Высказывания о Тургеневе – современники о русском писателе

Писатели о И. С. Тургеневе.

Стих обнаруживает необыкновенный поэтический талант; а верная наблюдательность, глубокая мысль, выхваченная из тайника русской жизни, изящная и тонкая ирония, под которой скрывается столько чувства,- все это показывает в авторе, кроме дара творчества, сына нашего времени, носящего в груди своей все скорби и вопросы его.
В. Г. Белинский. О поэме Тургенева Параша.- “Отечественные записки, 1843, № 5.

На днях возвратился из Парижа поэт Тургенев. /. / Что за человек! /../ Поэт, талант, аристократ, красавец, богач, умен, образован, 25 лет,- я не знаю, в чем природа отказала ему? Наконец: характер неистощимо-прямой, прекрасный, выработанный в доброй школе.
Ф. М. Достоевский – брату Михаилу. 16 ноября 1845 г.

Третьего дня Анненков читал у нас вечером Вашу комедию “Где тонко, там и рвется. Без преувеличения скажу Вам, что вещицы более грациозной и художественной в русской нынешней литературе вряд ли отыскать.
Н. А. Некрасов – Тургеневу. 12 сентября 1848 г.

“Записки охотника/. / отмечены такой мощью таланта, которая благотворно действует на меня; понимание природы часто представ-ляется вам как откровение.
Ф. И. Тютчев – жене. 13 сентября 1852 г.

У него огромный талант, и коли правду сказать,- так он п своем роде стоит Гоголя. /. / Целое морс поэзии могучей, благоуханной и обая-тельной вылил он в эту повесть /”Фауст/ из своей души.
Н. А. Некрасов – А. А. Фету. 31 июля 1856 г.

Чем выше понятие ваше о значении произведений г. Тургенева, тем оно истиннее и тем ближе к мнению каждого живого человека в русской публике.
Н. Г. Чернышевский. Разговор отчасти литературного, а более не литературного содержания.

Певец чистой, идеальной женской любви, г. Тургенев так глубоко за-глядывает в иную, девственную душу, так полно охватывает ее и с таким вдохновенным трепетом, с таким жаром любви рисует ее лучшие мгно-венья, что /. / и наше собственное сердце млеет и замирает от томного чувства и благодатные слезы не раз подступают к глазам.
Н. А. Добролюбов. Когда же придет настоящий день.

Давно уже вы являетесь для меня мэтром. Но чем больше я вас изучаю, тем более изумляет меня ваш талант. Меня восхищает страстность и в то же время сдержанность вашей манеры письма, симпатия, с какой вы относитесь к маленьким людям и которая насыщает мыслью пейзаж.
Г. Флобер – Тургеневу. 4/16/ .марта 1863 г.

Это очаровательный колосс, нежный беловолосый великан, он похож на доброго старого духа гор и лесов, на друида и на самого монаха из “Ромео и Джульетты. Он красив какой-то почтенной красотой.
Э. и Ж. де Гонкур. Дневник. 1863 г.

Если теперь английский роман обладает какими-то манерами и изя-ществом, то этим он прежде всего обязан Тургеневу.
Д. Голсуорси. Собр. соч., т. XVI, с. 399.

. в настоящее время Россия опередила Америку – ибо у нас нет Тургенева.
X. Бойсссн. Визит к Тургеневу. 1874.

Острый и тонкий наблюдатель, точный до мелочей, он рисует своих героев как поэт и живописец. Ему одинаково интересны как их страсти, так и черты их лица /. / С большим искусством живописует он физи-ческую и моральную сторону явлений, создавая реальные картины действительности, а не фантастические эскизы.
П. Меримо. Иван Тургенев.

. гениальный романист, изъездивший весь свет, знавший всех великих людей своего века, прочитавший все, что только в силах прочи-тать человек, и говоривший на всех языках Европы так же свободно, как на своем родном.
Ги де Мопассан. Иван Тургенев.

Огромный интерес, вызванный произведениями Тургенева в России, объясняется в значительной мере тем, что во всех них затронуты поли-тичоские вопросы, тем, что они, при всем их художественном совер-шенстве и изяществе формы, отличаются ярко выраженной пропаган-дистской направленностью, наконец, тем, что в них ставятся жгучие вопросы современности.
Джон Рид.

Тургенев – один из писателей наших, умевший спускаться в самые недра обыденности затем, чтобы подымать ее за собой.
В. Г. Короленко. Из речи 10 ноября 1918 г.

Я был воспитан на Тургеневе.
А. Н. Толстой. Поли. собр. соч., т. XIII, с. 565.

Пушкин и Тургенев – это родоначальники нашей прозы.
А. А. Фадеев. О Тургеневе.

Мы были наследниками прекрасной точки зрения Тургенева на прос-той народ.
М. М. Пришвин.

И. С. Тургенев – один из самых удивительных русских писателей, который с гениальной прозорливостью и чуткостью видел Русь, как даровитейший народ, обладающий высокой нравственной силой.
Ф. В. Гладков. Из письма в музей. 1958 г.

Писатели, критики, исследователи о Тургеневе: избранные цитаты

И.С. Тургенев, как известно, вероятно, всем нашим читательницам, знакомым с «Записками охотника», с «Рудиным», с «Затишьем», с «Муму», с «Асею», – истинный художник, и художник преимущественно русский… Действующие лица повестей и рассказов Тургенева живут одною жизнью с своим автором . В понимании вещей, в складе ума представляемых личностей есть такие оригинальные черты, такие неуловимые, но характеристичные частности, которые вырабатывает только русская жизнь, которые может оценить и подметить только человек, сжившийся с этою жизнью, одаренный тем же национальным складом ума, перечувствовавший на себе интересы и стремления, волновавшие русское общество, и притом перечувствовавший их так, как чувствует и воспринимает их русский человек. Знание русской жизни, и притом знание не книжное, а опытное, вынесенное из действительности, очищенное и осмысленное силою таланта и размышления, оказывается во всех произведениях Тургенева….

Читайте также:
Дуэль Безухова и Долохова в романе Война и мир - анализ эпизода

Писарев Д.И. Дворянское гнездо. Роман И.С. Тургенева// Рассвет, 1859.

Прежде всего у Тургенева выдается ярко отношение его богатой поэтической личности к природе, тонкое понимание ее красот, понимание человека развитого, не утратившее, однако, – что особенно редко и дорого – свежести непосредственного чувства, – делают его одним из высоких описательных поэтов везде . Эта поэзия не ловит в природе ярких оттенков, крупных явлений: напротив, она как будто с умыслом избегает их и… следит природу в тонких, неуловимых ее явлениях, с каким-то суеверным обожанием. Это – поэзия страны чернозема, потового труда земледельца . Это – поэзия особенной полосы, местности, ее живой голос.

А. Григорьев. И.С. Тургенев и его деятельность. По поводу романа «Дворянское гнездо»// Современник, 1859.

Он (Тургенев) быстро угадывал новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание, и в своих произведениях неизменно обращал… внимание на вопрос , уже смутно начинавший волновать общество . Этому чутью автора к живым струнам общества, этому уменью тотчас отозваться на всякую благородную мысль и честное чувство, только еще начинающие проникать в сознание лучших людей, мы приписываем значительную долю того успеха, которым постоянно пользовался г. Тургенев в русской публике . Не бурная, порывистая сила, а напротив – мягкость и какая-то поэтическая умеренность служат характеристическим чертами его таланта.

Добролюбов Н.А. Когда же придет настоящий день?// Современник, 1860.

По силе своего поэтического таланта Тургенев не уступает никому из ныне живущих писателей Европы , и чем глубже вчитываешься в его сочинения, тем больше поражаешься его дарованию и мастерству . Нация, которая породила такого писателя – и не его одного, – поистине может оправдать любые надежды.

Шмидт Ю. Иван Тургенев// Немецкие ежегодники, 1868. С. 461.

. Тургенев, которым Франция столь справедливо восхищается и которого она так любит. Он столь поэтичен…

Из французской газеты «Телеграф» от 6 апреля 1880 года.

В своих описаниях природы Тургенев создает впечатление жаркой, пышущей зноем России, полнящейся жужжанием тяжелых, сытых пчел.

Альфонс Доде. Заметки о жизни.

Это великий поэт и достойный представитель царствования Освободителя . Иностранцы слишком много дали перевеса меланхолии в художественных образах Тургенева, и сквозь этот тоскливый туман пессимистически смотрят на Россию, которую первые узнали из Тургенева. Русские – это гости на пиру всемирной истории, на всесветной ярмарке, поместившись в самой середине между Западом и Востоком, между Европой и Азией, – и это сбило западных читателей Тургенева с толку . Иностранцы, наблюдая за меланхолией Тургенева и относя ее на счет вялости, косности и тысячелетней спячки русского народа , останавливаются на том, как у Тургенева «хорошо умирают русские люди» и указывают на его «Живые мощи». Скорбная девушка, но просветленная душою, умирает хорошо, но именно потому, что она верует, и потому отдает свою ясную душу Господу Богу, как мученица первых веков христианства . Это не пессимизм, которым иностранцы называют скорбную думу Тургенева о России. Пессимизм, бездушная и безнадежная скорбь не могли бы дать ни содержания, ни вдохновения такому поэту, который полюбился всему цивилизованному миру.

Ф.И. Буслаев. Дневники. 6 декабря 1883 г.

Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»! Просто хоть караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова? А старички? Это черт знает как сделано. Просто гениально.

Тургенев связывал все крупные свои произведения с важными и даже жгучими темами своей бурной эпохи; эта связь была неизбежна для писателя чуткой совести и просвещенной мысли – тем и другим Тургенев обладал в высокой степени . Больше же всего он был художником-поэтом . Несмотря на то, что Тургенев создал целый мир самых разнообразных фигур, ярких и полных жизни, изобразил несколько крупных моментов нашего культурного развития и дал мастерские картинки старого быта, – все-таки его главная область – не широкие очерки общественных настроений и не быт, а интимная психология, и обширная картина целой эпохи, данная в его произведениях, слагается из отдельных этюдов и миниатюр, выбранных и исполненных с необычайным мастерством и чуткостью

Грузинский А.Е. Иван Сергеевич Тургенев// История русской литературы ХIХ века/ Под ред. Д.Н. Овсянико-Куликовского, 1910. Ч. 3. С. 279.

Читайте также анализ произведений И.C. Тургенева:

Высказывания о тургеневе и его творчестве. Цитаты и высказывания ивана сергеевича тургенева

Писатели о И. С. Тургеневе.

Стих обнаруживает необыкновенный поэтический талант; а верная наблюдательность, глубокая мысль, выхваченная из тайника русской жизни, изящная и тонкая ирония, под которой скрывается столько чувства,- все это показывает в авторе, кроме дара творчества, сына нашего времени, носящего в груди своей все скорби и вопросы его. В. Г. Белинский. О поэме Тургенева Параша.- «Отечественные записки, 1843, № 5.
На днях возвратился из Парижа поэт Тургенев. /. / Что за человек! /../ Поэт, талант, аристократ, красавец, богач, умен, образован, 25 лет,- я не знаю, в чем природа отказала ему? Наконец: характер неистощимо-прямой, прекрасный, выработанный в доброй школе. Ф. М. Достоевский — брату Михаилу. 16 ноября 1845 г.

Читайте также:
Рудин - краткое содержание романа Тургенева, история создания

Третьего дня Анненков читал у нас вечером Вашу комедию «Где тонко, там и рвется. Без преувеличения скажу Вам, что вещицы более грациозной и художественной в русской нынешней литературе вряд ли отыскать. Н. А. Некрасов — Тургеневу. 12 сентября 1848 г.

«Записки охотника/. / отмечены такой мощью таланта, которая благотворно действует на меня; понимание природы часто представ-ляется вам как откровение. Ф. И. Тютчев — жене. 13 сентября 1852 г.

У него огромный талант, и коли правду сказать,- так он п своем роде стоит Гоголя. /. / Целое морс поэзии могучей, благоуханной и обая-тельной вылил он в эту повесть /»Фауст/ из своей души. Н. А. Некрасов — А. А. Фету. 31 июля 1856 г.

Чем выше понятие ваше о значении произведений г. Тургенева, тем оно истиннее и тем ближе к мнению каждого живого человека в русской публике. Н. Г. Чернышевский. Разговор отчасти литературного, а более не литературного содержания.

Певец чистой, идеальной женской любви, г. Тургенев так глубоко за-глядывает в иную, девственную душу, так полно охватывает ее и с таким вдохновенным трепетом, с таким жаром любви рисует ее лучшие мгно-венья, что /. / и наше собственное сердце млеет и замирает от томного чувства и благодатные слезы не раз подступают к глазам. Н. А. Добролюбов. Когда же придет настоящий день.

Давно уже вы являетесь для меня мэтром. Но чем больше я вас изучаю, тем более изумляет меня ваш талант. Меня восхищает страстность и в то же время сдержанность вашей манеры письма, симпатия, с какой вы относитесь к маленьким людям и которая насыщает мыслью пейзаж. Г. Флобер — Тургеневу. 4/16/ .марта 1863 г.

Это очаровательный колосс, нежный беловолосый великан, он похож на доброго старого духа гор и лесов, на друида и на самого монаха из «Ромео и Джульетты. Он красив какой-то почтенной красотой. Э. и Ж. де Гонкур. Дневник. 1863 г.

Если теперь английский роман обладает какими-то манерами и изя-ществом, то этим он прежде всего обязан Тургеневу. Д. Голсуорси. Собр. соч., т. XVI, с. 399.

. в настоящее время Россия опередила Америку — ибо у нас нет Тургенева. X. Бойсссн. Визит к Тургеневу. 1874.

Острый и тонкий наблюдатель, точный до мелочей, он рисует своих героев как поэт и живописец. Ему одинаково интересны как их страсти, так и черты их лица /. / С большим искусством живописует он физи-ческую и моральную сторону явлений, создавая реальные картины действительности, а не фантастические эскизы. П. Меримо. Иван Тургенев.

. гениальный романист, изъездивший весь свет, знавший всех великих людей своего века, прочитавший все, что только в силах прочи-тать человек, и говоривший на всех языках Европы так же свободно, как на своем родном. Ги де Мопассан. Иван Тургенев.

Огромный интерес, вызванный произведениями Тургенева в России, объясняется в значительной мере тем, что во всех них затронуты поли-тичоские вопросы, тем, что они, при всем их художественном совер-шенстве и изяществе формы, отличаются ярко выраженной пропаган-дистской направленностью, наконец, тем, что в них ставятся жгучие вопросы современности. Джон Рид.

Тургенев — один из писателей наших, умевший спускаться в самые недра обыденности затем, чтобы подымать ее за собой. В. Г. Короленко. Из речи 10 ноября 1918 г.

Я был воспитан на Тургеневе. А. Н. Толстой. Поли. собр. соч., т. XIII, с. 565.

Пушкин и Тургенев — это родоначальники нашей прозы. А. А. Фадеев. О Тургеневе.

Мы были наследниками прекрасной точки зрения Тургенева на прос-той народ. М. М. Пришвин.

И. С. Тургенев — один из самых удивительных русских писателей, который с гениальной прозорливостью и чуткостью видел Русь, как даровитейший народ, обладающий высокой нравственной силой. Ф. В. Гладков. Из письма в музей. 1958 г.

Был ли Тургенев русофобом?


2019 год объявлен в России годом Ивана Сергеевича Тургенева. С конца прошлого года в стране повсеместно прошли мероприятия, посвященные 200-летию со дня рождения великого писателя. Мы спросили у старшего научного сотрудника Библиотеки-читальни им. И.С.Тургенева, кандидата филологических наук, профессора Елены Григорьевны Петраш о том, почему у любимого всеми писателя имидж русофоба и был ли он таким на самом деле?

Нет, он не был русофобом, несмотря на то, что высказывался подчас противоречиво, критически. И эти высказывания не поясняют того, как относился к России и русскому народу Тургенев.

Читайте также:
Вельд краткое содержание рассказа Рэя Брэдбери, анализ произведения, главные герои, основной смысл, проблема доброты и жестокости

И это признавали и его современники в России (Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский и др.), несмотря на их разность художественного метода и другие разногласия, и его современники за рубежом (почитайте воспоминания о Тургеневе А. Доде, Ги де Мопассана, письма Мериме, Флобера к Тургеневу и др. писателей, издателей не только во Франции, но и в Англии, Германии, США). Например, Генри Джеймс, американский писатель. опубликовал немало статей о европейских писателях, и больше всего — о И.С. Тургеневе. Во времена разгула русофобии после неудачных нашествий Европы на Россию в 1812 и 1854-55 гг. Генри Джеймс в пику политикам-русофобам отзывался положительно о России и с восторгом писал о русской классической литературе. Он всегда сожалел, что не знал русского языка и потому читал романы Ивана Тургенева, Льва Толстого и Федора Достоевского в переводах на немецкий и французский.

    Вступайте в КЛАН

Генри Джеймс был лично знаком с Иваном Тургеневым. Вот портрет русского писателя, написанный американцем: «Тургенев был очень высок ростом, широкого и крепкого сложения, с благородно очерченной головой, и, хотя черты лица не отличались правильностью, иначе как прекрасным я не могу его назвать. Оно принадлежало к чисто русскому типу: все в нем было крупное. В выражении этого лица была особая мягкость, подернутая славянской мечтательностью, а глаза, эти добрейшие в мире глаза, смотрели проницательно и грустно. Густые, ниспадающие прямыми прядями, седые волосы отливали серебром; борода, которую он коротко стриг, была того же цвета. От всей его рослой фигуры, неизменно привлекавшей к себе внимание, где бы он ни появлялся, веяло силой. …Дружелюбный, искренний, неизменно благожелательный, он казался воплощением доброты в самом широком и самом глубоком смысле этого слова». Генри Джеймс восхищался и человеческими качествами русского гения: «Он именно такой, о каком можно только мечтать, – сильный, доброжелательный, скромный, простой, глубокий, простодушный – словом, чистый ангел»… «Гений Тургенева воплощает для нас гений славянской расы…. Обстоятельства заставили его стать гражданином мира, но всеми своими корнями он по-прежнему был в родной почве. Превратное мнение о России и русских, с которым он беспрестанно сталкивался в других странах Европы, – не исключая и страну (Францию), где провел последние десять лет жизни, – в известной мере вновь возбудили в нем те глубокие чувства, которые большинство окружавших его на чужбине людей не могли с ним разделить: воспоминания детства, ощущение неоглядных русских просторов, радость и гордость за родной язык».

Выдающийся ученый, член Французской академии Эрнест Ренан в прощальной речи с русским писателем сказал: «Гений совершает в один день то, над чем работают целые века. Он создает атмосферу высшего мира, где и те, что были противниками, в конце концов находят, что они были лишь сотрудниками; он открывает эру великого всепрощения, где враждовавшие между собою на арене прогресса успокаиваются рядом, подавая друг другу руки. И действительно, выше племени стоит человечество, или, если хотите, разум. Тургенев принадлежал одному племени по чувству и по творчеству; но он принадлежал всему человечеству силою высшей философии, смотрящей ясным взором на человеческую жизнь и старающейся без предвзятой мысли понять действительность».

Добавим к этому прощальные слова французского писателя Эдмона Абу: « Вы провели среди нас двадцать лет, почти треть вашей жизни. Вы не просто любили Францию: но вы ее любили изящно, именно такой любовью, какой она вправе требовать для себя! Она с гордостью усыновили бы вас, если бы вы того пожелали, но вы всегда оставались верным России, и хорошо поступали, ибо тот, кто не любит своего отечества всецело, слепо, до глупости, останется навсегда человеком только наполовину. Вы не были бы столь популярным в стране, …если бы не были хорошим патриотом. ».

И таких примеров можно привести великое множество. Но и наши сегодняшние писатели (и здесь сошлюсь на Литературную газету №45, 7-13 ноября, спец. выпуск «Тургенев-200») утверждают, что Тургенев велик, разнопланов, и «потрясающе актуален».

Его творчество доказывает это. Будем ли вчитываться в хрестоматийную «Муму» или разбираться в последнем его романе «Новь» — везде Тургенев – художник – мыслитель, везде он пытается осознать внутренние закономерности «народной жизни». В самых разных по жанру произведениях Тургенев пишет о русском человеке, о его путях к свободе, к своему естеству. И при этом он – западник – космополит, но … не утративший свое национальное лицо, с присущей для него национальной чертой «всемирной отзывчивостью» и тоской по мировой гармонии.

Чтобы понять, что Тургенев не русофоб, нужно многое прочитать, но, если совсем нет времени, то обратитесь к стихотворениям в прозе, в частности, к великой песне, пропетой им великому «русскому могучему языку», или «Речи по поводу открытия памятника А. С. Пушкину в Москве» (1879), или, наконец, к стихотворению «В дороге» (1843), ставшему поистине народной песней. Речь идет об известном романсе композитора Абазы «Утро туманное, утро седое…». А ведь это его, молодого Тургенева, стихи, наполненные бездонными смыслами.

Читайте также:
Сочинение на тему: «Крылатые выражения» из комедии Грибоедова

Добавьте АН в свои источники, чтобы не пропустить важные события — Яндекс Новости

  • Режиссер Алвис Херманис: Я в России считаюсь важным русофобом
  • В Петербурге в результате пожара в квартире погибла заслуженная артистка РСФСР Александра Вавилина
  • «Репортер»: британский корабль-шпион месяц вел разведку в исключительной экономической зоне России в Баренцевом море
  • Познер о феномене россиян: «Странное сочетание своего превосходства над всеми остальными и нелюбви к самим себе»
  • Пострадавший при атаке в Перми рассказал, что нападавший стрелял, не пытаясь прицеливаться
  • Правительство выделит Крыму около полумиллиарда рублей для ликвидации последствий паводка
  • РЕН ТВ опубликовал видео с места стрельбы в Пермском госуниверситете
  • Как выбирали «Единую Россию» и кто ответит за будущее нашей страны. Резонансные новости недели

Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.

    Введите свой электронный адрес, после чего выберите любой удобный способ оплаты годовой подписки

  • Отсканируйте QR. В открывшемся приложении Сбербанк Онлайн введите стоимость подписки год (490 рублей). После чего вышлите код подтверждения на почту
  • Оставайтесь с нами. Добавьте нас в Ваши источники и подпишитесь на наши соцсети.

    Яндекс Дзен Telegram Google News МирТесен Twitter Вконтакте Одноклассники Facebook

    Цитаты Тургенева

    Подготовил: Дмитрий Сироткин
    Представляю вам подборку цитат писателя Ивана Сергеевича Тургенева .

    Интересно, вынутые из его произведений и писем, они приобретают новые, современные смысловые оттенки .

    Цитаты разнесены по темам: жизненная этика, жизнь, человек, любовь, отношения, женщины и мужчины, молодость, счастье, о себе, Родина, русские, русский язык, смерть, свобода, слова, истина и ложь, самолюбие, смех.

    О жизненной этике

    Надо уметь принадлежать самому себе — в этом вся штука жизни.

    Критика о творчестве Тургенева, отзывы современников

    И. С. Тургенев.
    Художник И. Репин

    Критика о творчестве Тургенева, отзывы современников

    А. В. Дружинин:

    “. есть у г. Тургенева достоинство, неразъясненное его ценителями. Да, г. Тургенев, слабый в смысле объективного творчества, имеет одну особенность, в которой он сиден и неизъяснимо привлекателен. Особенность эта есть ничто другое, как высокое поэтическое дарование, с которым сам его обладать до сих пор еще совладать не в силах. . мы [то есть Дружинин] смотрим на Тургенева не как на современного поучителя, не как на скептика и создателя живых типов, но как на тонкого и истинного поэта, передающего свои создания в прозаической и, по временам, весьма неровной форме.

    . в картинах нежных и успокоительных, меланхолически грустных и даже юношески идеальных – Тургенев возвышается так, как может быть, никто из современных русских писателей.

    Положение его в нашей литературе может называться вполне почетным положением. Его каждое слово внимательно слушается, – ни один из его поэтических порывов не проходит без отзыва.

    В круге современных нам писателей имеются лица, превосходящие нашего автора по таланту, но по тонкости и блеску своего образования г. Тургенев не имеет между ними соперника. Его произведения полны мыслями, оригинальными взглядами, отражениями разнохарактернейших и разнообразнейших теорий, прежде господствовавших в литературе и поныне не утративший своего значения.”
    (А. В. Дружинин, “Повести и рассказы И. С. Тургенева”, 1857 г.)

    “Я ничего не пишу о Тургеневе, потому что слишком много и все в одной связи имею сказать о нем. Я и всегда любил его, но после его смерти только оценил его как следует. Уверен, что вы видите значение Тургенева в том же, в чем и я, и потому очень радуюсь вашей работе. Не могу, однако, удержаться не сказать то, что я думал о нем. Главное в нем – это его правдивость. По-моему, в каждом произведении словесном (включая и художественное) есть три фактора: 1) кто и какой человек говорит; 2) как – хорошо или дурно – он говорит, и 3) говорит ли он то, что думает, и совершенно то, что думает и чувствует.

    Различные сочетания этих 3-х факторов определяют для меня все произведения мысли человеческой. Тургенев – прекрасный человек (не очень глубокий, очень слабый, но добрый, хороший человек), который хорошо говорит всегда то самое, то, что он думает и чувствует. Редко сходятся так благоприятно эти три фактора, и больше нельзя требовать от человека, и потому воздействие Тургенева на нашу литературу было самое хорошее и плодотворное. Он жил, искал и в произведениях своих высказывал то, что он нашел,- все, что нашел. Он не употреблял свой талант (умение хорошо изображать) на то, чтобы скрывать свою душу, как это делали и делают, а на то, чтобы всю ее выворотить наружу. Ему нечего было бояться.”
    (Л. Н. Толстой – А. Н. Пыпину, 10 января 1884 г.)

    Читайте также:
    «Телефон» краткое содержание рассказа Николая Николаевича Носова, анализ произведения, описание главных героев, основная мысль и тема

    И. А. Гончаров:

    “. Тургенев, создавший в “Записках охотника” ряд живых миниатюр крепостного быта, конечно, не дал бы литературе тонких, мягких, полных классической простоты и истинно реальной правды очерков мелкого барства, крестьянского люда и неподражаемых пейзажей русской природы, если б с детства не пропитался любовью к родной почве своих полей, лесов и не сохранил в душе образа страданий населяющего их люда!”
    (И. А. Гончаров, статья “Лучше поздно, чем никогда”, 1879 г.)

    В. Г. Короленко:

    “Гоголь, консерватор и крепостник в холодной мысли, чувствовал пламенную ненависть к порокам тогдашней России. Он сознательно высмеивал их в лице своих героев. Тургенев еще более сознательно отрицал уже крепостное право, отдавая свои мягкие симпатии угнетенной стороне. Щедрин прямо ненавидел Пошехонье с его Головлевыми. Тургенев раздражал как собеседник, порой больно задевавший самые живые струны тогдашних настроений, к нему относились страстно, бурно порицали и так же бурно выражали ему любовь и уважение. У него была ссора, но было и удовлетворение триумфа, он понимал, и его тоже понимали.”
    (В. Г. Короленко, статья “И. А. Гончаров и молодое поколение”, журнал “Русское богатство”, 1912 г.)

    “Белинский и особенно Добролюбов оставались для меня высшими авторитетами, а Тургенева я любил фанатично.”
    (В. Г. Короленко, книга “Истории моего современника”)

    А. П. Чехов:

    “Я глубоко убежден, что пока на Руси существуют леса, овраги, летние ночи, пока еще кричат кулики и плачут чибисы, не забудут ни вас, ни Тургенева, ни Толстого, как не забудут Гоголя. Вымрут и забудутся люди, которых вы изображали, но вы останетесь целы и невредимы. Такова ваша сила и таково, значит, и счастье.”
    (А. П. Чехов – Д. В. Григоровичу, 12 января 1888 г.)

    “Кроме старушки в Базарове, то есть матери Евгения и вообще матерей, особенно светских барынь, которые все, впрочем, похожи одна на другую (мать Лизы, мать Елены), да матери Лаврецкого, бывшей крепостной, да еще простых баб, все женщины и девицы Тургенева невыносимы своей деланностью и, простите, фальшью. Лиза, Елена – это не русские девицы, а какие-то Пифии, вещающие, изобилующие претензиями не по чину. Ирина в “Дыме”, Одинцова в “Отцах и детях”, вообще львицы, жгучие, аппетитные, ненасытные, чего-то ищущие – все они чепуха. Как вспомнишь толстовскую Анну Каренину, то все эти тургеневские барыни со своими соблазнительными плечами летят к чорту. Женские отрицательные типы, где Тургенев слегка карикатурит (Кукшина) или шутит (описание балов), нарисованы замечательно и удались ему до такой степени, что, как говорится, комар носа не подточит. Описания природы хороши, но. чувствую, что мы уже отвыкаем от описания такого рода и что нужно что-то другое.”
    (А. П. Чехов – А. С. Суворину, 24 февраля 1893 г.)

    М. Е. Салтыков-Щедрин:

    “Литературная деятельность Тургенева имела для нашего общества руководящее значение, наравне с деятельностью Некрасова, Белинского и Добролюбова. И как ни замечателен сам по себе художественный талант его, но не в нем заключается тайна той глубокой симпатии и сердечных привязанностей, которые он сумел пробудить к себе во всех мыслящих русских людях, а в том, что воспроизведенные им жизненные образы были полны глубоких поучений.

    Тургенев был человек высокоразвитый, убежденный и никогда не покидавший почвы общечеловеческих идеалов. Идеалы эти он проводил в русскую жизнь с тем сознательным постоянством, которое и составляет его главную и неоцененную заслугу перед русским обществом. В этом смысле он является прямым продолжателем Пушкина и других соперников в русской литературе не знает. Так что ежели Пушкин имел полное основание сказать о себе, что он пробуждал “добрые чувства”, то то же самое и с такою же справедливостью мог сказать о себе и Тургенев. Это были не какие-нибудь условные “добрые чувства”, согласные с тем или другим преходящим веянием, но те простые, всем доступные общечеловеческие “добрые чувства”, в основе которых лежит глубокая вера в торжество света, добра и нравственной красоты.

    Тургенев верил в это торжество; он может в этом случае привести в свидетельство все одиннадцать томов своих сочинений. Сочинения эти, неравноценные в художественном отношении, одинаково и всецело (за исключением немногих промахов, на которые своевременно указывала критика) проникнуты тою страстною жаждой добра и света, неудовлетворение которой составляет самое жгучее больное место современного существования. Базаровы, Рудины, Инсаровы – все это действительные носители “добрых чувств”.

    . что сделал Тургенев для русского народа, в смысле простонародья? – и не обинуясь отвечаем: несомненно, сделал очень многое и посредственно, и непосредственно. Посредственно – всею совокупностью своей литературной деятельности, которая значительно повысила нравственный и умственный уровень русской интеллигенции; непосредственно – “Записками охотника”, которые положили начало целой литературе, имеющей своим объектом народ и его нужды.”
    (статья-некролог “И. С. Тургенев”, “Отечественные записки”, 1883 г., № 10)

    Читайте также:
    Жизнь Арсеньева краткое содержание романа - читать онлайн бесплатно

    Н. Г. Чернышевский:

    “В настоящее время русская литература, кроме Вас и Некрасова, не имеет никого. Это каждый порядочный человек говорит, смею Вас уверить.”
    (Н. Г. Чернышевский – И. С. Тургеневу)

    С. М. Степняк-Кравчинский:

    “Тот эффект, которого повествователи романтической школы достигают прелестью неожиданных приключений и захватывающих положений, у Тургенева получается благодаря быстрому, удивительно сконцентрированному действию, а особенно – благодаря самому простому и самому ценному для романиста качеству: уменью владеть симпатиями и чувствами своих читателей. В этом отношении его можно сравнить с музыкантом, который непосредственно действует на нервы и душу своих слушателей, или, еще лучше – сравнить с поэтом, соединяющим силу слова с магическим действием гармонии стиха. Вы не читаете романов Тургенева: вы в них живете.

    Этою особенною способностью очаровывать читателя Тургенев в значительной степени обязан своему искусству мастерски владеть всеми средствами нашего богатого, гибкого и музыкального языка. Только один поэт Лермонтов умел писать в прозе с таким же совершенством, как Тургенев.”
    (С. М. Степняк-Кравчинский, “Из предисловия к английскому изданию романа “Рудин”, 1908 г.)

    М. Горький:

    “И. С. Тургенев был хорошим реалистом, а я уже не раз говорил, что писатель-реалист, невольно подчиняясь своим впечатлениям, часто не замечает, что, рисуя дорогое и близкое ему, он рисует это близкое таковым, каково оно есть на самом деле, то есть, иными словами, красота или ясность материала повести не позволяет ему исказить себя”.
    (М. Горький, “История русской литературы”, 1908-1909 гг.)

    “Я очень рекомендую вам: изучайте русскую литературу, это вам поможет. Тургенев научит вас писать природу, пейзаж, Чехов – покажет вам, что такое диалог, как в действительности говорят живые люди, научит строить фразу, предложение – кратко и точно.”
    (М. Горький – Г. Д. Гребеньщикову, 14 марта 1913 г.)

    “Читайте, изучайте приемы стилистов – Чехова, Тургенева, Лескова.”
    (М. Горький – Вс. Иванову, конец 1916 – начало 1917 г.)

    “Литературной технике и языку надобно учиться именно у Толстого, Гоголя, Лескова, Тургенева.”
    (М. Горький, статья “О пользе грамотности”, 1928 г.)

    Все за сегодня

    Политика

    Экономика

    Наука

    Война и ВПК

    Общество

    • Культура
    • История
    • Религия
    • Спорт
    • Россия глазами иностранцев

    ИноБлоги

    Подкасты

    Мультимедиа

    • Фото
    • Инфографика
    • ИноВидео
    • ИноАудио

    Общество

    The New York Times (США): Тургенев оскорблял Россию, но до сих пор щепетильный Кремль превозносит его как звезду русской литературы

    МЦЕНСК, РОССИЯ. Президент России Владимир Путин не раз восторгался величием российской культуры, особенно ее литературных гигантов, таких как Иван Сергеевич Тургенев, чья загородная усадьба была недавно отреставрирована на государственные средства как объект национальной гордости.

    Однако господину Путину и его чиновникам неплохо было бы внимательнее присмотреться к писателю. Тургенев (умерший в предместьях Парижа в 1883 году), неутомимый космополитический либерал, придерживался весьма мрачного мнения о своей стране.

    «Он никогда ничего не идеализировал и описывал реальность так, как ее видел, — соглашается Елена Левина, директор дома-музея Тургенева, который в январе вновь открыл свои двери для посетителей масштабной реставрации. — Порой она была весьма неприглядной».

    В усадьбе писателя, расположенной в 320 километрах к югу от Москвы и ставшей ныне государственным музеем, воспевание России как самодостаточной культурной державы с трудом уживается с постоянными напоминаниями о другой, менее уверенной в себе стране, отчаянно стремящейся примкнуть к Западу.

    Многие книги в библиотеке Тургенева на двух из семи иностранных языков, которые он знал помимо русского — французском и немецком.

    Картины и рисунки на стенах напоминают о годах, которые писатель прожил за пределами России: он учился в Берлине, жил в немецком курортном городке Баден-Бадене, потом — во Франции, где у него завязался обреченный на неудачу роман с замужней французской оперной певицей испанского происхождения Полиной Виардо.

    В его произведениях порой содержатся испепеляющие высказывания о родине, по которой он горько тосковал, будучи в отъезде, но которую во многом и осуждал.

    «Ленив и неповоротлив русский человек — и не привык ни самостоятельно мыслить, ни последовательно действовать, — писал Тургенев в 1857 году в письме к русской графине, придерживавшейся консервативных взглядов. — Но нужда — великое слово! — поднимет и этого медведя из берлоги».

    С годами он не смягчился и двадцать лет спустя писал другу: «Бедны мы до гадости в России — вот что плохо; и к тому же очень склонны к воровству».

    Будучи во Франции, он отзывался о своей родине так: «В России умные, талантливые и честные люди — большая редкость».

    В знаменитых спорах между так называемыми западниками и славянофилами, а именно такие дискуссии в основном преобладали в интеллектуальных и политических кругах России 19-го века, отголоски которых слышны до сих пор, Тургенев твердо занимал позицию тех, кто считал, что Россия — европейская страна. Он считал, что она должна остерегаться глупых выдумок о самобытном русском пути.

    Однако эти выдумки вновь получили распространение в последние годы с легкой подачи русских националистов, Русской православной церкви и Министерства культуры, во главе которого стоит глубоко консервативный историк Владимир Мединский. Он всей душой не приемлет западную культуру и презирает современных западников, каким когда-то был Тургенев.

    Читайте также:
    Краткое содержание романа Анна Каренина - история создания

    В то же время господин Мединский выделил финансовые средства на поддержание наследия Тургенева и его места в пантеоне российской литературы.

    Его министерство финансировало реставрацию семейного имения Тургеневых и в ноябре открыло в центре Москвы новый музей, расположенный в доме матери писателя, которую Тургенев ненавидел, боялся и нежно любил.

    На открытии музея присутствовал Путин, и теперь большой портрет президента висит там при входе.

    К Тургеневу относятся с почитанием, потому что вне зависимости от того, что писатель иногда весьма пессимистично оценивал свою родину и ее народ, он был истинно русским человеком и одним из великих русских писателей.

    Именно как великого писателя Тургенева почитают не только любящие литературу россияне, но и само государство, несмотря на его порой громко выражаемую враждебность к либеральным и проевропейским взглядам, которые писатель проповедовал в течение своей жизни.

    Контекст

    «Дуэль» Тургенев — Толстой

    «Злоупотребление Тургеневым»

    «Страшные русские» поистине лишают рассудка

    Уроки литературы для патриотов

    Тургенев, родившийся в 1818 году, был особенно резок в описании жизни в деревнях, находившихся неподалеку от его имения. Оно располагается посреди березовой рощи и вековых дубов, недалеко от Мценска, серого провинциального городка к югу от российской столицы.

    Местный мужик, — писал Тургенев в своем раннем романе „Записки охотника”, содержавшем пронзительную критику крепостного права, — «невелик ростом, сутуловат, угрюм, глядит исподлобья, живет в дрянных осиновых избенках, ходит на барщину, торговлей не занимается, ест плохо, носит лапти».

    Несмотря на бедность и отсталость, в районе Мценска на свет появилось больше российских литературных гениев, чем в любом другом месте страны, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга.

    Вера Ефремова, директор Музея Тургенева в столице области Орле, говорит, что здесь жили 182 писателя, сыгравших видную роль в русской литературе.

    Кроме Тургенева, здесь жили Иван Бунин, первый русский писатель, получивший Нобелевскую премию по литературе, также видевший Россию в темных красках, живший за границей и бывший под запретом в советский период — и Николай Лесков, чья повесть «Леди Макбет Мценского уезда» легла в основу оперы Дмитрия Шостаковича.

    Ее сюжет разворачивался вокруг супружеской измены и убийства. Сталин ненавидел эту оперу и распорядился о ее запрете.

    «Здесь родилось такое количество писателей, что я даже не знаю всех их имен», — говорит Ефремова, возглавляющая комплекс, состоящий из четырех государственных литературных музеев в Орле и располагающий штатом из 124 кураторов и экскурсоводов.

    Некоторые персонажи Тургенева столь дерзко высказывались о России, что, когда британский издательский дом «Пингвин Букс» (Penguin Books) процитировал один из этих пассажей в рамках рекламной кампании в лондонском метро, не указав источник цитаты, Министерство иностранных дел России пожаловалось на «отвратительную русофобию» Великобритании.

    Цитата, о которой идет речь — «Аристократия, либерализм, прогресс, принципы… Бесполезные слова! Русским они не нужны», — это высказывание героя самого знаменитого романа Тургенева «Отцы и дети» мятежника-нигилиста Евгения Базарова. Часть произведения он написал в своем имении неподалеку от Мценска.

    Министерство не объяснило, каким же именно образом слова персонажа из романа, написанного более 150 лет назад русским писателем, отражают современные предубеждения британцев в отношении России.

    Однако то, что Министерство иностранных дел называет русофобией — его типичный ответ на любую критику в отношении России — на самом деле, всегда было вовсе не иностранным недугом, а русским. Этот термин придумал в 1876 году русский дипломат-славянофил, чтобы описать то, что он расценивал как излишне критическое мнение о России его сограждан-россиян.

    Директор поместья Тургенева госпожа Левина рассердилась, услышав предположение, что у писателя, возможно, была склонность к русофобии, но признала, что «он не был и националистом».

    «Он был человеком мира и чувствовал себя комфортно в любой стране» — говорит она.

    Во время экскурсии по его имению она остановилась у висящей в кабинете Тургенева иконы с изображением Иисуса Христа и объяснила, что писатель никогда не был набожен — он даже сомневался в существовании Бога — но оставил икону, потому что она в течение нескольких поколений хранилась в этой благородной семье.

    Российское государство делает то же самое. Все больше связывая себя с воинственным национализмом, оно отметает либеральные ценности, сторонником которых был Тургенев, но все равно почитает при этом его как члена семьи.

    Неприязнь, которую Тургенев испытывал к пьянству и разгильдяйству, вызывала такое раздражение у некоторых его соотечественников, особенно, тех, кто был склонен к привычкам, которые он презирал, что Федор Достоевский, его современник и убежденный славянофил, призывал его достать телескоп, чтобы отчетливее и с большим сочувствием увидеть Россию.

    Некоторые бескомпромиссные российские националисты снова вспомнили об этом, требуя, чтобы книги Тургенева исключили из школьной программы, потому что писатель был слишком очарован Западом.

    Читайте также:
    Сочинение на тему: "Любовь к Родине" рассуждение о патриотизме, проблема отношения человека к Отечеству и родному краю, примеры и аргументы из жизни и литературы

    Тургенев не принимал некоторые общепринятые нормы собственной страны. «Он никогда не пил водку, всегда предпочитая ей вино», — рассказала госпожа Левина, директор имения.

    Но все же добавила она: «Он был выдающимся русским писателем. Вот что по-настоящему значимо».

    Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

    «Колосс с движениями ребенка». Мопассан и современники о Тургеневе

    Иван Тургенев родился в Орле в 1818 году и уже при жизни был одним из самых именитых русских писателей. Его читали в России и за границей, он обедал в парижских ресторанах с Флобером и Золя, а на траурных торжествах после его смерти собрался весь литературный свет Европы. Неудивительно, что современники из круга общественных деятелей, художников и писателей оставили немало воспоминаний о Тургеневе.

    «АиФ-Черноземье» собрал самые яркие из них.

    Художник Илья Репин – о характере Тургенева

    «Тургенев любил повеселиться в холостой компании. В Латинском квартале был скромный ресторанчик, где обедали некогда, по преданию, Жорж Санд, Гейне и другие любимые знаменитости, а с нами: братья Вырубовы – химики, Поленов, П. В. Жуковский – сын поэта, Боголюбов и другие немногие. Обед стоил 20 франков. И тут, со всеми онерами: повар приносил рыбу, показывал хозяину, – Ив. Серг. Тургенев был им, – и все редкости обеда, как принято. Было очень весело. Хорошее вино – настоящее бордо! Ив. Сергеевич веселил всех. В нем просыпался студент. Огромный рост, седая прядь и веселые глаза. Звонкий голос и живая студенческая речь. Это так нас опьяняло!!

    … Иван Сергеевич симпатизировал мне лично, и это особенно я заметил по одному случаю. В Париже я начал трактовать Христа в Гефсиманском саду; он идет навстречу толпе, которая вооружилась его арестовать и идет на него с дрекольями. Так как я часто и много увлекался этим сюжетом, то у меня первое время шло увлекательно!! Тургенев при первом взгляде на начало остановился со вниманием. По разносторонности своей натуры, он увлекался всем и был всегда независим в своих увлечениях и ценил новизну».

    Адвокат Анатолий Кони – о жизни Тургенева в эмиграции в Париже

    «…Меня встретил Иван Сергеевич и ввел в свое помещение, состоявшее из двух комнат. На нем была старая, довольно потертая бархатная куртка. Царившая в комнатах «оброшенность» неприятно поразила меня. На маленьком закрытом рояле и положенных на него нотах лежал густой слой пыли. Штора старинного прямого образца одним из своих верхних углов оторвалась от палки, к которой была прикреплена, и висела поперек окна, загораживая отчасти свет, очевидно уже давно, так как и на ее складках замечался такой же слой пыли. Расхаживая, во время разговора с хозяином, по комнате, я не мог не заметить, что в соседней небольшой спальне все было в беспорядке и не убрано, несмотря на то что был уже второй час дня. Мне невольно вспомнился стих Некрасова: «Но тот, кто любящей рукой не охранен, не обеспечен. »

    Видя, что оживленная беседа с Тургеневым, очень интересовавшимся событиями и ходом дел на родине, может нас задержать, я напомнил ему, что нас ждут. «Да, да, – заторопился он, – сейчас я оденусь!» – и через минуту вошел в темно-сером пальто из какой-то материи, напоминавшей толстую парусину. Продолжая говорить, он хотел застегнуться и машинально искал пуговицу, которой уже давно на этом месте не было. «Вы напрасно ищете пуговицу, – заметил я, смеясь, – ее нет!» – «Ах! – воскликнул он, – и в самом деле! Ну, так мы застегнемся на другую». И он перевел руку на одну петлю ниже, но соответствующая ей пуговица болталась на ниточках, за которыми тянулась выступившая наружу подкладка. Он добродушно улыбнулся и, махнув рукою, просто запахнул пальто, продолжая разговаривать».

    Писатель Ги де Мопассан – о первой встрече с Тургеневым

    «Ивана Тургенева я увидел впервые у Густава Флобера.

    Дверь отворилась. Вошел великан. Великан с серебряной головой, как сказали бы в волшебной сказке. У него были длинные седые волосы, густые седые брови и большая седая борода, отливавшая серебром, и в этой сверкающей снежной белизне – доброе, спокойное лицо с немного крупными чертами. Это была голова Потока, струящего свои воды, или, что еще вернее, голова Предвечного отца.

    Тургенев был высок ростом, широкоплеч, сложения плотного, но не тучного, – настоящий колосс с движениями ребенка, робкими и осторожными. Голос его звучал очень мягко и немного вяло, словно язык был слишком тяжел и с трудом двигался во рту. Иногда, желая дать для выражения своей мысли точное французское слово, он запинался, но всегда находил его удивительно верно, и эта легкая заминка придавала его речи какую-то особенную прелесть. Он чудесно рассказывал, сообщая самому незначительному факту художественную ценность и своеобразную занимательность, но его любили не столько за возвышенный ум, сколько за какую-то трогательную наивность и способность всему удивляться. И он в самом деле был невероятно наивен, этот гениальный романист, изъездивший весь свет, знавший всех великих людей своего века, прочитавший все, что только в силах прочитать человек, и говоривший на всех языках Европы так же свободно, как на своем родном. Его удивляли и приводили в недоумение такие вещи, которые показались бы совершенно понятными любому парижскому школьнику.

    Читайте также:
    Русский язык - анализ, история создания, основная мысль

    Можно было подумать, что жизненная реальность вызывала в нем какое-то болезненное ощущение, ибо ум его, не удивляясь ничему, что написано на бумаге, возмущался при одном намеке на какие-либо житейские обстоятельства. Возможно, что его крайнее прямодушие и огромная врожденная доброта оскорблялись при столкновении с грубостью, порочностью и лицемерием человеческой природы, в то время как его ум в минуты одиноких размышлений за письменным столом, напротив того, помогал ему постигать жизнь и проникать в нее до самых ее позорных тайников, подобно тому как наблюдают из окна уличные происшествия, не принимая в них участия.

    Это был человек простой, добрый и прямой до крайности; он был обаятелен, как никто, предан, как теперь уже не умеют быть, и верен своим друзьям – умершим и живым».

    Французские писатели братья Жюль и Эдмон де Гонкур – о внешности Тургенева

    «Обед у Маньи. Шарль Эдмон привел к нам Тургенева – русского, который обладает таким изысканным талантом, автора «Записок русского помещика», «Антео-ра» и «Русского Гамлета» (Имеются в виду «Записки охотника», романы «Накануне» и «Рудин»).

    Это очаровательный колосс, нежный беловолосый великан, он похож на доброго старого духа гор и лесов, на Друида и на славного монаха из «Ромео и Джульетты». Он красив какой-то почтенной красотой, величаво красив, как Ньеверкерк. Но у Ньеверкерка глаза цвета голубой обивки на диване, а у Тургенева глаза как небо. Добродушное выражение глаз еще подчеркивается ласковой напевностью легкого русского акцента, напоминающей певучую речь ребенка или негра.

    Скромный, растроганный овацией, устроенной ему сидящими за столом, он рассказывает нам о русской литературе, которая вся, от театра и до романа, идет по пути реалистического исследования жизни. Русская публика большая любительница журналов. Тургеневу и вместе с ним еще десятку писателей, нам неизвестных, платят по шестисот франков за лист; сообщая нам об этом, он покраснел. Но книга оплачивается плохо, едва четыре тысячи франков».

    Сергей Толстой – об отношениях Тургенева и Льва Толстого

    «Я знал, что Тургенев большого роста. Но он превзошел мои ожидания. Он показался мне великаном – великаном с добрыми глазами, с красноватым лицом, с мягкими, как мне казалось, мускулами ног и с густыми, хорошо причесанными, белыми, даже желтоватыми волосами и такой же бородой. Сравнительно с ним отец мне показался маленьким (хотя он был роста выше среднего) и моложе, чем он был. Правда, Тургеневу было шестьдесят лет, а отцу – пятьдесят. Но Тургенев был совсем седой, а у отца были темные волосы без проседи. В их отношениях чувствовалось, что Иван Сергеевич старший. Мне тогда казалось, что отец к нему относился сдержанно, любезно и слегка почтительно, а Тургенев к отцу, несмотря на свою экспансивность, немножко осторожно.

    Тургенев привез с собой прекрасные дорожные вещи: дорогой кожаный чемодан, изящный несессер, две щетки слоновой кости и пр. Я помню его бархатную куртку, такой же жилет, шелковый галстук, мягкую, тоже, кажется, шелковую рубашку и двое прекрасных золотых часов. Часы он с удовольствием показывал и говорил, что они – хронометры, что он вообще любит хорошие часы и наблюдает за тем, чтобы они ходили верно и одинаково, минута в минуту. Еще у него в кармане была изящная табакерка с нюхательным табаком. Он говорил, что бросил курить, потому что, когда он курил, две милые девицы не позволяли себя целовать, «а теперь, – прибавил он, – мои парижские дамы не позволяют мне нюхать табак». На ногах у него были мягкие сапоги с очень широкими носками: такие сапоги он носил по причине своей подагры. Иван Сергеевич много разговаривал с отцом наедине, в кабинете и на прогулках. Вероятно, главной темой их разговоров была литература».

    Неизвестный романист – о последних годах жизни Тургенева

    «С напряженным вниманием следил Иван Сергеевич по русским и иностранным газетам и журналам за всем, что делается в России, останавливался на каждом безобразном явлении, с желчью указывал на него своим посетителям. В последние два года, благодаря, быть может, быстро развивавшейся болезни, он становился все угрюмее и мрачнее и часто говорил о смерти, которая лишит его возможности окончить кое-что из задуманного. Мыслям о смерти посвящена значительная часть его «Стихов в прозе». «Настали темные, тяжелые дни. Свои болезни, недуги людей милых, холод и мрак старости. Все, что ты любил, чему отдавался безвозвратно, никнет и разрушается. Под гору пошла дорога.

    С каждым днем утрачивалась вера в себя, в свои силы, в русский общественный прогресс. «Стар я, скоро умирать придется, – говорил он, меланхолически глядя на камин. – Знаете ли, мне кажется, что человек, как только перестает увлекаться красотой и женщиной, становится уже неспособным на художественное творчество. Я уже чужд подобным увлечениям – и вдохновение покинуло меня».

    Читайте также:
    Лилечка, Маяковский: читать онлайн бесплатно

    Публицист Михаил Стасюлевич – о похоронах Тургенева

    «Собственно говоря, похоронная процессия началась в понедельник 19-го сентября, в Париже, rue Daru, где помещается наша церковь, а закончилась через неделю, во вторник 27-го сентября, в Петербурге, на Волковом кладбище… Рано утром, в 6 часов, к самому окошку моего номера на станции, где я провел ночь, подошел тог самый прусский пассажирский поезд, с которым должно было прибыть тело Тургенева, а через несколько минут ко мне вбежал служитель с известием, что тело Тургенева прибыло, одно, без провожатых и без документов, по багажной накладной, где написано: «1 – покойник» – ни имени, ни фамилии! Мы только догадывались, что это – Тургенев, но, собственно, не могли знать того наверное. Тело прибыло в простом багажном вагоне, и гроб лежал на полу, заделанный в обыкновенном дорожном ящике для клади; около него по стенкам вагона стояло еще несколько ящиков, очевидно, с венками, оставшимися от парижской церемонии… К Гатчине мы подъехали около 9 ч. утра: вся платформа была густо заставлена народом, а в том месте, где должен был остановиться траурный вагон, были поставлены в порядке воспитанники гатчинского института и воспитанницы одного из местных учебных заведений… Тут нельзя даже было заметить различия между окраинами и коренною Россией; все сошлись в глубоком уважении к имени того, кто силою одного таланта поставил русский язык и русскую мысль на новую для них высоту».

    Ровно 200 лет назад родился Иван Сергеевич Тургенев: ТОП-10 высказываний о великом русском писателе

    Издание «Тульские бренды» подготовило ТОП-10 цитат об Иване Сергеевиче Тургеневе к 200-летнему юбилею писателя.

    «Кто стремится к высокой цели, уже не должен думать о себе», – говорил Иван Сергеевич Тургенев. А что же думали о нём его современники и последователи?

    1. Фёдор Михайлович Достоевский

    «Что за человек! Поэт, талант, аристократ, красавец, богач, умен, образован, 25 лет,- я не знаю, в чем природа отказала ему? Наконец: характер неистощимо-прямой, прекрасный, выработанный в доброй школе».

    1. Михаил Михайлович Пришвин

    «Мы были наследниками прекрасной точки зрения Тургенева на простой народ».

    «Острый и тонкий наблюдатель, точный до мелочей, он рисует своих героев как поэт и живописец».

    «Иван Тургенев – гениальный романист, изъездивший весь свет, знавший всех великих людей своего века, прочитавший все, что только в силах прочитать человек, и говоривший на всех языках Европы так же свободно, как на своем родном».

    «Давно уже вы являетесь для меня мэтром. Но чем больше я вас изучаю, тем более изумляет меня ваш талант. Меня восхищает страстность и в то же время сдержанность вашей манеры письма, симпатия, с какой вы относитесь к маленьким людям и которая насыщает мыслью пейзаж».

    «Если теперь английский роман обладает какими-то манерами и изяществом, то этим он прежде всего обязан Тургеневу».

    1. Лев Николаевич Толстой

    «О Тургеневе все думаю и ужасно люблю его, жалею и все читаю. Я все с ним живу. Непременно или буду читать, или напишу и дам прочесть о нем».

    1. Владимир Галактионович Короленко

    «Тургенев – один из писателей наших, умевший спускаться в самые недра обыденности затем, чтобы подымать её за собой».

    1. Николай Алексеевич Некрасов

    «Целое море поэзии могучей, благоуханной и обаятельной вылил он в эту повесть («Фауст») из своей души».

    «Без преувеличения скажу Вам, что вещицы (о комедии «Где тонко, там и рвется») более грациозной и художественной в русской нынешней литературе вряд ли отыскать».

    «У него огромный талант, и коли правду сказать, – так он в своем роде стоит Гоголя».

    1. Николай Васильевич Гоголь

    «Во всей теперешней литературе больше всех таланта у Тургенева».

    Отметим, жизнь Ивана Сергеевича связана с нашим регионом. На территории Чернского района Тульской области расположено село Тургенево – родовая усадьба Тургеневых. Село ведет свою историю со второй половины XVIII века. Иван Сергеевич Тургенев часто бывал и жил в отцовской усадьбе.

    В настоящее время в селе Тургенево сохранился усадебный комплекс, включающий парк начала XIX века, каменную церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, заложенную в 1795 году и построенную на средства помещика лейб-гвардии прапорщика Николая Алексеевича Тургенева, деда писателя, здание бывшей бумажной фабрики (зимнего флигеля), в котором жил в 1850 году И. С. Тургенев, а также каретный сарай, домик дворовых, подвалы.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: