Ярославна краткое содержание балета Б.И. Тищенко, история создания, описание и образы главных героев, сюжет, характерные особенности, интересные факты

«Ярославна» — краткое содержание балета Б.И. Тищенко

В основе сюжета балета «Ярославна», с кратким содержанием которого не помешает ознакомиться перед просмотром самой постановки, лежит «Слово о полку Игореве», вполне справедливо считающееся памятником русской литературы в ее истоках. Музыкальное оформление действий и техника танца позволили посмотреть на это направление театрального искусства с совершенно другой стороны, отойдя от привычного его понимания.

История постановки балета

История создания балета «Ярославна» берет свое начало с 70-х лет XX века, когда знаменитый советский хореограф Олег Михайлович Виноградов, живший и работавший в Ленинграде, задумал постановку по-настоящему русского танца, буквально пропитанного славянским духом. Долго размышляя над тем, какая сюжетная линия может стать основой спектакля, балетмейстер пришел к выводу, что лучшим вариантом является великое древнерусское произведение «Слово о полку Игореве», предположительно написанное в конце XII столетия и освещающее военные события тех лет.

Основной сюжет писания разворачивался вокруг неудачного похода, который русские князья попытались совершить против половцев, будучи разгромленными в итоге. Однако постановка на тему в исполнении Виноградова в значительной мере отличалась от знаменитой оперы «Князь Игорь» Александра Бородина, так как автор рассматривал события и персонажи тех лет с совершенно другой позиции, попытавшись продемонстрировать эти образы зрителю с непривычной стороны.

Также сегодня известны следующие интересные факты о балете «Ярославна»:

  • Главной героиней спектакля автор решил сделать Ефросинью Ярославну, известную как жена новгород-северского князя Игоря, а также как дочь галицкого князя Ярослава, и в дальнейшем все события и действия представлены, как отражение ее чувств и переживаний. Собирательница земель, женщина, жена, мать — именно так, по мнению Виноградова, нужно формировать образ того самого русского духа со всем его величием, трагизмом, жертвенностью и подлинностью.
  • Автором музыки к спектаклю стал Борис Иванович Тищенко, известный советский, а позже и российский композитор и народный артист, который обучался искусству у легендарного Дмитрия Шостаковича. Именно он предложил сопровождать музыкальный ряд оригинальным текстом из древнего сказания, не представляя композиции без него. Кроме того, автор добавил хоровое исполнение и сложные вокальные сцены, максимально отойдя от балетных постановок в их классическом понимании и сразу же отказавшись от сохранения точного хронометража по известному принципу Петипа-Чайковского. Позже Виноградов вспоминал, что полностью подчинился воле Тищенко и ни разу не пожалел об этом, искренне восхищаясь каждой его идеей, используемой для написания гениальных мелодий.
  • Сценографом балета стал Юрий Любимов, легендарный режиссёр «Театра на Таганке», оперный постановщик, актер и педагог, которому балет обязан своей неформальностью и новизной, став своеобразным перформансом того времени. Сам Виноградов считал, что благодаря талантливому художественному руководителю, спектакль буквально ожил с момента его первого появления в зале.
  • Для того чтобы отображать события великого наступления с максимальной исторической точностью, Виноградов обратился за помощью к академику Дмитрию Сергеевичу Лихачеву, вполне справедливо считавшемуся одним из лучших специалистов, исследовавших «Слово о полку Игореве» в СССР.
  • Спектакль заслужил всеобщее признание, получив многочисленные положительные отзывы как со стороны театральных критиков, так и от зрителей. Свою лепту в составление положительных рецензий внес и Дмитрий Шостакович, учеником которого был Борис Тищенко. Позже он признавался, что смотрел балет трижды, каждый раз вдохновляясь не только хореографией, но и ее талантливым музыкальным сопровождением, считая его очень русским по духу.

Безусловно, балет «Ярославна» Тищенко и Виноградова, последний из которых стал автором либретто и костюмов для постановки, внес неоценимый вклад в развитие современного классического танца, фактически став олицетворением грандиозной хореосимфонии, подробно освещающей исторические факты из жизни Древней Руси.

Громкий успех постановки послужил поводом для того, что ее разрешили к вывозу в гастрольные туры за рубеж, где в 1976 году состоялась громкая премьера во французском Авиньоне.

Основная сюжетная линия

Ознакомившись с особенностями драматургии постановки, следует рассмотреть главные события, которые легли в основу литературного произведения и, как следствие, самой постановки. Краткое описание сюжета «Слово о полку Игореве» поможет составить конспект или сообщение на тему о балете «Ярославна», параллельно максимально раскрывая и детали постановки.

Ключевые персонажи

А для того чтобы не возникало путаницы, которая имеет место при изучении новой информации, рекомендуется в первую очередь ознакомиться с главными героями балета «Ярославна», а также их характерными особенностями. Так, ключевыми персонажами повести и ее театральной постановки под руководством Виноградова, являются:

  • Ярославна, княгиня Новгород-Северская, олицетворяющая собой образ верной супруги, тоскующей за своим мужем и молящей за него. Именно ее молитва, именуемая плачем, в начале третьей части «Слова», считается одним из самых высоких поэтических фрагментов этого повествования, оказавшим огромное влияние на русскую культуру в целом. В произведении показано, что любовь и вера тужащей за мужем жены способны сохранить его в целостности и сохранности даже в самом тяжелом сражении. Имя княгини нередко упоминалось в стихотворениях и прозе, ее лик отображали знаменитые живописцы, а стан увековечивали в камне лучшие монументалисты. Сегодня же ювелирные дома даже выпускают украшения в старорусском стиле, называя коллекцию «Ярославна».
  • Князь Новгород-Северский Игорь, персонаж не нуждающийся в представлении, так как он известен даже учащимся средних классов. Отважный правитель и полководец, совершивший несколько походов, включая половецкий. Потерпел поражение в 1185 году, он отвоевал свои позиции спустя несколько лет, забрав награбленное и освободив пленных.
  • Половецкий хан Кончак. Именно против этого Донского хана, организовывавшего набеги на Киев и Переяславль и крутившего интриги в княжеских распрях, выступая то на одной, то на другой стороне, собрал поход князь Игорь.
  • Сын князя Игоря Владимир, который после неудачной битвы попал в плен к Кончаку, но сумел вернуться домой, женившись на дочери хана.
  • Князь Киевский Святослав, отец Игоря. Стоит напомнить, что правитель земли Русской был женат дважды и его второй брак стал причиной серьезного конфликта с архиепископом по неясным причинам. Так, согласно одной версии, ссора и отказ в венчании княжеской пары произошли на почве того, что невеста не выдержала траур по первому мужу. Вторая версия гласит, что виновником конфликта стал сам Святослав, первая супруга которого была жива на момент его второй женитьбы.

В балетной постановке задействовано множество второстепенных персонажей, которые также способны отражать героический поступок русских воинов и силу их духа.

Другие русские князья, с которыми был, так или иначе, связан Игорь, плакальщицы, тужащие за погибшими и попавшими в плен, сами воины, их враги половцы — все эти герои дополняют общую картину, делая ее максимально наполненной и соответствующей духу того времени. Что касается танца, то он также играет большую роль, наглядно передавая физическую и душевную боль героев, причем в непривычной подаче.

Читайте также:
Стихи на Хэллоуин для детей - читать онлайн подборку веселых стихотворений

Краткое содержание

Общая продолжительность спектакля составила 2 часа 10 минут с одним только антрактом, несмотря на то, что всего было предусмотрено три части. Так, первая часть, названная «Раздраем», включила в себя четыре действия: «Усобицы», «Призыв Святослава и сговор Игоревой дружины», «Начало похода» и «Затмение». Вторая часть, именуемая «Черным актом», была представлена в трех действиях, среди которых «Поход», «Первая битва» и «Окружение», тогда как третья («Спасение») состояла из таких пяти последовательных актов, как «Вторая битва», «Плач Ярославны», «Побег», «Возвращение» и «Призыв».

Весь сюжет произведения также можно разбить на три основных части, в которых события развивались в таком порядке:

  • «Раздрай». Во вступлении можно видеть, как искушенный князь Игорь мечтает о возрождении былой славы. Параллельно раздается как глухой протяжный стон голос земли Русской, скорбящей о погибших в бесконечных усобицах. Ярославне предстает страшное предсказание, но не слышит ее молодой князь с кипучей кровью, жаждущий новых подвигов. В итоге собирает полководец войско, призывая истребить половецкого врага. Не удается княгине отговорить своего любимого супруга от похода, который в предчувствии свежей крови не хочет ничего слышать. Солнце скрывается за затмением и отправляется войско на верную погибель, прославляя своего государя.
  • «Черный акт». Приходит полк Игорев на половецкую землю, где степи дурманят своим буйством цветения, заставляя всплывать в голове былые поражения и картинки грядущей катастрофы. И вот бой, который заканчивается легкой победой для русских воинов, получивших трофеи в виде богатств и местных девушек. Но когда заснули воины богатырским своим сном, одна из дев устраивает кровавое жертвоприношение, дабы известить родное племя половецкое о надвигающейся на него погибели. Доходит до него дурная весточка и начинаются шаманские танцы и вымаливание у богов пощады.
  • «Спасение». После пробуждения Игорь вновь отправляется в путь вместе со своими верными воинами. И вдруг ему встречается оазис со всякими яствами, женщинами и вином. На самом деле это засада и войско Игорево терпит бесславное поражение, пав прямо в этом поле. Чувствует беду, Ярославна молит все силы, чтобы смог вернуться ее муж домой, но не слышит ее Игорь, заточенный в темницу, мимо которой вереницей пролетают загубленные души погибших воинов. Со временем князю удается освободиться от плена и вернуться домой, пусть и без своего полка, павшего в половецких степях. Но вместо того, чтобы успокоиться и примириться с судьбою, велит он ковать новые мечи и собирать войско еще больше прежнего, мечтая, наконец-то, разбить врага.

Сказка ложь, да в ней намек, и поставленный по повествованию балетный спектакль наглядно отображает весь абсурд происходящего в этой кровавой каше, а также обреченность народов, вынужденных служить своим воинственным повелителям.

«Див торжествует. Он готов побег устроить, чтобы Игорь новое войско собрал» — по этой цитате можно понять, какие силы управляют великими завоевателями, отправляя их на подобные подвиги, что всячески подчеркивал в своей постановке Виноградов, приводя сравнение действий противоборствующих сторон.

Отзывы о спектакле

Балет «Ярославна» произвел яркое впечатление не только на критиков, но и на зрителей, притом что речь идет о представителях разных поколений, которым довелось смотреть постановку вживую или в записи. Об этом свидетельствуют многочисленные отзывы и рецензии, которые можно найти в сети.

В школе задали написать сообщение по теме «Балет «Ярославна», и я, как мне кажется, успешно справился с этим заданием, поэтому спешу поделиться своим опытом. Сначала я написал вступление, состоящее из нескольких предложений, в котором обозначил главную тему постановки и ее авторов. Основную часть я разбил на несколько, упомянув интересные факты о балете, его главных героях и кратко описав сюжет. Вывод сделал таким же небольшим, как и вступление, подведя общие итоги. Для полноты картины прикрепил репродукцию моего любимого русского художника Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами».

Читайте также:
История пугачевского бунта краткое содержание читать

К сожалению, посмотреть оригинальную постановку Виноградова мне не позволил тогда еще детский возраст и место жительства, но это не мешает мне изучать вопрос. Я сама по образованию историк, поэтому тема знакомая и для меня животрепещущая. Несколько раз перечитывала либретто и пересматривала телевизионную запись балета, которую удалось отыскать в сети, и все время полный восторг! Собираюсь углублять свои знания в этой области, так как она действительно заслуживает особого внимания.

Одно время увлекался историей Киевской Руси в период после ее крещения и знаменитое «Слово» заняло в моем любительском исследовании особую нишу. Посчастливилось увидеть постановку Виноградова 1974 года в МАЛЕГОТе, и сказать, что я тогда был поражен, это значит не сказать ничего. Ярко, смело, экспрессивно, казалось, что на этом этапе вся история классического танца разделилась на «до» и «после». Жаль, что сегодня не ставят ничего подобного, я бы с удовольствием сходил.

Балет «ЯРОСЛАВНА. ЗАТМЕНИЕ». Мариинский театр.

Премьера 30 июня 2017 года, Мариинский театр

Балет «Ярославна (Затмение)» Борис Тищенко написал в 1974 году для ленинградского Малого оперного театра. Спектакль в постановке хореографа Олега Виноградова и режиссера Юрия Любимова стал одним из самых громких балетных событий 1970-х, новаторским шедевром, признанным не только советской публикой и критикой, но и гостями престижного Авиньонского фестиваля. В корне отличный от знакомого по опере «Князь Игорь» взгляд на описанные в «Слове о полку Игореве» события, зрелищные режиссерские находки и пронзительная музыка Тищенко гипнотизировали зрителей на протяжении четырнадцати лет жизни того спектакля. Автор нового сценического решения сочинения Тищенко – хореограф Владимир Варнава. «Читая текст «Слова о полку Игореве», я стараюсь проводить параллели с собой и в своем спектакле по этому произведению ищу эмоции, образы, близкие сегодняшнему зрителю, – говорит постановщик. – Моя история про человека, я размышляю о том, что происходит в душе того, кто совершает поступок лишь в угоду своим амбициям, желая удовлетворить свое эго, накормить своего демона. Это может быть про каждого из нас, и мне хочется, чтобы каждый зритель подумал о своих делах. «Ярославна» не про геройский подвиг, не про освободителя, это трагедия. Это как «Макбет» наоборот – такой хэштег я бы дал нашему спектаклю. В «Макбете» мы наблюдаем почернение души человека, а здесь из затмения через испытания и самую главную вину – смерть большого количества людей, герой приходит к ясности. Тема прозрения одного ценой жизни многих есть в «Слове о полку Игореве», и моя задача как постановщика – этот замысел проявить».

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

I. Раздрай
Искушаемый Дивом, князь Игорь мечтает «прошлую славу похитить, а будущую разделить».
Слышен стон земли русской. Здесь усобицы – дело привычное. Убийство не удивляет. Дива опьяняет запах свежей крови. Опускается небо. Плачут по убитому святые, но не слышат их люди.
А княгиня Ярославна в мёртвых глазах страшное будущее прочла.
Всякий князь власти хочет, да не каждый получит. А Игорева дружина сильна на зависть. Молодой князь вдохновляет. Кровь кипит. Записываются парни в ополчение, встают под знамена Игоря, чтобы добыть себе почестей, а князю – славы. Начинаются сборы в поход. Призывает Игорь истребить врага – «Слава Игорю!».
Слишком мало времени у Ярославны с Игорем. Не удаётся ей отговорить мужа, убежденного в своей правде. Даёт князь команду к началу похода. Кличет Див, предвкушая кровавую жатву.
Солнце скрывается. Затмение.

II. Чёрный акт
Поход продолжается. Ступает войско на чёрную половецкую землю. Cтепь дурманит. Тут мерцают и былые бедствия, и призраки грядущих катастроф. Страшно. Но первая битва с половцами приносит лёгкую победу. Каждому своя награда: Игорю – трофей, а разгоряченной дружине – игры с половецкими девушками.
А когда засыпают воины, приносит дева кровавую жертву, чтобы известить своё племя. Не обманут ночные предчувствия половцев. Сливаются они в шаманской пляске, молят идола. Див доволен.

III. Спасение
Пробуждение не приносит князю покоя. Игорь уговаривает уставших воинов двигаться дальше.
Вдруг. оазис! Как дорогих гостей встречают дружину! Всё, о чём мечтает в дороге воин, – вот оно! Еда, питье, женщины. И главный подарок – князю!
Но это засада. Проиграна бесславно вторая битва. Полегли воины в степи смерти.
А княгиня чувствует: смерть вокруг, но жив ещё Игорь. Несёт ветер плач Ярославны: хоть богов она готова просить, хоть воду, хоть землю – только бы вернули ей мужа.
Игорь в темнице. Текут мимо потоком души погибших воинов.
Див торжествует. Он готов побег устроить, чтобы Игорь новое войско собрал.
Ярославна в отчаянии. Закончилась Ярославна. Нет сил, нет надежды. Мальчик ей обещает: вернётся. Но возвращение Игоря горем омрачено.
Новый призыв возникает. Меч выкован, враг намечен. Пойдём?
О чём молитва будет: о победах будущих или о мире?

Читайте также:
Набукко краткое содержание, герои, сюжетная линия

Продолжительность спектакля 2 часа 10 минут
Спектакль идет с одним антрактом

Возрастная категория 12+

фото: Виктория Назарова

АВТОРЫ И ПОСТАНОВЩИКИ

Музыка Бориса Тищенко
Либретто Владимира Варнавы и Константина Фёдорова

Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Дирижер – Иван Столбов
Хореограф – Владимир Варнава
Художник-постановщик и художник по костюмам – Галя Солодовникова
Художник по свету – Игорь Фомин
Художник-видеографик – Илья Старилов
Главный хормейстер –Андрей Петренко
Хормейстер – Константин Рылов
Продолжительность: 2 часа 10 мин

ИСПОЛНИТЕЛИ

Ярославна – Злата Ялинич
Князь Игорь – Юрий Смекалов
Див – Григорий Попов
Половецкая дева – Кристина Шапран

Ярославна краткое содержание балета Б.И. Тищенко, история создания, описание и образы главных героев, сюжет, характерные особенности, интересные факты

Б.И. Тищенко балет «Ярославна»

«Слово о полку Игореве». Эта бесценная патриотическая поэма Древней Руси всегда вдохновляла учёных, литераторов, художников и композиторов. Безусловно, самым известным творением, созданным по мотивам старинной рукописи, является « Князь Игорь » – выдающаяся опера гениального русского композитора Александра Порфирьевича Бородина. Минуло почти сто лет и отечественные меломаны вновь увидели, как княжеская дружина Игоря воюет с врагами на сцене музыкального театра, однако уже в другом жанре – хореографическом. Речь идёт о балете талантливого советского композитора Бориса Тищенко «Ярославна», в котором образы древнерусской истории представлены зрителю совершенно в ином, новом прочтении.

Краткое содержание балета Бориса Тищенко «Ярославна» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

Краткое содержание балета «Ярославна»

Тревожна и опасна жизнь русичей на родной земле. Междоусобные войны князей ослабляли разрозненное государство. Нещадные кочевые племена постоянно совершали жестокие набеги, убивая и угоняя в плен мирных жителей. Скорбь и страдания постоянные спутники русского народа. Женщины не перестают оплакивать своих убитых мужей и сыновей.

Киевский правитель Святослав Всеволодович призывает удельных князей прекратить воевать друг с другом и совместно направить все усилия для борьбы с внешним врагом – половцами. Однако не внемлет Новгород-Северский князь Игорь Святославич дальновидному призыву Святослава. Жаждущий власти и искушаемый Дивом, Игорь тайно ото всех, сговорившись со своим младшим братом Всеволодом, собирается в военный поход. Наспех простившись с женой Ярославной, которая отговаривала мужа от этой опасной затеи и, несмотря на плохое предзнаменование, указанное солнечным затмением, князь от своих намерений не отказался.

В походе дружину настигает ночь, а на следующий день произошла первая битва с половцами, в которой русичи одержали лёгкую победу. Вдоволь повеселившись с половчанками, уставшие воины заснули, а проснувшись, увидели полчища кочевников, которые за ночь собрали силы, и окружили лагерь русских. Началась вторая битва, длившаяся три дня. На третий день полки Игоря были повержены. Степь была услана мертвыми телами храбрых воинов, а сам князь пленён половцами.

Горькая весть быстро прилетела в Путивль. Русский город утонул в слезах. Ярославна, чувствуя, что её любимый муж жив и находится в плену, с мольбами обращается к духам природы, чтобы они помогли Игорю вернуться домой. Вышние силы благодетельствовали князю, он сумел сбежать из плена и возвратиться в родной край.

Продолжительность спектакля
I Акт II Акт III Акт
40 мин. 25 мин. 30 мин.

Фото:

Интересные факты

  • Согласно исследованиям историков «Слово о полку Игореве», повествующее о неудачном походе Новгород-Северского князя Игоря Святославича, совершённом в 1185 году, было написано неизвестным автором через два года после описываемых событий. Летопись обнаружили в одном из монастырей в самом конце восемнадцатого века, переписали и направили в издательство. К большому сожалению, уникальная рукопись была утрачена во время знаменитого московского пожара 1812 года, однако благодаря сохранившейся переписанной копии и печатным экземплярам мы сегодня имеем возможность знакомиться с этим замечательным древним литературным шедевром.
  • Борис Тищенко родился в Ленинграде в 1939 году. Школу закончил с золотой медалью, после поступил в музыкальное училище, а затем и в консерваторию, в которой по композиции занимался у Дмитрия Шостаковича.

  • Борис Тищенко – выдающийся советский и русский композитор, Народный артист РСФСР оставил богатое творческое наследие, включающее оперу, оперетту, 3 балета, 8 симфоний с номерами и 8 симфоний с названиями, 2 реквиема, многочисленные оркестровые пьесы и сюиты, вокально-симфонические произведения, произведения для хора а капелла, инструментальные ансамбли, произведения для фортепиано, а также музыку к 9 кинофильмам и 9 театральным постановкам.
  • Изначально авторы балета «Ярославна» композитор Борис Тищенко и хореограф Олег Виноградов предполагали дать своему новому детищу символическое название «Затмение». Этим они хотели указать не только на астрономическое явление, предзнаменовавшее гибель русского войска, но и затмение в душе князя Игоря, который, несмотря на предостережения, повёл своих воинов в бессмысленный трагически закончившийся военный поход.
  • Дмитрий Шостакович настолько был поражён музыкой «Ярославны», насквозь пропитанной русским духом, что с большим удовольствием просматривал спектакль трижды. Восхитившись творением своего ученика, он на одной из репетиций, взволновавшись, назвал Бориса Тищенко гением.
  • Через два года после премьерного показа «Ярославну» разрешили к вывозу за границу. В 1976 году, балет успешно был показан на фестивале во французском Авиньоне. После просмотра спектакля лидер одной молодёжной организации заявил, что теперь он понял почему «Советский Союз одержал победу во Второй мировой войне.
  • Борис Тищенко никогда не увлекался новомодными техниками композиции, однако ради воплощения своей идеи в балете «Ярославна» он взялся за тщательное изучение сонорики и алеаторики.
  • После долгого перерыва балет Бориса Тищенко «Ярославна» был поставлен вновь. Премьерный показ состоялся в рамках фестиваля «Звезды белых ночей» 30 июня 2017 года. Балетмейстер Владимир Варнава, дирижёр Валерий Гергиев.
  • В 1974 году в советском Ленинграде балет Бориса Тищенко «Ярославна» считался полудиссидентским.
  • Билеты на балеты
Читайте также:
Заметался пожар голубой - анализ стиха и история создания

История создания балета «Ярославна»

Можно с уверенностью сказать, что история балета «Ярославна» началась с того момента, когда талантливому балетмейстеру театра оперы и балета им. С.М. Кирова Олегу Виноградову, возможно в процессе работы над хореографическими сценами оперы «Князь Игорь », пришла в голову идея вновь обратиться к древнему сюжету, но воплотить его в хореографии. Шесть лет он собирал и изучал материалы, составлял многочисленные варианты либретто. В результате напрашивался вывод, что для этого балета нужны совсем другие средства, нежели привычный классический танец, то есть иные хореографические построения и пластика, а также своеобразная режиссура и художественное оформление спектакля. Тщательно обдумав все нюансы будущего балета, Виноградов обратился к композитору Борису Тищенко, который к тому времени был автором многожанровых музыкальных произведений и к тому же слыл преданным последователем школы Дмитрия Шостаковича . Заинтересовавшись поступившим предложением и тщательно подготавливаясь к повторной встрече с хореографом, Тищенко, внимательно перечитав «Слово о полку Игореве», в итоге пришёл к такому мнению, что описанные события не героическая эпопея, как её обычно представляют, а трагедия целого народа. Композитор для себя определил, что образ князя Игоря должен существенно отличаться от того каким его представил в своей опере Александр Порфирьевич Бородин . Помимо этого, в творческом тандеме авторов было сразу решено, что спектакль будет новаторским с введением в него женского и мужского хоров, которые в ключевых моментах будут исполнять подлинный текст «Слова о полку Игореве».

Музыка была написана за несколько месяцев. Спектакль готовился к постановке в Малом театре оперы и балета, так как Олег Виноградов с 1973 года служил там главным балетмейстером. Для сценографической работы был привлечён режиссёр московского «Театра драмы и комедии на Таганке» Юрий Любимов, чей творческий стиль в театральном искусстве в то время слыл весьма революционным. Оформление «Ярославны» было решено сделать лаконичным и аскетичным, но обязательно пронизанным символикой. Сцену декорировали увеличенными страницами древних летописей, кроме того на ней воздвигли курган как-будто сложенный из человеческих тел и увенчали фигурой похожей на могильный крест.

Премьера балета состоялась в 1974 году 30 июня. Дирижировал спектаклем Александр Сергеевич Дмитриев, который впоследствии вспоминал, что «Ярославна» явилась одной из самых запоминающихся его работ.

Не только первый, но и последующие сто двадцать постановок «Ярославны» проходили с большим успехом, однако через несколько лет балет был снят с репертуара, так как ему были предъявлены несправедливые обвинения в недопонимании патриотического смысла «Слова о полку Игореве».

Музыка балета «Ярославна»

«Ярославна» уже изначально задумывалась авторами как новаторский спектакль с расширенными границами классического балета. Во-первых, в драматургию произведения был введен мужской и женский хор, которые, исполняя подлинные тексты «Слова о полку Игореве», не только бы поясняли события, происходящие на сцене, но, кроме того, передавали эмоциональный настрой главных героев. Во-вторых, чтобы усилить колорит, музыкальный язык спектакля был фантазийно раскрашен тоскливыми наигрышами деревянных духовых инструментов, скорбными «завываниями» оркестра, а также энергичными ритмами, рисующими военные действия.

Балет, разделённый по сюжету на три действия, состоит из сцен, имеющих соответствующие происходящему действию названия.

  • «Вступление к первому действию». Уже сразу архаический настрой в музыку балета вносит открывающий спектакль одинокий и поначалу несмелый голос флейты-пикколо. Её протяжная мелодия, напоминающая народный напев, в процессе развития становится более раскованной. Впоследствии звук пикколо оплетается подголосками сначала одной флейты , потом второй, а затем и кларнета. Образуя своеобразные не особо привычные для слуха гармонии, эта музыка тосклива и печальна.
  • «Стон русской земли». Молитвенный хорал струнных, по характеру отличается особой строгостью и суровостью, ведь звучащий на его фоне мужской хор горько сетует на междоусобицы чванливых князей.
  • «Усобица». Этот номер продолжает повествование о раздорах себялюбивых местных правителей и ярко иллюстрирует княжеские распри. В этой сцене впервые вступает женский хор, который стонет и жалуется, ведь всё происходящее приносит горе и ослабевает силу земли русской.
  • «Убитый» и «Плач по убитому» – в соответствии с названием музыка данных разделов наполнена угрюмыми интонациями плача, так как отображает страдания людей, потерявших своих близких.
  • «Ярославна». В этом разделе перед зрителями впервые появляется главная героиня. Её чувственная и проникновенная тема, олицетворяющая нежную женственность, чистоту и верность, окрашена тембрами гобоя и кларнета.
  • «Святослав». В данном номере в исполнении валторны призывно врывается пронзительная музыкальная тема. Чередующаяся с хором, она отображает призыв дальновидного киевского князя прекратить распри и объединиться для борьбы с внешними врагами.
  • «Игорева дружина», «Сборы в поход», «Слава Игорю». Эпизоды характеризуют заносчивого князя Игоря и его сильную на зависть дружину. Молодые люди идут в ополчение и хвалятся своей храбростью.
  • «Ярославна с Игорем». Нежная и светлая музыка этой сцены является лирическим центром произведения.
  • «Начало похода». Ритмичная музыка эпизода иллюстрирует военные сборы, приказ князя о начале похода, а также радость Дива от предвкушения кровавых жертв.
  • «Затмение». Кульминация первого действия. На фоне высокого свистящего звука органа малый кларнет исполняет, передающий сильный испуг, короткий мотив. К нему с той же музыкальной фразой, как звуковой ком, сразу начинают прибавляться другие инструменты. Звуковая масса внезапно обрывается – наступает шокирующая пауза.
  • «Степь». На фоне таинственного волнообразного глиссандо скрипок, как блуждающие призраки возникают многозначительные реплики флейты, гобоя и кларнета.
  • «Первая битва с половцами». Это динамичная музыка с острыми ритмами, колоритно рисует батальную сцену, в которой преимущество в звучании отдаётся духовым инструментам. Например, кочевников автор изображает звучанием низких деревянных духовых, а русских воинов – звонким звучанием медных.
  • «Ночь перед второй битвой». Скользящие глиссандо возникают вновь, но уже у альтов. Музыка передаёт беспокойный сон русских воинов.
  • «Ночные предчувствия». Солирующая скрипка, на фоне гоготания мужского хора, невнятных хрипов медных инструментов, поддерживаемых ударами барабана и там-тама, рисует картину, которая будоражит воображение.
  • «Вторая битва». Здесь устрашающий характер музыке раздела придаёт своеобразный судорожный ритм, подчиняющий себе все оркестровые голоса.
  • «Плач Ярославны». Номер наполнен особым драматизмом и напряжённостью. Главная героиня печалится по томящемуся в плену своему любимому мужу и русским воинам, которые погибли в битве с врагом. В музыке нет отчётливой мелодической линии, она состоит из заунывных нисходящих интонаций.
  • «Игорь у половцев». В этой развёрнутой сцене довольно интересно показаны образы половецкого мира, которые одновременно притягательны, но в то же время и отталкивают своей, дикой необузданной силой.
  • «Молитва». Суровый и мрачный колорит сдержанного мотива, в котором повторяются одни и те же слова «Господи Боже, помилуй мя», повелительно призывает к единению и тем самым подводит итог всего произведения.
Читайте также:
Облако в штанах - анализ поэмы, краткое содержание, история

«Ярославна». Такое название авторы балета дали своему произведению неспроста. Это имя на Руси во все времена символизировало Родину, святую веру, самоотверженность, верность и мудрость. Билеты на балеты

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Доклад Балет Ярославна 7 класс сообщение

Впервые драматическая танцующая труппа “Ярославна”, в исполнении хореографии и симфонии, произошла в 1974 г. Спектакль прошел в Ленинградском академическом малом театре. Представление было задумано, как смешение балета с хоровым исполнением и пантомимы. Образность “Ярославна” представила себя в новом обличии в искусстве современного балета.

Исторический момент спектакля

Это произведение задумал поставить ленинградский специалист по танцам в балете О.М.Виноградов. Это был не просто отечественное преставление, а была изображена подлинность и его дух. Схема танца и его графика должны были изменить всю структуру простого балета. Для этого Виноградов привел композитора Б. Тищенко, который ранее был последователем Д. Шостаковича. Тищенко заинтересовало такое предложение и вскоре он стал автором этого музыкального произведения. Его путь к славе не был простым и его музыка шла к слушателям годами. Самым известным его произведение стала “Ярославна”. Сам Борис же представил свою партию и ввел еще хоровое исполнение, при этом изложил ход своих мыслей в письменном виде. Обыкновенное театральное представление должно проходить с точным вхождением в эпизод харизматичном виде. Ярославна сюда так не подходила. Тищенко сразу был против, он самостоятельно разобрался в определении каждого эпизода. Виноградов беспрекословно подчинился работе Борису. Работа заключалась в том, чтобы исключить вариации таких, как па-де-де и тому подобных движений по сцене.

На сценографию был приглашен Ю.Любимов, это руководитель художественной самодеятельности театра на Таганке.

Хоровое выступление в мужском обличии передает уникальную энергичность военного похождения, а какое прекрасное звучание издают оркестровые наигрыши. В первом акте звучит свирель, ее звук напоминает народное исполнение песен.Во втором действии слышны усыпляющие стоны скрипки. Затем издаются некоторые шорохи, передавая моменты наступления битвы. В третьем акте передаются многие моменты плача княжны, стоны пахаря, читаные молитвы.

В качестве консультанта выступал академик Д.С.Лихачев.

Получившийся спектакль “Ярославна” был просто оригинальным и вскоре разрешили выступать на гастролях за рубежом.

Доклад №2

Впервые балет был поставлен в Ленинградском академическом оперном театре в 1974 году. Балетмейстером выступил хореограф О. М. Виноградов, он же составил либретто ко всему балету и продумал костюмы. По его задумке спектакль должен был быть пронизан русским духом от начала и до конца, воплощать в себе традиции русского народа, отражать истинно русские ценности. Постановка состояла из трех актов и кардинально отличалась от традиционного академического русского балета. Спектакль сочетал в себе хореографию, пантомиму и хоровое пение, что в то время было воспринято как новаторство в этом виде искусства.

Композитором выступил Борис Тищенко – ученик известного Дмитрия Шостаковича. Он самостоятельно установил длительность каждого музыкального отрывка и не стал следовать традиционным балетным установкам.

В основу спектакля легло знаменитое произведение “Слово о полку Игореве”. Сценография была возложена на знаменитого режиссера и художественного руководителя Юрия Любимова, особую роль которого отметил Б. Тищенко. Стоит отметить, что в написании сценария участвовал лучший специалист по данной летописи – Д.С. Лихачев.

Читайте также:
Пейзаж в романе Толстого Война и мир, пример сочинения

Вопреки опасениям создателей, спектакль был хорошо встречен зрителями и даже разрешен к вывозу на гастроли, где был успешно показан на Авиньонском фестивале во Франции. Критики обратили особое внимание не только на русскую атмосферу, которую так стремились создать авторы, но и на историческую достоверность спектакля.

Действующие лица:

  • Княгиня Новгород-Северская (Ефросиния Ярославна);
  • Князь Новгород-Северский (Игорь);
  • Половецкий хан Кончак;
  • Сын князя Игоря Владимир;
  • Князь Киевский Святослав Великий;
  • Другие действующие лица – Плакальщицы, Князья, Русские и Половецкие воины.

Сюжет:

  • 1 действие: экспозиция, завязка сюжетных линий. Междоусобицы. На Руси, угроза извне, намерение князей совершить поход, интриги в их рядах. Хор в песне «Стоне Русской земли» повествует о разногласиях князей: «Сказал брат брату: «Это моё, и то моё же». Терзаемая междоусобицами провоцирует своей слабостью набеги половцев. «Усобица» показывает зрителю ужас этих нападений, смерть и пленение мирного населения. Мощная сцена «Затмение» в конце первого акта давит на зрителей, показывает безысходность сложившегося положения. Звук всех инструментов оркестра резко обрывается, наступает генеральная пауза.
  • 2 действие: первое сражение войска Игоря с половцами, где последние терпят поражение. Вечером победители пируют и развлекаются, не зная, что в это время их окружают вновь прибывшие силы половцев.
  • 3 действие: поражение и пленение князя Игоря. Его жена Ярославна скорбит о поражении его войска. Князь совершает побег, действие завершается его призывом к мести половцам.

Балет «Ярославна» по-прежнему является образцом русского искусства и находит отклик в сердцах зрителей и критиков.

7 класс краткое содержание

Балет Ярославна

Популярные темы сообщений

Роспись по дереву появилась много тысяч лет назад. Ее история начинается еще в каменном веке. Это одно из первых появившихся искусств на нашей планете. Подделки из древесины очень ценились и свидетельствовали о высшем положении в обществе.

Кофейное дерево – удивительное растение, благодаря которому мы каждый день можем пить кофе и бодриться. Помимо того, что оно растёт в природе, дерево можно также посадить у себя дома, и, если за ним хорошо ухаживать,

Австралия – засушливое место на Земле, в связи с этим некоторые растения, произрастающие там, научились с этим бороться. Бутылочное дерево – одно из них. Это самое причудливое, теплолюбивое дерево на земле.

Балет “Ярославна”, В.И.Тищенко
презентация к уроку по музыке (7 класс) на тему

Презентация к уроку

Скачать:

Вложение Размер
urok_7_klassa.ppt 582.5 КБ
urok_dlya_7_klassa.doc 45.5 КБ

Онлайн-тренажёры музыкального слуха – Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Тема Урока: Балет «Ярославна» Б.И.Тищенко (7 класс)

Цель: Познакомить детей с балетом «Ярославна», творчеством композитора Б.И.Тищенко, сравнить и проанализировать в чем отличие классического построения балета от современного. Прослушать отрывки из балета.

– развивать навыки музыкального восприятия произведений;

– воспитывать чувство прекрасного через произведения искусства.

– закрепить понятие балет, программа спектакля.

– повторить сюжет литературного произведения «Слово о полку Игореве»

  1. Сообщение темы урока (Слайд 1)

У: Сегодня мы познакомимся с балетом «Ярославна» и композитором Борисом Ивановичем Тищенко. Проследим отличие современного балета от классического.

У: Что такое балет?

Дети: – музыкально-драматическое произведение, действие в котором передается с помощью танца и пантомимики. Классическом балета в программе мы можем увидеть па-де-де – танец вдвоем, па-де- труа – танец втроем.

У: Запишите себе в тетрадь особенности классического построения балета. ( Слайд второй )

Особенности современного балета.(слайд 3)

У: Сегодня на уроке мы познакомимся с таким балетом «Ярославна». В основе постановки этого балета лежит произведение «Слово о полку Игореве»

У: Великие произведения искусства, рожденные в далекие времена, современны и сегодня. Их создатели так глубоко проникли в тайны мира и человеческих отношений, что мы и сегодня можем найти в них ответы волнующие нас сегодня. Одним из таких произведений является «Слово о полку Игореве», о котором известный литературовед Лихачев писал: Каждая эпоха находит в нем свое и новое.

Давайте вспомним, о чем это произведение?

Дети: Князь Игорь со своим войском собирается идти на Кончака против половцев, жена его Ярославна отговаривает его, но князь со своим сыном Владимиром уходят. Проигрывают сражение князь попадает с сыном в плен. В это время Брат Ярославны …………

Композитор Борис Иванович Тищенко написал музыку к балету «Ярославна». (Слайд 4)

Этот композитор родился в Ленинграде 23.3.1939 – 10 декабря 2010 года,

В своем творчестве он По-новому освещал образы древнерусской истории и русского фольклора. И в этом мы сегодня убедимся.

В этом балете все по новому.

В отличие от трактовки сюжета в опере А. Бородина “Князь Игорь”, композитором XX в. подчеркнут трагизм поражения Игорева войска.

Вот что он говорил о своем детище (слайд 5)

Самой важной моей работой в Ленинградском Малом театре стал балет «Ярославна», который занимает в моей жизни особое место. Он стал кульминацией моего творчества. Сегодня, спустя почти тридцать лет после его премьеры, зная все, что происходило в мировом балете за эти годы, по оригинальности я не могу поставить рядом с «Ярославной» ни один спектакль! (Не думаю, что это завышенная самооценка.)

Как же создавался этот балет.

Воплощение темы князя Игоря в опере Бородина ему не нравилось, но сюжет не выходил из головы и волновал меня постоянно.

Как раз в это самое время артист балета Кировского театра Юрий Хохлов — очень симпатичный, скромный человек — принес ему свое либретто балета «Князь Игорь» в трех актах. К сожалению, балетное либретто Хохлова пересказывало оперное — и героем его также оставался князь Игорь: именно такая интерпретация во мне вызывала протест. Ничего себе герой! Всех обманул, погубил войско, показал неспособность противостоять татарам и вверг свою родину в двухсотлетнее татаро-монгольское иго! Ну никак я не мог такого принять!

В большинстве древних летописей события того времени и авантюра князя Игоря описывались так же трагично, как и в «Слове». Мало-помалу в моем воображении возник образ автора-летописца «Слова» — участника исторических событий.

Героиней нашего балета стала Ярославна. Образ русской женщины (матери, сестры, жены, возлюбленной) — собирательный символ Родины — определился как основа всей конструкции спектакля, а все остальное возникало словно через ее мысли и чувства.

Балет «Ярославна»: (конспект) Слайд6.7.8.

1. Все русские у меня танцевали босыми, все враги (женский кордебалет) — на пуантах, в мужских костюмах, с закрытыми лицами: руки — в черных перчатках, пуанты — черные, как копыта, тело — в темно-коричневом трико. Сам костюм — и штаны, и рубаха — из тарной ткани (мешковины грубой фактуры — очень дешевой).

2. Привычных па –де-де и любовных сцен вообще нет.

3. Сочетание пения и танцев. В 1 действии звучит мужской хор «Стон Русской Земли»

4. Приглашены не артисты а лучники, которые изображали половцев, они

танцевали вокруг извивающегося Игоря, всаживали в пол сцены натуральные стрелы. Попадание каждой такой стрелы в пол Игорь пластически акцентировал, выражая телесную боль, а в конце падал без движения внутри рокового круга из стрел…

5. Декорации – тексты старинных хроник и летописей.

Когда открывался занавес, в полной темноте на декорационном заднике и кулисах медленно высвечивались древние тексты «Слова о полку Игореве». В светлых одеждах цвета страниц стоял кордебалет русичей: женщины — в одинаковых длинных рубахах чуть разных тонов, с убранными в узел волосами, перевязанными тонкой лентой; мужчины — в рубахах и штанах такого же тона, с волосами, забранными кожаным ремешком по лбу. На костюмах проступали древние литеры.

Сгруппированные в соответствии с церковными канонами, они напоминали фреску, изображающую Русь, словно олицетворяя собой часть этого текста — фразы, слова, буквы. Все персонажи будто выходили из текста и в него же возвращались. Из-за кулис появлялись только половцы.

У: Балет «Ярославна» – балет в 2 актах, (слайд 8.9.10.11)

В основе балета – подлинное событие рус. истории 12 в.: окончившийся поражением поход Новгород-Северского князя Игоря Святославича на половцев. Важнейшие эпизоды – “Сборы в поход”, “Жёны русские”, “Поход”, “Затмение”, “Окружение”, “Вторая битва”, “Плен”, “Плач Ярославны”, “Побег”, “Призыв к единению”.

Самобытный музыкальный язык балета включает в себя суровые распевы, звучащие у мужского хора, энергичные наступательные ритмы военного похода, скорбные “завывания” у оркестра (“Степь смерти”), тоскливые наигрыши духовых, напоминающие звучание жалеек.

У: Сейчас мы послушаем Вступление к балету, так открывается 1 действие. Негромко звучит голос пастушьей свирели, мелодия которой напоминает протяжную русскую народную песню.

У: Как развивается мелодия, какую картинку она рисует. Можно ли сравнить инструментальный напев со звучанием человеческого голоса?

У: После вступления звучит мужской хор «Стон Русской земли»

Это эпическое повествование, за которым встает образ древнего летописца, именно хор комментирует происходящее на сцене, именно хор подчеркивает эмоциональное состояние героев.

У: Какие образы балета раскрывает музыка вступления и хора «Стон Русской Земли»

У: О, стонать Русской земле, вспоминая первые времена и первых князей. Ибо сказал брат брату: «Это мое, и то мое же». И стали князья про малое «это великое» говорить и сами на себя крамолу ковать. А поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую. Тоска разлилась по Русской земле; печаль обильная потекла посреди земли Русской.

Ключевые фрагменты текста „Слова о полку Игореве” (в спектакле МАЛЕГОТа тексты летописи были элементами сценографии) звучат в исполнении хора, то рассказывающего о давних событиях, то комментирующего происходящее, то перерождающегося в действующих людей и голоса природы.

В „Стоне Русской земли” мужской хор повествует о распрях русских князей: „Сказал брат брату: „Это мое, и то мое же””. Композитор разворачивает перед слушателями картину тревожной жизни Руси. Раздираемая междоусобицами земля становится жертвой набегов кочевых племен. В „Усобице” мы слышим крики угоняемых в половецкое рабство женщин, хрипит перед смертью пахарь („Убитый”). Возвращаются интонации русского плача.

У: Именно этими произведениями начинается балет «Ярославна»

Вывод: (Слайд 12,13,14)

  1. Назовите особенности современного балетного спектакля.
  2. Кто написал балет «Ярославна»
  3. Почему автор назвал так свой балет.
  4. Как открывается 1 действие.

Что хотел сказать автор словами в финале оперы:

Вступите же, господа, в золотые стремена за обиду сего времени, за землю Русскую! Свои размышления записать в тетрадь.

Ярославна, балет в трех действиях по “Слову о полке Игореве”, соч. 58, (1974)

1. Действие I (36:21)

Вступление, Стон русской земли, Усобица, Убитый, Плач по убитому,

Ярославна, Святослав, Игорева дружина, Сборы в поход, Слава Игорю,

Ярославна с Игорем, Начало похода, Затмение

2. Действие II (23:54)

Вступление, Продолжение похода, Степь, Первая битва с половцами,

Игры с половецкими девушками, Ночь перед второй битвой,

Ночные предчувствия, Вежи половецкие, Идол

3. Действие III (29:57)

Вступление, Кличи, Стрелы, Вторая битва с половцами, Степь смерти,

Плач Ярославны, Игорь у половцев, Побег Игоря, Мальчик – пахарь,

Возвращение, Призыв, Молитва

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Технология» 5 класс (девочки), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)

Программа содержит пояснительную записку. и развернутое календарное планирование.

Рабочая программа по предмету «Технология» 6 класс (девочки), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)

Программа содержит пояснительную записку и развернутое тематическое планирование.

Рабочая программа по предмету «Технология» 7 класс (девочки), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)

Программа содержит пояснительную записку и развернутое тематическое планирование.

Рабочая программа по предмету «Технология» 5 класс (мальчики), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)

Программа содержит пояснительную записку и развернутое планирование.

Рабочая программа по предмету «Технология» 6 класс (мальчики), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)

Программа содержит пояснительную записку и развернутое планирование.

Рабочая программа по предмету «Технология» 8 класс (девочки), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)

При разработке программы использовались нормативные документы, обеспечивающие ее реализацию.Программа составлена для общеобразовательного класса, который сформирован из учащихся с различной трудовой п.

Рабочая программа по предмету «Технология» 7 класс (мальчики),по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)

Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе «Технология. 5–7 классы (вариант для мальчиков)».Программа рассчитана на 34 недель по 2часа. Курс труда реализуется чере.

Урок по музыке в 7 классе «В музыкальном театре. Балет «Ярославна»

наталья ермократьева
Урок по музыке в 7 классе «В музыкальном театре. Балет «Ярославна»

Тема урока: «В музыкальном театре. Балет

«Балет «Ярославна»

Цель урока: расширить и углубить знания учащихся о жанре «балет», познакомить с творчеством Б. И. Тищенко.

Задачи урока:1) образовательные — знать понятия «балет», типы балетного танца, составляющие балета — пантомима, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио;

уметь — определять рольбалетмейстера и дирижера в балетном спектакле,

приводить примеры балетов, полные имена композиторов и балерин и танцовщиков.

2. воспитательные — воспитание патриотизма.

3. Развивающие — развивать вокально-хоровые навыки при работе над песнями «Журавлиная песня», «Моя Россия».

Тип урока: расширение и углубление знаний.

Ход урока

Музыкальное приветствие: – День добрый! День добрый! Слова эти мы повторим. День добрый! День добрый! – Всем друзьям говорим!

Проведем разминку. (презентация)

• Назовите простые жанры (песня, танец, марш)

• Вспомните сложные жанры (опера, балет, симфония, концерт)

• Что мы называем душой музыки? (мелодия)

• Что такое скорость исполнения музыкального произведения? (темп)

• Назовите русских композиторов. (Бородин, Глинка, Чайковский,.)

Следующий вид работы —Найди лишнее:

«Руслан и Людмила», «Князь Игорь», «Щелкунчик», «Иван Сусанин»

«Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Жизнь за царя», «Щелкунчик».

• Ритм, динамика, вальс, мелодия.

• Труба, флейта, виолончель, гобой.

• К. Сен-Санс, П. И. Чайковский, М. И. Глинка, А. П. Бородин.

В качестве эпиграфа к уроку я взяла слова А. С.Пушкина:

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла, всё кипит;

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит.

«Евгений Онегин» А. С. Пушкин

– Почему именно эти строки я взяла в качестве эпиграфа?

– О чем пойдет речь сегодня на уроке?

Обратите внимания на изображения, которые лежат у вас на партах.

Предложите тему сегодняшнего урока.

Постановка темы урока, целей, задач самими учащимися.

Что мы должны узнать на уроке? С какой целью будем вспоминать и расширять наши знания о таком жанре, как «балет».

– Узнали ли персонажей балета П. И. Чайковского?

Действительно, создатель русского классического балета — П. И. Чайковский.

Он автор трех балетов — каких?

Некоторые фрагменты из этих балетов давно уже стали самостоятельными концертными номерами.

Давайте посмотрим такой фрагмент и попробуем вспомнить, что такое балет.

Видеофрагмент. – Танец маленьких лебедей.

Изучение новой темы — расширение и углубление понятий.

На экране — несколько вариантов определений «балета».

Балет — от итальянского «танцевать»

Балет — сложный жанр.

Балет — музыкально-театральный жанр, который возник из простого жанра «танец».

Балет — музыкально-драматическое произведение, действие которого передается средствами танца и пантомимы.

По тематике балеты бывают разные:

балет-поэма

балет-сказка

опера-балет.

Попробуйте определить, к какому типу балета относится балет П. И. Чайковского «Щелкунчик»? (балет-сказка)

с каким понятием мы не встречались на уроках? (опера-балет)

Любой балетне может обойтись без:

балетмейстера, дирижера

Типы танцев в балете: характерные, классические.

Танец маленьких лебедей — это какой танец? Почему?

Кроме того, в современном балете выделяют танцы — ритмопластический, современный.

На экране —виды танцев:

Соедините стрелкой нужное определение танца.

• медленный танец главных героев

Русский балет славится уже несколько веков и имена русских балерини танцовщиков известны во всем мире:

Великие произведения искусства, рожденные в далекие времена, современны и сегодня. Их создатели так глубоко проникли в тайны мира и человеческих отношений, что и мы — их потомки — можем найти ответы на волнующие нас вопросы. Одним из таких произведений является «Слово о полку Игореве».

В связи с изучением какой темы мы вспоминали данное произведение?

Вспомним действующих лиц:

Ярославна — его жена

Современную интерпретацию этой древнерусской повести предложил Борис Иванович Тищенко, сочинивший балет «Ярославна» («Хореографические размышления в трех действиях по мотивам «Слово о полку Игореве») Названия балета не случайно. Образ Ярославны — по-своему собирателен. Это символ Родины-матери, святой веры, самоотверженности, верности.

В своих учебниках вы видите только год рождения, так как в декабре 2010 году после продолжительной болезни композитор скончался. Каким он был, давайте посмотрим видеофрагмент и отметим.

Видеофрагмент о жизни композитора Тищенко Б. И.

Балет «Ярославна» – одно из самых известных произведений композитора. Послушаем вступление и отметим, черты какого простого жанра слышатся в главном инструментальном напеве вступления? Звучит вступление.

• Какой инструмент солирует?

• Приём скольжения звуков флейты роднит этот инструментальный напев со звучанием человеческого голоса?

• Голоса каких деревянных духовых инструментов присоединяются к звучанию малой флейты.

• С каким символом древнерусской церковной музыки связано число голосов во вступлении — три?

После вступления звучит хор. «Стон Русской земли».

• С какой целью Б. И. Тишенко вводит в балет хоровой коллектив?

Определим тип хора: женский, мужской, детский, смешанный.

• Какие образы балета раскрывает музыка вступления и хора «Стон Русской земли».

Давайте сравним мнение самого композитора о своем произведении.

Композитор Б. И. Тищенко сделал свою интерпретацию произведения, причем не совпадающую с мнением композитора А. П. Бородина. Вы согласны?

Но все-таки какую красивую мелодию создал Бородин, исполняющуюся до сих пор.

Исполнение мелодии «Улетай на крыльях ветра».

– Новая песня, над которой мы начали работать на прошлом уроке имеет некоторое сходство с лиричности и протяжности. Какие особенности исполнения вы заметили?

Про себя поем 1 куплет. Потом вслух

Вспомним мелодию припева.

Обобщение темы, задач урока.

– С каким композитором познакомились на уроке?

– Как называется произведение, которое он сочинил?

– Какие образы поднимает в своем произведении Б. И. Тищенко.

Образ Ярославны — это символ Родины-матери, святой веры, любви, самоотверженности и верности. Существует ли это образ в наше время. Актуален ли он?

Мы знаем, что Россия для каждого из нас — тоже мать.

И закончить урок мне хочется песней «Моя Россия».

Споем только 3 куплет.

– Какую роль выполняет хор в развитии балета «Ярославна»?

– Какой, непривычный для балета, коллектив исполнителей вводит Б. Тищенко в балете «Ярославна»?

Конспект урока по музыке в 1 классе на тему «Баба-яга» по УМК «Школа России» КОНСПЕКТА УРОКА Тема: «Баба-яга». Класс: 1В УМК: «Школа России» Дата: 29.03.19 Цель: создание условий для ознакомления учащихся с отрицательными.

Конспект урока по музыке «Лирическая тема в русской классике» в 4 классе Предмет: музыка Учитель: Абрамова Ольга Николаевна Класс:4 Тема урока: Лирическая тема в русской классике. Цель: создать благоприятные условия.

Урок МХК в 10 классе «Музыка эпохи Возрождения» Тема урока: «Музыка эпохи Возрождения» Тип урока: Урок сообщения новых знаний Форма урока: лекция Технология урока. Проблемное обучение.

Урок риторики «Подготовленная речь» в 3 классе Подготовленная речь. Приемы подготовки.. 1 четверть Федеральное государственное образовательное учреждение «Прогимназия «Снегири» Управления.

Урок Добра в 1 классе Цель урока: – сформировать в сознании детей понятие «доброта», – пробудить в детях чувство добра, милосердия, взаимопомощи, проявлять заботу.

Урок-концерт по музыке для 6–7 классов «Кто сказал, что надо бросить песни на войне?» Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа № 7» Предмет «Музыка» Урок – концертДля 6-7 классовНа.

Урок кубановедения в 1 классе Из истории кубанских фамилий. Цель: Познакомить учеников с историей кубанских фамилий и их значением. Задачи: П – развивать интерес к истории.

Урок музыки в 1 классе «Музыка осени» МУЗЫКА ОСЕНИ Цель: помочь войти в мир красоты осенней музыки с чувством сопричастности к природе, связать жизненные впечатления детей с.

Урок окружающего мира в 3 классе «Воздух» ЦЕЛИ: 1) Расширить знания детей о воздухе. 2) Познакомить детей со свойствами воздуха,. 3) Развивать умения работать в паре. 4) Формировать.

Фотоотчет «Классный час «Урок милосердия» в 3 классе» “Ты поверь, совсем не трудно человеком добрым стать”» 7 сентября в нашей школе состоялся Единый день милосердия. Во всех классах прошли.

Балет ярославны доклад

Балет «Ярославна» по мотивам «Слова о полку Игореве» впервые поставлен в Ленинградском академическом малом оперном театре (МАЛЕГОТ) 30 июня 1974 года. С самого начала эта постановка вносила новаторские идеи и кардинально иное понимание русского классического балета. В «Ярославне» органично переплетались пантомима, хоровое пение и балет. В результате такого смешения глазам зрителей предстала грандиозная эпическо-драматическая хореографическая симфония.

Балетмейстером трёхактной постановки выступал ленинградский хореограф Олег Виноградов, он же написал музыкальное либретто к этому сценическому произведению и разработал костюмы. Основной идеей Олега Виноградова было придать постановке исконно русский дух, выраженный в хореографических и музыкальных образах. По замыслу балетмейстера, главная героиня постановки — Ярославна, должна была стать собирательным образом русской женщины, в ипостаси матери, жены, сестры, любимой и символично воплотить образ Родины. Постановка должна была кардинально отличаться от традиций классического балета в плане сценографии и танцевального языка.

Композитором «Ярославна» стал ученик Дмитрия Шостаковича — Борис Тищенко. Именно он ввел в партитуру хор и сочинил голосовые либретто, составившие музыкально-сценическую основу постановки. Традиционный композиционный костяк балета по правилу Петипа — Чайковского, с обязательным хронометражем всех эпизодов, здесь не годился. Тищенко самостоятельно определил продолжительность каждого музыкального фрагмента, отойдя от традиционных для балета — вариаций и па де де. Сценографией занимался известный режиссёр и постоянный руководитель Театра на Таганке Юрий Любимов. В первой постановке «Ярославны» танцевали Никита Долгушин, Василий Островский, Константин Новосёлов в роли князя Игоря, Татьяна Фесенко, Светлана Широких, Тамара Статкун в роли Ярославны, Олег Ужинский в роли Святослава Великого.

Несмотря на оригинальный новаторский характер, балет был позитивно встречен публикой и зрителями. Критики отмечали русскую атмосферу, историческую достоверность и художественную подлинность постановки. Балет «Ярославна» поставленный Олегом Виноградовым и Юрием Любимовым успешно совершил гастроли во многих театрах страны и был разрешён к выезду на гастроли на Запад. Эта постановка до сих пор считается эталонной. Для её воплощения требуется огромное мастерство режиссёра, балетмейстера, дирижёров и танцовщиков балета.

Художественный замысел балета «Ярославна» раскрывают следующие персонажи, задействованные в постановке: Игорь — князь Новгород-Северский, Ефросиния Ярославна — княгиня Новгород-Северская, Святослав Великий, князь Киевский, Владимир, сын Игоря, князья, плакальщицы, Кончак, хан Половецкий, русские дружинники, половецкие кочевники.

Сюжет произведения «Ярославна» отражает содержание «Слово о полку Игореве». В первом действии раскрывается экспозиция постановки и завязываются сюжетные линии. Зрители узнают о междоусобицах На Русской земле, об опасности от внешних врагов, о замысле русских князей совершить поход и интригах в рядах князей и их дружинников. В «Стоне Русской земли» хор мужчин рассказывает о спорах русских князей: «Сказал брат брату: «Это моё, и то моё же». Русь, раздираемая распрями, делается лёгкой добычей набегов половецких племён. В «Усобице» зрители слышат крики уводимых в половецкий плен женщин, видят смерть мирного пахаря («Убитый»). В окончании первого акта — мощная сцена «Затмение». На фоне звучащего в верхних тонах органного кластера играет кларнет—пикколо, высвистывающий тревожную мелодию. На полтона ниже этот же мотив повторяет первый кларнет, после чего вступают все инструменты оркестра. Зрителей постепенно окутывает безысходно плотное и густое, как мгла, давление всех инструментов оркестра, которое неожиданно обрывается генеральной паузой.

Во втором действии вниманию публики предстаёт первая битва с половцами и окружение русского войска. Сначала Игорь и его дружинников одерживают победу над немногочисленными половецкими отрядами. Вечером происходят непритязательные игры с половецкими девушками—полонянками, тем временем неисчислимое половецкое войско окружает дружину.

В третьем действии события принимают драматичный оборот, войска князя Игоря терпят поражение от неприятеля, сам князь оказывается в плену. Ярославна скорбит о поражении Игоря и его дружинников. Тем временем князь решается совершить побег. Князь Игорь ступает на родную землю, но соотечественники принимает его не как победителя. Люди помнят о гибели дружины. Действие заканчивается призывом князя Игоря отомстить противникам за поражение земли русской.

Балет «Ярославна» — один из образцов развития русского сценического искусства. Эта постановка по-прежнему убедительна и не перестаёт со временем захватывать внимание зрителя.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: