Топ 100 вузов России – рейтинг лучших университетов, институтов

Рейтинги лучших вузов России в 2021/2022 году

ВУЗЫ И КОЛЛЕДЖИ

  • Автор:
  • Александра Грейскоп
  • Эксперт портала, в сфере образования с 2019 года
  • Дата публикации:
  • 06.08.2021
  • После сдачи экзаменов остается лишь один вопрос: а куда поступать? Конечно, любому выпускнику хочется поступить в университет с высоким уровнем образования, интересной студенческой жизнью и дипломом, позволяющим устроиться на хорошую работу. Мечта – это всё и сразу, но со стороны довольно трудно оценить уровень университета, основываясь лишь на отзывах в интернете. Тогда в помощь приходят рейтинги вузов.

    Рейтинги лучших вузов России в 2021/2022 году

    Ежегодно оценкой университета занимаются аналитические и консалтинговые компании. Основная цель – составить список вузов с лучшими условиями для получения качественного образования. Система оценки разнится: учитываются различные составляющие, индексы имеют различный вес и характеристику. Тем не менее результаты примерно одинаковы. Посмотрим на основные рейтинги российских вузов в 2021/2022 году.

    Рейтинг QS

    Quacquarelli Symonds – британское рейтинговое агентство, которое проводит оценку университетов со всего мира. Аналитика QS World University Rankings считается одной из наиболее авторитетных. Рейтингсоставляется на основе 6 показателей, имеющих различный вес:

    • Академическая репутация (40%);
    • Отзывы экспертов (10%);
    • Индекс цитируемости (20%);
    • Соотношение количества студентов и преподавателей (20%);
    • Процент иностранных студентов (5%);
    • Процент иностранных преподавателей в вузе (5%).

    В топ-10 российских вузов, по оценке QS World University Rankings, входят:

    Рейтинг лучших вузов России RAEX-100

    Рейтинговое агентство RAEX публикует рейтинг лучших университетов России с 2012 года. В систему оценивания входит три основных индекса, учитывающих подкомпоненты:

    • Качество образования (50%) включает уровень преподавания, международную интеграцию, ресурсную обеспеченность и востребованность среди абитуриентов;
    • Востребованность работодателями выпускников вуза (30%) включает сотрудничество с работодателями и качество карьеры выпускников;
    • Уровень научно-исследовательской деятельности вуза (20%) включает научно-исследовательский потенциал, научные достижения и исследовательскую инфраструктуру.

    Всего в рейтинге используется 43 показателя. Агентство не только оценивает уровень вуза, но и рассматривает рынок высшего образования в целом: определяет тенденции и причины изменений позиций в рейтинге.

    В топ-10 российских вузов, по оценке RAEX-2021, входят:

    Рейтинг университетов CWUR

    Международный рейтинг университетов CWUR публикуется с 2012 года консалтинговой компанией Center for World University Rankings. Для измерения рейтинга используются следующие показатели:

    • Качество образования, которое оценивается по количеству выпускников и преподавателей, имеющих международные премии, награды и медали;
    • Востребованность выпускников измеряется по количеству количеством выпускников, занимающих позиции топ-менеджеров в крупных компаниях;
    • Уровень научной деятельности.

    В рейтинг CWUR 2021/2022 года вошло 19 российских вузов. Топ-10 составили:

    Рейтинг Forbes

    Редакция Forbes провела оценку качества образования в российских вузах. Всего в оценке приняло участие 502 вуза. Рейтинг составляется на основе 4 показателей, каждый из которых оценивается в определенное количество баллов:

    • Качество образования (30 баллов), показатель учитывает уровень зарплат преподавателей, соотношение педагогов и студентов, международную деятельность вуза и т. д.;
    • Нетворинг (30 баллов) оценивает общий уровень поступивших в вуз студентов;
    • Востребованность выпускников (30 баллов);
    • Международное признание (10 баллов) учитывает упоминание в крупнейших рейтингах вузов.

    В топ-10 российских вузов, по оценке Forbes, входят:

    Рейтинг мировых университетов Times Higher Education

    Рейтинг формируется британским журналом Times Higher Education. Оценка состоит из 13 критериев, сгруппированных в пять категорий:

    • Образование;
    • Научно-исследовательская работа;
    • Цитируемость;
    • Интернационализация;
    • Инновации.

    В топ-10 российских вузов, по оценке Times Higher Education, входят:

    Итак, существует несколько крупных компаний, оценивающих уровень образования в российских университетах. Рейтинги позволяют рассмотреть вузы с учетом разных показателей. Несмотря на разные системы оценки, лучшие вузы, занимающие лидирующие позиции в каждом из рейтингов, схожи. В их числе МГУ, МИФИ, МФТИ, ВШЭ и СпбГУ.

    ТОП 100 лучших ВУЗов России

    ТОП 100 лучших ВУЗов России. Рейтинг 2021 года

    Каждого выпускника в России волнует вопрос дальнейшего образования. Хочется поступить в университет, который даст действительно хорошее образование и при этом будет достаточно престижен. Именно поэтому мы публикуем рейтинг Топ-100 престижных ВУЗов России.

    Вчерашние школьники, уже определившиеся с будущим, смогут оценить известность выбранного места для дальнейшей учебы. А те, кто еще сомневается или находится в поиске с помощью рейтинга ВУЗов России найдут лучшие варианты, а возможно увидят возможности, которые раньше упускались.

    Топовые учебные заведения сотрудничают с крупными организациями, российскими и зарубежными компаниями, организуют программы обмена опытом с коллегами со всего мира. Все это дает значительно больше шансов для развития и построения дальнейшей карьеры для студентов. Именно поэтому у выпускников этих университетов значительно меньше проблем с дальнейшим трудоустройством.

    Рейтинг лучших ВУЗов России создавался на основе оценки качества из работы, уровня предоставляемого образования. Учитывалось мнение различных групп и официальные результаты:

    • Обучающихся сегодня студентов.
    • Выпускников, закончивших обучение в течение прошлых 5 лет.
    • Мнение группы экспертов, близких к системе высшего образования в России.
    • Репутация в открытых информационных источниках.
    • Экспертная оценка соотношения качества получаемого образования и итогового среднего балла студентов.

    Ежегодно рейтинг пересматривается, отражая изменения, происходящие в стенах высших учебных заведений России.

    1. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
    2. Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ
    3. Московский физико-технический институт (государственный университет)
    4. Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”
    5. Санкт-Петербургский государственный университет
    6. Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
    7. Национальный исследовательский Томский политехнический университет
    8. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
    9. Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
    10. Финансовый университет при Правительстве РФ
    11. Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
    12. Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
    13. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
    14. Российский университет дружбы народов
    15. Казанский (Приволжский) федеральный университет
    16. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
    17. Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова
    18. Московский государственный лингвистический университет
    19. Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития РФ
    20. Национальный исследовательский Томский государственный университет
    21. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
    22. Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения РФ
    23. Университет ИТМО
    24. Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) им. И. М. Губкина
    25. Казанский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения РФ
    26. Новосибирский государственный технический университет
    27. Воронежский государственный университет
    28. Северо-Западный Госмедуниверситет им. И.И. Мечникова.
    29. Московский государственный юридический университет им. О. Е. Кутафина (МГЮА)
    30. Национальный исследовательский университет «МЭИ»
    31. Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н. И. Пирогова
    32. Южный федеральный университет
    33. Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
    34. Дальневосточный федеральный университет
    35. Российский государственный университет им. Косыгина
    36. Санкт-Петербургский гос. электротехнический университет «ЛЭТИ» имени В.И. Ульянова (Ленина)
    37. Самарский гос. аэрокосмический университет имени академика С.П. Королёва (НИУ).
    38. Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)
    39. Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского.
    40. Тюменский государственный университет
    41. Уральский гос. горный университет
    42. Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева
    43. Уфимский государственный нефтяной технический университет
    44. Российский государственный гуманитарный университет
    45. Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II
    46. Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова
    47. Московский государственный технологический университет «СТАНКИН»
    48. Сибирский федеральный университет
    49. Национальный минерально-сырьевой университет “Горный”
    50. Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
    51. Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники»
    52. Южно-Уральский государственный университет (Национально исследовательский университет)
    53. Самарский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения РФ
    54. Алтайский государственный университет
    55. Уральский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения РФ
    56. Самарский государственный технический университет
    57. Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко Министерства здравоохранения РФ
    58. Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет
    59. Казанский национальный исследовательский технологический университет
    60. Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева-КАИ
    61. Самарский государственный университет
    62. Санкт-Петербургский государственный экономический университет
    63. Сибирский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения РФ
    64. Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева
    65. Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва
    66. Воронежский государственный технический университет
    67. Пермский национальный исследовательский политехнический университет
    68. Московский педагогический государственный университет
    69. Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет
    70. Омский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения РФ
    71. Волгоградский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения РФ
    72. Белгородский государственный национальный исследовательский университет
    73. Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова
    74. Государственный университет “Дубна”
    75. Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова
    76. Волгоградский государственный университет
    77. Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
    78. Юго-Западный государственный университет
    79. Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова Министерства здравоохранения РФ
    80. Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова
    81. Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева
    82. Курский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения РФ
    83. Пермский государственный национальный исследовательский университет
    84. Саратовский медицинский университет имени В.И. Разумовского Министерства здравоохранения РФ
    85. Иркутский национальный исследовательский технический университет
    86. Томский государственный педагогический университет
    87. Тюменский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения РФ
    88. Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет)
    89. Уральский государственный университет путей сообщения
    90. Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.
    91. Ставропольский государственный аграрный университет
    92. Уральский государственный юридический университет
    93. Омский государственный технический университет
    94. Московский технический университет связи и информатики
    95. Волгоградский государственный технический университет
    96. Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта
    97. Кубанский государственный технологический университет
    98. Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова
    99. Московский государственный технический университет гражданской авиации (МГТУ ГА)
    100. Военный инженерно-технический институт Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулева

    Рейтинг “100 лучших вузов России” от RAEX

    Рейтинговое агенство RAEX представило летом 2020 года свой девятый рейтинг “100 лучших вузов России” 2020 года. Мы сделали из списка RAEX удобный навигатор по 100 лучшим университетам страны.

    Если вы хотите узнать подробную информацию о конкурсной ситуации на всех факультетах и направлениях обучения каждого вуза в 2020 году, то переходите по ссылкам в названии университетов в таблице.

    Мы бережно собрали для вас всю информацию на официальных сайтах каждого вуза, а также из ежегодной статистики Высшей школы экономики.

    1

    4

    6

    7

    8

    10

    15

    18

    20

    26

    28

    31

    34

    39

    44

    47

    50

    52

    56

    58

    61

    67

    69

    72

    75

    77

    80

    83

    88

    90

    94

    96

    98

    99

    100

    Рассылка «Lancman School»

    Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку
    два раза в неделю: во вторник и пятницу

    Похожие статьи:

    Международный рейтинг университетов THE 2018

    Рейтинг российских университетов от Forbes

    Международный рейтинг университетов QS

    Национальный рейтинг университетов от “Интерфакса”

    Категории

    ✅ Тщательно отобранный преподавательский состав из МГУ, МГТУ, ВШЭ
    ✅ Подбор группы по уровню
    ✅Отчёты о прогрессе для родителей

    Вебинары:

    Профориентация по уникальной методике

    – Определить психотип, сильные качества ребенка;
    – Подобрать профессии и виды деятельности, в которых ребенок будет успешен.

    Есть вопросы?

    Оставьте свой телефон для консультации по любому виду услуг

    Москва, метро Арбатская, Хлебный переулок,
    д. 2/3, стр. 1 Курсы ЕГЭ | Курсы ОГЭ |

    Связаться с нами

    Lancman School © 2021. Все права защищены.

    Достойное окружение. Блестящее будущее!

    Обратная связь

    Отправьте свой телефон и наши менеждеры свяжутся с вами в ближайшее время

    Я соглашаюсь на обработку моих персональных данных.
    Политика конфиденциальности

    Ваша заявка отправлена!

    В ближайшее время мы свяжемся с вами, а пока почитайте интересные статьи:

    Так же рекомендуем вам пройти наш тест профориентации:

    Расскажи о нас друзьям:

    День открытых дверей в образовательном центре «Lancman School»

    Мы подготовили ряд бесплатных и полезных мероприятий: мастер-классы, открытые уроки, тестирования и диагностики!

    Получи скидку 50%!

    Я согласен с условиями обработки персональных данных

    Записаться на 2-х месячный интенсив

    Вся программа ЕГЭ за 2 месяца!

    Если вы понимаете, что вам необходимо максимально повысить уровень знаний за оставшееся время, то это предложение для вас. Оставшиеся 4 месяца эти группы будут работать по-максимуму! Каждую неделю у них будет два больших занятия, длительностью 3 академических часа (2 часа 15 минут). За 4 месяца вы сможете подробно изучить то, на что обычные группы тратят целый учебный год. Такие интенсивы по нашей практике повышают балл ученика в среднем на 37 баллов!

    Еще пока есть возможность улучшить свой результат, воспользуйтесь ею!

    Я согласен с условиями обработки персональных данных

    Высший пилотаж

    Пять лидеров сохранили свои позиции: как и годом ранее, возглавил список МГУ им. М.В. Ломоносова, далее следуют МФТИ, НИЯУ МИФИ, СПбГУ и НИУ ВШЭ. МГУ показал высший результат по всем трем группам критериев (качество образования, востребованность выпускников и научная деятельность). У ближайших преследователей Московского университета разные драйверы успеха. НИЯУ МИФИ наиболее высокую оценку получил за научно-исследовательскую деятельность, СПбГУ – за качество образования, НИУ ВШЭ – за востребованность выпускников. А успех МФТИ базируется сразу на двух факторах – по качеству образования и научной деятельности Физтех опередил все вузы, кроме МГУ.

    Если говорить о более широкой группе лидеров – о составе топ-30 рейтинга, то налицо достаточно широкое географическое разнообразие. В тридцатку лучших вошли 18 вузов столицы, четыре университета Санкт-Петербурга, пять федеральных университетов – Уральский, Казанский (Приволжский), Сибирский, Дальневосточный и Южный, а также ТГУ и ТПУ (Томск), НГУ (Новосибирск).

    Рост доступности

    За прошедший год доступность высшего образования в целом по стране повысилась. Доля первокурсников в вузах из рейтинга RAEX-100, зачисленных на бюджетной основе, выросла: в 2020/21 году она составила в среднем 58,4%, тогда как годом ранее – 56,8. Что же касается платного обучения, то впервые за все время составления рейтингов RAEX средняя стоимость учебы на первом курсе в вузах – участниках рейтинга не выросла.

    Доступность образования зависит не только от уровня вуза и региона его расположения, но и от интересующей абитуриента сферы. Если посмотреть на соотношение бюджетного и платного приема у участников рейтинга, то очевиден огромный дисбаланс между возможностями абитуриентов, выбирающих техническую стезю, и молодых людей, стремящихся изучать социальные и гуманитарные науки. Так, в технических вузах доля бюджетного приема за год выросла с 67 до 71,7%. В свою очередь, в экономических и гуманитарных вузах доля первокурсников, зачисленных на бюджетной основе, напротив, сократилась с 33,7 до 31,3%. Спрос абитуриентов на направления, связанные с экономикой и управлением, продолжает оставаться высоким. Это хорошо иллюстрируется и тем фактом, что социогуманитарные вузы во главе с МГИМО доминируют в топ-10 вузов по стоимости платного обучения. При этом в десятке самых “дорогих” вузов нет ни одного технического.

    Высокий платежеспособный спрос наблюдается также на медицинское образование: ведущие медицинские вузы – Сеченовский университет, РНИМУ им. Пирогова и МГМСУ им. Евдокимова – входят в топ лидеров по стоимости платного обучения. Что же касается бюджетного обучения, то в ближайшие годы здесь ожидается резкий рост студентов-целевиков (тех, кто после окончания вуза обязан поработать у конкретного работодателя). В прошлом году Владимир Путин объявил о существенном изменении порядка приема в медвузы, в результате которого целевыми станут 70% бюджетных мест по специальности “лечебное дело” и 75% мест по педиатрии. Надо сказать, целевой прием на медицинские направления выделялся и ранее: по результатам приемной кампании 2019/2020 года доля целевиков среди будущих медиков составляла 25,5%, в то время как по всем другим вузам рейтинга RAEX в среднем находилась на уровне 7,5%.

    Медвузы нарастили присутствие в рейтинге RAEX-100. В список вошли сразу 15, тогда как год назад в сотне лучших было 13. К традиционным преимуществам медобразования – высокой обеспеченности студентов штатными преподавателями и популярности среди иностранных студентов – в прошлом году добавились и другие факторы успеха. Среди них – рост бюджета в расчете на студента (в среднем на 20% за год), увеличение объема привлеченных средств от программ дополнительного профессионального образования (рост свыше 70%).

    Социальный вектор

    Один из главных выводов рейтинга 2021 года – укрепление позиций вузов, готовящих специалистов для социально значимых сфер – это медицина, педагогика и сельское хозяйство. Интересно, что если медвузы и ранее демонстрировали высокую конкурентоспособность, то синхронное улучшение позиций педагогических и аграрных вузов в рейтинге RAEX-100 наблюдается впервые. Роста добились оба вуза сельхозпрофиля: РГАУ – МСХА имени К.А. Тимирязева поднялся на 56-е место с 62-го, а Ставропольский ГАУ переместился на 59-ю позицию с 60-й.

    Но главным бенефициаром свежего рейтинга следует признать педагогические университеты: в 2021 году позиции улучшили все семь вузов. Этому сопутствует благоприятный информационный фон: правительству предписано “уделить самое пристальное внимание современной подготовке будущих учителей”. В этом году количество бюджетных мест по педагогическим специальностям рекордно увеличится (38,4 тысячи очной формы обучения против 30,5 тысячи годом ранее). Кроме того, государство объявило о выделении 10 миллиардов рублей на капремонт зданий и техническое переоснащение педуниверситетов.

    Наблюдаемый рост вузов педпрофиля связан с целым рядом причин. Во-первых, финансирование большинства из них увеличилось – как в расчете на студента, так и в абсолютных цифрах (важную роль сыграло увеличение объема грантов по линии научных фондов). Во-вторых, почти во всех рассматриваемых вузах повысилось качество приема – и на бюджетные, и на платные места поступили абитуриенты с более высокими результатами ЕГЭ. Третий фактор – повышение оценки педагогических вузов по группе критериев “сотрудничество с работодателями”.

    Международный онлайн

    Год назад мало кто сомневался, что пандемия негативно отразится на международной составляющей деятельности вузов. Интрига состояла лишь в том, насколько сильно? Вопросы вызывали привлечение иностранных студентов, реализация программ двух дипломов, зарубежные стажировки, мобильность преподавателей и ученых, вовлеченных в международные исследовательские проекты. Российские вузы в целом достойно справились с проблемами, порожденными эпидемическими ограничениями. Преимущества получили те, кому удалось оперативно перестроить процессы, применив технологии дистанционного взаимодействия. Так, в прошедшем учебном году многие иностранцы-очники обучались полностью или частично удаленно. Благодаря этому средняя доля иностранных студентов у участников рейтинга RAEX не сократилась, а увеличилась, с 11,7 до 11,9%. Стажировки за рубежом пострадали сильнее: средняя доля студентов, проходивших обучение за рубежом, за год сократилась с 0,78 до 0,66%.

    Причина в том, что стажировки в каждом случае – это индивидуальный проект конкретного кандидата и принимающей стороны, и возникали организационные сложности, поясняет Екатерина Тулугурова, начальник управления международных образовательных программ Университета ИТМО. При этом в Университете ИТМО продолжают реализовываться программы двойного диплома, которые были созданы до 2020 года.

    Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого в самом начале пандемии “не испугался рисков и стал организатором масштабных международных онлайн-событий”, рассказал его проректор по международной деятельности Дмитрий Арсеньев. Летом 2020-го СПбПУ оперативно перевел в онлайн-формат Международную политехническую летнюю школу, а в январе 2021-го провел зимнюю, к которой подключилось более 150 зарубежных участников. Совсем недавно, в мае, на виртуальной площадке СПбПУ прошла Международная политехническая неделя, объединившая более 100 участников из 20 стран мира.

    Между тем онлайн-форматы не способны в полной мере покрыть все потребности университетов. В отраслях знания, где нужны совместные лабораторные исследования или эксперименты, пандемия поставила студентов и ученых в непростое положение. “Все, кто вовлечен в международную деятельность, с нетерпением ждут снятия всех ограничений на трансграничные перемещения, – говорит проректор НИУ ВШЭ Иван Простаков. – Мы приобрели новый опыт и новые инструменты, которые будут использоваться и дальше, но без прямых контактов нам не обойтись”.

    Представители университетов затрудняются прогнозировать, как будет дальше развиваться международное академическое сотрудничество. Во-первых, невозможно назвать точные сроки отмены эпидемических ограничений. Во-вторых, нельзя забывать и о внешнеполитических аспектах вроде противостояния США и Китая, которое дает о себе знать через “выдавливание” китайских студентов из американских университетов.

    В период восстановления после пандемии численность иностранных преподавателей и студентов будет постепенно нарастать, но тенденции могут быть разнонаправленными, считает проректор РЭУ им. Г.В. Плеханова Дмитрий Штыхно: “Все-таки иностранным студентам пока больше по душе традиционный формат обучения, а вот преподаватели быстро оценили преимущества виртуальной мобильности, и возможно, именно она станет преобладающей в течение ближайшего времени”.

    Рейтинг 100 лучших вузов RAEX публикует ежегодно начиная с 2012 года. При подготовке используются статистические показатели, а также результаты опросов представителей академических и научных кругов, студентов и выпускников, работодателей. В 2021 году было обработано 180 анкет вузов, а участниками онлайн-опросов стали свыше 70 тысяч респондентов.

    При оценке качества образования в вузах (вес 50%) рассматривались группы показателей “уровень преподавания”, “международная интеграция”, “востребованность среди абитуриентов” и “ресурсная обеспеченность”. Для оценки востребованности работодателями выпускников вуза (вес 30%) анализировались группы показателей “сотрудничество с работодателями” и “качество карьеры выпускников”. Уровень научно-исследовательской деятельности вуза (вес 20%) определялся исходя из групп показателей “научно-исследовательский потенциал”, “научные достижения” и “исследовательская инфраструктура”.

    Рейтинг вузов России RAEX успешно прошел международный аудит IREG Observatory, крупнейшей ассоциации составителей и потребителей образовательных рейтингов.

    Рейтинг 100 лучших вузов России составлен и уже названы лидеры

    Эксперты провели оценку уровня образования и по итогам составили рейтинг университетов страны, который получил название «100 лучших вузов России».

    • Все лучшие вузы России уже определены.
    • ТОП 100 лучших вузов России 2015 и 2016 годов.
    • Ещё 75 учреждений входящих в список лучших вузов России!
    • ТОП 50 лучших вузов России в обратном порядке.
    • Из лучших 100 вузов России осталось 25 учебных заведений!
    • Вузы России вошедшие в ТОП 10 лучших вузов страны.
    • ТОП-3 из 100 лучших вузов России остался неизменным!
    • МГУ на 1 месте в рейтинге «ТОП вузов России».
    • Рейтинг медицинских вузов России 2015 и 2016 годов.
    • ТОП-10 лучших медицинских вузов России!
    • Рейтинг вузов Москвы 2015 и 2016 г.
    • Рейтинг вузов СПБ 2015 и 2016 г.
    • Почему стоит получить высшее образование в одном из 100 лучших вузов России?
    • Университеты из рейтинга «Сто лучших вузов России».

    Все лучшие вузы России уже определены.

    Двадцатого июня этого года, вузы России откроют свои двери и начнут принимать заявки от абитуриентов. Большинство школьников уже определились в какие российские вузы они в первую очередь будут поступать, но если они не смогут поступить туда, куда захотят, у них останется ещё четыре попытки, ведь школьники могут отправить заявки всего в 5ть учреждений.

    Главное для абитуриентов, это заранее определиться с запасными вузами, если вдруг в самый желанный не получится поступить.

    В подборе вуза каждому школьнику сможет помочь наш рейтинг вузов именуемый как «100 лучших вузов России». За последние 3 года первые двадцать мест практически не поменялись.

    ТОП 100 лучших вузов России 2015 и 2016 годов.

    100 место: Российский новый университет.

    099 место: Астраханский государственный технический университет.

    098 место: Медицинский институт «РЕАВИЗ».

    097 место: Кубанский государственный технологический университет.

    096 место: Кабардино-Балкарский гос. университет имени ХМ. Бербекова.

    095 место: Тюменская гос. медицинская академия.

    094 место: Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова.

    093 место: Санкт-Петербургский гос. технологический институт (технический университет).

    092 место: Юго-Западный государственный университет.

    091 место: Пермский гос. национальный исследовательский университет.

    090 место: Курский гос. медицинский университет.

    089 место: Тюменский государственный университет.

    088 место: Омский государственный технический университет.

    087 место: Уральский государственный университет путей сообщения.

    086 место: Томский государственный педагогический университет.

    085 место: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта.

    084 место: Сибирский гос. аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева.

    083 место: Санкт-Петербургский гос. университет аэрокосмического приборостроения.

    082 место: Алтайский гос. медицинский университет Министерства здравоохранения РФ.

    081 место: Саратовский гос. медицинский университет имени В.И. Разумовского.

    080 место: Волгоградский гос. медицинский университет.

    079 место: Саратовский гос. университет имени Н.Г. Чернышевского.

    078 место: Московский педагогический гос. университет.

    077 место: Московский гос. университет путей сообщения.

    076 место: Уральский гос. юридический университет.

    Ещё 75 учреждений входящих в список лучших вузов России!

    075 место: Иркутский национальный исследовательский технический университет.

    074 место: Омский гос. медицинский университет.

    073 место: Московский технический университет связи и информатики.

    072 место: Белгородский гос. национальный исследовательский университет.

    071 место: Волгоградский государственный университет.

    070 место: Санкт-Петербургский гос. архитектурно-строительный университет.

    069 место: Ижевский гос. технический университет имени М.Т. Калашникова.

    068 место: Алтайский гос. технический университет имени И.И. Ползунова.

    067 место: Нижегородский гос. технический университет имени Р.Е. Алексеева.

    066 место: Мордовский гос. университет имени Н.П. Огарёва.

    065 место: Самарский гос. университет.

    064 место: Московский автомобильно-дорожный гос. технический университет (МАДИ).

    063 место: Казанский нац. исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева-КАИ.

    062 место: Казанский нац. исследовательский технологический университет.

    061 место: Белгородский гос. технологический университет имени В.Г. Шухова.

    060 место: Московский государственный строительный университет.

    059 место: Московский гос. университет тонких химических технологий имени М.В. Ломоносова.

    058 место: Северо-Восточный федеральный университет М.К. Аммосова.

    057 место: Алтайский гос. университет.

    056 место: Воронежский гос. медицинский университет имени Н.Н. Бурденко.

    055 место: Уральский гос. медицинский университет.

    054 место: Самарский гос. технический университет.

    053 место: Пермский национальный исследовательский политехнический университет.

    052 место: Петрозаводский гос. университет.

    051 место: Государственный университет управления.

    ТОП 50 лучших вузов России в обратном порядке.

    050 место: Национальный исследовательский университет «МИЭТ».

    049 место: Самарский гос. медицинский университет.

    048 место: Южно-Уральский государственный университет (НИУ).

    047 место: Уфимский гос. нефтяной технический университет.

    046 место: Северо-Западный гос. мед. университет имени И.И. Мечникова.

    045 место: Уральский гос. горный университет.

    044 место: Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева.

    043 место: Московский гос. технологический университет «СТАНКИН».

    042 место: Российский гос. педагогический университет имени А.И. Герцена.

    041 место: Тюменский гос. нефтегазовый университет.

    040 место: Воронежский гос. университет.

    039 место: Дальневосточный федеральный университет.

    038 место: Московский гос. медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова.

    037 место: Московский гос. юридический университет имени О.Е. Кутафина.

    036 место: Томский гос. университет систем управления и радиоэлектроники.

    035 место: Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития РФ.

    034 место: Санкт-Петербургский гос. экономический университет.

    033 место: Российский гос. гуманитарный университет.

    032 место: Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского.

    031 место: Казанский гос. мед. университет.

    030 место: Сибирский гос. мед. университет.

    029 место: Южный федеральный университет.

    028 место: Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет).

    027 место: Самарский гос. аэрокосмический университет имени академика С.П. Королёва (НИУ).

    026 место: Санкт-Петербургский гос. электротехнический университет «ЛЭТИ» имени В.И. Ульянова (Ленина).

    Из лучших 100 вузов России осталось 25 учебных заведений!

    025 место: Первый Санкт-Петербургский гос. мед. университет имени академика И.П. Павлова.

    024 место: Первый Московский гос. мед. университет имени И.М. Сеченова.

    023 место: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова.

    022 место: Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики.

    021 место: Российский университет дружбы народов.

    020 место: Новосибирский гос. технический университет.

    019 место: Национальный исследовательский университет «МЭИ».

    018 место: Казанский (Приволжский) федеральный университет.

    017 место: Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС».

    016 место: Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина.

    015 место: Финансовый университет при правительстве РФ.

    014 место: Сибирский федеральный университет.

    013 место: Национальный исследовательский Томский гос. университет.

    012 место: Российская академия народного хозяйства и гос. службы при Президенте РФ.

    011 место: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.

    Вузы России вошедшие в ТОП 10 лучших вузов страны.

    010 место: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина.

    009 место: Новосибирский национальный исследовательский гос. университет.

    008 место: Московский гос. институт международных отношений (университет) МИД РФ.

    007 место: Национальный исследовательский Томский политехнический университет.

    006 место: Санкт-Петербургский гос. университет.

    005 место: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

    004 место: Московский гос. технический университет имени Н.Э. Баумана.

    ТОП-3 из 100 лучших вузов России остался неизменным!

    003 место: Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ».

    002 место: Московский физико-технический институт (государственный университет).

    001 место: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.

    МГУ на 1 месте в рейтинге «ТОП вузов России».

    Рейтинг медицинских вузов России 2015 и 2016 годов.

    16 место: Медицинский институт «РЕАВИЗ».

    15 место: Тюменская гос. медицинская академия.

    14 место: Курский гос. медицинский университет.

    13 место: Алтайский гос. медицинский университет.

    12 место: Саратовский гос. медицинский университет имени В.И. Разумовского.

    11 место: Волгоградский гос. медицинский университет.

    ТОП-10 лучших медицинских вузов России!

    10 место: Омский гос. медицинский университет.

    09 место: Воронежский гос. медицинский университет имени Н.Н. Бурденко.

    08 место: Уральский гос. медицинский университет.

    07 место: Самарский гос. медицинский университет.

    06 место: Северо-Западный гос. мед. университет имени И.И. Мечникова.

    05 место: Московский гос. медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова.

    04 место: Казанский гос. мед. университет.

    03 место: Сибирский гос. мед. университет.

    02 место: Первый Санкт-Петербургский гос. мед. университет имени академика И.П. Павлова.

    01 место: Первый Московский гос. мед. университет имени И.М. Сеченова.

    Рейтинг вузов Москвы 2015 и 2016 г.

    13 место: Московский педагогический гос. университет.

    12 место: Московский гос. университет путей сообщения.

    11 место: Московский технический университет связи и информатики.

    10 место: Московский автомобильно-дорожный гос. технический университет (МАДИ).

    09 место: Московский государственный строительный университет.

    08 место: Московский гос. университет тонких химических технологий имени М.В. Ломоносова.

    07 место: Московский гос. медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова.

    06 место: Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет).

    05 место: Первый Московский гос. мед. университет имени И.М. Сеченова.

    04 место: Московский гос. институт международных отношений (университет) МИД РФ.

    03 место: Московский гос. технический университет имени Н.Э. Баумана.

    02 место: Московский физико-технический институт (государственный университет).

    01 место: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.

    Рейтинг вузов СПБ 2015 и 2016 г.

    9 место: Санкт-Петербургский гос. технологический институт (технический университет).

    8 место: Санкт-Петербургский гос. университет аэрокосмического приборостроения.

    7 место: Санкт-Петербургский гос. архитектурно-строительный университет.

    6 место: Санкт-Петербургский гос. экономический университет.

    5 место: Санкт-Петербургский гос. электротехнический университет «ЛЭТИ» имени В.И. Ульянова (Ленина).

    4 место: Первый Санкт-Петербургский гос. мед. университет имени академика И.П. Павлова.

    3 место: Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики.

    2 место: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.

    1 место: Санкт-Петербургский гос. университет.

    Почему стоит получить высшее образование в одном из 100 лучших вузов России?

    Высшее образование не сделает из вас гения, оно не поможет вам устроиться на хорошую работу, оно даже не увеличит вашу зарплату, конечно, если Университет не входит в 100 лучших вузов России, правда многим даже лучшие университеты не помогут, но отучиться стоит.

    Во время обучения в вузе, у вас появиться свободное время для развития себя и своих интересов. После школы тяжело определиться с тем, чем вы хотите заниматься на самом деле. Очень редкий человек, чаше всего тот, кто обладает какими-то талантами, поет, рисует видит четко то, что хочет. Если природа обделила вас талантами, не расстраивайтесь, поступайте в один из вышеперечисленных вузов, а там и время для раздумья появиться.

    Много ли у вас друзей? Поверьте, если вы не социопат, вы расширите круг знакомых на сотни людей, а кто-то из них, быть может, станет для вас верным другом на всю жизнь. В любом случае, опыт от общения с теми, кто отказался от деградации, весьма полезен.

    Умение договариваться! Будут моменты, когда вам придется идти к преподавателю, чтобы договориться. Нет, не дать взятку, а договориться сдать зачет/экзамен позже, а в зачетку оценку поставить сейчас. В жизни умение находить общий язык и уметь приходить к компромиссу важно.

    Общага, как дом второй. Жить в общаге круто, хотя к пятому курсу, весьма под надоедает. Однако, она научит вас самостоятельности. Готовить, стирать и убираться в комнате станут для вас пятиминутным пустяком. Люди, с которыми вы будите жить, могут научить вас пить пиво, а может писать программный код, решать вам.

    И последнее — это самооценка. Весьма странный плюс, от диплома, но всё же. Особенно, если вы получили образование в одном из 100 лучших вузов России и ваш диплом красный, тогда гордиться вдвойне приятней.

    16 российских вузов — в топ-100 предметного рейтинга QS. Это прорыв?

    Рекордное число российских университетов вошло в международный предметный рейтинг QS. Разбираемся, насколько это значимый результат.

    Начнём с главных российских достижений в рейтинге QS, а потом рассмотрим их под лупой.

    • Россия вошла в топ-10 стран по количеству университетов, включённых в рейтинги QS;
    • В предметные и отраслевые рейтинги QS в этом году попало 40 российских вузов — больше, чем в прошлом году (тогда их было 36).
    • Из них в первой сотне предметных рейтингов — 16 вузов, а в топ-50 — восемь. Все вместе они отметились по 22 дисциплинам, а в топ-50 — по десяти.
    • В топ-100 отраслевых рейтингов вошло четыре российских вуза, два из них — в топ-50 (это МГУ и ВШЭ).
    • Всего российские университеты заняли в рейтингах QS по различным дисциплинам и отраслям 278 позиций — тоже больше, чем в прошлом году (тогда было 250 позиций).

    Обозреватель Skillbox Media. Магистр по научной коммуникации, интересуется социологией науки, историей и будущим образования.

    Во-первых: что это за рейтинг?

    Британская компания Quacquarelli Symonds (QS) работает в области международного образования с 1990 года. В 2004 году она начала выпускать международный рейтинг университетов совместно с журналом Times Higher Education (THE). В 2009 году партнёры перестали сотрудничать и с тех пор ведут рейтинги под своими брендами раздельно.

    Вместе с Академическим рейтингом университетов ARWU, более известным как Шанхайский рейтинг, мировые рейтинги THE и QS составляют тройку самых авторитетных ранжированных списков университетов. Неслучайно в первую сотню именно этих трёх рейтингов стремились войти российские университеты при поддержке государственного проекта повышения конкурентоспособности вузов «5-100».

    Когда общий рейтинг THE и компании QS разделился на два самостоятельных, журнал стал использовать новую методологию оценки университетов, а QS сохранила прежний подход. Традиционная составляющая рейтинга QS — показатели академической репутации вуза и репутации среди работодателей.

    Как QS оценивает вузы

    Общий балл, который определяет место вуза в мировом рейтинге, — это сумма оценок по следующим критериям:

    1. Репутация университета (вклад в общий балл — 50%). Ежегодно QS опрашивает около 100 тысяч учёных и 50 тысяч работодателей о том, в каких университетах, относящихся к их области знаний, проводят самые значимые исследования, обеспечивают высокое качество образования, и о том, чьи выпускники лучше подготовлены к работе. Вес результата опроса учёных в общем балле университета — 40%, опроса работодателей — 10%. То есть в совокупности они определяют место в рейтинге наполовину.

    Такой вес субъективных репутационных показателей — отличительная черта QS, за которую рейтинг давно критикуют. Другие рейтинги больше полагаются на объективные данные, а опросы используют не так активно: например, в THE их результаты весят не более чем 18% оценки по отдельным направлениям работы вуза.

    2. Образовательная деятельность (вклад в общий балл — 20%). Для оценки качества преподавания QS использует косвенный признак — соотношение студентов и преподавателей в университете. Ведь чем меньше студентов в группе, тем больше внимания достаётся каждому.

    3. Исследовательская деятельность (вклад в общий балл — 20%). В мировом рейтинге QS её оценивают по одному показателю — общее число цитирований научных публикаций университета, поделённое на число сотрудников. Считается, что чем чаще другие учёные ссылаются на научную работу в своих статьях и книгах, тем она значимее.

    4. Международная деятельность (вклад в общий балл — 10%). По 5% в общей оценке университета весят доля иностранных обучающихся и доля иностранных учёных. Они показывают способность вуза привлекать студентов и сотрудников со всего мира.

    Какие рейтинги есть у QS

    Компания QS ежегодно выпускает не один рейтинг, а целую линейку.

    Главный продукт — QS World University Rankings, мировой рейтинг университетов. Его, как и аналогичные продукты THE и ARWU, ещё называют институциональным, поскольку университет оценивается в этом рейтинге как единое целое — по сумме показателей по всем направлениям деятельности.

    Помимо него, есть ещё ряд рейтингов со своими особенностями. Например, если в общемировом рейтинге при оценке исследовательских успехов университетов индекс Хирша не учитывается, то в некоторых других рейтингах он принимается во внимание. Вот перечень рейтингов QS:

    • Предметный рейтинг — QS World University Rankings by Subject, тот самый, в котором продвинулись российские университеты, — выпускается с 2011 года. Это не один список, а набор рейтингов по 51 дисциплине. Обязательное условие — по каждой из них в университете должна быть образовательная программа. При оценке не учитываются показатели количества преподавателей и студентов, но в ней много наукометрии: есть и среднее число ссылок на статью, и индекс Хирша. В зависимости от дисциплины вес показателей меняется.
    • Отраслевые рейтинги по пяти широким предметным областям: искусство и гуманитарные науки, инженерные науки и технологии, науки о жизни и медицине, естественные науки, социальные науки и менеджмент. Их итоги публикуются одновременно с предметными рейтингами.
    • Региональные рейтинги. QS ведёт их для университетов из Азии, арабских стран, Латинской Америки, стран БРИКС и региона «Развивающаяся Европа и Центральная Азия». Российские вузы входят в два последних. Также есть отдельный рейтинг вузов США.
    • Рейтинг QS Top 50 Under 50. Он включает в себя, несмотря на название, не 50, а 150 позиций для университетов, созданных не ранее чем 50 лет назад.
    • Рейтинг по трудоустройству выпускников — QS Graduate Employability Ranking.
    • Ряд узконаправленных рейтингов, которые оценивают лучшие студенческие города, самые привлекательные университеты в отдельных странах, лучшие программы MBA.

    Кто обычно лидирует

    На данный момент тройка лидеров в институциональном рейтинге полностью состоит из университетов США: первый — Массачусетский технологический институт, далее — Стэнфордский и Гарвардский университеты. Их позиции не менялись с 2017 года.

    Единственный вуз не из США или Великобритании в первой десятке — Швейцарская высшая техническая школа Цюриха. С 11-го места в рейтинге появляется Сингапур.

    Из российских вузов в первой сотне мирового рейтинга — только Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. Он на 74-м месте.

    В отраслевых рейтингах в топ-3 тоже везде университеты США и Великобритании, в топ-10 добавляются европейские страны, Сингапур и Китай.

    В предметные рейтинги этого года вошли 1 452 университета из 85 стран мира. Самые выдающиеся результаты, тем не менее, у ведущих американских вузов. Например, Гарвардский университет и Массачусетский технологический институт заняли по 12 первых мест в рейтингах по отдельным дисциплинам. Больше лидирующих позиций, чем они, не собрал ни один университет в мире.

    Во-вторых: каковы результаты российских вузов в рейтингах этого года?

    Посмотрим, каких результатов удалось добиться университетам из России. Про мировой рейтинг мы уже сказали: в его первую сотню попал только МГУ. В предметных и отраслевых рейтингах у российских вузов мест в первой десятке нет. Наивысшим стало 12-е место Санкт-Петербургского горного университета в рейтинге «Инженерное дело — добыча полезных ископаемых и горная промышленность».

    В отдельные предметные рейтинги входит разное число вузов. Как видно из таблицы 1, таблицы 2 и таблицы 3, по многим дисциплинам части рейтинга после 50-й, 100-й или 150-й позиций — неранжируемые. Это значит, что всем вузам в этой части присвоена одинаковая позиция — не конкретное место, а диапазон на рейтинговой шкале. Например, МГУ им. Ломоносова и ВШЭ разделяют позицию «51–100» по истории ещё с несколькими десятками вузов. Неранжируемая часть выделяется в рейтинге в том случае, если университеты в ней имеют одинаковые баллы.

    Всего российские университеты заняли в рейтингах по различным дисциплинам и отраслям 278 позиций — больше, чем в прошлом году (тогда было 250). Как и год назад, наши вузы представлены во всех пяти отраслевых рейтингах и в 39 предметных рейтингов из 51.

    Больше всего российских вузов представлено в отраслевом рейтинге по естественным наукам — 15. Меньше всего — в рейтинге по наукам о жизни и медицине, туда вошли всего два вуза: МГУ и СПбГУ. В предметных рейтингах больше всего российских вузов отметилось в физике и астрономии, математике, компьютерных науках и информационных технологиях.

    Российские университеты пока не представлены в 12 дисциплинах:

    • Антропология;
    • Архитектура;
    • Дисциплины, связанные со спортом;
    • Классические языки и древняя история;
    • Теология, богословие и религиоведение;
    • Анатомия и физиология;
    • Ветеринария;
    • Сестринское дело;
    • Стоматология;
    • Гражданское строительство и проектирование конструкций;
    • Библиотечное дело и информационный менеджмент;
    • Исследования в области развития.

    Всего в предметные и отраслевые рейтинги QS в этом году попали 40 российских вузов — для сравнения, год назад их было 36. По словам регионального директора QS Сергея Христолюбова, Россия вошла в топ-10 стран по числу университетов, включённых в рейтинги.

    Среди этих сорока университетов можно выделить десятку лидеров, включённых в наибольшее число рейтингов. Большинство в этой группе — классические университеты с широким набором образовательных программ.

    Новичками предметных рейтингов в этом году стали Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина, Сколковский институт науки и технологий, Московский авиационный институт и Южно-Уральский государственный университет.

    В-третьих: ну и что всё это значит?

    Университеты из России вошли уже в первые предметные и отраслевые рейтинги QS в 2011 году, но их позиции росли медленно. Например, в 2013 году в топ-100 по отдельным дисциплинам входил только МГУ. Сейчас в первую сотню предметных рейтингов прошли 16 вузов. Это действительно рекорд, и важную роль в таком результате сыграл проект повышения конкурентоспособности российских университетов «5-100», который совсем недавно попал под лавину критики.

    Как заявил ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов на брифинге по результатам предметного рейтинга QS, можно считать, что проект выполнил поставленную правительством задачу.

    Но изначально вхождение в предметные рейтинги не было целью
    Проекта 5-100. В президентском указе 2012 года говорилось, что к 2020 году не менее пяти российских университетов должны войти в первую сотню ведущих мировых университетов. В первую сотню вообще, то есть в институциональных рейтингах.

    Этой цели не добился ни один из 21 вуза-участника Проекта 5-100. В первые сотни мировых рейтингов QS и ARWU вошёл только МГУ, который не получал поддержки по этой госпрограмме.

    Стоит ли результат усилий

    Предметные рейтинги, конечно, выглядят помельче, чем институциональные, но тоже важны. В своих дисциплинах они играют роль рекламной витрины для абитуриентов и учёных, которых хотели бы привлечь вузы. По идее, участие в рейтингах помогает университетам продвинуться в тех самых направлениях, по которым их и оценивают, — то есть привлечь зарубежных студентов и талантливых сотрудников, повысить качество образования и исследований.

    Недавняя проверка Счётной палаты показала, что как минимум часть из этих эффектов российские университеты от своего активного участия в мировых рейтингах получили. Участники Проекта 5-100 стали публиковать больше научных статей в престижных международных журналах, активнее позиционировать себя за рубежом, привлекать лучших абитуриентов и иностранных учёных.

    Эта международная активность и повлияла на продвижение в рейтингах по отдельным дисциплинам.

    Каких результатов российских вузов в рейтингах ждать дальше

    Общие затраты бюджета на Проект 5-100 составили порядка 80 млрд рублей. И похоже, власти невысоко оценивают эффективность вложений в международное продвижение вузов.

    В новой российской программе академического превосходства «Приоритет 2030», как рассказал министр науки и высшего образования Валерий Фальков, роль рейтингов будет пересмотрена. Вузы обяжут работать больше над внутренними изменениями, чем над продвижением в мировые топ-100. Утвердить новую программу должны в ближайшее время.

    Есть вероятность, что в эпоху «Приоритета 2030» российские вузы станут уделять меньше внимания международным рейтингам, сосредоточившись на другом, и высокие позиции этого года будут потеряны. К такому развитию событий может привести и принятие законопроекта о просветительской деятельности, если он обяжет вузы получать специальное разрешение Минобрнауки для международного сотрудничества.

    Ректор МИФИ Михаил Стриханов на брифинге по результатам предметного рейтинга QS предложил коллегам оценить результаты Проекта 5-100 ещё раз через два-три года. Тогда, по его мнению, будет понятно, удалось создать самоподдерживающуюся систему продвижения российских вузов в рейтингах или достигнут лишь временный эффект.

    Структура итогового сочинения

    Общая композиция для итогового сочинения и речевые клише.

    Самая простая

    Введение, подводит к теме
    Раскрытие темы (тезис) – ваше мнение
    Аргумент: пересказ+пояснение, как этот пример подтверждает тезис
    (анализ, интерпретация, микровывод).
    Вывод
    + логические переходы между частями

    Введение, подводит к теме
    Раскрытие темы (тезис) – ваше мнение
    Два аргумента, подтверждающих тезис: пересказ+пояснение, как этот
    пример подтверждает тезис.
    Вывод

    Введение, подводит к теме
    Раскрытие темы (тезис) – ваше мнение – 1
    Аргумент: пересказ+пояснение, как этот пример подтверждает тезис.
    Раскрытие темы (тезис) – 2 – ваше мнение – 2
    Аргумент: пересказ+пояснение, как этот пример подтверждает тезис.
    Вывод

    Подробнее о структуре

    Определяем направление будущих размышлений, подводим к тезису,
    обыгрываем ключевые слова темы, можно дать определение, поговорить о
    месте этих явлений в жизни человека и т.д.)

    Тут все зависит от того, как сформулирована тема сочинения.

    Если тема сочинения сформулирована в виде вопроса, то тезис – это ответ на вопрос.

    Если тема сформулирована в виде метафорического высказывания, то тезис – это расшифровка высказывания.

    Если тема сформулирована в виде цитаты, которую не нужно расшифровывать, то необходимо пересказать мысль своими словами,
    расширить ее, распространить.

    Важно! Работаем с ключевыми словами темы.

    Связка (мостик, логический переход).

    Теперь подробнее о связке. Связка – это переход от одной мысли к другой (от одной части сочинения к другой). Необходимо плавно переходить от тезиса к аргументации, а не просто ни с того ни с сего начать говорить о конкретном произведении.

    После анализа произведения, следует подытожить свои мысли, это
    полезно еще и для того, чтобы ваши мысли не увели вас в другую сторону.

    Аргументация в итоговом сочинении = анализ произведения, героя произведения или ситуации.

    Из каких частей может состоять этот анализ:

    План анализа персонажа:

    1. Название произведения, имя автора и героя, который будет подтверждать ваш тезис.
    2. Портрет героя, описание его внешности, речи, мнение окружающих о персонаже, его индивидуальные и типические черты ( маленький человек, лишний человек, новый человек, нигилист и т.д.), социальный статус, место в системе персонажей( главный герой, второстепенный герой, эпизодический, антагонист)
    3. Характер персонажа. Его нравственные характеристики.
    4. С какой ситуацией или выбором сталкивается персонаж, как себя проявляется в жизненных ситуациях, с кем или чем происходит конфликт.
    5. Подробный анализ ситуации, которая является доказательством вашего тезиса.
    6. Мнение автора произведения о герое, его поступках.

    Клише для итогового сочинения

    Речевые клише — это готовые образцы словосочетаний. С их помощью итоговое сочинение легче структурировать, не теряя основную нить
    суждения.

    Для вступления

    → Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
    → Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, .
    → Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что.
    → Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю, что …
    → Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: .

    Для перехода к основной части

    → В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература
    → Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема.
    → Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к .
    → Обратимся к произведениям художественной литературы
    → За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы
    → Размышляя о . я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором.
    → Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: . (ответ на вопрос, заданный во вступлении)

    Для тезисов

    → Сегодня мы понимаем, что. (основная мысль сочинения)
    → Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, . (основная мысль сочинения).
    → Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что. (основная мысль сочинения)

    Для аргументов

    Обращение к произведению
    → Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
    → Тема (….) затрагивается в романе…(автор, название).
    → Тема (. ) раскрывается в произведении… (автор, название).
    → Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и . (имя писателя) в. (название произведения).
    → Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
    → Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
    → Вспомним героя повести… (автор, название).
    → Обратимся к роману… (автор, название).
    → Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.

    Пояснение (интерпретация) произведения или его фрагмента:

    → Автор повествует о…
    → Автор описывает…
    → Поэт показывает…
    → Писатель размышляет о…
    → Писатель обращает наше внимание…
    → Писатель заостряет наше внимание на …
    → Он акцентирует внимание читателя на…
    → Этот поступок героя говорит о .
    → Мы видим, что герой поступил так потому.
    → Автор показывает, к каким последствиям привело.
    → Этому герою/поступку автор противопоставляет.
    → Писатель осуждает…
    → Он ставит нам в пример…
    → Автор подчеркивает…
    → Автор утверждает…

    Промежуточный вывод:

    → Писатель считает, что…
    → Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
    → Мы можем прийти к выводу.

    Для заключения

    → Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
    → Невольно напрашивается вывод…
    → Таким образом, мы приходим к выводу: …
    → Итак, можно сделать вывод, что…
    → В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о . Будем помнить о.
    → Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
    → В заключение хочется выразить надежду на то, что…
    → Хочется верить, что…
    → Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
    → Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
    → Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что.
    → Заканчивая рассуждение на тему «. », нельзя не сказать, что люди должны…
    → (Цитата)«. » – писал . В этих словах выражена мысль о . Автор текста тоже считает, что .…
    → К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «. »? Думаю, надо…

    Читайте также:
    Могут ли не допустить к ЕГЭ неаттестация учеников в 11 классе, список причин
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: