Я покинул родимый дом анализ стиха, приемы, эпитеты

Анализ стихотворения Сергея Есенина «Я покинул родимый дом»

Тема родины была сквозной в произведениях Сергея Есенина. У поэта образ «голубой Руси» ассоциировался с деревней Константиновкой, ее прекрасной природой, народными песнями и крестьянскими хатами. Переживания Сергея в тяжелый период разлуки с домом и родными людьми находили отображение в его творчестве. Анализ стихотворения Есенина «Я покинул родимый дом» поможет читателям понять, что чувствовал автор вдали от своей малой родины.

  1. История создания
  2. Композиция произведения
  3. Жанр, направление и размер
  4. Тема и идея
  5. Образы и символы
  6. Средства выразительности
  7. Отзывы читателей

История создания

Сергей Александрович написал стихотворение в 1918 году. Незадолго до этого он съехал от отца и стал снимать жилье вместе со своим другом Анатолием Мариенгофом. Однако тосковал поэт не по своему московскому дому, а по малой родине. Летом 1912 года, еще задолго до написания стиха, Есенин оставил родное село Константиново ради Москвы. Тогда поэт только окончил школу и понимал, что жизнь в глубинке не для него, поэтому желал вырваться в город.

Сергей верил, что в Москве его ждет успех. Так и случилось. После публикации одного из первых сборников «Радуница» и написания ряда произведений для детей («Сиротка» и «Сказка о пастушонке Пете») к Есенину пришла настоящая популярность.

В большом городе его довольно быстро и тепло приняли в светских кругах. Поэт умел легко зарабатывать себе популярность, он был душой компании. В московской суете у Сергея практически не было свободного времени. Государственный переворот 1917 года открыл для него новые горизонты и возможности для самореализации.

Но Есенин испытывал не только довольство своим сложившимся положением в обществе и славой, но и периодически ностальгировал. Он понимал, что больше никогда не вернется жить в свой первый дом в родной деревне, и эти мысли навевали на него тоску.

Свои переживания Есенин отразил в стихе «Я покинул родимый дом». То, что поэт скучает по малой родине, становится понятно с самых первых строк.

Композиция произведения

Стихотворение состоит из четырех четверостиший. В нем сложно выделить сюжет, но, несмотря на это, поэт последовательно выражает свои мысли. Каждая строфа раскрывает определенную тему:

  • в первой поэт рассказывает о том, что ему пришлось попрощаться с родным домом, а также предается воспоминаниям о матери;
  • затем автор рассказывает о своем отце;
  • в третьем четверостишье лирический герой выражает свои переживания о том, что, возможно, он еще нескоро увидит близких людей;
  • в последней строфе описывается образ клена, для Есенина он был символом дома и стража Руси.

Поэт даже ассоциирует себя с этим деревом, говорит, что они похожи. В произведении Сергей не повторяет уже упомянутые факты, поэтому можно считать, что композиция у стиха линейная.

Жанр, направление и размер

По направлению стихотворение, скорее всего, относится к имажинизму. Год написания произведения — 1918, что принято считать точкой отсчета этого направления в литературе. В будущем Есенин не раз говорил, что относит себя к поэтам-имажинистам. Авторы, которые писали в этом направлении, главной целью своего творчества ставили создание образов. Такими же принципами в тот период руководствовался и Сергей Александрович.

По жанру «Я покинул дом» Есенина относится к лирическому стихотворению. Стихотворный размер — анапест. Автором была использована перекрестная рифма.

Тема и идея

Главная тема стихотворения — Родина. Поэт тосковал по селу, в котором он вырос, рассказывал о своей привязанности к дому, отцу и матери. Эта тема присутствует во всем творчестве Сергея Александровича. Отечество значит для него очень много, ведь в этом понятии заключается все то, что он любит и помнит с малых лет. Поэт тоскует по отчему дому, испытывает грусть, поэтому предается воспоминаниям о природе, среди которой раньше жил, рисует перед читателем иллюстрации прекрасной «голубой Руси» с ее красотой. Вспоминает оставленный дом и мать, которая стала заметно старее.

Родина для Есенина заключалась во всем, что было вокруг: и в березняке, и в цвете яблони, и в клене, который стережет Русь. Семья и Родина всегда были святынями для Сергея. Эти понятия неразделимы, ведь как невозможно забыть отца и мать, так и нельзя стереть память о том, откуда ты родом.

Поэт также поднимает социальные вопросы. После переезда перемены начались не только в жизни Есенина, но и в образе той самой Руси. В стране происходила смена власти, поэтому Сергей понимал, все уже не будет по-старому, все, что остается, — это воспоминания. Перемены коснулись всего, даже когда-то казавшихся нерушимыми основ патриархальной сельской жизни.

Ключевая идея стихотворения — человек не может жить без своих корней. Семья, традиции и места, где он вырос, становятся духовной опорой для личности на всю ее жизнь. Без памяти об этом человек кажется одиноким и беззащитным перед трудностями, что готовит судьба. Оттого и важно хранить эти ценности, не позволяя кому-то их разрушить.

Стих наполнен грустью, но в то же время у него красивые лиричные строки. Поэт никогда не видел преград на пути к любви своей Родины. Несмотря на критику власти, он продолжал воспевать о любимой Руси и оставался верным своим идеалам о безвозвратно исчезнувшей России.

Мысли поэта были сосредоточены не только на личных волнениях, но и на общественных. По его мнению, революция не могла спасти крестьянство, она лишь подавляла его, навсегда меняя образ села. В 1918 году автор не мог дать точную оценку происходящему, ведь новая страна только начинала свой путь. Поэтому в произведении видно не протест системе или ее осуждение, а лишь грусть по прошедшим временам и слабый страх настоящего.

Читайте также:
Каникулы краткое содержание рассказа Рэя Брэдбери, анализ произведения, главные герои, основная мысль и вопросы

Образы и символы

У стихотворения довольно небольшой размер. Несмотря на это, лирик ввел в него множество различных образов:

  1. Лирический герой является патриотом, он скучает по своей деревне и сравнивает разлуку с ней с пургой. Он ностальгирует по «голубой» России и чувствует вину, потому что его родители остались одни.
  2. Родители Сергея Есенина — это центральные образы произведения. Он с любовью вспоминает о матери и подмечает, что она и отец уже начали заметно стареть. У отца в бороде видна седина, что так похожа на цвет яблони. У поэта нередко возникали с ним разногласия, но Сергей всегда любил его. Воспоминаниями о родных людях Есенин подчеркнул свое нежное к ним отношение.
  3. Ближе к концу в стихотворении появляется образ старого клена. Автор сравнивает себя с ним, говорит, что они похожи «головами». За счет такого сравнения создается символ надежды на то, что пока поэт будет вдали от дома, его малая родина останется практически неизменной. В сильном дереве лирический герой видит своего наместника, которому будет под силу защитить родную землю и напомнить людям о нем.
  4. «Голубая Русь» Есенина — это образ прошлого России. Он присутствует как в начале, так и в конце произведения. Для поэта Русь — это крестьянские угодья, просторные поля, реки и озера, по которым он давно скучает. Голубой цвет — это чистое небо, водная гладь и другие необъятные дали. Русь для Есенина — символ святости и умиротворения. Ее образ неразрывно связан с деревенскими пейзажами.

Вскоре на смену «голубой Руси» придет другая — советская, стальная. Но поэту так и не удастся к ней привыкнуть. В произведении также были образы луны, воды, дождя и пурги. С их помощью автор дополняет картины природы.

Образы природы и людей тесно переплетаются в произведении, мать находит утешение в березняке, луна и звезды распластались на воде «золотой лягушкой». Сам же лирический герой, покидая родной дом ради города, оказывается оторван от гармоничной жизни и своих корней. Ведь в городе природа и человек всегда разобщены.

Средства выразительности

Сергей Есенин использовал в стихотворении множество художественных приемов. За счет этого читателю легко представить красочную картинку, описываемую автором:

  1. Метафоры: «березняк над прудом теплит», «золотою лягушкой луна распласталась», «седина у отца пролилась в бороде».
  2. В стихотворение также были введены олицетворения: пурга поет и звенит, у клена, что стережет Русь, есть голова и нога.
  3. Встречаются в произведении также эпитеты: «голубая», «золотая», «тихая».
  4. Использовал Есенин и сравнение: «словно яблонный цвет, седина».
  5. Автор придумал собственные формы слов, чтобы точнее передать свои мысли и сделать стихотворение более благозвучным: «яблонный», «теплит».

Интересно также и то, что Сергей Александрович ассоциирует себя с природой. В стихотворении он говорит, что на него похож старый клен. Благодаря такому приему четко видна привязанность поэта к природе и единство Есенина с «голубой Русью», его целостность с землей и родиной.

Анализ «Я покинул родимый дом» будет полезен ученикам восьмых классов во время подготовки к занятию по литературе, при написании сочинения или доклада о творчестве поэта. Чтобы точнее понять настроение и чувства Есенина, ученики могут скачать и прослушать аудиоверсию стихотворения.

Отзывы читателей

Сергей Есенин — чудесный поэт, который всегда умел выливать свои чувства на бумагу. Я давно изучаю его творчество, сильнее всего в нем привлекает умение описывать окружающую природу. В этом стихе она прямо-таки живая, словно чувствует его настроение и состояние. Читая работы Есенина, всегда представляю себя на его месте. Кажется, словно это я проживаю все эти моменты, горести и радости, а не он.

Прекрасное стихотворение, удивительное. Читая его, кажется, что автор — старый, видавший жизнь человек. Трудно поверить, что его написал молодой человек 23 лет. Слишком уж много в нем мудрости и печали.

Читайте также:
Капитанская дочка цитаты и афоризмы героев романа А.С. Пушкина

Люблю творчество Есенина и то, как он описывает свои эмоции. Кажется, словно все строки написаны обо мне. Так описать своих родителей сможет не каждый автор.

Анализ стихотворения «Я покинул родимый дом» Есенина

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 70.

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 70.

Стихотворение Сергея Есенина “Я покинул родимый дом” было написано в 1918 году. Его идея зародилась в период, когда поэт находился в разлуке с родными, малой Родиной. Краткий анализ “Я покинул родимый дом” по плану будет полезен при изучении произведения на уроке литературы в 8 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Я покинул родимый дом.

История создания – стихотворение создано в 1918 году, когда поэт покинул село, в котором родился и вырос, в нём отразились последствия переезда: грусть по прошлому, переживания поэта.

Тема – стихотворение отражает тему, сквозную для лирики Есенина – любовь к малой Родине, тоска по ней.

Композиция – линейная, можно выделить четыре последовательные части: воспоминания о матери, отце, печаль о том, что расставание не скоро закончится и сопоставление самого поэта с кленом, который “стережёт голубую Русь”, так любимую Есениным.

Жанр – произведение относится к жанру лирического стихотворения.

Стихотворный размер – произведение состоит из четырёх строф, представляющих собой четверостишия, написанные анапестом (трехсложный размер с ударением на последний слог), используется точная и неточная, мужская рифма, способ рифмовки – перекрёстный АВАВ.

Метафоры“березняк над прудом теплит… “кто листьев целует дождь”грусть”,м , “седина у отца пролилась в бороде”.

Олицетворения“долго петь и звенеть пурге”, “Стережёт голубую Русь старый клён на одной ноге”.

Эпитеты“голубую Русь”, “старый клён”, “на тихой воде”.

Сравнение“Золотою лягушкой луна распласталась…”, “Словно яблонный цвет, седина”.

История создания

Стихотворение написано молодым поэтом в 1918 году, когда он уехал из родного села, оставив там всё, что ему дорого. Тоска по малой Родине вылилась в строки: “Я покинул родимый дом, голубую оставил Русь” . Это произведение хорошо отражает общую картину всей дореволюционной лирики Есенина, который любит родную страну, переживает за её судьбу, скучает по родным местам. Стихотворение было опубликовано в разгар славы поэта, ведь ещё три-четыре года назад он был неизвестен широкой публике.

Тема стихотворения “Я покинул родимый дом” – родина, тоска по знакомым с детства местам, привязанность к дому и семье. Поэт вспоминает местность, в которой жил, ярко описывает её: “В три звезды березняк над прудом” , “Золотою лягушкой луна” . Такое описание отчётливо рисует нам образы – прекрасной “голубой” Руси с её удивительной по красоте природой, дома, оставленного поэтом, родителей, печалящихся о сыне и заметно стареющих: “Теплит матери старой грусть” , “…седина у отца пролилась в бороде” .

Композиция

В произведении нельзя выделить какой-либо сюжет и его развитие, но поэт последователен в описании. Так, в первой строфе он сообщает читателю, что распрощался с родным домом, вспоминает о матери. Во второй строфе Есенин говорит об отце. В третьей части он переживает о том, что не скоро снова увидит родных, так как долго ещё “петь и звенеть пурге” . Завершается стихотворение описанием образа клена, который для лирического героя представляется стражем Руси, дома поэта. Есенин ассоциирует себя с ним: “тот старый клён головой на меня похож” . Автор не возвращается к уже упомянутому, поэтому композицию можно назвать линейной.
Стихотворение состоит из четырёх строф по четыре строчки (катрен). Поэт использует разные виды рифмы: точную (дом – прудом, воде – бороде), неточную (Русь – грусть, в нём – клён), мужскую – ударение всегда падает на последний слог: дом, Русь, прудом, грусть, луна, воде и так далее. Рифмовка – перекрёстная, рифмуются первая и третья, вторая и четвёртая строки.

“Я оставил родимый дом” представляет собой лирическое стихотворение. В нём отражены мысли, чувства, переживания лирического героя.

Средства выразительности

Стихотворение написано с использованием различных художественных средств, благодаря чему читатель представляет красочную картину, описанную поэтом.

Есенин использует много метафор: “березняк над прудом теплит… грусть” , “седина у отца пролилась в бороде” . Кроме того, наблюдаются также и олицетворения: “долго петь и звенеть пурге” , “Стережет голубую Русь старый клён на одной ноге” , сравнение: “Золотою лягушкой луна распласталась…” , “Словно яблонный цвет, седина” . Разнообразны эпитеты, применённые автором: “голубую Русь” , “старый клён” , “на тихой воде” .

Интересным представляется способ, который характерен для Есенина как поэта. Он ассоциирует себя с природой. В данном случае – с деревом: “…тот старый клён головой на меня похож” . Такой приём не только отражает привязанность, неотделимость поэта от природы, русской земли, родины, но и рисует нам образ самого поэта. При этом он кажется старым, много пережившим, трудно представить, что это стихотворение написано 23-летним поэтом, молодым ещё человеком.

Читайте также:
Фамусовское общество в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" характеристика

Анализ стихотворения «Я покинул родимый дом» (С.А. Есенин)

Когда покидаешь родной дом, непременно испытываешь двоякие чувства. С одной стороны, ты безмерно рад новым возможностям, путям саморазвития и бурному водовороту неизведанной жизни. Но, с другой стороны, тебя одолевает навязчивое чувство ностальгии, и нередко ты слышишь отголоски сомнений: «Все ли я сделал правильно?». Таким испытаниям подвергся Сергей Есенин в момент, когда покидал родное село Константиново. Стихотворение «Я покинул родимый дом» передает чувства, которые переживал русский поэт. Многомудрый Литрекон познакомит нас с разбором данного произведения.

История создания

Стихотворение «Я покинул родимый дом» было написано в 1918 году. Этот год в биографии поэта отождествляется с переездом из села Константиново в Москву. Есенина теснила родная глубинка, потому он хотел вырваться в городскую среду, где его ждали слава, признание и творческий успех.

Действительно, так и произошло. Его довольно быстро принимают в высокое общество, в котором он обретает популярность. Свободного времени у Сергея практически не остается, такой образ жизни его затягивает все больше. Свершившаяся революция открывает для Есенина еще больше возможностей для самореализации.

Однако вместе с чувством удовлетворенности приходит и чувство ностальгии. Поэт прекрасно понимает, что домой он уже не вернется. Свои переживания он заключает в стихотворение, в котором уже самые первые строки передают тоску Сергея по отчему дому: «Я покинул родимый дом, голубую оставил Русь».

Жанр, направление, размер

  • Жанр – лирическое стихотворение. «Я покинул родимый дом» — малое произведение литературы, которое передает эстетически значимые переживания поэта. Состоит из четырех строф по четыре катрена.
  • Направление – предположительно имажинизм. 1918 год – год написания данного стихотворения, принято считать точкой отсчета такого направления, как имажинизм. Поэты, примыкавшие к этому литературному веянию, главной целью перед собой ставили создание образов, чем и руководствовался Сергей Есенин.
  • Размер – анапест, рифма – перекрестная.

Образы и символы

Несмотря на небольшой размер, стихотворение богато различными образами. Центральными выступают образы родителей Сергея: его матери – «в три звезды березняк над прудом теплит матери старой грусть» и отца – «словно яблонный цвет, седина у отца пролилась в бороде». С отцом у Сергея нередко возникали разногласия, но, тем не менее, Есенин любил его, что мы видим в стихотворении. Этими упоминаниями поэт еще раз подчеркнул свое трепетное отношение к близким людям.

В конце произведения появляется образ «старого клена». Есенин как бы сравнивает себя с ним («старый клен головой на меня похож»), создавая символ надежды в то, что пока он будет вдали от дома, его малая родина не сильно изменится. Его душа так или иначе неизменно обращена к родным краям. В сильном и постоянном дереве лирический герой видит своего наместника, который защитит родные земли и напомнит людям о нем.

Все стихотворение пропитано образом «голубой Руси». Это крестьянские угодья, просторные поля, реки и озера, по которым так скучал автор. Также присутствуют образы луны, воды, пурги, дождя, которые только дополняют картину родной природы, что может выразить любое человеческое чувство.

Лирический герой является патриотом своей малой родины, он скучает по ней, сравнивая разлуку с пургой. Его тревожить ностальгия по голубой Руси и смутное чувство вины за то, что его старики остались одни.

Темы и проблемы

  1. Главной выступает тема Родины, которая прослеживается во всем творчестве Сергея Есенина. Отечество для него — это то, что он любит и видит перед собой, это то, что с детства запомнилось поэту. И когда наступает момент прощания с отчим домом, конечно, он испытывает тоску и грусть. Основная тема стихотворения — тоска по голубой Руси, которая осталась в деревне.
  2. Также важна социальная тема. Ведь с переездом Есенина начались кардинальные перемены в образе жизни той самой «голубой Руси». Это отразилось на, казалось бы, нерушимых патриархальных основах деревенской жизни. Сергей понимает, что прежней картины уже не увидит, потому ему остается лишь вспоминать о своей утрате.
  3. Любовь к семье — тоже тема для размышлений автора. Он вспоминает о матери и отце, сравнивая их с природными явлениями. Для поэта семья и Родина были святынями, которых нельзя было разделить.

Основная идея

Испытывая глубокие и сильные переживания, Есенин не находил лучшего способа выговориться, чем написать стихотворение. «Я покинул родимый дом» не стало исключением. Сергей никогда не видел преград на пути к любви к своей Родине. Так, несмотря на советскую критику, он продолжал воспевать любимую «голубую Русь». Он оставался одним из немногих, кто был свято верен идеалам навсегда исчезнувшей России. Смысл его произведения заключается в ностальгии по родным местам и прошлому, которое он продолжает любить, несмотря ни на что.

Читайте также:
Белый пудель краткое содержание рассказа А.И. Куприна, характеристика

Главная мысль Есенина — это не только личные переживания, но и общественные. Революция не спасала, а подавляла крестьянство, навсегда меняя облик деревни. Конечно, в 1918 году автор еще не мог дать полную оценку тому, что происходило, поэтому в этих строках мы слышим не осуждение, а грусть по прошедшему и смутный страх от настоящего времени. Неслучайно он сравнивает его с пургой, в которой ничего невозможно разобрать.

Средства выразительности

Автор использует тропы, которые подчеркивают красоту родимых краев:

  • Метафоры – “березняк над прудом теплит… грусть”, “Золотою лягушкой луна распласталась…”, “седина у отца пролилась в бороде”.
  • В стихотворении также присутствуют олицетворения: “долго петь и звенеть пурге”, “Стережет голубую Русь старый клен на одной ноге”.
  • Стихотворение богато и эпитетами: “голубую Русь”, “Золотою лягушкой”, “на тихой воде”.
  • Нельзя забывать и про сравнения: “Словно яблонный цвет, седина”.

Анализ стиха «Я покинул родимый дом» Есенина

Стихотворение «Я покинул родимый дом» Сергея Есенина было написано в 1918 году. Его идея зародилась в период, когда поэт находился в разлуке с родными, малой Родиной.

Сочинение и анализ «Я покинул родимый дом» можно использовать на уроке литературы в 8–9 классах, чтобы дать школьникам представление об этом произведении.

  1. Текст стиха «Я покинул родимый дом»
  2. Краткий анализ произведения
  3. Анализ стиха «Я покинул родимый дом»
  4. Подробный анализ стихотворения
  5. Сочинение о стихе Я покинул родимый дом

Текст стиха «Я покинул родимый дом»

Сергей Есенин

Я покинул родимый дом

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге.

И я знаю, есть радость в нем

Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого, что тот старый клен

Головой на меня похож.

Краткий анализ произведения

В этом произведении поэт рассказывает о своем чувстве к родной земле, рисует образы тоски, грусти, одиночества. Автор легко проводит параллели, рассказывая читателям о своей неразрывной связи с Россией.

  • История создания – стихотворение создано в 1918 году, когда поэт покинул село, в котором родился и вырос, в нём отразились последствия переезда: грусть по прошлому, переживания поэта.
  • Тема – стихотворение отражает тему, сквозную для лирики Есенина – любовь к малой Родине, тоска по ней.
  • Композиция – линейная, можно выделить четыре последовательные части: воспоминания о матери, отце, печаль о том, что расставание не скоро закончится и сопоставление самого поэта с кленом, который “стережёт голубую Русь”, так любимую Есениным.
  • Жанр – произведение относится к жанру лирического стихотворения.
  • Стихотворный размер – произведение состоит из четырёх строф, представляющих собой четверостишия, написанные анапестом (трехсложный размер с ударением на последний слог), используется точная и неточная, мужская рифма, способ рифмовки – перекрёстный АВАВ.
  • Метафоры – “березняк над прудом теплит… “кто листьев целует дождь”грусть”,м , “седина у отца пролилась в бороде”.
  • Олицетворения – “долго петь и звенеть пурге”, “Стережёт голубую Русь старый клён на одной ноге”.
  • Эпитеты – “голубую Русь”, “старый клён”, “на тихой воде”.
  • Сравнение – “Золотою лягушкой луна распласталась…”, “Словно яблонный цвет, седина”.

Удивительно яркое стихотворение дает читателям представление о мастерстве Сергея Есенина.

Мне нравится 11

Анализ стиха «Я покинул родимый дом»

Анализ стихотворения Есенина «Я покинул родимый дом» кратко по плану:

  1. История создания. Произведение “Я покинул родимый дом…” было создано С. А. Есениным в 1918 г. Впервые оно было напечатано в харьковской газете “Борьба” (1920 г.).
  2. Жанр произведения — лирическое стихотворение.
  3. Основная тема — тоска автора по своей малой родине. Сергей Есенин покинул родную деревню Константиново и переехал в Москву еще в 1913 г. Первое время он очень часто возвращался на родину в гости. Постепенно активная литературная деятельность все больше захватывала молодого поэта, у него совершенно не оставалось свободного времени.

Октябрьская революция и строительство нового социалистического общества необычайно вдохновили поэта. Он полностью погружается в бурную послереволюционную жизнь. Есенин физически не мог вернуться в родное село, но в душе он постоянно обращался к образу семейного очага.

Поначалу Есенин идеализировал революцию, не замечая ее негативные черты и последствия. Поэтому так резко звучит его прощание с родиной: “Голубую оставил Русь”. Поэт словно бы отрекается от своего деревенского патриархального прошлого ради жизни, построенной на совершенно других началах. Все же разом оборвать вошедшую в плоть и кровь связь невозможно.

Лирический герой с печалью вспоминает о своих престарелых родителях, которым нет места в грядущем коммунистическом обществе. В стихотворении появляется пророческое предсказание Есенина: “Я не скоро, не скоро вернусь”.

Читайте также:
Коробочка Мертвые души - описание образа, характеристика

Поэт действительно несколько лет не был в Константиново. За это время он даже успел совершить заграничное путешествие. Однако предсказание больше относится к духовному возвращению.

Когда первый восторг Есенина перед революцией прошел, он постепенно вновь начинает обращаться к деревенской тематике. Уже в 1918 г. Есенин предчувствовал, что разбушевавшейся в России пурге предстоит еще “долго петь и звенеть”. Поэт чувствовал, что его втягивает в революционный водоворот, впрочем, он и не сопротивлялся этому.

Все же в отличие от настоящих фанатиков революции Есенин сохранял в душе спасительный символ “старого клена”, олицетворяющего собой всю уходящую в прошлое деревенскую Русь.

Сравнивая себя со “старым кленом”, молодой поэт подозревает, что неизбежно испытает разочарование в революционных преобразованиях и в поисках защиты обратится к родной земле.

Как и во многих других своих произведениях, Есенин указывает на неразрывную связь человека с природой. В его понятие родины входят не только село и родители, но и “березняк”, “пруд”, “клен”, “дождь”.

  1. Композиция стихотворения последовательная.
  2. Размер произведения — трехстопный анапест с перекрестной рифмой.
  3. Художественные средства. Есенин использует очень яркие образы, уходящие корнями в русский фольклор. Эпитет “голубая” сразу же вызывает ассоциации с безоблачными чистыми небесами православной Руси.

Необычные метафоры неразрывно связаны с русской природой: “в три звезды березняк”, “золотою лягушкой луна”, “яблонный цвет”. Поэт традиционно широко применяет олицетворения: “березняк… теплит”, “луна распласталась”, “петь и звенеть пурге”.

Центральным символическим образом в стихотворении выступает “старый клен”, связывающий лирического героя с родной землей.

  1. Главная мысль произведения заключается в том, что каждый человек должен свято хранить память о своих родных корнях. Даже самые значительные общественные потрясения — временное явление.

Они “отзвенят” и исчезнут без следа. Возвращение к нормальной жизни может оказаться очень непростым делом. В этом случае спасительным маяком для человека станет его малая родина.

Подробный анализ стихотворения

История создания

Стихотворение написано молодым поэтом в 1918 году, когда он уехал из родного села, оставив там всё, что ему дорого. Тоска по малой Родине вылилась в строки: “Я покинул родимый дом, голубую оставил Русь”.

Это произведение хорошо отражает общую картину всей дореволюционной лирики Есенина, который любит родную страну, переживает за её судьбу, скучает по родным местам. Стихотворение было опубликовано в разгар славы поэта, ведь ещё 3–4 года назад он был неизвестен широкой публике.

Тема

Тема стихотворения “Я покинул родимый дом” – родина, тоска по знакомым с детства местам, привязанность к дому и семье. Поэт вспоминает местность, в которой жил, ярко описывает её: “В три звезды березняк над прудом”, “Золотою лягушкой луна”.

Такое описание отчётливо рисует нам образы – прекрасной “голубой” Руси с её удивительной по красоте природой, дома, оставленного поэтом, родителей, печалящихся о сыне и заметно стареющих: “Теплит матери старой грусть”, “…седина у отца пролилась в бороде”.

Родина для поэта – это и березняк, и отражающаяся в воде желтая луна, и яблонный цвет, и клён, который “стережёт голубую Русь”.

Композиция

В произведении нельзя выделить какой-либо сюжет и его развитие, но поэт последователен в описании.

Так, в первой строфе он сообщает читателю, что распрощался с родным домом, вспоминает о матери. Во второй строфе Есенин говорит об отце. В третьей части он переживает о том, что не скоро снова увидит родных, так как долго ещё “петь и звенеть пурге”.

Завершается стихотворение описанием образа клена, который для лирического героя представляется стражем Руси, дома поэта. Есенин ассоциирует себя с ним: “тот старый клён головой на меня похож”. Автор не возвращается к уже упомянутому, поэтому композицию можно назвать линейной.

Стихотворение состоит из четырёх строф по четыре строчки (катрен). Поэт использует разные виды рифмы: точную (дом – прудом, воде – бороде), неточную (Русь – грусть, в нём – клён), мужскую – ударение всегда падает на последний слог: дом, Русь, прудом, грусть, луна, воде и так далее. Рифмовка – перекрёстная, рифмуются первая и третья, вторая и четвёртая строки.

Жанр

“Я оставил родимый дом” представляет собой лирическое стихотворение. В нём отражены мысли, чувства, переживания лирического героя.

Средства выразительности

Стихотворение написано с использованием различных художественных средств, благодаря чему читатель представляет красочную картину, описанную поэтом.

Есенин использует много метафор: “березняк над прудом теплит… грусть”, “седина у отца пролилась в бороде”. Кроме того, наблюдаются также и олицетворения: “долго петь и звенеть пурге”, “Стережет голубую Русь старый клён на одной ноге”, сравнение: “Золотою лягушкой луна распласталась…”, “Словно яблонный цвет, седина”.

Разнообразны эпитеты, применённые автором: “голубую Русь”, “старый клён”, “на тихой воде”.

Интересным представляется способ, который характерен для Есенина как поэта. Он ассоциирует себя с природой. В данном случае – с деревом: “…тот старый клён головой на меня похож”.

Читайте также:
«Риголетто» краткое содержание оперы Джузеппе Верди на русском языке, история создания произведения, сюжет спектакля

Такой приём не только отражает привязанность, неотделимость поэта от природы, русской земли, родины, но и рисует нам образ самого поэта. При этом он кажется старым, много пережившим, трудно представить, что это стихотворение написано 23-летним поэтом, молодым ещё человеком.

Сочинение о стихе Я покинул родимый дом

Есенин рано распрощался с деревенской жизнью, переехав из с. Константиново в Москву. Начинающему поэту было тесно в глубинке, он мечтал о признании и славе. Яркие самобытные стихотворения Есенина сразу же обратили на себя внимание, он быстро становится популярным и с головой окунается в бурный водоворот городской жизни.

Постепенно он затягивает поэта все больше, у него практически не остается свободного времени. Свершившаяся революция открывает для Есенина еще больше возможностей для самореализации. Вместе с радостью к поэту приходит осознание невозможности вернуться в деревню.

Он испытывает глубокое чувство ностальгии по отчему дому. К нему он часто обращается в своем творчестве. Одним из ярких примеров такого обращения является стихотворение «Я покинул родимый дом», написанное в 1918 г.

Прощание с отчим домом приобретает в произведении глубокое философское значение. Оно одновременно символизирует прощание со всем прежним укладом жизни – «голубой Русью».

Кардинальные перемены в стране затрагивали все сферы жизни, они непосредственно сказались и на, казалось бы, нерушимых патриархальных основах деревенской жизни. Переезд Есенина практически совпал с этими переменами. Он понимает, что даже вернувшись в село, уже не увидит привычной картины.

В самом начале стихотворения Есенин вводит образы матери и отца – самых дорогих и близких ему людей. Отношение поэта к матери отличалось особой трогательностью. Несмотря на все изменения в жизни она представлялась Есенину верной хранительницей древних устоев и традиций, была способна разбудить в поэте детскую душу.

Отношения с отцом складывались непросто, но долгая разлука показала Есенину, что все разногласия были несущественными.

Поэт понимает, что возвращение на родину произойдет еще очень нескоро. Он надеется, что в его отсутствие родное село еще сохранит былые черты. Залогом этой надежды выступает «старый клен».

Финальное сравнение лирического героя с этим поэтическим образом показывает, что Есенин считает себя таким же хранителем старого образа жизни. Внешние изменения не затрагивают его душу, которая всегда обращена к своей незабываемой родине.

Время показало, что Есенин действительно оставался одним из немногих, кто был свято верен идеалам навсегда исчезнувшей России. Несмотря на яростную советскую критику, он продолжал воспевать заветы «голубой Руси».

Читайте также: Лучшие стихи о Родине С. Есенина.

В стихотворении «Я покинул родимый дом» автор впервые попытался донести до читателей мысль, как легко стать изгоем в собственной стране, которая способна разрушить детские иллюзии любого человека.

«Я покинул родимый дом» анализ стихотворения Есенина по плану кратко – идея, образы, тема

Стихотворение Сергея Есенина “Я покинул родимый дом” было написано в 1918 году. Его идея зародилась в период, когда поэт находился в разлуке с родными, малой Родиной. Вам предлагается краткий анализ “Я покинул родимый дом” по плану. Он будет полезен при изучении произведения на уроке литературы в 8 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Я покинул родимый дом.

История создания – стихотворение создано в 1918 году, когда поэт покинул село, в котором родился и вырос, в нем отразились последствия переезда: грусть по прошлому, переживания поэта.

Тема – стих отражает тему, сквозную для лирики Есенина – любовь к малой Родине, тоска по ней.

Композиция – линейная, можно выделить четыре последовательные части: воспоминания о матери, отце, печаль о том, что расставание не скоро закончится и сопоставление самого поэта с кленом, который “стережет голубую Русь”, так любимую Есениным.

Жанр – произведение относится к жанру лирического стихотворения.

Стихотворный размер – произведение состоит из четырех строф, представляющих собой четверостишия, написанные анапестом (трехсложный размер с ударением на последний слог), используется точная и неточная, мужская рифма, способ рифмовки – перекрестный АВАВ.

Метафоры“березняк над прудом теплит… грусть”, “Золотою лягушкой луна распласталась…”, “седина у отца пролилась в бороде”.

Олицетворения“долго петь и звенеть пурге”, “Стережет голубую Русь старый клен на одной ноге”.

Эпитеты“голубую Русь”, “Золотою лягушкой”, “на тихой воде”.

Сравнение“Словно яблонный цвет, седина”.

История создания

Стихотворение было написано молодым поэтом в 1918 году, когда он уехал из родного села, оставив там все, что ему дорого. Тоска по малой Родине вылилась в строки: “Я покинул родимый дом, голубую оставил Русь”. Это произведение хорошо отражает общую картину всей дореволюционной лирики Есенина, который любит родную страну, переживает за ее судьбу, скучает по родным местам. Стих был опубликован в разгар славы поэта, ведь еще ри-четыре года назад он был неизвестен широкой публике.

Читайте также:
Что такое подвиг для сочинения по русскому языку 9 класс

Тема стихотворения “Я покинул родимый дом” – родина, тоска по знакомым с детства местам, привязанность к дому и семье. Поэт вспоминает местность, в которой жил, ярко описывает ее: “В три звезды березняк над прудом”, “Золотою лягушкой луна”. Такое описание отчетливо рисует нам образы – прекрасной “голубой” Руси с ее удивительной по красоте природой, дома, оставленного поэтом, родителей, печалящихся по сыну и заметно стареющих: “Теплит матери старой грусть”, “…седина у отца пролилась в бороде”.

Родина для поэта – это и березняк, и отражающаяся в воде желтая луна, и яблонный цвет, и клен, который “стережет голубую Русь”.

Композиция

В произведении нельзя выделить какой-либо сюжет и его развитие, но поэт последователен в описании. Так, в первой строфе он сообщает читателю, что распрощался с родным домом, вспоминает о матери. Во второй строфе Есенин говорит об отце. В третьей части он переживает о том, что не скоро снова увидит родных, так как долго еще “петь и звенеть пурге”. Завершается стихотворение описанием образа клена, который для лирического героя представляется стражем Руси, дома поэта. Есенин ассоциирует себя с этим с ним: “тот старый клен головой на меня похож”. Автор не возвращается к уже упомянутому, поэтому композицию можно назвать линейной.

“Я оставил родимый дом” представляет собой лирическое стихотворение. Стих состоит из четырех строф по четыре строчки (катрен). Поэт использует разные виды рифмы: точную (дом – прудом, воде – бороде), неточную (Русь – грусть, в нем – клен), мужскую – ударение всегда падает на последний слог: дом, Русь, прудом, грусть, луна, воде и так далее. Рифмовка – перекрестная, рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки.

Средства выразительности

Стихотворение написано с использованием различных художественных средств, благодаря чему читатель представляет красочную картину, описываемую поэтом.

Есенин использует много метафор: “березняк над прудом теплит… грусть”, “Золотою лягушкой луна распласталась…”, “седина у отца пролилась в бороде”. Кроме того, наблюдаются также и олицетворения: “долго петь и звенеть пурге”, “Стережет голубую Русь старый клен на одной ноге”, сравнение: “Словно яблонный цвет, седина”. Разнообразны эпитеты, примененные автором: “голубую Русь”, “Золотою лягушкой”, “на тихой воде”.

Интересным представляется способ, который характерен для Есенина как поэта. Он ассоциирует себя с природой. В данном случае – с деревом: “…тот старый клен головой на меня похож”. Такой прием не только отражает привязанность, неотделимость поэта от природы, русской земли, родины, но и рисует нам образ самого поэта. При этом он кажется старым, много пережившим, трудно представить, что это стихотворение написано 23-летним мужчиной.

Анализ стихотворения «Я покинул родимый дом» (С.А. Есенин)

«Я покинул родимый дом» — произведение Сергея Александровича Есенина, которое пропитано ностальгией и воспоминаниями о родном крае, а убедиться в этом позволит полный анализ стихотворения. Команда Литеровед.ру подготовила необходимый материал, с помощью которого вам будет намного легче разобраться в данной теме.

  1. История создания
  2. Жанр, размер
  3. Образы и символы
  4. Темы и проблемы
  5. Средства художественной выразительности
  6. Основная мысль

История создания

Стихотворение «Я покинул родимый дом» поэт пишет в 1918 году. В этот год молодой автор покидает свое родное село Константиново и переезжает в Москву. Есенин понимал, что в столь родной и любимой деревне ему стало тесно, поэтому, чтобы самореализоваться и обрести славу и признание ему необходимо переехать в большой город, который раскроет перед талантливым юношей намного больше возможностей. Он остановил свой выбор на Москве, поскольку считал, что именно там он сможет добиться признания и успеха.

Именно так и получилось. Автор за короткое время умудряется проникнуть в высшее общество, где очень быстро обретает популярность. У молодого человека практически не остается свободного времени, но это нисколько не печалит поэта.

После революции у Есенина становится еще больше возможности, чтобы самореализоваться.

Но постепенно на молодого поэта нахлынуло чувство ностальгии, которая приходит вместе с пониманием того, что в родной дом он уже никогда не вернется. Все свои мысли и переживания, связанные с чувством ностальгии, поэт заключает в стихотворении «Я покинул родимый дом». С самых первых строк произведения начинает чувствоваться невероятная грусть и тоска по родному дому.

Жанр, размер

По жанровой принадлежности данное стихотворение относится к лирике. В этом небольшом стихотворении автор передает читателю все свои тревоги и переживания. Стихотворение делится на четыре строфы, каждая из которых состоит из четырех строк.

Что касается направления, то, скорее всего, это имажинизм. 1918 год становится начальной точкой отсчета появления такого направления, как имажинизм. Те поэты, которые творили в данном направлении, видели главную цель в создании образов. Это и становится главной целью у Сергея Есенина.

Читайте также:
Детство Чичикова в поэме Мертвые души - описание и характеристика

Размер написания – анапест, рифма – перекрестная.

Образы и символы

Невзирая на то, что стихотворение достаточно небольшого размера, в нем присутствует большое количество образов. Главными образами стихотворения становятся образы родителей поэта – матери и отца. Даже если вспомнить то, что автор не всегда находил общий язык со своим отцом, но из слов стихотворения становится понятно, что поэт очень любил его и был к нему привязан. Автор не скрывает своей привязанности к своей семье и близким людям.

В завершении стихотворения мы видим образ старого клена. Именно это дерево поэт сравнивает с собой и находит в нем свое отражение. Тем самым Есенин создает символ надежды, в котором отчетливо видно, что он поэт хочет, чтобы за время его отсутствия родная деревня не сильно изменилась.

Душой автор продолжает жить в своем любимом Константиново. И вот в этом сильном и могучем дереве поэт показывает своего наместника, который сможет защитить и уберечь родные места, постоянно напоминая людям о нем.

На протяжении стихотворения постоянно встречается образ Руси. Это были те самые деревенские пейзажи, постройки, обычаи, которых так сильно не хватало поэту, и он по ним очень сильно скучал.

Образы луны, поля, реки становятся второстепенными. Он использует их для дополнения общей картины родного дома.

В стихотворении отчетливо видно то, что лирический герой является патриотом места, где ему довелось родиться. Для него разлука с родной деревней была невыносима, и в своих мыслях, воспоминаниях он снова и снова возвращался на порог родного дома. Так же поэт начинает испытывать свою вину за то, что оставил родителей одних.

Темы и проблемы

Главной темой стихотворения становится тема Родины. Данная тема проходит практически через все творчество поэта. Родина была для поэта самым ценным достоянием. Он безумно любил её, ценил и берег в своем сердце. Родимый дом – это, пожалуй, самые ценные воспоминания, которые он пронес в своем сердце на протяжении всей жизни. Эти чувства очень хорошо прослеживается в творчестве Сергея Есенина.

Поэтому разлука с родным краем давалась поэту очень тяжело, он постоянно испытывал чувство грусти, ностальгии и одиночества. Основной темой стихотворения становится тоска по голубой Руси, которую автор оставил в родном селе Константиново.

Присутствует в стихотворении и социальная тема. Ведь стоило поэту покинуть отчий дом, как начались значительные перемены в жизни страны. Это не могло не отразиться и на нерушимых патриархальных устоях, которые царили в жизни деревни. Сергей Есенин понимает, что прежняя жизнь осталась лишь в его воспоминаниях, что снова приводит его к унынию и тоске.

Еще одна тема стихотворения – это любовь к своей семье. Мать и отец были им горячо любимы, поэтому он в своем произведении сравнивает их с явлениями природы. У Сергея Александровича были две святыни – это семья и Родина, которые для него становятся единым целым.

Средства художественной выразительности

Автор использует большое количество различных троп, с помощью которых передает всю красоту родного края.

Текст стихотворения богат на метафоры, эпитеты, олицетворения и сравнения. Их совокупность делает текст произведения более ярким, красочным и мелодичным.

Основная мысль

Автор очень тяжело переживал разлуку с отчим домом, который навсегда стал для него самым родным и любимым местом. Все его теплые и радостные воспоминания связаны именно с его родным селом Константиново. Чувства разлуки, тоски и ностальгии переполняли его, поэтому он изложил их на бумаге в стихотворной форме. Благодаря этому и дошло столь прекрасное произведение, как «Я покинул родимый дом».

Автор был настоящим патриотом, который не стеснялся показывать свои чувства. Даже когда он подвергся советской критике, он продолжил воспевание столь родной и любимой «голубой Руси». Он хранил верность и преданность Росси. Главная мысль стихотворения как раз и передает то, что автор все так же любит и ценит родные места, не зависимо от обстоятельств. На его чувства не в силах ничто повлиять, или заставить разлюбить его свою Родину.

Автор выражает не только свои личные мысли и переживания, но и тревоги общественности. Вопреки ожиданиям революция не стала спасением, наоборот, она навсегда подавила крестьянство, чем в корне изменила столь привычный образ жизни.

В 1918 году еще было сложно сказать о последствиях революции, поэтому от автора исходит лишь грусть о прошедшем времени, а так же некий страх и опасения перед неизвестным будущем. Ярким подтверждением мыслей автора является то. Что он сравнивает настоящие события с пургой, во время которой так сложно разобрать истину.

Читайте также:
Кутейкин - характеристика героя Недоросль, описание и образ персонажа

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Разработка урока литературы для 5 класса по стихотворению. С. Есенина «Я покинул родимый дом» Тема: “Малая родина в лирике С. А. Есенина. Стихотворение “Я покинул родимый дом . ”.
план-конспект занятия по литературе (5 класс) на тему

Разработка урока литературы для 5 класса по стихотворению. С. Есенина «Я покинул родимый дом» Тема: “Малая родина в лирике С. А. Есенина. Стихотворение “Я покинул родимый дом . ”.

Скачать:

Вложение Размер
razrabotka_uroka_s._esenin.docx 21.61 КБ
esenin_na_sayt.pptx 1.64 МБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока литературы для 5 класса по стихотворению С. Есенина «Я покинул родимый дом»

Тема: “Малая родина в лирике С. А. Есенина.

Стихотворение “Я покинул родимый дом . ”.

Познакомить учащихся с личной и творческой биографией С. А. Есенина; подготовить учащихся к восприятию нового материала через заочную экскурсию по родному краю поэта; учить понимать лирические образы, рисуемые поэтом; формирование таких понятий, как “истоки поэзии”, метафора, эпитет, сравнение, мужская и женская рифмы, способы рифмовки, лиризм.

б) Развивающие (когнитивные).

Развивать образное мышление, развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста.

Воспитывать любовь к родному краю через лирику С.Есенина, чувство патриотизма; любовь к отечественной лирике, к творчеству и личности С.Есенина.

2. Сообщение темы урока. Постановка целей урока :

Сегодня мы с вами продолжим знакомство с литературой XX века. Поговорим о Сергее Александровиче Есенине. Представим с вами, каким он был человеком, познакомимся с его творчеством, совершим заочную экскурсию в родное село поэта Константиново.

Тема нашего урока звучит так: “Малая родина в лирике С. А. Есенина. Стихотворение “Я покинул родимый дом. ”.

– Как вы понимаете выражение “малая” родина?

(РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.

МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны).

3. Заочная экскурсия в село Константиново:

– Сейчас мы с вами совершим небольшое путешествие на родину поэта С. Есенина, в село Константиново. Познакомимся с поэтом, его семьей. Это должно нам лучше помочь воспринять стихотворение, которое мы будем анализировать: “Я покинул родимый дом. ”

Рязань, рязанская земля. Места эти – исконно русские, изначальные. Немало старинных сел разбросано среди полей и лесов этого раздольного края. Одно из них – Константиново.

Константиново. Многим достойным людям оно было колыбелью, но только один из них сделал родное рязанское село известным во всем мире. Этот человек – Сергей Есенин. Он был “нежно болен воспоминаньем детства”. И в радости, и в печали, куда бы поэта ни забрасывала судьба, его сердце неизменно тянулась к отчему порогу, к родным полям и пущам.

Изба крестьянская. Хомутный запах дегтя,
Божница старая,
Лампады кроткий свет.
Как хорошо, Что я сберег те
Все ощущенья детских лет.

Это о селе, где родился и рос он “ мальчик. желтоволосый, с голубыми глазами”.

В доме деда прошла лучшая, пожалуй, пора детства:

Позже он напишет о родных местах:

О край разливов грозных
И тихих вешних сил.
Здесь по заре и звездам
Я школу проходил.

Учитель: Заглянем в дом С.Есенина. Светлая горница с низким потолком, чистые половицы, всюду домотканые дорожки. Между окнами – зеркало в черной раме. В красном углу – иконы. У окна – стол, накрытый белой скатертью. На нем букетик полевых цветов в малой вазочке, а на стене у стола – похвальный лист С.Есенина в связи с окончанием школы. Рядом – семейные фотографии. Но пора детства всегда когда-нибудь заканчивается. У С.Есенина она закончилась в 1912 году, когда поэт переехал в Москву.

4. Слушаем актерское чтение.

Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге,

И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.

5. Первичное восприятие. Работа над выразительным чтением.

– Прочитайте стихотворение про себя.

– О чем это стихотворение?

6. Чтение и анализ лирического произведения.

– В каком году написано стихотворение?
– Сколько лет было Есенину в этом году?
– Сколько лет прошло после его отъезда из родных мест?

1914 – начало Первой мировой войны. Есенин призван в армию, работает санитаром в военно-санитарном поезде.1917 – отречение от власти русского царя, две революции: Февральская и Октябрьская.1918 – попытка захвата территории России войсками стран участников Первой мировой войны.

– Как вы думаете, какой след могли оставить эти события в душе поэта?

(События, происходившие в России, заставили поэта воспринимать свою малую родину как сказочную землю, где все осталось по-прежнему, где его ждут отец и мать.)

– Перечитайте первые две строки стихотворения:

Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь

– Как вы думаете, есть ли разница в значении прилагательных родной и родимый?

Родной – прилагательное стилистически нейтральное, то есть употребляемое во всех стилях. Слово родимый отражает чувство нежности и душевной близости.

– Какую Русь оставил поэт, ведь он никуда не уезжал в 1918 году? (Русь для поэта – это древняя рязанская земля.)
– Почему поэт называет Русь голубой? (Образ голубых небес). Как называется прием, который использует автор? (Эпитет.)
– Прочитайте третью и четвертую строки стихотворения:

В три звезды, березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.

– Что мы представляем, когда читаем эти строки? (Мы видим постаревшую женщину, которая с грустью вспоминает сына, глядя на звезды над березами. Грусть матери теплится, как лампада, на которую похожи три звезды над прудом.)

Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.

Кто из вас догадался, какой прием здесь содержится? (Метафора.)
– Что обозначает она? (Отражение луны в воде пруда сравнивается с золотой лягушкой.)
– Почему вода называется тихой? (Нет ветра.)
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.

– Какой прием скрыт в этих строках? (Сравнение: автор сравнивает седину у отца в бороде с яблонным цветом. Этот образ помогает нам представить отца, ждущего сына в деревне и весну.)
Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.

– Как вы понимаете строку: “Долго петь и звенеть пурге”?

(События, которые происходили в России, как вьюга, закружили поэта, завладели его сознанием и воображением.)

Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге

– Кто хранит “голубую Русь”?

(Ее стережет клен – излюбленный образ поэта. Он является олицетворением русской деревни для поэта, а для него образ клена – это причастность к народной поэзии.)

И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь.

– Как вы понимаете фразу: “Тем, кто листьев целует дождь”? (“Дождь листьев” – листопад.)
– Какой перед нами клен? (Осенний.)
– А вы знаете Клен в русской поэзии кудрявый. Автор тоже был кудрявым. (Оттого клен на него похож головою.)
– Кто может видеть кудрявую голову юноши даже в листве клена? (Наверное, мать, которая много лет назад часто гладила кудри сына.)

Перед нами вновь образ матери, но не четкий, а словно бы растворенный в природе.

– Определите, какие рифмы использует поэт, способ рифмовки (мужская, перекрестная).
– Прочитайте еще раз стихотворение. Попробуйте передать правильную интонацию стиха.

– Что является “истоком поэзии” и вдохновением у С. Есенина? (Его “малая” родина.)

Мы начали свой урок со слов Есенина. Закончить я тоже хочу его словами: “Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине”. Прав ли поэт?

– Ребята, сегодня на уроке мы с вами узнали много нового, проанализировали стихотворение.
– Вам понравился наш урок?
– Не спешите отвечать. Подумайте, что получилось на уроке, а что нет. Какую оценку вы можете поставить себе за работу на уроке? А какую оценку нашему уроку?
– Я предлагаю вам необычное задание, которое поможет оценить нас и наш урок. У вас на партах лежат три кленовых листочка: красный, желтый, зеленый. Вы должны выбрать один из листочков, именно он будет оценивать наш урок. Если вы выберете красный листок, то вам все понравилось, и вы оцениваете урок на пять баллов. Если вам что-то не понравилось, то значит ваш листик желтый. Он будет оцениваться на 4 балла. А если вам наш урок не понравился, то выберете зеленый листик. Урок оценивается всего лишь на 3 балла. Прикреплять наши листочки мы станем на наше “голое” дерево, которое стоит в вазе.

19. Домашнее задание.

Выучить стихотворение С. Есенина “ Я покинул родимый дом. ”

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: