, для Сибири, Дальнего Востока, других регионов России, где не всегда можно набрать 19 докторов наук, чтобы сформировать один диссертационный совет. Буквально только что на президиуме ВАК обсуждали и принимали решение о закрытии действующего совета в Хабаровске. Ситуация абсолютно жизненная: один из 19 докторов наук, человек в возрасте, скончался. И все – с этого момента диссертационный совет недееспособен. Они шесть месяцев пытались найти замену – доктора наук соответствующей специальности. Не нашли. И по действующим правилам совет был закрыт.

    А чтобы создать заново – это долгая и непростая бумажная эпопея…

    Владимир Филиппов: В том и дело. А сейчас, когда будет требование по количественному составу 11 человек – это более гибкая система. Но в том, что касается качественного состава, никакого снижения нет и быть не может. Я бы даже сказал, наоборот. Раньше в состав диссовета не могли входить лица со степенью PhD. В том числе весьма известные ученые, даже лауреаты Нобелевской премии. Почему? Потому что они PhD, по нашим прежним критериям – кандидаты, а не доктора наук. Но это же нонсенс, когда мы в течение последних 10 лет, да и раньше, не могли включать в состав диссоветов нобелевских лауреатов!

    Почему же? Думаю, что и Виталий Лазаревич Гинзбург, и Жорес Иванович Алферов, светлая им память, в такие советы могли входить и входили. Или вы имеете в виду иностранных ученых – лауреатов Нобелевской премии?

    Владимир Филиппов: Конечно, иностранных. Потому что наши указанные ученые – доктора наук. Но главное, что каждый такой ученый со степенью PhD и просто кандидат наук должен иметь за пять последних лет не менее 10 научных публикаций в журналах из мировых баз данных. Это серьезное требование для них. Давайте сравним: сейчас, если ты доктор наук и у тебя 1-2 такие публикации, ты можешь быть в диссовете. А ученый, у которого за 5 лет 10 публикаций, но он только PhD, не мог быть в составе совета. Поэтому сейчас качественный состав диссоветов может быть существенно повышен за счет иностранных ученых и активно работающих российских кандидатов наук.

    А уж если затронули тему премий как признания заслуг в науке, скажем шире: помимо Нобелевской есть учрежденная в России международная премия “Глобальная энергия” – за открытия и достижения в области энергетики. У математиков есть престижные Абелевская премия и премия Филдса, у физиков – премия Ферми и другие. Их всего более ста – престижных международных наград в разных областях науки.

    Но их обладатели не могли входить в составы диссоветов, так как имели только степень PhD – не было для этого юридических оснований? А теперь такие основания будут?

    Владимир Филиппов: Именно так. А почему это назрело? Потому что с формальной, в том числе количественной, стороны при формировании диссоветов мы в последние годы все соблюдали, а качественная сторона страдала. Семь лет назад, когда мы начали серьезную реформу в сфере научной аттестации, в России было 3300 диссоветов. Сейчас их осталось менее 1900, а 1400 закрыты. За плохое качество работы, за то, что не набирали в свой состав тех самых 19 докторов наук. Вводимые сейчас изменения назрели как раз потому, что почти половина диссертационных советов в стране было закрыто. И большинство из тех, что закрыты, находились не в Москве и не в Санкт-Петербурге, а в регионах, причем весьма удаленных.

    Правильно ли я понимаю, что теперь, как уже было когда-то, можно получить ученую степень без обязательного написания и защиты диссертации? Вместо нее можно представить научный доклад по совокупности опубликованных статей? С какой целью решили сделать это допущение?

    Владимир Филиппов: Во-первых, это зарубежный опыт. У нас обязательно диссертация, то есть специально созданная рукопись. А там, как правило, автореферат, к которому прикладываются основные научные публикации автора. Такой подход уже стали широко практиковать и наши ведущие вузы: Санкт-Петербургский госуниверситет, Высшая школа экономики, РУДН, ИТМО и целый ряд других. И пошло это, хочу особо подчеркнуть, не из желания подражать Западу. Главный посыл был от наших активно работающих ученых. Многие из них, весьма достойные научных степеней, не хотели и не могли защищаться только потому, что нужно было отрываться от реальной научной работы и садиться за написание формальной диссертации, да еще “по ГОСТу”. И вполне справедливо возмущались, что от них требуют никому не нужный талмуд с большим набором формальных условий.

    Читайте также:
    Как подготовиться к экзамену за 1 день как за ночь запомнить большой материал и выучить все билеты, как правильно давать устные ответы на тесты

    В такую произвольно открытую дверь может хлынуть вал желающих остепениться…

    Владимир Филиппов: Требования содержательные – не по форме, а по существу – остаются высокими и едиными для всех. А для таких защит, по докладу, даже стали жестче. За 10 последних лет нужно иметь 50 публикаций в международных базах данных для гуманитарных и социально-экономических направлений и 30 – для естественно-научных и технических специальностей. Это в среднем по 5 публикаций в год в серьезных рецензируемых журналах.

    Некоторые говорят: ну вот сейчас многие конторы и так называемые хищные журналы станут за деньги публиковать и продвигать всех желающих в международные базы данных. А потом по ним станут защищаться. Хочу сказать, что все ровно наоборот. Это раньше, когда защищалась только диссертация, смотрели главным образом на этот текст, а публикации автора никто (или почти никто) не изучал и даже в них не заглядывал. Даже оппоненты этого не делали – за о-очень редким исключением. Читали только автореферат и в лучшем случае диссертацию. А вот сейчас – наоборот. Когда не будет текста диссертации, а приложены опубликованные статьи, их будут смотреть и члены диссовета, и назначенные оппоненты.

    Помимо опубликованных статей для такого рода защит по докладу можно прилагать и патенты, свидетельства на изобретения, другие практические подтверждения важных научных разработок?

    Владимир Филиппов: Такие предложения вносились, мы их обсуждали, но принять не смогли. По той причине, что патенты, свидетельства на изобретения и другие документы такого рода не входят в международные базы данных – ни в Scopus, ни в Web of Science, а значит, не могут быть учтены. Возможно, это следующий этап – расширение возможностей. А пока в итоге коллективного обсуждения ученые пришли к тому, чтобы при защитах по докладу, то есть совокупности работ, брать в расчет только научные публикации в международных базах данных.

    Защита по докладу – это ведь не что-то из ряда вон новое. Насколько знаю, в советские времена это широко практиковалось для ученых и конструкторов, работающих в оборонной сфере. Тем более когда это было связано с секретностью, защитой гостайны и особыми формами допуска…

    Владимир Филиппов: Вы правы. Как в той поговорке: все новое и лучшее – хорошо забытое старое. А если говорить всерьез, этот опыт действительно пришел из оборонки, когда стремились не отвлекать для написания диссертаций высоко квалифицированных и предельно загруженных основной работой специалистов.

    Все то, что будет изменено в системе научной аттестации, имеет универсальный и обязательный характер для всех субъектов этого процесса в России? Или выводит “за скобки” те университеты и научные организации, которым уже дано право самостоятельно, помимо ВАК, формировать диссертационные советы и самостоятельно, по своим критериям и процедурам, присваивать ученые степени?

    Владимир Филиппов: Для того чтобы рекомендации ВАК стали действующей нормой, предстоит издание нормативных актов. Ведь положение о порядке присуждения ученых степеней, об этом важно напомнить, утверждается правительством России. Другие нормативные акты, например, положение о формировании диссертационных советов, вводятся приказом министра образования и науки и регистрируются в минюсте. Если в финальном тексте документов не будет оговорок или изъятий из рекомендаций ВАК, то они распространятся на всех участников системы аттестации.

    Не будем забывать и том, что организации, получившие право самостоятельно присуждать ученые степени, многое из предлагаемого для всех уже используют. По действующей нормативной базе они не могли только включать в состав диссертационных советов лиц со степенями PhD и активно работающих кандидатов наук. Ну а в том, что касается новой номенклатуры научных специальностей, эти изменения станут обязательны для всех.

    Вице-президент РАН Алексей Хохлов публично высказался в том смысле, что по нововведениям “шла продуктивная совместная работа минобрнауки, РАН и ВАК, и они представляют собой оптимальное на сегодняшний день компромиссное решение”. Как было организовано это взаимодействие?

    Владимир Филиппов: Высшая аттестационная комиссия, ВАК, – это более 130 человек, из них более 70 – это академики и члены-корреспонденты РАН и других государственных академий наук. То есть более половины голосов в составе ВАК – это голоса академического сообщества. Эти ученые представляют научно-исследовательские центры, многие работают в ведущих университетах или совмещают одно с другим. А их совместная работа в ВАК, в том числе над обновлением номенклатуры научных специальностей, стала следствием многолетних системных решений по интеграции вузовской и академической науки.

    В этой работе непосредственным образом участвовали 46 экспертных советов ВАК. А в каждый из них входит в среднем по 40 человек. То есть более полутора тысяч ученых в 46 экспертных советах работали, в частности, над новой номенклатурой научных специальностей.

    И третье, что во многом определило результат, это создание совместной с РАН рабочей группы: это 66 ученых, большинство из них – академики, каждый со своим мнением. Руководить такой рабочей группой было очень непросто. Поэтому очень важна была, я бы сказал, политическая поддержка такой работы и со стороны министра Валерия Николаевича Фалькова, и со стороны президента РАН Александра Михайловича Сергеева.

    Неужели по всем предлагавшимся изменениям позиции РАН и минобрнауки полностью совпали?

    Владимир Филиппов: Тут я могу только согласиться с академиком Хохловым: действительно, найдено оптимальное на сегодняшний день решение. Да, оно компромиссное. Но жизнь на этом не заканчивается. Будем работать и вносить те или иные коррективы, когда ситуация, что называется, созреет.

    Поступают ли к вам сигналы о фактах ненадлежащей защиты диссертаций в тех вузах и НИИ, которым даны автономные права в вопросах аттестации? Как вы и члены ВАК на такие сигналы реагируете?

    Филиппов | Такие сигналы, естественно, поступают. Но практически все они связаны с процедурными нарушениями – где-то сроки превысили, где-то бумагу нужную не приложили или оформили что-то “не по уставу”. Но во всех подобных случаях это компетенция и ответственность самих организаций, которым дано право присуждения ученых степеней.

    А претензий, которые бы касались качества защищенных диссертаций в организациях с автономными правами, мы до сих пор не получали. Более того, все такие организации, начиная с МГУ, Санкт-Петербургского госуниверситета, Высшей школы экономики, РАНХИГС, РУДН, МИФИ, повысили требования и к соискателям, и к работам, которые они публиковали и на которые ссылаются при защите. Чтобы это были не только работы в журналах из перечня ВАК, но и в международных базах данных. А при самих защитах все чаще выясняют и оценивают то, в каких организациях работа проходила апробацию, где докладывались основные результаты – на каких конференциях, семинарах.

    Читайте также:
    Как стать отличником в школе по всем предметам в 5, 6, 7, 8 классе

    И еще одно попутное замечание. Мы же говорим и призываем друг друга: больше демократии. Поэтому нельзя и не надо все сводить к тому, что вот в Москве есть дядька, мы ему пожалуемся – в минобрнауки или ВАК. Важнейшая идея и цель новой системы – повысить репутационную ответственность этих организаций и самих ученых в составе диссоветов. Чтобы не отмахивались, как бывало прежде: ВАК, мол, утвердил – какие к нам претензии… Сейчас такого “крайнего” не будет. Каждый диссовет, каждый входящий в его состав ученый и есть тот вратарь на последней линии, чтобы брак не пропускать. Они своей репутацией за качество отвечают. Более того, в некоторых из этих организаций принято правило не тайного голосования, а каждый член диссовета своей подписью закрепляет то, как он проголосовал – за или против.

    Защита кандидатской диссертации: список требований

    Для получения степени кандидата наук необходимо защитить кандидатскую диссертацию. Готовый научный труд должен соответствовать положению ВАК о защите кандидатских диссертаций. В статье расскажем о том, как проходит процедура защиты и какие документы подготовить.

    Положение высшей аттестационной комиссии гласит, что тема работы должна перекликаться с актуальными исследовательскими программами. Цели, поставленные соискателем ученой степени, должны быть доказаны результатами практических исследований. Новизна изысканий и их практическая значимость служат основными факторами для присвоения степени.

    Список требований к защите диссертации

    Законодательство РФ позволяет диссертантам подготавливать научное исследование во время обучения в аспирантуре и в форме соискательства.

    Для всех соискателей и аспирантов разработаны следующие требования к оформлению текстов и графической части:

    • структура работы включает титульный лист, оглавление, основную часть, список литературы. При необходимости требуются перечни иллюстраций и приложения;
    • ГОСТ 7.0.11-2011 устанавливает требования к типографским особенностям текстовой части, оформлению формул и таблиц;
    • объем рукописи в соответствии с требованиями ВАК составляет от 150 до 200 страниц, для технических изысканий возможно сокращение текста, графиков и иллюстраций до 100 страниц.

    Диссертант имеет право уйти в отпуск на защиту кандидатской диссертации, об этом он обязан за год до предполагаемой даты мероприятия предупредить работодателя.

    Что нужно для защиты кандидатской диссертации

    Требуются следующие документы для допуска к защите диссертации:

    • заявление с просьбой принять исследование на рассмотрение совета;
    • личный листок с фотографией, включающий основные сведения о соискателе;
    • справка о сданном кандидатском минимуме;
    • автореферат рукописи;
    • справка о внедрении результатов;
    • перечень публикаций в рецензируемых изданиях ВАК: количество статей для защиты кандидатской диссертации в экономических, гуманитарных, культурологических областях составляет 3 статьи, в остальных сферах достаточно 2;
    • почтовые карточки – 4 штуки: 2 с указанием адреса диссертанта, 2 – адреса совета.

    Все документы в обязательном порядке собираются и предоставляются на рассмотрение.

    Процедура защиты кандидатской диссертации

    Процедура включает заслушивание докладов соискателя и руководителя. Время отводится на прения, голосование и оформление бумаг. Обычно процедура длится от 1,5 до 3 часов, ее участники проходят следующие стадии:

    1. Заседание открывает председатель совета, далее передавая слово секретарю, который оглашает данные о соискателе и о составе совета.
    2. Слово предоставляется диссертанту, который оглашает цели работы и достигнутые результаты. После выступления присутствующие вправе задать ему неограниченное количество вопросов по теме, проводятся прения.
    3. Выступает научный руководитель: говорит о положительных характеристиках подопечного, особенностях его работы над рукописью, трудностях и успехах.
    4. Слово снова берет секретарь: оглашает отзывы, сделанные оппонентами, далее могут опять начаться прения, в которых каждый из членов совета может подтвердить или опровергнуть то или иное мнение.

    На последнем этапе происходит тайное голосование, составляется протокол, и затем материалы направляются в ВАК для утверждения.

    Защита диссертации без поступления в аспирантуру: где и как это сделать?

    В соответствии с действующим законодательством РФ к написанию и защите научной диссертации могут допускаться лица, не обучавшиеся в аспирантуре. Такая форма подготовки называется соискательством степени кандидата наук.

    Чтобы стать соискателем, нужно иметь высшее профессиональное образование с квалификацией специалиста или магистра. Наличие соответствующего диплома дает право на прикрепление к научной организации для написания диссертационного исследования.

    Итак, первым этапом соискательства является выбор подходящего учреждения. Таковыми могут стать лишь заведения с действующим диссертационным советом, присуждающим степени по нужной специальности.

    Перечень диссоветов размещается на официальном сайте ВАК. Отфильтруйте по названию организации и специальности, и система сама покажет все возможные варианты. Останется только связаться с выбранной организацией и уточнить условия прикрепления.

    Прикрепляться для подготовки диссертации разрешено не более чем на 3 года. Но, если работа находится на стадии завершения и вы в ней полностью уверены, можно защитить ее и раньше.

    Обязательное требование соискательства – сдача кандидатского минимума, т.е. госэкзаменов по философии или истории науки, иностранному языку и профильной дисциплине.

    Прикрепление для сдачи кандидатского минимума допускается не более чем на 6 месяцев.

    После решения этих технических моментов вы можете спокойно заниматься написанием диссертации. Чтобы исследование было допущено к защите, нужно получить на него положительный отзыв от своего научного руководителя, независимого рецензента и опубликовать основные результаты в рецензируемых научных журналах.

    Порядок защиты ничем не отличается от установленного для аспирантов – подача заявки и документов в диссертационный совет, выступление с докладом перед комиссией, коллегиальное обсуждение работы диссертанта. Если ваша работа успешно пройдет защиту, вам будет официально присвоена степень кандидата наук.

    Подготовка к защите докторской диссертации

    Защита кандидатской диссертации служит основой для более серьезного научного исследования – докторской диссертации. Получение ученой степени кандидата можно считать своеобразной разминкой, пробой сил для тех, кто желает посвятить свою жизнь науке.

    Введение в курсовой работе: как правильно написать + пример

    Как только приходит время писать курсовую работу, студент, по своему обыкновению, округляет глаза от страха, судорожно думает, как жить дальше, и рвёт на себе волосы от постоянного цейтнота. И хоть поводов для волнения предостаточно, но не стоит так уж сильно заострять на них внимание.

    В нашей статье мы подробно расскажем, как правильно написать введение в курсовой работе, как грамотно выстроить структуру и содержание введения и как его оформить. А также на примере покажем, как выглядит введение курсовой работы.

    Подписывайтесь на наш информационный канал, чтобы получать свежие новости из мира образования. И не забывайте пользоваться акциями и скидками компании.

    Читайте также:
    Таблица в Ворде - как сделать и вставить разрыв в Word, как написать

    Доверь свою работу кандидату наук!

    Узнать стоимость бесплатно

    Как написать введение к курсовой

    Работа над каждой курсовой начинается с написания введения. Если у вас нет многолетнего опыта в создании студенческих и научных работ, то пример, как написать и оформить введение курсовой работы, взять попросту неоткуда.

    Давайте сначала разберёмся, что такое введение.

    Введение в курсовой работе — это основа основ и краеугольный камень, который может отправить вас на доработку или открыть двери в мир успешно защитивших. Начальная часть курсовой работы задаёт тон всему проекту, ведь если грамотно написать введение, то и вся курсовая примет правильный вектор, а находить необходимую информацию станет в разы легче.

    Введение, в первую очередь, нужно самому студенту, а не преподавателю, как может показаться на первый взгляд. Так что очень внимательно изучите, что должно быть в введении курсовой работы.

    Объём введения курсового проекта

    Объём введения определяется требованиями каждого университета. Поэтому, прежде чем начинать писать курсовую работу, вам стоит обязательно обратиться на кафедру и узнать методические указания, которые касаются непосредственно вашего вида письменной работы. Есть и другой способ — спросить у научного руководителя о приемлемом объёме данного раздела. Если он не выкажет собственных предпочтений, придерживайтесь стандартных норм:

    • обычный образец объёма введения в курсовой работе — это 2-4 страницы;
    • 5 страниц — это максимально допустимый объем.

    В этих трёх-четырёх страницах вам нужно очень кратко и по делу описать главные аспекты своего труда.

    Структура введения курсовой работы

    Что можно написать во введении курсовой работы? Это главный вопрос, который стоит перед студентами, пишущими курсовую в первый раз. Общий пример стандартной структуры курсовой работы во введении выглядит так:

    • вводные предложения;
    • обоснование актуальности темы;
    • выделение проблематики;
    • определение объекта и предмета исследования;
    • формулировка целей, задач;
    • перечисление методологической базы.

    Иногда во введении к курсовой формулируют научную новизну работы, гипотезу и перечисляют пример структуры самой курсовой работы во введении. Но эти части не всегда обязательны. Лучше уточнить у научного руководителя, стоит ли их включить в свою работу.

    Но что значат эти слова для человека, который впервые столкнулся с написанием курсовой работы? Стоит разобраться с каждым термином. Так что, давайте рассмотрим обязательные пункты структуры по отдельности.

    Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

    Вводные предложения

    Как начать введение в курсовой работе? Используйте вводные предложения.

    Вводные предложения — наиболее важные слова во введении курсовой работы. Весь груз ответственности несёт первое предложение, ведь что-что, а его преподаватель 100% прочитает. Из этого следует, что начинать надо с главного, максимально используя научный стиль (как, в принципе, и во всей курсовой работе).

    Например, клише первых предложений введения для курсовой работы может звучать так: «Данная работа направлена на изучение в области. ».

    Актуальность курсовой работы

    Что точно должно содержать введение курсовой работы? Чётко сформулированную актуальность. Актуальность курсовой работы заключается в том, какую практическую и теоретическую пользу несёт тема вашей работы, и, вообще, нужна ли она в реальной жизни.

    Обратите внимание, что каждая выдвинутая гипотеза должна быть подкреплена доказательной базой, поэтому не пустословьте.

    Итак, если научный руководитель или проверяющий, прочитав изложенную вами актуальность темы, ответил себе на вопрос: «Зачем мне вообще нужно изучать эту проблему?», то вы справились с задачей.

    Начать абзац про актуальность проблемы в курсовой работе можно так:

    • актуальность темы заключается в том, что. ;
    • данная тема актуальна, потому что. .

    Проблематика курсовой работы

    Подробно опишите проблематику работы. Ведь без определения основной проблемы вы не сможете провести исследование и найти решение. Что это значит на конкретном примере? Так, если тема курсовой «Виды и применение топографических карт», то проблематику можно описать, ответив на вопрос: «Каковы преимущества каждого вида? Как применить их на практике?»

    Объект курсовой работы

    Объект исследования в курсовой работе часто путают с понятием предмета исследования. Запомните, господа студенты, понятие объекта гораздо шире, чем понятие предмета. Например: «Объектом исследования данной курсовой работы является определение топографических карт, как способа изучения местности».

    Объект курсовой работы — это область исследования, которую вы описываете в своей работе. Проще говоря, это то, о чём вы будете писать.

    Предмет курсовой работы

    Предмет исследования курсовой работы — понятие более узкое, чем объект. Предмет позволяет сузить круг поиска информации по теме вашей работы, чтобы сконцентрироваться и выделить из огромного океана информации именно то, что нужно.

    Например: «Предмет исследования данной курсовой работы — практическое применение топографических карт в Ростовской области». То есть, чтобы выделить предмет курсовой работы, мы сужаем объект исследования до конкретного пункта.

    Очень часто предмет курсовой работы может совпадать с заявленной темой всего проекта.

    Объект и предмет: в чём разница?

    Как правильно делать введение в курсовой работе, чтобы ни в чём не запутаться? Разобраться до конца, в чём различия понятий объекта и предмета.

    Допустим, объект — это вся студенческая жизнь. Предметом исследования же в данном случае будут являться вечеринки, кинотеатры, подработка в свободное время, составление графика учёбы, отношения в студенческом общежитии и так далее. Уловили?

    Цель курсовой работы

    Из чего точно состоит введение курсовой работы? Из определения целей и задач исследовательского проекта.

    В качестве цели могут выступать новые разработки или методы внедрения любых рекомендаций, методик. Здесь недостаточно просто изучить теорию, нужно ещё и внести что-то новое. Но прежде, чем научиться чётко и лаконично формулировать цель, давайте дадим определение этому понятию.

    Цельэто прогнозируемый итог, ожидаемый результат, который студент хочет видеть в конце проделанной работы.

    Цель должна предлагать решение и полностью соответствовать проблематике вашей работы. Например: «Целью курсовой работы является изучение проблематики составления топографических карт» или «Цель работы заключается в сборе и анализе информации о практическом применении топографических карт».

    Свяжите цель с задачами курсовой работы, и получится логичная и полная картинка вашего исследования.

    Задачи курсовой работы

    Задачи, так же как и цели работы, необходимо чётко формулировать. Как правило, формулировки можно оформить следующим образом:

    • изучить и проанализировать литературу по теме. Например: «Изучить и проанализировать топографическую литературу по данной теме», «Освоить и проанализировать актуальную информацию по видам топографических карт»;
    • исследовать и выучить основные термины и понятия по данной теме. К примеру: «Проанализировать основные понятия, касающиеся видов топографических карт» или «Выявить и изучить понятия, которые касаются практического применения топографических карт»;
    • выявить и проанализировать влияние некоторых показателей на развитие данной темы. Например: «Изучить влияние использования топографических карт на навыки ориентирования на местности»;
    • дать собственные рекомендации на тему усовершенствования вопроса по заданной теме. К примеру: «Разработать практические рекомендации по применению топографических карт».
    Читайте также:
    Забирают ли в армию в академическом отпуске - условия и основания ВУЗа

    Методологическая база

    Если у вас в курсовой работе использованы различные временные промежутки исследований, то уделите пару строк научным методам и подходам, которые вы использовали, чтобы обработать данные.

    Например, вы пишите курсовую на историческую тему. Укажите в пункте введения методологическая база, какие методы исследования вы планируете использовать. Конечно, обилие подходов требует умственных затрат, но, поверьте, оно того стоит. Вы и сами удивитесь, как глубоко копнёте, и получите заслуженную похвалу от преподавателя.

    Как оформить введение в курсовой работе

    От того, как выглядит введение в курсовой работе, часто зависит итоговый балл. Так что внимательно отнеситесь к этому вопросу и используйте наши рекомендации.

    Оформление введения в курсовой работе необходимо делать с учётом требований ГОСТа:

    1. Шрифт для курсовой работы по госту должен быть 12 или14 пт Times New Roman.
    2. Согласно правилам оформления курсовой работы по ГОСТ межстрочный интервал должен быть равен 1,5.
    3. Каждая новая красная строка должна иметь отступ строки, равный 1,25 см.
    4. Весь основной текст выравниваем по ширине.
    5. У левого поля документа по ГОСТ ширина должна быть ровно 3 см, у правого — 1 см, у верхнего и у нижнего — по 2 см.

    И не забудьте сохранить чёткую структурную последовательность состава введения курсовой работы.

    Введение к курсовой работе: шаблон

    Чтобы точно справиться с задачей, поищите в интернете примеры начала курсовой работы или воспользуйтесь нашим шаблоном.

    Пример введения в курсовой работе:

    Когда мы говорим младший школьник, то в это понятие включаем ребёнка в возрасте 6-10 лет. От 6 до 10 лет на протяжении того времени, которое занимает обучение в начальных классах, у ребёнка складывается новая для него деятельность — учебная. Именно тот факт, что он становится учеником, человеком учащимся, накладывает совершенно новый отпечаток на весь его психологический облик, на всё его поведение. Под воздействием новой, учебной деятельности изменяется характер мышления ребёнка, его внимание и память. Поведение приобретает черты произвольности, намеренности, осмысленности, способности следовать определённым правилам, нормам поведения. Новое для ребёнка положение в обществе — положение человека, который занят общественно важной и оцениваемой обществом деятельностью, т.е. учением, — влечёт за собой перемены в отношениях с другими детьми, со взрослыми, в том, как ребёнок оценивает себя и других.

    Формируется мировоззрение ребёнка, складывается круг моральных, идейных представлений и понятий. Обогащается мир его чувств, эстетических переживаний, шире становятся увлечения трудовые, художественные, спортивные

    Актуальность исследования — рассматриваемая тема весьма актуальна, ведь вся жизнь общества накладывает отпечаток на формирование личности ребёнка. Особенно важны при этом те непосредственные отношения, в которые вступает ребёнок с окружающими его людьми: в семье, в школе, в классе — в любой группе или коллективе, членом которого он является.

    Объект исследования — младшие школьники.

    Предмет исследования — психологические особенности младших школьников.

    Цель работы — изучить психологические особенности развития в младшем школьном возрасте.

    Задачи исследования:

    1. Раскрыть сущность психических процессов в младшем школьном возрасте.
    2. Рассмотреть особенности психического развития у младших школьников.

    Гипотеза исследования: При правильном использовании знаний, касающихся особенностей психического развития младших школьников, можно строить учебный процесс таким образом, чтобы активизировать познавательный интерес учащихся, и успешно развивать память, мышление и другие психические функции детей.

    Методы исследования: анализ и реферирование психологической литературы.

    Если у вас остались вопросы или вы хотите посмотреть дополнительный пример, как написать введение в курсовой работе, скачайте образец в формате Word.

    Заключение: как же правильно писать введение в курсовой?

    Теперь вы знаете, как красиво начать введение в курсовую работу, как выстраивать структурные части и оформлять с учётом требований ГОСТа. Осталось лишь запомнить ещё несколько полезных советов специалистов:

    1. Пишите введение перед тем, как формировать основной текст курсовой, а не наоборот. Это позволит использовать вводную часть как компас, выстроить логичную и полную картинку, что сильно облегчит работу.
    2. Начинайте каждый пункт введения с нового абзаца. Оформляйте их в логической последовательности. Например, если предыдущий абзац начинался со слов: «Актуальность данного исследования заключается в том, что. », то следующий абзац лучше продолжить фразой: «Помимо актуальности данной темы следует рассмотреть цель и проблематику этого исследования».
    3. Помните о необходимости использовать ссылки на высказывания и труды известных авторов, которые в своё время уже изучали указанную вами проблему. НО! Вместе с этим желательно, чтобы работа содержала что-то новое. Ведь всегда остаются какие-то спорные моменты, которые не удалось в полной мере решить даже именитым исследователям. А вы можете попробовать найти такое решение в своём проекте.
    4. Формулируйте научные методы, которые вы используете в проводимых исследованиях на выбранную тематику. Именно этот пункт вызывает определённые сложности у большинства студентов. К сожалению, не существует единого набора, который бы универсально подходил для всех курсовых. Но обычно большинство таких методологий совпадает: метод анализа и синтеза, обобщения и сравнения, анкетирования, метод классификации, расчётный метод.
    5. Делайте акцент на практической значимости своего исследования. Для этого студенту придётся хорошенько подумать, чтобы отразить, в каких областях (хотя бы ориентировочно) можно использовать достигнутые результаты, выводы, рекомендации и наблюдения. Этот пункт будет свидетельствовать о вашей блестящей подготовке и бесспорной компетентности.

    Если грамотно разобраться в рекомендациях по написанию введения в курсовой работе, изучить правила оформления и советы специалистов, не составит никакого труда справиться с работой. А если всё же нет времени писать курсовую самостоятельно, вы всегда можете обратиться в студенческий сервис, где специалисты быстро и в срок справятся с любой работой.

    • Контрольная работа от 1 дня / от 120 р. Узнать стоимость
    • Дипломная работа от 7 дней / от 9540 р. Узнать стоимость
    • Курсовая работа 5 дней / от 2160 р. Узнать стоимость
    • Реферат от 1 дня / от 840 р. Узнать стоимость

    Анастасия Бабина. В моей фамилии часто ставят ударение на “И”, но я привыкла. Копирайтер и редактор компании Zaochnik. Любительница мистических триллеров, отчаянный киноман и гурман в хорошей форме.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: