Цель жизни Штольца в романе И.А. Гончарова «Обломов» жизненные идеалы и взгляды героя, образ и род деятельности персонажа, путь и стремления

Андрей Штольц («Обломов»)

Детские годы, образование, карьера

Отец Андрея Штольца был немцем, занимающим должность управляющего имением в селе Верхлёве, кроме того, он руководил частным пансионом, где и произошло знакомство его сына с Ильей Обломовым. Мать Андрея являлась русской дворянкой, она привила ему любовь к искусству и литературе.

Андрей Штольц с детства был подвижным: целыми днями после уроков бегал с крестьянскими мальчишками, часто ввязывался в драки, чем очень огорчал мать. Такой нрав не мешал ему увлекаться музыкой, юный Андрей даже играл на фортепиано вместе с матерью. Отец привил сыну интерес к наукам, приучил к труду. С четырнадцати лет отец отправлял своего сына в город, давая ему различные поручения. Матери не нравились подобные выезды Андрея из родного села, но, возможно, именно благодаря им, мальчик вырос самостоятельным и ответственным человеком.

Когда Штольц закончил учиться в пансионе отца и поступил в университет, он старался расширять свой кругозор, поэтому читал не только учебники, но и другие книги. Окончив университет, Андрей вернулся домой, и уже через три месяца отец отправил его в Петербург для того, чтобы сын самостоятельно выбрал себе занятие. Штольц некоторое время служил, а затем, выйдя в отставку, стал участником компании, которая отправляла за границу товары. Дел у него было очень много (писал проекты, ездил за границу), но он успевал посещать театры, светские вечера, много читал.

Внешность

Психологический портрет героя

Андрей Штольц получил прекрасное образование в детстве, кроме того, он сам был весьма любознателен и отличался хорошими интеллектуальными способностями, которые постоянно развивал. Немудрено, что этот герой часто был в центре внимания у светского общества: с ним легко и приятно разговаривать, он отличный собеседник, который может поддержать любой разговор. Кроме того, Андрей прекрасно чувствует людей, умеет различать их истинные намерения.

Штольц сделал смыслом своей жизни труд. Даже став обеспеченным человеком, он не переставал трудиться, был упорен в достижении поставленных перед собой целей. Ум и хладнокровие помогали ему выходить из сложных ситуаций. Этот рациональный человек никогда «не болел душой». Если же он был встревожен, то ехал к другу, и общаясь с добрым и доверчивым Обломовым, успокаивался. В Обломове Штольца привлекала искренность и сердечная простота. Этих качеств не хватало самому Штольцу, привыкшему действовать прагматично.

Андрей, в отличие от Обломова, шёл по жизни бодро, не предавался мечтам и твёрдо был уверен, что главное в жизни — это дело, труд. Несмотря на рационализм, Штольц понимал и ценил искусство, любил музыку.

К женщинам Штольц относился без восторженности, не унижался перед красавицами. К Ольге Ильинской он относился покровительственно, как к ребёнку, но встретив в Париже, был поражён тем, как развился её ум, и увлёкся ею. Они полюбили друг друга и были счастливы в семейной жизни. Их объединяла не только любовь, но и стремление к знаниям, понимание прекрасного.

Значение образа Штольца в романе

Гончаров не случайно вводит такого героя как Штольц в своё произведение: он хочет показать читателям, какую значимую роль в жизни человека играет образование и семейное воспитание. Образу жизни родителей героев уделяется значительное место в романе. Илья Ильич Обломов — выходец из семьи людей ленивых и лишённых воли, став взрослым человеком, полностью перенял родительские привычки и взгляды на жизнь, а Андрей Штольц, проведший детство в различных занятиях, стал целеустремленным, активным человеком.

Заключение

По сути, образ Штольца — своего рода, символ нового пути развития России, тогда как Илья Ильич Обломов со всей своей неспешностью и отставанием от жизни характеризует собой уходящую в прошлое Россию. Тем самым, через образы данных персонажей, роман Гончарова раскрывается перед читателями в новом свете, теперь он уже обретает политический контекст. Автор словно предлагает людям на живом и понятном примере выбрать достойное будущее родной страны.

Образ и характеристика Штольца — героя романа И. А. Гончарова «Обломов»

Внешность Штольца

Андрей Иванович Штольц — ровесник Ильи Ильича Обломова. Это человек лет 32–33, у него выразительные, немного зеленоватые глаза, смугловатый цвет лица. Он худощав и «весь составлен из костей, мускулов и нервов».

Происхождение, воспитание, образование

Штольц был по отцу немец, а его мать была русская дворянка.

Отец его был управляющим имением в селе Верхлёве и учителем в пансионе, устроенном им для дворянских детей. Отец привил Андрею интерес к наукам, приучил к практической деятельности. Мать научила сына любить книги, музыку.

Закончив учёбу в пансионе отца, Андрей поступил в университет. Стараясь расширить свой кругозор, он читал не только учебные издания, но и другие книги.

Андрей старался, чтобы его друг, Илья Обломов, который был равнодушен к учёбе, чем-нибудь увлёкся. Андрей снабжал его интересными книгами, но тот читал их не очень охотно. Несмотря на разницу в характерах, Штольц ценил свою дружбу с Обломовым, любил его за доброту и чистую душу.

После учёбы в университете Андрей слушал лекции в европейских университетах.

Карьера

Штольц, закончив учиться, приехал домой. Через 3 месяца отец отправил его в Петербург, так как считал, что сын должен быть самостоятельным и сам проложить себе путь к жизненному успеху. Отец не сомневался, что это ему удастся, так как Андрей был трудолюбив и упорен в достижении цели.

Прослужив некоторое время, Андрей вышел в отставку и стал участником компании, отправляющей товары за границу. Он писал проекты, ездил по делам за границу, стал обеспеченным, купил дом.

Отношение к жизни, обществу

Содержанием и целью жизни Штольца был труд. Он положил себе за правило всегда трудиться. Даже добившись многого, Андрей не собирался прекращать свою деятельность.

Работая в компании, Штольц успевал ездить в свет, театры, читать.

Штольц старался контролировать свои печали и радости. Он боялся мечты, воображения и доверял лишь тому, что может быть подвергнуто «анализу опыта».

Он умел выходить из сложных ситуаций, никогда «не болел душой». А если душа была чем-то встревожена, Андрей ехал к Обломову. Общение с добрым, доверчивым другом успокаивало его душу. Разговаривая с Ильёй Ильичом, Штольц отдыхал от светской жизни с её балами и вечерами. Но беззаботной жизни, которая была идеалом его друга, Андрей противопоставлял свой идеал — труд — и по жизни шёл бодро и твёрдо.

Отношение к женщинам, любовь

К женщинам Штольц относился спокойно, ровно, без восторженности. Он не был рабом красавиц, не унижался перед ними, не поддавался их очарованию.

К Ольге Ильинской Штольц относился как к ребёнку, но, когда встретил её в Париже, увлёкся этой девушкой. Он поразился тому, что Ольга повзрослела, её ум развился, а душа просила «опыта и жизни».

Андрей понял, что ему нельзя жить без Ольги. Он видел, что девушка боится отвечать на его любовь, и догадался, что причина этого в том, что она раньше кого-то любила.

Читайте также:
Стихи на ночь детям - короткие четверостишия перед сном для детей

Когда из слов девушки Андрей понял, что она любила Обломова, он объяснил ей, что это была не сама любовь, а её ожидание. Ольга была благодарна ему, что от этих его слов у неё исчезло раскаяние и горечь. Она согласилась быть женой Штольца.

Андрей и Ольга были счастливы в семейной жизни, они понимали друг друга с полуслова.

Положительные и отрицательные черты характера Штольца

Как у почти каждого человека, у Андрея Штольца были не только положительные черты характера, но и отрицательные.

К его положительным качествам можно отнести:

  • трудолюбие;
  • упорство в достижении целей;
  • твёрдость в своих убеждениях;
  • сила воли;
  • любовь к знаниям;
  • понимание искусства;
  • преданность другу.

Штольц глубоко чувствовал, но не терял почвы из-за мечтаний. Он боялся воображения, но ведь без мечты, без воображения жизнь всё же становится беднее. Поэтому излишний рационализм и неприятие мечты можно отнести к отрицательной черте личности Штольца.

Вывод

Герой романа И. А. Гончарова «Обломов» Андрей Штольц целью своей жизни считал труд. Его идеал был прямо противоположен идеалу Обломова — беззаботной жизни.

Таким образом, писатель ставит перед читателем вопросы:

  • чей идеал лучше;
  • что лучше для России: кипучая деятельность людей или их бездействие и беззаботность.

Статья может быть использована при подготовке к уроку литературы и при написании сочинений.

Цель жизни Штольца в романе И.А. Гончарова «Обломов»

Цели в жизни

В произведение описывается жизнь персонажей Ильи Обломова и Андрея Штольца. Познакомились они, когда были детьми и жили в соседних деревнях. Родители дали им разное воспитание и достижения в жизни у них противоположны друг другу. Можно сделать сравнение героев и понять отличия:

  1. Обломовка — село спокойствия, лености и беспорядка. Здесь проводит свое беззаботное детство Илья. В деревне было принято отдыхать и избегать труда любыми способами, поэтому дома выглядели заброшенными. Даже барская галерея наполовину обрушилась и подперта обломками здания. Была традиция каждый день веселиться и гулять, а самое важное заключается в приготовлении еды. Барчонку запрещалось что-то делать, потому что его научали ждать, пока все сделают за него. Здесь люди не задавались духовными вопросами о смысле жизни и не хотели учиться. Вырос Обломов на сказках, где добро всегда побеждает зло.
  2. В Верхлево вырос Андрей. С детства отец учил мальчика решать проблемы самостоятельно, анализировать и понимать, что достижение результата зависит только от него. Таким образом, он выполнял поручения отца и ездил один в город. Мать хотела, чтобы ребенок вырос духовно образованным и благородным господином, поэтому привлекала его к своему творчеству: пела о цветах, его будущем светском положении в обществе. Мальчик рос ответственным, трудолюбивым и добродушным.

Когда они были вместе, Илья мог дать ощущение спокойствия и душевной простоты, а Андрей — энергию и жизнелюбие. Друзья общались и после того, как покинули родные места.

Образ Штольца в романе «Обломов» (И.А.Гончаров)

Образ Штольца в романе «Обломов» А.И. Гончарова занимает одно из центральных мест в системе образов произведения наряду с главным героем Обломовым, чьим именем назван известный роман писателя.

Илья Обломов и Андрей Штольц – два верных друга, очень не похожих друг на друга, полные противоположности, однако, подружившись еще в детском возрасте, герои сохранили дружбу до конца своих дней.

Андрей Штольц – ровесник Ильи Ильича Обломова, ему за тридцать лет. Писатель сравнивает героя с кровной английской лошадью, так как, казалось, герой весь состоял из костей, мускулов и нервов. У Штольца была худощавая фигура, на его ровном, смуглом, без всякого румянца лице почти не было щек, зато выделялись зеленоватые и выразительные глаза.

С большим интересом читатель узнает от автора подробности воспитания и образования Штольца. По происхождению он был вполовину немец, вполовину русский. Его отец, Иван Богданыч Штольц, был управляющим в селе Верхлеве. Там же родился и вырос его единственный сын Андрей, который унаследовал от отца привычку к труду и деятельности. Уже в восемь лет он терпеливо сидел за географическими картами с отцом, разбирал труды немецких писателей Иоганна-Готфрида Гердера и Кристофора-Мартина Виланда, изучал библейские стихи, корпел над счетами мещан, крестьян и фабричных. Мать, переживая, что ее сын вырастет человеком черствым, бездушным, приучала его к русской и французской литературе, читала с ним священную историю, музицировала. Как любая мать, она желала бы видеть своего сына чистеньким и благовоспитанным мальчиком, но маленький Андрюша Штольц не мог усидеть на одном месте: он с интересом изучал окружающий мир, играл с крестьянскими детьми, иногда дрался с ними и разорял птичьи гнезда, а иногда и вовсе пропадал из дома. В такие минуты Иван Богданыч запрещал жене плакать и переживать, так как твердо был уверен, что сын вернется живым и невредимым. Так и случалось. Через несколько дней Андрей возвращался, получив вне дома бесценный жизненный опыт.

Когда сын немого подрос, отец стал брать его с собой или на фабрику, или на поля, ездили они с сыном и с купцами в город, смотрели глину, свойства и назначение которой объяснял отец. В четырнадцать-пятнадцать лет Андрей Штольц, выполняя поручение Ивана Богданыча, один ездил в город и ни разу за это время не подвел своего родителя, никогда ничего не забыл или не доглядел. Андрюша хорошо учился, поэтому отец назначил его репетитором в своем небольшом пансионе и платил жалованье, как и другим. Штольц учился в университете, а когда после его завершения вернулся домой и месяца три пожил с отцом, тот сказал, что в деревне ему делать нечего, дал сыну сто рублей ассигнациями и отправил его в Петербург.

До тридцатилетнего возраста Штольц сделал блестящую карьеру, вырос до чина надворного советника, благодаря которому он получил потомственное дворянство. Потом герой вышел в отставку и занялся коммерцией. Основой его жизни был труд, только благодаря которому он многого добился в жизни. Обломову он признается, что труд – это образ его жизни, его стихия, цель. Штольц никогда не останавливается на достигнутом. Идет вперед, все время учится чему-то новому, много путешествует, редко его можно застать дома в Петербурге. Ему дорого каждое мгновение его жизни, поэтому он тратит свое время с умом. Штольц – человек расчетливый, осторожный. Прежде чем что-то сделать, он все рассчитает, взвесит и, если нет никакого надежного средства или способа преодолеть препятствие, не будет рисковать, а отложит дело до лучших времен. Но в нем есть и целеустремленность, и доля настойчивости, и гордость, и здоровое самолюбие. Герой не теряется в сложных ситуациях.

Нельзя сказать, что Андрей Штольц черствый, бездушный человек, в нем прекрасно сочетаются такие качества, как духовность и практичность. Он, несмотря на свою занятость, всегда находит время для общения со своими друзьями и знакомыми. С детских лет он хранит верность дружбе. Часто, оторвавшись от дел или светских мероприятий, герой ехал к Обломову, чтобы повидаться с другом, посидеть на его широком диване и в беседе успокоить свою усталую и чем-либо встревоженную душу. Штольц с удовольствием решал проблемы Обломова, помогал ему в вопросах, связанных с имением. Он остроумный собеседник, немного насмешливый и умный.

Читайте также:
Сочинение Почему Тарас Бульба убил своего сына в повести Гоголя

По жизни Андрей Штольц шел бодро и твердо: жил по средствам, умел контролировать время, душевные силы, свой труд. Иногда со стороны казалось, что Штольц управляет даже радостями и печалями. Всякие страдания герой выносил терпеливо, с некоторой досадой и гордостью, радостью наслаждался, как сорванным цветком. Он боялся воображения и всякой мечты, в области тайн и загадок искал ключ к ним в законах различных наук, то есть считал, что все тайное и загадочное в мире можно объяснить законами той или иной науки. Он не ослеплялся красотой женщин, не валялся у их ног рабом. Штольц следил за своим сердцем, поэтому смог сохранить и силу своей души, и крепость своего тела. Он искренне верит в любовь, сравнивая это чувство с Архимедовой силой и считая, что именно любовь движет миром. Он сумел создать крепкую семью, в которой жена, Ольга Ильинская, была не просто женой, а второй половинкой, подругой, с которой можно было многое обсудить, посоветоваться. Они научились без слов понимать друг друга, в одиночестве у Штольца не получалось даже думать. Ольга же всегда утверждала, что ее муж обладает удивительными душевными качествами.

Образ Штольца мастерски создан И.А. Гончаровым и играет в произведении огромную роль. Автор, противопоставляя двух главных героев, Обломова и Штольца, пытается донести до читателей мысль о том, что лень, апатия, бездействие могут погубить в человеке все его лучшие качества, разрушить саму личность, а труд заставляет человека двигаться вперед, приносит счастье и душевное спокойствие, заставляет развиваться. Штольц понимает, что во всех сферах жизни человека необходимы перемены, так как без них невозможен прогресс. Обломов же консервативен. Он боится любых вторжений в его жизнь, любых изменений, потому что они приносят смуту и нарушают покой. Однако автор ясно дает понять, что он не на стороне Ильи Ильича. Оставлять все так, как есть, невозможно, так как в стране и так накопилось немало важных проблем, требующих срочного решения. А для этого и нужны такие современники, как Штольц. Их созидательный ум, твердая воля, уверенность и творческая энергия способны привести к победе над самыми трудными задачами.

Сравнение Обломова и Штольца

Жизненная позиция Штольца: стремление к достижению целей, образование, приобретение духовной и физической силы. У Обломова в жизни основными делами было поспать и поесть, а также ждать решения вопросов от кого-то. Различия между друзьями:

  1. Андрей — энергичный, уверенный партнер торговой фирмы и зарабатывает хорошие деньги, путешествует. Есть много знакомых людей, которые хотят с ним общаться.
  2. Обломов ничего не добился, лежит днями на диване в грязи и мечтает о мире, где будут думать и принимать решения за него.

Таким образом, цели жизни Обломова и Штольца различны, но они дружат, потому что где-то внутри себя Андрей чувствует усталость от такой насыщенной жизни и только с Ильей может расслабиться.

Два друга детства пережили много событий, и кажется, что их дружба крепла. Но различное воспитание дало противоположные результаты. Однажды отношения стали невозможны, потому что в жизни они получились совсем разными людьми, их пути разошлись.

Андрей Иванович Штольц. Характер Штольца

/Дмитрий Иванович Писарев (1840-1868). Обломов. Роман И. А. Гончарова/

Андрей Иванович Штольц, друг Обломова, является вполне мужчиною, таким человеком, каких еще очень мало в современном обществе. Он не избалован домашним воспитанием, он с молодых лет начал пользоваться разумною свободою, рано узнал жизнь и умел внести в практическую деятельность прочные теоретические знания. Выработанность убеждений, твердость воли, критический взгляд на людей и на жизнь и рядом с этим критическим взглядом вера в истину и в добро, уважение ко всему прекрасному и возвышенному — вот главные черты характера Штольца. Он не дает воли страстям, отличая их от чувства; он наблюдает за собою и сознает, что человек есть существо мыслящее и что рассудок должен управлять его действиями. Господство разума не исключает чувства, но осмысливает его и предохраняет от увлечений.

Штольц не принадлежит к числу тех холодных, флегматических людей, которые подчиняют свои поступки расчету, потому что в них нет жизненной теплоты, потому что они не способны ни горячо любить, ни жертвовать собою во имя идеи. Штольц не мечтатель, потому что мечтательность составляет свойство людей, больных телом или душою, не умевших устроить себе жизнь по своему вкусу;у Штольца здоровая и крепкая природа; он сознает свои силы, не слабеет перед неблагоприятными обстоятельствами и, не напрашиваясь насильно на борьбу, никогда не отступает от нее, когда того требуют убеждения; жизненные силы бьют в нем живым ключом, и он употребляет их на полезную деятельность, живет умом, сдерживая порывы воображения, но воспитывая в себе правильное эстетическое чувство.

Характер его может с первого взгляда показаться жестоким и холодным. Спокойный, часто шутливый тон, с которым он говорит и о своих и о чужих интересах, может быть принят за неспособность глубоко чувствовать, за нежелание вдуматься, вникнуть в дело; но это спокойствие происходит не от холодности: в нем должно видеть доказательство самостоятельности, привычки думать про себя и делиться с другими своими впечатлениями только тогда, когда это может доставить им пользу или удовольствие.

В отношениях между Обломовым и Штольцем Обломов нежнее и сообщительнее своего друга. Это очень естественно: характеры слабые всегда нуждаются в нравственной поддержке и потому всегда готовы раскрыться, поделиться с другим горем или радостию. Люди с твердым, глубоким характером находят в голосе собственного рассудка лучшую опору и потому редко чувствуют потребность высказаться. В отношении к любимой женщине Штольц не способен быть страдательным существом, послушным исполнителем ее воли: сознание собственной личности не позволяет ему, для кого бы то ни было, отступать от убеждений или менять основные черты своего характера. Осмысливая все, он осмысливает и любовь и видит в ней не служение кумиру, а разумное чувство, долженствующее пополнить существование двух взаимно уважающих друг друга людей.

Штольц — вполне европеец по развитию и по взгляду на жизнь; это — тип будущий, который теперь редок, но к которому ведет современное движение идей, обнаружившееся с такою силою в нашем обществе. «Вот, — говорит г. Гончаров, — глаза очнулись от дремоты, послышались бойкие, широкие шаги, живые голоса… Сколько Штольцев должно явиться под русскими именами!»

Личности, подобные Штольцу, редки в наше время: условия нашей общественной и частной жизни не могут содействовать развитию таких характеров; в наше время еще трудно согласить личные интересы с чистотою убеждений, трудно не увлечься, с одной стороны, в сферу отвлеченной мысли, не имеющей связи с жизнию, с другой — в область копеечного, бездушного расчета. Г. Гончаров сознает исключительность характера Штольца и объясняет его происхождение теми особенными условиями, под влиянием которых он рос и развивался.

Читайте также:
Мещерская сторона - краткое содержание повести Константина Паустовского

Отец его, немец, приучил его к деятельности и с малых лет предоставил ему такую свободу, которая принудила его самого обсуживать поступки и заботиться об его детских интересах; мать его, русская дворянка, не сочувствовала реальному направлению, которое давал отец воспитанию Андрюши, и старалась развить в нем эстетическое чувство, заботилась даже о внешнем изяществе его манер и туалета. Отец старался сделать из Андрея немецкого бюргера, деятельного, расчетливого и расторопного; мать желала видеть в нем человека с нежною душою и русского барина, образованного, способного блистать в обществе и проживать честным образом деньги, зарабатываемые отцом. Отец воспитывал мальчика на римских классиках, водил его по фабрикам, давал ему разные коммерческие поручения и предоставлял его наклонностям возможно полную свободу; мать учила его прислушиваться к задумчивым звукам Герца2, пела ему о цветах, о поэзии жизни и проч. Влияния обоих родителей были, таким образом, почти диаметрально противоположны; сверх того, на Андрея действовала окружавшая его обстановка русской жизни, широкая, беспечная, располагавшая к лени и покою, действовала, наконец, и школа труда, которую он принужден был пройти, чтобы составить себе карьеру и состояние. Все эти разнородные влияния, умеряя друг друга, формировали сильный, недюжинный характер. Отец дал Андрею практическую мудрость, любовь к труду и точность в занятиях; мать воспитала в нем чувство и внушила ему стремление к высшим духовным наслаждениям; русское деревенское общество положило на его личность печать добродушия и откровенности. Наконец, жизнь закалила этот характер и придала строгую определенность тем нравственным свойствам, которые не успели вполне выработаться в молодости, при воспитании. Характер Штольца вполне объяснен автором и, таким образом, несмотря на свою редкость, является характером понятным и законным.

Андрей Штольц — характеристика героя в романе И.А. Гончарова «Обломов»

Семья и происхождение

В произведении Андрей Иванович является другом Обломова еще со школьной скамьи. Несмотря на разницу в мировоззрении и темпераменте, молодые люди дружили довольно близко. Воспитывался Штольц в полной семье. Его матерью была русская дворянка, а отцом — немец. Он руководил пансионом в поселке Верхлево, где Андрюша и познакомился с Ильей. От отца мальчик перенял ловкость, трудолюбие, живой ум.

Детство Штольца не было таким безоблачным, как у Обломова:

  • родители были строгими, и мальчик получал мало тепла и ласки;
  • обеспечивая его всем необходимым, близкие старались, чтобы ребенок сам прокладывал себе дорогу и добивался поставленных целей.

Жизнь персонажа — череда сменяющих друг друга событий. Вернувшись домой после обучения, он был отправлен отцом в Петербург для самостоятельного построения карьеры. Он сумел оправдать надежды близких, достигнуть в итоге влияния и успеха.

Критика об образе

Анализируя образ Штольца, Д.Писарев рассматривает личность героя в перспективе её формирования, справедливо полагая, что главные черты Андрея Ивановича наследованы и развиты в семье, и называет его характер «законным и понятным».

Вместе с тем, наблюдая современную ему действительность, критик отдаёт себе отчёт в том, что Штольц – нетипичный образ для тогдашней России. Он считает, что в его время «трудно согласить личные интересы с чистотою убеждений».

В оценке Н.Добролюбова доминирующее положение занимает общественная позиция героя. По мнению критика, несмотря на очевидные достоинства Андрея Ивановича, он не в его силах сдвинуть махину русской инертности в тот момент, когда роман был написан. Он полагает, что такие личности, как Штольц будут востребованы намного позже.

А.Чехову образ Штольца не внушает доверия. Он видит его надуманным, «на три четверти ходульным», а те черты личности, которые прописаны в романе, создают у Антона Павловича впечатление о Штольце как о самодовольном человеке.

Ему вторит критик А.Милюков, ещё более сгущая краски. Он полагает, что Андрею Ивановичу глубоко чуждо всё исконно русское и утверждает, что господа, подобные Штольцу, в угоду собственной выгоде, «давят всё, что попадается на пути».

Обучение и воспитание

Образование Штольца проходило на русском языке. На нем же мальчик читал книги, общался с деревенскими мальчиками, перенимая их говор и стиль общения. Родители рано начали приучать его к наукам. С 8 лет он изучал географию, учил басни и библейские стихи. Однако при первой же возможности бежал во двор к ребятам, с которыми играл до сумерек. Не бывало и дня, чтобы он возвращался домой без синяка, ссадин и царапин, о чем мать докладывала отцу.

Воспитание Штольца отличалось от традиционно принятой в обществе системы. В дворянском сословии было положено опекать и баловать детей. Однако немецкие корни родителя не давали ему права придерживаться подобной системы воспитания. Сын Ивана Богдановича Штольца был приучен к работе. Он часто ходил с отцом на фабрику, трудился на пашне.

Маленький Андрюша работал у своего отца в качестве мастерового, получая каждый месяц за это 10 рублей. Отрабатывая деньги, он расписывался в их получении так же, как и все работники отца. Мать мальчика была этим весьма огорчена, желая воспитать сына в классических дворянских традициях. Благодаря подобному воспитанию, мальчик стал самостоятельным, и вскоре смог ездить в город по отцовским поручениям.

Азы образования Штольц получил дома, а затем в пансионе, после чего закончил университет. Как все ребята из дворянских семей, он знал французский и музицировал. Кроме того, был обучен отцом немецкому языку.

↑ Образование Штольца. Жизнь в Петербурге

«Утешься, добрая мать, – восклицает автор, – твой сын вырос на русской почве — не в будничной толпе, с бюргеровскими коровьими рогами, с руками, ворочающими жернова». Так в душе Штольца соединились с немецкими элементами Обломовка и княжеский замок

— «с широким раздольем барской жизни». И из него не вышло «ни доброго бурша, ни филистера». Хорошо усвоив уроки отца, быт обломовского дома и княжеского замка,
Штольц научился удобно и практично устраиваться в жизни
.

Иван Богданович отправил сына в университет, считая: если сам учился в университете, то и «сын его должен быть также там — нужды нет, что это будет не немецкий университет, нужды нет, что университет русский должен будет произвести переворот в жизни его сына и далеко отвести от той колеи, которую мысленно проложил отец в жизни сына».

После университета Штольц месяца три прожил дома, и отец отправил его в Петербург. Иван Богданович сказал, что Андрею в Верхлеве делать «больше нечего, что вон уж даже Обломова отправили в Петербург, что, следовательно, и ему пора». Он помнил, что когда «сам кончил курс ученья, то отец отослал его от себя». Поэтому отослал от себя и «сына — таков обычай в Германии». Штольц-старший точно так же, как и его отец, дал своему сыну в день отъезда сто рублей ассигнациями, пожаловал лошадь, чтобы за нее выручить деньги, и наказал не рассчитывать на капитал отца прежде смерти. Иван Богданович считал, что выполнил свой долг, дав сыну образование.

Читайте также:
Беззащитное существо краткое содержание читать онлайн

«
Образован ты хорошо: перед тобой все карьеры открыты; можешь служить, торговать, хоть сочинять, пожалуй, — не знаю, что ты изберешь, к чему чувствуешь больше охоты
». Сын отвечает отцу: «Да я посмотрю, нельзя ли вдруг по всем».

В сцене прощания отца с сыном Штольц представлен выходящим на широкую дорогу, «какая не снилась ни деду его, ни отцу, ни ему самому». Он не соглашается использовать протекцию, которую ему предлагает отец. «Не надо, не говори, – возразил Андрей, – я пойду к нему, когда у меня будет четырехэтажный дом, а теперь обойдусь без него».

При прощании отец не проронил ни слезинки, и, казалось, сын тоже спокоен и тверд

. Еще чуть-чуть, и он умчится, навсегда покидая родительский дом. Какая-то женщина громко заплакала: «Батюшка ты, светик! Сиротка бедный! Нет у тебя родимой матушки, некому благословить-то тебя… Дай хоть я перекрещу тебя, красавец мой!» И, плача, Штольц принимает благословение незнакомой женщины, в ее горячих словах ему слышится голос матери, на минуту возникает ее нежный образ.

Он уезжает из родительского дома с двумя сумками у седла. В одной лежат «вещи, купленные и взятые по настоянию отца»: клеенчатый плащ, толстые, подбитые гвоздями сапоги, рубашки из верхлевского полотна; в другой — «заказанные в Москве, в память наставлений матери» «изящный фрак тонкого сукна, мохнатое пальто, дюжина тонких рубашек и ботинки».

Уехав из родительского дома, Штольц добивается всего, о чем мечтал.

Он побывал за границей, «
смиренно сидел на студенческих скамьях в Бонне, в Иене, в Эрлангене
», узнал Европу, «
как свое имение
», «
видел Россию вдоль и поперек
». Он сделал карьеру, «
служил, вышел в отставку, занялся своими делами и в самом деле нажил дом и деньги
».
Штольц не занят созидательной деятельностью
, как его дед и отец. Он «участвует в какой-то компании, отправляющей товары за границу». Штольц «беспрестанно в движении: понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента — посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу — выбирают его».
Штольц успевает везде
: и справляться с множеством дел, и ездить в свет, и читать — «когда он успевает — Бог весть».

Внешность героя книги

Описания внешности Андрея в детстве и юности автор не предоставляет. Читатели знакомятся с портретом Штольца в годы его зрелости. Будучи ровесником Обломова, молодой мужчина выглядит гораздо моложе. Причиной этого является активный образ жизни и отсутствие склонности к чревоугодию. По описанию легко представить его внешность:

  • мускулистый и поджарый, без капли лишнего веса;
  • обладатель выразительных зеленоватых глаз, которые иногда поражали наивным выражением;
  • смуглокожий, с ровным цветом лица без признаков румянца.

Штольц обладает твердой уверенной походкой и не делает лишних движений. Сидит он спокойно, а если и действует, то использует столько мимики, сколько нужно, чтобы выразить отношение к происходящему.

Характеристика личности

На момент описываемых в романе событий герою уже более 30 лет. В образе Штольца сложно не заметить страсть к обучению и трудолюбие. С детства он активно познает мир, пытается перенять отцовский опыт и знания. Став взрослым, много путешествует по службе, рассматривая поездки не только как развлечение, но и как знакомство с культурой других стран. Он не пренебрегает светским обществом, открыт к общению и доброжелательно настроен к оппонентам. Постоянно развивается, читает книги, узнает новости из газет.

При всех положительных качествах, искренности и честности Андрей лишен романтизма. Сохранив детскую подвижность, он является приземленным и не умеет мечтать, строить воздушные замки. Зная цену времени, молодой мужчина не проводит его в праздности. Он всегда занят полезным делом, умеет организовать распорядок действий и везде успевает. Не лишен Андрей и сострадания, однако скрывает эту черту характера и умело управляет чувствами.

На первый взгляд, жизнь Штольца беззаботна. Однако в ней достаточно проблем, в которых молодой мужчина винит лишь себя. Он не перекладывает причину жизненных трудностей на других людей, старается преодолевать их, невзирая на препятствия. Его поступками руководит здравый смысл и твердая позиция, и выбить из колеи Андрея практически невозможно.

Материальное положение

В отличие от Ильи Обломова, Штольц умеет жить по бюджету. На момент описываемых в романе событий он отставной чиновник (ранее ему принадлежал чин надворного советника). Проявив себя в работе с лучших сторон, он всегда добивался того, что за границу посылали именно его. В отставке, повидав мир и набравшись опыта, Андрей занялся торговлей, быстро нажил денег и дом, сделав из отцовских сорока тысяч рублей все триста тысяч.

Будучи трудолюбивым человеком, он постоянно спорит с Обломовым, который утверждает, что «нельзя всю жизнь посвящать труду». Отвечает на все доводы ленивого друга цитатой «Трудиться никогда не перестану. Труд — цель, стихия и образ жизни». Имея достаточно средств, Штольц может позволить себе многое — дорогую одежду, путешествия, модные развлечения. Однако он не склонен к роскоши, хоть семья его ни в чем не нуждается.

Вывод

Хотя замысел Гончарова о создании нового положительного образа русского прогрессивного деятеля вполне воплотился, образ Штольца подвергся критике как неудавшийся, утопичный и рассудочный. Но читатель имеет право по-своему интерпретировать образы героев этого произведения.

Автор не назвал ни одного отрицательного качества Штольца. Все авторские характеристики, все поступки героя и отзывы о нём характеризуют его как благородного, мужественного, нравственно чистого человека с универсальными знаниями и практическим умом, что помогало ему быть на высоте в любой жизненной ситуации. У него идеальная семья, в которой царят труд, любовь и взаимоуважение. В дружбе с Обломовым Штольц также показал все лучшие свои человеческие качества.

Безусловно, будущее России было за такими людьми, как Штольц.

Характеристика образа Андрея Штольца может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Отношение с Ильей Обломовым

Андрей и Илья — друзья с детства. Когда же отец Штольца открыл пансион, они стали неразлучны, несмотря на разницу в происхождении и характере. Штольцу приходилось часто помогать ленивому Обломову, выполняя за него домашние задания, решая задачи с таблицами и делая упражнения по грамматике. При этом им руководила не корысть, а искреннее желание помочь товарищу.

После окончания пансиона пути молодых людей разошлись, но пересеклись в Петербурге. С момента встречи в городе Андрей стал часто навещать друга на квартире, подбадривать, стимулировать к активной светской жизни. Жалобы ленивца на усталость только подзадоривали Андрея. Он старался почаще выводить друга на приемы, что требовало от последнего значительных усилий. Ведь нужно было встать с дивана, поменять домашнее платье на костюм, ехать и с кем-то общаться, к чему Обломов не всегда был расположен.

Читайте также:
Тарантьев характеристика героя в романе И.А. Гончарова "Обломов"

Однажды Штольцу удалось уговорить Обломова поехать за границу. Уже начались сборы, однако поездка сорвалась в последний момент. Влюбленный Обломов принял решения остаться с Ольгой, объектом своего обожания, и не пожелал присоединиться к товарищу. Какое-то время обиженный апатией Обломова Андрей не посещал его дом. Однако не выдержал и вновь приехал с визитом, кратко отметив, что друга накрыло волной обломовщины. В этот раз его стремление вытащить Илью из апатичного и ленивого восприятия мира было не столь сильным.

Несмотря на разницу в характере, идейной позиции и образе жизни, Штольц стремится сохранить приятельские отношения с Обломовым по двум причинам:

  • дружба между мужчинами зародилась в далеком детстве;
  • Андрей знает о добром нраве Обломова и стремится ему помочь.

Периодически Штольцу приходилось заниматься делами друга, который не хотел самостоятельно решать важные дела в своем поместье. Это привело к тому, что управляющий Обломовки пользовался своим положением в корыстных целях и вел дела, руководствуясь собственными интересами.

Несмотря на горячее желание, Андрей не смог вытащить друга из плена обломовщины. После его смерти он взял на воспитание сына Обломова и занимался делами поместья до совершеннолетия маленького Андрея Ильича.

Влияние матери

Свой вклад в воспитание Штольца в романе «Обломов» внесла и мать Андрея. Она смотрела на методы, которые применял ее супруг, с беспокойством. Эта женщина хотела сделать из Андрея милого и чистенького мальчика-барина, одного из тех, каких она видела, когда работала в богатых русских семьях гувернанткой. Душа ее изнывала тогда, когда Андрюша возвращался после драки весь изодранный или грязный после поля или фабрики, куда он отправлялся вместе с отцом. И она принималась стричь ему ногти, шить изящные манишки и воротнички, завивать кудри, заказывала одежду в городе. Мать Штольца научила прислушиваться к звукам Герца. Она ему пела о цветах, шептала о призвании то писателя, то воина, мечтала о высокой роли, которая выпадает на долю иным людям. Мать Андрея во многом хотела, чтобы ее сын был похожим на Обломова, и поэтому с удовольствием его часто отпускала в Сосновку.

Итак, вы видите, что, с одной стороны, в воспитании Андрея был заложен практицизм, деловитость отца, а с другой — мечтательность матери. Ко всему прочему, рядом находилась Обломовка, в которой «вечный праздник», где сбывают работу с плеч, как иго. Все это и повлияло на формирование характера Штольца.

Андрей и Ольга Ильинская

Штольц и Ольга в романе — давние знакомые. Однако разница в возрасте не позволила им изначально построить любовные отношения. Тем не менее молодые люди общались и симпатизировали друг другу. Однажды Андрей непреднамеренно стал причиной трагедии в жизни двадцатилетней девушки. В один из вечеров он познакомил ее с другом Ильей Обломовым, и между молодыми людьми возникла любовь. Несмотря на искренность чувств, дальше помолвки дело не дошло — апатичный Обломов и Ильинская расстались.

Покинув Россию, Ольга Сергеевна встретила Андрея, который не подозревал о том, что с нею произошло. С тех пор молодые люди начали видеться чаще. Штольц приносил девушке книги, цветы, и незаметно оказался в плену ее чар. Влюбившись впервые в своей жизни, он сделал Ольге предложение руки и сердца. Это поставило девушку в затруднительное положение, ведь неудачные отношения с Обломовым убили в ней желание создавать семью с кем-либо.

Далее последовало душевное объяснение, во время которого Ольга рассказала Андрею о своих неудачных отношениях с Обломовым. Она хотела видеть в Илье мужчину, который сильнее ее, а не увальня, предпочитающего постоянно отдыхать на диване. Теперь Андрей понял причину, по которой его друг так и не поехал за границу, и убедился, что обломовщина окончательно поглотила Илью Ильича. Тем не менее он не отказался от намерений жениться, и вскоре молодые люди отпраздновали свадьбу.

Брак оказался счастливым и гармоничным, вскоре у пары появились дети. Андрей помог Ольге стереть из памяти отрицательные отношения с Обломовым, а схожесть их характеров позволила наладить семейный уклад. Молодые люди привыкли к активной деятельности, общению, самообразованию, и супружество не тяготило их. Ольге пришлось стать матерью не только своим детям, но и сыночку Ильи. К нему она отнеслась с такой же нежностью и теплотой, как и к своим детям.

Цель жизни Штольца в романе И.А. Гончарова «Обломов»

Цели в жизни

В произведение описывается жизнь персонажей Ильи Обломова и Андрея Штольца. Познакомились они, когда были детьми и жили в соседних деревнях. Родители дали им разное воспитание и достижения в жизни у них противоположны друг другу. Можно сделать сравнение героев и понять отличия:

  1. Обломовка — село спокойствия, лености и беспорядка. Здесь проводит свое беззаботное детство Илья. В деревне было принято отдыхать и избегать труда любыми способами, поэтому дома выглядели заброшенными. Даже барская галерея наполовину обрушилась и подперта обломками здания. Была традиция каждый день веселиться и гулять, а самое важное заключается в приготовлении еды. Барчонку запрещалось что-то делать, потому что его научали ждать, пока все сделают за него. Здесь люди не задавались духовными вопросами о смысле жизни и не хотели учиться. Вырос Обломов на сказках, где добро всегда побеждает зло.
  2. В Верхлево вырос Андрей. С детства отец учил мальчика решать проблемы самостоятельно, анализировать и понимать, что достижение результата зависит только от него. Таким образом, он выполнял поручения отца и ездил один в город. Мать хотела, чтобы ребенок вырос духовно образованным и благородным господином, поэтому привлекала его к своему творчеству: пела о цветах, его будущем светском положении в обществе. Мальчик рос ответственным, трудолюбивым и добродушным.

Когда они были вместе, Илья мог дать ощущение спокойствия и душевной простоты, а Андрей — энергию и жизнелюбие. Друзья общались и после того, как покинули родные места.

Образ Штольца

«Сон Обломова» и реальность Штольца. Предыстория «гордого» персонажа. В истолковании образа Обломова критики до сих пор не могут сойтись во мнениях. Зато в оценках второго героя сразу после появления романа воцарилось единодушие. Он был истолкован как неудачный: «Образ Штольца бледен, не реален. Не живой, а просто идея…» Рецензенты указывали, что этот персонаж вводится лишь из идейно-композиционных причин. Чтобы углубить черты Обломова, необходимо было противопоставить ему контрастный характер современного деятеля. Ну а в русской жизни таких пока было мало: «…Выставив рядом русского же как образец энергии, знания, труда впал бы в противоречие с самим собою». Как персонаж и характер, Штольц остался русскому читателю далек и непонятен. Непонятна его активность, любовь к труду, стремление учиться.

Рассуждения критиков как-то удивительно совпадают с обличениями Тарантьева. Сей колоритный персонаж, как мы помним, возмущался: «Вдруг из отцовских сорока сделал тысяч триста капиталу, и в службе за надворного перевалился, и ученый… теперь вон еще путешествует! Русский человек выберет что-нибудь одно, да и то еще не спеша, потихоньку да полегоньку . И то, что Штольца отрицательно оценивает подобный Тарантьеву ничтожный персонаж, заставляет в Андрея Иваныча всмотреться. Как на Руси не перевелись Обломовы, в Европе никогда не исчезнут Штольцы. Второй раз в своем романе Гончаров создает героя национального масштаба.

Читайте также:
Этикет сочинение - образец для подготовки к ЕГЭ

Патриархальному взлелеиванию Илюши контрастно противопоставлена система европейского воспитания, которое получил Андрей Штольц в доме немца-управляющего. В чем задача такого воспитания? «Когда сын его воротился из университета, – рассказывает Гончаров о юности Андрея, – и прожил месяца три дома, отец сказал, что делать ему в Верхлеве больше нечего . А отчего нужно ему в Петербург, почему не мог он остаться в Верхлеве и помогать управлять имением, – об этом старик не спрашивал себя; он только помнил, что когда он сам кончил курс ученья, то отец отослал его от себя. И он отослал сына – таков обычай в Германии». Таков обычай вообще в Европе, где подросший человек сразу выпархивает из семейного гнезда и знает, что дальше в жизни может надеяться только на себя.

Знают об этом и родители, и потому так строится воспитание: создать самостоятельную самодостаточную личность, способную преодолеть любые житейские невзгоды. Этим занимается Иван Богданыч под непрестанные вздохи и стоны супруги, урожденной русской дворянки. Главная же добродетель русского ребенка – послушание, и «добрая мать» искренне переживает, что сын ее растет сорванцом: «Помилуй, Иван Богданыч, – жаловалась она, – не проходит дня, чтоб он (Андрюша) без синего пятна воротился, а намедни нос до крови разбил». «Что за ребенок, если ни разу носу себе или другому не разбил? – говорил отец со смехом». Драки подготавливают к миру, где силой предстоит занять свое место.

По той же причине отец не осуждает внезапные отлучки сына. «…Мать выплакала глаза, а отец ничего – ходит по саду да курит». Хотя, надо полагать, переживает в душе не менее своей слезливой супруги – об этом говорят движения, в которых угадывается тревога. Даже отец не смеет связывать самостоятельность растущего человека. Зато он вправе требовать, чтобы за личными занятиями не забывалось дело. Поэтому после долгожданного возвращения отпрыска, отец прежде всего интересуется, «готов ли у него перевод …на немецкий язык». Безделье одно может сделаться причиной родительских репрессий: «Отец взял его одной рукой за воротник, вывел за ворота, надел ему на голову фуражку и ногой толкнул сзади так, что сшиб с ног. «Ступай, откуда пришел, – прибавил он, – и приходи опять с переводом, вместо одной, двух глав, а матери выучи роль из французской комедии, что она задала: без этого не показывайся!»

В западном мире царит непонятный для русского культ знания, стремление открыть тайны наук и ремесел: «Когда он подрос, отец сажал его с собой на рессорную тележку, давал вожжи и велел везти на фабрику, потом в поля, потом в город , потом посмотреть какую-нибудь глину, которую возьмет на палец, и сыну даст понюхать, и объяснит, какая она, на что годится». Мать верно угадывает, что после этого надеждам сделать из Андрюши «барина» придет конец, ибо барство гордится возможностью ничего не делать: «И вдруг он будет чуть не сам ворочать жернова на мельнице, возвращаться домой с фабрик и полей, как отец его: в сале, в навозе, с красно-грязными, загрубевшими руками !» Русского человека особенно потрясает, что в деле нет места родственным привязанностям: «Ну, пусть бы так; но он положил ему жалованье, как мастеровому, совершенно по-немецки: по десяти рублей в месяц, и заставлял его расписываться…» Подобное воспитание противоречит всему окружающему быту. Писатель с иронией восклицает: «Утешься, добрая мать: твой сын вырос на русской почве . Вблизи была Обломовка: там вечный праздник!»

Нигде контраст мировосприятия, традиций и идеалов европейского и русского мира не проявляют себя так отчетливо, как в эпизоде последнего прощания Штольцев. Сдержанность, скупость в выражении чувств отца и сына истолковывается русскими крестьянами как черствая жестокость. Но вдруг в толпе раздался громкий плач: какая-то женщина не выдержала: «Батюшка ты, светик! – приговаривала она . – Сиротка бедный! Нет у тебя родимой матушки, некому благословить-то тебя . Дай я хоть перекрещу тебя, красавец мой. » Меж тем отец с тайной гордостью прощается с сыном. Он полностью, по понятиям европейца, выполнил свой родительский долг: «…Образован ты хорошо: перед тобой все карьеры открыты; можешь служить, торговать, хоть сочинять, пожалуй, – не знаю, что ты изберешь, к чему чувствуешь больше охоты». «“Да я посмотрю, нельзя ли вдруг по всем”, – сказал Андрей. Отец захохотал изо всей мочи и начал трепать сына по плечу…»

Широта интересов молодого Штольца только внешне походит на простодушную наивность романтика Адуева, желавшего одновременно сделаться начальником департамента и модным поэтом. Она зиждется на убеждении, что всего можно добиться трудом и знанием. А трудиться сын управляющего умеет и учиться любит. Отсюда снисходительная гордость отца, который, очевидно, и не ждал иного ответа.

– Ну а если не станет уменья, не сумеешь сам отыскать свою дорогу, – продолжает старик Штольц, – понадобится посоветоваться, спросить – зайди к Рейнгольду: он научит . Я тебе адрес скажу.

– Не надо, не говори, – возразил Андрей, – я пойду к нему, когда у меня будет четырехэтажный дом, а теперь обойдусь без него…

Сын с честью выдержал и эту небольшую проверку. Ведь это русскому не зазорно добиться жизненного успеха благодаря протекции и помощи старших. Для европейца – это унижение. К тому же принять помощь не позволяет самолюбие. По мысли Гончарова, стремление всего добиться самому и посрамить старших, «самолюбие» – главная причина успеха европейца. И наоборот. Об этом разговор Обломова и Ольги: «Но ведь самолюбие везде есть . Андрей Иваныч говорит, что это почти единственный двигатель, который управляет волей». Недаром имя героя переводится с немецкого как «гордый».

Сравнение Обломова и Штольца

Жизненная позиция Штольца: стремление к достижению целей, образование, приобретение духовной и физической силы. У Обломова в жизни основными делами было поспать и поесть, а также ждать решения вопросов от кого-то. Различия между друзьями:

  1. Андрей — энергичный, уверенный партнер торговой фирмы и зарабатывает хорошие деньги, путешествует. Есть много знакомых людей, которые хотят с ним общаться.
  2. Обломов ничего не добился, лежит днями на диване в грязи и мечтает о мире, где будут думать и принимать решения за него.

Таким образом, цели жизни Обломова и Штольца различны, но они дружат, потому что где-то внутри себя Андрей чувствует усталость от такой насыщенной жизни и только с Ильей может расслабиться.

Два друга детства пережили много событий, и кажется, что их дружба крепла. Но различное воспитание дало противоположные результаты. Однажды отношения стали невозможны, потому что в жизни они получились совсем разными людьми, их пути разошлись.

Вариант 2

Среди людей трудно встретить тех, кто действительно с усердием и любовью выполняет свою работу. Гончаров решил продемонстрировать читателям, каким по жизни будет человек трудолюбивый, зависимый от цифр. Автор в собственном романе изобразил нам Штольца — героя доброго, порядочного.

Читайте также:
Стихи про кошек короткие четверостишия для детей, красивые и трогательные

С детства он любил познавать мир, убегать из дома навстречу приключениям. Его полностью увлекал неизведанный, потрясающий воображение мир. Его отец — немец — ни в коем случае не запрещал малышу покидать родное место на недолгое время. Он свято верил в то, что это поможет ребенку в процессе взросления убедиться в полной состоятельности дитя. Р

одители, как понимающие люди, старались воспитать в Штольце самостоятельную личность. Мать с детства обогащала героя духовно. Она познакомила его с миром книг, с искусством. Помогала воспитать в ребенке нравственные начала. Всё это помогло юноше впитать в себя положительное от жизни.

Выходя из семьи, Штольц был уже ответственным, добропорядочным и важным человеком. Герой для своего возраста был достаточно образованным, чтобы найти себя в любом поприще. Его увлечение — это полная отдача в трудовой деятельности.

Герой по своей сущности является явным антиподом Обломова. В отличие от того персонажа, Штольц довольно серьезно продвинулся в карьерном плане. Он по-настоящему нашел себя в жизни, каждый день пытался самосовершенствоваться. У него на весь день составлялся план, которому он беспрекословно следовал, дабы не упустить главное, не потратить жизнь впустую. Такой добрый, отзывчивый человек предпочитал все свободное время уделять лишь работе, науке, всему тому, что можно объяснить с физической, логической точки зрения.

Настоящая любовь для героя была чужда. Он, в отличие от Обломова, не питал тех искренних чувств к своей возлюбленной. Штольц — это машина, которая направлена на достижение поставленных целей. Мир, в котором всё объясняется с помощью чувств, персонажу не подвластен. Оттого созданный Гончаровым образ Штольца ненароком отпугивает читателей из-за нежелания героя задействовать чувства. Этим персонаж отличается от Обломова: он трудолюбивый мастер собственного дела, не летает герой в облаках.

Конечно, Штольц является, с одной стороны, образцом подражания. Он порядочный, честный и отзывчивый человек. Но, с другой стороны, персонаж зависим от своей деятельности. Ему важны цифры, числа, отсчеты, накопленные средства. А от такого человека искренности, теплой желанной любви ожидать не стоит. Он как механизм, заведен до определенного момента, пока не выполнит поставленную задачу…

Сочинение про Штольца

Андрей Штольц — второй главный персонаж из романа И.А. Гончарова «Обломов».

В пьесе ему за тридцать лет. Андрей имеет и русскую, и немецкую кровь. Мать у него — русская, а отец — немец. Воспитывался он в полной свободе. Родители хотели, чтобы Штольц сам умел управлять своей жизнью, поэтому не запрещали ему отсутствовать несколько суток. Он с раннего детства приучен к труду: когда Андрей не занимался своими делами, то он работал под надзором отца.

Его отец был строгим, жестким, твердым мужчиной и пытался привить такие же качества сыну. Он хотел, чтобы Андрей многого добился в жизни своим трудом. Мать была мягкая, добрая женщина. Она учила мальчика хорошим манерам, научила разбираться в музыке и играть на фортепиано. Хотела, чтобы ее сын был душой светского общества, и рассказывала, как нужно правильно себя вести. Андрей Штольц оправдал ожидания родителей, и у него получилось все, чему хотели научить его родители: он приумножил данные ему деньги отца, с успехом вел свое дело и стал занимать высокое положение в высшем обществе. Штольц перенял от отца жесткость и уверенность, а от матери мягкость и доброту.

Андрей был очень умным человеком. Он окончил университет, много читал и много знал. Имел чин надворного советника. Также много путешествовал, видел все страны вдоль и поперек, нет ни одного места, где бы он не бывал. Молодой человек пользовался бешеной популярностью у женщин: он был завидным женихом, и каждая хотела его в мужья. Ему всегда все хотелось успеть, осуществить. Андрей Штольц считал, что жизнь отводит мало времени, что все может очень быстро закончиться. Он не умел жить настоящим временем, всегда смотрел только вперед.

Кроме такой бешеной гонки по жизни, Андрей любил спокойствие и стабильность, привитые матерью. Поэтому у него был лучший друг — Обломов. Обломов был полной противоположностью Штольца. Он никуда не спешил, делами толком не занимался (этим иногда занимался сам Андрей), с женщинами не водился и т.п. Только Андрей мог его заставить что-либо сделать. Когда он приезжал к Обломову, у того начиналась бурная жизнь: Обломов читал книги, работал над своим имением, занимался самообразованием, выходил в свет, даже собирался жениться.

Внешне Андрей стройный и сильный физически мужчина. У него зеленые глаза, белая кожа без румянца на лице.

После смерти своего друга Андрей Штольц взял его сына к себе, воспитал и дал хорошее образование.

Сравнение образа жизни Обломова и Штольца

Роман Гончарова «Обломов» увидел свет в середине XIX века. Произведение стало вершиной творчества писателя благодаря своей проблематике, выводам, цельности и ясности стиля. Главный герой нашёл отклик у читателей. Контраст персонажей Обломова и Штольца, сравнение их образов жизни пронизывает каждую страницу романа.

  1. Жизненное кредо Обломова
  2. Судьба Штольца
  3. Смысл дружбы

Жизненное кредо Обломова

Пожизненное состояние Ильи Ильича напоминает крота, не покидающего свою нору. После пробуждения главный герой романа на протяжении нескольких часов обещает встать, но все эти попытки не увенчаются успехом, а день тем временем идёт к завершению.

Чтобы понять, каково было восприятие жизни у Обломова, можно обратить внимание на цитату: «Лежанье у Ильи Ильича было его нормальным состоянием…»

Жизненные трудности вызывают у Обломова страх. Он не имеет ни желания, ни сил с ними бороться. После первой же неудачи на службе Илья Ильич оставил все попытки изменить свою жизнь и что-либо предпринять.

Рассеянность и безответственность сыграли злую шутку с Обломовым на службе. Он работал секретарём и часто допускал ошибки. Но его это не огорчало: допустив оплошность, Илья Ильич мог приказать другому человеку устранить её. Такое отношение привело к тому, что к тридцати годам он не добился успеха ни на каком поприще и занятие любого рода считал пустой тратой времени и преградой наслаждению жизнью.

Обломов не интересуется ничем и не хочет пробовать что-то новое: его не привлекают светские мероприятия, книги, даже собственное имение. Его жизненный уклад — вечная апатия, обволакивающая и заглушающая его интерес к существованию. К деньгам он также относится посредственно, не погружаясь в дела своего поместья и живя лишь на его доходы, уменьшающиеся с каждым годом.

Чтобы понять отношение Обломова к жизни, достаточно заглянуть в его детство:

  • Илья Ильич был ребёнком, растущим в «тепличных» условиях. Его баловали, потакали всем желаниям и всячески отгораживали от трудностей внешнего мира;
  • герой рос в деревне, где с работой справлялись нехотя. Жители Обломовки были ленивыми, медленными, малообразованными людьми, принимающими труд за наказание. Илья рос, видя такое отношение к работе, и не мог не проникнуться им.
Читайте также:
Милон - характеристика героя в комедии Недоросль, черты, образ

Когда Обломов переехал в город, его мировоззрение не изменилось. Его праздный и ленивый образ жизни шумный и подвижный город не в состоянии был изменить. Илья Ильич закрылся от окружающего мира и продолжил жить в своём воображении, в котором создал идеальный прототип своей родной деревни.

Одна из самых важных вещей в жизни Обломова — еда. Он любил вкусно и плотно поесть, отдавая предпочтение деликатесам и жирной пище.

Гончаров в своём романе использует распространённый приём, кратко заключая смысл жизни и характер персонажа в его имя. Так, фамилия Обломова означает нечто «обломанное», нечто разрушенное, сломанное и не поддающееся починке. Имя и отчество — Илья Ильич, олицетворяют цикличность, замкнутость образа жизни героя.

Он вёл апатичный образ жизни, ни к чему не стремился, жизнь его была похожа на череду одинаковых дней.

Казалось, что жизненная позиция Обломова не изменится и он проведёт остаток своих дней на диване. Но, повстречав Ольгу Ильинскую, герой ощутил в своём сердце силу, способную расшевелить даже такого, как он, и разорвать круг однотипных дней, сменяющих друг друга.

Обломов был человеком мягким, добрым и ранимым. Несмотря на то что он уже забыл, как вести себя в обыденном общении с людьми, Ольга после многочисленных их встреч влюбилась в героя. Илья Ильич дарил ей цветы, они вместе гуляли вдоль озера, и через некоторое время Обломов стал понимать, что он становится женихом. Но такие перемены в жизни он не готов был принять, даже несмотря на испытываемые к Ильинской чувства.

Сменив место жительства, Обломов встречает на своём жизненном пути Агафью Пшеницыну. Вдова была хорошей хозяйкой и не требовала от него никаких решительных действий, чем пробудила в герое влюблённость.

Итог жизни Обломова нельзя назвать позитивным. Лень, любовь к вредной пище, отсутствие активности, отрешение от любой деятельности привели к тому, что Обломов прожил недолгую жизнь и умер в возрасте 40 лет. На закате жизни он вновь оказался там же, где и начал свой путь. Его любили таким, каким он был — ленивым, бесперспективным, и потому, почувствовав тёплое отношение к себе, Обломов совсем забыл о своём поместье и закрыл глаза на то, что Тарантьев и брат Агафьи обворовали его.

Судьба Штольца

В противовес праздному и апатичному образу жизни Обломова представлено описание жизненного пути Андрея Штольца. В отличие от своего друга, Штольц не был потомственным дворянином. Он получил этот титул благодаря своему старанию и прилежности на службе.

Штольц воспитывался в суровой и дисциплинированной среде. Его не баловали, как Обломова, а прививали ему любовь и уважение к труду. Отец уделял особое внимание воспитанию Андрея, поэтому с малых лет Штольц ходил с отцом на фабрику и принимал активное участие в подготовительных работах. Кроме того, когда Андрей немного подрос, отец назначил его на должность и даже выплачивал небольшое жалование.

Андрей Иванович получил хорошее образование. Основы ему преподали дома, затем он обучался в пансионе и университете.

Хорошее воспитание в совокупности со строгостью и дисциплиной, природной любознательностью и рвением к обучению сделали Штольца активным и благородным молодым человеком. Он не пренебрегал посещением светских мероприятий, любил путешествовать и никогда не сидел без дела. Штольц искренний, открытый и добрый человек, при этом лишённый романтизма и мечтательности. Его отличает приземлённость и прагматичность.

​Штольц — сильная личность. Он не привык мириться с трудностями, всегда доводит дело до конца в неудачах винит только себя и личные недоработки.

С Ольгой Ильинской Штольц был знаком давно. Значительная разница в возрасте не позволяла ему воспринимать девушку как потенциальную возлюбленную, но Ольга всегда питала к нему симпатию. После неудачи в отношениях с Обломовым Ольга долгое время боялась открыться новым чувствам. Штольц, узнав об истинной причине отказа от поездки за границу со стороны Обломова, начал больше времени проводить с Ильинской. Молодые люди сблизились. Почувствовав симпатию, Штольц признался Ольге в своих чувствах. Девушка же, не в силах скрыть своё отчаяние, поделилась переживаниями со Штольцем.

Через некоторое время Андрей и Ольга заключили брак. Их союз стал крепким и гармоничным, поскольку оба они были людьми активными и открытыми к жизненным свершениям.

Смысл дружбы

Гончаров намеренно сравнивает двух главных героев в своём произведении. Читатель видит, что взгляды на жизнь Обломова и Штольца значительно отличаются, при этом их связывает крепкая дружба. Автор призывает сравнить этих персонажей и разобраться, для чего вводится такое сравнение и что значит дружба для каждого из них.

Чтобы понять, что же связывало Штольца и Обломова на самом деле, можно составить таблицу со следующими колонками:

  • воспитание;
  • идейно-нравственные принципы и устои;
  • характер;
  • отношение к жизни.

Воспитание Ильи и Андрея сильно отличалось, при этом они оба были благородными и честными людьми, следовавшими нравственным нормам. Вероисповеданием Обломова и Штольца было православие.

Оба героя живут не в настоящем, что и является главным сходством. Штольц привык планировать наперёд и потому заботится о будущем, Обломов же живёт в своём выдуманном мире, далёком от жизненных проблем.

Для Штольца общение с неторопливым, медлительным Обломовым было спасением. Андрей был активным человеком, но несмотря на это, нуждался в отдыхе и расслаблении. Для Ильи же дружба со Штольцем приносила с собой минимальную активность.

Андрей Штольц — характеристика героя в романе И.А. Гончарова «Обломов»

Семья и происхождение

В произведении Андрей Иванович является другом Обломова еще со школьной скамьи. Несмотря на разницу в мировоззрении и темпераменте, молодые люди дружили довольно близко. Воспитывался Штольц в полной семье. Его матерью была русская дворянка, а отцом — немец. Он руководил пансионом в поселке Верхлево, где Андрюша и познакомился с Ильей. От отца мальчик перенял ловкость, трудолюбие, живой ум.

Детство Штольца не было таким безоблачным, как у Обломова:

  • родители были строгими, и мальчик получал мало тепла и ласки;
  • обеспечивая его всем необходимым, близкие старались, чтобы ребенок сам прокладывал себе дорогу и добивался поставленных целей.

Жизнь персонажа — череда сменяющих друг друга событий. Вернувшись домой после обучения, он был отправлен отцом в Петербург для самостоятельного построения карьеры. Он сумел оправдать надежды близких, достигнуть в итоге влияния и успеха.

Значение образа Штольца в романе

Это персонаж является полной противоположностью главному герою повествования. Причём, разнится не только их внешний вид, но и мировоззрение, характер, образ жизни.

Гончаров не случайно вводит такого героя как Штольц в своё произведение: он хочет показать читателям, какую значимую роль в жизни человека играет образование и семейное воспитание. Образу жизни родителей героев уделяется значительное место в романе. Илья Ильич Обломов — выходец из семьи людей ленивых и лишённых воли, став взрослым человеком, полностью перенял родительские привычки и взгляды на жизнь, а Андрей Штольц, проведший детство в различных занятиях, стал целеустремленным, активным человеком.

Читайте также:
Бог солнца в Египте - Амон Ра, миф и описание древнеегипетского бога

Обучение и воспитание

Образование Штольца проходило на русском языке. На нем же мальчик читал книги, общался с деревенскими мальчиками, перенимая их говор и стиль общения. Родители рано начали приучать его к наукам. С 8 лет он изучал географию, учил басни и библейские стихи. Однако при первой же возможности бежал во двор к ребятам, с которыми играл до сумерек. Не бывало и дня, чтобы он возвращался домой без синяка, ссадин и царапин, о чем мать докладывала отцу.

Воспитание Штольца отличалось от традиционно принятой в обществе системы. В дворянском сословии было положено опекать и баловать детей. Однако немецкие корни родителя не давали ему права придерживаться подобной системы воспитания. Сын Ивана Богдановича Штольца был приучен к работе. Он часто ходил с отцом на фабрику, трудился на пашне.

Маленький Андрюша работал у своего отца в качестве мастерового, получая каждый месяц за это 10 рублей. Отрабатывая деньги, он расписывался в их получении так же, как и все работники отца. Мать мальчика была этим весьма огорчена, желая воспитать сына в классических дворянских традициях. Благодаря подобному воспитанию, мальчик стал самостоятельным, и вскоре смог ездить в город по отцовским поручениям.

Азы образования Штольц получил дома, а затем в пансионе, после чего закончил университет. Как все ребята из дворянских семей, он знал французский и музицировал. Кроме того, был обучен отцом немецкому языку.

Детские годы, образование, карьера

Отец Андрея Штольца был немцем, занимающим должность управляющего имением в селе Верхлёве, кроме того, он руководил частным пансионом, где и произошло знакомство его сына с Ильей Обломовым. Мать Андрея являлась русской дворянкой, она привила ему любовь к искусству и литературе.

Андрей Штольц с детства был подвижным: целыми днями после уроков бегал с крестьянскими мальчишками, часто ввязывался в драки, чем очень огорчал мать. Такой нрав не мешал ему увлекаться музыкой, юный Андрей даже играл на фортепиано вместе с матерью. Отец привил сыну интерес к наукам, приучил к труду. С четырнадцати лет отец отправлял своего сына в город, давая ему различные поручения. Матери не нравились подобные выезды Андрея из родного села, но, возможно, именно благодаря им, мальчик вырос самостоятельным и ответственным человеком.

Когда Штольц закончил учиться в пансионе отца и поступил в университет, он старался расширять свой кругозор, поэтому читал не только учебники, но и другие книги. Окончив университет, Андрей вернулся домой, и уже через три месяца отец отправил его в Петербург для того, чтобы сын самостоятельно выбрал себе занятие. Штольц некоторое время служил, а затем, выйдя в отставку, стал участником компании, которая отправляла за границу товары. Дел у него было очень много (писал проекты, ездил за границу), но он успевал посещать театры, светские вечера, много читал.

Внешность героя книги

Описания внешности Андрея в детстве и юности автор не предоставляет. Читатели знакомятся с портретом Штольца в годы его зрелости. Будучи ровесником Обломова, молодой мужчина выглядит гораздо моложе. Причиной этого является активный образ жизни и отсутствие склонности к чревоугодию. По описанию легко представить его внешность:

  • мускулистый и поджарый, без капли лишнего веса;
  • обладатель выразительных зеленоватых глаз, которые иногда поражали наивным выражением;
  • смуглокожий, с ровным цветом лица без признаков румянца.

Штольц обладает твердой уверенной походкой и не делает лишних движений. Сидит он спокойно, а если и действует, то использует столько мимики, сколько нужно, чтобы выразить отношение к происходящему.

Внешность Обломова и Штольца

Илья Ильич Обломов — человек 32–33 лет, приятной внешности, среднего роста. На его лице почти всегда было выражение мягкости, покоя, отсутствия сосредоточенности. В тёмно-серых глазах и в улыбке ясно светилась его добрая душа.

От недостатка свежего воздуха и движения у Обломова не совсем свежий цвет лица, он не по летам обрюзг и был изнежен. Движения его ленивы, даже когда он встревожен.

Любимой одеждой Обломова был мягкий, удобный восточный халат, потому что Илья Ильич любил, чтобы телу было просторно. Поэтому и туфли у него были широкие и мягкие.

Андрей Иванович Штольц — ровесник Обломова и его друг. Он худощав, «весь составлен из костей, мускулов и нервов». Его немного зеленоватые глаза выразительны, цвет лица смугловатый, ровный.

Характеристика личности

На момент описываемых в романе событий герою уже более 30 лет. В образе Штольца сложно не заметить страсть к обучению и трудолюбие. С детства он активно познает мир, пытается перенять отцовский опыт и знания. Став взрослым, много путешествует по службе, рассматривая поездки не только как развлечение, но и как знакомство с культурой других стран. Он не пренебрегает светским обществом, открыт к общению и доброжелательно настроен к оппонентам. Постоянно развивается, читает книги, узнает новости из газет.

При всех положительных качествах, искренности и честности Андрей лишен романтизма. Сохранив детскую подвижность, он является приземленным и не умеет мечтать, строить воздушные замки. Зная цену времени, молодой мужчина не проводит его в праздности. Он всегда занят полезным делом, умеет организовать распорядок действий и везде успевает. Не лишен Андрей и сострадания, однако скрывает эту черту характера и умело управляет чувствами.

На первый взгляд, жизнь Штольца беззаботна. Однако в ней достаточно проблем, в которых молодой мужчина винит лишь себя. Он не перекладывает причину жизненных трудностей на других людей, старается преодолевать их, невзирая на препятствия. Его поступками руководит здравый смысл и твердая позиция, и выбить из колеи Андрея практически невозможно.

Материальное положение

В отличие от Ильи Обломова, Штольц умеет жить по бюджету. На момент описываемых в романе событий он отставной чиновник (ранее ему принадлежал чин надворного советника). Проявив себя в работе с лучших сторон, он всегда добивался того, что за границу посылали именно его. В отставке, повидав мир и набравшись опыта, Андрей занялся торговлей, быстро нажил денег и дом, сделав из отцовских сорока тысяч рублей все триста тысяч.

Будучи трудолюбивым человеком, он постоянно спорит с Обломовым, который утверждает, что «нельзя всю жизнь посвящать труду». Отвечает на все доводы ленивого друга цитатой «Трудиться никогда не перестану. Труд — цель, стихия и образ жизни». Имея достаточно средств, Штольц может позволить себе многое — дорогую одежду, путешествия, модные развлечения. Однако он не склонен к роскоши, хоть семья его ни в чем не нуждается.

Отношение с Ильей Обломовым

Андрей и Илья — друзья с детства. Когда же отец Штольца открыл пансион, они стали неразлучны, несмотря на разницу в происхождении и характере. Штольцу приходилось часто помогать ленивому Обломову, выполняя за него домашние задания, решая задачи с таблицами и делая упражнения по грамматике. При этом им руководила не корысть, а искреннее желание помочь товарищу.

Читайте также:
Лексический повтор - определение, виды приема, примеры

После окончания пансиона пути молодых людей разошлись, но пересеклись в Петербурге. С момента встречи в городе Андрей стал часто навещать друга на квартире, подбадривать, стимулировать к активной светской жизни. Жалобы ленивца на усталость только подзадоривали Андрея. Он старался почаще выводить друга на приемы, что требовало от последнего значительных усилий. Ведь нужно было встать с дивана, поменять домашнее платье на костюм, ехать и с кем-то общаться, к чему Обломов не всегда был расположен.

Однажды Штольцу удалось уговорить Обломова поехать за границу. Уже начались сборы, однако поездка сорвалась в последний момент. Влюбленный Обломов принял решения остаться с Ольгой, объектом своего обожания, и не пожелал присоединиться к товарищу. Какое-то время обиженный апатией Обломова Андрей не посещал его дом. Однако не выдержал и вновь приехал с визитом, кратко отметив, что друга накрыло волной обломовщины. В этот раз его стремление вытащить Илью из апатичного и ленивого восприятия мира было не столь сильным.

Несмотря на разницу в характере, идейной позиции и образе жизни, Штольц стремится сохранить приятельские отношения с Обломовым по двум причинам:

  • дружба между мужчинами зародилась в далеком детстве;
  • Андрей знает о добром нраве Обломова и стремится ему помочь.

Периодически Штольцу приходилось заниматься делами друга, который не хотел самостоятельно решать важные дела в своем поместье. Это привело к тому, что управляющий Обломовки пользовался своим положением в корыстных целях и вел дела, руководствуясь собственными интересами.

Несмотря на горячее желание, Андрей не смог вытащить друга из плена обломовщины. После его смерти он взял на воспитание сына Обломова и занимался делами поместья до совершеннолетия маленького Андрея Ильича.

Дружба и любовь.

Штольц был верным и надежным товарищем. С Обломовым подружился, пребывая в юношеском возрасте. Вместе они учились в пансионе, где заведовал отец Андрея. Ребята уже тогда очень отличались в своих стремлениях.

Илья не любил науку. Но когда у него проявилось увлечение поэзией, Андрюша стал носить ему из дому всевозможные книги, лишь бы развивать его познания.

«Сын Штольца баловал Илюшу, подсказывая ему уроки, делая за него многие переводы.»

Спустя годы он не перестает поддерживать Обломова. Утверждает, что тот является для него близким человеком.

«Ближе всякой родни: я с ним учился и рос».

Андрей всегда бескорыстно поддержит товарища. Илья с радостью ждет его в гости, доверяет ему все свои дела, в том числе и финансовые. Скорей бы приехал Штольц! Пишет, что скоро будет. Он бы уладил. Когда у Обломова возникают серьезные проблемы с имением, то друг сам предлагает помочь навести там порядок, он понимает, что управляющий поместьем обманывает Илью Ильича. Делает все со знанием дела.

Даже после смерти Обломова не перестает проявлять заботу о его близких. Супруге Агафье Пшеницыной высылает деньги, которые приносит имение. Сына покойного товарища забирает в свой дом.

«Андрюшу попросили на воспитание Штольц и его жена. Теперь считают его членом собственного семейства».

Андрей и Ольга Ильинская

Штольц и Ольга в романе — давние знакомые. Однако разница в возрасте не позволила им изначально построить любовные отношения. Тем не менее молодые люди общались и симпатизировали друг другу. Однажды Андрей непреднамеренно стал причиной трагедии в жизни двадцатилетней девушки. В один из вечеров он познакомил ее с другом Ильей Обломовым, и между молодыми людьми возникла любовь. Несмотря на искренность чувств, дальше помолвки дело не дошло — апатичный Обломов и Ильинская расстались.

Покинув Россию, Ольга Сергеевна встретила Андрея, который не подозревал о том, что с нею произошло. С тех пор молодые люди начали видеться чаще. Штольц приносил девушке книги, цветы, и незаметно оказался в плену ее чар. Влюбившись впервые в своей жизни, он сделал Ольге предложение руки и сердца. Это поставило девушку в затруднительное положение, ведь неудачные отношения с Обломовым убили в ней желание создавать семью с кем-либо.

Далее последовало душевное объяснение, во время которого Ольга рассказала Андрею о своих неудачных отношениях с Обломовым. Она хотела видеть в Илье мужчину, который сильнее ее, а не увальня, предпочитающего постоянно отдыхать на диване. Теперь Андрей понял причину, по которой его друг так и не поехал за границу, и убедился, что обломовщина окончательно поглотила Илью Ильича. Тем не менее он не отказался от намерений жениться, и вскоре молодые люди отпраздновали свадьбу.

Брак оказался счастливым и гармоничным, вскоре у пары появились дети. Андрей помог Ольге стереть из памяти отрицательные отношения с Обломовым, а схожесть их характеров позволила наладить семейный уклад. Молодые люди привыкли к активной деятельности, общению, самообразованию, и супружество не тяготило их. Ольге пришлось стать матерью не только своим детям, но и сыночку Ильи. К нему она отнеслась с такой же нежностью и теплотой, как и к своим детям.

Любовь.

Андрей Иванович был осторожен в отношениях с противоположным полом.

«Среди увлечений чувствовал землю под ногами и достаточно сил, чтоб в случае крайности вырваться на свободу. Не ослеплялся красотой, не лежал у ног красавиц».

С Ольгой Ильинской их связывала давняя дружба. Мужчина был старше ее, воспринимал знакомую как ребенка.

«Пребывала в глазах его прелестным, подающим большие надежды ребенком».

После болезненного разрыва отношений с Обломовым, Ольга вместе с тетей уезжает за границу. С Андреем они встретятся в Париже, и больше не станут расставаться.

Андрей попытается всячески скрасить ее одиночество в чужом городе.

«Обложив ее нотами и альбомами, Штольц успокаивался, считая, что на долгое время заполнил досуг приятельницы, и шел работать».

Вскоре они вместе уезжают в Швейцарию. Тут он убеждается еще больше, что не может жить без Ольги.

Мужчина влюблен в нее.

«За эти полгода разыгрались над ним все пытки любви, от которых он так тщательно берегся в отношениях с женщинами».

Признавшись ей в искренних чувствах, узнает, что она испытывает к нему взаимность. Вскоре влюбленные женятся, у них появляются дети.

Семья живет дружно и счастливо. К ним в гости приезжает вдова покойного Обломова Ильи Ильича, чтобы проведать сына Андрюшку. Женщина понимает, что их чувства искренни. «Оба существования, Ольги и Андрея, слились в одно русло. Все было у них гармония и тишина».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: