Вот уж вечер Роса – анализ, особенности работы писателя

Краткий анализ стихотворения Есенина «Вот уж вечер. Роса…» по плану

1. История создания

Стихотворение «Вот уж вечер. Роса…» написано в 1910 году, когда Сергею Есенину было 15 лет.

Поэт считал этот текст пробой пера, но в нём уже угадываются черты расцветающего таланта.

Написанное в родном селе Константинове, оно, скорее всего, представляет собой набросок с натуры, так как знакомые семьи Есениных в своих воспоминаниях свидетельствуют, что Сергей любил записывать стихи на открытом воздухе, в тишине проходящего дня, или уединившись в одной из дворовых построек.

2. Литературное направление

Стихотворение написано в реалистической манере, но с романтическим пафосом любования миром.

3. Род

Перед нами лирическое произведение о природе.

4. Жанр

Это небольшое лирическое стихотворение, зарисовка с натуры.

5. Проблематика

Яркой проблематики в стихотворении нет. Оно посвящено миру природы и месту человека в природном космосе.

6. Тематика

Стихотворение описывает деревенский вечер, игру света и тени, запахи и звуки родного села при смене дня и ночи.

7. Идея

Идея стихотворения состоит в том, что пробудившийся поэтический слух позволил юноше увидеть мир необычным, таинственным, волнующим. Он радуется, что может передать увиденное и услышанное словами.

8. Пафос

Поэт любуется красотой деревенского вечера, тишиной и теплом, которые его окружают. Ему хорошо среди родных звуков и запахов.

9. Система образов

Есенинские зарисовки построены так же, как его более зрелые стихотворения. Они сотканы из цветовых, световых, акустических и зрительных образов.

Световые образы: «роса блестит на крапиве», «от луны свет большой», «берёзы… как большие свечки».

Звуковые образы: «песнь соловья», «сонный сторож стучит мёрзлой колотушкой».

Осязательные образы: «я стою у дороги, прислонившись к иве», «хорошо и тепло, как зимой у печки».

10. Центральные персонажи

Центральные персонажи зарисовки – поэт и мир природы.

11. Лирический герой

Лирический герой описывает своё положение в пространстве, признаётся, что ему тепло, хорошо и описывает собственные ощущения от увиденного. Он не просто зеркало природы, он – её часть.

Как человек он чувствует себя гармонично среди берёз и соловьиных трелей, деревенских крыш и отдалённых ночных звуков.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения прост. Поэт стоит у дороги, прислонившись к стволу дерева, и следит за наступлением ночи. Он видит и слышит, как гаснут краски и звуки, дожидаясь позднего часа, чтобы вернуться домой.

13. Композиция

Композиция произведения – одночастная.

В четырёх четверостишиях последовательно описаны изменения, которые происходят в природе вечером.

Экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация («Сонный сторож стучит мёрзлой колотушкой» (пришло время сна)) соответствуют каждой из четырёх строф.

14. Художественные особенности

Язык стихотворения ясен, образен и очень прост. Используется общелитературная лексика.

Интонация автора – повествовательная, раздумчивая. Похоже, что поэт делится наблюдениями с близким другом или крупными мазками пишет вечерний пейзаж на куске полотна.

Есенин впервые использует художественную деталь, переходя от абстракции к конкретному изображению предметов. Он реалистично выписывает и листья крапивы, и залитую луной крышу, и ствол ракиты, который чувствует спиной, и стук колотушки сторожа.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано дольником с двумя ударениями.

В произведении используется перекрестная рифмовка, при этом рифмуются только 2 и 4 строки, что приближает поэтическую речь к разговорной, придавая ей естественности.

Текст состоит из 4-х четверостиший.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении используется множество:

  • эпитетов и определений с прямым значением: «от луны свет большой», «большие свечки», «сонный сторож», «мёрзлая колотушка».
  • есть в тексте сравнения: «берёзы стоят, как большие свечки», «хорошо и тепло, как зимой у печки».

Также поэт использует приём перспективы. Он переносит взгляд от земли (роса на крапиве) в невидимую даль («где-то песнь соловья вдалеке я слышу», а потом – «вдали, за рекой, словно на опушке… сонный сторож»).

Звуки вечера передаются за счёт ассонансов («о», «э», «и») и аллитераций («ч», «с», «л»). Тишина не дремлет, она наполнена жизнью и смыслом. Строки словно переливаются, образуя причудливую вязь. Нужно обязательно прочитать их вслух, чтобы почувствовать красоту стихотворения.

17. Значение произведения

В стихотворении «Вот уж вечер. Роса…» молодой поэт пробует свои силы в описании пейзажа.

Но даже эта маленькая зарисовка – не плоская, не поверхностная. Все предметы, изображённые молодым автором, связаны ниточкой живого тепла. Так воспринимать мир может только ребёнок, отрок, ещё не утративший сыновнюю нежность к природе.

18. Актуальность

Стихотворение Есенина актуально для современных людей, ведь состояния спокойного и благостного любования знакомо каждому.

Мы особенно остро чувствуем красоту мира в детстве и отрочестве, когда у нас есть время остановиться и оглянуться вокруг.

19. Моё отношение

Мне нравится стихотворение «Вот уж вечер. Роса…» Когда я приезжаю на каникулы к бабушке и обнимаю берёзы рядом с её домом, мне тоже хорошо и тепло, как Есенину. В душе просыпается что-то светлое, даже хочется плакать. Наверное, это и есть чувство Родины.

20. Чему учит

Стихотворение учит нас не терять связь с окружающим миром, внимательно слушать и слышать его, беречь красоту родной природы.

Читайте также:
Рецензия на роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка» отзыв, мнения и впечатления критиков и читателей о прочитанном, анализ и тема исторического произведения автора

Анализ стихотворения «Вот уж вечер. Роса» Есенина

Средняя оценка: 4.8

Всего получено оценок: 30.

Средняя оценка: 4.8

Всего получено оценок: 30.

Стихотворение “Вот уж вечер. Роса…” Есенин написал в подростковом возрасте, но оно уже в полной мере демонстрирует его талант. Краткий анализ “Вот уже вечер. Роса…” по плану раскроет перед учениками 9 класса очень ранний этап есенинского творчества. Разбор может быть использован для подготовки к уроку литературы.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Вот уж вечер. Роса.

История создания – стихотворение написано в 1910 году, когда Есенину было 15 лет. Он считал его пробой пера, но всё же опубликовал, уже будучи зрелым поэтом.

Тема – тема родной природы.

Композиция – одночастная, это небольшая зарисовка, передающая ощущение лирического героя от наступившего вечера.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – двуударный дольник.

Эпитеты“свет большой”, “большие свечки”, “сонный сторож”, “мёртвая колотушка”.

Сравнение – “как зимой у печки”, “как большие свечки“.

История создания

Сергей Есенин начал писать стихи довольно рано, но всегда считал их просто пробами пера. Став признанным поэтом, он практически не публиковал то, что было создано им в юношеские годы. Стихотворение “Вот уж вечер. Роса…” стало одним из немногих исключений.

Оно было написано в 1910 году, когда автору было пятнадцать лет. Но уже в столь раннем произведении прослеживаются черты, характерные для зрелой есенинской лирики: глубина мысли и конкретика образов.

Это произведение написано в Константинове, но поэт описывает не просто свою малую родину, а деревню вообще. При этом он романтизирует и идеализирует эту деревню; это показывает, что с самых ранних лет Есенин мог видеть прекрасное в самых обыденных вещах, в реалиях крестьянского быта. Формально считаясь представителем новокрестьянских поэтов, он смотрит на мир как крестьянин, но его видение более глубокое и поэтичное.

Стихотворение посвящено родной природе, с которой Есенин сливается душой. Отсутствие динамичного сюжета и ярких эпитетов не мешает ему показывать её во всей красе: в этом произведении природа прекрасна по-своему: она живая и потому близкая.

Композиция

Композиционно это произведение очень простое: оно состоит из четырёх строф, которые описывают чувства, испытываемые лирическим героем при созерцании деревенского пейзажа.

В первой строфе Есенин пишет о времени и месте действия, а также указывает на то, что лирический герой настроен спокойно и созерцательно: он прислонился к иве и наслаждается окружающим пейзажем.

Вторая строфа описывает окружающий его мир – он видит луну, которая освещает крышу дома, и слышит пение соловья. Следует особо выделить, что пение это слышится где-то вдалеке. Таким образом поэт показывает, что лирический герой думает о большом мире – он ещё не видел его, но этот мир очень манит.

Третья строфа наполнена сравнениями: Есенин говорит о тепле (что также указывает на время года, поскольку в средней полосе России по вечерам тепло только летом), сравнивая свои ощущения с теми, которые он испытывает, сидя зимой у растопленной печи. Особенно показательна вторая часть этой строфы, в которой явно прослеживаются народно-фольклорные мотивы: Есенин, который не был особенно религиозным человеком, сравнивает березы со свечами.

Четвёртая строфа завершает произведение, и в ней поэт использует такой действенный приём как противопоставление. Если до сих пор всё, что он описывал, было живым, благодаря чему лирический герой не ощущал одиночества, то мёртвая колотушка сторожа является полной противоположностью природе. Этот образ использован в стихотворении для того, чтобы подчеркнуть мысль автора.

Использовав такой стихотворный размер, как двуударный дольник, Есенин подчеркнул народные мотивы написанного. Поэт просто описывает окружающий его пейзаж, передавая свои эмоции, так что форма идеально соответствует содержанию.

Это лирическое стихотворение, в котором Есенин описывает мысли и чувства героя, связанные с родной природой. Как известно, поэт считал, что природа – это единственное, что есть совершенного в мире. На примере этого произведения можно понять, что это мнение сформировалось у него в достаточно раннем возрасте.

Средства выразительности

Для есенинской лирики раннего периода характерна простота в изложении мысли. На заре формирования своего творческого метода поэт использовал не так много выразительных средств, но каждое из них было уместно. Так, в стихотворении “Вот уже вечер. Роса…” употреблены следующие тропы:

  • Эпитеты – “свет большой”, “большие свечки”, “сонный сторож”, “мёртвая колотушка”.
  • Сравнения – “ как зимой у печки”, “как большие свечки “.

С их помощью Есенин описывает тихий летний вечер и приятные чувства, которые охватили лирического героя.

Краткий анализ стихотворения Есенина «Вот уж вечер. Роса…» по плану

Стихотворение “Вот уже вечер. Роса” Есенин написал в подростковом возрасте, но оно уже в полной мере демонстрирует его талант. Краткий анализ “Вот уже вечер. Роса” по плану раскроет перед учениками 9 класса этап очень раннего есенинского творчества. Разбор может быть использован для объяснения темы на уроке литературы.

Читайте также:
«Риголетто» краткое содержание оперы Джузеппе Верди на русском языке, история создания произведения, сюжет спектакля

История создания

Стихотворение «Вот уж вечер. Роса…» написано в 1910 году, когда Сергею Есенину было 15 лет.
Поэт считал этот текст пробой пера, но в нём уже угадываются черты расцветающего таланта.

Написанное в родном селе Константинове, оно, скорее всего, представляет собой набросок с натуры, так как знакомые семьи Есениных в своих воспоминаниях свидетельствуют, что Сергей любил записывать стихи на открытом воздухе, в тишине проходящего дня, или уединившись в одной из дворовых построек.

Анализ стихотворения Есенина «Вот уж вечер роса»

Стихотворение состоит из 4 строф (всего 16 строк). Размер стихотворения: двуударный дольник. Стопа: разносложная с удалением на разных слогах. 1-ая строфа (4 строки-четверостишие). Рифмы: роса-крапиве-дороги-иве (рифмовка АБАБ-перекрестная). 2-ая строфа (4 строки-четверостишие). Рифмы: большой- крышу-соловья-слышу (рифмовка АБАБ-перекрестная). 3-я строфа (4 строки, четверостишие). Рифмы: тепло-печки-стоят-свечки (рифмовка АБАБ — перекрестная). 4-ая строфа (4 строки, четверостишие). Рифмы: рекой-опушкой — стучит-колотушкой (рифмовка ААБА-параллельная и перекрестная).

Синтаксические средства: «Вот уж вечер. Роса блестит на крапиве» — парцелляция, «Где — то песнь соловья вдалеке я слышу» — инверсия.

Тропы: эпитеты «большой». «мертвой» ; сравнение ( 3 строфа с 2-мя сравнениями «как зимой у печки». «как большие свечки» ).

Образ лирического героя: лирический герой наблюдает, созерцает красоту природы (своей «малой» Родины); нет трагизма и надрыва.

Сюжет: динамичный и четкий сюжет отсутствует, в стихотворении описывается природа и ощущения лирического героя.

Сергей Александрович Есенин написал данное стихотворение в 15 лет (у себя дома, в селе Константиново), будучи уже состоявшимся поэтом, он не сразу согласился включить свои ранние работы в сборники, так как считал их «пробой пера». Произведение «Вот уж вечер» является одним из таких стихотворений.

В поэзии Есенина существуют две доминирующие темы, тесно переплетающиеся между собой, — это тема природы и Родины. Описывая природу, поэт описывает свою Отчизну в конкретных образах, природных явлениях. Есенин был убежден, что любое живое существо не ниже и не менее значимо, чем человек, поэтому стоящие березы необходимо расценивать не как деревья, а как живые существа. Поэт хочет передать нам всю гармонию наблюдаемого им пейзажа. Сам С. А. Есенин считал, что природа-единственное абсолютно совершенное место. Для контрастности эту характерную черту можно сравнить с позицией В. В. Маяковского. который находил гармонию в городе.

В произведениях Сергея Есенина нет реалий крестьянской жизни, как у Н. А. Некрасова. невзирая на то, что сам Есенин был из крестьянской семьи и с 1914 по 1918 годы являлся

представителем новокрестьянских поэтов. Именно поэтому в данном стихотворении «Вот уж вечер» все происходящее романтизировано и идеализировано. У С. А. Есенина отсутствует типичное мышление крестьянина. Он видит больше, глубже, поэтичнее.

Отдельного внимания заслуживает и соловей в данном произведении. «Где-то». «вдалеке»

— эти слова выбраны отнюдь не случайно. Поэт с самого начала написания стихотворений отождествлял даль с «большим» миром, с теми местами, где ему еще не удалось побывать. И эта самая даль манит его, интригует подобно льющейся песни.

Читая это произведение, необходимо учитывать, что поэт не был религиозен, его работы полны народно поэтических мотивов (например строки «И березы стоят, как большие свечки» ). В стихотворении лирический герой видит все живым: ива, березы, соловей даже роса, блестящая на крапиве. Единственным мертвым и бездушным предметом представляется колотушка, намеренно выделенная соответствующим эпитетом. Из-за всей «живости» природы лирический герой не ощущает себя одиноким, он сливается с ней. Такое переживание С. А. Есенина разнится с «природным космосом» М. Ю. Лермонтова. который видит лишь пустоту и чувствует себя одним на всем свете.

Сочинения по темам:
  1. Анализ стихотворения Есенина «До свиданья, друг мой» Это стихотворение «До свидания, друг мой, до свидания», стало последним стихотворением этого замечательного и знаменитого поэта. Сергей Есенин его написал.
  2. Анализ стихотворения Есенина «Зима» «Зима» — стихотворение, точная дата написания которого неизвестна. Исследователи творчества Есенина называют период с 1911 по 1912 год. Скорей всего.
  3. Анализ стихотворения Есенина «Пушкину» Знаком особого внимания Есенина к пушкинской традиции является стихотворение «Пушкину». которое поэт написал 26 мая 1924 года к 125-летию со.
  4. Анализ стихотворения Есенина «Клен ты мой опавший, клен заледенелый» Пейзажная лирика Сергея Есенина помимо удивительной образности и метафоричности обладает одной уникальной особенностью – практически все произведения поэта являются автобиографичными.
  5. Анализ стихотворения Есенина «Мелколесье. Степь и дали» Мечтая стать поэтом, Сергей Есенин очень рано покинул родное село Константиново и отправился покорять Москву, не подозревая о том, что.
  6. Анализ стихотворения Есенина «Да! Теперь решено. Без возврата» В начале 20-х годов прошлого века отношение к творчеству Сергея Есенина было весьма противоречивым. Несмотря на то, что его называли.
  7. Анализ стихотворения Есенина «Иорданская голубица» Первые отклики на «Иорданскую голубицу» появились вскоре после ее обнародования в «Известиях ВЦИК». Н. Юрский отозвался о содержании и композиции.

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Есенина «Вот уж вечер роса»

Читайте также:
В чем заключается наказание Раскольникова за преступление в романе

Анализ стихотворения Есенина «Вот уж вечер. Роса…»

Сергей Есенин начал писать стихи очень рано, и в этом его поддерживала бабушка по материнской линии. Поэтому неудивительно, что в 15 лет он уже превратился в настоящего поэта, тонко чувствующего красоту окружающего мира и умевшего передать ее словами. Простые пейзажные зарисовки, наполненные нежностью и душевным теплом, были найдены среди бумаг Есенина уже после его трагической гибели. Часть стихов поэт пытался опубликовать еще при жизни, но мало кто из редакторов литературных журналов в ту пору хотел связываться с подростком. Между тем, именно к этому периоду творчества Есенина относится стихотворение «Вот уж вечер. Роса…», написанное в 1910 году. Написано оно было в Константиново за несколько лет до того, как Есенин перебрался в Москву. Он не мечтал о славе и успехе, просто передавал словами то, что видит и чувствует. В итоге самый обычный вечер в селе вошел в историю русской литературы как образец великолепной пейзажной лирики, простой и лишенной напыщенности.

Автор рассказывает о том, что он стоит возле проселочной дороги, «прислонившись к иве» и наблюдает за тем, как на листьях крапивы появляются первые капельки росы, а свет от взошедшей луны падает на крышу дома. «Где-то песнь соловья вдалеке я слышу», — отмечает поэт, и эта фраза словно бы вдыхает жизнь в умиротворенную картину, нарисованную им так искусно и легко. Есенин сравнивает березы с большими свечками и отмечает, что в этот летний вечер ему тепло и уютно, словно бы он находится на сельской печи. Мир погрузился в сладкие грезы, и даже ветер не нарушает этой гармонии, которую под силу создать лишь природе. Продолжая вслушиваться в ночные звуки, поэт слышит, как где-то за рекой «сонный сторож стучит мертвой колотушкой», отпугивая непрошеных гостей.

От этой простой картины сельской жизни веет спокойствием и безмятежностью, однако поэт еще не подозревает, что очень скоро будет мечтать о том, чтобы вернуть прошлое. Оно будет ускользать от Есенина с поразительной скоростью, стирая в памяти любимые образы и воспоминания. Лишь немногочисленные стихи, написанные в подростковом возрасте, станут своеобразным связующим звеном между юным поэтом и знаменитым Есениным, «певцом села», пьяницей и дебоширом. Однако мало кто догадывался о том, что в душе этот человек до самой смерти оставался беззащитным подростком, который умел видеть прекрасное в солнечном закате и каплях росы на листьях жгучей крапивы.

Система образов

Есенинские зарисовки построены так же, как его более зрелые стихотворения. Они сотканы из цветовых, световых, акустических и зрительных образов.

Световые образы: «роса блестит на крапиве», «от луны свет большой», «берёзы… как большие свечки».

Звуковые образы: «песнь соловья», «сонный сторож стучит мёрзлой колотушкой».

Осязательные образы: «я стою у дороги, прислонившись к иве», «хорошо и тепло, как зимой у печки».

Композиция

Композиционно это произведение очень простое: оно состоит из четырех строф, которые описывают чувства, испытываемые лирическим героем при созерцании деревенского пейзажа.

В первой строфе Есенин создает экспозицию, говоря о времени и месте действия, а также указывая на то, что лирический герой настроен спокойно и созерцательно: он прислонился к иве и наслаждается окружающим пейзажем.

Вторая строфа описывает окружающий его мир – он видит луну, которая освещает крышу дома, и слышит пение соловья. Следует особо выделить, что пение это слышится где-то вдалеке. Таким образом поэт показывает, что лирический герой думает о большом мире – он еще не видел его, но этот мир очень манит.

«Разбуди меня завтра рано» анализ стихотворения Есенина по плану кратко – главный герой, тема, идея

Третья строфа наполнена сравнениями – Есенин говорит о тепле (что также указывается на время года, поскольку в средней полосе России по вечерам тепло только летом), сравнивая свои ощущения с теми, которые он испытывает, сидя зимой у растопленной печи. Особенно показательна вторая часть этой строфы, в которой явно прослеживаются народно-фольклорные мотивы: Есенин, который не был религиозным человеком, сравнивает березы со свечами.

Четвертая строфа завершает произведение, и в ней поэт использует такой действенный прием, как противопоставление. Если до сих пор все, что он описывал, было живым, благодаря чему лирический герой не ощущал одиночества, то мертвая колотушка сторожа является полной противоположностью природе. Этот образ использован в стихотворении для того, чтобы подчеркнуть мысль автора.

Художественные особенности

Язык стихотворения ясен, образен и очень прост. Используется общелитературная лексика.

Интонация автора – повествовательная, раздумчивая. Похоже, что поэт делится наблюдениями с близким другом или крупными мазками пишет вечерний пейзаж на куске полотна.

Есенин впервые использует художественную деталь, переходя от абстракции к конкретному изображению предметов. Он реалистично выписывает и листья крапивы, и залитую луной крышу, и ствол ракиты, который чувствует спиной, и стук колотушки сторожа.

Образы и символы

Героем в данном стихе является сам Есенин. Он стоит возле ивы, наблюдает за пейзажем. Вечер, сияет луна, поет соловей. Он наслаждается теплом, скопившимся за день. Автор очень точно передает свое настроение. Герою спокойно и хорошо. Читая это стихотворение, чувствуешь, что природа находится в гармонии с душой и мыслями поэта.

Читайте также:
Дворянское гнездо - краткое содержание, история создания, анализ

Мертвая колотушка, сонный сторож – все это выражает тишину и покой, которые появляются с наступлением ночи в селе. Они подчеркивают контраст с живой природой, которая в ночь будто бы проснулась от дневного сна. Роса, соловей, деревья, луна придают стихотворению живость. Они являются образом той самой ожившей природы, в то время как люди спят. Лирический герой тоже участвует в этом торжестве естества и живности.

Средства художественной выразительности

В стихотворении используется множество:

  • эпитетов и определений с прямым значением: «от луны свет большой», «большие свечки», «сонный сторож», «мёрзлая колотушка».
  • есть в тексте сравнения: «берёзы стоят, как большие свечки», «хорошо и тепло, как зимой у печки».

Также поэт использует приём перспективы. Он переносит взгляд от земли (роса на крапиве) в невидимую даль («где-то песнь соловья вдалеке я слышу», а потом – «вдали, за рекой, словно на опушке… сонный сторож»).

Звуки вечера передаются за счёт ассонансов («о», «э», «и») и аллитераций («ч», «с», «л»). Тишина не дремлет, она наполнена жизнью и смыслом. Строки словно переливаются, образуя причудливую вязь. Нужно обязательно прочитать их вслух, чтобы почувствовать красоту стихотворения.

Это лирическое стихотворение, в котором Есенин описывает мысли и чувства героя, связанные с родной природой. Как известно, поэт считал, что природа – это единственное, что есть совершенного в мире. На примере этого произведения можно понять, что это мнение сформировалось у него в достаточно раннем возрасте.

Использовав такой стихотворный размер, как двуударный дольник, Есенин подчеркнул народные мотивы написанного, а разностопная стопа придала стихотворению раздумчивость. Поэт просто описывает окружающий его пейзаж, передавая свои эмоции, так что форма идеально соответствует содержанию.

Темы и настроение

Основная тема — природа. Автор точно и красиво описывает нам спокойный и красивый вечер. Нет никаких поворотных событий, сложных действий — в этом и состоит прелесть стихотворения. Это произведение можно сравнить с кружкой ромашкового чая поздно вечером — настолько оно умиротворённое и теплое.

Также в данном тексте прослеживается тема деревни, которая является сквозной в творчестве Есенина. Он видит и чувствует красоту села, его скромную и застенчивую прелесть, что раскрывается лишь под покровом ночи, когда суета людей не смазывает впечатление от увиденного великолепия лесов, полей и лугов.

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Бунина Настанет день исчезну я
    Ранний творческий процесс Бунина установлено доминированием пейзажной лирики. Важным составляющим пейзажей, рисуемых Буниным, делаются погосты, кладбища, захоронения, олицетворяющие не только близость своей кончины,
  • Фет
    Афанасий Афанасьевич Фет вошел в историю как один из самых великих лириков русской литературы XIX века. Стихотворения поэта настолько мелодичны, что многие из них и по сей день исполняются в качестве романсов.
  • Aнализ стихотворения Маяковского Необычайное приключение
    Во многих предреволюционных произведениях Владимира Маяковского можно отследить наличие трагических нот. Что касается перемен, после победы рабочего класса в Октябрьской революции, то стихотворения Маяковского приобрели призывное
  • Анализ стихотворения Пастернака Гефсиманский сад
    Произведение «Гефсиманский сад» входит в очередной цикл, произведений создаваемый Пестернак Борисом Леонидовичем с 1890 по 1960 годы. Это произведение сразу же относит читателей к евангелием.
  • Анализ стихотворения Северянина Весенний день
    Замечательный русский писатель – Игорь Северянин, автор множества стихов. Огромную долю в его творчестве занимает тема природы и родины. Стихотворение «Весенний день» поэт посвятил своему наставнику и учителю – К. М. Фофанову.

Стихотворение “Вот уже вечер. Роса” Есенин написал в подростковом возрасте, но оно уже в полной мере демонстрирует его талант. Краткий анализ “Вот уже вечер. Роса” по плану раскроет перед учениками 9 класса этап очень раннего есенинского творчества. Разбор может быть использован для объяснения темы на уроке литературы.

«Вот уж вечер. Роса» анализ стихотворения Есенина по плану кратко – жанр, идея, тема

Стихотворение “Вот уже вечер. Роса” Есенин написал в подростковом возрасте, но оно уже в полной мере демонстрирует его талант. Краткий анализ “Вот уже вечер. Роса” по плану раскроет перед учениками 9 класса этап очень раннего есенинского творчества. Разбор может быть использован для объяснения темы на уроке литературы.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Вот уж вечер. Роса.

История создания – стихотворение написано в 1910 году, когда Есенину было 15 лет. Он считал его пробой пера, но все же опубликовал, уже будучи зрелым поэтом.

Тема – в нем переплетаются темы природы и родины.

Композиция – одночастная, это небольшая зарисовка, передающая ощущение лирического героя от наступившего вечера.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – двуударный дольник.

Эпитеты“свет большой”, “большие свечки”, “сонный сторож”, “мертвая колотушка”.

Сравнение – “как зимой у печки”, “как большие свечки“.

История создания

Сергей Есенин начал писать стихи довольно рано, но всегда считал их просто пробами пера. Став признанным поэтом, он практически не публиковал то, что было создано им в юношеские годы. Стихотворение “Вот уже вечер. Роса” стало одним из немногих исключений.

Читайте также:
Овод кратко содержание романа для читательского дневника - онлайн

Оно было написано в 1910 году, когда автору было пятнадцать лет. Но уже в столь раннем произведении прослеживаются черты, характерные для зрелой есенинской лирики – глубина мысли и конкретика образов.

Это произведение написано в Константиново, но поэт описывает не просто свою малую родину, а деревню вообще. При этом он романтизирует и идеализирует эту деревню, что показывает, что с самых ранних лет Есенин не стремился воссоздавать реалии крестьянского быта. Формально считаясь представителем новокрестьянских поэтов, он не смотрит на мир как крестьянин, его видение более глубокое и поэтичное.

Стихотворение посвящено родной природе, с которой Есенин сливается душой. Отсутствие динамичного сюжета и ярких эпитетов не мешает ему показывать ее во всей красе: в этом произведении природа прекрасна по-своему: она живая и потому близкая.

Композиция

Композиционно это произведение очень простое: оно состоит из четырех строф, которые описывают чувства, испытываемые лирическим героем при созерцании деревенского пейзажа.

В первой строфе Есенин создает экспозицию, говоря о времени и месте действия, а также указывая на то, что лирический герой настроен спокойно и созерцательно: он прислонился к иве и наслаждается окружающим пейзажем.

Вторая строфа описывает окружающий его мир – он видит луну, которая освещает крышу дома, и слышит пение соловья. Следует особо выделить, что пение это слышится где-то вдалеке. Таким образом поэт показывает, что лирический герой думает о большом мире – он еще не видел его, но этот мир очень манит.

Третья строфа наполнена сравнениями – Есенин говорит о тепле (что также указывается на время года, поскольку в средней полосе России по вечерам тепло только летом), сравнивая свои ощущения с теми, которые он испытывает, сидя зимой у растопленной печи. Особенно показательна вторая часть этой строфы, в которой явно прослеживаются народно-фольклорные мотивы: Есенин, который не был религиозным человеком, сравнивает березы со свечами.

Четвертая строфа завершает произведение, и в ней поэт использует такой действенный прием, как противопоставление. Если до сих пор все, что он описывал, было живым, благодаря чему лирический герой не ощущал одиночества, то мертвая колотушка сторожа является полной противоположностью природе. Этот образ использован в стихотворении для того, чтобы подчеркнуть мысль автора.

Это лирическое стихотворение, в котором Есенин описывает мысли и чувства героя, связанные с родной природой. Как известно, поэт считал, что природа – это единственное, что есть совершенного в мире. На примере этого произведения можно понять, что это мнение сформировалось у него в достаточно раннем возрасте.

Использовав такой стихотворный размер, как двуударный дольник, Есенин подчеркнул народные мотивы написанного, а разностопная стопа придала стихотворению раздумчивость. Поэт просто описывает окружающий его пейзаж, передавая свои эмоции, так что форма идеально соответствует содержанию.

Средства выразительности

Для есенинской лирики раннего периода характерна простота в изложении мысли. На заре формирования своего творческого метода поэт использовал не так много выразительных средств, но каждое из них было уместно. Так, в стихотворении “Вот уже вечер. Роса” употреблены следующие тропы:

  • Эпитеты – “свет большой”, “большие свечки”, “сонный сторож”, “мертвая колотушка”.
  • Сравнение – “как зимой у печки”, “как большие свечки“.

С их помощью Есенин без надрыва и трагизма описывает тихий летний вечер и приятные чувства, которые охватили лирического героя.

Весенний вечер есенин год написания. Анализ стихотворения Есенина «Весенний вечер

Выводы

Анализ стихотворения

У каждого из нас есть самое любимое, самое дорогое место на земла, место, где мы родились, где провели годы своей юности. С этим местом связаны теплые воспоминания, которые мы бережно храним в своей памяти всю жизнь. Это место — наша малая Родина. А малая Родина каждого составляет маленькую, крохотную частичку нашей общей Родины — России.

Поэта Есенина С. А. не зря называют певцом России, так как в его творчестве образ родины является ключевым. Даже в тех произведениях, где описываются загадочные восточные страны, автор все время проводит параллель между заморскими красотами и тихой, безмолвной прелестью родных просторов.

Стихотворение «Весенний вечер» относится к раннему творчеству С.Есениа, оно было написано, когда Сергею Есенину еще не было 18 лет. Он только что приехал в Москву, которая поразила его своими масштабами и суетой. Однако в творчестве поэт остался верен родному селу Константиново, в котором он родился и провел юность. Для Есенина его Русь немыслима без ее тихой, неброской, но такой живой природы, которая не просто присутствует в его стихии, она — дышит, радуется, плачет. И Стихотворение «Весенний вечер» — прекрасное подтвеждение этому. В этом стихотворении поэт очень ярко и до мелочей точно рисует картину природы в определенной отрезок времени, что затаился между ночью и ясным днем — вечер. Описание вечера в его восприятии становится трогательным и выразительным.

Читайте также:
Психологический портрет Печорина - стороны героя в произведении

Стихотворение небольшое, всего три четверостишия, но поэт, на наш взгляд, смог наполнить его жизнью, красотой, звуками природы. У с. Есенина природа — живое существо, она дышит, действует, живет.

После прочтения стихотворения, возникает картина покоя. Деревенская изба стоит на опушке леса, в овраге струится серебрянный ручей, а в березовой роще слышны трели соловья. Поэт использует интереные метафоры «река струится», «солнце садится», «рог луны выплывает», 2заря слушае», «земля улыбается», которые наполняют стихотворение жизнью.

Поэт не просто делает зарисовку с натуры. Мы думаем, цвет в его стихах всегда выражает определенное настроение, чувство, создает образ, поэтому цветовые определения становятся эпитетами. В данном стихотворении присутствуют нежные, читсые цвета: зеленый, розовый, голубой и серебристый. В стихотворении Есенина трудно не обратить внимание на нежную трель звуков [с], [с,] [р] [р,] в первом четверостишии. Именно эти переливы, на наш взгляд, помогают создать картину умиротворения.

Природа и человек у Есенина находятся в гармонии. Поэт увидел в природе необыкновенную красоту, способную преобразить человека, дать ему духовные силы.

Это стихотворение пронизано чувством огромной любви к Родине. И Есенин не то чтобы учит нас любить Родину, а просто он нежно и трепетно любит ее сам, и нам невозможно не почувствовать в себе эту любовь.

Тихо струится река серебристая В царстве вечернем зеленой весны. Солнце садится за горы лесистые. Рог золотой выплывает луны.

Запад подернулся лентою розовой, Пахарь вернулся в избушку с полей, И за дорогою в чаще березовой Песню любви затянул соловей.

Слушает ласково песни глубокие С запада розовой лентой заря. С нежностью смотрит на звезды далекие И улыбается небу земля.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Вот уж вечер. Роса.
История создания – стихотворение написано в 1910 году, когда Есенину было 15 лет. Он считал его пробой пера, но все же опубликовал, уже будучи зрелым поэтом.

Тема – в нем переплетаются темы природы и родины.

Композиция – одночастная, это небольшая зарисовка, передающая ощущение лирического героя от наступившего вечера.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – двуударный дольник.

Эпитеты – “свет большой”, “большие свечки”, “сонный сторож”, “мертвая колотушка”.

Сравнение – “как зимой у печки”, “как большие свечки“.

Анализ стихотворения Есенина «Весенний вечер»

В 1912 году Сергей Есенин приехал покорять Москву, однако удача улыбнулась молодому поэту не сразу. Пройдет еще несколько лет прежде, чем его первое стихотворение будет опубликовано в столичном журнале. Пока же Есенин работает в мясной лавке и с ностальгией вспоминает родное село Константиново, где был по-настоящему счастлив.

Именно эти воспоминания дают силы поэту идти вперед и верить в то, что он все равно добьется своей цели. Более того, они вдохновляют Есенина на написание удивительно чистых и светлых стихов, которые впоследствии создадут вокруг поэта особый ореол «певца полей и рек», определив главное направление в творчестве. Именно к этому периоду относится стихотворение «Весенний вечер», которое было создано в 1912 году и вошло в дебютную подборку произведений молодого автора, опубликованных в одном из столичных журналов. В нем наиболее полно раскрывается природный дар Есенина-пейзажиста, умевшего видеть то, что другие люди попросту не замечали. Кроме этого, удивительная черта поэта наделять разумом и чувствами неодушевленные предметы привнесла в это стихотворение особую теплоту и нежность. В каждой строчке этого произведения сквозит любовь Есенина к тому миру, в котором «тихо струится река серебристая» и «рог золотой выплывает луны» .

Образность и умение улавливать даже самые незначительные нюансы позволяют Есенину воссоздавать необыкновенную в своей простоте и красоте картину, привычную для поэта, но открывающую неискушенным читателям двери в совершенно иную реальность, где уставший пахарь возвратился после тяжелой работы в поле домой, получая наслаждение оттого, что где-то «песню любви затянул соловей». И от этого пения преображается не только обычный крестьянин, способный радоваться таким мелочам, но и весь окружающий мир. Соловьиные трели являются усладой для зари, которая «розовой лентой» пересекает небосвод, лесов, вспаханных полей и полноводных рек, которые в полной мере ощущают наступление весны. Мир наполнен гармонией, он совершенен и безупречен в своей красоте

, когда «с нежностью смотрит на звезды далекие и улыбается небу земля». Именно таким представляется Есенину тихий весенний вечер, хотя поэт и лишен возможности насладиться его нежностью и теплотой. Но воспоминания о том, что все это уже когда-то было в его жизни, согревают душу поэта и наполняют ее любовью к родному краю.

Стихотворение создано, когда Сергей Есенин только перебрался в Москву — покорять столицу. Поэту это удалось хотя бы одним этим лиричным стихотворением.

В этом стихотворении, состоящем из трех строф, очень много эпитетов. Вечер собирается из живописных кусочков, как головоломка: один — золотой, другой — зеленый. Дважды упомянут розовый цвет — это отсвет зари. Конечно, кусочки эти передают и звук, и ощущение… Например, река струится тихо.

Читайте также:
Сочинение про Новый год ✒️ описание и история новогоднего праздника, рассуждения о красивых семейных традициях и обычаях в России

Есть в произведении и персонажи. Пахарь с полей вернулся к себе — отдыхать. Соловей только принимается за дело — за любви «песнь». Это слово торжественного, несколько устаревшего вида. Непривычно мало для Есенина диалектных слов, простонародной лексики, народных мотивов. Все стихотворение, описывающее спокойный веечр лета, несколько торжественно.

Здесь все одушевлено: заря, земля… и эти персонажи тоже в спокойном состоянии. Вот расслаблено улыбается заря, вот земля улыбается небу, смотря на звезды.

Есенин создает в своем произведении ощущение сказки. Помогают ему в этом образы «царства весны», «избушки» пахаря. Песни соловья здесь глубокие, будто полны смысла. Высший смысл часто не просто в словах, а именно в чувствах. И хотя это описательное стихотворение не отнести к любовной лирике, нотолько к пейзажной, речь здесь, конечно, о любви.

Анализ стихотворения Весенний вечер по плану

История создания

Сергей Есенин начал писать стихи довольно рано, но всегда считал их просто пробами пера. Став признанным поэтом, он практически не публиковал то, что было создано им в юношеские годы. Стихотворение “Вот уже вечер. Роса” стало одним из немногих исключений.

Оно было написано в 1910 году, когда автору было пятнадцать лет. Но уже в столь раннем произведении прослеживаются черты, характерные для зрелой есенинской лирики – глубина мысли и конкретика образов.

Это произведение написано в Константиново, но поэт описывает не просто свою малую родину, а деревню вообще. При этом он романтизирует и идеализирует эту деревню, что показывает, что с самых ранних лет Есенин не стремился воссоздавать реалии крестьянского быта. Формально считаясь представителем новокрестьянских поэтов, он не смотрит на мир как крестьянин, его видение более глубокое и поэтичное.

Композиция

Композиционно это произведение очень простое: оно состоит из четырех строф, которые описывают чувства, испытываемые лирическим героем при созерцании деревенского пейзажа.

В первой строфе Есенин создает экспозицию, говоря о времени и месте действия, а также указывая на то, что лирический герой настроен спокойно и созерцательно: он прислонился к иве и наслаждается окружающим пейзажем.

Вторая строфа описывает окружающий его мир – он видит луну, которая освещает крышу дома, и слышит пение соловья. Следует особо выделить, что пение это слышится где-то вдалеке. Таким образом поэт показывает, что лирический герой думает о большом мире – он еще не видел его, но этот мир очень манит.

Третья строфа наполнена сравнениями – Есенин говорит о тепле (что также указывается на время года, поскольку в средней полосе России по вечерам тепло только летом), сравнивая свои ощущения с теми, которые он испытывает, сидя зимой у растопленной печи. Особенно показательна вторая часть этой строфы, в которой явно прослеживаются народно-фольклорные мотивы: Есенин, который не был религиозным человеком, сравнивает березы со свечами.

Четвертая строфа завершает произведение, и в ней поэт использует такой действенный прием, как противопоставление. Если до сих пор все, что он описывал, было живым, благодаря чему лирический герой не ощущал одиночества, то мертвая колотушка сторожа является полной противоположностью природе. Этот образ использован в стихотворении для того, чтобы подчеркнуть мысль автора.

Главная мысль

Стих Есенина посвящен малой родине. В нем нет динамичного сюжета, только зарисовка природы. Но именно через нее можно почувствовать эмоции автора. Текст умиротворяющий и спокойный — именно в этом его прелесть.

Главная идея работы — нужно уметь видеть и понимать красоту обыденных вещей. Например, Есенин пишет, что «Вот уж вечер. Роса блестит на крапиве» и это наглядно демонстрирует, как привычная обстановка может открыться с новой стороны. Стоит отвлечься от суеты, посмотреть на капельки воды, закат солнца и человек почувствует себя счастливым.

Есенин талантливо сплел в работе тему природы и родины. Он показал, как живет лес, как себя чувствуют люди в нем — эта связь неразрывна. Интересно, что вечер сразу напоминает автору о доме. Где бы ни был человек, он всегда стремится вернуться на родину.

Темы и настроение

Основная тема — природа. Автор точно и красиво описывает нам спокойный и красивый вечер. Нет никаких поворотных событий, сложных действий — в этом и состоит прелесть стихотворения. Это произведение можно сравнить с кружкой ромашкового чая поздно вечером — настолько оно умиротворённое и теплое.

Также в данном тексте прослеживается тема деревни, которая является сквозной в творчестве Есенина. Он видит и чувствует красоту села, его скромную и застенчивую прелесть, что раскрывается лишь под покровом ночи, когда суета людей не смазывает впечатление от увиденного великолепия лесов, полей и лугов.

Это лирическое стихотворение, в котором Есенин описывает мысли и чувства героя, связанные с родной природой. Как известно, поэт считал, что природа – это единственное, что есть совершенного в мире. На примере этого произведения можно понять, что это мнение сформировалось у него в достаточно раннем возрасте.

Читайте также:
Азазелло - характеристика героя Мастер и Маргарита, описание

Использовав такой стихотворный размер, как двуударный дольник, Есенин подчеркнул народные мотивы написанного, а разностопная стопа придала стихотворению раздумчивость. Поэт просто описывает окружающий его пейзаж, передавая свои эмоции, так что форма идеально соответствует содержанию.

Художественные особенности

Язык стихотворения ясен, образен и очень прост. Используется общелитературная лексика.

Интонация автора – повествовательная, раздумчивая. Похоже, что поэт делится наблюдениями с близким другом или крупными мазками пишет вечерний пейзаж на куске полотна.

Есенин впервые использует художественную деталь, переходя от абстракции к конкретному изображению предметов. Он реалистично выписывает и листья крапивы, и залитую луной крышу, и ствол ракиты, который чувствует спиной, и стук колотушки сторожа.

Основная мысль стихотворения «Вот уж вечер» – показать, насколько хорошо может быть человеку от обыденных вещей. Каждый летний ил весенней вечер похож один на другой, но иногда бывают такие моменты, когда ты просто останавливаешься и осознаешь, что тебе действительно приятно и хорошо от мира вокруг. Природа живет, ты живешь. В этом произведении Сергей Александрович запечатлел именно такой момент, который бывает у каждого из нас, стоит только остановиться и заметить его.

Смысл в том, чтобы выразить свои чувства через рифму и слова. Приятные ощущения от такого вечера греют душу. Есенин увековечил этот момент в своих строках. Данное стихотворение приятно читать, будучи на природе. Оно захватывает с первых слов.

Средства выразительности

Для есенинской лирики раннего периода характерна простота в изложении мысли. На заре формирования своего творческого метода поэт использовал не так много выразительных средств, но каждое из них было уместно. Так, в стихотворении “Вот уже вечер. Роса” употреблены следующие тропы:

  • Эпитеты – “свет большой”, “большие свечки”, “сонный сторож”, “мертвая колотушка”.
  • Сравнение – “как зимой у печки”, “как большие свечки“.

С их помощью Есенин без надрыва и трагизма описывает тихий летний вечер и приятные чувства, которые охватили лирического героя.

Анализ стихотворения «Вот уж вечер» (С. А. Есенин)

Первые публикации Сергея Александровича датируются 1914 годом. Стихотворения поэта печатаются в московских журналах и воспринимаются читателями с восторгом, как произведения поэта с настоящей русской душой. Многомудрый Литрекон проанализировал одно из ранних стихотворений автора и предлагает ознакомиться с данным разбором ниже, прочувствовав весь русский деревенский колорит. Анализ стихотворения «Вот уж вечер» по плану поможет Вам быстро разобраться в идейно-тематическом своеобразии произведения.

История создания

«Родился я с песнями в травном одеяле…» (С.А. Есенин)

Эти слова отражают тот факт, что Сергей Есенин с самого детства писал довольно «зрелые» стихи, то есть «не умеючи» он создавал талантливые произведения, которые, как и положено поэзии, касались душ первых слушателей.

Стихотворение «Вот уж вечер» было создано в 1910 году, когда поэту было всего 15 лет. В это время были написаны такие известные произведения, как «Там, где капустные грядки…», «Поёт зима – аукает…».

Но бытует мнение, что эти стихотворения не так уж и «неопытны». Дело в том, что ранних их записей не сохранилось, но сохранилось собрание стихов, которые Есенин надиктовал своей жене Софье Толстой–Есениной, когда она спросила его о местонахождении его юношеских произведений. Это было незадолго до смерти поэта в 1925 году, поэтому возникают сомнения по поводу точного года написания стихотворений.

Есенинские произведения, датированные 1911 – 1912 годами, немного отличаются от стихотворений 1910 года. Эти произведения действительно «неопытные», но не по форме написания, а по теме. Поэт ещё не ощущает так глубоко себя в гармонии с природой, он обращён в сторону социальных проблем, смерти. Данный факт подтверждает мнение о неправильном датировании некоторых из стихотворений, в том числе и произведения «Вот уж вечер».

Жанр, направление, размер

Лирическое произведение «Вот уж вечер» можно отнести к элегии.

Элегия – это произведение, содержащее эмоциональный вывод, сделанный по итогам личностных размышлений. Часто элегии – это печальные стихотворения, передающие горечь разлуки, тяжесть утраты, некое отчаяние одиночества…

«Вот уж вечер» — светлое стихотворение по эмоциональному окрасу, но оно действительно об одиночестве и о воспоминаниях. Философское восприятие мира поэтом окрашивает печальные чувства в приятные тона, что придаёт стихотворению мягкое, покойное звучание.

Направление стихотворения «Вот уж вечер» достаточно интересное. Оно стоит на грани реализма и модернизма, двух абсолютно разных, противоречивых направлений.

Произведение «Вот уж вечер» довольно объективно отражает действительность, а это реализм. Прослеживается взаимосвязь между характером лирического героя и окружающим, обстоятельствами – это тоже реализм. Но сам лирический герой – фигура достаточно сложная. Он отражает неповторимость момента, является олицетворением неповторимости конкретного чувства у отдельного человека, а это черты модернистского течения.

Размер стихотворения «Вот уж вечер» – двухиктный дольник. Дольниками называют произведения с неровным звучанием, то есть в стихотворной строке комбинируются двусложные и трёхсложные стопы. Поэты Серебряного века очень часто обращались именно к этому размеру. Дольники можно встретить и у Александра Блока, и у Анны Ахматовой, и у Николая Гумилёва. Рифмовка перекрестная неточная, то есть созвучны только 2 и 4 строки, тогда как 1 и 3 строки абсолютно не созвучны.

Читайте также:
Неточка Незванова краткое содержание, основная тема и идея

Композиция

Стихотворение «Вот уж вечер» содержит 4 строфы, которые определяют и количество композиционных частей.

  1. 1-я часть – 1-е четверостишие. Данные строки описывают ощущения лирического героя, его местонахождение в данный момент, которое определяет, объясняет его чувства. Эти строки – начало маленькой истории.
  2. 2-я часть – 2-я строфа. В этой части говорится о том, что видит перед собой лирический герой, то есть из «глубины» поэт вышел на поверхность. Герой видит свой дом, который освещает луна. Эта картина будит в нём приятные, добрые чувства. Далее он слышит песнь соловья, которая доносится из далека, будто из прошлого.
  3. 3-я часть – 3- четверостишие. Снова ощущения. Поэт вновь «ныряет в душу» лирического героя, рассказывая о его восприятии мига, о его воспоминаниях.
  4. 4-я часть – 4-я строфа. «Вынырнув», поэт пишет о том, что герой видит вдалеке, за рекой, за опушкой, то есть совсем далеко, практически неразличимо, но он видит.

Стихотворение «Вот уж вечер» имеет «волнообразное» построение. Автор то погружается в глубины сознания героя, в его душу, то возвращается на поверхность реальности. Эти картины плавно сменяют друг друга, перетекают одна в другую, нет четкой, различимой грани, что создаёт гармоничное восприятие произведения.

Образы и символы

Лирический герой стихотворения «Вот уж вечер» – это сам автор, любящий свою малую Родину, тоскующий по ней, безгранично благодарный ей за проведенные годы там, за вдохновение.

В произведениях Сергея Александровича Есенина центральное место занимает образ дома. Для него это всегда тихое, спокойное место, хранящее теплые воспоминания о счастливых годах жизни.

Стихотворение начинается со слов «Вот уж вечер…». Вечер – это символ угасания, символ осени, символ старости, вечер идет после дня – расцвета сил, яркого света, активности. Он более спокойный, «мудрый», наполненный, нет яркого, режущего глаза света солнца, но есть свет луны, мягкий и спокойный. Луна – символ природы, луна не светит сама, а отражает свет солнца, то есть всего того, что было днём. Этот свет падает на крышу родного дома лирического героя. Всё это можно перевести как влияние деятельности поэта на восприятие современниками природы, крестьянской жизни, всего того, что знакомо поэту, но не знакомо человеку, выросшему в городе.

Крапива – символ жизни, полной страданий, а также символ невинности. На этом растении блестит роса – символ чистоты, света, духовного просветления. То есть можно предположить, что все жизненные трудности орошены чем-то нужным, приятным, что всё идёт на пользу, во благо, что нет сожалений о прожитых годах, нет желания что-либо менять в жизни.

Но лирический герой слышит песнь соловья, то есть его одолевает тоска, скорбь. Возможно, что это ностальгия, посетившая героя, увидевшего что-то очень родное, близкое, дорогое, так как далее поэт пишет «хорошо и тепло, как зимой у печки…», то есть не нужно гадать о чувствах героя, автор передал его настрой.

«И березы стоят, как большие свечки…»

У Сергея Есенина в произведениях важны деревья. Клён, черёмуха, ива, берёза – все они выполняют свою, особенную роль, окрашивают произведения в определенный цвет.

Именно благодаря Сергею Александровичу берёза стала символом России. Она символизирует чистоту, свет, плодородие, жизненную силу. Это дерево также часто считают женским деревом, поэтому часто поэт совмещает его образ с образом невесты, девушки. Берёза – это символ Матушки России.

В стихотворении поэт березки сравнивает со свечками, а свечки в свою очередь являются символом жертвенной любви, духовной радости.

Вся система образов объясняет сыновью любовь Сергея Есенина к своей малой Родине, теплые чувства к самому простому и естественному, к земле, к лесу, реке, лунному свету, ко всему окружающему, к природе.

Тема, проблемы, настроение

Основной темой произведения является любовь к малой Родине, к природе. Данная тема пронизывает всё творчество Сергея Александровича Есенина. Природа у него живая, дышащая, заботливая, со своим характером и манерами. Также природа помогает читателю понять внутренний мир лирического героя, является его прямым отражением, как в данном случае.

Проблематикой стихотворения «Вот уж вечер» можно считать постоянство окружающей среды, то есть жизнь человека идёт, бежит, постоянно меняется, происходят какие-то значащие события, меняющие в корне мировоззрение человека, а природа всё такая же спокойная, сильная, молодая, вечная.

Настроение «Вот уж вечер…» ностальгическое, приятно-тоскливое. Поэт с любовью описывает всё увиденное, с любовью вспоминает всё пройденное, ушедшее. С благодарностью и любовью…

Основная идея

Смысл стихотворения «Вот уж вечер» – постоянство природы, мира. Об этом задумывается однажды каждый из людей, эта мысль успокаивает, но в то же время устрашает. Автор вложил ностальгические чувства в произведение, описал то состояние души, когда человек ощущает гармонию с собой и окружающим миром. Такова главная мысль.

«Природа может обойтись без человека, а он без нее — нет.» (Али Апшерон)

Средства выразительности

Анализ стихотворения «Вот уж вечер» был бы неполным без перечисления тропов:

  1. Эпитеты: «свет большой», «наша крыша», «большие свечки», «сонный сторож».
  2. Сравнения: «хорошо и тепло, как зимой у печки», «берёзы стоят, как большие свечки».
  3. Метафоры: «мертвая колотушка».
  4. Олицетворение: «берёзы стоят».
  5. Эллипсис: «вот уж вечер» (настал), «от луны свет большой прямо на нашу крышу» (падает).
Читайте также:
Рецензия на роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка» отзыв, мнения и впечатления критиков и читателей о прочитанном, анализ и тема исторического произведения автора

Стихотворение и анализ «Вот уж вечер. Роса…»

Вот уж вечер. Роса

Блестит на крапиве.

Я стою у дороги,

Прислонившись к иве.

От луны свет большой

Прямо на нашу крышу.

Где-то песнь соловья

Вдалеке я слышу.

Как зимой у печки.

Как большие свечки.

И вдали за рекой,

Видно, за опушкой,

Сонный сторож стучит

Краткое содержание

И. Разживин. Вечернее солнце. 2010

Произведение начинается с описания того, как поэт любуется изменениями в природе: наступил вечер, лучи заходящего солнца ещё блестят на крапиве… Поэт стоит у дороги, спиной к иве. Он никуда не спешит, никого не надеется встретить. С заходом солнца становится темно, лишь лунный свет едва освещает крышу дома. Вдали заливается соловей. Поэту на сердце становится тепло и уютно, словно у домашней печи. Лишь вдалеке, за речкой, он слышит стук сторожевой колотушки. Это вмиг разрушает сказочную атмосферу, возвращая его в мир реальный.

История создания

Есенин овладел поэтическим даром в раннем возрасте, но свои первые поэтические «эксперименты» считал наивными пробами пера. Получив читательское признание, он долго отказывался от публикации своих первых юношеских произведений. Данное стихотворение – исключение из правил: Есенин его особенно любил.

Произведение увидело свет в 1910 г. Автору, в момент написания, было пятнадцать лет. Поэтические строки родились на свет в селе Константиново. Есенин романтизирует и во многом идеализирует свою родную деревню, не стремясь воссоздать негативные реалии крестьянской жизни.

Жанр, направление, размер

Произведение относится к жанру пейзажной лирики. Есенин живописует картины природы, передавая её порывы и настроение. Размер произведения – двуударный дольник: в рифме пропускается несколько ударных слогов. Двуударным он называется из-за числа ударений в пределах одной строки. Рифмовка перекрёстная. К концу стихотворения появляется сочетание перекрёстной рифмы с рифмой параллельной.

Композиция

Композиция отличается простотой. Включает в себя четыре строфы, которые описывают эмоции, испытываемые лирическим героем при любовании сельским пейзажем:

  1. Первая строфа – поэтом создаётся экспозиция: он говорит о месте/времени действия, указывая на то, что лирический герой желает в спокойствии созерцать окружающий пейзаж.
  2. Вторая строфа – описание окружающего мира: поэт видит лунный диск, слышит соловьиное пение. Важный нюанс заключается в том, что пение слышится где-то далеко. Этим автор демонстрирует, что лирический герой предчувствует существование большого, ещё не ведомого ему мира.
  3. Третья строфа содержит множество ярких сравнений. Особенно интересна вторая половина четверостишия: в ней сильны фольклорные мотивы.
  4. Четвёртая строфа завершает стихотворение. В ней автор использует приём противопоставления: всё, что он описывал до этого, было живым. Поэтому герой не чувствовал одиночества. Но, стук «мёртвой» сторожевой колотушки вступает в семантическое противоречие с живым миром окружающей природы.
Образы и символы

Читая стихотворение, несложно выделить образную систему, использованную автором:

  • образ лирического героя – это сам Есенин. Именно он стоит возле ивы, наблюдая за окружающим пейзажем. Ему хорошо и уютно. Природа идеально гармонирует с мыслями поэта;
  • образ «мёртвой» колотушки и образ сторожа символизируют опасность, нечто незнакомое и поэтому тревожное. Они контрастируют с живой природой, где всё дышит и поёт;
  • образы соловья, луны, ивы, росы придают стихотворному повествованию особую живость. Символизируют красоту, нежность, вдохновение. Это образы ожившей природы: она оживает в то время, пока люди мирно спят.
Темы и настроение

Основная тема – родная природа, с которой человек сливается душой. В стихотворении отсутствуют динамичный сюжет и яркие эпитеты, но это не мешает читателям увидеть красоту природы, понять, что она жива и близка каждому.

Основная идея

Основная идея произведения – показать, насколько комфортно может чувствовать себя человек от наблюдения за самыми обыденными вещами. Несмотря на то, что все летние вечера похожи друг на друга, происходят такие моменты, когда человеку хочется бросить все дела и остановиться, осознавая, как хорошо и приятно от окружающего мира вокруг. В стихотворении Есенин запечатлел именно такой момент.

Средства выразительности

Для ранней лирики Есенина свойственна простота изложения мыслей. Ещё только формируя свой творческий метод, поэт использует не так много средств выразительности, но каждое из них уместно:

  • эпитеты – «свет большой», «сонный сторож», «мёртвая колотушка»;
  • сравнения – «как зимой у печи», «как большие свечки».
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: