Виды дипломных работ и их особенности

Какие бывают виды дипломных работ: разбираемся в структуре и особенностях

Приступаете к подготовке и написанию дипломной работы? Хотите, чтобы она была качественной и получила положительные отзывы от экзаменационной комиссии? Значит, пришло время определиться с видом дипломного проекта.

В этой статье я расскажу, зачем определять вид работы и что это в итоге вам даст.

Зачем определять вид будущего диплома?

Никто не будет возражать, что дипломная, в первую очередь, предполагает самостоятельную деятельность. Тем не менее, без определенной внешней помощи здесь не обойтись, поскольку процесс подготовки, написания и оформления основывается на конкретных правилах. Эти правила обычно прописаны в методических рекомендациях и общепринятом стандарте.

Так вот. Во-первых, определение вида поможет вам грамотно сгруппировать информацию и подготовить проект в строгом соответствии с установленными в вузе правилами.

Во-вторых, каждая отдельно взятая дисциплина предполагает отдельный тип исследования. К примеру, в дипломной по психологии всегда есть эмпирическая часть с расписанными методиками, конкретными результатами тестов и опросов.

В-третьих, от выбранного типа зависят методы работы и специфика их реализации.

Структура дипломной

Важный момент. Перед тем, как сесть за написание дипломной, стоит заглянуть в методические рекомендации. В них вы найдете всю необходимую информацию по составлении структуры будущей работы, ее скелета.

Казалось бы, раз дисциплина определяет вид работы, то структура не может быть одинаковой для всех. Тем не менее, несмотря на все различия, в этом плане все работы схожи.

В каждом виде дипломного проекта есть титульный лист, введение, оглавление, основная часть, заключение, список литературы, приложения. Почти одинаковые требования предъявляются к количеству страниц и использованных источников.

Акцент на теорию или практику?

Такой выбор зависит от темы работы, предмета исследования и общих правил вуза. Исходя из этого, выпускная квалификационная работа может быть:

  • теоретической. Ее отличает отсутствие практической части, поэтому чаще всего это работа выпускника гуманитарной специальности. Нередко в основе теоретического диплома лежит биография, которая в конце анализируется. Обязательное условие — наличие собственных выводов на основе проведенного анализа;
  • эмпирической. Главное здесь — практика, что характерно для точных и естественных наук (биологии, химии, математики и др.). Простым анализом в данном случае не обойтись. Вам придется выдвинуть гипотезу, провести исследование и доказать правильность выдвинутой гипотезу добытыми на практике данными;
  • проектом. Многие считают этот тип разновидностью эмпирической работы, поскольку многое в нем связано практикой. Все потому, что здесь вы должны предложить собственный проект, реализовать его, пронаблюдать и описать полученные результаты. Сделать это проще всего в условиях лаборатории или специального практического класса, которые не всегда доступны.

Сейчас я перечислил наиболее общие варианты работ. Однако если вы максимально углубляетесь в тему и учебную дисциплину (ориентируетесь прежде всего на них), то такой классификации будет недостаточно.

Дополнительные типы дипломных работ

Все нижеперечисленные типы определяются с учетом дисциплины, предмета и объекта исследования. Выделяют:

  • историко-биографический;
  • описательный;
  • методический;
  • специально-предметный;
  • экспериментальный.

Каждый из них отличается рядом особенностей и основан на определенных правилах.

Историко-биографический

Если у вас гуманитарная специальность — это то, что вам нужно. Здесь можно (и стоит) описывать:

  • научные биографии выдающихся людей (и невыдающихся тоже);
  • роль в истории конкретного персонажа (персонажей);
  • исследование творчества и творческого пути какого-либо исторического деятеля;
  • значимость отдельно взятого явления или события.

Такой вид работы предполагает, что есть теоретическая и практическая части. В первой вы должны рассказать о том, что исследуете. Во второй — проанализировать это и сделать выводы.

Описательный

Если вы выбрали этот тип, будьте готовы к тщательному изучению и поиску фактов, о которых мало или почти никто не знает. Вы должны примерить на себя роль первооткрывателя. Ваша задача — описать найденные факты и дать им объективную оценку.

Будьте внимательны с практической частью. В ней важно представить подробный анализ приведенной информации, сформулировать на ее основе научные выводы. Описательный тип как нельзя лучше подходит гуманитарным дисциплинам.

Методический

На вашем месте я бы хорошенько подумал, прежде чем выбрать этот вид работы. Он достаточно сложный.

Во-первых, вам нужно будет проанализировать методы, которые используются в какой-либо науке, и если с ними что-то не так, предложить варианты их улучшения.

Во-вторых, вам нужно придумать собственный вариант проведения анализа, который гармонично впишется в уже существующие, но будет от них значительно отличаться.

В методическом типе особое внимание уделяется формулированию целей и задач исследования. Думать над ними нужно тщательно и долго, поэтому избегайте поверхностных выводов, оценок и суждений.

Читайте также:
Система образования в Великобритании структура системы, высшее образование

Специально-предметный

Такие исследования — отличительная характеристика химических и физико-математических факультетов. В них выпускники обычно решают множество задач, то есть, занимаются специальным предметным исследованием.

Ваша задача — выбрать сложный пример, в котором фигурирует очень много данных и к решению которого нужен особенный подход. Недостаточно просто обозначить итоговый результат работы. Важно последовательно показать все этапы его получения.

Иногда такой вид ВКР используют, когда предполагается создание астрономической, физической или математической модели.

Экспериментальный

Один из немногих видов, который предлагает самостоятельную научную работу — с полным погружением в тему. Все это предполагает изучение большого объема литературы, разработку новой гипотезы и обоснование ее на практике. При этом, нужно подробно описать и саму гипотезу, и факты. Все доказательства вы должны придумать сами — это будет большим бонусом при оценке работы.

Не забудьте о целях: здесь они играют едва ли не ключевую роль.

Смешанные типы

Бывает и так, что какой-то один конкретный тип не подходит под будущий дипломный проект. Не проблема. Просто берите несколько типов и комбинируйте. Это даже может оказаться эффективнее всех вышеперечисленных вариантов. Ведь каждый из них акцентирует внимание или на теории, или на практике. А простая комбинация помогает уделить внимание двум аспектам сразу.

Рассмотрим на конкретном примере. Допустим, в теоретическом блоке вы описываете биографию какого-либо художника, а в практическом — анализируете его вклад в искусство, профессиональные достижение и разбираете отдельные полотна.

Блог Студланса о студлансе!

Курсовые / рефераты / решение задач

Доступные цены! Сроки от 1 дня!

Типы дипломных исследований

Для того, чтобы успешно написать и защитить дипломную работу, нужно представлять, что именно вы пишете. «Диплом, конечно!» – возмущённо ответит студиозус. Да, диплом, но вот какой? Теоретический? Эмпирический? Смешанный? А если теоретический – то исторический, описательный или методологический?

Зачем нужно знать, какой тип диплома вы пишете

Если студент не представляет, какой тип дипломной работы полагается писать на его кафедре, с ним могут случиться всякие неприятные истории. Например, принёс диплом преподавателю – вроде бы всё, как полагается: и оформление идеальное, и тема раскрыта глубоко, и выводы умные. А препод разворачивает на 180 градусов: мол, голубчик, а не пошли бы вы написать экспериментальную часть исследования? А теоретическую часть, столь чудесным образом расписанную, потрудитесь сократить раз в три, дабы не раздувать объём.

Или, скажем, попросил студент любимую кузину написать диплом. Из родственной любви или за некое вознаграждение (вы же понимаете, что родственникам не особо-то хочется потратить несколько недель на ваши учебные проблемы?) кузина написала дипломную работу. А преподаватель ехидно улыбается: «Ну, голубчик, как же это вы так накосячили? На нашем факультете отродясь эмпирических глав не писали! На кой чёрт вы провели анкетирование на тему отношения рабочих металлургического завода к Иммануилу Канту, а затем ещё и сравнили с отношением офисных работников к оному мыслителю?».

А дело всё в том, что кузина закончила факультет психологии, и без анкетирования написание диплома себе не представляет.

Вообще, конечно, такие случаи – редкость, поскольку ещё на этапе написания курсовых, пролистывания методички и составления плана дипломной работы студент узнаёт, какой именно тип диплома будет писать (даже если не знает, как этот тип называется). И план вчерне отражает специфику типа дипломной работы. Тем не менее, на каждом факультете ежегодно пара-тройка студентов, проспавших всё и вся, удивляет такими косячищами, что они становятся легендарными.

На наш взгляд, понимание того, какого типа у вас дипломная работа, необходимо как минимум по трём причинам:

1) для составления плана дипломной работы, соответствующего требованиям кафедры;

2) для подбора методов исследования, то есть для выбора методологической базы;

3) для того, чтобы получить то, что нужно, если решили вы заказать диплом студлансеру (рекомендуем уже на этапе оформления тендера и или прямого обращения к автору отметить, какой тип дипломной работы вам необходим – ведь студлансеры обычно специализируются не только по учебным дисциплинам, но и по типам проводимых исследований).

Классификация типов дипломных исследований

Основная классификация выделяет следующие виды дипломных работ:

  1. Теоретическое исследование. Это работа, основанная на критическом анализе научных источников (литературы). Этот анализ выступает базой для собственных теоретических положения автора дипломной работы. Автор вносит свой вклад в теорию рассматриваемой проблемы, возможно – демонстрирует оригинальную точку зрения, новое видение темы.
  1. Эмпирическое исследование. Этот вид дипломных работ основывается на обработке и интерпретации материалов эмпирического, или опытного, исследования, проведенного лично автором. Он должен провести реальное исследование и использовать полученные факты для того, чтобы подтвердить выдвинутую во введении гипотезу.
  1. Смешанное исследование. Это работа, объединяющая теоретический и эмпирический подход. Такие дипломные исследования чётко делятся на две части – теоретическую и эмпирическую исследования. Это, пожалуй, самый распространённый тип дипломов, поскольку позволяет автору продемонстрировать умение работать с комплексом научных источников и проводить личные эмпирические исследования.
  1. Проект. Представляет собой практическую разработку, предназначенную для непосредственного внедрения в практику. Обычно дипломные проекты защищают архитекторы, инженеры. Основную часть проекта в этом случае представляют чертежи. Но могут быть и проекты, созданные студентами других специальностей. Например, будущие психологи могут защищать проекты тренинговых, диагностических или коррекционных методик.
Читайте также:
Рецензия на научную статью - содержание и оформление

Проекты иногда относят к эмпирическим дипломным работам, поскольку, в зависимости от дисциплины, это может быть формирующий эксперимент или развитие теоретической идеи в практическом направлении. Некоторые методологи считают, что проект лучше выделять в отдельный вид дипломных работ ввиду высокого уровня практической значимости.

Кроме того, из проектно-эмпирического направления выделяются подвиды: экспериментальные, опытнические и др. исследования. К числу проектно-практических работ также можно отнести специальное предметное исследование, подразумевающее решение конкретной математической задачи (достаточно трудоёмкой, чтобы посвятить этой работе целый диплом) или создание физической, математической, астрономической модели.

Теоретические исследования, в свою очередь, делятся на три типа:

  • Исторические (имеется ввиду не отношение работы к истории как научной дисциплине, а её характер). Это работы, посвящённые изучения опыта известных деятелей науки, изучение истории и тенденций науки и образования, а также сравнение научных методов и положений, бытовавших в различные эпохи. Очень часто этот тип исследования используется при написании введения или специального пункта теоретической главы диплома, но и весь диплом тоже может быть посвящён раскрытию данных вопросов.
  • Описательные (описательно-аналитические). Это исследования, предполагающие описание неизученных документальных данных, раскрытие темы на основе новых или хотя бы по-новому интерпретированных фактов. Строго говоря, чисто описательных дипломных исследований практически не бывает, так как от дипломника требуется демонстрация способности делать обобщения и выводы. Поэтому доля аналитики в описательном исследовании присутствует, даже если оно посвящено описанию неизвестных дотоле фактов. Эти факты мало описать (как, например, в книге «Жизнь Пипина Стопятнадцатого»), нужно ещё и проанализировать их достоверность – как минимум, а лучше – вывести на основании описанных фактов серьёзные обобщения.
  • Методологические. Это работы, посвящённые изучению и сравнению различных методов исследования, а главное – разработке новых методологических подходов. Это достаточно сложный тип работы, который требует не только глубокого знания предмета, но и способности видеть методологические основы науки.

Какими бывают дипломные исследования?

Каждый студент по окончании обучения в СУЗе или ВУЗе пишет дипломный проект. Это фактически его прямая и самая что ни на есть «святая» обязанность, без выполнения которой он не сможет стать официально квалифицированным специалистом.

Каждый студент по окончании обучения в СУЗе или ВУЗе пишет дипломный проект. Это фактически его прямая и самая что ни на есть «святая» обязанность, без выполнения которой он не сможет стать официально квалифицированным специалистом.

Из чего состоит дипломная работа

Большинство студентов полагает, что дипломная работа – это обычный письменный проект, в котором нужно детально рассмотреть конкретный вопрос и показать его действие на конкретном примере. Отчасти так оно и есть, но на самом деле дипломные проекты бывают разных видов.

Какие виды дипломных исследований существуют?

Писать дипломный проект – это целая эпопея. Здесь требуется особый подход, наличие конкретных знаний и умений.

Все дипломные проекты можно классифицировать в зависимости от специальностей, отраслей. Поэтому в каждом из них будут присутствовать разные способы сбора и обработки информации, методы проведения исследования и пр. Сегодня мы расскажем о разновидностях дипломных исследований.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Тип №1. Теоретическое исследование.

Дипломный проект теоретического плана предполагает изучение и сопоставление разных источников информации, проведение анализа данных и выдвижение собственной «теории». Здесь важно, чтобы автор сумел грамотно преподнести свое предложение, показать его эффективность и необходимость.

В теоретических исследованиях фактически отсутствует «практическая» значимость проекта. Здесь не будет каких-либо расчетов, разработок практического плана. В дипломной работе теоретического характера будут рассмотрены различные теории и концепции в рамках конкретной темы, выдвинута своя идеология, которая поможет упростить или разобраться с решением актуальной проблемы.

Дипломные исследования теоретического плана важны для науки и развития научной мысли. Чаще всего такие проекты пишут выпускники гуманитарных направлений.

Читайте также:
Могут ли не допустить к ЕГЭ неаттестация учеников в 11 классе, список причин

Какие бывают исследования?

Тип №2. Эмпирические исследования.

Дипломный проект в этом случае представляет собой не только обзор существующих теорий правил, методик, но и проведение эксперимента на практике. Фактически студент должен в реальной жизни проанализировать ситуацию на примере конкретного объекта, выявить его проблему и предложит план мероприятий, который поможет решить ее ил смягчить ее воздействие.

В эмпирических исследованиях важны точные расчеты, анализ данных, сопоставление их между собой, с нормативами, определение степени воздействия проблемы на объект. Более того, практически раздел будет содержать рекомендательную часть, где автор ВКР предложит конкретные действия и покажет их эффективность (экономическую, физическую и пр.).

Тип №3. Смешанное исследование.

Данная разновидность включает в себя элементы вышерассмотренных исследований: теоретическое и практическое исследование проблемы в дипломной работе. В последнее время именно этот вид дипломных исследований применяется выпускниками ВУЗов. Он позволяет всецело рассмотреть тему, показать умение применять полученные в ходе обучения знания на практике и пр. Здесь автор ВКР не просто изучает собранные материалы, но и проводит собственный эксперимент, исследование для написания практического раздела.

Тип №4. Проект.

Проект следует рассматривать не просто как выпускную работу, а как значимый и весомый план действий, готовый к реализации в жизни. Дипломные проекты выполняют выпускники прикладных профилей (чаще всего строительного): инженеры, архитекторы, строители и пр. Здесь важно не просто предложить идею, но и показать ее всесторонне: необходимость и целесообразность, затратность и окупаемость, безопасность, востребованность и пр.

Следует отметить, что проект сочетает в себе все элементы теоретического и эмпирического исследования, но требования к его выполнению и внедрению на практике более жесткие. В частности, все расчеты должны быть максимально точными, все действия и мероприятия должны соответствовать утвержденным и действующим в стране регламентам (пожарная безопасность, охрана труда, трудовое право и пр.).

Зачем нужно разбираться в видах дипломных исследований?

Вид исследования ВКР зависит, прежде всего, от специальности обучения и выбранной темы. Студент должен изначально понимать, какая разновидность диплома приемлема на его кафедре в ВУЗе. Зачем? Ответ прост: чтобы в дальнейшем не возникло проблем.

Например, Вы успешно выполнили дипломную работу: все сторонне рассмотрели вопрос, показали его важность, предложили план мероприятий. Научный руководитель посмотрел на работу и вернул ее, отметив отсутствие практической части, большой объем теории и пр. Прежде всего, от вида исследования зависит, какие действия будет предпринимать выпускник, что проводить и о чем и как писать.

От вида дипломного исследования будет также зависеть алгоритм действий выпускника: что нужно искать, где, как подбирать материал, систематизировать данные, что предлагать, на что полагаться и пр. Более того, от разновидности исследования могут зависеть и методы. Например, в теоретических исследованиях ни к чему математические расчеты, моделирование и пр.

Поэтому, прежде чем приступать к написанию дипломной работы, разберитесь в его нюансах: вид работы, что и как нужно изучать, где брать данные и как их интерпретировать.

Трудности с учебой?

Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Виды и типы дипломов

Хоть и говорят, что главное – человек, а не место, в котором он учился, все же работодатели нередко обращают внимание именно на диплом. Встречают по одежке, а провожают по уму – эта поговорка относится и к наличию диплома у будущего специалиста.

На нашем телеграм-канале масса материалов, которые будут полезны абитуриентам и выпускникам, а в группе – материальные выгоды в виде акций и скидок.

Сегодня расскажем, какие бывают дипломы в системе современного высшего образования, чтобы студент понимал, какие у них есть преимущества.

Классификация дипломов по разным признакам

Принято разделять виды дипломов о высшем образовании по разным признакам.

Виды дипломов по цвету

По цвету бывают следующие дипломы:

  1. Красные. Самые престижные дипломы, которые получают отличники. Им приходилось безупречно сдавать каждую сессию, получая максимальные отметки и по основным, и по дополнительным предметам с первого курса непосредственно до выпуска.
  2. Синие. Самые обычные «корочки», которые просто подтверждают наличие у выпускника высшего образования.

Виды дипломов по научной квалификации

По уровню научной квалификации дипломы бывают:

  1. Бакалаврский. Болонская система позволила приравнять этот документ к диплому о получении оконченного высшего образования. Получить его можно после 4 курсов обучения в обычном вузе и после 5 лет обучения в медицинском. Единственное отличие от полноценного диплома после окончания полного срока обучения – его обладатель не может занимать руководящие должности и иметь частную практику.
  2. Диплом специалиста. То же самое, что магистерский диплом, только устаревший вариант. Является доказательством получения полного высшего образования и позволяет его владельцу продвигаться по службе.
  3. Магистерский. Свидетельство оконченного высшего образования с двумя дополнительными годами обучения. Обладатель этого документа может не только занимать руководящие должности, но и заводить частную практику с получением лицензии, работать в научной сфере и преподавать.
  4. Кандидатский. Диплом еще более высокого уровня – свидетельство узкой специализации в конкретной области (например, не просто юрист, а юрист-международник). Можно приравнять к полноценному научному званию. Диплом откроет своему обладателю доступ к исследованиям и научной карьере. Это будет первая степень для тех, кто хочет получить статус профессора. Очень ценится работодателями.
Читайте также:
Чем отличается институт от университета что выше, разница, что круче

Виды дипломов по аккредитации

У диплома любого образца есть обратная сторона, о которой мало кто знает – аккредитация. Не все высшие учебные заведения ее проходят. В итоге даже красный диплом может совершенно ничего не значить, если у его вуза нет аккредитации.

По этому пункту дипломы бывают:

  • государственного образца;
  • установленного образца.

Работодатели больше ценят первый, а второй могут вообще не принять как аргумент.

Стоит отметить, что дипломы любого образца – это вовсе не 100%-й показатель знаний учащегося. И опытный наниматель всегда проверит знания и навыки кандидата, чтобы подкрепить правомерность документа практически.

Другие типы дипломов

Не всегда для получения работы мечты нужно иметь один или два аккредитованных диплома об окончании высшего учебного заведения.

Порой, профессиональные курсы могут за несколько месяцев предоставить учащимся качественные знания и привить прочные навыки, которых не даст ни один вуз за все годы обучения.

В этом случае работодателю неважно будет наличие диплома вуза – он будет обращать на дипломы и свидетельства окончания прохождения этих курсов, даже если соискатель пошел на них в школьном возрасте или сразу после школы.

Не все профессии требуют обязательного диплома государственного образца. Если врач или преподаватель обязаны его получить для будущей карьеры, то специалисты по маникюру, массажисты или бариста вполне могут работать с дипломами установленного образца. Их работодателям гораздо важнее уровень практических навыков, а не формальности.

Впрочем, абитуриент или студенту не так важно, в вузе какого типа (аккредитованном или нет) он учится: сессия наверняка везде будет жесткой. Но со специалистами сервиса студенческой помощи у вас всегда будет шанс его получить и сделать все от вас зависящее.

  • Контрольная работа от 1 дня / от 120 р. Узнать стоимость
  • Дипломная работа от 7 дней / от 9540 р. Узнать стоимость
  • Курсовая работа 5 дней / от 2160 р. Узнать стоимость
  • Реферат от 1 дня / от 840 р. Узнать стоимость

Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.

Виды дипломных работ

Выпускная квалификационная работа может представлять собой:

1) научно-исследовательскую разработку — научное исследование, включающее эмпирическое или теоретическое исследование;

2) обоснованный и апробированный проект коррекционной, тренинговой или диагностической методики (программу, методику психокоррекции, обучения, тренинга или методическую разработку измерительной, диагностической методики);

3) учебно-методическую разработку – проект учебно-методического комплекса учебной дисциплины, входящей в государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.

1.1.1. Теоретическим называется исследование, в котором кроме обзора и критического анализа литературы, имеются собственные предложения автора, направленные на решение поставленной проблемы. Это авторский вклад в метод решения проблемы, новое ее видение, оригинальная точка зрения.

Примерами научной новизны может служить самостоятельный сравнительный анализ различных научных концепций и подходов, новая классификация, систематизация, операционализации существующих психологических явлений, обоснованное введение в оборот нового определения или понятия, новой структуры описываемых явлений.

К исследованию теоретического типа предъявляются следующие требования: точность определения используемых понятий и логичность, непротиворечивость рассуждений.

1.1.2. В основу эмпирического, или опытного, исследования положены не литературные данные, не понятия, а реальные достоверные факты. Такое исследование обычно проводится с использованием определенных методов сбора и анализа фактов, поэтому, как правило, содержит в себе методическую часть.

Следует подчеркнуть, что эмпирическое исследование не предполагает создания искусственной, экспериментальной ситуации для выявления и сбора необходимых фактов. В работах подобного типа исследователь просто наблюдает, фиксирует, описывает, анализирует и делает выводы из того, что происходит в жизни без его личного вмешательства. В этом отличие эмпирического исследования от экспериментального. Если, например, исследователь ставит перед собой задачу исследовать процесс психологической подготовки сотрудников и далее просто констатирует то, как этот процесс происходит в естественных условиях, то такое исследование будет эмпирическим.

Читайте также:
Подробный план сочинения по литературе в 10 классе - формулировка

Эмпирическое исследование может быть описательным и объяснительным. В исследовании первого типа опытным путем добываются и описываются некоторые новые факты, касающиеся малоизученных объектов или явлений. Объяснительное эмпирическое исследование включает в себя не только сбор и анализ, но и объяснение полученных фактов. Такое объяснение содержит в себе выяснение причин и причинно-следственных зависимостей между фактами, при котором неизвестное объясняется через известное.

1.1.3. В экспериментальном исследованиивыдвигаются и научно проверяются гипотезы и предположения, практически реализуются научные концепции, дающие существенный эффект. Эксперимент — наиболее сложный вид исследования, наиболее трудоемкий, но вместе с тем наиболее точный и полезный в познавательном плане.

Основными признаками любого экспериментального психологического исследования являются следующие:

1. Наличие проблемы, т.е. актуального и жизненно значимого вопроса, который требует решения и на который невозможно найти правильный ответ без проведения специального экспериментального научного исследования.

2. Наличие научной гипотезы — четко, логически непротиворечиво сформулированного предположения о том, как в принципе может быть разрешена проблема.

3. Наличие такого гипотетического решения данной проблемы, которое не является очевидным и требует доказательства или проверки.

4. Подготовка и проведение научного эксперимента, предназначенного для проверки этой гипотезы.

5. Сравнение экспериментально установленных результатов с данными, имеющимися до проведения исследования, с использованием достоверных и точных методов математической статистики.

1.1.4.В особую группу выделяются так называемые методические исследования. Их основная цель заключается в том, чтобы разработать, обосновать и проверить на практике по критериям валидности, надежности, точности и однозначности проект:

· новой психодиагностической методики;

· проект тренинговой (обучающей) программы;

· проект программы, корректирующей некоторое психическое свойство.

Если создаваемая методика тестового типа, то для нее помимо развернутого теоретического обоснования обязательно устанавливаются тестовые нормы, а также точно описываются и выверяются процедура, правила проведения, способы анализа и интерпретации получаемых данных. Если же создаваемая методика формирующего или корректирующего типа, то, во-первых, должно быть представлено ее развернутое теоретическое обоснование, во-вторых, дано подробное описание того, что и как с помощью этой методики формируется, в-третьих, указано, где, как и когда на практике эту методику можно применять.

1.1.5. Учебно-методическая разработка – проект учебно-методического комплекса учебной дисциплины, который, как правило, включает в себя: программу учебной дисциплины; учебно-методическое пособие и раздаточный материал (по темам в соответствии с программой учебной дисциплины); контрольные задания для проверки остаточных знаний; материалы к практическим занятиям (комплект проблемных, ситуационных заданий, сценариев игр и тренингов, кинофильмов, наглядных пособий, контрольных заданий и тестов для проверки уровня базовых знаний); список основной и дополнительной литературы, сведения о наличии литературы по дисциплине в библиотеке с указанием количества экземпляров. В отдельных случаях по согласованию с руководством института студент может разрабатывать не весь учебно-методический комплекс дисциплины, а его отдельные компоненты (например, учебно-методическое пособие, курс лекций, комплект наглядных пособий и обучающих программ для компьютерного применения и др.).

Дипломная работа

Защита выпускной квалификационной работы – одна из форм ГИА (государственной итоговой аттестации) студентов, завершающих учебу в вузах. Для оценки комиссией, которая состоит из преподавателей, представителей работодателей или ведущих специалистов родственной профилю обучения профессиональной сферы, бакалавры представляют свои ВКР, специалисты – дипломные работы, магистры – диссертации.

Что такое диплом

Дипломная работа – это письменное научное исследование на относящуюся к специальности выпускника тему, в котором он демонстрирует соответствие освоенного объема теоретических знаний и практических умений федеральным образовательным стандартам.

ВКР, или диплом, специалиста, в зависимости от специфики направления обучения может выполняться в виде:

  • дипломной работы – ее в большинстве случаев пишут студенты, изучающие естественные, гуманитарные, общественные науки или осваивающие творческие профессии, с целью систематизировать приобретенный в вузе теоретический багаж и показать владение навыками, необходимыми для самостоятельной работы;
  • дипломного проекта – его делают, как правило, выпускники технических вузов и прикладных специальностей, так как он подразумевает выполнение расчетов, подтверждающих предложенное автором решение конкретных практических задач, или содержит элементы проектирования – разработку методик, моделей, инструкций, программ, технологий, бизнес-планов.

Написать дипломную работу могут и «технари», если исследование носит фундаментальный академический характер, к примеру, в области физики, и, наоборот, гуманитариям по силам сделать полноценный проект с образцом инновационного алгоритма проведения соцопроса или прогрессивной методологией сбора и обработки данных.

Думать о том, как писать диплом, не надо только студентам-медикам – для подтверждения квалификации они сдают госэкзамены и проходят первичную профессиональную аккредитацию (за редким исключением: например, будущие врачи и провизоры, осваивающие свои специальности на факультете фундаментальной медицины МГУ, все-таки пишут дипломы). Остальным выпускникам высших учебных заведений для успешного окончания обучения без написания ВКР специалиста (или бакалавра, магистра) не обойтись.

Читайте также:
Забирают ли в армию в академическом отпуске - условия и основания ВУЗа

Как писать дипломную работу

И проектные, и исследовательские дипломные работы пишутся под руководством научного куратора – преподавателя выпускающей кафедры, который закрепляется за студентом после выбора темы. Ее можно отобрать из предоставленного вузом списка или предложить самостоятельно: главное, чтобы она соответствовала специальности и поддавалась максимально полному раскрытию в рамках исследования.

Чтобы писать диплом было проще, надо найти золотую середину: тема не должна быть «заезженной» или слишком редкой. Иначе будет сложно найти никем не освещенные аспекты и, наоборот, подобрать материалы для разработки, анализа, аргументации, сравнения.

Следующий этап – комплексный и заключается в определении целей, задач, методов исследования, подборе и систематизации релевантной им литературы и параллельном составлении плана дипломной работы, который представляет собой предварительный набросок структуры и содержания будущего студенческого научного труда.

При знакомстве с источниками информации надо учитывать их новизну. Периоды устаревания учебной литературы устанавливает приказ Минобрнауки № 1623 от 11 апреля 2001 г.:

  • для общегуманитарного, социально-экономического профиля и специальных дисциплин – пять лет;
  • для общепрофессиональных, естественно-научных, математических предметов – десять лет.

Мерки актуальности не касаются источников углубленного фундаментального изучения вопроса. Не оговаривает приказ и сроки, после которых исследовательские публикации: статьи, диссертации, доклады и т. д. – считаются устаревшими, но вузовские нормоконтролеры при проверке дипломной работы на соответствие стандартам почти всегда ориентируются на требования, установленные для учебников. В ознакомительных целях никто не запрещает их использовать, но чтобы избежать отправки готового диплома на доработку, в список использованной литературы лучше включать только труды не старше пяти лет.

В январе 2017 года вступил в силу приказ Минобрнауки № 1651, отменяющий действие приказов № 1623 и № 133, регулировавших обеспечение вузовских библиотек научно-учебной литературой (именно в них и были прописаны сроки ее устаревания). Новый документ вызвал немало вопросов у экспертов академического сообщества, а официальные ответы ведомства на них ясности в ситуацию не внесли, поэтому преподаватели по-прежнему предпочитают придерживаться старых нормативов, определяя “срок годности” источников, использованных для написания дипломной работы.

Алгоритм написания

Схема работы над дипломом стандартна для всех студентов – по единому алгоритму к будущей защите идут выпускники, которые пишут и проектные, и исследовательские ВКР. В первую очередь надо определиться с научным руководителем, затем выбрать тему. Она утверждается перед началом преддипломной практики, на которую студент отправляется с подписанным завкафедрой заданием на ВКР.

В июне 2019 года запущена новая платформа федерального проекта “Профстажировки 2.0” – своего рода маркетплейс реальных задач. На портале крупнейшие российские компании и органы власти размещают кейсы заданий, которые требуют решения, что называется, здесь и сейчас. Именно они могут стать актуальной темой ВКР. Диплом или курсовая с решением такого кейса – это не работа для галочки, а выполнение конкретного запроса работодателя – лидера экономики или социальной сферы. Студентов, успешно справившихся с заданиями, их заказчики могут пригласить на стажировку (преддипломную практику), а затем и на работу.

До того как включаться в работу базового предприятия и приступать к сбору материала для написания диплома, научному руководителю надо предоставить список подобранной литературы и план будущей ВКР. После всего этого можно вдохновенно браться за научное творчество.

Последовательность этапов написания дипломной работы.

Структура дипломной работы

Согласно общепринятым правилам написания диплома его основная часть должна состоять из трех глав:

  1. Первая (не менее трех параграфов). Пишется на основании обобщения и анализа теоретической информации, почерпнутой из отобранных источников; раскрывает центральные понятия, суть явления или процесса, различные точки зрения на объект и предмет исследования.
  2. Вторая (минимум три подраздела). Отводится под фактический материал и анализ проблемы; содержит статистические справки с количественными и качественными характеристиками рассматриваемого явления, изложение выявленных тенденций и недостатков в его состоянии и развитии.
  3. Третья (минимальное количество параграфов – три). Посвящается разработке решения проблемы. Его дипломант предлагает на базе данных второй главы с научным обоснованием, для которого привлекаются теоретические положения первой.

Главы по объему должны быть приблизительно равными.

На завершающем этапе составляются заключение, введение, окончательный список использованной литературы и комплектуется блок с приложениями.

Как правильно оформить дипломную работу

В памятках студенту и на своих официальных сайтах все вузы обязательно выкладывают подробные методические рекомендации, содержащие требования к диплому. В них указывается:

  • объем – сколько страниц в дипломе должно быть;
  • структура – на сколько глав делить исследование, что писать во введении и заключении; какие материалы выносить в приложения и как их нумеровать;
  • технический регламент – где проставлять, с какого листа начинать нумерацию страниц, какой шрифт использовать для текста и заголовков, какими делать отступы абзаца и полей, межстрочные интервалы;
  • количество источников в библиографическом списке;
  • допустимый процент уникальности при проверке на антиплагиат.
Читайте также:
Как сделать шпаргалку - в ворде маленькими колонками, как правильно делать

Большинство университетов и институтов включает в методические сборники:

  • шаблон титульного листа;
  • бланки рецензий, аннотаций, отзывов;
  • образец списка литературы;
  • примеры оформления ссылок, сносок, формул, таблиц, рисунков, диаграмм, фото.

Остается только внимательно сверяться с вузовским стандартом и следовать рекомендациям, поскольку нормоконтроль будет придирчиво проводиться именно по пунктам методички, а уж затем с опорой на ГОСТы.

Среднестатистические требования к дипломной работе:

  1. Объем – 50-70 страниц, без учета приложений и, как правило, списка литературы.
  2. Количество источников – не менее 40, причем 70 % – это издания не старше пяти лет.
  3. Библиографический список оформляется по ГОСТам 7.80-2000, 7.1-2003, 7.0.5-2008, 7.0.1-2011.
  4. Шрифт Times New Roman черного цвета, для текста – 14-й, подзаголовков – 15-й, заголовков – 16-й.
  5. Интервал – 1,5.
  6. Поля – не менее 2 см слева, внизу и сверху; 1,5 см – справа.
  7. Печать – только односторонняя.
  8. Норма уникальности диплома: гуманитарные науки – 80 %, точные – 75 %.

Пример дипломной работы: введение

Образец дипломной работы: заключение

Работа над дипломом систематизирует и углубляет теоретические знания и практические навыки студента и готовит к эффективной самостоятельной профессиональной деятельности.

Статья 128. Объекты гражданских прав

К объектам гражданских прав относятся вещи (включая наличные деньги и документарные ценные бумаги), иное имущество, в том числе имущественные права (включая безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, цифровые права); результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

Комментарий к ст. 128 ГК РФ

1. В комментируемой статье под объектами гражданских прав понимается не что иное как материальные и духовные блага, по поводу которых субъекты гражданского права вступают между собой в правовые отношения.

Статья 128 содержит закрытый перечень таких благ, что вряд ли согласуется с объективной реальностью. Гражданские правоотношения возникают по поводу и некоторых иных объектов, которые только с большой долей условности можно подвести под блага, перечисленные в комментируемой статье. Поэтому правильнее считать, что ст. 128 указывает только на наиболее распространенные объекты гражданских прав. Такой подход в большей степени соответствует таким принципам гражданского права, как принципы дозволительной направленности гражданско-правового регулирования и свободы договора.

2. Среди объектов гражданских прав, перечисленных в ст. 128, особое место принадлежит вещам. Вещи суть материальные предметы внешнего по отношению к человеку окружающего мира. Ими являются как предметы материальной и духовной культуры, т.е. продукты человеческого труда, так и предметы, созданные самой природой и используемые людьми в своей жизнедеятельности, – земля, полезные ископаемые, растения и т.д.

Важнейший признак вещей, благодаря которому они и становятся объектами гражданских прав, заключается в их способности удовлетворять те или иные потребности людей. Предметы, не обладающие полезными качествами либо полезные качества которых еще не открыты, а также предметы, недоступные на данном этапе развития человеческой цивилизации (например, космические тела), объектами гражданских прав не выступают. Иными словами, режим вещей приобретают лишь материальные ценности, т.е. материальные блага, полезные свойства которых осознаны и освоены людьми.

3. Следует подчеркнуть, что юридическое понимание вещей не совпадает с обыденным представлением о них. С точки зрения закона вещами признаются не только традиционные предметы быта, средства производства и т.п., но и сложные материальные объекты (железные дороги, промышленные предприятия и т.п.), различные виды подвластной человеку энергии (тепловой, электрической, атомной и т.п.), жидкие и газообразные вещества (вода и газ в резервуарах, нефть в трубопроводе и т.п.). К особого рода вещам относятся также деньги, валютные ценности и ценные бумаги, которым посвящены ст. ст. 140 – 149 ГК (см. коммент. к ним).

4. Вещи являются разновидностью имущества. Необходимо иметь в виду, что понятию “имущество” в разных статьях ГК и иных законов придается неодинаковое значение. Иногда имущество сводится лишь к вещам (см., например, п. 2 ст. 15, п. 2 ст. 46 и др. ГК); в других случаях данным понятием охватываются вещи, деньги и ценные бумаги (п. 1 ст. 302, п. 1 ст. 307 и др. ГК); в ряде статей имуществом называются не только перечисленные выше объекты, но и имущественные права (ст. 18, п. 1 ст. 56 и др. ГК); наконец, понятие “имущество” может включать также гражданско-правовые обязанности (п. 2 ст. 63, п. 1 ст. 1112 и др. ГК). Это означает, что при применении соответствующих норм требуется всякий раз уяснить значение термина “имущество”.

Читайте также:
Система образования в России ступени и уровни образования в Российской Федерации, виды и принципы образовательной системы, структура и организация, схема

В комментируемой статье под иным имуществом, не относящимся к вещам, очевидно, понимаются имущественные права и обязанности, а также материальные блага, которые не отвечают признакам вещей. Например, гражданские права и обязанности могут возникать по поводу использования воздушных коридоров и других нетипичных объектов (подробнее см.: Лапач В.А. Система объектов гражданских прав. СПб., 2002).

5. Работы и услуги объединены в единую группу в связи с тем, что являются объектами обязательственных прав. При этом под работой следует понимать не трудовую деятельность как таковую, которая регулируется трудовым правом, а результат работы. Характерным признаком результата работы как особого объекта гражданских прав является то, что он может быть гарантированно достигнут любым лицом, обладающим необходимыми знаниями, навыками и квалификацией. Этим он отличается от результатов творческой деятельности (объектов интеллектуальной собственности), которым свойственны черты уникальности, новизны, неповторимости и т.п.

Другим квалифицирующим признаком рассматриваемого объекта гражданских прав является то, что результат работы должен быть выражен в овеществленной форме. Иными словами, этот результат должен обладать способностью отделения от действий лица, выполняющего работу, быть осязаемым и способным к передаче лицу, для которого выполнялась работа.

В отличие от работы под услугой понимаются такие действия субъектов, которые либо вообще не завершаются каким-либо определенным результатом, а заключают полезный эффект в самих себе, либо имеют результат, не воплощаемый в овеществленной форме. Примером услуг первого вида является деятельность развлекательного, просветительского, консультационного и иного аналогичного характера. Для подобного рода услуг характерно то, что с их помощью человеческие потребности удовлетворяются в процессе самой деятельности услугодателя. К услугам второго вида относятся медицинские, посреднические, аудиторские и т.п. Эти услуги имеют или могут иметь результат (излечение больного, выявление ошибок в бухгалтерской отчетности и т.д.), который, однако, не приобретает овеществленной формы.

6. Одним из объектов гражданских прав является интеллектуальная собственность. С 1 января 2008 г. данным термином в российском законодательстве обозначаются результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана. Иными словами, интеллектуальной собственностью в Российской Федерации признаются сами произведения науки, литературы и искусства, изобретения, фирменные наименования, товарные знаки и иные охраняемые правом результаты интеллектуальной деятельности.

Такое понимание интеллектуальной собственности расходится с традиционной для мировой практики трактовкой интеллектуальной собственности как совокупности прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Кроме того, оно противоречит п. VIII ст. 2 Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), от 14 июля 1967 г., в котором указывается, что интеллектуальная собственность включает права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям, изобретениям, товарным знакам и иным объектам.

7. Под нематериальными благами как объектами гражданских прав понимаются не имеющие экономического содержания и неотделимые от личности их носителей блага и свободы, признанные и охраняемые законом. К их числу относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, личная и семейная тайна и другие нематериальные блага.

Нематериальные блага неотделимы от личности и, соответственно, не могут отчуждаться от своих носителей. В силу этого гражданское право не регулирует связанные с ними отношения, а лишь обеспечивает их защиту (п. 2 ст. 2 ГК).

8. Вводным законом к части четвертой ГК из комментируемой статьи исключен такой объект гражданских прав, как информация. Поскольку никаких объяснений этому решению дано не было, можно предположить, что его инициаторы исходили из того, что информация как таковая самостоятельным объектом гражданских прав быть не может, так как всегда имеет режим какого-либо иного объекта, т.е. является результатом интеллектуальной деятельности, коммерческой тайной либо нематериальным благом. Если именно это обстоятельство стало побудительной причиной для исключения информации из перечня объектов гражданских прав, – а каких-либо иных разумных объяснений в голову не приходит, – то данное решение является ошибочным.

Действительно, любой и в особенности нематериальный объект может рассматриваться как определенная совокупность информации. Но это вовсе не означает, что сама информация сводится к этим объектам. Например, некоторые гражданско-правовые договоры регулируют отношения сторон по поводу информации, которая не является объектом исключительных прав, не имеет режима коммерческой тайны и не подпадает под сложившееся понятие нематериального блага. Таковы договоры о выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проведении маркетинговых исследований, проверке патентной чистоты объектов техники и т.п. Во многих гражданско-правовых обязательствах присутствуют так называемые информационные права и обязанности (например, право потребителя на информацию, право каждого участника договора простого товарищества знакомиться со всей документацией по ведению дел и т.п.).

Читайте также:
Неявка на экзамен уважительные причины отсутствия студента на сессии

Поэтому, несмотря на исключение информации из перечня объектов гражданских прав, содержащегося в комментируемой статье, она по-прежнему может выступать их самостоятельным объектом.

Информация как особый объект гражданских прав характеризуется следующими признаками. Прежде всего, информация является идеальным компонентом бытия, т.е. благом нематериальным, не сводимым к тем физическим объектам, которые выступают ее носителями (запись на бумаге, цифровая форма и т.п.). Далее, информация есть благо непотребляемое, которое подвергается лишь моральному, но не физическому старению. Важной особенностью информации является возможность ее практически неограниченного тиражирования, распространения и преобразования форм ее фиксации. Наконец, закон не закрепляет за кем-либо монополии на обладание и использование информации, за исключением той, которая является одновременно объектом интеллектуальной собственности.

Судебная практика по статье 128 ГК РФ

Как разъяснено в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 9 “О судебной практике по делам о наследовании”, в состав наследства входит принадлежавшее наследодателю на день открытия наследства имущество, в частности: вещи, включая деньги и ценные бумаги (ст. 128 ГК РФ); имущественные права (в том числе права, вытекающие из договоров, заключенных наследодателем, если иное не предусмотрено законом или договором; исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности или на средства индивидуализации; права на получение присужденных наследодателю, но не полученных им денежных сумм); имущественные обязанности, в том числе долги в пределах стоимости перешедшего к наследникам наследственного имущества (п. 1 ст. 1175 ГК РФ).

Как разъяснено в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 “О судебной практике по делам о наследовании”, в состав наследства входит принадлежавшее наследодателю на день открытия наследства имущество, в частности: вещи, включая деньги и ценные бумаги (статья 128 Гражданского кодекса Российской Федерации); имущественные права (в том числе права, вытекающие из договоров, заключенных наследодателем, если иное не предусмотрено законом или договором; исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности или на средства индивидуализации; права на получение присужденных наследодателю, но не полученных им денежных сумм); имущественные обязанности, в том числе долги в пределах стоимости перешедшего к наследникам наследственного имущества (пункт 1 статьи 1175 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с разъяснениями, данными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. N 15 “О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака”, общей совместной собственностью супругов, подлежащей разделу (пункты 1 и 2 статьи 34 Семейного кодекса Российской Федерации), является любое нажитое ими в период брака движимое и недвижимое имущество, которое в силу статей 128, 129, пунктов 1 и 2 статьи 213 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть объектом права собственности граждан независимо от того, на имя кого из супругов или кем из супругов оно было приобретено или кем внесены денежные средства, если брачным договором между ними не установлен иной режим этого имущества.

Статья 128 ГК Российской Федерации, перечисляющая некоторые виды объектов гражданских прав и позволяющая суду в рамках дискреционных полномочий определять, относится ли к объектам гражданских прав то или иное благо, направлена на обеспечение интересов участников гражданского оборота (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 июня 2014 года N 1350-О) и сама по себе не может расцениваться как нарушающая конституционные права заявительницы, указанные в жалобах.

Удовлетворяя иск, суд округа руководствовался статьями 128, 209, 431, 845, 846, 848, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1 “О банках и банковской деятельности”, и исходил из того, что примененный банком тариф за осуществление платежей сторонним лицам не распространяется на перевод предпринимателем денежных средств на личный счет.

В связи с этим и с учетом того, что отходы производства и потребления являются объектами гражданских прав, а право собственности на эти отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 128 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 1 и 4 Федерального закона “Об отходах производства и потребления”), возможное установление на уровне областного законодательства запрета ввоза на территорию Архангельской области отходов потребления и производства из других субъектов Российской Федерации с целью их дальнейшего обращения (сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение) на территории Архангельской области, за исключением случаев транспортирования вторичного сырья на объекты промышленности для их переработки, не отвечает требованиям части 1 статьи 8 и статьи 74 Конституции Российской Федерации.

Читайте также:
Как сделать шпаргалку - в ворде маленькими колонками, как правильно делать

Повторно исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, руководствуясь статьями 93, 128, 218, 1110, 1112, 1113, 1152, 1176 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 21, 43 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью”, учтя обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения спора по делу N А59-816/2018, а также проанализировав положения Устава в различных редакциях, суд апелляционной инстанции, с выводами которого согласился суд округа, отменил решение первой инстанции и отказал в удовлетворении требований, исходя из того, что при создании Общества его учредители предусмотрели, что для перехода доли умершего участника к наследникам требуется согласие всех остальных участников хозяйствующего субъекта, которое не было получено, в связи с чем истец не приобрел корпоративных прав.

Повторно исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, руководствуясь статьями 53.1, 64, 64.2, 128, 129, 142, 143 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 11.03.1997 N 48-ФЗ “О переводном и простом векселе”, постановления Центрального исполнительного комитета Совета народных комиссаров Союза Советских Социалистических Республик от 07.08.1937 N 104/1341 “О введении в действие положения о переводном и простом векселе”, разъяснениями, изложенными в пунктом 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 “О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства”, суд апелляционной инстанции, с выводами которого согласился суд округа, отменил решение суда первой инстанции, удовлетворив требования.

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. N 15 “О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака”, общей совместной собственностью супругов, подлежащей разделу (п. п. 1 и 2 ст. 34 Семейного кодекса Российской Федерации), является любое нажитое ими в период брака движимое и недвижимое имущество, которое в силу статей 128, 129, пунктов 1 и 2 статьи 213 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть объектом права собственности граждан, независимо от того, на имя кого из супругов оно было приобретено или кем из супругов внесены денежные средства, если брачным договором между ними не установлен иной режим этого имущества. Раздел общего имущества супругов производится по правилам, установленным статьями 38, 39 Семейного кодекса Российской Федерации и статьей 254 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Как разъяснено в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 9 “О судебной практике по делам о наследовании”, в состав наследства входит принадлежавшее наследодателю на день открытия наследства имущество, в частности: вещи, включая деньги и ценные бумаги (статья 128 Гражданского кодекса Российской Федерации); имущественные права (в том числе права, вытекающие из договоров, заключенных наследодателем, если иное не предусмотрено законом или договором; исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности или на средства индивидуализации; права на получение присужденных наследодателю, но не полученных им денежных сумм); имущественные обязанности, в том числе долги в пределах стоимости перешедшего к наследникам наследственного имущества (пункт 1 статьи 1175 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с разъяснениями, данными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. N 15 “О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака”, общей совместной собственностью супругов, подлежащей разделу (п. п. 1 и 2 ст. 34 Семейного кодекса Российской Федерации), является любое нажитое ими в период брака движимое и недвижимое имущество, которое в силу статей 128, 129, пунктов 1 и 2 статьи 213 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть объектом права собственности граждан, независимо от того, на имя кого из супругов или кем из супругов оно было приобретено или внесены денежные средства, если брачным договором между ними не установлен иной режим этого имущества.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: