Теория свободного воспитания Руссо – основные принципы, идеи

Теория свободного воспитания Ж.-Ж.Руссо

Жизнь Жан-Жака Руссо. Руссо родился в 1712 году в Женеве, в семье ремесленника-часовщика. Он не получил систематического образования. Много лет скитался по Франции и Швейцарии, перепробовал ряд профессий.

Естественное и свободное воспитание. Дети должны воспитываться, по Руссо, естественно, сообразно с природой. Это значит, что в воспитании надо следовать природе ребенка, учитывать его возрастные особенности. «Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми», — писал Руссо. Он считал, что воспитание получают из трех источников: от природы, от окружающих людей и от вещей. Воспитание природой, по его мнению, осуществляется путем «внутреннего» развития человеческих способностей, развития органов чувств; воспитание людьми — этo приучение человека использовать развитие этих способностей и органов; и наконец, воспитание от вещей — это собственный опыт человека, приобретаемый им от вещей, с которыми он сталкивается и которые на него воздействуют. Правильным воспитание будет тогда, когда все три фактора (воспитание природой, людьми, вещами или внешними обстоятельствами) действуют согласованно, в одном направлении.
В непосредственной связи с естественным воспитанием Руссо поставил и свободное воспитание. Первое из естественных прав человека, заявил он, — свобода. Опираясь на это положение, он выступал против схоластической школы с ее зубрежкой, суровой дисциплиной, телесными наказаниями и подавлением личности ребенка. Он требовал уважать личность ребенка, считаться с его интересами и запросами. В этом положительное значение его призыва к свободному воспитанию.
Руссо придавал большое значение направляющей роли воспитателя, но понимал эту роль своеобразно, по-своему. Воспитатель, говорил он, лишь наводит своего воспитанника на решение вопроса, руководит его интересами так, что сам ребенок этого не замечает, оказывает главным образом косвенное воздействие. Он организует всю среду, все окружающие ребенка влияния так, что они подсказывают определенные решения. Он отрицал принуждение как метод воспитания.
Возрастная периодизация. Руссо делил жизнь своего воспитанника на четыре периода. Первый период — от рождения до 2 лет — это время, когда в центре внимания должно стоять физическое воспитание детей. Второй период — от 2 до 12 лет, по его выражению, период «сна разума», когда ребенок еще не может рассуждать и логически мыслить, когда следует развивать главным образом «внешние чувства», когда силы ребенка накапливаются для того, чтобы найти свой выход уже в более старшем возрасте. Третий период — от 12 до 15 лет, в эти годы широко развертывается умственное воспитание, удовлетворяются умственные запросы ребенка. Четвертый период — «период бурь и страстей» — с 15 лет до совершеннолетия, когда осуществляется преимущественно нравственное воспитание.
Значение педагогической теории Руссо.Руссо занимал важное место среди философов-просветителей в идеологической подготовке французской революции 1789 года. Несмотря на ряд противоречий и ошибок, его педагогические взгляды сыграли свою исторически прогрессивную роль. Его воззрения были полной противоположностью феодальной педагогике и полны горячей любви к ребенку. Руссо требовал активных методов обучения, учета возрастных особенностей ребенка, трудового воспитания, тесной связи обучения с жизнью.
После того как французская буржуазная революция 1789—1794 годов была завершена, к педагогическим идеям Руссо буржуазные педагоги стали относиться настороженно. Демократ Руссо представляется опасным, его мысли о воспитании активного, самостоятельно думающего, свободного человека шли вразрез с реакционной идеологией укрепившегося буржуазного общества.
Н. К. Крупская подчеркивала, что от наследия Руссо «отрекается современная, одряхлевшая буржуазия. Предки ее, не отделявшие еще интересов своего класса от дела народа, превозносили Руссо; теперешняя буржуазия относится к Руссо холодно, свысока, и хотя по традиции называет его «великим», но неизменно добавляет «утопистом». Причем под утопией понимает не только то, что действительно утопично в произведениях Руссо, но и его демократизм, его уважение перед «человеком», перед «трудом»

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Педагогическая концепция свободного воспитания Ж.Ж.Руссо

Жан-Жак Руссо — выдающийся французский мыслитель XVIII столетия, человек, социальные взгляды которого намного опередили его время. В своей концепции свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо одним из первых выразил необходимость развития ребёнка в соответствии с его естественными потребностями. Концепция свободного воспитания Руссо отрицает любые попытки вмешательства во внутреннюю природу детей и подразумевает развитие в человеке его лучших качеств.

Педагогические идеи Руссо нашли отображение в его известном романе-трактате «Эмиль, или О воспитании», написанном в 1762 году. Они были негативно восприняты обществом, так как полностью отрицали существовавшие в те времена взгляды на воспитание и образование подрастающего поколения. Современники Руссо были уверены, что задача обучения и воспитания заключается в насильственном укрощении естественной природы ребёнка и подготовке его к определённому роду деятельности (например, богослужению, врачеванию или службе в армии). Занимаясь подготовкой для общества послушных граждан, педагоги совершенно не уделяли внимания развитию талантов и способностей своих воспитанников, не прислушивались к их желаниям и предпочтениям.

Руссо беспощадно критиковал существующую систему воспитания, полагая, что она противоречит естественной природе человека. Он считал, что все дети рождаются добрыми, неиспорченными и счастливыми, однако общество развращает их и воспитывает в них злобу. Детей необходимо растить на лоне природы, принимая во внимание их интересы и способности. Цель воспитания, по мнению французского педагога и философа, заключается в том, чтобы сделать из ребёнка настоящего человека, воспитать в нём черты, необходимые для любого гражданина, независимо от рода его деятельности и социального положения. Руссо был уверен, что детей с малых лет следует учить с достоинством переносить удары судьбы, ненавидеть роскошь и нищету, выживать в любых условиях.

Читайте также:
ВПР (Всероссийские проверочные работы) как подготовиться к ВПР в начальной школе

В соответствии с концепцией свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо, на развитие человека оказывает влияние 3 фактора: природа, люди и предметы (окружающий мир). Воспитанием, полученным природой, по мнению мыслителя, являются заложенные в ребёнке при рождении способности. Умение их использовать в повседневной жизни он получает от людей. Педагоги, воспитатели и родители должны позаботиться о том, чтобы природные задатки, заложенные в ребёнке, смогли проявиться в полной мере. И, наконец, получению собственного опыта по отношению к предметам, дающим ему восприятие, он обязан вещам, окружающим его в повседневной жизни. Чем старше он становится, тем больше знаний и опыта он получает, и тем лучше развиваются его способности. Только в том случае, когда все перечисленные факторы будут действовать согласованно, человек сможет получить полноценное воспитание.

Большое внимание при воспитании нового человека Руссо уделял личности самого воспитателя. Философ был уверен, что вырастить достойного члена общества сможет только тот наставник, который общечеловеческое воспитание будет ставить выше профессионального либо сословного. Общаясь с ребёнком, он не должен навязывать ему собственные убеждения и взгляды. Его задача — предоставить воспитаннику условия для беспрепятственного развития заложенных в нём природой способностей и устранить любые помехи, которые могут встать у него на пути к получению знаний, умений и навыков. Философ подчёркивал, что только то воспитание, которое осуществляется в соответствии с природой ребёнка, может считаться свободным и естественным.

Концепция свободного воспитания Руссо была неодобрительно встречена его современниками. Роман философа «Эмиль, или О воспитании», в котором она была изложена, подвергся беспощадной критике, был запрещён церковью и публично сожжён. Несмотря на это, педагогические идеи Ж.-Ж. Руссо нашли своих сторонников в среде прогрессивных людей. Они стали основой для создания теорий свободного воспитания М. Монтессори, Э. Кей, К. Вентцеля и других педагогов-новаторов.

Теория свободного воспитания Руссо – основные принципы, идеи

1.16.2. Теория свободного воспитания

В первой половине XX века в зарубежной педагогике особенно мощным было течение свободного воспитания – направление в педагогической теории и практике, рассматривающее воспитание как помощь природе ребенка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нем. Ведущими принципами данного направления являются: вера педагога в творческие способности ребенка, сочетаемая с убеждением, что любое внешнее влияние на творческий потенциал ребенка оказывает тормозящее действие; сосредоточение усилий педагога на приобретении ребенком собственного опыта, на основе которого и происходит полноценное развитие личности; стимулирование активного отношения к жизни, культуре, образовательно-познавательной деятельности и потребности в систематическом самообразовании и самовоспитании; трактовка школы как живого организма, непрерывно развивающегося в соответствии с детской природой; понимание роли педагога как старшего товарища своих воспитанников, организующего образовательную среду для свободного проявления детьми своих творческих возможностей; организация жизни школьного сообщества на основах самоуправления.

Яркими представителями теории свободного воспитания являются Эллен Кей (1849 – 1926) и Мария Монтессори (1870 – 1952).

Эллен Кей в книге «Век ребенка» (1910) заботу о воспитании нового поколения называла исходной позицией, с которой будут рассматриваться все стороны общественной жизни. Провозгласила ряд естественных прав ребенка: право на недостатки, право на неприкосновенность внутреннего мира, право на выбор родителей. Утверждала, что настоящая тайна воспитания состоит в том, чтобы не воспитывать. «Предоставьте природе спокойно и медленно помогать самой себе» (Рисунок 11). Первой открыто поставила вопрос о половом воспитании. Очертила требования к воспитателю: должен уметь играть с детьми; отдаваться ребенку, как ребенок отдается бытию; влиять впечатлениями; способствовать свободному развитию и проявлению духовных сил ребенка; являться товарищем, другом ребенка и уметь поддерживать отклонения от трафарета.

Рисунок 11. – Теория воспитания по Э.Кей

Призывала общественность к борьбе за признание социальной важности материнских функций, за государственную помощь многодетным семьям, полный отказ от эксплуатации детского труда и другие меры по охране материнства и детства. Одной из наиболее актуальных общественных задач Э.Кей считала создание нового поколения образованных матерей, способных избавить детей от обезличивающего воздействия общественного воспитания. Шведский педагог разработала уникальную дидактику (Рисунок 12).

Рисунок 12. – Теория обучения по Э.Кей

Педагогика итальянского педагога Марии Монтессори (1870 – 1952) предполагает, с одной стороны, неограниченную свободу и самостоятельность ребенка. «Человек не может быть по-настоящему свободен, если он не самостоятелен». С другой, воспитание чувств ребенка, его сенсорной основы на примере каждодневных упражнений и игры. Девиз педагогики Монтессори – помоги мне сделать самому, а я помогу другому

Читайте также:
Доклад на тему - Современные концепции воспитания - авторы, цели

Воспитание она рассматривает как активное содействие нормальному развитию ребенка, а в качестве педагогических принципов М.Монтессори выдвигает следующие: принцип свободы; принцип самостоятельности; принцип воспитывающего обучения (в каждом обучающем упражнении, по мнению Монтессори, должны присутствовать элементы воспитания); упразднение наград и наказаний; исключение любого соревнования из детской деятельности (каждый ребенок должен работать в своем ритме и темпе); принцип индивидуальности воспитания и обучения.

Основным методом, впервые открытым М.Монтессори в педагогике, является поляризация внимания, т.е. глубокое проникновение ребенка в «дело», способность к медитации, внутренней собранности во время работы (Таблица 7).

Таблица 7. – Педагогическая система Монтессори

«Свободное воспитание» в концепции Ж-Ж Руссо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 06:52, контрольная работа

Краткое описание

Первым, кто поднял флаг «Да здравствует свободное воспитание!», был французский философ-просветитель Жан-Жак Руссо. Он написал трактат «Эмиль, или О воспитании». Ни одно другое произведение, посвященное вопросам воспитания детей, ни до, ни после «Эмиля» не оказало столь сильного влияния на развитие педагогической мысли – и это при том, что сам Руссо не воспитал ни одного ребенка, а своих пятерых детей оставил – в деревне.
Цель исследования: изучить «свободное воспитание» в концепции Ж-Ж Руссо.

Содержание

Введение. 3
Педагогическая теория………. ……………………………. ……….4
«Свободное воспитание»…………….……………………………………7
Заключение . 13
Список литературы. 15

Вложенные файлы: 1 файл

кр педагогика Андрей.doc

  1. Педагогическая теория………. ……………………………. .……….4
  2. «Свободное воспитание»…………….………………………………… …7

Список литературы. . . 15

Первым, кто поднял флаг «Да здравствует свободное воспитание!», был французский философ-просветитель Жан-Жак Руссо. Он написал трактат «Эмиль, или О воспитании». Ни одно другое произведение, посвященное вопросам воспитания детей, ни до, ни после «Эмиля» не оказало столь сильного влияния на развитие педагогической мысли – и это при том, что сам Руссо не воспитал ни одного ребенка, а своих пятерых детей оставил – в деревне.

Что касается идеологии, то Руссо был убежден, что природа человека изначальна хороша, но портится культурой.

Актуальность контрольной работы заключается в том, чтоЖ.-Ж. Руссо считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди и общество. Каждый из факторов выполняет свою роль: природа развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; предметы и явления обогащают опыт. Изучить такую концепцию представляется полезным для практического психолога.

Объектом исследования является концепция Ж-Ж Руссо.

Предметом исследования является «свободное воспитание» в концепции Ж-Ж Руссо.

Цель исследования: изучить «свободное воспитание» в концепции Ж-Ж Руссо.

  1. изучить педагогическую теорию Руссо;
  2. изучить сущность «свободного воспитания»;
  3. сделать вывод по работе.
  1. Педагогическая теория

Выдающееся место среди французских просветителей занимали Жан-Жак Руссо и философы-материалисты.

Жизнь Жан-Жака Руссо.

Руссо родился в 1712 году в Женеве, в семье ремесленника-часовщика. Он не получил систематического образования. Много лет скитался по Франции и Швейцарии, перепробовал ряд профессий. Уже сложившимся человеком, тридцати лет, Руссо приехал в Париж, где познакомился с новой буржуазной интеллигенцией того времени, с ее лучшими представителями—публицистами и философами. В 1749 году Дижонская академия объявила конкурс для сочинения на тему «Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению или ухудшению нравов?». По совету Дидро Руссо взялся написать работу на эту тему. В этом произведении он решительно выступил против социального неравенства, против аристократов и бездельников, против культуры и науки феодального общества. За эту работу Руссо получил премию Дижонской академии.

В 1755 году появляется вторая работа Руссо — «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», в которой имеются элементы диалектики. Затем последовал «Общественный договор» (1762). Руссо доказывал, что неравенство росло вместе с цивилизацией. В «Общественном договоре», развивая договорную теорию Локка, он противопоставил цивилизованному (т. е. феодальному) обществу как идеал некое общество в якобы «естественном состоянии», когда люди были равны и свободны, а затем отказались от своих прав ради сохранения своей трудовой собственности. Руссо бичевал тиранию, гнет эксплуататоров и доказывал, что власть, не отвечающая интересам народа, незаконна, она нарушает первоначальный общественный договор, по которому люди добровольно передали некоторые свои права ими же выбранным властям, обязанным служить народу. Это был облеченный в форму литературного произведения призыв к свержению короля и феодальных устоев.

В 1762 году вышел в свет роман-трактат Руссо «Эмиль, или О воспитании». Он создал автору мировую известность. В нем Руссо показал путь воспитания свободного человека нового, т. е. буржуазного, общества. Появление «Эмиля» вызвало негодование у аристократов и духовенства. Книга за выраженное в ней свободомыслие, хотя Руссо не был атеистом, была сожжена на одной из площадей Парижа, а ее автор был вынужден бежать за границу. Лишь незадолго до смерти, больной и разбитый физически и морально, он смог вернуться на родину. В 1778 году Руссо умер.

Произведения Руссо глубоко волновали умы передового предреволюционного буржуазного общества, их влияние простиралось далеко за пределы Франции.

Читайте также:
Игры на классный час - сценарии подвижных конкурсов

Социально-политические и философские взгляды Руссо.

Власть и богатство создали неравенство, заявлял Руссо, человек поэтому потерял свою свободу. Идеал Руссо — это мелкобуржуазная трудовая собственность и общественное устройство, основанное на этой собственности и на труде каждого.

Рассматривая вопрос о восприятии окружающего нас мира, Руссо рассуждал как сенсуалист: нет ничего в нашем сознании, что не было бы получено при посредстве ощущений, через органы чувств. Но он не мог делать из этого положения материалистических выводов. Он отрицал официальную религию и был сторонником «религии чувства», полагая, что каждый человек свободен верить по-своему. По его словам, «все хорошо, что выходит из рук творца вселенной, все вырождается в руках человека».

Человек, по мнению Руссо, испорчен современным обществом. Отсюда вывод: воспитывать ребенка следует вне испорченного общества, вдали от цивилизации, на «лоне природы».

Существование людей должно поддерживаться личным трудом. Без труда не может быть нормальной человеческой жизни. Но в несправедливом, испорченном мире многие присваивают результаты чужого труда. Истинно свободным является человек, живущий своим трудом. По мнению Руссо, задача заключается в том, чтобы воспитать такого человека, который ни от кого не зависел бы, жил бы плодами своих трудов, ценил бы свою свободу и умел ее защищать. Тот человек, который ценит свою свободу, научится, конечно, уважать и свободу других, основанную на труде.

Руссо говорил, что детей тружеников воспитывать не надо, они уже воспитаны самой жизнью. Надо перевоспитать феодалов, аристократов, правильно воспитать их детей, и мир станет иным. Поэтому героем своего произведения «Эмиль, или О воспитании» он делает Эмиля, происходящего из знатной семьи. В результате полученного им воспитания он должен стать свободомыслящим и жить собственным трудом.

Дидактика Руссо основана на развитии у ребенка самодеятельности, умения наблюдать, сообразительности. Все должно быть предоставлено восприятию ребенка с максимальной наглядностью. По его мнению, наглядность — сама природа, сами жизненные факты, с которыми Эмиль непосредственно знакомится. Пытаясь нарисовать умственное воспитание нового, свободного человека, Руссо не сумел связать личный опыт ребенка с опытом человечества, выраженным в науке. Он за реальные знания, которые следует получать не из книг, а из природы. Вместе с тем он ярко показал большое значение воспитания наблюдательности, пытливости и активности ребенка, важность для обучения его непосредственного общения с природой и жизнью.

Физический труд — это неизбежная обязанность общественного человека. «Богатый или бедный, могущественный или слабый, всякий праздный гражданин — это плут». Поэтому свободный человек должен владеть разными видами сельскохозяйственного и ремесленного труда, тогда он действительно сможет заработать свой хлеб и сохранить свою свободу. Эмиль обучается ряду полезных профессий.

  1. «Свободное воспитание»

Дети должны воспитываться, по Руссо, естественно, сообразно с природой. Это значит, что в воспитании надо следовать природе ребенка, учитывать его возрастные особенности. «Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми», — писал Руссо. Он считал, что воспитание получают из трех источников: от природы, от окружающих людей и от вещей. Воспитание природой, по его мнению, осуществляется путем «внутреннего» развития человеческих способностей, развития органов чувств; воспитание людьми — этo приучение человека использовать развитие этих способностей и органов; и наконец, воспитание от вещей — это собственный опыт человека, приобретаемый им от вещей, с которыми он сталкивается и которые на него воздействуют. Правильным воспитание будет тогда, когда все три фактора (воспитание природой, людьми, вещами или внешними обстоятельствами) действуют согласованно, в одном направлении.

В непосредственной связи с естественным воспитанием Руссо поставил и свободное воспитание. Первое из естественных прав человека, заявил он, — свобода. Опираясь на это положение, он выступал против схоластической школы с ее зубрежкой, суровой дисциплиной, телесными наказаниями и подавлением личности ребенка. Он требовал уважать личность ребенка, считаться с его интересами и запросами. В этом положительное значение его призыва к свободному воспитанию.

Руссо придавал большое значение направляющей роли воспитателя, но понимал эту роль своеобразно, по-своему. Воспитатель, говорил он, лишь наводит своего воспитанника на решение вопроса, руководит его интересами так, что сам ребенок этого не замечает, оказывает главным образом косвенное воздействие. Он организует всю среду, все окружающие ребенка влияния так, что они подсказывают определенные решения. Он отрицал принуждение как метод воспитания.

Руссо делил жизнь своего воспитанника на четыре периода. Первый период — от рождения до 2 лет — это время, когда в центре внимания должно стоять физическое воспитание детей. Второй период — от 2 до 12 лет, по его выражению, период «сна разума», когда ребенок еще не может рассуждать и логически мыслить, когда следует развивать главным образом «внешние чувства», когда силы ребенка накапливаются для того, чтобы найти свой выход уже в более старшем возрасте. Третий период — от 12 до 15 лет, в эти годы широко развертывается умственное воспитание, удовлетворяются умственные запросы ребенка. Четвертый период — «период бурь и страстей» — с 15 лет до совершеннолетия, когда осуществляется преимущественно нравственное воспитание.

Читайте также:
Педагогическая характеристика на дошкольника готовая как правильно написать, требования к составлению, примеры и образцы заполнения документов

Мысли Руссо о возрастных различиях ребенка находятся в соответствии с его взглядами на природоспособность воспитания и не лишены диалектики. Он стремился найти ведущее начало для каждой из ступеней естественного развития ребенка, на которое и должно быть в данный период направлено основное внимание в процессе воспитания. При этом каждая из ступеней тесно связана с другой.

Руссо стремился глубоко понять человеческую природу и выявить специфику ее развития. Однако он не мог правильно указать законы развития ребенка. Неверно, что ребенок с 2 до 12 лет будто лишен возможности мыслить логически, так же как и утверждение, что нравственные понятия недоступны детям этого возраста.

Руссо не отделял четко развития от воспитания, тем самым он как бы биологизировал самый процесс воспитания. Но существенным является то, что он требовал учитывать возрастные особенности детей. Он справедливо также писал, что каждый ребенок приносит с собой в жизнь особый темперамент, который определяет его способности и характер и который следует изменять или развивать и совершенствовать. Он решительно возражал против трафарета, единообразного подхода в воспитании. Задача воспитателя заключается в том, чтобы хорошо знать возрастные особенности ребенка, глубоко изучать его индивидуальные склонности и способности.

В раннем детстве (до двух лет) основой всего является физическое воспитание. Если это возможно, ребенка должна вскармливать сама мать. Обычно пеленают ребенка, укладывают его так, что голова его остается неподвижной, ноги выпрямленными, руки вытянутыми вдоль тела. «Счастье, если ему оставляют возможность дышать», — восклицает Руссо. Так сразу же отнимают у ребенка свободу, а этого нельзя делать, не следует мешать природе.

Руссо подробно останавливается на физическом воспитании Эмиля. Он указывает, как надо закалять ребенка и укреплять его физические силы.

С двух лет наступает новый период воспитания. Не надо в этом возрасте заставлять рассуждать ребенка, не надо читать ребенку всякие наставления, заставлять его заучивать рассказы и сказки. В этом возрасте, по мнению Руссо, необходимо главным образом всячески развивать внешние чувства ребенка. Руссо дает целый ряд указаний, как следует развивать эти чувства. По-прежнему необходимо усиленно заниматься укреплением здоровья ребенка, его физическим развитием. Учить его в прямом смысле этого слова пока не следует. Пусть ребенок все измеряет, взвешивает, считает и сравнивает сам, когда он почувствует в этом нужду. Хорошо бы ребенку до 12 лет вовсе не знать книги; но если он научился читать, пусть первой и единственной его книгой будет «Робинзон Крузо», герой которой на необитаемом острове делал все необходимое для своей простой жизни в природе.

По мнению Руссо, ребенок в этом возрасте не имеет еще нравственных понятий, но воспитывающая роль примера, несомненно, в это время велика. Никакие нравственные, никакие абстрактные понятия недоступны ребенку до 12 лет, но то, что связано с познанием самих вещей, может все же помочь и формированию отдельных отвлеченных понятий. И Руссо считал, что ребенок в этом возрасте вполне может усвоить одну важную идею — идею собственности. Эмиль хочет огородничать и сажает бобы, но на земле садовника Роберта, как раз на том месте, где, оказывается, Роберт уже посадил дыни. Из столкновения, происшедшего между Эмилем и Робертом, ребенок познает, как идея собственности естественно восходит к праву «первого завладения посредством труда». Таким образом, Руссо, противореча своим основным положениям о невозможности формирования у ребенка в этом возрасте отвлеченных понятий, считает, что идея собственности может стать вполне доступной пониманию ребенка.

Отвергая наказания, Руссо выдвигает метод «естественных последствий». Свобода ребенка может быть ограничена только вещами. Ребенок, сталкиваясь с природой, несомненно, поймет, что надо подчиняться ее законам. Те же соображения должны быть положены и в основу отношений к людям. Если ребенок ломает все, к чему ни прикоснется, — не сердитесь, стремитесь только устранить от него все то, что он может испортить. Вот он сломал стул, которым пользовался, не торопитесь давать ему новый. Пусть он почувствует все неудобства отсутствия стула. Если ребенок разбивает стекло в окне своей комнаты, не вставляйте нового, «лучше схватить ему насморк, чем вырасти безумным». Но если ребенок продолжает бить стекла, рекомендуется запирать его в темной комнате, это Руссо считал не наказанием, а «естественным последствием» проступка ребенка.

Гуманистические идеи свободного и естественного воспитания Ж.-Ж. Руссо.

Жан-Жак Руссо в 1762 году опубликовал роман – трактат «Эмиль, или О воспитании», где показал путь воспитания свободного человека нового общества.

Дети должны воспитываться естественно, сообразно с природой. «Природа желает, чтобы дети были детьми прежде чем они станут взрослыми», – писал Руссо и поэтому необходимо следовать природе ребенка, учитывая его возрастные особенности.

Источниками воспитания он считал природу, окружающих людей и вещи:

* воспитание природой осуществляется через развитие человеческих способностей, органов чувств;

Читайте также:
Осенний бал - название команды, тематика, осенние эмблемы

* воспитание людьми – это приучение человека использовать эти способности и органы;

* воспитание от вещей – это собственный опыт человека, приобретаемый им от вещей, с которыми он сталкивается и которые на него воздействуют.

Правильным воспитание будет тогда, когда все три фактора действуют согласованно, в одном направлении.

Рядом с естественным воспитанием Руссо ставит свободное воспитание. Считая, что свобода является естественным правом человека, он выступает против зубрежки, суровой дисциплины, телесных наказаний, которые подавляют личность ребенка. Руссо требовал уважать личность ребенка, его интересы и запросы.

Особую роль призван играть воспитатель, который наводит своего воспитанника на решение вопросов, руководит его интересами, оказывая главным образом косвенное воздействие при этом процессе. Он организует всю среду, все окружающие ребенка влияния так, чтобы они подсказывали определенные решения. Руссо не признавал принуждение как метод воспитания.

Автор делил жизнь своего воспитанника на четыре периода:

1. до 2-х лет – время, когда в центре внимания должно стоять физическое воспитание;

2. от 2 до 12 лет – период «сна разума», когда ребенок, по мнению Руссо, не может рассуждать и логически мыслить, у него следует развивать «внешние чувства»;

3. от 12 до 15 лет – период активного умственного воспитания, когда удовлетворяются интеллектуальные запросы ребенка;

4. от 15 до совершеннолетия – «период бурь и страстей», в котором осуществляется преимущественно нравственное воспитание.

Отвергая наказание, Руссо выдвигает метод «естественных последствий». Свобода ребенка может быть ограничена только вещами. Если он ломает все, к чему не прикоснется, то не следует его ругать, а необходимо устранить все, что он может испортить. Неудобства от отсутствия вещей заставит ребенка быть благоразумным.

Содержание образования определяется интересами ребенка. Среди предметов Руссо выделяет географию, астрономию, природоведение, которые изучаются методом самостоятельных исследований окружающих явлений. Его дидактика основана на развитии у ребенка самодеятельности, умения наблюдать, сообразительности. Необходимое условие -максимальная наглядность: природа, жизненные факты.

Физический труд является важнейшим условием формирования свободного человека. В первую очередь ребенок изучает столярное дело, а затем знакомится с другими ремеслами.

Нравственное воспитание Руссо считал завершающим элементом в формировании свободной личности. Здесь выдвигаются три задачи:

1. воспитание добрых чувств;

2. добрых суждений;

Женщина, по мнению Руссо, должна быть воспитана для дома. Ее удел -приспособление к мнению других, отсутствие самостоятельных суждений, собственной религии, подчинение чужой воли. Девушке противопоказаны серьезные умственные занятия. Но, в то же время, она должна уметь вести хозяйство, рукодельничать, быть гостеприимной, уметь поддержать беседу.

10. Идеи развивающего обучения И.Г. Песталоцци.Иоганн Генрих Песталоцци считал, что цель воспитания состоит в развитии природных сил и способностей человека. Это развитие должно быть разносторонним и гармоничным. Основной принцип воспитания – согласие с природой, но целенаправленное воспитание необходимо каждому человеку.

Все силы подрастающего человека должны развиваться естественным путем. Любовь к людям формируется на основе собственных поступков. Ум развивается в процессе работы собственной мысли. Физическое развитие ребенка, подготовка его к труду совершается на основе простейшего проявления физических сил.

Центром педагогической системы Песталоцци является теория элементарного образования. Она включает физическое, трудовое, нравственное и эстетическое воспитание, умственное образование.

Физическое и трудовое воспитание. Цель физического воспитания ребенка – развитие всех физических сил и возможностей на основе естественного стремления к движению. Упражнять и развивать физические силы детей следует путем выполнения простейших движений, которые ребенок совершает, когда он ходит, ест, пьет, поднимает что-либо.

Нравственное воспитание. Нравственность вырабатывается у ребенка путем постоянных упражнений в делах, приносящих пользу другим. Простейшим элементом этого процесса Песталоцци называл любовь к матери. Она постепенно распространяется на других членов семьи. Дальнейшее развитие нравственных сил ребенка происходит в школе. Здесь нравственное поведение детей формируется не путем нравоучений, а развитием у них моральных чувств и созданием нравственных наклонностей. Необходимыми являются упражнения в нравственных поступках, которые требуют от воспитанников самообладания, выдержки, воли. Нравственное образование Песталоцци тесно связывает с религиозным. Критикуя обрядовую религию, он говорит о религии естественной, которая понимается как развитие у людей высоких моральных начал.

Умственное образование. Оно, по мнению Песталоцци, должно быть воспитывающим. Обучение основывается на наблюдении и опыте и поднимается к выводам и обобщениям. В результате наблюдений ребенок получает зрительные, слуховые и др. ощущения, которые возбуждают в нем мысль и потребность говорить. Приобретенные с помощью органов чувств представления необходимо упорядочить и уточнить, довести до ясных понятий. Таким образом, обучение, во-первых, способствует накоплению учеником на основе чувственного опыта запаса знаний, во-вторых, развивает умственные способности детей. В содержание образования начальной школы должны входить чтение, письмо, арифметика, начала геометрии, измерение, рисование, пение, гимнастика, начала географии, истории, естествознания. Песталоцци, вслед за Коменским, утверждает принцип наглядности. Он строил процесс обучения как постепенный и последовательный переход от части к целому. Оно должно идти в строгой последовательности, так как ученику нельзя преподносить то, что он не может усвоить. Наряду с умением мыслить, необходимо развивать практические навыки использования полученных знаний.

Читайте также:
Игры для первоклассников - примеры и правила популярных игр

Большой заслугой Песталоцци является разработка разнообразных частных методик по обучению детей письму, счету, рисованию, различным измерениям и т.д.

11. Дидактика развивающего и воспитывающего обучения А. Дистервега. «Руководство к образованию немецких учителей» (общая характеристика книги).

Адольф Дистервег требовал, чтобы воспитание было природосообразным. Ребенок от рождения обладает определенными задатками, которым присуще стремление к развитию. Сущность воспитания состоит в возбуждении этих задатков в соответствии с естественным ходом развития ребенка.

Общую цель воспитания он определял как «самодеятельность на служении истине, красоте и добру».

Свои основные дидактические требования он изложил в виде 33-х законов и правил обучения. Обучение должно идти в соответствии с особенностями детского восприятия, основываться на началах наглядности. От примеров необходимо идти к правилам, от предметов и конкретных представлений – к понятиям.

В наглядности Дистервег видит основу элементарного обучения.

Большое значение придается сознательному усвоению материала, показателем которого является умение ясно и четко излагать сущность предмета. Непременным условием успешного овладения материалом является его доступность. Необходимым представляется учет уровня развития учащихся и их индивидуальных способностей.

Обучение должно носить воспитывающий характер. Оно не только развивает умственные силы ребенка, но и формирует волю, чувства и поведение. Средством такого обучения он считает дисциплину.

Эффективность того или иного метода обучения определяется тем, на сколько он содействует возбуждению умственных сил учащихся. Для начального обучения Дистервег рекомендует «элементарный» или развивающий метод; для университетов – «научный» или сообщающий метод.

Развитие детской самодеятельности в процессе обучения Дистервег мыслит лишь при руководящей роли учителя.

Конечный успех всего школьного дела определяется учителем, который должен обладать высоким интеллектуальным уровнем и в совершенстве владеть своим предметом. Педагог должен быть энтузиастом своего дела и увлекать учащихся своим преподаванием. Хороший учитель твердо и неуклонно проводит свои воспитательные принципы, никогда не отступая от своих требований. Только при этом условии он выработает в детях упорство в овладении знаниями и разовьет в них умение преодолевать возникающие трудности. Строгий и требовательный учитель обязан быть и справедливым. Он может завоевать авторитет у своих учеников только в том случае, если они будут твердо уверены в его справедливом отношении к ним. Важным воспитательным фактором Дистервег считает личный пример. Поведение педагога, как в школе, так и вне ее, должно быть образцом организованности, точности, добросовестного отношения к делу. Учитель не мыслится Дистервегом без твердых убеждений и гражданского мужества. Помимо овладения своим предметом, педагог должен знать историю, литературу, следить за вновь выходящими работами по педагогике, психологии и методике. Большую роль он придавал вооружению учителей практическими педагогическими умениями и навыками.

Дистервег – автор «Руководства для немецких учителей» хотел, чтобы деятельность учителя носила подлинно творческий характер и приводила к максимальному возбуждению умственных сил учащихся. Разработанная им дидактика развивающего обучения оказала большое влияние на дальнейшее развитие педагогической мысли.

Концепция воспитания свободного человека Жан-Жака Руссо

Жан-Жак Руссо (1712-1778) в 1762 году опубликовал роман-трактат «Эмиль, или О воспитании», который принес ему мировую известность. В романе автор показал путь воспитания свободного человека нового общества.

Дети должны воспитываться естественно, сообразно с природой. «Природа желает, чтобы дети были детьми прежде чем они станут взрослыми», – писал Руссо и поэтому необходимо следовать природе ребенка, учитывая его возрастные особенности. В соответствии с этим: каждому возрасту должны соответствовать особые формы воспитания и обучения; воспитание должно носить трудовой характер и способствовать максимальному развитию самостоятельности и инициативы учащегося: интеллектуальному воспитанию должно предшествовать упражнение физических сил и органов чувств воспитанников.

Источниками воспитания он считал природу, окружающих людей и вещи:

– воспитание природой осуществляется через развитие человеческих способностей, органов чувств;

– воспитание людьми – это приучение человека использовать эти способности и органы;

– воспитание от вещей – это собственный опыт человека, приобретаемый им от вещей, с которыми он сталкивается и которые на него воздействуют.

Правильным воспитание будет тогда, когда все три фактора действуют согласованно, в одном направлении.

Рядом с естественным воспитанием автор ставит свободное воспитание. Считая, что свобода является естественным правом человека, он выступает против зубрежки, суровой дисциплины, телесных наказаний, которые подавляют личность ребенка. Руссо требовал уважать личность ребенка, его интересы и запросы.

Особую роль призван играть воспитатель, который наводит своего воспитанника на решение вопросов, руководит его интересами, оказывая главным образом косвенное воздействие при этом процессе. Он организует всю среду, все окружающие ребенка влияния так, чтобы они подсказывали определенные решения. Руссо не признавал принуждение как метод воспитания.

Автор делил жизнь своего воспитанника на четыре периода:

1. До 2-х лет – время, когда в центре внимания должно стоять физическое воспитание. Воспитатели ребенка мать и отец. В первой главе романа «Эмиль, или О воспитании» говорится о том, что нельзя ребенка сковывать после рождения пеленками, его необходимо закаливать. Чтобы облегчить прорезание зубов нужно научить ребенка жевать, давая ему корочки хлеба и т.д. В этом возрасте необходимо приучать к темноте, одиночеству, незнакомым предметам, но у ребенка не должно быть никакого режима, только естественные потребности. Не нужно, по мнению Руссо, и форсирование, стимулирование речи. В период младенчества важно развивать познавательные процессы детей различать предметы, выбирать один из нескольких предметов. В этом возрасте необходимо учить детей объяснять, что им нужно. Нельзя потакать ребенку и выполнять его требования, иначе он станет маленьким тираном.

Читайте также:
Игры на сплочение детского коллектива с описанием

2. От 2 до 12 лет – период «сна разума», когда ребенок, по мнению Руссо, не может рассуждать и логически мыслить, у него следует развивать «внешние чувства». Ребенок начинает ходить, надо заниматься укреплением его здоровья, а не заставлять его заучивать рассказы и сказки, ребенок еще не способен рассуждать. Пусть он все измеряет, взвешивает, считает, сравнивает сам, когда почувствует в этом нужду. Единственным чтением может быть «Робинзон Крузо», где герой добывал все необходимое для своей простой жизни. Ребенок не имеет нравственных понятий, ему важен пример.

Ребенок может усвоить идею собственности. Эмиль хочет огородить себе участок на участке садовника. Из столкновения, происшедшего по этому поводу, ребенок познает, как «идея собственности естественно восходит к нраву первого завладения посредством труда».

В этом возрасте нужно упражнять чувства ребенка: зрение, при помощи рисования, измерения определенных объектов, развитие глазомера; слуха – пения и музыки; осязание – распознавать тела попадающие под руки.

Ребенку необходимо, чтобы он рос, познавая боль. Страдание – первая вещь, которой должен научиться ребенок. Эмиль на лугу бегает, прыгает, падает, но быстро встает и продолжает играть.

Нет нужды запрещать ребенку дурной поступок, нужно помешать его совершению. Не надо быть щедрыми на отказы, но и менять их нельзя.

Руссо говорит о том, в данный период, свойственно желание создавать, подражать, производить, проявлять могущество и деятельность.

3. От 12 до 15 лет – период активного умственного воспитания, когда удовлетворяются интеллектуальные запросы ребенка. К 12 годам ребенок крепок, самостоятелен, умеет быстро ориентироваться и схватывать важнейшее, познает окружающий мир посредством своих чувств. Он готов освоить умственное и трудовое воспитание. В этом возрасте подросток не обладает в достаточной мере нравственными понятиями и не может правильно понять взаимоотношения между людьми, а поэтому он должен изучать все, что связано с окружающим миром и природой. Содержание образования определяется интересами ребенка. Среди предметов Руссо выделяет географию, астрономию, природоведение, которые изучаются методом самостоятельных исследований окружающих явлений. Его дидактика основана на развитии у ребенка самодеятельности, умения наблюдать, сообразительности. Необходимое условие – максимальная наглядность: природа, жизненные факты.

Физический труд является важнейшим условием формирования свободного человека. Свободный человек, по Руссо, должен владеть разными видами ремесленного труда, несколькими профессиями, тогда он сможет заработать свой хлеб и сохранить свободу. Сначала Эмиль знакомится со столярным ремеслом, а затем знакомится с другими ремеслами, проникается уважением к человеку труда, начинает ценить труд и отдых. Он ест хлеб, который сам заработал. Труд – воспитательное средство, а вместе с тем и общественная обязанность свободного человека.

4. От 15 до совершеннолетия – «период бурь и страстей» в котором осуществляется преимущественно нравственное воспитание. На этом этапе развития ребенка нужно заниматься воспитанием человека, а не представителя сословия (судить о ближнем по самому себе). В это время отдается приоритет гуманитарному образованию в воспитании чувств и стремлений и продолжается активное физическое воспитание.

Отвергая наказание, Руссо выдвигает метод «естественных последствий». Свобода ребенка может быть ограничена только вещами. Если он ломает все, к чему не прикоснется, то не следует его ругать, а необходимо устранить все, что он может испортить. Неудобства от отсутствия вещей заставит ребенка быть благоразумным.

Нравственное воспитание Руссо считал завершающим элементом в формировании свободной личности. Здесь выдвигаются три задачи:

1. Воспитание добрых чувств;

2. Воспитание добрых суждений;

3. Воспитание доброй воли.

Интересными представляются взгляды Руссо на воспитание женщины. Она должна быть воспитана для дома. Ее удел – приспособление к мнению других, отсутствие самостоятельных суждений, собственной религии, подчинение чужой воли. Девушке противопоказаны серьезные умственные занятия. Но, в то же время, она должна уметь вести хозяйство, рукодельничать, быть гостеприимной, уметь поддержать беседу.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Охарактеризуйте возрастную периодизацию Я.А. Коменского.

2. Охарактеризуйте дидактические принципы «Великой дидактики».

3. Дайте оценку системе физического воспитания джентльмена Дж. Локка.

4. Как отразились в теории воспитания джентльмена реалии Нового времени?

5. Отразите суть теории свободного воспитания личности.

6. Охарактеризуйте основные этапы развития личности у Ж.Ж. Руссо.

Рекомендуемая литература

1. Альт П. Прогрессивный характер педагогики Коменского. – М., 1959.

2. Баранов, С.П. Педагогика/ С.П. Баранов. – М.: .: ВЛАДОС, 2001. –260 с.

Читайте также:
Психологический настрой в начальной школе - как поддержать

3. Барт П.В. Элементы воспитания и обучения/ П.В Барт. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 256 с.

4. Блонский П. П. «Избранные педагогические и психологические сочинения». Под редакцией А. В. Петровского М., Педагогика 1979

5. Вопросы воспитания и обучения: курс лекций по педагогике.// Под ред. Н.Н. Петухова. – М.: Учпедгиз, 1960. – 167 с.

6. Гессен, С. И. Основы педагогики./ С. И. Гессен, М.: ВЛАДОС, 2001. – 345 с.

7. Джибладзе Г.Н. Философия Коменского. – М., 1982.

8. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность./ А.Н. Джуринский – М.: Академия, 1992. – 78 с.

9. Джуринский, А. Н. История зарубежной педагогики./ А. Н. Джуринский – М.: Академия, 1998. – 174 с.

10. Зайченко Г. А. «Локк. Очерк творчества». – М. , 1973

11. Коменский Я.А. Избранные педагогические произведения. В 2-х т. Т.2. – М.: 1982.

12. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т.1. – М.:1982.

13. Константинов Н.А. и др. История педагогики: Учебник для студентов пед. Ин-тов. – М.: Просвещение, 1982.

14. Кратохвил М.В. Жизнь Яна Амоса Коменского. – М.: 1991.

15. Локк Дж. «Мысли о воспитании» / Хрестоматия по истории зарубежной педагогики М. , 1981, с. 163-195

16. Лордкипинадзе Д.О. Ян Амос Коменский. – М.: 1990.

17. Модзалевский, Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времен./ Л.Н. Модзалевский, М.: АРКТИ, 2002. – 312 с.

18. Нарский И. С. «Философия Д. Локка» – М. , 1960.

19. Пискунов А. И. «История педагогики»/ часть 2 – М.,1997 с. 33-39

20. Руссо Ж. Ж. «Эмиль или о воспитании»/Хрестоматия по истории зарубежной педагогики – М. ,1981 с. 203-238

21. Руссо М.: Изд. дом Амонашвили, 2002. – Т. 1., 540 с.

22. Руссо, Ж.-Ж. Исповедь – прогулки одинокого человека. / Ж.-Ж. Руссо М.: Изд. дом Амонашвили, 2002. – 470 с.

23. Смоляницкий Я.А. Три века Яна Амоса Каменского. – М.: 1987.

24. Шабаева М. Ф. «Педагогическая теория Д. Локка» Век Просвещения. – М. – Париж, 1970.

Методы и приемы создания и поддержания психологического комфорта на уроке
статья на тему

Статья содержит практические упражнения, методики, игры для создания положительного эмоционального настроя на уроке, поддержания психологического комфорта и снятия напряжения уч-ся.

Скачать:

Вложение Размер
priemy_psikhologicheskogo_nastroya_na_urok.docx 322.82 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приемы создания и поддержания психологического комфорта на уроке

Психологический комфорт – это условия жизни, при которых ребёнок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Никакие успехи в учёбе не принесут пользы, если они основаны на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребёнка.

Принцип психологического комфорта:

– учеба должна давать детям радость; протекать на фоне положительных эмоций; исключать психотравмирующие ситуации.

Благоприятная обстановка, психологический комфорт на уроке поможет ученикам в развитии и становлении себя как успешной личности.

Созданию психологического комфорта способствуют игры и упражнения, включенные в урок. Эти упражнения являются соединением обучения и психологического тренинга: сохраняют психическое здоровье учащихся, помогают развивать способности личности, эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, вырабатывать жизненно важные навыки и создавать благоприятный психологический климат на уроке.

Мне хочется привести примеры положительных эмоциональных настроев на уроках (на этапе оргмомента):

1.Вот учитель входит в класс.

Что мы делаем сейчас?

Вот учебник, вот тетрадь,

Их не надо открывать.

Знает каждый ученик,

Будет нужен и дневник.

Не забудьте про пенал,

Чтоб на парте он лежал.

2.Встали тихо, замолчали,

Всё, что нужно, вы достали.

Приготовились к уроку,

В нём иначе нету проку.

Больше не вертитесь.

Мы урок начнем сейчас,

Интересен он для вас.

Слушай всё внимательно,

Поймешь всё обязательно.

3.Звонкий прозвенел звонок.

Встаньте прямо, не шумите,

Всё ль на парте, посмотрите.

Все ль на месте, всё ль на парте:

Книжка, ручка и тетради.

Не забудьте дневника,

Он – документ ученика.

Сели. Мы приступим к новой теме.

4.Заходите, дети, в класс!

Мы урок начнем сейчас.

Встали прямо, подравнялись,

Посмотри на парту,

Всё ли там в порядке?

Ручку, книжку и дневник

Имеет каждый ученик.

Больше не крутитесь.

Начинаем наш урок,

Знайте, вам пойдет он впрок.

5.Прозвенел уже звонок,

Встаньте, дети, не ленитесь,

Все мне дружно улыбнитесь.

Здравствуйте, ребята, сели

И на парты посмотрели.

Будут нужными опять:

Книжка, ручка и тетрадь.

Не забудет про дневник

Ни один наш ученик.

Молодцы! Готов весь класс,

Мы урок начнём сейчас.

Это начинается новый наш урок.

Много интересного будем изучать,

Значит, будут нам нужны

Книжка и тетрадь.

Хорошо известно вам, что должен ученик

При себе всегда иметь ручку и дневник.

7.Заходите, дети, в класс,

Прозвенел звонок сейчас.

Все тихонько быстро встали,

Подравнялись и собрались.

Скажем: «Здравствуйте» друг другу

И посмотрим на столы

Всё, что нужно принесли?

А теперь тихонько сели,

На меня все посмотрели.

Чтобы создать благоприятный психологический настрой на урок – с утра пораньше для бодрости (чтобы проснуться) с первым звонком можно сделать утреннюю зарядку под музыку.

Точечный массаж лица. Методика «Волшебные точки» (Приложение)

– Кто до сих пор не проснулся – включаем в работу энергетические точки (биологически активные точки лица).

«Паутинка-разминка» или блиц-опрос, используя мяч:

«Винегрет» – вопросы из разных областей знаний, например:

– За сколькими зайцами нельзя угнаться? (За двумя.)

– Какая нога собаке ни к чему? (Пятая.)

– Золотое колесо в синем небе? (Солнце.)

– Сколько букв в русском алфавите? (33)

– Назовите три последние буквы алфавита. (Э, ю, я.)

– Какой сегодня день? (Вторник, 19 января.)

– Записываем в тетради: 19 января. Классная работа….

Другие методы: эффект удивления, неожиданности, противоречивости информации.

  • Земля плоская, как блин. И не смейтесь. Я знаю это точно…. И т.д.

Создание ситуации успеха

Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребёнка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать своё продвижение вперед.

Ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики.

Для успеха общения педагогу необходимо умение управлять вниманием учащихся. Приём новизны, когда учитель в самом начале урока или беседы заинтриговывает учеников сообщением какой-то новой информации, причем не абсолютно новой, а такой, когда в известном явлении открывается что-то новое. Хорошо в разговоре опираться на интересы детей, для каждого класса могут быть свои характерные приёмы. Если учащиеся находятся в состоянии повышенной возбудимости и очень бурно реагируют на слова, то более эффективной формой является подача материала от менее интересного к более интересному.

Одним из лучших способов организации активного общения на уроке считается игра. В игре воспроизводится деятельность и отношения, которые складываются в некоторых реальных жизненных ситуациях. Известный психолог Л.С. Выготский объяснял игру как “царство произвольности, свободы и воображения”, где за счет оперирования чистыми значениями и смыслами создаются “мнимые ситуации” и происходит “иллюзорная реализация нереализуемых желаний”. Игра выступает как метод, с помощью которого педагог ускоряет, уплотняет и оживляет процесс практического усвоения знаний и навыков учащихся.

Суть игры как вида общения состоит в том, что новые знания получаются в результате постоянного диалога, столкновения разных мнений и позиций, взаимной критики предположений, их обоснования и закрепления.

Использование игровых форм обучения делает учебно-воспитательный процесс более содержательным и более качественным, так как:

  • игра втягивает в активную познавательную деятельность каждого учащегося в отдельности и всех вместе и, тем самым, является эффективным средством управления учебным процессом;
  • обучение в игре осуществляется посредством собственной деятельности учащихся, носящий характер особого вида практики, в процессе которой усваивается до 90% информации;
  • игра — свободная деятельность, дающая возможность выбора, самовыражения, самоопределения и саморазвития для ее участников;
  • игра имеет определенный результат и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели;
  • в игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет плохих и хороших учеников: есть только играющие); результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера;
  • обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностное значение;
  • состязательность — неотъемлемая часть игры — притягательна для учащихся; удовольствие, полученное от игры создает комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предмет;
  • в игре всегда есть некое таинство — неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа;
  • игра занимает особое место в системе активного обучения: она синтетична, так как является одновременно и методом и формой организации обучения, синтезируя в себе практически все методы активного обучения.

В целях положительного эмоционального настроя, снятия напряжения, стимулирования интереса к учебному предмету, изучаемому материалу можно использовать разнообразные фильмы, слайды, книги – всё то, что оживляет общение на уроке, вызывает удивление, притягивает внимание.

Использование физминуток позволяет расходовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью. После физминутки ребята становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.

Для эмоциональной разрядки, для снятия напряжения можно использовать занимательный математический диктант вида «ДА (НЕТ)».

Если верно, ставим + , если неверно –.

1.Если в числе 10 переставить цифры местами, то получится 01. Верно? (01 – номер пожарной службы.)

2.Оказывается, пожарных учат надевать штаны за 3 сек. Успеет ли хорошо натренированный пожарный за 9 сек. надеть 9 штанов?

3.У 4-х палок 8 концов. А у 5 с половиной палок 12 концов. Верно?

4.1 кг железа тяжелее 1 кг ваты. Верно?

5.Шел муж с женой

Да брат с сестрой

Да шурин с зятем.

А всего их трое. Верно?

6.Маленький мальчик Миша нашел во дворе 12 котят. Скольких друзей может осчастливить Миша, даря каждому другу по 3 котенка. Ответ: 4. Верно?

– Кто не сделал ни одной ошибки, погладьте себя по голове.

Другие приемы: «Перфокарты», «Компас» и т.д.

Музыкальное оформление, двигательная активность, работа над песенным материалом, ролевая игра, приёмы драматизации, использование аудио- и видеоматериалов, соревнование, различные виды взаимодействия учащихся способствуют созданию благоприятной, комфортной обстановке на уроке, возникновению положительных эмоций, психологической разгрузке, развивает индивидуальное творчество, вселяет уверенность в себе, стимулирует воображение.

Для снятия напряжения при письме можно покатать на ладони грецкий орех или любой предмет с гранями (ручку, карандаш). Прилив крови к рукам благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Давайте развивать наши таланты (и таланты детей) с помощью пальчиковой гимнастики .

Релаксация (под музыку звуков природы).

Релаксационные моменты в течение урока благотворно влияют на здоровьесбережение учащихся и учителей.

  • Закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный осенний лес. Полюбуемся красками золотой осени, поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты. Остановимся. А так ли тихо в осеннем лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в осеннем лесу? Вдохните глубоко этот горьковатый аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой.
  • Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам крепкого здоровья, хорошего настроения, успехов, доброго отношения к себе и друг другу. Я посчитаю до 5 . На счёт «5» – вы откроете глаза. Окружающий вас мир – большое волшебное зеркало. И мы сумеем с вами увидеть и почувствовать всю красоту окружающей природы.

Особо важное значение имеет конец урока. Очень важно, с каким настроением обучающиеся уйдут из класса. И здесь особую роль играет как оценка работы преподавателя и настроя на урок обучающихся, так и самооценка своей деятельности самих обучающихся.

Рефлексия – «обращение назад»; осмысление собственных действий (самонаблюдение, размышление).

(Яблоня, яблоки, листья, цветы.)

  • Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.

Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны – прикрепите к дереву плоды – яблоки.

Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы.

Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки.

А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – желтый, чахлый лист.

Рефлексия «Все в твоих руках».

  • На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.

– Большой – для меня было важным и интересным…

– Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.

– Средний – мне было трудно (мне не понравилось).

– Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.

– Мизинец – для меня было недостаточно…

В конце урока вопрос учащимся:

– За что бы вы себя могли похвалить?

Важнейшим видом профессионального общения учителя наряду с уроком является внеклассное мероприятие (вечер, экскурсия, культпоход, классный час, собрание). Эти виды общения не должны напоминать урок, иначе школьники будут избегать этих мероприятий, рассматривая их как принудительное продолжение уроков.

Словесные поощрения детей

Прекрасно!Молодец!Умница!Хорошо!Удивительно!Остроумно!Ярко!Очень эффектно!Отлично!Очень точно!Поздравляю!Я горжусь тобой!Ты помог другому!

Я горжусь тобой!Огромный успех!Ты – победитель!Поразительно!Ты хорошо постарался!Я восхищаюсь тобой!Ты делаешь большие успехи!Я уважаю тебя!Ты очень ответственный человек!Я верю в тебя!Я знала, что ты сможешь это делать!Великолепно!

Несравненно!Как умно!Ты – хороший друг!Сенсационно!Красота!Огромное достижение!

Ты быстро продвигаешься вперёд!Ты добился большого успеха!Тут мне без тебя не обойтись!С каждым днём у тебя получается всё лучше!Ты увлёк всех!Я знала, что ты сможешь это делать!Как умно!Какой ты внимательный!Ты – моя радость!Ещё лучше, чем прежде!Это как раз то, что нужно!Ты проявил талант!

«Дерево достижений» (или можно использовать как «Дерево настроения»)

  • Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас помочь нашему дереву покрыться листвой.

Красный лист – на уроке мне было всё понятно и у меня всё получилось, чему я очень рад(а)! (У меня прекрасное настроение!)

Желтый лист – я доволен(а) своей работой на уроке. (Настроение хорошее.)

Белый лист –на уроке мне было тяжело, я устал(а). (Настроение грустное, устал(а).)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: