Век рыцарей и замков – краткое описание для 4 класса

Рыцари и замки

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 25.

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 25.

Во времена Средневековья в Европе царили бесконечные войны и междоусобицы, соседи часто нападали друг на друга. Это был непростой период в истории человечества, который требовал хорошей военной подготовки и надёжной защиты. Так постепенно сформировалось сословие рыцарей, которые защищали не только свои семьи, но также верой и правдой служили королю, стояли на страже спокойствия своего королевства.

Доблестные рыцари

Рыцарство — это почётный титул, которым награждались только дворяне, то есть знатные и богатые люди. Рыцарское сословие впервые возникло в VIII веке, когда произошёл переход с пешего войска на конную армию. В переводе с немецкого слово «рыцарь» означает «всадник».

Средневекового рыцаря трудно представить без верного боевого коня, который служил не только средством передвижения, но и обладал военной мощью. Рыцарские кони были высокими, с крепкими ногами, мускулистыми и очень выносливыми. Только такие кони способны были выдерживать вес хорошо вооружённого всадника, закованного в тяжёлые доспехи.

Доспехи — это защитное облачение рыцаря, изготовленное из металла. Оно защищало воина во время сражений, делало его неуязвимым в бою. Доспехи были очень тяжёлыми и требовали от рыцаря отличной физической формы и выносливости. Стоили они очень дорого — 45 коров или 15 кобылиц, и далеко не каждый дворянин мог себе позволить такую роскошь.

У каждого рыцаря был свой оруженосец — помощник, который повсюду сопровождал рыцаря, помогал облачиться в доспехи, заботился об оружии. Звание оруженосца было почётным. Как правило, его получали молодые дворяне, которые в дальнейшем хотели сами стать рыцарями.

Рыцарские замки

Рыцари жили в замках, которые служили надёжной защитой от нападения неприятеля. Поначалу их строили из дерева, но со временем стали использовать камень.

При строительстве замков преследовалась одна цель — обеспечить максимальную защиту, не дать возможности врагам проникнуть внутрь жилища. Поэтому при строительстве рыцарских замков думали не о красоте, а о прочности.

Чтобы замки были надёжным укрытием, выполнялись следующие условия:

  • Строили замки на высокой скале или холме, с высоты которого хорошо просматривалась местность.
  • Вокруг замка вырывали глубокий ров и наполняли водой. Через ров перекидывался подъёмный мост, который на ночь или при нападении врага на цепях поднимался верх, и замок превращался в неприступную крепость.
  • Над воротами строили башни, на которых располагалась стража. При первых признаках опасности она подавала сигнал тревоги.
  • Окна в рыцарских замках были небольшими: так лучникам было удобнее спрятаться и незаметно поражать врага стрелами.

Если снаружи рыцарский замок был олицетворением неприступности и надёжности, то его внутреннее убранство было далёким от уюта. За толстыми каменными стенами царил постоянный холод, сырость, по комнатам и коридорам свободно гулял ветер. Камины не согревали замок, и его обитатели были вынуждены носить тёплую одежду.

Доклад для детей на тему «Рыцари и замки» будет особенно полезен при подготовке к уроку по окружающему миру в 4 классе, поможет понять культуру и историю Средних веков.

Что мы узнали?

Во времена Средневековья в европейских странах сложилось новое сословие — рыцарство, которое формировалось из богатых дворян. Рыцарь был, прежде всего, сильным и храбрым воином, который стоял на страже спокойствия в королевстве. Надёжной защитой для рыцарей и их семей служили замки, которые больше напоминали неприступные крепости.

Окружающий мир 4 кл. Время рыцарей и замков.Где и как жили рыцари?

Презентация на тему: Средние века. Время рыцарей и замков.

Рыцари появились на территории ряда государств Западной Европы в 8 веке. Прежде всего во Франции, где военная реформа Карла Мартелла создала предпосылки для возникновения рыцарства.

Рыцарем стали называть конного воина, который получал от короля земельный участок, феод, становился землевладельцем, феодалом, а в обмен обязался участвовать в конном строю в войске короля.

Понятно, что безземельный крестьянин не мог стать рыцарем. Не мог содержать коня и иметь исправное тяжелое вооружение – доспехи, щит, меч.

Постепенно у рыцарей сформировался свой собственный кодекс. Рыцари-феодалы отстроили себе замки, завели хозяйство, имели собственную дружину. Они проводили время тренируя свои воинские умения, постоянно сражаясь друг с другом на турнирах.

Так сформировалось дворянство, а звание рыцаря стало титулом, признаком благородства крови.

Крупнейшие феодалы одно время могли поспорить в могуществе и богатстве с самим королем. Они обладали огромными землями и многочисленными деревнями и городами. Их замки до сих пор возвышаются в разных странах Европы как памятники архитектуры.

Между тем, легенды о благородных рыцарях были всего лишь легендами, которые по большей части распространяла церковь. На самом деле рыцари были не благородными и не образованными. Они не гнушались простым разбоем и поборами путников.

В средневековье рыцарем могли назвать не каждого. Рыцарь должен обладать силой, ловкостью, умению владеть оружием. По характеру рыцарь должен быть смелым, благородным, самоотверженным человеком.

Читайте также:
Почему люди умирают - простое объяснение для школьников

В средние века рыцарями были не трусливые люди, это были феодалы, конные воины. Так же рыцарь должен был быть благородным к старикам, женщинам и детям.

К военной службе рыцарей готовили с раннего детства.

Жили рыцари в основном в замках, но только те, кто мог себе это позволить. Кто не мог просто жили при дворе, что бы в любую минуту быть готовым к войне. Там же (в замках) часто проводились рыцарские турниры.

Где и как жили рыцари в Средневековье

Рыцари существовали во времена средневековой Европы и были основными боевыми единицами в средневековой армии. Рыцари – всадники, которые носили тяжелые металлически доспехи. Они оставались самыми сильными боевыми единицами до конца Средних веков. Им не могли противостоять легковооружённые всадники и пешие войны. Рыцари перестали существовать только после изобретения огнестрельного оружия.

Рыцари имели во владении обширные земли, где так же проживали работающие на них крестьяне. Крестьяне платили рыцарям оброк, который выплачивали деньгами или прокудами. Так же рыцари сражались друг с другом за земли, чтобы расширить свои владения.

Рыцари жили в замках, которые постоянно подвергались нападению извне, поэтому они были хорошо защищены. Замок был снабжен башнями, окружен рвом и выстроен каменными стенами. Через ров просто так нельзя было пройти, поэтому замок имел подъемный мост. Он поднимался в случае нападения врагов. Если происходила осада замка, то рыцарь со своими слугами мог находится в главной башне замка под названием донжон и продолжать оборонятся от нападения.

В невоенное время, рыцари занимались охотой и у страивали в своих замках пиры. Так же они организовывали рыцарские турниры в которых соревновались в военном искусстве. Эти мероприятия сопровождались представлениями и выступлениями музыкантов и поэтов.

Средние века. Время рыцарей и замков

Урок 27. Окружающий мир 4 класс ФГОС

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока “Средние века. Время рыцарей и замков”

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы поговорим о мире Средневековья. Но прежде чем перейти к теме нашего занятия, давайте вспомним…

Всю историю человечества принято делить на несколько больших эпох:

история Древнего мира,

история Средних веков,

история Нового времени,

история Новейшего времени.

Мы уже знаем, что история Древнего мира длилась несколько тысяч лет и закончилась в V веке нашей эры. Средними веками считается период времени с конца пятого до конца пятнадцатого века.

В период Средневековья возникли многие государства, которые существуют и в нынешнее время. Например: Россия, Франция, Англия, Германия и другие. В это время были основаны города: Москва, Амстердам, Берлин, Копенгаген, Осло и ещё много других.

Во многих городах и до нынешнего времени сохранились средневековые кварталы. Перед вами центральная площадь Сиены — города, который находится в Италии. А вот одна из улочек этого города, на которой сохранились классические средневековые постройки.

В Средние века (в XIII веке) были изобретены механические башенные часы, многие из которых действуют и сегодня. Например, в городе Праге, столице Чехии.

С развитием общества изменялись и верования людей. Многобожие (почитание многих богов) сменялось единобожием (верой в одного бога, создавшего мир и управляющего им). Широкое распространение получили три основные мировые религии: христианство, буддизм, ислам.

Христианство зародилось в I веке в Древней Палестине, стране в составе Древнего Рима. Его основателем был Иисус Христос.

Христиане верят, что Иисус — Сын Божий, который воскрес после смерти и вознёсся на небо. Иисус учил милосердию, добрым делам. Христиане считают, что те, кто следует заповедям Христа, после земной жизни попадут в иной, Божественный мир.

Для совершения богослужений и религиозных обрядов христиане посещают церкви или соборы.

Буддизм возник намного раньше христианства, примерно в 6–5 вв. до нашей эры в Древней Индии. Учение названо в честь Будды, что означает «Просветлённый».

Мудрость Будда обрёл после долгих странствий и лишений. Он призывал не стремиться к почестям и богатству. Только так можно избавиться от всех земных страданий. А вот так выглядят храмы, в которых молятся буддисты.

Ислам появился в период Средневековья, в начале седьмого века. Его основателем был пророк Мухаммед, который призывал уверовать в единого бога.

Верующих в исламе называют мусульманами. Для общего совершения молитв мусульмане собираются в мечетях.

Из Средневековья к нам пришло слово «рыцарь». Рыцарями могли быть только люди «благородного» происхождения и достаточно богатые, чтобы приобрести коня и вооружение – меч, щит, латы.

Читайте также:
Опасности в лесу для человека - как подготовиться к прогулке читать онлайн

Но одного дворянского происхождения было недостаточно, нужно было пройти специальную подготовку. Воспитание рыцаря начиналось в достаточно раннем возрасте. Мальчиков ещё с детства учили всему тому, что должен уметь рыцарь: скакать верхом, стрелять из лука и арбалета, владеть мечом и копьём.

Жили рыцари в замках. Эти неприступные твердыни возвышались по всей Европе. Они служили надёжной защитой своим владельцам, говорили об их силе и могуществе. Некоторые из них дошли и до наших дней. Место для замка всегда выбирали очень тщательно. Обычно их строили на высоком холме, обрывистом утёсе или острове посреди реки. Вокруг замка возводили крепостные стены с башнями и бойницами.

Стены были высокими и толстыми, чтобы противостоять мощи применяемого оружия. Обычно крепостная стена была 3 метра в толщину и 12 метров в высоту, однако размеры разнились от замка к замку. Боевой ход на вершине стены позволял защитникам замка метать снаряды на противников внизу. Замок обычно был окружён глубоким рвом, наполненным водой, который значительно затруднял доступ к крепостным стенам. Иногда на дне рвов ставили колья, затрудняющие преодоление его вплавь. Попасть в замок можно было через подъёмный мост на прочных цепях. При угрозе нападения на замок врага мост поднимался. В рыцарское жилище вели тяжёлые дубовые ворота, окованные железом. Обычно вход в замок преграждала ещё и опускная решётка с острыми зубьями (герса). Внутри замка находилась главная башня и другие постройки. Наряду с оборонительной, эта башня обычно выполняла функцию непосредственного жилища. Это жилище было достаточно безопасным, но не очень удобным. Там было темно и мрачно в зимние дни. Окна закрывались ставнями, потому что стекла тогда ещё не знали. Для обитателей этой каменной громады привычны были холод, сырость, ветер, свободно гулявший по коридорам и комнатам. Согреться в таком жилище можно было только у пылавшего камина. В мирную пору хозяин замка охотился, принимал гостей, устраивал пиры. Женщины проводили время за рукоделием.

Одним из любимых рыцарских развлечений были турниры.

Они проходили по определённым правилам при широком стечении людей, среди которых были и знатные персоны, и простой люд. В ходе этих состязаний рыцари демонстрировали свою доблесть и боевые качества.

С эпохой Средневековья связано изобретение книгопечатания. До этого книги переписывались вручную. Обычно это делали монахи. Переписывание книг требовало много времени (порой на одну книгу уходили годы). Кроме того, это занятие было очень утомительным. Книги стоили очень дорого, и было их мало.

Многие изобретатели задумывались о том, как быстрее и легче создавать книги.

Удалось это сделать немцу Иоганну Гутенбергу.

Он предложил для создания книг использовать разборный шрифт. Изготавливались металлические буквы — литеры, которые в определённом порядке складывались и хранились в наборной кассе. Наборщик брал буквы из кассы и на особой доске с помощью них выкладывал текст. Затем буквы покрывали типографской краской, а сверху прикладывали лист влажной бумаги. Следующий этап работы выполнялся на ручном печатном станке. Набранный текст с помощью этого станка сильно прижимался к бумаге и чётко отпечатывался на ней. Когда одна страница книги была набрана и отпечатана, текст можно было рассыпать на отдельные буквы, а потом набрать вторую страницу и т.д. Годом рождения книгопечатания считается 1445 год.

А теперь давайте выполним небольшое задание. Прочитайте вопросы и укажите верные ответы.

1. Какой век считается началом эпохи Средневековья?

а) первый б) третий в) пятый г) десятый

2. Где возникло христианство?

а) в Древней Индии б) в России в) в Древней Палестине г) в Англии

3. Как называют верующих в исламе?

а) мусульмане б) христиане в) буддисты г) иудеи

4. Как называлось небольшое отверстие в крепостной стене или башне для стрельбы из ручного оружия?

а) герса б) бойница в) дверь г) форточка

5. Каким словосочетанием нужно дополнить предложение:

а) изобретатель башенных часов б) автор Библии

в) основатель рыцарских турниров г) немецкий первопечатник

Проверьте свою работу.

Началом эпохи Средневековья считается пятый век.

Христианство возникло в Древней Палестине.

Верующих в исламе называют мусульманами.

Небольшое отверстие в крепостной стене или башне для стрельбы из ручного оружия называется бойницей.

Иоганн Гутенберг — это немецкий первопечатник.

Конспект урока окружающего мира по теме “Средние века: время рыцарей и замков” (УМК “Школа России”). 4-й класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Урок окружающего мира по теме

“Средние века: время рыцарей и замков”

(УМК “Школа России”).

Скачать:

Вложение Размер
srednie_veka.ppt 2.68 МБ
srednie_veka_vremya_rycarey_i_zamkov.doc 59 КБ
domashnee_zadanie.doc 33.5 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ЭТАПЫ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Первобытная история история Древнего мира история Средних веков история Нового времени история Новейшего времени .

история Средних веков

Средние века Когда были? Какие города возникли? Какие религии были? Кто жил? Где жил? Изобретения

Города возникшие в Средневековье. Москва. Россия Амстердам. Нидерланды Берлин. Германия. Сиена. Италия.

Религии Средневековья христианство ислам буддизм

По всей Европе распространяется христианство. В основе христианства лежит вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Сына Божьего. Люди верили в Иисуса Христа, который учил людей любить друг друга, молиться и верить в бога. Христиане посещают церкви.

Церкви и соборы

На Ближнем Востоке возникла другая вера – ислам. Она призывает слушаться Аллаха. Молясь, соблюдать пост (не употреблять пищу некоторое время). Те, кто верит, называются – мусульмане. Молятся 5 раз в день своему богу Аллаху в мечетях. Ислам

Буддизм В Китае, Японии – возник буддизм. Те, кто верят в это учение, называются буддистами. Они говорят, что надо отказываться от роскоши и вести себя скромно. Поклоняются основателю этой религии – Будде, посещают буддистские храмы.

Религии Средневековья ХРИСТИАНСТВО ИСЛАМ БУДДИЗМ ЕВРОПА Б.ВОСТОК КИТАЙ,ЯПОНИЯ ХРИСТИЯНЕ МУСУЛЬМАНЕ БУДДИСТЫ ЦЕРКОВЬ МЕЧЕТЬ ХРАМ

ЗАМКИ В Средние века, при почти непрекращающихся войнах и распрях, каждый должен был сам заботиться о своей безопасности. Для этого феодалы строили замки.

Сначала они были скромными деревянными постройками. Такой замок легко сжечь, но и легко построить заново.

К 12 веку замки превратились в сложные каменные неприступные крепости. Они окружались высокими зубчатыми стенами, часто в несколько рядов. Были окружены глубоким рвом с водой. У ворот был подземный мост. Графский замок — один из красивейших сохранившихся памятников искусства в Европе.

Подъемный мост на железных цепях, перекинутый через глубокий ров, вел к воротам замка, которые были сделаны в первой стене. В нижнем дворе замк находились церковь, колодец, мельница, пекарня, жилища различных ремесленников и сельских рабочих. Верхний двор замка был с башней отделен от нижнего двора другою высокою стеною с укрепленными воротами. Там находилось хозяйство самого владельца замка, его часовня и помещение, иногда очень роскошное, для него самого и его семьи. Главная сила и последнее убежище для феодала во время осады была в замковой башне (донжон).

Ф И Л В О Р Д П У М Ы Л П Г О В О О О В И И Р И И Л А О К Ц К С Х И Ы И Ы

Ф И Л В О Р Д П У М Ы Л П Г О В О О О В И Ч Р Ч И Л А О К Ц К С Х И Ы И Ы

Средние века Когда были? Какие города возникли? Какие религии были? Кто жил? Где жил? Изобретения

Синквейн одно существительное, выражающее главную тему cинквейна два прилагательных, выражающих главную мысль. три глагола, описывающие действия в рамках темы. фраза, несущая определенный смысл. заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Домашнее задание Стр. 15-20, ответить на вопросы по карточке Стр. 18-19, пересказ о замке Стр. 20, пересказ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира по теме

“Средние века: время рыцарей и замков”

(УМК “Школа России”).

сформировать представление о средневековье;

формирование представлений о религиях, получивших распространение в средние века;

дать представление о средневековых рыцарях и замках;

развивать кругозор учащихся, устную речь, творческое мышление;

воспитывать любовь и интерес к изучению истории.

I. Организационный момент

– Ребята, улыбнитесь друг другу. Ну что, начнём наш урок. Садитесь!

II. Проверка домашнего задания

– Мы с вами продолжаем путешествие по страницам всемирной истории. Чтобы путешествие было интересным и полезным, вы должны быть внимательными, любознательными и собранными.

– Ребята, а давайте вспомним, что такоё история?

(История – это наука о прошлом. История изучает, как жили разные народы, какие происходили события)

– Назовите этапы истории человечества.

– На прошлом уроке мы с вами совершали путешествие в Древний Египет, Грецию и Рим, поэтому вам сейчас предстоит вспомнить про мир древности и ответить на вопросы, а смелым я предлагаю выполнить тест на оценку.

– Назовите государства Древнего Мира

– На берегах какой реки возникло Египетское государство? (На берегах Нила.)

– Что такое иероглиф? (Особые знаки для письма.)

– Что вы знаете о богах Ра, Себек, Тот? (Ра – бог солнца, Себек – бог воды, Тот – бог мудрости, счёта и письма.)

– Кто такой фараон? Фараон – царь Египта.)

– Какие грандиозные постройки умели возводить египтяне?

– Как называется самая большая пирамида в Египте? (Пирамида Хеопса.)

– Назовите храмы Древнего Египта. (Корнак, Луксор)

– Назовите столицу Греции. (Столица Греции – Афины.)

– Столицей какого государства является город Рим? (Рим – столица Италии.)

– Как называется высокий холм с обрывистыми склонами и расположенным на нем архитектурным ансамблем? (Акрополь – сердце Афин.)

– Назовите самый знаменитый храм Акрополя (Парфенон – самый знаменитый храм.)

– Назовите древние постройки в городе Риме, которые сохранились до наших дней.

– Какой город был погребён под слоём пепла при извержении вулкана Везувий? (Помпей.)

Слушание сообщений о достопримечательностях Древнего мира.

III. Фаза вызова

– Тема нашего сегодняшнего урока: “История Средних веков ”.

– Итак, Средневековье. Что это? Что бы вы хотели об этом узнать?

– Чтобы более точно ответить на эти вопросы, заполните таблицу.

Заполнение таблицы: «Верите ли вы что»

ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…

эпоха Средних веков продолжалась более тысячи лет?

в средневековье возникли многие современные города, в том числе и Москва, берлин и т. д.?

в Средневековье существовало 2 религии?

в Средневековье жили разные группы населения: горожане, феодалы, крестьяне и рыцари?

дом, в котором жили люди в Средневековье, называли дворцом?

главным изобретением в Средневековье было книгопечатание?

– Исходя из незнаний, определимся с целями.

Какие города возникли?

Какие религии были?

IV. Фаза осмысления.

1. – История Средних веков – это эпохе, которая продолжалась с 5 века до конца 15 века. Называется она средние века или средневековье.

Многое изменилось в жизни людей в средние века. Люди стали больше обрабатывать земли и собирать большие урожаи. В Европе стали выращивать растения, – которых раньше не знали: рис и хлопчатник, чай и кофе, картофель и кукурузу, апельсины, помидоры, какао.

В средние века у людей появилась фарфоровая посуда, мыло, очки, пуговицы, механические часы. Мореплаватели открыли Америку и Австралию. Образовались многие города: Берлин, Амстердам, Москва, которые существуют и поныне.

В средние века у людей появилась фарфоровая посуда, вилки, мыло, очки, пуговицы, механические часы. Были изобретены порох и огнестрельное оружие. Мореплаватели открыли Америку, Австралию. В средние века образовались многие государства, существующие и поныне: Англия, Франция, Италия, Россия. Образовались многие города: Берлин, Амстердам, Москва, которые существуют и поныне.

Вот какое интересное время мы называем средними веками.

С развитием общества изменились и верования людей. Появились новые боги, старых забывали. Многобожие, или политеизм, уступало место единобожию- монотеизму. Это было связано с экономическим развитием общества и изменениями в образе жизни людей. Немалую роль сыграло и географическое положение стран, их связи друг с другом.

2. Работа по учебнику

– Что такое религия? (вера в бога)

– в ваших таблицах говорится, что было 2 веры в бога, две религии, так ли это? Вы узнаете, прочитав материал на стр. 15-17 и заполняя таблицу

Средневековье по всей Европе распространяется христианство.

Люди верили в бога Иисуса Христа, который учил людей любить друг друга, молиться и верить в бога. Христиане посещают церкви.

На Ближнем Востоке возникла другая вера – ислам. Она призывает слушаться Аллаха. Молясь, соблюдать пост (не употреблять пищу некоторое время). Те, кто верит, называются – мусульмане. Молятся 5 раз в день своему богу Аллаху в мечетях.

В Китае, Японии – возник буддизм. Те, кто верят в это учение, называются буддистами. Они говорят, что надо отказываться от роскоши и вести себя скромно. Они верят, что человек живёт на Земле не один раз. Поклоняются основателю этой религии – Будде, посещают буддистские храмы.

(во время рассказа на доске появляется следующая схема)

Европа Б.Восток Китай, Япония

Христианство Ислам Буддизм

Церкви Мечети Буддистские храмы

– Ребята, а как вы думаете, русские люди придерживаются какой веры? (христианство)

– Почему? (многие люди верят в бога, посещают церкви, живут в Европе)

3. Выступление докладчика.

– В Средневековье жили разные группы населения: и горожане, и феодалы, и крестьяне. Но самым ярким представителем этой эпохи были рыцари. О них мы сегодня и поговорим.

– Подумайте и скажите, какого человека вы сегодня назвали бы рыцарем?

“Рыцарь-это смелый, благородный человек. Рыцарь – это самоотверженный, безупречный человек”. (С.И. Ожегов Словарь русского языка).

4. Работа по учебнику.

– Как выглядели замки?

– Каковы же были изобретения??

– Но, а про главное изобретения узнаете, прочитав учебник на тр. 20.

V. Фаза рефлексии.

1. Возвращение к таблице, к целям.

2. Составить синквейн о Средневековье, о рыцаре, о замке.

VI. Домашнее задание.

  1. Стр. 15-20, ответить на вопросы по карточке
  2. Стр. 18-19, пересказ о замке
  3. Стр. 20, пересказ

Предварительный просмотр:

Прочитай текст учебника на стр. 15-20, ответь на вопросы

1. Сколько лет длилась эпоха Средних веков?

2. Какие современные города возникли в Средневековье?

3. Как выглядели рыцари?

4. Чем занимались обитатели замка?

5. Кто изобрел книгопечатание?

Прочитай текст учебника на стр. 15-20, ответь на вопросы

1. Сколько лет длилась эпоха Средних веков?

2. Какие современные города возникли в Средневековье?

3. Как выглядели рыцари?

4. Чем занимались обитатели замка?

5. Кто изобрел книгопечатание?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме : “Средние века: время рыцарей и замков”.

Урок окружающего мира по теме : “Средние века: время рыцарей и замков”.(Система Л.В Занкова). 4-й классСегодня на уроке речь пойдёт об эпохе, которая продолжалась с конца V века до конца XV века и наз.

Открытый урок окружающего мира по теме “Средние века.Время рыцарей и замков”

Урок окружающего мира по теме “Средние века.Время рыцарей и замков” 4 класс.

Технологическая карта урока по окружающему миру по теме ” Средние века. Время рыцарей и замков.”

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС.

Технологическая карта по окружающему миру на тему: «Средние века: время рыцарей и замков» 4 класс

Цели деятельности учителя: формирование представления о Средневековье; ознакомление учащихся с мировыми религиями: христианством, исламом, буддизмом, иудаизмом; развитие кругозора учащихся, устн.

Конспект урока по окружающему миру на тему: “Средние века: время рыцарей и замков” (4 класс)

Технологическая карта урока окружающего мира по теме “Средние века: время рыцарей и замков” 4 класс УМК “Школа России”

Технологическая карта урокаФИО учителя: Шевченко Анна НиколаевнаКласс: 4 УМК «Школа России»Предмет: Окружающий мирТема: «Средние века: время рыцарей и замков.

Конспект урока по окружающему миру. Тема: “Средние века: время рыцарей и замков”. (УМК “Школа России”, 4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о Средневековье; религиях, возникших в Средние века; формирование знаний о книгопечатании; знакомство с эпохой Средних веков.

Рыцари и замки – краткий доклад для детей (4 класс, окружающий мир)

Во времена Средневековья в Европе царили бесконечные войны и междоусобицы, соседи часто нападали друг на друга. Это был непростой период в истории человечества, который требовал хорошей военной подготовки и надёжной защиты. Так постепенно сформировалось сословие рыцарей, которые защищали не только свои семьи, но также верой и правдой служили королю, стояли на страже спокойствия своего королевства.

Доблестные рыцари

Рыцарство — это почётный титул, которым награждались только дворяне, то есть знатные и богатые люди. Рыцарское сословие впервые возникло в VIII веке, когда произошёл переход с пешего войска на конную армию. В переводе с немецкого слово «рыцарь» означает «всадник».

Средневекового рыцаря трудно представить без верного боевого коня, который служил не только средством передвижения, но и обладал военной мощью. Рыцарские кони были высокими, с крепкими ногами, мускулистыми и очень выносливыми. Только такие кони способны были выдерживать вес хорошо вооружённого всадника, закованного в тяжёлые доспехи.

Рис. 1. Средневековый рыцарь на боевом коне.

Доспехи — это защитное облачение рыцаря, изготовленное из металла. Оно защищало воина во время сражений, делало его неуязвимым в бою. Доспехи были очень тяжёлыми и требовали от рыцаря отличной физической формы и выносливости. Стоили они очень дорого — 45 коров или 15 кобылиц, и далеко не каждый дворянин мог себе позволить такую роскошь.

Рис. 2. Рыцарские доспехи.

У каждого рыцаря был свой оруженосец — помощник, который повсюду сопровождал рыцаря, помогал облачиться в доспехи, заботился об оружии. Звание оруженосца было почётным. Как правило, его получали молодые дворяне, которые в дальнейшем хотели сами стать рыцарями.

Рыцарские замки

Рыцари жили в замках, которые служили надёжной защитой от нападения неприятеля. Поначалу их строили из дерева, но со временем стали использовать камень.

При строительстве замков преследовалась одна цель — обеспечить максимальную защиту, не дать возможности врагам проникнуть внутрь жилища. Поэтому при строительстве рыцарских замков думали не о красоте, а о прочности.

Рис. 3. Средневековый рыцарский замок.

Чтобы замки были надёжным укрытием, выполнялись следующие условия:

  • Строили замки на высокой скале или холме, с высоты которого хорошо просматривалась местность.
  • Вокруг замка вырывали глубокий ров и наполняли водой. Через ров перекидывался подъёмный мост, который на ночь или при нападении врага на цепях поднимался верх, и замок превращался в неприступную крепость.
  • Над воротами строили башни, на которых располагалась стража. При первых признаках опасности она подавала сигнал тревоги.
  • Окна в рыцарских замках были небольшими: так лучникам было удобнее спрятаться и незаметно поражать врага стрелами.

Если снаружи рыцарский замок был олицетворением неприступности и надёжности, то его внутреннее убранство было далёким от уюта. За толстыми каменными стенами царил постоянный холод, сырость, по комнатам и коридорам свободно гулял ветер. Камины не согревали замок, и его обитатели были вынуждены носить тёплую одежду.

Доклад для детей на тему «Рыцари и замки» будет особенно полезен при подготовке к уроку по окружающему миру в 4 классе, поможет понять культуру и историю Средних веков.

Что мы узнали?

Во времена Средневековья в европейских странах сложилось новое сословие — рыцарство, которое формировалось из богатых дворян. Рыцарь был, прежде всего, сильным и храбрым воином, который стоял на страже спокойствия в королевстве. Надёжной защитой для рыцарей и их семей служили замки, которые больше напоминали неприступные крепости.

Урок окружающего мира в 4-м классе. Тема: “Средние века: время рыцарей и замков”

Презентация к уроку

Класс: 4.

Программа: «Школа России». Москва «Просвещение», 2006 г. А.А. Плешаков «Окружающий мир».

Учебник: «Мир вокруг нас» Плешаков А.А. Москва: Просвещение, 2007 г.

Цели урока:

  • Опираясь на знания учащихся, подготовить их к изучению истории Средних веков. Сформировать у учащихся представление о Средневековье как об одном из периодов Всеобщей истории.
  • Формирование умений правильно применять счет лет в истории, устанавливать длительность и хронологию событий, правильно употреблять и объяснять исторические термины.
  • Развитие творческих способностей учащихся, через создание геральдической символики рыцарей Средних веков.
  • Воспитание у учащихся положительных качеств: храбрости, мужества, благородства, любви к Родине.

Ход урока

– На прошлом уроке вы изучали события истории Древнего мира. Сегодня мы переходим к следующему этапу развития общества – Средние века. Как вы понимаете понятие «средние»?

– Средние века или Средневековье находится между историей Древнего мира и историей Нового времени, т. е. как бы посередине. Отсюда и такое название.

– Средние века – второй период Всемирной истории, который продолжался с 5 по 15 века н.э.

– Сколько веков длился этот период?

– Правильно. А теперь переведите эти века в года?

– Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?

Они используют данные науки археологии, изучают письменные источники.

– От средних веков до нас «дошли» многие орудия труда, оружие, монеты, мебель, посуда. Кроме этого по истории средних веков ученые располагают многочисленными письменными историческими источниками, которые хранятся в специальных хранилищах – архивах.

– Задание: По названиям исторических документов, определить какие виды письменных источников существовали в средние века.

– А теперь, проверим названия исторических документов. Для этого вам надо обратиться к глоссарию, который находится на ваших столах. Глоссарии – это сборник толкований непонятных слов и выражений.

Уточнение понятий хроники и капитулярии.

– Города в средние века выглядели как крепости, застроенные каменными двух – трёхэтажными домами. Они выстраивались плотными рядами по обеим сторонам очень узких улиц. Их ширина равнялась длине копья.

– В старинных городах и сейчас можно видеть целые кварталы средневековых домов. Каждый из вас видел по телевизору Московский Кремль — резиденцию русских царей. А ведь это ни что иное, как памятник средневековья! Кремль из красного кирпича был построен к концу 15 века.

Основные стили архитектуры того времени:

  • Романский стиль – мощные стены, узкие окна. (Замки и крепости)
  • Готический стиль – высокие здания со шпилями и огромными окнами в ярких витражах. (Церкви и соборы)

– А чем же особенно интересна эпоха Средневековья? Подсказку вы найдете в Глоссарии.

– Средневековые сеньоры не только возвели себе каменные жилища, но и сами оделись в железо. Они стали рыцарями (от немецкого риттервсадник). А кого так называли? Уточнение термина.

– А что необходимо было иметь рыцарю? Доспехи

– Полное рыцарское вооружение составляли твердые стальные латы, закрывавшие туловище, или гибкая кольчуга, шлем, украшенный перьями или конской гривой, с железным забралом; руки и ноги также покрывались железной броней; кроме того, употреблялся и щит. Их кони тоже были одеты в броню.

– Для чего существовали рыцарские доспехи?

– Таким образом, рыцарь с ног до головы был закован в железо и мало доступен для ударов; поэтому средневековые сражения не отличались большим кровопролитием. Зато сбитый с коня рыцарь уже не мог проворно двигаться. Потому что доспехи весили 40 килограммов. И от рыцаря требовалась недюжинная сила, чтобы он смог бы его носить. Владеть оружием и управлять конём рыцари учились с детства. Но читать и писать доблестные рыцари не умели.

– Разная слава идёт о рыцарях. Одни считают их просто разбойниками. Другие видят в них образец благородства. В наш язык вошли такие выражения, как «рыцарский поступок», «рыцарское отношение к женщине». Видимо, было и то и другое. Рыцари с уважением относились друг к другу, к жёнам и дочерям других рыцарей, но презирали простых людей. В редких перерывах между войнами они проводили время в пирах, на охоте и на рыцарских турнирах, где сражались между собой. Это было самым любимым зрелищем в те годы.

В Средние века сразу можно было отличить знатного человека – рыцаря от «чёрного люда» — горожан и крестьян. И не только по платью. Оденьте графа в крестьянскую одежду, и всё равно всякий скажет, что это не простой человек. Крестьянина же в рыцарском одеянии выдавали походка, плечи, опущенная голова.

В чём дело? В осанке, в умении держать своё тело так, чтобы человек выглядел достойно, красиво и когда он стоит, и когда сидит, идёт или бежит. Этому специально обучали детей в знатных семействах. Кроме владения конём и оружием, их обязательно учили танцевать. Танцы были сложными, фигуры каждого из них осваивали, чуть ли не год.

– Как называются современные доспехи наших военнослужащих?

– Назовите виды оружия, необходимые рыцарю?

Физкультминутка. Стреляем из лука.

Метаем копье (правой и левой рукой).

– А где жили рыцари?

– Что обозначает поговорка: «Мой дом — моя крепость»? (Дом должен защищать от врагов, т. е. быть крепостью.)

– Каким был замок рыцаря? Крепость с…

– Полная опасностей жизнь заставляла людей искать защиты. Её могли дать только сеньоры. Они для защиты от набегов стали возводить замки, вокруг которых селились крестьяне.

– Замки сооружались из камня на труднодоступных местах — на островах, на обрывистых вершинах скал. На равнине замок окружал ров с водой да ещё двойной ряд каменных крепостных стен. Через ров перекидывался подъёмный мост. Мост вёл к башне, где были ворота с подъёмными решётками. Если кто и прорывался через ворота, то опускались решётки и враги оказывались в западне. Штурмовать такой замок было непросто.

– Рыцарь должен был постоянно заботиться о поддержании своей славы, преодолевая новые и новые препятствия. Рыцарь не мог позволить себе нежиться в ванне, а вынужден был странствовать по свету и искать возможности сразиться с врагом. Если же войны не было, то он принимал участие в рыцарских турнирах. Известность рыцаря зависела от количества побежденных соперников.

– Кроме вооружения у каждого рыцаря был свой девиз. Например,

«Лучше умереть, чем посрамиться!»,
«Бог, честь, Отчизна!»

«Исполнить или умереть!»,

«Иду своей дорогой!»

А также свой флаг и герб.

Рассмотрим рисунок, на котором представлены некоторые гербы. Назовите основные цвета, используемые для оформления герба.

В геральдике, дисциплине изучающей гербы, каждый цвет имеет свое значение.

Прочитайте о значениях цветов.

Кроме цветового обозначения на гербах использовались изображения животных и растений. Какие животные могли быть представлены на гербах?

Перечислите мне, пожалуйста, их.

– А сейчас представьте, что вы готовитесь стать рыцарем. Для этого вам необходимо придумать свой девиз и герб. Будьте внимательны. Подумайте о том, что и каким цветом вы изобразите.

Защита проектов. Проектом своего герба поделится…

– Многие ребята удачно справились с данной работой. Молодцы!

– Часто мы употребляем выражения «рыцарское поведение», «он – настоящий рыцарь». Какие поступки современного человека вы считаете рыцарскими?

– Я думаю, что все ребята в вашем классе – настоящие рыцари. Потому что своим поведением и умением продуктивно работать на уроке, вы помогли мне провести этот урок. И поэтому я хочу посвятить вас в рыцари! Но среди вас есть девочки. Могут ли они быть рыцарями?

– Из истории Средневековья известна женщина-рыцарь, Жанна д’Арк – героиня французского народа, поднявшая освободительное движение против английских захватчиков в наиболее тяжёлый для Франции период Столетней войны. Но церковники обвинили девушку в ереси и колдовстве, и девятнадцатилетняя Жанна была сожжена.

– Посвящаю вас в рыцари. Будьте смелыми, отважными, честными, защищайте свою семью и Родину.

– В знак благодарности я вам приготовила иллюстрации рыцарей, которые вы можете раскрасить дома.

– А чтобы подвести итог урока, мне бы хотелось сказать, что Средневековье – это не только рыцари и замки, а еще становление религии, развитие науки и техники, и многое другое.

Книгопечатанье

– Музыка в Средневековье.

Главное назначение музыки – церковное богослужение. Основной жанр – месса. Это цикл вокальных или вокально-инструментальных произведений на латинский текст, исполнявшийся во время церковной службы.

Достижение Средневековья в области музыки – появление нотной записи в 11 веке в Италии. Ее изобрел монах Гвидо из города Ареццо. А в 13 веке в Германии изобрели знаки для обозначения длительности нот. Изобретение принадлежит священнослужителю Франко из Кёльна.

Литература в Средневековье.

Литература была представлена рыцарскими романами, стихами, поэмами. Появляются трубадуры, барды, менестрели. Известен тубадур Рюдель де Блайя (12 век). Он был «заочно» влюблен в графиню Триполитанскую и отправился в крестовый поход, чтобы увидеться с ней. Однако в пути на корабле заболел и по приезду в Триполи на руках у графини умер. После этого она постриглась в монахини.

Зарождается новый поэтический жанр – сонет.

Наука и техника в Средневековье.

Обзор средневековой науки дается в сочинении «Великое дело» Роджера Бэкона (Оксфорд; Англия 1266-1267 года). Он определил основное направление – математическое. Из крупных ученых того времени следует назвать итальянского математика 13 века Леонардо Пизанского. Он описал способ вычисления числа p («пи») и методы решения неопределенных уравнений.

Начинает формироваться «корпус» квалифицированных ремесленников и технических работников. Появилось слово «инженер» (9 век; Италия, Франция) от латинского выражения «врожденные способности, изобретательность».

В 12-13 веках в Западной Европе появился компас со стрелкой (хотя в Китае был известен с 1-2 веков). Появляются первые механические часы с пружиной. Впервые стали применяться очки. В 13 веке в Европе (Италия, 1270 год) началось изготовление бумаги. Стали применять порох («рецепт» изготовления принадлежит Рожеру Бэкону). Была изобретена серная кислота (1299 г.)

С 14 века стало употребляться огнестрельное оружие: сначала появилась артиллерия (пушки) и лишь затем ручное огнестрельное оружие. Нужды военного дела и запросы церкви повлияли на развитие металлургии – начинается металлическое литье колоколов (5 век; Италия, Флоренция).

Образование в Средневековье.

Монастыри – центры учёности в Средние века. Именно монастырские школы давали начальное образование. Среднего образования не было: после начальной школы, владея латынью, в возрасте 15-16 лет школяр поступал в университет.

С 12 века в употребление входят слова «университет» (от латинского «общность» руководителей и учеников), «студент» (от латинского «обучающиеся, занимающиеся»), «преподаватель» и т.д.

Старейшие университеты 12 века:

  • Салерно, Болонья (1119 г., Италия)
  • Париж (1160 г., Франция)
  • Оксфорд (1167 г., Англия).
  • В 13 веке открыт Кембридж (1209 г., Англия).
  • В 14 веке в Праге (1348г.) и Вене (1365 г.). (В России первый университет появился в 1725 году.)

Обучение в университете начиналось с так называемого артистического факультета и продолжалось 6 лет. Назывался факультет так, потому что изучались «7 свободных искусств» (получали азы грамматики и математических знаний). Затем обучение продолжалось на специальном факультете – медицинском, юридическом или богословском. Вся учеба занимала минимум – 12 лет, а максимум – 21 год (в зависимости от факультета) – не случайно появилось выражение «вечный студент». Поскольку обучение было платным и дорогостоящим, студенты нередко переходили из одного университета в другой, тем более что языкового барьера для продолжения учебы в другой стране не было: обучение везде велось на латинском языке.

Нищий студент.
(из рукописи 13 века)

Я – кочующий школяр…
На меня судьбина
Свой обрушила удар,
Что твоя дубина.
Не для суетной тщеты,
Не для развлеченья
Из-за горькой нищеты
Бросил я ученье.
На осеннем холоду,
Лихорадкой мучим,
В драном плащике бреду
Под дождем колючим.
В церковь хлынула толпа,
Долго длится месса,
Только слушаю попа
Я без интереса.
К милосердию аббат
Паству призывает,
А его бездомный брат
Зябнет, изнывает.
Подари, святой отец,
Мне свою сутану,
И тогда я, наконец,
Мерзнуть перестану.
А за душеньку твою
Я поставлю свечку,
Чтоб господь тебе в раю
Подыскал местечко.

Использованная литература:

  • Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков «Мы и окружающий мир».
  • В.С. Виргинский, В.Ф. Хотеёнкова «Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины 15 века».
  • И.Н. Гнездилова «Культурология – история культуры»
  • «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»

Загрязнение почвы как экологическая проблема

Загрязнение почвы все больше беспокоит экологов всех стран. Процесс, происходящий в результате жизнедеятельности человека, неизбежен. Но нельзя упускать возможности снизить степень загрязненности, уменьшить вредное воздействие на почву.

Что такое загрязнение почвы

Земля – это ценный подарок и кормилица человека. Она имеет сложный состав. Здесь найдутся твердые частицы минералов, пыль, глина, вода и живые организмы. Благодаря своим составляющим, она стала плодородной.

Изменение структуры почвы, разрушение уникального состава, появление веществ совершенно ей не свойственных – это загрязнение почвы. Причины могут быть разными: органическими, неорганическими, радиоактивными или биологическими.

Вещества, попадающие в землю не всегда ядовитые, но они нарушают ее состав, вредят растительности, убивают плодородный слой.

Основные источники загрязнения почвы

В почве постоянно происходят физические и химико-биологические явления. Образуются новые слои, развиваются микроорганизмы. Загрязнения почвы, нарушают эти процессы.

К основным вредным источникам можно отнести:

  • промышленность;
  • тепло и энергосберегающие предприятия;
  • транспорт;
  • бытовые отходы;
  • сельское хозяйство;
  • сточные воды;
  • утечка продуктов нефтеперерабатывающих заводов;
  • радиоактивные захоронения;
  • кислотные дожди;
  • естественные источники;
  • прочие источники.Потребительское отношение к уникальному природному ресурсу, становится причиной ежегодного ухудшения состояния покровов земли.

Промышленные отходы и выбросы

Бурное развитие промышленности способствует накоплению определенного процента отходов, утилизация которых не всегда проводится добросовестно.

Угольные, металлургические предприятия ежегодно оставляют от 10 до 13 млн. тонн промышленного мусора, лежащего в отвалах, захватывающих все новые территории.

Активные выбросы паров и газов крупных заводов, загрязняют атмосферу. Сернистые, водородные соединения, азот, кислоты, оседая на землю, делают ее непригодной для жилья и занятия сельским хозяйством.

Справка. Предприятия, занимающиеся выпуском строительных материалов, горно-обогатительные комбинаты пополняют атмосферу на 90-110 кг вредной пыли за каждый час работы.

Предприятия теплоэнергетики

Вредное влияние на окружающую среду теплоэнергетических станций зависит от вида используемого топлива. При сгорании твердых типов, в воздух поднимается зола с несгоревшими веществами, частицами фтора, серы, также газы, содержащие мышьяк.

Использование торфа наносит вред уже с первого этапа. В местах добычи нарушается водный баланс, изменяется структура почвы.

Жидкие мазуты считаются относительно чистыми для экологической системы, как не содержащие летучих зол с примесями. При сжигании они тоже выбрасывают в атмосферу вредные газы с оксидами азота. Но при использовании исправного оборудования на теплоэлектростанциях, выбросы снижаются на 20%.

Выхлопные газы транспортных средств

С повышением уровня жизни резко увеличилось количество транспортных средств. Человек с детства привыкает к запаху выхлопных газов.

Отработанное двигателем топливо содержит в себе CO, сажу, оксиды азота, углеводородные соединения. Выбросы поднимаются в атмосферу, а затем выпадают на почву, нанося ей непоправимый вред.

Бытовые отходы

Чем крупнее город, тем больше бытового мусора он производит. В каждом населенном пункте остро стоит вопрос утилизации твердых отходов.

Справка. Каждый человек оставляет за собой до 500 кг бытовых отходов ежегодно.

Проблема недостаточно развитых систем переработки мусора, выливается в огромные свалки, загрязняющие по несколько гектаров земли.

Удобрения и пестициды, используемые в сельском хозяйстве

Необдуманное использование химических веществ на дачных участках, на полях вносит свою лепту в загрязнение плодородной почвы. Органические удобрения уходят в прошлое. Химикаты используют для повышения урожайности и финансовой выгоды. Из-за невозможности бороться с сорняками вручную применяют пестициды.

У этих процессов есть обратная сторона. Неконтролируемое использование удобрений перенасыщает землю, вызывает деградацию. Уменьшается плодородный слой, вымываются минералы, погибают микроорганизмы.

Происходит обеднение уставшей почвы, нарушается структура, что ведет к гибели растительности и развитию вредителей.

Сточные воды, используемые для полива полей

Вред, наносимый удобрениями, усиливается сточными водами после полива полей. Впитываясь в почву вода, смешанная с химикатами, убивает все живое. Большое количество пестицидов, становясь ядами в чистом виде, делают землю непригодной для использования.

Утечка нефти

Добыча дорогостоящего сырья – нефти, всегда требует особого внимания. К хранению и транспортировке относятся с тщательностью, чтобы не потерять хоть каплю «черного золота». Несмотря на это, происходят аварийные разливы.

Утечку нефти можно приравнять к катастрофе, ведущей к серьезным нарушениям экосистемы. Ликвидируют последствия разлива срочной выемкой грунта, пока продукт не успел впитаться.

Радиоактивные отходы
Улучшение жизни диктует свои правила. Необходимое электричество вырабатывается АЭС, работающих на атомном топливе. После отработки его нужно захоронить. Обычно это делают в почве.

Земля обладает способностью накапливать радиацию. Периоды распада радиоактивных отходов исчисляются тысячелетиями. Значит вред, наносимый опасным мусором, загрязняет среду на много сотен лет.

Кислотные дожди

Выбросы промышленных предприятий, накапливаясь в атмосфере, формируют кислотные дожди.


Факт.
Впервые кислотные дожди были зафиксированы в 1872 году. С тех пор, по мере развития промышленности, число таких осадков резко увеличилось.

Пропитывая землю, они разрушают структуру почвы, изменяют ее состав, нарушают водно-солевой баланс.

Естественные источники

Планета Земля продолжает развиваться. В атмосфере и глубине земного шара происходят процессы, на которые не может повлиять человечество. Падающие на поверхность «космические гости», приносят чуждые бактерии, загрязняют землю.

Вулканы при извержении выбрасывают миллионы тонн пепла. В 1883 году вулкан Кракатау выбросил такое количество, что создал пелену вокруг планеты на несколько лет. Вредные вещества постепенно оседали на грунт.

Цунами и штормы покрывают прибрежные земли соляным покровом. Лесные пожары, бушующие месяцами, уничтожают плодородный слой вместе с микроорганизмами.

Прочие причины

Удивителен факт, что вредить земле могут знакомые всем грибы. Существуют виды, содержащие ядовитую субстанцию – микотоксин. Размножение грибов спорами способствует тому, что опасные вещества разбрасываются на большие расстояния. Отравленная почва не способна сохранить плодородие.

Возможные последствия

Загрязнение земельных ресурсов чревато серьезными последствиями:

  1. Опасные заболевания.
  2. Гибель растительного мира.
  3. Эрозия почвы.
  4. Токсичные испарения.
  5. Глобальные изменения структуры почвы.
  6. Засуха и пустыни.

Нарушение баланса биосферы с почвенным слоем несет угрозу всему человечеству.

Врожденные и хронические заболевания

Выращивание на загрязненных полях овощей, ягод, бахчевых культур, употребление их в пищу, отравляет организм человека. Увеличивается число детей с врожденными пороками сердца и другими дефектами развития.

Усугубляется течение хронических заболеваний. Все больше людей, подверженных аллергическим реакциям, бронхиальной астме и онкологии. Это неполный список болезней, возникающих из-за загрязненности окружающей среды.

Воздействие на растения

Растительный мир страдает от изменений, происходящих с землей. В зависимости от загрязненности она деградирует. В силу истощенности не может дать растениям питательные вещества. Флора начинает погибать и тянет за собой цепочку серьезных изменений.

Эрозия почвы

Исчезновение растительного мира из-за почвенного загрязнения, ведет к резкому снижению бактерий, живущих в ней. Лишенная растительности земля разрушается. Происходит эрозия почвы.

Верхние слои теряют влагу и ничем не удерживаемые, поднимаются ветрами в воздух. Постепенно образуются глубокие овраги, отнимающие большие площади сельскохозяйственных угодий.

Токсичные испарения и газы

Выбросы вредных веществ со временем оседают на землю. Она легко поглощает и удерживает их долгое время. Под влиянием опасных испарений и газов, верхний слой земли окисляется, образуя корку, которая противостоит удалению вредных компонентов.

Повышается концентрация токсичных субстанций, загрязняющих почву. Она теряет все свои ценные свойства.

Изменение структуры почвы

Все причины от естественных до сотворенных руками человека, ведут к изменению структуры почвы. Нарушается связь между минералами, водяными и солевыми частицами в ее составе. Это разрушение ведет к истощению слоев, гибели растительного и животного мира.


Справка.
На формирование всего 3 см плодородного слоя земли необходимо более 900 лет!

Другие проблемы

Экологические проблемы вызывают исчезновение плодородного слоя, приводят к засухе. Высыхая, огромные площади оборачиваются безжизненными пустынями. По статистике, они наступают с большой скоростью – 20 га в час.

Меняется экология, водный баланс этих мест, исчезает флора и фауна. Местные жители вынуждены покидать родные края, убегая от засухи и голода.

Использование тяжелой техники на полях, неправильная культивация, нарушение технологий, также становятся причинами загрязнения почвы и потери бесценного ресурса.

Как бороться с загрязнениями почвы

С источниками загрязнения необходимо вести борьбу. Это могут быть:

  • профилактические;
  • законодательные меры;
  • санитарные.

Профилактику засорения мусором нужно вести постоянно. Это разъяснительные беседы в школах, субботники, установка баков для сбора отходов.

Государство создает законы по охране почв. Также должен быть налажен контроль на крупных предприятиях по выбросам. Налаживание безотходного производства поможет снизить количество мусора.

Введение сбора и утилизация отходов, еще одна мера борьбы с загрязнениями земли. Строительство очистных сооружений, контроль над использованием удобрений и пестицидов уменьшит степень отравления почвы.

Современные методы переработки и утилизации мусора

Проблема мусора стоит остро в каждом населенном пункте. Методы, используемые в настоящее время, не гарантируют безопасного избавления от отходов.

Хранение мусора на полигонах, сжигание – не выход из сложившейся ситуации. Ядовитые испарения наносят вред окружающей среде. Самым безопасным методом в России, считается пиролизный. Переработка мусора и твердых отходов, возможность дать им вторую жизнь, самый выгодный способ, чтобы очистить землю.

Очищение почвы

Решение проблемы очищения почвы от загрязнений на сегодня актуально. Она способна самоочищаться. Но это долгий процесс. Существует несколько способов помочь ей.

К физическим методам относится снятие верхних слоев грунта. Применяют при разливе нефтепродуктов. Также в таких местах используют нагрев, который гарантирует расплавление загрязнений.

Методом выщелачивания грунта, очищают от мышьяка, тяжелых металлов, свинца. Химические реактивы гарантируют 98-99% результата.

Рекультивация земель

Для восстановления почвы используется рекультивация. Она состоит из двух этапов – технического и биологического.

На первом этапе изучается площадь загрязнения. При необходимости заменяется верхний слой. На втором этапе используют специальные растения, способные очищать грунт. К ним относятся рис, пшеница, бобовые культуры, тополь черный.

Процесс рекультивации земель может длиться до 10 лет.

Меры, принимаемые в сельском хозяйстве

Последствия от загрязнения, используемых под сельское хозяйство, почв грозят потерей урожая и отравлениями. Поэтому следует принимать меры по удалению остатков пестицидов и удобрений. Это может быть промывка грунта.

Необходимо заменять химические удобрения органическими. На борьбу с вредителями применять биопестициды, которые выпускает российская промышленность. Использовать минимум вредных удобрений и химикатов.

Использование альтернативных источников энергии

Для снижения вредного воздействия энергетических станций, существуют другие источники получения энергии. Подключение объектов работающих на жидком топливе, каменном угле или природном газе.

Использование альтернативного топлива снизит радиоактивные отходы, хранение и утилизация которых несут большую угрозу. Забытые гидроэлектростанции станут достойной заменой опасным источникам.

Прочие эффективные методы

Для выработки электроэнергии существуют безопасные станции. Использование сил природы принесет пользу, устраняя негативные последствия от загрязнения окружающей среды.

Ветряные мельницы, работающие от силы ветра, способны обеспечить электричеством небольшие населенные пункты. Солнечные электростанции, используя магнитные излучения светила, вырабатывают ток. Энергия горячих источников может найти применение на геотермальных станциях.

Заключение

Земля – общий дом для человечества. От заботы каждого из живущих о ней, зависит будущее. Устранение причин, грозящих загрязнением почв, вполне по силам человеку. А Земля отблагодарит человечество богатыми урожаями, чистотой и здоровьем.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: