«Цветок»️ анализ стихотворения А.С. Пушкина, история создания

Краткий анализ стихотворения «Цветок» (Цветок засохший…) по плану

1. История создания

Стихотворение «Цветок» написано Пушкиным в 1828 году, через полтора года после возвращения в Петербург из Михайловского. Это время принято считать переломным в жизни поэта.

Проведя более 2-х лет в уединении северной ссылки, Пушкин пересмотрел свои взгляды на мир, обрёл новые творческие установки и нравственные ценности.

В стихотворении «Цветок» наметился поворот к философской лирике, а также – к характерным для всей поздней лирики поэта мотивам быстротечности человеческой жизни.

2. Литературное направление

Произведение проникнуто духом сентиментализма. Само обращение к образу цветка и уподобление его человеческой жизни отсылает читателя к сентиментальной традиции.

Поэт размышляет о судьбе неизвестных ему людей, их мыслях, чувствах, переживаниях. Предмет его размышлений – тонкая духовная ткань человеческих отношений.

3. Род

Стихотворение являет собой образец философской лирики. Ему присуща камерность, эмоциональность, обращённость к внутреннему миру человека.

4. Жанр

По форме «Цветок» представляет собой элегию.

Стихотворение выполнено в слегка минорной тональности задумчивого размышления.

5. Проблематика

Основная проблема, затронутая в произведении – хрупкость бытия.

Время и обстоятельства срывают человеческие жизни, словно благоуханные цветы, обречённые на забвение.

«Безуханный» цветок становится символом отцветшей человеческой жизни, не оставившей о себе воспоминаний.

6. Тематика

В стихотворении звучит тема конечности человеческой жизни, хрупкости всего земного.

Автор напоминает нам о ценности каждого мгновения, неслучайности каждой встречи.

7. Идея

Идея стихотворения «Цветок» состоит в том, что всё земное быстро проходит, забывается, подобно красоте и аромату сорванного цветка. Человеческая жизнь – одно мгновение по сравнению с вечностью.

8. Пафос

Стихотворение написано в упоении печалью от созерцания засохшего цветка.

Сожаление о его молодости сродни тоске автора по собственной утраченной юности. Кажется, что поэтом движет грустная мысль о краткости отмеренного людям срока.

9. Система образов

Стихотворение построено на образе цветка, обнаруженного лирическим героем между страниц книги. Поэт называет его «засохшим», «безуханным», «забытым», «неведомым».

Задавая вопросы о судьбе цветка, он постепенно начинает искать следы сорвавшей его руки и думать о тех, кому был дорог цветок.

10. Центральные персонажи

Центральные персонажи стихотворения – увядший цветок, герой и героиня.

Возникают образы неизвестных мужчины и женщины, которых могла связывать неуловимая тайная цветка.

«Он» и «она» лишены портретных и психологических характеристик, автор лишь предполагает, что цветок мог быть подарком при свиданье или разлуке, спутником на одинокой прогулке. Всех троих (цветок, «его», «её») ждёт один удел: забвение.

11. Лирический герой

Лирический герой стихотворения – поэт-мечтатель, в душе которого находит отклик каждое впечатление бытия.

Незаметная деталь – сухой цветок – становится в его сознании поводом для написания философского стихотворения о смысле жизни. Это говорит о чувствительности поэта, его отзывчивости, открытости и душевной уязвимости.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения прост. Автор находит в старой книге засохший цветок и пытается представить себе, где он рос, кем и для чего был сорван.

Затем его мысли переносятся к возможным героям драмы, возникает образ любви, символом которой мог стать цветок.

Стихотворение заканчивается предположением о том, что придуманные поэтом герои уже «увяли», подобно цветку. Любая история имеет свой конец, и только живое воображение поэта может её воскресить.

13. Композиция

Стихотворение обладает линейной композицией.

  • Первая строфа повествует о нахождении цветка.
  • Вторая содержит в себе вопросы о его судьбе.
  • В третьей – мысль автора обращается к людям, для которых цветок был не просто растением.
  • Четвёртая строфа содержит вывод, сформулированный в виде вопроса-предположения.

14. Рифма, ритм, строфика

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом.

Для него характерна перекрёстная рифмовка (АВАВ).

Встречаются простые и сложные, точные и неточные, мужские и женские рифмы.

15. Художественное своеобразие произведения

Звукопись стихотворения помогает создать образ тихого увядающего растения.

Поэт использует аллитерации с «з», «ц», «с», «ш», «х», благодаря которым кажется, будто слова шелестят и похрустывают, словно страницы пожелтевшей книги или лепестки засохшего цветка, царапающие бумагу.

Ассонансы с «о», «ы», «и», «у» усиливают настроение тишины и печали.

В стихотворении преобладают вопросительные предложения. Поэт задаёт самому себе вопросы. Он не знает наверняка, но лишь предполагает, какой была судьба цветка и тех, кто его сорвал.

Лексика стихотворения сочетает общеупотребительные слова со слегка устаревшими лексемами («безуханный», «сей»). Такое переплетение стилистических особенностей выражает идею о связи прошлого с настоящим.

16. Средства художественной выразительности

Стихотворение построено на образных определениях: «цветок безуханный», «мечтою страной», «неведомый цветок». Обилие прилагательных подчёркивает элегический характер произведения.

Важной особенностью текста является использование олицетворения (цветок представлен как живое существо) и овеществления («Иль, может быть, они увяли…»).

Сначала цветку приписываются свойства умершего человека: он забытый, бездыханный. Для чего и кем он был сорван? Пушкин пытается представить этих людей, но приходит к неожиданному выводу: они и сами подобны цветам, так как судьба сорвёт их своей безжалостной рукой и также предаст забвению.

17. Значение произведения

Стихотворение «Цветок» намечает поворот к глубинным философским вопросам в поздней лирике Пушкина. Кратко и просто оно напоминает о скоротечности жизни и хрупкости всего земного.

18. Актуальность

Жизнь и смерть будут волновать людей столько, сколько им суждено прожить.

Читайте также:
Белая гвардия - краткое содержание романа, история создания

Стихотворение «Цветок» всегда будет актуально, так как каждый человек задумывается о том, как быстро всё проходит, пытаясь ухватиться за отдельные образы, воспоминания, мгновенья.

19. Моё отношение

Это стихотворение глубоко запало мне в душу. Оно наполнено искренней печалью и тревогой. Поэта волнует краткость земного пути.

Я нередко думаю о том, для чего мы живём, что останется после нас, что будут вспоминать люди, когда нас не станет. Вещи перестанут иметь большое значение, важно будет лишь то, кого мы любили, какие совершали поступки.

Я благодарна Пушкину за то, что своим стихотворением он даёт нам повод задуматься о самом главном.

20. Чему учит

Стихотворение «Цветок» учит ценить каждую минуту жизни, радоваться её красоте, любить людей и весь мир.

Стихотворение Пушкина «Цветок»: история создания и анализ

Любовная лирика Александра Сергеевича посвящена разным женщинам. Поэт откровенно рассказывал о своих чувствах и мыслях. Анализ стихотворения «Цветок» Пушкина позволяет лучше понять главную идею работы о том, что любые отношения быстротечны и нужно уметь ценить каждую минуту, проведенную вместе. В тексте также можно найти философские размышления.

  1. История создания
  2. Краткое содержание
  3. Анализ текста

История создания

Стихотворение написано в 1828 году. В это время Пушкин уже получил разрешение жить в Петербурге. Император позволил поэту вернуться из ссылки. Но Александр Сергеевич испытывал смешанные чувства.

Светская жизнь быстро наскучила ему. Поэт переживал личностный кризис. С одной стороны, он прощался с беззаботной юностью, а с другой — ему не хотелось вступать во взрослую жизнь, полную расстройств и проблем.

Исследователям творчества Пушкина точно не известно, при каких обстоятельствах было написано стихотворение. Предположительно, поэт в это время находился в усадьбе Малинники. Возможно, он просматривал книги в библиотеке и неожиданно нашел между страницами засохший цветок. Это сподвигло его написать стихотворение.

Краткое содержание

Лирический герой нашел в книжке засохший цветок, и это заставило его задуматься. Душа преисполнилась чувствами, и герой стал размышлять над тем, где и когда цвел цветок. Может, это было прошлой весной или несколько лет назад. Интересно герою и то, кто сорвал растение, знаком ли ему этот человек.

Неизвестно, зачем растение вложили между страничек. Возможно, он символизировал расставание или память о первом свидании.

Либо человек гулял ночью и увидел красивый цветок, который он решил засушить.

Герой задается вопросом, жив ли тот или та, кто вложил растение в книгу. Где эти люди и сильны ли их чувства? Возможно, что любовь тоже увяла, как цветок. У лирического героя нет точных ответов на риторические вопросы. Поэтому ему остается только размышлять.

Анализ текста

Стихотворение написано в жанре лирики, так как поэт делится своими мыслями и чувствами. Но в то же время в тексте можно найти философские размышления. Автор задается множеством вопросов и думает над тем, кто и когда сорвал цветок, зачем он это сделал и что с ним стало.

В композиции стихотворения можно выделить несколько частей:

  1. Находка героя.
  2. Размышления о цветке.
  3. Поиск ответов.

Анализ «Цветка» Пушкина позволяет выделить основную идею работы — быстротечность чувств. Люди живут и не замечают, как идут дни. То же самое происходит с любовью.

Влюбленные могут не замечать, как их чувства увядают. Поэтому нужно ценить время, которое люди проводят вместе.

Стих Пушкина наполнен риторическими вопросами. Это позволяет читателям самим дополнить историю, которая описана в произведении. В тексте преобладает грустное и нежное настроение. С одной стороны, растение символизирует любовь, с другой — указывает на разлуку.

При написании стихотворения Пушкин использовал следующие средства выразительности:

  • эпитеты — поэт описывает цветок бездыханным, засохшим, забытым;
  • метафоры — автор рассказывает, как душа наполняется мечтой о лесной тени;
  • сравнение — Пушкин сравнивает увядание любви с засохшим цветком.

Лирический герой в стихотворении предстает в виде мечтателя, который не может удержаться от фантазий, когда обнаруживает в книге находку. Он начинает предполагать, что с ней связана особая романтическая история. Именно эти размышления делают находку ценной.

Герой также приходит к выводу, что иногда люди проживают целую жизнь, но после них остается только засохшее растение.

Герой также представляет образ влюбленной пары. Он размышляет над тем, кто сорвал цветок, произошло это на первом или последнем свидании, а также сохранили ли чувства влюбленные.

Но в то же время герой признает, что, возможно, не было никакой романтической истории, а кто-то просто гулял и сорвал красивое цветущее растение, после чего использовал его как закладку. В любом случае поиск ответов на вопросы выглядит, как увлекательное путешествие.

В стихотворении Пушкин талантливо соединил переживания и философские размышления. Текст хорошо передает чувство автора. Это произведение — одно из самых лиричных в творчестве Александра Сергеевича.

Анализ стихотворения «Цветок» (А.С. Пушкин)

Проведем анализ стихотворения «Цветок» (А.С. Пушкин), чтобы вместе с автором погрузиться в размышления об одном из самых значимых в жизни человека чувств – о любви. Это стихотворение относится к философской лирике поэта, хотя оно и про любовь. Но в нем автор не делится с читателями своими чувствами, не рассказывает о чьих-то отношениях. «Цветок» – это меланхоличные рассуждения поэта о скоротечности любви.

Читайте также:
Математические загадки в стихах и прозе для детей

«Цветок» написано в 1828 году. В это время Пушкин уже больше года живет в Петербурге. Напечатан впервые в следующем, 1829, году в журнале «Галатея». Но Пушкин быстро пресыщается светскими вечерами, все чаще его посещают мысли о том, что пора что-то менять в своей жизни. Да и буйная юность уже осталась позади. Вероятно, такие нерадужные размышления и способствовали появлению анализируемого стихотворения.

Как можно понять из текста стихотворения, вдохновил на него поэта засохший цветок, который был найден случайно, когда автор открыл книгу.

Размышляя о том, чем был этот цветок до того, как попал в книгу, Пушкин раскрывает тему ушедшей безвозвратно любви. Цветок становится символом остывших чувств, когда-то цветущих, как несчастное растение. К своему сожалению, поэт признает, что чувства могут угаснуть, и после них останется только увядший след между страниц книги на пыльной полке. Это можно считать основной мыслью стихотворения, которая читается между строк.

Композиция стихотворения состоит всего из одной части. Это размышления поэта о судьбе засохшего цветка. Стихотворение делится на четыре строфы.

В первой строфе лирический герой открывает забытую книгу и находит между ее листов «засохший, безуханный» цветок. Он наводит на героя, который отождествляется с автором стихотворения, на думы о прошлом цветка.

Цветок уже давно высох, поэтому от него не исходит аромата, он «безуханный», то есть без запаха. У него ломкий стебель и ломкие лепестки. Из-за того, что цветок засох, уже непонятно, какого цвета он был. Это уже давно безжизненное растение, не способное, кажется, вызвать какие-то эмоции у человека. Но только не у автора. Он видит за блеклым цветком целую историю.

Дальнейшие строфы – это множество риторических вопросов, с помощью которых автор как будто делает читателей участниками его размышлений. Он приглашает нас, как и сам он, задуматься о том, что любовь может пройти без следа.

На поверхности сюжета – история цветка. Лирический герой пытается представить, где он рос, когда, долго ли цвел и кто его сорвал? А самое главное – для чего его сорвали и положили в книгу? Также поэт задумывается, живы ли те, кто когда-то срывал цветок, держал его в руках, вдыхал его аромат. А может быть, он был предназначен возлюбленной женщине? Как бы там ни было в прошлом, но совершенно точно то, что когда-то у цветка была счастливая, насыщенная событиями жизнь, а вот теперь его участь – забвение и вечная темнота книжных полок.

Но сюжет прост только на первый взгляд. Я думаю, поэт таким образом сравнивает судьбу этого цветка с чувством. И тогда читатель видит совершенно другое в вопросах, в истории цветка. Так же, как и он, когда-то цвело от счастья чье-то чувство. Но нашелся тот, кто безжалостно сорвал цветок, то есть надругался над чувствами другого, лишил его спокойствия.

Сорванный когда-то цветок, рано или поздно завянет и поблекнет. Так же думает автор и о любви, отмеряя ей некий срок. Он может быть больше или меньше, и порой многое зависит от того, как будут беречь его. Так же и с чувством нужно обращаться бережно, чтобы оно дольше жило.

И еще одну тему затрагивает в своем стихотворении Пушкин. Не только утрата ответного чувства, но и сама жизнь меняет нас со временем. Как бы мы ни сопротивлялись, нам не избежать увядания.

Таким образом, цветок в стихотворении символизирует и любовь, и жизнь. И то и другое необходимо беречь, чтобы сохранить.

Просто, но образно создает Пушкин метафору в четыре поэтические строфы. Только Александр Сергеевич мог без лишних средств художественной выразительности раскрыть сложную философскую тему. В этом ему помогают эпитеты «засохший, безуханный цветок», «странная мечта», «чужая, знакомая рука», «нежное свиданье», «роковая разлука», «одинокое гулянье», метафоры «душа наполнилась мечтой», «сорван рукою», «лесная тень» и сравнение «как сей неведомый цветок».

Характерно и то, что стихотворение начинается со слова «цветок» и им же заканчивается. Так создается замкнутость бытия, и это отражает состояние тяжелого душевного кризиса поэта, когда он писал стихотворение. А отсутствие ответов на поставленные вопросы только подтверждает это.

Пушкин в выборе стихотворного размера верен четырехстопному ямбу, который своим удивительно слаженным ритмом помогает более эмоционально раскрыть тему стихотворения.

Пушкин не нашел ответы на важные для него вопросы. Но именно благодаря этому каждый из читателей сам может ответить на них. Неоспоримо только одно: не стоит тратить свои чувства и жизнь попусту. Нужно бережно и с благодарностью относиться к каждому прожитому дню и уважать чувства других людей.

Краткий анализ стихотворения «Цветок» (Цветок засохший…) по плану

Ярко выражающее внутренний конфликт поэта, стихотворение “Цветок” занимает особое место в его творческом наследии. Чтобы понять почему, требуется изучить краткий анализ “Цветок” по плану. Этот разбор может быть использован на уроке литературы в 8 классе для углубленного объяснения темы.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Цветок.
История создания – “Цветок” написан в 1828 году, когда поэт уже полтора года как жил в Петербурге. Напечатано стихотворение в следующем, 1829 году, в журнале “Галатея”.

Читайте также:
Сочинение на тему: "Неуверенность в себе" определение, рассуждение о проблеме

Тема стихотворения – прошедшая любовь, символом которой стал засохший цветок.

Композиция – одночастная: поэт просто рассказывает о мыслях, которые посетили его после того, как он нашел между страниц книги вложенный туда цветок.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой.

Эпитеты –“засохший, безуханный цветок”, “странная мечта”, “чужая, знакомая рука”, “нежное свиданье”, “роковая разлука”, “одинокое гулянье”.

Метафоры – “душа наполнилась мечтой”, “сорван рукою”, “лесная тень”.

Сравнение – “как сей неведомый цветок”.

«Цветок», анализ стихотворения Александра Пушкина

Для позднего творчества Александра Пушкина характерна философская лирика. К этому жанру относится и стихотворение «Цветок», которое поэт написал в ноябре 1828 года, когда гостил у П. А. Осиповой-Вульф в усадьбе Малинники. Основная тема произведения – размышления о быстротечности человеческой жизни. Стихотворение «Цветок» было впервые напечатано в 1829 году в журнале «Галатея».

Лирический герой находит между листов книги засушенный цветок. Это незначительное событие вызывает много вопросов и размышлений. Кто, когда и зачем положил цветок в книгу? Свидетелем каких страстей, каких событий был хрупкий стебелек и лепестки, утратившие былую яркость?

В воображении поэта возникает образ влюбленной пары, чей цветок стал символом их первого или последнего свидания. Какими они были? Стала ли их любовь взаимной? Живы ли эти люди и где они сейчас? Возможно, они где-то рядом с лирическим героем, но не исключено, что их разделяют долгие годы и огромные расстояния.

У поэта возникло также предположение, что цветок мог быть случайно сорван во время прогулки. В этот момент один из влюбленных мечтал о предмете своей любви или бродил, погруженный в тягостные раздумья. Но есть и вполне прозаичный вариант – никакой любовной истории не было, кто-то просто использовал цветок вместо закладки в книге, которую читал. Автор призывает читателя включиться в размышления, продолжить ряд вопросов и самому разгадать тайну находки.

Стихотворение начинается и заканчивается словом «цветок». Такая композиция придает тексту завершенность и подчеркивает важность этого образа. Цветок символизирует жизнь и любовь, а его увядание – разлуку и мимолетность чувств. Пушкин, таким образом, напоминает нам, что нужно ценить время и каждую отпущенную минуту счастья, которая так быстро превращается в прошлое.

Основной художественный прием, который Александр Сергеевич использовал в этом произведении, – антитеза. Противопоставление есть практически в каждом предложении. Что послужило поводом для сохранения цветка: нежное свидание или роковая разлука? Он был сорван знакомой поэту рукой или чужой? Живы ли еще те, которые сорвали цветок, или «уже увяли»?

Пушкин подобрал большое количество эпитетов, традиционных для лирических миниатюр всех времен: «засохший», «забытый», «чужой», «знакомой», «нежного», «роковой», «одинокого», «неведомый». Исключение составляет лишь слово «безуханный», которое сегодня не всем понятно, а во времена поэта еще широко применялось. В современном русском языке сохранился, образованный от этого прилагательного, глагол «благоухать». Таким образом, «безуханный» – не издающий запах. Есть в стихотворении еще два устаревших слова: «сей» и «нынче». Но эти слова современному читателю знакомы лучше.

Короткие вопросы, из которых построено три четверти произведения, а также многочисленные переходы между строками создают напряженный эмоциональный фон. Инверсия, примененная Александром Сергеевичем в первой строфе, подчеркивает важность эпитетов.

В стихотворении встречается много союзов. В шестнадцати строках Пушкин использовал союз «и» семь раз, а союз «или» – три раза. Кроме того, в небольшом тексте пять раз встречается вопросительная частица «ли». Литературоведы подсчитали, что из 74 слов стихотворения «Цветок» около 20 являются союзами и частицами. Но, благодаря мастерству поэта, мы не замечает такого «злоупотребления». Вполне вероятно, что в другом тексте подобная пропорция заставила бы читателя «спотыкаться» на каждой строке.

У Пушкина все слова и звуки участвуют в создании единого образа. Во второй и четвертой строфах преобладают звонкие звуки «л», «м», «н», которые добавляют лирической грусти, нежности. В третьей строфе, где отчетливо звучит мотив разлуки, на первый план выступают более тревожные звуки: «р», «г», «з».

«Цветок» написан четырехстопным ямбом, который так любил Пушкин. Здесь поэт применил перекрестную рифмовку с чередованием женских и мужских рифм. Практически все рифмы – точные.

В «Цветке» особенно ярко проявился талант поэта коротко и емко выражать мысли. В стихотворении нет сравнений и метафор, но все произведение пронизано образами. Человеческая жизнь так же коротка, как и период цветения. Об этом нам напоминает один из классиков мировой поэзии.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина
  • «Цыганы», анализ поэмы Александра Пушкина
  • «Туча», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Метель», анализ повести Пушкина
  • «Пир во время чумы», анализ пьесы Пушкина
  • «Скупой рыцарь», анализ пьесы Пушкина
  • «Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Гробовщик», анализ повести Александра Пушкина
  • «Моцарт и Сальери», анализ трагедии Пушкина
  • «Дубровский», анализ романа Александра Пушкина
  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Кавказский пленник», анализ поэмы Пушкина
  • «Каменный гость», анализ пьесы Пушкина
  • «Вольность», анализ произведения Александра Пушкина
Читайте также:
Бог солнца в Египте - Амон Ра, миф и описание древнеегипетского бога

По произведению: «Цветок»

По писателю: Пушкин Александр Сергеевич

Композиция

Лирический герой этого написанного Александром Сергеевичем произведения – это мечтатель, который, найдя засохший цветок, сразу начинает предполагать, что с ним связана какая-то прекрасная романтическая история. И благодаря этому увядшее растение сразу приобретает особую ценность. Рассматривая его, он также думает о том, что порой от людей, проживших целую жизнь, наполненную разнообразными эмоциями, остается только цветок между книжных страниц.

Образ влюбленной пары, который возник в воображении лирического героя, вызывает еще больше вопросов: были ли их чувства взаимны, сорван ли цветок во время последнего или первого свидания, остались ли они вместе и живы ли вообще? С помощью риторических вопросов поэт как будто приглашает читателя также представить историю, которая могла бы быть связана с находкой.

Например, сорвать цветок могли и во время одинокой прогулки, использовав вместо закладки, а значит, никакой любовной истории вовсе и не было.

Несмотря на то, что разгадать тайну находки невозможно, сам поиск ответов – уже увлекательное путешествие.

«Цветок» А.Пушкин

Цветок засохший, безуханный, Забытый в книге вижу я; И вот уже мечтою странной Душа наполнилась моя:

Где цвёл? когда? какой весною? И долго ль цвёл? И сорван кем, Чужой, знакомой ли рукою?

И положен сюда зачем?

На память нежного ль свиданья, Или разлуки роковой, Иль одинокого гулянья В тиши полей, в тени лесной?

И жив ли тот, и та жива ли? И нынче где их уголок? Или уже они увяли, Как сей неведомый цветок?

Анализ стихотворения Пушкина «Цветок»

Стихотворение «Цветок», написанное в 1828 году, сочетает в себе простоту формы с глубиной философского содержания. Оно создавалось в переломный для Пушкина период. Поэт прощался с беззаботной веселой юностью, переходя на новый этап. Около полутора лет назад император, наконец, позволил ему поселиться в столице, но Петербург Александру Сергеевичу быстро наскучил. Судя по ряду стихотворений того времени, сложные жизненные обстоятельства привели к духовному кризису.

Пересказ сюжета «Цветка» укладывается в пару предложений. Лирический герой – мечтатель, обладающий открытой душой, – находит в книге засохший цветок, что порождает множество риторических вопросов. Ему становится интересно, кто, когда и при каких обстоятельствах сорвал растение, каким образом в дальнейшем сложилась судьба этого человека. Никаких ответов Пушкин читателям намеренно не дает. Фактически поэт приглашает их подумать, пофантазировать вместе с лирическим героем. Конкретных выводов в стихотворении также не делается. Тем не менее, с определенной долей уверенности можно утверждать, что «Цветок» — это высказывание на тему быстротечности человеческой жизни. Люди проживают свой короткий век на земле. Что остается от них? Порой только засохшее растение, забытое кем-то в старой книге.

Жуковский – автор, оказавший сильнейшее влияние на творчество Пушкина. «Цветок» Александра Сергеевича связан с одноименным стихотворением Василия Андреевича. Жуковский представляет вниманию читателей два сюжетных плана. Первый – неизбежное увядание цветка осенней порой. Второй – тяжелое душевное состояние лирического героя. Главная мысль стихотворения, проникнутого грустью, безысходностью, безвыходностью, — жизнь человеческая так же коротка, как и жизнь цветка. То, что у Пушкина остается недоговоренным, у Жуковского высказано практически напрямую.

Еще одно стихотворение, связанное с «Цветком» Александра Сергеевича, — «Ветка Палестины » Лермонтова. Лирические герои обоих произведений обращаются с чередой риторических вопросов к засохшему растению. Обратите внимание: у Пушкина фигурирует неназванный цветок. Скорей всего, не какой-то экзотический, а вполне себе часто встречающийся в средней полосе России. Лермонтов выбирает пальмовую ветвь Палестины, тем самым соотнося образную систему своего стихотворения с христианской новозаветной мифологией и расширяя пушкинскую проблематику.

Средства выразительности

Используя классические художественные приемы, Пушкин создает и настроение, и атмосферу. В стихотворении употреблены такие тропы:

  • Эпитеты –“засохший, безуханный цветок”, “странная мечта”, “чужая, знакомая рука”, “нежное свиданье”, “роковая разлука”, “одинокое гулянье”.
  • Метафоры – “душа наполнилась мечтой”, “сорван рукою”, “лесная тень”.
  • Сравнение – “как сей неведомый цветок”.

Александр Сергеевич, который в период написания находился в глубоком душевном кризисе, не дает точных ответов на заданные им же самими вопросы. Но образ цветка, который символизирует любовь и жизнь с одной стороны и печальную разлуку с другой, дает возможность читателю найти свои. Лирическая грусть и нежность, которые переполняют сердце поэта, переданы удивительно точно.

Художественное своеобразие произведения

Звукопись стихотворения помогает создать образ тихого увядающего растения.

Поэт использует аллитерации с «з», «ц», «с», «ш», «х», благодаря которым кажется, будто слова шелестят и похрустывают, словно страницы пожелтевшей книги или лепестки засохшего цветка, царапающие бумагу.

Ассонансы с «о», «ы», «и», «у» усиливают настроение тишины и печали.

В стихотворении преобладают вопросительные предложения. Поэт задаёт самому себе вопросы. Он не знает наверняка, но лишь предполагает, какой была судьба цветка и тех, кто его сорвал.

Лексика стихотворения сочетает общеупотребительные слова со слегка устаревшими лексемами («безуханный», «сей»). Такое переплетение стилистических особенностей выражает идею о связи прошлого с настоящим.

Главная тема стихотворения

Тематика стихотворения заключена в философских рассуждениях на тему того, как меняется любовь, отношения между людьми с течением времени, или, возможно, сегодня эти люди уже вовсе не вместе. В основу мысли легла необычная находка героем лирического произведения между страничками книжки засохшего цветка, который давно утратил яркость и жизнь.

Читайте также:
«Поздний час» анализ рассказа Ивана Бунина, краткое содержание произведения, основная тема, главный смысл

Внимание автора сосредоточено, прежде всего, на течении времени, и на том, как меняет нас всех каждый прошедший день или год. В целом переживания переданы достаточно традиционными эпитетами, и до читателя мысль доносится очень простыми, красивыми фразами, наполненными лирической печалью, глубокими чувствами, которые переживают и автор, и его персонаж.

Вывод

Несмотря на некоторые устаревшие слова, и довольно типичные конструкции предложений, стихотворение до сих пор актуально, и заставляет человека в любой ситуации задуматься над проблемой старения, увядания и угасания чувств и нежности между людьми, как и старения самих людей.

Гениальность поэта проявляется в том, насколько точно и глубоко он сумел передать в нескольких строках свою великую и серьезную мысль, которая понятна как пожилым людям, так и молодому поколению, совершенно одинаково.

Анализ стихотворения «Цветок» Пушкина

Средняя оценка: 4.9

Всего получено оценок: 27.

Средняя оценка: 4.9

Всего получено оценок: 27.

Ярко выражающее внутренний конфликт поэта, стихотворение Пушкина “Цветок” занимает особое место в его творческом наследии. Чтобы понять почему, требуется изучить краткий анализ “Цветок” по плану. Этот разбор может быть использован на уроке литературы в 8 классе для углублённого объяснения темы.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Цветок.

История создания – “Цветок” написан в 1828 году, когда поэт уже полтора года как жил в Петербурге. Напечатано стихотворение в следующем, 1829 году, в журнале “Галатея”.

Тема стихотворения – прошедшая любовь, символом которой стал засохший цветок.

Композиция – одночастная: поэт просто рассказывает о мыслях, которые посетили его после того, как он нашёл между страниц книги вложенный туда цветок.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.

Эпитеты –“засохший, безуханный цветок”, “странная мечта”, “чужая, знакомая рука”, “нежное свиданье”, “роковая разлука”, “одинокое гулянье”.

Метафоры“душа наполнилась мечтой”, “где их уголок”, “или они уже увяли”.

Сравнение“как сей неведомый цветок”.

История создания

В 1828 году, когда было написано стихотворение “Цветок”, Александр Сергеевич уже полтора года жил в Петербурге по разрешению императора. Однако город быстро ему наскучил, да и сложные жизненные обстоятельства не располагали к веселью. К тому же поэт понимал, что пришло время прощания с беззаботной юностью. Все это и стало причиной написания простого по сюжету, но сложного по содержанию произведения.

Его напечатали уже в 1829 году в журнале “Галатея”.

Стихотворение посвящено любви, которая может окончиться разлукой. Чувства в любом случае мимолетны, поэтому нужно ценить то время, которое проведено с любимым человеком. Основная тема – быстротечность любви и ценность каждой минуты счастья, которое отпущено человеку.

Композиция

Лирический герой этого написанного Александром Сергеевичем произведения – мечтатель, который, найдя засохший цветок, сразу начинает предполагать, что с ним связана какая-то прекрасная романтическая история. И благодаря этому увядшее растение сразу приобретает особую ценность. Рассматривая его, он также думает о том, что порой от людей, проживших целую жизнь, наполненную разнообразными эмоциями, остаётся только цветок между книжных страниц.

Образ влюблённой пары, который возник в воображении лирического героя, вызывает ещё больше вопросов: были ли их чувства взаимны, сорван ли цветок во время последнего или первого свидания, остались ли они вместе и живы ли вообще? С помощью риторических вопросов поэт как будто приглашает читателя также представить историю, которая могла бы быть связана с находкой.

Например, сорвать цветок могли и во время одинокой прогулки, использовав вместо закладки, а значит, никакой любовной истории вовсе и не было.

Несмотря на то, что разгадать тайну находки невозможно, сам поиск ответов – уже увлекательное путешествие.

Для создания ритмического рисунка поэт использует свой любимый четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмой. С его помощью он напоминает о том, что в общем смысле жизнь человека не длиннее жизни цветка, а значит, не следует тратить её попусту.

Это лирическое стихотворение, где Пушкин, с одной стороны, рассуждает на вечные темы, с другой – передает ту эмоциональную напряжённость, которую вызывает в главном герое его находка.

Средства выразительности

Используя классические художественные приемы, Пушкин создаёт и настроение, и атмосферу. В стихотворении употреблены такие тропы:

    Эпитеты – “засохший, безуханный цветок”, “странная мечта”, “чужая, знакомая рука”, “нежное свиданье”, “роковая разлука”, “одинокое гулянье” .

Александр Сергеевич, который в период написания находился в глубоком душевном кризисе, не даёт точных ответов на заданные им же самими вопросы. Но образ цветка, который символизирует любовь и жизнь, с одной стороны, и печальную разлуку, с другой, даёт возможность читателю найти свои ответы. Лирическая грусть и нежность, которые переполняют сердце лирического героя, переданы удивительно точно.

Краткий анализ стихотворения «Цветок» (Цветок засохший…) по плану

История создания

Стихотворение «Цветок» написано Пушкиным в 1828 году, через полтора года после возвращения в Петербург из Михайловского. Это время принято считать переломным в жизни поэта.

Проведя более 2-х лет в уединении северной ссылки, Пушкин пересмотрел свои взгляды на мир, обрёл новые творческие установки и нравственные ценности.

В стихотворении «Цветок» наметился поворот к философской лирике, а также – к характерным для всей поздней лирики поэта мотивам быстротечности человеческой жизни.

Читайте также:
«Сон в летнюю ночь» краткое содержание пьесы Уильяма Шекспира

«Цветок», анализ стихотворения Александра Пушкина

Для позднего творчества Александра Пушкина характерна философская лирика. К этому жанру относится и стихотворение «Цветок». которое поэт написал в ноябре 1828 года, когда гостил у П. А. Осиповой-Вульф в усадьбе Малинники. Основная тема произведения – размышления о быстротечности человеческой жизни. Стихотворение «Цветок» было впервые напечатано в 1829 году в журнале «Галатея».

Лирический герой находит между листов книги засушенный цветок. Это незначительное событие вызывает много вопросов и размышлений. Кто, когда и зачем положил цветок в книгу? Свидетелем каких страстей, каких событий был хрупкий стебелек и лепестки, утратившие былую яркость?

В воображении поэта возникает образ влюбленной пары. чей цветок стал символом их первого или последнего свидания. Какими они были? Стала ли их любовь взаимной? Живы ли эти люди и где они сейчас? Возможно, они где-то рядом с лирическим героем, но не исключено, что их разделяют долгие годы и огромные расстояния.

У поэта возникло также предположение, что цветок мог быть случайно сорван во время прогулки. В этот момент один из влюбленных мечтал о предмете своей любви или бродил, погруженный в тягостные раздумья. Но есть и вполне прозаичный вариант – никакой любовной истории не было, кто-то просто использовал цветок вместо закладки в книге, которую читал. Автор призывает читателя включиться в размышления, продолжить ряд вопросов и самому разгадать тайну находки.

Стихотворение начинается и заканчивается словом «цветок». Такая композиция придает тексту завершенность и подчеркивает важность этого образа. Цветок символизирует жизнь и любовь, а его увядание – разлуку и мимолетность чувств. Пушкин, таким образом, напоминает нам, что нужно ценить время и каждую отпущенную минуту счастья, которая так быстро превращается в прошлое.

Основной художественный прием, который Александр Сергеевич использовал в этом произведении, – антитеза. Противопоставление есть практически в каждом предложении. Что послужило поводом для сохранения цветка: нежное свидание или роковая разлука? Он был сорван знакомой поэту рукой или чужой? Живы ли еще те, которые сорвали цветок, или «уже увяли» ?

Пушкин подобрал большое количество эпитетов, традиционных для лирических миниатюр всех времен: «засохший». «забытый». «чужой». «знакомой». «нежного». «роковой». «одинокого». «неведомый». Исключение составляет лишь слово «безуханный». которое сегодня не всем понятно, а во времена поэта еще широко применялось. В современном русском языке сохранился, образованный от этого прилагательного, глагол «благоухать». Таким образом, «безуханный» – не издающий запах. Есть в стихотворении еще два устаревших слова: «сей» и «нынче». Но эти слова современному читателю знакомы лучше.

Короткие вопросы, из которых построено три четверти произведения, а также многочисленные переходы между строками создают напряженный эмоциональный фон. Инверсия, примененная Александром Сергеевичем в первой строфе, подчеркивает важность эпитетов.

В стихотворении встречается много союзов. В шестнадцати строках Пушкин использовал союз «и» семь раз, а союз «или» – три раза. Кроме того, в небольшом тексте пять раз встречается вопросительная частица «ли». Литературоведы подсчитали, что из 74 слов стихотворения «Цветок» около 20 являются союзами и частицами. Но, благодаря мастерству поэта, мы не замечает такого «злоупотребления». Вполне вероятно, что в другом тексте подобная пропорция заставила бы читателя «спотыкаться» на каждой строке.

У Пушкина все слова и звуки участвуют в создании единого образа. Во второй и четвертой строфах преобладают звонкие звуки «л», «м», «н», которые добавляют лирической грусти, нежности. В третьей строфе, где отчетливо звучит мотив разлуки, на первый план выступают более тревожные звуки: «р», «г», «з».

«Цветок» написан четырехстопным ямбом. который так любил Пушкин. Здесь поэт применил перекрестную рифмовку с чередованием женских и мужских рифм. Практически все рифмы – точные.

В «Цветке» особенно ярко проявился талант поэта коротко и емко выражать мысли. В стихотворении нет сравнений и метафор, но все произведение пронизано образами. Человеческая жизнь так же коротка, как и период цветения. Об этом нам напоминает один из классиков мировой поэзии.

Художественное своеобразие произведения

Звукопись стихотворения помогает создать образ тихого увядающего растения.

Поэт использует аллитерации с «з», «ц», «с», «ш», «х», благодаря которым кажется, будто слова шелестят и похрустывают, словно страницы пожелтевшей книги или лепестки засохшего цветка, царапающие бумагу.

Ассонансы с «о», «ы», «и», «у» усиливают настроение тишины и печали.

В стихотворении преобладают вопросительные предложения. Поэт задаёт самому себе вопросы. Он не знает наверняка, но лишь предполагает, какой была судьба цветка и тех, кто его сорвал.

Лексика стихотворения сочетает общеупотребительные слова со слегка устаревшими лексемами («безуханный», «сей»). Такое переплетение стилистических особенностей выражает идею о связи прошлого с настоящим.

«Анализ стихотворения Пушкина «Цветок»»

У А. С. Пушкина есть удивительное стихотворение — «Цветок». Оно небольшое — состоит из нескольких строф. Сюжет стихотворения прост: лирический герой нашел в старой книге засушенный и забытый кем-то цветок. И эти потерявшие краски лепестки подняли в душе героя целую бурю мыслей и чувств. Он задумывается о жизни человека, о его мечтах, стремлениях, желаниях; о его прошлом, настоящем и будущем.

Читайте также:
История создания Капитанской дочки Пушкина краткое содержание, прототипы героев, интересные факты о публикациях, основная идея и замысел

Случайное впечатление рождает в душе поэта размышления о целой жизни — от нежного свидания или роковой разлуки до смерти, подобной увяданию цветка. Лирический герой начал размышлять, где мог расцвести этот цветок, когда, какой весной — в прошлом году или, может быть, в прошлом столетии? Он вглядывался в бледные краски цветка и думал: сколько времени цвел этот цветок — одно мгновенье, один час или целый день? И кто сорвал это красивое и нежное творение природы — черствый и равнодушный человек или человек с любящим сердцем?

* Где цвел? когда? какой весною? * И долго ль цвел? и сорван кем, * Чужой, знакомой ли рукою? * И положен сюда зачем? * Почему этот цветок был сорван и засушен?

В память о нежном свидании или о неминуемой разлуке? Может быть, юноша или, скорее всего, девушка засушила цветок, подаренный любимым во время желанной встречи? Быть может, это цветок, подаренный во время признания в любви? Или это была встреча перед долгой разлукой, и цветок напоминает о том, что где-то далеко любящее сердце всегда помнит о тебе. А может быть, это одинокий поэт гулял «в тиши полей, в тени лесной» и размышлял о жизни и своем в ней предназначении. Герою интересно, живы ли люди, положившие в книгу этот цветок — память о своей любви. И где они сейчас живут — в этом городе или уехали далеко-далеко?

Прикоснувшись к увядшему цветку, лирический герой словно прикоснулся к жизни и судьбе сорвавшего его человека. Случайный прохожий или влюбленная пара — они уже не чужие для героя, он уже тесно связан с ними. Что за жизнь ждет их впереди? Быть может, это кто-то знакомый, близкий ему, тот, кто находится где-то рядом. А может, тех, кто оставил этот цветок в книге, давно уж нет:

* И жив ли тот, и та жива ли? * И нынче где их уголок? * Или уже они увяли, * Как сей неведомый цветок?

Вот какое волнение испытывает герой, стараясь угадать судьбу людей, о существовании которых еще мгновение тому назад ничего не знал. Один маленький неприметный цветок натолкнул героя на такие глубокие размышления о человеческой жизни, на философские мысли. Философская лирика Пушкина заставляет думать, рассуждать, обращать внимание на незначительные на первый взгляд детали и эпизоды жизни. Поэт своим стихотворением говорит, что каждое мгновение жизни значительно и неповторимо.

Другие сочинения по этому произведению

Средства художественной выразительности

Стихотворение построено на образных определениях: «цветок безуханный», «мечтою страной», «неведомый цветок». Обилие прилагательных подчёркивает элегический характер произведения.

Важной особенностью текста является использование олицетворения (цветок представлен как живое существо) и овеществления («Иль, может быть, они увяли…»).

Сначала цветку приписываются свойства умершего человека: он забытый, бездыханный. Для чего и кем он был сорван? Пушкин пытается представить этих людей, но приходит к неожиданному выводу: они и сами подобны цветам, так как судьба сорвёт их своей безжалостной рукой и также предаст забвению.

Анализ стихотворения Пушкина «Цветок»

Стихотворение, написанное в 1928 году, относится к позднему этапу творчества А.С. Пушкина. Лирику этого периода отличает уход от прежней беззаботности, нарастание философских мотивов, интерес к темам жизни, смерти, покаяния.

В этот период А.С. Пушкин отходит от канонов романтизма, от устоявшихся поэтических формул прошлого. Поэт начинает личные часто незначительные события обобщать и возводить в ранг общечеловеческих или национально значимых событий.

Любая мелочь становится толчком к глубокому философскому размышлению. Все чаще Пушкин сам оборачивается назад и читателю тоже предлагает подвергнуть критическому осмыслению свою прошлую жизнь.

Стихотворение «Цветок» показывает, что автор готов отвлечься от личного и переключить внимание на окружающих, пусть даже незнакомых ему людей. Это становится понятно уже из первого предложения. Инверсия – перенос подлежащего в конец фразы показывает, что собственное «Я» отходит для автора на второй план, в центре его внимания оказываются чувства, стремления, судьба других людей.

Лирический герой не знает, по какому случаю был сорван этот цветок, кем и для чего сохранен, почему потом позабыт, но верит, что чувства этих людей были живыми, как когда-о был жив и сам цветок. Это рождает в его голове философские рассуждения о сходстве человека и природы, о неразрывной связи между ними.

Цветы, также как и люди, сначала радуют цветом и ароматом, а потом блекнут и уходят в небытие. Но память о них остается и дарит последующим поколениям видения и мечты.

Стихотворение, состоящее из множества риторических вопросов, призывает читателя тоже включиться в процесс размышления о судьбе неизвестных людей, помогает понять, что каждое мгновение жизни, каждое проявление чувства следует ценить.

LiveInternetLiveInternet

Александр Сергеевич Пушкин

Цветок засохший, безуханный, Забытый в книге вижу я; И вот уже мечтою странной Душа наполнилась моя:

Читайте также:
Белогорская крепость значение в жизни Петра Гринева из романа А.С. Пушкина "Капитанская дочка", описание, первое впечатление, род занятий

Где цвёл? когда? какой весною? И долго ль цвёл? И сорван кем, Чужой, знакомой ли рукою? И положен сюда зачем?

На память нежного ль свиданья, Или разлуки роковой, Иль одинокого гулянья В тиши полей, в тени лесной?

И жив ли тот, и та жива ли? И нынче где их уголок? Или уже они увяли, Как сей неведомый цветок?

Стихотворение «Цветок», написанное в 1828 году, сочетает в себе простоту формы с глубиной философского содержания. Оно создавалось в переломный для Пушкина период. Поэт прощался с беззаботной веселой юностью, переходя на новый этап. Около полутора лет назад император, наконец, позволил ему поселиться в столице, но Петербург Александру Сергеевичу быстро наскучил. Судя по ряду стихотворений того времени, сложные жизненные обстоятельства привели к духовному кризису.

Пересказ сюжета «Цветка» укладывается в пару предложений. Лирический герой – мечтатель, обладающий открытой душой, – находит в книге засохший цветок, что порождает множество риторических вопросов. Ему становится интересно, кто, когда и при каких обстоятельствах сорвал растение, каким образом в дальнейшем сложилась судьба этого человека. Никаких ответов Пушкин читателям намеренно не дает. Фактически поэт приглашает их подумать, пофантазировать вместе с лирическим героем. Конкретных выводов в стихотворении также не делается. Тем не менее, с определенной долей уверенности можно утверждать, что «Цветок» — это высказывание на тему быстротечности человеческой жизни. Люди проживают свой короткий век на земле. Что остается от них? Порой только засохшее растение, забытое кем-то в старой книге.

Жуковский – автор, оказавший сильнейшее влияние на творчество Пушкина. «Цветок» Александра Сергеевича связан с одноименным стихотворением Василия Андреевича. Жуковский представляет вниманию читателей два сюжетных плана. Первый – неизбежное увядание цветка осенней порой. Второй – тяжелое душевное состояние лирического героя. Главная мысль стихотворения, проникнутого грустью, безысходностью, безвыходностью, — жизнь человеческая так же коротка, как и жизнь цветка. То, что у Пушкина остается недоговоренным, у Жуковского высказано практически напрямую.

Еще одно стихотворение, связанное с «Цветком» Александра Сергеевича, — «Ветка Палестины» Лермонтова. Лирические герои обоих произведений обращаются с чередой риторических вопросов к засохшему растению. Обратите внимание: у Пушкина фигурирует неназванный цветок. Скорей всего, не какой-то экзотический, а вполне себе часто встречающийся в средней полосе России. Лермонтов выбирает пальмовую ветвь Палестины, тем самым соотнося образную систему своего стихотворения с христианской новозаветной мифологией и расширяя пушкинскую проблематику.

Композиция

Лирический герой этого написанного Александром Сергеевичем произведения – мечтатель, который, найдя засохший цветок, сразу начинает предполагать, что с ним связана какая-то прекрасная романтическая история. И благодаря этому увядшее растение сразу приобретает особую ценность. Рассматривая его, он также думает о том, что порой от людей, проживших целую жизнь, наполненную разнообразными эмоциями, остаётся только цветок между книжных страниц.

Образ влюблённой пары, который возник в воображении лирического героя, вызывает ещё больше вопросов: были ли их чувства взаимны, сорван ли цветок во время последнего или первого свидания, остались ли они вместе и живы ли вообще? С помощью риторических вопросов поэт как будто приглашает читателя также представить историю, которая могла бы быть связана с находкой.

Например, сорвать цветок могли и во время одинокой прогулки, использовав вместо закладки, а значит, никакой любовной истории вовсе и не было.

Несмотря на то, что разгадать тайну находки невозможно, сам поиск ответов – уже увлекательное путешествие.

Для создания ритмического рисунка поэт использует свой любимый четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмой. С его помощью он напоминает о том, что в общем смысле жизнь человека не длиннее жизни цветка, а значит, не следует тратить её попусту.

«Цветок» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – конфликт, рифма, разбор, тема

История создания

Стих был написан в 1828 году, его опубликовали в журнале «Галатея». Пушкин уже полтора года жил в Санкт-Петербурге по разрешению императора. Город быстро наскучил поэту, и он находился в подавленном состоянии. Александр Сергеевич испытывал душевный кризис. Период беззаботной юности закончился, нужно было привыкать к новому этапу жизни. В переломный момент творчества Пушкин обратился к следующим темам:

  • философские размышления;
  • что такое смерть и жизнь;
  • покаяние.

Все они встречались в стихотворениях этого периода. Поэт начал отходить от канонов романтизма, все чаще стал возводить незначительные события в ряд общечеловеческих ценностей.

Если прочитать «Цветок», то с первых строк станет понятно — автор отвлекается от личного и переключается на незнакомых ему людей.

С помощью множества риторических вопросов автор приглашает читателей размышлять на вечные темы. Анализ «Цветка» Пушкина показывает, как важно ценить каждое хорошее мгновение жизни. Это касается не только любви, но и других моментов.



Средства выразительности

Используя классические художественные приемы, Пушкин создает и настроение, и атмосферу. В стихотворении употреблены такие тропы:

  • Эпитеты –“засохший, безуханный цветок”, “странная мечта”, “чужая, знакомая рука”, “нежное свиданье”, “роковая разлука”, “одинокое гулянье”.
  • Метафоры – “душа наполнилась мечтой”, “сорван рукою”, “лесная тень”.
  • Сравнение – “как сей неведомый цветок”.

Александр Сергеевич, который в период написания находился в глубоком душевном кризисе, не дает точных ответов на заданные им же самими вопросы. Но образ цветка, который символизирует любовь и жизнь с одной стороны и печальную разлуку с другой, дает возможность читателю найти свои. Лирическая грусть и нежность, которые переполняют сердце поэта, переданы удивительно точно.

Читайте также:
«Фантазёры» краткое содержание рассказа Н.Н. Носова для читательского дневника, анализ произведения, характеристика главных геров, основная мысль и тема

Анализ стихотворений«Родная земля» анализ стихотворения Ахматовой по плану кратко – идея, смысл, история создания, размышления

Анализ стихотворений«Друзьям» анализ стихотворения Блока по плану кратко – рифма, тема, жанр

Краткое содержание

Стихотворение начинается с описания того, как лирический герой взял в руки книгу. Среди страниц он обнаружил засохший цветок. Эта находка заставила его задуматься о вечных вещах. Первым делом он начал фантазировать о растении, месте его произрастания и времени цветения.

Герой не знает, кто именно положил цветок в книгу. Неизвестна ему и цель такого действия. Возможно, этот человек сохранил растение на память о свидании или разлуке, может быть, это было сделано после ночной прогулки.

Далее герой начинает размышлять о том, а жив ли этот человек, где он живет и как себя чувствует. Возможно, его уже нет в живых, он увял, как цветок.

Стихотворение наполнено умиротворенным настроением. Лирический герой не осуждает и не проклинает судьбу, а только размышляет на вечные темы.

Структурный анализ стихотворения

Особенностью в данном случае является тот факт, что произведение начинается и заканчивается одним и тем же словом — «Цветок». Это очень символично, и подчеркивает основную мысль автора.

Для стихотворения использован был классический четырехстопный ямб, который является одним из излюбленных вариантов формата стиха данного автора. Характерная для классических вариаций перекрестная рифмовка также не выходит за границы характеристик большинства стихотворных произведений поэта.

Практически все подобранные поэтом рифмы очень точные, емкие и правильные. Некоторые слова, как «Безуханный» или «сей» на сегодняшний день в русском языке отсутствуют, но во время жизни автора это были совершенно обычные обыденные слова. Впрочем, даже современным людям, несмотря на устаревшие слова, суть стихотворения абсолютно понятна, и человек, читая, способен ощутить душевные переживания, которые вкладывал в слова Пушкин в данном случае.

Произведение довольно короткое, но наполнено яркими эмоциями и содержит глубочайшие переживания. Тут автор в очередной раз продемонстрировал свой необыкновенный талант выражать чувства, мысли или эмоции всего в нескольких строчках.

Художественные приемы

Композиция стихотворения состоит из одной части. В тексте последовательно разворачиваются события. Герой берет книгу и находит в ней засохший цветок, после чего начинает думать о том, кто оставил такое послание. Поиск ответа выглядит как уникальное путешествие.

Стихотворение написано в жанре философских размышлений с небольшим добавлением лирических мотивов. С одной стороны, герой рассуждает, откуда в книге цветок, с другой — передает эмоциональное напряжение от находки. Для создания атмосферы поэт использовал следующие средства выразительности:

  • эпитеты — у Пушкина цветок засохший, мечта странная, а рука чужая;
  • метафоры — автор показывает, что душа наполняется мечтой, лес имеет тень;
  • сравнение — поэт сравнивает судьбу незнакомого человека с увяданием растения.

Основная мысль стихотворения довольно простая. Пушкин указывает на необходимость запоминать и ценить каждый момент жизни, иначе от нее останутся только увядшие растения. Человеку уже не вспомнить, где и когда собрал их. Поэт намеренно не уточняет, какой именно цветок нашел герой. Это не имеет значения, так что можно размышлять долго, ведь розу могли сорвать в саду, ромашку — в поле.

В тексте также показана история влюбленных людей. Неизвестно, расстались ли они или построили крепкий союз. Читатель может сам подумать над этой историей.

Стихотворение Пушкина «Цветок» наполнено риторическими вопросами. Автор рассказывает о том, как важно порой остановиться и поразмышлять на вечные темы.

Композиция

Лирический герой этого написанного Александром Сергеевичем произведения – это мечтатель, который, найдя засохший цветок, сразу начинает предполагать, что с ним связана какая-то прекрасная романтическая история. И благодаря этому увядшее растение сразу приобретает особую ценность. Рассматривая его, он также думает о том, что порой от людей, проживших целую жизнь, наполненную разнообразными эмоциями, остается только цветок между книжных страниц.

Образ влюбленной пары, который возник в воображении лирического героя, вызывает еще больше вопросов: были ли их чувства взаимны, сорван ли цветок во время последнего или первого свидания, остались ли они вместе и живы ли вообще? С помощью риторических вопросов поэт как будто приглашает читателя также представить историю, которая могла бы быть связана с находкой.

Например, сорвать цветок могли и во время одинокой прогулки, использовав вместо закладки, а значит, никакой любовной истории вовсе и не было.

Несмотря на то, что разгадать тайну находки невозможно, сам поиск ответов – уже увлекательное путешествие.

“Цветы последние милей” – это классическая элегия, наполненная философским смыслом. Это не просто нежная осенняя зарисовка, прочитав которую так легко почувствовать светлую грусть, – это размышления зрелого человека о своей жизни и особый взгляд на нее.

Пушкин использовал для него свой любимый стихотворный размер – ямб. При этом, с учетом шестистрочности стихотворения, в нем оправдано использование смешанной рифмовки: для первых двух строк автор берет парную римфу, для завершающего четверостишия – перекрестную.

Читайте также:
Математические загадки в стихах и прозе для детей

О чём говорят цветы у Пушкина

«У меня есть Тимьян, я мечтала о Резеде, к моей Чувственнице нужно добавить много Жёлтой Настурции, чтобы скрыть Ноготки и Шиповник, которые мучают меня».

Нет, это не записки сумасшедшего, а зашифрованное сообщение Анны Керн, которая мастерски владела языком цветов.

Впрочем, в XIX веке селам (так называется этот язык) знали многие. В Париже, а затем в Петербурге была выпущена книга с толкованиями значений цветов и букетов. Издание сразу стало популярным, поскольку растения занимали тогда важнейшее место в жизни людей.

Например, в альбомах светских дам гости изображали цветы, которые помогали им выразить свои чувства:

подсолнух – преданность и уважение, оранжевая гвоздика – восхищение, клевер указывал на добродетель (кстати, другое название растения – лапушка, и теперь оно стало ласковой формой обращения к женщине).

А известный всем аленький цветочек? Это, скорее всего, махровый мак, который являлся в русском народном творчестве образом суженого.

Русские поэты тоже широко пользовались языком Флоры. Он давал возможность двумя-тремя словами обозначить яркий образ, целую гамму чувств и переживаний, а порой даже душевных состояний и жизненных ситуаций.

Не избежал этого увлечения и Александр Сергеевич Пушкин. Уже в раннем стихотворении он пишет о красавице, которая нюхала табак «вместо роз, Амуром насаждённых, тюльпанов, гордо наклонённых, душистых ландышей, ясминов и лилей…»

Тюльпан – это честность, гордость, жасмин – первое чувство, лилия – девственность, роза – красота и любовь.

Конечно, роза – самый многозначный и наиболее используемый поэтом символ. Чаще всего он говорит о красоте женщины: «как часто милое лицо мгновенной розою пылает», «розы пламенных ланит», «дыханье роз», «но бури севера не вредны русской розе, как жарко поцелуй пылает на морозе!».

Описывая соблазнение Зевсом купающейся Леды в одноименном стихотворении, Пушкин предостерегает юных прелестниц:

…Сим примером научитесь,

Розы, девы красоты,

Летним вечером страшитесь

В тёмной рощице воды…

Обращаясь к язвительной красавице, поэт снова использует это сравнение: «Цветёте пышной красотой и так же колетесь, Бог с Вами».

Роза у Пушкина могла означать радостную юность («доселе в резвости беспечной брели по розам дни мои») и увядание, даже смерть («Где наша роза, друзья мои? Увяла роза, дитя зари»).

Роза с шипами означает также брак, и в «Евгении Онегине» главный герой пользуется этим значением, когда объясняется с Татьяной после получения от неё письма:

Судите ж вы, какие розы

Нам заготовит Гименей

И, может быть, на много дней…

В романе вообще много связей с цветами. Ленский хочет уберечь Ольгу от Онегина, не допустить, «чтоб червь презренный, ядовитый точил лилеи стебелёк…»

С Ольгой связана не только лилия. В создании её образа участвуют фиалка и ландыш, означающие нежность, скромность, целомудрие. А вот лён указывает не только на цвет волос и простоту, наивность девушки, но и на… ординарность персонажа.

Да, у Татьяны характер сложнее, а потому – интереснее. И её невозможно описать с помощью отдельных растений.

Ларина не боится первой признаться в любви, что было не принято в то время. Но, конечно, она волнуется, ожидая ответа Евгения на письмо. Узнав о его приезде, она устремляется в сад, где «мигом обежала куртины, мостики, лужок, аллею, озеро, лесок, кусты сирен переломала…»

Современник Пушкина уже здесь должен был догадаться о любовной драме, ожидающей героиню, ведь сирень «переводится» как первая чистая любовь, и обломанные ветви являются дурным предвестием.

Лилия близка по значению к розе, но у розы больше страстности, чувственности, у лилии – чистоты. Ещё лилия означает царственность, благородство.

Подобна лилии крылатой,

Колеблясь, входит Лалла Рук

И над поникшею толпою

Сияет царственной главою.

Лалла Рук, что в переводе означает «щёчка тюльпана»,– будущая императрица Александра Фёдоровна, которая исполнила главную роль в театрализованном представлении по повести Томаса Мура и за которой закрепилось это имя.

А вот экзотические цветы и растения у Александра Сергеевича означают славу, любовь, благоденствие. Волшебный сад Черномора выглядит так:

Аллеи пальм, и лес лавровый,

И благовонных миртов ряд,

И кедров гордые вершины,

И золотые апельсины

Зерцалом вод отражены.

Чародей хочет поразить Людмилу силой, знатностью (кедр), славой (лавр и пальмы). Мирт – любовь, апельсины – вечная молодость. То есть и здесь растения подобраны не случайно.

Флористы компании Megaflowers тоже пользуются значением отдельных цветов и их комбинаций и составят для вас любой букет с тем смыслом, который вы хотите в него вложить. Гарантируем, что ваш подарок будет не только прекрасным, но и красноречивым.

Мы поможем вам говорить красиво без слов! Читайте Пушкина и дарите цветы!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: