Твёрдые согласные звуки проблемы и правила произношения в русском языке

Твердый и мягкий согласный звук — понятие и основные отличия

Что такое твёрдые и мягкие согласные

Согласные звуки в русском языке бывают звонкими и глухими, а также твёрдыми и мягкими.

Разница между твердыми и мягкими согласными в положении языка при их произнесении.

Когда человек произносит мягкий согласный, середина (спинка) языка приподнимается, щель, через которую проходит воздух, сужается. Передняя часть языка при этом придвигается к зубам. При произнесении твёрдого звука такого не происходит.

Отличительные признаки мягких и твердых звуков

Как сказано выше, мягкие и твердые согласные отличаются положением языка при их произнесении. Есть и другие признаки, по которым можно провести их дифференциацию.

  • Мягкость предыдущего согласного показывают гласные е, ё, и, ю, я: лес [л’эс], лён [л’он], Миша [М’иша], люстра [л’устра], мяч [м’ач’].
  • Твердость предыдущего согласного показывают гласные а, о, у, ы, э: Маша [Маша], рост [рост], путь [пут’], сыр [сыр], мэр [мэр].
  • Если в слове есть два согласных подряд, первый из них всегда будет твёрдым: рост [рост].
  • Исключение: если второй из двух согласных это [з’], [с’], [н’], [т’], [л’], [ч’] или [щ’], первый звук смягчается: хвостик [хвос’т’ик], банщик [бан’щ’ик].
  • Если буква согласного звука стоит в конце слова, а после неё идёт мягкий знак, согласный звук будет мягким: соль [сол’].
  • Некоторые буквы обозначают только мягкие или только твёрдые звуки. Об этом расскажем далее.

Парные твёрдые и мягкие согласные

Почти все согласные звуки образуют пары по мягкости. Если звуки парные, они различаются только подъёмом середины языка и большим выдвижением вперёд кончика. Все остальные органы речи имеют одинаковое положение в момент произнесения звуков.

Таблица парных по твёрдости — мягкости согласных:

[б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х]
[б’] [в’] [г’] [д’] [з’] [к’] [л’] [м’] [н’] [п’] [р’] [с’] [т’] [ф’] [х’]

На письме пара звуков обозначается одной буквой.

Непарные твёрдые и мягкие согласные

Шесть согласных в русском языке не имеют пар по твёрдости:

  • всегда твёрдые согласные это [ж], [ш], [ц];
  • всегда мягкие согласные: [й’], [ч’], [щ’].

Положение буквы в слове не влияет на произношение этих звуков.

Как научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки

Для определения твёрдости или мягкости согласных в первую очередь нужно учиться различению их на слух. Для тренировки можно проговаривать твёрдые и мягкие согласные попарно, обращая внимание на разницу. Непарные согласные можно запомнить.

Если этого не достаточно, нужно обратить внимание на положение в слове. Об этом подробно было сказано выше, здесь перечислим основное.

Твёрдые согласные:

  • [ж], [ш], [ц];
  • стоят перед гласными а, о, у, ы, э;
  • стоят перед согласным (кроме [з’], [с’], [н’], [т’], [л’], [ч’], [щ’]).

Мягкие согласные:

  • [й’], [ч’], [щ’];
  • стоят перед гласными е, ё, и, ю, я;
  • стоят перед согласными [з’], [с’], [н’], [т’], [л’], [ч’], [щ’];
  • стоят перед мягким знаком в конце слова.

Вспомогательные признаки твердых и мягких согласных

Как вы уже знаете, при произнесении мягкого согласного середина языка приподнимается, а кончик приближается к зубам. Этот признак также может помочь отличить мягкий звук от твёрдого.

Твёрдые согласные звуки проблемы и правила произношения в русском языке

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Аннотация: Предлагаем несколько популярных способов обучения, которые в игровой форме помогут ребенку научиться разбираться в этом вопросе.

Статья:

Первое знакомство ребенка со звуками и буквами происходит еще в младших классах. К тому времени малыш уже умеет говорить, но еще не понимает, из чего состоит его речь. Многие родители занимаются обучением дошколят дома. Ребенку достаточно просто объяснить, в чем заключается разница между гласными и согласными, но отличия между твердыми и мягкими звуками не всем даются так легко. Предлагаем несколько популярных способов обучения, которые в игровой форме помогут ребенку научиться разбираться в этом вопросе.

Перед тем, как приступить к обучению, вы должны объяснить малышу, что из себя представляют разные органы носоглотки, которые необходимо задействовать для произнесения тех или иных звуков.

Твердые и мягкие согласные

Как научить ребенка отличать мягкие звуки от твердых? Начать надо с того, что мягкость и твердость — это характеристика только для согласных звуков. Гласные здесь на подпевках. Хотя твердость и мягкость для них не характерна, именно их близкое соседство в некоторых словах может повлиять на эти свойства согласных звуков. Основное отличие между мягкими и твердыми звуками заключается в особенностях их произношения.

Если человек произносит мягкие согласные звуки, то середина его языка приподнимается к небу и перекрывает проход, по которому движется воздух, а кончик слегка выдвигается вперед к зубам. Это дополнительная артикуляция. Сам процесс называется палатализацией.

Малышам знать такие сложности ни к чему, но родителям для расширения кругозора подобный термин может пригодиться. Во время произношения твердых звуков подобное не происходит.

Чтобы самому понять разницу, достаточно произнести на пробу слово, в котором один и тот же звук выступает в роли твердого и мягкого.

Для примера возьмем «перерыв». Произношение первого согласного звука [р’] заставляет язык во рту плясать и подниматься к небу, а вот для второго согласного звука [р] эти кульбиты не нужны.

Родителям легко понять разницу, но как объяснить это ребенку на пальцах? Мы предлагаем пустить в ход фантазию и использовать интересные истории, шпаргалки и простые игры, которые помогут малышам запомнить согласные твердые и мягкие звуки.

Как научить ребенка различать звуки

Дети лучше всего воспринимают информацию, если она подается в игровой форме. Придумайте вместе с ребенком интересную историю, которая поможет объяснить сложные взаимоотношения между твердыми и мягкими согласными звуками.

Читайте также:
Диктанты по русскому языку для 7 класса 1 четверти

Когда-то твердые и мягкие звуки жили они дружно. Не было между ними ни вражды, ни ссор, пока однажды амбициозная группа гласных, в которую вошли Е, Ё, Я, Ю и И, не захотела получить власть над всеми. Началась война, которая длилась долгие годы. А, О, У, Э и Ы сохраняли нейтралитет и предпочли держаться в стороне, потому что никак не могли принять чью-то сторону. Война затягивалась, поэтому гласные решили воспользоваться хитростью. Они обратились за помощью к мягкому знаку, который собственного звука вообще не имеет, но любит стравливать других между собой.

Эта вредная буква рассказала гласным о месте, в котором прятались согласные, а взамен потребовала ряд привилегий после успешного завершения военной компании. В результате согласные попали в окружение. Группа воинственно настроенных гласных выдвинула им ультиматум и согласным пришлось принять их условия. Война была проиграна и победители с помпой отметили свой успех.

Небольшая группа гласных получила безраздельную власть. Теперь они определяют, каким будет согласный звук: мягким или твердым. Точно такие же права получил и мягкий знак. Он теперь тоже может помыкать побежденными. Хотя в рядах согласных были и те, кто не захотел мириться с обстоятельствами. Все шипящие вместе с парочкой соратников не подняли белый флаг и ушли партизанить в леса. Покладистые согласные теперь строго подчиняются законам гласных, а несколько мятежников продолжают вести диверсионную деятельность, хотя и без особых результатов.

Эта незамысловатая история ярко демонстрирует особенности взаимоотношений гласных и согласных звуков. Имена бунтарей, которые мы упомянем дальше, стоит сразу же внести в черный список. За непокорность их до сих пор разыскивают гласные. Табличку с подписью «Разыскиваются» можно закрепить на холодильнике или возле рабочего стола маленького ученика.

Эта подсказка должна постоянно находиться перед глазами ребенка. Остальные согласные, которые подчинились победителям, теперь вынуждены становиться то мягкими, то твердыми в зависимости от своих соседей. Если за ними стоят гласные буквы Е, Ё, Я, Ю, И или Ь, то они становятся мягкими, потому что теряют волю перед победителями. Если же к ним на хвост села другая гласная (А, О, У, Э или Ы) или согласная, то они становятся твердым, так как чувствует поддержку.

Запись звуков

В транскрибировании мягкость согласного звука обозначается с помощью добавления к его записи символа ‘. Это апостроф, который встречается в некоторых заимствованных словах.

Например, чтобы обозначить мягкость звука Р в транскрипции необходимо написать [р’]. Твердость звука не обозначается.

В этом нет ничего сложного. Предложите ребенку простое задание. Ему необходимо выписать из группы слов только те, в которых присутствуют мягкие согласные, а затем сделать их транскрипции с апострофом. Всего несколько таких упражнений, и он быстро запомнит, как обозначается мягкость.

Парные и непарные по твердости-мягкости звуки

Согласные создают 15 пар, каждая из которых состоит из мягкого и твердого звука.

[б] – [б’], [в] – [в’], [г] – [г’], [д] – [д’], [з] – [з’], [л] – [л’], [м] – [м’], [н] – [н’], [р] – [р’], [п] – [п’], [ф] – [ф’], [к] – [к’], [т] – [т’], [с] – [с’], [х] – [х’].

Согласные, которые могут образовывать подобные тандемы, называют парными. Непарные звуки — это те самые непокорные мятежники, которые могут быть либо только мягкими, либо только твердыми.

Всегда твердые и мягкие звуки

Теперь пора узнать имена тех самых бунтарей, которые не пожелали сдаваться врагу без боя. Звуки Ч, Щ и Й всегда мягкие, а Ц, Ж, Ш могут быть только твердыми. Это шестерка согласных звуков, которые до сих пор ведут свою тихую войну и не желают подчиняться власти гласных. Не имеет значения, с кем по соседству они оказались. Непоколебимость этих звуков вызывает восхищение.

Таблица твердых и мягких звуков

Все правила собраны в одной табличке. С первого взгляда она может показаться малышу абракадаброй, но после доступных объяснений и внимательного изучения, новый материал перестанет казаться таким уж сложным.

Распечатайте и повесьте эту картинку на видном месте, чтобы ребенок мог учить эти правила в любое удобное время.

Звонкие и глухие звуки

Согласные звуки также классифицируются на звонкие и глухие. Первые состоят из голоса и шума, а вторые — только из шума.

К категории звонких относятся: [Б], [Г], [Д], [Ж], [З], [В], [Й], [Л], [М], [Н], [Р].

В группу глухих входят: [К], [П], [Х], [Ц], [Ч], [С], [Т], [Ф], [Ш], [Щ].

Большинство согласных могут образовывать пары по глухости и твердости:

Глухие и звонкие согласные легко запомнить с помощью двух предложений:

  • «У ЛьВа и ЖаБы МНоГо ДРуЗеЙ» (Звонкие)
  • «СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? — Фу!» (Глухие).

Их можно зазубрить или распечатать запоминайку на отдельной карточке.

Задания для детей

Закрепить выученный материал помогут упражнения. Мы рекомендуем один урок посвятить изучению мягких и твердых согласных звуков, а на втором занятии основной темой сделать глухие и звонкие. Если вы проводите уроки для дошкольника, то в цветных табличках обозначайте твердые согласные звуки синим, мягкие звуки — зеленым, а гласные звуки — красным цветами. Так делают в школе, если вы выберете собственные цветовые обозначения, то можете запутать малыша.

Самый простой способ обучения — это использование специальных карточек со слогами и звуками. Можно приобрести уже готовый комплект или сделать их самостоятельно: распечатать и разрезать. С помощью карточек с буквосочетаниями можно не только разбирать новые темы, но и составлять слова, тем самым расширяя словарный запас ребенка. Эта же методика используется для обучения чтению. Не забывайте постоянно приводить простые и понятные примеры, которые должны сопровождать каждое новое правило.

Читайте также:
Правила по русскому языку 7 класс, основные понятия и определения

Лучше придумывать интересные истории. Они превращают скучные правила в увлекательное путешествие по стране под названием Фонетика. Рассказ о войне между гласными и согласными при активном участии мягкого знака — это всего лишь пример, который может вдохновить вас на создание собственных увлекательных сказок.

Сначала ребенок должен работать только со слогами. Предложите ему определять тип согласных звуков в каждом из них. Когда этот материал будет закреплен достаточно хорошо, можно приступать к работе со словами. На первых порах лучше выбирайте короткие: рак, сук, стог, бок, вор, сад, ток. Можно давать ребенку каждый день по 10-15 слов, и предложить ему выписывать только те, в которых есть мягкие или твердые согласные. Также попробуйте игру наоборот, в которой ребенок должен будет сам подобрать слова с определенным типом звуков.

Можно приобрести специальный звуковой алфавит, который обучает малышей через сказки и песни. Парные звуки хорошо запоминаются по словам-двойняшкам. Вам необходимо выписать их на отдельные карточки. Например, лук-луг, голос-колос, игру-икру, стог-сток, глубок-клубок. Сначала необходимо показать ребенку эти пары, а затем объяснить разницу их значений. Чтобы закрепить материал, предложите своему маленькому ученику составить предложения с каждым из этих слов. Если он действительно понял смысл каждого слова, то сумеет правильно добавить его в предложения.

Когда ребенку с большим трудом дается новая информация и разницу между твердыми и мягкими согласными звуками он не видит, попробуйте переключить его внимание на положение языка во время произношения. Предложите ему простое задание: превратить согласные из твердых в мягкие с помощью гласных: па-пя, су-сю, са-ся и так далее. По таким же правилам проводится простая игра со словами, в которых звуки из твердых становятся мягкими или наоборот: лук-люк, рад-ряд, угол-уголь.

Не забывайте распечатывать миниатюрные таблички с правилами, которые нужно развешивать в доме. Когда ребенок постоянно натыкается на них взглядом, текст запоминается автоматически.

К изучению твердых и мягких звуков можно приступать только после того, как малыш уже освоил согласные и гласные. Также ему следует объяснить, в чем заключается разница между звуком и буквой. Первый не обладает каким-либо значением, но отражает звучание тех или иных букв, которые в свою очередь являются символьными знаками в письме. Если выразиться проще, то звуки мы слышим и произносим, а буквы читаем и пишем. В русском языке есть целых 42 звука. Их на 9 больше, чем букв в алфавите.

Откуда берется такая разница, родители должны объяснить еще при изучении гласных и согласных. Не забывайте каждый день отрабатывать выученные правила. Ребенок запомнит новую информацию, если учитель поможет ему ее закрепить и довести практически до автоматизма. Если у малыша что-то не получается, попробуйте привести другие примеры или разработать игры, которые его действительно заинтересуют.

Твёрдые согласные звуки

Узнаем, что такое твёрдые согласные и чем они отличаются от мягких. Какие пары образуют твердые и мягкие согласные. Какие звуки всегда твёрдые согласные.

Твёрдые соглас­ные — это шум­ные зву­ки, в про­из­но­ше­нии кото­рых отсут­ству­ет допол­ни­тель­ная арти­ку­ля­ция язы­ка по срав­не­нию с мяг­ки­ми согласными.

Узнаем, как отли­чить твёр­дые соглас­ные от ана­ло­гич­ных мяг­ких звуков.

Чтобы выяс­нить, что такое твёр­дые соглас­ные, вна­ча­ле вспом­ним, что зву­ки нашей речи каче­ствен­но отли­ча­ют­ся друг от друга.

Если звук про­из­но­сит­ся толь­ко голо­сом, а выды­ха­е­мый воз­дух сво­бод­но выхо­дит нару­жу, при­чём меня­ют­ся толь­ко очер­та­ния губ, то воз­ни­ка­ют глас­ные зву­ки [а], [о], [у], [э], [и], [ы].

В обра­зо­ва­нии дру­гих зву­ков участ­ву­ет обя­за­тель­но шум, кото­рый воз­ни­ка­ет, если выды­ха­е­мая струя воз­ду­ха встре­ча­ет на сво­ём пути пре­пят­ствие в виде язы­ка, зубов, губ и пр. Так обра­зу­ют­ся соглас­ные зву­ки, состо­я­щие из шума и голо­са или толь­ко из шума, то есть звон­кие и глу­хие соглас­ные.

Согласные зву­ки раз­ли­ча­ют­ся не толь­ко спо­со­бом обра­зо­ва­ния, сте­пе­нью уча­стия шума и голо­са, но и при­зна­ком твёр­до­сти и мяг­ко­сти. И звон­кие, и глу­хие соглас­ные делят­ся на твёр­дые и мягкие.

Что такое твёрдые согласные?

В рус­ской речи соглас­ный звук, обо­зна­чен­ный на пись­ме одной и той же бук­вой, может быть в сло­ве твёр­дым, а в дру­гом — мягким:

  • соло [с о л а] — сера [с’ е р а]
  • тыл [т ы л] — тина [т’ и н а]
  • рама [р а м а] — рябь [р’ а б’]

Чтобы понять, что такое твёр­дые соглас­ные, срав­нив их с мягкими.

Мягкие соглас­ные обра­зу­ют­ся с помо­щью допол­ни­тель­ной арти­ку­ля­ции язы­ка. При их про­из­не­се­нии сред­няя спин­ка язы­ка одно­вре­мен­но с основ­ной арти­ку­ля­ци­ей про­дви­га­ет­ся к твёр­до­му нёбу.

Согласные, кото­рые про­из­но­сят­ся с подъ­ёмом язы­ка, явля­ют­ся мяг­ки­ми. Произнесите мяг­кие зву­ки и убе­ди­тесь в этом:

Согласные, кото­рые про­из­но­сят­ся с подъ­ёмом язы­ка явля­ют­ся мяг­ки­ми. Соответственно те же соглас­ные, но не име­ю­щие этой допол­ни­тель­ной арти­ку­ля­ции язы­ка, явля­ют­ся твёр­ды­ми.Твёрдые соглас­ные — это зву­ки, кото­рые про­из­но­сят­ся без подъ­ёма язы­ка к нёбу.

При про­из­но­ше­нии твёр­дых соглас­ных воз­дух выхо­дит более широ­кой стру­ёй, так как язык не выги­ба­ет­ся и не созда­ет допол­ни­тель­но­го пре­пят­ствия, как при арти­ку­ля­ции мяг­ких согласных.

Парные твёрдые и мягкие согласные

Большинство соглас­ных обра­зу­ют меж­ду собой пары по при­зна­ку твёрдости/мягкости. Таких пар в совре­мен­ном рус­ском язы­ке 15.

Каждой бук­ве рус­ско­го алфа­ви­та соот­вет­ству­ют пар­ные твёр­дые и мяг­кие соглас­ные звуки:БукваТвёрдый звукМягкий звук

б [б] [б’]
в [в] [в’]
г [г] [г’]
д [д] [д’]
з [з] [з’]
к [к] [к’]
л [л] [л’]
м [м] [м’]
н [н] [н’]
п [п] [п’]
р [р] [р’]
с [с] [с’]
т [т] [т’]
ф [ф] [ф’]
х [х] [х’]

С помо­щью пар­ных твёр­дых и мяг­ких соглас­ных отли­ча­ют­ся раз­ные по зна­че­нию слова:

  • том­ный — тёмный;
  • мыло — мило;
  • лук — люк.
Читайте также:
Исчерпать ударение на какой слог падает и почему?

В пись­мен­ной речи после твёр­дых соглас­ных пишут­ся бук­вы «а», «о», «у», «э», «ы», а после мяг­ких — «е», «ё», «и», «ю», «я» и «ь».

Всегда твёрдые согласные

Учтем, что в фоне­ти­ке рус­ско­го язы­ка не все соглас­ные обра­зу­ют пары по при­зна­ку твёрдости/мягкости.

Существуют соглас­ные как все­гда твёр­дые, так и мягкие.

В рус­ском язы­ке все­гда твёр­дые соглас­ные — это зву­ки [ж], [ш], [ц].

Эти соглас­ные про­из­но­сят­ся толь­ко твёр­до, хотя после них пишут­ся бук­вы «е», «ё», «и» или мяг­кий знак. В зву­ко­вой запи­си сло­ва (тран­скрип­ции) после этих соглас­ных нико­гда не ста­вит­ся апо­строф.

Сравним, как зву­чат непар­ные твёр­дые согласные.

Всегда твёр­дый соглас­ный [ж]:

  • жаба [ж а б а]
  • жираф [ж ы р а ф]
  • жёл­тый [ж о л т ы й’]
  • за́лежь [з а л’ и ж]

Всегда твёр­дый соглас­ный [ш]:

  • шаги [ш а г’ и]
  • шор­ты [ш о р т ы]
  • шёлк [ш о л к]
  • шипов­ник [ш ы п о в н’ и к]
  • плешь [п л’ э ш]

Всегда твёр­дый соглас­ный [ц]:

  • цара­пи­на [ц а р а п’ и н а]
  • цокот [ц о к о т]
  • цех [ц э х]
  • циф­ра [ц ы ф р а]

При напи­са­нии слов с все­гда твёр­ды­ми соглас­ны­ми поль­зу­ем­ся пра­ви­ла­ми орфо­гра­фии, а не их звучанием.

Твердые соглас­ные, обо­зна­чен­ные бук­ва­ми «ж» и «ш», пишут­ся толь­ко с бук­вой «и».

В напи­са­нии букв «и» и «ы» после «ц» обра­тим­ся к пра­ви­лу.

После этих непар­ных соглас­ных не пишут­ся бук­вы «ю», «я», а толь­ко в неко­то­рых ино­стран­ных сло­вах (пара­шют, жюри, бро­шю­ра, Цюрих).

Мягкий знак после твёр­дых шипя­щих слу­жит не для выра­же­ния их мяг­ко­сти, а для обо­зна­че­ния форм слов:

  • суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода (ложь, ветошь);
  • форм 2 лица един­ствен­но­го чис­ла насто­я­ще­го и буду­ще­го вре­ме­ни гла­го­лов (ты рису­ешь, отдашь, спра­вишь­ся);
  • форм пове­ли­тель­но­го накло­не­ния гла­го­лов (вырежь, утешь­те).

Как научить ребенка различать звуки

Дети лучше всего воспринимают информацию, если она подается в игровой форме. Придумайте вместе с ребенком интересную историю, которая поможет объяснить сложные взаимоотношения между твердыми и мягкими согласными звуками.

Когда-то твердые и мягкие звуки жили они дружно. Не было между ними ни вражды, ни ссор, пока однажды амбициозная группа гласных, в которую вошли Е, Ё, Я, Ю и И, не захотела получить власть над всеми. Началась война, которая длилась долгие годы. А, О, У, Э и Ы сохраняли нейтралитет и предпочли держаться в стороне, потому что никак не могли принять чью-то сторону. Война затягивалась, поэтому гласные решили воспользоваться хитростью. Они обратились за помощью к мягкому знаку, который собственного звука вообще не имеет, но любит стравливать других между собой.

Эта вредная буква рассказала гласным о месте, в котором прятались согласные, а взамен потребовала ряд привилегий после успешного завершения военной компании. В результате согласные попали в окружение. Группа воинственно настроенных гласных выдвинула им ультиматум и согласным пришлось принять их условия. Война была проиграна и победители с помпой отметили свой успех.

Небольшая группа гласных получила безраздельную власть. Теперь они определяют, каким будет согласный звук: мягким или твердым. Точно такие же права получил и мягкий знак. Он теперь тоже может помыкать побежденными. Хотя в рядах согласных были и те, кто не захотел мириться с обстоятельствами. Все шипящие вместе с парочкой соратников не подняли белый флаг и ушли партизанить в леса. Покладистые согласные теперь строго подчиняются законам гласных, а несколько мятежников продолжают вести диверсионную деятельность, хотя и без особых результатов.

Эта незамысловатая история ярко демонстрирует особенности взаимоотношений гласных и согласных звуков. Имена бунтарей, которые мы упомянем дальше, стоит сразу же внести в черный список. За непокорность их до сих пор разыскивают гласные. Табличку с подписью «Разыскиваются» можно закрепить на холодильнике или возле рабочего стола маленького ученика.

Эта подсказка должна постоянно находиться перед глазами ребенка. Остальные согласные, которые подчинились победителям, теперь вынуждены становиться то мягкими, то твердыми в зависимости от своих соседей. Если за ними стоят гласные буквы Е, Ё, Я, Ю, И или Ь, то они становятся мягкими, потому что теряют волю перед победителями. Если же к ним на хвост села другая гласная (А, О, У, Э или Ы) или согласная, то они становятся твердым, так как чувствует поддержку.

Запись звуков

В транскрибировании мягкость согласного звука обозначается с помощью добавления к его записи символа ‘. Это апостроф, который встречается в некоторых заимствованных словах.

Например, чтобы обозначить мягкость звука Р в транскрипции необходимо написать [р’]. Твердость звука не обозначается.

В этом нет ничего сложного. Предложите ребенку простое задание. Ему необходимо выписать из группы слов только те, в которых присутствуют мягкие согласные, а затем сделать их транскрипции с апострофом. Всего несколько таких упражнений, и он быстро запомнит, как обозначается мягкость.

Парные и непарные по твердости-мягкости звуки

Согласные создают 15 пар, каждая из которых состоит из мягкого и твердого звука.

[б] – [б’], [в] – [в’], [г] – [г’], [д] – [д’], [з] – [з’], [л] – [л’], [м] – [м’], [н] – [н’], [р] – [р’], [п] – [п’], [ф] – [ф’], [к] – [к’], [т] – [т’], [с] – [с’], [х] – [х’].

Согласные, которые могут образовывать подобные тандемы, называют парными. Непарные звуки — это те самые непокорные мятежники, которые могут быть либо только мягкими, либо только твердыми.

Выбирай твердые!

Игра по аналогии со «съедобное – не съедобное». Чтобы игра заинтересовала внимание детей используется мяч. Учитель выстраивает детей в круг и произносит слог, если согласный твердый – ребенок ловит мяч, а если мягкий – нет. После того как ребенок словил мяч, он должен самостоятельно придумать новый слог и бросить мяч другому игроку.
Игра позволяет детям быстрее различать твердость и мягкость согласных звуков.

Читайте также:
Занята ударение - правило произношения краткого прилагательного

Примеры интересных заданий для выработки навыка различия мягких и твердых согласных

Демонстрируется картинка или просто список тематических слов, и дается задание выбрать слова с мягкими или твердыми согласными.

Советы родителям

Самый главный совет, который можно дать родителям ребенка, которых беспокоит его развитие, – меньше волноваться. Большинство детских проблем надуманы, особенно если речь идет о первом ребенке.

Если ребенок не понимает разницы между мягкими и твердыми звуками еще дотого, как большинство детей выучат буквы, – это также не повод для беспокойства.

Если же у ребенка не получается научиться отличать звуки в то время, когда другие это делают легко и быстро, а самостоятельно справиться с проблемой не получается, то возможно, эффективнее будет обратиться к специалисту. В данном случае больше поможет логопед, чем преподаватель языка. Малышу важно не заучить звуки, а научиться их различать. Это можно сделать, только поняв природу происхождения звуков. Кто, как не логопед, объяснит это во всех деталях и тонкостях, используя большую базу упражнений и опыта.

Еще один важный шаг на пути к пониманию природы звуков – это создание соответствующих условий для учебной деятельности. Часто именно этот фактор не позволяет детям вообще учиться, не то что начать разбираться в звуках.

Мыслительные операции требуют не только наличия учебного дидактического материала, но и подходящего места для занятий. Те, кто думает иначе, просто недооценивают важность отдельного стола и стула, принадлежащих только малышу. За собственным рабочим местом кроха не только чувствует себя старше, но и начинает понимать возложенную на него ответственность, а также иначе относится к процессу обучения.

Однако это не значит, что из обучения необходимо убрать элемент игры. Иногда она не менее важна, чем осознание серьезности происходящего. Например, складывать мозаику из тех же цветных карточек удобней и интересней на полу, где можно отлично устроиться на ковре, который также является границей.

Детям вообще очень нужны границы и правила. Они не только дисциплинируют, но и позволяют обрести уверенность в завтрашнем дне и своих силах. Ведь дети знают, что их ждет в пределах этих границ и правил, а также что последует за их нарушением. Уверенность – еще одна важная составляющая успеха!

Ну и самый последний способ самостоятельно выучить твердые и мягкие звуки – это купить или сделать карточки со слогами. Они продаются во всех книжных магазинах. Это яркие и удобные дидактические материалы, эффективность использования которых подтвердили тысячи родителей и педагогов. Если же у вас нет возможности или желания покупать эти карточки, их можно сделать собственноручно или при помощи ребенка. Его активное участие в процессе создания позволит ему еще лучше усвоить информацию, что вам и нужно.

Произношение согласных звуков: глухие и звонкие, твёрдые и мягкие – ДИКТОРЫ.com

Качество согласных

Однако, в некоторых междометиях произношение [h] по но рм ам орфоэпии – сохраняется: ага, ого, гоп, господи – [ahа], [oho], [hoп], [ho]спо д и и в произношении отдельных за им ствованных слов, например: габитус – [hа]битус. Интересно, что в слове бухгал т ер вместо сочетания [хг] произносится [h]: бу[ha]лтер.

В отдельных словах звук [г] произносится как [х]: л ёг кий, мягкий. Формы косвенных падежей, а также производные: мягкотелый, легковесный, налегке, м яг че, легче, смягчить, облегчить, мягчайший, легчайший. В слове Бог на месте [г] пр ои зносится звук [х]. Но в косвенных падежах зв уч ит [г]: Бо[г]а, Бо[г]у, Бо[г]ом и т. д.

На месте буквы щ произ но сится долгий мягкий звук [ш]: щука- [ш’:]ука, щ ел ь- [ш’:]ель, роща – ро[ш’:] а, Щедрин – [ш’:]едрину, Щусев – [ш’:] ус ев, Пущин – пу[ш’:]ин. Бывает также произношение на месте буквы щ мягкого звука [ш] с оч ен ь слабым элементом [ч]: [ш’ч]ука, [ш’ч]ель, ро[ш’ч]а, [шч]едрйн, [ш’ч]у с ев, пу[ш’ч]ин. По правилам орфоэп ии нормативен первый вариант! В словах всенощная, помощник на м е сте щ произносится [ш] – всено[ш]ная, помо[ш]ник.

Звук [ц], – твердый, имеющий эле ме нт [т]. Произносится как бы сочетание [тс], но слитно, как один звук: цифра- [цы]фра, циркуль – [цы]ркуль, станция – стан[цы]я, лек ци я – лек[цы]я, Цимлянск – [цы]млянск, Цигаль- [цы]галь.
[ч] – мягкий звук, имеющий э ле мент [т’]. Произносится как бы сочетание [т’ш’], но слитно.

Произношение звука [в] – губно-зубное. Он обра з уется путем приближения нижней губы к верхним зубам, но верхняя губа в образовании звука не участвует: ва л – [в]ал, весть – [в’]есть, поворот – по[в]орот, Варна- [в]арна, Витебск – [в’]итебск.

Произношение [в] как губ н о-губного звука, который образуется путём приближения нижней губы к верхней, свойственно некоторым говорам – не является ли тературным.

[л] – зубной звук образуется при п лотном смыкании передней части спинки языка с верхними зубами: лампа – [л]ампа, луч – [л]уч, холодный – хо[л]одный, Волга – во[л ]г а, Паланга – па[л]анга.

Как отступление от нормы орфоэ п ии бывает произношение, когда передняя часть спинки языка лишь приближается к верхним зубам, но не прижимается к н им. И вместо [л] начинает звучать [у] неслоговой или губно -губной согласный [в].

Произношение йот происходит перед уд ар ными гласными: едкий – [йэ]дкий, разъезд – раз[йэ]зд, Емецк – [йэ]мецк, Воейков – во[йэ]йков, ерш – [йо]рш, съемка – с[йо]мка, ю жн ый – [йу]жный, союз – со[йу]з, Юлемисте – [йу]лемисте, яблоко – [йа]блоко, пьяный – п[йа]ны й , Ява – [йа]ва, Поярково – по[йа]рково, а также в безударных слогах перед согласными: еловый – [йиэ]ловый, егип тя нин – [йь]гиптянин, Ереван – [йь]реван, юнец – [йу]нец, юбиляр- [йу]биляр, Юкатан- [йу]катан, Боюклы – бо[йу]кл ы , Яровой – [йь]ровой, Ядвига – [йиэ]двйга.

Читайте также:
Как пишется корзина по правилам русского и почему

Произносится йот и на месте буквы й в начале слова: йог, йод, йотация, Йемен, Йоркшир, Йожеф, Йорген.
В положении между двумя [и] йот не пр о износится: армии – арм[ии], партии – парт[ии]. Но в некоторых иноязычных словах он сохраняется: Шантийи.

По правилам орфоэпии русского языка, не рекомен д уется пропускать йот в начале слова после предлогов на согласный: [с-ы]жом – с ежом, [в-ы]ловом лесу – в еловом лесу, [с- ы ]ичницей – с яичницей, [в-ы]вропе-в Европе. Правильное произношение: [с-йиэ]жом, [в-йиэ]лово м лесу, [с-йиэ]ичницей, [в-йиэ]вропе.

на месте в – [ф]: прилив – прили[ф], ул ов – уло[ф], трав – тра[ф], вплавь – впла[ф’], Канев – кане[ф], Бажов – бажо[ф], Глазунов – глазуно[ф];
на месте г – [к]: очаг – ога[к], разбег – ра збе [к], телег – теле[к], дорог-доро[к];
на месте д – [т]: запад – запа[т], небосвод – не босво[т], наград- награ[т], грудь – гру[т’];
на месте ж – [ш]: багаж-бага[ш], морж – м ор [ш], рогож- рого[ш], срежь – сре[ш];
на месте з – [с]- арбуз – арбу[с], заказ – зака[с], фр аз- фра[с], связь – свя[с’].

Неверна встречающаяся замена [г] на кон це слова не его парным глухим [к], что соответствует правилам орфоэпии (вдруг – вдру[к], враг – вра[к], снег-сне [к], фл аг – фла[к]), а согласным [х] (вдру[х], враг[х], снег[х], фла[х]).
В нерусифицировавшихся иноязычных слов ах , возможно произношение на конце слова звонкого звука: аноэро[б], штам[б], Зардо[б], Жако[б], форшла[г], Банду н [г], Гонкон[г], Голливу[д], трена[ж], корте[ж].

Если в конце слова находятся два зво н ких согласных, они оглушаются оба: визг-ви[ск], мозг – мо[ск], поезд-пое[ст], груздь – гру[с’т’], надежд – наде [ш т].
В редко встречающихся иностранных словах сохраняю т ся на конце оба звонких: смара[гд].

Если слово оканчивается на зв он кий согласный, то он оглушается не тол ь ко перед паузой, но и при её отсутствии, когда следующее слово на чи нается с глухого согласного, гласного или согласных [р], [л], [м], [н], [й], [в]. Например, произношение слова снег с глухим согл ас ным в конце происходит в таких сочетаниях:
сне[к] падает (перед глухим согла сн ым [п]), сне[к-ы]дёт (перед гласным [и]), сне[к] рыхлый (перед [р]), сне[к] лёгкий (перед [л]), сне[к] мягкий (перед [м]), сне[к] на бу хший (перед [н]), сне[к] я принёс (перед [й]), сне[к] ватный (перед [в]).

Данное правило касается и произно ше ния предлогов: близ (звучит бли[с’]), сквозь, против, напротив, вокруг и частиц ведь, уж: близ пещеры – бли [с’-п’]ещеры, в ок руг Падуи – вокру[к-п]адуи, сквозь изгородь – скво[с’-и]згородь, напротив Арбата – нап р оти[ф-а]рбата, близ реки – бли[с’-р’]еки, близ Рангуна – бли[с’-р]ангуна, сквозь линзу – скво[с’-л’]инзу, вокруг Ле й пцига – вокру[к-л’]ейпцига, против медведя – проти[ф-м’]едведя, близ Мацесты – бли[ с’- м]ацесты, напротив нас – напроти[ф-н]ас, вокруг Новосибирска – вокру[к-н]овосибирска.

Таким же образом произносятся имена на зв онкий согласный, если они находятся в сочетании с отчествами или фамилиями. Звонкий согласный оглушаетс я п еред гласными и перед согласными [р], [л], [м], [н], [й], [в]: Олег Иванович – оле[к-ы]ванович, В се волод Романович – всеволо[т-р]оманович, Глеб Леонтьевич – гле[п-л’]еонтьевич, Любовь Евгеньевна – любо[ф’-йи е]вг еньевна, Леонид Викторович – леони[т-в’]икторович, Глеб Успенский – гле[п-у]спенекий, Леонид Ан др еев – леони[т-а]ндреев.

Звонкие согласные оглушаются пер ед глухими в середине слова: трубка – тру[пк]а, травка – тра[фк]а, книжка – кни[шк]а, сказка – ска[ск]а, Ладожск ое озеро – ладо[шс]кое озеро, Ковпак – ко[фп]ак.

На месте глухих перед звонкими (кром е [в]), по правилам орфоэпии, произносятся соответствующие звонкие согласные. Так, на месте к произносится [г]: во кз ал – во[гз]ал, экзамен – э[гз]амен, на месте с- [з]: сгорел – [зг]орел, Солсбери – сбл[зб]ери, Белл ин сгаузен – беллин[зг]аузен, Уиледен-уил[ед]ен, на месте т – [д]: отгадать – о[дг]адать, отбросить – о[дб]росить, Атбасар – а[ дб ]асар и т. д.

Твердые и мягкие согласные

Большинство согласных бывают твёрдыми и мягкими. Это ви д но при сравнении звучания [л] в словах мел и мель, [р] в словах удар и ударь, [ т] в словах тук и тюк.

Отдельные согласные бывают только твёр ды ми: [ж], [ш], [ц]. Они не смягчаются ни в положении перед [и] и [э] (жир – [жы]р, Жильбер – [жы]льб ер , жесть – [жэ]сть, Жешув – [жэ]шув, ширь – [шы]рь, Шильон – [шы]льон, шерсть – [шэ]рсть, Шелли – [шэ]лли, цирк – [цы ]р к, цех – [цэ]х, Цеткин – [цэ]ткин), ни в положении перед мягкими (художник – худо [жн’]ик, награждён – на гра[жд’] ён, Жвирка – [жв’]ирка, здешний – зде[шн]ий, промышленный – промы[шл’]енный, Перемышль – перемы[шл’], цве т – [цв’]ет.

Смягчение твёрдых звуков [ж], [ш], [ц] возможно лишь в некоторых иностранных словах: жюри, Жюль, “Жюстис”, пшют, пшютоватый, шютте, Шяуляй, К оц юбинский, Цюрих, Цюрупа.
Но в таких словах как: брошюра, бро шю рный, брошюровать, брошюровка и других с тем же корнем, а также в словах парашют, парашютизм, парашютировать, па ра шютист, парашютный произносится твёрдый звук [ш].

Только мягкими бывают – [ч] (поэтому при тра нс крипции, он не сопровождается знаком мягкости) и долгий [ш’], который обозначается б укв ой щ.
Отклонением от правил орфоэпии являе т ся произношение твёрдых согласных на месте ч и щ, которое появляется под влиянием белорусского языка и нек от орых русских говоров.

Читайте также:
Как пишется красящий и почему - объснение

На месте буквы л перед а, о, у, ы, пер ед буквами, обозначающими согласные, а также на конце слова, произносится твердый [л]: палатка – па[л]атка, л од ка – [л]одка, валун – ва[л]ун, лыжник – [л]ыжник, полный – по[л]ный, угол – уго[л], Ларсен – [л]арсен, Пол о нский – по[л]онский, Луанда – [л]уанда, Чердаклы – чердак[л]ы, Колтуши – ко[л]туши, Оскол – оско[л].
Но в отдельных именах собственных, ко т орые пришли к нам из французского, итальянского, немецкого языков, на месте буквы л, произносится полумя гк ий звук, средний между [л] и [л’]: “Ла Скала”, Ла Валле Пуссен, Ла-Рошель.

Произношение согласных в конце приставо к перед разделительным ъ – твердое: объявление – о[б]ъявление, Объячево – о[б]ъячево, отъезд – о[т]ъезд, подъем – по [д]ъем.
Только для приставки с – и прист ав ок, которые заканчиваются на з, допустимо как мягкое, так и твёрдое произношение перед ъ: съезд – [с’]ъезд и [с]ъезд, и зъ ять – и[з’]ъять и и[з]ъять, безъярусный – бе[з’]ъярусный и бе[з]ъярусный.

Произношение всех согласных перед разд ел ительным ь, кроме [ж] и [ш], – мягкое: бьёшь – [б’]ьёшь, воронье – воро[н’]ьё, пьют – [п’]ьют, семья – се[м’]ья, соловьи – со ло [в’]ьи, Кабальерия – каба[л’]ьерия, Сырдарья – сырда[р’]ья, Сьерра-Невада – [с’]ьерра-невада (од на ко в формах дрожью, брошью согласные [ж] и [ш] не смягчаются).

По правилам орфоэпии, конечный твёрдый с огласный звук предшествующего слова не должен смягчаться перед начальным [э] последующего слова, ес ли в произношении они сливаются: в этих – [в-э]тих, с этим – [с-э]тим, к элеватору – [к-э]леватору, в энцикло пе дии – [в-э]нциклопедии, с энтузиазмом – [с-э]нтузиазмом, в Экибастузе – [в-э]кибастузе. Если согласный пе ре д [з] смягчается – это просторечный стиль.

На месте -мь, -бь, -пь, -вь, -фь произн ося тся мягкие: семь -се[м’], восемь- восе[м’], дробь – дро[п’], прорубь – прору[п’], накипь – наки[пь], осыпь – осы[п’], в пла вь – впла[ф’], любовь – любо[ф’], верфь – вер[ф’].
Произношение твёрдых согласных звуков в мес то конечных мягких – недопустимо. Только в словах семьсот, восемьсот губной [м] может произноситься и т вё рдо.

В словах иностранного происхождения согласные п ере д е смягчаются: академия, демократия, декада, интеллект, легальный, мемориал, тенор, тера пе вт, Непал, Пенджаб, Легар, Рабле, Меринг и др.
Но во многих нерусифицировавшихся ин ост ранных словах согласные перед е не смягчаются. Не всегда смягчаются губные [п], [б], [в ], [ф], [м]:

[пэ] – купе, канап е, пери, Пер-Лашез, Лопе де Вега, Шопен, Чапек;
[бэ] – Бердем, Бени-Аббес, Бер на рд Шоу;
[вэ] – Бове, Веттерхорн, Сольв ей г, Эрве;
[фэ] – аутодафе, к афе ;
[мэ] – буриме, консоме, люм ен , метр (учитель, наст ав ник), реноме, Малларме, Мериме, Сомерсет Моэм.
Чаще сохраняют твёрдость пер ед е зубные согласные [т], [д], [с], [з], [н], [р].
[тэ] – интервью, компьютер, пан те он, стенд, термос, фортепьяно, эстетика, Ватерлоо, Монтевидео, Пастер, Пестель, Стендаль;
[дэ] – геодезия, демпинг, дельта, кодекс, мо дель, модерн, тенденция, шедевр. Аден, Баден, Дели, Декарт, Делиб, Мендельсон;
[сэ] – несессер, секста, с енс уализм, сепсис, шоссе, Сен-Готард, Сенека, Мюссе, Сен-Санс, Сент-Экзюпери;
[зэ] – безе, морзе, зейгерование, шимпанзе, Ба зель, Мозель, Бизе, Дузе, Земмеринг, Жозеф, Зегерс;
[нэ] – анестезия, бизнес, генети ка , кибернетика, пенсне, тоннель, турне, Мане, Мони, Нейгауз, Никсе, Нельсон, Неру;
[рэ] – каре, кредо, пюре, регби, рейхсвер, ти ре, тред-юнион, Альфред, Андре, Дюрер, Крейслер, Прево, Рейснер, Рерих, То рез .

В продолжении темы, читайте – произношение смягчённых согласных перед мягкими. Мягкий согласный перед мягким. Произношение отдельных грамматических форм. Также, посмотрите как произносятся слова с непроизносимыми согласными. После согласных переходите к произношению безударных гласных. Обязательно изучите особенности постановки ударения в русском языке.

Произношение глухих и звонких, твёрдых и мягких согласных

Качество согласных

В современном литературном языке произношение звука [г] – взрывное, мгновенное, образующееся так же, как звук [к], но с голосом: богатырь, град, гость, Гавана, Гарибальди, Гюго. Встречающееся в речи произношение [г] как звука длительного, фрикативного (обозначается знаком h) противоречит орфоэпии.

Однако, в некоторых междометиях произношение [h] по нормам орфоэпии – сохраняется: ага, ого, гоп, господи – [ahа], [oho], [hoп], [ho]споди и в произношении отдельных заимствованных слов, например: габитус – [hа]битус. Интересно, что в слове бухгалтер вместо сочетания [хг] произносится [h]: бу[ha]лтер.

В отдельных словах звук [г] произносится как [х]: лёгкий, мягкий. Формы косвенных падежей, а также производные: мягкотелый, легковесный, налегке, мягче, легче, смягчить, облегчить, мягчайший, легчайший. В слове Бог на месте [г] произносится звук [х]. Но в косвенных падежах звучит [г]: Бо[г]а, Бо[г]у, Бо[г]ом и т. д.

На месте буквы щ произносится долгий мягкий звук [ш]: щука- [ш’:]ука, щель- [ш’:]ель, роща – ро[ш’:] а, Щедрин – [ш’:]едрину, Щусев – [ш’:]усев, Пущин – пу[ш’:]ин. Бывает также произношение на месте буквы щ мягкого звука [ш] с очень слабым элементом [ч]: [ш’ч]ука, [ш’ч]ель, ро[ш’ч]а, [шч]едрйн, [ш’ч]усев, пу[ш’ч]ин. По правилам орфоэпии нормативен первый вариант! В словах всенощная, помощник на месте щ произносится [ш] – всено[ш]ная, помо[ш]ник.

Звук [ц], – твердый, имеющий элемент [т]. Произносится как бы сочетание [тс], но слитно, как один звук: цифра- [цы]фра, циркуль – [цы]ркуль, станция – стан[цы]я, лекция – лек[цы]я, Цимлянск – [цы]млянск, Цигаль- [цы]галь.

[ч] – мягкий звук, имеющий элемент [т’]. Произносится как бы сочетание [т’ш’], но слитно.

Произношение звука [в] – губно-зубное. Он образуется путем приближения нижней губы к верхним зубам, но верхняя губа в образовании звука не участвует: вал – [в]ал, весть – [в’]есть, поворот – по[в]орот, Варна- [в]арна, Витебск – [в’]итебск.

Читайте также:
Необъятный как пишется - разбор слова, примеры

Произношение [в] как губно-губного звука, который образуется путём приближения нижней губы к верхней, свойственно некоторым говорам – не является литературным.

[л] – зубной звук образуется при плотном смыкании передней части спинки языка с верхними зубами: лампа – [л]ампа, луч – [л]уч, холодный – хо[л]одный, Волга – во[л]га, Паланга – па[л]анга.

Как отступление от нормы орфоэпии бывает произношение, когда передняя часть спинки языка лишь приближается к верхним зубам, но не прижимается к ним. И вместо [л] начинает звучать [у] неслоговой или губно -губной согласный [в].

Произношение йот происходит перед ударными гласными: едкий – [йэ]дкий, разъезд – раз[йэ]зд, Емецк – [йэ]мецк, Воейков – во[йэ]йков, ерш – [йо]рш, съемка – с[йо]мка, южный – [йу]жный, союз – со[йу]з, Юлемисте – [йу]лемисте, яблоко – [йа]блоко, пьяный – п[йа]ный, Ява – [йа]ва, Поярково – по[йа]рково, а также в безударных слогах перед согласными: еловый – [йиэ]ловый, египтянин – [йь]гиптянин, Ереван – [йь]реван, юнец – [йу]нец, юбиляр- [йу]биляр, Юкатан- [йу]катан, Боюклы – бо[йу]клы, Яровой – [йь]ровой, Ядвига – [йиэ]двйга.

Произносится йот и на месте буквы й в начале слова: йог, йод, йотация, Йемен, Йоркшир, Йожеф, Йорген.

В положении между двумя [и] йот не произносится: армии – арм[ии], партии – парт[ии]. Но в некоторых иноязычных словах он сохраняется: Шантийи.

По правилам орфоэпии русского языка, не рекомендуется пропускать йот в начале слова после предлогов на согласный: [с-ы]жом – с ежом, [в-ы]ловом лесу – в еловом лесу, [с-ы]ичницей – с яичницей, [в-ы]вропе-в Европе. Правильное произношение: [с-йиэ]жом, [в-йиэ]ловом лесу, [с-йиэ]ичницей, [в-йиэ]вропе.

Звонкие и глухие согласные

В конце слов на месте звонких согласных произносятся соответствующие глухие:

на месте б – произносится [п]: сугроб – сугро[п], ястреб – ястре[п], жалоб – жало[п], зыбь – зы[п’];

на месте в – [ф]: прилив – прили[ф], улов – уло[ф], трав – тра[ф], вплавь – впла[ф’], Канев – кане[ф], Бажов – бажо[ф], Глазунов – глазуно[ф];

на месте г – [к]: очаг – ога[к], разбег – разбе[к], телег – теле[к], дорог-доро[к];

на месте д – [т]: запад – запа[т], небосвод – небосво[т], наград- награ[т], грудь – гру[т’];

на месте ж – [ш]: багаж-бага[ш], морж – мор[ш], рогож- рого[ш], срежь – сре[ш];

на месте з – [с]- арбуз – арбу[с], заказ – зака[с], фраз- фра[с], связь – свя[с’].

Неверна встречающаяся замена [г] на конце слова не его парным глухим [к], что соответствует правилам орфоэпии (вдруг – вдру[к], враг – вра[к], снег-сне [к], флаг – фла[к]), а согласным [х] (вдру[х], враг[х], снег[х], фла[х]).

В нерусифицировавшихся иноязычных словах, возможно произношение на конце слова звонкого звука: аноэро[б], штам[б], Зардо[б], Жако[б], форшла[г], Бандун[г], Гонкон[г], Голливу[д], трена[ж], корте[ж].

Если в конце слова находятся два звонких согласных, они оглушаются оба: визг-ви[ск], мозг – мо[ск], поезд-пое[ст], груздь – гру[с’т’], надежд – наде[шт].

В редко встречающихся иностранных словах сохраняются на конце оба звонких: смара[гд].

Если слово оканчивается на звонкий согласный, то он оглушается не только перед паузой, но и при её отсутствии, когда следующее слово начинается с глухого согласного, гласного или согласных [р], [л], [м], [н], [й], [в]. Например, произношение слова снег с глухим согласным в конце происходит в таких сочетаниях:

сне[к] падает (перед глухим согласным [п]), сне[к-ы]дёт (перед гласным [и]), сне[к] рыхлый (перед [р]), сне[к] лёгкий (перед [л]), сне[к] мягкий (перед [м]), сне[к] набухший (перед [н]), сне[к] я принёс (перед [й]), сне[к] ватный (перед [в]).

Данное правило касается и произношения предлогов: близ (звучит бли[с’]), сквозь, против, напротив, вокруг и частиц ведь, уж: близ пещеры – бли [с’-п’]ещеры, вокруг Падуи – вокру[к-п]адуи, сквозь изгородь – скво[с’-и]згородь, напротив Арбата – напроти[ф-а]рбата, близ реки – бли[с’-р’]еки, близ Рангуна – бли[с’-р]ангуна, сквозь линзу – скво[с’-л’]инзу, вокруг Лейпцига – вокру[к-л’]ейпцига, против медведя – проти[ф-м’]едведя, близ Мацесты – бли[с’-м]ацесты, напротив нас – напроти[ф-н]ас, вокруг Новосибирска – вокру[к-н]овосибирска.

Таким же образом произносятся имена на звонкий согласный, если они находятся в сочетании с отчествами или фамилиями. Звонкий согласный оглушается перед гласными и перед согласными [р], [л], [м], [н], [й], [в]: Олег Иванович – оле[к-ы]ванович, Всеволод Романович – всеволо[т-р]оманович, Глеб Леонтьевич – гле[п-л’]еонтьевич, Любовь Евгеньевна – любо[ф’-йие]вгеньевна, Леонид Викторович – леони[т-в’]икторович, Глеб Успенский – гле[п-у]спенекий, Леонид Андреев – леони[т-а]ндреев.

Звонкие согласные оглушаются перед глухими в середине слова: трубка – тру[пк]а, травка – тра[фк]а, книжка – кни[шк]а, сказка – ска[ск]а, Ладожское озеро – ладо[шс]кое озеро, Ковпак – ко[фп]ак.

На месте глухих перед звонкими (кроме [в]), по правилам орфоэпии, произносятся соответствующие звонкие согласные. Так, на месте к произносится [г]: вокзал – во[гз]ал, экзамен – э[гз]амен, на месте с- [з]: сгорел – [зг]орел, Солсбери – сбл[зб]ери, Беллинсгаузен – беллин[зг]аузен, Уиледен-уил[ед]ен, на месте т – [д]: отгадать – о[дг]адать, отбросить – о[дб]росить, Атбасар – а[дб]асар и т. д.

Твердые и мягкие согласные

Большинство согласных бывают твёрдыми и мягкими. Это видно при сравнении звучания [л] в словах мел и мель, [р] в словах удар и ударь, [т] в словах тук и тюк.

Отдельные согласные бывают только твёрдыми: [ж], [ш], [ц]. Они не смягчаются ни в положении перед [и] и [э] (жир – [жы]р, Жильбер – [жы]льбер, жесть – [жэ]сть, Жешув – [жэ]шув, ширь – [шы]рь, Шильон – [шы]льон, шерсть – [шэ]рсть, Шелли – [шэ]лли, цирк – [цы]рк, цех – [цэ]х, Цеткин – [цэ]ткин), ни в положении перед мягкими (художник – худо [жн’]ик, награждён – награ[жд’] ён, Жвирка – [жв’]ирка, здешний – зде[шн]ий, промышленный – промы[шл’]енный, Перемышль – перемы[шл’], цвет – [цв’]ет.

Читайте также:
Неологизмы - определение и значение новых слов русского языка

Смягчение твёрдых звуков [ж], [ш], [ц] возможно лишь в некоторых иностранных словах: жюри, Жюль, “Жюстис”, пшют, пшютоватый, шютте, Шяуляй, Коцюбинский, Цюрих, Цюрупа.

Но в таких словах как: брошюра, брошюрный, брошюровать, брошюровка и других с тем же корнем, а также в словах парашют, парашютизм, парашютировать, парашютист, парашютный произносится твёрдый звук [ш].

Только мягкими бывают – [ч] (поэтому при транскрипции, он не сопровождается знаком мягкости) и долгий [ш’], который обозначается буквой щ.

Отклонением от правил орфоэпии является произношение твёрдых согласных на месте ч и щ, которое появляется под влиянием белорусского языка и некоторых русских говоров.

На месте буквы л перед а, о, у, ы, перед буквами, обозначающими согласные, а также на конце слова, произносится твердый [л]: палатка – па[л]атка, лодка – [л]одка, валун – ва[л]ун, лыжник – [л]ыжник, полный – по[л]ный, угол – уго[л], Ларсен – [л]арсен, Полонский – по[л]онский, Луанда – [л]уанда, Чердаклы – чердак[л]ы, Колтуши – ко[л]туши, Оскол – оско[л].

Но в отдельных именах собственных, которые пришли к нам из французского, итальянского, немецкого языков, на месте буквы л, произносится полумягкий звук, средний между [л] и [л’]: “Ла Скала”, Ла Валле Пуссен, Ла-Рошель.

Произношение согласных в конце приставок перед разделительным ъ – твердое: объявление – о[б]ъявление, Объячево – о[б]ъячево, отъезд – о[т]ъезд, подъем – по[д]ъем.

Только для приставки с – и приставок, которые заканчиваются на з, допустимо как мягкое, так и твёрдое произношение перед ъ: съезд – [с’]ъезд и [с]ъезд, изъять – и[з’]ъять и и[з]ъять, безъярусный – бе[з’]ъярусный и бе[з]ъярусный.

Произношение всех согласных перед разделительным ь, кроме [ж] и [ш], – мягкое: бьёшь – [б’]ьёшь, воронье – воро[н’]ьё, пьют – [п’]ьют, семья – се[м’]ья, соловьи – соло[в’]ьи, Кабальерия – каба[л’]ьерия, Сырдарья – сырда[р’]ья, Сьерра-Невада – [с’]ьерра-невада (однако в формах дрожью, брошью согласные [ж] и [ш] не смягчаются).

По правилам орфоэпии, конечный твёрдый согласный звук предшествующего слова не должен смягчаться перед начальным [э] последующего слова, если в произношении они сливаются: в этих – [в-э]тих, с этим – [с-э]тим, к элеватору – [к-э]леватору, в энциклопедии – [в-э]нциклопедии, с энтузиазмом – [с-э]нтузиазмом, в Экибастузе – [в-э]кибастузе. Если согласный перед [з] смягчается – это просторечный стиль.

На месте -мь, -бь, -пь, -вь, -фь произносятся мягкие: семь -се[м’], восемь- восе[м’], дробь – дро[п’], прорубь – прору[п’], накипь – наки[пь], осыпь – осы[п’], вплавь – впла[ф’], любовь – любо[ф’], верфь – вер[ф’].

Произношение твёрдых согласных звуков вместо конечных мягких – недопустимо. Только в словах семьсот, восемьсот губной [м] может произноситься и твёрдо.

В словах иностранного происхождения согласные перед е смягчаются: академия, демократия, декада, интеллект, легальный, мемориал, тенор, терапевт, Непал, Пенджаб, Легар, Рабле, Меринг и др.

Но во многих нерусифицировавшихся иностранных словах согласные перед е не смягчаются. Не всегда смягчаются губные [п], [б], [в], [ф], [м]:

[пэ] – купе, канапе, пери, Пер-Лашез, Лопе де Вега, Шопен, Чапек;

[бэ] – Бердем, Бени-Аббес, Бернард Шоу;

[вэ] – Бове, Веттерхорн, Сольвейг, Эрве;

[фэ] – аутодафе, кафе;

[мэ] – буриме, консоме, люмен, метр (учитель, наставник), реноме, Малларме, Мериме, Сомерсет Моэм.

Чаще сохраняют твёрдость перед е зубные согласные [т], [д], [с], [з], [н], [р].

[тэ] – интервью, компьютер, пантеон, стенд, термос, фортепьяно, эстетика, Ватерлоо, Монтевидео, Пастер, Пестель, Стендаль;

[дэ] – геодезия, демпинг, дельта, кодекс, модель, модерн, тенденция, шедевр. Аден, Баден, Дели, Декарт, Делиб, Мендельсон;

[сэ] – несессер, секста, сенсуализм, сепсис, шоссе, Сен-Готард, Сенека, Мюссе, Сен-Санс, Сент-Экзюпери;

[зэ] – безе, морзе, зейгерование, шимпанзе, Базель, Мозель, Бизе, Дузе, Земмеринг, Жозеф, Зегерс;

[нэ] – анестезия, бизнес, генетика, кибернетика, пенсне, тоннель, турне, Мане, Мони, Нейгауз, Никсе, Нельсон, Неру;

[рэ] – каре, кредо, пюре, регби, рейхсвер, тире, тред-юнион, Альфред, Андре, Дюрер, Крейслер, Прево, Рейснер, Рерих, Торез.

Звуки — мягкость и звонкость согласных

Дети с первого класса сталкиваются со звуками. Если с гласными все просто, то согласные вызывают сложности. При чем, не только у детей, но и у родителей.

Но по требованиям ФГОС ученик обязан знать звуко-буквенный анализ слов. Если с твердостью ещё более-менее понятно, то звонкие и глухие многих путают. А ведь есть простые способы их отличить!

  1. Твердые и мягкие согласные звуки
  2. Отличительные признаки мягких и твердых звуков
  3. Таблица признаков твердых и мягких звуков
  4. Всегда мягкие звуки в русском языке
  5. Всегда твердые звуки в русском языке
  6. Звонкие и глухие согласные звуки
  7. Сонорные шумные и шипящие согласные
  8. Парные и непарные согласные звуки
  9. Как научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки
  10. Примеры заданий для детей

Твердые и мягкие согласные звуки

Согласные звуки делятся на два типа: твёрдые и мягкие. При их произношении происходит смягчение артикуляции, меняется положение языка. Во время произношении основная часть языка продвигается вперёд по направлению к зубам, а средняя часть языка сводится к твёрдому нёбу.

К мягким согласным звукам относятся: [п’], [б’], [ф’], [в’], [т’], [д’], [ш’], [ж’], [к’], [г’], [х’], [ч], [м’], [н’], [р’], [л’], [j].

Многие из них образуют пары с твёрдыми согласными. Например, мягкий [н’] согласуется с твёрдым [н] — [н’]ёс — [н]ос, [м’]ел — [м]ал, пы[л] — пы[л’]ь.

Мягкость согласных звуков на письме выражается гласными буквами Е, Ё, Ю, Я, И, а также с помощью мягкого знака Ь, но указывают знаком мягкости (апострофом) только в транскрипции.

Чтобы отличить мягкие согласные звуки от твёрдых есть ряд правил:

  • после согласного звука стоит гласная и, е, ё, ю, я — согласный звук имеет мягкое значение. Тётя, сени, тени, так как после согласных идут гласные ё, я, е, и — согласные будут мягкими;
  • позиция согласного звука приходится на конец слова, и буква Ь стоит после него — согласный мягкий (лень, мигрень, степь);
  • звуки j, ч, щ всегда будут мягкими, независимо в какой позиции стоят, и не учитывая на то, какая гласная присутствует в данном слове.
Читайте также:
Принял ударение на какой слог правильно ставить?

Почувствуйте разницу в звучании [п] в словах [П’ет’я] и [пол’е]. Вы заметите, что в первом слове — середина языка поднимается к нёбу. А во втором слове язык даже немного опускается вниз и звук более низкий.

Отличительные признаки мягких и твердых звуков

  • Когда следом за согласной идут буквы а, о, у, ы, э , то мы точно можем сказать: эта согласная- твердая. Проверим: дом, сад, гусь, сыр, рэп. Здесь первые звуки в словах [д], [с], [г], [с], [р] — твердые.

Если две согласные подряд, то первая даст твердость. Проверим: смена — [см’ена]. Твёрдый знак ъ — показатель твердости согласного: [съезд], [подъезд].

  • Когда следом за согласной идут буквы е, ё, и, ю, я , то мы точно можем сказать: эта согласная- мягкая. Проверим: лев, лён, сила, мюсли, мяч. Здесь первые звуки в слове [л’], [л’], [с’], [м’], [м’] — мягкие.

Так же мягкий знак, стоящий за согласной, помогает ребенку определить мягкость. Проверим: [пал’ьто], [крыл’ьцо], [учител’ьница]. Заметим, что мягкую [л’] в середине слова, всегда на письме обозначаем мягким знаком ь: [мул’ьтик], [стул’ьчик]. Для других букв нужно сверяться со словарём.

Таблица признаков твердых и мягких звуков

Твердые Мягкие
перед а, о, у, ы, э перед е, ё, и, ю, я
ъ ь
перед другой согласной буквой

Всегда мягкие звуки в русском языке

Буквы ч, щ, й всегда мягкие, даже если следом идут гласные а, о, у, ы, э: [ч’ащ’а].

Всегда твердые звуки в русском языке

Буквы ж, ш, ц всегда твердые, даже если следом идут гласные е, ё, и, ю, я: [желоб].

Звонкие и глухие согласные звуки

Если гласная произносится голосом, то согласная сочетанием голоса и шума. Если голоса больше, то согласная — звонкая, а если шума больше, то глухая.

В русском языке всего 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Делятся они по твёрдости и мягкости, по звонкости и глухости, парности и непарности.

Звонкость согласных звуков проявляется от звучания и устройства речевого аппарата. При их произношении, помимо голоса, добавляются вибрации, разные шумовые препятствия. Эти преграды искажают волну звуков, при котором в полость рта проходит не чистый воздух, а звук.

К примеру, во время произношения звука [б], наши губы смыкаются, а воздух, что выдыхаем, старается пробить преграду. Исходя из этого, мы выделяем звонкие согласные звуки. К таким звукам относятся б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р — их произношение содержит шум и голос.

Большинство звуков имеют пары, к ним относятся: б — п (балка — палка), в — ф (влага — фляга), г — к (гол — кол), д — т (дом — том), з — с (злой — слой), ж — ш (жило — шило).

Остальные звонкие согласные звуки: й, л, м, н, р называются сонорными, что означает звучный. Сонорные звуки отличаются от остальных звонких согласных звуков тем, что при произношении уровень шума практически не участвует в образовании звука.

Сонорные шумные и шипящие согласные

Буквы й, л, м, н, р, образуются при помощи голоса и совсем немного шума. Их называют сонорными.

Когда мы произносим шумные согласные, то используем шум и немного голос. Они бывают звонкими [в], [з], [ж], [б], [д], [г] и глухими [ф], [с], [ш], [п], [т], [к], [х].

Звук шипения дают буквы ж, ч, ш, щ, поэтому они называются шипящими.

Парные и непарные согласные звуки

Согласные б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш, — парные, где первая — звонкая, вторая — глухая.

Есть согласные, которые не имеют пары:

  • Непарные звонкие — сонорные й, л, м, н, р, о которых рассказывалось выше.
  • Непарные глухие х, ц, ч, ш.

В некоторых словах происходит оглушение звука: снег. Или озвончение: молотьба.

Как научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки

Ребенок усвоит разницу, если ему показать её визуально или дать почувствовать на опыте. Например, кубики Зайцева с мягкими согласными — маленькие по размеру, с твердыми — большие. Ребенок составляет слова и всякий раз видит эту разницу.

Так же разбирая слова, можно взять картинки, которые напоминают ребенку что-то мягкое и что-то твердое. Например, подушка и камень. Слыша мягкий звук, ребенок показывает картинку с подушкой. Картинки можно прикреплять к карточкам, рисовать рядом с буквами в тетради.

Примеры заданий для детей

Глухой или звонкий:

  • Простой и яркий способ, который помогает понять разницу — при произношении приложить ладонь к горлу. Переберите все согласные, пусть ребенок сам откроет какая буква вибрирует, а какая не дает ощущений.
  • Выберите картинки, которые напоминают звон и глухоту. Например: звоночек и ухо. Произносите разные слова из одного-двух слогов, а ребенок, если услышал звонкий звук, должен показать картинку со звоночком. Потом поиграйте так же с глухим звуком. Когда ребенок освоится с простыми словами, берите длиннее.

Твердый или мягкий:

  • Предложите взять одну букву и пропойте слога с гласными, дающими твердость. Пусть ребенок почувствует твердость в голосе. Потом с той же буквой пропойте слога с гласными, дающие мягкость.
  • Называйте слог и бросайте мяч ребенку. Если твердый, должен поймать. Если мягкий — оттолкнуть.
  • Составьте цепочку слов. Например, стул-лошадь-деньги-гитара…
  • Создайте свою собственную таблицу с яркими образами, повесьте на видное место. Ребенок, когда сам подбирает рисунок, цвет, — больше включается в тему и быстрее запоминает.
  • Предложите назвать слово, где есть и звонкая и глухая. Или глухая и, при этом, — твердая.
Читайте также:
Диктанты по русскому языку для 9 класса 2 четверти

Месяца пишутся с большой или маленькой буквы?

Часто некоторые задают вопрос о том, как пишутся названия месяцев, с большой буквы или с маленькой. Так вот, в году 12 месяцев и все они, согласно правилам русского языка, пишутся с маленькой буквы. Конечно, если они не стоят в начале предложения. Поскольку по тем же правилам русского языка каждое новое предложение начинается с большой буквы.

“Зима в этом году будет суровая, особенно в декабре“.

Декабрь – это последний месяц в году”.

А вот в сказке “Двенадцать месяцев” названия месяцев являются именами главных героев, поэтому пишутся там с заглавной буквы:

Названия каждого месяца пишутся с маленькой буквы, так как они не являются именами собственными. Исключение, пожалуй, можно сделать для сказки “12 месяцев”, где названия как раз и являются именами людей.

Добрый день. Действительно давайте разберемся, а нужно ли писать названия месяцев с большой буквы.

Самый простой способ — это понять, обратится к правилам русского языка. Там должны быть описаны все типы слов, которые требуется писать с большой или маленькой буквы.

По правилам русского языка слова пишутся с большой буквы, если они являются именами собственными.

Названия месяцев не являются собственными именами, поэтому они пишутся с маленькой буквы, если только не стоят в начале предложения.

1) Май обещают в этом году очень теплым.

2) Нам нужно встретится в начале или середине января и обсудить все детали нашей сделки.

Не требуется” – это даже и не слово, а два слова. Первое – частица, а второе – глагол.

Думается, что такое предположение не было голословным, поскольку второе слово (“требуется”) отвечает на вопрос “что делает?” (или “что делается?”, если создавать вопрос с обычной формальностью, не вдаваясь в смысл). Да и обладает другими категориальными признаками глагола.

А первое слово (“не”) не может быть признано приставкой, потому что если в языке есть слово “требуется”, но не может быть слова “нетребуется”. Это понятно из правила, обуславливающего соответствующую раздельность глаголов с “НЕ”.

Итак, глагол “требоваться относится к совокупности тех, которые не сливаются с “НЕ”. Писать “нетребуется” нельзя.

Ещё одно простейшее доказательство того – возможность принудительного разделения “НЕ” и глагола вставленным словом. Например: “не очень требуется”, “не слишком требуется”, “не каждый год требуется” и так далее.

Других доказательств не потребуется.

Предложение.

  • “А что, разве не требуется даже подтверждения своей почты?”.

Чёрно-белый” – это сложное имя прилагательное, являющееся высокочастотным представителем так называемой колоративной лексики (выражение цвета) с возможной коннотацией “блеклый во всех отношениях” и с модальностью “отрицание цвета”.

Как известно, коннотативные значения никогда не берут верх при объяснении орфографии слов, поэтому в данном случае мы должны воспринимать это прилагательное только как цветообозначение. Такие слова пишется с дефисом. К тому же части слова “чёрно-белый” совершенно семантически равноправны.

Писать “чёрно белый” (раздельно) или “чёрнобелый” (слитно) нельзя.

Например (предложения).

  • “Любая чёрно-белая фотография носит в себе оттенки старины”.
  • “В третьем зале музея стояли чёрно-белые телевизоры”.
  • “Ваня Мельничаненко почему-то воспринимал мир только в чёрно-белых тонах”.

1) Утверждение: Это непреступный (находящийся в рамках закона) случай простой женской хитрости.

2) Отрицание:

Случай этот – не преступный, здесь скорее нарушение общественной морали.

Случай этот отнюдь не преступный.

Планы у подростков были не преступные, а вполне безобидные.

Надо сказать, что обе формы, слитная и раздельная, используются крайне редко, в отличие от омофона “неприступный” (с большой частотностью). Особенно это касается слитного написания, когда поисковик указывает на ошибку и предлагает найти слово “неприступный”.

Сочетание “со мной” (ударение на “О“, которая после “Н“) – это ни что другое, как предлог “С” с местоимением “Я“. Но мы эмпирически понимаем, что говорить “Пойдём с я” нельзя.

  • Со” – вариант “с”, иногда используемый, в частности, перед [м] плюс согласная. Например: “со многими”. Это из разряда “подо”, “предо”, “передо”, “ко”, “во”, “надо”, “обо” и так далее.
  • Мной” (“мною”) – это указанное выше “Я” в творительном падеже. “С кем? – со мной (со мною)”. Личное местоимение.

Предлоги нельзя в таких случаях подсоединять к личным местоимениям. Подобные примеры: “с тобой (с тобою)”, “с ней (с нею”)”, “с ним”.

Писать “сомной” нельзя. Нужен пробел.

Предложения:

  • “Со мной всё в полном порядке, Трофим, а с тобой ничего не случилось ли?”.
  • “Будь со мной, Игнатий, не когда тебе это необходимо, а всегда”.

Слово “повеселее” находится в составе систематизированного языка, в числе подобных единиц (“получше”, “понастойчивее”, “похуже” и так далее).

Элемент “по-“, который мы при написании таких слов порой не знаем, к приставкам его отнести или к предлогам, является всё-таки приставкой.

Оттолкнёмся от имени прилагательного “весёлый” и от наречия “весело”. И у первого, и у второго слов имеются формы (одинаковые!) сравнительной степени, которые образуются так:

  • “Весёлый – веселее – повеселее”.
  • “Весело – веселее – повеселее”.

К простейшей классической форме прибавляется наша приставка, преобразуя её в разговорную. Этот приём – системный. Пишется приставка слитно. Писать “по веселее” (или “по веселей”) нельзя.

Например.

  • “Повеселее, повеселее, Родион, не засыпай!”.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: