ВМФ России – состав морфлота, дата основания, корабли

Военно-Морской Флот

Военно-Морской Флот

Военно-морской флот как самостоятельный вид Вооруженных Сил Российской Федерации складывался с конца XVII в. до начала XX в.

Создание регулярного военного флота в России – историческая закономерность. Оно было обусловлено настоятельной потребностью страны в преодолении территориальной, политической и культурной изоляции, ставшей на рубеже XVII-XVIII вв. главным препятствием для экономического и социального развития Русского государства.

Первая постоянная группировка сил – Азовский флот – была сформирована из кораблей и судов, построенных зимой 1695–1696 гг. и предназначалась для содействия армии в кампании по овладению турецкой крепостью Азов. 30 октября 1696 г. боярская дума по представлению царя Петра I приняла постановление «Морским судам быть . », что стало первым законом о флоте и признание официальной датой его основания.

В ходе Северной войны 1700–1721 гг. определились основные задачи флота, перечень которых остается практически неизменным до настоящего времени, а именно: борьба против военно-морских сил противника, борьба на морских коммуникациях, оборона своего побережья с морского направления, содействие армии на приморских направлениях, нанесение ударов и обеспечение вторжения на территорию противника с морского направления. Удельный вес этих задач менялся по мере изменения материальных средств и характера вооруженной борьбы на море. Соответственно этому изменялись роль и место отдельных родов сил, входивших в состав флота.

Так, до Первой мировой войны основные задачи решались надводными кораблями, и они были главным родом сил флота. В период Второй мировой войны эта роль на некоторое время перешла к морской авиации, а в послевоенный период с появлением ракетно-ядерного оружия и кораблей с атомными энергетическими установками в качестве главного рода сил утвердились подводные лодки.

До Первой мировой войны флот был однородным. Береговые войска (морская пехота и береговая артиллерия) существовали с начала XVIII в., однако, в организационном отношении в состав флота не входили. 19 марта 1906 г. зародились и стали развиваться как новый род сил ВМФ подводные силы.

В 1914 г. были сформированы первые части морской авиации, которая в 1916 г. также приобрела признаки самостоятельного рода сил. День авиации ВМФ отмечается 17 июля в честь первой победы русских морских летчиков в воздушном бою над Балтийским морем в 1916 г. Окончательно ВМФ как разродное стратегическое объединение сформировался к середине 1930-х гг., когда в состав ВМФ организационно вошли морская авиация, береговая оборона и части ПВО.

Современная система органов управления ВМФ окончательно сложилась накануне Великой Отечественной войны. 15 января 1938 г. Постановлением ЦИК и СНК был создан Народный комиссариат ВМФ, в составе которого был образован Главный морской штаб. В период становления регулярного флота России его организационно-штатная структура и функции были нечеткими. 22 декабря 1717 г. по указу Петра I для повседневного управления флотом была сформирована Адмиралтейств-коллегия. 20 сентября 1802 г. образовано Министерство морских сил, впоследствии переименованное в Морское министерство и просуществовавшее до 1917 г. Органы боевого (оперативного) управления силами ВМФ появились после русско-японской войны с созданием 7 апреля 1906 г. Морского генерального штаба. Во главе Российского флота стояли такие известные флотоводцы, как Петр I, П.В. Чичагов, И.К. Григорович, Н.Г. Кузнецов, С.Г. Горшков.

Постоянные группировки сил на морских театрах складывались по мере решения российским государством исторических задач, связанных с приобретением выходов в Мировой океан, включением страны в мировую экономику и политику. На Балтике флот постоянно существовал с 18 мая 1703 г., Каспийская флотилия – с 15 ноября 1722 г., а флот на Черном море – с 13 мая 1783 г. На Севере и Тихом океане группировки сил флота создавались, как правило, на временной основе или, не получив значительного развития, периодически упразднялись. Нынешний Тихоокеанский и Северный флоты в качестве постоянных группировок существуют соответственно с 21 апреля 1932 г. и 1 июня 1933 г.

Наибольшее развитие флот получил к середине 1980-х гг. В это время в его составе имелось 4 флота и Каспийская флотилия, в составе которых было более 100 дивизий и бригад надводных кораблей, подводных лодок, морской авиации и береговой обороны.

В настоящее время Военно-морской флот является главной составляющей и основой морского потенциала Российской Федерации, одним из инструментов внешней политики государства и предназначен для обеспечения защиты интересов Российской Федерации и ее союзников в Мировом океане военными методами, поддержания военно-политической стабильности в прилегающих к ней морях, военной безопасности с морских и океанских направлений.

Основным мероприятием боевой подготовки сил ВМФ в 2010 г. стало участие Тихоокеанского флота во взаимодействии с тяжелым атомным ракетным крейсером «Пётр Великий» Северного флота и гвардейским ракетным крейсером «Москва» Черноморского флота в оперативно-стратегическом учении «Восток-2010». С борта тяжелого атомного крейсера «Пётр Великий» за ходом учений в Японском море наблюдал Верховный Главнокомандующий ВС РФ – Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев.

Продолжается активизация сотрудничества с флотами зарубежных стран в сфере обеспечения безопасности мореплавания, борьбе с пиратством, наркобизнесом, контрабандой, по оказанию помощи судам, терпящим бедствие, и спасанию жизни на море.

В 2010 г. Балтийский флот принял участие в международных учениях «БАЛТОПС-2010», Северный флот – в российско-норвежских учениях «Помор-2010». Большой противолодочный корабль «Североморск» Северного флота совместно с боевыми кораблями ВМС США, Великобритании и Франции участвовал в международных военно-морских учениях «ФРУКУС-2010», которые проходят в Атлантике.

Впервые силы Северного, Тихоокеанского флотов отрабатывали взаимодействие в составе группировок в дальних океанских походах.

Читайте также:
Воздушные линии электропередач определение, классификация, схема устройства

В военно-дипломатической сфере значимую роль играла и продолжает играть демонстрация Андреевского флага во время посещений морских портов иностранных государств. ВМФ России продолжил свое регулярное присутствие в районах Африканского Рога и Аденского залива. Боевые корабли Северного, Тихоокеанского и Балтийского флотов осуществляли и продолжают осуществлять проводку конвоев гражданских судов через районы повышенной пиратской активности.

Военно-морской флот России

30 октября в России отмечается День основания Российского флота. В Военно-морском флоте (ВМФ) России эта дата согласно приказу главнокомандующего ВМФ отмечается как профессиональный праздник — День моряка-надводника.

Создание регулярного военного флота в России было обусловлено настоятельной потребностью страны в преодолении территориальной, политической и культурной изоляции, ставшей на рубеже XVII-XVIII веков главным препятствием для экономического и социального развития Русского государства.

В Киевской Руси еще в IX-XII веках действовали военные флотилии в составе нескольких сотен судов. Новгородцы совершали походы в Балтийское море. Запорожские и донские казаки в XVI-XVII веках в борьбе с крымскими татарами и турками использовали парусно-гребные суда. Первая попытка создания постоянного военного флота была предпринята во времена Ливонской войны (1558-1583).

Созданная в 1570 году для борьбы со шведскими и польско-литовскими каперами и пиратами наемная каперская флотилия Ивана Грозного больше занималась грабежом торговых судов, чем выполняла свои обязанности, и просуществовала меньше года.

Создание регулярного Военно-морского флота относится к концу XVII века, когда по докладу Петра I Боярская дума России 30 октября (20 октября по старому стилю) 1696 года постановила “морским судам быть”, что стало первым законом о флоте и признано официальной датой его основания. Тогда под руководством Петра I для борьбы с Турцией за выход в Черное море был создан Азовский флот.

В ходе Северной войны (1700-1721) был создан Балтийский флот, сыгравший важную роль в победе над Швецией и выдвинувший Россию в число крупных морских держав.

Во второй половине XVIII — начале XIX веков развитие промышленности, науки и техники позволило значительно улучшить конструкцию корпусов кораблей, их парусное вооружение, качественно изменилась корабельная артиллерия — бронзовые орудия были заменены чугунными, появились паровые боевые корабли.

В 1783 году был создан Черноморский флот, моряки которого одержали победы в Керченском сражении (1790), в ходе Средиземноморского похода Федора Ушакова (1798-1800), в Дарданелльском сражении (1807) и др.

Однако к середине XIX века наметилось отставание в техническом оснащении армии и флота России от ведущих западноевропейских держав, что выявилось в Крымской войне (1853-1856). Проведенные после ее окончания реформы позволили вернуть утраченные позиции. Ускоренными темпами шло строительство паровых и винтовых кораблей, стал создаваться броненосный флот, произошла замена гладкоствольных орудий на нарезные, совершенствовалось минно-торпедное оружие. Тем не менее, политические и военно-стратегические ошибки, допущенные русским правительством и военным командованием, привели к разгрому русского флота в Цусимском сражении 1905 года и поражению в русско-японской войне (1904-1905).

До Первой мировой войны флот был однородным. Береговые войска (морская пехота и береговая артиллерия) существовали с начала XVIII века, в организационном отношении в состав флота не входили. В 1906 году зародились и стали развиваться как новый род сил ВМФ подводные силы. В 1914 году были сформированы первые части морской авиации.

В Первую мировую войну русский военно-морской флот вступил ослабленным, не успев полностью восстановить потери, понесенные во время русско-японской войны. Тем не менее, в ходе ее показал себя способным успешно решать задачи по обороне страны с морских направлений. На заключительном этапе Первой мировой войны негативное влияние на боеспособность ВМФ оказали революционные события 1917 года, в которых моряки, прежде всего Балтийского флота, приняли активное участие.

Во время Гражданской войны в России силы и средства ВМФ частично вошли в состав различных белогвардейских формирований, основная часть послужила основой для создания Рабоче-Крестьянского Красного Флота, декрет об организации которого был принят Советом народных комиссаров 11 февраля (29 января по старому стилю) 1918 года. За годы Гражданской войны было сформировано свыше 30 морских, озерных и речных флотилий (Волжская, Каспийская, Днепровская, Северо-Двинская, Онежская и др.), преимущественно из кораблей Балтийского флота. Большинство кораблей Черноморского флота из-за угрозы захвата их германскими оккупантами 18 июня 1918 года было затоплено в районе Новороссийска, часть кораблей ушла в Азовское море и составила основу Азовской военной флотилии. Корабли, действовавшие в составе Белого флота, в 1920 году были уведены в Бизерту (Тунис).

В 1929-1940 годах за счет строительства новых кораблей окрепли Балтийский и Черноморский флоты, были созданы Тихоокеанский (1935) и Северный (1937) флоты.

Окончательно ВМФ как разнородное стратегическое объединение сформировался к середине 1930-х годов, когда в его состав организационно вошли морская авиация, береговая оборона и части противовоздушной обороны.

В ходе Великой Отечественной войны (1941-1945) ВМФ СССР вел активные действия по уничтожению сил флота противника, нарушал его морские коммуникации, содействовал приморским группировкам советских войск в проведении оборонительных и наступательных операций.

В послевоенное время ВМФ СССР развивался с учетом опыта Великой Отечественной войны на базе достижений науки и техники. Наибольшее развитие он получил к середине 1980-х годов. В это время в его составе имелось четыре флота и Каспийская флотилия, в составе которых было более 100 дивизий и бригад надводных кораблей, подводных лодок, морской авиации и береговой обороны.

ВМФ РФ — преемник военного флота России и ВМФ СССР, состоит из морских стратегических ядерных сил и морских сил общего назначения. Включает подводные силы, надводные силы, морскую авиацию и береговые войска, являющиеся родами сил флота, а также соединения и части специальных войск и тыл флота. В береговые войска входят два рода войск: береговые ракетно-артиллерийские войска и морская пехота.

Читайте также:
Сухопутные войска Российской Федерации ⚔️ состав, виды, предназначение

Организационно ВМФ РФ состоит из четырех флотов (Балтийского, Северного, Тихоокеанского и Черноморского), Каспийской флотилии, военно-морских баз, отдельных соединений, частей и учреждений. Главной ударной силой ВМФ РФ являются атомные подводные лодки и морская ракетоносная авиация.

Главнокомандующий Военно-морским флотом РФ — адмирал Владимир Королев.

Военно-морской флот является главной составляющей и основой морского потенциала РФ, одним из инструментов внешней политики государства и предназначен для обеспечения защиты интересов России и ее союзников в Мировом океане военными методами, поддержания военно-политической стабильности в прилегающих к ней морях, военной безопасности с морских и океанских направлений.

Традиционно 30 октября в честь годовщины создания регулярного российского флота и профессионального праздника моряков-надводников на кораблях ВМФ России проходят торжественные построения личного состава и подъем Андреевских флагов и флагов расцвечивания, митинги, чествования лучших специалистов.

(Дополнительный источник: Военная энциклопедия. Председатель Главной редакционной комиссии С.Б. Иванов. Воениздат. Москва. в 8 томах —2004 г.г.)

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Морской флот России – кто, где и как его создавал (4 фото)

Сегодня самым естественным и привычным образом осуждается эпоха правления Петра Первого. Многие из его реформ, даже спустя столетия вызывают множество противоречивых мнений и все они базируются на европеизированной версии России. Ведь именно он — император русский Петр взял за основу европейскую модель развития России.

Было бы нелепо и глупо с моей стороны рассуждать на тему «прав был или не прав» великий император в своем решении. По мне — совсем неплохо учиться у тех, кто в некоторых делах преуспел больше и лучше. И в данном контексте было бы правильным задаваться самыми важными вопросами — при Петре Россия строилась и развивалась или же деградировала по всем политическим и экономическим соображениям?

Однозначно, что Петр I развивал страну, укреплял и делал ее мощнее, даже с учетом того, что совсем уж откровенно вырисовывались европейские штрихи и заимствованный опыт соседних стран. Повторюсь, главное — это развитие государство, и упрекнуть Петра в обратном было бы нелепо. Самым главным аргументом в подтверждении вышесказанного — гордость Петра Первого — создание Императорского флота.

Официальной датой считается 30 октября 1696 года, когда Боярская Дума по настоянию Петра I приняла решение о создании регулярного военно-морского флота России: «Морским судам быть».

Предпосылками создания служили военные неудачи императора, в частности — первый азовский поход* наглядно показал царю Петру, что без сколько-нибудь сильного флота приморскую крепость взять нельзя.

Сама мысль Петра I построить флот на сухопутье, в Воронеже, за 1.200 верст от моря, считалась по всем меркам амбициозной, но не для Петра. Задача была выполнена за одну зиму.

Азовские походы 1695 и 1696 годов — военные кампании России против Османской империи; были продолжением начатой правительством царевны Софьи войны с Османской империей и Крымом; предприняты Петром I в начале его царствования и закончились взятием турецкой крепости Азов. Они могут считаться первым значительным свершением молодого царя.

Это гигантское предприятие одно могло бы составить славу человеку, и только позднейшие, еще более славные дела как-то заслонили в наших воспоминаниях это знаменитое возникновение морского флота на суше.

Когда Петру I указывали на почти невыполнимые трудности держать флот на чуждом совершенно море, где не было ни одной своей гавани, он отвечал, что «сильный флот сам найдет себе гавань». Можно думать, что Петр, овладев Азовом и решив строить большие корабли в Таганроге, рассчитывал разговаривать с турками о мире не на Пруте, стесненный их полчищами, а на Босфоре, где его корабли грозили бы своими пушками султанскому дворцу.

Правда, иностранные посланники доносили своим правительствам, что большая часть кораблей азовского флота годна лишь на дрова; корабли первой постройки, срубленные среди зимы, из мерзлого леса, в большинства случаев неопытными и плохими кораблестроителями, действительно, были не важны, но Петр I делал все, чтобы азовский флот явился настоящей морской силой, и, надо признать, этого он достиг.

Царь сам работал не покладая рук. «Его величество, – писал Крюйс, – присутствовал в сей работе неусыпно, так с топором, теслом, конопаткою, молотом и мазаньем кораблей гораздо прилежнее и больше работая, нежели старый и весьма обученный плотник».

Почти сразу же в это время в России развернулось военное кораблестроение, суда строились в Воронеже и Петербурге, на Ладоге и в Архангельске. Во втором Азовском походе против Турции в 1696 г. участвовали 2 линейных корабля, 4 брандера, 23 галеры и 1300 стругов, построенных в Воронеже на р. Воронеж.

Чтобы закрепиться на Азовском море, в 1698 г. Петр начал строительство Таганрога в качестве военно-морской базы. За период с 1695 по 1710 г. Азовский флот пополнился многими линейными кораблями и фрегатами, галерами и бомбардирскими судами, брандерами и мелкими судами. Но просуществовал он не долго. В 1711 г. после неудачной войны с Турцией, по Прутскому мирному договору, Россия вынуждена была отдать туркам берега Азовского моря, и обязалась уничтожить Азовский флот.

Создание Азовского флота было чрезвычайно важным для России событием. Во-первых, оно выявило роль военного флота в вооруженной борьбе за освобождение приморских земель. Во-вторых, был приобретен так необходимый опыт массового строительства военных судов, что позволило в дальнейшем достаточно быстро создать сильный Балтийский флот. В-третьих, Европе были продемонстрированы огромные потенциальные возможности России стать мощной морской державой.

Читайте также:
Должности в армии - список, виды, способы замещения

Балтийский флот — один из старейших военно-морских флотов России.

Балтийское море омывало берега Дании, Германии, Швеции и России. Останавливаться на стратегическом значении в контролировании именно Балтийского моря не имеет смысла — оно велико и это надо знать. Знал это и Петр Первый. Ему ли не знать о Ливонской войне, начатой в 1558 году Иваном Грозным, который уже в то время всячески стремился обеспечить России надежный выход к Балтийскому морю. Какое это имело значение для России? Приведу лишь один пример — в 1558 году захватив Нарву, русский царь сделал её главными торговыми воротами в Россию. Товарооборот Нарвы рос быстрыми темпами, количество заходящих в порт судов достигало 170 в год. Нужно понимать, что такое стечение обстоятельств урезало значительную часть других государств — Швеции, Польши…

Закрепиться на Балтийском море всегда была одной из принципиально важных задач России. Попытки принимал Иван Грозный, и весьма успешные, но окончательный успех закрепил Петр Первый.

После войны с Турцией за обладание Азовским морем устремления Петра I были направлены на борьбу за выход к Балтийскому морю, успех которого предопределялся наличием военной силы на море. Отлично понимая это, Петр I приступил к строительству Балтийского флота. На верфях рек Сязь, Свирь и Волхов закладываются речные и морские военные суда, на архангельских верфях строятся семь 52-пушечных кораблей и три 32-пушечных фрегата. Создаются новые верфи, растет число железоделательных и медно-литейных заводов на Урале. В Воронеже налаживается отливка корабельных пушек и ядер к ним.

За довольно короткий срок была создана флотилия, которую составляли линейные корабли водоизмещением до 700 т, длиной до 50 м. На их двух-трех палубах размещались до 80 пушек и 600-800 человек экипажа.

Для уверенного выхода к Финскому заливу Петр I главные усилия сосредоточил на овладении земель, прилегающих к Ладоге и Неве. После 10-дневной осады и ожесточенного штурма, при содействии гребной флотилии из 50 лодок, первой пала крепость Нотебург (Орешек), переименованная вскоре в Шлиссельбург (Ключ-город). По выражению Петра I, сей крепостью «отворялись ворота к морю». Затем была взята крепость Ниеншанц, расположенная при впадении в Неву р. Охты.

Чтобы окончательно запереть для шведов вход в Неву, 16 (27) мая 1703 г. в ее устье, на Заячьем острове, Петр I заложил крепость, названную Петропавловской, и портовый город Санкт-Петербург. На о-ве Котлин, в 30 верстах от устья Невы, Петр I приказал строить форт Кронштадт для защиты будущей российской столицы.

В 1704 г. на левом берегу Невы начато сооружение адмиралтейской верфи, которой было суждено вскоре стать главной отечественной верфью, а Санкт-Петербургу — кораблестроительным центром России.

В августе 1704 г. русские войска, продолжая освобождать побережье Балтики, штурмом овладели Нарвой. В дальнейшем основные события Северной войны происходили на суше.

Серьезное поражение 27 июня 1709 г. шведы потерпели в Полтавском сражении. Однако для окончательной победы над Швецией нужно было сокрушить ее морские силы и утвердиться на Балтике. На это потребовалось еще 12 лет упорной борьбы, прежде всего на море.

В период 1710-1714 гг. постройкой кораблей на отечественных верфях и покупкой их за границей был создан достаточно сильный галерный и парусный Балтийский флот. Первый из заложенных осенью 1709 г. линейных кораблей назван «Полтавой» в честь выдающейся побед над шведами.

Высокое качество русских кораблей признавалось многими зарубежными мастерами-кораблестроителями и моряками. Так, один из современников английский адмирал Поррис писал:

«Русские корабли во всех отношениях равны наилучшим кораблям этого типа, какие имеются в нашей стране, и притом более изрядно закончены».

Успехи отечественных корабельных дел мастеров были весьма значительны: уже к 1714 г. в состав Балтийского флота вошло 27 линейных 42-74-пушечных кораблей. 9 фрегатов с 18-32 пушками, 177 скампавей и бригантин. 22 вспомогательных судна. Общее число пушек на кораблях достигло 1060.

Возросшая мощь Балтийского флота позволила его силам 27 июля (7 августа) 1714 г. одержать блистательную победу на шведским флотом у мыса Гангут. В морском сражении был пленен отряд из 10 единиц вместе с командовавшим им контр-адмиралом Н. Эреншельдом. В Гангутском сражении Петр I полностью использовал преимущество галерного и парусно-гребного флота перед линейным флотом противника в шхерном районе моря. Государь лично возглавлял в бою передовой отряд из 23 скампавей.

Гангутская победа обеспечила русскому флоту свободу действий в Финском и Ботническом заливах. Она, как и Полтавская победа, стала переломным моментом в ходе всей Северной войны, позволившим Петру I начать подготовку к вторжению непосредственно на территорию Швеции. В этом заключалась единственная возможность принудить Швецию к заключению мира.

Авторитет русского флота, Петра I как флотоводца стали признаваемыми флотами прибалтийских государств. В 1716 г. в Зунде при встрече русской, английской, голландской и датской эскадр для совместного крейсерства в районе Борнхольма против шведского флота и каперов Петр I был единодушно избран командующим объединенной эскадрой союзников.

Это событие было позже отмечено выпуском медали с надписью «Владычествует четырьмя, при Борнхольме». В 1717 г. войска из Северной Финляндии вторглись на шведскую территорию. Их действия были поддержаны крупными морскими десантами, высаженными в район Стокгольма.

Читайте также:
Вооруженные силы РФ — организационная структура и предназначение

30 августа 1721 г. Швеция согласилась, наконец, подписать Ништадский мирный договор. К России отходила восточная часть Финского залива, его южный берег с Рижским заливом и прилегающими к завоеванным берегам островами. В состав России вошли города Выборг, Нарва, Ревель, Рига. Подчеркивая значения флота в Северной войне, Петр I приказал выбить на медали, утвержденной в честь победы над Швецией, слова: «Конец сей войны таким миром получен ничем иным только флотом, ибо землею никаким образом достигнуть было того невозможно». Сам царь, имевший звание вице-адмирала, «в знак понесенных трудов в сию войну», был произведен в адмиралы.

Победа в Северной войне укрепила международный авторитет России, выдвинула ее в число крупнейших европейских держав и послужила основанием с 1721 г. именоваться Российской империей.

Добившись утверждения России на Балтийском море, Петр I вновь обращает свой взор на юг государства. В результате Персидского похода русские войска, при поддержке кораблей флотилии под общим руководством Петра I, заняли города Дербент и Баку с прилегающими к ним землями, которые и отошли к России по трактату, заключенному с шахом Ирана 12 (23) сентября 1723 г. Для постоянного базирования русской флотилии на Каспийском море Петр основал в Астрахани военный порт и Адмиралтейство.

Чтобы представить грандиозность свершений Петра Великого, достаточно отметить, что за время его правления на российских верфях было построено более 1000 кораблей, не считая мелких судов. Численность команд на всех кораблях доходила до 26 тыс. человек.

Интересно отметить, что имеются архивные свидетельства, относящиеся ко времени правления Петра I, о постройке крестьянином Ефимом Никоновым «потаенного судна» — прообраза подводной лодки. В общем на кораблестроение и содержание флота Петром I было израсходовано около 1 млн. 200 тыс. рублей. Так, волею Петра I в первые два десятилетия ХVШ в. Россия вошла в число великих морских держав мира.

Петру I принадлежит идея создания «двух флотов»: галерного — для действия совместно с армией в прибрежных районах и корабельного — для преимущественно самостоятельных действий на море.

В этом отношении военная наука считает Петра I непревзойденным для своего времени знатоком взаимодействия армии и флота.

На заре отечественного государственного кораблестроения для действий в Балтийском и Азовском морях Петру пришлось решать проблему создания судов смешанного плавания, т.е. таких, которые могли бы действовать как на реках, так и на море. Другим морским державам такие суда военного назначения не требовались.

Сложность задачи заключалась в том, что плавание по мелководным рекам требовало малой осадки судна при сравнительно большой его ширине. Такие размерения кораблей при плавании в море приводили к резкой качке, снижающей эффективность использования оружия, ухудшали физическое состояние команды и десанта. К тому же для деревянных судов сложной являлась проблема обеспечения продольной прочности корпуса. В целом нужно было находить «добрую пропорцию» между желанием получить хорошие ходовые качества, увеличивая длину судна, и иметь достаточную продольную прочность. Петр избрал отношение длины к ширине равным 3:1, что гарантировало прочность и остойчивость кораблей при некотором уменьшении скорости.

Во 2-й половине XVIII — начале XIX вв. Российский военно-морской флот по количеству боевых кораблей вышел на 3-е место в мире, постоянно совершенствовалась тактика боевых действий на море. Это позволило русским морякам одержать ряд блестящих побед. В историю военно-морского флота России вошли яркими страницами жизнь и подвиги адмиралов Г.А. Спиридова, Ф.Ф. Ушакова, Д.Н. Сенявина, Г.И. Бутакова, В.И. Истомина, В.А. Корнилова, П.С. Нахимова, С.О. Макарова.

В годы Великой Отечественной войны советский флот выдержал суровые испытания и надежно прикрывал фланги фронтов, громя фашистов на море, в небе и на суше.

Современный Российский военно-морской флот имеет надежную боевую технику: это мощные ракетные крейсеры, атомные подводные лодки, противолодочные корабли, десантные суда и самолеты морской авиации. Эта техника эффективно работает в умелых руках наших военно-морских специалистов. Российские моряки продолжают и развивают славные традиции военно-морского флота России, имеющего уже более чем 300-летнюю историю.

Военно-морской флот России (ВМФ РФ) включает пять оперативно-стратегических объединений:

Балтийский флот ВМФ России, штаб Калининград, входит в состав Западного военного округа

Северный флот ВМФ России, штаб Североморск, входит в состав Западного военного округа

Черноморский флот ВМФ России, штаб Севастополь, входит в состав Южного военного округа

Каспийская флотилия ВМФ России, штаб Астрахань, входит в состав Южного военного округа

Тихоокеанский флот ВМФ России, штаб Владивосток, входит в состав Восточного военного округа

• сдерживание от применения военной силы или угрозы её применения в отношении России;

• защита военными методами суверенитета страны, распространяющегося за пределы её сухопутной территории на внутренние морские воды и территориальное море, суверенных прав в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, а также свободы открытого моря;

• создание и поддержание условий для обеспечения безопасности морехозяйственной деятельности в Мировом океане;

• обеспечение военно-морского присутствия России в Мировом океане, демонстрация флага и военной силы, визиты кораблей и судов ВМФ;

• обеспечение участия в осуществляемых мировым сообществом военных, миротворческих и гуманитарных акциях, отвечающих интересам государства.

В состав Военно-морского флота России входят следующие силы:

Береговые войска флота

Войска береговой обороны

Военно-Морской Флот сегодня является одним из важнейших внешнеполитических атрибутов государства. Он предназначен для обеспечения безопасности и защиты интересов Российской Федерации в мирное и военное время на океанских и морских рубежах.

Читайте также:
Влияние курения на здоровье - вред, болезни от никотина

Помнить и знать о таком важнейшем для истории России событии, как создание ВМФ России 30 октября 1696 года — очень важно, равно как и испытывать чувство гордости за достижения и успехи ВМФ России в свете сегодняшних событий в мире.

От парусных фрегатов до ракетных крейсеров: 325 лет со дня рождения военно-морского флота России

30 октября исполняется 325 лет со дня основания военно-морского флота России. В ВМФ России эта дата отмечается как профессиональный праздник – День моряка-надводника.

Днем рождения ВМФ эту дату принято считать потому, что 30 октября 1696 года Боярская Дума по настоянию Петра I приняла решение о создании регулярного военно-морского флота России. «Морским судам быть» – формулировка этого знаменитого постановления известна сейчас всем.

Морские победы допетровских эпох

Конечно, это не значит, что до Петра I русские не имели вовсе никакого флота. Наоборот, список русских побед на море довольно внушителен.

Kushevsky/Википедия

Первые сохранившиеся в летописях упоминания о морских экспедициях Руси относятся к 860-м году, когда был совершен крупный морской поход русов на Константинополь. Поводом послужили нападения на рыбаков и обиды, нанесенные русским купцам в Константинополе. Источники свидетельствуют, что русские воины на 360 лодьях проникли в Босфор, высадились на берег и в течение недели осаждали столицу Византии. В результате император Михаил III вступил в переговоры с русами, заплатил им немалый выкуп золотом и заключил мирный договор.

Победоносные морские походы русских совершались в разные века, и не только в Черном море. Так, в 1187 году новгородцы предприняли морской поход, известный как взятие Сигтуны. Для защиты русских земель от шведских набегов они переплыли на судах Балтийское море, высадились на шведском побережье и захватили Сигтуну – город, на месте которого впоследствии был основан Стокгольм.

Далее список побед русских воинов на море обширен – от освобождения Новгородско-Псковскими войсками крепости Орешек, захваченной в 1348 году войсками шведского короля Магнуса, до морского боя со шведами у острова Котлин в 1656 году.

Однако именно при Петре I военное кораблестроение стало делом регулярным, государственным, и Россия начала приобретать устойчивые позиции на всех морях, омывающих ее.

Корабль «Орел» и потешная флотилия Петра

До Петра специальных военных кораблей у России не было – при необходимости для военных целей использовались различные парусно-гребные торговые суда. Исключением стал только военный корабль «Орел», построенный в 1668 году по указу государя Алексея Михайловича на судоверфи в селе Дединово на Оке. В 1669 году «Орел» был переправлен в Астрахань для охраны русских торговых судов на Каспийском море, но по прямому назначению так и не применялся. Менее чем через год, в 1670 году он был захвачен восставшими крестьянами и казаками под предводительством Степана Разина. Те, отбив корабль, перегнали его в один из протоков Волги и бросили там.

Юного Петра идея постройки военного флота захватила еще до того, как он взошел на престол. По его повелению на Плещеевом озере у Переславля-Залесского была выстроена так называемая «потешная флотилия»: два фрегата и три яхты, строительством которых руководил голландский кораблестроитель Карстен Брант. В мае 1692-го на этих кораблях под командованием Петра I были проведены первые в истории российского государства флотские военные учения с высадкой десанта.

Потешная флотилия стала прообразом русского флота. Однако этих кораблей было недостаточно. В то время почти все соперничающие с Россией державы уже обзавелись масштабными военными флотами, и России предстояло сделать большой рывок, чтобы сравняться с ними на море. После визита в Архангельск, где царь увидел большие и хорошо вооруженные голландские и английские суда, посетил их сам и впервые ходил по Белому морю, вопрос о создании российского военно-морского флота был решен.

«Петр Первый управляет парусным ботиком», Алексей Кившенко

От парусников до атомных подводных лодок

Непосредственным толчком к строительству регулярного военного флота стала неудачная попытка забрать у турок крепость Азов весной-осенью 1695 года. Турки получали воду и провизию со стороны моря, и могли держаться сколько угодно.

«На реке Воронеже, под городом Воронежем, была устроена верфь для судов, – писал русский историк Сергей Платонов (учитель детей Николая II). – Шли работы и в самой Москве, и в других городах: везде готовили части судов и снасти. Весною в Воронеже был готов «морской караван» в 30 военных судов и собраны сотни речных стругов и плотов. Флотская рать явилась к лету 1696 года под Азовом и, окружив его, крепко осадила и скоро взяла. Это был громадный успех».

На этом Петр I не остановился. Военные суда начали строить не только в Воронеже, но и в Петербурге, на Ладоге и в Архангельске. В 1697-1698 годах царь посетил Европу и лично участвовал в строительстве корабля для российского флота. В процессе его создания русские корабелы целенаправленно обучились всем тонкостям строительства боевых кораблей, и скоро Россия своими силами могла создавать суда всех известных тогда типов.

Были созданы сперва Азовский и Балтийский флоты, а вслед за ними – Тихоокеанский, Северный, Черноморский флоты и Каспийская флотилия.

За три века отечественные военные моряки вписали в историю не одну славную страницу. Адмиралы Василий Чичагов, Федор Ушаков, Дмитрий Сенявин, Павел Нахимов и многие другие великие флотоводцы России приумножили славу отечественного флота.

До Первой мировой войны флот состоял из надводных кораблей. Береговые войска (морская пехота и береговая артиллерия), которые существовали с начала XVIII века, в состав флота не входили. В 1906 году по указу императора Николая II стал развиваться подводный флот. Двадцать подводных лодок-миноносцев успешно выполняли погружения с 1902 по 1905 годы.

Читайте также:
Сообщение на тему: "Вредные привычки" классификация, последствия для здоровья и влияние на организм человека, правила борьбы и профилактики, список плохих привычек

Подводная лодка Нарвал в Южной бухте Севастополя

Окончательно ВМФ, как стратегическое объединение, сформировался к середине 1930-х годов. В его состав вошли надводный и подводный флот, а также морская авиация, береговая оборона и части противовоздушной обороны.

Военно-морской флот и сейчас стоит на страже безопасности нашей страны. К его 325-летию Россия подходит с мощной корабельной базой, которая все время пополняется. Программа военного кораблестроения является частью Государственной программы вооружения России.

В составе ВМФ в наши дни – современная и надежная боевая техника, в том числе мощные ракетные крейсеры, десантные корабли, атомные подводные лодки и самолеты морской авиации. В последнее время основной упор делается на оснащении флота новыми видами ракетного оружия, а также на применении беспилотных и роботизированных систем.

Корабли ВМФ РФ

Военно-морские силы России были созданы для обеспечения безопасности морских границ государства и демонстрации военной мощи на международной арене. От того, насколько серьезно другие страны будут воспринимать наш флот, зависит возможность политического влияния в мире. Именно поэтому руководство страны всегда обращало особое внимание на развитие флота.

Большой вклад в развитие флота Российской империи внес Петр I, который был большим поклонником моря и кораблей. В годы его правления появились первые крупные военные судна, оборудованные на тот момент современным вооружением. Благодаря этому Россия сумела отстоять много своих земель, как с севера, так и с юга.

В период существования Советского Союза было построено большое количество тяжелых боевых кораблей, многие из которых продолжают выполнять свои функции и сегодня.

  • Создание Русской регулярной армии и флота
  • Балтийский флот
  • Черноморский флот
  • Северный флот
  • Тихоокеанский флот
  • Береговая охрана
  • ВМА – Военно-Морская Авиация
  • Надводные силы РФ
  • Подводные силы РФ

Структура и дислокация ВМФ России

ВМС России структурно подразделяются на 5 флотов:

  1. Северный флот – обеспечивает защиту границ России со стороны Северно-Ледовитого океана, база расположена в городе Североморске. Данный флот является самым молодым, флагман – атомный ударный крейсер «Петр Великий».
  2. Балтийский флот – стоит на защите государственных границ с западной стороны, является старейшим флотом Российской империи, который основал сам Петр I. База находится в Калининграде. Флагман – эсминец «Настойчивый».
  3. Черноморский флот – располагается на побережье Черного моря с главным городом Севастополем, расположенным в Крыму. Флагман – крейсер «Москва».
  4. Тихоокеанский флот – база находится во Владивостоке. Флот выполняет необходимые боевые задачи на востоке страны. Флагман – крейсер «Варяг».
  5. Каспийская флотилия – руководство базируется в Астрахани, флагманом выступает ракетный корабль «Дагестан».

Авианосцы

ТАВКР «Адмирал Кузнецов» является единственным представителем авианосцев России. В отличие от ударных атомных авианосцев США, российский корабль имеет дизельные и паротурбинные двигатели, в результате чего значительно уступает американским аналогам. Включает в себя следующее вооружение:

  • Истребитель Су-33: загрузка вооружения 6,5 т, в том числе:
    • Управляемые ракеты Р-73, Р-27Р/ЭР, Р-27Т/ЭТ «воздух-воздух»;
    • Управляемые ракеты Х-41, П-800 «Оникс» «воздух-земля»;
    • Неуправляемые ракеты 80мм, 122мм и 266мм;
    • Бомбы 500кг, 250кг и 100кг.
  • Истребители МиГ29-К и МиГ-29Куб: загрузка вооружения 4,5 т, включающая управляемые ракеты «воздух-воздух» и «воздух-земля», бомбы и пушки.
    • Ракетное вооружение: ПУ ПКРК «Гранит», ЗРАК «Кортик», ПУ ЗРК «Кинжал»;
    • Противолодочное вооружение РБУ-12000.

Все авианосцы России и СССР читать

Подлодки

Субмарины разделяются на следующие типы:

  • Многоцелевые дизель-электрические подлодки – типы «Палтус», «Варшавянка» и «Лада» – в настоящий момент в строю находится 18 кораблей. Несут в себе крылатые ракеты «Калибр», противокорабельные ракеты ЗМ-54 и «Оникс», минно-торпедное вооружение.
  • Ракетные подводные крейсеры стратегического назначения типа «Кальмар» и «Дельфин» – 10 единиц, которые оснащены баллистическими ракетами Р-29Р и Р-29РМ, торпедами СЭТ-65, САЭТ-60М и 53-65К, ПЛУР «Водопад».
  • Атомные торпедные подлодки, в том числе, оснащенные крылатыми ракетами, типов: «Щука», «Акула», «Барракуда», «Кондор», «Антей», «Щука-Б» и «Ясень». Общее количество суден, находящихся в строю – 17 единиц. На вооружении находятся крылатые и противокорабельные ракеты «Калибр», С-10 «Гранат» и «Оникс», самонаводящиеся торпеды УСЭТ-80.
  • РПКСН «Боррей» – 3 судна, включающие твердотопливные баллистические ракеты «Булава», торпеды 533 мм и 324 мм, крылатые ракеты «Оникс» и «Калибр» и пр.

Эсминцы

В составе Российского флота находится 6 эскортных миноносцев проекта «Сарыч», которые несут в себе следующее вооружение:

  • Ракеты П-270 «Москит», ЗРК «Ураган»;
  • Противолодочная РБУ-1000;
  • Торпеды СЭТ-65.

Линкоры

Последние линейные корабли находились на вооружении Российской империи в начале 20 века, с приходом советской власти данный вид суден не производился ввиду отсутствия необходимости.

Фрегаты

Российские фрегаты проекта 22350 находятся в стадии строительства. На данный момент заказано 8 кораблей, 2 из которых уже спущены на воду и проходят испытания. Планируемое вооружение: ЗРАК «Палаш», ПКР ЗМ55, ЗРК «Редут», ПЛР 91Р2, ПТЗ «Планет-НК» и другие.

Катера

Говоря о ракетных катерах, которые также называют легкими корветами, имеются в виду типы 12411Т «Молния-1» и 12411 «Молния-1». Общее количество составляет 26 единиц. Ракетное вооружение включает ПУ ПКР П-15 «Термит», ПУ ПКР П-120 «Москит», ПЗРК «Стрела-3» и ЗРАК «Кортик».

Тральщики

Российские тральщики постепенно уходят из вооружения России, так как их функции выполняют современные подводные лодки. Находящиеся на данный момент корабли включают в себя установки РБУ-1200, ПУ ЗРК «Игла» и «Стрела-3».

Читайте также:
Ориентирование на местности - виды, способы, умения

Корветы

Корветы проекта 20380 начали производить с 2001 года, в настоящий момент на вооружении находится 5 кораблей, которые включают ПКРК «Уран», ЗРАК «Кортик-М», ЗРК «Редут». В конце 2018 года планируется к вводу десантный корвет проекта 20385.

День Военно-морского флота. Текущее состояние ВМФ и планы развития

ТАСС-ДОСЬЕ. 28 июля 2019 года отмечается памятный день Вооруженных сил Российской Федерации (ВС РФ) – День Военно-морского флота РФ. Первоначально он был утвержден постановлением Совета народных комиссаров (СНК) СССР и ЦК ВКП(б) от 22 июня 1939 года как день Военно-морского флота СССР и праздновался ежегодно 24 июля, а с 1980 года – в последнее воскресенье июля.

В соответствии с указом президента РФ Владимира Путина “Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации” от 31 мая 2006 года (с последующими изменениями) отмечается в России в последнее воскресенье июля.

Из истории флота

Датой основания русского военно-морского флота принято считать 30 октября (20 октября по старому стилю) 1696 года, когда Боярская дума по предложению царя Петра I приняла постановление о строительстве регулярного флота (“Морским судам быть”). В 1700 году в Воронеже был спущен на воду первый русский линейный корабль “Гото Предестинация”.

Текущее состояние

Современный ВМФ является видом Вооруженных сил РФ. Состоит из пяти оперативно-стратегических подразделений: Балтийского, Северного, Тихоокеанского, Черноморского флотов и Каспийской флотилии. Отдельными родами сил ВМФ России являются морская авиация, морская пехота и береговые ракетно-артиллерийские войска.

Согласно данным из открытых источников, по состоянию на июль 2019 года в строю ВМФ РФ находятся более 210 надводных кораблей и катеров (включая модернизируемый тяжелый авианесущий крейсер “Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов” и тяжелый атомный ракетный крейсер “Петр Великий”), 69 подводных лодок (из них 46 атомных), а также несколько сотен вспомогательных судов.

Корабль номер один ВМФ России – крейсер 1-го ранга “Аврора”, один из четырех сохранившихся в мире броненосцев постройки конца XIX – начала XX веков.

Старейшее действующее судно флота и одно из старейших военных судов мира – спасательный катамаран “Коммуна” (до 1922 года – “Волхов”), вошедший в состав флота 27 июля (14 июля по старому стилю) 1915 года.

Согласно данным министра обороны РФ Сергея Шойгу, уровень оснащенности ВМФ новым вооружением и техникой по итогам 2018 года составил 62,3%, превысив плановые показатели. В течение года флот пополнился 14 кораблями и боевыми катерами, 11 судами обеспечения, четырьмя береговыми ракетными комплексами “Бал” и “Бастион”. ВМФ получил, в частности, фрегат “Адмирал Флота Советского Союза Горшков” проекта 22350, корвет “Громкий” проекта 20380, малые ракетные корабли “Вышний Волочёк” и “Орехово-Зуево” проекта 21631 “Буян-М”, большой десантный корабль “Иван Грен” проекта 11711, судно связи (средний разведывательный корабль) “Иван Хурс” проекта 18280, малый ракетный корабль “Мытищи” проекта 22800 “Каракурт” и другие.

По данным департамента информации и массовых коммуникаций Минобороны РФ, общая наплаванность (время нахождения корабля в море без захода в порт) корабельных сил ВМФ России в 2018 году превысила 14 тыс. суток (на 10% больше, чем в 2017 году). Около 12 тыс. суток пришлось на надводные корабли, около 2 тыс. суток – на подводные лодки.

В 2018 году ВМФ впервые провел крупные военно-морские учения в восточной части Средиземного моря (в состав задействованной группировки входили 28 боевых кораблей и судов, а также 36 летательных аппаратов морской авиации). Всего в течение 2018 года были проведены 483 корабельных тактических учения, в ходе которых экипажи решили более 530 курсовых задач. Совместно с подразделениями морской пехоты прошло свыше 600 занятий по морской десантной подготовке, личный состав десантно-штурмовых подразделений выполнил 17 тыс. парашютных прыжков.

В 2015-2017 годах корабли ВМФ РФ не менее 13 раз применяли крылатые ракеты комплекса “Калибр” по объектам террористических группировок в Сирии. Во время похода корабельной авианесущей группы Северного флота в Сирию в 2016-2017 годах летчики авиагруппы “Адмирала Кузнецова” выполнили 420 боевых вылетов, нанеся значительный урон террористам, действующим на территории этого государства.

Планы развития

20 июля 2017 года президент РФ Владимир Путин подписал указ об утверждении “Основ государственной политики в области военно-морской деятельности на период до 2030 года”. Согласно документу, Россия будет стремиться к закреплению ВМФ РФ на втором месте среди военно-морских флотов государств мира по боевым возможностям. Среди приоритетов в области строительства флота названо, в частности, создание нового авианосца. Выполнение пунктов указа позволит создать к 2030 году сбалансированный флот, способный действовать в морской и океанской зонах для обеспечения безопасности РФ в пограничной сфере, а также “формирования благоприятной обстановки в морском пространстве и за его пределами”.

В числе приоритетных задач, стоящих перед российскими военными моряками в ближнесрочной перспективе, – комплекс мероприятий по освоению Арктики.

Перевооружение флота идет в соответствии с действующей государственной программой вооружения на период до 2027 года. Для нужд ВМФ строятся ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 09552 “Борей-А”, атомные подводные лодки проекта 08851 “Ясень-М”, дизель-электрические субмарины проекта 677 “Лада”, сторожевые корабли проектов 20380 и 11356 и другие. В апреле 2019 года источник ТАСС в оборонно-промышленном комплексе сообщил о начале опытно-конструкторских работ под шифром “Лайка” по созданию многоцелевой атомной подлодки пятого поколения.

Читайте также:
Реферат Первая помощь - общие правила и принципы, теория

Согласно планам Минобороны РФ, до конца 2019 года ВМФ должен получить в общей сложности 15 кораблей и боевых катеров, 20 судов обеспечения, и четыре береговых ракетных комплекса “Бал” и “Бастион”. В целом долю современных образцов в ВМФ планируется по итогам 2019 года довести до 64%.

Командование

Главнокомандующий ВМФ РФ – адмирал Николай Евменов (с 3 мая 2019 года).

Как отмечается праздник

В День Военно-морского флота в России, а также в сирийском порту Тартус (где находится единственная российская военно-морская база за пределами РФ) традиционно проходят парады кораблей, военно-спортивные праздники, показы вооружения и техники флота. С 2017 года в Санкт-Петербурге и Кронштадте в День ВМФ проводится крупномасштабный Главный военно-морской парад. Ожидается, что 28 июля 2019 года в нем примут участие 43 боевых корабля, 41 воздушное судно и более 4 тыс. военнослужащих.

Реферат: Теоретические основы безопасности жизнедеятельности

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМ. ЗАЙНАБ БИИШЕВОЙ

Кафедра безопасности жизнедеятельности

Реферат на тему

«ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

студент II курса группы И,ФБФ, Фаттахов Э.М.

1.Предмет безопасности жизнедеятельности. Основные понятия, термины и определения. Классификация опасных и чрезвычайных ситуаций.

2.Основы национальной безопасности.

5.Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

6.Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Предмет безопасности жизнедеятельности. Основные понятия,

термины и определения. Классификация опасных и чрезвычайных ситуаций

Безопасность жизнедеятельности – это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие человеку, и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания.

Безопасность жизнедеятельности как наука находится в стадии своего формирования. Несомненно, она должна опираться на научные достижения и практические разработки в области охраны труда, окружающей среды и защиты человека в опасных ситуациях, на достижения в области медицины, биологии, химии, физики и т.д.

В настоящее время вокруг человека существует множество опасностей природного, техногенного, социального, экологического и др. характера. По сведениям Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Российской Федерации, ежегодно от стихийных бедствий страдают 15-20 тыс. человек. В стране ежегодно регистрируются более 3-5 тыс. производственных и около 50 тыс. бытовых травм. При этом более 20 тыс. человек становятся инвалидами и более 2 тыс. погибают. Гораздо больше российских граждан (около 250 тыс.) ежегодно погибают от опасностей социально-криминального характера. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), смертность от несчастных случаев занимает третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.

Факторы, негативно действующие на человеческий организм, принято делить на вредные и опасные. К вредным, согласно определению, данному в законе «Об основах охраны труда в РФ» от 23.06.1999 г., относят факторы, которые становятся причиной заболеваний или снижения работоспособности человека.

Опасными называют такие факторы, которые могут привести к травмам и нарушению здоровья, к инвалидности человека. Опасностью обладают все системы, имеющие технически, химически или биологически активные компоненты, а также условия, не соответствующие жизнедеятельности людей. Для взрослого человека опасности возможны на рабочем месте, дома, на улице, в транспорте, во время путешествий, отдыха и т.д. Ребенка опасности могут поджидать на улице во время игры, по дороге в школу, во время учебных занятий, при нахождении дома одного и особенно в период школьных каникул.

Все опасные и вредные факторы образуют вокруг человека опасные ситуации, при которых возможно возникновение несчастных случаев.

Опасная ситуация – это неблагоприятная обстановка, в которой действуют вредные и опасные факторы различной природы, угрожающие здоровью, жизни человека, его имуществу и среде обитания.

В процессе жизнедеятельности человек может оказаться в любой опасной ситуации (заблудился в лесу, получил травму, подвергся нападению хулиганов и т.д.), когда для выживания потребуется мобилизация всех сил, умений и навыков. Такая обстановка, где присутствует угроза жизни и здоровью человека, называется экстремальной. При этом ограничена или исключена возможность помощи от других людей. По определению группы авторов экстремальная ситуация – это такие возникшие сложные опасности, которые требуют для защиты жизни и здоровья человека напряжения всех его физических и духовных сил (М.П. Фролов, А.Т. Смирнов, С.В. Петров, Е.Н. Литвинов и др.).

Экстремальная ситуация возникает при нахождении человека в ледяной воде, в пути во время снежной бури, при пожаре и т.д. В последнее время получило широкое распространение увлечение экстремальными видами спорта, где «экстремалы» в сверхтяжелых, автономных условиях существования должны проявить все свои умения и навыки, чтобы выжить. К возможным экстремальным ситуациям готовят себя летчики-испытатели, космонавты, спасатели, моряки и т.д., чьи профессии связаны с опасностями.

Часто на определенной территории в результате опасных социальных ситуаций, природных явлений, техногенных аварий и катастроф, а также экологических бедствий нарушаются нормальные условия жизнедеятельности людей, возникает реальная угроза их жизни и имуществу. Такая обстановка называется чрезвычайной ситуацией и требует определенных усилий государственных структур и населения по предотвращению и ликвидации ее последствий.

Точное определение чрезвычайной ситуации дается в Федеральном законе «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (1994): Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или уже повлек за собой человеческие жертвы, причинить ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, сопровождаться значительными материальными потерями и нарушением жизнедеятельности людей.

Читайте также:
Оползень - что это такое, как с ним борются и как вести себя при ЧС

Чрезвычайные ситуации бывают природного, техногенного, социально-криминального, экологического, биологического, военного характера. Чрезвычайные ситуации природного характера – это стихийные бедствия, которые бывают литосферного, атмосферного, гидросферного происхождения. Под ЧС техногенного характера понимают аварии и катастрофы, происходящие в техносфере и связанные с производственной, бытовой деятельностью человека и транспортом. К ЧС социально-криминального характера относятся проблемы, не согласующиеся с Российским законодательством. Они подразделяются на опасности без физического воздействия (мошенничество, шантаж и т.д.), с физическим воздействием на человека (изнасилование, убийство, террор и т.д.), общественные выступления (демонстрации, беспорядки, революции и т.д.). Биологические ЧС – это массовые заболевания населения и животных в связи с распространением инфекционных заболеваний. Они подразделяются на эпидемии, эпизотии, эпифитии. Военные ЧС связаны с применением оружия различного типа против населения другого государства или с целью подавления воли своего народа.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 13.09.1996 г. «Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», чрезвычайные ситуации классифицируются по сфере возникновения, по масштабу последствии и по ведомственной принадлежности.

Классификация чрезвычайных ситуаций

региональные (последствия охватывают территорию нескольких субъектов Рос сии, пострадавших от 100 до 500 человек)

федеральные (происходит на территории одной страны, пострадавших от 500 до 1000 человек)

трансграничные (глобальные), выходящие за пределы одной страны, пострадавших может быть более 1 тыс. человек

По масштабу распространения и тяжести последствий чрезвычайные ситуации подразделяются на: локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные, трансграничные.

Некоторые авторы предлагают четырехуровневую систематизацию чрезвычайных ситуаций (А.Н. Лисин). Он предлагает разделить их на группы (природные ЧС, техногенные ЧС, социальные ЧС), типы (геофизические, геологические и др.), виды (землетрясения, наводнения), классы (литосферные, атмосферные и др.) (рис. 1).

ЧС природного характера (стихийные бедствия)

Рис.1. Схема классификации ЧС

Для того чтобы избежать несчастных случаев и нарушений здоровья и экстремальных и чрезвычайных ситуациях, каждыйчеловек должен хорошо знать и соблюдать все условия безопасности, правильно организовывать свою деятельность.

Безопасность – это состояние защищенности человека, его имущества и окружающей среды от воздействия неблагоприятных опасных факторов.

Обеспечение безопасности и здоровья человека, особенно подрастающего поколения, должно быть главной целью любого общества. Для целенаправленной подготовки обучающихся к поведению в возможных опасных ситуациях введены дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в общеобразовательных учреждениях и «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) в средних и высших учебных заведениях.

Эти дисциплины изучают сложный процесс взаимодействия человека и окружающей среды.

Основными задачами БЖД являются:

• распознавание и оценка негативных воздействий средыобитания;

• снижение отрицательных последствий опасных и вредных факторов на окружающую среду и человека;

• обучение населения, особенно молодежи, правилам поведения, алгоритмам действий в возможных экстремальных и чрезвычайных ситуациях.

Воспитание любви к окружающей среде, привитие подрастающему поколению основных умений и навыков существования в различных опасных ситуациях должно стать основной целью подготовки будущего педагога.

Модернизация системы обучения и воспитания современного поколения молодых людей предусматривает кардинальные перемены в профессиональной подготовке будущих учителей с формированием у студентов мировоззренческих установок здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.

2. Основы национальной безопасности

Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в стране. Российская Федерация является многонациональной великой страной, которая играет немаловажную роль в мире.

Во внутриполитической сфере национальные интересы России должны быть направлены на:

• сохранение стабильности конституционного строя;

• обеспечение территориальной целостности государства;

• создание единого правового пространства;

• становление правопорядка и демократического общества;

• обеспечение гражданского мира и межнационального согласия;

• защита личности, общества от терроризма, религиозного экстремизма, чрезвычайных ситуаций;

• обеспечение высокого, достойного уровня жизни народа;

• укрепление духовных, нравственных ценностей общества;

• воспитание патриотизма человека.

Во внешней политике соблюдение национальных интересов предполагает:

• обеспечение суверенитета и укрепление позиции России во всем мире;

• развитие экономических, политических и других связей со всеми странами;

• соблюдение и защита прав и свободы гражданина России.

Несмотря на определенные усилия со стороны Президента и Правительства, для укрепления национальной безопасности России остается еще множество факторов, угрожающих наци, шальной безопасности страны:

• в экономике: нестабильность банковской системы; экспорт сырья и импорт предметов потребления; отток научных кадров и другие страны; неразумная приватизация рентабельных предприятий; коррупция в государственной структуре и т.д.;

• во внутриполитической сфере: продолжающиеся межнациональные конфликты; рост и развитие религиозного экстремизма, терроризма и преступности; расслоение людей на богатых и бедных и т.д.;

•в социальной сфере: реформы в системе образования, я и социальной защиты; распространение наркомании, алкоголизма, курения среди молодежи; расслоение общества на богатых и бедных; продолжающееся сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни и т. д.;

• в международной сфере: расширение НАТО; появление вблизи России военных баз других стран; осложнение межгосударственных отношений с соседними странами; территориальные претензии других стран;

•в информационной среде: преобладание в средствах массовой информации культа насилия и агрессии; пропаганда и реклама табака, спиртных напитков;

•в воспитательной сфере: свертывание работы спортивных и культурных учреждений, особенно детских; недостаточное финансирование учебно-воспитательных программ; ликвидация многих молодежных организаций;

•в военной сфере: нескончаемая реформа военных сил; ослабление военной мощи России; уменьшение военного присутствия России в странах СНГ; активизация спецслужб других стран на территории страны;

•в экологической сфере: бесконтрольный вывоз природных ресурсов России в другие страны; низкая экологическая культура населения; превращение России в мировую свалку радиоактивных отходов; продолжающееся ухудшение экологической ситуации в стране.

Читайте также:
РСЧС расшифровка аббревиатуры, цель создания, структура и уровни реагирования системы предупреждения и ликвидации ЧС, основные функции и задачи, силы и средства

В таких условиях Россия обязана обеспечить защиту своей национальной безопасности. Для этого государство, прежде всего, должно укрепить целостность страны и повысить ее авторитет во всем мире.

3. Продовольственная безопасность

Продовольственная безопасность – неотъемлемая составляющая часть национальной безопасности, одно из коренных условий реализации права человека на жизнь, поскольку основой жизни является питание. К жизненно важным продуктам относятся: зерно, картофель, мясо, молоко, яйца, рыба, овощи, фрукты, соки, которые являются основой рациона питания населения.

Наиболее показательным критерием продовольственной безопасности России является соотношение между необходимым и фактическим уровнем производства пищевых продуктов. Нынешнее обилие продуктов крайне неустойчивое, т.к. наполнение внутреннего рынка импортными товарами создают иллюзию насыщенности.

В настоящее время потребление ценных продуктов у большинства населения существенно отстает от физиологических норм.

Физиологические нормы питания – это научно обоснованные нормы потребления пищевых продуктов, при которых полностью удовлетворяется физиологическая потребность человека в необходимых веществах и энергии. Она установлена Международной продовольственной организацией при ООН (ФАО) и составляет 3000 калорий в день. В России потребляют 2300 калорий, из них 2000 калорий за счет импортных продуктов. Уровнем голода считается 1600 калорий.

Критерием прожиточного уровня в России является стоимость потребительской корзины, характеризуемой набором продуктов питания, товаров и услуг одним человеком в год.

В потребительскую корзину в целом по Российской Федерации на одного человека входит следующий набор продуктов питания: хлебные продукты – 122 кг, картофель – 110 кг, овощи 98 кг, свежие фрукты – 24 кг, сахар – 21 кг, мясопродукты – 27 кг, рыбопродукты – 13 кг, молоко – 235 литров, яйца – 142 шт., масло -11 кг.

На сегодняшний день продуктовый набор возможно пополнить в основном за счет импортных продуктов, нередко вредных дня здоровья. Большинство из ввозимых в Россию продуктов питания трансгенные и не всегда проходят лабораторный анализ. Это способствует поступлению на отечественный рынок экологически некачественных загрязненных продуктов питания, не находящих спроса в странах-экспортерах. Классическим примером тому являются куриные «ножки Буша». Попытка правительства России отказаться от импорта этого некачественного и вредного для здоровья населения продукта привела к экономическому нажиму со стороны США. Это является ярким примером утраты продовольственной зависимости России от импорта продуктов.

В России официальная стоимость продуктового набора потребительской корзины определяется в 1400 рублей. Прожиточный минимум в России в среднем на душу населения составляет 2600 рублей. Почти половина этой суммы тратится напитание.

Современный рацион городского жителя строится на излишнем употреблении продуктов с большим количеством животных жиров, консервантов.

Из-за избыточного употребления этих продуктов питания одним из самых распространенных заболеваний стал атеросклероз. Это болезнь сосудов, приводящая к инсульту и инфаркту. Факторами риска атеросклероза, кроме жирной пищи, являются недостаточная двигательная активность, курение и стресс.

Согласно экспертам, для обеспечения продовольственной безопасности России и экологической безопасности человека при питании необходимо:

•поднять пошлину на импортные продукты;

•ввести гарантированные закупки отечественной сельхозпродукции по фиксированным ценам;

•усилить контроль качества отечественной продукции, меры охраны окружающей среды;

•создавать условия сельскохозяйственным работникам дня производства конкурентоспособной продукции;

•сократить употребление животных жиров до минимума;

•больше употреблять свежих овощей и фруктов;

•по возможности стараться заменять сливочное масло

•одним из главных блюд в рационе должна быть каша;

•нужно быть умеренным в еде;

•калорийность пищи должна соответствовать энергетическим затратам организма.

4.Экологическая безопасность

Человечество долгое время находилось в непосредственной зависимости от окружающей среды. В процессе эволюции оно начало оказывать влияние на саму природу, причем не всегда положительное. Человек издавна рассматривал окружающую среду как источник ресурсов, стремясь улучшить условия своего существования. По мере роста объемов производства и населения скорость воздействия на окружающую среду стали слишком велики.

В настоящее время назрела необходимость охраны чистоты воздуха, воды, почвы, животного и растительного мира.

В нашей стране охрана окружающей среды закреплена Конституцией РФ (ст. 42 и 58) и Федеральным законом «Об охране окружающей природной среды» (1993). Приняты Закон об охране атмосферного воздуха и Закон об охране и использовании животного мира.

В Республике Башкортостан, где нагрузка производственных отходов на природу очень велика, на защиту окружающей среды и охраны здоровья населения обращают пристальное внимание. Так, 2003 год был объявлен «Годом охраны здоровья», 2004 г. – «Годом физической культуры и спорта», 2005 г. – «Годом экологии и охраны окружающей среды», 2006 г. – «Годом благоустройства».

Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой.

Экологическая система (экосистема) – это совокупность совместно обитающих разных видов организмов и условий их существования, находящихся в закономерной связи друг с другом.

В экологической системе Земли различают следующие оболочки:

Литосфера («литос» – камень) – это внешняя твердая оболочка Земли (кора). Она состоит из трех слоев:

•осадочный – до 25 км;

•гранитный – от 25 до 45 км;

•Базальтовый – от 45 до 70 км.

Далее начинается мантия (жидкая магма), и в глубине 3 тыс. км. расположено ядро.

Диаметр Земного шара равен – 12,74 тыс. км.

Гидросфера («гидро» – вода) – водная оболочка Земли, которая включает:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: