Цифры прописью – как правильно писать и примеры

Как писать цифры и числа в тексте? Правила русского языка

Правописание числительных в грамматике русского языка тема сложная.

Когда надо писать цифры прописью, а когда можно числом? Как склонять числительные , особенно сложные и составные? И зачем вообще мучиться, разбираясь во всех этих запутанных правилах, а не писать просто цифры?

Ну, во-первых, правила никто не отменял;

во-вторых, есть немало случаев, когда числительное, написанное цифрами, усложняет понимание текста, а также и наоборот;

в-третьих, сами правила совсем несложные, просто надо разложить их по полочкам, чем мы и займемся.

Вспомним, как могут записываться числа в тексте. Есть три формы написания:

  • цифровая;
  • словесная (буквенная, прописью);
  • буквенно-цифровая.

Как писать цифры от 1 до 10 в тексте

Обычно пишутся прописью в тексте цифры от 1 до 10, особенно в косвенных падежах. В начале предложения — только в словесной форме.

  • Правильно: Три ученика от класса приняли участие в школьном конкурсе.
  • Неправильно: 3 ученика заболели гриппом.

Есть два исключения, когда применяется цифровая форма:

  1. Однозначное число стоит в ряду двузначных и/или многозначных: “Они купили 2 банки белой краски, 12 кистей разных размеров и набор из 36 маркеров” .
  2. В сочетании с денежными единицами, математическими и физическими величинами: “Скорость пешехода составила 3 км в час”.

Порядковые числительные от 1 до 10 могут писаться, как прописью (в художественных и публицистических текстах это предпочтительней), так и в буквенно-цифровой форме. Буквы в этом случае называются наращением.

После цифры через дефис без пробелов ставится либо одна последняя буква окончания, либо две:

  1. Одна, когда предпоследняя буква окончания гласная: первый – 1-й, во втором – во 2-м, пятым – 5-м.
  2. Две, когда предпоследняя буква окончания согласная: третьего – 3-го, четвертому – 4-му.

Это правило справедливо для всех порядковых числительных, как однозначных, так и многозначных.

Например: В мировую историю 2020-й год войдет в первую очередь как год пандемии коронавирусной инфекции. Для записи на собеседование подойдите к 47-му кабинету.

Как писать цифры прописью

С написанием цифр прописью в случае с однозначными числами разобрались. С двузначными и многозначными числами правила, приведенные выше, тоже работают.

В остальных случаях выбор формы написания числа вариативен и зависит от стиля текста (художественно-публицистический, научный, деловой и т.д.) и предпочтения автора.

Вот пример из художественного произведения:

Мне известен человек, который при росте примерно сто шестьдесят пять сантиметров носит обувь сорок пятого размера (В. Липатов)

Автор написал цифры прописью, чтобы у текста был именно художественный, а не деловой вид, но если предложение написать так: Мне известен человек, который при росте примерно 165 сантиметров носит обувь 45-го размера – это не будет ошибкой.

Тут надо ещё учитывать особенности восприятия чисел. Уже двузначные, а тем более числа с большим количеством разрядов, лучше воспринимаются в цифровой форме, хотя в художественном тексте, как правило, рекомендуют писать цифры прописью.

Чем больше число, тем сложнее облечь его при написании в словесную форму, и при этом не ошибиться в склонении. Да и надо ли это делать?

Сравните: В результате наводнения 2153 жителям пришлось экстренно покинуть свои дома.

Или: В результате наводнения двум тысячам ста пятидесяти трём жителям пришлось экстренно покинуть свои дома.

Как правильно писать цифры в документах

В деловой речи, а также в документах используется чаще цифровая или буквенной-цифровая форма .

Но цифры пишутся и прописью:

  1. В начале предложения: “Пятнадцать персональных компьютеров были установлены в классе информатики”.
  2. В косвенных падежах: “Отдел был укомплектован пятью компьютерами и двумя принтерами”.

Цифровая форма используется:

  1. При обозначении количества: “Для отдела доставки компании приобрели 20 грузовых автомобилей” . При этом не надо добавлять в подобные словосочетания слова “штук” и “человек”. (Правильно: “В офисе работают 20 менеджеров” . Неправильно: “В компании работают 20 человек менеджеров” .)
  2. Перед денежными единицами и различными величинами: “После подорожания батон белого хлеба весом 400 г стал в среднем стоить 40 рублей”.
  3. При написании многозначных целых чисел. При этом, начиная с пятизначных (в некоторых справочниках с четырехзначных), их разделяют пробелами, группируя по три числа справа налево: 23 547, 756 419 823 и т.д.
Читайте также:
Диалектные слова - понятие, особенности происхождения

Буквенно-цифровая запись применяется:

  1. Для обозначения очень больших круглых чисел: 120 тысяч, 3 миллиона, 27 миллиардов . Слова “тысячи”, “миллионы” и “миллиарды” могут использоваться в сокращении. При этом тыс. пишется с точкой, млн и млрд без точки ( 120 тыс., 34 млн ).
  2. Для записи денежных выражений суммой больше одной тысячи: 1 млн 125 тыс. 300 рублей . Здесь также уместно сокращение руб. и коп., главное, использовать одинаковое написание во всем документе.

Как писать цифры в скобках

В бухгалтерских, финансовых и юридических документах, разного рода заявлениях приходится сталкиваться с необходимостью писать цифры прописью в скобках для расшифровки денежных сумм, указанных перед этим в цифровых выражениях.

Для чего это делается легко догадаться с позиции простого здравого смысла. Дублируя цифровую запись буквенной, мы уменьшаем вероятность ошибки и возможного мошенничества. Подделать слова сложнее, чем цифры.

Записывать сумму прописью в скобках тоже надо правильно:

  • в именительном падеже;
  • с заглавной буквы;
  • копейки (центы, евроценты) записываются в обоих случаях цифрами.

Например: Общая сумма контракта составляет 1 326 787 руб. 45 коп. (Один миллион триста двадцать шесть тысяч семьсот восемьдесят семь руб. 45 коп.)

Возможен и такой вариант написания, когда копейки пишутся один раз, скобки ставятся перед ними и в них расшифровывается только сумма в рублях (долларах, евро):

Общая сумма контракта составляет 1 326 787 руб. (Один миллион триста двадцать шесть тысяч семьсот восемьдесят семь руб.) 45 коп..

Мы разобрались, в каких случаях надо писать числительные прописью, а в каких – цифрами. Если с ходу не получается запомнить такое количество справочной информации, пользуйтесь этой статьей как памяткой и пишите цифры прописью правильно.

Кстати, у нас на сайте есть специальный инструмент “Перевод чисел в цифры прописью“. Если вам нужно быстро перевести цифры в готовый текст (или суммму), его удобно использовать.

Числа от 1 до 100 буквами на русском языке прописью

Данная таблица чисел от 1 до 100 создана в первую очередь для нашей работы, которую можно применять и вам, можно просто распечатать или пользоваться онлайн.

По счету по падежам среднего рода
Именительный Родительный
1 один первое первого
2 два второе второго
3 три третье третьего
4 четыре четвёртое четвёртого
5 пять пятое пятого
6 шесть шестое шестого
7 семь седьмое седьмого
8 восемь восьмое восьмого
9 девять девятое девятого
10 десять десятое десятого
11 одиннадцать одиннадцатое одиннадцатого
12 двенадцать двенадцатое двенадцатого
13 тринадцать тринадцатое тринадцатого
14 четырнадцать четырнадцатое четырнадцатого
15 пятнадцать пятнадцатое пятнадцатог
16 шестнадцать шестнадцатое шестнадцатого
17 семнадцать семнадцатое семнадцатого
18 восемнадцать восемнадцать восемнадцатого
19 девятнадцать девятнадцать девятнадцатого
20 двадцать двадцатое двадцатого
21 двадцать один двадцать первое двадцать первого
22 двадцать два двадцать второе двадцать второго
23 двадцать три двадцать третье двадцать третьего
24 двадцать четыре двадцать четвёртое двадцать четвёртого
25 двадцать пять двадцать пятое двадцать пятого
26 двадцать шесть двадцать шестое двадцать шестого
27 двадцать семь двадцать седьмое двадцать седьмого
28 двадцать восемь двадцать восьмое двадцать восьмого
29 двадцать девять двадцать девятое двадцать девятого
30 тридцать тридцатое тридцатого
31 тридцать один тридцать первое тридцать первого
И аналогично до 100
40 сорок сороковое сорокового
50 пятьдесят пятидесятое пятидесятого
60 шестьдесят шестидесятое шестидесятого
70 семьдесят семидесятое семидесятого
80 восемьдесят восьмидесятое восьмидесятого
90 девяносто девяностое девяностого
100 сто сотое сотого

Важно учесть что в таблице указаны не все варианты склонения по падежам, а лишь средний род. Есть еще мужской (девяностый) или множительный вариант девяностые годы. Правила написания русских чисел буквами значительно понятнее, чем на английском варианте от 1 до 100.

Объясняем дошкольнику, как писать цифры прописью: наглядные примеры в игре

То, что взрослому видится элементарным, для ребенка часто ново, непривычно и непонятно. Написание цифр прописью – дело непростое и требует предварительной подготовки. Важен не столько пример, как это делать правильно, сколько постепенное развитие графомоторики – тренировка мышц фаланг пальцев, оттачивание мелких движений, хорошая ориентация в тетрадном листе и самой клетке, понимание значения чисел. Формировать этот навык имеет смысл в возрасте 5–7 лет, не раньше.

Читайте также:
Банты ударение, фонетический разбор и примеры

Как правильно учить ребенка писать цифры?

Главная задача родителя дошкольника – пробудить интерес к новым знаниям и умениям. Поэтому уроки проводятся исключительно в игровой форме, непринужденно. Изучение цифр и оттачивание письма происходят поэтапно:

  1. В 3–4 года ребенок знакомится с числами, учится понимать их значение. Цифры лепят из пластилина, складывают из палочек, шнурков, пуговиц. Также важным моментом подготовки является развитие мелкой моторики, пространственной ориентации (верх-низ, право-лево).
  2. В 4–5 лет наступает пора знакомства с тетрадью в клеточку. Ребенку показывают, откуда пишутся цифры и буквы – слева направо и сверху вниз. Он учится ориентироваться в клеточке и тренируется делать мелкие движения. В этом возрасте рисуют элементы цифр и букв: прямые и наклонные линии, круги, полукруги и т. д. Чтобы поддерживать интерес малыша, задачи постепенно усложняют. Например, просят нарисовать домик, цветок, звездочку (по точкам или по клеточкам).
  3. В 5–7 лет при правильной подготовке ребенок полностью готов освоить правописание цифр. Ему следует рассказать про наклон и обозначить, что цифры не должны выходить за пределы клеточки. Дальше ребенок сначала обводит цифру пальчиком по стрелочкам (увеличенный вариант), чтобы понять направление линий, затем соединяет цифру по точкам. И наконец, пишет в пустой клеточке числа самостоятельно.

Для первых занятий полезно распечатать увеличенный вариант клеточек. Так ребенок сможет лучше рассмотреть, как пишутся цифры. В большой клетке значительно легче ориентироваться и вмещать цифру. Но не стоит использовать такие распечатки слишком долго, иначе возврат на стандартную клетку будет слишком непривычным и сложным для малыша.

На что обращать внимание?

Важно не только готовиться к написанию цифр прописью поэтапно, но и соблюдать общие правила занятий с дошкольниками:

  • Длительность урока – 15–20 минут. У детей очень быстро устают пальчики, и они еще не способны долго концентрироваться на задаче. Учиться писать цифры прописью нужно неспешно, по чуть-чуть.
  • Понимание чисел. Ребенок должен четко осознавать, что цифра – это не рисунок, не закорючка на бумаге. За ней стоит определенное значение (1 – одно яблоко, а 7 – это семь яблок, что в несколько раз больше). Для лучшего понимания рекомендуется параллельно учить устный счет в пределах 10.
  • Правильная мотивация. Частая ошибка родителей – мотивировать ребенка заниматься конфеткой, новой игрушкой или мультиком. Это выглядит как компенсация за что-то неприятное. Нужно же наоборот рассказывать о пользе знаний, как хорошо быть умным, уметь писать цифры, учиться и узнавать что-то новое.
  • Атмосфера урока и похвала. Преподносить новый материал нужно доброжелательно и интересно. Полезно использовать наглядные красочные примеры, проводить аналогии. Если ребенок допускает ошибку, важно не ругать его, а хвалить, акцентируя внимание на тех цифрах, которые он смог написать правильно. Можно рисовать над ними смайлик, корону, цветочек.

Чтобы писать цифры прописью, ребенок должен правильно держать ручку – между указательным, средним и большим пальцем. Иногда для нужного эффекта достаточно прижать салфетку к ладошке безымянным пальцем и мизинчиком. Подробно о постановке руки для письма можно прочитать здесь.

Какие прописи использовать?

Для обучения ребенка правописанию весьма удобно использовать печатный материал. Специальные прописи можно распечатать самостоятельно или приобрести в отделе канцелярии. При этом важно учитывать, что они бывают нескольких видов и рассчитаны на разный возраст.

В 3–4 года лучше использовать раскраски с забавными цифрами. Например, такие:

В 4–5 лет для тренировки руки рекомендуются прописи с фигурами:

Также полезно распечатать прописные цифры от 1 до 10 и водить по ним пальчиком в правильном направлении:

Читайте также:
Как пишется белорусский - с одной или двумя с и почему?

Для детей 5–7 лет рекомендуется использовать прописи, в которых есть пример написания цифры, ее точечное очертание, которое нужно обвести, а также пространство для самостоятельного написания. Очень хорошо, если в прописях будут дополнительные занятия для тренировки руки и изучения счета. Пример хороших прописей для дошкольников:

Как дополнительно тренировать руку?

Письмо – это сложный навык, требующий тонких, хорошо скоординированных движений руки. Чтобы ребенок легко его освоил, необходимо тренировать силу и ловкость пальчиков, учить его ориентироваться в тетрадном листе (быстро находить нужный предмет, двигаться в заданном направлении). Он должен подмечать пропорции и правильно воспроизводить их на бумаге.

Поэтому, помимо работы с прописями, с 4 лет полезно проводить занятия по графомоторике (от греческого grapho – «пишу»). Они включают в себя:

  • штриховку;
  • рисование графических узоров;
  • обводку контура;
  • дорисовывание деталей;
  • упражнения, где нужно применять разную силу надавливания;
  • задания по выбору нужных направлений (лабиринт);
  • задания, где нужно рисовать линии, не отрывая руки;
  • пальчиковые игры.

Примеры занятий на графомоторику:

Итак, правильно писать цифры прописью ребенок начинает в возрасте 5–7 лет. Развитие навыка происходит поэтапно. Если пропустить какой-либо пункт, работа с прописями будет даваться тяжело. От непонимания, как сделать то или иное задание, и плохой координации пальчиков малыш может сильно расстраиваться и плакать. Родителю нужно не нервничать и не злиться, а спокойно вернутся к начальным этапам обучения. Занятия должны проходить в доброжелательной атмосфере. Придумывайте новые упражнения, увлекательные задачи, тогда ребенок потянется к знаниям и в школе уже будет чувствовать себя уверенно!

Методика написания цифр
учебно-методический материал по математике (1 класс) по теме

Методика написания цифр

Скачать:

Вложение Размер
metodika_napisaniya_tsifr.doc 34 КБ

Предварительный просмотр:

по обучению написанию цифр

В методических рекомендациях представлена методика обучения письму цифр в первом классе, гигиенические правила письма, методический комментарий к написанию цифр, упражнения по подготовке руки к письму.

Адресуется для учителей начальных классов.

К концу первого года обучения все учащиеся должны овладеть навыком письма цифр. Практика показывает, что написание цифр вызывает у школьников определенные трудности.

Шестилетний ребенок видит цифру в целом, не выделяя в ней элементов. Отсюда искажение цифр и их элементов на письме. Поэтому так важно на первых этапах обучения письму цифр уделять внимание начальному анализу и синтезу каждой цифры, сравнению и сопоставлению одинаковых элементов разных по конфигурации цифр.

Методика обучения письму цифр включает следующие этапы:

  1. Анализ образца. Прежде чем приступить к объяснению написания цифры, необходимо показать детям ее образец, вместе рассмотреть его, выяснить, из каких элементов состоит цифра (палочки, закругления, волнистая линия), в каких цифрах эти элементы уже встречались.
  1. Демонстрация учителем наглядного написания цифр. Показ учителем написания цифры должен сопровождаться краткими пояснениями о том, какая линия проводится, где она начинается, в каком направлении ведется и где заканчивается, какой будет следующая линия.
  1. Подготовка к написанию цифр:

а) «письмо в воздухе» – дети, взяв ручки, в воздухе повторяют порядок и последовательность написания цифры, что позволяет запомнить общее движение руки;

б) письмо по кальке или пластмассовому трафарету – следующий этап, помогающий первокласснику перейти к написанию цифры нужного размера.

Письмо цифр учащимися. За написанием первых цифр педагог должен понаблюдать, чтобы своевременно подкорректировать правильность написания.

Приступая к обучению написанию цифр, учителю необходимо помнить следующее:

  • все цифры пишутся высотой в клетку в правой ее половине и «опираются» на правую ее сторону;
  • ширина цифры должна быть примерно в 2 раза меньше ее высоты.

Гигиенические правила письма:

  • сидеть надо прямо, не касаясь грудью стола;
  • ноги должны стоять всей ступней на полу или подставке;
  • голову при письме необходимо склонять чуть влево (для тех, кто пишет правой рукой) и вправо (для тех, кто пишет левой рукой);
  • ручку следует держать тремя пальцами: большим, указательным и средним, а безымянный и мизинец при этом необходимо подогнуть к ладони. Пальцы от стержня располагаются на расстоянии 1-1,5см;
  • тетрадь лежит под углом к краю стола. Начало строки на странице, где идет работа, приходится на середину груди;
  • нельзя менять наклон тетради во время письма.

Шестилетний ребенок во время письма быстро утомляется, так как еще не в полной мере окреп его позвоночник, недостаточно развиты мелкие мышцы кисти руки, тонкая и точная координация движений. Перед письмом, во время, а также после письма ему требуется подготовить руку, расслабить мышцы, изменить позу. В этом могут помочь следующие упражнения:

  • соедините руки ладонями вместе и вытяните их вперед. Разведите кисти рук в стороны, не размыкая запястий;
  • сожмите пальцы одной руки по одному, чтобы получился кулак. По одному их разожмите. Аналогично выполните упражнение другой рукой;
  • вытяните руки вперед перед грудью. Пальцы правой руки сожмите в кулак. Разожмите пальцы правой руки. Пальцы правой руки сожмите в кулак. Разожмите пальцы левой руки. Выполняйте попеременно;
  • ладони вместе, пальцы сцеплены в замок. Попеременно сгибайте и разгибайте пальцы;
  • руки с разведенными пальцами положите на стол. Поочередно постукивайте по столу каждым пальцем то одной, то другой руки.

В каждую физкультпаузу необходимо включать 2-3 упражнения.

Методический комментарий к написанию цифр

Цифра 1 состоит из двух элементов – палочек, одна из которых короче другой. Сначала пишется маленькая палочка. Начинают писать ее немного выше центра клетки и ведут к верхнему правому углу клетки. Затем пишут основную наклонную палочку от верхнего правого угла к середине нижней стороны клетки.

Цифра 2 состоит из верхнего малого полуовала, наклонной и волнистой линий. Начинают писать цифру немного выше центра клетки, ведут линию вверх, закругляют ее в правом верхнем углу, ведут наклонную линию к середине нижней стороны клетки. Затем вдоль нижней стороны клетки пишут волнистую линию (вверх, вниз, вверх).

Цифра 3 состоит из верхнего и нижнего малых полуовалов. Начинают писать цифру немного выше центра клетки (примерно в той же части клетки, что и цифру 2). Начало написания первого элемента цифры 3 очень похоже на первый элемент цифры 2. Верхний полуовал доводят почти до центра клетки и, не отрывая ручки от бумаги, пишут нижний полуовал. Нижний полуовал немного больше верхнего.

Цифра 4 состоит из трех палочек. Начинают писать первую палочку немного правее середины верхней стороны клетки и ведут ее к центру клетки. Оторвав ручку от бумаги, пишут третью палочку, которая начинается чуть выше середины правой стороны клетки, и ведут наклонную линию к середине нижней стороны клетки.

Цифра 5 состоит из маленькой прямой палочки, правого полуовала и горизонтальной волнистой линии. Сначала пишется маленькая прямая палочка. Начинают ее писать немного правее середины верхней стороны клетки (как и цифру 4) и ведут наклонно до центра клетки. Из этой точки пишут малый правый полуовал такой же, как второй элемент у цифры 3. Затем вверху слева направо пишется последний элемент (слегка прогнутая вниз палочка). Начало его совпадает с началом первого элемента цифры, а заканчивается элемент в верхнем правом углу клетки.

Цифра 6 состоит из большого левого и малого правого полуовалов. Начинают писать цифру немного ниже верхнего правого угла клетки. В правом верхнем углу клетки делают закругление, пишут большой левый полуовал, касаются середины нижней стороны клетки, ведут линию вверх, закругляя ее влево немного выше середины клетки.

Цифра 7 состоит из волнистой линии, большой и маленькой палочек. Начинают писать волнистую линию чуть ниже середины верхней стороны клетки, доводят ее до верхнего правого угла клетки. Написание первого элемента цифры 7 совпадает с написанием последнего элемента цифры 2 (движение ручки вверх, вниз, вверх) с той разницей, что у двойки этот элемент расположен на нижней линии клетки, а у семерки – под верхней линией клетки. Из верхнего правого угла проводят наклонную палочку к середине нижней стороны клетки как у цифры 1. Маленькая горизонтальная палочка должна перечеркивать длинную палочку примерно посередине.

Цифра 8 состоит из верхнего и нижнего малых овалов. Верхний овал немного меньше нижнего. Начинают писать ее немного ниже и правее середины верхней стороны. Ведут линию вправо и вверх, закругляют в правом верхнем углу клетки, затем справа налево к середине нижней стороны клетки, закругляют и поднимаются вверх к начальной точке.

Цифра 9 состоит из малого овала и большого правого полуовала. Начинают писать цифру немного ниже правого верхнего угла клетки (примерно там, где и начало цифры 6), ведут линию вверх налево, закругляя ее к центру клетки, затем направо вверх к исходной точке. От начальной точки пишут большой правый полуовал, касаясь середины нижней стороны клетки.

Цифра 0 представляет собой овал. Начинают писать цифру немного ниже верхнего правого угла клетки (примерно там же, где начинается написание цифр 6 и 9). Первая половина цифры пишется так же, как и у цифры 6. В правом верхнем углу клетки делают закругление, пишут большой левый полуовал, касаются середины нижней стороны клетки, дальше линия плавно ведется вверх к исходной точке.

Примечание: Нельзя добиваться от первоклассников устного воспроизведения последовательности написания цифр. Взрослый помогает ребенку проговаривать вслух производимые действия: отступаю 2 клетки вниз, одну клетку в сторону, веду линию из уголка на середину нижней стороны клетки, вверх, вниз, вверх и т.д.

1. Ковалевская Л.Н. Методический комментарий к написанию цифр //Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа.- №4-2007-С.51,57.

2. Ковалевская Л.Н. Обучение написанию цифр в 1 классе//Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа.- №7-2007-С.12.

Формы написания чисел в тексте документов

«Все должны до одного
Цифры знать до цифры пять –
Ну, хотя бы для того,
Чтоб отметки отличать»

В. Высоцкий
«Алиса в Стране Чудес»

Перефразируя слова известного поэта, можно сказать, что каждый должен знать не просто цифры, но и то, как правильно пишутся числа, состоящие из этих самых цифр и столь часто употребляемые в различных документах. Чтобы разобраться, когда и как пишутся числа в тексте отдель­ных документов, надо сначала понять, какие формы написания чисел в тексте используются.

Существуют три формы написания чисел в тексте:

  • цифровая;
  • буквенная (словесная);
  • буквенно-цифровая.

В цифровой форме пишутся преимущественно количественные числительные, например, «Подтверждаем, что нашим предприятием было получено 3 тонны цемента».

В словесной форме пишутся все числа, с которых начинается предложение, особенно первое в абзаце, например: «Десять станков необходимо отправить в филиал предприятия «Экотехника» в г. Псков».

Буквенно-цифровая форма представления чисел предпочтительнее тогда, когда приводятся крупные круглые цифры. Например, 50 млрд рублей, 50 тыс. руб., 10 млн рублей прочитать легче, чем 50 000 000 000 рублей.

Арабские и римские цифры

При написании чисел используются арабские или римские цифры. Выбор того или иного вида цифр определяется главным образом традицией или величиной порядковых чисел. Согласитесь, что никто не будет оспаривать неудобство использования римских цифр при обозначении больших чисел.

В наше время в текстах документов используются, как правило, арабские цифры. Но и числительные, обозначаемые римскими цифрами, имеют место быть. Следует иметь ввиду, что римскими цифрами не обозначается множественное число.

Порядковые числительные, обозначаемые арабскими цифрами, пишутся с наращением: «80-е годы». Падежное окончание в порядковых числительных должно быть однобуквенным или двубуквенным.

Однобуквенные окончания пишутся тогда, когда последней букве числительного предшествует гласный звук. Например, 4-й (четвертый), 4-я (четвертая), 5-е (пятое, пятые), 5-м (пятом, пятым).

Двубуквенные окончания используют, если последней букве ­числительного предшествует согласный звук. Например, 5-го, 5-му, 6-му.

При написании порядковых числительных гораздо реже могут использоваться римские цифры, которые в этом случае пишутся без наращения: «специалист II категории», «юрисконсульт I категории».

Сложные существительные и прилагательные, имеющие в своем составе числительные, пишутся следующим образом:

  • 500-летие,
  • 3-месячный срок,
  • 10-процентный,
  • 3-дневный.

Но все это касается правил русского языка, которые надо знать и помнить всегда при использовании чисел в тексте документа. Нас же интересует вопрос, в каких случаях и в каких документах сумма, написанная цифрами, требует ее последующего указания прописью. Это вопрос, можно сказать, исторический.

Впервые в мировой истории постановление о том, что во всех документах цифры должны писаться прописью, а не арабскими цифрами, было принято в 1299 году во Флоренции. Однако этот запрет на арабские цифры был наложен не только из-за того, что цифры легче исправить, чем слова, но и из-за того, что новые тогда для Европы арабские цифры многие жители рассматривали как подозрительную «арабскую магию».

Указание суммы прописью

В наше время использование расшифровки чисел необходимо для того, чтобы обезопасить себя от различных проблем, которые могут возникнуть по вине невнимательного исполнителя (просто ошибся) или «по вине» контрагента, который сознательно увеличил сумму договора путем ­приписки нескольких цифр к ранее указанной сумме. Что же касается такого «креативного творчества» в договорах, то следует помнить, что договор – это палка о двух концах, которая может больно ударить любую из сторон. Поэтому вопрос о том, нужно ли прописывать суммы прописью в договорах, доверенностях, письмах, имеющих отношение к перечислению денежных средств, стоять не должен. А вот разобраться с тем, как правильно прописывать эти суммы, стоит. При этом Гражданский кодекс РФ не содержит никаких ссылок на то, как эти суммы должны прописываться в договорах, доверенностях.

Сначала остановимся на бухгалтерских документах. Здесь все более или менее понятно. Как правило, основная масса документов, которые приходится заполнять сотрудникам, является первичными учетными документами. Правила работы с ними регламентируются Федеральным законом от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Первичные учетные документы делятся на:

  • документы, формы которых утверждены постановлениями Госкомстата РФ;
  • на документы, формы которых не утверждены, но тогда они в обязательном порядке должны содержать необходимый минимум реквизитов, указанных в законе о бухгалтерском учете. Один из обязательных реквизитов таких документов – измерители хозяйст­венной операции в натуральном выражении и денежном выражении. При этом закон не содержит явной ссылки на необходимость ­расшифровки ­денежного выражения.

Многие утвержденные формы первичных учетных документов содержат не только строки с указанием сумм, но и строки для их расшифровки прописью. В соответствии с постановлением Госкомстата РФ от 24.03.1999 г. № 20 «Об утверждении порядка применения унифицированных форм первичной учетной документации» удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм не допускается. А это означает, что заполнение реквизитов по указанию сумм и их расшифровка являются обязательными. Порядок заполнения данных реквизитов не установлен. Хотя ­в бухгалтерских ­документах он практически не вызывает затруднений.

Анализируя формы утвержденных первичных учетных документов, можно сделать вывод о том, что в тех документах, где суммы необходимо прописывать, это делается в следующем порядке (см. Пример 1):

  • указывается сумма в цифровом выражении,
  • а затем данная сумма повторяется прописью, при этом копейки обозначаются цифрами.

Хотя ныне действующий закон от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и был принят вслед за Гражданским кодексом, с момента его вступления в силу прошло почти 11 лет. За это время российская экономика изменилась коренным образом.

Благодаря внесению соответствующих изменений в законодательные акты появились новые субъекты бухгалтерского учета (адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность в адвокатском кабинете), расширился круг органов, уполномоченных осуществлять регулирование бухгалтерского учета. Последнее обстоятельство, в свою очередь, явилось следствием ослабления влияния государства на экономику страны и усиления экономической независимости субъектов предпринимательства.

И, наконец, немаловажную роль стало играть и то, что Россия, желая войти в качестве равноправного участника в мировое экономическое сообщество, осуществляет постепенный переход к ведению бухгалтерской и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами (МСФО, US GAAP). Все это нашло свое отражение в проекте нового закона «Об официальном бухгалтерском учете», который находится на рассмотрении в Госдуме.

Но сейчас применительно к рассматриваемой нами теме нам будет интересно одно существенное изменение, которое коснулось первичных учетных документов (т.н. «первички»).

Проект закона возлагает на руководителя организации обязанность по утверждению форм первичных учетных документов. Утверждение осуществляется по представлению лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
В настоящий момент формы первичных учетных документов содержатся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, которые в соответствии с постановлением Госкомстата РФ от 29.05.1998 г. № 57а и Минфина от 18.06.1998 г. № 27н подлежат введению во всех организациях, осуществляющих деятельность на территории нашей страны. Поэтому сейчас экономический субъект вправе утверждать лишь формы тех первичных учетных документов, которые отсутствуют в альбомах унифицированных форм.

По всей видимости, принятие нового закона предполагает отказ от применения унифицированных форм. Каждый экономический субъект будет вправе утверждать формы первичных учетных документов, необходимых для ведения бухгалтерского учета в этом конкретном экономическом субъекте. Непременным условием утверждения и дальнейшего использования таких форм является наличие обязательных реквизитов, перечень которых в целом соответствует содержащимся в пункте 2 статьи 9 действующего закона «О бухгалтерском учете».

При этом в именительном падеже прописью указывается только та часть суммы, которая выражена в рублях. Во избежание приписок первое слово необходимо начинать с большой буквы , а в соответствии с п. 2.9 «Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете», утвержденных Министерством финансов СССР от 29.07.1983 г. № 105 «свободные строки в первичных документах подлежат обязательному прочерку».

Поиск ответа

Всего найдено: 9

Вопрос № 289023

Добрый день, подскажите, пожалуйста, когда нужно писать числительные буквами , а когда цифрами и почему.

Ответ справочной службы русского языка

Одно значные числа (меньше 10) обычно записываются буквами, многозначные — в цифровой форме. Цифровая форма при написании однозначных чисел рекомендуется, когда однозначные целые числа, даже в косвенных падежах, стоят в ряду с дву- и многозначными, а также когда однозначные целые числа образуют сочетание с единицами физических величин, денежными единицами и т. п.

Подробнее о том, как записываются числа, см. в «Справочнике издателя и автора» А. Э. Мильчина, Л. К. Чельцовой.

Вопрос № 277720

Уважаемая Грамота.ру, здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, правила написания в научно-популярном тексте количественных числительных. Например, ” кладоискатели нашли 2 автомата, около 50 гильз, 4 каски. ” Когда правильно использовать цифры, а когда слова? Спасибо за сайт! Лада.

Ответ справочной службы русского языка

Рекомендации есть в “Справочнике издателя и автора” А. Э. Мильчина, Л. К. Чельцовой. Они слишком объемны для цитирования в ответе “Справочного бюро”, но вот одна из рекомендаций: цифровая форма для передачи количественных числительных рекомендуется, когда одно значные числа стоят в ряду с дву- и многозначными. Это как раз Ваш случай.

Вопрос № 276832

Технические правила набора рекомендую отбивать числа 4- или 5-значные? 1000 – отбивка нужна? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

А. Э. Мильчин пишет, что разбиваются пяти значные числа , по некоторым руководствам – также четырехзначные (1 000).

Вопрос № 271944

Добрый день! Почти месяц назад интересовалась, но ответа не получила.

“Вопрос № 265302
Уважаемая Грамота,
Подскажите, пожалуйста, как правильно писать четырех значные числа типа:
4 515 товаров
7 500 об/мин
1 500 тыс. руб.
Верна ли постановка пробела?

Ответ справочной службы русского языка
Да, пробел нужен. Технические правила набора дают указание разбивать на группы много значные числа начиная с 4-значных (по три цифры справа налево). “

Однако нашлось три источника, которые утверждают, что “пробел ставится, начиная с пятизначных чисел”:
Наборные и фотонаборные процессы, М-, 1983, п. 2.3.9
Гиленсон. Справочник художественного и технического редакторов
http://www.artlebedev.ru/kovodstvo/sections/74/

Как же правильно и кому верить?

Ответ справочной службы русского языка

Числа в цифровой форме делят пробелами на группы (по три цифры) справа налево. Технические правила набора дают указание разбивать на группы числа только начиная с 5-значных (см. Наборные и фотонаборные процессы, М., 1983, п. 2.3.9), а «Основные математические обозначения (СЭВ PC 2625—70)» не делают исключения и для 4-значных чисел.

Не разбиваются на группы цифры в числах, обозначающих номер (после знака номера), в марках машин и механизмов, в обозначениях нормативных документов (стандарты, техн. условия). Например: № 89954.

Точку в пробелах между цифровыми группами многозначного числа ставить запрещается.

(А. Э. Мильчин, Л. К. Чельцова, Справочник издателя и автора)

Вопрос № 265302

Подскажите, пожалуйста, как правильно писать четырех значные числа типа:
4 515 товаров
7 500 об/мин
1 500 тыс. руб.
Верна ли постановка пробела?

Ответ справочной службы русского языка

Да, пробел нужен. Технические правила набора дают указание разбивать на группы много значные числа начиная с 4-значных (по три цифры справа налево).

Вопрос № 235146

Подскажите пожалуйста, есть ли правила, в которых говорится – как правильно писать (говорить) трёх значные числа в разных падежах? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Следует склонять все части составных количественных числительных и только последнюю часть составных порядковых числительных. Подробнее в “Письмовнике”: http://spravka.gramota.ru/blang.html?id=242

Вопрос № 230915

Добрый день!
Как лучше писать:
1) «В середине тридцатых годов…» или «В середине 30-х годов…»?
2) «В двадцатом столетии…» или «В ХХ столетии…»?
3) “в сто раз больше. ” или “в 100 раз больше. “?
Есть ли разница между художественными и научными текстами?
Спасибо за ответ

Ответ справочной службы русского языка

Написание числительного в цифровой или словесной форме зависит от типа текста. Приводим основные рекомендации.

В изданиях художественной и близкой ей литератур рекомендуется все числительные писать прописью , поскольку цифры придают тексту деловой вид.

Как исключение цифровая форма предпочтительна в следующих случаях:
1. Когда требуется имитировать документы, письма, вывески, поскольку пропись в них маловероятна и будет нарушать их «подлинность».
2. Когда в авторском тексте (не в прямой речи) приводятся номера домов, учреждений и т. п. и необходимо передать их в том виде, в каком они предстают на бланке, вывеске и т. п.
3. Когда в прямой речи встречается сложный номер и стремятся упростить его чтение.
4. Когда стремятся подчеркнуть (иногда иронически) особую точность чисел.

В изданиях деловой и научной литератур цифровая форма более уместна, особенно в следующих случаях:
1) если одно значные числа (даже в косвенных падежах) стоят в одном ряду с дву- и многозначными: серии из 3, 5, 12 упражнений ;
2) когда однозначные целые числа образуют сочетания с единицами физических величин, денежными единицами: 7 кг., 7 руб. ;
3) для многозначных целых чисел цифровая форма в подавляющем большинстве случаев является предпочтительной.

Словесная форма чисел рекомендуется в изданиях деловой и научной литератур, если одно значные числа стоят в косвенных падежах (не при единицах величин, денежных единицах), напр.: оборудовать лабораторию четырьмя мойками (не 4 мойками ) или если количественное числительное начинает собой предложение: Пять станков размещают (не 5 станков размещают ).

См.: Мильчин А. Э., Чельцова Л. К. Справочник издателя и автора. М., 2003.

Вопрос № 213550

Здравствуйте! Я хотела бы узнать, есть ли какие-либо нормативы в написании числительных от 1000 и выше. Я имею в виду, требуется ли (или допустимо ли, если нет жесткого требования) ставить пробел перед последними тремя, шестью и т. д. символами при написании числительных цифрами. Например: 30000 или 30 000? 1000 или 1 000? 150000000 или 150 000 000? Заранее спасибо за ответ. С уважением, Анна

Ответ справочной службы русского языка

Вот что написано в “Справочнике издателя и автора” Мильчина, Чельцовой. Технические правила набора дают указание разбивать на группы много значные числа начиная с 4-значных (по три цифры справа налево). Точку в пробелах между цифровыми группами ставить запрещается. Например: 1 000, 30 000, 150 000 000.

Вопрос № 203699

Пожалуйста, подскажите! Когда числительные пишутся цифрами, а когда словами Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

При обозначении однозначных чисел словесная форма чисел рекомендуется в следующих случаях: 1. Когда одно значные числа стоят в косвенных падежах не при единицах величин, денежных единицах, так как цифровая форма усложняет чтение. 2. Когда стечение нескольких чисел в цифровой форме может затруднять чтение. 3. Когда количественное числительное начинает собой предложение.
Цифровая форма рекомендуется: 1. Когда однозначные целые числа, даже в косвенных падежах, стоят в ряду с дву- и многозначными. 2. Когда однозначные целые числа образуют сочетание с единицами физ. величин, денежными единицами и т. п.
См. «Справочник издателя и автор» А. Э. Мильчина и Л. К. Чельцовой.

Поиск ответа

Всего найдено: 48

Вопрос № 307873

Здравствуйте! Подскажите, нужна ли запятая в предложении: “Пришлось немного задержаться. Знаешь(, ) почему ?”

Ответ справочной службы русского языка

Если придаточная часть состоит из одного союзного слова, то запятая не ставится.

Вопрос № 307826

Здравствуйте. Почему в сложном предложении “Он не знает о своем долге и почему хозяин посылает своего посыльного к нему” не ставится запятая перед союзом “и”. Какое это предложение: ССП или СПП? Каким правилом объясняется отсутствие запятой? Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Предложение построено неудачно. Не рекомендуется в качестве однородных компонентов использовать член предложения и придаточное предложение (Он не знает (о чем?) о своем долге и (еще о чем? ) почему хозяин посылает своего посыльного к нему). Предложение желательно перестроить, например так: Он не знает о своем долге и о том, почему хозяин посылает своего посыльного к нему. Если предложение перестроить нельзя, то отсутствие запятой можно обосновать правилом об однородных членах предложения, соединенных одиночным союзом и.

Вопрос № 306344

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, правила постановки запятых в выражениях вроде Не знаю (, ) почему ; Расскажи (?) как; По крайней мере (,) пока и т.п. То есть, когда какая-то часть, например, придаточная, сокращена до одного слова. Спасибо за ваш ресурс!

Ответ справочной службы русского языка

Если придаточная часть сокращена до одного только союзного слова, запятая не ставится. Правильно: Не знаю почему. Расскажи как. И т. п.

Вопрос № 304457

Они рассердились, не зная(, ) почему и за что. Если без запятой, то по какому правилу?

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 303818

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, корректна ли постановка запятой в предложении: Неужели не нужно узнать(, ) почему и как.

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 299999

Скажите, пожалуйста, требуется ли запятая перед “почему” в предложении: Вот несколько причин (, ) почему наши тортики – лучшие. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Указанна запятая нужна. Тире не требуется.

Вопрос № 298949

Нужна ли запятая в этом вопросительном предложении: кто-нибудь скажет (, ) почему ?

Ответ справочной службы русского языка

В этом случае запятая не ставится.

Вопрос № 298692

Здравствуйте! Недавно открыл для себя, что по новым правилам в слове “картуз” в косвенных падежах и мн. ч. ударение падает на последний слог: в картузЕ, картузЫ и т. д. Можно ли уточнить, когда и (главное ) почему поменялись правила – ведь раньше ударение было на У (картУзы, в картУзе)? Мне кажется, старая норма привычнее для русской речи.

Ответ справочной службы русского языка

Раньше – это когда? Словарь Ушакова, например, фиксирует ударение на окончании. Так что это и есть старая норма (не изменившаяся).

Вопрос № 297481

1. “Объясните то(, ) почему “. Мне кажется, что выделенная запятая нужна. Но странным кажется отсутствие запятой в “Объясните(, ) почему “. Как так?

Ответ справочной службы русского языка

Во фразе Объясните почему запятая не нужна, так как придаточное предложение, состоящее из одного союза или союзного слова, запятой не отделяется. Вариант с указательным словом то грамматически некорректен, его лучше не употреблять.

Вопрос № 293430

Нужна ли запятая в этих предложениях? Хотите знать (, ) почему ? Позвольте объяснить (, ) почему .

Ответ справочной службы русского языка

Запятые не ставятся, если “почему” – единственное слово в придаточной части предложения.

Вопрос № 292658

“Я только теперь понимаю(, ) почему “. Нужна ли указанная запятая? Заранее благодарен.

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 290323

Добрый день. Возник вопрос: нужна ли запятая в следующем предложении. “Ты знаешь(, ) почему , Джон?”

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 289707

Здравствуйте. Хочется узнать о правилах написания предложений в скобках. Меня интересует, с какой буквы пишутся предложения, ставится ли точка перед закрывающей скобкой. Просмотрел учебники Розенталя, Лопатина, но там получил ответы не на все вопросы касательно этой темы. То, что нужно писать с прописной буквы и ставить точку перед закрывающей скобкой точку при ремарках в пьесах мне понятно. А в обычном тексте — пишется со стройной буквы в скобках и точка после закрывающей скобки. Но например, у того же Лопатину нашел следующие предложение при оформлении перечня:в) принят в учебное заведение и выбывает для продолжения образования или окончил учебное заведение и по путевке направляется на работу. (Закон о всеобщей воинской обязанности. ) Почему предложение, помещенное в скобках пишется с заглавной буквы и в конце ставится точка перед закрывающей скобкой ?

Ответ справочной службы русского языка

Вот цитата из справочника под ред. В. В. Лопатина (раздел “Знаки препинания при вставках”).

Вставная конструкция, будучи самостоятельным предложением или частью текста (ряд предложений), относящаяся к абзацу (текст вставки после открывающей скобки начинается с прописной буквы), выделяется скобками. Перед скобкой, открывающей вставку, ставится необходимый по условиям контекста знак конца предложения. Перед закрывающей скобкой ставится знак, фиксирующий конец вставного предложения: ...Так будет дальновиднее. (У Маслова клокотало в горле, хотя говорит он тихо и даже вяло.) Ничего не изменилось, Екатерина Дмитриевна. Второе: ваш ночной гость сейчас уйдет. Вы хотите спросить — почему я настаиваю на этом? Вот мой ответ. (Он запустил руку в боковой карман засаленного, с оборванными пуговицами, пиджака, вытащил плоский парабеллум и, держа его на ладони, показал Кате.)

Вопрос № 288529

Нужна ли указанная запятая в таком тексте: “Это время всегда добавляется как процент от основного времени. Если непонятно(, ) почему , это мы выясним, когда будем говорить о хронометражах”? Заранее большое спасибо за ответ.

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 288110

Помогите, пожалуйста, разрешить вопросы: 1) Нужна ли запятая: «Мы должны помнить, что(,) если мы хотим стать лучше, но при этом не работаем над собой, значит, с нами что-то не так». 2) Раздельное или слитное написание: «Я хочу быть счастливым от того (оттого), что отдаю и помогаю другим». Спасибо за ваши ответы. 3 ) Почему не нужна запятая (,): “Интересно, что(,) чем больше ошибок мы совершаем, тем больше мы злимся”. Ведь можно убрать “чем больше ошибок мы совершаем” без перестройки предложения. Спасибо за помощь!

Ответ справочной службы русского языка

1. Запятая не нужна, т. к. слово значит – это вторая часть двойного союза если. значит. Если после первого союза следует двойной союз, то запятая на стыке союзов не ставится.

2. Правильно слитное написание.

3. Запятая не нужна, т. к. после первого союза следует двойной союз чем. тем.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: