Тени сизые смесились анализ стиха Тютчева – сюжет, настроение

Стихотворение «Тени сизые смесились» Ф. И. Тютчева: анализ и содержание

Ф. И. Тютчев – один из величайших наших философских лириков. Его поэзия, как дивная музыка, волнует и наполняет душу любовью к миру. Нашей темой станет произведение, которое вначале называлось «Сумерки». Теперь его название звучит так: «Тени сизые смесились…» Оно до слез взволновало Л. Толстого, и писатель назвал его «истинным произведением искусства».

Образ ночи в творчестве поэта

Лирические миниатюры Федора Ивановича проникают в потаенные уголки сердца и души. Его поэтические произведения направляют ум на глубокое восприятие всего, что происходит, и позволяют осмыслить свое внутреннее состояние. По Тютчеву, мир – это древний девственный хаос, не поддающаяся контролю стихия.

Тютчева также привлекают состояния, которые находятся на грани перехода от дня к ночной мгле. Один из примеров – стихотворение «Тени сизые смесились…». В нем воспет сумрак. Пришел вечер, освободивший от дневных мелочных забот, и в покое полумрака наступает момент, когда человек сливается душой с природой и приобщается к вечности. Вот он, этот момент: «тени сизые смесились…» и «все во мне, и я во всем».

История создания стихотворения

Произведение написано в 1835 году. В это время Ф. И. Тютчев переживал любовную драму. Он уже девять лет был счастливо женат на бесконечно очаровательной Элеоноре Петерсон, имел от нее трех дочерей. Жена обожала Федора Ивановича.

Но в 1833 году на балу Федор Иванович встретил красавицу, которая покорила его блеском ума. Сначала он испытал тягу к ней как духовно близкому человеку. Но их отношения углубились. Милая и простодушная жена, узнав о связи мужа, пыталась, как могла, сохранить семью.

Былеще один страшный момент в 1835 году. Сам поэт находился в Петербурге, а семья отправилась морем к его новому месту службы. Пароход потерпел крушение. Элеонора вела себя чрезвычайно мужественно, и все были спасены. Но эта драма сказалась на хрупком здоровье Элеоноры. Она слегла и не вставала с постели. В обстановке мучительной раздвоенности, жалости и сочувствия к жене и неумолимой тяге к другой женщине у поэта родились строки «тени сизые смесились…».

Можно предположить, что, когда детей уводили спать, а в доме стихали их веселые голоса и жена оставляла его в одиночестве, то, не зажигая свечей, Федор Иванович сидел в сгущающемся сумраке и тягостно размышлял. Его терзала невыразимая тоска, и он просил, чтобы полумрак влился вглубь его души и дал, наконец, ей покоя.

Тема, идея

Вечерняя жизнь, которая объединяет Человека и Мироздание, стала основной темой произведения «Тени сизые смесились…». Лирический герой погружен в невыносимые раздумья, выливающиеся в мучительную тоску. Депрессию лирического героя немного снимает наблюдение за спокойствием, которое его окружает: звуки уснули, дневные цвета не режут глаз, слышен полет мотылька. Он ищет выход из одиночества, пытаясь объединиться с окружающим миром, и завершает свои наблюдения утверждением, что все растворилось в нем: будто достигнута долгожданная гармония. Сумрак, «сонный» и «тихий», загадочным образом наделяется целительной силой. Он может утишить страдания и переполнить чувства мглой, забвением себя.

Образы

В произведении «Тени сизые смесились…», анализ которого мы уже начали, противопоставляются образы материального и духовного миров.

Духовное проявляет себя иначе. Бессмертная душа открывается через чувства, которые лирический герой просит наполнить самозабвеньем в дремлющем мире, дарующем упоительный покой.

Два этих противоположных начала объединяет образ сумрака. Инверсиями эпитетов поэт показывает значимость для него сумрака. Он, тихий, сонный, а также благовонный, как сладостный ладан, дарящий удовольствие, несет неподвижность.

Лирический герой

Сложен его внутренний мир, который не стоит полностью соотносить с личностью поэта.

Ритм и размер

Произведение «Тени сизые смесились…» Тютчев написал хореем с перекрестной рифмой. Оно состоит из шестнадцати строф, разделенных по смыслу на две части.

Композиция

Если в стихотворении «Тени сизые смесились» анализу подвергнуть композицию по строфам, то можно сделать вывод, что она делится пополам – первые восемь строф посвящены картине ночной жизни.

Читайте также:
Сочинение Слово о полку Игореве русская земля - примеры

Во втором восьмистишии он обращается со страстной мольбой к сумраку: дать ему «самозабвенье» и уничтожение, что передает сильнейшее стремление лирического героя обрести гармонию, слиться с природой, уйти от себя. На эту пламенную жажду указывает знак восклицания и тщательно подобранные глаголы.

Поэтические средства

В заключении анализа стихотворения «Тени сизые смесились…» мы рассмотрим эпитеты. В первой части они создают образ реальных сумерек на исходе дня: сизые тени, зыбкий сумрак, дальний гул, незримый полет мотылька, невыразимая тоска. Их инверсия усиливает впечатление, что приближается ночь. Кроме того, олицетворение «звук уснул» и словосочетание «поблекнул цвет» показывают наступление ночной тишины. Аллитерации со свистящим, многократно повторяющимся «с» создают чувство, что с читателем шепотом делятся тайной.

Вторая часть, обращение к сумраку, наполнена глаголами в повелительном наклонении, которые демонстрируют то, к чему стремится душа, – к покою и самозабвению.

В заключение следует сказать, что стихотворение Тютчева «Тени сизые смесились…» – один из образцов философско-романтической лирики поэта. В нем душевное настроение лирического героя угадывается по сопоставлению с явлениями природы. Это придает стихотворению символический смысл.

Анализ стихотворения «Тени сизые смесились» Тютчева

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 15.

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 15.

Лирические произведения Федора Ивановича Тютчева полны глубины и душевности, для них характерна насыщенная эмоциональная окраска и образность. Не стало исключением и стихотворение «Тени сизые смесились», в котором отразились сильные душевные переживания поэта. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Тени сизые смесились» по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку литературы.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Тени сизые смесились.

История создания – Стихотворение написано в 1836 году, в тяжелый период жизни Тютчева, когда его любимая жена находилась при смерти.

Тема стихотворения – Ночная жизнь природы, описанная сквозь призму переживаний человеческой души.

Композиция – Композиция кольцевая, состоит из двух частей: в первой части автор описывает наступление ночи и свои душевные переживания, во второй – наслаждается умиротворяющей ночной тишиной.

Жанр – Лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – Четырёхстопный хорей с использованием перекрестной рифмовки.

Метафоры – «мгла самозабвенья».

Эпитеты – «полёт незримый», «тоски невыразимой», «сумрак сонный».

Олицетворения – «звук уснул».

История создания

Стихотворение было написано в 1836 году и первоначально называлось «Сумерки». Это произведение стало отражением душевных мук, выпавших на долю Федора Ивановича и всего его семейства.

Дело в том, что в 1835 году Тютчевы отправились в Турин, где по дороге их ожидало серьёзное испытание – кораблекрушение. Лишь чудом все члены семейства остались живы, однако это происшествие существенно подорвало и без того хрупкое здоровье супруги Федора Ивановича, Элеоноры. Женщина месяцами не вставала с постели, отказывалась разговаривать даже с самыми близкими людьми.

Днём жизнь поэта и дипломата была наполнена повседневной суетой, но с наступлением ночи его начинали одолевать гнетущие мысли: Тютчев самозабвенно бичевал себя за то, что настоял на злополучной поездке и тем самым разрушил собственное счастье. В одну из таких ночей и было написано лирическое стихотворение, которое поначалу автор назвал «Сумерки».

Впервые произведение было напечатано в 1879 году в литературном журнале «Русский архив».

Центральная тема – ночная жизнь, объединяющая человека и мироздание. Лирический герой страдает от мучительных раздумий, душевных терзаний, которые может смягчить только гармония с природой. Тоска героя несколько ослабевает при созерцании ночной природы. Яркие цвета уже не режут глаз, утихают звуки, мир погружается в сон.

В попытке спастись от одиночества лирический герой стремится объединиться с окружающей его действительностью, раствориться в ней и, таким образом, избавиться от своих душевных мук.

Автор наделяет сумрак целительной силой, которая может растворить в себе все его страдания. Ночное забвение становится единственным выходом для героя, его утешением и отрадой.

Композиция

Сюжет стихотворения композиционно делится на две части, по одной строфе в каждой. В первой части автор рисует картину наступления ночи, созвучной его переживаниям, не дающим спокойно уснуть.

Читайте также:
Еремеевна - характеристика и образ героини из комедии Недоросль

Во второй строфе лирический герой, страдающий от тоски, буквально упивается ночной тишиной, которая способна излечить его израненную душу.

Композиционно структура стиха представляет кольцо, поскольку слово из первой части « смесились » дублируется во второй строфе в видоизмененное слово « смешай ». Это указывает на вступление ночи в свои права.

Стихотворный размер – четырёхстопный хорей с использованием перекрестной рифмовки.

Произведение написано в жанре лирического стихотворения, поскольку произведение наполнено мыслями и переживаниями лирического героя.

Средства выразительности

Для придания особой выразительности произведению автор использует различные художественные средства: эпитеты (« полёт незримый », «тоски невыразимой », « сумрак сонный »), метафоры (« мгла самозабвенья »), олицетворения (« звук уснул »).

«Тени сизые смесились» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – тема, идея, жанр, история создания

Лирические произведения Федора Ивановича Тютчева полны глубины и душевности, для них характерна насыщенная эмоциональная окраска и образность. Не стало исключением и стихотворение «Тени сизые смесились», в котором отразились сильные душевные переживания поэта. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Тени сизые смесились» по плану, который будет полезен ученикам 11 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Тени сизые смесились.

История создания – Стих написан в 1836 году, в тяжелый период жизни Тютчева, когда его любимая жена находилась при смерти.

Тема стихотворения – Ночная жизнь природы, описанная сквозь призму переживаний человеческой души.

Композиция – Композиция кольцевая, состоит из двух частей: в первой части автор описывает наступление ночи и свои душевные переживания, во второй – наслаждается умиротворяющей ночной тишиной.

Жанр – Философская и пейзажная лирика.

Стихотворный размер – Четырехстопный хорей, с использованием перекрестной рифмовкой.

Метафоры – «мгла самозабвенья».

Эпитеты – «незримый», «невыразимой», «сонный».

Олицетворения – «звук уснул».

История создания

Стихотворение было написано в 1836 году, и первоначально называлось «Сумерки». Это произведение стало отражением душевных мук, выпавших на долю Федора Ивановича и всего его семейства.

Дело в том, что в 1835 году Тютчевы отправились в Турин, где по дороге попали их ожидало серьезное испытание – кораблекрушение. Лишь чудом все члены семейства остались живы, однако это происшествие существенно подорвало и без того хрупкое здоровье супруги Федора Ивановича, Элеоноры. Женщина месяцами не вставала с постели, отказывалась разговаривать даже с самыми близкими людьми.

Днем жизнь поэта и дипломата была наполнена повседневной суетой, но с наступлением ночи его начинали одолевать гнетущие мысли: Тютчев самозабвенно бичевал себя за то, что настоял на злополучной поездке, и тем самым разрушил собственное счастье. В одну из таких ночей и был написан лирический стих, который поначалу автор назвал «Сумерки».

Впервые произведение было напечатано в 1879 году в литературном журнале «Русский архив».

Центральная тема – ночная жизнь, объединяющая человека и мироздание. Лирический герой страдает от мучительных раздумий, душевных терзаний, которые выливаются в тяжелую депрессию.

Однако тоска героя несколько ослабевает при созерцании ночной природы. Яркие цвета уже не режут глаз, утихают звуки, мир погружается в сон.

В попытке спастись от одиночества лирический герой стремится объединиться с окружающей его действительностью, раствориться в ней и, таким образом, избавиться от своих душевных мук.

Автор наделяет сумрак целительной силой, которая может растворить в себе все его страдания. Ночное забвение становится единственным выходом для героя, его утешением и отрадой.

Композиция

Сюжет стихотворения композиционно делится на две части, по одной строфе в каждой. В первой части автор рисует картину наступления ночи, созвучной его переживаниям, не дающим спокойно уснуть.

Во второй строфе лирический герой, страдающий от тоски, буквально упивается ночной тишиной, которая способна излечить его израненную душу.

Читайте также:
Кутейкин - характеристика героя Недоросль, описание и образ персонажа

Композиционно структура стихотворения представляет кольцо, поскольку слово из первой части «смесились» дублируется во второй строфе в видоизмененное слово «смешались». Это указывает на вступление ночи в свои права.

Произведение написано в жанре пейзажной и философской лирики, поскольку наряду с описание ночной природы автор предается философским рассуждениям.

Стихотворный размер – четырехстопный хорей, с использованием перекрестной рифмовкой.

Средства выразительности

Для придания особой выразительности произведению автор использует различные художественные средства: эпитеты («незримый», «невыразимой», «сонный»), метафоры («мгла самозабвенья»), олицетворения («звук уснул»).

Анализ стихотворения «Тени сизые смесились» Тютчева

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Тени сизые смесились.
История создания – Стихотворение написано в 1836 году, в тяжелый период жизни Тютчева, когда его любимая жена находилась при смерти.

Тема стихотворения – Ночная жизнь природы, описанная сквозь призму переживаний человеческой души.

Композиция – Композиция кольцевая, состоит из двух частей: в первой части автор описывает наступление ночи и свои душевные переживания, во второй – наслаждается умиротворяющей ночной тишиной.

Жанр – Лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – Четырёхстопный хорей с использованием перекрестной рифмовки.

Метафоры – «мгла самозабвенья».

Эпитеты – «полёт незримый», «тоски невыразимой», «сумрак сонный».

Олицетворения – «звук уснул».

Анализ стихотворения Тютчева «Тени сизые смесились…»

Центральной темой стихотворения Ф. Тютчева «Тени си­зые смесились» является тема единения человека и его боже­ственного разума с миром природы. Поэт описывает ночные раздумья лирического героя, его невыразимую тоску. Единст­венным выходом из мучительного одиночества для души че­ловеческой становится попытка слиться с окружающим ми­ром. Внешне спокойная ночная атмосфера и глубочайшая внутренняя тоска лирического героя словно стремятся друг к другу для того, чтобы обрести долгожданную гармонию. Су­мрак должен залить душевный пожар человеческих чувств. Образ долгожданного спасительного сумрака, прохладой за­ливающего душу, вынесен в начало второй строфы, выделен повтором с инверсией («сумрак тихий, сумрак сонный»), что способствует усилению художественной выразительности об­раза. Эту же функцию выполняют далеко в постпозиции от­стоящие от определяемого слова эпитеты «тихий, темный, благовонный», органично дополняющие друг друга. Обилие художественных определений делает образ сумрака загадоч­ным и уникальным, наделяет его целительской силой.

Сила романтических чувств лирического героя подчерки­вается многочисленными восклицаниями: «Чувства — мглой самозабвенья Переполни через край. Дай вкусить уничтоже­нья, С миром дремлющим смешай!» Глаголы повелительного наклонения («лейся», «все залей и утиши», «переполни», «дай», «смешай») еще более рельефно оттеняет выразитель­ность восклицательных конструкций.

Неповторимая мелодичность стиха достигается за счет ис­пользования различных типов созвучий: ассонанса («звук ус­нул»), звуковых удвоений («сумрак сонный»).

На этой странице искали :
  • тени сизые смесились анализ
  • анализ стихотворения тютчева тени сизые смесились
  • анализ стихотворения тени сизые смесились
  • тени сизые смесились тютчев анализ
  • тютчев тени сизые смесились анализ

История создания

Стихотворение было написано в 1836 году и первоначально называлось «Сумерки». Это произведение стало отражением душевных мук, выпавших на долю Федора Ивановича и всего его семейства.

Дело в том, что в 1835 году Тютчевы отправились в Турин, где по дороге их ожидало серьёзное испытание – кораблекрушение. Лишь чудом все члены семейства остались живы, однако это происшествие существенно подорвало и без того хрупкое здоровье супруги Федора Ивановича, Элеоноры. Женщина месяцами не вставала с постели, отказывалась разговаривать даже с самыми близкими людьми.

Днём жизнь поэта и дипломата была наполнена повседневной суетой, но с наступлением ночи его начинали одолевать гнетущие мысли: Тютчев самозабвенно бичевал себя за то, что настоял на злополучной поездке и тем самым разрушил собственное счастье. В одну из таких ночей и было написано лирическое стихотворение, которое поначалу автор назвал «Сумерки».

Впервые произведение было напечатано в 1879 году в литературном журнале «Русский архив».

Особенности лирики Тютчева


Ф. И. Тютчев, родившийся в 1803 году и заставший расцвет романтизма, сам стал одним из ярчайших его представителей. Примечательно то, что поэт никогда не видел себя в качестве профессионального деятеля искусства, куда больше его занимала карьера дипломата. Именно по этой причине творчество лирика не было подвержено модным веяниям, он не следовал каким-либо канонам. Его стихотворения способны передать истинное внутреннее состояние, размышления в них глубоки, а чувства искренни.
Пейзажную лирику Тютчева можно считать самой выдающейся частью его творческого наследия. В своих стихотворениях поэт размышляет над смыслом человеческого существования как части природы. Произведениям свойственна краткость и поразительная емкость. Поэту удается точно описать самые противоречивые и самые тонкие чувства, заставить читателя полностью окунуться в них, безошибочно понять тот посыл, который оставил автор.

Читайте также:
Сочинение Формирование характера Петра Гринева - пример

Федору Ивановичу за свою жизнь довелось узнать многих людей, жить в разных странах, что, несомненно, еще больше расширило кругозор поэта. Вернувшись на родину, он продолжил творить, но его лирика все чаще носила политический характер. В этом не было ничего удивительного, ведь Тютчева волновала судьба страны, ее имидж на международной арене, а также внутренние проблемы. Одновременно поэт занимался активной публицистической деятельностью.

Возможно, именно дипломатическая работа помогла Тютчеву развить удивительную лаконичность. Он не только мог одним четверостишием выразить ясную, глубокую и законченную мысль, но и использовал настолько емкие эпитеты и метафоры, что любое созданное автором стихотворение приобретало собственную эмоциональную окраску.

Центральная тема – ночная жизнь, объединяющая человека и мироздание. Лирический герой страдает от мучительных раздумий, душевных терзаний, которые может смягчить только гармония с природой. Тоска героя несколько ослабевает при созерцании ночной природы. Яркие цвета уже не режут глаз, утихают звуки, мир погружается в сон.

В попытке спастись от одиночества лирический герой стремится объединиться с окружающей его действительностью, раствориться в ней и, таким образом, избавиться от своих душевных мук.

Автор наделяет сумрак целительной силой, которая может растворить в себе все его страдания. Ночное забвение становится единственным выходом для героя, его утешением и отрадой.

Особенности философии Тютчева


В первой строфе стихотворения весь окружающий мир погружается в сумеречный мрак. Яркие краски дня блекнут и сменяются мистическим вечерним сумраком, звуки активной дневной жизни затихают, а на смену им приходят ночная тишина и спокойствие. Вместе с дневным светом уходит ясность и определенность, лирический герой погружается в почти незримый мир, чьи очертания уже лишены четкости. Время будто замирает, всюду воцаряется неопределенность и тишина, нарушаемая лишь звуком полета мотылька.
Один только эпитет «сизый» уже задает тон всему стихотворению. Сизый — это цвет, которому сложно дать четкое определение. В. Даль описывает его так: «черный с просинью и белесоватым, голубоватым отливом, серо-синий с голубой игрою». Благодаря одному этому слову читателю становится понятно на интуитивном уровне, что чувствует лирический герой, а также какая картина разворачивается перед его глазами. Смысловая нагрузка эпитета еще более усиливается аллитерацией: «сизые смесились».

Стоит обратить внимание на то, что слова «жизнь» и «сумрак» начинают строку, находятся в сильной позиции, при этом можно заметить некое противопоставление. Однако это лишь кажущаяся особенность, ведь жизнь не исчезла, она лишь затихла, замерла на какое-то время.

Когда опускается сумрак, вокруг сгущаются тени и звенит тишина, пробуждаются скрытые человеческие чувства, появляются новые силы. Когда лирический герой находится в иной реальности, порожденной ночью, он, наконец, может признаться себе в самых смелых, искренних и безрассудных желаниях своего сердца. Когда реальность, созданная днем, постепенно растворяется во мраке, он остается один на один с собой и со всем миром, становится его частью, но все же он остро ощущает тоску.


В конце строфы лирический герой чувствует, как в него вливается этот сумрак и тишина, он ощущает себя частью ночной природы, чувствует себя неотделимым от нее.

Тютчев считал, что именно индивидуализм не дает человеку слиться с природой воедино. Все люди слишком заняты своими мелкими переживаниями, их поглощает рутина, а цели зачастую настолько далеки от чего-то поистине великого, что в глобальном смысле люди мало чем отличаемся от маленьких песчинок. Человек не может ощутить себя частью природы в полной мере, ведь природа — это нечто великое и всеобъемлющее, слишком сложное для понимания. Здесь же мы видим противоречие. С одной стороны ночь — это «час тоски невыразимой», а с другой — лирический герой жаждет стать ее частью. Лишь так, несмотря на всю боль и печаль, он сможет проникнуть в глубинные тайны природы, познать суть явлений и понять, в чем все-таки смысл его существования.

Читайте также:
Левий Матвей - характеристика персонажа Мастер и Маргарита

Композиция

Сюжет стихотворения композиционно делится на две части, по одной строфе в каждой. В первой части автор рисует картину наступления ночи, созвучной его переживаниям, не дающим спокойно уснуть.

Во второй строфе лирический герой, страдающий от тоски, буквально упивается ночной тишиной, которая способна излечить его израненную душу.

Композиционно структура стиха представляет кольцо, поскольку слово из первой части «смесились» дублируется во второй строфе в видоизмененное слово «смешай». Это указывает на вступление ночи в свои права.

Стихотворный размер – четырёхстопный хорей с использованием перекрестной рифмовки.

Чем интересна вторая строфа произведения?

Во второй строфе читатель может наблюдать довольно противоречивые чувства лирического героя. Вначале он спокоен и умиротворен, в сумеречном мраке он видит спасение для своей измученной души, конец метаний, достижение гармонии. К концу строфы вся умиротворенность и спокойствие улетучиваются, им на смену приходит энергичность и напористость.
Он видит в ночи уничтожение обыденности и ясности, она для него — порождение Хаоса. Только в нем лирический герой может обрести мир и познать все тайны, которые не дают покоя человечеству. Лирический герой уже не просто самозабвенно восхищается красотой неопределенности, величием ночи, он не преклоняется перед ней в благоговейном страхе. Теперь он требует от нее поделиться с ним своими тайнами, «дать вкусить уничтоженья». В начале строфы герой ищет утешения во мраке ночи, но все же опасается того, что, стирая все четкие границы, а также открывая новые грани окружающего мира, ночь может раскрыть слишком сильные глубинные чувства. В конце он отбрасывает эти страхи и уже сам хочет сполна познать то, что может дать ему эта ночь.


Читатель видит одновременно созидание и разрушение, покой и страх. Ночь — разрушительница дневной суеты и определенности, она же — целебный эликсир для израненной души. Вся жизнь — это клубок противоречий, как и тютчевская ночь в стихотворении «Тени сизые смесились…». То, чего боится человек, может в итоге принести радость, а счастье со временем превращается в боль. Тихая мольба лирического героя сменяется страстным призывом.

Первая строфа стихотворения заканчивается словом «смесились», последняя – «смешай». Читатель видит замкнувшийся круг, но у круга нет начала или конца. Жизнь не заканчивается, начинается лишь новый ее цикл. Возможно, это еще одна причина, по которой лирический герой так страстно жаждет раствориться в ночном мраке. Человеческая жизнь коротка, тело недолговечно, а разум хрупок. Лишь став частью чего-то великого и вечного, можно достичь бессмертия и избавиться от того, что гнетет обычного человека.

Чтобы лучше понять Ф. И. Тютчева, его творчество стоит рассматривать как единое целое, каждое стихотворение само по себе не даст того глубокого понимания, которое возникает при более тщательном анализе наследия поэта. Изучая поэзию Тютчева, можно четко выделить основные образы и ту эмоциональную нагрузку, которую они несут, темы взаимодействия человека и природы, противостояния дня и ночи, космоса и хаоса.

Стихотворение «Тени сизые смесились…» согласно своей тематике, смысловому и эмоциональному наполнению перекликаются с другими произведениями лирика («День и ночь», «День вечереет, ночь близка…», «Святая ночь на небосклон взошла…»). В них Тютчев передает свое отношение к спокойной и тихой ночи, хранящей свои тайны, навевающей тоску и восторг, приносящей боль и спасение души.

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Зимнее утро Майкова
    Стихотворение поэт написал 1839 году, когда ему было 18 лет. Майков нередко использовал сельские мотивы и пейзажную лирику в своем творчестве. В ранний период он придерживался реалистического направления, что и объясняет его взгляды в поэзии
  • Анализ стихотворений Маяковского
    Лирике Маяковского, вообще, свойственны сильные ощущения, чувство любви, ненависти, яркие сравнения, много восклицаний.
  • Анализ стихотворения Рубцова Родная деревня 5 класс
    Стихотворение Николая Рубцова с первых же строк пересказывает биографию поэта. Никольское-это село, где вырос Рубцов. После того, как повзрослел, поэт осознал, что малая родина-замечательное место. Во многих своих работах, стоит сказать
  • Анализ стихотворения Сонеты солнца Бальмонта
    Стихотворение является частью одноименного сборника, который содержит существенное количество сонетов и, главное, сонетов весьма оригинальных. Как известно, есть такой критерий оценки искусства как наличие чего-либо качественно нового
  • Анализ стихотворения романса Прекрасный день, счастливый день Дельвиг
    Романс «Прекрасный день, счастливый день…» был написан Антоном Антоновичем Дельвиг в 1823 году, он был прекрасным русским поэтом и издателем. Главная мысль всего романса звучит в первых же строчках
Читайте также:
Пир во время чумы краткое содержание читать онлайн
Ночь – это любимая пора многих поэтов-романтиков. Сумерки в их творчестве предстают чем-то мистическим, таинственным и будоражащим воображение. Следует отметить, что именно Федора Ивановича Тютчева называли «самой ночной душой русской поэзии». Стихотворение «Тени сизые смесились…» дает читателю возможность заглянуть во внутренний мир автора, проникнуться его переживаниями и будто самим оказаться среди сумеречного мрака.

Лирический герой

Сложен его внутренний мир, который не стоит полностью соотносить с личностью поэта.

Он отражает не только личные черты автора, но его современников, людей его класса, которые способны понять своеобразное мироощущение поэта. Переходные состояния природы волнуют поэта: как зима становится весной, лето — осенью, вечер — ночью. Эта динамика, за которой наблюдает находящийся в тягостных переживаниях лирический герой, отражена в произведении «Тени сизые смесились…». Тютчев показывает это время как час невыразимой тоски и желание его героя понять природу, раствориться в ней. Но ему присуще трагическое одиночество. Он, тонко понимая мир природы и любви, хочет глубоко постичь свою судьбу в этом мире. Но от себя уйти ему не дано. В этом состоит глубокое противоречие между личным, индивидуальным, и реальностями жизни.

Образ ночи в творчестве поэта

Лирические миниатюры Федора Ивановича проникают в потаенные уголки сердца и души. Его поэтические произведения направляют ум на глубокое восприятие всего, что происходит, и позволяют осмыслить свое внутреннее состояние. По Тютчеву, мир — это древний девственный хаос, не поддающаяся контролю стихия.

Все, что мы видим вокруг, — лишь ее зыбкое порождение. Потому поэт часто обращает свой взор на тьму ночи. Только ночью «мыслящий тростник» остается наедине с собой и предстает пред вечным миром. В ночном мраке он ощущает себя особенно малым и беспомощным и остро переживает свое существование как трагедию.

Тютчева также привлекают состояния, которые находятся на грани перехода от дня к ночной мгле. Один из примеров — стихотворение «Тени сизые смесились…». В нем воспет сумрак. Пришел вечер, освободивший от дневных мелочных забот, и в покое полумрака наступает момент, когда человек сливается душой с природой и приобщается к вечности. Вот он, этот момент: «тени сизые смесились…» и «все во мне, и я во всем».

Краткий анализ стихотворения Тютчева «Тени сизые смесились»

«…Истинное произведение искусства. Я не могу читать без слёз», — говорил, как следует из рассказа очевидца, Лев Николаевич Толстой о стихотворении «Тени сизые смесились». Анализ этого произведения Тютчева поможет разобраться, какие художественные достоинства побудили классика русской литературы дать тексту столь высокую оценку и справедлива ли она.

  1. Даты написания и публикации
  2. Основная мысль и композиция стиха
  3. Средства выразительности языка

Даты написания и публикации

Судьба одного из величайших мастеров русского поэтического слова Фёдора Ивановича Тютчева (1803—1873) сложилась самым удивительным образом, необычным для большинства его коллег. В ней полно противоречий и парадоксов, главным из которых является, пожалуй, тот факт, что Тютчев долгое время не считал поэзию основным призванием, хотя и учился в Московском университете именно на факультете словесности.

Читайте также:
Цитаты о справедливости и афоризмы философов, писателей

Странно и то, что, поступив после учёбы на службу в Коллегию иностранных дел и отправившись на постоянное место жительства в Германию, молодой человек не оставил занятий литературным творчеством, продолжил писать на родном языке, раскрывая в стихах редкостный талант тонкого лирика, прекрасно чувствовавшего все оттенки разнообразных душевных переживаний, умевшего слушать природу и передавать красоту и гармонию её настроений .

Множество прекрасных стихов были написаны им в молодые годы, в период жизни в Европе, в сложных семейных отношениях с немецкими девушками Элеонорой и Эрнестиной, в стеснённых финансовых обстоятельствах. Долгое время эти произведения нигде не публиковались, русский читатель познакомился с одарённым поэтом в 1836 году, когда подборка его стихов была размещена в пушкинском журнале «Современник».

Стихотворение «Тени сизые смесились» к тому времени уже было написано, но не попало в число избранных для публикации ни в журналах, ни в прижизненных изданиях книг Тютчева. Под названием «Сумерки» оно было впервые включено лишь в посмертный сборник, увидевший свет в 1879 году, когда творческим наследием усопшего поэта занималась его вдова Эрнестина Тютчева (урождённая Пфеффель).

Основная мысль и композиция стиха

Стихотворение Тютчева «Тени сизые смесились» написано в жанре элегии, который можно охарактеризовать как поэтическую зарисовку трогательного печального настроения, вызванного размышлениями над сложными житейскими вопросами. Элегия отличается от философской лирики тем, что автор не раскрывает в ней причины своей тоски и не описывает ход грустных мыслей, а просто делится ощущением, близким к отчаянию. Не зная обстоятельств, читатель подсознательно сопереживает лирическому герою, проводя параллели с собственными переживаниями, вспоминая о своих мучительных проблемах — это придаёт стихам характер глубокого художественного обобщения.

Композиционно текст делится на две части:

  • Первая начинается с описания сгустившихся сумерек. Пейзажа нет как такового, и неизвестно, где встречает героя этот вечер. Только одна деталь — полёт мотылька — позволяет предположить летнюю пору в деревне. Окружающий мир словно исчезает, погружаясь в тень, отзываясь лишь «дальним гулом», и внутреннее бытие страдающего человека попадает в центр внимания. Ночная тишь царит вокруг, и тьма живёт внутри, поэтому они легко сливаются в единое целое: «Всё во мне, и я во всём!» — эмоционально восклицает автор.
  • Второе восьмистишие сделано в форме обращения к сумраку. Здесь много глаголов в повелительном наклонении (лейся, переполни, смешай). Лирический персонаж элегии надеется, что ночная мгла успокоит душу, позволит ей забыться сном и отдохнуть от неотвязных мыслей и глубоких переживаний. Интересно, что, используя глаголы, характерные для описания движения воды, Тютчев как бы сгущает темноту до состояния плотной жидкости, погружает читающего в её душистые волны.

Несмотря на преобладающую в произведении тёмную гамму цвета и настроения, стих не несёт в себе состояния безысходности, ведь ночь — это естественная часть жизни. За яркими короткими строчками несложно прочитать несгибаемый жизнелюбивый характер поэта, рассмотреть его решимость не отступать, пережить трудные времена, набраться сил для будущих перемен к лучшему.

Средства выразительности языка

Синтаксический анализ «Сумерек» Тютчева показывает, что одарённый поэт обладает богатым арсеналом художественных приёмов создания краткого, ритмичного, эмоционально насыщенного текста. Среди них можно выделить следующие:

  • четырёхстопный хорей, двусложный размер, ударение в котором падает на первый из слогов;
  • перекрёстные рифты (А-В-А-В) с чередованием женского и мужского окончания строки;
  • эпитеты, художественные определения, в которых преобладает таинственность, например «зыбкий», «незримый», «невыразимая»;
  • метафоры, иносказательные образные выражения — «мгла самозабвенья», «звук уснул»;
  • риторические восклицания и обращения к неодушевлённому сумраку, как к живому существу;
  • лексические повторы: в одной строке два слова «сумрак», после — три однородных определения в ряд («тихий, томный, благовонный»);
  • насыщенная пунктуация — многоточия, тире, соединения восклицательных знаков с многоточиями.

Такие приёмы позволили Тютчеву написать прекрасным русским литературным языком картину темноты, перекликающейся с грустной, уставшей, страждущей покоя душой человека.

Плавный ритм первых строчек учащается во второй половине произведения, повторы создают эффект искренней мольбы о том, чтобы грозная темень отступила, призывного заклинания о помощи, о спасении. Вечерний голубой сумрак на протяжении стиха незримо сгущается, звуковой образ гулкой тишины меняется на осязаемый облик заливающей мир тьмы безлунной ночи.

Поэзия Фёдора Тютчева оказала серьёзное влияние на творчество русских поэтов и писателей.

В частности, тема беззвёздной тоски, поднятая в анализируемом стихотворении, позже неоднократно повторялась в различных сюжетах, например у Александра Блока — «Всё это было, было, было…» или у Валерия Брюсова — «Свиваются бледные тени». «Тяжело в ночной тиши выносить тоску души», — писал продолжатель тютчевской лирической традиции единения человека с природой Афанасий Фет.

Читайте также:
Анна Снегина краткое содержание, образы героев, сюжет

Анализ стихотворения Тютчева Тени сизые смесились.

Данное стихотворение написано Тютчевым в связи с болезнью любимой супруги Элеоноры, которая весьма обострилась после путешествия в Турин, где вся семья в 1835году попала в кораблекрушение. Жена, которой никак не становилось лучше, пустой дом, в котором стали проходить одинокие вечера поэта, мысли связанные с собственным самобичеванием, по поводу идеи путешествия, все это отразилось в строках данного произведения. Сам стих был написан в 1836г., изначально назывался «Сумерки», переходное время в состоянии суток – так часто интересовавшая тема поэта, как и форма ( две строфы).

Первая строфа представляет собой описание приходящей ночи, видоизменение всего и вся уловимого ухом и взором человеческим. Отмечаем, что для того, чтобы показать уход дня поэт использует глаголы прошедшего времени. Удивительно состояние окружающего мира, описанного поэтом, он уже еле различает предметы, все мутнее выглядят их грани, но в тоже время сумрак этот зыбкий, словно боится быть спугнутым кем-то или чем-то. Из выразительных средств автор использует метафоры : цвет поблекнул, звук уснул, жизнь разрешилась в сумрак и гул; эпитеты- незримый полет, невыразимая тоска. Жизнь, наполненная до этого радостью совместных вечеров с возлюбленной, сейчас растворилась, превратилась лишь в отзвуки, воспоминания, отсюда и нахлынувшая тоска, которой охвачен лирический герой. Ему кажется, что он сам растворился во всей этой ночи, то есть для него жизнь в некотором роде тоже утратила прежний смысл, что подчеркивают идущие подряд предложения с риторическими восклицаниями и многоточиями.

Во второй строфе тоска, мучающая лирического героя, перерастает в процесс самоуничижения, он упивается тишиной, ведь именно она способна заглушить все его чувства и переживания. Выразительные средства это строфы это: эпитеты- тихий сумрак, сонный сумрак; метафорический эпитет –дремлющий мир; метафора –сумрак лейся в душу, залей чувства мглой самозабвения, смешай с миром. Лирический герой жаждет забыться, отстраниться от бренности этого мира, словно сам он медленно превращается в незримую пелену, тем самым сливаясь с этим безмолвным, сонным едва различимым мирозданием. Как яростно звучат желания лирического героя : переполни, смешай; выраженные через риторические восклицания, на фоне использования аллитераций со звуком «ш», «с», ассонансов с «о», рисующих картину спокойствия и дремоты.

Композиционно стихотворение оформлено в кольцо, потому как слово из первой строфы «смесились», видоизменено используется в последней строке «смешались», это так же говорит нам и о том, что сумерки уже отступили, дав полную власть ночи.

Анализ стихотворения Тени сизые смесились. Тютчева

Стихотворение Тютчева « тени сизые смесились », было написано в 1836 году в трудный период писателя жизни, и поэтому можно сразу заметить негативное отражение мыслей поэта, и выявить основную мысль произведения, которая заключается в тяжелых душевных переживаниях Фёдора Тютчева. Это объясняется наличием образа ночи и тишины, которая символизируется с покоем и душевным равновесием, в котором автор так нуждается. Можно заметить, как лирическому герою так хочется покоя, который обретает вокруг природа, может показаться, как герой просто умоляет засыпающий мир, утолить его страдания. И с уверенностью можно сказать, что основная тема стихотворения является жажда покоя и умиротворения в трудных жизненных переживаниях.

В первых строфах читателям открывается вечернее время дня, точнее сумерки, время дня когда смешиваются два главных периода всего времени ночь и день, это может нам показать о промежуточном состоянии души между двумя противоположными началами дня и ночи. Вторые строфы повествуют нам уже об окончании перехода между противоборствующими сторонами и становиться ясно, что одна из них просто мирно отступает, словно устала от постоянной борьбы и ночь заполняет все вокруг, просачиваясь в самые дальние уголки человеческой души. В последних строфах мы можем почувствовать, как в душе главного героя царствует ночь и тоска, и он жаждет покой, который обретает вокруг природа, он чувствует его хладное дуновение, но не может коснуться и остудить раскаленные камни в своей душе. С одной стороны может показаться, что душа, нашла гармонию с окружающим миром « Все во мне, и я во всем », все ушло куда то в дальний гул но в тоже время, у героя не получается отрешиться от самого земного, отрешиться от земных проблем, от той сомой ночи царствующей вокруг. И последствием этого становиться невыразимая мука, которая перестаёт в мольбы о помощи.

Читайте также:
Функциональные стили речи русского языка - классификация и особенности

Кратко, по плану

Картинка к стихотворению Тени сизые смесились.

Популярные темы анализов

Стихотворение (элегия) Константина Батюшкова «Привидение» (Посмотрите! В 20), являет собой вольный перевод элегии французского поета Эвариста де Парни. Оно было написано в феврале 1810 года.

Одним из поэтов изображающих реальную жизнь, в своих произведениях, без лишних красок, был Н.А.Некрасов. Большое количество его произведений показывают разницу крестьян и помещиков, открывая тем самым пороки на общее виденье.

Стихотворение «Снегирь» Державин написал после смерти великого русского полководца – Суворова. Это событие вызвало в нем сожаление об утрате такого человека, способного на подвиги во имя родной страны.

Творчество Хлебникова отличается необычностью, можно даже сказать – сверхнеобычностью. Это футуризм, если отбросить многочисленные манифесты этого направления. Творчество Хлебникова – искусство будущего, прошлого и отчасти

Змеи сбрасывают кожи, часть своего тела, чтобы обновляться. Люди же меняют не тела, а души – свои внутренние состояния год за годом. Ребёнок, подросток, юноша, взрослый, старик – один человек и в то же время разные люди.

Стихотворение и анализ «Тени сизые смесились…»

Тени сизые смесились,

Цвет поблекнул, звук уснул –

Жизнь, движенье разрешились

В сумрак зыбкий, в дальний гул…

Мотылька полет незримый

Слышен в воздухе ночном…

Час тоски невыразимой.

Всё во мне, и я во всем.

Сумрак тихий, сумрак сонный,

Лейся в глубь моей души,

Тихий, томный, благовонный,

Все залей и утиши.

Чувства – мглой самозабвенья

Переполни через край.

Дай вкусить уничтоженья,

С миром дремлющим смешай!

Краткое содержание

Е. Волков. Сумерки. 1896

Поэта интересует момент перехода дневного времени в ночное. В стихотворении автор воспевает ночной сумрак. Наступили вечерние часы, освободившие человека от суетности дня. Теперь в немом полумраке наступает особенное время: человек получает шанс соединиться душой с окружающим миром природы. Вселенная приглашает приобщиться к вечным ценностям. Из последних строк мы узнаём, что в душе главного героя всецело властвуют ночь и грусть: он желает успокоения, которое природа обретает ночью. Но ему не известно, как остудить раскалённые камни души своей. Последствия этого печальны: героя охватывает чудовищная мука, перерастающая в мольбу о помощи.

История создания

Произведение появилось в 1836 г. Тогда оно носило другое название – «Сумерки». В стихотворных строчках передано отражение душевных страданий, что выпали тогда на долю поэта и его семьи. Всё началось с того, что годом ранее семейство поэта отправилось на отдых в Турин. Но в пути случилось несчастье: путешественники едва не утонули в море. Буквально чудом им удалось выжить. Столь серьёзное испытание пагубно отразилось на состоянии здоровья жены поэта: бедняжка слегла, не желая общаться даже с мужем и детьми.

В дневное время суток жизнь Тютчева была содержательной: её наполняли творчество и быт. Но, едва на землю опускались сумерки, как поэта терзали мучительные переживания: он винил себя в том, что организовал ту злосчастную поездку в Италию, разрушившую семейное благополучие. В одну из таких бессонных, мучительных ночей появилось на свет это произведение. Первые читатели смогли познакомиться с ним в 1879 г., в журнале «Русский архив».

Читайте также:
Пир во время чумы краткое содержание читать онлайн
Жанр, направление, размер

Стихотворение представляет собой смесь жанров пейзажной и философской лирики, т.к. параллельно с описанием ночной природы, Тютчев предаётся философским раздумьям.

Произведение написано четырёхстопным хореем. Рифма перекрёстная.

Композиция

Сюжет произведения можно разделить на две части, по одной строфе в каждой:

Первая строфа – автор описывает картину прихода ночи, чей сумрак полностью созвучен его душевным переживаниям. Эти переживания не позволяют поэту спокойно заснуть.

Вторая строфа – мы наблюдаем, как лирический герой, изнывающий от тоскливых мыслей, буквально упивается тишиной ночи. Он уверен, что ночное безмолвие способно вылечить его раненную душу.

С композиционной точки зрения, структура стихотворения кольцевая: из первой части глагол «смесились» дублируется автором во второй строфе, в виде чуть видоизменённого глагола «смешались». Таким приёмом поэт указывает читателям на окончательное вступление ночи в царствование.

Образы и символы

В своём произведении Тютчев, чтобы донести до читателей основную мысль, противопоставляет образы духовного и материального миров, раскрывает образ лирического героя:

образ лирического героя – герой обладает сложным внутренним миром. Его не следует полностью соотносить с личностью автора: герой отражает в себе не только личные авторские черты, но и черты современников автора, людей его класса, способных понять своеобразное мироощущение поэта;

образ сумрака – лирический герой постоянно смотрит во тьму: лишь ночью «мыслящий тростник» может остаться с собой наедине, представ перед Вселенной. В сумраке он ощущает себя особенно беспомощным существом, остро переживающим трагичность собственной жизни. Сумрак – символ освобождения от всего мелочного, суетного, второстепенного. Это уникальное время, когда человек может слиться с природой, став с ней единым целым;

образы материального и духовного мира – поэт противопоставляет духовное и материальное начала. Материальное начало выявлено в цвете, легко поблекшем и утонувшем в ночном сумраке. В то время как духовное начало проявляет себя иначе: бессмертная душа открывается посредством чувств, которые герой умоляет наполнить самозабвеньем в дремлющем мире. Два этих противоположных начала объединяются образом сумрака.

Темы и настроение

Центральной темой произведения является тема ночной жизни, объединяющей человека с мирозданием. Мы видим, как лирический герой терзается от мучительных мыслей, душевных волнений, приводящих его к тяжёлому депрессивному состоянию. Но мучения героя ослабевают, когда он созерцает ночную природу: многоцветье не режет глаз, стихают раздражающие звуки, весь мир погружается в сон. Поэт наделяет ночной сумрак силой исцеления, способной растворить человеческие страдания.

Основная идея

Стихотворение, проникнутое столь мрачным колоритом, тем не менее, содержит в себе жизнеутверждающую идею: человек может обрести свободу от своей тягостной доли, если примет себя в качестве крохотной частицы огромного божественного мира. Известно, что Л.Н. Толстой особенно выделял и любил данное стихотворение, объясняя это тем, что оно несёт в себе общую идею просветления: осознания тождества природы и человека.

Средства выразительности

С целью придания произведению особой выразительности, Тютчев использует разнообразные художественные средства:

эпитеты – «тихий», «благовонный», «незримый», «невыразимый»;

метафоры – «чувства мглой самозабвенья»;

олицетворения – «цвет поблекнул, звук уснул», «жизнь, движение разрешились в сумрак зыбкий»;

ассонансы – «сизые смесились», «звук уснул» (приём ассонанса особенно заметен при чтении вслух);

лексические повторы – «Сумрак тихий, сумрак сонный»;

гипербола – «переполни через край»;

градация – «тихий, томный, благовонный…».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: