Внебюджетные фонды – понятие, характерные черты, виды

Государственные внебюджетные фонды, их виды и характеристика

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕНННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА (МИИТ)»

(МГУПС (МИИТ))

Кафедра «Экономика, финансы и управление на транспорте»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА»

студентка 2 курса

Теоретическая часть

Государственные внебюджетные фонды, их виды и характеристика

В ходе развития современной цивилизации общество при­шло к выводу о необходимости социальной защиты людей. Для этих целей за счет бюджетных источников, средств предприятий и населения во всех государствах создаются общественные фонды потребления.

Внебюджетные фонды – это совокупность финансовых ресур­сов, не включаемых в бюджет и имеющих, как правило, целевое назначение.

Все внебюджетные фонды делятся по признакам:

– по целевому назначению: социальные, экономические;

– по способу образования: консолидированные в бюджете, самостоятельные;

– по уровню управления: федеральные, региональные, местные.

В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов использования внебюджетные фонды подразделяют­ся на централизованные и децентрализованные.

1. Централизованные (государственные) внебюджетные фон­ды имеют общегосударственное значение и используются для решения общегосударственных задач.

Согласно ст. 144 «Бюджетного кодекса Российской Федерации» от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 28.12.2017) в состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят:

· Пенсионный фонд Российской Федерации;

· Фонд социального страхования Российской Федерации;

· Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

2. Децентрализованные внебюджетные фонды формируются для решения территориальных, отраслевых, межотраслевых и других задач.

Рассмотрим государственные внебюджетные фонды более подробно.

Государственный внебюджетный фонд – форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строгое целевое назначение. Расходы и доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении федерального бюджета.

Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет следующих источников:

– специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;

– отчисления от прибыли предприятий, учреждений и организаций;

– прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;

– займы, полученные фондом у ЦБ РФ или у коммерческих банков.

Суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. В России насчитывается более 30 внебюджетных фондов социального и экономического назначения. В этих фондах концентрируется свыше 60% доходов государства.

Основными по размерам и значению являются социальные внебюджетные фонды:

· Пенсионный фонд Российской Федерации;

· Фонд социального страхования Российской Федерации;

· Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

Ранее также функционировал Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.

К экономическим относятся:

· Российский фонд технологического развитияи отраслевые внебюджетные фонды НИОКР;

· финансовые фонды поддержки отраслей;

· инвестиционные фонды и др.

Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности. Расходование этих средств осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством РФ, субъектов РФ, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ.

Пенсионный фонд РФ(ПФР) образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 как самостоятельное финансово-кредитное учреждение и введен в действие с 01.01.1992 Постановлением Верховного Совета РФ №2122-1 от 27.12.1991. ПФР и его территориальные органы действуют на основании Федерального закона «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и Федерального Закона №167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Положения о территориальных органах Пенсионного фонда РФ, являющихся юридическими лицами, утверждаются Правлением Пенсионного фонда РФ.

Пенсионный фондпредставляетсобой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств. Его задача – обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы, создание условий для регулярной выплаты пенсий в установленные сроки и повышение их размеров с учетом изменения потребительских цен. Для этого фонд организует работу по сбору страховых взносов, осуществляет капитализацию своих средств, финансирует выплаты нетрудоспособному населению в виде трудовых, военных, социальных пенсий по инвалидности, пособия по уходу за ребенком.

Финансирование пенсий по государственному обеспечению производится за счет средств федерального бюджета – базовая часть (из сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет). Финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии производится за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ. При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Бюджет ПФР формируется за счет:

– средств федерального бюджета;

– сумм пеней и иных финансовых санкций;

– доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

– добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых в качестве страхователей или застрахованных лиц;

– иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

Средства бюджета Пенсионного фонда РФ являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

Бюджет ПФР составляется на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета, с установленным нормативом оборотных денежных средств. Денежные средства обязательно хранятся на счетах Пенсионного фонда, открываемых в учреждениях Центрального банка РФ, а при отсутствии этих учреждений на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством РФ. Контроль за использованием средств бюджета осуществляется Счетной палатой РФ в соответствии с законодательством.

Читайте также:
Аудиторское заключение определение, виды, структура, цель, что должно содержать

В соответствии с федеральными законами Пенсионный фонд назначает и выплачивает следующие виды пенсий:

– страховая пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца);

– социальная пенсия (нетрудоспособным гражданам);

– пенсия за выслугу лет;

– пособие одиноким матерям;

– пенсия военнослужащим и членам их семей;

– пенсия пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф и членам их семей.

Население государства считается старым, если в его структуре доля людей в возрасте от 65 лет и старше превышает 7%. В России этот показатель равняется 12%. На одного пенсионера приходится всего 1,7 работающих. И выполнение принципа – «сегодняшний» работник содержит «вчерашнего» работника – становится затруднительным. Это привело к необходимости проведения пенсионной реформы. И сегодня она уже набирает обороты.

Суть пенсионной реформы в том, что человек сам в течение всей жизни должен знать и держать под контролем процесс формирования его будущей пенсии. Задача пенсионной реформы – достичь роста доходов пенсионной системы, который перекрывал бы объем средств, необходимых для будущих пенсионеров. Новая модель полностью учитывает вклад тех, кто больше зарабатывает и за кого отчисляются работодателем страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Выплаты из средств пенсионных накоплений назначаются и выплачиваются в виде срочной или единовременной пенсионной выплаты, либо накопительной пенсии. Пенсионные права граждан формируются в индивидуальных пенсионных коэффициентах, или пенсионных баллах.

Условиями возникновения права на страховую пенсию по старости на общих условиях являются:

· достижение возраста 60 лет – для мужчин, 55 лет – для женщин. Отдельные категории граждан имеют право на назначение страховой пенсии по старости досрочно;

· для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации с 01.01.2017 действует повышенный пенсионный возраст, который ежегодно будет увеличиваться на 6 месяцев до 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин;

· наличие страхового стажа не менее 15 лет (с 2024 года) с учетом переходных положений ст. 35 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ;

· наличие минимальной суммы пенсионных баллов –не менее 30 (с 2025 года) с учетом переходных положений ст. 35 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Количество пенсионных баллов зависит от начисленных и уплаченных страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования и длительности страхового (трудового) стажа.

За каждый год трудовой деятельности гражданина при условии начисления работодателями или им лично уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование у него формируются пенсионные права в виде пенсионных баллов.

Максимальное количество пенсионных баллов за год с 2021 года – 10, в 2018 году – 8,70.

Фонд социального страхования РФ (ФСС) является вторым по значению социальным внебюджетным фондом. Создан 01.01.1991 в соответствии с Постановлением Совета министров РФ от 25.12.1990 №600 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся в РСФСР» в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств, ныне действует в соответствии с Указом Президента РФ от 07.08.1992 как самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение.

Фонд социального страхования, как и Пенсионный фонд, является автономным и строго целевым. Предназначен для финансирования выплат различных пособий по временной нетрудоспособности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, санаторно-курортного лечения, для оздоровления трудящихся и членов их семей, а также других целей.

Положение о ФСС утверждено Постановлением Правительства от 12.02.1994 . К основным задачам Фонда, кроме обеспечения гарантированных государством пособий, относятся участие в разработке и рационализации государственных программ охраны здоровья работников и мер по совершенствованию социального страхования.

– обеспечение пособиями отдельных категорий граждан

– участие в разработке программ охраны здоровья работников и принятия мер по совершенствования социального страхования

ФСС образуется за счет:

– страховых взносов предприятий, учреждений и организаций, а также иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;

– доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда;

– добровольных взносов граждан и юридических лиц;

– ассигнований из республиканского бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также другими целями.

Для юридических лиц установлен норматив отчислений в Фонд социального страхования в размере 2,9% по отношению к начисленной оплате труда. Работающие в этот фонд отчисления не производят.

– выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременные пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, единовременные пособия при рождении ребенка, ежемесячные пособия на период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет, социальное пособие на погребение

– оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком инвалидом

– оплата путевок на санаторно-курортное лечение, оплата проезда в санаторно-курортные учреждения

– частичное содержание профилакториев, оздоровительных и санаторных лагерей для детей и юношества, находящихся на балансе страхователей.

Для обеспечения деятельности Фонда создан центральный аппарат, а в региональных и центральных отраслевых отделениях действуют аппараты органов Фонда.

Читайте также:
Банкротство понятие и признаки, стадии процедуры банкротства физических и юридических лиц, причины, критерии финансового банкротства компаний

Руководство деятельностью фонда осуществляется его председателем, который назначается Правительством РФ.

Фонд обязательного медицинского страхования РФ(ФОМС) образован в соответствии с законом «Об обязательном медицинском страховании граждан в РСФСР» от 28.06.1991 №499-1. Закон определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения. Он направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – находится в государственной собственности и его средства являются целевыми.

– обеспечение прав граждан в системе обязательного медицинского страхования;

– участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики в области ОМС;

– разработка и осуществление комплекса мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости системы ОМС.

Фонд создается на республиканском и территориальном уровне. Через него средства направляются страховым компаниям, учредителями которых выступает местная администрация. Страховые компании могут работать только при наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское страхование. Страховые компании, отбирая дееспособные медицинские учреждения, оплачивают их услуги.

Средства Фонда используются на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам, а также на медицинскую науку, медицинские программы и другие цели.

ФОМС формируется за счет страховых взносов и бюджетных ассигнований. Плательщиками выступают предприятия, организации, учреждения независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности, а также органы исполнительной власти, которые осуществляют платежи за неработающих граждан (детей, учащихся, студентов, пенсионеров и др.)

Тариф страховых взносов определяется верховной законодательной властью по представлению Правительства РФ.

– мероприятия по разработке и реализации целевых программ

– обеспечение профессиональной подготовки кадров

– развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения

– субсидирование конкретных территорий с целью выравнивания условий оказания медицинской помощи

– оказание медицинской помощи при массовых заболеваниях в зонах стихийных бедствий, катастроф и других целей в области охраны здоровья населения.

Средства фонда не подлежат изъятию и не влияют на размер бюджетных ассигнования из бюджета на следующий год.

Всем гражданам России по месту жительства или по месту работы вручается страховой полис. Этот полис означает, что лицо получает бесплатно «гарантированный объем медицинских услуг». В этот объем войдет как минимум «скорая помощь», лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных и родам, помощь детям, пенсионерам, инвалидам.

Практическая часть

Задача №1

Сформировать доходную часть федерального бюджета на очередной финансовый год, выделив следующие группы статей (данные условные):

– налоговые поступления (1);

– неналоговые поступления (2);

– безвозмездные поступления (3).

Исходные данные представлены в таблице 1.

Для распределения доходов бюджетов по группам воспользуемсяБюджетным кодексом Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 28.12.2017).

Исходные данные для построения доходной части федерального бюджета

Всего доходов, в т.ч.:

– налоговые(1)

– неналоговые(2)

– безвозмездные поступления(3)

Задача №2

В таблицах 2 и 3 приведены данные, характеризующие состояние бюджета субъекта РФ на очередной финансовый год (текущий) и плановый период, в млрд. руб., требуется:

1. Рассчитать сводные показатели бюджета субъекта РФ:

– доходы, с выделением налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений;

– расходы по разделам бюджетной классификации расходов бюджета.

– структуру и динамику доходов бюджета субъекта РФ, с выделением удельного веса налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений;

– структуру и динамику расходов бюджета субъекта РФ по разделам бюджетной классификации расходов бюджета.

3. При выполнении задачи использовать Бюджетный Кодекс РФ и в обязательном порядке делать ссылки на соответствующие его статьи.

Для распределения доходов бюджетов по группам воспользуемсяБюджетным кодексом Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 28.12.2017).

Таблица 2

Доходная часть бюджета субъекта РФ на очередной финансовый год и

16. Государственные внебюджетные фонды: понятие, виды, особенности формирования и использования.

Госуда́рственный внебюдже́тный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. В России насчитывается более 30 внебюджетных фондов социального и экономического назначения. В этих фондах концентрируется свыше 60% доходов государства.

Основными по размерам и значению являются социальные внебюджетные фонды:

Пенсионный фонд Российской Федерации;

Фонд социального страхования Российской Федерации;

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

Ранее также функционировал Государственный фонд занятости населения Российской Федерации; сейчас часть его функций исполняет Федеральная служба по труду и занятости Российской Федерации (Роструд).

К экономическим относятся:

Российский фонд технологического развитияи отраслевые внебюджетные фондыНИОКР;

финансовые фонды поддержки отраслей;

инвестиционные фонды и др.

Виды внебюджетных фондов. Основные внебюджетные фонды

Пенсионный фонд РФ образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года как самостоятельное финансово-кредитное учреждение и введен в действие с 1 января 1992 года Постановлением Верховного Совета РФ № 2122-1 от 27 декабря 1991 года. ПФР и его территориальные органы действуют на основании Федерального закона «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и Федерального Закона № 167 – ФЗ от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном страховании в Российской Федерации». Положения о территориальных органах Пенсионного фонда РФ, являющихся юридическими лицами, утверждаются Правлением Пенсионного фонда РФ.

Читайте также:
Расчетный счет структура и расшифровка банковского счета, пример

Финансирование пенсий по государственному обеспечению производится за счет средств федерального бюджета – базовая часть (из сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет). Финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии производится за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ. При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Бюджет Пенсионного фонда РФ формируется за счет:

– средств федерального бюджета;

– сумм пеней и иных финансовых санкций;

– доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

– добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых в качестве страхователей или застрахованных лиц;

– иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

Средства бюджета Пенсионного фонда РФ являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

Бюджет Пенсионного фонда РФ составляется на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета, с установленным нормативом оборотных денежных средств. Бюджет Пенсионного Фонда РФ и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства РФ. Денежные средства обязательно хранятся на счетах Пенсионного фонда РФ, открываемых в учреждениях Центрального банка РФ, а при отсутствии этих учреждений на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством РФ. Контроль за использованием средств бюджета Пенсионного фонда РФ осуществляется Счетной палатой РФ в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с федеральными законами Пенсионный фонд назначает и выплачивает следующие виды пенсий:

– трудовая пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) ;

– социальная пенсия (нетрудоспособным гражданам);

– пенсия за выслугу лет;

– пособие одиноким матерям;

– пенсия военнослужащим и членам их семей;

– пенсия пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф и членам их семей.

Население государства считается старым, если в его структуре доля людей в возрасте от 65 лет и старше превышает 7%. В России этот показатель равняется 12%. На одного пенсионера приходится всего 1,7 работающих. И выполнение принципа – «сегодняшний» работник содержит «вчерашнего» работника – становится затруднительным. Это привело к необходимости проведения пенсионной реформы. И сегодня она уже набирает обороты.

Суть пенсионной реформы в том, что человек сам в течение всей жизни должен знать и держать под контролем процесс формирования его будущей пенсии. Задача пенсионной реформы – достичь роста доходов пенсионной системы, который перекрывал бы объем средств, необходимых для будущих пенсионеров. Новая модель должна полностью учитывать вклад тех, кто больше зарабатывает и за кого отчисляются работодателем страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Она основана на установлении трехуровневой пенсии:

– базовая часть пенсии (6 %);

– страховая часть пенсии (10 %);

накопительная часть пенсии (4%).

Для лиц, моложе 1967 года рождения и моложе страховая часть составляет 10%, а накопительная – 4%, 6% из ЕСН (26%) направляется в федеральный бюджет.

Соответственно с 1 января 2002 г. средства, направляемые работодателями на пенсионное обеспечение, распределены на три потока.

Фонд социального страхования РФ является вторым по значению социальным внебюджетным фондом. Создан 1 января 1991 года в соответствии с Постановлением Совета министров РФ от 25.12.90 № 600 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся в РСФСР» в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств, ныне действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. как самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение.

Фонд социального страхования, как и Пенсионный фонд, является автономным и строго целевым. Предназначен для финансирования выплат различных пособий по временной нетрудоспособности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, санаторно-курортного лечения, для оздоровления трудящихся и членов их семей, а также других целей.

Положение о ФСС утверждено Постановлением Правительства от 12 февраля 1994 г. К основным задачам Фонда, кроме обеспечения гарантированных государством пособий, относятся участие в разработке и рационализации государственных программ охраны здоровья работников и мер по совершенствованию социального страхования.

Фонд социального страхования образуется за счет:

– страховых взносов предприятий, учреждений и организаций, а также иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;

– доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда;

– добровольных взносов граждан и юридических лиц;

– ассигнований из республиканского бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также другими целями.

Для юридических лиц установлен норматив отчислений в Фонд социального страхования в размере 3,2% по отношению к начисленной оплате труда. Работающие в этот фонд отчисления не производят.

Читайте также:
Функции Центрального банка России - защита и обеспечение рубля

Для обеспечения деятельности Фонда создан центральный аппарат, а в региональных и центральных отраслевых отделениях действуют аппараты органов Фонда.

Руководство деятельностью фонда осуществляется его председателем, который назначается Правительством РФ.

Фонд обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) образован в соответствии с законом «Об обязательном медицинском страховании граждан в РСФСР» от 28 июня 1991 г. № 499-1. Закон определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения. Он направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников.

Фонд создается на республиканском и территориальном уровне. Через него средства направляются страховым компаниям, учредителями которых выступает местная администрация. Страховые компании могут работать только при наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское страхование. Страховые компании, отбирая дееспособные медицинские учреждения, оплачивают их услуги.

Средства Фонда используются на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам, а также на медицинскую науку, медицинские программы и другие цели.

ФОМС формируется за счет страховых взносов и бюджетных ассигнований. Плательщиками выступают предприятия, организации, учреждения независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности, а также органы исполнительной власти, которые осуществляют платежи за неработающих граждан (детей, учащихся, студентов, пенсионеров и др.)

Тариф страховых взносов определяется верховной законодательной властью по представлению Правительства РФ. С 2005 года он составляет 2,8% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, причем в федеральный фонд – 0,8 %, в территориальные фонды – 2%. Контроль за своевременным и правильным поступлением страховых взносов возложен на Федеральную налоговую службу РФ. От уплаты страховых взносов освобождаются общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, объединения, созданные для осуществления уставных целей.

Всем гражданам России по месту жительства или по месту работы вручается страховой полис. Этот полис означает, что лицо получает бесплатно «гарантированный объем медицинских услуг». В этот объем войдет как минимум «скорая помощь», лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных и родам, помощь детям, пенсионерам, инвалидам.

Внебюджетные фонды

К внебюджетным фондам в Российской федерации относятся наделенные статусом юридического лица самостоятельные кредитные организации. Государственные внебюджетные фонды формируются за пределами государственного бюджета и являются централизованными целевыми фондами. Такие фонды формируются за счет обязательных отчислений и платежей юридических лиц для реализации конституционных гражданских прав населения Российской Федерации. Средства, размещаемые в таких фондах, предназначаются для трат на конкретные цели – страхование, социальное обеспечение, пенсионное обеспечение, медицинскую помощь.

  1. Внебюджетные фонды документы
  2. Государственные внебюджетные фонды
  3. Органы внебюджетных фондов
  4. Система внебюджетных фондов
  5. Управление внебюджетными фондами

Внебюджетные фонды документы

После регистрации ООО или ИП в налоговой инспекции, вновь учрежденным юридическим лицам необходимо вставать на учет в государственные внебюджетные фонды для своевременного отчисления страховых взносов. Организациям необходимо вставать на учет в Пенсионном Фонде (ПФР), Фонде Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС) и Фонде Социального Страхования (ФСС). Индивидуальным предпринимателям нужно встать на учет только в двух фондах – ФОМС и ПФР. Для того чтобы встать на учет в указанных фондах необходимо заполнить соответствующие бланки заявлений в двух экземплярах. За несвоевременную подачу документов в фонды в качестве страхователя предусмотрены штрафы.

Государственные внебюджетные фонды

К основным государственным внебюджетным фондам относятся следующие организации:

  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – фонд, финансирующий медицинское обслуживание населения и регулирующий распределение целевых денежных средств;
  • Фонд социального страхования Российской Федерации – фонд, занимающийся вопросами обязательного социального страхования населения и обеспечения страховой поддержки гражданам РФ;
  • Пенсионный фонд Российской Федерации – фонд, созданный для обеспечения прав граждан на пенсионное обеспечение и управления денежными средствами пенсионной системы РФ.

Органы внебюджетных фондов

Каждый из трех основных внебюджетных фондов имеет собственные органы управления и территориальные подразделения, отвечающие за выполнение функций фондов на местах. Органы внебюджетных фондов несут на себе ту же ответственность, что и государственные, и налоговые органы.

Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС):

  • Районные филиалы территориальных фондов обя­зательного медицинского страхования;
  • Территориальные фонды;
  • Директор фонда;
  • Правление Фонда.

Фонд Социального Страхования (ФСС):

  • Филиалы отраслевых и региональных отделений Фонда соци­ального страхования РФ;
  • Отраслевые и региональные отделения;
  • Председатель Фонда.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР):

  • Региональные организации Пенсионного фонда;
  • Исполнительная дирекция и Правление.

Система внебюджетных фондов

Система внебюджетных фондов содержит в себе как фонды целевые, так и общегосударственные. К целевым фондам относятся организации, призванные финансировать конкретные нужды образования, медицины, науки, снижать показатели безработицы. Перед общегосударственными внебюджетными фондами ставятся задачи решения более глобальных и программных вопросов – развития таможенной и экономической систем, поддержки конкретных отраслей промышленности, решение вопросов строительства, дорожного хозяйства, борьбы с преступностью. Некоторые функции внебюджетных фондов могут быть делегированы другим организациям, а сами фонды могут реформироваться.

Управление внебюджетными фондами

В зависимости от уровня управления внебюджетные фонды делятся на фонды местные, фонды региональные и фонды федерального масштаба. Деятельность внебюджетных фондов находится под контролем налоговых органов, которые контролируют определение объектов финансирования, формирование и пополнение фондов, распределение и отпуск денежных средств. Также работу внебюджетных фондов контролируют те же государственные органы, что и контролируют исполнение бюджетов. Отчетность внебюджетных фондов предоставляется в сроки, утвержденные Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Читайте также:
Цена - понятие в экономике, виды и функции, формула

Понятие и характерные признаки внебюджетных фондов.

Начиная с 1992 г. В Российской Федерации создано и действует большое количество внебюджетных фондов. В зависимости от уровня управления внебюджетные фонды подразделяют на государственные (федеральные) и региональные; по целевому назначению – на экономические и социальные.

Статья 144 Бюджетного кодекса РФ1 относит к государственным внебюджетным фондам Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. В настоящее время Государственный фонд занятости населения ликвидирован и не осуществляет своего функционирования. На схеме, приведённой на рис. 1.1. показаны признаки государственных внебюджетных фондов.

Рис. 1.1. Признаки государственных внебюджетных фондов

1. Статья 144 Бюджетного кодекса РФ «Состав государственных внебюджетных Фондов Российской Федерации»

Материальным источником внебюджетных фондов во всех странах является национальный доход, а преобладающая часть фондов создаётся в процессе его перераспределения.

В этом смысле внебюджетные фонды являются финансовой категорией и частью системы государственных финансов. В то же время внебюджетные фонды обладают целыми рядом особенностей. В частности, в России:

1. Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов предоставляются одновременно с проектом соответствующих бюджетов на очередной финансовый год;

2. Бюджеты государственных внебюджетных фондов рассматриваются и утверждаются в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

3. Внебюджетные фонды имеют строго целевую направленность. Их расходование может осуществляться исключительно на цели, определённые законодательством РФ, в соответствии с бюджетами фондов, утверждёнными федеральными законами или законами субъектов РФ;

4. Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счёт обязательных отчислений, а также добровольных взносов физических и юридических лиц;

5. Страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу. Тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

6. Денежные ресурсы внебюджетных фондов находятся в государственной собственности. Они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

7. Расходование средств из внебюджетных фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного органа (правление фонда).

Главными источниками формирования государственных внебюджетных фондов являются:

– специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;

– средства из бюджета;

– отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций;

– прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;

– займы, полученные фондом у ЦБ РФ или коммерческих банков.

В России начиная с 1992 г. действует более двух десятков внебюджетных фондов. Возникновение в России в 90-е гг. специальных внебюджетных фондов было явление относительно новым. До этого внебюджетных фондов как

таковых не было. В СССР вместо этого существовало два типа бюджета: обыкновенный и чрезвычайный. Обыкновенный бюджет формировался из традиционных, относительно постоянных доходов и направлялся на финансирование расходов, связанных с осуществлением основных функций государства. Чрезвычайный бюджет фактически выполнял функции специальных фондов. Он не утверждался, не публиковался и содержался в тайне, поскольку бюджетная система СССР предусматривала существование одного государственного бюджета. За счёт средств чрезвычайного бюджета погашался государственный долг, покрывались убытки, вызванные стихийными бедствиями, и т.п. Кроме того, за счёт его средств покрывался дефицит обыкновенного бюджета.

Целевые бюджетные фонды стали создаваться в России в период перехода страны на новые экономические отношения. Закон РСФСР1 впервые предоставил возможность органам власти образовывать целевые бюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов соответствующих органов власти.

В 90-е гг. внебюджетные фонды были созданы на разных уровнях управления – федеральном, уровне субъектов РФ и местном уровне. Главной причиной их создания была необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечения их самостоятельными источниками доходов. Ведущую роль среди них заняли социальные внебюджетные фонды.

Одновременно с социальными были созданы и другие внебюджетные фонды. В конце 90-х гг., исчерпав положительный ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство РФ приняло решение о консолидации их в бюджете, при этом сохранив некоторую автономность этих фондов. Они были включены в бюджет отдельными статьями, т.е. трансформировались в целевые бюджетные фонды. Социальные фонды сохранили статус внебюджетных фондов и были официально утверждены законодательными актами.

Внебюджетные фонды: понятие, виды и функции

Задачи фондов предполагают следование конституционным гражданским правам на пенсию, соцстрахование и поддержку при безработице, охрану здоровья и лечение. Расходная и доходная ведомость предполагает разработку на базе законодательства и прочих нормативно-правовых документов.

Государственные внебюджетные фонды РФ разрабатываются при использовании закона, принятого в 1993 году и прочих законодательных документов, включая акты о федеральном бюджете на 12 месяцев. Несмотря на то, что данные денежные учреждения пребывают в собственности России, они все же выступают независимыми от средств местного и федерального уровня.

Задачи фондов предполагают следование конституционным гражданским правам на пенсию, соцстрахование и поддержку при безработице, охрану здоровья и лечение. Расходная и доходная ведомость предполагает разработку на базе законодательства и прочих нормативно-правовых документов.

Читайте также:
Эмиссия денег - понятие и виды денежной эмиссии, система РФ

Источники внебюджетных фондов, их использование и объемы применения оказывают воздействие на разделение понятий на фонды социально-экономической направленности.

Предназначение и функции

Понятие внебюджетный фонд включает комплекс финансов, пребывающих под контролем местного или централизованного правительства и обладающих четким предназначением. Они выступают значимым компонентом финансовой системы, а образование и цели применения находятся под управлением финансового права.

Данное определение возникло задолго до разработки общего централизованного денежного фонда страны в форме особых счетов и учреждений. Концентрация денег под их обеспечение происходила в специальных учреждениях и требовалась для специальных нужд. Подобные учреждения были временными, а когда страна исполняла намеченные мероприятия, в них больше не было нужды. Таким образом, число учреждений регулярно корректировалось, при этом одни появлялись, а другие исчезали, но явно прослеживалась тенденция к росту их числа и объема.

Распространенность и учет особых фондов отражались в некоторых финансовых трудностях, так как в одном бюджете была недостача денег, а в другом – избыточное количество, также были необходимы побочные расходы на управленческую деятельность. Когда произошло закрепление централизованной республики, стартовал отрезок унификации, когда при совмещении разнообразных учреждений был организован государственный бюджет и внебюджетные фонды.

Когда страна перешла на рыночные отношения, ей потребовалась разработка денежных учреждений, а ключевыми причинами для этого выступили следующие потребности:

  • Социальная охрана людей при снижении объемов производственной сферы, увеличении безработицы, обесценивании денежных средств, дефиците бюджетных денег, возрастании задолженности страны различного типа.
  • Применение денежных средств по назначению.
  • Быстрое исключение социальных трудностей, для чего использовались виды внебюджетных фондов, пребывающие под контролем исполнительных органов власти.
  • Созданные способы перераспределения денег для перевода государства на рыночную экономику.
  • Поддержка нужд регионов.

Основываясь на нормативах, органы власти получили возможность создавать целевые денежные учреждения, которые выступают самостоятельным юрлицом и не требуют использования правительственных средств. Система предполагает разработку государственных бюджетов посредством применения определенных актов правительства, где прописываются функции внебюджетных фондов.

Сегодня значимость финансовых структур растет, а расширение их численности и масштаба объясняется следующими факторами:

  • Органы госвласти получают дополнительные финансы для поддержания хозяйственности и денежной помощи предпринимателям, что особо важно при нестабильности экономической ситуации.
  • Особенности учреждений предполагают независимость от бюджета и использования для решения важнейших задач, нуждающихся в контроле правительства.
  • Финансовые структуры в конкретных условиях способны применяться для закрытия недостачи в бюджете посредством кредитования.

Формы, классификация, варианты доходов

Виды внебюджетных фондов их классификация в РФ предполагает наличие некоторых форм:

  • Пенсионный фонд;
  • Фонд соцстрахования и обязательного медицинского страхования;
  • Фонд занятости населения;
  • Прочие варианты фондов, чье количество сегодня превышает 40 видов.

Классификация данных учреждений предполагает наполнение путем конкретных финансовых поступлений от:

  • Специального налогообложения и специальных сборов, предписанных для конкретного учреждения;
  • Начислений из доходности компаний всевозможных форм деятельности;
  • Бюджетных финансов;
  • Прибыли коммерческого типа, производимой фондом в качестве юрлица;
  • Займы от ЦБ или прочих банковских структур;
  • Прочий доход на основе определенных законодательных актов;

Помимо этого, в виде денежного потока в финансовые структуры, как и в прочие элементы данной системы, выступает доход государства. Состав фондов, в основном, разрабатывается при реструктуризации именно государственной прибыли.

Ключевыми способами привлечения государственного дохода путем перераспределения при организации денежных структур являются особые сборы и налогообложение, бюджетные и займовые деньги. Основной же методикой выступают законодательные исчисления и налогообложение. Также внушительная доля структур разрабатывается посредством финансов из местных и централизованных бюджетов.

Финансовые начисления из бюджета передаются в форме субсидирования или конкретных оплат из налогообложения, также доходом для денежного учреждения способен выступать заем. В ситуациях положительного сальдо структуры, она может применяться для закупки акций и покупки дохода в виде процентной ставки или дивидендов.

С конца 1993 года каждое денежное учреждение, чья основа сформирована посредством обязательных выплат компаний, организаций и предприятий, входит в общий комплекс республиканского бюджета Российской федерации, но с сохранением целей консолидированных бюджетов.

Особенности внебюджетных фондов

Роль и назначение внебюджетных фондов предполагает наличие некоторых особенностей:

  • Планирование происходит со стороны органов управления и власти с четко поставленной целью;
  • Финансовое наполнение применяется для поддержки расходов страны, не имеющих отношения к бюджету;
  • Основная разработка посредством обязательных начислений от физических и юридических лиц;
  • Используемые страховые взносы и ситуации, происходящие при их выплате, обладают налоговым статусом, при этом тарификацией занимается государство;
  • Взаимоотношения по начислению, выплате и взысканию сборов для внебюджетных фондов регламентируются законодательными актами;
  • Финансовые средства пребывают в собственности страны, не относятся к бюджетам и прочим фондам, не могут быть изъяты для решения задач, которые не предполагает законодательство;
  • Использование фондовых денег производится на основе указа правительства страны или уполномоченных органов.

Основные виды внебюджетных фондов

Ключевыми формами национальных финансовых структур являются пенсионный фонд, соцстрахование и ФОМС.

Первая структура создается посредством национальных денег и бюджета, что становится его базой. Обеспечение выплат по страховым и накопительным элементам пенсий трудового типа осуществляется посредством аккумулирования, регламентируемого особой долей личного счета конкретного человека. Финансы пенсионного фонда пребывают в национальной собственности, не относятся к прочим видам денежных учреждений и никоим образом не изымаются.

Говоря о фонде социального страхования, он также обладает автономной и явно направленной структурой. Его назначение предполагает оплату всевозможных пособий по неработоспособности и родам, в ситуациях, предполагающих рождение ребенка, уход за ним до 2-летнего возраста, оздоровления в санаториях и курортах. Кроме того, учитывается программа по оздоровлению рабочего населения и их семейств. Возможно и прочее предназначение, отвечающее направленности структуры.

Читайте также:
Анализ финансового состояния предприятия - методы, примеры

Утверждение акта о соцстраховании произошло в 1993 году по указу Правительства России. Среди ключевых задач создания, помимо обеспечения федеральных пособий, можно выделить организацию и рационализацию направлений страны, используемых для здравоохранения трудящихся и улучшения общего комплекса соцстрахования на уровне страны.

Еще одной значимой государственной структурой является ФОМС – обязательное медстрахование. Текущими нормативными актами предполагается наличие правовых, финансовых и организационных баз для медстрахования населения страны. В то же время, работа структуры предполагает повышение заинтересованности и ответственности человека, выступающего объектом страхования, а также различных государственных объектов, всевозможных организаций, компаний и прочих систем, нуждающихся в здравоохранении трудящихся.

Создание ФОМС происходит на базе республики и регионов. Посредством этого учреждения осуществляется передача финансов страховым структурам, где применяется местное администрирование. Страховые организации имеют возможность функционировать лишь с использованием специальных лечений на предоставление обязательного медстрахования, при этом они выбирают соответствующие требованиях медицинские структуры и занимаются оплатой их услуг.

Поступающие из фонда средства структурируются и перераспределяются на услуги медицины для населения, на развитие медицины, создание новых программ и прочих мероприятий, используемых для улучшения здоровья населения страны.

Государственные социальные внебюджетные фонды

Смотреть на ИНТУИТ в качестве: низком | среднем | высоком

10.1. Сущность и назначение государственных внебюджетных фондов

Общее понятие внебюджетных фондов: особенности их формирования и использования. В современном мире образование различных, притом весьма значительных по объему внебюджетных фондов стало обычной практикой. Огромные объемы аккумулируемых во внебюджетных фондах средств являются, по существу, вторым бюджетом центральных правительств, а значит, расширяют и финансовые ресурсы, и возможности целенаправленного регулирования социально-экономических процессов. Принято считать, что первые государственные внебюджетные фонды появились в конце 20-х – начале 30-х гг. ХХ в. Однако правильнее было бы говорить о том, что с этого времени они стали формироваться на более регулярной основе и в значительно больших объемах. После Второй мировой войны внебюджетные фонды стали создаваться особенно активно, первоначально в развитых странах Западной Европы.

Появление государственных внебюджетных фондов (в виде различных специальных фондов, специальных счетов и т. д.) было вызвано необходимостью решения на том или ином этапе возникающих острых социально-экономических проблем, решение которых по разным причинам оказывалось невозможным за счет бюджетных ресурсов. К тому же в отличие от бюджетных фондов, предназначенных для удовлетворения огромного круга общественных потребностей, внебюджетные фонды изначально создавались для решения относительно узких конкретных задач, что объективно требовало формирования особых финансовых механизмов привлечения и использования средств. Со стороны общественности практика формирования государством внебюджетных фондов не пользуется широкой поддержкой, тем не менее, она сохраняется. Разнообразие целей и задач, для решения которых создаются государственные внебюджетные фонды, не позволяет провести их четкую классификацию, поэтому все существующие фонды можно условно разделить на два основных типа: экономические и социальные.

О специфике государственных внебюджетных фондов свидетельствует само их название. Независимо от цели и способа формирования государственный внебюджетный фонд – это фонд, созданный государством, отделенный от бюджета. Государственные внебюджетные фонды можно рассматривать с двух точек зрения: материальной и институциональной. Существенное значение имеют обозначенные в названии особенности фонда: государственный внебюджетный фонд – это, с одной стороны, фонд денежных средств, созданный государством отдельно от бюджета для финансового обеспечения выполнения определенных задач, а с другой стороны, организация, осуществляющая управление этим денежным фондом.

Государственные внебюджетные фонды представляют собой элемент системы государственных финансов, теснейшим образом связанный с бюджетной системой страны. Прежде всего их объединяет единый источник финансовых ресурсов – национальный доход. Государство аккумулирует часть национального дохода и осуществляет перераспределение сформированных финансовых ресурсов между отраслями и секторами экономики, а также между отдельными слоями и группами населения.

Единство бюджетных и внебюджетных фондов проявляется как в методах их формирования (те и другие в подавляющей своей части формируются в обязательном, принудительном порядке; те и другие имеют условно возвратный характер), так и в их функциональном назначении (аккумулируемые средства направляются на Финансирование общественных потребностей).

Государственные внебюджетные фонды определены в Бюджетном кодексе РФ как элемент бюджетной системы, поэтому их связь с бюджетом в российской практике проявляется особенно отчетливо.

Внебюджетные фонды могут создаваться федеральным и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Средства в эти фонды могут поступать как в обязательном порядке, так и на добровольной основе. Расходование средств фондов осуществляется по строго целевому назначению – на государственное социальное страхование и социальное обеспечение, финансирование отраслей экономики, НИОКР , на развитие социальной и производственной инфраструктуры отдельных территорий и т. д. Территориальные внебюджетные фонды являются составной частью системы территориальных финансов. Существуют следующие основные источники финансовых ресурсов государственных внебюджетных фондов:

  • специальные (целевые) налоги и сборы;
  • отчисления от прибыли (дохода) предприятий и организаций;
  • прибыль от коммерческой деятельности самого внебюджетного фонда;
  • заемные средства.

Специальные налоги (сборы) устанавливаются налоговым законодательством. Бюджетные средства поступают в форме субсидий или установленных законом отчислений от налоговых доходов бюджета. Возникающее в том или ином периоде положительное сальдо (профицит) внебюджетных фондов может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения доходов в форме дивидендов или процентов, однако условия использования средств, как правило, строго регламентируются.

Читайте также:
Государственная пошлина определение, закон, виды, ставки и размеры

Становление и развитие внебюджетных фондов в Российской Федерации в процессе рыночной трансформации. В России формирование государственных внебюджетных фондов наиболее активно происходило в 1990-х гг. В соответствии с Законом РСФСР от 10 октября 1991 г. № 1734-1 “Об основах бюджетного устройства и бюджетного планирования в РСФСР” органы государственной власти и местного самоуправления имели право создавать внебюджетные фонды, имеющие статус самостоятельных юридических лиц, независимых от бюджетов соответствующих органов власти.

Наиболее значимую роль сыграли такие экономические государственные внебюджетные фонды, как Федеральный и территориальные дорожные фонды; Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ; Федеральный экологический фонд РФ, а также внебюджетные межотраслевые и отраслевые фонды: Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства; Фонд содействия научно-техническому прогрессу и др.

Первыми социальными фондами стали:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • Фонд социального страхования Российской Федерации;
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации;
  • Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.

В процессе функционирования государственных внебюджетных фондов, как экономических, так и социальных, наряду с положительными сторонами выявились и крайне отрицательные, обусловленные двойственным правовым статусом фондов, функционирующих как властные структуры при формировании доходов и распределяющих, в том числе на договорной основе, поступившие средства. Такая ситуация создавала условия для злоупотреблений, которые и проявились на практике. Это стало одной из причин переориентации курса на ограничение внебюджетных фондов и их консолидацию ( объединение ) в бюджетной системе.

Правовую основу деятельности государственных внебюджетных фондов РФ составляют:

  • Конституция РФ – выступает главным источником права по всем отраслям общественной жизни. Применительно к государственным внебюджетным фондам ее роль состоит в реализации принципов социального государства, закрепленных в этом документе;
  • Налоговый кодекс РФ – в части, посвященной единому социальному налогу (ЕСН), законодательно закрепляет один из источников поступления средств в государственные внебюджетные фонды;
  • Бюджетный кодекс – определяет основы функционирования государственных внебюджетных фондов как элементов бюджетной системы РФ;
  • нормативно-правовые акты, касающиеся деятельности отдельных фондов, – необходимы для решения организационных вопросов, связанных с деятельностью конкретного фонда, т. е. отражают специфику деятельности каждого фонда. К ним относятся Указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ.

Указы Президента при необходимости конкретизируют и дополняют действующие законодательные акты, используются как механизм оперативного решения отдельных вопросов социальной политики. Нормативные акты правительства играют важную роль в обеспечении социальных прав граждан, поскольку оно непосредственно ответственно за реализацию единой государственной политики в области социального обеспечения.

В Бюджетном кодексе государственные внебюджетные фонды определены как участники бюджетного процесса, т. е. процесса по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению и контролю за исполнением бюджетов. Бюджетный кодекс определяет основные положения, регулирующие деятельность государственного внебюджетного фонда.

В соответствии со ст. 13 Бюджетного кодекса государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном указанным кодексом.

Установлено также, что вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти Российской Федерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на:

  • социальное обеспечение по возрасту;
  • социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении;
  • социальное обеспечение в случае безработицы;
  • охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

Правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации государственных внебюджетных фондов определяются федеральным законом в соответствии с Бюджетным кодексом.

Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности. Средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы и изъятию не подлежат.

Государственными внебюджетными фондами РФ являются (ст. 144 Бюджетного кодекса):

  • Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • Фонд социального страхования Российской Федерации;
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
  • Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления указанных фондов и направляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных (представительных) органов в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на рассмотрение законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации одновременно с проектами законов субъектов Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год и утверждаются одновременно с принятием законов субъектов Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год.

Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет:

  • обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации;
  • добровольных взносов физических и юридических лиц;
  • других доходов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Читайте также:
Заемный капитал - управление, формула, анализ, недостатки, учет

Расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность , в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством.

Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Правительством Российской Федерации на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию в форме федерального закона.

Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на рассмотрение и утверждение законодательному (представительному) органу субъекта Российской Федерации в форме закона субъекта Российской Федерации.

Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации, в порядке, установленном Бюджетным кодексом для соответствующих бюджетов.

Порядок и сроки представления отчетности государственных внебюджетных фондов, в том числе публикуемой, определяются в соответствии с указанным кодексом для соответствующих бюджетов.

Пятнадцатилетний период функционирования государственных социальных внебюджетных фондов показал, что в последние годы стали отчетливо проявляться негативные тенденции, подрывающие устойчивость финансовой базы государственных социальных внебюджетных фондов.

Несмотря на номинальный рост доходов фондов, реальная ситуация в сфере формирования финансовой базы ухудшается. Прежде всего это связано со снижением ставок единого социального налога ( ЕСН ). В материалах Аналитического вестника Совета Федерации в этой связи обращается внимание на обострение проблемы финансового обеспечения государственных внебюджетных фондов.

По имеющимся расчетам, снижение максимальной ставки ЕСН с 35,6 до 26% от размера выплат в пользу работника приведет в 2005 г. к выпадающим доходам бюджетов государственных внебюджетных фондов на сумму почти 317 млрд руб.

Часть выпадающих доходов будет возмещена из средств Стабилизационного фонда, однако эта мера касается только Пенсионного фонда России и пока только в 2005 г. Остается нерешенным вопрос возмещения выпадающих доходов для фондов обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования.

В 2005 г. в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования направляются средства федерального бюджета в объеме 3 млрд руб. на обязательное медицинское страхование детей и 9 млрд руб. из Пенсионного фонда Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающих пенсионеров; Пенсионный фонд Российской Федерации получает трансферт из федерального бюджета в объеме 74,7 млрд руб. на финансирование базовой части трудовой пенсии.

Принятое решение о повышении базовой части пенсии до 900 руб. увеличивает еще на 100 млрд руб. дефицит собственных доходов Пенсионного фонда Российской Федерации на финансирование базовой части трудовой пенсии. Кроме того, существует дефицит на финансирование страховой части трудовой пенсии в объеме 82 млрд руб., который в 2005 г. покрывается за счет имевшегося остатка средств фонда (не связанного с формированием накопительной части пенсии), которые к началу 2006 г. будут практически израсходованы.

Дефицит бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации покрывается в 2005 г. (как и в 2003-2004 гг.) за счет изменения порядка финансирования страхового возмещения, а также отказа от частичного финансирования содержания детско-юношеских спортивных школ.

Преодоление этих тенденций требует, очевидно, разработки комплекса мер, обеспечивающих устойчивое функционирование и развитие государственных социальных внебюджетных фондов как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе.

Статья 4

Статья 4. Банк России выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

1.1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации;

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

2.1) утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 12.06.2006 N 85-ФЗ)

3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

4.1) осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе;

(п. 4.1 введен Федеральным законом от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

5) устанавливает правила проведения банковских операций;

6) утратил силу. – Федеральный закон от 24.02.2021 N 20-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

8.1) принимает решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов;

(п. 8.1 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 410-ФЗ)

9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее – банковский надзор);

9.1) осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами;

(п. 9.1 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

С 01.01.2022 ст. 4 дополняется п. 9.2 (ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ). См. будущую редакцию.

10) осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг;

(п. 10 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Читайте также:
Цена - понятие в экономике, виды и функции, формула

10.1) осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах;

(п. 10.1 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

10.2) осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;

(п. 10.2 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

С 01.01.2022 п. 14 ст. 4 излагается в новой редакции (ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ). См. будущую редакцию.

14) утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для кредитных организаций, Банка России и некредитных финансовых организаций, план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения, план счетов для Банка России и порядок его применения;

(п. 14 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2022 п. 14.1 ст. 4 утрачивает силу (ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ).

14.1) утверждает план счетов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций и порядок его применения;

(п. 14.1 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации;

(п. 16 в ред. Федерального закона от 28.03.2017 N 38-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

16.1) принимает участие в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации;

(п. 16.1 введен Федеральным законом от 19.10.2011 N 285-ФЗ)

16.2) организует составление платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж;

(п. 16.2 в ред. Федерального закона от 28.03.2017 N 38-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

16.3) для составления платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж самостоятельно формирует и утверждает статистическую методологию, перечень респондентов, формы федерального статистического наблюдения и порядок составления и предоставления респондентами первичных статистических данных по этим формам;

(в ред. Федеральных законов от 28.03.2017 N 38-ФЗ, от 18.07.2019 N 190-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

17) утратил силу с 1 января 2013 года. – Федеральный закон от 21.11.2011 N 327-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

18) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

(п. 18 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

18.1) осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

(п. 18.1 введен Федеральным законом от 29.07.2004 N 97-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 322-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

18.2) является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;

(п. 18.2 введен Федеральным законом от 03.11.2010 N 291-ФЗ)

18.3) осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;

(п. 18.3 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

18.4) осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению;

(п. 18.4 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

18.5) организовывает оказание услуг по передаче электронных сообщений по финансовым операциям (далее – финансовые сообщения);

(п. 18.5 введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

18.6) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации реализует мероприятия по повышению уровня финансовой грамотности населения и субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации;

(п. 18.6 введен Федеральным законом от 03.04.2020 N 106-ФЗ)

18.7) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику по обеспечению доступности финансовых услуг для населения и субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации;

(п. 18.7 введен Федеральным законом от 03.04.2020 N 106-ФЗ)

19) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: