Унитарное предприятие – особенности, кто собственники, примеры

Унитарное предприятие – примеры, характеристики и особенности

  • 24 Октября, 2018
  • Законодательство
  • Владимир Стороженко

В современных условиях рыночной экономики существует множество разновидностей организации предприятий. Выбор зависит от особенностей деятельности компании. Одним из видов организации хозяйственной деятельности является унитарное предприятие. Примеры таких компаний будут рассмотрены далее. Это поможет понять суть и особенности подобных форм хозяйствования.

Общее определение

Прежде чем рассмотреть примеры унитарных предприятий, стоит разобраться, что это за форма хозяйствования. Она организована строго в соответствии с нормами законодательства. Унитарной называется коммерческая организация, у которой нет собственного права на имущество. У него есть определенный владелец. Этому собственнику и принадлежит имущество унитарного предприятия.

Такая форма собственности характерна исключительно для государственных или муниципальных организаций. Имущество унитарного коммерческого предприятия не может быть разделено на паи, акции, доли и т. д. Оно принадлежит только одному собственнику. Двух или больше владельцев имущества в таком предприятии существовать не может.

Что такое государственные и муниципальные унитарные предприятия? Это особенная форма хозяйственной деятельности, при которой обязательно выполняется ряд законодательных требований. В названии такой компании обязательно содержится указание, кто является собственником ее имущества. Эта информация прописывается в уставе. Например, право собственности может принадлежать:

  • Российской Федерации;
  • определенному субъекту РФ;
  • конкретному органу местного самоуправления;
  • прочее.

Если говорить другими словами, имущество, принадлежащее государству или органу муниципального управления, передается предприятию на правах управления, ведения хозяйственной деятельности. Оно принимает участие в процессе производства, принося доход.

Характеристики унитарности

Существуют определенные особенности унитарного предприятия. Они определяются законодательством. Унитарность имеет определенные характеристики. Они определяют особенности функциональные качества предприятия. Основные из них:

  • Создание компании (юридического лица) происходит после выделения необходимого капитала собственником, а не в ходе объединения нескольких участников.
  • Учредитель сохраняет за собой право собственности на имущество.
  • Имущество закрепляется за юридической компанией на ограниченных правах. Управленцы и прочие должностные лица имеют право распоряжаться средствами собственника только в ходе хозяйственной деятельности, в процессе оперативного управления.
  • Имущество остается неделимым.
  • Членство в уставный капитал отсутствует.
  • Орган управления представлен в лице одного человека.

Причины, цели деятельности

Существующие примеры организации унитарных предприятий объединяет причина их создания. Всего существует три фактора, объясняющих появление подобных форм хозяйствования. Причины создания унитарных организаций следующие:

  1. Требуется использовать в хозяйственной деятельности имущество, приватизировать которое нельзя по закону. Однако такой капитал может приносить доход, применяться при создании товаров, услуг.
  2. Требуется решить определенные социальные задачи. Например, реализовать товары или услуги для населения по муниципальным ценам, организовать товарные или закупочные интервенции в области товаров первой необходимости.
  3. Ведение определенных направлений хозяйствования, в которых в данный момент нуждается общественность. Ведение убыточных предприятий, которые производят важную для населения продукцию.

Существуют четко определенные типы и цели создания унитарных предприятий. Они определяют сущность подобных хозяйственных единиц. Деятельность подобных организаций направлена на решение определенных задач, которые бы невозможно было решить не на коммерческой основе. ГК РФ (ст. 113-115, ст. 294-297) регулирует правовой статус унитарных предприятий. При этом не затрагиваются вопросы прав, обязанностей работников таких компаний. Поэтому подобные вопросы определяются трудовым правом.

Если в уставный капитал будет внесен вклад, то он становится частью имущества собственника. Ни один другой работник не имеет права на часть распределенной прибыли. В уставе четко прописывается, кому именно принадлежит подобное предприятие, кто имеет право на его имущество.

Стоит отметить, что такая форма организации хозяйственной деятельности несет ответственность по своим обязательствам всем своим капиталом. Руководит всеми процессами на таком предприятии начальник. Его назначает на должность собственник или орган, им уполномоченный.

Формы

Рассматривая примеры унитарных предприятий в России, следует отметить несколько форм подобных предприятий. Обычно их делят на три группы в зависимости от подчинения:

  1. ГУП – государственное унитарное предприятие. Собственником является в этом случае субъект РФ.
  2. МУП – муниципальное унитарное предприятие. Собственником является субъект муниципального образования.
  3. ФГУП – федеральное государственное предприятие унитарного типа.

Муниципальные, федеральные и государственные хозяйственные объединения этого типа отличаются размером уставного фонда. Для муниципальных (городских и региональных) единых компаний этот показатель составляет не менее 1000 минимумов ежемесячной заработной платы (МРОТ). Для госкомпании минимальный размер уставного капитала составляет от 5000 МРОТ.

Существующие примеры унитарных предприятий и организаций в России работают по одной из двух возможных схем. Существуют следующие варианты видов деятельности:

  • На праве хозяйственного ведения. Создаются преимущественно для создания определенных товаров или оказания услуг населению.
  • На базе оперативного управления (казенные предприятия).

Коммерческие формы организации унитарных предприятий имеют право заключать разные сделки, сдавать часть неиспользуемого помещения в аренду. Казенные предприятия имеют право распорядиться имуществом только с согласия собственника.

Существует еще несколько форм унитарных предприятий. Они отличаются особенностями организации и сферой деятельности:

  • частные;
  • производственные;
  • сельскохозяйственные;
  • коммунальные.

Федеральные единые предприятия: перечень наиболее известных

Примеры государственных и муниципальных унитарных предприятий, функционирующих в нашей стране, разнообразны. С ними знакомы практически все жители нашей страны. Список федеральных государственных единых компаний довольно обширный. Это крупные компании, которые занимаются стратегически важной деятельностью. Она важна для всех жителей нашей страны. Самыми известными примерами ФГУП являются:

  • «Космическая связь»;
  • «Гознак»;
  • «Связь-безопасность»;
  • паспортно-визовый сервис;
  • «Почта России»;
  • «Охрана»;
  • НПП ВНИИЭМ;
  • «Мосфильм»;
  • Российская телевизионная радиовещательная связь;
  • Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания;
  • Центральный научный институт машиностроения;
  • прочее.
Читайте также:
Права ученика и как они защищаются в России

Подчинения у этих организаций разные. Однако их объединяет стратегическое назначение в разных отраслях деятельности. Финансирование подобных компаний производится на всероссийском уровне. Это самый высокий уровень подчинения.

Для чего создаются унитарные предприятия федерального уровня? Например, деятельность ФГУП «Космическая связь» направлена на обеспечение спутниковыми технологиями РФ. Компания обеспечивает доступ в интернет, услуги связи для крупных корпораций, средних, малых компаний и частных пользователей.

ФГУП «Гознак» функционирует с целью разработки и исследования государственных знаков. Она принадлежит Минфину РФ. Компания занимается производством орденов, монет, а также различных официальных документов.

Государственные и муниципальные единые предприятия

Примеры государственного унитарного предприятия, а также компаний, принадлежащих местным органам управления, разнообразны. Решение об их создании принимают уполномоченные органы государственной власти, местного самоуправления. Эта процедура основывается на составлении актов, определяющих степень компетенции подобных властных структур.

К наиболее известным государственным унитарным предприятиям относятся «Мосгортранс», «Московский метрополитен». Это предприятия, функционирующие в области транспортных коммуникаций. Подобные компании могут создаваться в самых разных отраслях. Это популярная форма деятельности в России.

Примеры муниципальных унитарных предприятий и организаций столь разнообразны, что перечислить их довольно тяжело. Однако наиболее известным предприятием этого уровня подчинения является МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство». Подобные организации представлены практически во всех областях страны. Многие муниципальные единые предприятия рассчитаны на потребности города или района. Их деятельность способна охватить только небольшую часть населения.

Любое муниципальное, государственное или федеральное предприятие имеет устав, созданный по определенной форме. В этом документе обязательно отображается:

  • полное, сокращенное наименование компании;
  • адрес регистрации предприятия;
  • информация о направленности деятельности;
  • собственник, которому принадлежит имущество;
  • руководитель, сведения о его должности и полномочиях;
  • процедура назначения на руководящую должность;
  • перечень наименований и назначений фондов;
  • использование полученной в ходе работы компании прибыли.

Руководители МУП, ГУП, ФГУП не имеют права распоряжаться имуществом вверенных им организаций без разрешения собственников.

Как формируется уставный капитал

Рассмотрев примеры организаций муниципальных, государственных, федеральных, следует обратить внимание на процедуру создания их уставного капитала. Собственность подобных компаний формируется из следующих ресурсов:

  • собственник передает недвижимость в качестве своего вклада в уставный капитал;
  • прибыль, полученная в конце отчетного периода, после выполнения услуг или изготовления и продажи продукции;
  • краткосрочные и долгосрочные займы, полученные от разных кредиторов, в том числе и банков;
  • амортизационные отчисления, возникающие при эксплуатации производственного оборудования;
  • дотации из государственного, местного бюджета;
  • пожертвования, которые делают фирмы, кооперативы, прочие субъекты;
  • прибыль от сдачи в аренду пустующих помещений.

Имущество, которое имеется у унитарной компании, может сдаваться в аренду или продаваться. Исключением является недвижимость. Продавать ее без согласия собственника подобные предприятия не имеют права.

Финансовая деятельность

Чтобы лучше понять особенности государственных, муниципальных унитарных предприятий, примеров может быть недостаточно. Нужно рассмотреть также финансовую сторону деятельности подобной компании. Создание источников экономических ресурсов достигается путем правомерных действий.

Финансовые резервы подобных организаций формируются не только уставным капиталом. Это может быть прибыль от основной, инвестиционной или финансовой деятельности, получение кредитов и т. д. Однако от иных разновидностей организации хозяйствования унитарные предприятия сильно отличаются.

Так, если в конце года стоимость имущества МУП станет меньше минимального размера уставного фонда, компания должна направить ресурсы на восстановление этого показателя. Если же стоимость активов не увеличится, собственник обязан ликвидировать такую компанию. В этом случае кредиторы вправе потребовать досрочной уплаты задолженности. При этом им по закону возмещаются финансовые убытки (при их наличии).

Одним из основных источников дохода подобных компаний является прибыль, полученная в конце отчетного периода. Стоит отметить, что унитарные предприятия перечисляют в бюджет ее часть. В соответствии с законодательством, доход МУП, ГУП является прибылью, которая не облагается налогом при поступлении в бюджет. Каждый год унитарные предприятия перечисляют часть прибыли в государственные или муниципальные фонды, уплатив необходимые налоги.

Распределение прибыли

Существующие примеры унитарного предприятия отличаются особенной организацией финансовой деятельности. В соответствии с законодательством, подобные организации распределяют прибыль после уплаты необходимых налогов и платежей. Так наполняются социальные, стимулирующие фонды компании. Из этих средств может быть пополнен уставный капитал компании.

После уплаты налогов унитарная организация может пополнить следующие фонды:

  • внедрение инновационных технологий, модернизация производства;
  • финансирование мероприятий по защите окружающей среды;
  • развитие экономической, хозяйственной деятельности компании;
  • модернизация имеющихся или строительство новых объектов.

Еще несколько особенностей

Унитарное предприятие обладает еще несколькими особенностями экономической деятельности. Так, бюджетное финансирование может применяться подобными организациями. Государство, органы местного самоуправления могут направлять субсидии, дотации, субвенции на развитие подобных предприятий. Финансирование из государственного или местного бюджета направляется на реализацию важных для общества программ, для социального развития.

Рассмотрев особенности и примеры унитарных предприятий, можно понять принцип, цели их работы, необходимость подобных форм организации хозяйственной деятельности для всего общества.

Унитарное предприятие

Унитарное предприятие – это коммерческая организация, которая не наделена собственником правом собственности на закреплённое за ней имущество.

Такие предприятия называются унитарными предприятиями, так как их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.

В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.

В уставе должно быть четко указано, кому (Российской Федерации, какому конкретно субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления) принадлежит имущество унитарного предприятия на праве собственности. При этом имущество (соответственно, государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Читайте также:
Административные наказания понятие, виды, общая характеристика

Типы унитарных предприятий

Унитарные предприятия могут быть трёх типов:

федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП),

государственное предприятие субъекта Российской Федерации (ГУП);

муниципальное предприятие (МУП) — унитарное предприятие муниципального образования.

Сущность унитарного предприятия

Унитарность – это специфическая форма организации деятельности, которая характеризуется следующими признаками:

создание юридического лица с помощью выделения собственником определенного имущества;

сохранение за учредителем права собственности на передаваемое имущество;

закрепление имущества за юридическим лицом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

неделимость передаваемого имущества;

наличие единоличного органа управления.

Основные причины создания унитарных предприятий

К основным причинам, по которым создаются унитарные предприятия, необходимо отнести такие причины:

осуществление отдельных дотируемых видов деятельности и ведение отдельных производств, работающих с убытком;

осуществление деятельности по решению целого ряда социальных задач, в том числе реализации отдельных товаров, работ и услуг по минимальным ценам;

необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена.

Цель деятельности унитарных предприятий

Так как в соответствии с п. 2 ст. 50 и ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, то их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества — государства или муниципального образования, а также для покрытия собственных расходов.

Кроме этого целью деятельности является не только извлечение прибыли, но и удовлетворение интересов государства, обеспечение государственных нужд.

При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК РФ):

унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ);

унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казённые предприятия; ст. 115 ГК РФ).

Учредительные документы унитарного предприятия

Учредительным документом унитарного предприятия являются:

решение об учреждении федерального государственного предприятия. Такое решение принимается Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;

решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;

Документом, определяющим порядок управления унитарного предприятия, является его устав.

Устав унитарного предприятия

Учредительным документом унитарного предприятия считается устав организации, который утверждается министерством, ведомством или другим федеральным органом.

Устав государственного и муниципального предприятия должен содержать, кроме обычных сведений, характерных для каждого юридического лица, информацию о предмете и целях его деятельности, а также о величине уставного фонда организации.

Уставный фонд государственного унитарного предприятия

Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен быть равен не менее чем 5000 МРОТ, а муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее чем 1000 МРОТ.

Имущество унитарного предприятия

К способам использования имущества унитарного предприятия относятся использование имущества на праве:

При способе хозяйственного ведения унитарное предприятие (ГУП, МУП) может распоряжаться закрепленным за ним имуществом , производимой продукцией и доходами от реализации товаров, работ или услуг самостоятельно, учитывая установленные законодательством действующие ограничения.

При способе оперативного управления унитарное предприятие (казенное предприятие) имеет право распоряжаться закрепленным за ним имуществом, выпускаемой продукцией и доходом от реализации товаров, работ или услуг только на основании согласия собственника.

Источники формирования имущества унитарного предприятия

Источниками формирования имущества унитарного предприятия являются:

имущество, которое передается предприятию на основании решения собственника для оплаты уставного фонда;

другое имущество, которое передается предприятию по решению собственника;

прибыль, которая была получена при осуществлении хозяйственной деятельности предприятия;

полученные кредитные и заемные средства;

начисленные суммы амортизационных отчислений;

осуществленные предприятием капитальные вложения;

полученные дотации из бюджета;

дивиденды (доходы), подлежащие уплате хозяйственными обществами и товариществами, в уставных капиталах которых есть доля предприятие;

добровольные взносы и пожертвования от организаций и граждан;

иные источники, не противоречащие законодательству РФ, в том числе, например доход от операций сдачи имущества в аренду.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Что для всех субсидиарная ответственность, то для МУП – специфика деятельности

29.05.2021 было опубликовано определение СК ЭС Верховного Суда РФ № 302-ЭС20-23984 от 21.05.20201 по делу № А19-4454/2017 о привлечении к субсидиарной ответственности в рамках дела о банкротстве МУП «УК Спектр». В обособленном споре рассматривалось два основных вопроса:

  1. Должен ли руководитель изначально убыточного МУП быть привлечен к субсидиарной ответственности за неподачу заявления о банкротстве?
  2. Должен ли собственник имущества изначально убыточного МУП, администрация муниципального образования (МО), быть привлечен к субсидиарной ответственности за доведение до банкротства?

Верховный Суд РФ в составе судей и Разумова И.В., Капкаева Д.В. и Самуйлова С.В., ответили на эти вопросы так:

  1. Нет, если у руководителя МУП есть разумный план выхода из кризиса, но только до тех пор, пока не станет очевидна бесперспективность этого плана.
  2. Да, если учредителю МУП было заведомо известно, что организация не имеет возможности вести нормальную предпринимательскую деятельность.

Фабула дела следующая, что, к сожалению, довольно типично для МУПов:

  • 01.10.2015 – на основании постановления администрации МО для предотвращения срыва отопительного сезона создан МУП «УК «Спектр», руководителем назначен Алиев В.З., на праве хозяйственного ведения за МУП закреплены автомобиль «ГАЗ 3110», два здания котельных и тепловые сети;
  • 12.10.2015 – МУП зарегистрирован в качестве юридического лица;
  • 23.10.2015 – МУП начал оказывать потребителям услуги по теплоснабжению;
  • 26.10.2015 – учредитель рекомендовал МУП применять тарифы на тепловую энергию, установленные для прежних ресурсоснабжающих организаций;
  • 18.12.2015 – срок, не позднее которого должна была быть оплачена электроэнергия, поставленная ООО «Иркутскэнергосбыт» в ноябре и декабре 2015 года на сумму 750 тыс руб.;
  • 23.05.2016 – служба по тарифам установила предприятию собственные тарифы на тепловую энергию;
  • 23.03.2017 – возбуждено дело о банкротстве по заявлению кредитора ООО «Иркутскэнергосбыт»;
  • 28.09.2017 – МУП признан банкротом, в реестр включены требования в части суммы основного долга:
  • ООО «Иркутскэнергосбыт» – 6,8 млн руб. (91 % голосующей задолженности);
  • ООО «СТЭК» – 148 тыс руб.;
  • ФНС России – 488 тыс руб. – 3 очередь и 506 тыс руб. – 2 очередь;
Читайте также:
Административное правонарушение - понятие и признаки

Кроме того, за реестром учтена сумма в размере 1,8 млн руб., а текущие платежи составили более 5 млн руб. (задолженность за поставленную тепловую энергию).

Как это принято у МУПов, средств, полученных от продажи принадлежащего должнику на праве хозяйственного ведения имущества, не хватило для погашения даже части текущих платежей, не говоря уже о реестре.

Закономерно конкурсный управляющий МУП обратился в суд с требованием о привлечении к субсидиарной ответственности бывшего бессменного с самого создания и до открытия конкурса руководителя МУП Алиева В.З. за неподачу заявления о банкротстве и собственника имущества МУПа (администрации МО) за доведение до банкротства (согласно действующей до 30.07.2017 ст. 10 Закона о банкротстве). В обоснование заявления положены следующие обстоятельства:

  • начиная с конца 4 кв. 2015 г., то есть практически с самого создания (!) МУП имел непогашенную кредиторскую заложенность по причине недостаточности денежных средств;
  • по данным бухгалтерского баланса за 2015 г. активов должника было недостаточно для погашения кредиторской задолженности;
  • администрация необоснованно применяла заниженный тариф, что послужило следствием возникновения у предприятия убытков.

Суды трех инстанций отказали в привлечении к ответственности Администрации МО, но признали обоснованными требования к бывшему руководителю. Верховный Суд РФ все отменил и вынес довольно противоречивое определение, направив дело на новое рассмотрение.

В моей картине мира суды нижестоящих инстанций верно привлекли к субсидиарной ответственности бывшего руководителя МУПа, хотя ВС выражает определенные сомнения относительно этого. На мой взгляд, не только Администрацию МО надо привлекать к ответственности за доведение до банкротства при создании убыточного МУП (что само по себе крайне важная для практики позиция), но и нельзя быть руководителем изначально убыточного МУПа и освобождаться от ответственности со ссылками на годами продолжающиеся безрезультатные попытки вывести его из кризиса.

Ниже ряд интересных моментов, которые мне хотелось бы отметить в этом определении:

  1. Ответственность собственника имущества МУП, Администрации МО

Начнем с позитивного. На мой взгляд, эта часть определения самая интересная и важная. По сути, первый раз вопрос о субсидиарной ответственности собственника имущества МУП привлек внимание Верховного Суда РФ. Раньше мы видели только отказы в передаче в коллегию, которые поддерживали практику создания и функционирования убыточных МУП.

Примеры из свежих дел, иллюстрирующих бесплодные попытки привлечь к субсидиарной ответственности собственника имущества МУПов:

  • «судами установлены обстоятельства, указывающие на специфику деятельности должника, предполагающую перманентное нахождение в ситуации неисполнения денежных обязательств перед кредиторами» – постановление АС Западно-Сибирского округа от 04.05.2021 по делу № А03-9550/2017;
  • «безусловная обязанность собственника имущества унитарного предприятия по финансированию деятельности последнего не предусмотрена действующим законодательством… как верно и обоснованно указал суд первой инстанции в обжалуемом судебном акте, заслуживает внимание специфика деятельности должника – водоснабжение и водоотведение в двух муниципальных образованиях» – постановление 11 ААС от 27.04.2021 по делу N А72-14510/2018;
  • «деятельность предприятий, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, к которым относится должник, носит убыточный характер, поскольку такое предприятие, как правило, имеет непогашенную кредиторскую задолженность перед энергоснабжающими организациями, бюджетом одновременно с дебиторской задолженностью граждан, в силу сложившихся обстоятельств и сроков оплаты за потребленные жилищно-коммунальные услуги граждане постоянно имеют просроченную задолженность перед предприятием, оказывающим коммунальные услуги» –постановление АС Поволжского округа от 28.01.2021 по делу № А72-695/2016 (в передаче в ВС отказано).

Справедливости ради стоит отметить, что есть и положительные примеры, когда собственника имущества МУП привлекали к субсидиарной ответственности с прямо противоположными выводами:

  • «принимая во внимание, что деятельность должника по пассажирским перевозкам являлась социально-значимой, а также тарифицируемой, учитывая, что тарифы устанавливались администрацией Златоустовского городского округа, то есть с момента создания предприятия Администрация знала о том, что деятельность должника являлась убыточной, поскольку установленные тарифы были экономически неоправданными и низкими; установив, что Администрацией не принимались своевременные меры по предупреждению банкротства и ликвидации предприятия … суды пришли к выводу, что банкротство должника явилось безусловным следствием неправомерных действий (бездействия) Администрации Златоустовского городского округа, влекущих ее привлечение к субсидиарной ответственности по обязательствам должник» – постановление АС Уральского округа от 22.01.2020 по делу № А76-310/2015 (совершенно случайно, правда, в этом деле более 95 % реестра составляли требования ФНС).

Поэтому выводы ВС в деле МУП «УК Спектр», на мой взгляд, революционные. Экономика процесса довольна проста – от потребителей МУП получает оплату, которая должна покрывать зарплату сотрудников, текущие расходы МУП и, конечно, задолженность перед ресурсоснабжающей организацией. Если этого не происходит, то расходы должны ложиться на плечи собственника имущества МУП, иначе МУП банкрот. В целом, во всех приведенных примерах деятельность МУП так и описана в судебных актах. Все же нельзя забывать, что МУП это коммерческая организация и никаких специальных правил банкротства МУП, равно как ограничения ответственности собственника имущества МУП перед кредиторами законодательство не содержит.

  1. Признаки неплатежеспособности и недостаточности имущества – меняет ли их специфика деятельности и при чем тут три месяца
Читайте также:
Объекты гражданских прав понятие, общие положения, характеристика

При передаче дела в коллегию судья И.В. Разумов отметил доводы Алиева В.З. о том, что само по себе образование задолженности за поставленную в ноябре 2015 электроэнергию не является безусловным основанием для обращения руководителя предприятия в суд с заявлением о банкротстве последнего, а суды якобы не учли специфику деятельности предприятия. В определении о направлении дела на новое рассмотрение указано, что по итогам 2015 года, то есть спустя 2 месяца после начала деятельности, предприятие стало отвечать признаку недостаточности имущества, а 19.03.2016 на стороне Алиева В.З. возникла обязанность по подаче заявления о банкротстве возглавляемого им предприятия. Далее идут ссылки на специфику деятельности.

Во-первых, никакая специфика не должна влиять на установление признаков неплатежеспособности и недостаточности имущества и на возникновение обязанности КДЛ обратиться в суд с заявлением о банкротстве. Иначе возникает ситуация, что на МУП распространяются какие-то иные нормы, в отличие от других коммерческих организаций, что, конечно, необходимо искоренять (равно как в принципе указание на специфику деятельности МУП – коммерческое юридическое лицо может быть создано только для извлечения прибыли).

Во-вторых, во всех судебных актах по этому делу, в том числе в определении ВС о передаче дела указано, что обязанность руководителя обратиться в суд возникла по истечении трех месяцев со дня наступления срока исполнения обязательства. Здесь явно перепутаны признаки неплатежеспособности и недостаточности имущества с признаками банкротства. К первым срок в три месяца не применим. Если наступила неплатежеспособность и нет экономически обоснованного плана, в силу п. 2 ст. 9 Закона о банкротстве заявление необходимо подавать спустя месяц с даты наступления признака неплатежеспособности. Здесь уместно вспомнить дело о банкротстве ООО «Авиа Терминал Сервис» (определение ВС РФ от 05.04.2018 № 307-ЭС17-20207), которое разъясняет, что есть внешние признаки банкротства (неоплата долга 300 тыс руб. в течение 3-х месяцев) и внутренние обстоятельства финансового кризиса (п. 1 ст. 9 Закона о банкротстве, которые, как правило, сводятся к неплатёжеспособности и недостаточности имущества). Первые дают право внешним кредиторам обратиться в суд, вторые влекут обязанность КДЛ подать заявление о банкротстве.

  1. Экономически обоснованный план

Это то, что в определении совсем не понравилось. С трудом верится, что направление неких писем на протяжении двух лет (2016 и 2017 гг.) в Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области можно признать разумным планом восстановления платежеспособности с учетом того, что ни одна субсидия не была предоставлена и в итоге дело о банкротстве было возбуждено по заявлению кредитора. Если бы субсидии и были предоставлены, но на протяжении двух лет финансовое состояние не было бы восстановлено, то и в этом случае такой план вряд ли можно было бы признать обоснованным.

Довольно странно, что ВС поставил под вопрос в принципе ответственность руководителя, а не подверг сомнению объем этой ответственности. Если ни одно из мероприятий руководителя, которые он якобы проводил, не привело к выходу из кризиса, а заявление было подано кредитором спустя два года после начала этих мероприятий, очевидно, что в какой-то момент план переслал быть разумным и обоснованным. Выводы ВС в деле МУП «УК Спектр» в части плана выхода из кризиса, заключавшегося в направлении писем в Администрацию МО, кажется абсурдным, с учетом того, что требования текущих кредиторов составили более 5 млн руб., то есть, задолженность продолжила нарастать все время.

Интересно, как будет реализовано нижестоящими судами указание высшей судебной инстанции на необходимость сравнения действий Алиева В.З. со средним разумным руководителем МУП.

В судебной практике план восстановления финансового состояния МУП иногда заставляет пустить скупую слезу: «урегулирование задолженности населения происходило преимущественно путем личных обходов граждан-должников по месту их жительства сотрудниками МУП «Исток» и Администрации муниципального образования. Финансово-экономическое положение должника не позволяло иметь в своем штате профессионального юриста (в штате должника был директор, главный бухгалтер и слесарь), а также средств на уплату государственной пошлины для взыскания дебиторской задолженности в судебном порядке» (постановление АС Поволжского округа от 22.04.2021 по делу № А72-15885/2018).

Или вот в приведенном выше деле, где ФНС удалось привлечь к ответственности Администрацию МО за создание убыточного МУП (постановление АС Уральского округа от 22.01.2020 по делу № А76-310/2015), было отказано в привлечении к ответственности бывших руководителей МУП, поскольку было установлено «обращение руководителей к Администрации с просьбой принять меры по устранению задолженности, о необходимости дополнительного субсидирования предприятия, предоставления необходимого оборудования, выделения средств на погашение задолженности по заработной плате и т.д.». То есть, одних безрезультатных обращений вроде как достаточно.

Кстати, если бы означенные выше события в деле МУП «УК Спектр» происходили после 29.07.2017, то есть, после вступления в силу Федерального закона от 29.07.2017 № 266-ФЗ, то к субсидиарной ответственности за неподачу заявления о признании должника банкротом по-хорошему надо было бы привлекать и Администрацию МО. Тем не менее практику по привлечению собственника имущества МУПа к ответственности за неподачу заявления по делам, возбужденным после 29.07.2017, найти не удалось. Скорее всего, суды считают, что на МУП эта норма не распространяется. Интересно, что созданием убыточных предприятий занимаются только муниципалитеты, которые потом нередко еще и изымают имущество из хозяйственного ведения МУПа, когда уже очевидно, что кредиторы будут возбуждать дело о банкротстве (см, например, п. 1.8 Письма ФНС России от 29.06.2017 № СА-4-18/12520@ «О направлении обзора судебных актов»). По ГУПам такой практики нет.

Читайте также:
Бездействие преступление - виды и наказания по УК РФ

Посмотрим, изменится ли что-то с принятием определения по делу МУП «УК Спектр» в практике создания и функционирования убыточных МУПов.

В банкротстве унитарного предприятия не всегда виноват директор

21 мая 2021 г. Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ вынесла Определение № 302-ЭС20-23984. Примечательно оно тем, что имеет далеко идущие политико-правовые последствия для руководителей государственных и муниципальных унитарных предприятий.

В указанном деле (№ А19-4454/2017) Суд разбирался с вопросом привлечения к субсидиарной ответственности директора МУП в связи с тем, что он не подал заявление о банкротстве возглавляемого им предприятия.

Кратко о фабуле дела: в октябре 2015 г. постановлением администрации Новоигирминского городского поселения Нижнеилимского района Иркутской области была создана теплоснабжающая организация – МУП «Управляющая компания “Спектр”». Решение о создании предприятия было принято во избежание срыва отопительного сезона в связи с прекращением деятельности других ресурсоснабжающих организаций. Вновь созданному предприятию было рекомендовано использовать в его деятельности тариф, утвержденный для предыдущих компаний, во избежание недовольства потребителей. При этом данный тариф заведомо не покрывал фактические расходы теплоснабжающей организации. В итоге спустя два месяца предприятие стало отвечать признакам несостоятельности.

В начале 2016 г. руководитель МУП обратился с заявлениями в областную службу по тарифам – об установлении собственного тарифа – и в министерство жилищной политики Иркутской области – о выделении субсидии для покрытия выпадающих доходов в связи с применением необоснованно низкого тарифа. Тем не менее, судя по изложенной в судебном акте фактологии, субсидия предприятию так и не была выделена. В результате региональный гарантирующий поставщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом данного МУП, имеющего перед ним задолженность за поставленную электроэнергию.

В рамках дела о банкротстве конкурсный управляющий обратился с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности не только директора унитарного предприятия, но и учредителя – администрации городского поселения. Суд удовлетворил требование частично и привлек к субсидиарной ответственности лишь руководителя предприятия, а вот администрацию привлекать не стал, поскольку счел причинно-следственную связь между ее действиями (бездействием) и возникновением у предприятия признаков банкротства недоказанной. Апелляция и первая кассация поддержали позицию АС Иркутской области, однако Верховный Суд указал на несостоятельность доводов нижестоящих судов и постановил пересмотреть дело.

В указанном определении приведены очень важные – в первую очередь политические –мотивы отмены судебных актов. На мой взгляд, ВС, явно осознавая масштаб назревающей проблемы и количество действующих в стране МУП и ГУП, сформировал ряд важных выводов, которые суды должны учитывать при рассмотрении споров о привлечении к субсидиарной ответственности руководителей унитарных предприятий. Основной вывод: директора нельзя привлекать к субсидиарной ответственности, если у него был план финансового оздоровления предприятия или выхода из кризисной ситуации (не обязательно в виде одноименного документа).

Итак, во-первых, даже при появлении признаков несостоятельности унитарного предприятия руководитель не обязан незамедлительно подавать заявление о банкротстве. Это обусловлено прежде всего тем, что, как правило, такие предприятия выполняют социально значимые функции (как в рассмотренном деле – поставка тепловой энергии потребителям) и их банкротство может повлечь негативные социально-экономические последствия. В данном случае директор обязан детально проанализировать сложившуюся ситуацию, разработать план финансового оздоровления или выхода предприятия из кризиса и попытаться его реализовать.

Во-вторых, о наличии подобного рода плана может свидетельствовать также переписка руководителя унитарного предприятия с органами муниципальной и государственной власти, в которой первый предлагает меры для разрешения сложившейся ситуации.

Наконец, только после того, как мероприятия, реализуемые в рамках разработанного плана оздоровления, себя исчерпали и есть объективные основания полагать, что предприятие не выйдет из кризиса, руководитель обязан обратиться в суд с заявлением о банкротстве.

Важный политический посыл обсуждаемого определения заключается в том, что ВС ориентировал нижестоящие суды более детально разбираться в подобных спорах, подспудно намекнув им, что поголовное привлечение руководителей унитарных предприятий может привести к тому, что руководить такими компаниями будет попросту некому, ведь зачастую данные предприятия находятся на грани (а иногда и за гранью) банкротства, в том числе в связи с тем, что их услуги (работы) нацелены на обычных граждан – потребителей, а стоимость услуг нередко (во избежание социальной напряженности) явно занижена и не покрывает даже фактические расходы.

Еще один момент, который, по моему мнению, заслуживает особого внимания. Верховный Суд напомнил о неправомерности освобождения от субсидиарной ответственности учредителя предприятия при одновременном возложении указанной ответственности на руководителя МУП, притом что учредитель предприятия уже на этапе его создания с учетом специфики и масштаба деятельности компании не может не понимать, что предприятие скоро будет отвечать признакам несостоятельности ввиду заведомо очевидного несоответствия объема планируемых поступлений размеру предстоящих расходов. То есть если учредитель установил для подконтрольного ему предприятия низкие тарифы, не покрывающие его расходы, винить в банкротстве предприятия его руководителя нельзя.

Читайте также:
Принцип состязательности и равноправия сторон понятие, сущность и значение правовых норм, содержание статей ГПК РФ, примеры

При этом Суд подчеркнул, что в указанной ситуации неправомерно освобождать от субсидиарной ответственности администрацию городского поселения, учредившую унитарное предприятие, поскольку это фактически нарушает баланс интересов.

Таким образом, хотя определение, на мой взгляд, не является революционным в части правовой аргументации, но в части политических доводов оно действительно «прорывное» и на него будут ссылаться руководители многих государственных и муниципальных унитарных предприятий. Главный вывод для них: разумность директора и его попытка преодолеть кризис должны подтверждаться как минимум перепиской с учредителем по вопросу выхода из сложной финансовой ситуации.

ПАО, ООО или кооператив: какие формы существуют и зачем

Закон делит организации не по видам деятельности — ООО и АО могут заниматься одним и тем же, но по-разному управлять компаниями и получать прибыль. В чем разница — в нашей статье.

Еще о компаниях:

Организации бывают коммерческими и некоммерческими

Все правовые формы организаций сначала делятся на коммерческие, некоммерческие, а потом на все остальные. Всё крутится вокруг денег: кто и сколько вкладывает, что получает, с кем делится.

Виды правовых форм — в общероссийском классификаторе

Вот основные коммерческие организации:

  • товарищества полные и на вере;
  • хозяйственные партнерства;
  • фермерские хозяйства;
  • хозяйственные общества — ООО, ПАО, АО;
  • производственные кооперативы, их еще называют артели.

Некоммерческих организаций больше, вот некоторые примеры:

  • общественные и религиозные организации;
  • благотворительные фонды;
  • некоммерческие партнерства;
  • казачьи общества;
  • бюджетные учреждения.

Еще бывают формы для физлиц — ИП, крестьянские хозяйства, нотариусы и адвокаты. Мы остановимся на коммерческих формах — там деньги и всё, что мы так любим.

Товарищества полные и на вере

Товарищество — это как компания друзей, которые скидываются на новый велосипед. В товарищества вкладывают деньги, автомобили, недвижимость, а если денег нет, но есть идеи, опыт и желание, всё равно можно стать участником. Товарищество как бы промежуточная форма перед ООО.

Максимальное количество участников

От двух до бесконечности

Уставной капитал

Любой, складывается из взносов участников

Ответственность

Субсидиарная. Отвечают имуществом товарищества, если недостаточно — личным имуществом каждого участника

Какие налоги платят

НДС, налог на прибыль, налог на имущество и транспорт, НДФЛ

Полные товарищества состоят из предпринимателей и компаний, которые вносят свои деньги, а затем работают, чтобы получить прибыль. Если что-то пойдет не так, товарищество будет отвечать своими деньгами, а участники — личным имуществом.

Товарищество на вере работает немного иначе: есть участники товарищества, а есть вкладчики. Товарищество работает ради прибыли всех, вкладчики только дают деньги. Если что-то пойдет не так, товарищество отвечает всем имуществом, вкладчики отвечают только вкладами.

Бухгалтеры с ИП Иванов, Петров и Ершов объединились и создали бухгалтерскую фирму «Ершов и Ко». Они внесли свои вклады и вместе ведут бухгалтерии клиентов. Если фирма обанкротится, у бухгалтеров не отнимут дома и машины, чтобы покрыть долг — только вклады.

Заниматься товарищества могут чем угодно, это удобная форма, если нужно быстро собрать деньги на развитие дела или найти партнеров. Есть и риски — каждый участник товарищества занимается предпринимательской деятельностью наравне со всеми, поэтому рискованное решение одного повлияет на всех.

Общества с ограниченной ответственностью

Общества с ограниченной ответственностью — распространенная форма собственности. В такие компании несложно найти опытного бухгалтера, разобраться в нюансах налогов и отчетностей. В ООО может быть один учредитель, а может десять, но не больше 50 участников.

Максимальное количество участников

От одного до 50

Уставной капитал

От 10 000 рублей до бесконечности

Ответственность

В размере уставного капитала. В случае недобросовестности учредителя долги могут списать с финансового директора и бухгалтера

Какие налоги платят

На общей системе: НДС, налог на прибыль, налог на имущество и транспорт, НДФЛ

Упрощенка, вмененка, сельскохозяйственный налог: налог по своей системе налогообложения, налог на имущество и транспорт, НДФЛ

У ООО обязательно должен быть уставный капитал, который складывается из денег учредителей. Каждый может внести разную сумму или вложить свое имущество, это и будет его долей. Если что-то пойдет не так, соучредители отвечают своими долями и по административному кодексу, а гендиректор и главный бухгалтер могут получить уголовную ответственность.

Проблема ООО — бюрократия. Чтобы принять решение, каждый раз нужно собирать учредителей, и делать это по уставу и законам. На каждое действие — по десять документов, а если участники не могут договориться — приходится идти в суд.

С другой стороны, это еще и плюс — деятельность компании четко регламентирована, поэтому проще принимать решение и работать.

Акционерные общества

Акционерные общества делятся на публичные и непубличные, раньше их еще называли открытые и закрытые. Публичные теперь называются ПАО, непубличные просто АО. В таких обществах всё, как и в ООО, только вместо долей — акции.

Максимальное количество участников

Уставной капитал

От 100 000 рублей для ПАО и 10 000 рублей для АО до бесконечности

Ответственность

Какие налоги платят

НДС, налог на прибыль, налог на имущество и транспорт, НДФЛ

Читайте также:
Право Средневековой Европы - какие существовали законы и кто их приял онлайн

Могут быть на упрощенке, тогда НДС и налог на прибыль заменит налог по своей системе налогообложения

Акционерные общества нужны, чтобы с помощью акций привлекать деньги. Эта форма собственности предназначена для среднего и крупного бизнеса. Преимущество такого общества перед ООО — практически нет ответственности, если возникнут долги, а еще в любой момент можно сменить собственников без изменения документов.

Открытое акционерное общество такое же, как закрытое, только в открытом акции могут покупать все желающие, а в закрытом — сначала акционеры, а потом обычные люди и другие компании.

Основная проблема акционерных обществ, как и ООО — нет «живых» денег. ИП может делать с прибылью что угодно — может развивать бизнес, может купить вагон шоколада и нырять в него. Деньги же ООО и АО не принадлежат учредителям, они могут получать только зарплату или дивиденды. Вторая проблема — бюрократия и регламенты, как и в ООО.

Хозяйственные партнерства

Хозяйственные партнерства — это почти те же акционерные общества, только вместо акционеров партнеры. У них нет акций, но есть вклады участников, которые идут на развитие и получение прибыли.

Максимальное количество участников

Уставной капитал

Любой, складывается из вкладов участников

Ответственность

Партнерство отвечает имуществом, не отвечает за своих участников

Какие налоги платят

НДС, налог на прибыль, налог на имущество и транспорт, НДФЛ

Хозяйственные партнерства не могут выпускать ценные бумаги и давать рекламу в СМИ и на билбордах — им нельзя рекламировать себя. В таком партнерстве не может быть больше 50 человек.

Каждый участник партнерства вносит свой денежный вклад на развитие, но каких-либо лимитов нет — как договорятся, столько и вносят. Если что-то пойдет не так, отвечать личным имуществом они не будут, только суммой вклада.

Хозяйственные партнерства подходят консультантам, стартапам, инновационным и научным видам бизнеса. Такие партнерства могут спокойно работать в тени и не опасаться, что кто-то позаимствует их разработки — информацию о них не вносят в реестр юридических лиц.

Есть и риски — в законодательной свободе. Если между партнерами возникнет спор по вопросам, о которых не писали в уставе, государство никак не сможет помочь.

Фермерские хозяйства

Фермерские хозяйства — это союз уже не друзей или партнеров, а родственников. В таком хозяйстве есть глава — его основатель, он лично участвует в бизнесе, а также бабушки, дедушки, внуки, братья и сестры, муж или жена.

Максимальное количество участников

Родственники — не больше, чем из трех семей

Люди, которые не являются родственником главе хозяйства — не больше пяти человек

Уставной капитал

Ответственность

Субсидиарная. Участники отвечают своим имуществом и отвечают друг за друга

Какие налоги платят

Единый сельскохозяйственный налог. Не платят НДС, налог на прибыль и налог на имущество. Можно работать на упрощенке или общей системе

Хозяйство создает один человек, остальные вступают в него. Если члену семьи исполнилось 16 лет, он тоже может присоединиться к хозяйству.

Цель хозяйства — заработать на сельскохозяйственной отрасли. Можно разводить коров или индеек, выращивать пшеницу, арбузы и огурцы, завести пасеку.

Фермерские хозяйства подходят жителям сельских территорий, у которых есть большие семьи. Все члены хозяйства лично участвуют в его работе и объединены соглашением. Всё имущество хозяйства — совместная собственность участников, если о другом не написали в соглашении.

Если человек хочет выйти из хозяйства, то получает компенсацию его части.

Жена жителя Нижних Лапок устала от посевов и хочет уйти в криптотрейдинг. На старте она вложила 50 000 рублей на строительство теплиц и трактор, который стоил 100 000 рублей. Жена по закону не может потребовать часть земли или забрать трактор, но может получить компенсацию равную ее вкладу — то есть, 150 000 рублей.

Есть и риски — если создать фермерское хозяйство, нельзя привлечь наемного директора в случае проблем с бизнесом. А еще компенсацию можно прождать год — это долго, если решил вложиться в крипту уже завтра. Даже если уже вышли из фермерского хозяйства, выдохнуть можно будет только через два года — всё это время бывший участник несет ответственность в размере доли.

Производственные кооперативы

Производственный кооператив похож на партнерства и товарищества, но вступают в него все: ИП, компании, физлица. Заниматься кооперативы могут производственной или хозяйственной деятельностью: чинить одежду и обувь, производить консервы, устраивать свадьбы.

Максимальное количество участников

Отношения между ЧУП с одним собственником: правовые аспекты

В настоящей статье рассмотрены особенности передачи имущества нескольких ЧУП. При этом собственником имущества указанных предприятий выступает одно и то же физическое или юридическое лицо. Материал расскажет, на каких основаниях может происходить передача имущества между несколькими ЧУП и как правильно ее оформить.

Главной особенностью ЧУП является то обстоятельство, что имеющееся у предприятия имущество не принадлежит последнему, а является собственностью лица, учредившего предприятие. На закрепленное за предприятием имущество у последнего возникает право хозведения.

Примечание
В соответствии с законодательством сокращенное наименование ЧУП с собственником-физлицом — «частное предприятие», с собственником-юрлицом — «унитарное предприятие» . Исходя из этого далее по тексту независимо от собственника ЧУП будет применяться сокращенное наименование «предприятие».

Когда одно лицо (физическое или юридическое) является одновременно собственником двух или более предприятий, возникает ситуация, при которой каждое из предприятий будет владеть и иметь возможность распоряжаться только тем имуществом, которое закреплено за ним на праве хозведения. При этом право собственности на все имущество, закрепленное на праве хозведения за предприятиями, в том числе право собственности на плоды, продукцию и доходы от использования имущества, находящегося в хозведении предприятий, будет принадлежать собственнику предприятий.

Читайте также:
Источники права понятие, виды и классификация, основные признаки и функции

При этом, если иное не предусмотрено законодательством, уставом или иными документами предприятия, предприятие вправе самостоятельно распоряжаться закрепленным за ним на праве хозведения имуществом (отчуждать, сдавать в аренду и т.п.) в пределах, определяемых в соответствии с законодательством. Исключение составляет только недвижимое имущество. Распоряжение последним допускается предприятием только с согласия собственника .

В процессе осуществления хозяйственной деятельности может возникнуть необходимость передачи имущества от одного предприятия к другому. Данная передача имущества может произойти как на основании сделки, так и на основании решения собственника.

О возможности передачи имущества

Законодательством предусмотрено право собственника предприятия закреплять за последним имущество на праве хозведения, а также изымать имущество у предприятия, что соответственно будет означать прекращение права хозведения .

Таким образом, передача имущества между предприятиями может быть осуществлена на основании соответствующего решения собственника.

Фактически принятие подобного решения будет содержать в себе два юридических факта:

1) факт изъятия собственником имущества у передающего имущество предприятия. В силу п. 3 ст. 280 ГК изъятие имущества должно носить правомерный характер;

2) факт закрепления собственником имущества за предприятием, которому передается имущество.

Изъятие имущества у предприятия возможно только в порядке и случаях, предусмотренных законодательством либо уставом . Законодательство таких случаев не содержит, поэтому изъять имущество можно, только если это предусмотрено уставом предприятия.

Собственник один — предприятия разные

Согласно положениям гражданского законодательства предприятие является самостоятельным субъектом гражданских правоотношений. Предприятие обладает гражданской право- и дееспособностью, в связи с чем от своего имени может приобретать гражданские права и исполнять обязанности, в том числе приобретать и отчуждать имущество .

В связи с тем, что предприятия, имеющие одного собственника, в силу общих положений гражданского законодательства являются самостоятельными субъектами гражданских правоотношений — разными юрлицами, между последними могут быть заключены любые гражданско-правовые сделки. Предметом данных сделок может выступать имущество, закрепленное за предприятиями на праве хозведения.

Следовательно, между предприятиями может быть заключен договор купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования и т.п.

Например, основанием для передачи имущества на праве хозведения от одного предприятия к другому может быть договор купли-продажи.

Законодательством какой-либо запрет на заключение сделок между предприятиями, имеющими одного собственника, не установлен. Однако заключенные между предприятиями сделки должны соответствовать предъявляемым к ним требованиям законодательства. В частности, распоряжение имуществом предприятия должно осуществляться в пределах, установленных законодательством, уставом предприятия.

Так, в случае нарушения требований законодательства, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством, сделка, заключенная между предприятиями, может быть признана недействительной. Например, договор возмездного оказания услуг, заключенный между сторонами для вида, без намерений по оказанию услуг в действительности, является ничтожным .

Высшие органы государственной власти РФ

О чем эта статья:

Характеристики органов государственной власти

В Российской Федерации есть три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Органы власти делятся на федеральные и региональные.

Разновидности органов государственной власти РФ:

  • единоличные — такие, как президент;
  • коллегиальные — законодательные органы и избирательные комиссии;
  • единоначальные — министерства;
  • высшие — президент, Государственная Дума;
  • центральные — различные ведомства;
  • территориальные — органы местной или региональной власти.

К федеральным органам власти относятся:

  • Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) — федеральный орган законодательной власти;
  • Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (вместе с Министерством России, федеральными службами и федеральными агентствами России, управляемыми президентом или подведомственными и управляемыми Правительством России);
  • Верховный суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.

Региональные органы власти — это органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ реализуется при помощи Конституции, законов, федеративных и иных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий.

Президент

Президент РФ — глава государства, занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабиль­ность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство РФ на междуна­родной арене.

По Конституции Президент РФ прямо не относится ни к од­ной из ветвей власти, при этом обеспечивает их согласованное функциони­рование.

Полномочия Президента РФ — это совокупность прав и обязанностей, которые предо­ставлены Президенту РФ для выполнения определенных функций.

Сфера деятельности Основные полномочия Президента РФ
Правотворческая деятельность Издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ. Подпи­сывает федеральные законы.
Правовой статус личности Предоставляет гражданство РФ и политическое убежище в России. Обладает правом помилова­ния. Награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания, высшие во­енные и высшие специальные звания.
Федеративное устройство государ­ства Назначает и освобождает полномочных предста­вителей Президента РФ в федеральных округах. Приостанавливает действие органов исполни­тельной власти субъектов РФ в случае их проти­воречия обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.
Отношения с парла­ментом Назначает выборы в Государственную Думу. Об­ладает правом законодательной инициативы. Имеет право вето. Обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями об основ­ных направлениях внутренней и внешней политики. Распускает Государственную Думу в уста­новленном законом порядке.
Отношения с органами исполнительной власти Назначает Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой, и освобождает Председателя Правительства Российской Федерации от должности, принимает решение об отставке Правительства. Утверждает по предложению Председателя Правительства Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения. Осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации, вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации. Руководит деятельностью части федеральных министерств, служб и агентств. Отменяет постановления и распоряжения Правительства РФ, противореча­щие Конституции РФ и федеральным законам.
Отношения с органами судебной власти Выдвигает кандидатуры на должности судей Конституционного и Верховного судов РФ. Назначает судей других федеральных судов. Назначает на должность Генерального прокурора РФ.
Оборона и безопас­ность страны Является Верховным главнокомандующим Воо­руженными силами РФ. Утверждает военную до­ктрину. Вводит в случае необходимости на тер­ритории РФ или отдельных ее местностей воен­ное или чрезвычайное положение.
Внешняя политика Ведет переговоры и подписывает международ­ные договоры. Назначает и отзывает послов и других диплома­тических представителей в иностранных госу­дарствах и международных организациях.
Читайте также:
Принцип состязательности и равноправия сторон понятие, сущность и значение правовых норм, содержание статей ГПК РФ, примеры

Основные функции Президента РФ:

Выступает в роли гаранта Конститу­ции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимо­сти и государственной целостности.

Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодей­ствие органов государственной власти.

Определяет основные направления внутренней и внешней по­литики государства.

Представляет РФ внутри страны и в международных отноше­ниях.

Президент РФ избирается в соответствии с Федеральным зако­ном «О выборах Президента Российской Федерации». В Конститу­ции РФ установлен ряд требований, которым должен отвечать кандидат на пост Президента РФ:

  • гражданство РФ;
  • постоянное проживание в РФ не менее 25 лет;
  • возраст не младше 35 лет;
  • отсутствие гражданства либо вида на жительство иностранного государства.

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента — это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя — Государственная Дума (ее членов называют депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Полномочия Совета Федерации:

  • Утверждение изменения границ между субъектами РФ.
  • Утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения.
  • Решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны.
  • Назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности.
  • Лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.
  • Назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), которые руководят вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.
  • Прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, которые свидетельствуют о невозможности осуществления судьей своих полномочий.
  • Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

Полномочия Государственной Думы:

  • Утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ.
  • Утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров.
  • Решение вопроса о доверии Правительству РФ.
  • Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека.
  • Объявление амнистии.
  • Выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Читайте также:
Бездействие преступление - виды и наказания по УК РФ

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Исполнительная власть

Исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.

Премьер-министр определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Отставку правительства принимает или отклоняет Президент. Вопрос о доверии правительству ставит Государственная Дума.

Полномочия Правительства РФ:

Разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение.

Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики.

Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально-ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды.

Обеспечивает государственную поддержку научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала.

Обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни.

Осуществляет управление федеральной собственностью.

Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации.

Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики.

Осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности.

Содействует развитию предпринимательства и частной инициативы.

Обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным.

Создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

Судебная власть

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть — через конституционное, гражданское, арбитражное, административное и уголовное судопроизводство.

Судебная власть осуществляется при помощи различных видов ответственности: уголовное, административное, гражданское, конституционное.

Элементы судебной системы РФ:

  • Конституционный суд РФ;
  • Верховный суд РФ;
  • федеральные суды общей юрисдикции;
  • арбитражные суды;
  • мировые судьи субъектов РФ.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и Федеральному закону. При этом они несменяемы и неприкосновенны.

Разбирательство дел в судах происходит в открытом формате.

Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.

Полномочия Конституционного Суда РФ:

Разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

  • федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
  • конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
  • договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
  • не вступивших в силу международных договоров РФ.

Разрешает споры о компетенции:

  • между федеральными органами государственной власти;
  • между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
  • между высшими государственными органами субъектов РФ.

По жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Дает толкование Конституции РФ.

Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Верховный суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: