Законы Хаммурапи ℹ️общая характеристика древнего кодекса, содержание статей и значение, основные положения, интересные факты о своде законов Вавилона

Законы Хаммурапи – древнейший памятник права

Вы будете перенаправлены на Автор24

Кодекс Хаммурапи

Кодекс Хаммурапи По данной теме мы уже выполнили реферат Право Древнего Вавилона. Законы Хаммурапи. подробнее , или Законы Хаммурапи – законодательный свод Древнего Вавилона, созданный в 1750-х гг. до н. э. при царе Хаммурапи. Кодекс является древнейшим правовым документом в мире.

Изначальный текст его представлен в виде клинописной надписи, высеченной на диоритовой стеле конусообразной формы на аккадском языке. Обнаружена стела была на рубеже 1901-1902 гг. во время раскопок, осуществлявшихся на территории персидского города Сузы. Представленные законы регулируют вопросы судопроизводства, уголовного и частного права, охраны брачно-семейных отношений и разных форм собственности. С течением времени многие законы со стелы были стерты, сейчас их удалось частично восстановить по копиям с глиняных табличек.

Кодекс Хаммурапи представляет собой результат крупнейшей реформы правопорядка, существующего в то время. Он был призван дополнить и унифицировать неписанные нормы поведения, которые зародились еще в первобытном обществе. На протяжении многих столетий Законы оказывали огромное влияние на всю культуру Древнего Востока. Закрепленная вавилонским сводом система права была передовой для своего времени по вместимости нормативного содержания и используемым юридическим конструкциям, которые были превзойдены позже лишь правом Древнего Рима.

Законы отличаются стройностью и продуманностью правового регулирования, а также относительной жестокостью устанавливаемых уголовных наказаний.

Для Законов По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Толкование права подробнее Хаммурапи характерно почти полное отсутствие сакрально-религиозной мотивировки правовых норм, четкое отделение религиозно-этических моментов от правовых, что представляет их в виде первого в мире чисто законодательного акта. Обрядовые культовые моменты затрагиваются в неюридических частях Кодекса, а именно, в прологе и в эпилоге.

Готовые работы на аналогичную тему

Общая характеристика Законов Хаммурапи

Законы Хаммурапи являются вершиной развития права древней Месопотамии и первым в мире источником писаного права.

Целью создания Законов Хаммурапи стала реформа существующего в то время правопорядка. Законы включали царское законодательство, обычное право, в них отображена попытка унификации права по определенным принципам, проведенным по ряду институтов и находящихся на вершине требований эпохи. Введение Законов преследовало, в первую очередь, сохранение уже имевшейся правовой системы с внесением уточнений согласно изменившимся социально-экономическим условиям.

Законами была предусмотрена достаточная суровость наказания – смертная казнь в 31 эпизоде, в том числе смерть в случае невозможности осужденным оплатить штраф. Это было обусловлено традициями политики Ближнего Востока того времени и самим фактом образования Вавилонского государства, правителям которого приходилось вводить устрашающие меры для поддержания порядка на завоеванных землях.

Краткая характеристика Законов Хаммурапи:

  • написаны на грамматически образцовом, деловом старовавилонском диалекте аккадского языка;
  • изложены с большой простотой и существенной экономией выразительных средств;
  • в законах отсутствует дублирование и противоречивость норм;
  • значительная дробность законодательства, обусловленная приданием большому количеству фактов отдельного юридического значения;
  • отточенные формулировки и строгая логика.

Некоторые исследователи относят Законы Хаммурапи к сборникам судебных казусов, к источникам права, обладающим консолидирующим и в определенной мере кодифицированным характером.

Большая часть исследователей права считают, что Законы представляют собой законодательный акт, который предназначен для реального исполнения. Они указывают, что Законы – это средства, помогающие вавилонянам сохранить порядок и законность в качестве значимой традиции.

На протяжении многих столетий Законы Хаммурапи оставались основой прав на Древнем Востоке, не смотря на различные модификации, вносимые в разное время в правовую практику. Законы оказали огромное влияние на формирование библейского законодательства, среднеассирийских и хеттских законов, опосредованно – на греческое право и право некоторых народов Средиземноморья.

Структура Законов Хаммурапи

В Законах не всегда можно выделить конкретные отрасли права, тем не менее расположение их норм выстроено достаточно логично и последовательно.

Все положения Законов по своему содержанию можно разделить на группы:

  1. Отправление правосудия.
  2. Охрана собственности царя, царских людей, общинников и храма.
  3. Охрана имущества, полученного от царя за службу.
  4. Операции с недвижимостью и вопросы, связанные с недвижимостью.
  5. Торговые и другие операции, в том числе деликты в этой области.
  6. Наследственное и семейное право.
  7. Преступления против личности.
  8. Операции с движимым имуществом, в том числе личный наем и наем имущества, деликты в данной области.

Переход от одной группы норм к другой осуществляется по ассоциативному принципу, в основе которого лежит предмет регулирования. Последние нормы одной группы пересекаются с первыми нормами следующей группы. Определенная система переходов прослеживается и внутри самой группы.

Терминологический аппарат Законов включает главным образом наименования сословий, профессий, единиц измерения. Социальное строение вавилонского общества включало три сословия: царские люди, общинники (в Законах назывался «человек»), рабы. Царские люди находились под патриархальной властью царя и не принадлежали к общине. Общинники-авилумы выступали полноправными свободными гражданами, а рабы представляли собой низший общественный слой, рассматриваемый законами в качестве вещи и находящимся в полной зависимости от хозяина. Субъектами права также выступали государственные служащие, торговцы (тамкарум, шамаллум, сабитум), воины (редум, баирум), командные чины (декум, ша-хаттатим, лапуттум), разные категории жриц (надитум, шугетум, угбабтум, энтум).

Читайте также:
Коллективизация в СССР - причины, цели и итоги, плюсы и минусы

Единицами измерения являлись счетные денежные единицы (ману, шиклу, ше), единицы измерения площади (сар дома, бур земли, массы – гур зерна). Некоторые термины, предположительно названия болезней, переводу не поддаются.

Общая характеристика законов Хаммурапи

Особенности государственного строя Вавилона

Древневавилонское царство представляло собой централизованное государство. В руках царя была сосредоточена законодательная, исполнительная и судебная власть. Вместе с тем царская власть не была сильной. Царь рассматривался как наместник и служитель бога на земле. Снизу царская власть ограничивалась сильным духовенством и богатыми городами. Три священных города Вавилонии — Ниппур, Сиппар и Вавилон — имели льготные грамоты, ставившие их в привилегированное положение. Царь не имел права сажать в тюрьму граждан этих городов, требовать с них солдат, заставлять работать в храмовых хозяйствах. Блюстителями неприкосновенности прав городов выступали жрецы.

Древневавилонские правители создали отлаженный механизм управления. Достигнуто это было путем личного внимания ко всем, даже мельчайшим делам своего государства. Служилая знать вытеснила родовую. Все управление было сосредоточено в царском дворце. Дворцовая система управления отличалась тем, что лица, управлявшие царским хозяйством, занимали высшие должности в государстве; четкого разграничения функций между ними не было. Среди высших сановников государства — визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник. Очень высоко ценились писцы.

В системе государственных органов управления различались центральные и местные. Большими городами управляли наместники царя. На местах, хотя и со значительно ограниченными функциями, сохранялись органы общинного самоуправления, осуществлявшие некоторую административную, финансовую, судебную власть.

Судебные функции выполняли чиновники, назначаемые царем: наместники и правители местности. Высшей судебной инстанцией был царь. Общинные и храмовые суды все больше теряли свое значение. В Вавилоне существовала постоянная армия.

Общая характеристика законов Хаммурапи

Правление царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.) ознаменовано созданием сборников законов. Хаммурапи, придавая большое значение законодательной деятельности, притупил к ней всамом начале своего правления. Первая кодификация была создана на втором году правления; это был год, когда царь «установил право стране». Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе. Наверху, на лицевой стороне столба изображен царь, стоящий перед богом Солнца Шамашшем — покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба.

Текст распадается на три части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого». Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. После введения размещены статьи законов, которые в свою очередь заканчиваются обстоятельным заключением. Всего памятник насчитывает 282 статьи.

При составлении сборника в его основу были положены старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство. Тексты составлены в основном в казуистической форме. Нет общих принципов, системы в изложении, хотя известная логика присутствует. Но все представленные случаи разбираются с большой обстоятельностью. Законы, в отличие от других восточных кодификаций, не содержат религиозного и морализующего элементов.

Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были стать мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освящавший рабовладельческий строй, частную собственность. Законы содержат пережитки родового строя, что проявляется в суровости наказания, сохранении принципа талиона, применении ордалия.

В центре внимания законов хозяйственные, экономические и семейные отношения. Ограничиваются и регламентируются частнособственнические отношения, утверждается государственный контроль над хозяйственной жизнью.

Некоторые исследователи отмечают, что из Кодекса Хаммурапи фактически вытекает современный принцип презумпции невиновности («невиновен, пока не доказано обратное»).

Первые 5 статей судебника содержат положение процессуального характера. Они направлены против царящего в судах произвола. 6-126 статьи посвящены регулированию имущественных отношений, защите собственности и права распоряжению ею. Статьи 26-39 говорят о земельных наделах воинов. Следующий раздел, включающий статьи 127-195, посвящен брачно-семейным отношениям и наследственному праву. Статьи 196-214 содержат положение о защите личности и ее здоровья. Последняя часть кодекса (ст. ст. 215-282) посвящены труду и орудиям труда. Здесь содержатся статьи, устанавливающие вознаграждение и ответственность врача, ветеринара, строителя, статьи о найме, о сельскохозяйственных рабочих, о найме животных, орудий труда и о рабах.

Законы царя Хаммурапи – суровые, но справедливые

Содержание:

Вавилонские законы царя Хаммурапи – один из древнейших правовых памятников в истории. Этот древний кодекс законов, созданный около 1755 года до н. е. оказал влияние на древневосточную правовую культуру на протяжении многих столетий. О том какая история создания кодекса Хаммурапи, характеристика и суть основных законов, читайте далее.

История законов

Хаммурапи (1792-1750 года до н. е.) был одним из самых известных царей Вавилона. Истории он известен не только как великий законодатель, но и не менее великий завоеватель. В начале его правления территория Вавилонского царства была сравнительно небольшой, помимо столицы туда входило лишь несколько небольших городов, а вокруг были отнюдь не дружелюбные соседи. Но благодаря ряду успешных военным кампаний, а порой и разным хитрым трюкам, подкупам и сделкам, царю Хаммурапи удалось в разы расширить территорию Вавилонии, завоевать всех близлежащих соседей, и, в конце концов, объединить под своим правлением всю Месопотамию.

Читайте также:
Приписные крестьяне определение, основные обязательства и труды рабочих, указ о крепостном праве Петра Первого, отличия от посессионных крестьян

Хаммурапи был выдающимся политиком, стратегом, военачальником, при котором древний Вавилон достиг вершины своего могущества. Поэтому не удивительно, что современники видели в нем божественного избранника, чья правота не может быть оспорена. Царская власть была абсолютно и единоличной, царь считался наивысшим авторитетом и источником закона и правосудия. Будучи мудрым правителем, Хаммурапи отлично понимал, что править большим государством можно лишь при помощи строгого и справедливого порядка. С этой целью им и был создан знаменитый свод законов Хаммурапи.

Законы вавилонского царя были высечены на специальной конусообразной стеле. Вверху же эту стелу венчал барельеф, на котором были изображены две фигуры: сидячий на троне верховный бог Вавилонского пантеона – Шамаш, олицетворяющий Солнце; и вторая фигура, стоящая с почтением перед божеством – это, скорее всего, сам Хаммурапи, божий избранник.

Стела Хаммурапи в Лувре.

Эта стела с высеченными на ней законами на долгие столетия была утеряна и лишь в 1901 году ее обнаружила французская археологическая экспедиция под руководством египтолога Жака де Моргана. Сейчас она хранится в знаменитом парижском музее – Лувре.

Текст законов высечен на стеле клинописью на аккадском языке. Короткие колонки клинописи покрывают лицевую часть барельефа и всю обратную сторону. К сожалению, часть текста стелы не сохранилась, историки предполагают, что ее могли уничтожить эламиты, которые захватили стелу во время одного из своих набегов на Вавилон уже во время упадка Вавилонского царства.

Однако после расшифровки сохранившегося текста, историкам предстали во всей красе законы древнего вавилонского царя.

Общая характеристика

Первое что бросается в глаза, так это то, что законы Хаммурапи тщательно продуманы и структурированы, что говорит о том, что их составитель был очень педантичным человеком, во всем любившим порядок, да, таким был царь Хаммурапи. Структура кодекса включает вступление, основную часть и заключение.

В основной части имеется 282 параграфа. Из них 35 были стерты эламитами, но не все так плохо, ученым удалось их восстановить из другого источника – глиняных табличек, обнаруженных в Сузах в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии. Этот просвещенный ассирийский царь задумал создать самую большую библиотеку в мире, и его переписчики документировали все заслуживавшие внимания письменные памятники древнего Востока, разумеется, кодекс законов Хаммурапи они также переписали, и таким образом позволили восстановить его полностью.

Законы Хаммурапи охватывают все сферы человеческой жизни, структура их следующая:

  • Статьи 1-5 – посвящены суду и судопроизводству.
  • Статьи 6-126 – посвящены праву собственности и договорным взаимоотношениям.
  • Статьи 127-195 – посвящены семейным отношениям и праву наследования (по сути это семейный кодекс).
  • Статьи 196-214 – посвящены преступлениям уголовного характера (а это уже криминальный кодекс).
  • Статьи 215-282 – посвящены имущественным преступлениям.

Пролог и эпилог написаны в гимно-эпическом стиле. В прологе прославляется власть царя Хаммурапи как божьего избранника, а в эпилоге говорится о божественной поддержке тех, кто будет следовать этому кодексу законов, и о божественном же наказании для тех, кто будет его нарушать.

Основные законы

Теперь давайте рассмотрим некоторые самые интересные законы из этого кодекса.

  • Если кто-то обвинит другого в том или ином преступлении, а доказать это не сможет, то сам должен подвергнутся соответствующему наказанию. Даже если наказание за преступление – смертная казнь, то несправедливо обвиняющий тогда должен сам быть казнен. (Сурово, но справедливо).
  • Если судья без оснований изменит свое решение, то он лишается звания судьи (без права занимать его впредь) и платит большой денежный штраф. (Такой закон для наших судей бы не помешал, как думаете?)
  • За кражу из дворца или храма, а также за разбой и мародерство во время пожара, войны или других бедствий полагалось самое суровое наказание – смертная казнь.
  • За обыкновенную кражу пойманный вор должен был возместить ущерб в десятикратном размере. Если он этого не мог сделать, то опять таки подлежал смертной казни.
  • В уголовном производстве действовал принцип «зуб за зуб, глаз за глаз». То есть если кто-то кому-то поломал руку, то в наказание за это ему также ломалась рука. Наказанием за убийство было убийство, то есть смертная казнь.
  • Имущество воина попавшего в плен было защищено специальным законом, оно было неприкосновенно и по освобождении воина обратно возвращалось ему.
Читайте также:
Деньги на Руси - когда появились, какими были и как изменялись

Ряд статей кодекса регулирует имущественные отношения между собственником и арендатором земли. Так, например, согласно одного из законов, арендатор несет ответственность за необработанную землю. Если таковая имеется, то он платит штраф собственнику земли в размере одного урожая, который мог бы вырасти на этой необработанной земле.

Весьма интересны законы Хаммурапи в сфере семейного законодательства.

  • Супружеская измена и изнасилование карались смертной казнью.
  • Жене воина попавшего в плен и испытывающей материальную нужду официально разрешалось выйти замуж вторично, но при освобождении первого мужа, она была обязана вернутся обратно к нему.
  • Если жена безосновательно отказывала мужу в физической близости, ему разрешалось с ней развестись.
  • Замужняя женщина могла иметь собственное имущество, на которое не могли претендовать даже кредиторы ее мужа.
  • При заключении брака жених платил отцу невесты специальный выкуп. Если же отец невесты решил расторгнуть заключение брака уже после оплаты выкупа, то должен был вернуть его жениху в двойном размере.

Также стоит заметить, что отдельные законы предусматривали особую ответственность людей разных профессий за халатное исполнение своих служебных обязанностей. Так, например, небрежный строитель, по вине которого обрушился дом, и погибли люди, подлежал смертной казни.

Рекомендованная литература и полезные ссылки

  • Бузескул В. П. Открытия XIX и начала XX века в области истории Древнего мира. Часть I. Восток. — Пг.: Academia, 1923. — 222 с.
  • Текст сборника Законов Хаммураби в переводе: Пер. и комм. И. М. Волкова // Законы вавилонского царя Хаммураби. С 8 рисунками и картой / Под общ. ред. Б. А. Тураева. — М.: Товарищество скоропечатни А. А. Левенсон, 1914. — 81 с. — (Культурно-исторические памятники Древнего Востока, Вып. I).
  • Волков И. М. Кодекс Гаммураби. I. Открытие кодекса // Журнал Министерства народного просвещения. — 1910. — Февраль. — С. 301—316.
  • Волков И. М. Кодекс Гаммураби. II. Гаммураби и его царствование // Журнал Министерства народного просвещения. — 1912. — Сентябрь. — С. 65—77.
  • Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства: Пер. и комм. под. ред. И. М. Дьяконова // Вестник древней истории. — 1952. — № 3 (40). — С. 199—206.

Видео

Законы царя Хаммурапи

Законы Хаммурапи – один из древнейших правовых памятников в истории. Информация пригодится тем, кто хочет освежить законы вавилонского царя в памяти или просто перешел в 5 класс и готовит текста на доклад, презентацию или реферат! Этот древний кодекс законов, созданный около 1755 года до н. е. оказал влияние на древневосточную правовую культуру на протяжении многих столетий. О том какая история создания кодекса Хаммурапи, характеристика и суть основных законов, читайте далее.

История создания законов царя Хаммурапи

Хаммурапи (1792-1750 года до н. е.) был одним из самых известных царей Вавилона. Истории он известен не только как великий законодатель, но и не менее великий завоеватель. В начале его правления территория Вавилонского царства была сравнительно небольшой, помимо столицы туда входило лишь несколько небольших городов, а вокруг были отнюдь не дружелюбные соседи.

Но благодаря ряду успешных военным кампаний, а порой и разным хитрым трюкам, подкупам и сделкам, царю Хаммурапи удалось в разы расширить территорию Вавилонии, завоевать всех близлежащих соседей, и, в конце концов, объединить под своим правлением всю Месопотамию.

Читайте также про другие интересные места Вавилона:

Царь Хаммурапи был выдающимся политиком, стратегом, военачальником, при котором древний Вавилон достиг вершины своего могущества. Поэтому не удивительно, что современники видели в нем божественного избранника, чья правота не может быть оспорена. Царская власть была абсолютно и единоличной, царь считался наивысшим авторитетом и источником закона и правосудия.

Будучи мудрым правителем, Хаммурапи отлично понимал, что править большим государством можно лишь при помощи строгого и справедливого порядка. С этой целью им и был создан знаменитый свод законов, получивший название законы Хаммурапи.

Чем были написаны законы Хаммурапи

Законы вавилонского царя были высечены на специальной конусообразной стеле. Вверху же эту стелу венчал барельеф, на котором были изображены две фигуры:

  • сидячий на троне верховный бог Вавилонского пантеона – Шамаш, олицетворяющий Солнце (читайте про паргелий – явление ложного солнца);
  • и вторая фигура, стоящая с почтением перед божеством – это, скорее всего, сам Хаммурапи, божий избранник.

Эта стела с высеченными на ней законами на долгие столетия была утеряна и лишь в 1901 году ее обнаружила французская археологическая экспедиция под руководством египтолога Жака де Моргана.

Сейчас она хранится в знаменитом парижском музее – Лувре.

Текст законов высечен на стеле клинописью на аккадском языке. Короткие колонки клинописи покрывают лицевую часть барельефа и всю обратную сторону. К сожалению, часть текста стелы не сохранилась, историки предполагают, что ее могли уничтожить эламиты, которые захватили стелу во время одного из своих набегов на Вавилон уже во время упадка Вавилонского царства.

Читайте также:
Завоевание Римом Италии (история, 5 класс) кратко о подчинении территорий

Однако после расшифровки сохранившегося текста, историкам предстали во всей красе законы древнего вавилонского царя.

Законы Хаммурапи – общая характеристика

Первое что бросается в глаза, так это то, что законы Хаммурапи тщательно продуманы и структурированы, что говорит о том, что их составитель был очень педантичным человеком, во всем любившим порядок, да, таким был царь Хаммурапи. Структура кодекса включает вступление, основную часть и заключение.


В основной части имеется 282 параграфа. Из них 35 были стерты эламитами, но не все так плохо, ученым удалось их восстановить из другого источника – глиняных табличек, обнаруженных в Сузах в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии.

Этот просвещенный ассирийский царь задумал создать самую большую библиотеку в мире, и его переписчики документировали все заслуживавшие внимания письменные памятники древнего Востока. Кодекс законов Хаммурапи они также переписали, и таким образом позволили восстановить его полностью.

Законы Хаммурапи охватывают все сферы человеческой жизни, структура их следующая:

  • Статьи 1-5 – посвящены суду и судопроизводству.
  • Статьи 6-126 – посвящены праву собственности и договорным взаимоотношениям.
  • Статьи 127-195 – посвящены семейным отношениям и праву наследования (по сути это семейный кодекс).
  • Статьи 196-214 – посвящены преступлениям уголовного характера (а это уже криминальный кодекс).
  • Статьи 215-282 – посвящены имущественным преступлениям.

Пролог и эпилог написаны в гимно-эпическом стиле. В прологе прославляется власть царя Хаммурапи как божьего избранника, а в эпилоге говорится о божественной поддержке тех, кто будет следовать этому кодексу законов, и о божественном же наказании для тех, кто будет его нарушать.

Основные законы Хаммурапи

Теперь давайте кратко рассмотрим некоторые самые интересные законы царя Хаммурапи из этого кодекса и их суть.

  • Если кто-то обвинит другого в том или ином преступлении, а доказать это не сможет, то сам должен подвергнутся соответствующему наказанию. Даже если наказание за преступление – смертная казнь, то несправедливо обвиняющий тогда должен сам быть казнен. (Сурово, но справедливо).
  • Если судья без оснований изменит свое решение, то он лишается звания судьи (без права занимать его впредь) и платит большой денежный штраф. (Такой закон для наших судей бы не помешал, как думаете?)
  • За кражу из дворца или храма, а также за разбой и мародерство во время пожара, войны или других бедствий полагалось самое суровое наказание – смертная казнь.
  • За обыкновенную кражу пойманный вор должен был возместить ущерб в десятикратном размере. Если он этого не мог сделать, то опять таки подлежал смертной казни.
  • В уголовном производстве действовал принцип «зуб за зуб, глаз за глаз». То есть если кто-то кому-то поломал руку, то в наказание за это ему также ломалась рука. Наказанием за убийство было убийство, то есть смертная казнь.
  • Имущество воина попавшего в плен было защищено специальным законом, оно было неприкосновенно и по освобождении воина обратно возвращалось ему.

Ряд статей кодекса регулирует имущественные отношения между собственником и арендатором земли. Так, например, согласно одного из законов, арендатор несет ответственность за необработанную землю. Если таковая имеется, то он платит штраф собственнику земли в размере одного урожая, который мог бы вырасти на этой необработанной земле.

Весьма интересны законы Хаммурапи в сфере семейного законодательства.

  • Супружеская измена и изнасилование карались смертной казнью.
  • Жене воина попавшего в плен и испытывающей материальную нужду официально разрешалось выйти замуж вторично, но при освобождении первого мужа, она была обязана вернутся обратно к нему.
  • Если жена безосновательно отказывала мужу в физической близости, ему разрешалось с ней развестись.
  • Замужняя женщина могла иметь собственное имущество, на которое не могли претендовать даже кредиторы ее мужа.
  • При заключении брака жених платил отцу невесты специальный выкуп. Если же отец невесты решил расторгнуть заключение брака уже после оплаты выкупа, то должен был вернуть его жениху в двойном размере.

Также стоит заметить, что отдельные законы предусматривали особую ответственность людей разных профессий за халатное исполнение своих служебных обязанностей. Так, например, небрежный строитель, по вине которого обрушился дом, и погибли люди, подлежал смертной казни.

813,Суть «Законов Хаммурапи» (видео)

Кодекс Хаммурапи или Законы Хаммурапи – это один из древнейших сводов законов, дошедших до наших времен. Это кодекс законов старовавилонского периода (ХХ – ХVI вв. до н. э.). Приблизительно был составлен в средине XVIII века во время правления царя Хаммурапи.

Открытие свода законов

Английский археолог Генри Лэйард в 1853 году нашел глиняную табличку, где было написано имя царя Хаммурапи. Уже тогда ряд историков предположили, что на этой клинописной табличке написан свод законов – один первых сводов законов человеческой цивилизации.
Разгадать, что же было написано на этой табличке смогли лишь в 1881 году. Тогда стало известно, что Хаммурапи был не только тем царем, который объединил месопотамские государства в мощную цивилизацию, но и был великим законодателем.
В библиотеке царя Ашшурбанипала были найден еще свод законов, и историки долгое время считали, что именно его руке они и принадлежали, но дальнейшие исследования показали, что они принадлежат царю Хаммурапи.

Читайте также:
Древние орудия труда - чем пользовались люди в древности читать онлайн

Особенности государственного строя Вавилона

Древневавилонское царство представляло собой централизованное государство. В руках царя была сосредоточена законодательная, исполнительная и судебная власть. Вместе с тем царская власть не была сильной. Царь рассматривался как наместник и служитель бога на земле. Снизу царская власть ограничивалась сильным духовенством и богатыми городами. Три священных города Вавилонии — Ниппур, Сиппар и Вавилон — имели льготные грамоты, ставившие их в привилегированное положение. Царь не имел права сажать в тюрьму граждан этих городов, требовать с них солдат, заставлять работать в храмовых хозяйствах. Блюстителями неприкосновенности прав городов выступали жрецы.

Древневавилонские правители создали отлаженный механизм управления. Достигнуто это было путем личного внимания ко всем, даже мельчайшим делам своего государства. Служилая знать вытеснила родовую. Все управление было сосредоточено в царском дворце. Дворцовая система управления отличалась тем, что лица, управлявшие царским хозяйством, занимали высшие должности в государстве; четкого разграничения функций между ними не было. Среди высших сановников государства — визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник. Очень высоко ценились писцы.

В системе государственных органов управления различались центральные и местные. Большими городами управляли наместники царя. На местах, хотя и со значительно ограниченными функциями, сохранялись органы общинного самоуправления, осуществлявшие некоторую административную, финансовую, судебную власть.

Судебные функции выполняли чиновники, назначаемые царем: наместники и правители местности. Высшей судебной инстанцией был царь. Общинные и храмовые суды все больше теряли свое значение. В Вавилоне существовала постоянная армия.

Законы Хаммурапи: общая характеристика

В 1901-1902 годах экспедицией, под руководством француза Жака де Моргана, был найден каменный предмет, на котором высечены законы Хаммурапи . Это базальтовый обелиск. Его обнаружили в древнем городе Сузы (сейчас территория Ирана). Перевез его в Сузы, скорее всего, Эламский царь, после захвата Вавилона.

На базальтовом обелиске, вверху, изображен Хаммурапи, который стоит в почтительной позе рядом с богом солнца Шамашем, который, почитался как покровитель судопроизводства. Под изображением написаны законы Хаммурапи, текст их написан в клинописной форме.

На столбе затерты 35 статей, скорее всего они были затерты после захвата. Сколько статей насчитывалось в судебнике Хаммурапи , с помощью этого артефакта, было бы тяжело определить, но текст утерянных статей удалось восстановить, благодаря другим письменным источникам, дошедших до наших дней. После изучения текстов, из дошедших до нас из древних библиотек, историки определились, сколько статей в судебнике Хаммурапи было изначально. Текст судебника Хаммурапи , разделен на три части.

В первой вводной части текста доносится до нас то, что бог Шамаш передал Хаммурапи эти законы, чтобы сделать Вавилонское государство еще более могущественным и развитым. Каждый, кто не будет соблюдать эти законы, пойдет против воли и веления царя, а также против богов.
Вторая часть – это статьи, в судебнике Хаммурапи насчитывалось 282 статьи. Законы царя Хаммурапи, краткое содержание по разделам:

  1. Здесь установлено наказание за серьезные правонарушения: лжесвидетельство, чародейство или волшебство, изменение уже вынесенных судебных решений. Наказанием была смертельная казнь, а судья платил огромный штраф и лишался должности (1-5 пункты).
  2. Охрана личной собственности царя, приближенных к царю, и храмов, установление ответственности при захвате чужой собственности, за кражу полагалась смерть (6-25 пункты).
  3. О вынесении смертельного приговора для воина, если он послал в поход вместо себя наемника. Проблема в том, что воин за несение военной службы получал надел земли (26-41 пункты).
  4. Об ответственности при использовании чужой земли или поля, в наказание полагались огромные штрафы и суровое наказание (42-88 пункты).
  5. Описание проведения торговых и коммерческих операций (89-126 пункты).
  6. Семейное право (127-195 пункты).
  7. Описание ответственности за нанесение умышленных и неумышленных телесных повреждений (196-214 пункты).
  8. Как правильно совершать операции со всяким движимым имуществом, сюда же включался и наем (215-282 пункта).

В третьей части перечисляются все виды проклятий. Они непременно должны настигнуть человека, всю его семью и потомков, если он не пожелает жить по этим законам и строго соблюдать их. Идет перечень и описание всех вавилонских богов, которые также наложат всевозможные проклятия на человека и весь его род.

Публикация древнего документа и его переводы

В конце XIX века начались раскопки французских археологов на территории Персии. Главным на этих раскопках был назначен известный египтолог по имени Жак де Морган. Он проводил раскопки на месте, где в эпоху Древней Месопотамии лежал город под названием Элам.
В 1901 году было сделано великое открытие – найдет столб (точнее один из его обломков), сделанный из черного камня. Совсем скоро были найдены еще два обломка столба. Сложив все его части, археологи увидели перед собой стелу с текстом. Для исследования этого памятника, его отправили в Лувр. В 1902 году удалось расшифровать название стелы – «Кодекс законов царя Вавилона – Хаммурапи». В конце 1902 года текст кодекса уже был переведен на множество европейских языков. В 1904 году появилось два русских перевода «Кодекса Хаммурапи».
Открытие этого документа было великим открытием, ведь тогда наиболее древними сводами законов считались римские и даже более поздние документы. Но теперь был найден документ, которому около 4 тыс. лет. Проанализировав документ, некоторые ученые пришли к выводу, что он является предшественников другого свода законов – «Законов Моисея».
Также данное открытие подтверждает тот факт, что некоторые предписания Библии попросту были скопированы с более ранних документов. Законы Хаммурапи повели много интересной и важной информации о экономике, праве, строении древнего общества Месопотамии. Многие историки называют Законы Хаммурапи не только один из важнейших документов Древнего Востоке, но и мировой истории в целом.

Читайте также:
Поход Тохтамыша на Москву - в чем значение Куликовской битвы читать онлайн

Законы Хаммурапи : краткое содержание

Законы устанавливали две основные группы: рабовладельцы и рабы. В тоже время, социально общество делилось на:

  • Полноправные жители – авилум.
  • Неполноправные жители – мушкенум.

У полноправных жителей прав имелось больше и они, чаще всего, отделывались только штрафом или небольшим наказанием за любой проступок или неисполнение законов. В то время как неполноправного жителя ждало очень суровое наказание, если он нарушал закон. Неполноправные жители — это низший слой, у которого была только часть прав.

Законы Хаммурапи о рабах определяли группу людей – вардум. Это были рабы, которые вообще не имели прав и они были для своего хозяина только лишь имуществом. Интересно то, что если рабу наносили телесные повреждения, то это не было покушением на здоровье или жизнь, а объявлялось как порча имущества. Если законы Хаммурапи читать внимательно, то становится ясно, что раб — движимое имущество.

Рабы имели право на владение небольшим имуществом, но после смерти оно переходило к хозяину. Рабы имели право создавать семьи. Хозяин имел право отдать его в аренду, заключив договор с нанимателем. В суде рабы не имели право выступать как свидетели. У всех рабов на руке был выжжен знак. Если этот знак, кто-либо пытался вывести, это каралось очень серьезно, вплоть до отрубания рук.

Не менее интересны законы о взыскании долга с должника. До принятия законов, должник попадал в пожизненное рабство к кредитору. Поэтому законы Хаммурапи регламентировали долговое рабство с целью недопущения произвола кредитора в отношении должника и его семьи.

После принятия законов должник или любой из членов его семьи становился рабом на три года. При этом кредитор не имел право отчуждать его имущество. Закон запрещал ему наносить телесные повреждения должнику или члену его семьи. А если он совершил действия, повлекшие смерть должника или кого-либо из его семьи, то кто-либо из семьи кредитора также лишался жизни.

Единым владельцем всей земли в Вавилоне был царь, который выдавал землю в аренду воинам и земледельцам. И они платили ему за это налог. Воины владели землей, имуществом, рабами на правах аренды. Но они имели права наследования. Поэтому имущество передавалось по наследству, также как и сын, после отца продолжал нести военную службу.Воины были в особом почете. И если воин попадал в плен, то, по закону, его обязательно должны выкупить. Если не было нужной суммы, то деньги давал или поселковый храм или они были выделены из казны.

Не менее интересны законы Хаммурапи касательно семейного права. Здесь господствовало патриархальное устройство семьи. Но права у женщины, все же, были, хоть и частично. Мужа для дочери выбирал отец, который и заключал договор с женихом (подобие брачного контракта). Но за женой закреплялось право распоряжения своим приданым (которое наследовали ее дети).

В случае измены женщину жестоко наказывали. Но если виноват муж, то жена могла потребовать у него развод, при этом она забирала свое приданное. Отец не мог без очень веской причины лишить сына наследства. Свои права сын мог защитить в суде. После смерти отца его имущество делилось между его детьми, и их пол не играл никакой роли. Но, тем не менее, если отец семейства попадал в долговое рабство, то он мог на три года отдать вместо себя любого члена своей семьи. Допускалось многоженство, если жена не могла родить ребенка. Также можно было усыновлять детей от рабыни. После смерти хозяина, рабыня-наложница становилась свободной.

Вывод

После рассмотрения мы видим, кого защищали законы царя Хаммурапи . В первую очередь законы защищали интересы царя, потому что земля давалась только на правах аренды. Храмы полностью подчинялись царю, происхождение которого считалось божественным.

Читайте также:
Великие женщины в истории мира - их достижения читать онлайн

О чем заботился Хаммурапи в своих законах во вторую очередь, так это о рабовладельцах. Их интересы, касательно движимого имущества (рабов), были полностью соблюдены. У рабов практически не было прав. Рабовладельцы же являлись главенствующим классом. О чем заботился Хаммурапи в своих законах еще, так это о полноправном населении. Законы для них были мягче, чем для неполноправных жителей и рабов.

Справедливые и несправедливые законы Хаммурапибыли направлены на обеспечение государственности и дали толчок для развития судебной системы в государстве. Они систематизировали и закрепили на законном уровне ответственность и виды наказаний, которые наступали при не соблюдении законов.

Кодекс Хаммурапи: основные законы, описание и история. Кодекс законов царя Хаммурапи

С появлением первых государств возникла необходимость в регулировании общественной жизни в стране, и вскоре начали появляться первые своды законов. Они регулировали права и обязанности граждан, их социальное положение и статус в обществе. Одним из древнейших сводов законов является Кодекс Хаммурапи. Этот ценный исторический источник поражает исследователей своей уникальностью и скрупулёзным подходом к рассмотрению каждой правовой ситуации. Данная статья посвящена обстоятельствам находки Кодекса, истории его составления и основным моментам его содержания.

Открытие Кодекса

Первая находка датирована 1853 годом. Это была найденная английским исследователем Остином Лейардом глиняная табличка с именем царя. В дальнейшем ученым, которые занимались археологическими раскопками в Месопотамии, таблички с именем царя Хаммурапи стали попадаться все чаще. Согласно множеству найденных источников, царь Вавилона вел активную хозяйственную деятельность в стране, он издавал указы о строительстве новых храмов, об организации ирригационных работ на плодородных землях. Также осуществлял правовую деятельность, в частности вел борьбу со взяточниками и казнокрадами и прочими недобросовестными чиновниками. На основании данных мероприятий исследователи сделали предположение, что в Вавилоне существовала некая законодательная база, на которую и опирался Хаммурапи. После обнаружения в середине 19 века в библиотеке Ашшурбанипала глиняных табличек, на которых содержались фрагменты законов, ученые предположили, что Ашшурбананипал и являлся автором этих законов. Первым ученым, который за три года до открытия стелы предположил, что сия заслуга принадлежит Хаммурапи, являлся Фдридрих Делич.

После выдвижения предположения о существовании единого свода законов на территории Месопотамии начала собираться экспедиция на раскопки. После разрешения персидского шаха французская экспедиция в 1987 году во главе с Жаком Морганом отправилась на северо-восток от Вавилона, на предполагаемое место расположения древнего государства Элама. В ходе раскопок были найдены самые разные артефакты – от табличек с клинописными надписями до многочисленных военных трофеев, захваченных в битвах эламитов с вавилонянами. В конце 1901 года Густавом Жекье был обнаружен довольно большой фрагмент черного камня с надписями. Вскоре в процессе дальнейших раскопок на данном месте были обнаружены еще два осколка. Соединив эти три обломка, получили стелу с надписями, которая, вероятно, стала военной добычей эламитов после нападения на Вавилон. В дальнейшем стела была привезена во Францию в Лувр, где ее изучением занялся известный ученый-ассириолог Жан Шейл.

Переводы Законов Хаммурапи

Уже в 1902 году Жан Шейл опубликовал в своем труде «Записки о персидской миссии» текст законов на аккадском языке и его перевод на французском. В дальнейшем текст Кодекса стал переводиться на многие европейские языки. Так, уже в конце 1902 года германские ученые Винклер и Мюллер опубликовали текст стелы на немецком. В 1903 году Законы Хаммурапи стали доступны на английском и итальянском языках. В России перевод был сделан в 1904 году Лопухиным, правда, только с европейского языка. Перевод на русский с оригинального текста был совершен историком Дьяконовым только в 1914 году. Всего же в 20 веке было сделано более тридцати переводов текста законов Хаммурапи на разные языки мира.

Личность царя Хаммурапи

Вавилонский царь Хаммурапи правил приблизительно с 1793 по 1750 год до н. э. Первые годы своего правления он посвятил внутренней политике, в частности реконструкции и строительству храмов, крепостей. А также орошению каналов: по его приказу происходило сооружение новых каналов и очищение старых. После решения внутренних проблем царь Хаммурапи начал политику по расширению Вавилона. Так, в 1787 году им были захвачены важнейшие города Исин и Урук, в 1781 году был присоединён Рапикум. После длительной подготовки в 1764 году им были присоединены все земли Нижней Месопотамии, а в 1756 году под властью Вавилона оказалась вся Месопотамия. Но большего всего царь Хаммурапи прославился как законодатель, а точнее, автор свода законов, которые регламентировали общественную жизнь населения Вавилона. В итоге за годы правления Хаммурапи Вавилон достиг небывалого могущества, в стране произошел экономический рост, развитие частной собственности и торговли. А также произошла централизация государства и укрепление царской власти.

Читайте также:
Казачество кто такие казаки и когда они появились, история возникновения имперского казачьего союза, ФЗ о казачьих обществах, образ казачества в современности, где живут казаки

Особенности монумента с текстом законов

Текст с законами царя Хаммурапи высечен на конусообразном монументе, сделанном из черного диорита. Высота монумента составляет 225 см, ширина – от 165 см на вершине до 190 см в основании, масса же составляет 4 тонны.

Существует несколько версий относительно точной даты создания данной стелы: одни исследователи делают предположение о 2000 годах до н. э, другие временем создания памятника называют 2225 год до нашей эры. На данный момент современные ученые делают вывод, что свод законов был составлен не ранее чем на 35-40 году правления Хаммурапи. Таким образом, исследователи полагают, что монумент был создан в промежутке между 1755 и 1752 годами до н. э. незадолго до смерти вавилонского царя.

Первоначальное расположение монумента с Кодексом Хаммурапи в Древнем Вавилоне вызывает ожесточенные споры, так как само содержание текста памятника противоречиво. Так, в начале местом нахождения памятника упоминается храм Эсагила, расположенный в Вавилоне, но уже в конце Кодекса упоминается другое место, а именно храм Эбаббара. Ученые объясняют эту нестыковку тем обстоятельством, что существовало несколько копий стелы с текстом законов, которые устанавливали в разных городах Вавилона. Найденный Морганом монумент являлся копией памятника, стоявшего в Эсагиле приблизительно в 1155 году до н. э. В результате набега на Вавилон правителя царства Элам монумент оказался в Сузах в качестве трофея. И в 1902 году Морган нашел в ходе раскопок этот монумент в сокровищнице правителя Элама. По всей видимости, он хотел стереть надписи с монумента, так как уничтожено несколько строк, и начертать на нем новые, но его смерть предотвратила уничтожение памятника, и он дошел до наших дней в хорошем состоянии. Сейчас данный монумент находится в Париже в музее Лувра, и его может увидеть каждый желающий. А сейчас стоит дать общую характеристику Кодекса царя Хаммурапи.

Общая характеристика кодекса

Какую можно дать общую характеристику Кодексу Хаммурапи? Он представляет собой древнейший памятник права в мире. Текст законов начертан в виде клинописи на аккадском языке и высечен на каменной стеле. Свод законов Хаммурапи представляет собой правовой источник, который перечислял различные прецеденты, т. е. носил казуистический характер. В целом при составлении законов Хаммурапи и его помощники опирались на многовековой опыт законодательной базы древних шумеров и аккадцев. Кодекс законов царя Хаммурапи – это результат серьезных правовых преобразований, которые были вызваны необходимостью унификации и дополнения существующих норм поведения, которые берут начало еще с первобытных времен. Несмотря на то что данные законы были созданы в жестокие времена, они все же довольно продуманы и логичны, хотя и отличаются чрезмерной жестокостью наказаний за различные нарушения. Кроме того, характерной особенностью закона является тот факт, что, в отличие от большинства подобных древневосточных правовых норм, в нем практически полностью отсутствует религиозный аспект. В целом система законов, созданная вавилонским царем, была самой передовой не только на Древнем Востоке, но и в мире, и оставалось такой вплоть до времен Римской империи.

Особенности текста Законов Хаммурапи

Современными исследователями свод законов (кодекс) Хаммурапи принято условно делить на 282 параграфа, которые регулируют вопросы, связанные с судопроизводством, охраной частного и государственного имущества, брачно-семейными отношениями, а также с уголовным правом. Первая разбивка законов Хаммурапи на 282 параграфа была произведена Шейлем для удобства работы с текстом, так как законы и постановления в Кодексе не пронумерованы.

Особенностью текста на стеле является то обстоятельство, что его фиксировали различными способами. Так, на монументе использовалась более ранняя традиция начертания клинописи, по которой слова и выражения отделялись вертикальными столбцами и клетками. Также на данном памятнике использовалась другая манера письма, по которой на лицевом обороте знаки писались слева направо, а на обратной стороне – наоборот. В первоначальном варианте на стеле находилось всего 49 столбцов, из которых лицевая сторона содержала 21 столбец, а оборотная, соответственно, 28. До наших дней на лицевой стороне сохранилось 19 столбцов со 1112 строками, обратная сторона практически уцелела полностью: 28 столбцов и 2523 строки. Таким образом, в первозданном виде сохранилось 3638 строк, доступных исследователям.

Само расположение текста на монументе довольно трудно для прочтения, так как необходимо было неестественно поворачивать голову, дабы прочесть то, что там написано. Вероятно, подобные монументы ставились не для ознакомления жителей с новыми законами, а для того, чтобы известить об их появлении, а сам текст в более доступном виде воспроизводился на глиняных табличках.

Кодекс Хаммурапи и его содержание

Как было указано выше, текст законов Хаммурапи принято делить на 282 параграфа, которые, в свою очередь, можно разбить на три объёмных блока:

  • законы и постановления, которые касаются имущественных отношений;
  • законы и постановления, касающихся семейных отношений и наследования;
  • уголовные преступления против личности, государства и царя.
Читайте также:
Первые автомобили в мире - кто был создателем, в каком году появился

Имущественные отношения по Кодексу

Постановления царя Хаммурапи, которые касались имущественных отношений, были направлены на защиту частной, общественной и государственной собственности. Однако приоритет отдавался в большей степени государственной, кроме того, вавилонский правитель имел исключительное право на распоряжение всей землей государства, а общинники обязаны платить налог государству за право пользоваться землей. Также, согласно Закону, землю можно было получить за военную службу, а также арендовать её (условия аренды в Кодексе прописаны довольно подробно). За такие нарушения, как недобросовестная торговая сделка, порча чужой собственности, оказание помощи беглому рабу и т. п., предусматривались суровые наказания, вплоть до смертной казни. Хотя необходимо отметить, что в Кодексе Хаммурапи нашли свое отражение и прогрессивные элементы, например, срок долгового рабства не должен был превышать трех лет.

Регламентация семейных отношений и вопросов наследования в законах Хаммурапи

О семейных отношениях, согласно вавилонскому Кодексу Хаммурапи, можно сказать, что они имели чисто патриархальный характер. Все члены семьи были подчинены старшему представителю мужского пола. Также мужчине разрешалось иметь нескольких жен и усыновлять детей от рабынь. Что касается женщины, то она, как и в большинстве древневосточных государств, практически не имела никаких прав, фактически являлась собственностью своего мужчины. Однако все же Кодекс Хаммурапи оставлял за ней некоторые свободы. Так, в случае жестокого обращения со стороны мужа супруга имела право вернуться к родителям, забрав свое приданное. Также при заключении брака возможно было оформление брачного договора между супругами, в котором оговаривались права женщины. Что касается вопросов наследования, то, согласно Кодексу законов Хаммурапи, братья и сестры имели право на равные доли наследства, а дети, усыновленные от рабынь, могли претендовать только на движимое имущество.

Уголовные преступления против личности, государства и царя

За уголовные преступления, согласно Кодексу Хаммурапи, следовали тяжелые наказания вплоть до смертной казни, которая могла применяться в тридцати разных случаях. Основной принцип наказания, на который опирались вавилонские законодатели, гласил: «Око за око!» То есть наказание должно было быть равнозначно совершенному преступлению. Так, например, сыну, который ударил своего отца, согласно Кодексу, отрезали руку. Но существовали и отступления от этого принципа. Например, раб, который ударил своего господина, наказывался ударами плетью, если же пострадал сам раб и не от своего хозяина, то провинившийся должен был выплатить денежный штраф хозяину пострадавшего. Нанесение ран в драке между равными по социальному положению и происхождению людьми влечет за собой возмещение затрат на лечение, правда, виновный должен был доказать отсутствие злого умысла. Что касается женщин, то к ним смертная казнь применялась, например, из-за «утомления» невестки. Также особенностью Законов Хаммурапи в отношении женщин является тот факт, что причинение им телесных повреждений не считалось преступлением, кроме случаев, когда в результате побоев у женщины случался выкидыш. Тогда обидчик обязан был выплатить денежный штраф. Судей как таковых в Вавилоне не было, их функции выполняли, как правило, чиновники или наиболее влиятельные жители города.

Значение открытия Кодекса

Открытие Кодекса царя Хаммурапи имело огромное значение. Многие исследователи называют его важнейшим памятником, помогающим в изучении не только Древнего Востока, но и истории всего мира. Законы Хаммурапи не открывают исследователям ценные сведения о процессах, происходивших в древневосточном обществе (экономике, праве, культуре) – они также послужили серьёзным толчком к изучению клинописных иероглифов. Изучению Кодекса Хаммурапи посвятили свою жизнь такие ученые, как Й. Коллер, А. Унгнад, Ф. Пайзер, которые в 1923 году опубликовали на основе изучения памятника работу Hammurabis Gesetz, вышедшую в шести томах. В 1955 году английскими учеными была опубликована работа The Babylonian Laws, посвященная Законам Хаммурапи, с комментариями авторов.

Таким образом, можно утверждать, что Кодекс Хаммурапи, кратко о котором было рассказано в статье, был составлен по поручению вавилонского царя Хаммурапи в промежутке между 1755 и 1752 гг. до н. э., что позволяет отнести его к древнейшим из найденных правовых памятников в мире. Текст законов был высечен на каменной стеле высотой более двух метров, которая была найдена археологом Г. Жекье в 1902 году. Создание Кодекса было вызвано необходимостью реформирования устаревшей правовой системы Междуречья, которая существовала в неизменном виде с первобытных времен. Текст Законов современными исследователями делится на 282 параграфа, которые содержат ценнейшие сведения об организации судопроизводства, охране различных форм собственности, брачно-семейных отношениях, уголовном праве на Древнем Востоке. Находка Кодекса Хаммурапи послужило серьезным толчком к углубленному изучению древневосточных цивилизаций.

Суть «Законов Хаммурапи»

Кодекс Хаммурапи или Законы Хаммурапи – это один из древнейших сводов законов, дошедших до наших времен. Это кодекс законов старовавилонского периода (ХХ – ХVI вв. до н. э.). Приблизительно был составлен в средине XVIII века во время правления царя Хаммурапи.

Читайте также:
Распад Югославии причины развала страны, основные этапы, итоги межнационального конфликта, государства, образовавшиеся в результате разделения

Открытие свода законов

Английский археолог Генри Лэйард в 1853 году нашел глиняную табличку, где было написано имя царя Хаммурапи. Уже тогда ряд историков предположили, что на этой клинописной табличке написан свод законов – один первых сводов законов человеческой цивилизации.
Разгадать, что же было написано на этой табличке смогли лишь в 1881 году. Тогда стало известно, что Хаммурапи был не только тем царем, который объединил месопотамские государства в мощную цивилизацию, но и был великим законодателем.
В библиотеке царя Ашшурбанипала были найден еще свод законов, и историки долгое время считали, что именно его руке они и принадлежали, но дальнейшие исследования показали, что они принадлежат царю Хаммурапи.

Публикация древнего документа и его переводы

В конце XIX века начались раскопки французских археологов на территории Персии. Главным на этих раскопках был назначен известный египтолог по имени Жак де Морган. Он проводил раскопки на месте, где в эпоху Древней Месопотамии лежал город под названием Элам.
В 1901 году было сделано великое открытие – найдет столб (точнее один из его обломков), сделанный из черного камня. Совсем скоро были найдены еще два обломка столба. Сложив все его части, археологи увидели перед собой стелу с текстом. Для исследования этого памятника, его отправили в Лувр. В 1902 году удалось расшифровать название стелы – «Кодекс законов царя Вавилона – Хаммурапи». В конце 1902 года текст кодекса уже был переведен на множество европейских языков. В 1904 году появилось два русских перевода «Кодекса Хаммурапи».
Открытие этого документа было великим открытием, ведь тогда наиболее древними сводами законов считались римские и даже более поздние документы. Но теперь был найден документ, которому около 4 тыс. лет. Проанализировав документ, некоторые ученые пришли к выводу, что он является предшественников другого свода законов – «Законов Моисея».
Также данное открытие подтверждает тот факт, что некоторые предписания Библии попросту были скопированы с более ранних документов. Законы Хаммурапи повели много интересной и важной информации о экономике, праве, строении древнего общества Месопотамии. Многие историки называют Законы Хаммурапи не только один из важнейших документов Древнего Востоке, но и мировой истории в целом.

Суть законов Хаммурапи: основные положения

Сам документ – это стела высотой в 2, 25 метра с базальта. Вес этой стелы составляет целых 4 тонны. Как уже говорилось, законы были написаны в средине XVIII века до Рождества Христового – в последние годы царствования Хаммурапи.
Часть лицевой стороны и вся задняя часть стелы состоят из столбцов – законов. Читаются от вершины до ее основания. Столбы состоят из строк. На данный момент сохранилось 1638 строк, хотя изначально их было больше. Остальные были уничтожены в результате разрушения породы.
Интересно, но то как был написан весь текст, намекает на то, что он был поставлен не сколько для того, чтобы его могли прочитать (так как написан он был для этого мягко говоря – неудобно), а для того, чтобы продемонстрировать саму волю царя. Мощная стела говорила о том, что это свод законов и с ним нужно считаться. Для непосредственного применения законы Хаммурапи использовались с помощью глиняных табличек.
Схематически весь текст был разделен на 282 параграфа. Каждое словосочетание, которое начиналось со слова «если», считалось отдельным параграфом, то есть постановление – отдельный закон.
Законы Хаммурапи следует разделать на восемь различных групп:
• Отправление правосудия;
• Охрана имущества царских людей, общинников, храма и в конце концов, самого царя;
• Защита собственности, которую получили от царя за верную службу;
• Различные операции с недвижимостью;
• Коммерческие операции и торговля;
• Наследственное и семейное право;
• Преступления против людей;
• Коммерческие операции с движимым имуществом;
Документ также дает четкие данные о разделении общества. Следуя нему, оно делилось на три сословия: свободные общинники, царские люди и конечно же, рабы.
Конечно, можно еще долго говорить о каждой группе законов и на это ушло бы еще несколько часов, как минимум. Но пришло время сделать выводы.
Законы Хаммурапи, как мы узнали – один из важнейших правовых документов в мировой истории. И даже более того, он скорее всего – первый правовой документ. Его роль огромная: он позволяет понять, что же из себя представляло общество Месопотамии, какими законами они руководились, какие роли были отведены каждому сословию и тому подобное.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: