Тема ума в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума” – понятие образования

Тема ума в комедии Горе от ума Грибоедова сочинение

Название комедии уже намекает на основную тему. Для людей, которые ставят знания превыше всего, ум равносилен счастью. Но, как мы знаем, великие умы во все времена подвергались серьезным испытаниям. Новое и оригинальное не всегда одобряется обществом, а люди, которые пытаются это что-то новое привнести в жизнь, часто считаются сумасбродами.

Тему ума затрагивает и Александр Сергеевич Грибоедов. Его пьеса-это рассказ о новых идеях и их отвержении обществом. Изначально она называлась “Горе уму”.

Еще до приезда Чацкого, дом Фамусова полон хаоса, что связано с отношением к обучению и образованию. Обращаясь к Софье, Фамусов говорит ей, что не видит полезного в книгах. Далее каждый герой произведения обозначит свое мнение по этому поводу, а сойдутся они на том, что “Ученье-вот чума”.

Каждый герой пьесы по-своему объясняет значение “умного человека”.

Для Фамусова умный может быть лишь практичный человек, в этом он признаёт ум Чацкого, однако уверен, что он не подходит для его дочери. По его мнению, Чацкий не в состоянииправильно применять полученные навыки, так как у него нет ни денег, ни чинов. Максима же Петровича Фамусов считает по-настоящему умным, однако он лишь умеет прислуживать, тем кто выше него по рангу, но это помогло добиться ему высот по службе, что так важно для Фамусова.

Молчалин считает, что если человека есть ум, то этот ум должен быть практическим. Молчалин мечтает о высоком чине, ради этого он готов на всё, что угодно , готов пойти на уступки. Однако он не имеет ни какой-либо веры, ни собственных мыслей.

Чацкий же совсем не похож на Молчалина, он умный, но при этом очень добрый и честный. В отличие от Молчалина, он любит Софью искренне, а не потому что “так надо”. Этот герой-истинный патриот, не признающий ничего заграничного. Он хочет быть полезным на службе , а не пробиваться к верхушке только ради положения. Ум Чацкого передовой, однако в обществе его не принимают, потому что его убеждения не соответствуют московской знати.

Софья тоже довольно смышленая девушка, обладающая практическим умом, однако все знания жизни она почерпывает из французских книг. Она и любит то Молчалина только потому, что он соответствует ее книжному образу: не богатый парень, понравившейся обеспеченной девушки с хорошей родословной.

В образе служанки Лизы мы можем углядеть еще один тип ума-это житейский ум, простой. Она говорит со всеми честно и только то, что о них думает. Лиза неглупая, находчивая и сообразительная, она верна своей хозяйке.

В своей пьесе Горе от ума Грибоедов представил различные типа ума, показал страх общества перед новым и неизведанным, тем сам дал толчок для того, чтобы люди поступали противоположным образом и не боялись пробовать новое, чтобы выходить из рамок и раздвигать свои горизонты.

2 вариант

Уже в самом названии пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума» упоминается одна из важнейших тем данного произведения – ум. Что такое «ум» в восприятии различных героев указанной комедии?

Для самого автора и героя-резонёра, говорящего его устами, ум равнозначен интеллекту, образованности, знаниям. Всё это, по мнению Чацкого, способно сделать жизнь человека счастливой, осмысленной. Умный человек будет заботиться не только о собственном довольстве, но и о благополучии окружающих. Поэтому очень важно воспитывать в молодёжи критическое мышление, тягу к наукам и искусству, отстаивать идеи свободы. В глазах молодого человека умным выглядит лишь один представитель фамусовского общества – Софья.

Дочь Павла Фамусова действительно не обделена рассудком. Софье во многом чужды ценности её семьи, она не боится пересудов, отстаивает право на собственное мнение, её мало волнуют чины и материальный достаток будущего избранника. Именно поэтому девушка не готова выйти замуж за богача Скалозуба, который ни разу «слова умного не выговорил». Однако романтичность Софьи, развитая в ней благодаря чтению французских романов, мешает героине увидеть подлинное лицо Молчалина, которому Чацкий отказывает в наличии ума.

Что касается Молчалина, его ум приравнивается к хитрости. Этот юноша не может похвастаться глубокими рассуждениями о чём-либо, так как считает себя не имеющим права на наличие собственного мнения в силу низкого чина. Все умения и уловки Молчалин направляет на достижение единственной цели – продвижение по карьерной лестнице. Ради такого он готов играть роль мальчика на посылках и возлюбленного Софьи.

Для Фамусова также важен ум в его практическом применении. Глава семьи считает, что все навыки и знания человек должен применить для достижения высот по службе и статуса в обществе. Чацкого он считает смышленым, но не видит в нём жениха для дочери, ведь юноша не стремится к материальному достатку.

Ещё один тип ума представлен в образе служанки Лизы. Несмотря на низкое положение, девушка имеет житейскую мудрость, что позволяет ей хорошо разбираться в людях.

На примере нескольких героев А.С. Грибоедов показывает различные типажи ума. Если ум служанки простой, житейский, то у Фамусова с Молчалиным он имеет практическую направленность. Чацкий и его возлюбленная способны мыслить критически, однако у этих героев «ум с сердцем не в ладу».

Также читают:

Картинка к сочинению Тема ума в комедии Горе от ума

Популярные сегодня темы

Сборник прозы «Солдатское сердце», увидевший свет в 1946 году, посвящен будням военного времени, обычным героям, которые мечтали лишь о победе над фашизмом

События этой главы разворачиваются в приморском городе Тамани, куда Печорин добрался поздно ночью. Поскольку он ехал по делам службы, то десятник провез его в единственную свободную казенную квартиру, предупредив

Павел Петрович Кирсанов – один из героев романа великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». В произведении поднимается проблема конфликта поколений, в котором Павел Петрович принадлежит к «отцам».

Мне было очень приятно читать этот рассказ. Воробей такой забавный! И хорошо, что после всех испытаний, проблем всё кончилось хорошо. Я бы сказал, что сказочно. Вообще, этот рассказ больше похож на сказку

Жанровая направленность произведения представляется в виде сатирического рассказа, основой которого является реалистический жизненный случай, напоминающий анекдотическую ситуацию.

Проблема ума в комедии «Горе от ума»

«В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека»,- писал А.С. Грибоедов Катенину. В этом заявлении автора явно обозначена главная проблема «Горя от ума» – проблема ума и глупости. Она же вынесена в название пьесы, на которое также следует обратить пристальное внимание. Эта проблема гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд, а потому она требует детального разбора.

Читайте также:
Загадки на День матери - подборка с ответами о самом светлом празднике мам

Комедия «Горе от ума» являлась передовой для своего времени. Она носила обличительный характер, как и все классицистические комедии. Но проблемы произведения «Горе от ума», проблемы дворянского общества того времени представлены в более широком спектре. Это стало возможным за счет использования автором нескольких художественных методов: классицизма, реализма и романтизма.

Известно, что первоначально Грибоедов назвал свое произведение «Горе уму», но вскоре заменил это заглавие на «Горе от ума». Почему произошла эта замена? Дело в том, что первое название содержало в себе нравоучительную ноту, подчеркивающую, что в дворянском обществе 19 века всякий умный человек будет терпеть гонения. Это не совсем соответствовало художественному замыслу драматурга. Грибоедов желал показать, что незаурядный ум, прогрессивные идеи конкретного человека могут оказаться несвоевременными и нанести вред своему обладателю. Реализовать эту задачу в полной мере смогло второе название.

Основным конфликтом пьесы является противостояние «века нынешнего» и «века минувшего», старого и нового. В спорах Чацкого с представителями старомосковского дворянства вырисовывается система взглядов одной и другой стороны на образование, культуру, в частности на проблему языка (смесь «французского с нижегородским»), семейные ценности, вопросы чести и совести. Выясняется, что Фамусов, как представитель «века минувшего», считает, что наиболее ценным в человеке являются его деньги и положение в обществе. Больше всего его восхищает умение «подслужиться» ради приобретения материальных выгод или уважения света. Очень много сделано Фамусовым и такими, как он, для создания хорошей репутации среди дворян. Потому Фамусова волнует только то, что будут говорить о нем в свете.

Таков и Молчалин, хоть он и представитель более молодого поколения. Он слепо следует устаревшим идеалам помещиков-крепостников. Иметь свое мнение и отстаивать его – непозволительная роскошь. Ведь можно потерять уважение в обществе. «В мои не должно сметь свое суждение иметь», – вот жизненное кредо этого героя. Он достойный ученик Фамусова. И с его дочерью Софьей он ведет любовную игру только для того, чтобы выслужиться перед влиятельным отцом девушки.

Абсолютно все герои «Горя от ума», за исключением Чацкого, имеют одни и те же недуги: зависимость от чужого мнения, страсть к чинам и деньгам. А главному герою комедии чужды и омерзительны эти идеалы. Он предпочитает служить «делу, а не лицам». Когда в доме Фамусова появляется Чацкий и начинает своими речами гневно обличать устои дворянского общества, фамусовское общество объявляет обличителя сумасшедшим, тем самым обезоруживая его. Чацкий выражает прогрессивные идеи, указывая аристократам на необходимость перемены взглядов. Они же в словах Чацкого видят угрозу своему комфортному существованию, своим привычкам. Герой, названный безумным, перестает быть опасным. Благо он один, и потому просто изгнан из общества, где он не угоден. Получается, что Чацкий, оказавшись не в то время не в том месте, бросает семена разума в почву, которая не готова их принять и взрастить. Ум героя, его мысли и нравственные принципы оборачиваются против него.

Здесь возникает вопрос: проиграл ли Чацкий в борьбе за справедливость? Можно полагать, что это проигранное сражение, но не проигранная война. Совсем скоро идеи Чацкого будут поддержаны прогрессивной молодежью того времени, и «прошедшего житья подлейшие черты» будут низвергнуты.

Неверным было бы считать, что все герои пьесы, кроме Чацкого, глупы. Скорее проблематика комедии «Горе от ума» такова, что на первый план в ней выходит не противопоставление ума и глупости, а сравнение разных типов ума.

Вчитываясь в монологи Фамусова, наблюдая за интригами, которые аккуратно плетет Молчалин, вовсе нельзя сказать, что эти герои глупы. Но их ум качественно отличается от ума Чацкого. Представители фамусовского общества привыкли изворачиваться, приспосабливаться, выслуживаться. Это практичный, житейский ум. А у Чацкого совершенно новый склад ума, заставляющий его отстаивать свои идеалы, жертвовать своим личным благополучием, и уж конечно не позволяющий ему обрести какую-либо выгоду через полезные связи, как это привыкли делать дворяне того времени.

Среди критики, обрушившейся на комедию «Горе от ума» после ее написания, звучали мнения о том, что и Чацкого-то нельзя назвать умным человеком. Например, Катенин полагал, что Чацкий «говорит много, бранит все и проповедует некстати». Пушкин, прочитав привезенный ему в Михайловское список пьесы, отозвался о главном герое так: «Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми…»

Действительно, Чацкий представлен очень вспыльчивым и несколько бестактным. Он является в общество, куда его не звали, и начинает всех обличать и поучать, не стесняясь в выражениях. Тем не менее нельзя отрицать, что «речь его кипит остроумием», как писал И.А. Гончаров.

Такое разнообразие мнений, вплоть до наличия диаметрально противоположных, объясняется сложностью и многоплановостью проблематики «Горя от ума» Грибоедова. Следует также обратить внимание на то, что Чацкий является выразителем идей декабристов, он истинный гражданин своей страны, выступающий против крепостничества, низкопоклонничества, засилья всего иностранного. Известно, что перед декабристами стаяла задача прямо высказывать свои идеи где бы они ни находились. Поэтому Чацкий поступает в соответствии с принципами передового человека своего времени.

Получается, что в комедии нет откровенных глупцов. Просто две противоборствующие стороны отстаивают свое понимание ума. Однако уму можно противопоставить не только глупость. Противоположностью ума может быть безумие. Почему же общество объявляет Чацкого сумасшедшим?

Оценка критиков и читателей может быть какой угодно, но сам автор разделяет позицию Чацкого. Это важно учитывать при попытке понимания художественного замысла пьесы. Мировоззрение Чацкого – это взгляды самого Грибоедова. Поэтому общество, отвергающее идеи просвещения, свободы личности, служения делу, а не выслуживания является обществом глупцов. Побоявшись умного человека, назвав его сумасшедшим, дворянство само себя характеризует, демонстрируя свой страх перед новым.

Проблема ума, выведенная Грибоедовым в заглавие пьесы, является ключевой. Все столкновения, происходящие между изжившими себя устоями жизни и прогрессивными идеями Чацкого, следует рассматривать с точки зрения противопоставления ума и глупости, ума и безумия.

Таким образом, Чацкий вовсе не безумен, а общество, в котором он оказался, не так уж глупо. Просто время таких людей, как Чацкий, выразителей новых взглядов на жизнь, еще не пришло. Они в меньшинстве, поэтому вынуждены терпеть поражение.

Читайте также:
Комедия или драма «Горе от ума»️ сочинение о жанре произведения А.С. Грибоедова, особенности и признаки пьесы, основной смысл и сюжетная линия

Урок литературы в 9 классе “Проблема ума в комедии “Горе от ума”
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Конспект урока литературы по комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”

Скачать:

Вложение Размер
urok_griboedov.docx 32.71 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 9 классе по теме

«Проблема ума в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

  • образовательная –

создание условий для раскрытия одной из основных проблем, поставленных А.С.Грибоедовым в комедии;

стимулирование исследовательской деятельности учащихся;

развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;

  • воспитательная–

формирование ценностно-ориентационного единства группы;

принятие нравственных норм и правил совместной деятельности.

Вопрос- задание для завязки урока.

-Вспомните, какого умного человека вы встречали в жизни. Может, из числа великих.

-Допишите, объясняя, что делает человека умным.
Умный человек — это …

-Прочитайте вслух, что получилось, и дополните свои записи, слушая одноклассников.

Работа в группах.

-Дайте общее определение ума;

Ум — это: интеллект, разум, высокое развитие интеллекта, способность мыслить неординарно, здравый смысл, рационализм, логика в действиях.

Работа со словарями и сопоставление разных словарных статей (в группе)

1 гр.Словарь С.И.Ожегова.

  1. Способность человека мыслить, основа сознательной разумной жизни.
  2. Способность, развитая в высокой степени, высокое развитие интеллекта.
  3. Перен. О человеке как носителе интеллекта.

2 гр.Словарь Академии наук СССР. Под редакцией А.П. Евгеньевой.

  • Ум
  1. Познавательная и мыслительная способность человека логически мыслить.
  2. Сознание, рассудок.
  3. Общественное сознание, общественная мысль, умственные интересы общества, люди как носители определенных представлений, умственных запросов.
  4. Человек с точки зрения его умственных и интеллектуальных способностей.

Вывод: Это понятие достаточно широкое

2 Постановка учебной задачи ( Цель: ф ормулирование темы урока)

– Как вы думаете, почему мы завели вдруг разговор об этом понятии «ум»?

У: Произведение многоплановое, уникальное, п. ч. поднимает много актуальных вопросов, много проблем.

-Что такое проблема?

Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения.

-Какие проблемы мы можем выделить в комедии «Горе от ума»?

П. чести, истинной службы, несчастной любви, чинопочитания или лести, «слепого подражания» иностранному…

-Какая из них наиболее важна с точки зрения авторского замысла?

У: П. ума. И название комедии это подтверждает.

-А теперь попробуйте сформулировать тему и цель урока.

Записывают в тетради тему урока «Проблема ума в комедии «Горе от ума»

Раскрыть одну из основных проблем комедии.

3.«Открытие» учащимися новых знаний (Цель: найти информацию, сравнить представления героев об уме. Сопоставить высказывания критиков)

У: Судя по заглавию, слово «ум»- ключевое слово данного произведения.

Докажем это предположение.

Дома вы ещё раз перечитали страницы комедии и выписали фразы, в которых употребляется слово «ум» или однокоренные слова (умный, безумный…) об уме и безумии рассуждает не один герой произведения. Эти цитаты вам пригодятся в нашей дальнейшей работе. В течение урока заполняем таблицу.

-Каким же должен быть умный человек с точки зрения Фамусова и Чацкого?

Работа в группах.

  1. 1гр . С точки зрения Фамусова.
  2. 2гр . С точки зрения Чацкого

Слово 1группы . Анализ монолога Фамусова « Вот то-то, все вы гордецы…»

Выразительное чтение учеником наизусть монолога Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы…».

Какого же человека считает «умным» Фамусов? Учащиеся отвечают, доказывая цитатами из текста, и записывают определения в таблицу (богат, знатен, имеет власть, почет и уважение сильных мира сего).

Обратим внимание, Фамусов использует слово «смышлен». Почему «смышлен», а не «умен»?

Смышленый человек – изворотливый, находчивый, догадливый, расторопный или сметливый. (В.И. Даль. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.:Эксмо.2002г., стр.603)

-Почему Фамусов считает, что это хорошо, когда человек обладает таким умом? (Это спокойная, сытая жизнь без проблем.)

Слово 2группе . Анализ отрывка из монолога Чацкого «А судьи кто?»

Мы теперь знаем, какого человека считает умным Фамусов.

Давайте разберемся, какого человека считаем умным Чацкий. Чтение монолога «А судьи кто?»

-Как понять выражения «враг исканий», «в науки он вперит ум, алчущий познаний»?

-Какие черты характера симпатичны Чацкому?

(Ученики продолжают заполнять таблицу, вписывая определения «самостоятельный, порядочный, любознательный, волевой» и др.)

-Обобщите, каков же умный человек в понимании Чацкого.

(Вывод формулируют ученики).

Типы ума в комедии:

Комедия строится на противопоставлении различных типов ума. Как бы мы с вами не говорили, каждый из героев умён по- своему, по крайней мере , с его точки зрения. Давайте определим тип ума и выразим своё отношение к нему.

1гр . Софья и Фамусов

2гр . Молчалин и Чацкий

Из положенных на парты определений разных понятий выберите то, которое, на ваш взгляд, связано с вашим героем. (Предлагаются определения таких понятий как “практический”, «прагматизм» “житейский”, “средство карьеры”, “расчётливость”, “залог семейного благополучия”, “угодничество”, “подхалимство”, “передовые идеи”, «вольнодумие»)

Прагматизм- 1.направление в идеалистической философии, отрицающее необходимость познания объективных законов действительности признающее истиной лишь то, что даёт практически полезные результаты. (С.И. Ожегов)

-Обсудите в группе и сделайте вывод, с какой точки зрения ваш герой умный. Кто счёл бы его умным и почему?

Выступление от группы.

Примерный ответ 1гр.

Ум как разум. Фамусов следует “удобной” для себя морали, чтобы добиться чина и жить спокойно, кому-то угождать. Ум Фамусова — ум житейский, прагматический, не одухотворённый высокими целями. Он служит средством карьеры, приспособленчества, преуспевания, обмана. “Да умный человек не может быть не плутом”(по словам, Репетилова)

Романтическое представление о жизни, стремление к идеалу. Отсутствие реальных взглядов на вещи, начиталась французских книг. Видит то, что хочет. Но ведь недаром её любит Чацкий: она в чём-то равновелика ему (манера говорить, точные характеристики). В Софье есть “живой”, острый ум, человеческое достоинство, искренность. Ум для Софьи — залог семейного благополучия и счастья. Она не любит Чацкого, так как он своим складом ума и души не соответствует её представлению об уме, о счастье, о семье.

Примерный ответ 2гр.

“Угождать всем людям без изъятья”. Ум безнравственного человека, услужливый подхалим (угодник). Умение завоевать место в жизни. Прикладной ум, основанный на выгоде. Молчалин — глупец для Чацкого, но и Чацкий — глупец для Молчалина.

“Остёр, умён, красноречив”. Все твердят о его высоком уме, “ум, алчущий познаний”. “Вольнодумный”; слишком умён — “набрался новых правил, новых идей”. В понятие ума входит некая система передовых идей, убеждений, новых взглядов. Чацкий молод, влюблён, раздосадован, горяч. Ум оборачивается трагедией, одиночеством. Комедия и названа «Горе от ума». Ум Чацкого – это ум высоко образованного человека, интеллектуала, ищущего применения этому уму в служении «делу, а не лицам».

Всегда, везде общество отворачивается от обличителя, от безумца, не желающего замыкаться на частной жизни, стремящегося не «семейство осчастливить», но постичь и провозгласить вечные истины, и жить согласно этим истинам, не признавая компромиссов.

-Как герои комедии относились к уму Ч.?

«Кто так чувствителен, и весел, и остёр, как Александр Андреич Чацкий!» (Лиза)

«Нельзя не пожалеть, что с эдаким умом. » (Фамусов тоже не отказывает Чацкому в уме, но считает, что он разменивается по мелочам, когда мог бы сделать великолепную карьеру — высшее достижение в глазах фам. общ-ва)

«..и награжденья брать, и весело пожить» (И Молчалин, зная Чацкого как человека умного, недоумевает, что мешает ему «и награжденья брать, и весело пожить» и даже проявляет к нему своего рода жалость)

«…который скор, блестящ»… да эдакий ли ум семейство осчастливит»?(Софья)

Одним словом, никто не сомневается в образованности и остроумии Чацкого.

У: Но ум Ч. в литературной критике вызывает сомнения.

-Сопоставьте высказывания разных критиков на тему: умён или глуп Чацкий? Обоснуйте, чья точка зрения вам кажется наиболее интересной и почему.

А.С. Пушкин в письме А.Бестужеву , написанном в январе 1825 года, после того как приехавший к ссыльному поэту Иван Пущин прочёл ему «Горе от ума», писал: “В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? Ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Всё, что говорит он, — очень умно. Но кому говорит он всё это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подобными…”

В статье «Мильон терзаний» , посвящённой «Горю от ума», И.А. Гончаров давал герою такую характеристику: “…Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умён. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен. Словом, это человек не только умный, но и развитой, с чувством…”

Задание группам. Подумайте, с чем вы согласны и что вызывает у вас возражения. Попробуйте обосновать свою точку зрения. Сформулируйте её и запишите.

Чацкий зря тратит силы, фамусовское общество не способно его понять, они не хотят и не будут меняться…

“Метать бисер” стоит, а иначе лучшие идеи навсегда останутся без приложения. Молчать безнравственно…

В комедии «Горе от ума» Грибоедовым представлены разные типы ума: от ума практического до житейски мудрого. А воплощением ума передового стал Чацкий. Но фамусовское общество такой ум пугает, и лучше представителя прогрессивного ума объявить сумасшедшим и заставить покинуть Москву.

Мы видим, что герои произведения по-разному смотрят на жизнь, по-разному определяют ее смысл: один берет от жизни все, устраивая личное счастье, для другого на первом месте стоит служение людям, Отечеству. Они сделали свой выбор, и каждый из них считает правым себя.

Каждый человек в жизни определяет для себя быть «берущим» или «дающим». Какой выбор сделаете вы, зависит только от вас. Но хочется верить, что в такие минуты, когда вы будете стоять перед подобным выбором, вам вспомнятся слова из священного писания: «Будьте готовы служить! «Слуги», «дающие» – на пути к величию» (Мат.20:26).

Служение людям – такой выбор сделал и А.С.Грибоедов и его герой.

4.Включение новых знаний в систему знаний

Цель: Включение нового знания в систему изученного материала.

Написать свободное творческое задание на тему: “Ум подготавливает счастье” (Гельвеций)

Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Мы учились работать в группах, анализировать текст, высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Допишите одно-два предложения, осмыслите своё состояние на уроке: “Что было важно…”, “Когда было трудно…”, “Что понравилось…”

5.Дом. задание: Эссе. Предположите, какова может быть дальнейшая судьба Чацкого и других героев. Почему?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.

Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети». Тип урока: вступительный (опережаю.

Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме “Литература Древней Греции”

Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования “Олимпийские игры”.

Методические разработки: КТД, уроки литературы “Пейзаж и его функции в романе”, “САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ – ОСНОВНОЙ МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА”, программа УНТ

Вашему вниманию предлагаются методические разработки урока и коллективного творческого дела, проводимые в ГБОУ СПО “Старицкий колледж” и за его пределами;а также в.

Статья “Формирование устойчивого нравственного поведения на уроках русского языка и литературы”. Разработка урока литературы литературы в 8 классе.

Преподавание русского языка. Новые компетенции в условиях ФГОС.

Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3 Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей .

Конспект урока литературы по теме: “Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним.” для 5 класса

Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой.

Статья по литературе “Общая характеристика русской литературы XIX века (материал к уроку литературы в 10 классе)”

История русской литературы XIX века неотделима от истории освободительного движения, которое прошло три главных периода.

Сочинение на тему проблема ума в комедии грибоедова горе от ума

Сочинение по литературе. Проблема ума в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Проблема ума и безумия была актуальна во все времена. Умные, передовые люди своего времени часто оставались непонятыми современниками и объявлялись сумасшедшими. Так общество реагировало на идеи, шедшие вразрез с общепринятыми, идеи, которые проповедовали передовые люди своего времени.

Не случайно и Грибоедов в своем произведении затрагивает эту проблему. Его комедия “Горе от ума”, написанная перед декабрьским восстанием, повествует о передовом разуме и о реакции общества на это. Первоначальное название комедии было “Горе уму”, затем автор заменил его на “Горе от ума”.

Главный герой Чацкий еще не появился в доме Фамусова, но там уже витает идея безумия, связанная с негативным отношением к образованию и просвещению. Так, Фамусов говорит: “И в чтенье прок-от невелик”. Позже все персонажи комедии выскажутся по этому поводу, каждый выдвинет свою версию безумства Чацкого, но все общество дружно придет к одному мнению: “Ученье — вот чума, ученость — вот причина”. Фамусовское общество избавится от Чацкого, объявив его сумасшедшим, не приняв обличительных речей, клеймящих их образ жизни, а оружием изберет сплетню.

Фамусов, как типичный представитель своего общества, имеет свое

мнение относительно ума и умного человека. Для него умный человек -это практичный, житейски мудрый человек. Хотя он и не отказывает Чацкому в уме, но тем не менее более подходящей партией для Софьи считает Скалозуба: “Солидный человек и знаков тьму отличья нахватал, не по летам и чин завидный, не нынче завтра генерал”. В разговоре со Скалозубом московский барин говорит о той опасности, которая исходит от таких умников, как Чацкий. К тому же Чацкий неправильно использует полученные знания. Все должно быть направлено на достижение чинов, на соблюдение традиций, жить должны так, “как делали отцы”. Фамусов выдвигает свой идеал умного человека. По его мнению, это Максим Петрович, достигший больших чинов и высокого положения в обществе благодаря своему практическому уму, умению “сгибаться вперегиб”, когда надо было “подслужиться”. Сам Фамусов таких высот не достиг, поэтому и заискивает перед князьями Тугоуховскими и Скалозубом.

Молчалин, секретарь Фамусова, воплощает также практический ум. Это было замечено Чацким:

Молчалин! — Кто другой так мирно все уладит!

Там моську вовремя погладит!

Тут в пору карточку вотрет!

По своей натуре Молчалин — мелкий человек, любыми путями стремящийся достичь заветной цели в жизни, смысл которой сводится к тому, “чтоб награжденья брать и весело пожить”. В своей практике он следует заветам отца- “угождать всем людям без изъятья”, но при этом считает, что “в его лета не должно сметь свое суждение иметь”, так как “в чинах он небольших”. Софью он любит “по должности”, успокаивает разгневанную Хлестову партией в карты. По мнению Чацкого, Молчалин “дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных”.

Чацкий является полной противоположностью Молчалину, несмотря на то, что они оба молоды. Герой обладает пылкой, страстной натурой. Он готов пожертвовать всем ради своих идеалов, наполненных гражданским смыслом. Он хочет служить “делу, а не лицам”. Для Чацкого ум и правда, истина и честь являются главными жизненными ценностями. Герой выступает против воспитания, принятого в фамусовском обществе, когда стремятся “набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле”. Ему не чужды патриотические чувства, именно поэтому его раздражает “слепое подражанье” всему иностранному. Свои мысли Чацкий высказывает в обличительных речах, направленных против устоев фамусовского общества. Его монологи, ораторские по стилю, свидетельствуют об образованности и просвещенности главного героя, поэтому в них так много афоризмов. Ум Чацкого — ум передового человека, именно это является причиной того, что косное общество не приемлет его взглядов и идей, так как они противоречат укладу старого московского дворянства.

Любовь Чацкого к Софье не случайна, ведь она также обладает умом. Но ум Софьи практический. Софья, как типичная девушка своего времени и класса, свой ум черпает из французских сентиментальных романов, поэтому она и выбирает себе в возлюбленные Молчалина, чтобы впоследствии сделать из него “мужа-мальчика, мужа-слугу”. Она руководствуется при этом житейской мудростью, ведь она — дочь своего отца.

В комедии есть еще один тип ума, который мы можем видеть у горничной в доме Фамусова Лизы. Как второй резонер в комедии, она выражает авторскую позицию, поэтому именно из ее уст мы слышим характеристики различных персонажей: “Кто так чувствителен, и весел, и остер, как Александр Андреич Чацкий”, “Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами” и так далее. Бесспорно, Лиза обладает природным умом и житейской мудростью простолюдинки, она находчива, хитра, но при этом преданна своей госпоже.

Таким образом, в комедии “Горе от ума” представлены различные типы ума, начиная от житейски мудрого и кончая передовым, прогрессивным умом. Но фамусовское общество не приемлет передовой ум, отвергает его, объявив Чацкого социальным безумцем и вынудив его покинуть Москву.

Сочинение: Проблема ума в комедии Александра Грибоедова Горе от ума

Во всей классической русской литературе «Горе от ума» – одна из самых «открытых» книг. С первой же страницы вы оказываетесь в атмосфере естественной и выразительной речи. Здесь чуть ли не каждая фраза – законченный афоризм. Все кажется простым и ясным. Однако Александр Блок считал «Горе от ума» произведением «непревзойденным, единственным в русской литературе, не разгаданным до конца». И нельзя утверждать, что эта мысль справедливо только для того времени, когда она была высказана. Ведь содержание комедии представляет собой сложный комплекс философских, социально-политических, нравственных и национально-исторических проблем.

Одна из центральных проблем комедии – проблема ума. На страницах произведения сталкиваются два понимания ума: ум как средство познания мира и ум как способ устроиться в жизни. Именно представление об уме становится средством разграничения «века нынешнего» и «века минувшего».

Итак, Чацкий после трехлетнего отсутствия вернулся в Москву и сразу же, не заезжая домой, явился в дом Фамусова.

Что нового покажет мне Москва, –

этот вопрос возникал в его осознании в связи с его прежними отношениями – личными и общественными. Но интерес к тому, как прошли эти три года в Москве и для Москвы, был для него не главным. Непосредственнее и сильнее его волновало другое: как прошли эти три года в доме Фамусовых, и прежде всего, конечно, что сталось с Софьей.

Его любовь к Софье тогда, три года назад, наверное. напугала его: ведь он был старше ее, а ей шел лишь пятнадцатый год. И вот теперь, когда Софье исполнилось семнадцать лет, Чацкий приезжает в Москву преисполненный самых радужных надежд и с самыми «серьезными намерениями». Однако его надежды на верность Софьи в течение трех лет разлуки были явно преувеличенными.

В этом, конечно, сказалось его беззаветная влюбленность. Но вместе с тем тут обнаружилось качество, свойственное всему поколению молодых людей того непродолжительного, но чрезвычайно бурного времени, которое непосредственно предшествовало декабрьскому восстанию. Они были преисполнены героической отваги и самопожертвования. Но в их взглядах на общественную жизнь и на людей было много романтически-восторженного. Основу их убеждений составляла вера в то, что просвещенный и гуманный ум является главным вершителем судеб человечества. Им казалось, что их вольнолюбивые убеждения, являвшиеся следствием этой веры, настолько самоочевидны и неопровержимы, что оспаривать их могут только уж самые закоренелые, самые глупые староверы. В просвещенном и гуманном уме, по их мнению, были истоки высокой нравственности.

Самое характерное во всех мучительных поисках Чацкого заключалось в том, что критерий ума был для него главным, если не единственным. Скалозуб, например, потому и не вызвал в нем больших подозрений в отношении к Софье, что умная Софья, думал он, не могла полюбить такого глупца. По тем же причинам он вопреки, казалось бы, очевидным фактам и самым недвусмысленным признаниям Софьи долго не верил в ее любовь к Молчалину. Он не мог допустить, что умная Софья может искренне хвалить влюбленного за лакейскую покорность и угодливость. Когда она, стараясь «кольнуть» своего прежнего друга, сказала о Молчалине:

Конечно, нет в нем этого ума,

Что гений для иных, а для иных чума,

Который скор, блестящ и скоро опротивит…

Чацкий окончательно решил, что подлинный смысл всех ее похвал Молчалину – «сатира и мораль». «Она не ставит в грош его», – заключил он.

Прямолинейная и наивная вера в неотвратимую и неизменно возрастающую победоносность разумных начал жизни мешала Чацкому подумать о том, что, кроме неразвитости и непросвещенности ума, есть и другие важные причины человеческих заблуждений.

Грибоедов, как реалист, знал, что главное в характере человека формируется в определенных обстоятельствах и зависит от них.

Так, Софья – девушка, в которой есть «сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости, загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света» (И.А. Гончаров). Ей достался свой «мильон терзаний», она также пережила свое «горе от ума».

Софья воспитывалась отцом, а Фамусов – «мыслящий» представитель всех «староверов», людей, живущих в обстоятельствах, осознаваемых ими как несправедливые. Однако он охотно к ним приспосабливается и даже старается выставить их в добродетельном и заманчивом виде. Фамусов (а вместе с ним и весь «век минувший») твердо верит, что если предоставить возможность выбора: жизнь на основе высоких принципов (чистота совести, человеческое достоинство, чувство долга перед народом и человечеством) или привольная жизнь без ограничений и без малейшей необходимости трудиться, – то любой «умный», по меркам его среды, человек охотно предпочтет второе. Этим для Фамусова определяется и общественная мораль. Потому-то всякий «разумник», предпочитающий свободную жизнь, тем и ненавистен ему, что самим своим существованием напоминает ему о его подлости. Жизненный успех у представителей фамусовского круга выражается в количестве крепостных крестьян, в деньгах, в выгодном замужестве. Тот считается в среде Фамусова умным, кто сумел этого достичь.

Таким образом, проблема ума и предопределяет основное различие между «веком нынешним» и «веком минувшим». Ум Чацкого – это сумма воззрений передового русского человека нового поколения. Ум Чацкого – первопричина его столкновения с фамусовским обществом, представители которого считают умом умение приспосабливаться к существующим условиям жизни и извлекать из них максимальную материальную выгоду.

В конце комедии Грибоедов показывает неукротимую, страстную ненависть Чацкого к фамусовскому обществу и всю его непримиримость с этим миром, где гаснет ум и гибнет страсть.

Урок-исследование. “Проблема ума и безумия в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”

Разделы: Литература

Технология проблемного обучения и ГСО.
Тип урока: комбинированный урок.
Вид урока: урок- исследование. Исследователь- А. С. Грибоедов, исследователь- учитель, исследователь-ученик.
Предмет исследования автора– различные типы ума героев комедии.
Предмет исследования учителя– эффективность различных методических приемов для формирования и развития ключевых компетентностей.
Предмет исследования учащихся– текст художественного произведения с целью ответа на возникшие проблемные вопросы. Продукт самостоятельной групповой исследовательской деятельности учащихся к уроку- компьютерные проекты. Продукт индивидуальной исследовательской деятельности учащихся на уроке- сочинения- эссе.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения их в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки усвоения системы знаний и умений.

Цели по содержанию.

  1. Образовательная: создать условия для проблемного анализа художественного текста, выделения ключевых слов, образов, идей, выявления причинно- следственных связей.
  2. Развивающая: способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования, развитие речевых навыков.
  3. Воспитательная: способствовать процессу духовного развития через внимательное и вдумчивое чтение художественной литературы. Воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности.

ХОД УРОКА.

Вступительное слово учителя.
«Горе от ума»- одно из самых загадочных произведений русской литературы, произведение парадоксальное.
Парадоксы его судьбы начались до его официального «рождения»: комедия разошлась в списках и была выучена наизусть читающей Россией до ее публикации. Успех потрясающий : «Грому,шуму, восхищению, любопытству нет конца» (Из письма Грибоедова Бегичеву).В последующие годы страна пережила чуть ли не эпидемию пьес «Горе от ума-2», в которых «вычислялась» дальнейшая судьба ее героев.
Парадокс заключался и в жанровом своеобразии: комедия, помимо воли автора, стала восприниматься как трагикомедия, герои которой получают «миллион терзаний».
Парадоксально и то, что «Горе от ума»- эпизод из жизни самого Грибоедова (его возвращение в Москву, когда на одном из балов за смелые речи он был объявлен сумасшедшим), и сам автор в какой- то мере прототип Чацкого.
Наконец, парадокс заключен в самом названии «Горе от ума». Гельвеций, французский философ- материалист 18 века, писал: «Ум подготавливает счастье…». Но в комедии Грибоедова то, что должно подготавливать счастье, приносит только горе. Возникает вопрос: почему? На этот и другие вопросы мы постараемся ответить в ходе сегодняшнего урока. (Значение слова «парадокс» выписано на доске. Парадокс- это суждение, противоречащее здравому смыслу)

1. Запись в тетрадь темы урока и осмысление.
Задание учащимся.

  • Подчеркните ключевые слова темы («ум», «безумие»). С чем ассоциируются у вас эти слова? ( «ум»- мудрость, образование, человек, успех и т. д.; «безумие»- хаос, глупость, мрак, болезнь и т. д.)
  • Какие проблемные вопросы, связанные с данной темой, возникли у вас, когда вы читали комедию? Сформулируйте на основе этих вопросов (вопроса) цель урока (цель индивидуальна), запишите ее в тетрадь.

2. Целеполагание. Создать условия на уроке, чтобы каждый учащийся смог ответить на поставленные вопросы или наметил пути их решения.
3. Выбор эпиграфа из предложенных учителем вариантов ( на уроке) или самостоятельный подбор эпиграфа дома и обоснование собственного выбора. ( Как данный эпиграф связан с темой и идеей урока?). Учитель может предложить свой вариант с его обоснованием.
Высказывания выдающихся людей.(Возможные варианты эпиграфа)

  • В наш век слепцам безумцы вожаки. (Шекспир)
  • Мудрый не покоряется безрассудной воле толпы, а сам дает ей направлений. (И. Лажечников)
  • В чем не знаешь толку, чего не понимаешь, то брани: это общее правило посредственности. ( В. Белинский)
  • Умный любит учиться, а дурак учить. ( А. Чехов)
  • Вера в то, что глупцы не думают,- самая опасная форма оптимизма. (Данил Рудый)
  • От ума до рассудка гораздо дальше, чем полагают. (Наполеон )
  • Каждый из нас бывает дураком по крайней мере 5 минут в день; мудрость заключается в том, чтобы не превысить лимит. (Хаббард)
  • Человек, который ищет истину и обычно отклоняется от принятых истин, обычно считается сумасшедшим. (Гельвеций)

4. Представление групповых исследовательских работ учащихся- компьютерных презентаций с комментариями. (Учащиеся самостоятельно составляют опору по каждой презентации в тетради)
Групповые презентации готовилась учащимися дома по предложенному учителем алгоритму. (Презентации см. на диске).
Алгоритм работы 1 группы.
Тема: проблема «ума» в комедии.
Задание: докажите, что комедия строится на противопоставлении различных типов ума.
a. найдите в тексте комедии высказывания героев, содержащие слова «ум», «умный» и др. однокоренные слова;
b. сопоставьте эти высказывания и сделайте вывод, как определяют это понятие Чацкий, Фамусов, Молчалин, Скалозуб, второстепенные персонажи, эпизодические лица;
c. подберите ключевые слова- синонимы или синонимичные выражения, определяющие представления об «умном» человеке этих героев; найдите общее и различия;
d. нарисуйте в тетради кластер, отражающий емкость понятия «ум» в комедии Грибоедова;
e. составьте групповой ответ- доказательство предложенного тезиса или компьютерную презентацию.
Сделайте общий вывод: «Произведение А. С. Грибоедова оборачивается своего рода философским трактатом, пытливо исследующим, что есть «ум»…(закончите данную мысль). (Значение слов «философия» и «трактат» найти в Толковом словаре)

Алгоритм работы 2 группы.
Тема: проблема «безумия» в комедии.
Задание: докажите, что признание фамусовским обществом Чацкого сумасшедшим- закономерный итог его появления в этом обществе.

  1. найдите в тексте комедии высказывания героев, содержащие слова «сумасшедший», «безумный» и т. д.
  2. сопоставьте эти высказывания и сделайте вывод, как определяют эти понятия различные герои;
  3. подберите ключевые слова- синонимы или синонимичные выражения, определяющие представления о «безумии» этих героев; найдите общее и различия;
  4. нарисуйте в тетради кластер, отражающий понятия «безумие», «сумасшествие» в комедии Грибоедова;
  5. проследите, как рождается и развивается идея о сумасшествии Чацкого, составьте логическую цепочку, сделайте вывод;
  6. составьте групповой ответ- доказательство предложенного тезиса или компьютерную презентацию.

Сделайте общий вывод: «Рождение идеи о сумасшествии Чацкого закономерно в фамусовском обществе, потому что…(закончите данную мысль).

Алгоритм работы 3 группы.
Тема: проблема оценки «ума» Чацкого в критической литературе.
Задание: сравните различные точки зрения на вопрос: умен ли Чацкий? :

  1. Прочитайте выдержки из предложенных учителем критических статей, подчеркните или выпишите ключевые словосочетания и фразы, сформулируйте основные идеи, связанные с темой;
  2. сопоставьте точки зрения Гончарова, Пушкина, Грибоедова, Белинского и др. и сделайте вывод ;
  3. сформулируйте свою точку зрения, аргументируйте ее;
  4. составьте кластер, отражающий мнение различных критиков и состоящий из ключевых цитат (слов, словосочетаний);
  5. составьте групповой ответ или компьютерную презентацию

Сделайте общий вывод: « Точка зрения … кажется нам наиболее обоснованной, потому что…» (закончите предложение) или «В ходе обсуждения у нас возникли различные точки зрения…» (Значение фразеологизма «метать бисер перед свиньями» найдите во Фразеологическом словаре)

Алгоритм работы 4 группы.
Тема: смысл названия и особенности композиции комедии.
Задание: ответьте на вопрос, почему Грибоедов назвал свою комедию «Горе от ума» и какие композиционные приемы использовал для раскрытия авторского замысла.
1) Сопоставьте первоначальное название комедии «Горе уму» с окончательным «Горе от ума». Почему, по вашему мнению, Грибоедов изменил название? Какой дополнительный оттенок вносит предлог «от»?
2) Вспомните, что такое композиция произведения, обратите внимание на композиционные приемы, которые использует автор, подберите соответствующие примеры из текста:
-прием «кривого зеркала»
-прием «разговор глухих»
3) Докажите, что композиционный прием «открытый финал» является логически обоснованной частью авторского замысла и «финал в отсутствии финала» непосредственно связан с названием комедии.
4) Предположите, какова может быть дальнейшая судьба Чацкого и других героев. Почему? Составьте соответствующую таблицу в тетради.
Сделайте общий вывод: « По авторскому замыслу Чацкий, испытавший горе от ума, покидает Москву, но грибоедовская Москва, изгоняющая Чацкого, обрекает себя на без-умное существование, потому что.. (закончите мысль)
5. Возможные комментарии учителя к презентациям по ходу урока.
Идея о сумасшествии Чацкого рождается на балу в доме Фамусова. Этот бал имеет мифологические истоки и очень похож на пир чудовищ в балладе Жуковского «Светлана», в романе Пушкина «Евгений Онегин». Здесь ложь, фальшь, лица- маски, зловеще- гротескные портреты. (Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать! Какие- то уроды с того света!»- говорит графиня- внучка) Герой на таком балу ощущает себя словно во сне, чувствует, что сходит с ума. («Не впрямь ли я сошел с ума?»)
Важным мотивом бала является мотив сплетни, молвы. Рождение сплетни о сумасшествии Чацкого является закономерным потому что в фамусовском обществе важен не человек, а степень его нужности, прогрессивные идеи Чацкого чужды фамусовым, молчалиным, скалозубам. Для них признать ум Чацкого означает признать безнравственность собственной жизни, а сумасшедшего можно не воспринимать и даже пожалеть. И поэтому объявление Чацкого безумным- хороший выход из сложившейся ситуации. Все точки над и будут расставлены в финальном монологе Чацкого:

Безумным вы меня прославили всем хором.
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день побыть успеет,
Подышит воздухом одним
И в нем рассудок уцелеет.

Зачем Чацкому «метать бисер перед свиньями»? Зачем? Но разве речь Сократа перед судом присяжных не была тем же бисером? А речь Гуса перед Собором? А разве Галилей не повторил той же ошибки? Конечно, Чацкий не так велик, чтобы заслужить крест или костер, но и не настолько ничтожен, чтобы не поставить свою голову под камень и свой ум под кличку безумия» (В. Чаговец).
В мировой литературе есть герои- чудаки, безумцы: Гамлет, Дон Кихот, князь Мышкин- это «высокое безумие», к их числу относится и Чацкий.

Новаторство драматурга проявилось в смелом отказе от «свадебного венца» или гибели героя- финал в отсутствии финала. Куда уезжает Чацкий? В деревню, как Онегин? На Кавказ, как Печорин? А, может, как уверял Салтыков- Щедрин, пойдет- таки к венцу с Софьей, «дабы затем встать во главе Департамента УМОПОМРАЧЕНИЙ, заменившего Департамент просвещения?

6. Рефлексия ученическая и учительская.

    • Сегодня на уроке я…
    • Что получилось и что не получилось?
    • Достигли ли цели, поставленной в начале урока?
    • Если нет, что необходимо сделать для ее достижения?
    • Какие новые вопросы возникли в конце урока?

7. Диагностика. Творческая работа, включающая личный опыт учащихся.
Проблема ума и безумия- одна из ключевых проблем комедии Грибоедова «Горе от ума». Непримиримость взглядов Чацкого с фамусовским обществом ставит его в трагическую ситуацию, но предлог «от» в названии внес еще и дополнительный оттенок иронии, углубившей идею комедии.
«Если ты такой умный, почему ты такой бедный?»- спрашивали в Одессе.
«Если ты такой умный, покажи свои деньги,»- предлагают в Америке.
« Если ты такой умный, почему несчастлив?»- возникает вопрос после прочтения комедии.
Поразмышляйте над последним вопросом и напишите эссе на тему: «Ум подготавливает счастье…» (Гельвеций)
Воспроизведение прочитанного.
8. Итог урока.
Философская мысль комедии концентрируется в ее заглавии «Горе от ума»- в ней отражено противоречие, обнаруженное эпохой кризиса просветительских идей. Для «просветительской» философии понятия «ум» и «счастье» синонимичны, так как «овладение истиной и предопределяет счастье как отдельного человека, так и общества в целом». «Ум подготавливает счастье, которое добродетель завершает,»-писал Гельвеций.
Во времена Грибоедова наиболее проницательные мыслители начинали понимать, что силам разума предстоят тяжелые испытания. Этот парадокс положен Грибоедовым в основу комедии. То, что должно приносить счастье, приносит горе, «мильон терзаний».
9. Домашнее задание.

    • Сочинение «Письмо Чацкому из 21 века». Задача: в эпистолярном жанре выразить свое отношение к главному герою комедии. Включить выражения: мне импонирует в Вас…, я восхищаюсь…, удивительно то, что…; хочу поделиться…, хочу поспорить с Вами…, мне не совсем понятно…и т. д.

10. Пострефлексия (на следующем уроке).
Обмен впечатлениями об открытом уроке с ребятами..

“Проблема ума” в комедии Грибоедова “Горе от ума”

История написания комедии “Горе от ума”. Точки зрения критиков на “проблему ума” в комедии. Ум в понимании Фамусова и фамусовского общества. Ум в понимании Чацкого. Успех комедии “Горе от ума”: народное признание, награды А.С. Грибоедова за комедию.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 07.06.2015
Размер файла 22,1 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Экзаменационная работа (реферат) по литературе

Тема: «Проблема ума» в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Дубовицкая Екатерина Романовна,

Пахомова Ольга Михайловна

Кремёнки 2010 г.

Гениальный драматург, талантливый поэт и композитор, выдающийся дипломат, А.С. Грибоедов, по словам Белинского, принадлежал «к самым могучим проявлением русского духа». Бессмертной комедией «Горе от ума», «жемчужиной» русской сцены Грибоедов положил начало расцвету русской реалистической драматургии. «Горе от ума» по богатству своего содержания и художественности формы явилось комедией исключительной, для того времени небывалой и в русской и в западноевропейской драматургии. Её значение необычайно велико. Художественный реализм и мастерство писателя-гражданина, смело выступившего на борьбу с социальными язвами своей эпохи, обусловили судьбу комедии «Горе от ума». Не пропущенная цензурой при жизни Грибоедова, комедия стала достоянием тысяч людей в рукописном виде и сыграла большую роль в развитии освободительного движения в нашей стране. Поставленная в первый раз на сцене театра в Петербурге 26 января 1831 года, комедия «Горе от ума» не сходит со сцены и в наши дни.

1. История комедии

Комедия задумана, очевидно, ещё в Петербурге около 1816 года. Грибоедов, вернувшись из заграницы, оказался на одном из светских вечеров и был поражен тем, как вся публика благолепствует перед всем иностранным. В тот вечер она окружила вниманием и заботой какого-то болтливого француза; Грибоедов не выдержал и сказал пламенную уличительную речь. Пока он говорил, кто-то из публики заявил, что Грибоедов сумасшедший и, таким образом, пустил слух по всему Петербургу. Грибоедов, чтобы отомстить светскому обществу задумал эту комедию. Для осуществления замысла он много ходил по балам и светским вечерам, собирая материал. С 1823 года Грибоедов читает отрывки из пьесы (первоначальное название — «Горе уму»), закончена первая редакция комедии в Тифлисе в 1824. В этой редакции еще не было объяснения Молчалина с Лизой и нескольких других эпизодов. В 1825 году Грибоедов опубликовал фрагмент комедии (7, 8, 9, 10 явления I действия — с цензурными изъятиями и сокращениями) в альманахе «Русская Талия». В 1828 году автор, отправляясь на Кавказ и далее в Персию, оставил в Петербурге у Ф. В. Булгарина так называемую Булгаринскую рукопись — авторизованный список с надписью: «Горе моё поручаю Булгарину». Данный текст является основным текстом комедии, отражающим последнюю известную авторскую волю: в январе 1829 года Грибоедов погиб в Тегеране. Авторская рукопись комедии не сохранилась; её поиски в Грузии в 1940-е-1960-е годы носили характер сенсационной кампании и результатов не дали. В январе 1831 года состоялась первая профессиональная постановка, первая публикация целиком — на немецком языке, в Ревеле (перевод выполнен с не совсем исправного списка). В 1833 году «Горе от ума» впервые было напечатано на русском языке в московской типографии Августа Семена. Значительная часть комедии (выпады против придворной лести, крепостного права, намёки на политические заговоры, сатира на армию) была запрещена цензурой; первые издания и постановки были искажены многочисленными купюрами. Читатели того времени знали полный текст «Горя от ума» в списках, которых сейчас известно несколько сот (а ходило в своё время, очевидно, гораздо больше). Известно несколько фальсифицированных вставок в текст «Горя от ума», сочинённых переписчиками. Первая публикация комедии без искажений появилась в Москве в 1875 году.

2. Точки зрения критиков на проблему ума в комедии «Горе от ума»

«В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих», – так писал А.С. Грибоедов о своей пьесе. С этой авторской точкой зрения вполне можно согласиться, а центральный вопрос, поставленный в произведении, я бы сформулировала так: почему умный человек отвергнут и обществом, и любимой девушкой? В чем причины этого непонимания? Такого рода вопросы могут возникнуть в любое время в самой различной социальной среде, а потому они не утрачивают своей актуальности с течением времени. Возможно, именно поэтому «никогда не состарится Чацкий», как заметил когда-то И.А. Гончаров. В самом деле, давно канула в Лету эпоха карет и дворцов; люди, кажется, живут в совершенно иных условиях, но все так же трудно умному человеку найти понимание в обществе, все так же трудно ему объясняться с близкими, все так же одолевают над людьми стереотипы, которые очень трудно разрушить. Вероятно, в подобной «надвременной» постановке проблемы ума в комедии заключается один из секретов долголетия этого произведения, современности его звучания. Проблема ума – это тот идейно-эмоциональный стержень, вокруг которого группируются все остальные вопросы общественно-политического, философского, национально-патриотического и нравственно-психологического характера. В связи с особой значимостью проблемы ума вокруг нее развернулась серьезная полемика. Так, М.А. Дмитриев считал, что Чацкий лишь умничает, презирая других, и в своей претенциозности выглядит комичнее всех. С иных позиций, но тоже критически оценивает умственные способности главного героя пьесы А.С. Пушкин. Не отрицая глубины мыслей, высказанных Чацким («Все, что говорит он, – очень умно»), поэт утверждал: «Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми…». Скептически отозвался о постановке проблемы П.А. Вяземский, заявивший, что «посреди глупцов разного свойства» Грибоедов показал «одного умного человека, да и то бешеного».В.Г. Белинский поначалу высказывал мнение о Чацком, близкое к тому, что говорил о герое Дмитриев: «Это просто крикун, фразер, идеальный шум, на каждом шагу профанирующий все святое, о котором говорит. Неужели войти в общество и начать ругать в глаза дураками и скотами значит быть глубоким человеком?». комедия грибоедов критик ум

Но впоследствии критик пересмотрел свою точку зрения, увидев в монологах и репликах Чацкого излияние «желчного, громового негодования при виде гнилого общества ничтожных людей», сонная жизнь которых на самом деле «есть смерть … всякой разумной мысли». Таким образом, наметился коренной поворот в оценках ума главного героя, что отразилось во взгляде Д.И. Писарева, отнесшего Чацкого к числе персонажей, страдающих от того, что «вопросы давно решенные в их уме, еще не могут быть даже представлены в действительной жизни». Подобная точка зрения нашла окончательное выражение в статье И.А. Гончарова «Мильон терзаний», где Чацкий называется самым умным лицом в комедии. По мнению писателя, главный герой «Горе от ума» – фигура универсально-типологическая, неизбежная «при каждой смене одного века другим», намного опередившая свое время и подготавливающая приход нового. Что касается способности Чацкого распознавать людей, то Гончаров считал, что она у него имеется. Не собираясь изначально излагать свои взгляды в обществе Фамусова, приехав лишь за тем, чтобы увидеть Софью, Чацкий оказывается, уязвлен ее холодностью, потом задет требованиями ее отца и, наконец, психологически он не выдерживает напряжения, начиная отвечать ударом на удар. Ум оказывается не в ладу с сердцем, и это обстоятельство приводит к драматическому столкновению. Помня о пушкинском принципе судить писателя «по законам им самим над собою признанным», следует обратиться к позиции Грибоедова, к тому, что он сам вкладывает в понятие «ум». Назвав Чацкого умным, а других героев – глупцами, драматург выразил свою точку зрения недвусмысленно. Вместе с тем конфликт построен таким образом, что каждая из противоборствующих сторон считает умной себя, а безумным тех, кто не разделяет ее взглядов.

3. Ум в понимании Фамусова и фамусовского общества

Ум Фамусова и персонажей его круга представляет собой умение приспосабливаться к существующим условиям жизни и извлекать из них максимальную материальную выгоду. Жизненный успех выражается в количестве душ крепостных крестьян, в получении титула и чина, выгодной женитьбе или замужестве, в деньгах, предметах роскоши. Тот, кто сумел достичь этого (независимо от средств достижения), почитается умным.Пример «умного» поведения наглядно демонстрируется в рассказе о дяде Фамусова Максиме Петровиче, который, казалось бы, абсолютно проигранную ситуацию (на глазах у императрицы «упал, да так, что чуть затылок не пришиб»), мгновенно сориентировавшись, сумел обратить в выигрышную для себя, нарочно упав еще раз, развеселив Екатерину и получив за это компенсацию в виде особого ее расположения. Подобные примеры «умного поведения» показывают и Софья, и Молчалин, и Скалозуб. С их точки зрения, человек, отказавшийся от должности и карьеры, не желающий лукавит, открыто высказывающий свои взгляды, идущие вразрез с общепринятыми, наживший себе за один вечер столько недругов, не может считаться умными – так может поступить лишь безумец. Вместе с тем многие представители фамусовского общества прекрасно осознают, что взгляды Чацкого не безумны, а построены на иной логике, отличающейся от их собственной и таящей в себе угрозу для их привычного состояния самоуспокоенности.

4. Ум в понимании Чацкого

Логика умного человека, по Чацкому, предполагает не просто умение использовать уже сложившиеся условия жизни и даже не только образованность (что само по себе является обязательным), но способность свободно и непредвзят оценивать сами условия с точки зрения здравого смысла и изменять эти условия, если они здравому смыслу не соответствуют. Так, находясь во главе ученого комитета, не имеет смысла с криком требовать «присяг, чтоб грамоте никто не знал и не учился». Долго ли можно продержаться на такой должности с подобными взглядами? Не только бесчестно, но действительно глупо выменивал на слуг, которые спасали «жизнь и честь» барина, «борзые три собаки», ибо кто в следующий раз будет спасать ему жизнь! Бессмысленно и опасно пользоваться материальными и культурными благами, не предоставляя никакого доступа к ним народу, тому самому «умному, бодрому» народу, который только что спас монархию от Наполеона. Невозможно более удержаться при дворе, используя принципы максима Петровича. Теперь недостаточно лишь личной преданности и стремления угодить – теперь необходимо уметь делать дело, так как государственные задачи сильно усложнились. Все эти примеры отчетливо показывают авторскую позицию: ум, который лишь приспосабливается, мыслит стандартными стереотипами, Грибоедов склонен считать глупостью. Но в том-то и суть проблемы, что большинство всегда мыслит стандартно и стереотипно.Грибоедов не сводит конфликт только к противопоставлению умов, присущих людям разных поколений. Так, например, Чацкого и Молчалина можно отнести к одному поколению, однако их взгляды диаметрально противоположны: первый являет собой тип личности «века нынешнего» и даже скорее всего века будущего, а второй, при всей его молодости, – «века минувшего», поскольку его устраивают жизненные принципы Фамусова и людей его круга .Оба героя – и Чацкий, и Молчалин – умны по-своему. Молчалин, сделав успешную карьеру, заняв хоть какое, но место в обществе, понимает ту систему, которая лежит в его основе. Это вполне соответствует его практическому уму. Но с позиции Чацкого, который борется за свободу личности, такое поведение, обусловленное принятыми в обществе стереотипами, не может считаться умным:

Я странен, а не странен кто ж?

Тот, кто на всех глупцов похож…

По мнению Чацкого, действительно умный человек не должен зависеть от других – именно так он и ведет себя в доме Фамусова, в результате чего заслуживает репутацию безумного. Получается, что дворянство в большинстве своем как сила, отвечающая за обустройство жизни в стране, перестало соответствовать требованиям времени. Но если признать за точкой зрения Чацкого, которая отражает позиции меньшей части общества, право на существование, то необходимо будет как-то отреагировать на нее. Тогда надо либо, осознав ее правоту, меняться в соответствии с новыми принципами – а этого многим делать не хочется, а большинству просто не под силу. Либо надо бороться с противоречащей прежней системе ценностей позицией Чацкого, что и происходит на протяжении второго, третьего и почти всего четвертого действия комедии. Но существует и третий путь: объявить того, кто высказывает столь необычные для большинства взгляды, сумасшедшим. Тогда можно спокойно не обращать внимания на его гневные слова и пламенные монологи. Это очень удобно и вполне соответствует общим стремлениям фамусовского общества: как можно меньше утруждать себя какими-либо заботами. Вполне можно представить себе ту атмосферу благодушия и комфорта, которая царила здесь до появления Чацкого. Изгнав его из московского общества, Фамусов и его окружение, по-видимому, на какое-то время почувствуют себя спокойно. Но лишь на недолгое время. Ведь Чацкий отнюдь не герой-одиночка, хотя в комедии он один противостоит всему фамусовскому обществу. Чацкий отражает целый тип людей, обозначивший новое явление в обществе и обнаруживший все его болевые точки. Таким образом, в комедии «Горе от ума» представлены различные типы ума – от житейской мудрости, практического ума, до ума, отражающего высокий интеллект свободного мыслителя, смело вступающего в противоборство с тем, что не соответствует высшим критериям истины. Именно такому уму «горе», его носитель изгнан из общества и вряд ли его ждет успех и признание где-то в другом месте. В том и сила грибоедовского гения, что показывая события конкретного времени и места, он обращается к проблеме вечной – не только Чацкого, живущего в эпоху накануне «возмущения на Исаакиевской площади», ждет печальная судьба. Она уготована любому, кто вступает в борьбу со старой системой взглядов и пытается отстоять свой образ мысли, свой ум – ум свободного человека.

5. Награды Грибоедова за комедию

Орден Святой Анны II степени с алмазными знаками (14 марта 1828 года)

Орден Льва и Солнца I степени (Персия, 1829 год)

Орден Льва и Солнца II степени (Персия, 1819 год)

6. Народное признание

Успех комедии “Горе от ума”, появившейся накануне восстания декабристов, был чрезвычайно велик. “Грому, шуму, восхищению, любопытству конца нет”– так охарактеризовал сам Грибоедов создавшуюся атмосферу. По словам Пушкина, комедия произвела неописанное действие и поставила Грибоедова наряду с первыми нашими поэтами. По мнению Пушкина, цель комедии – «характеры и резкая картина нравов». Комедия, по словам Белинского, явилась «страстным протестом против гнусной действительности, против чиновников-взяточников, против светского общества, невежества, добровольного холопства…» При этом современники в полной мере ощущали социально-политическую актуальность комедии, воспринимая ее как злободневное произведение зарождавшейся в России новой литературы.

Гончаров в своей статье “Мильон терзаний” писал о “Горе от ума”, — что оно “все живет своею нетленною жизнью, переживет и еще много эпох и все не утратит своей жизненности”. Я полностью разделяю его мнение. Ведь писатель нарисовал реальную картину нравов, создал живых персонажей. Настолько живых, что они дожили до наших времен. Мне кажется, что в этом и заключается секрет бессмертия комедии А. С. Грибоедова. Ведь наши Фамусовы, Молчалины, скалозубы по-прежнему заставляют современного нам Чацкого испытывать горе от ума.

Список литературы

1. Багрова Л. Б., Воронин И. В., Горский В. Г. «Школьная энциклопедия» Издательство «ОЛМА – ПРЕСС Образование» Москва – 2004г.

2. Грибоедов А.С. «Горе от ума» Издательство «Советская Россия» Москва – 2000 г.

3. Курдюмова Т. Ф., Леонов С. А., Марьина О. Б. «Литература» Издательство «Дрофа» Москва – 2005 г.

4. Кутузов А. Г., Киселев А. К., Романичева Е. С. «В мире литературы» Издательство «Дрофа» Москва – 2007г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Биографические сведения о знаменитом русском драматурге и поэте А. Грибоедове. Творческая история комедии “Горе от ума”. Общее понятие крылатых выражений. Афористические строки в стихах русских поэтов. Крылатые фразы в комедии Грибоедова “Горе от ума”.

презентация [714,4 K], добавлен 16.12.2014

История создания и публикация комедии “Горе от ума”; идейно-философское содержание произведения. Характеристика образов Чацкого, Софьи, Молчалина, Фамусова и Хлестовой. Особенности речи в произведении Грибоедова как средства индивидуализации героев.

реферат [44,4 K], добавлен 16.10.2014

А.С. Пушкин о судьбе Грибоедова. Детство и юность Грибоедова. Ссылка в Персию, служба на Кавказе. Успех комедии “Горе от ума”, особенности ее поэтики. А.С. Пушкин о главном конфликте комедии и об уме Чацкого. Фамусовский мир, драма Чацкого и Софьи.

реферат [37,5 K], добавлен 18.07.2011

Главная тема комедии Грибоедова “Горе от ума” – столкновение и смена двух эпох русской жизни. Ознакомление с драматическим образом Софьи Фамусовой – вначале романтической и сентиментальной, а вскоре – раздраженной и мстительной московской барышни.

сочинение [16,7 K], добавлен 08.11.2010

Историческое значение комедии “Горе от ума”, выявление основного конфликта произведения. Ознакомление с критическими интерпретациями структуры пьесы Грибоедова. Рассмотрение особенностей построения образов Чацкого, Софии Фамусовой и других персонажей.

курсовая работа [42,8 K], добавлен 03.07.2011

Сочинение на тему: Проблема ума в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Сочинение.
Проблема ума в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Проблема ума и безумия была актуальна во все времена. Умные, передовые люди своего времени часто оставались непонятыми современниками и объявлялись сумасшедшими. Так общество реагировало на идеи, шедшие вразрез с общепринятыми, идеи, которые проповедовали передовые люди своего времени. Не случайно и Грибоедов в своем произведении затрагивает эту проблему. Его комедия “Горе от ума”, написанная перед декабрьским восстанием, повествует о передовом разуме и о реакции общества на это. Первоначальное название комедии было “Горе уму”, затем автор заменил его на “Горе от ума”. Главный герой Чацкий еще не появился в доме Фамусова, но там уже витает идея безумия, связанная с негативным отношением к образованию и просвещению. Так, Фамусов говорит: “И в чтенье прок-от невелик”. Позже все персонажи комедии выскажутся по этому поводу, каждый выдвинет свою версию безумства Чацкого, но все общество дружно придет к одному мнению: “Ученье — вот чума, ученость — вот причина”. Фамусовское общество избавится от Чацкого, объявив его сумасшедшим, не приняв обличительных речей, клеймящих их образ жизни, а оружием изберет сплетню. Фамусов, как типичный представитель своего общества, имеет свое мнение относительно ума и умного человека. Для него умный человек -это практичный, житейски мудрый человек. Хотя он и не отказывает Чацкому в уме, но тем не менее более подходящей партией для Софьи считает Скалозуба: “Солидный человек и знаков тьму отличья нахватал, не по летам и чин завидный, не нынче завтра генерал”. В разговоре со Скалозубом московский барин говорит о той опасности, которая исходит от таких умников, как Чацкий. К тому же Чацкий неправильно использует полученные знания. Все должно быть направлено на достижение чинов, на соблюдение традиций, жить должны так, “как делали отцы”. Фамусов выдвигает свой идеал умного человека. По его мнению, это Максим Петрович, достигший больших чинов и высокого положения в обществе благодаря своему практическому уму, умению “сгибаться вперегиб”, когда надо было “подслужиться”. Сам Фамусов таких высот не достиг, поэтому и заискивает перед князьями Тугоуховскими и Скалозубом. Молчалин, секретарь Фамусова, воплощает также практический ум. Это было замечено Чацким: Молчалин! — Кто другой так мирно все уладит! Там моську вовремя погладит! Тут в пору карточку вотрет! По своей натуре Молчалин — мелкий человек, любыми путями стремящийся достичь заветной цели в жизни, смысл которой сводится к тому, “чтоб награжденья брать и весело пожить”. В своей практике он следует заветам отца- “угождать всем людям без изъятья”, но при этом считает, что “в его лета не должно сметь свое суждение иметь”, так как “в чинах он небольших”. Софью он любит “по должности”, успокаивает разгневанную Хлестову партией в карты. По мнению Чацкого, Молчалин “дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных”. Чацкий является полной противоположностью Молчалину, несмотря на то, что они оба молоды. Герой обладает пылкой, страстной натурой. Он готов пожертвовать всем ради своих идеалов, наполненных гражданским смыслом. Он хочет служить “делу, а не лицам”. Для Чацкого ум и правда, истина и честь являются главными жизненными ценностями. Герой выступает против воспитания, принятого в фамусовском обществе, когда стремятся “набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле”. Ему не чужды патриотические чувства, именно поэтому его раздражает “слепое подражанье” всему иностранному. Свои мысли Чацкий высказывает в обличительных речах, направленных против устоев фамусовского общества. Его монологи, ораторские по стилю, свидетельствуют об образованности и просвещенности главного героя, поэтому в них так много афоризмов. Ум Чацкого — ум передового человека, именно это является причиной того, что косное общество не приемлет его взглядов и идей, так как они противоречат укладу старого московского дворянства. Любовь Чацкого к Софье не случайна, ведь она также обладает умом. Но ум Софьи практический. Софья, как типичная девушка своего времени и класса, свой ум черпает из французских сентиментальных романов, поэтому она и выбирает себе в возлюбленные Молчалина, чтобы впоследствии сделать из него “мужа-мальчика, мужа-слугу”. Она руководствуется при этом житейской мудростью, ведь она — дочь своего отца. В комедии есть еще один тип ума, который мы можем видеть у горничной в доме Фамусова Лизы. Как второй резонер в комедии, она выражает авторскую позицию, поэтому именно из ее уст мы слышим характеристики различных персонажей: “Кто так чувствителен, и весел, и остер, как Александр Андреич Чацкий”, “Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами” и так далее. Бесспорно, Лиза обладает природным умом и житейской мудростью простолюдинки, она находчива, хитра, но при этом преданна своей госпоже.
Таким образом, в комедии “Горе от ума” представлены различные типы ума, начиная от житейски мудрого и кончая передовым, прогрессивным умом. Но фамусовское общество не приемлет передовой ум, отвергает его, объявив Чацкого социальным безумцем и вынудив его покинуть Москву.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: