Внесценические персонажи Горе от ума – образы, их роль

Роль внесценических персонажей в «Горе от ума»

«Горе от ума» Грибоедова стало новаторским для своего времени произведением, одним из первых в России, написанных в рамках не только господствовавших тогда на сцене классицизма и романтизма, но и реалистизма. Этому во многом способствовало введение автором многочисленных внесценических персонажей. В комедии они придают дополнительный оттенок характерам и обстоятельствам, а также расширяют конфликт, усложняют картину нравов.
Во-первых, внесценических персонажей намного больше, чем действующих на сцене. Уже это нарушает один из классицистических канонов – принцип единства действия, выводя пьесу на реалистический уровень. Кроме того, внесценические персонажи типизируют основной конфликт произведения -противостояние «века нынешнего» и «века минувшего», разделяясь на сторонников фамусовсокого общества и людей, близких по духу Чацкому, соответственно, являясь отражением изъянов одних и достоинств других.
Не требуется больших усилий, чтобы увидеть – передовых людей, представителей «века нынешнего», тех, кто по одну сторону баррикад с Чацким, намного меньше, чем фамусовцев, всего двое. Это брат Скалозуба, который, получив «выгод тьму по службе», вдруг «набрался каких-то новых правил» и оставил службу, «в деревне книги стал читать». А также князь Федор, племянник Тугоуховской, «упражняющийся» «в расколах и безверьи» в Петербургском институте под руководством не менее опасных профессоров. «Соотношение сил» в комедии красноречиво свидетельствует о ситуации в России начала XIX века. Из кого же состояло фамусовское общество? Во-первых, из московских тузов, таких как Максим Петрович, Кузьма Петрович, «Нестор негодяев знатных». Эти «небожители» олицетворяли пороки общества: первый – угодничество, второй -преклонение перед богатством, третий – приверженность крепостничеству – и являлись идеалами для фамусовцев. «Почтенный камергер» Кузьма Петрович был «с ключом и сыну ключ умел доставить», а Максим Петрович «на золоте едал» и «ездил цугом». Конечно, «упал он больно, встал здорово», зато «в чины выводит. и пенсии дает». ^- „
Следующий тип – дамы-командирши, от которых зависит репутация и продвижение по службе. К Татьяне Юрьевне Молчалин советует съездить Чацкому, ею восхищается Фамусов. Еще более влиятельная особа – Марья Алексеевна. «Что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!» – восклицает Фамусов в завершении комедии. К этому же типу относится сценический персонаж Хлестова, шпица которой так «любит» Молчалин. Фамусовцы преклоняются не только перед начальницами, но и женами. В обществе царит матриархат, женский деспотизм, в почете «женины пажи». Фамусов предлагает «послать в Сенат» Ирину Васильевну, Лукерью Алексеевну, Татьяну Юрьевну, Пульхерию Андреевну. А Скалозуб отпускает шутку в адрес неудачливой «наездницы» княгини Ласовой, у которой «ребра недостает», и она «для поддержки ищет мужа». Еще один тип – минимые вольнодумцы из круга Репетилова, олицетворяющие пустоту, пошлость, поверхностность интересов фамусовцев. Этот лагерь в какой-то степени является пародией на «век нынешний», как Репетилов – на Чацкого. Здесь «сок умной молодежи», «горячих дюжина голов», и князь Григорий, который так же, как англичане, «сквозь зубы говорит» и «коротко обстрижен для порядка». Упоминается Воркулов Евдоким, поющий сомнительного достоинства оперу, братья Левой и Боренька, о которых и «не знаешь, что сказать». И, конечно, «гений» Удушьев Ипполит Маркелыч, который пишет «нечто» «обо всем».
Важный атрибут фамусовского общества – «клиенты-иностранцы», «учителей полки». Чацкий категорично осуждает «смешенье языков: французского с нижегородским». Он припоминает и танцмейстера Гильоме, «подбитого ветерком», и, конечно, французика из Бордо, который, приехав в Россию, не нашел «ни звука русского, ни русского лица». Преклонение перед иностранщиной – одна из черт фамусовцев.
Есть несколько «невидимых» персонажей, которые являются «провидцами», предвосхищая течение событий. Например, Лиза вспоминает о тетушке Софьи, от которой сбежал француз, и она «забыла волосы чернить и через три дни поседела». На что Софья задумчиво произносит: «Вот так же обо мне потом заговорят», отчасти предвосхищая завершение отношений с Молчалиным. А Лахмотьев Алексей произносит поистине пророческие слова, которые транслирует Репетилов: «Радикальные потребны тут лекарства».
Некоторые внесценические персонажи участвуют в интриге объявления Чацкого сумасшедшим. Например, Дрянские, Хворовы, Варлянские, Скачковы, которые, по словам одной из княжон, давно об этом знают. Пытаясь объяснить произошедшие с Чацким перемены, фамусовцы вспоминают даже покойную мать Чацкого Анну Алексеевну, «сходившую с ума восемь раз»,
В комедии участвует множество внесценических персонажей. Таким образом, они расширяют рамки конфликта, превращая его из локального в общественный, затрагивающий не только Москву, но и Петербург, не только XIX век, но и VIII. Внесценические персонажи по-своему отражают философию комедии, присутствуя даже в последней ее строчке: «Что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!» – восклицает Фамусов, утверждая, сколько бы умов и сердец ни разбивалось о стену предрассудков, безразличия, лицемерия «века минувшего», большинство будет оглядываться на кого-то или назад.

Читайте также:
Тема семьи в Войне и мире - анализ отношения к родителям, идеалы

Второстепенные и внесценические персонажи комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» творческая работа учителя русского языка и литературы МАОУ «Гимназия 4» – презентация

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЖанна Осьмакова

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Второстепенные и внесценические персонажи комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» творческая работа учителя русского языка и литературы МАОУ «Гимназия 4»” — Транскрипт:

1 Второстепенные и внесценические персонажи комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» творческая работа учителя русского языка и литературы МАОУ «Гимназия 4» Волжского района города Саратова Петровой Ирины Николаевны Саратов

3 Роль второстепенных и внесценических персонажей Второстепенные герои – герои, которые участвуют в развитии действия, но прямого отношения к сюжету не имеют. Их образы разработаны менее глубоко, чем образы главных героев.

4 Роль второстепенных и внесценических персонажей Внесценические персонажи – герои, чьи имена называются, но сами они на сцене не появляются и участия в действии не принимают.

5 Литературная мозаика Да отойди подальше от дверей, Сквозной там ветер дует сзади! Второстепенная героиня Наталья Дмитриевна

6 Литературная мозаика Вот то-то детки: Им бал, а батюшка таскайся на поклон; Танцовщики ужасно стали редки. Он камер-юнкер? Второстепенная героиня Княгиня

7 Литературная мозаика От скуки я взяла с собой Арапку- девку да собачку; – Вели их накормить ужо, дружочек мой, От ужина сошли подачку. Второстепенная героиня Хлёстова

8 Литературная мозаика Как обходительна! добра! мила! проста! Балы дает нельзя богаче. От рождества и до поста, И летом праздники на даче. Внесценическая героиня Татьяна Юрьевна

9 Литературная мозаика А,знаю, помню, слышал. Как мне не знать? Второстепенный герой Загорецкий

10 Литературная мозаика Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб: На куртаге ему случилось обступиться; Упал, да так, что чуть затылка не пришиб… Внесценический герой Максим Петрович

11 Хлёстова (действие 3, явление 10) – С какой целью вводит в свою комедию А.С.Грибоедов данный персонаж?

12 Хлёстова (действие 3, явление 10) – Как в монологе Хлёстовой раскрываются черты характера героини? С помощью чего?

13 Хлёстова (действие 3, явление 10) – Почему Хлёстова посетила дом Фамусова, хотя сама сетует: Легко ли в шестьдесят пять лет Тащиться мне к тебе, племянница?…

14 Хлёстова (действие 3, явление 10) – Почему все стараются услужить Хлёстовой? – Какой смысл вносит в слово «услужить» А.С.Грибоедов?

15 «Старинная пословица не мимо молвится» Ласково слово – половина спасенья. Сделав худо, да не всяк правду бает. Стрижи летают, таковы им и пирожки. Всяк правду знает, кто любит кого. Слушать его можно, не жди добра. Каковы дружки: людей оплетают. Простота да чистота – что весенний день. Милее всего, а верить нельзя.

Читайте также:
Бобчинский и Добчинский - характеристика героев Ревизор, описание

16 «Старинная пословица не мимо молвится» Сделав худо, да не всяк правду бает. не жди добра.

17 «Старинная пословица не мимо молвится» Стрижи летают, таковы им и пирожки. людей оплетают.

18 «Старинная пословица не мимо молвится» Всяк правду знает, кто любит кого. да не всяк правду бает.

19 «Старинная пословица не мимо молвится» Слушать его можно, не жди добра. а верить нельзя.

20 «Старинная пословица не мимо молвится» Каковы дружки, людей оплетают. таковы им и пирожки.

21 Г.N. и Г.D. (действие 3, явление 14) – Как вы думаете, почему у данных господ отсутствуют имена? – Почему именно данные персонажи распространяют сплетню о Чацком?

22 Г.N. и Г.D. (действие 3, явление 14) – Почему все поверили в сказанное? – Что можно сказать о человеческих качествах данных героев, судя по их репликам?

23 Репетилов (действие 4, явление 4) – Для чего в комедию введён Репетилов? – Как он сам себя характеризует? – Как относятся к нему другие персонажи?

24 Репетилов (действие 4, явление 4) – Из монолога Репетилова мы узнаём о лучших умах московского секретного общества, знакомимся с многочисленными внесценическими персонажами. Что характерно для «умной молодёжи»: князя Григория, Воркулова Евдокима, Удушьева Ипполита Маркелыча?

25 Репетилов (действие 4, явление 4) – Себе в заслугу Репетилов ставит то, что мил людям, поскольку имеет «сердце доброе», хотя способностями Бог его не наградил. Почему человек «без способностей» принят в «секретном» обществе?

26 Кузьма Петрович (действие 2, явление 1) – Чем оставил по себе память Кузьма Петрович? – Как вы понимаете фразу «с ключом, и сыну ключ умел доставить»?

27 Кузьма Петрович (действие 2, явление 1) – Почему жизнь данного героя названа «похвальной»? Так ли это на самом деле?

28 Максим Петрович (действие 2, явление 2) – Почему Фамусов называет Чацкого гордецом и чему призывает учиться? – В своем монологе Фамусов называет ключевое слово, определяющее нормы поведения общества, – «подслужиться». Какой лексический оттенок в данном монологе несёт это слово?

29 Максим Петрович (действие 2, явление 2) – Благодаря чему Максим Петрович «пред всеми знал почёт»? – Почему в конце монолога Фамусова почти все предложения восклицательные?

30 Татьяна Юрьевна (действие 3, явление 3) – Почему в фамусовском обществе столь весомо имя Татьяны Юрьевны? – Как вы понимаете фразу: Чиновные и должностные Всей ей друзья и все родные?

31 Итоговые вопросы: – Итак, какова, по-вашему, роль второстепенных и внесценических персонажей в комедии? – Какую функцию они несут?

32 Функции второстепенных и внесценических персонажей: создание определенного эмоционального фона; создание собирательного образа временного контекста; создание символического расширения пространства пьесы; создание дополнительной характеристики героев; создание параллели с теми персонажами, которые действуют в пьесе.

33 Интернет – ресурсы для презентации: cdcbd21042&termin=29642d5a-5f79-4d34-9f5c- e6529ecb963d 59cdcbd21042&termin=29642d5a-5f79-4d34-9f5c- e6529ecb963d

34 Интернет – ресурсы для презентации: th=5&year= th=5&year= post_9398.html post_9398.html

35 Интернет – ресурсы для презентации: photo.ru/portret/gzovskaya/index.ru.html?img=29123&big=on photo.ru/portret/gzovskaya/index.ru.html?img=29123&big=on &AID= &AID=

36 Интернет – ресурсы для презентации: 1.htm 1.htm

37 Интернет – ресурсы для презентации: %CB%E8%FF&pages=20 %CB%E8%FF&pages=

Сочинение: Внесценические персонажи в комедии «Горе от ума»

Прежде всего, героев комедии “Горе от ума” можно разделить на несколько групп: главные герои, второстепенные герои, герои-маски и внесценические персонажи. Все они, помимо отведенной им в комедии роли, важны и как типы, отражающие те или иные характерные черты русского общества начала XIX века.

Читайте также:
Манилов характеристика героя Мертвых душ: цели, поведение, речь

К главным героям пьесы можно отнести Чацкого, Молчалина, Софью и Фамусова. Сюжет комедии строится на их взаимоотношениях, взаимодействие этих персонажей друг с другом и развивает ход пьесы. Второстепенные герои – Лиза, Скалозуб, Хлестова и другие – тоже участвуют в развитии действия, но прямого отношения к сюжету не имеют. Образы героев-масок максимально обобщены. Автору не интересна их психология, они занимают его лишь как важные “приметы времени” или как вечные человеческие типы. Их роль особая, ибо они создают социально-политический фон для развития сюжета, подчеркивают и разъясняют что-то в главных героях. Это, например, шесть княжон Тугоуховских. Автора не интересует личность каждой из них, они важны в комедии лишь как социальный тип московской барышни. Герои-маски играют роль зеркала, поставленного напротив самого высшего света. И здесь важно подчеркнуть, что одной из главных задач автора было не просто отразить в комедии черты современного общества, но заставит общество себя в зеркале узнать. Задаче этой способствуют внесценические персонажи, то есть те, чьи имена называются, но сами герои на сцене не появляются и участия в действии не принимают. И если основные герои “Горя от ума” не имеют каких-то определенных прототипов (кроме Чацкого), то в образах некоторых второстепенных героев и внесценических персонажей вполне узнаются черты реальных современников автора. Так, Репетилов описывает Чацкому одного из тех, кто “шумит” в английском клубе:

Не надо называть, узнаешь по портрету:

Ночной разбойник, дуэлист,

В Камчатку сослан был, вернулся алеутом,

И крепко на руку нечист .

И не только Чацкий, но и большинство читателей “узнавали по портрету” колоритную фигуру того времени: Федора Толстого – Американца. Сам Толстой, прочитав в списке “Горе от ума”, себя узнал и при встрече с Грибоедовым попросил изменить последнюю строчку следующим образом: “В картишках на руку нечист”. Он собственноручно переправил так строку и приписал пояснение: “Для верности портрета сия поправка необходима, чтоб не подумали, что ворует табакерки со стола”.

В сборнике научных трудов “А.С. Грибоедов. Материалы к биографии” помещена статья Н.В. Гурова “Тот черномазенький…” (“Индийский князь” Визапур в комедии “Горе от ума”). Вспомним, при первой встрече с Софьей Чацкий, стараясь возродить атмосферу былой непринужденности, перебирает давних общих знакомых. В частности, поминает он и некоего “черномазенького”:

А этот, как его, он турок или грек?

Тот черномазенький, на ножках журавлиных,

Не знаю, как его зовут,

Куда ни сунься: тут как тут,

В столовых и гостиных.

Так вот, в заметке Гурова говорится о прототипе этого проходного внесценического персонажа. Оказывается, удалось установить, что был во времена Грибоедова некий Александр Иванович Порюс-Визапурский, вполне подходящий к описанию Чацкого. Зачем потребовалось искать прототип “черномазенького”? Не слишком ли мелкая фигура он для литературоведения? Оказывается – не слишком. Для нас, спустя полтора века после издания “Горя от ума”, безразлично, был ли “черномазенький” или Грибоедов его выдумал. Но современный читатель (и зритель) комедии немедленно понимал о ком идет речь. И тогда исчезала пропасть между сценой и зрительным залом, вымышленные герои говорили о лицах, известных публике, у зрителя и персонажа оказывались “общие знакомые” – и довольно много. Таким образом Грибоедову удалось создать удивительный эффект: он стирал грань между реальной жизнью и сценической действительностью. И что особенно важно, комедия при этом, обретая напряженное публицистическое звучание, ничуть не теряла в художественном отношении.

Читайте также:
Сочинение на тему Всегда ли добро побеждает зло - пример

В том же разговоре Чацкий упоминает и многих других. Все они дают нам ясное понятие о грибоедовском высшем свете. Это крайне безнравственные люди, препятствующие проникновению в Россию образования, науки: “А тот чахоточный, родня вам, книгам враг…” Эти люди озабочены только своим материальным положением, стремящиеся нажить как можно больше, породнится с богатыми семьями по всей Европе. Конечно же, не все люди Москвы являли собой такое печально зрелище. Чацкий не был одинок, были и другие, тянущиеся к просвещению, к науке: “…он химик, он ботаник”. Но они являли собой скорее исключение, чем правило. Такие люди не могли заслужить уважения высшего света. Там ценились такие как Максим Петрович. Именно Максим Петрович “на золоте едал”, у него “сто человек к услугам”, он “весь в орденах”. А чем добился он такого положения? Умом? Нет, он добился этого тем, что забыл о своем человеческом достоинстве. Но, по мнению Фамусова, это проявление его смышлености.

А что еще можно ждать от общества, у которого такие нравственные ценности? От общества, где прежде всего цениться не голос собственной совести, а мнение княгини Марьи Алексевны. Грибоедов мастерски представил нам высший свет своей эпохи. И мы никогда не смогли бы понять, что представляло из себя это общество, если бы не внесценические персонажи. Да и читатели того времени потеряли бы многое, если б им некого было №узнавать” в героях Грибоедова.

Сочинение на тему: «Роль внесценических персонажей в пьесе «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)»

Литеровед предлагает своим читателям краткое сочинение на тему: «Роль внесценических персонажей в пьесе «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)», в котором вы узнаете о том, как внесценические персонажи влияют на развитие сюжета пьесы, какое место они занимают в главном конфликте произведения и каким образом характеризуют главных действующих лиц.

Пьеса Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» стала абсолютно новым явлением в русской литературе. Она соединила в себе множество стилей, как старых, так и новых. В ней присутствуют элементы романтизма, классицизма и нового на то время реализма. Реалистичности сценам пьесы добавляло присутствие в них внесценических персонажей. Главная их функция – раскрывать характеры героев произведения, дополнять обстоятельства и углублять конфликт пьесы.

Внесценических персонажей так много, что их количество превышает действующих. Этот факт указывает на то, что автор отходит от классицистических уставов и внедряет реалистические элементы. Главным конфликтом пьесы является противостояние людей, которые представляют разные эпохи – прошлую и настоящую. Внесценические персонажи помогают подчеркнуть положительные стороны одной эпохи и указать на изъяны другой.

Представителем нынешней эпохи является Чацкий. Он передовой человек, который смотрит не в прошлое, а в будущее. Внесценических персонажей, поддерживавших его взгляды на жизнь, намного меньше, чем антиподов. Главным старовером в пьесе выступает Павел Афанасьевич Фамусов. На защиту своих убеждений он приводит в пример не одного внесценического героя. Поэтому защитников прошлого намного больше, чем настоящего.

Это показывает нынешнее состояние общества, которое в большинстве своем отказывается принимать новые идеи, предпочитая им то, к чему они давно уже привыкли. Внесценических персонажей, которые раскрывают суть мировоззрения Чацкого, двое. Первый из них, брат Скалозуба, проскакивает с небрежностью в разговорах. О нем говорят, что безумец, набравшись правил, бросил службу и уехал в деревню читать книги. Второй же, князь Федор, попал под влияние страшных профессоров Петербургского института.

Читайте также:
Аллегория в литературе - определение и значения слова

На этом внесценические сторонники Чацкого исчерпываются. Это доказывает тот факт, что ситуация в России на тот момент была сложной. Прогрессирующие силы были в меньшинстве. Фамусовское же общество процветало. Рассмотрим подробнее внесценических персонажей, олицетворяющих старую эпоху.

Героями фамусовцев являлись такие московские тузы, как Кузьма и Максим Петровичи, Нестор. На самом деле они показывали недостатки общества. Так Кузьма Петрович олицетворял низкопоклонство или же лицемерие, Максим Петрович – благоговейный трепет перед деньгами, а Нестор – преданность крепостничеству.

Интересными внесценическими героинями являются женщины с твердым стержнем. Эти дамы легко заправляют всем и раздают путевки в светлое будущее. Фамусов души не чает в Татьяне Юрьевне, а Молчалин настоятельно рекомендует Чацкому показаться в ее поместье. Еще одной влиятельной дамой можно назвать Марию Алексеевну. Фамусов всегда считается с ее мнением. Не менее высокопоставленной является и Хлестова. Все эти дамочки находятся во главе фамусовского общества. Рядом с ними свирепствует и деспотизм.

Еще одна группа внесценических персонажей, которая пытается быть похожей на Чацкого и молодых людей нынешнего века, но терпит во всем поражение, присутствует в пьесе Грибоедова. К таким относятся Репетилов, князь Григорий, который разговаривает как подлинные англичане, Воркулов – певец какой-то странной оперы, Левой и Боренька, не удостоенные даже какого-либо слова, ведь сказать о них особо нечего. Как же не вспомнить и об Удушьеве – писателе без таланта.

Еще один порок общества фамусовцев – чрезмерное поклонение всему иностранному. Кстати, он до сих пор актуален для нашего общества. Чацкий же напротив не хочет даже слушать о внедрении «иностранщины». Он осуждает смешивание языков и вспоминает о Гильоме и еще одном французе, приехавшем из Бордо, которые не увидели в России ни одного русского лица и не услышали русскую речь.

А все потому, что каждый из россиян пытался перенять что-то у своих иностранных соседей, да так увлеклись этим процессом, что потеряли свою неповторимость. От русских в них осталось только имя. В том, что Чацкого объявляют сумасшедшим, тоже отчасти виновны внесценические персонажи. Какие-то Дрянские, Хворовы, Скачковы давно уже были осведомлены о проблемах Чацкого с психикой. Не стала исключением и его мать Анна Алексеевна. О ней также вспоминают, как о психически нестабильной женщине.

Все эти персонажи составляют определенную картину мира, созданную Грибоедовым. Вот каким он видит высший свет: глупый, сопротивляется образованию и наукам, эгоистичен: представителей высшего света интересуют только их собственные проблемы, они варятся в своем котелке, не отходя от него ни на шаг. Каждый из них пытается перенять что-то от иностранцев и все, худшее оно или лучшее, примеряет на себя. Пока есть такие, как Чацкий, существует и надежда на лучшее. Но свет слишком слаб, ведь таких Чацких очень мало. Высший свет не поддерживает его, а считает сумасшедшим. В этом и состоит суть проблемы.

Таким образом, внесценические персонажи являются важным элементом в пьесе Александра Грибоедова «Горе от ума». Они то и дело всплывают в диалогах главных героев. Почти все эти персонажи озабоченны исключительно своими проблемами. Их не интересует страна и то, что в ней происходит. Внесценические герои дают полную характеристику временам, о которых идет речь в пьесе. Грибоедов, как настоящий мастер, очень тонко и осторожно вплетает их в сюжетную канву, при этом оставляя в целости и сохранности общую структуру произведения.

Все эти люди объединяют не только эпохи и времена, героев пьесы и антигероев, а также действующих лиц и зрителей. Благодаря внесценическим персонажам, зрители не чувствуют себя отделенными от этой прекрасной истории. Все эти люди, о которых вспоминают, которыми восхищаются, на самом деле близки и знакомы абсолютно всем. Внесценические герои утверждают своим присутствием одну из главных идей пьесы: люди не умеют отпускать прошлое, они всегда ровняются не на тех, кто впереди, а на тех, кто уже давно потерял свои позиции.

Читайте также:
Образ Ольги Ильинской в романе И.А. Гончарова "Обломов" 🖋️ характеристика героини, описание внешности, черты характера, идеалы, социальное положение и воспитание, роль Ольги в жизни Обломова и Штольца

“Ум и дела твои бессмертны в памяти русской. “

Школьное сочинение

Родился Грибоедов в 1795 году в родовитой дворянской семье. Получил блестящее образование: прошел курс словесного и юридического факультетов Московского университета, учился и на естественно-математическом, закончить который ему помешала война 1812 года. Грибоедов владел основными европейскими языками, знал древние языки, позднее изучил восточные, интересовался наукой. Он был талантливым музыкантом, но сохранилось всего лишь два его чудесных вальса, которые и сейчас часто исполняются на концертах. Пушкин считал Грибоедова одним из самых умных людей в России.

Обучение в университете, в кругу передовой студенческой молодежи, воспитало и развило в писателе пламенную любовь к Родине и страстное желание служить ей. В дни Отечественной войны 1812 года Грибоедов вступил добровольцем в гусарский полк. В 1815 году писатель перевел пьесу французского драматурга Лес-сера “Семейная тайна”, которую сразу поставил Малый театр. Грибоедов писал полемические статьи, в том числе и о театре. После окончания военной службы он занялся литературной работой, в 1817 году поступил на дипломатическую службу в Коллегию иностранных дел, а затем уехал в качестве секретаря посольства в Персию (Иран). В Персии, а потом в Грузии Грибоедов работал над комедией “Горе от ума”, которую закончил в Петербурге в 1824 году.

В 1826 году Грибоедова, возвращавшегося с Кавказа, арестовали по подозрению в связях с декабристами. Вскоре его отпустили за недоказанностью вины, но царская полиция продолжала за ним следить. В 1828 году Грибоедову поручили заключить мирный договор с Персией. Талантливый дипломат блестяще справился с этой важной миссией, за что Николай I назначил его полномочным послом в Персию. В условиях борьбы России и Англии за восточные рынки этот пост был очень опасным. Для персидского феодального правительства Грибоедов был врагом, заменявшим “единым лицом двадцатитысячную армию”. В 1829 году фанатичная толпа, подстрекаемая муллами и английскими агентами, напала на русское посольство в Тегеране, и Грибоедов был убит. Он защищался до последнего. На могиле Грибоедова в Тифлисе в монастыре святого Давида его молодой женой Ниной Чавчавадзе был поставлен памятник с короткой надписью: “Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?”

Первые пьесы Грибоедова были написаны по правилам господствовавшей тогда развлекательной комедии, которую сочиняли преимущественно в жанре классицизма. Переводя и переделывая с французского языка пьесы легкого жанра, Грибоедов вынужден был следовать требованиям их стиля. Но в переделках писателя проявилась его способность к живым стихам, стремление к беглому языку, просторечию и афористичности, реалистическим зарисовкам быта. Грибоедов преодолевал шаблоны легкой классицистской комедии, осваивал лучшие достижения русской и прогрессивной зарубежной сатирической драматургии.

В пьесе А. С. Грибоедова ставятся самые острые вопросы того времени: положение русского народа, проблема крепостного права, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, независимость и свобода личности, национальная самобытность и многие другие. В пьесе отражена смертельная борьба двух основных лагерей, двух миров московского общества накануне восстания декабристов: консервативного поместного и чиновного барства(“века минувшего”) и прогрессивного дворянства (“века нынешнего”). Широко представлена знать — Фамусов и его гости — фамусовское общество. У его представителей нет никакого чувства гуманности — это закоренелые враги свободы, душители просвещения, единственное желание которых — “забрать все книги бы да сжечь”.

Читайте также:
Вино из одуванчиков краткое содержание читать с картинками

Сатирически изображая поместную и бюрократическую знать, Грибоедов четко видел и положительные общественные силы своей эпохи, возникновение и рост новых, прогрессивных идей. Представители “века минувшего” чувствуют широкое распространение вольномыслия, называют свое время “ужасным веком”. Наиболее полно пробуждение национального, общественного самосознания воплощено в образе Чацкого.

Чацкий — деятельная, героическая фигура. Это горячий патриот, бесстрашный воин против крепостнического и деспотического самовластия, мужественный рыцарь правды, беспощадный судья всякой лжи и фальши, всего того, что враждебно новому, что стоит на пути разума. Чацкий продолжает и развивает просветительские идеи XVIII века, клеймит невежество, обличает показную внешность представителей барства и пламенно пропагандирует науку, просвещение и искусство. С понятием “ума” во времена Чацкого связывались идеи вольнодумства, вольномыслия, борьбы за свободу. Грибоедов также понимал роль народа в борьбе консервативного и прогрессивного дворянства: “Умный, бодрый наш народ”, — говорил писатель словами Чацкого.

Грибоедов резко критиковал мир насилия, произвола, невежества, подхалимства, лицемерия, где господствуют Фамусовы и молчалины, гибнут лучшие человеческие качества. Драматург клеймил добровольное холопство, молчалинство во всех его проявлениях. Духом борьбы за настоящего человека, его достоинство, русскую национальную культуру проникнуто замечательное произведение Грибоедова.

Грибоедов, создавая оригинальные, ярко индивидуализированные характеры, ставит их в типические обстоятельства, в конкретно-исторические бытовые и общественные условия. Читая эту пьесу, мы видим широкую картину подлинной жизни. По прямоте выражения прогрессивной идейности, по силе социально-политического негодования против крепостничества и самодержавия, по характеру благородного сочувствия закрепощенному народу “Горе от ума”, по оценке критиков, самая “антибарственная” комедия первого этапа русского освободительного движения. Грибоедов в свой пьесе объединил лучшие достижения предшествующей драматургии и начал новый этап развития русской и мировой драматургии — драматургии критического реализма. Грибоедов рассчитывал влиять не на Фамусовых, а на широкие круги читателей-современников, и достиг таких результатов, которые трудно переоценить.

«Горе от ума» главные герои

В отечественной классике Грибоедов известен, как автор первой комедии, сочетающей в себе примеры классицизма и реализма, хотя у него были и другие комедии, созданные раньше. Ранее созданные пьесы включали в себя зачатки сочетания различных стилей для основания нового, но истинным результатом новаторского жанра, стало произведение Грибоедова «Горе от ума». Идея пьесы возникла у автора в 1820 году, значимую помощь в описании образов, писателю оказали рассказы его давней подруги, Греховой Е. Б. Комедия Грибоедова считается верхом поэтической драматургии, реплики из пьесы моментально превратились в цитаты, до сих пор используемые в нашей жизни.

Характеристика героев «Горе от ума»

Главные герои

Чацкий

Положительный герой комедии. Воспитывался в семье Фамусова, достигнув совершеннолетия, стал жить отдельно. Молодой дворянин, обладающий острым умом и проницательностью, у него благородная душа и высокие помыслы. Осуждает взгляды Фамусова, а значит, всего дворянского общества. Горячо любит свою Родину и свой народ, его гордость задевает насмешливое отношение иностранцев ко всему русскому. Влюблен в Софью, узнав о ее любви к ничтожному Молчалину, разочарован и в ней, и в обществе, покидает Москву.

Фамусов

Богатый помещик, вдовец, воспитывает дочь Софью. Сторонник старинного уклада жизни. Основные черты его характера – раболепство и чинопочитание. Щепетильно относится к общественному мнению о своей особе и о своей семье. Является противником Чацкого в спорах о взглядах на жизнь. Мечтает выдать дочь замуж за Скалозуба. Заигрывает со служанкой.

Читайте также:
Тема Родины в творчестве Ахматовой - анализ стихотворений

Софья

Наивная и доверчивая дочь Павла Афанасьевича. Она воспитана и образована в лучших традициях дворянского общества Москвы. Не поняла настоящего чувства Чацкого, влюблена в Молчалина. Играет на фортепиано, читает французские повести. Софья – это образ смелой и решительной девушки, у нее сильный характер.

Молчалин

Характеристика героя содержит лишь отрицательные эпитеты. Служит секретарем Фамусова, человек с мелкой, подлой душонкой. Холодный лицемер, беспринципный и глупый лизоблюд. Расчетливый и трусоватый. Родился в бедной семье, мечтает попасть в «высшее» общество. Влюблен в служанку Лизу. Боготворит Татьяну Юрьевну.

Скалозуб

Не слишком умный человек, состоятельный холостяк, еще не старый. Служит полковником, обычный «солдафон», мечтает о карьере генерала, вся его жизнь – в армии. Известен в московских кругах.

Второстепенные персонажи

Ветреная девушка, прислуга в доме Фамусова, игривая, веселая. Ей нравится буфетчик Петруша. К ней благосклонно относится Фамусов. Покрывает свою госпожу Софью.

Репетилов

Старинный приятель Чацкого, его пародийное отображение. Простодушный, глуповатый, заурядный человек.

Загорецкий

Вхож в дом Фамусова, светский человек, поверхностный, глуповатый, мошенник и плут.

Хлестова

Свояченица Павла Афанасьевича, зловредная одинокая старуха, от одиночества завела свору собачек и кучу приживалок.

Платон Михайлович Горич

Приятель Чацкого, разочарован в женитьбе на молодой женщине, покорно ей подчиняется. Отставной военный.

Наталья Дмитриевна Горич

Молодая супруга Горича, любительница балов, до назойливости заботится о муже.

Князь Тугоуховский

Глуховатый старичок, приятель Фамусова, цель жизни – выгодно пристроить своих шесть дочерей.

Княгиня Тугоуховская

Супруга князя, поддерживает взгляды Фамусова, противница образования, мечтает о выгодной партии для дочек.

Графини Хрюмины

Имена их неизвестны, роль незначительна. Престарелая бабка ездит с внучкой по балам, надеясь выдать ее замуж.

Максим Петрович

Покойный дядя Павла Афанасьевича, его яркий пример для подражания.

Петрушка

Слуга, знает азы грамоты, помогает хозяину делать записи, неопрятный.

В «Горе от ума» герои, один из которых Чацкий, показывают конфликт поколений. Также в этой пьесе присутствуют внесценические персонажи, в список которых входят представители московского общества. Главные герои «Горе от ума», кроме Чацкого, не имеют прототипов, в некоторых второстепенных персонажах выражены черты современников автора из литературного общества. Эта таблица, в которой дана характеристика героев, может помочь в изложении краткого содержания пьесы.

Внесценические и эпизодические персонажи и их роль в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Скачать сочинение

“Горе от ума” – первая русская реалистическая комедия, в которой перед нами предстала жизнь Москвы 10-20-х годов XIX века. Используя один из основных принципов реализма – принцип типизации, драматург создал галерею образов, каждый из которых является типичным для своего времени и класса, но в то же время имеет и индивидуальные, только ему присущие черты.
Особая роль отводится в комедии внесценическим и эпизодическим персонажам, столь широко представленным в комедии. С их помощью расширяются пространственные и временные границы комедии.
Грибоедов создал яркие портреты, без которых трудно представить завсегдатаев Английского клуба или аристократического салона. Сам автор в одном из писем к другу и литератору Катенину писал: “Портреты и только портреты входят в состав комедии и трагедии”.
В череде образов старого барства особое место занимает портрет екатерининского вельможи Максима Петровича. Глава дома – чиновник Фамусов -представляет этого “вельможу в случае” как свой идеал для подражания и адресует его молодому поколению в лице Чацкого. Для Фамусова важно то, что его дядя получал ордена, “на золоте едал, сто человек к услугам, езжал-то вечно цугом”, но самое главное то, что “век при дворе”. Таким образом, человек в фамусовском обществе ценился по тому, какой чин он занимал и на “чем едал”. Поэтому это общество и борется за то, чтобы все оставалось без перемен. Основным же жизненным принципом являлось следование традициям, непоколебимость авторитетов, социальное превосходство. Дворянин в России был защищен самим фактом своего происхождения, а если он следовал традициям и устоям своего класса, общества, поклонялся его идеалам, то перед ним открывались неплохие перспективы карьерного роста и материального благополучия. Главное – не быть неудачником, вроде Репетилова, или угодником без ума, как Загорецкий, которого Чацкий охарактеризовал так: “Молчалин! В нем Загорецкий не умрет!” Загорецкий везде бывает, много знает о членах общества, “мастер услужить”: достает билеты на спектакль Софье, двух арапчонков – для Хлестовой и ее сестры Прасковьи. Молчалин также стремится всем угождать, следуя при этом заветам своего отца “угождать всем людям без изъятья”:

Читайте также:
«Облака» краткое содержание пьесы Аристофана, анализ произведения, главные герои, проблематика комедии

Кто другой все мирно так уладит!
Там моську вовремя погладит,
Там впору карточку вотрет.

Маленький чиновник стремится сделать карьеру, занять определенное место в обществе, стать таким, как Фамусов.
Среди представителей этого общества есть и такие, кто уже имеет чины, например Фома Фомич. “При трех министрах был начальник отделенья”, – представляет его Молчалин, на что Чацкий едко замечает: “Пустейший человек из самых бестолковых”. Перед нами портрет человека, преуспевшего в жизни, в отличие от Репетилова, который “в чины бы лез, да неудачи встретил”. Он хотел жениться на дочери барона фон Клоца, который “в министры метил”, получить продвижение по службе и хорошее приданое, но ничего не вышло. Репетилов – неудачливый человек, и общество не воспринимает его серьезно.
С большим уважением и почтением фамусовское общество относится к французику из Бордо, который собирался “в Россию, к варварам”, а приехал как будто “в свою провинцию”, “ни звука русского, ни русского лица не встретил”. Чацкий негодует против слепого преклонения перед всем иностранным. Английский клуб, изображенный Грибоедовым, тоже можно назвать “слепым подражанием”. Пародией на тайные собрания можно считать и “секретнейший союз”, собирающийся по четвергам, члены которого сами про себя говорят: “Шумим, брат, шумим”. Создать видимость деятельности типично для этого общества, как это типично и для России в целом, что позднее покажет Гоголь в своей бессмертной комедии “Ревизор”.
Но еще одно явление, характерное для московского барства, — всевластье женщин. Взять, например, Платона Михайловича Горича, “мужа-мальчика, мужа-слугу”, целиком и полностью находящегося под каблуком у своей жены. Его не совсем устраивает то, что Наталья Дмитриевна дает ему наставления, как мать неразумному ребенку: “Ты распахнулся весь и расстегнул жилет. Застегни скорей!”, но, тем не менее, он ей и слова не говорит поперек.
Такое же положение дел царит и в другой семье: князь Тугоуховский делает все, что и как говорит его супруга: идет на поклон, приглашает в дом гостей. По тому, как эти представительницы слабого пола управляют своими мужьями, мы может судить о них как о властных женщинах, которые не уступят свою власть никому и будут защищать существующие порядки до последнего.
Фамусов дает характеристику и другим женщинам, эпизодическим персонажам: “Судьи всему, везде, над ними нет судей”, — они могут командовать армией, заседать в Сенате – они могут все. Фамусовское общество, несмотря на существование императора, живет в государстве с женским правлением. Автор знакомит читателей с не менее важными и значительными дамами, занимающими высокое положение в обществе – княгиней Марьей Алексевной и Татьяной Юрьевной. Поэтому Молчалин и советует Чацкому съездить к Татьяне Юрьевне, ведь “чиновные и должностные -все ей друзья и все родные”. Да и самого Фамусова очень волнует, “что станет говорить княгиня Марья Алексевна”. Для него, государственного чиновника, суд княгини страшней, ведь ее слово является весьма значимым в обществе. Также многие боятся и суда Хлестовой, потому что ее мнение также общественное. К тому же она, как и многие другие представительницы фамусовского общества, очень любит посплетничать. Графиня-внучка – озлобленная сплетница, так как “целый век в девках”. Она недовольна тем, что многие уезжают за границу и там женятся.
Наталья Дмитриевна здоровается с княжнами тоненьким голоском, они целуются и осматривают друг друга с ног до головы, стараясь выискать недостатки, что будет поводом для сплетен. Сплетни царят в обществе московских бар. Именно сплетня о сумасшествии Чацкого, пущенная его любимой Софьей, делает героя социальным безумцем, обрекает умного человека на изгнание.
Среди внесценических персонажей можно выделить не только представителей “века минувшего”, но и единомышленников Чацкого. Это двоюродный брат Скалозуба, который осуждается обществом за то, что “чин следовал ему: он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать”. Он упустил возможность получить чин, а это недопустимо с точки зрения фамусовского общества, к тому же для них “ученье- вот чума”. Или князь Федор, племянник княгини Тугоуховской, – “он химик, он ботаник”, “бегает от женщин”, а также профессора Педагогического института, “упражняющиеся в расколах и безверьи”.
Следует сказать и о Лизе, служанке в доме Фамусова. Она обладает практическим умом, житейской мудростью. Она дает меткие характеристики героям: “Как все московские, ваш батюшка таков”, – говорит она Софье о Фамусове, который “монашеским известен неведеньем” и не прочь приударить за Лизой, а той по сердцу Петруша. О Скалозубе Лиза невысокого мнения: “Речист, а больно не хитер”. К Чацкому же она более благосклонна: “Кто так чувствителен, и весел, и остер”. Лиза является вторым резонером в комедии, выражая мнение самого автора. Характеристики героев, данные Лизой, являются дополнительными штрихами к портретам, созданным Грибоедовым. Интересно и то, что автор многим героям дает ассоциативные фамилии: Репетилов, Тугоуховский, Скалозуб, Хлестова, Молчалин.
Таким образом, эпизодические и внесценические персонажи помогают раскрыть характеры главных героев, расширяют пространственные и временные рамки пьесы, а также помогают создать картину быта и нравов жизни московского дворянства 10-20-х годов XIX века, способствуют более глубокому раскрытию конфликта пьесы — столкновению “века нынешнего” с “веком минувшим”.

Читайте также:
«Цветок»️ анализ стихотворения А.С. Пушкина, история создания

12568 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу “одно сочинение в одну школу”:

/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Внесценические и эпизодические персонажи и их роль в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Смотрите также по произведению “Горе от ума”:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: