Внешняя политика СССР в 1964–1985 гг. важные события и основные этапы

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР в 1964 – 1985 гг.

Во внешней политике данного периода происходили существенные сдвиги. Происходил позитивный процесс смягчения напряженности международной обстановки в условиях, когда реально приблизилась угроза глобальной ядерной катастрофы. Происходило взаимное сближение позиций противостоящих военно-политических лагерей и прежде всего СССР и США.

Стратегическая цель советского руководства в 1964-85 годы – установление мировой гегемонии – не изменилась. Однако теперь достижение этой цели не планировалось на ближайшее время. Победа мирового социализма должна была войти в западные страны через их бывшие колонии, где социалистический строй должен был, по плану советских лидеров, установиться быстрее и легче. Началась своеобразная кампания по окружению развитых капиталистических стран периферией «третьего мира».

Исходя из этой стратегической цели советская внешняя политика имела три основных направления: отношения с социалистическими странами; отношения с развитыми капиталистическими странами; отношения со странами «третьего мира» – развивающимся государствами.

Отличительной особенностью взаимоотношений СССР с социалистическими странами было то, что последним было предоставлено несколько больше экономической и политической свободы. К власти во многих странах стали приходить более либерально настроенные коммунистические лидеры, проводились экономические реформы, которые не отвечали «классическим» представлениям о социализме. Все большее значение приобретало экономическое сотрудничество и политические консультации. Наиболее отчетливо это проявлялось в деятельности Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), основной задачей которой было выполнить политическое сотрудничество экономической интеграцией. Но эту задачу СЭВ выполнить не смог, так как все социалистические страны, в том числе и СССР, стремились наладить экономические связи прежде всего с развитыми капиталистическими государствами, даже в ущерб связям внутри СЭВ.

В то же время, несмотря на незначительное увеличение политической и экономической самостоятельности, взаимоотношения между социалистическими странами были далеко не равноправными. СССР по-прежнему был старшим братом, который определял основные направления деятельности своих союзников. Это находило выражение в общих коллективных декларациях по различным международным вопросам, в постоянных технических консультациях, в коллективных действиях, как, например, ввод войск Варшавского Договора в Чехословакию в 1968 г., а также в постоянных отчетах лидеров этих стран перед советским руководством, одной из форм которых в 70-е годы было прибытие в Крым на отдых (так называемые «крымские встречи»).

Не менее показательны были события в Польше. С кризисом начала 70-х годов польскому руководству удалось справиться самому. Однако в начале 80-х антиправительственная борьба в стране развернулась с новой силой. Благодаря экономической, политической и военной помощи из СССР, польскому руководству удалось продержаться до середины 80-х годов, причем 13 декабря 1981 г. в стране было введено военное положение (во главе польской объединенной рабочей партии встал генерал Ярузельский). Это прекратило забастовки и нарастание социальной нестабильности, но, с другой стороны, предотвратило подготовленный уже ввод советских войск для «наведения порядка».

Существовали социалистические государства, проводившие независимый внешнеполитический курс. С одними СССР поддерживал добрососедские отношения, с другими находился в конфронтации. Дружескими были связи с Югославией. На протяжении всех 60-х, 70-х и 80 -х годов югославское и советское правительства проводили в отношении друг друга политику сдержанного благожелательства, аналогичную взаимоотношениям СССР с капиталистическими странами. Наряду с усиленными экономическими связями политическое сотрудничество было крайне незначительно. Промежуточную позицию между Югославией и другими социалистическим странами занимала Румыния. Руководство страны во главе с Чаушеску пыталось проводить независимый внешнеполитический курс, однако в целом как внутренняя, так и внешняя политика государства соответствовала принципа социализма, поэтому советское руководство мирилось с румынской «самостоятельностью».

Отношения СССР с Китаем, а также с Албанией были серьезно обострены. Советско-албанские отношения были разорваны еще в 1961 г. После смерти Мао Цзэдуна в 1976 г. и смерти Л.И. Брежнева в 1982 г. отношения между двумя странами стали быстро улучшаться.

Отношения с развитыми капиталистическими странами носили противоречивый, но в целом конструктивный характер. Во второй половине 60-х годов началась «разрядка» во взаимоотношениях СССР и Франции. В октябре 1971 г. президент Франции Ж. Помпиду и Л.И. Брежнев подписали документ «Принципы сотрудничества между СССР и Францией».

Улучшились отношения СССР с ФРГ. В августе 1972 г. подписан мирный договор между ФРГ и СССР. В нем были подтверждены западные границы Польши и граница между ГДР и ФРГ. Во второй половине 70-х годов ФРГ превратилась в одного из основных внешнеэкономических партнеров СССР. После победы лейбористов в Англии в 1974 г. начался процесс улучшения англо-советских политических и экономических отношений.

В 1972 г. в Москву прибыл президент США Р. Никсон. В результате этого визита были подписаны соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1), устанавливались количественные ограничения на строительство противоракетной обороны, межконтинентальных ракет наземного базирования и на подводных лодках.

Пиком «разрядки», как называли процесс 70-х годов политические деятели, было состоявшееся в столице Финляндии Хельсинки Совещание по сотрудничеству и безопасности в Европе. Работа по подготовке совещания проходила в Хельсинки с 1973 г. по 1975 гг. В июле-августе 1975 г. был подписан Заключительный акт совещания, в котором приняли участие главы 33 европейских государств, а также США и Канады. Этот акт зафиксировал и узаконил политико-военное и социально-экономическое положение, которое сложилось в послевоенной Европе и мире.

Наиболее ярким проявлением ухудшения отношений Запад-Восток были отказ американского Сената ратифицировать договор о дальнейшем ограничении гонки вооружений ОСВ-2 (подписанный в Вене в июне 1979г.) и «двойное решение» НАТО о размещении в Западной Европе американских ракет средней дальности, ввод советских войск в Афганистан.

Читайте также:
Правление Рюрика - политика князя, события, биография, итоги

В 1967 г. началась очередная арабо-израильская война. Она завершилась серьезным поражением Египта, Сирии и Иордании в ходе шестидневных боевых действий. Но поражение арабских стран привело к усилению в них влияния СССР, так как Израиль ориентировался на США. В то же время происходило сближение СССР с другими арабскими странами, проводившими антиамериканский курс и искавшими новых союзников. Усиление позиций СССР в арабском мире прекратилось лишь в середине 70-х годов. Существенную роль в этом сыграли как финансовая помощь США, так и определенное разочарование в действиях СССР, которые зачастую стали рассматриваться как вмешательство во внутренние дела арабских стран.

В 60-е годы СССР поддерживал различные антиимпериалистические группировки в Черной Африке (Ангола, Заир), а также лидеров некоторых стран, проводивших просоветский курс (Уганда). Советская помощь африканским странам вызывала резко негативную реакцию в странах Запада.

На развитие взаимоотношений СССР и стран мира на рубеже 70-80-х годов негативное влияние оказала советская политика в Афганистане. В 1978 г. к власти в Афганистане в результате военного переворота пришла народно-демократическая партия. Руководство НДПА обратилось к советскому правительству с просьбой об оказании военной помощи революционному движению. Часть партийно-государственных лидеров СССР считала возможным оказание Афганистану лишь политической поддержки. Однако большинство членов Политбюро ЦК настаивало на оказании помощи и политическими, и военными средствами. В декабре 1979 г. в Афганистан были направлены советские войска. Чрезвычайная сессия Генеральной ассамблеи ООН заявила о нарушении Советским Союзом суверенитета государств «третьего мира».

Ввод советских войск в Афганистан вызвал в мире негативную реакцию и свидетельствовал об общем кризисе внутреннего положения СССР. Сократились контакты СССР со странами Запада и США. Одним из показателей этого стал отказ Сената США ратифицировать подписанный с Советским Союзом договор о дальнейшем ограничении гонки ядерных вооружений (ОСВ-2). Активные попытки по преодолению кризиса в отношениях с Западом и США были предприняты лишь во второй половине 80-х годов, с приходом к власти М.С. Горбачева.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В СЕРЕДИНЕ 1960-Х-СЕРЕДИНЕ 1980-Х ГГ.

Разрядка международной напряженности. СССР и страны Запада.

Со второй половины 1960-х годов в отношениях СССР с западными странами начинается т.н. разрядка напряженности, которая явилась следствием достигнутого к тому времени стратегического паритета США и СССР. Такой паритет не предусматривал победы одной из сторон в гипотетической ядерной войне.

Стороны начали делать шаги навстречу друг другу. В 1969 г. Запад поддержал предложение стран Варшавского договора о проведении общеевропейского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Весной 1971 г. на XXIV съезде КПСС была принята так называемая «Программа мира», в которой содержался призыв к разрядке международной напряженности. В 1970 г. в договоре межу СССР и ФРГ были признаны окончательными послевоенные границы в Европе. Аналогичные договоры ФРГ заключила с Польшей и Чехословакией. В 1972 г. состоялось взаимное признание ФРГ и ГДР.

В мае 1972 г. СССР и США заключили Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений сроком на 5 лет (договор ОСВ-1). Он устанавливал для обеих сторон ограничения по количеству межконтинентальных баллистических ракет, а также ракет, запускаемых с подводных лодок. Однако этот договор не остановил увеличение ядерных зарядов у каждой из сторон.

В ноябре 1974 г. сторонам удалось договориться о новом соглашении об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2). Этот договор должен был регулировать предельные рамки по более широкому спектру вооружений. Подписание договора намечалось на 1977 г., однако не состоялось из-за появления в США нового типа вооружений («крылатых ракет»), на которые американская сторона отказывалась устанавливать ограничения.

Тем не менее, плодотворное развитие сотрудничества между СССР и США сделало возможным совместный космический полет в июле 1975 г. двух кораблей — «Союза» и «Аполлона». В 1976 г. заключен советско-американский договор, регламентировавший проведение подземных ядерных испытаниях в мирных целях.

Годом ранее, в 1975 г. главами 33 государств Европы, а также лидерами США и Канады был подписан Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Он устанавливал, что впредь взаимоотношения стран участниц Совещания будут определяться рядом таких принципов, как суверенное равенство, неприменение силы или угрозы силой, нерушимость послевоенных границ, территориальная целостность государств, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и основных свобод.

Однако СССР видел ключевую роль Акта в признании границ в Европе, а западные страны – в соблюдении прав человека в Советском Союзе и странах Восточной Европы. После начала западной кампании в защиту прав человека и войны в Афганистане в 1979 г. политика разрядки была свернута.

Политика в отношении стран Азии и Африки

Отношения с азиатскими и африканскими странами определялись стремлением Москвы приобрести новых союзников, наладить взаимовыгодное сотрудничество с ними. Советский Союз выступил на стороне Египта и Сирии в «семидневной войне» с Израилем в 1967 г., способствовал погашению военного конфликта на Ближнем Востоке в 1973 г., поддерживал Индию в ее конфликтах с Пакистаном.

В отношениях с развивающимися странами СССР отдавал приоритет странам, взявшим курс на развитие социализма (Кампучия, Лаос, Сомали, Мозамбик, Ангола, Никарагуа), которые получали от Москвы экономическую и военную помощь. Союзнические отношения были установлены у СССР и с режимами диктаторского типа (Ирак, Сирия, Ливия, Эфиопия), выступавшими против США. Точно такую же политику вел и Вашингтон, поддерживавший режимы антикоммунистической и антисоветской ориентации.

СССР и социалистические страны

Читайте также:
Империя Карла Великого расцвет и распад государства, особенности правления

Отношения СССР с соцстранами в этот период переживали не лучшие времена. Китай, Албания, Румыния, Югославия, КНДР, избравшие социалистический курс, при этом действовали без оглядки на Москву. Едва ли не самые конфликтные отношения сложились именно с Китаем. В июле 1964 г. Мао Цзэдун заявил, что «примерно сто лет назад район к востоку от Байкала стал территорией России, и с тех пор Владивосток, Хабаровск, Камчатка и другие пункты являются территорией Советского Союза. Мы еще не предъявляли счета по этому реестру». Вскоре был оглашен список претензий на 1,5 млн.кв. км. В марте 1969 г. произошли вооруженные столкновения в районе острова Даманский на реке Уссури, а затем и на других участках советско-китайской границы. Всего было около 500 инцидентов, в которых участвовали 2,5 тыс. китайских военных и гражданских лиц. С осени 1969 г. начаты переговоры по пограничным спорным вопросам, которые ни к чему не привели. В дальнейшем о. Даманский фактически остался китайским, а де-юре был закреплен за Китаем только в марте 1992 г.

СССР оказывал поддержку Северному Вьетнаму в его борьбе за объединение страны против проамериканского южновьетнамского режима. В феврале 1965 г. правительство СССР заявило, что «советский народ выполнит свой интернациональный долг в отношении братской социалистической страны». Помощь вооружением и специалистами оказывалась Северному Вьетнаму более 10 лет, вплоть до поражения южновьетнамского режима. Война, начавшаяся в 1964 г., закончилась вступлением северовьетнамских войск в Сайгон в апреле 1975 г. и провозглашением Социалистической Республики Вьетнам в июле 1976 г.

Мировая система социализма испытывала большие потрясения и в Восточной Европе. В декабре 1967 г. во главе коммунистической партии ЧССР встал А. Дубчек. В апреле 1968 г. в Чехословакии была принята программа, предусматривавшая экономические и политические перемены. Однако уже к лету в стране явственно обозначились признаки общественно-политического кризиса. Компартия Чехословакии теряла власть в стране, ей не подчинялись СМИ, вырисовывалась реальная перспектива поражения компартии на выборах в Национальное собрание. В Москве и в столицах других стран Варшавского блока увидели в этом угрозу и для социализма в своих странах. Как результат в августе 1968 г. войска СССР, Польши, Венгрии, ГДР и Болгарии были введены в Чехословакию. «Пражская весна» была подавлена, но эти события усилили раскол в «социалистическом лагере». Так, из Организации Варшавского договора вышла Албания. Впрочем, после событий в Чехословакии была подписана серия межгосударственных договоров и соглашений между социалистическими странами, что укрепило их экономическую и военную интеграцию, а также роль СССР в этом содружестве.

Нарастание международной напряженности. Гонка вооружений

В июне 1979 г. во время встречи в Вене Л.И. Брежнева и президента США Дж. Картера договор ОСВ-2 был все-таки подписан. Он ограничивал у сторон на период до 1985 г. количество ядерных вооружений всех видов.

В 1978 г. США развернули кампанию по размещению в Западной Европе нейтронных боеприпасов, приостановленную в том же году из-за возмущения европейской общественности. Но в декабре 1979 г. на сессии НАТО было принято решение о размещении в Западной Европе крылатых ядерных ракет среднего радиуса действия (Першинг II) и крылатых ракет «Томагавк», способных достигать территории Советского Союза за несколько минут.

Администрация президента США Р. Рейгана была настроена резко антисоветски. В 1982 г., предпринимая новое пропагандистское наступление против СССР, Рейган провозгласил «всемирную демократическую революцию», которая «сметет марксистско-ленинские режимы на свалку истории». В том же году вышла директива Рейгана по защите национальной безопасности, провозглашавшая, что цель политики США подрыв сырьевого комплекса СССР. Другая директива, принятая в 1983 г., предусматривала дополнительное финансирование оппозиционного движения в странах Восточного блока.

В 1983–1984 гг. новые американские ракеты были размещены на территории ФРГ, Великобритании и Италии. СССР в свою очередь разместил в Чехословакии и ГДР свои новые ракеты среднего радиуса действия РСД-20 или СС-20. Таким образом, европейская разрядка была сломана, гонка вооружений ускорилась. Она ложилась тяжелым бременем на советскую экономику, усугубляя негативные тенденции ее развития. С конца 1970-х гг. СССР начал постепенно отставать от США по отдельным видам вооружений. Это обнаружилось с появлением у американцев крылатых ракет и стало еще более очевидно после обнародования в марте 1983 г., в нарушение Договора по ПРО 1972 г., программы стратегической оборонной инициативы (СОИ). Другим «источником разорения» СССР становилась помощь развивающимся странам.

Обострение «холодной войны». Война в Афганистане

В конце 1970-х – начале 1980-х гг. возросли противоречия в отношениях СССР с его союзниками по Организации Варшавского договора, в особенности с Польшей. В конце 1970-х гг. там разразился социально-экономический и политический кризис. В 1980 г. рабочий профсоюз «Солидарность» организовал ряд крупных антиправительственных выступлений, требуя проведения экономических и политических реформ. Правительство было вынуждено пойти на уступки. В то же время избранный первым секретарем ЦК ПОРП генерал В. Ярузельский ввел 13 декабря 1981 г. военное положение в Польше. «Солидарность» была запрещена, антиправительственные силы ушли в подполье, но кризис преодолеть не удалось.

Негативным по своим последствиям оказалось решение Политбюро об оказании помощи Народно-демократической партии Афганистана, пришедшей к власти в 1978 г. Руководители СССР решили не упускать возможности расширения социалистического содружества. По просьбе Х. Амина в декабре 1979 г. советские войска вошли в Афганистан. 27 декабря того же года с помощью советского спецназа в Кабуле был совершен переворот, и к власти в Афганистане пришел Б. Кармаль. На стороне последнего советские войска были втянуты в гражданскую войну. «Интернациональная помощь» афганскому народу растянулась на 10 лет. Она обернулась для СССР ежегодными расходами в 3–4 млрд. долларов, гибелью 14,5 тыс. советских солдат.

Читайте также:
Первые русские князья и их деятельность таблица с датами правления в хронологическом порядке, наиболее значительные правители Древней Руси

Западные страны объявили научно-технический бойкот Советскому Союзу и его союзникам. Координационный комитет по экспортному контролю ввел запрет на ввоз в СССР широкого круга наукоемкой продукции и технологий. Следствием широкой антисоветской кампании, развернутой на Западе, стал и отказ сената США ратифицировать подписанный с Советским Союзом в 1979 г. договор ОСВ-2, бойкот XXII Олимпийских игр в Москве и ответный бойкот соцстранами XXIII Олимпиады 1984 г. в США. Антисоветская кампания в США особенно усилилась в связи со сбитым в ночь на 1 сентября 1983 г. над Сахалином южнокорейским «Боингом», принятым за американский самолет-разведчик. Тон кампании задал президент США Р. Рейган, который назвал Советский Союз «империей зла». Осложнение внешнеполитических условий развития, неблагоприятная конъюнктура для нашей страны, складывавшаяся на мировом экономическом рынке, ускорили нарастание в ней кризисных явлений.

Основные проблемы внешней политики СССР в 1964—1985 годах

Брежневское правление обычно именуют эпохой застоя, но на международной арене в этот исторический период происходили важнейшие события. Основными задачами внешней политики СССР в 1964—1985 гг. были укрепление позиций в социалистическом лагере, усиление влияния в странах третьего мира и выработка рационального курса в отношениях с капиталистическими государствами.

Основные тенденции

К началу 1970-х гг. общие подходы к решению мировых проблем сводились к признанию либерализации отношений и военно-стратегического паритета между сверхдержавами. Чтобы понять, чем характеризовалось внешнеполитическое положение СССР при Брежневе, нужно осознавать, что новое ви́дение международных отношений с приходом к власти Леонида Ильича складывалось в условиях холодной войны, длившейся с 1946 года.

В ситуации острого политического противостояния между коммунистической системой Советского Союза и демократической идеологией Запада социалистический лагерь и капиталистический мир были вовлечены в гонку вооружения.

Временами обстановка накалялась настолько, что возникали столкновения, грозившие развязыванием боевых действий и ядерной войны. К 1964 году позади уже были Берлинские блокады (первая в 1948—1949 и вторая в 1961), Корейская война 1950—1953 гг., где СССР и США принимали опосредованное участие в рамках поддержки противоборствующих сторон, Венгерские выступления 1956 г., Карибский кризис 1962 г. Все эти события заставили советское руководство заняться стабилизацией внешней политики.

С момента установления так называемого железного занавеса появилась европейская буферная зона, которая существовала в условиях противостояния Советского Союза и Америки. Западная часть развивалась согласно «плану Маршала», подразумевавшего послевоенное восстановление и борьбу с коммунизмом. На эти задачи США тратили колоссальные экономические ресурсы. А Восточная Европа существовала в рамках «доктрины Брежнева», заключавшейся в ограничении суверенитета стран с целью стабилизации социалистического курса и тесного международного сотрудничества с Москвой.

Военное вмешательство во внутренние дела ЧССР, по мнению Брежнева, заново сплотило содружество социалистических государств, но, как показали дальнейшие исторические события, Пражская весна, наоборот, лишь ускорила раскол. ОВД стала постепенно распадаться, противоречия между лидерами, руководящими коммунистическими партиями, стремительно увеличивались. Структурный кризис был неизбежен.

Военный конфликт с КНР

Раскол в коммунистическом лагере поставил под угрозу дружеские отношения с Китайской Народной Республикой. Между лидерами государств возникли непримиримые разногласия, повлекшие за собой Даманский вооруженный конфликт 1969 года.

Причиной кровавой бойни были идеологические проблемы, на которые Л. И. Брежнев и Мао Цзэдун смотрели по-разному. Сначала из Советского Союза были высланы китайские студенты.

КНР ответила симметричной мерой. Затем возникли территориальные претензии к СССР, встал вопрос о землях Приамурья, Приморья, Забайкалья и части Средней Азии.

У советского руководства не было выхода, кроме как защищать границы собственного государства. Во время Даманской военной операции впервые использовался «Град» — система залпового огня. Китайские потери составили примерно три тысячи человек убитыми. Уже 20 октября 1969 г. между КНР и СССР было подписано соглашение о пересмотре советско-китайской границы.

Разрядка 1968—1975 годов

К концу 1960-х внешнюю политику СССР кратко можно охарактеризовать как примирительную. Добившись ракетно-ядерного паритета, США и Советский Союз получили хороший шанс для ослабления напряженности в международных отношениях. В течение десяти лет были достигнуты важнейшие договоренности, которые обеспечили стабильную безопасность в мире. Неслучайно этот период в историографии принято называть эпохой разрядки.

Прямое противостояние между ядерными сверхдержавами было невозможным, поэтому соперничество перешло на региональный уровень. Советское государство оказывало широкомасштабную прямую военную и стратегическую помощь коммунистическому Вьетнаму, который, защищая суверенитет, боролся с американскими войсками. Неудивительно, что победа вьетнамского народа в 1975 году была воспринята брежневским обществом как собственная.

Ключевыми внешнеполитическими событиями для СССР во времена разрядки стали:

  • Подписание в 1968 г. договора о нераспространении ядерного оружия.
  • Инициирование советским руководством в 1969 г. общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству, которое поддержал Запад.
  • Договор между СССР и ФРГ 1970 г. об определении послевоенных границ в Европе.
  • Соглашение стран-победительниц по Западному Берлину в 1971 г.
  • Визит президента США Р. Никсона в Москву в 1972 г.
  • Договоры об основах взаимоотношений и ограничении систем противоракетной обороны (ПРО), а также о сокращении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-I).
  • Соглашение о предотвращении ядерной войны 1973 г.

Таким образом, климат взаимоотношений с капиталистическими странами Запада впервые за долгие годы холодной войны стал меняться в сторону конструктивного диалога. Эпоха разрядки первой половины 1970-х подготовила почву для подписания Хельсинских мирных соглашений 1975 г., фактически являвшихся заключительным актом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Эти документы, обеспечивающие принципы мира и суверенного равенства, подписали 35 государств.

Читайте также:
Древние орудия труда - чем пользовались люди в древности читать онлайн

Поддержка третьего мира

После Саурской революции 1979 года, направленной на борьбу с коммунистическим режимом, в Афганистане была провозглашена демократическая республика. Политбюро ЦК КПСС во главе с Брежневым решило подавить мятеж и оказать военную помощь коммунистическому правительству. Так началась кровопролитная Афганская война, затянувшаяся на десять лет.

Буквально за полгода до этого события брежневской дипломатии удалось провести уникальное мероприятие — переговоры по ограничению ядерного оружия — «ОСВ-II». Из-за отправки советских войск в Афганистан итоговый документ не был ратифицирован, но предварительные условия соблюдались и США, и Союзом.

Колоссальные средства и силы были потрачены на поддержку режимов и программ социализма. Внешняя политика СССР в 1965—1985 гг. была ориентирована на военную помощь государствам, пытавшимся противостоять американской экспансии. Среди крупнейших конфликтов с участием Советского Союза можно отметить:

  • Лаосская война 1960—1970 гг.
  • Египетско-израильский конфликт 1962—1974 гг.
  • Освобождение Мозамбика 1967—1969 гг.
  • Ангольская война 1975—1979 гг.
  • Афганская война 1979—1989 гг.

С 1982 года возник новый виток гонки ядерного вооружения и одновременно наметился глубокий кризис коммунистического лагеря. Внешнеполитический курс Л. И. Брежнева не отличался последовательностью. СССР в международных отношениях периода 1964—1984 гг. прошел сложный путь от обострения и конфронтации с Западом к разрядке напряженности и стратегическому паритету, а затем к новому этапу противостояния, за которым последовал распад Организации Варшавского договора. В дальнейшем это привело к краху всего социалистического содружества.

Что представляет собой внешняя политика СССР в 1965-1985 годах?

Содержание:

Внешняя политика 1964-1982 обусловлена замедлением в развитии экономического сектора страны. Социальная, политическая сферы буквально замирают, происходит стагнация. Государство начинает целенаправленное, стабильное совершенствование в сфере внешней политики. Ключевые аспекты консервативности СССР:

  • Холодная война с западными странами состоит из двух стадий: разрядка и новая эскалация конфликта. Запад не желает поддерживать Советский Союз. Формируется немая конкуренция между крупнейшими державами;
  • Среди стран третьего мира Союз не имеет стабильной позиции;
  • Обилие внутренних противоречий в социалистических государствах. Прошел двадцатый съезд партийных лидеров, который запустил мировой кризис в коммунистическом строе.

Внешняя политика СССР в 1965-1985 гг

США – скрытый внешний враг СССР во многогодовой холодной войне. Страна стремится ввести социалистические порядки во многих африканских, азиатских государствах, что негативно отражается на внешнеполитической арене. Население не желало признавать социализм, экономический сектор сталкивался с проблемами, возникали недовольства среди жителей. Внешняя политика – важные даты:

  1. 1968 год. Правление государств с социалистическим режимом оказывает давление на Советский Союз. Страна вводит войска на территорию Чехословакии, чтобы приостановить ход либеральных преобразований. Они были нацелены на уход от социалистического строя. После ввода армии Запад высказал свое возмущение данными действиями.
  2. 1969 год. Китай и СССР конфликтуют по причине пограничных противоречий.
  3. 1965-1975 годы. Вьетнам разделен на две части – южную и северную. Север заручается поддержкой Союза в свержении установленного государственного уклада Соединенными Штатами Америки и Южной частью государства. Север побеждает совместно с советскими войсками.
  4. 1967. Союз поддерживает арабские страны в военном конфликте с Израилем. Они потерпели поражение в боевых действиях. Израиль заручился поддержкой Соединенных Штатов Америки.
  5. 1969 год. Старт нового этапа холодной войны с Западом.
  6. 1972 год. Приезд Никсона, договор о совместной деятельности с государством Франция, соглашение мира со странами ФРГ.

Внешняя политика СССР 1965-1985

Конфликт с США в виде холодной войны оказывал негативное влияние на развитие экономического направления. Важными событиями для становления СССР стали:

  • Расширение контактов с другими государствами социалистического строя в период шестидесятых, семидесятых годов. Это позволило расширить торговую сферу, сблизить экономику страны с соседями, построить новые технически современные комбинаты, заводы. Во внешнеполитических отношениях между государствами часто возникали противостояния. Государства хотели построить политическую систему иначе, отказывались от выверенных стереотипов. Это вызывало конфликты;
  • Соглашение 1972 года, ограничивающее стратегическое вооружение. Документ способствовал снятию напряжения между народами. Независимо от политической структуры, страны продолжили сотрудничество, взаимоотношения;
  • Советские войска в Афганистане в 1979 году. Эскалация конфликта привела к огромному количеству жертв. Действия СССР осуждали практически все державы – члены ООН. Было выставлено требование вывести военных из города. Страна потеряла свой имидж и возможность ратификации соглашения с Соединенными Штатами Америки о ядерном вооружении;
  • Размещение вооружения на территории ГДР приводит к началу новой гонки между СССР и США;
  • С 1983 года Соединенные Штаты Америки начинают размещение ракет на западе Европы. СССР действует аналогичным образом, что требует колоссальных финансовых расходов. Это негативно влияет на экономику, способствует развитию кризиса.

Международное положение и внешняя политика СССР в 1964–1985 гг.

Дата добавления: 2014-06-18 | Просмотров: 4379

Главой внешнеполитического ведомства СССР с 1957 до 1985 г. являлся ми­нистр иностранных дел А.А. Громыко (1909–1989) – сторонник жёсткого внешнеполитического курса. Западные дипломаты называли Громыко «мис­тер Нет» за неуступчивость на переговорах.

Историки выделяют три этапа во внешней политике СССР:

1)1964 – нач. 1970-х гг. – продолжение жёсткой хрущёвско-ста­линской политики, проявлением которой стало в 1968 г. уничтожение советскими тан­ками демократических реформ в Чехослова­кии.

2) нач. 1970-х –1979 г. – период «разрядки» международной напряжённо­сти, переговоры с лидерами Запада.

3) 1979 – середина 1980-х гг. – новое обострение конфрон­тации с За­падом из-за Афганской войны (1979–1989 гг.).

СССР и страны социализма.Социалистический лагерь находился в состоянии раскола. У СССР были напряжённые отношения с Китаем и Албанией.

Читайте также:
Феодальная раздробленность в Европе причины появления, признаки

События в Чехо­словакии в 1968 г.Весной 1968 г. первый секретарь ЦК КПЧ А. Дýбчек начал либеральные реформы («пражская весна»). Бы­ла расширена экономическая самостоятельность предприятий, ликвиди­рована цензура, разрешена многопартийность. А. Дубчек стремился создать «социа­лизм с челове­ческим лицом». В Москве в политике Дубчека усмотрели угрозу социализму и Варшавскому договору. Советское руководство потре­бовало свернуть реформы, но Дубчек отказался. В августе 1968 г. в ЧССР вторглись войска стран – членов Варшавского договора – СССР, Польши, Венгрии, Болгарии и ГДР. «Пражская весна» закончилась. Дубчека сменил просоветский политик Г. Гýсак. Оккупация вызвала возмущение в Чехословакии. Митинги протеста были разогнаны советскими войсками. Народы Восточной Европы стали видеть в СССР агрессора и душителя нацио­нальной свободы. Возник термин «доктрина Бреж­нева» – суверенитет любого социалистиче­ского го­сударства имеет подчинённый характер по отношению к общим инте­ресам социализма.

В 1971 г. по линии Совета Экономической Взаимопомощи была принята программа социально-экономической интеграции стран социализма, которая ба­зировалась на ре­сурсах СССР.

Вьетнамская война 1965–1974 гг.В 1965 г. США развернули войну против комму­нистического Северного Вьетнама (Демократической Рес­публи­ки Вьетнам, ДРВ), пытавшегося свергнуть проамериканский режим Южного Вьет­нама. В США эта война вос­прини­малась как «грязная». СССР оказывал ДРВ помощь оружием, техникой, военными специалистами. Американцы понесли боль­шие по­тери, потерпели поражение и покину­ли Вьетнам в 1973 г. В 1976 г. была образована единая Социали­стиче­ская Республика Вьетнам (СРВ). Вьет­нам­ская война способство­вала обострению советско-американского проти­востояния.

Конфликт с Китаем. Китайская коммунистическая партия (КПК) претен­довала на лидерство в мировом коммунистическом движении. Китай предъявлял СССР территориальные претензии. В 1969г. возник пограничный конфликт на острове Даманский на р. Уссури (приток Амура). Китайцы захва­тили остров, после чего СССР уничтожил китайскую группировку установками «Град». Во время конфликта погибли 58 советских погра­ничников, китайские потери неизвестны. В 1991 г. о. Даманский был передан Китаю.

После смерти Мао Цзэдуна в 1976 г. новый лидер Китая Дэн Сяопи́н требовал вывода советских войск из Монголии и Афганистана. В 1979 г. про­изошли военные столкновения между Китаем и Вьет­намом из-за спор­ных территорий. СССР оказал под­держку Вьетнаму.

Политический кризис в Польше.В 1980–1981 гг. повышение цен вызвало в Польше народные выступления против правящей Польской объединённой рабочей партии (ПОРП). Рабо­чее движение возглавил независимый профсоюз «Солидарность» (лидер – рабочий-электрик с судоверфи г. Гданьска Лех Валéнса, будущий президент Польши в 1990–1995 гг.). Опасаясь ввода советских войск в Польшу, первый секретарь ЦК ПОРП генерал В. Ярузельский в 1981 г. ввёл в стране военное положение. Лидеры «Соли­дарности», в том числе и Л. Валенса, были арестованы. «Солидарность» перешла на нелегальное положение (лидеры подполья – 3. Буяк, В. Лис, В. Хардек, В. Фрасынюк и др.). События в Польше стали началом развала системы социализма, хотя реально это случилось позднее, в 1989 г. Значительную роль в расшатывании социализма в Польше сыграла католическая церковь и, в частности, папа римский Иоанн Павел II, поляк по национальности.

СССР и страны Запада.1970–1979 гг. – период «разрядки международной напряжённости». Причины разрядки:

1. Установление военно-стратегического паритета между СССР и США в ядерном вооружении. Было признано, что в ядерной войне не может быть победите­лей.

2. Осознание руководителями мировых держав опасности для мира в ядерный век даже обычной войны.

3. Существовала опасность перерастания локальных войн в конфликт между военно-политическими блоками.

Отношения с ФРГ. Приход к власти в ФРГ социал-демократиче­ского прави­тельства канцлера В. Брáндта улучшило наши отношения. В 1970 г. был заключён советско-западногерманский договор. ФРГ отказалась от претензий на Восточ­ную Пруссию (с 1945 г. Калинин­градская область РСФСР). ФРГ также признала западные границы Польши. В обмен канцлер добился от Л.И. Брежнева согласия не пре­пятствовать мирному объ­единению двух государств на немецкой земле (ФРГ и ГДР), если для этого в будущем воз­никнут соответствую­щие условия. Оба германских государства установили дипло­мати­ческие отношения и были при­няты в ООН.

В 1971 г. СССР, США, Англия и Франция отчасти разрешили западноберлин­ский вопрос. Они договорились, что Западный Берлин имеет особый статус и не принадлежит ФРГ.

Совещание по безопасности и со­трудничеству в Европе (СБСЕ) состоялось в 1975 г. в Хельсинки. В Заключительном акте Совещания лидеры 33 европейских стран, США и Канады зафиксировали принципы нерушимости границ в Европе, уважения независимости и суве­ренитета, территориальной целостности государств, отказ от применения силы. Совещание способствовало рас­ширению эко­номиче­ских, политических и гуманитарных связей между Востоком и Запа­дом.

Советско-американские отношения. В ходе переговоров Л.И. Брежнева с президентами США Р. Никсоном и Д. Фордом были до­стигнуты соглашения об ограничении стра­тегических воо­ру­жений1972 г. – по ОСВ-1, в 1978 г. – по ОСВ-2) и подземных ис­пытаний ядерных зарядов. По до­говору по противо­ракетной обороне (ПРО) каждая из сторон имела право на оборудование зоны ПРО в одном из своих жизненно важных районов. В СССР им стал г. Москва, в США – крупнейшая во­енная база Гранд-Форс (штат Северная Дакота).

Несмотря на переговоры, гонка вооружений продолжалась. Во второй пол. 1970-х гг. СССР принял решение разместить в Восточной Европе ракеты средней даль­ности СС-20. Это решение затруднило переговоры по ОСВ-2. Подписать соглашение удалось лишь в 1979 г. Но после вторжения СССР в Афганистан Конгресс США отказался ратифицировать ОСВ-2. В ответ на размещение СС-20 США в 1979 г. разместили в Западной Европе «крылатые ракеты» и ракеты средней дальности «Першинг-2», способные поразить террито­рию СССР. Советский Союз в то время не располагал средствами защиты от «Першин­гов».

Читайте также:
Казачество кто такие казаки и когда они появились, история возникновения имперского казачьего союза, ФЗ о казачьих обществах, образ казачества в современности, где живут казаки

В 1976 г. советский лётчик ст. лейтенант В. Беленко угнал в Японию новейший истребитель-перехватчик МИГ-25 и попросил политического убежища в США. Американцы разобрали перехватчик и изучили секреты МИГа-25. Это усилило взаимное недоверие двух держав.

СССР к концу 1970-х гг. фактически превзошёл США по численности армии, количеству (не всегда – по качеству) танков, самолётов, ракет. А.А. Громыко вспоминал: «СССР и США гнали и гнали ядерное оружие». Это катастро­фиче­ским образом отразилось на эконо­мике СССР и привело к кризису 1990-х гг. США превос­хо­дили СССР по валовому национальному продукту в 3-4 раза, а затраты на вооружение были равноценны. На Западе СССР иронично называли «Верхней Вольтой с баллистическими ракетами».

Отношения СССР со странами «третьего мира». Локальные войны. СССР противостоял экспансионистской политике США, расширяя собственную экспансию в страны «третьего мира». В 1960-х – нач. 1980-х гг. СССР участвовал в воору­жённых конфликтах и войнах в более чем 10 странах «третьего мира». СССР оказывал просоветским режимам этих стран «интернациональную помощь» в форме:

-отправки советских военных специалистов и контингентов;

-обучения в СССР военных специалистов из этих стран;

-поставок вооруже­ний и военной техники на огромные суммы.

Наиболее крупные локальные войны и вооружённые конфликты имели место в Лаосе (1960–1970 г.), Египте (1962–1974 гг.), Вьетнаме (1965–1974 гг.), Сирии (1967–1973 гг.), Камбодже (1970 г.), Бангладеш (1972–1973 гг.), Анголе (1975–1979 гг.), Мозамбике (1967–1969 гг.), Эфиопии (1977–1979 гг.), Афганистане (апрель 1978–1991 гг.). По западным дан­ным, СССР предоставил развивающимся странам вооружения и воен­ной техники на сумму: в 1966–1975 гг. – 9,2 млрд., в 1978–1982 гг. – 35,4 млрд. долларов. Росло количество стран – объектов этой помощи. В 1966–1975 гг. её получали 29 стран, в 1980–1984 гг. – 36. Поставки вооруже­ний производились в политических целях, с экономиче­ской точки зрения они были убы­точны для СССР. К нач. 1980-х гг. СССР занял 1-е место в мире по экспорту вооружений, опередив США.

Ближневосточный конфликт. В 1967 г. в результате «шестидневной войны» Из­раиль нанёс поражение арми­ям Египта, Сирии и Иордании, оснащённым советским оружием. СССР разорвал дипломати­ческие от­ношения с Израилем. В 1969 г. в Египет было направлено 15 тыс. советских военнослужащих («военных специалистов»). Крупную помощь оказал СССР арабским странам во время войны с Израилем в 1973 г. (войны «Судного дня»), когда Египет и Си­рия пытались вернуть утраченные территории, но вновь потерпели поражение. С 1974 г. отношения СССР и Египта ухудшились. В 1976 г. египетский пре­зидент А. Садат разорвал договор с СССР и подписал в 1979 г. Кэмп-Дэвидский мир­ный договор с Израилем (при посредничестве США). Советско-египетские отношения возобновились после убийства А. Садата в 1981 г. и избрания президентом Египта X. Мубáрака. Со­ветские специалисты вернулись в Египет. Опорой СССР на Ближнем Востоке являлась Организация Освобождения Пале­стины (ООП, глава – Ясир Арафат).

СССР и Латинская Америка. В нач. 1970-х гг. СССР поддерживал президента Чили С. Аль­енде, рассчитывая на то, что Чили пойдёт по пути социа­лизма. Однако неудачная экономическая по­литика Альенде при­вела в 1973 г. к военному перевороту, гибели президента Альенде и установлению в Чили диктатуры гене­рала А. Пиночета.

В 1979 г. у Советского Союза появился новый союзник в Ла­тин­ской Америке – Никарагуа, где после свержения диктатора А. Сомосы к власти пришёл Сандинистский фронт национального освобождения (СФНО), выбравший социалистический путь развития. СССР оказал Никарагуа военную и экономическую помощь. На практике сандинистский режим вскоре выродился в диктатуру.

СССР и Африка. В сер. 1970-х годов рухнула пос­ледняя колониальная империя: португальские колонии – Ангола, Мозамбик, Гвинея-Бисау обрели независимость. В 1979 г. в Эфиопии при советской поддержке была свергнута монархия и установлен режим генерала Менгисту Хайле Мариама. СССР поддерживал Судан, Сомали, Конго, Ан­голу, Мозамбик, Гвинею-Бисау, объявивших о выборе социалистического пути развития. Помощь СССР государст­вам Африки выросла с 241 млн. долларов в 1965 г. до 3,5 млрд. долларов в 1974 г. (Особенно Анголе, Мозамбику и Эфиопии).

Стремление СССР увеличить число союзников привело к неразборчивости в выборе по­литических партнёров, к дружбе с режимами дикта­торского типа (Ирак, Сирия, Ливия, Эфиопия). Такую же политику проводили и США, поддерживая различных диктаторов (исходя из принципа «Он мерзавец, но он наш мерзавец»). К началу 1980-х годов Советский Союз за счёт военной и экономической помощи расширил сферу своего влияния. В Афганистане, Анголе, Лаосе, Сомали, Эфио­пии и др. государствах утвердились просоветские режимы.

Афганская война 1979–1989 гг.В Афганистане в апреле 1978 г. в результате переворота к власти пришла Народно-демократическая пар­тия Афганистана (НДПА) во главе с Н. Тараки́. Она получила советскую военную, экономическую и по­литическую поддержку. Осенью 1979 г. в Афганистане произошёл новый переворот. Проамериканский политик Х. Ами́н убил Н. Тараки. При поддержке ЦРУ США активизировались исламские фундаменталисты, на территории Па­кистана были созданы центры по их боевой подготовке.

В декабре 1979 г. советское руководство (инициаторы – Ю. В. Андропов, А. А. Громыко и Д. Ф. Устинов с одобрения Л. И. Брежнева) приняло решение ввести в Афга­нистан «ограни­ченный контингент со­ветских войск» (около 200 тыс. человек). Советские десантники взяли штурмом президентский дворец, X. Амин был убит. К власти пришло просоветское правительство во главе с Б. Кармáлем. Фак­тически произошла оккупация Афганистана. На Ге­неральной Ассамблее ООН действия СССР в Афганистане осудили 104 государства. СССР был втянут в кровопролитную войну, в которой по­гибло по официальным данным 15.051 советский военнослужащий и более 1 млн. афганцев. 35 тыс. советских военнослужащих было ранено, около 300 пропали без вести. Местное население поддерживало моджахедов (афганских партизан, борцов за веру. В СССР их называли душманами, т.е. бандитами). Война в Афганистане нанесла удар по разрядке напряжённости, привела к росту антисоветских и антироссийских настроений в исламском мире. Из-за советской интервенции в Афганистане США и ряд других стран бойкотировали Московские Олимпийские игры 1980 г. В ответ СССР и большинство стран социалистического лагеря (кроме КНР, Югославии и Румынии) бойкотировали Олимпийские игры 1984 г. в Лос-Анджелесе (США).

Читайте также:
Основание Киева - история возникновения столицы государства

Новый виток гонки вооружений. Военное вмешательство СССР в дела Афганистана осудило подавляющее большинство членов ООН. Резко обост­рились отношения с США. Президент США Д. Картер заявил о возможности «ограниченной ядерной войны», предусматривавшей нанесение первого удара по противнику.

В ночь на 1 сентября 1983 г. над секретными военными объектами Камчатки и Сахалина пролетел южнокорейский пассажирский самолёт Боинг-747. Он был сбит ракетами истребителя Су-15 (лётчик Г. Осипович). Боинг-747 упал в море у берегов Японии, погибли 269 пассажиров и все члены экипажа. (Тела погибших не были обнаружены). Отношения между Запа­дом и СССР вновь резко обострились. Президент США Р. Рейган назвал СССР «импе­рией зла» и при­нял решение форсировать создание стратегической оборонной инициа­тивы (СОИ), т. е. развернуть «космический щит» над США (программа «звёздных войн»).

Таким образом, в нач. 1980-х гг. усилилось противостояние СССР и Запада, более очевидным стал кризис социалистической системы.

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.035 сек.)

СССР в эпоху «развитого социализма» 1964-1985 гг.

Периодизация и главные черты периода 1964 — 1985 гг.

Более чем двадцатилетие жизни советского общества — 1964-1985 гг. — приходится на эру «развитого социализма», в ходе которой социалистический строй в СССР достиг максимальной политической и экономической стабильности, был достигнут наивысший в истории СССР уровень жизни большинства населения. (В годы горбачевской перестройки 1985-1991 гг. данно­му историческому периоду было дано не совсем справедливое и конъюнктурное наименование «годы застоя». Это имело своей целью представить негативно предшествующую эпоху и обосновать необходимость перестройки. Однако, на фоне краха перестройки и последующих кризисов, название «развитой социализм» (данное указанному периоду его современниками) выглядит более точным и уместным). В народе чаще всего этот период именуется брежневской эпохой — по имени Л.И. Брежнева — нового лидера СССР, сменившего Н.С. Хрущева. Брежневская эра, в свою очередь, была неоднозначна. Можно выделить ее следующие основные периоды:

  • 1964 — 1968 гг. — ранняя;
  • 1968 — 1977 гг. — средняя;
  • 1977 — 1985 гг. — поздняя.

Если ранняя и средняя брежневская эра — 1964 — 1977 гг. — в целом была успешна для страны и оставила большой позитивный след в памяти народа, то период после 1977 г. вплоть до начала перестройки в 1985 г. был временем разрастания кризиса социализма и иных негативных явлений. Главными событиями раннего и среднего брежневского периода 1964 — 1977 гг. были:

  • попытки экономических реформ;
  • укрепление новой системы власти;
  • отход от критики сталинизма.

Косыгинская экономическая реформа и ее провал

Первым крупным шагом нового советского руководства, пришедшего после 1964 г., было провозглашение так называемой косыгинской экономической реформы в 1965 г. и начало ее прове­дения.

Целью косыгинской реформы было нахождение новых резервов социализма, замена административных методов поощрения (соцсоревнование и т. д.), уже не дававших результатов, новыми, экономическими. Для этого началось предоставление большей свободы предприятиям, введение хозрасчета. Был ослаблен диктат министерств и ведомств; предприятия получили свободу в выборе форм хозяйствования, деловых партнеров, зарабатывании денег и их расходовании. Началось строительство «самоуправляемой советской экономики».

Косыгинская реформа, по мере ее проведения, дала взаимоисключающие результаты — положение отдельных предприятий действительно улучшилось, но ухудшилась ситуация в экономике в целом, началась дезорганизация налаженных годами административных связей. Например, отдельный завод получил свободу хозяйствования (хозрасчет); стал выпускать ту продукцию, которая выгодна только ему, успешно ее продавать, зарабатывать деньги, повышать зарплату работникам, получать прибыль, но перестал делать то, что он делал раньше по плану — в другой отрасли начинало чего-то не хватать и т. д. В итоге в стране, несмотря на улучшения на отдельных предприятиях, стал возникать дефицит, нарушались прежние связи, возникала неразбериха.

Плановую систему не удалось совместить с отдельными приемами рынка. В результате, к концу 1960-х гг., косыгинская экономическая реформа была свернута. Государство вновь перешло к диктату в экономике, предприятия жестко подчинены плану, а отраслевые министерства вновь стали всесильными.

Возвращение к жесткой административно-командной системе

к 1970 г. улучшило ситуацию в экономике. Девятая пятилетка (1971 — 1975) стала самой успешной в экономике СССР. После провала косыгинской реформы руководство СССР нашло новый выход из положения — улучшать ситуацию не путем реформ экономики, а путем использования природных ресурсов СССР. В результате:

  • административно-командная система, работающая на пределе возможностей, была оставлена без изменения;
  • дополнительный рост стал обеспечиваться путем значительно увеличившейся в 1970-е гг. продажи за границу советской нефти и газа.

Данная политика первоначально приносила успех — «нефте­доллары» помогали оживлять экономику, строить новые объекты, улучшать жизнь людей. Однако через 10 лет это привело к глу­бокому кризису:

  • в начале 1980-х гг. резко увеличили добычу нефти и газа страны Персидского залива;
  • цены на нефть и газ в мире резко упали;
  • Советский Союз уже не смог обеспечить такой доход, как в 1970-е гг.;
  • экономика привыкла к «нефтедолларам», которые иссякли, а внутренних резервов развития у административно-командной системы уже не было.
Читайте также:
СССР накануне ВОВ - особенности подготовки вооруженных сил

Начался кризис, тотальный дефицит необходимых товаров, нехватка продовольствия, что также ускорило начало перестройки. Однако в 1970-е гг. данная политика считалась долговременной и правительство считало, что экономика развивается хорошо.

Укреплений позиций Л. И. Брежнева

В брежневскую эпоху произошли существенные изменения в системе власти:

фактически в стране правило трио Брежнев — Подгорный — Косыгин;

но постепенно началось укрепление статуса Л. И. Брежнева;

в 1966 г. на XXIII съезде партии пост Первого секретаря ЦК КПСС преобразовывается в должность Генерального секретаря ЦК КПСС; Л.И. Брежнев становится вторым человеком после Сталина, занявшим эту должность спустя 32 года;

тем не менее, внутри партии устанавливаются товарищеские демократические отношения; особое влияние приобретает корпус первых секретарей обкомов партии, которые при Брежневе становятся самостоятельной силой внутри страны и получают большую самостоятельность в управлении своими областями. В конце 1960-х — начале 1970-х гг. складывается брежневское окружение — группа высших руководителей, которая реально управляла страной как единый коллектив, от которого Л.И. Брежнев зависел. Руководители, не вписавшиеся в брежневскую систему (А. Шелепин, В. Семичастный, Н. Егорычев и др.) были удалены со своих постов. При этом Л. Брежневым был создан прецедент гуманного отношения к бывшим противникам (если при Сталине побежденных соперников расстреливали, при Хрущеве — предавали забвению, то при Брежневе их стали назначать послами за границу или переводить на высокие, но не ключевые должности).

Ключевыми соратниками Л.И. Брежнева становятся:

  • Ю.В. Андропов — в 1967 — 1982 гг. председатель КГБ СССР;
  • В.В. Щербицкий — в 1972 — 1989 гг. первый секретарь ЦК Компартии Украины;
  • Д.А. Кунаев — в 1964 — 1986 гг. первый секретарь ЦК Компартии Казахстана;
  • В.В. Гришин — в 1967 — 1985 гг. первый секретарь Московского горкома партии;
  • А А. Громыко — в 1957 — 1985 гг. министр иностранных дел СССР;
  • Д.Ф. Устинов — в 1976 — 1984 гг. министр обороны СССР;
  • К. У. Черненко —. секретарь ЦК КПСС;
  • М.А. Суслов — секретарь ЦК КПСС;
  • иные.

Особенностью отношений Л.И. Брежнева с соратниками было то, что каждый из них был полным хозяином в своей «вотчине» (например, Андропов — в делах КГБ; Устинов — в оборонных вопросах; Кунаев — в Казахстане и т. д.). Это выгодно отлича­ло его от Н.С. Хрущева, который пытался руководить всем и всеми и постоянно вмешивался в работу соратников, мешал им работать. Подобная кадровая политика стала одним из секретов политического долголетия Л.И. Брежнева, руководившего страной 18 лет. Его соратники, а также многочисленные первые секретари обкомов и союзных республик, почувствовав самостоятельность в работе и стабильность своего положения, сами были заинтересованы в сохранении Л. И. Брежнева у власти. Через 13 лет после его образования, в 1977 г., начал рушиться триумвират Брежнев — Подгорный — Косыгин.

В 1977 г. шла подготовка проекта новой Конституции, по которой пост Председателя Президиума Верховного Совета приобретал более весомое значение — главы государства. Л.И. Брежнев постоянно испытывал неудобства, особенно при переговорах с руководителями других государств, поскольку фактическим руководителем страны был он, а официально вся деятельность шла через Подгорного. Кроме того, сам Н. Подгорный начал предпринимать попытки подготовить смещение больного Брежнева. В 1977 г. Н. Подгорный был освобожден от своей должности, а Л.И. Брежнев одновременно стал Генеральным секретарем ЦК КПСС и Председателем Президиума Верховного Совета СССР, что стало первым в истории СССР случаем объединения высшего партийного и официального президентского поста. В 1980 г. в связи с тяжелой болезнью находящийся при смерти А.Н. Косыгин был освобожден от должности Председателя Совета Министров СССР, которую он занимал 16 лет.

Принятие новой конституции СССР 1977г.

Завершающим шагом преобразований в партии и государстве стало принятие новой Конституции СССР 7 октября 1977 г.

как документ была усовершенствованной редакцией «сталинской» Конституции 1936 г.;

однако ее важнейшим достижением и отличием от всех прежних советских Конституций стал отказ от диктатуры пролетариата, которая была конституционно закреплена в 1918 — 1977 гг.;

СССР конституционно объявлялся общенародным государством;

в 6-й статье конституционно закреплялась руководящая роль Коммунистической партии.

Потепление международной обстановки

В международной политике для брежневской эпохи было характерно достижение кратковременного улучшения международной обстановки:

улучшились советско-американские отношения, регулярными стали встречи руководителей СССР и США; состоялись первый в истории визит президента США (Р. Никсона) в Советский Союз; подписан ряд важных договоров по ограничению вооружений;

в 1975 г. состоялся советско-американский космический полет — стыковка в космосе кораблей «Союз» и «Аполлон»;

августа 1975 г. в Хельсинки руководителями 33 стран Европы, включая СССР, а также США и Канады, был подписан заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, согласно которому были подтверждены принципы мирного существования и нерушимость послевоенных границ в Европе.

  • Руководство ВКП (б) — КПСС, Правительства СССР и Верховного Совета СССР
  • Политика СССР
  • Кризисные явления в советском обществе в 1965-1985 гг.

Полезная информация. Спасибо.

Реформа Косыгина, побочным эффектом которой было появление и развитие «теневой экономики», а также расслабление и приобщение к гедонизму высшей партийно-государственной элиты и потеря мобилизующей народ идеологии, создали предпосылки грядущей катастрофы СССР.

Читайте также:
Династия Меровингов - откуда появилась, годы правления, тайны читать онлайн

Теневая экономика была заплаткой на дырках ширпотреба лёгкой промышленности, с кот. могла бороться служба БХСС.
Современная — солнечная — гангстерско-мошеннически приватизированная вся Экономика страны, с которой никто не борется.
И не было катастрофы СССР , а был его планомерный развал и уничтожение…

Косыгинская реформа запустила разрушительные импульсы, проявившиеся во времена политических пертурбаций и глобальных потрясений, заложив под шаткий фундамент неуклюжего здания социализма в СССР бомбу замедленного действия, подпитывавшуюся извечными пороками и нерешёнными застарелыми проблемами, сформировавшимися ещё во времена Сталина, но фактически законсервированные в неспокойную Хрущёвскую эпоху (1953-1964), вульгарно переиначившую и исказившую базовые принципы построения социалистического общества и не пожелавшую реформировать недолговечную сталинскую экономическую модель, и замалчиваемые в долгую Брежневскую эру (1964-1982), когда партократы, попятно отпрянув от кардинального, коренного реформирования бесщадно эксплуатируемой экономической модели и политической системы, идеализировали и возвели в абсолют довлевшую над всем государственным организмом партию, порождавшую тот зловредный, махровый бюрократизм и легкомысленное, безответственное сибаритствующее чиновничество, немыслимо отдалившееся от масс, использующее свою должность как удобный и универсальный инструмент для удовлетворения своих весьма низменных потребностей, для роскошной и благополучной жизни.

Корень всех роковых для инертно следующего по тупиковому сталинскому пути Советского Союза процессов и проблем крылся в том выстраиваемом под перманентным воздействием внутренних форс-мажорных обстоятельств и влиянием многочисленных внешних враждебных сил в первые десятилетия советской власти — в 1920-ые, в 1930-ые базисе жёсткого директивного регулирования экономики и диктата партии, который стал системообразующим компонентом системы, ущербность и бесперспективность которой без кардинального перестраивания всё явственнее проявлялась в последующие годы.

Здравая корректировка бескомпромиссного хрущёвского курса, бившего наотмашь по и без того запущенному аграрному сектору, откатившегося к дореволюционному стабильно тяжелому состоянию, проведённая в ходе Косыгинской реформы 1965 г. перемеживалась с заведомо провальным экспериментаторством в промышленности, обернувшимся не только замедлением экономического развития СССР в 9, 10 и 11-ых пятилетках, но и обусловив нарастание кризисных явлений, ознаменовавших системный кризис не только экономики, но и всей социалистической модели вообще: генезис ставшего неотъемлемым, но подспудно разрушающим экономику изнутри сегментом — теневого рынка, легитимизированного при Горбачёве в конце 80-ых, гипертрофированное и практически исключительное сосредоточение на прибыльности, рентабельности предприятия, огульного повышения цен в погоне за этой самой прибылью и чрезвычайно низкая чувствительность к НТР, примат личной выгоды, корыстных интересов меркантильных «князьков», распоряжавшихся заводами и фабриками, переведёнными на хозрасчёт.

Поистине тяжелейшие последствия близорукой половинчатой реформы усугублялись бездействием руководства СССР в условиях системного кризиса, игнорируя переходящий характер относительного благополучия и стабильности 1960-ых 1970-ых, порождавшего всё новые неотложные проблемы. Так келейно тлели запальные шнуры к губительными социально-экономической и идейно-политической бомбам, детонация которых положила закономерный, но не неминуемый конец Союзу ССР, не справившейся с ворохом хронических проблем и сгустком горячих, заведших неповоротливый «состав» на колею косметического капитализма, ведущую в пропасть.

В отдельно взятой стране построить коммунизм оказалось нельзя, потому что накопление средств для жизни невозможно из-за затрат на содержание армии .
если бы не было внешних врагов, в виде капитализма , то построение коммунизма было бы возможным. Вывод: строить коммунизм нужно во всем мире одновременно и сразу . Эта задача не под силу ни кому! Пока никому!

Внешняя политика СССР в 1964-85 гг.

Можно выделить три направления внешней политики.

Первое направление – отношения с капиталистическими странами и, прежде всего, с США. Здесь можно выделить три этапа:

а) 1964 -69 гг. – период обострения отношений с США из-за Вьетнамской войны.

б) 1970-79 гг. – период «разрядки» международной напряженности.

1970-71 гг. – нормализация отношений с ФРГ (договоры о признании ФРГ послевоенных границ с СССР, Польшей, Чехословакией, взаимное признание ФРГ и ГДР).

1972-73 гг. –визиты президента США Никсона в Москву и Брежнева в Вашингтон.

1972 г. – договор по противоракетной обороне (ПРО) – СССР и США имели право иметь только по два района с противоракетной обороной.

1974 г. – договор ОСВ-1 («ограничение стратегических вооружений» вводились ограничения на выпуск нового оружия) – в любом случае значение договора было очень велико, так как впервые началось сокращение выпуска вооружений.

1979 г. – подписание договора ОСВ-2 (не ратифицирован Конгрессом США из-за ввода советских войск в Афганистан).

1979 г. – окончание «разрядки» (причины: ввод советских войск в Афганистан; взаимное размещение новых ракет в Центральной Европе).

в) 1979-85 гг. – новый виток «гонки вооружений», разработка США программы «стратегической оборонной инициативы» (СОИ), пернос гонки вооружения в космическое пространство.

Сентябрь 1983 г. – кульминация напряженности, инцидент с уничтожением южнокорейского «Боинга» в советском воздушном пространстве.

Второе направление –отношения с союзниками по социалистическому лагерю.

1968 г. – события в Чехословакии и ввод туда войск ОВД. Причина: отказ от деформированного социализма, несшего на себе все черты сталинской модели. Реформы происходили под лозунгом построения «социализма с человеческим лицом». Использовавшиеся в чехословацкой прессе понятия «плюрализм», «разнообразие моделей социализма» расценивались как отход от советской модели. 21 августа 1968 г. части Советской армии перешли границу ЦССР. Вместе с ними были части ГДР, Польши, Венгрии, Болгарии. Это была агрессивная акция против суверенной страны.

1980-81 гг. – кризис в Польше (деятельность профсоюза «Солидарность» – советские войска не были введены только из-за решения маршала Ярузельского самостоятельно объявит в Польше чрезвычайное положение и арестовать лидеров «Солидарности».

Читайте также:
Первые русские князья и их деятельность таблица с датами правления в хронологическом порядке, наиболее значительные правители Древней Руси

В ответ на эти попытки проводить самостоятельную политику разрабатывается так называемая «доктрина Брежнева» (путем экономических мер, усиления роли СЭВ усилить интеграцию стран Восточной Европы с СССР, как бы «привязать» их экономически к Советскому Союзу.

Продолжали углубляться разногласия между руководством Советского Союза и Китайской Народной Республикой, вызванные в основном субъективными причинами.

Разрыв отношений на всех уровнях и практически во всех сферах сотрудничества осложнялся пропагандистскими обвинениями друг друга, хотя идеологические разногласия не должны были влиять на политическое и экономическое сотрудничество двух социалистических стран. Ситуация усугубилась вооруженными конфликтами на границе с Советским Союзом (1969 г.). Наиболее крупных из них стало вооруженное столкновение в районе о. Даманский на р. Уссури (ныне, после демаркации границы, отошедшего к Китаю). В результате этого на Дальнем Востоке и советско – китайской границе была сконцентрирована немалая часть Вооруженных сил СССР, что объективно дестабилизировала обстановку в этом регионе.

Более того, в военно–политическом руководстве страны вызревала идея неизбежности войны с Китаем.

В мире распространялись слухи о неизбежности превентивного ядерного удара по Китаю. Сами попытки сближения с США имели цель не допустить их сближения с Китаем.

Третье направление – взаимоотношения с развивающимися странами.

Во взаимоотношениях со странами «третьего мира» главной целью была борьба с Соединенными Штатами Америки за влияние в развивающихся странах: военная, экономическая и финансовая поддержка стран, заявивших о социалистическом выборе, часто безвозмездная (Индия, Ирак, Египет, Никарагуа, Мозамбик, Эфиопия, Ангола, Бирма).

Общий итог: 70-е – начало 80-х гг. в СССР получили название «эпохи застоя», т.е. практически нулевой экономический рост и консервация сложившихся ранее отношений в политической сфере, отказ от проведения реформ, неэффективность командно – административной системы, истощение экономики из-за нового витка гонки вооружений в начале 80-х гг. привели к обострению кризисных явлений к середине 80-х гг. и возникновению угрозы большого отставания от стран Запада.

4. «Перестройка» в СССР в 1985-91 гг. и ее результаты.

1) Причины «Перестройки» (т.е. перехода нового руководства страны к политике реформ).

а) общий структурный кризис в советской экономике из-за неэффективности устаревшей командно – административной системы.

б) субъективный фактор – осознание новым руководством страны во главе с М.С. Горбачевым необходимости проведения реформ.

Среди ученых существует два варианта целей и намерений Горбачева и его окружения:

а) целью «Перестройки» было реформирование экономики страны в рамках советской социалистической модели, чтобы не допустить увеличения отставания от стран запада, но из-за допущенных просчетов или неумелого руководства реформационные процессы вышли из-под контроля и привели к тяжелейшему экономическому и политическому кризису и разрушению страны.

б) целью «Перестройки» было сознательное разрушение социалистического общественного строя: Горбачев выполнял социальный заказ партноменклатуры, желавшей превратиться из управляющих государственной собственностью в полноценных частных собственников. Эти цели были полностью достигнуты, при этом ряд лиц из окружения Горбачева (например, Яковлев), а, может быть, и он сам действовали в интересах иностранных разведок (как «агенты влияния»). Способствуя ослаблению СССР.

2) Основные мероприятия «Перестройки».

Мероприятия в социально – экономической сфере.

Апрель 1985 г. – на пленуме ЦК КПСС провозглашен курс на «ускорение» социально – экономического развития (быстрое внедрение достижение НТР. Рост производительности труда за счет повышения материальной заинтересованности; борьба с уравниловкой; закупка передового оборудования за рубежом; увеличение капиталовложений в производство товаров широкого потребления; улучшение качества продукции за счет введения госприемки. Но на одна из этих задач не была решена.

Но эта попытка реформирования экономики, не затрагивая основ существовавшей административной системы, окончилась провалом во многом из-за неумения руководства и бюрократизма.

1986 г. – антиалкогольная компания и катастрофа в Чернобыле еще более подорвали финансовую устойчивость экономики СССР.

1987-88 гг. – проект экономической реформы Абалкина. Первод государственных предприятий на хозрасчет; допущение частного сектора в экономику; сокращение и упорядочение деятельности министерств.

1989 г. – принят Закон о госпредприятии. Они получили возможность оставлять часть прибыли у себя и свободно ею распоряжаться; создавать дочерние филиалы – кооперативы, что фактически привело к началу оттока финансовых средств из государственных предприятий в частные руки. Также был принят Закон о кооперации, фактически разрешавший частный сектор в сфере торговли и услуг. Была предпринята попытка введения арендного подряда в деревне, но на арендные отношения перешли только 2% колхозников, да и то в основным они продали полученные земли или сдали в субаренду для несельскохозяйственных нужд.

Итогом 1990-91 гг. стал тяжелейший экономический кризис; фактически потеря управления отраслями экономики из-за крайне некомпетентного руководства; стремительное падение производства при росте денежных доходов населения и, как следствие, тотальный дефицит на предметы потребления и введение карточной системы; дефицит бюджета составил 100 млрд. руб. (10% ВНЛ), одновременно началась стремительная криминализация экономики из-за крайне неудачного закона о кооперации, который привел к легализации «теневой экономики» и росту преступности в несколько раз. К середине 1991 г. страна оказалась на грани экономической катастрофы.

Дата добавления: 2016-02-16 ; просмотров: 5997 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: