Тест – дыхательная система человека с ответами

Тест по биологии «Дыхательная система человека»

Важнейших механизм газообмена у животных и человека — диффузия. При диффузии молекулы перемещаются из области высокой концентрации в область низкой за счёт их собственной кинетической энергии. Однако перемещаться путём диффузии молекулы могут лишь на малые расстояния (до 1 мм). При переносе веществ на большие расстояния в организме используются различные системы вентиляции и транспорта газов.

Перенос кислорода из окружающей среды к клеткам, где он вступает в химические реакции, включает следующие стадии:

Стадии Что происходит
1 доставка кислорода в альвеолы легочное (внешнее) дыхание
2 диффузия кислорода из альвеол в кровь легочных капилляров
3 перенос кислорода кровью к капиллярам тканей тканевое дыхание
4 диффузия из капилляров в окружающие ткани

В результате биологического окисления в клетках освобождается энергия для жизнедеятельности организма.

В задней части носовой полости находятся обонятельные клетки, воспринимающие запахи. Появление резкого запаха, ведёт к рефлекторной задержке дыхания.

К органам дыхания относятся дыхательные, или воздухоносные, пути и лёгкие.

Система дыхания Органы дыхания
Воздухоносные (дыхательные) пути Носовая полость, глотка, гортань, трахея, бронхи
Лёгкие Лёгкие, альвеоллы

Гортань — один из отделов воздухоносных путей. Сюда из носовых ходов через глотку поступает воздух. В стенке гортани есть несколько хрящей: щитовидный, надгортанный и другие. В момент глотания пищи мышцы шеи поднимают гортань, а надгортанный хрящ опускается и закрывает гортань. Поэтому пища поступает только в пищевод и не попадает в трахею.

Гортань — полый орган, стенки которого образованы парными и непарными хрящами (щитовидный, перстневидный, два черпаловидных и надгортанник), соединяющимися связками, суставами, мышцами, и подъязычной костью. Между передним и задним хрящами (от отростков черпаловидных хрящей и внутренней поверхности щитовидного хряща), натянуты голосовые связки, образующие голосовую щель. Одна из мышц гортани при сокращении суживают щель, а другие расширяют.

Внутренняя стенка трахеи покрыта мерцательных эпителием.

Из гортани воздух попадает в трахею. Это широкая трубка, которая состоит из хрящевых полуколец с мягкой стороной, обращённой к пищеводу, который примыкает к трахее сзади.

Внизу трахея ветвится на два главных бронха. Бронхи имеют хрящевые кольца, которые защищают их от спадения во время вдоха.

При сокращении межрёберных мышц передние концы рёбер поднимаются вверх, а грудина вследствие этого отодвигается несколько вперёд, отдаляясь от позвоночника. Когда сокращается диафрагма, её купол, выпяченный в сторону грудной полости, становится более плоским и опускается вниз. Эти движения приводят к увеличению объёма грудной полости. В плевральной щели давление всегда ниже атмосферного, поэтому лёгкие как бы присасываются к стенкам грудной клетки, растягиваются при увеличении объёма грудной полости. В них поступает атмосферный воздух — происходит вдох. При глубоком вдохе, кроме межрёберных мышц и диафрагмы, одновременно сокращаются мышцы груди и плечевого пояса.

Трахея делится на бронхи на уровне IV-V грудных позвонков.

Снаружи лёгкие покрыты плеврой, которая состоит из двух листков: внутреннего, покрывающего лёгкое, и наружного, выстилающего внутреннюю полость грудной клетки.

Состав выдыхаемого воздуха (в %).

Содержание О2 в выдыхаемом воздухе
Кислород 16,40

Состав выдыхаемого воздуха (в %).

Содержание СО2 в выдыхаемом воздухе
Углекислый газ 4,10

Обмен воздуха в лёгких происходит в результате дыхательных движений, непрерывно следующих один за другим. Так как лёгкие не содержат мышечной ткани и не могут активно сокращаться, дыхательные движения совершаются с помощью диафрагмы и межрёберных мышц.

При сокращении дыхательных мышц объём грудной полости увеличивается за счёт поднятия рёбер и опускания диафрагмы. Вследствие того, что в полости плевры давление отрицательное, одновременно с увеличением объёма грудной клетки расширяются и лёгкие. При этом давление в них становится ниже атмосферного, и воздух по воздухоносным путям устремляется внутрь. Происходит вдох.

Важная роль в нервной регуляции дыхания отводится дыхательному центру, расположенному в продолговатом мозге. Разрушение этого центра ведёт к прекращению дыхания. Возбуждение, периодически возникающее в нервных клетках дыхательного центра, передаётся по нервам к дыхательным мышцам и вызывает их сокращение.

Большое значение в регуляции дыхания имеют рефлексы с внутренней поверхности лёгких. При вдохе возбуждаются рецепторы (нервные окончания), расположенные в стенках лёгких. Возникшие импульсы достигают дыхательного центра и тормозят его деятельность. Поток импульсов к дыхательным мышцам прекращается. Мышцы расслабляются. Начинается выдох.

Спадение лёгких во время выдоха сопровождается возбуждением других легочных рецепторов. Возникающие при этом импульсы возбуждают дыхательный центр, что влечёт за собой вдох. Следовательно, вдох рефлекторно вызывает выдох, а выдох стимулирует вдох, т.е. происходит как бы саморегуляция.

В процессах регуляции дыхания принимает участие кора головного мозга. Человек способен на некоторое время задержать дыхание, изменить его глубину и ритм.

Большое влияние на деятельность дыхательного центра оказывает изменение состава крови, главным образом концентрация углекислого газа и кислорода в ней (гуморальное влияние). Повышенное содержание углекислоты в крови стимулирует дыхательный центр.

1.5.2.1. Дыхательная система. Физиология дыхания

  • Листать назад Оглавление Листать вперед

    Процесс дыхания, поступление кислорода в организм при вдохе и удаление из него углекислого газа и паров воды при выдохе. Строение респираторной системы. Ритмичность и различные типы дыхательного процесса. Регуляция дыхания. Разные способы дыхания.

    Для нормального протекания обменных процессов в организме человека и животных в равной мере необходим как постоянный приток кислорода, так и непрерывное удаление углекислого газа, накапливающегося в ходе обмена веществ. Такой процесс называется внешним дыханием.

    Таким образом, дыхание – одна из важнейших функций регулирования жизнедеятельности человеческого организма. В организме человека функцию дыхания обеспечивает дыхательная (респираторная система).

    В дыхательную систему входят легкие и респираторный тракт (дыхательные пути), который, в свою очередь, включает носовые ходы, гортань, трахею, бронхи, мелкие бронхи и альвеолы (смотри рисунок 1.5.3). Бронхи разветвляются, распространяясь по всему объему легких, и напоминают крону дерева. Поэтому часто трахею и бронхи со всеми ответвлениями называют бронхиальным деревом.

    Кислород в составе воздуха через носовые ходы, гортань, трахею и бронхи попадает в легкие. Концы самых мелких бронхов заканчиваются множеством тонкостенных легочных пузырьков – альвеол (смотри рисунок 1.5.3).

    Альвеолы – это 500 миллионов пузырьков диаметром 0,2 мм, где происходит переход кислородом в кровь, удаление углекислого газа из крови.

    Здесь и происходит газообмен. Кислород из легочных пузырьков проникает в кровь, а углекислый газ из крови – в легочные пузырьки (рисунок 1.5.4).

    Рисунок 1.5.4. Легочный пузырек. Газообмен в легких

    Важнейший механизм газообмена – это диффузия, при которой молекулы перемещаются из области их высокого скопления в область низкого содержания без затраты энергии (пассивный транспорт). Перенос кислорода из окружающей среды к клеткам производится путем транспорта кислорода в альвеолы, далее в кровь. Таким образом, венозная кровь обогащается кислородом и превращается в артериальную. Поэтому состав выдыхаемого воздуха отличается от состава наружного воздуха: в нем содержится меньше кислорода и больше углекислого газа, чем в наружном, и много водяных паров (смотри рисунок 1.5.4). Кислород связывается с гемоглобином, который содержится в эритроцитах, насыщенная кислородом кровь поступает в сердце и выталкивается в большой круг кровообращения. По нему кровь разносит кислород по всем тканям организма. Поступление кислорода в ткани обеспечивает их оптимальное функционирование, при недостаточном же поступлении наблюдается процесс кислородного голодания (гипоксии).

    Недостаточное поступление кислорода может быть обусловлено несколькими причинами как внешними (уменьшение содержания кислорода во вдыхаемом воздухе), так и внутренними (состояние организма в данный момент времени). Пониженное содержание кислорода во вдыхаемом воздухе, так же как и увеличение содержания углекислого газа и других вредных токсических веществ наблюдается в связи с ухудшением экологической обстановки и загрязнением атмосферного воздуха. По данным экологов только 15% горожан проживают на территории с допустимым уровнем загрязнения воздуха, в большинстве же районов содержание углекислого газа увеличено в несколько раз.

    При очень многих физиологических состояниях организма (подъем в гору, интенсивная мышечная нагрузка), так же как и при различных патологических процессах (заболевания сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем) в организме также может наблюдаться гипоксия.

    Природа выработала множество способов, с помощью которых организм приспосабливается к различным условиям существования, в том числе к гипоксии. Так компенсаторной реакцией организма, направленной на дополнительное поступление кислорода и скорейшее выведение избыточного количества углекислого газа из организма является углубление и учащение дыхания. Чем глубже дыхание, тем лучше вентилируются легкие и тем больше кислорода поступает к клеткам тканей.

    К примеру, во время мышечной работы усиление вентиляции легких обеспечивает возрастающие потребности организма в кислороде. Если в покое глубина дыхания (объем воздуха, вдыхаемого или выдыхаемого за один вдох или выдох) составляет 0,5 л, то во время напряженной мышечной работы она увеличивается до 2-4 л в 1 минуту. Расширяются кровеносные сосуды легких и дыхательных путей (а также дыхательных мышц), увеличивается скорость тока крови по сосудам внутренних органов. Активируется работа дыхательных нейронов. Кроме того, в мышечной ткани есть особый белок (миоглобин), способный обратимо связывать кислород. 1 г миоглобина может связать примерно до 1,34 мл кислорода. Запасы кислорода в сердце составляют около 0,005 мл кислорода на 1 г ткани и этого количества в условиях полного прекращения доставки кислорода к миокарду может хватить для того, чтобы поддерживать окислительные процессы лишь в течение примерно 3-4 с.

    Миоглобин играет роль кратковременного депо кислорода. В миокарде кислород, связанный с миоглобином, обеспечивает окислительные процессы в тех участках, кровоснабжение которых на короткий срок нарушается.

    В начальном периоде интенсивной мышечной нагрузки увеличенные потребности скелетных мышц в кислороде частично удовлетворяются за счет кислорода, высвобождающегося миоглобином. В дальнейшем возрастает мышечный кровоток, и поступление кислорода к мышцам вновь становится адекватным.

    Все эти факторы, включая усиление вентиляции легких, компенсируют кислородный “долг”, который наблюдается при физической работе. Естественно, увеличению доставки кислорода к работающим мышцам и удалению углекислого газа способствует согласованное увеличение кровообращения в других системах организма.

    Саморегуляция дыхания. Организм осуществляет тонкое регулирование содержания кислорода и углекислого газа в крови, которое остается относительно постоянным, несмотря на колебания количества поступающего кислорода и потребности в нем. Во всех случаях регуляция интенсивности дыхания направлена на конечный приспособительный результат – оптимизацию газового состава внутренней среды организма.

    Частота и глубина дыхания регулируются нервной системой – ее центральными (дыхательный центр) и периферическими (вегетативными) звеньями. В дыхательном центре, расположенном в головном мозге, имеются центр вдоха и центр выдоха.

    Дыхательный центр представляет совокупность нейронов, расположенных в продолговатом мозге центральной нервной системы.

    При нормальном дыхании центр вдоха посылает ритмические сигналы к мышцам груди и диафрагме, стимулируя их сокращение. Ритмические сигналы образуются в результате спонтанного образования электрических импульсов нейронами дыхательного центра.

    Сокращение дыхательных мышц приводит к увеличению объема грудной полости, в результате чего воздух входит в легкие. По мере увеличения объема легких возбуждаются рецепторы растяжения, расположенные в стенках легких; они посылают сигналы в мозг – в центр выдоха. Этот центр подавляет активность центра вдоха, и поток импульсных сигналов к дыхательным мышцам прекращается. Мышцы расслабляются, объем грудной полости уменьшается, и воздух из легких вытесняется наружу (смотри рисунок 1.5.5).

    Рисунок 1.5.5. Регуляция дыхания

    Процесс дыхания, как уже отмечалось, состоит из легочного (внешнего) дыхания, а также транспорта газа кровью и тканевого (внутреннего) дыхания. Если клетки организма начинают интенсивно использовать кислород и выделять много углекислого газа, то в крови повышается концентрация угольной кислоты. Кроме того, увеличивается содержание молочной кислоты в крови за счет усиленного образования ее в мышцах. Данные кислоты стимулируют дыхательный центр, и частота и глубина дыхания увеличиваются. Это еще один уровень регуляции. В стенках крупных сосудов, отходящих от сердца, имеются специальные рецепторы, реагирующие на понижение уровня кислорода в крови. Эти рецепторы также стимулируют дыхательный центр, повышая интенсивность дыхания. Данный принцип автоматической регуляции дыхания лежит в основе бессознательного управления дыханием, что позволяет сохранить правильную работу всех органов и систем независимо от условий, в которых находится организм человека.

    Ритмичность дыхательного процесса, различные типы дыхания. В норме дыхание представлено равномерными дыхательными циклами “вдох – выдох” до 12-16 дыхательных движений в минуту. В среднем такой акт дыхания совершается за 4-6 с. Акт вдоха проходит несколько быстрее, чем акт выдоха (соотношение длительности вдоха и выдоха в норме составляет 1:1,1 или 1:1,4). Такой тип дыхания называется эйпноэ (дословно – хорошее дыхание). При разговоре, приеме пищи ритм дыхания временно меняется: периодически могут наступать задержки дыхания на вдохе или на выходе (апноэ). Во время сна также возможно изменение ритма дыхания: в период медленного сна дыхание становится поверхностным и редким, а в период быстрого – углубляется и учащается. При физической нагрузке за счет повышенной потребности в кислороде возрастает частота и глубина дыхания, и, в зависимости от интенсивности работы, частота дыхательных движений может достигать 40 в минуту.

    При смехе, вздохе, кашле, разговоре, пении происходят определенные изменения ритма дыхания по сравнению с так называемым нормальным автоматическим дыханием. Из этого следует, что способ и ритм дыхания можно целенаправленно регулировать с помощью сознательного изменения ритма дыхания.

    Человек рождается уже с умением использовать лучший способ дыхания. Если проследить как дышит ребенок, становится заметным, что его передняя брюшная стенка постоянно поднимается и опускается, а грудная клетка остается практически неподвижной. Он “дышит” животом – это так называемый диафрагмальный тип дыхания.

    Диафрагма – это мышца, разделяющая грудную и брюшную полости.Сокращения данной мышцы способствуют осуществлению дыхательных движений: вдоха и выдоха.

    В повседневной жизни человек не задумывается о дыхании и вспоминает о нем, когда по каким-то причинам становится трудно дышать. Например, в течение жизни напряжение мышц спины, верхнего плечевого пояса, неправильная осанка приводят к тому, что человек начинает “дышать” преимущественно только верхними отделами грудной клетки, при этом объем легких задействуется всего лишь на 20%. Попробуйте положить руку на живот и сделать вдох. Заметили, что рука на животе практически не изменила своего положения, а грудная клетка поднялась. При таком типе дыхания человек задействует преимущественно мышцы грудной клетки (грудной тип дыхания) или области ключиц (ключичное дыхание). Однако как при грудном, так и при ключичном дыхании организм снабжается кислородом в недостаточной степени.

    Недостаток поступления кислорода может возникнуть также при изменении ритмичности дыхательных движений, то есть изменении процессов смены вдоха и выдоха.

    В состоянии покоя кислород относительно интенсивно поглощается миокардом, серым веществом головного мозга (в частности, корой головного мозга), клетками печени и корковым веществом почек; клетки скелетной мускулатуры, селезенка и белое вещество головного мозга потребляют в состоянии покоя меньший объем кислорода, то при физической нагрузке потребление кислорода миокардом увеличивается в 3-4 раза, а работающими скелетными мышцами – более чем в 20-50 раз по сравнению с покоем.

    Интенсивное дыхание, состоящее в увеличении скорости дыхания или его глубины (процесс называется гипервентиляцией), приводит к увеличению поступления кислорода через воздухоносные пути. Однако частая гипервентиляция способна обеднить ткани организма кислородом. Частое и глубокое дыхание приводит к уменьшению количества углекислоты в крови (гипокапнии) и защелачиванию крови – респираторному алкалозу.

    Подобный эффект прослеживается, если нетренированный человек осуществляет частые и глубокие дыхательные движения в течение короткого времени. Наблюдаются изменения со стороны как центральной нервной системы (возможно появление головокружения, зевоты, мелькания “мушек” перед глазами и даже потери сознания), так и сердечно-сосудистой системы (появляется одышка, боль в сердце и другие признаки). В основе данных клинических проявлений гипервентиляционного синдрома лежат гипокапнические нарушения, приводящие к уменьшению кровоснабжения головного мозга. В норме у спортсменов в покое после гипервентиляции наступает состояние сна.

    Следует отметить, что эффекты, возникающие при гипервентиляции, остаются в то же время физиологичными для организма – ведь на любое физическое и психоэмоциональное напряжение организм человека в первую очередь реагирует изменением характера дыхания.

    При глубоком, медленном дыхании (брадипноэ) наблюдается гиповентиляционный эффект. Гиповентиляция – поверхностное и замедленное дыхание, в результате которого в крови отмечается понижение содержание кислорода и резкое увеличение содержания углекислого газа (гиперкапния).

    Количество кислорода, которое клетки используют для окислительных процессов, зависит от насыщенности крови кислородом и степени проникновения кислорода из капилляров в ткани.Снижение поступления кислорода приводит к кислородному голоданию и к замедлению окислительных процессов в тканях.

    В 1931 году доктор Отто Варбург получил Нобелевскую премию в области медицины, открыв одну из возможных причин возникновения рака. Он установил, что возможной причиной этого заболевания является недостаточный доступ кислорода к клетке.

    Используя простые рекомендации, а также различные физические упражнения, можно повысить доступ кислорода к тканям.

    • Правильное дыхание, при котором воздух, проходящий через воздухоносные пути, в достаточной степени согревается, увлажняется и очищается – это спокойное, ровное, ритмичное, достаточной глубины.
    • Во время ходьбы или выполнения физических упражнений следует не только сохранять ритмичность дыхания, но и правильно сочетать ее с ритмом движения (вдох на 2-3 шага, выдох на 3-4 шага).
    • Важно помнить, что потеря ритмичности дыхания приводит к нарушению газообмена в легких, утомлению и развитию других клинических признаков недостатка кислорода.
    • При нарушении акта дыхания уменьшается приток крови к тканям и понижается насыщение ее кислородом.

    Необходимо помнить, что физические упражнения способствуют укреплению дыхательной мускулатуры и усиливают вентиляцию легких. Таким образом, от правильного дыхания в значительной мере зависит здоровье человека.

    Тестовые задания по дисциплине “Анатомия и физиология человека” по теме: “Дыхательная система” для специальности 34.02.01. Сестринское дело, 31.02.01. Лечебное дело за 2014-2015г.
    тест на тему

    Тестовые задания для тематического контроля по теме: “Дыхательная система”

    Скачать:

    Вложение Размер
    testy_po_dyhatelnoy_sisteme.docx 21.44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Задания в тестовой форме

    Для тематического контроля

    Тема: «Дыхательная система»

    Дисциплины: «Анатомия и физиология человека»

    Для специальности: 34.02.01. Сестринское дело, сем. 4, 31.02.01. Лечебное дело, сем.2

    1. Сущность дыхания состоит в поддержании в организме оптимального уровня … … процессов.
    2. Дыхательная система состоит из дыхательных путей и парных паренхиматозных органов органов … .
    3. Наружная оболочка дыхательных путей состоит из … .
    4. Средняя оболочка дыхательных путей состоит из … и … .
    5. Внутренняя поверхность дыхательных путей покрыта … … .
    6. Лёгкие – главный дыхательный орган, в котором происходит … .
    7. Начальным отделом дыхательных путей является … … .
    8. Полость носа разделена … на две половины.
    9. В каждой половине полости носа на латеральной стенке находится три носовые … .
    10. Раковины разделяют три новых … (хода).
    11. Переднюю меньшую часть полости носа называют … … носа.
    12. Заднюю, большую часть полости носа называют … … носа.
    13. Слизистая полости носа покрыта … эпителием.
    14. Слизистая полости носа имеет большое количество одноклеточных … желёз.
    15. Бокаловидные клетки слизистой оболочки собственно полости носа вырабатывают … .
    16. В слизистой оболочке поверхностно расположена густая сеть … … .
    17. В полости носа воздух качественно изменяется: …, …, …, … .
    18. Слизистая оболочка верхней носовой раковины и верхнего отдела перегородки называется … областью.
    19. Воспаление слизистой оболочки полости носа называют … .
    20. В верхний носовой ход открываются … пазуха и задние … ячейки.
    21. Гортань расположена в переднем отделе … на уровне ….… шейных позвонков.
    22. Скелет гортани образован …, к которым прикреплены … .
    23. Внутри гортань выстлана … оболочкой.
    24. Слизистая оболочка на боковых стенках полости гортани в голосовой части образует две … .
    25. Верхняя складка слизистой гортани называется складкой … .

    Выбрать один номер правильного ответа

    1. Слизь, выделяемая эпителием слизистой оболочки носовой полости:
    1. способствует газообмену;
    2. склеивает пылинки, задерживает микробы, увлажняет воздух;
    3. согревает вдыхаемый воздух;
    4. содержит вещества, улавливающие запахи.
    1. В носовой полости воздух согревается благодаря наличию в слизистой оболочке:
    1. слизи;
    2. ресничек;
    3. кровеносных сосудов;
    4. лимфоидных фолликул.
    1. Газообмен между вдыхаемым воздухом и кровью происходит в:
    1. бронхах;
    2. бронхиолах и альвеолярных ходах лёгких;
    3. бронхах и альвеолах;
    4. альвеолах.
    1. У человека из носовой полости воздух при вдохе попадает в:
    1. гортань;
    2. трахею;
    3. носоглотку;
    4. ротовую полость.
    1. Из носовой полости воздух попадает в носоглотку человека через:
    1. ноздри;
    2. зев;
    3. хоаны;
    4. голосовую щель.
    1. Самый крупный из хрящей гортани человека:
    1. черпаловидный;
    2. надгортанник;
    3. рожковидный
    4. клиновидный;
    5. щитовидный.
    1. Надгортанник отделяет гортань от:
    1. пищевода;
    2. глотки;
    3. ротовой полости;
    4. трахеи.
    1. Надгортанник закрывает вход в гортань во время:
    1. разговора;
    2. дыхания;
    3. глотания;
    4. зевания.
    1. Полость гортани человека покрыта:
    1. слизистой оболочкой с ворсинками;
    2. гладкой мышечной тканью;
    3. слизистой оболочкой с мерцательным эпителием и складками;
    4. хрящевыми полукольцами и поперечнополосатой мышечной тканью.

    У человека голосовые связки расположены в:

    1. носоглотке;
    2. надгортаннике;
    3. гортани;
    4. трахее.
    1. Голосовая щель – это:
    1. щель между надгортанником и гортанью;
    2. пространство между голосовыми связками;
    3. пространство между щитовидным и перстневидным хрящами;
    4. щель между щитовидным хрящом гортани и первым полукольцом трахеи.
    1. Голосовые связки – это:
    1. хрящи гортани;
    2. поперечнополосатые мышцы, натянутые внутри гортани;
    3. гладкие мышцы, соединенные с хрящом;
    4. эластические складки слизистой оболочки гортани.
    1. Сверху голосовые связки у человека прикрываются:
    1. надгортанником;
    2. складками преддверия;
    3. хрящами;
    4. кадыком.
    1. При вдохе воздух из гортани поступает в:
    1. бронхи;
    2. легкие;
    3. трахею;
    4. носоглотку.
    1. Голос у человека рождается:
    1. при раздражении рецепторов языка, губ и мягкого нёба;
    2. в результате движения хрящей гортани и мышц глотки;
    3. в результате прохождения через гортань вдыхаемого воздуха;
    4. в результате смыкания голосовых связок и их колебания.
    1. Трахея у человека состоит из:
    1. костей;
    2. суставов;
    3. хрящевых полуколец и плотной соединительной ткани;
    4. поперечнополосатых мышц.
    1. Внутри трахея выстлана:
    1. слизистой оболочкой;
    2. гладкой мышечной тканью;
    3. слизистой оболочкой с ворсинками.
    4. поперечнополосатой мышечной тканью;
    5. слизистой оболочкой с мерцательным эпителием.
    1. Отсутствие хрящей на задней стенке трахеи весьма важно, так как это:
    1. облегчает прохождение воздуха по трахее;
    2. облегчает прохождение пищи по лежащему сзади пищеводу;
    3. способствует речевой функции и образованию звуков речи;
    4. уменьшает вес трахеи, позволяет ей спадаться и расширяться.

    44. Трахея человека внизу:

    1) делится на левый и правы бронхи;

    2) продолжается в легкие бронхом;

    3) разветвляется и образует дерево;

    4) теряет хрящевые полукольца и образует альвеолярные ходы.

    45. Трахея делится на бронхи на уровне грудных позвонков:

    1. II – III;
    2. IV – V;
    3. VI – VII;
    4. VIII – X.

    46. У человека крупные (главные) бронхи состоят из:

    1) хрящевых колец;

    2) поперечнополосатых скелетных мышц;

    1. хрящевых полуколец, соединённых сзади плотной соединительной тканью.

    47. Внутри бронхи выстланы:

    1. слизистой оболочкой с ворсинками;
    2. гладкой мышечной тканью;
    3. слизистой оболочкой с мерцательным эпителием;
    4. поперечнополосатой мышечной тканью.

    48. У человека основа стенок бронхиол образована:

    1. эластическими волокнами и гладкими мышечными клетками;
    2. хрящевыми полукольцами;
    3. поперечнополосатой мышечной тканью;
    4. хрящевыми кольцами.

    49. Ворота лёгкого – это

    1. альвеолы, где происходит обмен газов с кровью;
    2. бронхиальное дерево;
    3. место, через которое проходят бронх, нервы и сосуды;

    50. Количество долей в лёгком:

    1. в правом 3, в левом 2;
    2. в левом 3, в право 2;
    3. в правом 2, в левом 2;
    4. в правом 3, в левом 3.

    51. Стенки альвеол состоят из:

    1. соединительной ткани;
    2. одного слоя эпителиальных клеток;
    3. одного слоя гладкомышечных клеток;
    4. поперечнополосатой мышечной ткани.

    52. Газообмен в лёгких происходит через стенки:

    1. альвеолярных ходов;
    2. альвеол и вен;
    3. альвеол и капилляров;
    4. бронхиол и капилляров, альвеол и капилляров.

    53. Обмен газов в лёгких происходит путём:

    1. фильтрации;
    2. диффузии;
    3. осмоса;
    4. активного транспорта.

    54. Кислород от легких к тканям переносится:

    1. растворённым в плазме крови;
    2. связанным с солями угольной кислоты плазмы крови;
    3. в виде карбогемоглобина;
    4. в виде оксигемоглобина.

    55. Углекислый газ от тканей к лёгким переносится:

    1. в газообразном виде;
    2. связанным с солями угольной кислоты плазмы крови и в виде карбогемоглобина;
    3. в виде карбоксигемоглобина;
    4. в виде оксигемоглобина.

    56. Обмен газов между клетками тканей и кровью капилляров большого круга кровообращения происходит путём:

    1. фильтрации;
    2. диффузии;
    3. осмоса;
    4. активного транспорта.

    57.Снаружи лёгкие человека покрыты:

    1. густой сетью капилляров;
    2. сетью венозных сосудов;
    3. мерцательным эпителием;
    4. плеврой.

    58. Снаружи альвеолы:

    1. оплетены густой сетью капилляров;
    2. оплетены сетью венозных сосудов;
    3. покрыты мерцательным эпителием;
    4. гладкомышечной тканью.

    59. Грудная полость человека с внутренней стороны выстлана:

    1. пристеночной плеврой;
    2. легочной плеврой;
    3. мерцательным эпителием;
    4. гладкомышечной тканью.

    60. Между лёгочной и пристеночной плеврами находится:

    1. грудная полость;
    2. брюшная полость;
    3. плевральная полость;
    4. бронхиальное дерево.

    61. У человека в плевральной полости находится:

    1. воздух;
    2. лимфа;
    3. жидкость;
    4. кровеносные сосуды и нервы.

    62. Жидкость в плевральной полости:

    1. увлажняет вдыхаемый воздух;
    2. переносит питательные вещества к легким и удаляет продукты распада;
    3. создает давление в плевральной полости выше атмосферного;
    4. уменьшает трение в легких о стенки грудной полости.

    заданий в тестовой форме

    для тематического контроля

    Тема: «Дыхательная система»

    Дисциплины: «Анатомия и физиология человека»

    Для специальности: 34.02.01. Сестринское дело сем 4, 31.02.01. Лечебное дело сем. 2

    1- окислительно-восстановительных процессов

    4- костный, хрящевой

    5- слизистая оболочка

    7- носовая полость

    12- собственно полость

    16- кровеносных сосудов

    17- увлажняется, очищается, обезвреживается, согревается

    20- клиновидные пазухи и задние решетчатые ячейки

    Тем. № 9 Анатомия Дыхательная система

    Список вопросов теста

    Вопрос 1

    Самые мелкие бронхиолы заканчиваются:

    Варианты ответов
    • ацинусами;
    • альвеолами;
    • воздушным мешком;
    • парабронхами.
    Вопрос 2

    Почему врачи рекомендуют делать вдох через нос, а не рот?

    Варианты ответов
    • благодаря эпителию носовой полости задерживается большее микроорганизмов;
    • в носовой полости воздух лучше увлажняется;
    • через нос в легкие поступает большее количество кислорода;
    • вдох и выдох легче сделать через нос.
    Вопрос 3

    В каком отделе мозга расположен дыхательный центр?

    Варианты ответов
    • продолговатый мозг
    • промежуточный мозг
    • средний мозг
    • спинной мозг
    Вопрос 4

    Максимальный выдох после максимального вдоха (в литрах) называют:

    Варианты ответов
    • дыхательным объемом легких;
    • максимальной емкостью легких;
    • общей емкостью легких;
    • жизненной емкостью легких.
    Вопрос 5

    Евстахиева труба открывается:

    Варианты ответов
    • одним концом в носовую полость, другим — в пищевод;
    • одним концом в глотку, другим — в среднее ухо;
    • Iодним концом в гортань, другим — во внутреннее ухо;
    • одним концом в трахею, другим — в ротовую полость.
    Вопрос 6

    Сколько кислорода содержится в выдыхаемом воздухе?

    Варианты ответов
    • 12%;
    • 14%;
    • 16%;
    • 21%.
    Вопрос 7

    Голосовые связки расположены в:

    Варианты ответов
    • носовой полости;
    • носоглотке;
    • гортани;
    • трахее.
    Вопрос 8

    Газообмен между альвеолами и кровью происходит благодаря разности:

    Варианты ответов
    • между давлением каждого газа в альвеолах и в крови;
    • между давлением в альвеолах и концентрацией всех газов в крови;
    • между давлением в плевральной полости и в крови.
    • Между давлением в альвеолах и легких в целом;
    Вопрос 9

    плевра, окружающая легкие, относится к:

    Варианты ответов
    • поперечнополосатой мышечной ткани;
    • гладкой мышечной ткани;
    • соединительной ткани;
    • эпителиальной ткани.
    Вопрос 10

    Какое вещество осуществляет гуморальную регуляцию дыхания?

    Варианты ответов
    • глюкоза
    • углекислый газ;
    • азот
    • ионы калия.
    Вопрос 11

    Особенностью клеток эпителия воздухоносных путей является наличие:

    Варианты ответов
    • жгутиков
    • ресничек
    • ворсинок
    • ложноножек.
    Вопрос 12

    Надгортанник образован:

    Варианты ответов
    • костной тканью
    • хрящевой тканью
    • эпителиальной тканью
    • ретикулярной тканью.
    Вопрос 13

    Какой газ служит основной причиной кессонной болезни у водолазов?

    Варианты ответов
    • угарный газ
    • углекислый газ
    • кислород
    • азот
    Вопрос 14

    Какие изменения происходят с голосовой щелью при переходе от к разговору?

    Варианты ответов
    • ее просвет расширяется;
    • ее просвет сужается;
    • ее просвет не изменяется;
    • ее просвет сначала расширяется, а потом сужается.
    Вопрос 15

    Благодаря какому процессу кислород из легочных пузырьков в кровь?

    Варианты ответов
    • пассивный транспорт
    • активный транспорт;
    • диффузия;
    • осмос.
    Вопрос 16

    Что необходимо сделать в первую очередь при оказании помощи получившему ранение грудной клетки?

    Варианты ответов
    • наложить на рану бинт;
    • положить на рану клеенку или полиэтиленовый пакет;
    • туго забинтовать грудную клетку в положении выдоха;
    • обработать края раны перекисью водорода или йодом.
    Вопрос 17

    Какой орган закрывает вход в дыхательную систему при глотании’

    Варианты ответов
    • диафрагма;
    • надгортанник;
    • хрящи трахеи;
    • щитовидный хрящ.
    Вопрос 18

    Какой газ в выдыхаемом воздухе содержится в наибольшем количестве?

    Варианты ответов
    • углекислый газ;
    • кислород;
    • азот;
    • пары воды.
    Вопрос 19

    Высший нервный центр, регулирующий дыхание, расположен в

    Варианты ответов
    • продолговатом мозге;
    • промежуточном мозге;
    • коре больших полушарий;
    • узлах вегетативной нервной cистемы
    Вопрос 20

    Какую функцию выполняет сурфактант, выстилающий альвеолы

    Варианты ответов
    • поддерживает постоянный объем альвеол, не давая им смыкаться при выдохе
    • обеспечивает газообмен с кровью;
    • выполняет регуляторную функцию;
    • препятствует проникновению в кровь угарного газа.
    Вопрос 21

    Выберите признаки, характерные для легких человека:

    Варианты ответов
    • снаружи покрыты плеврой из мышечной ткани
    • правое легкое делится на три доли, левое – на две
    • в плевральной полости — отрицательное давление;
    • кровеносные капилляры густо оплетают каждую бронхиолу;
    • внутрь каждого легкого входит бронх, который начинает сильно ветвиться;
    • газообмен происходит в тончайших бронхиолах.
    Вопрос 22

    Установите соотвествие между особенностями строения и органами дыхателньой системы , для которых они характерны

    Варианты ответов
    • соединяется с подъязычной костью
    • содержит поперечнополосатые мышцы
    • содержит гладкие мышцы
    • хрящи представлены дугами, открытыми сзади
    • разделяется на бронха
    • содержит голосовые связки
    Вопрос 23

    Установите соответствие между процессом и особенностями газообмена в легких и тканях организма человека.

    Варианты ответов
    • газы сначала поступают в межклеточную жидкость
    • давление кислорода выше, чем в крови
    • давление углекислого газа ниже , чем в крови
    • кислород выходит из капилляров
    • углекислый газ выходит из капилляров
    Вопрос 24

    Установите последовательность процессов, происходящих при вдохе человека?

    Тест – дыхательная система человека с ответами

    ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ: ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА (С ОТВЕТАМИ) – 2020 год

    лечебный факультет

    Правильные ответы отмечены знаком (+)

    372. Укажите, какие части дыхательной системы входят в состав верхних дыхательных путей.

    1 – ротовая часть глотки . (+)

    3 – носовая часть глотки.

    373. Какие из перечисленных функций выполняют дыхательные пути?

    2 – увлажняющая . (+)

    3 – согревающая . (+)

    4 – очищающая. (+)

    374. Укажите, какие анатомические образования (из перечисленных) входят в состав нижних дыхательных путей.

    1 – ротовая часть глотки.

    375. Укажите железы преддверия носа.

    1 – серозные железы.

    2 – слизистые железы.

    3 – потовые железы. (+)

    4 – сальные железы. (+)

    376. Укажите железы слизистой оболочки дыхательной области полости носа.

    1 – потовые железы.

    2 – серозные железы. (+)

    3 – сальные железы.

    4 – слизистые железы. (+)

    377. Какие из перечисленных полостей сообщаются с нижним носовым ходом?

    1 – средние ячейки решетчатой кости.

    2 – носослезный канал . (+)

    3 – верхнечелюстная пазуха.

    4 – задние ячейки решетчатой кости.

    378. Какие из перечисленных полостей сообщаются со средним носовым ходом?

    1 – лобная пазуха. (+)

    2 – верхнечелюстная пазуха . (+)

    3 – клиновидная пазуха.

    4 – передние ячейки решетчатой кости.

    379. Какие из перечисленных полостей сообщаются с верхним носовым ходом?

    1 – задние ячейки решетчатой кости . (+)

    2 – клиновидная пазуха . (+)

    3 – верхнечелюстная пазуха.

    4 – лобная пазуха.

    380. Какие отделы слизистой оболочки носа относятся к обонятельной области?

    1 – слизистая оболочка нижних носовых раковин.

    2 – слизистая оболочка верхних носовых раковин (+)

    3 – слизистая оболочка средних носовых раковин. (+)

    4 – слизистая оболочка верхнего отдела перегородки носа. (+)

    381. Укажите костные образования, ограничивающие хоаны.

    1 – медиальная пластинка крыловидного отростка клиновидной кости. (+)

    3 – тело клиновидной кости. (+)

    4 – горизонтальная пластинка небной кости. (+)

    382. Какие функции выполняет гортань?

    1 – голосообразовательная . (+)

    2 – дыхательная. (+)

    3 – защитная . (+)

    383. Какие из перечисленных образований прикрывают гортань спереди?

    1 – двубрюшная мышца.

    2 – предтрахеальная пластинка шейной фасции. (+)

    3 – грудино-подъязычная мышца . (+)

    4 – челюстно-подъязычная мышца.

    384. Какие анатомические образования ограничивают вход в гортань?

    1 – надгортанник . (+)

    2 – черпало-надгортанные складки. (+)

    3 – перстневидный хрящ.

    4 – черпаловидный хрящ. (+)

    385. С какими анатомическими образованиями соприкасается гортань сзади?

    1 – подъязычные мышцы.

    2 – щитовидная железа.

    4 – предпозвоночная пластинка шейной фасции.

    386. Какие кости лицевого черепа участвуют в образовании грушевидной апертуры?

    1 – верхняя челюсть . (+)

    2 – скуловая кость.

    3 – лобная кость.

    4 – слезная кость.

    387. Укажите анатомические образования, ограничивающие желудочек гортани.

    1 – складки преддверия. (+)

    2 – голосовые складки . (+)

    3 – черпало-надгортанные связки.

    4 – черпаловидные хрящи.

    388. Укажите анатомические образования, между которыми натянуты голосовые связки.

    1 – голосовые отростки черпаловидных хрящей . (+)

    2 – мышечные отростки черпаловидных хрящей.

    3 – верхний край дуги перстневидного хряща.

    4 – внутренняя поверхность щитовидного хряща . (+)

    389. Укажите непарные хрящи гортани.

    1 – черпаловидный хрящ.

    2 – перстневидный хрящ . (+)

    3 – щитовидный хрящ.

    4 – рожковидный хрящ.

    390. Укажите верхнюю и нижнюю границу эластического конуса гортани.

    1 – вырезка щитовидного хряща.

    2 – голосовые связки . (+)

    3 – нижний край дуги перстневидного хряща.

    4 – верхний край дуги перстневидного хряща. (+)

    391. Укажите структуры, между которыми находится межхрящевая часть голосовой щели.

    1 – между складками преддверия гортани.

    2 – между черпаловидными хрящами . (+)

    3 – между преддверной и голосовой складками.

    4 – между клиновидными хрящами.

    392. В какую сторону обращена дуга перстневидного хряща?

    393. Укажите место, где берет начало латеральная перстнещитовидная мышца.

    1 – внутренняя поверхность щитовидного хряща.

    2 – латеральный отдел дуги перстневидного хряща . (+)

    3 – голосовой отросток черпаловидного хряща.

    4 – мышечный отросток черпаловидного хряща.

    394. Укажите эпителий, выстилающий слизистую оболочки трахеи.

    1 – многорядный . (+)

    2 – простой сквамозный (плоский).

    3 – реснитчатый. (+)

    395. Укажите мышцы, прикрепляющиеся к косой линии щитовидного хряща?

    1 – грудино-щитовидная мышца . (+)

    2 – щито-подъязычная мышца. (+)

    3 – щито-черпаловидная мышца.

    4 – перстне-щитовидная мышца.

    396. Укажите мышцы, расширяющие голосовую щель.

    1 – щито-черпаловидная мышца.

    2 – поперечно-черпаловидная мышца.

    3 – латеральная перстне-черпаловидная мышца.

    4 – задняя перстне-черпаловидная мышца . (+)

    397. Укажите мышцы, суживающие голосовую щель.

    1 – латеральная перстне-черпаловидная мышца. (+)

    2 – грудино-щитовидная мышца.

    3 – поперечная черпаловидная мышца. (+)

    4 – косая черпаловидная мышца . (+)

    398. Укажите мышцы, напрягающие голосовые связки.

    1 – голосовая мышца . (+)

    2 – щито-черпаловидная мышца.

    3 – щито-подъязычная мышца.

    4 – перстне-щитовидная мышца.

    399. Укажите носовые пазухи, имеющиеся у новорожденного ребенка.

    1 – лобная пазуха.

    2 – клиновидная пазуха.

    3 – верхнечелюстная пазуха . (+)

    4 – задние ячейки решетчатой кости.

    400. Укажите, какие из перечисленных мышц гортани одновременно суживают голосовую щель и напрягают голосовые связки.

    1 – голосовые мышцы.

    2 – перстне-щитовидные мышцы . (+)

    3 – косые черпаловидные мышцы.

    4 – латеральная перстне-черпаловидная мышца.

    401. Укажите уровень расположения киля трахеи.

    1 – VII шейный позвонок.

    2 – V грудной позвонок . (+)

    3 – VII грудной позвонок.

    4 – нижняя половина тела грудины.

    402. Укажите анатомическое образование, на уровне которого находится бифуркация трахеи у взрослого человека.

    1 – угол грудины.

    2 – V грудной позвонок. (+)

    3 – яремная вырезка грудины.

    4 – верхний край дуги аорты.

    403. Укажите анатомические образования, находящиеся впереди трахеи.

    2 – предтрахеальная пластинка шейной фасции. (+)

    3 – грудино-подъязычная мышца. (+)

    4 – грудной проток.

    404. Укажите анатомические образования, находящиеся позади трахеи.

    405. Укажите анатомические образования, имеющиеся в слизистой оболочке трахеи.

    1 – трахеальные железы. (+)

    2 – лимфоидные узелки . (+)

    3 – кардиальные железы.

    4 – лимфоидные бляшки.

    406. Укажите части трахеи.

    1 – шейная часть. (+)

    2 – головная часть.

    3 – грудная часть . (+)

    4 – брюшная часть.

    407. Какие позиции характерны для правого главного бронха по сравнению с левым?

    1 – более вертикальное положение . (+)

    2 – более широкий. (+)

    3 – более короткий. (+)

    4 – более длинный.

    408. Укажите анатомические образования, располагающиеся над левым главным бронхом.

    1 – дуга аорты. (+)

    2 – непарная вена.

    3 – полунепарная вена.

    409. Укажите анатомические образования, располагающиеся над правым главным бронхом.

    1 – полунепарная вена.

    2 – дуга грудного протока.

    3 – непарная вена. (+)

    4 – бифуркация легочного ствола.

    410. Какие позиции характерны для правого легкого по сравнению с левым?

    411. Укажите место локализации сердечной вырезки на легком.

    1 – задний край правого легкого.

    2 – передний край левого легкого. (+)

    3 – нижний край левого легкого.

    4 – нижний край правого легкого.

    412. Укажите место локализации косой щели на легком.

    1 – задний край правого легкого. (+)

    2 – задний край левого легкого. (+)

    3 – нижний край левого легкого. (+)

    4 – нижний край правого легкого . (+)

    413. Укажите место локализации горизонтальной щели на легком.

    1 – реберная поверхность левого легкого.

    2 – реберная поверхность правого легкого. (+)

    3 – средостенная поверхность левого легкого.

    4 – диафрагмальная поверхность правого легкого.

    414. Укажите анатомические образования, ограничивающие сердечную вырезку левого легкого снизу.

    3 – ворота легкого.

    4 – горизонтальная щель.

    415. Укажите анатомические образования, которые входят в ворота легкого.

    1 – легочная артерия. (+)

    2 – легочные вены. (+)

    3 – главный бронх . (+)

    4 – лимфатические сосуды.

    416. Укажите анатомические образования, занимающие самое верхнее положение в воротах правого легкого.

    1 – легочная артерия.

    2 – легочная вена.

    4 – главный бронх . (+)

    417. Укажите доли легких, которые делятся на 5 сегментов.

    1 – нижняя доля правого легкого. (+)

    2 – средняя доля правого легкого.

    3 – нижняя доля левого легкого.

    4 – верхняя доля правого легкого.

    418. Какие из сегментарных бронхов образуются при ветвлении правого верхнедолевого бронха?

    1 – передний базальный.

    2 – верхушечный . (+)

    4 – передний . (+)

    419. Какие из сегментарных бронхов образуются при ветвлении правого среднедолевого бронха?

    1 – медиальный базальный.

    2 – передний базальный.

    3 – латеральный. (+)

    4 – медиальный . (+)

    420. Какие из сегментарных бронхов образуются при ветвлении правого нижнего долевого бронха?

    1 – медиальный базальный. (+)

    2 – передний базальный. (+)

    3 – верхушечный. (+)

    4 – задний базальный. (+)

    421. Какие из сегментарных бронхов образуются при ветвлении левого верхнедолевого бронха?

    1 – нижний язычковый . (+)

    2 – верхушечно-задний. (+)

    3 – передний. (+)

    4 – верхний язычковый. (+)

    422. Какие из сегментарных бронхов образуются при ветвлении левого нижнего долевого бронха?

    1 – задний базальный. (+)

    2 – латеральный базальный. (+)

    3 – нижний язычковый.

    4 – медиальный базальный. (+)

    423. Укажите анатомические образования, расположенные в центре легочного сегмента.

    1 – сегментарная вена.

    2 – сегментарная артерия . (+)

    3 – сегментарный бронх . (+)

    4 – долевая вена.

    424. Укажите структуры бронхиального дерева, уже не имеющие в своих стенках хряща.

    1 – дыхательные бронхиолы.

    2 – дольковые бронхи.

    3 – концевые бронхиолы. (+)

    4 – альвеолярные ходы. (+)

    425. Укажите структуры, участвующие в образовании альвеолярного дерева (ацинус).

    1 – концевые бронхиолы.

    2 – дыхательные бронхиолы. (+)

    3 – альвеолярные ходы. (+)

    4 – альвеолярные мешочки . (+)

    426. Укажите проекцию верхушки правого легкого на поверхность тела.

    1 – над ключицей на 3-4 см.

    2 – на уровень остистого отростка VII шейного позвонка.

    3 – над I ребром на 3-4 см . (+)

    4 – над ключицей на 2 см. (+)

    427. Укажите, при ветвлении каких структур образуются дыхательные бронхиолы.

    1 – сегментарные бронхи.

    2 – дольковые бронхи.

    3 – концевые бронхиолы. (+)

    4 – долевые бронхи.

    428. Укажите структурные элементы легких, в которых происходит газообмен между воздухом и кровью.

    1 – альвеолярные ходы. (+)

    2 – альвеолы. (+)

    3 – дыхательные бронхиолы. (+)

    4 – альвеолярные мешочки . (+)

    429. Укажите анатомические образования, составляющие корень легкого.

    1 – долевые бронхи.

    2 – главный бронх . (+)

    3 – легочные вены и артерия. (+)

    430. Какие части выделяются у париетальной плевры.

    1 – реберная. (+)

    3 – медиастинальная . (+)

    4 – диафрагмальная. (+)

    431. Укажите анатомические образования, которые находятся позади купола плевры.

    1 – длинная мышца шеи. (+)

    2 – короткая мышца шеи.

    3 – головка I-го ребра. (+)

    4 – подключичная артерия.

    432. Укажите анатомические образования, которые находятся впереди купола плевры.

    1 – головка I-го ребра.

    2 – длинная мышца шеи.

    3 – подключичная артерия . (+)

    4 – подключичная вена. (+)

    433. На уровне какого ребра проецируется по среднеключичной линии нижняя граница правого легкого.

    4 – VI-е ребро. (+)

    434. Укажите, какие структуры участвуют в образовании купола плевры.

    1 – диафрагмальная часть плевры.

    2 – реберная часть плевры. (+)

    3 – медиастинальная часть плевры. (+)

    4 – висцеральная плевра.

    435. Укажите место локализации нижнего межплеврального поля.

    1 – позади нижней половины тела грудины . (+)

    2 – позади верхней половины тела грудины.

    3 – позади рукоятки грудины.

    4 – позади мечевидного отростка грудины.

    436. Укажите структуры, через которые проходит горизонтальная

    плоскость, отделяющая верхнее средостение от нижнего.

    1 – яремная вырезка грудины.

    2 – угол грудины . (+)

    3 – межпозвоночный хрящ между телами III и IV грудных позвонков.

    4 – межпозвоночный хрящ между телами IV и V грудных позвонков. (+)

    437. Укажите, в каком средостении располагается перикард.

    1 – верхнее средостение.

    2 – среднее средостение . (+)

    3 – переднее средостение.

    4 – заднее средостение.

    438. Укажите отдел средостения, в котором проходит диафрагмальный нерв.

    1 – верхний отдел.

    2 – передний отдел. (+)

    3 – задний отдел.

    4 – средний отдел.

    439. Какими структурами ограничен реберно-диафрагмальный синус?

    1 – реберной и диафрагмальной плеврой. (+)

    2 – висцеральной и реберной плеврой.

    3 – реберной и медиастинальной плеврой.

    4 – диафрагмальной и медиастинальной плеврой.

    440. Укажите место расположения верхнего межплеврального поля.

    1 – позади тела грудины.

    2 – над грудиной.

    3 – позади рукоятки грудины . (+)

    4 – спереди позвоночника.

    441. Укажите структуры, участвующие в образовании легочной связки.

    Тест по биологии Органы дыхательной системы и их функции 8 класс

    Тест по биологии Органы дыхательной системы и их функции для учащихся 8 класса с ответами. Тест состоит из 2 вариантов в каждом по 15 заданий.

    1 вариант

    1. Дыхание — это

    А. Процесс поглощения кислорода и выделения уг­лекислого газа
    Б. Процесс окисления органических веществ с выде­лением химической энергии
    В. Совокупность процессов поглощения кислорода, выделения углекислого, окисления органических веществ с выделением химической энергии
    Г. Газообмен в легких

    2. Газообмен при дыхании происходит в

    А. Носовой полости
    Б. Носоглотке
    В. Гортани
    Г. Трахее
    Д. Легких

    3. Голосовой аппарат находится в

    А. Носовых полостях
    Б. Носоглотке
    В. Гортани
    Г. Трахее

    4. Жизненная емкость легких — это количество воз­духа

    А. Поступившего в легкие при вдохе в процессе ды­хания при относительно спокойном состоянии
    Б. Поступившего в легкие при обычном вдохе после глубокого выдоха
    В. Поступившего в легкие при глубоком вдохе после обычного выдоха
    Г. Поступившего в легкие при глубоком вдохе после глубокого выдоха

    5. К органам дыхательной системы не принадлежит

    А. Гортань
    Б. Глотка
    В. Пищевод
    Г. Полость носа
    Д. Трахея

    6. Дыхательный центр расположен

    А. В продолговатом мозге
    Б. В промежуточном мозге
    В. В среднем мозге

    7. Как называется часть дыхательной системы, в кото­ рой не происходит газообмен?

    А. Гортань
    Б. Бронхи
    В. Альвеолы

    8. Какой газ играет главную роль в гуморальной регу­ляции дыхания?

    А. Кислород
    Б. Углекислый газ
    В. Азот

    9. Процесс, обеспечивающий организм энергией

    А. Окисление органических веществ
    Б. Дыхание
    В. Синтез органических веществ

    10. В спокойном состоянии в дыхании участвуют

    А. Мышцы спины
    Б. Брюшные мышцы
    В. Межреберные мышцы

    11. В носовой полости не происходит

    А. Согревание воздуха
    Б. Очищение воздуха от частичек пыли
    В. Осушение воздуха

    12. В норме у взрослого число дыхательных движений в минуту составляет

    А. 18-20
    Б. 10-12
    В. 25-27

    13. Самая длинная часть воздушного пути

    А. Бронхи
    Б. Трахея
    В. Гортань

    14. Табачный дым отрицательно влияет на вегетативную нервную систему, нарушает работу:

    А. Сердца и легких
    Б. Желудка и кишечника
    В. Кровеносных сосудов
    Г. Органов зрения и слуха

    15. Высота голоса человека связана с

    А. Количеством голосовых связок
    Б. Длиной голосовых связок
    В. Местом расположения голосовых связок

    2 вариант

    1. Газообмен — это процесс

    А. Поглощения кислорода
    Б. Выделения углекислого газа
    В. Поступления вдыхаемого воздуха в легкие
    Г. Обмена газами между организмом и окружающей средой путем диффузии

    2. При вдохе

    А. Диафрагма не изменяется
    Б. Мышцы диафрагмы расслабляются
    В. Сокращаются мышцы брюшной стенки и туло­вища
    Г. Сокращаются межреберные мышцы и мышцы диафрагмы

    3. Углекислый газ образуется

    А. В легких
    Б. В клетках тела
    В. В воздухоносных путях
    Г. В эритроцитах

    4. Биологическое окисление — это

    А. Процесс распада органических соединений при участии кислорода
    Б. Процесс синтеза органических соединений
    В. Процесс образования кислорода в ходе химиче­ских реакций

    5. Одной из функций носовой полости является

    А. Задержка микроорганизмов
    Б. Обогащение крови кислородом
    В. Охлаждение воздуха

    6. Вход в гортань защищен

    А. Щитовым хрящом
    Б. Голосовыми связками
    В. Надгортанником

    7. Функции легочных пузырьков (альвеол)

    А. Газообмен между кровью и тканями
    Б. Газообмен между кровью и атмосферным воздухом
    В. Обе функции

    8. Какова причина проникновения кислорода в легоч­ные пузырьки, а потом в кровь?

    А. Диффузия из области с меньшей концентрацией газа в область с большей концентрацией
    Б. Диффузия из области с большей концентрацией газа в область с меньшей концентрацией
    В. Поступление кислорода из тканей организма

    9. В органах дыхательной системы находится обоня­тельная зона с обонятельными рецепторными клет­ками. Она расположена в

    А. Носовой полости
    Б. Носоглотке
    В. Ротовой полости

    10. Дыхательная система участвует в

    А. Обмене газов между организмом и внешней средой
    Б. Увлажнении вдыхаемого воздуха и очищении его от пыли и болезнетворных микроорганизмов
    В. Удалении из организма воды
    Г. Изменении температуры вдыхаемого воздуха
    Д. Все верно

    11. Недостаток кислорода приводит к

    А. Образованию тромба
    Б. Сужению сосудов
    В. Расширению сосудов

    12. Снаружи легкие покрыты

    А. Гладкими- мышцами
    Б. Сетью венозных сосудов
    В. Плеврой
    Г. Ресничным эпителием

    13. Легочные пузырьки заполнены

    А. Соединительной тканью
    Б. Воздухом
    В. Кровью
    Г. Лимфой

    14. Что является причиной возобновления дыхания пос­ле длительной его задержки?

    А. Повышение концентрации углекислого газа в крови
    Б. Повышение концентрации кислорода в крови
    В. Влияние этих двух факторов на дыхательный центр

    15. Возбудителем туберкулеза является

    А. ВИЧ
    Б. Палочка Коха
    В. Сенная палочка
    Г. Канцерогенные вещества

    Ответ на тест по биологии Органы дыхательной системы и их функции
    1 вариант
    1-В
    2-Д
    3-В
    4-Г
    5-В
    6-А
    7-А
    8-Б
    9-А
    10-В
    11-В
    12-А
    13-Б
    14-АВ
    15-Б
    2 вариант
    1-Г
    2-Г
    3-Б
    4-А
    5-А
    6-В
    7-Б
    8-Б
    9-А
    10-Д
    11-В
    12-В
    13-Б
    14-А
    15-Б

    Задания части 2 ЕГЭ по теме «Дыхательная система»

    1. Каким образом происходит газообмен в легких и тканях у млекопитающих? Чем обусловлен этот процесс?

    1) в основе газообмена лежит диффузия, которая обусловлена разницей концентрации газов (парциального давления) в воздухе альвеол и в крови;
    2) кислород из области высокого давления в альвеолярном воздухе поступает в кровь, а углекислый газ из области высокого давления в крови поступает в альвеолы;
    3) в тканях кислород из области высокого давления в капиллярах поступает в межклеточное вещество и далее в клетки органов; углекислый газ из области высокого давления в межклеточном веществе поступает в кровь

    2. Почему человек, находясь под водой, не может длительно задержать дыхание, а выныривая, возобновляет дыхание с большей частотой? Ответ поясните.

    1. Когда человек задерживает дыхание под водой, у него в крови накапливается углекислый газ, который возбуждает дыхательный центр. При сильном возбуждении дыхательного центра дыхание начинается непроизвольно.
    2. После того, как человек вынырнул, он дышит чаще, поскольку высокая концентрация углекислого газа в крови возбуждает дыхательный центр. Высокая частота дыхания обеспечивает быстрое освобождение крови от избытка углекислого газа.

    3. Где расположены нервные центры, регулирующие произвольные и непроизвольные дыхательные движения? Какова роль адреналина в лёгочной вентиляции?

    1. Нервный центр, регулирующий непроизвольные дыхательные движения, находится в продолговатом мозге.
    2. Нервный центр, регулирующий произвольные дыхательные движения, находится в коре больших полушарий (в задней части лобной доли).
    3. Адреналин увеличивает просвет бронхов, тем самым усиливает легочную вентиляцию (увеличивает поступление кислорода).

    4. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. (1) Дыхательная система человека состоит из дыхательных путей и лёгких. (2) Стенки дыхательных путей не спадаются, поэтому воздух в них свободно движется. (3) Дыхательные пути начинаются с полости носа и заканчиваются трахеей. (4) В лёгких находится большое количество лёгочных пузырьков. (5) Через многослойные стенки лёгочных пузырьков (альвеол) осуществляется газообмен. (6) Дыхательный центр расположен в промежуточном мозге. (7) Дыхательный центр координирует мышечные сокращения при осуществлении вдоха и выдоха.

    3 – дыхательные пути заканчиваются бронхами (бронхиолами)
    5 – стенки легочных пузырьков однослойные
    6 – дыхательный центр расположен в продолговатом мозге

    5. Лекарственный препарат выпускается в виде капель, обладает местным сосудосуживающим действием, снимающим отек слизистого мерцательного эпителия. Определите, при каком заболевании назначают этот препарат. Какой эффект он оказывает на слизистый эпителий?

    1) препарат назначают при насморке;
    2) препарат уменьшает выделение секрета слизистым эпителием носа.

    6. Медицинский препарат проникает в клетки мерцательного эпителия и препятствует соединению липопротеидной оболочки вируса с мембраной клеток. Объясните, какому процессу в жизненном цикле вируса препятствует этот препарат. Для каких целей его рекомендуют использовать?

    1) препарат препятствует проникновению вируса в клетку;
    2) препарат назначают для профилактики (при лечении) вирусной инфекции дыхательных путей (органов, имеющих мерцательный эпителий)

    7. Почему при остановке дыхания человеку нагнетают в легкие не чистый кислород, а смесь кислорода с углекислым газом?

    1) остановка дыхания связана с торможением, возникающем в дыхательном центре продолговатого мозга;
    2) дыхательный центр имеет большое количество нервных связей с рецепторами, которые расположены в крупных кровеносных сосудах;
    3) эти рецепторы раздражаются только в случае повышения концентрации углекислого газа в крови;
    4) следовательно, чтобы запустить дыхание, необходимо, чтобы в кровь поступало достаточное количество углекислого газа

    8. Какую роль играют диафрагма и мышцы грудной клетки в процессе дыхания человека? Как осуществляется нервная и гуморальная регуляция дыхания?

    1) При сокращении диафрагмы она становится плоской, опускается, объем грудной клетки увеличивается, происходит вдох. При расслаблении диафрагмы органы брюшной полости толкают ее вверх, объем грудной клетки уменьшается, происходит выдох.
    2) При сокращении межреберных мышц грудная клетка поднимается, происходит вдох. При расслаблении межреберных мышц грудная клетка опускается, происходит выдох.
    3) Нервная регуляция дыхания: защитные рефлексы (кашель, чихание), произвольная регуляция (при разговоре, пении).
    4) Гуморальная регуляция: при увеличении содержания углекислого газа в крови возбуждается дыхательный центр в продолговатом мозге, происходит вдох.

    9. Найдите три ошибки в приведенном тексте «Регуляция дыхания у человека». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. (1) Дыхательные движения у человека контролируются нервной и гуморальной регуляцией. (2) Дыхательный центр находится в промежуточном мозге человека. (3) Дыхательный центр включает в себя центры вдоха и выдоха. (4) Объем грудной клетки при вдохе увеличивается, давление в ней становится меньше атмосферного. (5) Главным гуморальным фактором, регулирующим дыхание, является концентрация кислорода в крови. (6) Частота дыхания усиливается под действием парасимпатической нервной системы. (7) Условно-рефлекторная регуляция дыхания обеспечивается деятельностью коры больших полушарий.

    2 – дыхательный центр находится в продолговатом мозге;
    5 – гуморальным фактором, регулирующим дыхание, является концентрация углекислого газа в крови;
    6 – частота дыхания усиливается под действием симпатической нервной системы (снижается под действием парасимпатической нервной системы)

    10. Объясните вредное влияние угарного газа и никотина, входящих в состав табачного дыма, на развитие плода человека.

    1) угарный газ образует с гемоглобином эритроцитов стойкое соединение, что снижает содержание кислорода в крови матери и ухудшает снабжение плода кислородом;
    2) никотин приводит к сужению просвета сосудов (у матери и у плода), ухудшая снабжение плода кровью

    11. Найдите три ошибки в приведенном тексте «Органы дыхания человека». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. (1) Дыхательная система человека состоит из воздухоносных путей и легких. (2) Стенки трахей и бронхов образованы хрящевыми кольцами, которые не дают им спадаться. (3) Изнутри трахея и бронхи выстланы плотной соединительной тканью, защищающей от пыли и микробов, увлажняющей воздух. (4) В нижней части трахея делится на два крупных бронха, входящих в правое и левое легкое. (5) Мелкие бронхи – бронхиолы заканчиваются легочными пузырьками (альвеолами). (6) Снаружи каждое легкое покрыто легочной плеврой, которая осуществляет функцию газообмена. (7) Легкие расположены в грудной клетке, которая надежно защищает эти органы от повреждений.

    2 – стенки трахеи образованы хрящевыми полукольцами;
    3 – изнутри трахея и бронхи выстланы ресничным (мерцательным) эпителием;
    6 – легочная плевра защищает легкое (газообмен осуществляется в альвеолах)

    12. Найдите три ошибки в приведённом тексте «Дыхательная система человека». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. (1) Гортань – это орган дыхательной системы, образованный несколькими хрящами, самый крупный из которых щитовидный. (2) У человека в гортани находятся голосовые связки, на выдохе формируются звуки. (3) При проглатывании пищи надгортанник закрывает вход в глотку. (4) При раздражении рецепторов гортани возникает защитный рефлекс – кашель. (5) Кашель происходит при усиленном вдохе человека. (6) Гортань непосредственно переходит в два крупных бронха. (7) Слизистая оболочка, выстилающая гортань и другие органы воздухоносных путей, обеспечивает увлажнение и очищение воздуха, поступившего из внешней среды.

    3 – при глотании надгортанник закрывает вход в гортань;
    5 – кашель происходит при усиленном выдохе;
    6 – гортань непосредственно переходит в трахею

    13. Какой орган изображен на рисунке? Какое строение он имеет? Какие функции он выполняет?

    1) На рисунке изображена гортань.
    2) Гортань – полый орган, состоящий из хрящей и связок.
    3) Щитовидный хрящ защищает гортань спереди от механических воздействий. Надгортанный хрящ препятствует попаданию пищи в дыхательную систему.
    4) В средней части гортани находятся голосовые связки, участвующие в образовании звуков речи.
    5) Из носоглотки через гортань воздух попадает в трахею.

    14. Слишком быстрый подъем водолазов с большой глубины приводит к кессонной болезни. Что является причиной этого заболевания?

    1) На глубине при высоком давлении в крови растворяется больше газов, чем при нормальном атмосферном давлении.
    2) При быстром подъеме с глубины давление резко падает, и газы не успевают выделяться через дыхательную систему.
    3) В крови образуются пузырьки газа, которые закупоривают кровеносные сосуды, препятствуя кровоснабжению органов и тканей. Это часто приводит к смерти водолазов.

    15. В чем проявляется взаимосвязь строения и функций гортани человека? Ответ поясните.

    1) гортань – полый орган, образованный хрящами и мышцами, обеспечивает проведение воздуха из носоглотки в трахею;
    2) надгортанник – хрящ, который закрывает вход в дыхательные пути при глотании;
    3) между хрящами имеется голосовая щель с голосовыми связками, которые участвуют в голосообразовании

    16. Рассмотрите модель, которую впервые предложил голландский физиолог Дондерс. Какой процесс в организме млекопитающего демонстрировал ученый с помощью этого устройства? Какое физическое явление лежит в основе работы этой модели? Функцию каких мышц выполняет резиновая мембрана, обозначенная цифрой 1? Что произойдет с объемом мешков, находящихся внутри модели, если экспериментатор отпустит эту мембрану (рис. 2)? Ответ аргументируйте.

    1) процесс дыхания (процессы вдоха и выдоха);
    2) в основе работы этой модели лежит изменение давления;
    3) межреберные мышцы и диафрагма (должны быть указаны обе);
    4) при отпускании мембраны объем мешков внутри модели уменьшится;
    5) потому что давление внутри модели (между мешками и стенкой модели) увеличится

    Читайте также:
    Гормоны - классификация, их функции, где образуются
  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: