Цемент ударение в слове на какой слог падает – объяснение

Ударение в слове цемент?

Русский язык | 5 – 9 классы

Ударение в слове цемент.

Цеме́нтударение в слове цемент.

На е падает ударение.

Поставь словах знак ударения завидно красивее звонит статуя цемент столяр жалюзи баловать каталог?

Поставь словах знак ударения завидно красивее звонит статуя цемент столяр жалюзи баловать каталог.

Цемент , хвоя, ворота, щавель, торты?

Цемент , хвоя, ворота, щавель, торты.

В алфавитном порядке выписать слова, где ударения падает на первый слог.

Поставить ударение в словах алфавит, гусеница, магазин, документ, цемент, искра, красивее, продавал, поняла, заняла, продавал, взяла?

Поставить ударение в словах алфавит, гусеница, магазин, документ, цемент, искра, красивее, продавал, поняла, заняла, продавал, взяла.

На какой слог падает ударение в словах СОЗДАЛА ТОРТЫ УГЛУБИТЬ УПРОСТИТЬ ЦЕМЕНТ СРОЧНО?

На какой слог падает ударение в словах СОЗДАЛА ТОРТЫ УГЛУБИТЬ УПРОСТИТЬ ЦЕМЕНТ СРОЧНО!

Поставить знак ударение над ударными гласными : жаворонки, занята, красивее, цемент?

Поставить знак ударение над ударными гласными : жаворонки, занята, красивее, цемент.

Укажите слово с ударением на первом слоге щавель, свекла, цемент, начать?

Укажите слово с ударением на первом слоге щавель, свекла, цемент, начать.

Раставь ударение в словах цемент, столяр, жалюзи , алфавит , балоать , щавель , красивее , звониш , Петербург?

Раставь ударение в словах цемент, столяр, жалюзи , алфавит , балоать , щавель , красивее , звониш , Петербург.

Поставить ударения над ударными гласными Документ, брала, средства, цемент?

Поставить ударения над ударными гласными Документ, брала, средства, цемент.

В каком ( – их) ряду ( – ах) все слова имеют ударение на первом слоге свекла, начать, досуг2) цемент, ( вы) правы, звонит 3) ( вы) правы, свекла, передан4) передан, цемент, свекла?

В каком ( – их) ряду ( – ах) все слова имеют ударение на первом слоге свекла, начать, досуг2) цемент, ( вы) правы, звонит 3) ( вы) правы, свекла, передан4) передан, цемент, свекла.

Укажите слово, в котором ударение падает на первый слог 1) партер 2) начавший 3)цемент 4) шарфы?

Укажите слово, в котором ударение падает на первый слог 1) партер 2) начавший 3)цемент 4) шарфы.

На этой странице находится ответ на вопрос Ударение в слове цемент?, из категории Русский язык, соответствующий программе для 5 – 9 классов. Чтобы посмотреть другие ответы воспользуйтесь «умным поиском»: с помощью ключевых слов подберите похожие вопросы и ответы в категории Русский язык. Ответ, полностью соответствующий критериям вашего поиска, можно найти с помощью простого интерфейса: нажмите кнопку вверху страницы и сформулируйте вопрос иначе. Обратите внимание на варианты ответов других пользователей, которые можно не только просмотреть, но и прокомментировать.

Ударение в слове цемент?

Русский язык | 5 – 9 классы

Ударение в слове цемент.

Цеме́нтударение в слове цемент.

На е падает ударение.

Поставь словах знак ударения завидно красивее звонит статуя цемент столяр жалюзи баловать каталог?

Поставь словах знак ударения завидно красивее звонит статуя цемент столяр жалюзи баловать каталог.

Цемент , хвоя, ворота, щавель, торты?

Цемент , хвоя, ворота, щавель, торты.

В алфавитном порядке выписать слова, где ударения падает на первый слог.

Поставить ударение в словах алфавит, гусеница, магазин, документ, цемент, искра, красивее, продавал, поняла, заняла, продавал, взяла?

Поставить ударение в словах алфавит, гусеница, магазин, документ, цемент, искра, красивее, продавал, поняла, заняла, продавал, взяла.

На какой слог падает ударение в словах СОЗДАЛА ТОРТЫ УГЛУБИТЬ УПРОСТИТЬ ЦЕМЕНТ СРОЧНО?

На какой слог падает ударение в словах СОЗДАЛА ТОРТЫ УГЛУБИТЬ УПРОСТИТЬ ЦЕМЕНТ СРОЧНО!

Поставить знак ударение над ударными гласными : жаворонки, занята, красивее, цемент?

Поставить знак ударение над ударными гласными : жаворонки, занята, красивее, цемент.

Укажите слово с ударением на первом слоге щавель, свекла, цемент, начать?

Укажите слово с ударением на первом слоге щавель, свекла, цемент, начать.

Раставь ударение в словах цемент, столяр, жалюзи , алфавит , балоать , щавель , красивее , звониш , Петербург?

Раставь ударение в словах цемент, столяр, жалюзи , алфавит , балоать , щавель , красивее , звониш , Петербург.

Поставить ударения над ударными гласными Документ, брала, средства, цемент?

Поставить ударения над ударными гласными Документ, брала, средства, цемент.

В каком ( – их) ряду ( – ах) все слова имеют ударение на первом слоге свекла, начать, досуг2) цемент, ( вы) правы, звонит 3) ( вы) правы, свекла, передан4) передан, цемент, свекла?

В каком ( – их) ряду ( – ах) все слова имеют ударение на первом слоге свекла, начать, досуг2) цемент, ( вы) правы, звонит 3) ( вы) правы, свекла, передан4) передан, цемент, свекла.

Укажите слово, в котором ударение падает на первый слог 1) партер 2) начавший 3)цемент 4) шарфы?

Укажите слово, в котором ударение падает на первый слог 1) партер 2) начавший 3)цемент 4) шарфы.

Читайте также:
Как пишется слово число по правилам русского языка

На этой странице находится ответ на вопрос Ударение в слове цемент?, из категории Русский язык, соответствующий программе для 5 – 9 классов. Чтобы посмотреть другие ответы воспользуйтесь «умным поиском»: с помощью ключевых слов подберите похожие вопросы и ответы в категории Русский язык. Ответ, полностью соответствующий критериям вашего поиска, можно найти с помощью простого интерфейса: нажмите кнопку вверху страницы и сформулируйте вопрос иначе. Обратите внимание на варианты ответов других пользователей, которые можно не только просмотреть, но и прокомментировать.

200 слов с правильным ударением, в которых вы, возможно, делаете ошибки

Даже грамотный человек, выучив правила написания слов, может ошибаться в постановке ударений. Правописание некоторые просто зубрят, да и обычно есть время подумать над тем, какую букву поставить в слове. А вот с устной речью ситуация иная – она живая. Вот и появляются самые разные варианты ударений, делая иногда слова и вовсе неузнаваемыми. Давайте разберемся, как правильно произносить некоторые популярные слова, и что стало тому причиной. Заглавной буквой мы выделим ту, на которую и падает ударение в слове.

ЖерлО́

Трудно поверить именно в такую постановку ударения. Но так велят словари – ударение надо делать именно на последний слог. А вот во множественном числе ударение сместится на букву «е». Это правило действует как в отношение жерла вулкана, так и в отношении жерла оружия.

ФетИ́ш

Почему ударение тут падает на последний слог – объяснить просто. Слово это пришло из французского языка, а там именно последний слог оказывается под ударением. Наверняка вы слышали где-то об этом, даже изучая английский язык или испанский. В русском языке оригинальное ударение сохранилось, это даже и хорошо – не придется запоминать очередное исключение из правил. Достаточно лишь помнить происхождение слова.

ЖалюзИ́

Это слово соответствует упомянутому выше правилу. Жалюзи имеет французское происхождение, стало быть, ударение надо ставить на последний слог.

ЧЕ́рпать

Этот глагол происходит от существительного черпак. Такой инструмент предназначен для набора чего-то жидкого или сыпучего. Но с помощью него можно чЕрпать как щебень, так и суп.

СлИ́вовый

Неопытный официант может удивиться тому, что вы заказываете именно слИвовый соус в ресторане. Но только знаток русского языка похвалит вас за верную постановку ударения в этом слове, ведь большинство из нас постоянно делает тут ошибку.

ГрУ́шевый

Давайте закончим с плодами/ягодами. Касающееся производных из сливы правило относится и к грушевым продуктам. Ударение в таких прилагательных тоже надо ставить на первый слог.

СирО́ты

Мало кто знает, что это слово произошло от прилагательного «сирый», которое уже редко и употребляется. Но ударение в слове «сироты» ставить на первый слог просто неграмотно.

НоворождЁнный

Люди часто в этом слове заменяют букве «ё» на «е». Из-за этого легко ошибиться с постановкой ударения. Вот и звучит в повседневной речи слово «новорОжденный». А ведь с «ё» в составе ударный слог очевиден. В русском языке практически всегда интонацией мы делаем акцент на этой букве.

ТанцО́вщица

Предлагаемый словарем вариант выглядит немного скучновато, тогда как в танцовщИце есть нечто задорное, огненное и даже экзотическое. Но все же стоит употреблять слово правильно.

ФлюорогрА́фия

Чего уж стесняться, чаще всего мы вообще заменяем это слово куда более компактным ФЛЮ. Если же кто-то пошлет нас на флюорографИю, то его можно смело поправлять. Обследование лишним не будет, как и знание правильного ударения. А с этим словом даже медики испытывают проблемы.

РефлЕ́ксия

Это слово неправильно произносят даже профессионалы, еще больше увеличивая путаницу. Психологи часто говорят о рефлексИи, но все же стоит поверить в этом вопросе орфографическому словарю.

ПрибылА́, но прИ́были

Этот глагол вполне соответствует правилу постановки ударения на приставку, если слово мужского или среднего рода или на окончание, если оно в женском. А вот во множественном числе ударение приходится на приставку.

О́трочество

Это слово мы произносим все реже и реже, возвращаясь к нему разве что на уроках литературы. Но все же стоит знать, как правильно называть одну из повестей Льва Толстого.

КровоточА́щий

Если в беседе с настоящим филологом ошибочно поставить ударение в этом слове, то у него явно что-нибудь начнет кровоточить.

Читайте также:
Шарфы ударение как ставить - правильное произношение слова

КУ́хонный

У каждой семьи есть кухня и что-то кухонное. Но правильно ли мы называем эти вещи? Мойдодыр Чуковского, обидевшись на свое неверное свое произношение, наверняка бы погнался бы за невежами.

ВероисповЕ́дание

Это слово такое длинное и с таким множеством слогов, что ошибиться можно как в его написании, так и в его произношении. Если возникают сомнения, то стоит вспомнить инфинитив глагола «исповЕдовать».

ЗавИ́дно

Чувство зависти возникает у каждого из нас. Неплохо было бы в точности знать, как уметь его описывать.

ОбеспЕ́чение

Существует простое правило, которое позволит легко запомнить правильное ударение в этом слове. Если в нем просматривается печЕнье (обеспечЕнье), то вы сместили акцент явно не в ту сторону.

ДиспансЕ́р

Никаких диспАнсеров в природе не существует, в этом слове ударение надо ставить на последний слог.

ВручИ́т

Не стоит дожидаться, что вам кто-то врУчит награду за грамотность при использовании такого слова. Так говорить – ошибочно.

ХодА́тайство

Неверный вариант с ходатАйством встречается в нашей речи чуть ли не чаще, чем правильный. Но словарь однозначно указывает, как именно надо употреблять это слово. Ударение следует ставить на второй слог.

КвартА́л

С этим словом связан один из главных мифов в области ударений в русском языке. Почему-то считается, что при упоминании части года надо говорить квАртал, а при разговоре о части города – квартАл. Но в реальности все проще – ударение следует ставить на последний слог вне контекста использования слова.

ДоговО́р

Это слово очень популярное, что и приводит к постоянным ошибкам в постановке в нем ударений. В бытовой речи еще можно выделять первый слог, ведь такой вариант встречался даже в словарях прошлого века. Но если мы хотим считаться грамотными людьми, то в любых обстоятельствах нужно говорить «договОр».

ВероисповЕ́дание

Статья 28 Конституции Российской Федерации есть статья, которая гарантирует свободу вероисповЕдания. Надо знать не только свои права, но и как правильно произносить их название.

ФенО́мен

Здесь мы имеем дело со сложным вопросом. Произношение некоторых слов надо просто выучить наизусть и не задумываться о причинах постановки ударения в это место. Из этого числа как раз «феномен». В словарях можно даже найти разное объяснение употребления слова. «ФенОмен» считается научным термином, а вот при указке на какого-то человека с выдающимися талантами или способностями уже можно говорить как фенОмен, так и феномЕн. Но предпочтительным все же считается вариант с ударением на второй слог в любом значении слова. Вы можете стать настоящим фенОменом, правильно выбирая произношение слов.

КаталО́г

Сегодня каталоги товаров переместились в интернет-магазины, а проблема с произношением осталась прежней. Времена меняются, а слово и в прошлом, и теперь следует произносить правильно – каталОг.

В аэропО́ртах

Любой из путешественников немало времени проводит в аэропортах. Но как правильно произносить это слово? Подход здесь примерно такой же, как и с другими словами во множественном числе: «тортов», «шарфов» и «бантов». Так хочется поставить ударение на последний слог, уж больно естественным это кажется! Но мы хотим вас предостеречь! Правильно говорить: «у аэропОрта», «в аэропОртах». Если же требуется обозначить внутреннее местонахождение, то оно будет в аэропортУ. На конце окажется ударная буква «у».

КрасИ́вее

Комплименты любят слушать все, но они должны быть искренними и звучать грамотно. Очевидно, что в прилагательном «красивый» ударение падает на второй слог. Оно сохраняется там и при употреблении в кратких формах и в сравнительной степени – запомнить это просто. А в речи и письме к тому же нельзя ставить «й» в конце этого слова – никакого «красивей».

ОдноврЕ́менно и ОдновремЕ́нно

Наречие одновременно подобно прилагательному одновременный – ударение тут можно ставить и на третий, и на четвертый слог. Оба эти варианта считаются допустимыми и равноправными. Даже драматург Е.Гришковец упомянул об этом явлении в своей пьесе «Одновременно».

Существует словарь «Русское словесное ударение» от М. В. Зарвы, рекомендуемый для сотрудников прессы. Там правильным вариантом называют «одноврЕменно». Аналогичного мнения придерживаются старые словари Даля и Долопчева. А вот в современных «Орфоэпическом словаре русского языка» и «Словаре трудностей русского языка» говорится о двух допустимых формах произношения, разрешив и «одновремЕнно». А вот говорить «одновремЁнно» уж точно не стоить. И если вы принципиально хотите выбрать один вариант, то уж предпочтите канонический «одноврЕменно».

Читайте также:
Росла как пишется - разбор слова, объяснение правила

И еще немного распространенных слов:

А

агЕнт
агронОмия
акрОполь
алкогОль
алфавИт
Амфора
анАлог
анАтом
анонИм
апокАлипсис
арАхис
арЕст
аргумЕнт
асимметрИя
астрОлог
астронОм
атмосфЕра
афЕра
аэропОрты, им.п. мн.ч.

Б

бАнты, им.п.мн.ч
бАржА
бОроду, вин.п.ед.ч.
бУнгало
балОванный, прич.
балУясь
баловАть
блАговест
блуднИца
бралА
бралАсь
бухгАлтеров, род.п. мн.н
бюрокрАтия

В

вЕрба
вЕчеря
вОвремя
вОгнутый
валовОй
вандАлы
вдовствО
вернА
вероисповЕдание
вероисповЕдание
ветеринАрия
взАпуски
взапертИ
взялА
взялАсь
включЁн
включЁнный
включИм
включИт
включИшь
влилАсь
водопровОд
воздухопровОд
ворвалАсь
воспринялА
воспроизведЕние
воссоздалА
вручИт
втрИдорога
вчистУю

Г

гЕнезис
гЕрбовый
газопровОд
гастронОмия
гегемОния
гипОтеза
гналА
гналАсь
гомеопАтия
граждАнство
граждАнство
грошОвый

Д

дОверху
дОгмат
дОнизу
дОсуха
дОсыта
давнИшний
дефИс
дефИс
диалОг
диспансЕр
диспансЕр
добелА
добралА
добралАсь
довезЁнный
договОр
договорЁнность
дождалАсь
дозИровать
дозвонИтся
дозвонЯтся
докраснА
докумЕнт
докумЕнт
донЕльзя
донЕльзя
досУг
досУг
дотрОнуться
дремОта
духовнИк

Е

евАнгелие
еретИк
еретИк

Ж

жалюзИ
жалюзИ, ср.р.и мн.ч.
ждалА
жилОсь

З

зАгнутый
зАгодя
зАгодя
зАнял
зАняло
зАнятый
зАсветло
зАтемно
завИдно
завИдно
завсегдАтай
задОлго
закУпорив
закУпорить
закУпорить
занялА
занятА
запертА
запломбировАть
заселЁн
звалА
звонИм
звонИт
звонИшь
зимОвщик
злОба
знАмение
знАчимость
знАчимый
зубчАтый

И

Издавна
Иконопись
Иксы
Искоса
Искра знания и искрА зажигания
Исстари
Исстари
игУмен
идеОлог
иерОглиф
изОгнутый
избалОванный
избаловАть
издрЕвле
изобретЕние
импЕрский
инАче
инсУльт
инстИнкт
исключИт
искривИться
исчЕрпать

К

кАмбала
кАшлянуть
кОнусы,кОнусов
кУхонный
кУхонный
каталОг
каталОг
каучУк
квартАл
квартАл
кедрОвый
киломЕтр
киломЕтр
клАла
клЕить
клЕить
коклЮш
корЫсть
корЫсть
кормЯщий
крАлась
крАны
красИвее
красИвейший
кремЕнь
кремЕнь
кренИтся
кровоточАщий
кровоточИть

Л

лЕкторы,лЕкторов род.п. мн.ч.
лгалА
лилА
лилАсь
ловкА
ломОта
ломОть
лубОчный
лыжнЯ

М

мАркЕтинг (допустимы оба ударения)
мЕльком
мЕстностей род.п. мн.ч
магазИн
мастерскИ
медикамЕнты
метонИмия
мозаИчный
молОх
молЯщий
монолОг
мусоропровОд
мусоропровОд
мытАрство

Н

нАискось
нАчал
нАчали
нАчатые-убрать
нАчатый
нЕдруг
нЕнависть
нЕнецкий
нОвости,новостЕй
нОгтя, род.п ед.ч.
наОтмашь
навЕрх
навралА
наговОр
надОлго
наделИт
надорвалАсь
нажИвший
нажИлся-убрать
нажитА
назвалАсь
назлО
накренИт
налИвший
налилА
налитА
намЕрение
намЕрение
нанЯвшийся
нарОст
нарОст
нарвалА
насорИт
начАв
начАвший
начАвшись
начАть
начАть
началА
недУг
незадОлго
некролОг
некролОг
ненадОлго
ненадОлго
несказАнно
нефтепровОд
низИна
низведЁн
новоприбЫвший
новорождЁнный

О

обеспЕчение
обеспЕчение
обетовАнный
обзвонИт
облегчИт
облегчИть
облегчИть
облилАсь
обнаружЕние
обнялАсь
обогналА
ободрЁн
ободрЁнный
ободрИть
ободрИть
ободрИшься
ободралА
ободренА
обострЁнный
обострИть
объезднОй
одОбренный
одолжИт
озвУчение
озлОбить
озлОбленный
ознакОмленный
оклЕить
окружИт
опОшлят
оперИться
опломбировАть
определЁн
оптОвый
оптОвый
освЕдомить
освЕдомиться, освЕдомишься
осведомлЁнный
остриЁ
осужденА
отбылА
отдАв
отдалА
откУпорил
откУпорить
отключЁнный
отозвалА
отозвалАсь
оторвалА
Отрочество
оценЁнный

П

пАсквиль
пЕтля
пОнял
пОручни
пОстриг
пУстошь
пУстынь
партЕр
патриАрхия
перезвонИт
перекрОенный
перелилА
петлЯ
пиццерИя
плЕсневеть
платО
плодоносИть
пломбировАть
поИмка
повторЁнный
повторИт
поделЁнный
подзаголОвок
поднЯв
подрОстковый
подчистУю
позвалА
позвонИт, позвонИшь
поискОвый
полилА
положИл
положИть
полтергЕйст
понЯв
понЯвший
понялА
портфЕль
послАла
прИбыл
прИбыло
прИкус
прИнял
прИняли
прИнятый
приручЁнный
предвосхИтить
премировАть
прибЫв
прибылА
приговОр
придАное
призЫв
принУдить
принУдить
принЯть
приручЁнный
прогИб
прожИвший
прозорлИва
проторЁнный
процЕнт
процЕнт
псевдонИм
пулОвер
пургА
путепровОд

Р

рАджа
рАпорт
рОвненько
рОзги
развитОй
ракУшка
рвалА
РевЕнь

С

сЕтчатый
сОгнутый
сОгнутый
сОздало
сабО
свЁкла
свЁкла
сверлИт
сверлИшь
сегмЕнт
сирОты
слИвовый
снялА
снятА
созЫв
созЫв
создАвший
создАл
создалА
создалА
созданА
сорИт
сосредотОчение
срЕдства,им.п.мн.ч.
срЕдствами
стАтуя
столЯр
столЯр

Т

тАинство
тОртов
тОрты
тОтчас
тУфля
табУ
тамОжня
танцОвщица
твОрОг (двойное ударение)
тигрОвый
толИка
тошнотА
трУбчатый
трубопровОд

У

убралА
убыстрИть
углубИть
углубИть
уговОр
узаконЕние
украИнский
укрепИт
умЕрший
упрОчение

Ф

факсИмиле
фенОмен (необычное явление)
феномЕн (выдающийся человек)
фетИш
флюорогрАфия

Х

Ц

цЕнтнер
цемЕнт
цепОчка

Ч

Ш

Щ

щЁлкать
щИколотка
щавЕль
щемИт

Конспект занятия по обучению грамоте «Ударение» (подготовительная группа)

Наталия Чернышова
Конспект занятия по обучению грамоте «Ударение» (подготовительная группа)

ЗАНЯТИЕ №8.

Тема. Ударение.

Цель: дать понятие об ударении; вырабатывать умение выделять ударение в словах; на примерах показать роль ударения; познакомить с условным обозначением ударения.

Оборудование: предметные картинки, игрушки, карточки – схемы.

Ход занятия:

Воспитатель: Сейчас, все внимание на меня. Возьмите друг друга за руки. Улыбнитесь друг другу.

1. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО НА ПЕДЫДУЩЕМ ЗАНЯТИИ

1. БЕСЕДА. (В беседе активное участие принимает игрушка – Мишутка и Буратино)

– С чем мы познакомились на прошлом занятии?

– Как вы делите слова на слоги?

Чтобы определить количество слогов в слове,нужно:

ПЕРВЫЙ СПОСОБ – представить себя болельщиком на стадионе и проговорить слово.

ВТОРОЙ СПОСОБ – простучать слово карандашом по столу или прохлопать слово и сосчитайте хлопки.

ТРЕТИЙ СПОСОБ – расположить кисть руки чуть ниже подбородка и сосчитать сколько раз подбородок коснулся вашей руки.

Читайте также:
Что такое глагол, ✔️на какие вопросы отвечает, глагольные формы и виды глаголов в русском языке, что такое значимые части глаголов, разряды, значение, признаки

– Разделите свои имена на слоги.

1. Игра «Рассели в домики».

-А сейчас поиграем. Я буду давать вам картинки, а вы будите им находить домики-схемы.

• Чтобы поселить предмет в домик нужно сосчитать сколько слогов в названии этого предмета, а затем нужно выбрать тот прямоугольник –«домик», который разделён на столько частей, сколько в слове слогов.

-Посмотрите на картинку. Что вы видите? Назовите. Определим количество слогов.

Чтобы определить количество слогов в слове, есть ещё один способ. Вы располагаете кисть руки чуть ниже подбородка. Деля слово на слоги, вы следите за тем, сколько раз подбородок коснулся вашей руки.

Что обозначают эти схемы?

(Воспитатель показывает разные схемы.)

Назвали все картинки по порядку,

Теперь всех приглашаю на зарядку.

Мелкие шажки – раз, два, три,

Легкие прыжки – раз, два, три.

Вот и вся зарядка – раз, два, три,

Легкая посадка – раз, два, три.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы правильно определим количество слогов.

. 2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ

На этом занятии мы узнаем, что такое ударение и как определить ударный слог. Для этого мы отправимся в лес

. 3. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА —Произнесите слово мама. Разделим это слово на слоги. (Вызванный ребёнок произносит слово по слогам.)

Назовите первый слог, назовите второй слог. А теперь ещё раз послушайте и скажите, какой из этих двух одинаковых слогов я произнесу с большей силой – первый или второй.

(воспитатель несколько раз произносит слово, усиленно акцентируя ударный слог.

Для того чтобы дети безошибочно определяли ударный слог, слово следует произносить слитно, естественно, единым голосовым потоком. Нельзя при этом делить его на слоги. Слово, разделённое на слоги, теряет ударение, поскольку сила голоса распределяется почти равномерно между слогами. Поэтому операции по слогоделению и определению ударного слога нельзя объединять в одну.)

Дети также произносят слово мама. Делается вывод, что в нё сильнее произноситься первый слог.

Воспитатель рисует на доске схему слова с ударным первым слогом.

– Сильнее произносимый слог, – объясняет воспитатель, – называется ударным. По нему мы как бы ударяем голосом, и он произносится сильнее, чем другие.

Ударение в слове вы буде обозначать маленькой чёрточкой, которую будем ставить на схеме над ударным слогом.

Ударный слог, ударный слог,

Он назван так недаром.

Эй, невидимка – молоток,

Отметь его ударом!

И молоток стучит, стучит,

И чётко речь моя звучит.

Работа с картинками.

– Найдите схему, в которой ударение обозначено на первом (втором, третьем) слоге. Найдите и поднимите изображение того предмета, в котором ударение падает на первый (второй, третий) слог.

(Воспитатель обращает внимание детей на то, что ударение может быть только в словах с двумя, тремя, четырьмя и более слогами. Если в слове один слог, ударение не ставят, ведь ударный слог – это более сильный, а здесь он всего один. Воспитателю нужно подбирать рисунки. На которых изображения предметов соответствуют словам с простыми слогами – слияниями,без смягчения согласных: лисица, корова и т. д.).

А теперь послушайте слова и скажите, какой из трёх слогов у них ударный: телёнок, ягнёнок, козлёнок, и т. д.)

(Все слова с ударным вторым слогом).

А что ещё можно сказать об этих словах? Что между ними общего?

(Все они называют детёнышей животных)

едленно проговорите слово рыба. Простучите его карандашом по столу. Прохлопайте это слово. Сосчитайте хлопки. Сколько получилось?

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ

2. Физкультминутка «Слоговички- попрыгунчики»

Я называю слова, а вы должны, проговаривая слова по слогам, столько же раз прыгнуть.

Составим слоговые схемы к слову замок (гвоздики, мука).

Ударение помогает нам различать отдельные слова.

6 .ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Игра «Французы».

В русском языке ударение может падать на любой слог. А вот во французском языке ударение всегда падает на последний слог. Представьте, что вы французы и по – русски говорить не умеете. Вы повторяете слово, сказанное мной, но ударение ставите на последний слог.Например: я говорю «рыба», а француз говорит «рыба».

7. Итог занятия

-Что нового вы узнали на занятии?

-Для чего нужно уметь ставить ударение в словах?

Попробуйте дома поиграть с родными в игру «французы».

Читайте также:
Забрала ударение падает на второй или третий слог?

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Ударение. Ударение – это тот музыкальный тон, на который настраивается слово. [cut=Читать далее. ]тот “голос”, по которому мы узнаем слово. Все.

ЦЕМЕНТ

Смотреть что такое ЦЕМЕНТ в других словарях:

ЦЕМЕНТ

(substantia ossea) — есть особое вещество, представляющее собой видоизменение костного вещества и покрывающее тонким слоем корень зуба на всем его протяжении. Ц. состоит из плотного, пропитанного солями извести основного вещества, в котором нельзя ясно различить костных пластинок (см. Ткани, костная ткань), и в самых тонких местах кажется совершенно однородным. В этом веществе располагается множество больших, неправильной формы щелей — костных щелей, количество которых увеличивается по направлению от основания к верхушке корня зуба, причем от каждой щели отходят во все стороны многочисленные весьма тонкие канальцы — костные канальцы. Последние пронизывают основное вещество Ц. в разных направлениях и, соединяясь между собой, образуют густую сеть.В костных щелях помещаются большие костные клетки со множеством отростков, располагающихся в костных канальцах. Гаверсовы каналы в Ц. отсутствуют, чем, между прочим, он отличается от основного вещества кости; они встречаются лишь у старых субъектов. Шарпеевские волокна находятся в Ц. в обильном количестве. С зубной луночкой Ц. связывается при помощи особенной, богатой кровеносными сосудами и нервами соединительнотканной оболочки, которая носит название надкостницы корня зуба. Что касается развития Ц., то он происходит из надкостницы зубной луночки в то время, когда коронка зуба вполне развилась и уже начинает образоваться корень зуба (подробности см. Зубы).

Ц. зубов по своему филогенетическому и онтогенетическому происхождению соответствует основной пластинке плакоидных чешуй (см.), представляющих собой гомолог прочих частей зуба. В простых конических зубах он одевает нижнюю часть зуба кругом, но в более сложных зубах он может представлять иное распределение. В тех случаях, когда происходит слияние зубов, как это имеет место у некоторых костистых (Scarus) и двудышащих рыб, соединяются цементные части зубов, и они-то и дали начало покровным костям (см. Позвоночные). Иногда зачаток зуба всецело состоит только из одного Ц., как, напр., свойственные некоторым млекопитающим рудименты зубов так назыв. предмолочного поколения. Если эмалевая поверхность зубов образует вдающиеся в дентин складки, как, напр., у лабиринтодонтов между ископаемыми амфибиями, а также некоторых у млекопитающих, то складки эти заполняются Ц. Резцы лошади имеют на своем свободном конце глубокое воронкообразное углубление эмали, заполненное Ц. Постепенное стирание зуба, естественно, отзывается на величине разреза этого углубления, что и позволяет судить о возрасте лошади. У слонов и мамонта углубления между поперечными складками эмали и дентина на свободной поверхности зуба тоже заполнены Ц., и при стирании зуб на разрезе представляется состоящим из вертикальных пластинок, которые образованы внутренней прослойкой дентина и наружной каемкой эмали и соединены между собой Ц. То же, в сущности, наблюдается и на бугорчатых коренных зубах копытных, у которых промежутки между бугорками заполнены Ц. При стирании бугорка получается в разрезе площадка дентина весьма различной формы, окаймленная эмалью, а между этими площадками находится промежуточный слой Ц. У хоботных эти площадки имеют только форму весьма вытянутых поперек зуба (по отношению к продольной оси животного) пластинок. У мастодонтов, вероятных предков современных хоботных, вместо поперечных пластинок находим поперечные ряды из нескольких бугорков каждый.

ЦЕМЕНТ

IЦеме́нт (нем. Zement, от лат. caementum — щебень, битый камень) собирательное название искусственных неорганических порошкообразных вяжущих мат. смотреть

ЦЕМЕНТ

ЦЕМЕНТ, -а (-у), м. Порошкообразный вяжущий материал, входящий в составбетона, железобетона и строительных растворов. II прил. цементный, -ая, -ое-

ЦЕМЕНТ

цемент м. 1) а) Минеральное порошкообразное вещество, которое при смешивании с небольшим количеством воды образует однородную пластичную массу, способную с течением времени превращаться в камневидное тело. б) перен. Нечто связующее, скрепляющее, объединяющее кого-л., что-л. 2) Костная ткань, покрывающая корень и шейку зуба.

ЦЕМЕНТ

ЦЕМЕНТ

цемент минералит, хлеб новостроек, альболит Словарь русских синонимов. цемент сущ., кол-во синонимов: 22 • альболит (1) • армоцемент (1) • белит (3) • висцин (2) • гельцемент (1) • гипсоцемент (1) • гунит (1) • зандцемент (1) • кал (23) • клингерит (1) • мент (30) • минералит (1) • перлитоцемент (2) • романцемент (2) • спеццемент (1) • суперцемент (1) • файрфрекс (1) • хлеб новостроек (1) • чунпан (1) • шлакопортландцемент (1) • шлакосиликатцемент (1) • шлакоцемент (1) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: альболит, армоцемент, белит, висцин, гельцемент, гипсоцемент, гунит, зандцемент, кал, клингерит, мент, минералит, перлитоцемент, романцемент, спеццемент, суперцемент, файрфрекс, хлеб новостроек, чунпан, шлакопортландцемент, шлакосиликатцемент, шлакоцемент. смотреть

Читайте также:
Паронимы - определение, значение слов, классификация

ЦЕМЕНТ

ЦЕМЕНТ (нем. Zement, от лат. caemen-tum – щебень, битый камень), собирательное назв. искусств, неорганич. порошкообразных вяжущих материалов, пре-им. смотреть

ЦЕМЕНТ

“ЦЕМЕНТ”, ежемесячный науч.-технич. и производств, журнал, орган Мин-ва пром-сти строит. материалов СССР. Издаётся в Ленинграде. Основан в 1901 (до 1. смотреть

ЦЕМЕНТ

ЦЕМЕНТ зубной, специфическая костная ткань, покрывающая корень и шейку зуба млекопитающих и человека. Служит для плотного закрепления зуба в костной . смотреть

ЦЕМЕНТ

Цемент (substantia ossea) — есть особое вещество, представляющее собой видоизменение костного вещества и покрывающее тонким слоем корень зуба на всем его протяжении. Ц. состоит из плотного, пропитанного солями извести основного вещества, в котором нельзя ясно различить костных пластинок (см. Ткани, костная ткань), и в самых тонких местах кажется совершенно однородным. В этом веществе располагается множество больших, неправильной формы щелей — костных щелей, количество которых увеличивается по направлению от основания к верхушке корня зуба, причем от каждой щели отходят во все стороны многочисленные весьма тонкие канальцы — костные канальцы. Последние пронизывают основное вещество Ц. в разных направлениях и, соединяясь между собой, образуют густую сеть. В костных щелях помещаются большие костные клетки со множеством отростков, располагающихся в костных канальцах. Гаверсовы каналы в Ц. отсутствуют, чем, между прочим, он отличается от основного вещества кости; они встречаются лишь у старых субъектов. Шарпеевские волокна находятся в Ц. в обильном количестве. С зубной луночкой Ц. связывается при помощи особенной, богатой кровеносными сосудами и нервами соединительнотканной оболочки, которая носит название надкостницы корня зуба. Что касается развития Ц., то он происходит из надкостницы зубной луночки в то время, когда коронка зуба вполне развилась и уже начинает образоваться корень зуба (подробности см. Зубы). А. Догель. Ц. зубов по своему филогенетическому и онтогенетическому происхождению соответствует основной пластинке плакоидных чешуй (см.), представляющих собой гомолог прочих частей зуба. В простых конических зубах он одевает нижнюю часть зуба кругом, но в более сложных зубах он может представлять иное распределение. В тех случаях, когда происходит слияние зубов, как это имеет место у некоторых костистых (Scarus) и двудышащих рыб, соединяются цементные части зубов, и они-то и дали начало покровным костям (см. Позвоночные). Иногда зачаток зуба всецело состоит только из одного Ц., как, напр., свойственные некоторым млекопитающим рудименты зубов так назыв. предмолочного поколения. Если эмалевая поверхность зубов образует вдающиеся в дентин складки, как, напр., у лабиринтодонтов между ископаемыми амфибиями, а также некоторых у млекопитающих, то складки эти заполняются Ц. Резцы лошади имеют на своем свободном конце глубокое воронкообразное углубление эмали, заполненное Ц. Постепенное стирание зуба, естественно, отзывается на величине разреза этого углубления, что и позволяет судить о возрасте лошади. У слонов и мамонта углубления между поперечными складками эмали и дентина на свободной поверхности зуба тоже заполнены Ц., и при стирании зуб на разрезе представляется состоящим из вертикальных пластинок, которые образованы внутренней прослойкой дентина и наружной каемкой эмали и соединены между собой Ц. То же, в сущности, наблюдается и на бугорчатых коренных зубах копытных, у которых промежутки между бугорками заполнены Ц. При стирании бугорка получается в разрезе площадка дентина весьма различной формы, окаймленная эмалью, а между этими площадками находится промежуточный слой Ц. У хоботных эти площадки имеют только форму весьма вытянутых поперек зуба (по отношению к продольной оси животного) пластинок. У мастодонтов, вероятных предков современных хоботных, вместо поперечных пластинок находим поперечные ряды из нескольких бугорков каждый. В. М. Ш.

ЦЕМЕНТ

ЦЕМЕНТ(нем. Cement, от лат. caementum – известковый раствор). Известковая смесь, употребляемая, как связующее вещество при каменных постройках.Словарь . смотреть

Постановка ударения в словах

Ударение в современном русском языке строго определено для большинства слов, иначе говоря, находится всегда на одном и том же месте. Так, например, в предложении Над седой равниной моря ветер тучи собирает, взятом из «Песни о буревестнике» М. Горького, семь слов. Ни в одном из этих слов невозможно перенести ударение на какой-нибудь другой слог. Даже изощренный во всяких словесных вывертах человек не сумеет произнести эти слова с неверным ударением.

Читайте также:
Однокоренные слова - разбор по составу, примеры предложений

Если взять какой-нибудь словарь и просмотреть все его разделы от «А» до «Я», то можно убедиться в том, что устойчивость, неизменяемость ударения в словах вообще присуща русскому языку. Однако при более внимательном рассмотрении словаря мы находим довольно большое количество слов, составляющих исключение из общего правила, то есть допускающих возможность переноса ударения с одного слога на другой.

Вот некоторые из таких слов: дЕвичий и девИчий, издалекА и издалЁка, мИнуло и минУло, мЫшление и мышлЕние, прОсека и просЕка.

Чтобы понять причины, лежащие в основе подобных явлений, необходимо разобраться в особенностях русского ударения и прежде всего в том, что принято называть его разноместностью.

Разноместность русского ударения характеризуется тем, что оно может падать на любой слог слова: мАльчик, машИна, самолЁт, сторожевОй и на разные его морфологические элементы — на приставку, на корень, на суффикс, на окончание: прИгород, телЕга, меховщИк, молокО.

Разноместность ударения в современном литературном языке используется для различения некоторых слов по смыслу: Атлас и атлАс, зАмок и замОк, пАхнуть и пахнУть и т. п., а также для различения грамматических форм одного и того же слова, например: мЕли — множественное число от существительного мель и мелИ — повелительное наклонение от глагола молоть и т. д.

В некоторых случаях изменение места ударения не образует ни нового слова, ни новой грамматической формы. Тогда возникают колебания, и многим из нас приходится думать о том, как сказать: Угля или углЯ, гУся или гусЯ, и т. п.

В разговорной речи число отклонений от места ударения в словах бывает иногда столь велико, что вызывает тревогу и недоумение. В чем же причины этих отклонений?

Одной из причин считается влияние на постановку ударения так называемого закона аналогии, по которому один тип ударений воздействует на другой. Так, например, у целого ряда существительных женского рода 1-го склонения типа спина, которые имеют во всех падежах единственного числа ударение на окончании и переносят его в винительном падеже на основу, образуется под влиянием аналогии форму винительного падежа с неправильным ударением на окончании (спинУ, боронУ, щекУ, ногУ, головУ и т. д.).

Другой весьма существенной причиной, вызывающей отклонения в ударении, является влияние на литературный язык диалектов (местных территориальных говоров). Так, например, влиянием северорусских говоров, в которых существует тенденция к переносу ударения на приставку, можно объяснить такие отклонения, как дОговор, зАвеса, нАпасть, прИговор, рЕмень и т. д. Южнорусские говоры дают отклонения в именительном падеже множественного числа существительных: выборА, желудЯ, дочерЯ, лошадЯ, матерЯ, средствА и др. и в прошедшем времени мужского и женского рода: понЯл, поднЯл, пробЫл, взЯла, брАла, дАла, спАла и т. д. Некоторое влияние на литературное ударение оказывает бытовая разговорная лексика (просторечие); полОжил, предлОжил, звОнишь, красивЕе, а также отдельные слова из речи моряков, шоферов, свекловодов, бухгалтеров, почтальонов, нефтяников и др. (компАс, рапОрт, свеклА, квАртал, дОставка, подошвА, кАучук).

И, наконец, третьей причиной, вызывающей колебания в ударении, надо считать наличие в нашем языке большого количества иностранных (заимствованных слов) и стремление к русифицированию этих слов путем постановки в них ударения по аналогии с похожими русскими или достаточно обрусевшими словами. Так, например, неправильная форма родительного падежа слова бамбУк — бамбукА (вместо бамбУка) появилась под влиянием примерно таких форм, как барсУк — барсукА. Читая газеты и книги, просматривая интернет, где ударение обычно не обозначается, некоторые люди запоминают иностранное слово с ударением; свойственным подобным словам в русском языке. К результате чего получается цЕмент (вместо правильного цемЕнт), прОцент (вместо процЕнт) и т. п.

Трудности, связанные с ударением в русском литературном языке, не исчерпываются его разноместностью. Они порождаются еще и тем, что ударение в одних категориях русских слов бывает неподвижным, а в других — подвижным. Неподвижность ударения характеризуется тем, что при образовании грамматических форм оно остается всегда на одном и том же месте, например: рАдость, рАдости, рАдостью, рАдостей, рАдостям, рАдостях; плывУ, плывЁшь, плывЁт, плывЁм, плывЁте, плывУт; прилЕжен, прилЕжна, прилЕжно, прилЕжны. При подвижном ударении наблюдается совершенно иная картина. Здесь при образовании новых грамматических форм ударение может перемещаться с одного слога на другой или же с одной части слова на другую, например: головА, головЫ, гОлову, голОв; люблЮ, лЮбишь, лЮбим, лЮбите, лЮбят; смЕл, смелА, смЕло, смЕлы.

Читайте также:
Диктанты по русскому языку для 6 класса 4 четверть, проверочные словарные

Ошибки, возникающие в связи с этой особенностью ударения в русском языке, встречаются преимущественно в речи людей, плохо знающих законы грамматики. Рассмотрим некоторые из этих ошибок.

Известно, что у ряда существительных в именительном падеже множественного числа ударение падает на основу, а в остальных формах множественного числа — на окончание. А между тем многие произносят кАмнями вместо камнЯми, вОлками вместо волкАми, звЕрями вместо зверЯми, мАтерями вместо матерЯми и т. д.

Ряд существительных женского рода на -а образует особую форму винительного падежа с переносом ударения на основу. Однако многие произносят неправильно: зимУ, доскУ, горУ, стенУ, спинУ, землЮ (вместо зИму, дОску, гОру, стЕну, спИну, зЕмлю).

В глаголах необоснованный перенос ударения с одного места на другое иногда придает словам архаичный (устарелый) оттенок: дарИшь, варИшь, вертИшь, катИшь (вместо современных дАришь, вАришь, вЕртишь, кАтишь). Особенно большое количество ошибок, связанное с неправильным переносом ударения в слове, наблюдается при употреблении большой группы глаголов, имеющих ударение на основе во всех формах, кроме женского рода. Результатом такого переноса мы имеем знаменитые взЯла, брАла, дАла, спАла, а также отнЯли, понЯли, принЯли и т. п. Чтобы не ошибаться в постановке ударений в глаголах этого типа, надо почаще думать о них или лучше всего хорошенько запомнить:

  • Брал, бралА, брАло, брАли;
  • взял, взялА, взЯло, взЯли;
  • внял, внялА, внЯло, внЯли;
  • гнал, гналА, гнАло, гнАли;
  • дал, далА, дАло, дАли;
  • дОнял, донялА, дОняло, дОняли;
  • зАнял, занялА, зАняло, зАняли;
  • нАнял, нанялА, нАняло, нАняли;
  • Отнял, отнялА, Отняло, Отняли;
  • нАчал, началА, нАчало, нАчали;
  • пОнял, понялА, пОняло, пОняли;
  • прИнял, принялА, прИняло, прИняли.

Большие неприятности при постановке ударения доставляют нам краткие прилагательные без суффиксов или с суффиксами -н-, -л-, -к-, -ок, которые имеют обычно неподвижное ударение на первом слоге во всех формах, кроме единственного числа женского рода. Мы часто сомневаемся, как сказать, например: бОйка или бойкА, вЕсела или веселА, жИва или живА. Здесь тоже нельзя обойтись без «зубрежки». Поэтому сделаем над собой некоторое усилие и запомним:

  • бОек, бойкА, бОйко, бОйки;
  • вЕсел, веселА, вЕсело, вЕселы;
  • врЕден, вреднА, врЕдно, врЕдны;
  • гОлоден, голоднА, гОлодно, гОлодны;
  • горд, гордА, гОрдо, гОрды;
  • гОрек, горькА, гОрько, гОрьки;
  • густ, густА, гУсто, гУсты;
  • дёшев, дешевА, дёшево, дёшевы;
  • дОлог, долгА, дОлго, дОлги;
  • дОрог, дорогА, дОрого, дОроги;
  • зЕлен, зеленА, зЕлено, зЕлены;
  • кИсел, кислА, кИсло, кИслы;
  • крОток, кроткА, крОтко, крОтки;
  • мОлод, молодА, мОлодо, мОлоды;
  • прав, правА, прАво, прАвы;
  • пуст, пустА, пУсто, пУсты;
  • рЕдок, редкА, рЕдко, рЕдки;
  • свЕтел, светлА, свЕтло, свЕтлы;
  • тесЕн, теснА, тЕсно, тЕсны.

В отдельных случаях в среднем роде кратких прилагательных указанного типа допустимо двоякое ударение, например: Остро и острО, стАро и старО, высОко и высокО, далЁко и далекО, глубОко и глубокО, ширОко и широкО.

Некоторые односложные имена существительные женского рода в сочетании с предлогами в и на произносятся с ударением на окончании: в горстИ, в кровИ, в костИ, в ночИ, в связИ, в степИ, в тенИ, в честИ, на дверИ, на печИ, на цепИ.

В тех случаях, когда предлоги принимают ударение на себя, следующее за ними существительное или числительное теряет свое ударение. Чаще всего «перетягивают» на себя ударение предлоги на, за, под, по, из, без, например: нА воду, нА гору, нА душу, нА зиму, нА год, нА день, нА дом, зА руку, зА спину, зА город, зА уши, пОд руки, пОд ноги, пОд гору, пОд вечер, пО морю, пО полю, пО лесу, пО два, пО три, пО сто, Из дому, Из виду, Из лесу, бЕз вести, бЕз толку, бЕз четверти.

Таким образом, мы видим, что ударение в русском литературном языке имеет большое значение. Разноместность ударения делает его особым признаком слова и помогает отличать одно слово от другого, а подвижностъ ударения служит для различения грамматических форм слова в самых разнообразных его проявлениях. Однако установить четкие правила постановки ударения во всех случаях весьма трудно, а зачастую и невозможно. Поэтому в работе над повышением уровня речевой культуры рекомендуется пользоваться словарями.

Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления

Что такое общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления

Термин «лексика» имеет древнегреческое происхождение. «Лексикос» в переводе означает «слово», «оборот речи», «относящийся к слову».

Читайте также:
Диктанты по русскому языку для 10 класса 3 четверть

Лексика — это совокупность слов какого-либо языка, части языка или группы людей.

Лексика английского языка, лексика Льва Николаевича Толстого, жаргонная лексика.

Лексика состоит из лексических единиц — слов и словосочетаний.

Современный русский литературный язык насчитывает около 150 тысяч слов. Некоторые лексические единицы настолько древние, что относятся ко времени существования индоевропейской общности. Похожие корни во многих индоевропейских языках имеют слова мать, сын, брат. В качестве примера слов иноязычного происхождения можно привести большинство научных терминов: барометр, классификация, система.

Что под этим понимается, основные различия

Лексика русского языка делится на общеупотребительную и ограниченного употребления.

Общеупотребительная лексика — слова, понятные всем носителям языка и используемые во всех функциональных стилях.

К общеупотребительным относится большинство слов русского языка. Например:

  1. Существительные — мужчина, лес, дом.
  2. Глаголы — бежать, думать, спасать.
  3. Прилагательные — счастливый, красный, длинный.
  4. Наречия — радостно, легко, быстро.

Ограниченная или специальная лексика — слова, которые используются не всеми людьми и имеют ограниченную сферу применения.

Лексические единицы ограниченного употребления:

  1. Существительное «тетеха» используется в смысле «глупая и грубоватая женщина». Относится к разговорной сниженной лексике.
  2. Глагол «коммуницировать» является книжным и практически не используется в разговорной речи. Его применяют в значении «общаться, взаимодействовать».
  3. Прилагательное «утлый» относится к устаревшим. Обозначает «некрепкий, ненадежный, непрочный».
  4. Наречие «стремно» относится к жаргонным. Имеет много оттенков значения, но в основном используется в смысле «стыдно, неловко, неудобно».

Различия между общеупотребительной и ограниченной лексикой:

  1. Сфера применения. Ограниченная используется в определенных социальных кругах и конкретной местности, общеупотребительная — повсеместно.
  2. Понимание. Общеупотребительные слова имеют доступный для каждого носителя языка смысл. Слова ограниченного употребления часто непонятны для «непосвященных».
  3. Вариативность. Слова общего применения, как правило, имеют строго определенную форму написания и произношения, зафиксированную в русском литературном языке. Варианты написания и произношения слов ограниченного употребления могут быть разными в зависимости от территории и социального окружения. Например: бурак и буряк (свекла), берно и бервено (бревно).

Употребление общеупотребительной лексики

Общеупотребительная лексика широко используется во всех функциональных стилях.

Художественный стиль

Поэты и писатели используют все богатство русского литературного языка. При этом основой для написания художественных текстов являются общеупотребительные слова. Авторы могут включать в свои произведения диалектизмы и жаргонизмы, но введение их в чрезмерном количестве перегружает текст и затрудняет его понимание.

«Девушка подошла к окну и открыла его. Стремительно ворвавшийся ветер разметал лежавшие на столе страницы бумаги». В этом тексте все слова являются общеупотребительными.

«За окном пронзительно прокричал кочет, возвещая всему миру о том, что наступило утро». «Кочет» является диалектизмом. «Возвещая» и «пронзительно» — это слова высокой экспрессивной окрашенности. Остальные лексические единицы в предложении являются общеупотребительными.

Публицистический стиль

Публицистика состоит из разных стилистических элементов. Большая часть статей публицистического характера предназначается для широкой аудитории, поэтому авторы стараются делать свои тексты понятными и доступными. Основой публицистики являются общеупотребительные слова: жизнь, год, работа, человек, народ и др.

При этом в публицистических текстах часто встречаются специальные термины, особенно если эти статьи предназначены для профессионалов. Многие политические и экономические термины вошли в повседневный обиход и стали общепринятыми: инфляция, девальвация, либерализация, мандат, дефолт.

Для усиления воздействия на читателя публицисты часто используют в статьях экспрессивные слова оценочного характера: вандализм, бездуховность, дерзость.

«Иванов является неопытным политиком, поэтому допустил прокол уже на первом заседании совета. С его стороны было дерзостью нарушать привычный регламент». В данном предложении есть разнородные стилистические элементы. «Прокол» — разговорное слово, используется здесь в значении «неудача». «Дерзость» — экспрессивное слово, подчеркивающее эмоциональную оценку автора к происходящему. «Регламент» — профессиональный термин, используемый обычно в деловом стиле. Остальные лексические единицы в отрывке относятся к общеупотребительным.

Официально-деловой стиль

В официально-деловых документах наряду с общеупотребительной часто встречается специальная лексика: дубликат, истец, ответчик, резолюция. Также при составлении деловых бумаг используют канцеляризмы.

Канцеляризмы — специальные слова и устойчивые обороты речи, которые характерны для официально-делового стиля.

Вне деловой речи следует избегать использования канцеляризмов.

Примеры канцеляризмов: нижеподписавшийся, надлежащим образом, во избежание.

Научный стиль

При написании научных работ используются различные термины.

  1. Общие — применяются во всех науках: теория, доказательство, гипотеза.
  2. Специальные — характерны для конкретных областей научного знания: гидролиз (химия), фонема (языкознание), мутация (биология).

С развитием научно-технического прогресса многие термины переходят в повседневную речь и становятся общеупотребительными.

Читайте также:
Диктанты для 7 класса 4 четверти по русскому языку

Ракета, кислород, антенна.

Разговорный стиль

Для разговорной речи характерно:

  • использование наряду с общеупотребительными словами большого количества просторечий, диалектизмов, жаргонизмов;
  • преобладание конкретных слов над абстрактными;
  • почти полное отсутствие деепричастий, кратких прилагательных и причастий.

Пример 9

«Я чуть не сдрейфил, когда узнал о том, что мне нужно идти одному через лес вечером». Слово «сдрейфил» является просторечным и не рекомендуется для использования в литературной речи. Остальные слова в предложении относятся к общеупотребительным.

Разновидности лексики ограниченного употребления

Лексика ограниченного употребления делится на 2 большие группы:

  1. Территориально-ограниченная — используется жителями определенной территории или части страны.
  2. Социально-ограниченная — применяется представителями конкретных групп общества.

Территориально-ограниченная

Основными единицами территориально-ограниченной лексики являются диалектизмы.

Диалектизмы — слова и речевые обороты, характерные для конкретной местности.

Существуют разные типы диалектизмов:

  1. Лексические — это местные названия вещей, явлений, предметов. Например: кочет — петух, векша — белка, бурак — свекла.
  2. Морфологические — слова, имеющие грамматические формы, отличающиеся от общепринятых. Например: «пошла по ягоды» вместо «пошла за ягодами», «котенки» вместо «котята».
  3. Фонетические — слова, отличающиеся по произношению от общеупотребительных. Например, «снех» вместо «снег», «жисть» вместо «жизнь».
  4. Словообразовательные — слова, имеющие нехарактерные приставки и суффиксы. Например: «разговористый» вместо «разговорчивый», «остареть» вместо «состариться».

Диалектизмы широко используются в разговорной речи. В художественной литературе их применяют для характеристики кого-либо из персонажей и усиления выразительности.

«Настасья от мужа слыхала, что этот щегарь правильный и в делах смышленый…» (Павел Бажов. «Малахитовая шкатулка»). Щегарь — это горный мастер. Слово использовалось ранее на Урале.

«Мы собрали в этом году много бульбы и бураков». В некоторых южнорусских регионах картофель называют бульбой, свеклу — бураком.

Социально-ограниченная

К социально-ограниченной лексике относятся:

  1. Профессионализмы — слова и речевые обороты, характерные для представителей конкретной профессии.
  2. Жаргонизмы — разновидность речи, используемая в рамках относительно устойчивой социальной группы.

Пример 12

Примеры профессионализмов в разных сферах:

  1. Медицина: резекция (удаление органа), санация (очистка ткани или органа, оздоровление), пункция (прокалывание сосуда, вены, органа).
  2. Автомобильное дело: стартер (устройство, запускающее мотор), запаска (запасное колесо), бардачок (закрытое отделение для мелких вещей).
  1. Молодежный сленг: зашквар (позор), коннектиться (связываться, общаться), лузер (неудачник)
  2. Криминальный жаргон: малява (записка, письмо), общак (общая касса), ходка (судимость).

Использование большого количества жаргонных слов свидетельствует о низкой речевой культуре человека.

Нецензурная или бранная лексика попадает под многие нормативные и юридические ограничения.

Что такое городское просторечие

Городское просторечие — это форма речи малообразованных жителей города, не владеющих в достаточной мере нормами национального литературного языка.

Городское просторечие занимает промежуточное положение между литературной и диалектной речью.

Для городского просторечия характерны следующие признаки:

  1. Отсутствие четкой территориальной локализации. Диалекты связаны с конкретной местностью, городское просторечие не имеет географической привязки.
  2. Некодифицированность. Язык городского просторечия постоянно видоизменяется. Это создает сложности в его изучении и систематизации. Он представляет собой неупорядоченное и ненормированное образование.
  3. Стилистическая разнородность. Для городского просторечия характерно смешивание разнородных стилистических единиц.

Пример 14

Примеры замены городским просторечием литературных слов: «скока» вместо «сколько», «братан» вместо «брат», «кореш» вместо «друг», «куды» вместо «куда».

Примеры

Для того, чтобы собеседники понимали друг друга, необходимо придерживаться функциональной закрепленности лексики. Это означает корректное использование тех или иных лексических единиц в каждом конкретном случае.

«Отец сказал сыну, чтобы тот соблюдал регламент и занялся чисткой зубов». В данном предложении используются общеупотребительные слова и официально-деловая лексика. Здесь не выдержано стилистическое единство и поэтому предложение звучит неорганично. Правильно: «Отец сказал сыну, чтобы тот соблюдал режим дня и почистил зубы».

Использование жаргонных слов допускается в литературной речи, только если это оправдано художественным замыслом. Например, авторы при описании преступного мира вводят криминальный жаргон. Это позволяет им добиться достоверности и усиления образности. При этом в повседневной речи использование подобных слов считается признаком дурного вкуса.

«Только Копченый мокрушничать не станет: не такое у него воспитание». В цитате из фильма «Место встречи изменить нельзя» используется жаргонное слово «мокрушничать» (то есть убивать). Это характеризует персонажа как человека хорошо знакомого с нравами преступного сообщества.

Общеупотребительные слова используются в разных стилях.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: